Меню Рубрики

Электрофорез в педиатрии методическое пособие

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Физиотерапия для детей назначается при различных патологиях. Она помогает повысить иммунную защиту организма, снизить вероятность рецидивов хронических болезней, улучшить состояние ребенка. Физиотерапия у детей включает использование искусственных и природных факторов. Любая методика имеет свои показания и ограничения, которые обязательно учитываются при назначении физиотерапии детям.

Физиотерапия в детской практике имеет свои правила. Физиотерапевтическое лечение у детей можно применять до возникновения обострения болезни (в качестве профилактики). Для детей есть свои дозировки физиотерапевтического фактора (тока, облучения и других). Некоторые виды методов физиотерапии допускается сочетать между собой.

Детская физиотерапия осуществляется после общего лечения заболевания (иммунизации, антибактериальной, противовоспалительной терапии, лечебной физкультуры, хирургических методик). Во время проведения физиолечения в детской практике физиотерапевт обязательно ведет наблюдение за ребенком, при ухудшении состояния малыша лечение корректируют или отменяют.

Физиолечение следует осуществлять через 1 час после или за 30-45 минут до кормления ребенка. Лечение проводится в физиокабинете. Длительность физиотерапии в педиатрии должна быть меньше, чем рассчитана для взрослого. Сеансы терапии любого вида лучше осуществлять через сутки. Это поможет увеличить эффективность лечения и избежать осложнений после терапии. Если у ребенка серьезный воспалительный процесс, то возможно проведение лечения ежедневно на протяжении 4-5 суток для купирования воспаления.

Дозировать физиотерапевтический фактор следует аккуратно. В первые несколько сеансов нужно подавать минимальную дозу фактора (излучения, УФО, тока, магнитного облучения и других). Это необходимо для адаптации организма ребенка к процедуре физиолечения. Важно не испугать малыша на начальном этапе терапии.

Контроль эффективности лечения осуществляют по следующим признакам:

  • Общее самочувствие (хорошее).
  • Снижение болевого синдрома.
  • Повышение движений в суставах и мышцах.
  • Снижение возбудимости, которую сменяет бодрость.
  • Наличие положительной динамики по заболеванию.

После проведения физиотерапии действие лечебного фактора продолжается еще на протяжении всего дня. Поэтому ежедневно осуществлять физиолечение не следует. Физиопроцедура проводится перед общим лечением за 1-2 часа. Курсовую терапию повторно рекомендуют только через 1-2 месяца.

Ограничения к использованию физиотерапии у детей:

  • Снижение адаптационных механизмов.
  • Плохая реактивность.
  • Риск распространения инфекции.
  • Тяжелое состояние малыша.
  • Гипертермия.
  • Плохой кровоток в тканях и органах.
  • Дисфункция почек.
  • Туберкулез в активной фазе.
  • Новообразования.
  • Риск кровотечения.

Разновидности физиопроцедур, используемых в детской практике

Гальванотерапия, электрофорез с лекарственными препаратами, гальванофорез.

Аэроионизация.

Светотерапия Солнцелечение.

Инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое облучение.

Постоянное, переменное, пульсирующее магнитное поле.

Озокеритолечение, парафинотерапия, грязетерапия.

Ванны общие (пресные, хвойные, лекарственные и другие).

Ванны местные (для рук, ног, в положении сидя).

Души (дождевой, циркулярный, веерный, душ-массаж).

Обтирания, обливания, орошения.

Употребление внутрь минеральных вод.

Воздушные, солнечные ванны, купания, прогулки, сон на воздухе.

Электротерапия подразумевает применение электрического тока, магнитных и электромагнитных полей. Основными видами терапии являются гальванизация, электрофорез с лекарствами, СМТ, электросон, индуктотермия, дарсонвализация, УВЧ. Гальванизация – это методика, основанная на использовании слабого электрического тока до 60 В. Чаще электроды устанавливают на воротниковую и поясничную область (местное воздействие). Они считаются рефлекторными, что улучшает иннервацию, кровоток в прилегающих к этой области органах.

Читайте также:  Мумие электрофорез на позвоночник

Общее воздействие на организм осуществляется по Вермелю. При этом у ребенка снижается частота сердечного ритма, повышается давление, усиливается кровоток на периферии. Ток при общем воздействии стимулирует работу мозга, ускоряет обменные процессы.

Гальванолечение показано детям при таких состояниях:

  • Патологиях нервной системы (бактериального, вирусного, травматического генеза).
  • Поражениях спинного мозга.
  • Болезнях суставного аппарата.
  • Мигренозной головной боли.
  • Патологиях пищеварительного тракта.

Длительность одной физиопроцедуры составляет 10-15 минут в зависимости от возрастной группы ребенка. Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-20 сеансов.

Электрофорез в педиатрии применяют для введения лекарственных препаратов. При помощи этой методики можно ввести лекарство, которое нельзя применять внутрь или инъекционно у ребенка. При помощи токов препарат вводится в небольших дозировках местно, поэтому не оказывает системного воздействия на организм малыша. Это является большим преимуществом, так как не возникает серьезных нежелательных эффектов.

Электрофорезом можно водить следующие вещества и препараты: Йодид калия, Трентал, Эуфиллин, Лидазу, Кальций, Калий и другие. Применяют общий электрофорез по Вермелю, электрофорез по типу воротника по Щербаку, назальную методику.

Показания для электрофореза:

  • Болезни двигательной сферы (артриты, дисплазии тазобедренного сустава).
  • Респираторные болезни, ЛОР-патологии (пневмонии, бронхиты, насморк, синуситы и другие).
  • Родовая травма.
  • Кривошея.
  • Нарушение тонуса мышц ног и рук.
  • Неврологические патологии (гипоксия).
  • Диатез.

Эффективность методики высокая. Лечение обязательно должно проходить в составе комплексной терапии. Длительность одного сеанса составляет 10-15 минут. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Лечение осуществляется через сутки. Если электрофорез проводится грудничку, то сеанс должен составлять 10 минут.

СМТ-терапия – это методика электролечения, при которой применяются синусоидальные токи. Лечение проводят детям с болезнями двигательной системы, при вегетососудистой дистонии, патологиях кровообращения, неврологических болезнях (невритах, невралгиях). Можно использовать СМТ-лечение при патологиях почек и мочевыводящей системы (энурез, пиелонефрит), гинекологических патологиях у подростков. Активно используют методику у пациентов с детским церебральным параличом, болезнями дыхательной системы (астма, бронхит, пневмония).

Детям лечение СМТ можно начинать с полугода. Электроды накладывают на область поражения (грудь, спину, на область сустава и так далее). Сеанс у детей может длиться от 5 до 20 минут в зависимости от возраста. Электроды у детей бинтами не фиксируют. Лечение проводят через сутки. Если ребенок плохо переносит синусоидальные токи, то лучше заменить терапию другим методом лечения.

Электросон подразумевает собой воздействие токов на головной мозг. Лечение показано детям с неврозами, астеническими состояниями, плохим сном, сильной возбудимостью, гипертонией, энурезом. Электросон активно используют у детей с бронхиальной астмой, нейродерматитом. Если у ребенка имеется органическое повреждение тканей мозга, то методику не используют. Не следует применять электросон при онкопатологии, пороках сердца в стадии декомпенсации, экземе лица, непереносимости тока, близорукости.

Электросон можно делать детям с 3-летнего возраста. Методика проводится следующим образом. Ребенка укладывают на кушетку, надевают на голову специальную маску. Она имеет приходящие провода, 4 датчика. Маска закрывает глаза. У детей ее нужно зафиксировать, чтобы она не смещалась. Во время терапии ребенок дремлет. Длительность физиопроцедуры составляет 10-15 минут. Курсовая терапия определяется врачом.

Дарсонвализация представляет использование токов большой частоты. В педиатрии показана только местная методика. Дарсонваль показан при поражении периферических нервов, болезнях кожного покрова (акне, плешивости), при головных болях у девочек-подростков. Терапия может проводиться у детей с энурезом, выпадением прямой кишки, для укрепления десен. Курсовая терапия составляет 8-12 физиопроцедур. Одна процедура длится 10-15 минут (в зависимости от возраста). Лечение осуществляется через сутки.

Индуктотермия позволяет повысить температуру тела (местно) при помощи тока. На фоне лечения увеличивается кровоток, улучшается венозный и лимфоотток, ускоряется обмен в тканях, снижается воспаление, уменьшается спазм мышц. Лечение проводят при спазме скелетной мускулатуры, хронической воспалительной реакции, патологии желудка, желчных путей, кишечника. Лечение можно проводить при гепатитах, пиелонефритах, легочных патологиях.

Одна физиопроцедура длится 10-15 минут. Лечение осуществляется через сутки. Курсовая терапия длится 10-15 сеансов.

УВЧ у детей используется достаточно широко. Лечение можно проводить с первых дней жизни малыша. УВЧ-терапия показана при патологиях двигательного аппарата, болезнях нервной системы, воспалительных и гнойных болезнях подкожно-жировой клетчатки, травмах спинного мозга, патологиях дыхательной и пищеварительной систем. Нельзя назначать терапию пациентам с болезнями сердца, онкопатологией, болезнями крови, а также при наличии имплантатов из металла в области наложения электродов.

На область поражения накладывают конденсаторные пластины с двух сторон. Между пластинками и кожей должен быть небольшой промежуток. Это помогает предупредить ожоги кожного покрова. Применяют очень слабые параметры прибора.

В зависимости от возраста ребенка терапия длится:

  • От полугода – не более 5 минут.
  • Полгода – 1 год – не более 7 минут.
  • 1-7-летний возраст – не больше 8 минут.
  • От 7 лет – не более 10 минут.

Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Если пластинки накладывают на грудь, то курсовая терапия должна длиться не больше 8 физиопроцедур. Для 1 области не назначают больше 2 курсов УВЧ в 1 год.

В педиатрии активно применяют светолечение. Чаще используют УФО облучение. Оно может быть местным и общим. Для детей обязательно рассчитывают биодозу. В зависимости от возраста интенсивность облучения составляет 1/10-¾ биодозы. Курсовая терапия 10 физиопроцедур. Лечение назначают пациентам с иммунодефицитами, часто болеющим детям, при наличии дефицита витамина Д.

УФО также осуществляют местно на область носоглотки, на ограниченный участок кожного покрова. Лечение включает 10 физиопроцедур. Один сеанс продолжается 5-10 минут.

У детей применяют также лазеротерапию. Для этого используют специальные приборы, генерирующие лазерное излучение с короткой длиной волны. Лазеротерапию применяют при патологиях кожного покрова, ЛОР-заболеваниях, стоматитах, герпесе и других болезнях.

Ультразвуковую терапию назначают детям при суставных патологиях, гинекологических болезнях у девочек, невралгиях, тонзиллитах, склеродермии. Нельзя осуществлять воздействие ультразвуковыми волнами на область ростковых зон костей. У детей используют слабую интенсивность облучения 0,1 — 0,6 Вт/см2.

Ингаляционная терапия в детской практике проводится с лекарственными препаратами, горным воздухом. Лекарства подаются с помощью ингаляторов. Можно применять небулайзеры, групповые, паровые ингаляторы. Ингаляционный способ лечения показан больным с бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Длительность одного сеанса равна 10 минут и более в зависимости от препарата.

Водолечение заключается в проведении ванн, душей. Они могут быть общие и местные. Ванны и души подразделяются на теплые, холодные, прохладные, горячие. В теплой ванне можно лежать 7-15 минут, в горячей 2-5 минут. В воду добавляют лекарственные травы (ромашку, шалфей и другие), хвойный, горчичный экстракт. Также допускается проводить местные ванны для рук, ног. Ванночки для рук положительно влияют на развитие ребенка, улучшают речь.

Теплолечение проводится при помощи грязей, парафина, озокерита, глины, песка. Лечение показано при патологиях суставов, болезнях нервной системы, после травм, при поражении дыхательных путей и ЛОР-органов. Грязи (теплые 40°С) наносят на кожу, оборачивают полиэтиленом. Длится процедура 10-15 минут. Курсовая терапия грязелечения составляет 8-10 сеансов. Лечение осуществляют дважды за неделю.
Парафинотерапия и озокеритотерапия осуществляются в виде аппликаций на область ног, рук, суставов, груди, спины, в зависимости от патологии. Парафиновые и озокеритовые массы нужно расплавить, остудить до 40 °С. Массу наносят на пораженную область, покрывают полиэтиленом. Сверху накрывают одеялом. Детям часто делают парафиновые сапожки и варежки. Длительность сеанса составляет 20 минут. Курсовая терапия 10-15 физиопроцедур.

В детской практике используют большое количество методик физиотерапии. Они должны проводиться в соответствии с особенностями детского организма. Сеансы у детей короче, чем у взрослых. Интенсивность излучения, тока и других факторов должны быть меньше. Перед проведением терапии нужно обязательно обратиться к педиатру, так как любая процедура имеет свои противопоказания. Консультация доктора поможет избежать осложнений.

источник

Особенности применения методов физиотерапии у детей. Выбор методики, параметров воздействия в зависимости от реактивности у детей аллергиков. Физическая и химическая терморегуляция у детей. Предупреждение отрицательных реакций на физиовоздействие.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В каждом лечебном учреждении имеются физиокабинет или отделение, где широко применяются физические факторы, полученные с помощью аппаратов.

