Меню Рубрики

Этика и деонтология в работе медицинской сестры по физиотерапии

Современное понимание медицинской этики, морали и деонтологии. Принципы медицинской этики в отношениях «медсестра-пациент», «медсестрa-врач» и «медсестрa-медсестрa». Особенности и правила врачебной этики и деонтологии в хирургическом стационаре.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по сестринскому делу на тему:

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Деонтология (от греч. дЭпн — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии — сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

1. Вопросы соблюдения врачебной тайны

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5. Правила относительно интимных связей между медицинским персоналом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

Понимание медицинской этики, морали и деонтологии

медицинский этика деонтология хирургический

В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

научный — раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

практический — область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

медицинский работник — пациент,

медицинский работник — родственники пациента,

медицинский работник — медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: «Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости, не причинения вреда, требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения «медсестра — пациент»

Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения «медсестра — родственники (и близкие) пациента:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения «медсестрa — медсестрa»:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения «медсестрa — младший медперсонал»:

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургическом отделении

Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирургов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа— хирургическая операция. В период операции практически прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и больным и резко интенсифицируется процесс слаженного взаимодействия между врачами-хирургами, анестезиологами, средним медицинским персоналом, обслуживающим операционную.

Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Многие хирурги совершенно справедливо утверждают, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, то есть, соответствующий уход в послеоперационном периоде.

К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, последствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потливости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», которую охотно предоставляют больные, перенесшие операцию и, как правило, преувеличивающие все происшедшее с ними.

О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь поступивших больных, готовящихся к оперативному лечению.

При подготовке к операции очень важно установить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предстоящей операцией, успокоить, постараться изменить отношение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание, выдать свои секреты и т. д.

После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными осложнениями могут возникнуть различные психические расстройства. Хирургическое вмешательство и вынужденный постельный режим могут вызвать различные невротические расстройства. Нередко у больных на 2 — 3-й день после операции появляется недовольство, раздражительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние.

У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредовых переживаний. Генез его сложный, преимущественно токсико-сосудистый. У больных, страдающих алкоголизмом, в послеоперационном периоде довольно часто развивается алкогольный делирий.

Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Нередко психотические состояния развиваются в виде кратковременных эпизодов и легко купируются назначением транквилизаторов и нейролептиков. Вопросы дальнейшего лечения должен решать лечащий или дежурный врач с учетом всех обстоятельств.

Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного новообразования. Они обеспокоены своей дальнейшей судьбой, задают вопросы, злокачественная ли у них опухоль, не было ли метастазов и т. д. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в дальнейшем ничего не грозит. С такими больными необходимо проводить психотерапевтические беседы.

Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молочной железы, ампутация конечностей и др.). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатической структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблюдаться медицинским персоналом.

Современные правила этики и деонтологии

Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия — обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили . ”.

Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.

Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в Республике Казахстан.

1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.

2. http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология»

3. http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология»,

4. http://www.saminfo.ru «Некоторые проблемы медицинской биоэтики» Тельнова К.И., доцент СамГМУ

6.Вайль С. С., Некоторые вопросы врачебной деонтологии, 3 изд., Л., 1969;

7.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

8.Голубева Г. В. и Тапилина К. Е., Врачебная этика. Библиографический указатель литературы, М., 1968.

Определения, основные причины формирования деонтологии и медицинской этики. Главные различия медицинской деонтологии и медицинской этики. Исторические и современные модели моральной медицины. Процесс трансформации традиционной и биологической этики.

презентация [1,7 M], добавлен 21.01.2015

Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении, в клинике хирургических болезней, в акушерско-гинекологической клинике.

реферат [27,1 K], добавлен 09.10.2006

Читайте также:  Физиотерапия при болевом синдроме остеохондроза

Учение о проблемах морали и нравственности. Правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Современные правила этики и деонтологии. Соблюдение строгой дисциплины при работе в отделении или в стационаре. Сохранение врачебной тайны.

презентация [1,4 M], добавлен 18.02.2017

Научный и практический аспект медицинской этики. Нормы и принципы поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. «Канон врачебной науки». Нюрнбергский процесс 1947 года. Главные вопросы медицинской деонтологии.

презентация [1,3 M], добавлен 27.10.2015

Общие принципы и нормы медицинской этики и деонтологии в сестринском деле. Этический кодекс медицинской сестры России. Комплексное исследование вопросов этики и деонтологии при сестринском уходе за пациентами на примере нейрохирургического отделения.

дипломная работа [621,9 K], добавлен 14.11.2017

Общие положения медицинской этики, изложенные XXIV века тому назад Гиппократом в «Клятве». Обязанности врачей, изложенные в Международном кодексе медицинской этики, в частности и в отношении к больному человеку. Главные задачи хирургической деонтологии.

презентация [1,8 M], добавлен 03.03.2014

Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

презентация [8,0 M], добавлен 21.03.2019

Основные принципы медицинской этики и деонтологии сестринского дела. Изучение особенностей взаимоотношений медсестры с пациентами. Памятка медицинской сестре противотуберкулезного диспансера. Формирование у пациента правильного отношения к своей болезни.

реферат [63,0 K], добавлен 24.03.2017

Основные проблемы этики. Принципы медицинской этики, сформулированные Гиппократом. Понятие медицинской деонтологии. Вопросы, рассматриваемые в ней. Случаи представления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его представителя.

презентация [270,8 K], добавлен 23.04.2016

Врач и общество, врачебная деонтология. Принципы врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности лечения. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению.

курсовая работа [30,7 K], добавлен 17.10.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Основные положения медицинской этики и деонтологии прежде всего базируются на таких понятиях, как «мораль» и «этика».

Мораль (от лат. «moralis» — нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» — нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе, и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Одной из разновидностей профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медицинских работников, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» — учение. Таким образом, деонтология — это учение о должном, а медицинская деонтология — это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.

Медицинская деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больными.

Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение медицинских работников с больными, с родственниками больных, со здоровыми людьми, взаимоотношения между медицинскими работниками.

Медицинская этика и медицинская деонтология диалектически связаны между собой. Они изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

— медицинский работник — больной,

— медицинский работник — родственники больного,

— медицинский работник — медицинский работник,

— медицинский работник – общество.

Характеризуя далее эти аспекты, следует иметь ввиду, что составляющие их положение пересекаются, так как характеризуют общечеловеческие ценности.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах.

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например к канцерофобии — боязни заболевания раком).

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности — старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия — обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили . ». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным — они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны — не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

источник

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ МЕДСЕСТРЫ

Основные стороны медицинской этики определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности.

Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. При этом медицинская этика весьма тесно соприкасается с медицинской деонтологией – учением о проблемах морали и нравственности, являющимся разделом этики. Деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Этика и деонтология тесно взаимосвязаны. Впервые термин «деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Слово «деонтология» является производным от двух греческих корней: deon – «должное», и logos – «учение». Следовательно, медицинская деонтология – это учение о долге медицинских работников перед пациентом. Согласно формулировке древнегреческого врача Гиппократа «…должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Определение «этика» используется, когда речь идет о теории морали, того или иного толкования таких понятий, как долг, совесть, честь, справедливость и т. п. Соблюдение этики и деонтологии представляется чрезвычайно важным в системе взаимоотношений между медработником и его подопечным. Известно, что врачи, приступая к профессиональной деятельности, приносят клятву Гиппократа, определяющую понятия врачебной этики. Аналогом данного текста для медицинских сестер стала клятва английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл в XIX в.

По окончании Второй мировой войны основанная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с разработки и принятия Женевской декларации, явившейся по сути обновленным вариантом клятвы Гиппократа. Толчком к созданию декларации стали известные события, когда «докторами» Третьего рейха и его союзников дискредитировалась сама профессия врача: с целью осуществления так называемых «научных исследований» были проведены десятки тысяч бесчеловечных экспериментов над людьми, унесших огромное количество жизней. Женевская декларация не только лишний раз подчеркнула важность стремления медицинского работника к гуманистическим идеалам, но и гарантировала независимость его профессии от идеологии и политики.

Согласно современным правилам этики и деонтологии работа в медицинском учреждении должна подчиняться строгой дисциплине с соблюдением субординации. По отношению к пациенту медицинский работник обязан проявлять внимательность и корректность.

К деонтологии относится также такой аспект, как сохранение врачебной тайны. Бывают ситуации, когда целесообразно скрыть от пациента реальное состояние его здоровья и дальнейший прогноз, особенно в онкологии. Сохранять тайну обязаны не только врачи, но и все представители медицинского персонала, контактирующие с пациентом.

Непосредственное отношение к медицинской деонтологии имеет ятрогения – болезненное состояние, развивающееся у пациента в связи с негативным влиянием на него медицинского работника. Неосторожное озвучивание в присутствии пациента серьезного диагноза, упоминание о возможном летальном исходе и другие сведения – все это может негативно отразиться на его психическом и физическом состоянии. Также недопустимо в присутствии пациента обсуждать состояние здоровья и диагнозы других больных. Если пациенту свойственны чрезмерная мнительность и психологическая нестабильность, то ему легко внушить, что у него имеется какая-нибудь патология. При этом человек начинает искать у себя симптомы несуществующей болезни. В такой ситуации медицинский работник должен постараться убедить пациента в отсутствии надуманных заболеваний. К ятрогении также причисляются болезни и повреждения, возникшие вследствие неквалифицированных или необдуманных действий врача.

Читайте также:  Физиотерапия при переломе большеберцовой кости

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами – часть деонтологии. Недопустимо критиковать действия сослуживца или даже незнакомого медработника в присутствии пациента. Замечания коллегам следует делать исключительно с глазу на глаз, сохраняя таким образом их авторитет. Медицинский работник должен прислушиваться к любому совету, даже если он исходит от сотрудника рангом ниже. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить пациенту, что консультировавший его специалист плох.

Тактика медицинского работника и его отношения с пациентом всегда должны строиться с учетом индивидуальных особенностей характера больного, уровня его образованности и тяжести его состояния. Взаимоотношения медицинского работника с родными и близкими пациента представляют собой наиболее сложную проблему в современной медицинской деонтологии. Если заболевание не опасно, прогноз благоприятный, а лечение проходит согласно намеченному плану, то можно быть максимально откровенным.

В случае, если имеются какие-либо осложнения, до пустим тактичный разговор с ближайшими родственниками. Самым разумным со стороны медицинской сестры является в тяжелых случаях ответ типа «спросите у лечащего врача».

Особенное значение в определении правил поведения медсестер имеет Этический кодекс медицинской сестры России. При его составлении были учтены новые идеи, оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры.

В первую очередь этот документ отражает современные представления о правах пациента, которые во многом определяют обязанности медицинского работника.

За нарушение Этического кодекса медицинской сестры России медсестра несет ответственность, предусмотренную Уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России.

Согласно документам, на основе которых был составлен Кодекс (таким как Устав Всемирной организации здравоохранения (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.) и т. д.), медицинские сестры являются не только исполнителями назначений врача, но и представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными, и располагают необходимым уровнем знаний в области психологии.

Первое впечатление о лечебном учреждении основывается в том числе и на том, как вас встретил медицинский персонал, и именно это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента и медперсонала, наличие или отсутствие между ними доверия и т. д. И внешний вид, и внутренний эмоциональный настрой медсестры должны располагать к ней пациента. Медсестре не следует отстраненно называть пациента «больной», поскольку это говорит о ее безразличном отношении. Для создания атмосферы доверия в общении между медсестрой и пациентом необходимо дать больному возможность почувствовать, что вам не безразлична его судьба и вы действительно хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может получить полную и объективную информацию о подопечном, особенностях его психики, узнать его мнение о собственном заболевании и больничных условиях. Такая информация даст возможность поставить сестринский диагноз, что в дальнейшем облегчит процесс излечения.

Медсестре необходимо помнить, что всегда следует оставлять за собой ведущую роль и не переходить грань между доверием и панибратством. Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и пациентом эмпатии, но ни при каких условиях не идентифицировать себя с больным: при всем понимании его проблем и стремлении облегчить его состояние, помочь ему следует критично относиться к своим действиям и не допускать того, чтобы идти у него на поводу. Для установления доверительных отношений необходимо убедить пациента в конфиденциальности ваших бесед.

Получив представление об особенностях личности пациента, его эмоциональных переживаниях, медсестра может тактично разъяснить ему не только его права, но и обязанности, а также аккуратно подготовить больного к обследованиям и терапевтическим процедурам, изложив необходимую информацию в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые процедуры не должно спровоцировать развития негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры.

При построении взаимоотношений «медсестра – пациент» важное значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

Стиль работы и поведение медсестры во многом зависят от этических норм, установленных в данном лечебном учреждении. К сожалению, частым недостатком среднего медицинского персонала является нравственная индифферентность (безразличие). Некоторые поступки, противоречащие основным понятиям этики и деонтологии, медики объясняют наличием объективных факторов современной действительности. Тем не менее не существует таких обстоятельств, которые могли бы стать оправданием неэтичных поступков медицинского работника.

источник

Уход за больными состоит из общих и специальных мероприятий. К общим мероприятиям относятся различные действия, выполняемые независимо от характера болезни, а к специальным – действия, осуществляемые только при определенных болезнях и конкретных ситуациях (детские, нейрохирургические, урологические, гинекологические, кардиологические и другие).

Обязанности и задачи среднего медицинского персонала:

— ознакомление поступивших в стационар больных с правилами внутреннего распорядка и режимом работы отделения, осуществление контроля их соблюдения;

— проверка качества санитарной обработки больного, направление его в палату;

— организация и участие в перекладывании тяжелого больного с носилок на кровать (или сопровождение его в палату до постели);

— оценка санитарного состояния в палатах, регулярности их проветривания (утром, после тихого часа и вечером перед сном) и температуры в них;

— контроль выполнения больными правил личной гигиены и периодичности смены белья (постельного и нательного);

— при поступлении больного и в дальнейшем – измерение температуры тела, подсчет пульса и числа дыхательных движений (ЧДД), суточного количества мочи и мокроты, определение роста и веса (результаты записываются в температурный лист истории болезни);

— участие в обходе врача, заведующего отделением, доцента и заведующего кафедрой, мониторинг состояния больного, выполнения им рекомендаций (диетических, санитарно-гигиенических) и больничного режима;

— строгое выполнение врачебных назначений и регистрация информации об их выполнении в листах врачебных назначений (раздача лекарств, парентеральное введение лекарств, постановка клизм), забор биологического материала и отправка в лабораторию;

— подготовка больных к различным диагностическим исследованиям и сопровождение их в соответствующие подразделения;

— организация питания больных в отделении (выписывание, обеспечение доставки и раздачи пищи, контроль выполнения диетических рекомендаций больными (лечебное питание, осмотр продуктов)), кормление тяжелобольных;

— контроль сохранности медицинского оборудования и оснащения;

— регулярное оформление постовой медицинской документации, составление порционного требования, выборка врачебных назначений, оформление требования на лекарственные средства, составление сводки о состоянии больных, заполнение листка учета коечного фонда, журналов учета лекарственных препаратов списков А и Б, назначений и передачи дежурств, тяжелобольных и т.д.;

— в критических случаях – оказание доврачебной неотложной помощи;

— проведение санитарно-просветительной работы среди больных;

— содействие отказу от вредных привычек и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

В лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) страны принята двухступенчатая система медицинского обслуживания больных: врач и медсестра. Непосредственный уход за больным и выполнение врачебных назначений возлагаются на медсестру, которой обязан помогать младший медицинский персонал.

Обязанности младшей медицинской сестры (санитарки):

— обеспечение санитарного режима отделения (уборка помещений и поддержание в них чистоты);

— проведение санобработки больных при поступлении в стационар, их транспортировка или сопровождение;

— проведение гигиенической ванны;

— смена нательного и постельного белья;

— подача судна или подкладного круга тяжелобольным;

— обработка предметов ухода за больными после их использования;

— доставка исследуемого биологического материала в лабораторию;

— меры по уходу за кожей, волосами, ногтями тяжелобольных под наблюдением постовой медсестры.

Существуют следующие должности медсестёр. Главная медицинская сестра –специалист с высшим медицинским образованием, занимающаяся вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и контролем его работы. Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала. Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание. Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований. Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё. Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий. Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Функциональные обязанности медицинской сестры определены приказом № 249 от 19.08.1997 г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала». Приводим выдержку из этого документа.

Обязанности медсестры:

— рационально организовывать свой труд в отделении;

— обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения);

— осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование и осуществление ухода, оценку достигнутого);

— своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, ассистировать врачу при проведении лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;

— оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее ЛПУ;

— вводить лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии;

— сообщать врачу или заведующему, а в их отсутствие – дежурному врачу обо всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций, или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения;

— обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами;

— взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента;

— вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию;

— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— проводить санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде ЗОЖ.

При работе в больничных учреждениях медсестра обязана:

— осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении и контролировать их выполнение;

— обеспечивать безопасную среду для пациента в стационаре;

— принимать непосредственное участие в обходе больных лечащим или дежурными врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья пациентов;

— проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к исследованиям, процедурам, операциям;

— владеть методиками простейших лабораторных исследований (анализ мочи на белок, сахар; определение гемоглобина и скорости оседания эритроцитов);

— контролировать работу младшей медсестры по уходу.

Настоящий документ регламентирует также права среднего медицинского персонала:

— получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей;

— вносить предложения по совершенствованию работы медсестры и организации сестринского дела в учреждении;

— требовать от старшей медсестры отделения обеспечения поста (рабочего места) оборудованием, оснащением, инструментарием, предметами ухода, необходимыми для качественного выполнения своих функциональных обязанностей;

— повышать свою квалификацию в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий; участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. В стандартах сестринского дела четко определены знания и умения (общие и специальные), обозначены сестринские манипуляции.

Общие знания медсестры: основы законодательства и права в здравоохранении и медицинского страхования; организация работы медицинских учреждений в новых экономических условиях; статистические показатели; теоретические основы сестринского дела; философия и этика сестринского дела; психология профессионального общения; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний; основы геронтологии и гериатрии; организация сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; основы паллиативной сестринской помощи и танатологии; виды, формы и методы реабилитации, организация и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения, нормативные документы; основы валеологии, методы и средства санитарного просвещения; основы диетологии; система инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; основы диспансеризации; учетно-отчетная деятельность; основные виды медицинской документации; охрана труда и техника безопасности в медицинских учреждениях; функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; основы медицины катастроф.

Специальные знания медсестры:система организации больничной помощи населению; нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности больничного учреждения; оснащение, организация, режим работы структурных подразделений больничного учреждения; организация сестринского дела; лечебно-охранительный режим; система больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности; охрана труда и техника безопасности; организация сестринского ухода; основные синдромы острых нарушений функций систем и органов; современные методы интенсивной терапии и реанимации; организация восстановительного лечения и реабилитации; основы рационального и сбалансированного питания; учетные формы медицинской документации.

Общие умения медсестры: анализировать ситуацию и принимать решения в пределах своей компетенции; владеть навыками общения; выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией; осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентом; при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; оценивать действие лекарственных средств; готовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий; владеть методами и средствами санитарного просвещения, планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения, сохранение и укрепление здоровья; соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств, правила техники безопасности и охраны труда; вести медицинскую документацию; выполнять требования инфекционного контроля; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

Читайте также:  Вопросы по физиотерапии для медсестер на высшую категорию

Специальные умения медсестры: осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса; выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности; проводить профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом; готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций; владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям; проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и их родственников, обучение методам ухода и первой медицинской помощи, здоровому образу жизни.

Сестринскими манипуляциями являются: санитарная обработка больного, приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода за больным, предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов, пользование стерильным биксом, обеззараживание рук, накрытие стерильного стола, транспортировка и перекладывание больного, пользование функциональной кроватью, приготовление постели, смена нательного и постельного белья, гигиенические мероприятия и кормление больного в постели, введение питательной смеси через зонд, профилактика пролежней, подмывание тяжелобольного, измерение температуры тела, пульса, артериального давления (АД), определение ЧДД, суточного диуреза, постановка банок, горчичников, согревающего компресса, грелки и пузыря со льдом, приготовление лечебной ванны, подача кислорода, судна и мочеприемника, постановка газоотводной трубки, всех видов клизм, катетеризация мочевого пузыря, ведение документации по учету лекарственных средств, применение мази, пластыря, присыпки, закапывание капель в нос, уши и глаза, закладывание мази за веко, пользование ингалятором, набор инсулина, все виды инъекций, сбор системы для капельного введения, венепункция, снятие электрокардиограммы (ЭКГ), взятие мазка из зева, сбор мокроты, мочи, кала, забор крови на исследование, зондирование желудка, двенадцатиперстной кишки, подготовка больного и участие в проведении эндоскопии, пункций, проведение искусственного дыхания, наложение всех видов повязок, определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость, остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов.

Здравоохранение –совокупность государственных и общественных мер социально-экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, общедоступности медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия государства и общественности в деле здоровья населения. Выделяют три основных компонента здравоохранения: лечебно-профилактическая помощь, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, укрепление здоровья населения. В Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов; финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (Конституция Российской Федерации, ст. 41). Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны.

Все виды медицинской помощи в зависимости от места и условий, где эта помощь оказывается, от особенностей организации и квалификации специалиста подразделяются на следующие разновидности.

1. Первая медицинская помощь: самопомощь, взаимопомощь, помощь санинструктора, помощь специально обученных представителей ряда «социальных» профессий (так называемых парамедиков) – полицейского, пожарного, стюардессы.

2. Доврачебная (фельдшерская) помощь оказывается средним медицинским персоналом.

3. Первая врачебная помощь – простейшие врачебные лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия.

4. Квалифицированная медицинская помощь– сложные врачебные манипуляции терапевтического или хирургического профиля, осуществляемые врачом-специалистом: терапевтом, хирургом, педиатром.

5. Специализированная медицинская помощь – помощь «узких» специалистов в предназначенных для этих целей лечебных учреждениях.

Охрана здоровья и медицинская помощь населению осуществляются в ЛПУ амбулаторного и стационарного типов. Принцип работы амбулаторно-поликлинического звена – территориально-участковый. Задачами амбулаторно-поликлинического звена являются: оказание квалифицированной медицинской помощи в поликлинике и на дому; диспансеризация; профилактические мероприятия (снижение заболеваемости, инвалидности и смертности); экспертиза временной нетрудоспособности; санитарно-гигиеническое воспитание населения; пропаганда ЗОЖ. Выделяют несколько основных типов амбулаторно-поликлинических учреждений.

Амбулатория (лат. ambulatorius – подвижной) – медицинское учреждение с 3–5 врачами, в котором осуществляется минимальный объем лечебной помощи населению сельского участка, поселка городского типа, промышленного предприятия. В амбулатории работают врач, фельдшер, акушерка, медицинские сестры и санитарки. От поликлиники амбулатория отличается числом специалистов, объемом деятельности.

Поликлиника (police – город, klinike врачевание, уход за лежачими больными) – специализированное ЛПУ, обеспечивающее квалифицированную медицинскую помощь по основным профилям (терапия, хирургия, гинекология, неврология, глазные болезни, эндокринология, урология, кардиология, аллергология). В поликлинике оказывают медицинскую помощь приходящим больным, а также больным на дому, выполняют комплекс мероприятий по выявлению, лечению и учету больных, проведению профилактических осмотров, изучению заболеваемости. Амбулаторно-поликлинические учреждения также осуществляют диспансеризацию – активное наблюдение за здоровьем определенного контингента больных.

Здравпункт (врачебный или фельдшерский) – ЛПУ на промышленных, автотранспортных и других предприятиях, учреждениях. В здравпункте оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь при травмах, острых и внезапных болезнях, отравлениях. Кроме того, осуществляются санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Медико-санитарная часть – лечебное учреждение при промышленных предприятиях для медицинского обслуживания рабочих. В состав медико-санитарной части входят поликлиника, стационар, здравпункт и профилакторий. В настоящее время созданы специализированные консультативно-диагностические и лечебно-диагностические центры на базе крупных многопрофильных больниц, клиник, медицинских университетов, научно-исследо­ва­тельских институтов, в которых проводят высококвалифицированное амбулаторное обследование и стационарное лечение больных.

Станции скорой помощи обеспечивают население медицинской помощью в случаях острой необходимости. Специализированную медицинскую помощь оказывает бригада, которую возглавляет врач, а фельдшер помогает ему в оказании медицинской помощи и транспортировке больных.

Женская консультация – медицинское учреждение, в котором осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными.

Современное отечественное здравоохранение уделяет большое внимание службе семейного врача (врача общей практики) как перспективному звену в оказании первичной медико-санитарной помощи. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 237 (от 26 августа 1992 г.) предусмотрено создание специальных врачебных офисов (помещений) семейной медицины, оборудованных современной диагностической аппаратурой, и регламентирован штат сотрудников такого офиса семейной медицины (семейный врач и три средних медицинских работника, в том числе лаборант и фельдшер). Фактически врач общей практики выступает правопреемником участкового терапевта.

Если состояние пациента требует систематического наблюдения, применения сложных диагностических и лечебных процедур, специализированной медицинской помощи, его направляют в лечебное учреждение стационарного типа.

Стационар (лат. stationarius– стоящий, неподвижный) – структурное подразделение ЛПУ (больницы, медсанчасти, диспансера), предназначенное для обследования и лечения больных в условиях круглосуточного (за исключением дневного стационара) их пребывания в данном учреждении под наблюдением медицинского персонала. Задачами стационарного звена выступают: диагностика и лечение заболеваний; оказание неотложной помощи; реабилитация больных; профилактика заболеваний; научно-исследователь­ская деятельность; учебная деятельность (подготовка медицинского персонала). Существует несколько видов стационарных учреждений.

Дневной стационар– промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. Это форма организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения, предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных, диагностических и профилактических мероприятий в дневное время.

Диспансер(лат. dispense распределять) – специализированное ЛПУ, работающее по диспансерному методу. Диспансер предназначен для активного раннего выявления и учёта больных с определёнными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и её причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы. Таким образом, диспансер – самостоятельное специализированное ЛПУ, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определённому контингенту больных. В настоящее время в системе отечественного здравоохранения предусмотрены следующие виды диспансеров: кардиологический, противотуберкулёзный, онкологический, кожно-венерологический, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, врачебно-физкультурный. Задачами диспансера являются: активное раннее выявление больных соответствующего профиля; наблюдение за выявленными больными (патронаж); оказание специализированной врачебной помощи; реабилитация больных; профилактика заболеваний; изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания; санитарно-просветительная работа.

Больница– ЛПУ, обеспечивающее высококвалифицированное обслу­живание населения в стационарных условиях. Больницы подразделяются по профилю на однопрофильные (психиатрические, инфекционные и другие) и многопрофильные (в составе больницы имеются терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и другие отделения); по задачам – на районные, городские, краевые, областные, республиканские. В зависимости от числа коек больницы разделяются на категории. Основными структурными единицами больницы являются: приемное отделение, стационар со специализированными отделениями или палатами, вспомогательные отделения (рентгеновское, патологоанатомическое, лаборатории и другие), аптека, кухня, административные и другие помещения.

Госпиталь представляет собой больницу для лечения военнослужащих или инвалидов войны.

Клиника – ЛПУ, в котором проводится лечебная, преподавательская и научно-исследовательская работа.

Санаторий (лат. sanatum – лечить) – стационарное учреждение, в котором проводят долечивание больных.

Этика и деонтология. Термин «этика» впервые был предложен Аристотелем как наука о человеческой морали и нравственности. В XVIII веке английский философ Бентам ввел понятие деонтологии – учения о должном в поведении, поступках, образе действия. Деонтология – наука, определяющая принципы поведения и взаимоотношения медицинского персонала, соблюдение которых обеспечивает благоприятные условия для лечения больных. По мнению пациентов, профессиональное мастерство медицинских работников в сочетании с чуткостью, внимательностью и сердечной добротой ускоряет выздоровление, делает боль менее ощутимой. Доброта побеждает болезнь!

Остановимся на деонтологических принципах работы медсестры терапевтического отделения. Главная роль в процессе лечения принадлежит медсестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность.

Внешний вид медсестры:

— строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применять косметику умеренно, исключить резкие запахи духов, табака);

— халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды;

— под халат необходимо надевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей;

— волосы должны быть убраны под шапочку;

— обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться.

Взаимоотношения медсестры и врача:

— недопустимы грубость и неуважительное отношение в общении;

— необходимо исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

— срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

— при возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствие больного.

Взаимоотношения медсестер между собой:

— недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

— замечания должны делаться тактично в отсутствие больного;

— опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

— в сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Взаимоотношения медсестер и младшего медперсонала:

— тактично контролировать деятельность младшего медперсонала;

— недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

— недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Отношение медсестры к больным:

— всегда должно быть доброжелательным;

— недопустимы грубые замечания;

— необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности;

— уметь выслушать, понять переживания пациента;

— перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна в доступной форме разъяснить значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношение медсестры к родственникам и близким больного:

— необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

— лицам, ухаживающим за тяжелобольными, разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

— беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет права рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

— отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий – профессии медицинской сестры, учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении, руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принялаЭтический кодекс.Он состоит из следующих основных частей: общие положения, медицинская сестра и пациент, медицинская сестра и ее профессия, медицинская сестра и общество, действие Этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра. Также принят устав медсестры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8372 — | 8004 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник