Меню Рубрики

Электрофорез с мидокалмом ребенку при гипертонусе языка

Нарушения мышечного тонуса наблюдаются при большом количестве заболеваний (остеохондроз, детский церебральный паралич) и могут приводить к существенным нарушениям в социальной сфере, например, к парезам или дизартрии. В лечении гипертонуса используются различные методики, в том числе электрофорез с Мидокалмом. Метод основан на положительном воздействии электрического тока и лекарственного средства на мышечную ткань и нервную систему, что позволяет восстановить нормальный тонус мускулатуры. Необходимо отметить, что процедура имеет определенные противопоказания к своему назначению, в связи с чем пациент обязательно должен посетить лечащего врача для выполнения обследования.

Лекарственный электрофорез – распространенная методика лечения заболеваний у детей и взрослых. Процедура подразумевает воздействие на ткани электрического тока, а также улучшение проникновения медикаментозных препаратов в организм под действием электрического поля, что позволяет улучшить общий лечебный эффект.

Гальванизация, возникающая в результате воздействия электричества на биологические ткани, приводит к следующим эффектам:

  • улучшение кровообращения тканей;
  • расслабление мышечных образований;
  • уменьшение выраженности воспалительных явлений и болевых ощущений.

Мидокалм, используемый при электрофорезе, относится к группе миорелаксирующих средств и содержит два действующих вещества – лидокаин и толперизон. Механизм действия препарата связан со снижением активности нервных образований, что приводит к расслаблению мускулатуры. Помимо этого, медикамент оказывает выраженное действие на центральную нервную систему, нормализуя ее рефлекторную активность. Входящий в состав Мидокалма лидокаин – местный анестетик, обуславливает снижение болевых ощущений у пациента.

Лекарственный электрофорез должен быть частью комплексного лечения гипертонуса, так как он не устраняет непосредственной причины его возникновения.

Проведение процедуры у ребенка или взрослого человека должно основываться на соблюдении показаний и противопоказаний к лечению. Электрофорез с Мидокалмом показан пациентам со следующими заболеваниями:

  • Изменение активности нервной системы, приводящее к гипертонусу мышц. Подобные состояния возникают при дегенеративных и органических процессах в головном и спинном мозге: черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, осложнения инсульта и т. п.
  • Дизартрия, проявляющаяся нарушениями речи.
  • Спазмы скелетной мускулатуры или постоянное повышение тонуса.
  • ДЦП в любой форме.

Помимо показаний, доктора должны учитывать возможные противопоказания, ограничивающие использование физиолечения:

  • нарушения психической адекватности человека;
  • эпилептические припадки в анамнезе;
  • аллергия или непереносимость Мидокалма;
  • индивидуальная непереносимость электрического тока.

Несоблюдение противопоказаний может привести к развитию побочных эффектов от использования процедуры или стать причиной прогрессирования сопутствующих патологий.

Мидокалм воздействует на центральную нервную систему, в связи с чем имеет определенные противопоказания к назначению, которые должны быть всегда учтены у каждого пациента.

Физиотерапевтические сеансы с использованием лекарственного электрофореза проводятся по следующему алгоритму:

  1. Лечащий врач готовит необходимый раствор Мидокалма. Как правило, для лечения гипертонуса мышц ног, рук или туловища, используют 1% раствор лекарственного средства, позволяющий добиться значимого эффекта с минимальным риском развития негативных последствий.
  2. Приготовленным раствором смачивают марлевые накладки на электроды, которые помещают на необходимый участок тела. Электроды следует хорошо закрепить, чтобы предупредить плохой контакт с кожей во время физиолечения.
  3. Устройство для электрофореза включается на минимальные значения силы тока. Ее необходимо постепенно повышать до появления у пациента чувства покалывания в области наложения электродов.
  4. По окончании времени сеанса следует отключить прибор и удалить электроды.

Продолжительность одного физиотерапевтического сеанса – от 10 до 20 минут, что определяется тяжестью имеющегося заболевания, а также выраженностью гипертонуса. При проведении физиолечения в детском возрасте, продолжительность процедуры следует уменьшить в два раза.

Использование лекарственного электрофореза с Мидокалмом при дизартрии подразумевает размещение электрода под языком в области его корня. Подобная процедура позволяет нормализовать тонус мышц ротового дна, который часто изменен при нарушении речи у детей и взрослых.

Физиотерапия может проводиться и в домашних условиях после предварительной консультации лечащего врача. В этом случае у пациента дома должен быть прибор для электрофореза, соответствующий медицинским нормам безопасности.

Использование лекарственного электрофореза с Мидокалмом может привести к развитию у пациента негативных последствий. Подобная ситуация наблюдается при попытках самостоятельного лечения гипертонуса или при несоблюдении противопоказаний к процедуре. У пациентов могут возникнуть следующие побочные эффекты:

  • слабость в мышцах, связанная с действием медикаментозного средства;
  • речевые нарушения, сохраняющиеся в течение короткого времени при использовании подъязычного электрофореза;
  • снижение уровня артериального давления;
  • диспепсические явления в виде тошноты, рвоты и дискомфорта в области живота;
  • аллергические реакции и раздражение кожи в месте установки электродов.

Как правило, побочные эффекты физиолечения не требуют назначения специфического лечения и устраняются самостоятельно в течение нескольких часов после процедуры.

При нарушении мышечного тонуса, Мидокалм может использоваться отдельно от физиотерапии. Препарат обладает выраженным эффектом и позволяет добиться улучшения состояния пациента при курсовом использовании. Препарат выпускается в виде таблеток для приема внутрь и в виде ампул для внутримышечных инъекций.

Средняя продолжительность терапевтического курса – 10 дней. По его истечении, необходимо обратиться к врачу для оценки эффективности лечения и раннего выявления возможных побочных эффектов препарата.

Нарушения мышечного тонуса наблюдаются при большом количестве заболеваний центральной или периферической нервной системы. Лечение патологий всегда основывается на комплексном использовании терапевтических методов. Проведение электрофореза с Мидокалмом позволяет избавиться от гипертонуса и устранить неприятные ощущения, связанные с ним: боль, двигательные нарушения и дискомфорт. Использование физиолечения всегда следует проводить по назначению лечащего врача, так как после подобных процедур возможно возникновение побочных эффектов или отсутствие эффективности при неправильном применении.

источник

Повышенный тонус мышц наблюдается практически у всех новорожденных — это нормальное физиологическое явление. Но если к 6 месяцам напряжение в мышцах сохраняется, то визит к врачу откладывать нельзя. После обследования малыша может быть назначен электрофорез с Мидокалмом.

Ребенку может быть поставлен диагноз, если результаты проведенных тестов превышают допустимые в определенном возрасте. Чем старше становится ребенок, тем сложнее поддается лечению мышечно-тонический синдром. Мидокалм — это миорелаксант, который помогает в борьбе с такими патологиями, но он имеет возрастные противопоказания.

Если малышу исполнилось полгода, а диагноз подтверждается, то детский невропатолог назначает лечение гипертонуса.

Как правило, терапевтический подход может иметь такие направления:

  • расслабляющий массаж;
  • электрофорез;
  • грязелечение;
  • лечебная физкультура (фитбол);
  • парафиновые ванночки и аппликации;
  • плавание;
  • использование эфирных масел для ароматизации помещений и для принятия ванн.

Медикаментозное лечение назначается в последнюю очередь, если все перечисленные выше методы себя не оправдали. Мидокалм в педиатрии используют для приема внутрь, а также делают процедуры электрофореза с ним. Мидокалм в раннем возрасте может назначать только педиатр иди детский невролог.

  • Препарат в жидком виде (из ампулы) наносится на кожные покровы, прокладку или электрод;
  • Пускается ток, который проходит через ионы лекарственного вещества и приводит их в движении. Это способствует проникновению препарата через железы в кожные покровы или слизистые оболочки;
  • После равномерного распределения действующего вещества в клетках происходит его попадание в ток крови и лимфы, с помощью которых доставляется к определенным органам и тканям.

Продолжительность сеанса, количество лекарственного препарата и силу электрических импульсов определяет физиотерапевт. Как правило, необходимо провести 10-15 процедур. Препараты, которые могут использоваться во время манипуляции: Мидокалм, Эуфиллин, Папаверин, Дибазол, Магнезия, Никотиновая кислота.

Если в лечении нуждается ребенок до 3 лет, то Мидокалм для электрофореза не рекомендуется использовать. Таким педиатрическим пациентам показано применение электрофореза по методике Ратнера. Она предполагает выполнять процедуру с Эуфиллином и Папаверином.

Мидокалм разрешен для приема внутрь с 3 лет, поэтому в этом возрасте могут также назначаться курсы электрофореза с этим препаратом. Электрофорез с применением препарата Мидокалм часто назначают при гипертонусе ножек, когда ребенок ходит на ципочках.

При ярко выраженном гипертонусе можно делать ребенку электрофорез и Мидокалмом параллельно лечится в таблетированной форме . На усмотрение врача при наличии серьезных показаний электрофорез с Мидокалмом могут делать и в более раннем возрасте, даже не смотря на то, что в инструкции имеются возрастные ограничения.

Мидокалм широко используется для физиотерапевтических процедур в педиатрии. Но максимального эффекта можно добиться только при совместном использовании его с курсами массажа.

Видаль: https://www.vidal.ru/drugs/mydocalm__31619
ГРЛС: https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGu >

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

источник

ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ

(ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ)

Большую помощь при коррекции речевых наруше­ний оказывают физиотерапевтические процедуры, нор­мализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регу­ляцию жизненно важных функций, нормализует возбу­димость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы.

В результате у детей, имеющих дизартрию, нормали­зуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадици­онных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение масса­жа, фито- и физиотерапевтических процедур способству­ет восстановлению компенсаторных возможностей ре­бенка, поддержанию и дальнейшему закреплению по­лученных результатов. В начальных стадиях физиоте-

рапия направлена не только на профилактику ослож­нений, но и на купирование их проявлений.

Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они сни­жают спастичность артикуляционных мышц, улучша­ют речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре по­могает более легкому и быстрому овладению речью, осо­бенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полос­ти, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно пе­ред занятием с логопедом. Инду к то терапия

Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1,длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 ме­сяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спас­тической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязе­вые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических

мышц. В этих случаях назначают электрофорез (каль­ция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лече­ния 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении моз­гового кровообращения назначают электрофорез сосу­дорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, суль­фат магния); электростимуляцию краевой ветви лице­вого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.

С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского ме­тодика искусственной локальной гипотермии, воздей­ствующей на мышцы речедвигательного аппарата. Дан­ная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осущест­вляется следующим образом: ледяную крошку в хлоп­чатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают пооче­редно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ле­дяной аппликации во время одного сеанса суммарно со­ставляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопеди­ческие занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в рече­вые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-

кает значительное снижение тонуса и уменьшение на­пряжения мышц речевого аппарата, а также регресс ги­перкинетических проявлений в мимико-артикуляцион­ной мускулатуре, что создает основу для новых возмож­ностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а так­же в выполнении детьми правильной траектории дви­жений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.

У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, переме­щении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и ар­тикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с од­ного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возраста­ют сила голоса, продолжительность непрерывного про­изношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появля­ются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое учас­тие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение са­ливации и потоотделения. Эффект от производимой ис­кусственной локальной гипотермии в первые дни дер­жится от 3 до 8 часов.

Выводы: результаты динамического наблюдения по­казывают, что приобретенные во время курсового лече­ния речедвигательные навыки у детей стабильно сохра­няются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не-

Читайте также:  Электрофорез к катоду движется

обходимость использования ИЛГ в коррекционвой ра­боте с детьми, страдающими дизартрией.

Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложе­ния электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы ап­парата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов.

После снятия электродов отмечается снижение мы­шечной напряженности. Анализ динамики клиничес­кой симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настрое­ние, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дис­функцией (ММД), значительно уменьшаются утомляе­мость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма пер­спективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптомати­кой, и немаловажно то, что ее можно широко приме­нять не только в стационаре, но и в поликлинике.

Помимо вышеназванных методик, к детям со спас­тической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия

Ультразвуковая терапия особенно показана при сме­шанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастичес­ких параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или еже­дневно, в зависимости от индивидуальных особеннос­тей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия

Индуктотермию (лечение переменным электромаг­нитным током высокой частоты) назначают в основ-

ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообраще­ния, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.

Методика.Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: про­должительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.

Клинические наблюдения показывают, что положи­тельная динамика остается достаточно стойкой в тече­ние 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 ме­сяца. Однако нужно заметить, что закреплению благо­приятных сдвигов способствуют также проводимые пос­ле индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (че­рез 30 мин—1 час).

Теплолечение назначают детям со спастической фор­мой дизартрии для усиления крово- и лимфообраще­ния, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изме­нения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносите­лей в основном используется грязь, так как она воздей­ствует на компенсаторные механизмы, а также предот­вращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.

Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием созда­ют благоприятные условия для повышения результа­тивности логопедических занятий.

1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону(по Щербакову).

Цель данной процедуры — стимуляция кровообра­щения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.

Методика.Температура грязи 38-40,5 °С. Продол­жительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени-

ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.

2. Грязевые аппликации(по методике Н. Я. Анаш-

Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц.

Методика.На слой марли от носа до подбородка и нa 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;

Гальваногрязь.

Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей.

Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см 2 , продолжи­тельность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК).

Данные методы грязелечения рекомендуется чередо­вать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.

Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии.

Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цвет­ков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладывае­мых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный то­нус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротнико­вую зону холодную грязевую аппликацию при темпе­ратуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использо­валось впервые, однако, для окончательной оценки эф­фективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.

Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные ре­зультаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетичес­кой формой дизартрии.

Методика. Электроанестезия проводится по методи­ке К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь.

Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используют­ся аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень мед­ленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может выз­вать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в тече­ние нескольких дней побочные действия исчезают. Дру­гие осложнения не наблюдаются.

Противопоказаниями для лечения являются: массив­ные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары ко­нечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продол­жается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды на­кладываются сразу на четыре конечности. Водолечение

Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различно­го состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид-

ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегета­тивных реакций (слюнотечение, потоотделение).

Паретичная форма дизартрии

В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры.

1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции исполь­зуются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин.

Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мыш­цах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учи­тываются противопоказания к использованию электро­стимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка).

2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуля­ционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультра­звуковую терапию для стимуляции нервных волокон.

Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см , режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см 2 , продолжительность одной процеду­ры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ван­ны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конеч­ностей, мимической мускулатуры и вегетативные ре­акции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность ораль­ной мускулатуры, что в свою очередь сразу положи­тельно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод ком­плексного воздействия:

1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК;

2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;

4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.

ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Использу­ются с целью сохранения работоспособности поражен­ных мышц, стимуляции обмена, противодействия раз­витию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.

Вывод: эффективность коррекционной логопедичес­кой работы значительно возрастает благодаря проду­манному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуаль­ных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтически­ми целями в комплексе с психотерапевтической, лого­педической работой, а также с медикаментозным воз­действием.

Опираясь на исследования отечественных физиоло­гов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский, ). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффек­тивность медико-педагогических методик преодоления тикания.

Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов.

Детям, страдающим заиканием органического проис­хождения (вследствие различных по тяжести и характе­ру органических поражений центральной нервной систе­мы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатоло­гами, психотерапевтами проводится курсовое лечение ме­тодом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в резуль­тате чего у детей усиливаются процессы адаптации, уско­ряется восстановление всех психофизиологических фун­кций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, умень­шается умственная и физическая усталость.

МДМ представляет собой транскраниальное воздей­ствие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особен­ностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клини­ки заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя-

желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.

В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего со­стояния; снижение возбудимости; купирование невро­тических реакций; уменьшение или исчезновение го­ловной боли; нормализация сна; повышение физичес­кой и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженнос­ти заикания; улучшение умственной сообразительнос­ти, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.

Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возмож­ность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста),

Весьма положительные результаты при лечении за­икания были получены вследствие сочетания медика­ментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (элек­тросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппа­ратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума ком­нате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедичес­кими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи ре­комендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медика­ментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбира­ется индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию элект­росна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. ‘

Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как

страх речи у них не является навязчивой мыслью. Ос­ложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэто­му оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура

Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентич­но с действием иглорефлексотерапии, а именно оказы­вает регулирующее влияние на функциональное состоя­ние центральной нервной системы, повышая возбуди­мость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лече­ние безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.

Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготов­ленных для этой цели магнитов. В частности, заикаю­щимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокруже­ния и других негативных явлений рекомендуется маг­нитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.

Таким образом, благодаря использованию магнито­пунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизарт­рии и заикания достойное место занимают методы фи­зиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не-

Читайте также:  Электрофорез для кистей рук

врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.

Однако важно помнить, что работа должна начитать­ся своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотера­певтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатоло­гов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.).

М.А. Поваляева, Л. Р. АстафороваДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое вре­мя и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхатель­ными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания яв­ляется выдох: чтобы получить новую порцию кислоро­да, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухо­носных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эф­фективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физичес­кой нагрузки, состояния нервной системы и других фак­торов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).

Цель дыхательных упражнений — увеличение объе­ма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика прово­дится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозго­вых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыха­ния не регулируется смысловым сочетанием речи, в мо­мент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорож­ные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обыч­но через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движе­ниями, а также координацию между дыханием, фонаци­ей и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Предлагаемая система дыхательных упражнений ос­нована на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гиб­кости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (про­изнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), соче­тающейся с соответствующими движениями.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последова­тельно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних,

средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыха­ние состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем уча­ствуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпя­чивается, на выдохе опускается. Грудная клетка оста­ется неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе груд­ная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Жи­вот остается неподвижным, грудная клетка не расши­ряется.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию сле­дует, исходя из собственного удобства.

Основные правила успешного овладения дыхатель­ной гимнастикой:

1. Дышать надо с удовольствием, так как положи­тельные эмоции сами по себе имеют значительный оз­доровительный эффект.

2. Необходимо концентрировать внимание на дыха­тельном упражнении, что увеличивает его положитель­ное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кис­лородом.

4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно до­ставляет удовольствие.

5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия ды­хательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:

— упражнения выполнять легко, естественно, без уси­лий и напряжения;

— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участ­вующие в дыхательном движении);

— следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксиро­вать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать

Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения

Раздел и содержание процедуры Про- должи-тель-ность, в мин Целевая установка
1. Построение. Упражнения для орга­низации внимания детей. Ходьба по кругу на носках, пятках, наружном и внутреннем сводах стоп. Динамичные дыхательные упражнения 3-5 Организация внимания занимающихся, подго­товка организма к пред­стоящей нагрузке
2. Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статические и динамичес­кие дыхательные упражнения (вдох через нос, выдох через рот). Упраж­нения для мимической и жевательной мускулатуры. Упражнения для разви­тия подвижности мягкого нёба. Звуко­вая гимнастика для тренировки фазы удлиненного выдоха. Упражнения для координации движений с дыханием. Упражнения дпя улучшении осанки 20-25 Улучшение функции ап­парата внешнего дыха­ния, обучение правиль­ному дыханию при вы­полнении упражнений. Повышение подвижности мягкого нёба и профи­лактика контрактуры ви-сочно-нижнечелюстного сустава. Обучение носо­вому дыханию
3. Ходьба с постепенным замедле­нием темпа и выполнением упражне­ний для расслабления мышц. Стати­ческие дыхательные упражнения (надувание резиновых игрушек, ша­ров, выдувание мыльных пузырей и т. п.), проводимые игровым методом с включением элементов соревнова­ния 5-10 Снижение общей физи­ческой нагрузки, закреп­ление навыков правиль­ного дыхания

глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу.

Постановка речевого дыхания у детей-логопатов про­водится следующим образом: с легким потряхивани­ем дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме.

При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, поло­жение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.).

Основная поза дыхательной гимнастики: встать пря­мо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, напри­мер, левая рука на нижней части живота, а правая сбо­ку обхватывает грудную клетку приблизительно на уров­не локтя (для контроля за дыханием).

источник

В настоящее время, клиническая эффективность мидокалма в дозах 150-450 мг/сут доказана более чем в 100 исследованиях, в которых участвовали более 6000 больных со спастически усиленным тонусом мышц.

Мидокалм (толперизона гидрохлорид) зарегистрирован более чем в 30 странах мира. Препарат выпускается в ампулах (1 мл содержит 100 мг толперизона гидрохлорида и 2,5 мг лидокаина) и драже (50 или 150 мг). Назначать препарат можно внутривенно (медленно, 100 мг 1 раз в сутки), внутримышечно (100 мг 2 раза в сутки), методом электрофореза (100 мг 1 раз в сутки) или внутрь (50150 мг 3 раза в сутки).

Мидокалм действует на трех уровнях:

  • угнетает патологически усиленную импульсацию, исходящую из ретикулярной формации;
  • подавляет формирование потенциала действия в болевых рецепторах афферентных волокон периферических нервов;
  • тормозит проведение гиперактивных моно- и полисинаптических рефлексов в спинном и головном мозге.

Посредством мембраностабилизирующей активности, толперизона гидрохлорид снижает частоту формирования потенциалов действия в ноцицептивных периферических нервах, тормозит повышенную моно- и полисинаптическую рефлекторную активность в спинном мозге и подавляет патологически усиленную импульсацию из ретикулярной формации ствола мозга. Препарат можно считать центральным миорелаксантом с компонентом местного болеутоляющего действия. Толперизона гидрохлорид вызывает мышечное расслабление без сопутствующего седативного эффекта или симптомов отмены. В исследовании 72 добровольца в течение 8 дней получали мидокалм по 150 и 450 мг/сут или плацебо в три приема. Нейропсихологическое исследование включало изучение скорости реакций, психомоторной координации, исследование цветных шкал Велзела. Результаты исследований не выявили существенных различий в скорости реакций до, через 90, 240 и 360 мин после приема мидокалма или плацебо. Различия не выявлены в течение всего периода наблюдения.

Оценка переносимости толперизона гидрохлорида проведена у 5130 пациентов с болевым синдромом при различных дегенеративных и воспалительных заболеваниях позвоночника. Побочные эффекты за время лечения (в среднем 23,8 дней) были зарегистрированы только у 2,6% больных.

Толперизона гидрохлорид (суточная доза 450 мг) продемонстрировал значительное превосходство над плацебо, о чем свидетельствовала динамика первичных целевых параметров, полученных через 10 и 21 день лечения. Показатель болевого порога давления в процессе лечения мидокалмом значительно увеличился по сравнению с группой плацебо. Пациенты с анамнезом заболевания менее года отвечали на терапию мидокалмом значительно лучше, чем больные с длительным анамнезом. Лучшие результаты были достигнуты у пациентов в возрасте 40-60 лет. Переносимость мидокалма была расценена врачами в 96,4% случаев как очень хорошая и в 92,8% — хорошая по сравнению с плацебо.

Выявлено положительное влияние мидокалма при лечении больных мышечно-тоническим болевым синдромом на фоне поражений позвоночника с функциональным блоком (ФБ). Диагноз межпозвонковой грыжи ставили по данным рентгеновской томографии поясничного отдела позвоночника, КТ и МРТ.

I группа — 53 больных, получали комплексное лечение, включающее противовоспалительные и противоотечные средства, препараты, уменьшающие проницаемость сосудистой стенки, мануальную терапию.

II группа — 46 больных, которым в комплекс лечения был добавлен мидокалм по схеме:

  • 1-й день — по 50 мг 2 раза в сутки;
  • 2-й день — по 50 мг 3 раза в сутки;
  • 3-й день — утром и днем по 50 мг, 100 мг на ночь;
  • 4-й день — утром и вечером по 100 мг, днем 50 мг;
  • 5-11-й день — по 100 мг 3 раза в сутки;
  • 12-15-й день — снижение дозы на 50 мг в обратной последовательности.

Критериями клинической эффективности были регресс болевых ощущений и симптомов натяжения, восстановление функции позвоночника и ее мышечной составляющей. При восстановлении функции позвоночника у больного достигался объем движений в поясничном отделе позвоночника при сгибании, разгибании и боковых наклонах, характерный для нормального функционирования. Регресс степени выраженности функционального блока у пациентов с туннельными компрессионными синдромами остеохондроза позвоночника статистически достоверен во всех двигательных сегментах при включении в комплекс лечения мидокалма. Это указывает на то, что весомым фактором, влияющим на выздоровление больного при туннельных компрессионных синдромах спондилогенных заболеваний, является устранение спастичности и ригидности мышц. Поэтому Центр мануальной терапии (Москва) рекомендует включать мидокалм в схему лечения пациентов с туннельными компрессионными синдромами остеохондроза позвоночника.

Изучение эффективности мидокалмовых блокад при мышечно-тоническом болевом синдроме проводилось двойным слепым методом. Препаратом сравнения был 0,5% раствор новокаина. Диагноз верифицирован с помощью рентгенографии и КТ (МРТ) поясничного отдела позвоночника. Выявлены синдромы ягодичной (51,6%), грушевидной (37,1%) и икроножных (11,3%) мышц. Раствор мидокалма по 1 мл (100 мг толперизона гидрохлорида и 2,5 мг лидокаина гидрохлорида) вводили в виде нейромышечных блокад. Каждому больному было проведено 3 блокады через день (курс лечения — 6 дней). Блокада ягодичных мышц (малой и средней) выполнялась в точке на средней части линии, соединяющей верхнюю заднюю ость подвздошной кости и большой вертел. При синдроме грушевидной мышцы ориентиром являлись три точки: задняя верхняя ость подвздошной кости, седалищный бугор и большой вертел бедра. Из вершины угла от задней верхней ости опускалась биссектриса, которая делилась на три части. Игла вводилась в нижнюю треть упомянутой линии. Блокаду икроножной мышцы выполняли в наиболее возвышенную часть мышечного брюшка. Дополнительно пациенты получали общепринятую терапию (анальгетики, НПВП , витамины B1, B6, В12).

До лечения индекс мышечного синдрома составлял 11,6 ± 0,1 балла у пациентов 1-й группы и 10,5 ± 0,1 балла у больных 2-й группы. Анализ результатов исследования показал, что блокады мидокалмом уменьшали индекс мышечного синдрома в 2,1 раза (от 11,6 ± 0,1 до 5,4 ± 0,1 балла), у пациентов, получавших новокаиновые блокады, аналогичный показатель снизился только в 1,4 раза (от 10,5 ± 0,1 до 7,3 ± 0,1 балла). Таким образом, мидокалм более эффективен в лечении люмбоишиалгии по сравнению с новокаиновыми блокадами.

Добавление к стандартной терапи мышечно-тонического болевого синдрома вертеброгенного генеза мидокалма в дозе 150-450 мг/сут позволяет быстрее снизить болевой синдром, мышечные напряжения, улучшить подвижность позвоночника при функциональном блоке. Внутримышечное введение мидокалма в дозе 100 мг уменьшает болевой синдром через 1,5 ч. Лечение препаратом (200 мг/сут внутримышечно в течение 7 дней, затем по 450 мг/сут внутрь 14 дней) имеет достоверное преимущество перед стандартной терапией (НПВП , физиотерапия, лечебная гимнастика). По данным электронейромиографии улучшается функциональное состояние периферической нервной системы. Препарат снимает тревожность, повышает умственную работоспособность, что является улучшением качества жизни пациента. Проведенные наблюдения показали отсутствие побочных эффектов мидокалма и хорошее взаимодействие с НПВП , что позволяет уменьшить дозу последних и таким образом уменьшить/устранить их побочные явления без снижения эффективности лечения.

Читайте также:  Ванночка глазная полимерная для лечения методом электрофореза

Подтверждена эффективность мидокалма на качество жизни больных с мышечно-тоническим болевым синдромом при заболеваниях позвоночника и проксимальных суставов, при ревматических заболеваниях, при реабилитации детей с детским церебральным параличом, у пациентов со спастическим гемипарезом, развившимся вследствие тяжелых черепно-мозговых травм, при лечении диабетической полинейропатии. Мидокалм эффективно ослабляет мучительные для больного спазм и напряжение мышц, улучшает двигательные функции. Позволяет снизить дозы НПВП . Имеется положительный опыт применения толперизона гидрохлорида при цервикальных и люмбальных болях у женщин в постменопаузе, у больных с различными неврологическими заболеваниями, сопровождавшимися повышением мышечного тонуса. Мидокалм успешно применяется в комплексе медицинской реабилитации в травматологии и ортопедии. Препарат улучшаeт периферическое кровообращение, что связано не только со снижением мышечного напряжения, но и с прямым сосудорасширяющим действием. Имеются рекомендации использовать мидокалм при заболеваниях сосудов глаз.

По нашим данным, применение мидокалма у больных мышечно-тоническим болевым синдромом оказывает выраженный терапевтический эффект. Купирование острого/обострения мышечно-тонического болевого синдрома: блокады с мидокалмом в болевые точки, прием таблетированного препарата, электрофорез препарата. Постельный режим в течение 2-3 дней — только при наличии выраженного болевого синдрома и/или корешковых расстройств с последующей быстрой активацией больного. Можно дополнительно назначать анальгетики, ганглиоблокаторы, витамины, симпатолитики, антигистаминные, противосудорожные и др.).

В подостром и хроническом периодах заболевания в лечебно-реабилитационную программу необходимо включать методы аппаратной физиотерапии, бальнеотерапии, теплолечение, массаж, лечебную гимнастику, мануальную терапию.

Во многих случаях боли в спине проявляются при мышечно-тоническом болевом синдроме вследствие дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника, проксимальных суставов или миофасциального синдрома. В этих случаях назначение мидокалма является эффективным. Препарат применяют для купирования острого/обострения мышечно-тонического болевого синдрома и курсового лечения.

  • эффективное устранение мышечно-тонических болевых синдромов;
  • отсутствие седативного эффекта;
  • отсутствие привыкания;
  • не усиливает действие алкоголя;
  • не нарушает способности к управлению автомобилем;
  • в терапевтических дозах не нарушает координации движений;
  • препарат не токсичен, не обнаружено неблагоприятного действия на функцию печени, почек и кроветворной системы;
  • отсутствие необходимости в регулярном амбулаторном обследовании;
  • не обнаружено взаимодействия с другими лекарствами;
  • препарат сохраняет эффективность в комплексной терапии;
  • имеет широкий терапевтический диапазон (от 150 до 450 мг/сут);
  • позволяет снизить дозы НПВП в 2 раза при одновременном применении в комплексной терапии;
  • можно назначать детям с трехмесячного возраста и пожилым пациентам;
  • различные методы введения препарата (внутривенно, внутримышечно, внутрь, электрофорез).

_______________________
Вы читаете тему:
Дифференциальная диагностика и лечение при болях в спине (Крыжановский В. Л. Белорусский государственный медицинский университет. «Медицинская панорама» № 11, декабрь 2005)

источник

Г.Н. Авакян, Е.И. Чуканова, А.А. Никонов

Российский государственный медицинский университет, Москва

Каждый житель планеты хотя бы раз в жизни испытывает боль. Очень часто боли имеют вертеброгенное происхождение и служат проявлением дегенеративно-дистрофических процессов в позвоночнике (остеохондроз) с вторичными корешковым и рефлекторным синдромами. Поскольку это является одной из наиболее частых причин заболеваемости и инвалидизации людей трудоспособного возраста, поиск методов эффективного лечения данной патологии имеет не только медицинскую, но и социально-экономическую значимость.

Источником болей в спине может быть болевая импульсация, связанная как с самим позвоночником (связки, надкостница отростков, фиброзное кольцо, суставы, корешки), так и с другими структурами (мышцы, висцеральные органы, суставы).

Обсуждение вопроса о болях в спине невозможно без анализа сенсомоторного рефлекса. Вся ноцицептивная (специфическая болевая) импульсация поступает через задние корешки в нейроны задних рогов спинного мозга, откуда по ноцицептивным путям достигает головного мозга. Одновременно болевые импульсы активируют a- и g-мотонейроны передних рогов спинного мозга. Сенсомоторный рефлекс реализуется как в автономном режиме, так и под контролем ЦНС.

Активация передних мотонейронов приводит к спазму мышц, иннервируемых данным сегментом спинного мозга. При мышечном спазме происходит стимуляция ноцицепторов самой мышцы. В спазмированных мышцах развивается локальная ишемия, что вызывает вазомоторные и нейродистрофические изменения в тканях и еще большую активацию ноцицепторов мышечного волокна.

Таким образом, спазмированная мышца становится источником дополнительной импульсации в клетки задних рогов того же сегмента спинного мозга. Усиленный поток болевой импульсации соответственно повышает активность передних рогов спинного мозга, что ведет к еще большему спазму мышц. Замыкается : боль — спазм мышцы — боль. Все это осложняет диагностику и лечение болей в спине.

В рамках спондилогенных болей должны быть выделены мышечные. При этом возможны как боли, так и, как видим, боли, обусловленные контрактурой мышц, спазмированных импульсами из позвоночника. Вот почему блокада ягодичных или грушевидных мышц купирует люмбоишиалгию.

При поясничных рефлекторных синдромах — люмбаго, люмбалгии — отмечается напряжение поясничных мышц; они визуально определяются как два паравертебральных вала толщиной с палец, а пальпаторно — как тяжи каменистой плотности. При люмбоишиалгии болевые и рефлекторные синдромы распространяются с поясничного отдела на ягодичную область и нижнюю конечность. Часто болезненны зоны трехглавой мышцы голени, наряду с этим обнаруживаются болезненные узелки в самих мышцах. Складывается типичная картина миофасциальных болей. В настоящее время при анализе люмбоишиалгий все шире используется концепция миофасциальных болей [3-5, 7].

Значение корешковой компрессии в генезе вертеброгенных болей и других расстройств чувствительности часто переоценивается. Типичная острая корешковая боль, связанная с компрессией, судя по экспериментальным данным, носит стреляющий, кратковременный характер. Но возможно развитие и более устойчивой боли, обусловленной в этих случаях ишемией, отеком, вызывающими возбуждение ноцицепторов спинномозговых корешков. Клинические проявления компрессионного синдрома — стреляющие боли, дерматомная гипалгезия, периферический парез, ослабление или выпадение глубокого рефлекса.

В связи с вышесказанным основным препаратом выбора для нас стал мидокалм ( , Венгрия), или толперизон, который в последние 30 лет зарекомендовал себя как высокоэффективное и безопасное средство в лечении неврологических синдромов, связанных с болями, нарушением трофики и повышением тонуса мышц. Мидокалм является миорелаксантом центрального действия, который, снижая мышечно-скелетное напряжение, вызывает непрямой анальгезирующий эффект. Обладая мембраностабилизирующими свойствами и влияя на неопиоидную нейрональную систему, препарат оказывает также прямое антиболевое действие. Как центральный Н-холинолитик мидокалм расширяет сосуды, улучшает крово- и лимфообращение. Он хорошо переносится больными.

Несмотря на то что мидокалм действует практически на все патогенетические механизмы вертеброгенных болевых синдромов, режим дозирования, показания и противопоказания к его назначению до сих пор не до конца определены.

Целью нашей работы явились разработка, апробация и практическое внедрение методики купирования вертеброгенного болевого синдрома мидокалмом.

Задачами исследования являлись:

  • изучение влияния мидокалма на неврологичекие проявления заболевания;
  • исследование его действия на нейропсихологические характеристики больных;
  • анализ динамики электромиографических и электронейромиографических показателей в процессе лечения (после однократного введения и курса лечения);
  • оценка побочных эффектов;
  • разработка индивидуальных подходов к лечению.

В неврологической клинике кафедры неврологии и нейрохирургии №1 лечебного факультета РГМУ обследованы 28 больных (16 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 24 до 64 лет с вертеброгенным болевым синдромом. Этиологическими факторами были распространенный остеохондроз (13 больных), спондилез (5), протрузии дисков (8), спондилолистез (2). Диагноз верифицирован с помощью рентгенографии позвоночника, компьютерной магнитно-резонансной томографии спинного мозга, в случае необходимости (2 больных) — радиоизотопной сцинтиграфии.

Мидокалм вводили внутримышечно по 100 мг в течение 7 дней 2 раза в день (суточная доза 200 мг) с последующим пероральным приемом по 150 мг 3 раза в сутки на протяжении 2 нед. Помимо мидокалма, больные получали общепринятую терапию (анальгетики, салицилаты, нестероидные противовоспалительные средства и др.), часть пациентов — витамины группы В ( В1612).

Во время лечения мидокалмом у обследуемых больных не отмечалось побочных реакций: головной боли, тошноты, сонливости, слабости, повышенной раздражительности, артериальной гипотонии, ощущения легкого опьянения.

В группу сравнения вошли 20 больных, получавших общепринятую идентичную терапию, но без применения препаратов, влияющих на мышечный тонус (мидокалм, скутамил Ц и т.п.) и нервную проводимость (витамины группы В и др.). Группы были сопоставимы по возрасту, этиологии и выраженности болевого синдрома.

Клинико-неврологическое исследование проводили с количественной оценкой статуса пациентов по коэффициенту бытовой адаптации, шкалам общей суммарной оценки неврологического дефицита (максимальный балл 45), балльной оценке выраженности болевого синдрома (максимальный балл 10) (табл. 1), тонического болевого спазма (максимальный балл 3), выраженности симптомов натяжения.

Таблица 1. Шкала оценки интенсивности болевого синдрома
Интенсивность боли:
+ Легкая
++ Средняя
+++ Интенсивная
Утренняя ригидность:
+ Около 10 мин
++ 30 мин
+++ 1 ч и более
Ходьба:
+ 100-200 м без затруднений
++ С затруднением
+++ Неспособность
Причесывание:
+ Легко выполняет
++ С затруднением
+++ Неспособен

Нейропсихологическое тестирование включало использование шкалы тревоги (Тейлора) и теста личной тревожности (самоопросник уровня личностно-реактивной тревожности Спилбергера — Ханина), а также шкал внимания и социальной адаптации (по пробе CF-2A Кеттелла).

Помимо клинического и нейропсихологического, всем больным в динамике проводилось нейрофизиологическое исследование, включавшее электромиографию и электронейромиографию [1, 2, 6].

Электронейромиографическое исследование проводили в 1-е сутки лечения до и через 1,5 ч после внутримышечного введения препарата, а также после курса лечения.

Оценку клинико-неврологического статуса и нейропсихологическое тестирование осуществляли в эти же сроки, а также в конце первой недели лечения.

Анализ результатов исследований проводили на стандартном IBM-совместимом компьютере, материал обрабатывали с помощью современных статистических программ.

Больных разделили на две группы. 1-ю группу составили 18 больных, у которых этиологическим фактором был распространенный остеохондроз и в неврологическом статусе не отмечалось симптомов выпадения (рефлекторный синдром), 2-ю группу — 10 пациентов с поражением позвоночника (корешково-компрессионный синдром). Во 2-й группе статистически достоверной корреляции между выраженностью болевого синдрома и наличием симптомов выпадения в начале лечения отмечено не было. С учетом клинической картины этим больным мы дополнительно назначали витамины В1612 (по 10 инъекций на курс) или мильгамму.

У больных 1-й группы через 1,5 ч после однократного внутримышечного введения мидокалма (100 мг) отмечалось статистически достоверное снижение выраженности болевого синдрома, симптомов натяжения и увеличение коэффициента бытовой адаптации (табл. 2).

Таблица 2. Динамика неврологических расстройств (в баллах) через 1,5 ч после однократного введения мидокалма
Показатели 1-я группа 2-я группа
до лечения после 1-го введения мидокалма контроль до лечения после 1-го введения мидокалма контроль
Болевой синдром 8,2 0,6 7,6 0,7* 7,9 0,5 7,1 0,9 5,8 0,7* 7,3 1,0
Тоническое напряжение прямых мышц спины 2,6 0,1 2,5 0,2 2,7 0,2 2,2 0,4 2,0 0,6 2,3 0,3
Cимптомы натяжения 27,3 2,1 36,4 2,4* 29,0 1,2 33,1 1,3 38,2 2,7* 34,0 1,8
Kоэффициент бытовой адаптации 69,3 3,1 78,9 4,8* 70,8 3,7 62,9 4,2 68,1 5,8 61,1 5,4
Суммарный показатель неврологического дефицита 31,4 1,6 28,9 2,3 32,8 1,3
Примечание. Здесь и в табл. 3-6 звездочками отмечены достоверные различия с показателями до лечения.

Во 2-й группе также отмечена статистически достоверная положительная динамика болевого синдрома, однако не зафиксировано существенного влияния на коэффициент бытовой адаптации и суммарный показатель неврологического дефицита.

На 7-й и 21-й дни (табл. 3) установлено достоверное снижение под влиянием мидокалма выраженности болевого синдрома и увеличение по сравнению с контролем коэффициента бытовой адаптации, который составил в 1-й группе 100, во 2-й 96,4 2,8.

Таблица 3. Динамика клинических симптомов (в баллах) при лечении вертеброгенного болевого синдрома
Момент исследования Болевой синдром Тоническое напряжение прямых мышц спины Тоническое напряжение прямых мышц спины Симптомы натяжения Kоэффициент бытовой адаптации Суммарный показатель неврологического дефицита
мидокалм контроль мидокалм контроль мидокалм контроль мидокалм контроль мидокалм контроль
1-я группа
До лечения 8,2 0,6 7,9 0,5 2,6 0,1 2,7 0,2 27,3 2,1 29,0 1,9 69,3 3,1 70,8 3,7
7-й день 3,6 0,5* 6,5 0,4 1,7 0,1 2,5 0,3 65,7 2,9* 41,4 3,8 89,4 4,8* 71,1 3,5
21-й день 1,9 0,4* 4,6 0,7* 0,4 0,07* 1,6 0,3 78,9 3,6* 60,8 4,7* 100 2,9* 82,6 4,9
2-я группа
До лечения 7,1 0,9 7,3 1,0 2,2 0,4 2,3 0,3 33,1 1,3 34,0 1,8 62,9 4,2 61,1 5,4 31,4 1,6 32,8 1,3
7-й день 2,9 0,2* 6,0 0,3 1,4 0,1 2,0 0,2 70,1 4,3* 45,3 3,8 82,9 5,3* 68,7 5,9 22,1 2,6 29,3 2,9
21-й день 1,2 0,2* 2,3 0,4* 0,7 0,05* 1,1 0,1 80,8 3,1* 64,3 3,1* 96,4 2,8* 77,8 3,7 7,5 2,1* 14,8 3,7

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова

источник