Достижения физики, радиоэлектроники, приводят к созданию новой, более совершенной аппаратуры, также разрабатываются и новые, эффективные методы лечения больных.

При этом лечебный процесс усложняется и становится более трудоемким.

Медсестры выполняют одну из сложных и ответственных обязанностей. Их работа требует знания сложных физиотерапевтических аппаратов, умения работать на них и правильно эксплуатировать, необходимых навыков для выполнения назначенных методик лечения, техники проведения процедур и правильного дозирования, а также знаний о физиологическом и лечебном действии физических факторов.

1. Особенности физиотерапии в детской практике

Особенности применения методов физиотерапии у детей обуславливает возрастными анатомо-физиологическими различиями и своеобразием патологии. Организм ребенка отличается не только меньшими размерами, но и качественно, он постоянно растет, развивается, что ограничивает приспособительные возможности. Болезнь нередко приводит к задержке развития.

Задачей применения физических факторов являются профилактика и лечение заболеваний, а также обеспечения развития всех систем и функций в соответствии с возрастом. При выборе факторов необходимо учитывать возраст ребенка, характер, стадию болезни и механизм действия фактора.

Важное значение имеет выбор методики, параметров воздействия в зависимости от индивидуальной реактивности, особенно у детей аллергиков. В тоже время методы немедикаментозного лечения имеют особенно большое значение при аллергических заболеваниях, позволяя уменьшить дозу лекарства, нивелировать их побочное действие.

В детском возрасте физические методы играют существенную роль в профилактике заболеваний, повышение устойчивости детского организма к неблагоприятных внешним и внутренним влияниям.

2. Анатомо-морфологические особенности детей

Особенности применения физических факторов определяется, прежде всего, особенностями нервной системе, кожи (которая в первую очередь подвергается действию факторов), теплорегуляции, обменных процессов, сердечнососудистой и других систем. Эти различия выражены тем больше, чем меньше возраст ребенка.

Нервная система характеризуется незавершенностью развития, повышенной чувствительностью и широкой иррадиацией, быстрой истощимостью. Клетки головного мозга имеют эмбриональный характер, их рост и качественная дифференцировка продолжаются еще в течение 7 лет жизни. В школьном возрасте в связи с нейроэндокринной перестройкой вновь возрастает чувствительность нервной системы, легко возникают функциональные нарушения, что может обусловить неадекватную реакцию на действие фактора у этих уже больших детей.

Кожа ребенка более тонкая, нежная, чем у взрослых, ее барьерная функция выражена слабее. Вследствие обильной васкуляции и содержания воды кожа ребенка обладает высокой всасывающей способностью, поэтому резорбтивное действие химических ингредиентов минеральных вод, лечебных грязей, лекарственных препаратов при электрофорезе больше. Капиллярно-сосудистая сеть богато развита, тонус сосудов — лабильный и реакция покраснения, характерная для действия многих факторов, появляется быстрее при меньших дозах. Относительная площадь поверхности кожи у ребенка больше (у новорожденного в 3 раза, а 8 — летнего ребенка в 2 раза), чем у взрослого. Это увеличивает чувствительность детей к действию физических факторов. Относительно большее число нервных рецепторов кожи в связи с большой поверхностью приводит к необходимости уменьшать площадь воздействия, чтобы избежать передозировки.

Процессы обмена веществ совершаются более интенсивно, биологически активные вещества образуются в большем количестве, чем у взрослого, что может быть причиной повышенной реакции на действие факторов. Несовершенство физической и химической терморегуляции у маленьких детей способствует перегреванию или переохлаждению, поэтому тепловые и прохладные закаливающие процедуры проводятся с меньшей дозировкой, более постепенно. Однако большие резервные, компенсаторные возможности детского организма обуславливают более высокую эффективность малых доз.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей. Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитоминозу «D», созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция, достаточно эффективно курсовое общее УФ-облучение, а также местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах 1-2 раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизнь меньше, чем у старших и взрослых. В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных детей и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Читайте также:  Аппарат электрофореза принцип действия

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость ее проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает. В частности электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интроназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее чем через час после кормления и не позже 30-45 минут до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсивными токами смазывают кремом или растительными маслами. В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых. Однако дозы воздействий по интенсивности, продолжительности площади приложения энергии значительно отличаются от параметров воздействий для взрослых; различны они и при разном возрасте детей.

