Меню Рубрики

Физиотерапия для детей аутистов

Ученые еще не смогли изобрести лекарство от аутизма. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Ранее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью.

Вид лечения подбирают индивидуально для каждого пациента. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов лечения. Так аутизм – заболевание неизлечимое, лечение должно продолжаться всю жизнь.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Незаменимыми для лечения аутизма являются физиотерапия и трудотерапия. Физиотерапия направлена на выполнение лечебных процедур и физических упражнений, которые помогают страдающим аутизмом лучше чувствовать свое тело и управлять им. Благодаря трудотерапии пациенты обретают самостоятельность и обучаются базовым навыкам.

Следует помнить, что для лечения аутизма стандартных методов не существует, поэтому каждый специалист придерживается своего метода.

Для выбора лечения и специалиста, который это лечение будет проводить, необходимо учитывать следующее:

  1. К каждому пациенту нужен свой подход и свой метод лечения. Очень часто бывает, что терапия, которая до этого помогла одному пациенту, не приносит никаких результатов в лечении другого.
  2. Родители или опекуны должны проанализировать все методы лечения, которые им предлагают. Они должны ориентироваться на индивидуальность ребенка и решить, какой вид лечения будет в его случае самым разумным.
  3. Если и лечение, и обучающая программа выбраны правильно, то существует большая вероятность того, что ребенок-аутист добьется успехов в развитии.
  4. Детей, страдающих аутизмом, обучают по специальной программе, связанной с управлением поведением. Научно доказано, что чем раньше начать эту программу, тем лучше будут результаты в будущем. Не стоит надеяться на то, что лечение окажется простым и легким делом. Чтобы добиться успеха, потребуется много сил и терпения. Помочь ребенку справиться с симптомами заболевания и сложностями, которые они вызывают, помогут медикаментозное лечение, коррекция поведения и другие методики.

Некоторые методы лечения аутизма научно не доказали свою эффективность. Однако многие из них показали высокие результаты в научных исследованиях. Для лечения аутизма применяют образовательную, поведенческую, биомедицинскую и другие терапии.

В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.

Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.

Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):

  1. Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
  2. Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
  3. Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
  4. Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
  5. Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.

Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.

Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.

Многие родители и лечащие врачи обращали внимание на то, что при поддержании определенной диеты больным аутизмом становилось лучше. У многих аутистов имеются пищевые аллергии, поэтому таким пациентам обязательно нужно сбалансировать питание и исключить из рациона продукты питания, вызывающие аллергию.

У детей, страдающих аутизмом, отмечалось улучшение состояния при принятии таких пищевых добавок, как магний, витамины группы В, витамин С.

Диета позволяет улучшить кишечное переваривание и всасывание питательных веществ.

Однако следует помнить, что лечение с помощью изменения рациона питания и применения пищевых добавок нужно обязательно обсудить с лечащим врачом. Для того, чтобы ребенок нормально развивался и рос, в его организм должны поступать все витамины и питательные вещества в достаточном количестве.

источник

Детский массаж при аутизме

Аутисты часто испытывают тревогу, а тактильные контакты воспринимают как угрозу. Тем не менее массаж при аутизме является результативной процедурой, которая оказывает положительное воздействие на весь организм. Делать его аутичным детям необходимо с большой ответственностью, деликатностью и осторожностью. Сначала выстраивается контакт между массажистом и ребенком, только потом доктор приступает к самой процедуре. Контакт можно наладить с помощью игрового общения, привлечения внимания предметами, яркими вещами.

Различные техники растирания тела облегчают состояние маленьких пациентов, нормализуют психоэмоциональный фон. Аутичному ребенку становится легче установить коммуникативный контакт с членами семьи и социумом.

Массаж — ребенку становится легче

Регулярный массаж при аутизме у детей оказывает благоприятное воздействие на организм: снимает боль, расслабляет ригидную, спастическую, локально-спазмированную мускулатуру, увеличивает чувствительность кожи, оказывает общетонизирующий эффект.

Исследователи доказали, что немедикаментозные методы терапии аутизма более действенны. К наилучшим способам лечения отнесли массирования, цигун и йогу. Проводились тесты, в которых приняли участия добровольцы-аутисты от 3 до 10 лет.

Выделяют следующие виды массажа при аутизме:

  • рефлекторный;
  • гигиенический;
  • классический;
  • точечный;
  • соединительно-тканный;
  • периостальный;
  • спортивный и аппаратный.

Растирание обязательно должно идти в комплексе с другими способами лечения, в частности с гимнастикой. Аутистам крайне важно во время массирования тела провести стимуляцию центральной нервной системы и эндокринной системы. Таким деткам мануальный терапевт делает или рефлекторный массаж, или точечный.

Максимальной результативности можно добиться от процедуры, если будет применяться один из следующих методов терапии: нейропсихологическая коррекция, микрополяризация, логопедия, физиотерапия, дефектология, диетотерапия, медикаментозное лечение. Также неплохой эффект от лечения достигается в комплексе с гелиотерапией, песочной терапией, остеопатией и гидрореабилитацией.

Манипуляцию нужно проводить в тихой обстановке, в теплом и достаточно освещенном месте. Врачи рекомендуют родителями дать возможность выбрать ребенку мануального терапевта и место, где будет проводиться манипуляция. Если доктор не понравится аутичному малышу или не вызовет доверия, желательно сменить специалиста, чтобы не травмировать нервную систему своего чадо.

Прохождение массажа для аутистов

Сначала детский врач-массажист объясняет пациенту, что он будет делать, что это не вызовет дискомфорта, какие ощущения при этом будет. Ребенка нужно посадить либо положить в такую позу, которая будет максимально комфортна для него. Если маленький пациент ощущает дискомфорт, лежа на спине, стоит его перевернуть на бок или начать процедуру в сидячем положении.

Для того чтобы ребенок не испугался тактильного контакта используется успокаивающее мыло с запахом трав или эфирное масло. Начинается массирование верхних конечностей, пальцев. Применять можно поглаживания, неглубокие сдавливания и вибрации. Если пациент оказывает сопротивление, нужно заинтересовать его, ни в коем случае нельзя силой держать ребенка.

Во время манипуляции нужно следить за выражением лица малыша. Сначала длительность массирования будет занимать несколько минут, со временем сеанс может занять до 30-40 минут. Мануальный терапевт может научить родителей выполнять на дому простые техники.

Самыми действенными манипуляциями являются холистический точечный массажи при аутизме. Во время него врач воздействует на зоны, которые отвечают за определенные органы и системы. Также расслабляются нервные окончания. Холистическое растирание можно делать и маленьким, и взрослым пациентам. С его помощью можно добиться:

  • улучшения работы иммунной системы;
  • расслабления нервной системы;
  • повышения настроения;
  • хорошего полноценного сна (проходит бессонница);
  • улучшения эластичности кожи, гибкости связок и сухожилий;
  • нормализации кровообращения, метаболизма.

Мануальные терапевты рекомендуют проводить сеанс 2 раза в неделю по 30-45 минут. В среднем курс рассчитан на 10 манипуляций. Такая терапия проводится с профилактической целью, способствует быстрой реабилитации. Холистическое массирование проводится в 3 направлениях: прорабатывается тело, проводится психотерапия и работа с бессознательными и сознательными рефлексами.

На территории России можно найти много клиник с хорошими специалистами, которые специализируются на проведении массажей при аутизме. Одной из таких клиник является «РеаСанМэд». Хорошие отзывы оставляют родители, у которых особенные детки, о медбратах Петялине Александре, Васильеве Сергее и инструктору по ЛФК Сергееве Александре. Стоимость одного сеанса варьируется от 1 до 2,5 тысяч рублей.

Результаты массажа для детей

Пользуется популярностью в стране цигун, туй-на, акупунктура. Их проводит Акыл, который практикует данную методику лечения более 15 лет. Цена услуг – 1500 рублей. Специалисты и цены лечебных процедур собраны на сайте https://youdo.com/beauty/massage/healing/point/. Сегментарно-рефлекторный массаж проводит в России невролог и мануальный терапевт Генералов Роман. Он принимает в Москве. Отзывы о его работе положительные. Одна из пациенток написала, что ее ребенка приняли по записи, сразу наладили контакт, результат порадовал.

Отличная медицина в Израиле. Учебный центр «Элегант» предлагает своим посетителям курсы гидромассажа и других видов, которые помогут восстановить организм, нормализовать работу органов и систем. Алекс Цымбал и Андрей Некрасов являются отличными израильскими специалистами.

В Тель-Авив принимает целитель и мануальщик Лев Браверман. К данному специалисту приезжают пациенты из Америки, Канады, европейских стран.

Комментарии пользователей о результативности массажей при аутизме взяты из интернет-ресурсов https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/552615764/, https://www.stranamam.ru/post/8595988/ и других площадок. Большинство людей говорят о том, что польза точечного и других видов массажа видна.

Правильный массаж для аутистов

Комментарии о массажах аутичным детям

Позитивные Негативные
Моему ребенку при аутизме рекомендовали делать массирование шеи и спины. Процедуры (их было около 8) понравились Рите. Она не плакала, быстро привыкла к доктору. Стала более раскована в движениях, внимательна. Перестала жаловаться на болезненные ощущения в пояснице. Нам курс массажа не помог, но и не навредил. Поэтом не могу сказать, что полностью доволен процедурами, которые проводились моему сыну. Симптомы аутизма снять, конечно, не удастся массированием тела, но хоть спазмы мышц немного уменьшились.
Воздействие на шейно-воротниковую зону (ШОЗ) очень помогло. Перестала болеть голова, снизилось число нервных срывов, раздраженности. Вика прям ждет дня, когда нужно идти к доктору. Мы лечимся в Центре мануальной терапии в Уфе. Я не рискую вести своего ребенка на такую процедуру, поскольку моя знакомая повела свою малышку и ей стало еще хуже. Увеличилось число приступов, начался периодический тремор. Неоднозначное мнение о мануальной терапии теперь.
На курсы массажа записываемся каждые 90 дней. Действительно помогает убрать защемления, боль в спине, нормализовать кровоток. У ребенка аутизм, но это не мешает ему общаться с детьми. После сеансов стал более активным, даже полюбил лечебную гимнастику. Пришли к мануальщику, он сказал, что нужно прорабатывать шею и позвоночник. После первого приема произошел прилив крови к голове, ребенок начал плакать, не могли успокоить. Случился приступ. В итоге мы больше не посещали врача, так как последствия оказались неблагоприятными.
У меня был хороший мануальный терапевт. Мариночке делали массаж точечный, даже иглоукалывание проводили. Было заметно улучшение. Пошли на плановое обследование и стало известно об увеличенной эпиактивности, поэтому перестали ходить на процедуры. Бороться с аутизмом с помощью массажа – это глупо. Единственное, что массирование может сделать – это улучшить состояние кожи, немного расслабить мышцы. Не вижу смысла тратить такие большие деньги на процедуры, которые дают минимальный результат.
Пошли к доктору, так как были прямые показания. Получилось после 10 сеансов укрепить мышцы, расслабить тело, внутренние органы, на убыль пошли приступы. Нас постоянно контролировал невролог, поэтому никаких опасностей во время разных манипуляций не было. У ребенка с аутизмом после нескольких процедур массажа увеличилась эпиактивность, мы испугались и больше не водили Сашу к доктору. Может, неопытность специалиста так сказалась или начались очередные ухудшения здоровья.
Врач в Москве научил меня делать массаж моей Даше, у которой аутизм. Теперь делаю на дому через день. С каждым разом вижу, как ей становится лучше. От счастья аж слезы наворачиваются на глаза. Поняла, что дополнительные немедикаментозные манипуляции крайне важны. У меня сын вообще не захотел, чтобы ему делали массирование тела. Начал плакать, говорить, что ему больно. Он свернулся «в клубок» и перестал смотреть на меня и врача. Мы постарались его успокоить, но не получилось. Только по приходу домой ему стало немного лучше. Впечатления после приема остались плохими, еще и в клинике взяли деньги за прием, хоть толком процедуры-то и не было.
Была в Центре мануальной терапии в Уфе. Ребенку понравилось, провели хорошую диагностику, назначили график посещения массажей. Принимал грамотный специалист. Получилось добиться положительной тенденции. Единственное, что может огорчить – это дорогостоящее посещение. Была у Рахимовой, Кобзевой и других специалистов с ребенком. Присутствует индивидуальный подход к аутичным детям, результат лечения виден, но мы уже не первый раз приходим на курсы массажей, хоть бы раз сделали скидку. Иногда хамит персонал. В общем, сама терапия хорошая, но все сделано будто не для людей.
Моему ребенку Диме прорабатывают конечности. Он плохо ходит, постоянно все падает, разбивается. Мне его до слез жалко. После 15 дней лечения (2 раза в неделю) заметно улучшение. Сын пока еще не бегает, но очень активный. В реабилитационном центре был с сыном. Ему 4 года, у него аутизм. Сам массаж занимает каждый раз 15 минут, что я считаю — мало. Я предложил доплатить, чтобы дольше позанимались с ребенком, на что мне вовсе нахамили. Результаты небольшие, но все-таки они есть. Наверное, будем искать другой центр.
Ходим к остеопату с Ирочкой. Малышке 8 лет, она сидит у него послушно. Слушает его команды. Во время манипуляции мне разрешают быть рядом, поддерживать ее. Если бы не разрешили, Ира бы точно испугалась бы и закрылась. Еще не все процедуры мы отходили, но однозначно можно сказать, что мануальная терапия эффективна. Точечный массаж не понравился 6-летнему ребенку. Вызвал только раздражения, болевой синдром. После того, как сын начал плакать и кривить лицо, процедура была прекращена. Больше мы не пробовали прибегать к мануальной терапии, только традиционные методы лечения.

Способы массажа для детей аутистов

Правильно подобранный вид массажа и регулярное его выполнение является залогом результативности курса процедур. Мануальная терапия – это одна из составляющих реабилитации аутичных детей, так как способна нормализовать работу органов, расслабить тело, мышцы, улучшить метаболизм и кровообращение. С помощью манипуляций можно достичь психической и физической активности, быстрой адаптации в окружающем мире, коммуникации со сверстниками.

Читайте также:  Как делают физиотерапию при золотистом стафилококке

источник

Не существует единого метода лечения аутизма так же, как не существует двух одинаковых случаев этого заболевания. Все дети разные и имеют разные потребности.

Однако, во всех случаях важно как можно раньше начать лечение, как путем психотерапии, так и через соответствующий рацион и добавки. Которые дополняются методами лечения направленными на развитие нормального поведение ребенка в обществе и семье, учат коммуникации, распознаванию намерений других людей, – все зависит от того, чего ребенку не хватает.

Следует отметить, что подход к аутизму должен учитывать как психический, так и физический аспект заболевания. Болезни и нарушения со стороны ума, так и тела могут влиять на жизнь ребенка с аутизмом.

В настоящее время, ранний диагноз аутизма у ребенка дает ему шанс на излечение или минимизацию симптомов. Лечение аутизма – это в наше время не только психотерапия.

Американские врачи, объединившиеся в Autism Research Institute в Чикаго, лечат аутизм пищевыми добавками, диетой и травами. Потому что большое количество детей (более 80%), страдающих аутизмом, имеют, так называемый, синдром повышенной кишечной проницаемости. Бывают случаи (около 60%), как утверждают родители и специалисты – когда после лечения указанного синдрома дети начинают говорить.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Врачи из Autism Research Institute, считают, что излечение от этой болезни и восполнение недопроизводства витаминов и минералов является базой для терапии поведения и дает большую надежду на преодоление аутизма.

В США возникло сообщество DAN (ang. Defeat Autism Now – Победим аутизм сейчас), объединяющее врачей и родителей больных детей, которые считают в лечении аутизма надо сначала сосредоточиться на восстановлении здоровья тела, а потом разума.

По мнению врачей DAN, дети с аутизмом имеют следующие заболевания и симптомы болезни:

  • желудочно-кишечный тракт – реакция на глютен и казеин; и общий недуг – синдром повышенной кишечной проницаемости;
  • ослабленную или поврежденную иммунную систему и связанную с этим подверженность аллергиям;
  • дефицит микроэлементов и витаминов (в результате нарушения обмена веществ, а также склонности детей к избирательному питанию и ограничению рациона несколькими блюдами) – из-за этого им не хватает, как правило, цинка, магния, селена, хрома и витаминов C, B6, B12, E, фолиевой кислоты;
  • бактериальный дисбаланс в кишечнике;
  • слабая способность борьбы со свободными радикалами;
  • отравления тяжелыми металлами, в основном, ртутью (это происходит вследствие сниженной способности выведения из организма тяжелых металлов);
  • грибковые, бактериальные и вирусные инфекции.

Только после излечения ребенка от этих заболеваний, врачи DAN передают пациента далее – терапевтам, психологам, психиатрам и педагогам.

Лечение аутизма, по мнению врачей DAN, заключается в: правильно подобранных дозах витаминов и пищевых добавок (важны пробиотики и рыбий жир), применении диеты (без молочных сливок и глютена), приеме препаратов, повышающих иммунитет, так называемое хелатирование от тяжелых металлов и применение лекарственных противогрибковых средств (наряду с без сахарной диетой).

Из рациона аутичного ребенка необходимо исключить:

  • сладости;
  • сладкие фрукты, такие как бананы, виноград;
  • фруктовые соки, содержащие сахар или подсластители;
  • сахар;
  • подсластители;
  • мед;
  • уксус;
  • горчицу;
  • кетчуп;
  • майонез;
  • сливочное масло;
  • продукты, консервированные и маринованные;
  • молочные продукты;
  • белый хлеб;
  • белый рис;
  • картофель;
  • белую муку;
  • готовые продукты в виде порошка;
  • другие продукты, содержащие консерванты;
  • чай.

Вместо этих продуктов, рекомендуется употреблять:

  • гречневую крупу;
  • кашу из просо;
  • коричневый рис;
  • фруктов, содержащих мало сахара: яблоки, киви, грейпфруты;
  • яйца;
  • рыбу;
  • птицу;
  • овощи, зелень;
  • лимон;
  • семена тыквы;
  • семена подсолнечника;
  • чеснок;
  • минеральную воду;
  • оливковое или льняное масло (вместо сливочного).

Есть много разновидностей аутизма – больные ведут себя действительно по-разному и проявляют разный уровнем развития, следовательно, лечение должно быть индивидуализированным. Нет лучших или худших терапии.

В мире наиболее часто применяется терапия TEACCH (англ. Treatment and Education of Autistic and Related Communication In Children). Это метод, который состоит в объединении действий родителей, хорошо знающих свое дитя, с работой врачей.

Ещё один распространенный метод – поведенческий анализ, то есть метод «малых шагов», целью которой является поощрение и награждение за нужное поведение, и RDI (англ. Relationship Development Intervention) – метод Функций, при котором мы сначала принимаем мир ребенка с аутизмом, а потом мы показываем ему свой, а он потом выбирает сам выбирает правила поведения.

Поведенческая терапия является одним из основных методов лечения детей, страдающих аутизмом. Рекомендуется особенно во время раннего вмешательства, то есть в случае детей до трех лет. Его целью является, прежде всего, научить ребенка самостоятельного функционировать в повседневной жизни, и, по возможности, легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Метод поведенческой терапии применяется с начала 60-х годов XX века, когда впервые была доказана их эффективность. Оказалось, в частности, что простые раздражители могут быть успешно использованы в терапии аутичных детей.

Наибольшее внимание этот метод привлек в начале 70-х годов., после публикации I.Lovaasa результатов исследований, подтверждающих невероятную эффективность терапии речи у детей с аутизмом. Из более поздних исследований I.Lovaasa с 1988 года, следовало что около 47% детей с аутизмом, которым начали проведение поведенческой терапии до окончания третьего года жизни, добивались столь значительных успехов, что после нескольких лет интенсивного обучения не отличались уровнем развития от сверстников из общей школы.

Этот метод основан на исходном предположении о бихевиоризме. Родитель или терапевт стараются усиливать желательное поведение и уменьшить поведение неправильное. Чем большей способности к адаптации ребенок достигает, тем больше будет его самостоятельность и независимость.

Основные цели поведенческой терапии:

  • укрепление желательного поведения;
  • устранение нежелательного поведения;
  • поддержание эффектов терапии.

Поведенческую терапию начинают с изучения основных навыков, то есть правильной коммуникации, например, с сохранения зрительного контакта, самообслуживания, например, правильного питания, выполнения простых словесных команд, например, поиска и сбора конкретных предметов.

В работе с аутичным ребенком, терапевт базируется, прежде всего, на позитивных усилениях. Это означает, что за поведение, которое является желательным, ребенок каждый раз получает четкую похвалу. Это могут быть премии в виде мелких лакомств, объятий, поцелуя или игрушки.

Важно, чтобы награждение правильного поведения происходило непосредственно после него, и это было хорошо заметно. Ребенок должен быть уверен, что заслужил похвалу своим конкретным поведением и что именно от него зависит, будет ли в будущем он получать еще похвалу.

Поведение негативное подавляется отсутствием награды и предложениями ребенку заняться альтернативной формой деятельности.

Поведенческая терапия должна проводиться, по крайней мере, 40 часов в неделю, из которых как минимум половина должна проходить в центре терапии под наблюдением квалифицированных врачей. Оставшееся время работы программы может быть реализовано в домашних условиях под руководством родителей или опекунов. Место для занятий должно быть отдельном миром, в котором будут находиться только те предметы, которые служат для терапии. Ребенку не должны мешать лишние раздражители, например, шум.

Реализуя программу терапии, очень большое внимание следует уделять заметкам. Задачи, которые выдаются и достижения ребенка необходимо подробно записывать. Это чрезвычайно важно при планировании последующих этапов терапии, а также оценке эффективности текущих.

В поведенческой терапии важным методом является, так называемый, принцип малых шагов. Изучение каждого действия должно происходить последовательно. Если ребенок научится одному поведению, к обучению следующему надо переходить только тогда, когда первое будет полностью освоено.

Программа должна быть адаптирована к возможностям ребенка. Нельзя руководствоваться желанием скорейшего достижения поставленных целей терапии. Сложность задач должна быть градуирована. Начиная с простейших действий, очень медленно переходим к примерам поведения в новых задачах.

Поведенческая терапия вызывает много споров. Некоторые обвиняют её в предметности и «сухости» обращения с ребенком. Его базис отличается, например, от опционального метода, в котором терапевт следует за ребенком.

В поведенческой терапии ожидается, что ребенок будет следовать установленным образцам поведения. Но лечение должно адаптироваться к возможности ребенка. То, что явно помогает развить способности одного ребенка, у другого, оказывается мало эффективным. Поэтому стоит ознакомиться с различными техниками, чтобы окончательно выбрать одну самую эффективную для малыша.

Опциональный метод представляет собой некую философию контакта с аутичным ребенком. Основан не на конкретных терапевтических методах, а подходе к ребенку с попыткой понять его мир. Терапия начинается с работы с одним родителем, который должен принять своего ребенка таким, какой он есть.

Родитель пытается войти в мир ребенка, имитируя его поведение, пытаясь понять его поведение и воспринять его реальность. При этом не пытается насильно заставить его изменить свое поведение.

Родитель, готовый использовать опциональный методом, начинает работу с наблюдения за ребенком. Имитирует его движения, жесты, издаваемые звуки. Если ребенок что-то крутит снова и снова, родитель-терапевт делает то же самое. Устанавливает вслед за ребенком автомобили в ряд, кивает головой снова и снова.

Таким образом, обращает на себя его внимание, становится одним из элементов его мира. Родитель должен завоевать доверие и мотивировать ребенка к тому, чтобы со временем побудить его выходу из своего упорядоченного мира. Этот процесс, однако, требует времени и терпения. Терапия длится не по несколько часов в день, а с утра и до ночи.

Терапия должна проводиться в обстановке, в которой ребенок чувствует себя в безопасности. Ничто не должно помешать ему успокоиться, окна должны быть закрыты, в комнате не должно быть вещей, отвлекающих внимание ребенка. Чем проще будет для ребенка этот новый мир, тем легче будет ему познать его и решиться в него вступить.

Опциональный методы основан не на конкретных техниках и не имеет схемы занятий. Каждая сессия уникальна. Родитель учится воспринимать и интерпретировать поведение ребенка, которое имитирует. Ребенок, таким образом, может обратить внимание на родителей или психотерапевта. Приобретя доверия, когда мы исключаем угрожающие стимулы и поэтому избегаем поведения, которое вызывает в нем страх.

Терапевт следует за ребенком, а потом показывает ему предложения собственного поведения. Этому должна предшествовать устная информация. Со временем вы можете ввести более сложные задачи, начать чего-то требовать, направлять ребенка на выполнение простых и конкретных команд. Ребенка, однако, нужно мотивировать, а не принуждать. Например, чрезмерное подражание «плохому» поведению может показать ребенку, что есть и другие возможности реагирования на ситуацию.

Как и любой другой метод, это также не дает гарантии успеха в работе с аутичным ребенком. Также он сложен из-за своей сущности, отсутствие наличия конкретной программы и методов лечения. Вместо того чтобы думать, как что-то изменить, родитель фокусируется на понимании того, почему ребенок себя так ведет. А успех – это понимание, что мир аутичного ребенка не беден. Он просто другой.

В свете лечения аутизма, также много говорят о холдинг-терапии, которая основа на создании или восстановлении эмоциональной связи между матерью и ребенком через применение близкого контакта. Вопреки разговорным отзывам, требует работы под наблюдением терапевта, потому что легко сделать ошибки.

Аутизм не является приговором. Несмотря на то, что многие считают его неизлечимой болезнью, есть случаи, когда раннее вмешательство, реабилитация и психотерапия позволили существенно ликвидировать симптомы аутизма.

Когда у 18-месячного Рауна Кауфмана был поставлен диагноз «аутизм», он имел коэффициент интеллекта ниже 30. В настоящее время его научные успехи вдохновляют многих студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии. Его жизнь – доказательство того, что общий выход из аутизма возможен.

источник

Кинезитерапия (от гр. Kinema — движение) означает лечение движением. Это новейшее немедикаментозное средство терапии, которое является естественным фактором влияния на патологические процессы. В отличие от лечебной физкультуры, кинезитерапия базируется на глубоких знаниях не только анатомии и биомеханики, но и патофизиологии сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Она активно использует такое уникальное свойство нервной ткани, как нейрональная пластичность, которая при образовании дефектов вследствие заболевания позволяет создавать «аварийные» обходные пути. Благодаря новым технологиям вполне реально нормализовать работу центральной нервной системы у больных, перенесших крайне тяжелые состояния. Человеку дана возможность восстановить двигательную активность в бытовой, общественной и профессиональной деятельности до уровня перед болезнью. Тем не менее специалисты часто отмечают, что пациенты психоневрологического профиля пренебрегают двигательной активностью как лечебным фактором. По их мнению, гораздо приятнее, а также и полезнее массаж спины или всего тела, например. Получается, что больной стремится держать свое тело в пассивном состоянии, в то время как терапия с помощью активных движений является очень важным этапом нейрореабилитации. Двигательный стимул незаменим для поддержки функционирования нервных клеток. Поэтому мы считаем необходимым рассказать о позитивных сдвигах, полученных после включения методик на основе кинезитерапии в комплексный курс нейрореабилитации для больных некоторыми психоневрологическими заболеваниями.

Детский аутизм — довольно известное стойкое патологическое расстройство психических функций. Он проявляется в различных формах зависимо от уровня интеллектуального развития. Несмотря на глубокое изучение патологии мозга, понимание причин и патогенеза этого расстройства остается туманным, а лечение – несовершенным. Сейчас существуют три основных взгляда на возникновение аутизма: биологический, социокультурный и психологический. Сторонники биологического аспекта обращают особое внимание на мозжечок. У людей с аутизмом в раннем детстве возникают аномалии в этой части головного мозга. Ученые считают, что мозжечок помогает человеку быстро направлять внимание на определенный объект. При его поражении наблюдается отсутствие фокусировки внимания, понимания словесных намеков, мимики других людей и восприятия социальной информации. Кроме того, прослеживаются патологические изменения в стволе мозга, где находится ретикулярная формация с «энергозарядными системами». Учитывая дефицит знаний о болезни, аутизм считают малокурабельным даже при легких его проявлениях, и зачастую инкурабельным, то есть неизлечимым, когда он сильно выражен. Родителям, принявшим решение все же бороться с данной проблемой, придется согласиться, что процесс не имеет четко определенных сроков выздоровления. Тем более что на достижимость результата влияет не только тяжесть проявления болезни, но и индивидуальные особенности отдельно взятого ребенка (социальное окружение, характер, уровень педагогической запущенности и прочее).

Что же позволяет нам оказывать эффективное терапевтическое воздействие и давать благоприятный прогноз? В первую очередь понимание того, что при врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной ее функции можно стимулировать через другие полноценные системы. Обратим внимание, что аутический ребенок поверхностно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении можно заметить: восприятие своих конечностей как средства достижения целей отсутствует, характерных для сверстников движений ребенок избегает. Можно увидеть, как аутический ребенок без определенного смысла и заинтересованности бьет палкой, толкает мяч, прокручивает обруч. Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах, рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из неудобных положений больной если и может, то только спонтанно, а не контролируемо. В большинстве же случаев аутизма такие навыки вообще не сформированы. Сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. И с возрастом движения не совершенствуются. Что со временем еще больше ограничивает возможности человека, отдаляет его от общества. Приходим к выводу о недостаточном анализе внешних стимулов и отсутствии координации отдельных частей, синхронизации элементов в целое, свойственные центральной нервной системе при аутизме. Учитывая, что картина болезни дополняется задержкой развития речи и психических функций, мы рассматриваем нейрореабилитацию аутических детей как комплексный процесс интенсивного лечения и реабилитации по индивидуальному плану с обязательным привлечением к терапии родителей ребенка.

Читайте также:  Физиотерапия в лечении артроза кистей рук

Кинезитерапия обладает широким спектром методик, способствующих развитию пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз), координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня чувствительности, владения гимнастическими предметами, ощущения собственных конечностей и способности к управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая практически отсутствует у детей, страдающих аутизмом, и проявляется страхом — прежде всего перед новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у аутичных детей, даже при наличии отработанной кинестетической схемы, требует от инструктора совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и зрительные раздражители. Глубокое понимание инструктором по кинезитерапии особенностей дефекта психической и речевой сфер при аутизме повышает эффективность занятий и ускоряет процесс движения к общей цели комплексного лечения. Поэтому обеспечить прогресс в течение курса и полноценный контроль результатов такого воздействия может только квалифицированный инструктор, который имеет высшее педагогическое образование, работает в реабилитационной команде под руководством специалиста-эксперта в данной области и прошел курсы по овладению методиками курации детей с аутизмом. Самостоятельная индивидуальная работа психолога или логопеда в домашних условиях не дает результата, поскольку один специалист не способен восстановить многочисленные поражения в работе мозга. Скоординированные усилия психолога, логопеда и кинезитерапевта под руководством врача-эксперта при лечении аутичного ребенка существенно увеличивают нейрореабилитационный эффект и сокращают сроки его адаптации к жизни в социуме. С другой стороны, они максимально исключают нежелательную вторичную аутизацию всей семьи и дают возможность родителям строить оптимистичные планы по поводу будущего ребенка в социуме.

При достижении уровня целесообразных двигательных навыков пациента переводят на следующий этап — развития социального взаимодействия. Для этого формируется группа из двух-трех, в дальнейшем — трех-четырех детей с аналогичным уровнем развития. Индивидуальные схемы занятий каждого пациента адаптируются к коллективной программе. Обычно у ребенка сначала возникает адаптационное напряжение, и даже страх. Однако со временем он по собственной инициативе корректирует знания и навыки, полученные на предыдущем этапе, чтобы установить контакт с другими детьми. После адаптационного периода (к слову, значительно более короткого, чем на предыдущем этапе) аутический ребенок «вплетается» в мини- коллективное поведение под контролем инструктора по кинезитерапии. Он все чаще контактирует с окружающими через взгляд, адекватные эмоциональные реакции, проявляет инициативу в уже известных ему двигательных упражнениях, демонстрирует чувство общности в процессе игры. Занятия по кинезитерапии для аутичного ребенка должны проводиться пять раз в неделю. Их продолжительность определяет консилиум реабилитационного центра, а контролирует инструктор. В период адаптации к нагрузкам оптимальным является 45-минутное занятие. Эффективными занятия считаются только при появлении признаков усталости у аутичного ребенка в последний рабочий день недели.

Надо отметить, что интенсивное лечение является процессом с большими энергетическими затратами. В первую очередь расходуется потенциал головного мозга. Поэтому пациенту требуется медикаментозное сопровождение – ежедневные инъекционные или энтеральные введения. Чтобы контролировать и при необходимости изменять воздействие лекарственных препаратов в условиях интенсивных умственных, психических и физических нагрузок, специалисты применяют инструменты диагностики — технологию ангиомаркеров, сосудистого скрининга, УЗИ сосудов головного мозга, ЭЭГ, капилляроскопию. В комплексе их дополняют осмотры детского невролога, логопеда, психолога, педиатра. Вся программа реабилитации больных с аутистическими расстройствами базируется на результатах указанных обследований. С их учетом и на базе согласованных (на консилиуме под руководством врача-эксперта) действий психолога, логопеда, детского невролога и функционального диагноста формируется долгосрочный план курации. Этапные планы составляются с поправкой на достигнутые результаты и могут вносить коррективы в общее направление реабилитационного курса. Во время лечения нюансы поведения, а также изменения, замеченные на занятиях с отдельным ребенком, обсуждаются врачами ежедневно. Отдельно отметим, что очень желательным является присутствие на консилиумах родителей пациента. Им в процессе реабилитации отводится далеко не второстепенная роль — поддерживать достигнутые результаты у ребенка в межкурсовой период.

источник

Нужна ли физиотерапия аутистам? Как она может помочь аутисту? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте выясним, что это такое?

Физиотерапия (греч. физио — природа; терапия – лечение) — это область медицины, изучающая действие на организм человека природных или искус­ственных физических факторов, таких как солнечный свет, воздушные ванны, водолечение, минеральная вода, воздействие тепла и холода, электрическое и электромагнитное воздействие, воздействие давлением (баротерапия), механическое воздействие (массаж, мануальная терапия, остеопатия, пальпация лечебная физическая культура, банки), компрессы. Физиотерапию используют для сохранения здоровья, его укрепления и при необходимости восста­новления.

Как мы говорили ранее (см. статью Признаки и симптомы аутизма ), аутизму у детей свойственны не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизмом, но в большинстве случаев присущи. К ним относятся: слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функций поджелудочной железы, нарушение обмена веществ, отсутствие аппетита или повышенный аппетит, рвота.

Для устранения этих неприятных признаков на помощь аутисту приходят физиотерапевтические методы лечения аутизма. При лечении аутизма хорошо зарекомендовали себя мануальная терапия и остеопатию. Эти методы себя хорошо зарекомендовали, так как помогают вывести лишнюю жидкость с организма, наладить обмен веществ и кровоток к внутренним органам и головному мозгу, улучшить пищеварение.

Мануальная терапия направлена на устранение ортопедических дефектов — нарушение осанки и деформация позвоночника, проблем с суставами. Эти проблемы часто возникают у аутистов, так как работа их нервной системы нарушена.

Остеопатия имеет более широкий спектр действия. Она направлена на внутренние органы и структуры тела. Остеопатия представляет собой метод воздействия с помощью пальцев врача-остеопата непосредственно на внутренние органы и части тела без хирургического вмешательства. Опытный остеопат знает на какие точки маленького пациента нужно воздействовать для снижения внутричерепного давления и улучшение оттока и циркуляции крови в головной мозг. Такая процедура способна улучшить работу мозга. Данный метод физиотерапии является безопасным и не имеет противопоказаний. Эта терапия при аутизме хорошо помогает устранить многие проблемы, связанные с застоем жидкостей в органах и способен улучшить приток крови и «исправить» неслаженную работу внутренних органов.

Врачи и родители деток, больных аутизмом, отмечают нормализацию аппетита, исчезновение спонтанной рвоты, уменьшение простудных заболеваний, улучшение психического и эмоционального состояния.

Дорогие родители, при выборе физиотерапии, как метода лечения аутизма или включения ее в программу лечения в качестве дополнительной терапии, будьте готовы к тому, что Ваш малыш может негативно и агрессивно отреагировать на прикосновения чужого человека. Кроме этого, процедуры остеопатов стоят не дешево. Также встречается много некомпетентных и не способных оказать квалифицированную помощь аутёнку. Читайте отзывы, слушайте советы знакомых и близких, требуйте документы. На сегодня в нашей стране создан Единый национальный регистр остеопатов. Не поленитесь и загляните на сайт регистра, найдите свой город и проверьте наличие доктора-остеопата в нем.

Для многих родителей и близких диагноз «аутизм» звучит, как приговор. НО ЭТО НЕ ТАК! Это шанс для изменений. Выбирая методы лечения, помните самые главные лекари аутизма – это родители. Ознакомьтесь на сайте с моей авторской методикой лечения аутизма через работу с матерями — «May-Therapy» и поделитесь информацией с друзьями и близкими. Кому-то это может изменить жизнь. Пускай все детки будут здоровыми!

Читайте другие статьи в рубрике «Лечение аутизма».

источник

Аутизм – явление очень сложное, многогранное и противоречивое. Как и в случаях с любыми другими хроническими состояниями, не имеющими определенной природы и причины, от аутизма не существует одной-единственной таблетки или методики, способной гарантировать полное излечение в оговоренные сроки.

Все существующие на сегодняшний день профильные терапевтические методы направлены на повышение коммуникативных возможностей аутичных детей и взрослых, развитие у них необходимых навыков общения, поведения, самообслуживания и т. д. К таким методам относится и сенсорно интегративная терапия, которая помогает развивать когнитивные навыки.

Успех в борьбе с аутизмом во многом зависит от степени тяжести проявлений этого состояния. Так, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности симптоматики разделяется на четыре большие группы:

  • 4 группа – самая легкая степень, характеризующаяся излишней чувствительностью к чужому мнению, психологической уязвимостью и ранимостью;
  • 3 группа – повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами (например, рисовать картинки с одним определенным сюжетом ежедневно в течение нескольких лет), стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные не познавательные увлечения;
  • 2 группа – аутичный ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.;
  • 1 группа – аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.

Разумеется, сравнительно быстро добиться высоких результатов у малыша с легкой формой РАС будет проще, чем у подопечного из первой или второй группы. Но даже вне зависимости от степени аутизма, вероятность полного излечения в наиболее краткие сроки значительно повышается при ранней постановке диагноза.

Существует множество примеров, когда двухлетних детей «выводили» из аутистического спектра за 1–1,5 года, тогда как четырехлетних – уже примерно за 5 лет и т. д. Согласно данным современной статистики, после прохождения специальной поведенческой терапии в общеобразовательные школы успешно интегрируются свыше 60% детей с аутизмом, диагностированным в возрасте до 3 лет. Потому особенно важно своевременно обнаружить аутизм у детей и купировать его в раннем возрасте.

Все используемые на сегодняшний день методики лечения аутизма можно условно объединить в четыре масштабные категории:

  • поведенческая терапия, корректирующая общение и поведение;
  • медикаментозное лечение;
  • биомедицина;
  • нетрадиционная (альтернативная) медицина.

Методы лечения аутизма, имеющие целью коррекцию поведения аутичного человека в социуме и повышение его коммуникативных возможностей, включают в себя ABA-терапию (прикладной анализ поведения), структурированное обучение TEACCH, трудо- или эрготерапию, сенсорную стимуляцию и интеграцию, логопедию, развивающую, игровую и визуальную терапию и др. Каждый из этих терапевтических подходов подбирается индивидуально, а комбинировать можно далеко не все из них. Поведенческая терапия (при условии регулярных занятий и помощи квалифицированных специалистов) практически всегда приносит ощутимые положительные результаты.

Медикаментозное лечение аутизма у детей (терапия лекарственными препаратами) направлено не на избавление от аутизма как такового, а на устранение некоторых сопутствующих ему симптомов, ухудшающих социальную адаптацию – например, гиперактивности, агрессии и/или аутоагрессии, судорожного синдрома, эпиактивности и т. д. Иногда обойтись без медикаментов практически невозможно, однако следует обязательно учитывать все противопоказания, возможные побочные эффекты от препаратов и консультироваться с врачом в каждом отдельном случае. Стоит помнить, что симптомы аутизма у подростков проявляются более явно из-за гормональной перестройки организма, так что этот факт тоже нужно учитывать при медикаментозном лечении.

Биомедицинское лечение аутизма основано на очищении окружающей ребенка среды и его организма от различных вредных веществ. Главное «оружие» этого метода – здоровое питание и некоторые специальные диеты. Такой подход вполне уместен, поскольку атипичной реакцией на многие продукты питания страдает до 75% детей с РАС. Правильно подобранный набор необходимых ребенку витаминов, ферментов, аминокислот, пробиотиков и минералов вполне способен привести к значительным положительным сдвигам как в физическом состоянии, так и в психическом развитии.

Нетрадиционное лечение аутизма у взрослых и детей представляет собой целый спектр различных альтернативных терапевтических методов от гипноза и иглоукалывания до кранио-сакральной терапии и гомеопатического лечения. Конечно, невозможно полностью избавить подопечного от аутизма при помощи одних только альтернативных методик, однако их можно использовать в составе комплексной терапии как дополнение к другим методам – например, готовить отвары успокоительных лечебных трав для малыша с повышенной двигательной активностью и т. д.

С этой же точки зрения рассматривается и физиотерапия в лечении детей с аутизмом (магнитотерапия, электросон, фотохромотерапия, электрофорез, лазеротерапия и др.): наиболее эффективным будет ее использование в комплексе с прочими программами, в первую очередь – с АВА-терапией.

Помните, что лечение аутизма у подростков, детей или взрослых – это всегда непростой и длительный процесс, иногда длиной в целую жизнь. Главное на этом пути – всегда помнить о том, что каждый аутичный человек уникален, а потому может реагировать на какие-либо методы терапии более или менее эффективно, чем другие люди с аналогичным диагнозом. И стоит правильно подбирать методики, которые позволяют как избавиться от эхолалии, так и от других признаков заболевания.

Далее в этой статье мы расскажем о самых популярных приемах лечения аутизма, входящих в каждую из перечисленных выше категорий.

Применение различных видов поведенческой коррекции позволяет не только избавить ребенка от проявлений нежелательного поведения, но и во многих случаях помочь ему стать практически полноценным членом общества. Причины и признаки аутизма у детей могут проявляться с разной интенсивностью — и от этого будут зависеть методы лечения.

Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения. Эта методика представляет собой один из принципов поведенческой терапии, главной целью которого является развитие нужного набора социальных навыков и знаний аутиста, необходимых для его максимально полноценной адаптации в обществе.

Метод АВА-терапии строится на поощрении и мотивации – награда за правильное поведение побуждает подопечного продолжать поступать подобным образом в аналогичных ситуациях. В настоящее время поведенческий анализ признан одним из самых эффективных коррекционных методов в отношении аутистических расстройств. С его помощью аутичных детей, подростков и взрослых можно обучать сложной речи, зрительному контакту, взаимодействию в социуме, предметам из школьной программы, профессиональной деятельности и т. д.

Читайте также:  Физиотерапия колена что это

После применения данной терапии существенно снижаются такие проявления аутизма, как стереотипные движения, зацикленность, ритуальные действия. Подопечный начинает преодолевать коммуникативные трудности, учится понимать эмоции окружающих и в целом чувствует себя гораздо более комфортно в обществе.

Эта методика также ценна тем, что освоить ее может любой родитель аутичного малыша, чтобы обеспечить для него лечение аутизма в домашних условиях. В настоящее время разработаны эффективные программы курсов и тренингов по АВА-терапии для всех желающих.

Программа ТЕАССН была разработана в 1997 г. и до сих пор является одной из весьма популярных практик коррекционно-педагогической методики лечения аутизма. По ней аутичные дети обучаются с помощью невербальной коммуникации с акцентом на визуализацию, для чего применяются различные наглядные пособия.

Новые навыки в процессе обучения развиваются в девяти областях: имитации, восприятия, мелкой и крупной моторики, координации рук и глаз, социальных взаимодействий, речи, познавательной способности и способности к самообслуживанию. Цель структурированного обучения ТЕАССН состоит в том, чтобы помочь пациентам выработать интуитивные и простые повседневные умения, которые в большинстве случаев формируются на основании четких расписаний и зрительных инструкций.

Одним из распространенных признаков аутизма являются речевые проблемы. Некоторые аутичные дети совсем или почти совсем не используют вербальную коммуникацию, а их речь развивается достаточно медленно и часто имеет некоторые дефекты (картавость, шепелявость, нарушение грамматики и др.). Помощь речевого терапевта часто позволяет не только улучшить речевую функцию ребенка, но и повысить его психический тонус, развить потребность в вербальном взаимодействии через налаживание и развитие эмоциональных контактов.

Индивидуальные коррекционные программы по логопедии и речевой терапии должны разрабатываться совместно с прочими специалистами (психологом, АВА-терапистом и др.).

Трудотерапия или терапия занятостью направлена на улучшение моторики и координации движений аутистов, а также помогает задействовать восприятие различной информации через чувства (зрением, слухом, обонянием, осязанием).

Инновационный метод трудотерапии – эрготерапия или оккупационная терапия (occupational therapy). Эрготерапевт помогает аутичному пациенту осваивать действия, необходимые для решения повседневных задач различных уровней: личная гигиена, приготовление еды, покупки в магазине, уход за домашним животным и т. д. Квалифицированные эрготерапевты профессионально ориентируются в областях педагогики, психологии, физической культуры, социологии, что позволяет их подопечным не только наработать необходимые бытовые навыки, но и избавиться от сенсорных расстройств (повышенной или наоборот недостаточной чувствительности к шумам, яркому свету, прикосновениям и т. д.).

Данный вид терапии заключается в помощи аутисту создавать и делать более легкими социальные контакты с другими людьми, включая сверстников. Терапевты, практикующие данную методику, обучают детей вести беседу, общаться с новым знакомым, правильно вести себя на прогулке, детской площадке, в магазине – то есть, формируют адекватные социальные навыки.

Развивающая терапия предназначена для повышения социальных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей аутистов, а потому ее приемы всегда основываются на индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.

Особенно популярны следующие три вида развивающей терапии: Son-Rise (обучающая терапия с интерактивными играми в формате «родитель – ребенок»), Floor time (игры, в которых родитель общается с ребенком по схеме, отражающей различные этапы эволюции коммуникации) и Relationship Development Intervention – развитие межличностных/партнерских отношений (метод, развивающий не обычные социальные навыки, а навыки дружеской привязанности). Развивающие игры для детей с аутизмом позволяют научить его понимать окружающий мир и без страха общаться с окружающими.

Аутизм, как и некоторые другие состояния, требующие особого терапевтического подхода, можно «лечить игрой». Игра, как наиболее естественное для ребенка состояние, помогает улучшить речевые возможности, коммуникативные способности, социальные навыки. Разработаны специальные сценарии для игр, в процессе которых игровой терапевт может выявить многие проблемы ребенка-аутиста и эффективно помочь ему преодолеть их. Данный метод может быть включен и в другие виды терапии в качестве вспомогательного инструмента. Правильно подобрать не только игры, но и развивающие игрушки для детей с аутизмом поможет специалист.

Данный способ частично перекликается со структурированным обучением ТЕАССН, поскольку тоже предполагает максимально частое использование разнообразных наглядных пособий, иллюстраций, видеоигр и т. д. При помощи видеоизображений налаживается так называемая вспомогательная или альтернативная коммуникация – то есть общение с ребенком способами, удобными ему (в том числе и посредством картинок).

Сенсорные навыки – это восприятие различных граней действительности с помощью чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д). Поскольку аутичные дети самостоятельно обучаются этим навыкам весьма медленно или не обучаются вообще, методика сенсорной стимуляции и интеграции направлена на активацию способности мозга к обработке сенсорной информации.

При помощи данного метода, называемого еще предметотерапией, объединяются все системы восприятия и анализа информации, поступающей от органов чувств, благодаря чему возрастает коммуникативная способность ребенка-аутиста. Наиболее высокие результаты сенсорная интеграция чаще всего дает в комплексе с программами АВА и ТЕАССН. Сенсорная интеграция помогает в дальнейшем развитии навыков самообслуживания и социализации.

Общение со зверями оказывает благотворное воздействие на аутичных детей – ведь таким образом они получают возможность взаимодействовать с дружелюбным живым существом, но не испытывать при этом стресса как от общения с людьми.

Пет-терапия (анималотерапия, зоотерапия) способствует улучшению коммуникативных навыков и качества сна, а также снижает количество вспышек агрессии и уменьшает головные боли, свойственные многим аутистам. В настоящее время широко применяется пет-терапия с участием дельфинов, лошадей, собак, а иногда и кошек.

Биомедицинские методы лечения аутизма, подразумевающие «очистку» организма от вредных веществ и обеспечение организму здорового питания, также включают в себя некоторые специфические диеты.

Как известно, аутизм в большинстве случаев сопровождается нарушением обмена веществ. Данная особенность иногда выражается тем, что в пищеварительном тракте аутичного ребенка неправильно усваиваются белки, глютен и казеин. Глютен, также называемый клейковиной, содержится в различных злаковых продуктах, а казеин входит в состав молока и некоторых молочных продуктов.

По мнению сторонников биомедицины, если у нейротипичных людей глютен и казеин полностью распадаются и усваиваются в процессе пищеварения, то у аутистов они транспортируются в кровь в виде эндорфинов – веществ, по своим свойствам близких к наркотическим. Результатом этого становится странное поведение аутичных людей, неадекватные реакции и прочие проявления аутизма. Соответственно, чтобы уменьшить эти проявления, многие родители применяют для детей диеты БГ, БК и БС – безглютеновую, безказеиновую и безсоевую.

Конечно, сама по себе диета не способна полностью излечить аутизм, однако может помочь наладить обмен веществ.

Безглютеновая (медицинский термин – аглютеновая) диета предполагает полный отказ от следующих продуктов:

  • магазинные хлебобулочные изделия, торты, пирожные, пироги, шоколад (как в плитках, так и в батончиках), конфеты, пиццы;
  • мюсли, злаковые смеси к завтраку;
  • любые продукты с содержанием пшеницы, ячменя (и ячменного солода), ржи, овса, ячневой и перловой круп.

Чтобы минимизировать риск попадания глютена в организм, рекомендуется отказаться и от продуктов, продающихся без этикетки с описанием состава.

Особенно актуальна диета такого рода при наличии у малыша клинически подтвержденной непереносимости глютена (это заболевание называется целиакией). Диагноз целиакии устанавливается на основании специальных анализов мочи и крови, а также биопсии тонкого кишечника.

При безказеиновой диете противопоказаны:

  • молоко любых животных;
  • маргарин, в составе которого содержится животное молоко;
  • творог, сыры, йогурты, мороженое, различные десерты и прочие продукты с животным молоком в составе, включая сладкую выпечку, шоколад, конфеты и т. д.;
  • соевые продукты (например, тофу, соевое молоко и т. д.).

Разрешено употребление в пищу рисового, кокосового, миндального, каштанового молока. Сливочное масло допускается употреблять в минимальных количествах, постоянно отслеживая реакцию организма.

В настоящее время клинические тесты, подтверждающие необходимость безказеиновой диеты, еще не разработаны. Поэтому рационально будет провести самостоятельную проверку в течение трех-четырех недель, изъяв из рациона ребенка все продукты, содержащие молочный казеин. Если вы заметите какие-либо улучшения в состоянии малыша – можно продолжить придерживаться этой диеты.

Лекарственные препараты не способны устранить аутизм как таковой, но могут помочь снизить отдельные симптомы: агрессию и аутоагрессию, ОКР, тревожность, гиперактивность и т. д. Кроме того, с помощью медикаментов можно добиться усиления способности к концентрации внимания, победить дисбактериоз и гиповитаминоз, повысить общий иммунитет организма.

В некоторых случаях аутичным пациентам могут быть выписаны следующие психотропные препараты:

  • антидепрессанты и нейролептики (снижение тревожности, раздражительности, цикличности поведения, вспышек гнева, депрессии, гиперактивности и т. д.);
  • медикаменты нестимулирующего действия – гуанфацин, атомоксетин (повышение способности концентрировать внимание, снижение нервного возбуждения, синдрома гиперактивности и т. д.);
  • аналептики (повышение концентрации внимания, снижение гиперактивности, импульсивности);
  • противосудорожные препараты (снижение частоты конвульсивных приступов, стабилизация поведения и общего настроения).

В качестве поддерживающей терапии часто назначаются:

  • пробиотики (при дисбактериозе кишечника);
  • витаминные комплексы, содержащие витамины С, Е и группы В;
  • иммуномодуляторы, стероидные препараты (для стимулирования иммунитета);
  • гормональные препараты окситоцин, секретин и др. (для улучшения общего состояния при аутизме).

Назначать любые лекарства имеет право только высококвалифицированный врач, занимающийся лечением аутизма и РАС. При использовании медикаментов необходимо учитывать все возможные побочные эффекты и риск привыкания.

Одна из «революционных» попыток победить аутизм – лечение стволовыми клетками, взятыми из пуповинной крови при рождении ребенка. Данный метод заключается во внутривенном и/или интратекальном (в спинномозговую жидкость) введении стволовых клеток пациенту, что должно увеличивать приток крови в различные области мозга и формировать новые нейроны, благотворно влияя на состояние аутичного человека.

На сегодняшний день лечение аутизма стволовыми клетками пока не имеет весомых доказательств эффективности, однако известно несколько случаев частичной реабилитации детей-аутистов после проведенной процедуры.

Нетрадиционные, в том числе народные методы лечения аутизма включают в себя ряд практик альтернативной медицины, обозначающихся в зарубежных исследованиях аббревиатурой CAM – Complementary and Alternative Medicine (дополнительная и альтернативная медицина).

К сожалению, альтернативные практики не могут излечить аутизм, но в некоторых случаях способны поднять общий тонус организма ребенка, за счет чего нельзя назвать их полностью бесполезными. Рассмотрим наиболее популярные в этой категории методы.

Аутичные дети часто имеют совершенно уникальные особенности, одной из которых может стать необходимость домашней терапии (например, если ребенок испытывает сильный стресс при выходе из дома). Одной из наиболее надежных программ для терапии в домашних условиях является прикладной анализ поведения (ABA), также популярны методы сенсорной терапии, RDI и др. Использовать методику АВА дома можно как самостоятельно, окончив соответствующие курсы, так и при помощи приходящих терапистов.

При домашней терапии важно выделять на нее строго определенное количество часов в неделю (от 15 до 40 и более), иметь все необходимые рабочие материалы (книги, игрушки, наглядные пособия и т. д.), вести журнал учета больших и маленьких успехов ребенка на пути к нормальной жизни. Необходимо разработать при помощи специалиста учебный план, соответствующий всем имеющимся потребностям малыша.

Также при домашнем лечении рекомендуется 1–2 раза в месяц все же посещать с ребенком и групповые занятия.

Гомеопатия при аутизме может выступать в качестве вспомогательного метода, особенно при непереносимости обычных лекарств или наличии тяжелых побочных эффектов. Лечение аутизма гомеопатией пока не имеет официальных доказательств эффективности.

Методы аудиторной интеграции (Earobics, Fast Forward и др.) направлены на регулирование психических и физических особенностей аутичного ребенка, стимулирование правильного развития, улучшение восприятия речи и прочих аудиторных стимулов.

Подвид мануальной терапии, заключающийся в «несиловом наложении рук» на тело пациента и мягкой коррекции различных смещений и деформаций костных и мышечных структур. Особое внимание кранио-сакральные терапевты уделяют черепу и крестцу (название терапии происходит от латинских слов cranium – «череп» и sacrum – «крестец»), обещая излечение аутизма, ДЦП, умственной отсталости и прочих заболеваний. Документальных подтверждений эффективности метода пока нет.

«Терапия объятиями», основанная на мнении, что тактильные взаимодействия способствуют появлению тесных связей между людьми. По результатам последних исследований, данный вид терапии не рекомендуется к применению среди аутичных детей, поскольку их реакция на прикосновения в корне отличается от таковой у нейротипичных людей.

Согласно последним исследованиям, лечение аутизма гипнозом бывает эффективно при терапии позднего аутизма у детей. Гипнотерапия совместима с другими видами терапии и может увеличивать их эффективность. Однако результативность гипнотерапии при врожденном аутизме пока не доказана.

Лечение аутизма народными средствами включает в себя фитотерапию, при которой используются различные лекарственные растения. Эффективное лечение аутизма травами невозможно, однако некоторые из них позволяют повысить иммунитет ребенка, сгладить симптомы тревожности и гиперактивности, а также улучшить общее физическое самочувствие.

Данный метод может работать на «органическом» уровне, однако в отношении «ментальных» проблем он бессилен. Иглоукалывание допустимо использовать для улучшения кровообращения, что в свою очередь может положительно отразиться на общем состоянии здоровья ребенка.

Еще один подвид мануальной терапии, иногда применяющийся при аутизме для улучшения сна, аппетита, кровообращения, снятия психоэмоционального напряжения и т. д. По словам самих остеопатов, данная методика может приносить и более ощутимые результаты, однако официальных подтверждений этому пока не имеется.

Альтернативная методика диагностирования и лечения заболеваний позвоночника, суставов и нервной системы на основании мануального мышечного тестирования. Доказанных результатов в отношении аутизма не имеется, но при желании кинезиология может быть использована в качестве дополнительного метода оздоровления организма в целом.

В отношении лечения аутизма, проблемы сложной и многогранной, невозможно однозначно ответить на вопрос «какая методика лучше», поскольку нельзя с точностью предсказать реакцию каждого отдельного аутичного пациента на тот или иной вид терапии.

Пока с высокой степенью уверенности можно утверждать следующее:

  • наиболее эффективными при аутизме являются методы раннего вмешательства (чем раньше начата терапия, тем быстрее будет заметен результат);
  • самые высокие показатели адаптации в социуме отмечаются сегодня у детей-аутистов, проходящих АВА-терапию с помощью профильных специалистов или собственных родителей, получивших соответствующее обучение.

Прикладной поведенческий анализ полностью основан на научных принципах, а основную роль в нем играет мотивация подопечных путем поощрения их коммуникативных и учебных успехов. Терапию по этой методике можно дополнять и другими практиками, включая биомедицинские и нетрадиционные – главное, чтобы их использование не наносило вреда здоровью ребенка.

Каждый аутичный малыш проходит собственную уникальную синусоиду развития, а задача родителей и терапевтов – правильно определить потребности ребенка, понять его и помочь максимально эффективно адаптироваться к жизни.

источник