Нарушения мышечного тонуса наблюдаются при большом количестве заболеваний (остеохондроз, детский церебральный паралич) и могут приводить к существенным нарушениям в социальной сфере, например, к парезам или дизартрии. В лечении гипертонуса используются различные методики, в том числе электрофорез с Мидокалмом. Метод основан на положительном воздействии электрического тока и лекарственного средства на мышечную ткань и нервную систему, что позволяет восстановить нормальный тонус мускулатуры. Необходимо отметить, что процедура имеет определенные противопоказания к своему назначению, в связи с чем пациент обязательно должен посетить лечащего врача для выполнения обследования.
Лекарственный электрофорез – распространенная методика лечения заболеваний у детей и взрослых. Процедура подразумевает воздействие на ткани электрического тока, а также улучшение проникновения медикаментозных препаратов в организм под действием электрического поля, что позволяет улучшить общий лечебный эффект.
Гальванизация, возникающая в результате воздействия электричества на биологические ткани, приводит к следующим эффектам:
- улучшение кровообращения тканей;
- расслабление мышечных образований;
- уменьшение выраженности воспалительных явлений и болевых ощущений.
Мидокалм, используемый при электрофорезе, относится к группе миорелаксирующих средств и содержит два действующих вещества – лидокаин и толперизон. Механизм действия препарата связан со снижением активности нервных образований, что приводит к расслаблению мускулатуры. Помимо этого, медикамент оказывает выраженное действие на центральную нервную систему, нормализуя ее рефлекторную активность. Входящий в состав Мидокалма лидокаин – местный анестетик, обуславливает снижение болевых ощущений у пациента.
Лекарственный электрофорез должен быть частью комплексного лечения гипертонуса, так как он не устраняет непосредственной причины его возникновения.
Проведение процедуры у ребенка или взрослого человека должно основываться на соблюдении показаний и противопоказаний к лечению. Электрофорез с Мидокалмом показан пациентам со следующими заболеваниями:
- Изменение активности нервной системы, приводящее к гипертонусу мышц. Подобные состояния возникают при дегенеративных и органических процессах в головном и спинном мозге: черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, осложнения инсульта и т. п.
- Дизартрия, проявляющаяся нарушениями речи.
- Спазмы скелетной мускулатуры или постоянное повышение тонуса.
- ДЦП в любой форме.
Помимо показаний, доктора должны учитывать возможные противопоказания, ограничивающие использование физиолечения:
- нарушения психической адекватности человека;
- эпилептические припадки в анамнезе;
- аллергия или непереносимость Мидокалма;
- индивидуальная непереносимость электрического тока.
Несоблюдение противопоказаний может привести к развитию побочных эффектов от использования процедуры или стать причиной прогрессирования сопутствующих патологий.
Мидокалм воздействует на центральную нервную систему, в связи с чем имеет определенные противопоказания к назначению, которые должны быть всегда учтены у каждого пациента.
Физиотерапевтические сеансы с использованием лекарственного электрофореза проводятся по следующему алгоритму:
- Лечащий врач готовит необходимый раствор Мидокалма. Как правило, для лечения гипертонуса мышц ног, рук или туловища, используют 1% раствор лекарственного средства, позволяющий добиться значимого эффекта с минимальным риском развития негативных последствий.
- Приготовленным раствором смачивают марлевые накладки на электроды, которые помещают на необходимый участок тела. Электроды следует хорошо закрепить, чтобы предупредить плохой контакт с кожей во время физиолечения.
- Устройство для электрофореза включается на минимальные значения силы тока. Ее необходимо постепенно повышать до появления у пациента чувства покалывания в области наложения электродов.
- По окончании времени сеанса следует отключить прибор и удалить электроды.
Продолжительность одного физиотерапевтического сеанса – от 10 до 20 минут, что определяется тяжестью имеющегося заболевания, а также выраженностью гипертонуса. При проведении физиолечения в детском возрасте, продолжительность процедуры следует уменьшить в два раза.
Использование лекарственного электрофореза с Мидокалмом при дизартрии подразумевает размещение электрода под языком в области его корня. Подобная процедура позволяет нормализовать тонус мышц ротового дна, который часто изменен при нарушении речи у детей и взрослых.
Физиотерапия может проводиться и в домашних условиях после предварительной консультации лечащего врача. В этом случае у пациента дома должен быть прибор для электрофореза, соответствующий медицинским нормам безопасности.
Использование лекарственного электрофореза с Мидокалмом может привести к развитию у пациента негативных последствий. Подобная ситуация наблюдается при попытках самостоятельного лечения гипертонуса или при несоблюдении противопоказаний к процедуре. У пациентов могут возникнуть следующие побочные эффекты:
- слабость в мышцах, связанная с действием медикаментозного средства;
- речевые нарушения, сохраняющиеся в течение короткого времени при использовании подъязычного электрофореза;
- снижение уровня артериального давления;
- диспепсические явления в виде тошноты, рвоты и дискомфорта в области живота;
- аллергические реакции и раздражение кожи в месте установки электродов.
Как правило, побочные эффекты физиолечения не требуют назначения специфического лечения и устраняются самостоятельно в течение нескольких часов после процедуры.
При нарушении мышечного тонуса, Мидокалм может использоваться отдельно от физиотерапии. Препарат обладает выраженным эффектом и позволяет добиться улучшения состояния пациента при курсовом использовании. Препарат выпускается в виде таблеток для приема внутрь и в виде ампул для внутримышечных инъекций.
Средняя продолжительность терапевтического курса – 10 дней. По его истечении, необходимо обратиться к врачу для оценки эффективности лечения и раннего выявления возможных побочных эффектов препарата.
Нарушения мышечного тонуса наблюдаются при большом количестве заболеваний центральной или периферической нервной системы. Лечение патологий всегда основывается на комплексном использовании терапевтических методов. Проведение электрофореза с Мидокалмом позволяет избавиться от гипертонуса и устранить неприятные ощущения, связанные с ним: боль, двигательные нарушения и дискомфорт. Использование физиолечения всегда следует проводить по назначению лечащего врача, так как после подобных процедур возможно возникновение побочных эффектов или отсутствие эффективности при неправильном применении.
источник
Ольга Трифонова
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии
Дизартрия — это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.
При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.
1. Медицинское воздействие.
В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:
— тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);
— мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);
— язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);
— наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);
— наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).
фармакотерапия — для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:
— нейрометаболические церебропротекторы — препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.
— ангиопротекция — препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);
— дигидратация, процесс промывания мозга — препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);
— гепатопротекция — препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);
— минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);
— противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);
— мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.
Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);
— корректоры поведения — противосудорожные и рассасывающие лекарства.
Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).
Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).
Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).
2. Психологическое воздействие.
Развитие психических функций:
А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);
Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.
3. Логопедическое воздействие:
А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:
— артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);
Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;
В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.
3. Логопедическое воздействие при дизартрии.
Нормализация мышечного тонуса.
Гипертонус языка — это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.
80 % межзубного произношения — спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.
1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.
Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.
Коррекция: — медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;
— термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);
— расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).
2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:
— распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики
— удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;
— повышение тонуса языка («Иголочка»);
— дифференциация тонуса («Иголочка» — «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;
— расслабление и напряжение языка в ротовой полости.
Гипотонус языка — мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.
Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).
1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.
— тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);
— термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);
— тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;
2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:
— улучшение тонуса через движение («Белочка»).
— удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);
— дифференцирование тонуса («Лопаточка» — «Иголочка»);
— формирование правильного артикуляционного уклада.
Артикуляционная гимнастика при дизартрии.
Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.
1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.
2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.
3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.
4. Формирование правильного артикуляционного уклада.
При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.
В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).
Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.
1. Работа над артикуляционными движениями:
— выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;
— выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;
— упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;
— упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» — «Иголочка» вне рта; «Горка» — «Растаяла горка» во рту.
2. Формирование правильного артикуляционного уклада.
Гимнастика для шеи.
Цель: — нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);
— профилактика шейного остеохондроза.
1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.
2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.
3. Вдавить голову в шею («пружинка»).
4. Сделать круг головой вправо, влево.
5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.
6. «Велосипед» — круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.
Контрастотермометрия.
Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.
Цель: — воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.
Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.
Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.
При спастике: холод – тепло (х — т);
При паретичности – тепло – холод (т — х).
В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.
При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).
При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).
При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.
Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).
При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:
1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).
2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» — «Лопаточка»).
3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.
4. Формирование цепочки артикуляционных движений.
Снижение тонуса на корень языка.
Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:
1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.
2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).
Сочетанное нарушение тонуса языка.
Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):
1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод — тепло).
2. Выглаживание корня языка.
3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.
4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» — «Иголочка», «Горка» — «Горка растаяла»).
Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:
1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).
2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.
3. Выглаживание корня язие языка.
4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.
Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.
источник
Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.
Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.
У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):
I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;
II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;
III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;
IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.
Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».
Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.
- бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
- качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
- участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
- иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
- новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
- даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
- новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.
Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.
Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.
Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.
Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.
Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.
Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.
Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.
Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.
Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.
Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.
Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.
После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.
Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.
источник
Электрофорез при задержке психо-речевого развития ☑️ Как записаться, где взять лекарство и что понадобится для процедуры.
Электрофорез 2х-летнему ребенку назначил невролог в рамках коррекции задержки психо-речевого развития, но чтобы начать его делать пришлось потрудиться. Что нужно, можно и чего нельзя при электрофорезе — информация в отзыве.
☑️ Электрофорез
физиотерапевтическая процедура, при которой организм человека подвергается воздействию постоянных электрических импульсов с целью оказания общего и местного терапевтического эффекта.
С помощью электрофореза производится введение лекарственных средств через кожу и слизистые оболочки. Данный путь введения препаратов обладает рядом преимуществ среди других методов введения.
☑️ Почему назначили электрофорез моему ребенку
В отзывах о детском электрофорезе часто встречаю, что процедуру назначают младенцам при гипертонусе, а детям постарше при подтвержденной ЗРР.
В младенческом возрасте у дочки был гипертонус, но нам назначали процедуру магнит.
Электрофорез в первый раз назначил в 2 года врач-невролог. Причину подчеркнула в фото заключения.
Для того, чтобы пройти курс электрофореза нам пришлось:
- Посетить платного невролога (в поликлинике по месту жительства одно лечение — Пантогам
и валите) - Прийти с заключением платного невролога к участковому педиатру. Педиатр сам не может назначить курс электрофореза, он записывает на прием к физиотерапевту. (Напрямую к физиотерапевту записаться нельзя). Поскольку процедуру назначил внешний врач, педиатр согласовал ее еще с заведующим.
- Прийти на прием к физиотерапевту. Он дает направление на курс электрофореза. На направлении нарисовано тело человека, где врач отмечает на какие зоны нужно повести воздействие. Также врач дает рецепт на лекарство. И направление и рецепт имеют срок действия. Если не торопиться, придется проходить все заново.
☑️ Какое лекарство и как его получить
Нам назначили эуфиллин, он нужен:
- для нормализации мышечного тонуса;
- уменьшения спазма и болевых ощущений;
- уменьшения отёка и воспаления;
- с целью оптимизации внутричерепного давления;
- усиления кровообращения в тканях.
Если вам выпишут эуфиллин, постарайтесь, чтобы назначили препарат в ампулах.
Почему лучше эуфиллин в ампулах:
- Препарат в ампулах легко найти, он продается во многих аптеках, его можно заказать по интернету с доставкой в ближайшую аптеку.
- У препарата в ампулах длительный срок хранения. Если ребенок заболеет, или процедура перенесется, с ампулами ничего не случится.
Нам назначили препарат, который нужно готовить в аптеке. Если вам назначили эуфиллин, который производят в аптеке, вам потребуется:
— Найти аптеку с рецептурно-производственным отделом. В Москве это «Столичные Аптеки».
— Позвонить туда и уточнить когда они смогут приготовить препарат. (В некоторых аптеках провизоры работают не каждый день).
— Быть уверенным когда точно вы попадете на электрофорез. У приготовленного эуфиллина срок годности 10 дней и курс электрофореза тоже 10 дней (с учетом 2 выходных вообще загадка как это реализовать). Например мы заболели и пришлось переносить приготовление препарата на неделю.
270 руб.), аптека дает на руки талон, по которому лекарство вы получаете в согласованный день.
На талоне и на флаконе с лекарством указан №, фамилия, название и концентрация препарата, срок приготовления, срок годности.
У нас в поликлинике есть отдельный кабинет, где проводят физиотерапевтические процедуры. Магнит, лазер, электрофорез и др.
Приходите в часы приема. Отдельная кушетка за шторкой. На фото ниже будет видно.
Что взять с собой
- Лекарство;
- Белую туалетную бумагу;
- Пеленку;
- Чем занять ребенка (об этом ниже).
Аппарат для электрофореза выглядит так.
Их задача усилить проникновение лекарства в организм.
Важно следить, чтобы электрод не выскочил из марлевой обертки и не коснулся кожи. Иначе будет ожег.
Сама по себе процедура безболезненная. Ощущается лишь легкое пощипывание.
Детям постарше и взрослым просто кладут электроды, например, на спину, как на заставке к отзыву.
Гиперактивному малышу, понятно, приматывают.
При примотке наступает минута нежности: доча хнычет, приговаривает «не бойся» — видимо утешает себя, держит меня за шею и целует
Вот мой примотыш
Важно! Гаджеты брать нельзя, т.к. они влияют на советскую аппаратуру. Либо нужно ставить телефоны и планшеты в авиарежим, но и это не приветствуется.
Мы берем книги, развивайки, игрушки.
Рекомендую. Желаю терпения родителям и здоровья деткам, все получится
ЭЭГ дневного сна — как снять энцефалограмму ребенку
источник
Ухудшение экологической ситуации, увеличение количества врожденных патологий в последние годы приводит к росту числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями. Ученые, медицинские работники находятся в постоянном поиске высокоэффективных методов, способных не только устранить симптомы болезни, но и полностью излечить пациента.
Несмотря на достижения современной фармакологии и разработку новых лекарственных препаратов, актуальными остаются физиотерапевтические способы. Особенно часто назначают электрофорез детям в связи с его высокой безопасностью и возможностью вводить низкие дозы медикаментов в область патологических изменений. Современные аппараты позволяют существенно снизить риск побочных эффектов и делают процедуру более комфортной для пациента.
Электрический ток способен оказывать на организм человека разнонаправленное действие. Под его воздействием наблюдают следующие эффекты:
- сосудорасширяющее;
- миорелаксирующее;
- лимфодренажное:
- иммуностимулирующее;
- противовоспалительное;
- гормонорегулирующее.
Детский организм имеет некоторые особенности, в соответствии с которыми процедура электрофореза проводится с некоторыми корректировками. Так, кожа детей отличается морфофункциональной незрелостью. Ее особенностью является более тонкий слой эпидермиса. Он имеет меньшее количество слоев клеток, которые менее плотно, чем у взрослых, связаны с подлежащей базальной мембраной. У детей, не достигших четырехмесячного возраста, не развиты потовые железы, а система регуляции внутрикожных сосудов развита недостаточно. Кроме того, кожные покровы в детском возрасте отличаются повышенной гидрофильностью, они с большей скоростью всасывают вещества, имеют низкое сопротивление электрическому току. Вместе с тем кожа ребенка обладает высокими репаративными способностями.
Поскольку процессы температурной и химической регуляции у маленьких детей развиты недостаточно, электрофорез нужно проводить крайне осторожно. В процессе лечения необходим постоянный контроль как со стороны медперсонала, так и со стороны родителей.
В среднем для детей младшего возраста воздействие электрическим током не должно превышать 7-8 минут. Более старшим пациентам разрешается проводить процедуры длительностью до 15-20 минут.
Учитывая повышенную проводимость кожных покровов для электрического тока, первые процедуры выполняют с выбором минимальных параметров. Следует помнить, что у детей физиотерапевтическое воздействие распространяется не только на кожу, но и на подлежащие соединительную и мышечную ткани, а также надкостницу. Именно там депонируются введенные с помощью электрофореза лекарственные вещества.
Пациенты дошкольного возраста и груднички часто боятся первых процедур, могут пугаться или отказываться от манипуляции. В данном случае очень важен правильный психологический подход со стороны персонала больницы и родителей. Ребеночку дошкольного возраста можно объяснить, что физиотерапия не приносит боли или неприятных ощущений. Обязательно нужно рассказать о необходимости такого лечения, возможных ощущениях во время процедуры (например, небольшое покалывание).
Также, первую процедуру выполняют с минимальными показателями силы тока и меньшее количество времени, иногда без включения аппарата («плацебо»). Малышам грудного возраста электрофорез назначают с учетом времени приема пищи. Физиотерапевты рекомендуют делать его не раньше чем через час после кормления, или же за 45 минут до его начала.
На период проведения электрофореза электроды-пластины обязательно фиксируют специальными эластичными бинтами. До начала и после физиотерапии медицинская сестра или врач должны осмотреть кожу младенца на предмет повреждений, гиперемии или ожогов. Специалисты рекомендуют после электрофореза смазывать область воздействия детским кремом или растительным маслом. Это хорошо устраняет сухость кожи.
С помощью электрического тока в организм можно вводить различные лекарственные препараты. Важной особенностью данной процедуры является то, что существенно снижается их системное воздействие на ребенка. При этом создается локальное депо действующего вещества именно в патологическом очаге.
В зависимости от имеющейся патологии у детей применяют следующие группы лекарств
Патология | Группы препаратов | Лекарственные средства |
Поражение центральной нервной системы (перинатальное, гипоксически-ишемическое) | Сосудорасширяющие, дегидратирующие, улучшающие венозный отток | Никотиновая кислота, витамин С, Эуфиллин, Магния сульфат (магнезия), Глутаминовая кислота, Но-шпа |
Последствия нейроинфекции, черепно-мозговых травм | Ноотропы, сосудорасширяющие | Пирацетам, Магния сульфат, Лидаза, Йод, Никотиновая кислота |
Астенический синдром | Адаптогены, препараты с тонизирующим эффектов | Кофеин, экстракт алоэ, Пирацетам |
Заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата с болевым синдромом | Анестетики, нестероидные противовоспалительные средства, спазмолитики | Новокаин, Анальгин, Дибазол, Папаверин |
Поражение периферических нервов (невриты, полинейропатии) | Витамины, антихолинэстеразные препараты | Витамин В1, В6 Прозерин |
Бактериальный воспалительный процесс внутренних органов | Антибиотики | Ампициллин, Эритромицин и др. |
Назначение электрофореза осуществляет лечащий врач (невролог, педиатр, ортопед или другой специалист). Он же подбирает нужный процент раствора, силу тока и длительность проведения процедуры, определяет показания и в каких случаях нужен запрет на физиолечение.
Большинство методик электрофореза, проводимых у взрослых пациентов, также применяются и в педиатрии. Однако существует несколько способов предназначенных для пациентов младшего возраста.
Данный вид физиовоздействия разрешается проводить детям старше двух лет. Для процедуры используют два электрода. Первый, «шалевый», имеющий размеры 200-400 см², размещают в воротниковой зоне. Область расположения электрода соответствует уровню шестого шейного позвонка или первого-второго грудного.
Второй электрод меньших размеров накладывают на пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Зона его размещения должна соответствовать третьему-четвертому поясничным позвонкам или первому крестцовому. Первые процедуры проводят с силой тока не более 2-3 мА, в последующем интенсивность воздействия усиливают до 10-12 мА. Аналогично поступают и с длительностью процедуры. Первые один-два сеанса электрофореза длятся не более 3-4 минут. Затем время постепенно увеличивают до 10-15 минут. Обычно курс лечения не превышает 10-12 процедур.
Данная методика предназначена для новорожденных и детей грудного возраста. Техника процедуры отличается от предыдущей, электроды имеют другое расположение. Первый электрод размещают между лопатками на спине на уровне второго-десятого грудных позвонков. Площадь электрода-пластины составляет около 100 см². Второй, таких же размеров, электрод накладывают в передней части брюшной стенки, также существует методика его наложения на зону бедер.
Время электрофореза по Вермелю у ребенка в среднем составляет 10 минут. Сила воздействия для детей не превышает 0,01 мА/см². Обычно в курс терапии входит до 10 процедур.
Такой метод введения лекарств с помощью электрического тока применяют при острых патологиях. Внутритканевой электрофорез показан при наличии аллергии на лекарственные препараты, для уменьшения токсического их воздействия на организм ребенка.
Особенно часто методику используют в терапии пневмоний у детей. Процедура может быть выполнена несколькими способами:
- Одновременно выполняют внутривенную струйную инфузию лекарственного вещества и гальванизацию с поперечным размещением электродов.
- Внутривенное капельное введение раствора лекарства и одновременное выполнение гальванизации.
- Ингаляционное введение медикамента в сочетании с гальванизацией грудной клетки.
- Внутримышечная инъекция медпрепарата с последующей (через 30-60 минут) гальванизацией в области грудной клетки.
Данная методика физиолечения позволят вводить минимальные количества лекарственного препарата. Одновременное воздействие электрического тока создает его депо именно в области бронхолегочной системы и таким образом обеспечивает максимальный терапевтический эффект.
При пневмониях в качестве лекарственного препарата для электрофореза обычно используют антибиотики. Специалисты рекомендуют внутритканевой электрофорез именно на ранних этапах развития болезни. На фоне его применения у детей наблюдается более раннее исчезновение симптомов воспаления в легочной ткани, быстрее нормализуется температура. Кроме того, уменьшаются сроки пребывания пациентов на 3-5 суток.
Данный способ электрофореза назначают при неврологических патологиях, локализованных интракраниально (внутри черепа). Он показан при ишемических и травматических поражениях нервной системы у малышей, вегето-сосудистых дистониях.
Техника выполнения заключается в наложении раздвоенного электрода на закрытые глаза. Второй электрод-пластину размещают на задней поверхности шеи.
Методику используют для лечения более старших детей. Новорожденные и дети дошкольного возраста часто отказываются от введения электродов в полость носа, и провести у них процедуру иногда довольно сложно.
Назальный электрофорез проводят с новокаином и кальцием. Перед процедурой полость носа промывают физиологическим раствором натрия хлорида или теплой кипяченой водой. После этого приготовленные заранее ватные турунды смачивают в растворе новокаина (или хлорида кальция) и аккуратно пинцетом вводят в носовые ходы.
Концы турунд над верхней губой соединяют с первым электродом. Второй электрод располагают на задней поверхности шеи. Длительность процедуры составляет от 15 до 20 минут.
Такой вид электрофореза показан при гипертонусе (повышенном тонусе) мышц и гиперкинезах конечностей. Данная патология часто наблюдается при детском церебральном параличе и других органических поражениях головного мозга. Для процедуры готовят 0,5% раствор новокаина (40 мл), к нему добавляют 8 капель адреналина.
Раздвоенные электроды размещают на пальцах рук и стоп. Через 15 минут от начала процедуры меняют их полярность: положительные на пальцах рук перемещают на стопы, и наоборот. Методика дает хороший эффект при одновременном назначении препаратов с миорелаксирующим эффектом (Мидокалм).
Ее используют при спастической дизартрии, заикании. Техника ее выполнения заключается в размещении специальных двулопастных электродов на боковой поверхности головы.
Рекомендуемая сила тока для детей 3-7 мА, продолжительность от 7 до 15 минут. Сколько должна длиться процедура определяет врач невролог или педиатр индивидуально в зависимости от выраженности симптомов. Курс лечения состоит из 10-12 процедур.
Детям грудного возраста, имеющим дисплазию тазобедренных суставов, в схему лечения часто включают электрофорез. Для процедуры рекомендуют использовать хлористый кальций, аскорбиновую кислоту, также есть схемы лечения с сульфатом цинка. Хороший эффект дает одновременное применение электрофореза и магнитотерапии (магнитофорез).
По оценкам ортопедов-травматологов применение электрофореза способствует правильному формированию тканей сустава. Это, в свою очередь, приводит к восстановлению объема движений в нижних конечностях.
Лекарственный электрофорез широко применяется в различных областях медицины: неврологии, педиатрии, ортопедии и др. Данная методика имеет ряд преимуществ: она безопасна, позволяет создавать депо действующего вещества в патологическом очаге, дает быстрый и долгосрочный эффект. Кроме того, электрофорез общедоступен для детей, практически все крупные медицинские учреждения оснащены аппаратами для его проведения.
источник
ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ
(ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ)
Большую помощь при коррекции речевых нарушений оказывают физиотерапевтические процедуры, нормализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует возбудимость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы.
В результате у детей, имеющих дизартрию, нормализуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадиционных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение массажа, фито- и физиотерапевтических процедур способствует восстановлению компенсаторных возможностей ребенка, поддержанию и дальнейшему закреплению полученных результатов. В начальных стадиях физиоте-
рапия направлена не только на профилактику осложнений, но и на купирование их проявлений.
Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно перед занятием с логопедом. Инду к то терапия
Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1,длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 месяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спастической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязевые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез
У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических
мышц. В этих случаях назначают электрофорез (кальция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лечения 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении мозгового кровообращения назначают электрофорез сосудорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, сульфат магния); электростимуляцию краевой ветви лицевого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.
С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата. Данная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-
кает значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создает основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении детьми правильной траектории движений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.
У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с одного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возрастают сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появляются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое участие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение саливации и потоотделения. Эффект от производимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держится от 3 до 8 часов.
Выводы: результаты динамического наблюдения показывают, что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки у детей стабильно сохраняются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не-
обходимость использования ИЛГ в коррекционвой работе с детьми, страдающими дизартрией.
Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы аппарата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов.
После снятия электродов отмечается снижение мышечной напряженности. Анализ динамики клинической симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настроение, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), значительно уменьшаются утомляемость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма перспективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптоматикой, и немаловажно то, что ее можно широко применять не только в стационаре, но и в поликлинике.
Помимо вышеназванных методик, к детям со спастической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия
Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастических параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или ежедневно, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия
Индуктотермию (лечение переменным электромагнитным током высокой частоты) назначают в основ-
ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.
Методика.Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: продолжительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.
Клинические наблюдения показывают, что положительная динамика остается достаточно стойкой в течение 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 месяца. Однако нужно заметить, что закреплению благоприятных сдвигов способствуют также проводимые после индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (через 30 мин—1 час).
Теплолечение назначают детям со спастической формой дизартрии для усиления крово- и лимфообращения, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносителей в основном используется грязь, так как она воздействует на компенсаторные механизмы, а также предотвращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.
Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием создают благоприятные условия для повышения результативности логопедических занятий.
1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону(по Щербакову).
Цель данной процедуры — стимуляция кровообращения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.
Методика.Температура грязи 38-40,5 °С. Продолжительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени-
ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.
2. Грязевые аппликации(по методике Н. Я. Анаш-
Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц.
Методика.На слой марли от носа до подбородка и нa 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;
Гальваногрязь.
Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей.
Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см 2 , продолжительность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК).
Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.
Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии.
Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цветков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладываемых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный тонус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротниковую зону холодную грязевую аппликацию при температуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использовалось впервые, однако, для окончательной оценки эффективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.
Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные результаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетической формой дизартрии.
Методика. Электроанестезия проводится по методике К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь.
Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используются аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень медленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в течение нескольких дней побочные действия исчезают. Другие осложнения не наблюдаются.
Противопоказаниями для лечения являются: массивные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары конечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продолжается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды накладываются сразу на четыре конечности. Водолечение
Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид-
ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативных реакций (слюнотечение, потоотделение).
Паретичная форма дизартрии
В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры.
1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции используются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин.
Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мышцах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учитываются противопоказания к использованию электростимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка).
2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультразвуковую терапию для стимуляции нервных волокон.
Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см , режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см 2 , продолжительность одной процедуры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ванны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативные реакции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность оральной мускулатуры, что в свою очередь сразу положительно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод комплексного воздействия:
1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК;
2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;
4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.
ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Используются с целью сохранения работоспособности пораженных мышц, стимуляции обмена, противодействия развитию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.
Вывод: эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием.
Опираясь на исследования отечественных физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский, ). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффективность медико-педагогических методик преодоления тикания.
Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов.
Детям, страдающим заиканием органического происхождения (вследствие различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатологами, психотерапевтами проводится курсовое лечение методом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в результате чего у детей усиливаются процессы адаптации, ускоряется восстановление всех психофизиологических функций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, уменьшается умственная и физическая усталость.
МДМ представляет собой транскраниальное воздействие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особенностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клиники заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя-
желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.
В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего состояния; снижение возбудимости; купирование невротических реакций; уменьшение или исчезновение головной боли; нормализация сна; повышение физической и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженности заикания; улучшение умственной сообразительности, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.
Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возможность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста),
Весьма положительные результаты при лечении заикания были получены вследствие сочетания медикаментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (электросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппаратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума комнате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедическими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи рекомендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медикаментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию электросна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. ‘
Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как
страх речи у них не является навязчивой мыслью. Осложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэтому оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура
Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентично с действием иглорефлексотерапии, а именно оказывает регулирующее влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лечение безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.
Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготовленных для этой цели магнитов. В частности, заикающимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокружения и других негативных явлений рекомендуется магнитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.
Таким образом, благодаря использованию магнитопунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизартрии и заикания достойное место занимают методы физиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не-
врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.
Однако важно помнить, что работа должна начитаться своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотерапевтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатологов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.).
М.А. Поваляева, Л. Р. АстафороваДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).
Цель дыхательных упражнений — увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно открытый рот.
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.
Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних,
средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.
Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию следует, исходя из собственного удобства.
Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:
— упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
— следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксировать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать
Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения
Раздел и содержание процедуры | Про- должи-тель-ность, в мин | Целевая установка |
1. Построение. Упражнения для организации внимания детей. Ходьба по кругу на носках, пятках, наружном и внутреннем сводах стоп. Динамичные дыхательные упражнения | 3-5 | Организация внимания занимающихся, подготовка организма к предстоящей нагрузке |
2. Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статические и динамические дыхательные упражнения (вдох через нос, выдох через рот). Упражнения для мимической и жевательной мускулатуры. Упражнения для развития подвижности мягкого нёба. Звуковая гимнастика для тренировки фазы удлиненного выдоха. Упражнения для координации движений с дыханием. Упражнения дпя улучшении осанки | 20-25 | Улучшение функции аппарата внешнего дыхания, обучение правильному дыханию при выполнении упражнений. Повышение подвижности мягкого нёба и профилактика контрактуры ви-сочно-нижнечелюстного сустава. Обучение носовому дыханию |
3. Ходьба с постепенным замедлением темпа и выполнением упражнений для расслабления мышц. Статические дыхательные упражнения (надувание резиновых игрушек, шаров, выдувание мыльных пузырей и т. п.), проводимые игровым методом с включением элементов соревнования | 5-10 | Снижение общей физической нагрузки, закрепление навыков правильного дыхания |
глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу.
Постановка речевого дыхания у детей-логопатов проводится следующим образом: с легким потряхиванием дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме.
При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.).
Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, например, левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
источник