Все вышеуказанное определяет особенности применения физических факторов у детей, выбора оптимального метода, методики проведения процедур с учетом возрастных индивидуальных особенностей дифференцированных показаний и противопоказаний.

3. Особенности дозирования воздействий у детей

Ультрафиолетовое излучение имеет жизненно важное значение для растущего организма. При длительном дефиците солнечных УФ — лучей могут развиться явления световой недостаточности, у маленьких детей — рахит. Дозируют УФ-облучения с учетом индивидуальной биодозы, которую определяют через 6-8 и 24 часа, так как пороговая эритема может возникнуть и ослабеть. Показания к применению весьма разнообразны.

Общие профилактические УФ им ДУФ-облучения проводят в осенне-зимнее время малыми (от 1/8 — ј биодозы на каждую поверхность тела) постепенно возрастающими дозами (на 1/8 — на 1/4 биодозы через 1-2 облучения до 1,5-2 биодоз в зависимости от возраста) через день; на курс лечения 15-20 облучений. Курс повторяют через 4 месяца. Общие профилактические УФ-облучения детям можно проводить с 1 месяца. Площадь УФ — облучения у детей до 1 года не должна превышать 60-80 см 2 , от 1 до 3 лет — 100 см 2 , 3-7 лет — 150 см 2 , 7-12 лет — 200 см 2 . начальные дозы у детей до 5 лет не должны превышать одной биодозы, у школьников — 2 биодоз (с учетом регионарной чувствительности кожи). Облучения проводят через 1-2 дня субэритемными, эритемными дозами. Применяют на очаг воспаления (при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, суставов, ЛОР — органов, периферических нервов, при бронхолегочных, желудочно-кишечных заболеваниях) или на рефлексогенные сегментарные зоны (при нервозах, аллергических заболеваниях, дерматозах, язвенной болезни и др.). У детей первого года жизни при бронхопневмонии используют фракционную методику. Облучение слизистой оболочки носа и зева проводят УФ или КУФ — лучами через тубус, с 1/6 — ј постепенно увеличивая дозу Ѕ до 1 биодозы. В детских лечебно — профилактических учреждениях широко используется бактерицидное действие УФ-излучения для обеззараживания воздуха в помещении, игрушек, постельных принадлежностей.

Гальванизацию и лекарственный электрофорез применяют детям с 2-3 недель жизни. Максимальная плотность тока детям до 1 года жизни — 0,01 — 0,02 mA/ см 2 длительность — до 10 минут; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 и 10-15 минут соответственно; старше 7 лет — от 0,05 до 0,07 mA/ см 2 и до 15-20 минут; на курс лечения от 10 до 12-15 процедур.

Применяют различное расположение электродов: поперечное, продольное, сегментарно-рефлекторное, эндоназальное, по Вермелю. При проведении общей гальванизации детям первых месяцев жизни электроды располагают следующим образом: анод — в межлопаточной области и катод — на передней стенке живота. Детям от 6 месяцев до 2 лет катод располагают на передней поверхности бедер, старше двух лет — по общепринятой методике. Гальванический воротник по Щербаку проводят, располагая «шалевый» электрод площадью от 200 до 500 см 2 (в зависимости от роста) на уровне С6-T2, второй электрод на пояснично-крестцовой области; силу тока от 2-4 mA постепенно увеличивают до 8-12 mA (по переносимости), время воздействия — от 6 до 12-16 минут (через каждые 2 процедуры на 2 минуты); на курс лечения — 10-12 процедур.

При лекарственном электрофорезе на воротниковую зону сила тока и продолжительность оптимальные в течении всего курса из 10-12 процедур.

Метод лекарственного электрофореза имеет очень широкие показания при подострых и хронических воспалительных заболеваниях, функциональных нарушениях и болезнях нервной системы, органов пищеварения, дыхания, опоры и движения. Противопоказания — общие для физиотерапии, а также выраженное обострение воспалительного процесса, нарушение целости кожного покрова, непереносимость отдельных препаратов, гальванического тока.

Необходимо следить, чтобы токонесущие провода были припаяны к свинцовым электродам; электроды фиксируют эластичным бинтом. Процедуры проводят под постоянным контролем персонала. Детей до 3 лет во время процедуры держат родители или персонал. При лекарственном электрофорезе детям предпочтительнее применять минимальную концентрацию, указанную в таблицах.

Электросон. Воздействие импульсивным током низкой частоты при глазнично-затылочном расположении электродов можно проводить детям старше 2 лет. Дети боятся закрывать глаза, поэтому первую процедуру рекомендуется проводить после того, как ребенок увидел ее на другом пациенте и с небольшой силой тока. Частота импульсов от 5-10 до 40 — 80 Гц, продолжительность процедуры от 15-30 до 40 минут; на курс лечения от 10-12 до 15 процедур ежедневно или через день. Основные показания: функциональные заболевания нервной системы, неврозы реактивные состояния, дерматозы, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, хорея. Противопоказания — общие для физиотерапии.

Дарсонвализацию местно можно проводить с двух лет и при малой мощности, что определяется по ощущению ребенка и положению на аппарате «Искра»; продолжительность воздействия от 5-7 до 10 минут. Лучше использовать у детей ток надтональной частоты(ТНЧ), когда отсутствует искровой разряд, от аппарата «Ультратон». Воздействуют грибовидным электродом наружно по лабильной методике, цилиндрическим, ректальным электродом — по стабильной. Основные показания: нейродермит, угри, гнездная плешивость, мигрень, хронический цистит, выпадение прямой кишки. Противопоказания — общие.

Синусоидальные модулированные токи назначают детям с 2-месячного возраста; процедуры хорошо переносятся детьми. Метод имеет большие возможности индивидуализации параметров электроды такие же, как при гальванизации. При выборе вида тока, его модуляций исходят из особенностей патологического процесса. Способность СМТ улучшать кровообращение, изменять чувствительность рецепторов, уменьшать болезненные спастические явления, а при большей силе тока вызывать мышечное сокращение определяет широкий круг показаний (невриты, травмы, неврозы, детские параличи, бронхиальная астма и др). общая продолжительность процедуры детям до 1 года составляет 10 минут, от 1 до 7 лет — 10-15 минут, на курс лечения от 8-10 до 15 процедур. Противопоказания — общие для физиотерапии, а также острый гнойный процесс, судорожные состояния, наклонность к кровотечению.

Индуктотермия. Воздействие переменным магнитным полем высокой частоты в педиатрической практике используется с 5 лет при подострых и хронических воспалительных заболеваниях органов дыхания, пищеварения, мочевыделения нервной системы. Детям применяют слабые и средние тепловые дозировки продолжительностью 10-20 мин. е/д или ч/д на курс 8-10 проц. С 6 месяцев применяют резонансный индуктор ЭВТ-1 от аппарата УВЧ-30 с выходной мощностью 30 Вт (диаметр 6 см).

Электрическое поле УВЧ используют у детей с первых дней жизни. Учитывая особую подвижность детей, для сохранения постоянства воздушного зазора конденсаторные пластины помещают на войлочную, фланелевую прокладку, соответствующей толщины (1-2-3 см). Кожа на месте воздействия должна быть сухой. Перед процедурой необходимо удалить из карманов имеющиеся металлические предметы, игрушки. Доза зависит от возраста, мощности, размера конденсаторных электродов и их локализации. Воздействия на область головы детям до 7 лет следует ограничивать; при необходимости применять выходную мощность 15-20 (не более 30) Вт, продолжительность воздействия от 5-6 до 8 минут; детям старше 7 лет — соответственно до 40 Вт и до 10 минут; на курс лечения от 6-8 процедур. При воздействии на грудную клетку, на конечности детям дошкольного возраста применяют воздействие мощностью до 30-40 Вт, продолжительность 5-8 минут; более старшим — до 40 Вт и 8-10 минут соответственно; на курс лечения от 5 до 8 процедур. Основные показания острые, подострые, хронические воспалительные процессы в коже, подкожной клетчатке, в органах дыхания и ЛОР — органах, печени, мочевых путях, суставах, периферических нервах.

Противопоказания — общие для физиотерапии, а также наличие гноя в замкнутой полости.

Сверхвысокачастотная терапия включает лечение сантиметровыми волнами(микроволнами) и дециметровыми. Ее назначают детям старше двух лет. Используют аппараты «Ромашка», «Ранет». Излучатель диаметром 4 или 10 см располагают контактно в области очага воспаления. Интенсивность детям до 5 лет — от 4-5 до 6-7 Вт, более старшим 8-12 Вт; продолжительность воздействия от 6-8 до 10 минут. Процедуры проводят ежедневно на курс лечения 6-8 процедур. Для лечения детей старшего возраста может быть применен аппарат «Волна-2».

Этот метод имеет ряд преимуществ перед СМВ, заключающихся в более глубоком и равномерном поглощении энергии тканями. Лечение СМВ проводят от аппарата «Луч-2», «Луч-3», при риносинусите, тонзиллите используют излучатель диаметром 3,5 см, интенсивность детям дошкольного возраста 2 Вт в течении 5 минут, от 3 до 7 лет — 4-5 Вт, более старшим детям 6-8 Вт при продолжительности воздействия от 6-8 до 10 минут ежедневно; на курс лечения 6-8 процедур.

Показания: острые, подострые воспалительные заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, печени, суставов, лор-органов, мочевых путей. Противопоказания общие для физиотерапии.

Низкочастотная магнитотерапия — метод, при котором используется воздействие переменным магнитным полем низкой частоты, генерируемым аппаратами «Полюс-1», «Полюс-2». Этот фактор хорошо переносится детьми, обладает мягким болеутоляющим действием. Дозирует воздействия ПеМПНч по индуктивности в миллитеслах (мТл) и времени воздействия (детям применяют от 9,8 до 25 мТл, что соответствует 1-4 положению указателя интенсивности). Продолжительность процедур проводимых ежедневно, от 10-15 до 20 минут; на курс лечения от 10 -15 минут до 20 процедур.

Показания: ожоги, дерматозы, невралгии, артралгии, бронхиальная астма, аритмии, вегетодистонии, нарушения сна. Противопоказания общие для физиотерапии.

Ультразвук в педиатрической практике используют с частотой 880 и 2640 кГц; такие частоты обеспечивают проникновение колебаний соответственно на глубину 4-5 или 1,5-2 см. частота 2640 мГц рекомендуется при лечении кожных очаговых воспалительных заболеваний. Ультразвук детям не используют на ростковые зоны костей.

При лечении очаговой инфекции в носоглотке целесообразно использование аппарата Лор-1А, Лор-3 с импульсным режимом воздействия. При лекарственном фонофорезе детям старше 3-5 лет используют импульсный режим и интенсивность от 0,1 до 0,3 Вт/см 2 , детям до 3 лет ультрозвуковая терапия проводятся только по особым показаниям при интенсивности от 0,05 до 0,1 до 0,3 — Вт/см 2 (для старших школьников при контрактурах). Длительность воздействия от 2-3 до 5 минут на одно поле; на курс лечения от 6-8 до 10 процедур проводимых через день.

Ингаляционная терапия используется у детей с первых дней жизни. На процедуру назначают разовую дозу лекарства, оказывающее местное и резорбтивное действие. При лечении грудных детей лучше использовать камеру, колпачок из плексигласа, который устанавливают над головой ребенка. Процедуры проводят через 1-1,5 ч. после приема пищи. В течение дня можно проводить от 1 до 3-4 ингаляций.

При физиотерапии больных детей необходимо учитывать, кроме возраста, особенности реактивности: аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватную реакцию. Большого внимания требуют дети с невротическими реакциями. Ребенок не всегда может правильно оценить свои ощущения, поэтому важно наблюдать за его поведением, мимикой, окраской кожных покровов. Эффективность лечения во многом зависит от поведения персонала: спокойная обстановка, доброжелательный контакт с ребенком, уверенность в успехе улучшают результаты. Важно не перегружать ребенка процедурами.

Общими противопоказаниями к применению физических факторов являются: тяжелое общее состояние, фебрильная температура тела, активный туберкулез, повышенная кровоточивость, недостаточность кровообращения, функции почек, печени, тяжелая гипотрофия, злокачественные новообразования. Имеются противопоказания и к применению отдельных факторов: фотосенсибилизация — для УФ-излучения, нарушение термочувствительности — для тепловых процедур, наличие эпилептического синдрома — для электростимуляции и других электропроцедур, лекарственная аллергия — для применения этого препарата методом аэрозолей, электрофореза.

Особенности наложения электродов детям:

1. сила тока (или плотность) меньше:

— от 1 до 2 лет — 0,02 мА/см 2

— от 3 до 5 лет — 0,03 мА/см 2

— от 6 до 10 лет — 0,04 мА/см 2

— от 11 ло 14 лет — 0,05 мА/см 2

2. электроды небольшие от 50 см 2 до 150 см 2

3. прокладки с карманчиками

4. привязывают эластичными прорезиненными бинтами

5. фиксация электрода мешочком, наполненным песком

6. аппарат находится на недосягаемом для детей месте

7. токонесущие провода должны быть припаяны к свинцовым электродам

Читайте также:  Электрофорез с эуфиллином сколько по времени

8. щит на гальванической доске должен быть включен на 5 миллиампер.

физиотерапия реактивность терморегуляция ребенок

Задача физиотерапии — это достижение наибольшего терапевтического эффекта при наименьшей нагрузке на организм путём усиления специфического и ослабления неспецифических компонентов действия физических факторов.

Выбор фактора, его дозы и способа применения, а также сочетания нескольких факторов определяется формой и стадией болезни и состоянием организма. Физиотерапевтические средства наиболее эффективны в начальном периоде болезни — при функциональных нарушениях.

В комплексе основных лечебных мероприятий их применяют также на других этапах лечения и медицинской реабилитации с целью воздействия на определённые процессы в организме на разных уровнях, в том числе клеточном и молекулярном.

Многообразие факторов и методик, применяемых в физиотерапии, определяет возможности индивидуализированного воздействия на организм и направленного влияния на патологический процесс без отрицательного побочного эффекта.

Физиотерапевтические процедуры используют главным образом для лечения парезов, параличей, болезней суставно-связочного аппарата, кожи, органов дыхания, нарушений обмена веществ и других заболеваний.

Поддерживать здоровье можно разными путями — с помощью постоянного применения лекарственных аппаратов, либо используя здоровый образ жизни и следя за своим самочувствием. Значительную роль среди различных способов приобретения здоровья играют лечебные физические факторы.

1. Боголюбов, Общая физиотерапии Москва-Петербург, 2000 — 96 с.

2. Воробьев М.Г., Физиотерапия на дому, СПБ, 1999 — 44 с.

3. Клиническая физиотерапия. / Под ред. Оржешковского В.В. Киев, 2001 — 173 с.

4. Клячкин Л.М. Физиотерапия. — М.: Медицина, 1998 — 211 с.

5. Улащик В.С., Очерки общей физиотерапии, Минск, 1998 — 53 с.

Раздел физиотерапии, связанный с применением в лечении больных только тех физических методов, эффективность которых доказана в доброкачественных исследованиях. Методология доказательной физиотерапии. Алгоритм применения методов практическими врачами.

реферат [143,1 K], добавлен 23.08.2013

Развитие физиотерапии как науки. Действие лечебных физических факторов на определенные органы и системы организма. Истоки формирования представлений о специфичности в физиотерапии. Причины реакций органов и тканей. Направленность действия на орган.

реферат [27,5 K], добавлен 23.08.2013

Лечебные физические факторы, которые являются предметом физиотерапии. Основные разделы физиотерапии: общая, клиническая и частная. Первые сведения об использовании природных факторов в лечебных целях. Формирование физиотерапии как самостоятельной науки.

реферат [25,6 K], добавлен 23.08.2013

Анатомо-физиологические аспекты сердца, этиология, патогенез и клиника его порока. Использование лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии при пороках сердца у детей. Оценка и учет эффективности данных методик физической реабилитации ребенка.

дипломная работа [125,4 K], добавлен 19.04.2012

Исследование персонализированного подхода к назначению физических методов лечения пациентов. Факторы риска и причины болезней. Концепция персонализированной физиотерапии. Изучение алгоритма методологического подхода к разработке моделей физиотерапии.

реферат [1,3 M], добавлен 23.08.2013

Понятие физиотерапии, история ее возникновения и развития. Цели и задачи использования физических природных факторов в лечении некоторых заболеваний. Правила использования холода и тепла. Механизм воздействия горчицы и показания для ее применения.

презентация [1,2 M], добавлен 10.12.2013

Физиотерапия как неотъемлемая часть лечения и реабилитации после тяжелых травм. Механизмы воздействия на организм человека методов светолечения, механолечения, физикофармаколечения, водолечения, теплового лечения. Разнообразие методов электролечения.

презентация [1,6 M], добавлен 22.12.2014

Сущность и виды физиотерапии, показания для ее применения. Использование средств физиотерапии в сочетании с лечебной физкультурой. Нетрадиционные методы реабилитации. Особенности лечения с помощью электрического тока, магнитных полей, света и тепла.

реферат [29,0 K], добавлен 13.10.2013

Изучение задач физиотерапии. Классификация лечебных физических факторов. Методы модуляции типовых патологических процессов, системо-, органотропные и оздоровительные методы физиотерапии. Условия формирования специфических лечебных эффектов в организме.

реферат [44,4 K], добавлен 23.08.2013

Основные принципы применения лекарственных растений в детской практике. Фитотерапия желудочно-кишечных заболеваний, кожных болезней и простудных заболеваний грудных детей. Лекарственные растения, применение которых ограничено у детей раннего возраста.

курсовая работа [6,3 M], добавлен 24.10.2013

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник