Меню Рубрики

Физиотерапия для детей с нарушением речи

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

  • массаж;
  • транскраниальная магнитотерапия, направленная на оголовье;
  • лекарственный электрофорез с никотиновой кислотой.

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

источник

ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ

(ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ)

Большую помощь при коррекции речевых наруше­ний оказывают физиотерапевтические процедуры, нор­мализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регу­ляцию жизненно важных функций, нормализует возбу­димость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы.

В результате у детей, имеющих дизартрию, нормали­зуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадици­онных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение масса­жа, фито- и физиотерапевтических процедур способству­ет восстановлению компенсаторных возможностей ре­бенка, поддержанию и дальнейшему закреплению по­лученных результатов. В начальных стадиях физиоте-

рапия направлена не только на профилактику ослож­нений, но и на купирование их проявлений.

Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они сни­жают спастичность артикуляционных мышц, улучша­ют речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре по­могает более легкому и быстрому овладению речью, осо­бенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полос­ти, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно пе­ред занятием с логопедом. Инду к то терапия

Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1,длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 ме­сяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спас­тической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязе­вые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических

мышц. В этих случаях назначают электрофорез (каль­ция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лече­ния 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении моз­гового кровообращения назначают электрофорез сосу­дорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, суль­фат магния); электростимуляцию краевой ветви лице­вого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.

С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского ме­тодика искусственной локальной гипотермии, воздей­ствующей на мышцы речедвигательного аппарата. Дан­ная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осущест­вляется следующим образом: ледяную крошку в хлоп­чатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают пооче­редно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ле­дяной аппликации во время одного сеанса суммарно со­ставляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопеди­ческие занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в рече­вые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-

кает значительное снижение тонуса и уменьшение на­пряжения мышц речевого аппарата, а также регресс ги­перкинетических проявлений в мимико-артикуляцион­ной мускулатуре, что создает основу для новых возмож­ностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а так­же в выполнении детьми правильной траектории дви­жений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.

У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, переме­щении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и ар­тикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с од­ного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возраста­ют сила голоса, продолжительность непрерывного про­изношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появля­ются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое учас­тие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение са­ливации и потоотделения. Эффект от производимой ис­кусственной локальной гипотермии в первые дни дер­жится от 3 до 8 часов.

Выводы: результаты динамического наблюдения по­казывают, что приобретенные во время курсового лече­ния речедвигательные навыки у детей стабильно сохра­няются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не-

обходимость использования ИЛГ в коррекционвой ра­боте с детьми, страдающими дизартрией.

Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложе­ния электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы ап­парата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов.

После снятия электродов отмечается снижение мы­шечной напряженности. Анализ динамики клиничес­кой симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настрое­ние, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дис­функцией (ММД), значительно уменьшаются утомляе­мость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма пер­спективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптомати­кой, и немаловажно то, что ее можно широко приме­нять не только в стационаре, но и в поликлинике.

Помимо вышеназванных методик, к детям со спас­тической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия

Ультразвуковая терапия особенно показана при сме­шанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастичес­ких параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или еже­дневно, в зависимости от индивидуальных особеннос­тей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия

Индуктотермию (лечение переменным электромаг­нитным током высокой частоты) назначают в основ-

ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообраще­ния, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.

Методика.Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: про­должительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.

Клинические наблюдения показывают, что положи­тельная динамика остается достаточно стойкой в тече­ние 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 ме­сяца. Однако нужно заметить, что закреплению благо­приятных сдвигов способствуют также проводимые пос­ле индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (че­рез 30 мин—1 час).

Теплолечение назначают детям со спастической фор­мой дизартрии для усиления крово- и лимфообраще­ния, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изме­нения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносите­лей в основном используется грязь, так как она воздей­ствует на компенсаторные механизмы, а также предот­вращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.

Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием созда­ют благоприятные условия для повышения результа­тивности логопедических занятий.

1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону(по Щербакову).

Цель данной процедуры — стимуляция кровообра­щения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.

Методика.Температура грязи 38-40,5 °С. Продол­жительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени-

ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.

2. Грязевые аппликации(по методике Н. Я. Анаш-

Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц.

Методика.На слой марли от носа до подбородка и нa 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;

Гальваногрязь.

Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей.

Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см 2 , продолжи­тельность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК).

Данные методы грязелечения рекомендуется чередо­вать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.

Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии.

Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цвет­ков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладывае­мых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный то­нус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротнико­вую зону холодную грязевую аппликацию при темпе­ратуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использо­валось впервые, однако, для окончательной оценки эф­фективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.

Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные ре­зультаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетичес­кой формой дизартрии.

Методика. Электроанестезия проводится по методи­ке К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь.

Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используют­ся аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень мед­ленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может выз­вать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в тече­ние нескольких дней побочные действия исчезают. Дру­гие осложнения не наблюдаются.

Противопоказаниями для лечения являются: массив­ные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары ко­нечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продол­жается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды на­кладываются сразу на четыре конечности. Водолечение

Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различно­го состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид-

ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегета­тивных реакций (слюнотечение, потоотделение).

Читайте также:  Можно ли делать физиотерапию при рассеянном склерозе

Паретичная форма дизартрии

В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры.

1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции исполь­зуются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин.

Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мыш­цах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учи­тываются противопоказания к использованию электро­стимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка).

2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуля­ционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультра­звуковую терапию для стимуляции нервных волокон.

Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см , режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см 2 , продолжительность одной процеду­ры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ван­ны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конеч­ностей, мимической мускулатуры и вегетативные ре­акции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность ораль­ной мускулатуры, что в свою очередь сразу положи­тельно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод ком­плексного воздействия:

1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК;

2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;

4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.

ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Использу­ются с целью сохранения работоспособности поражен­ных мышц, стимуляции обмена, противодействия раз­витию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.

Вывод: эффективность коррекционной логопедичес­кой работы значительно возрастает благодаря проду­манному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуаль­ных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтически­ми целями в комплексе с психотерапевтической, лого­педической работой, а также с медикаментозным воз­действием.

Опираясь на исследования отечественных физиоло­гов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский, ). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффек­тивность медико-педагогических методик преодоления тикания.

Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов.

Детям, страдающим заиканием органического проис­хождения (вследствие различных по тяжести и характе­ру органических поражений центральной нервной систе­мы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатоло­гами, психотерапевтами проводится курсовое лечение ме­тодом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в резуль­тате чего у детей усиливаются процессы адаптации, уско­ряется восстановление всех психофизиологических фун­кций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, умень­шается умственная и физическая усталость.

МДМ представляет собой транскраниальное воздей­ствие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особен­ностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клини­ки заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя-

желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.

В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего со­стояния; снижение возбудимости; купирование невро­тических реакций; уменьшение или исчезновение го­ловной боли; нормализация сна; повышение физичес­кой и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженнос­ти заикания; улучшение умственной сообразительнос­ти, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.

Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возмож­ность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста),

Весьма положительные результаты при лечении за­икания были получены вследствие сочетания медика­ментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (элек­тросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппа­ратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума ком­нате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедичес­кими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи ре­комендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медика­ментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбира­ется индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию элект­росна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. ‘

Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как

страх речи у них не является навязчивой мыслью. Ос­ложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэто­му оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура

Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентич­но с действием иглорефлексотерапии, а именно оказы­вает регулирующее влияние на функциональное состоя­ние центральной нервной системы, повышая возбуди­мость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лече­ние безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.

Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготов­ленных для этой цели магнитов. В частности, заикаю­щимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокруже­ния и других негативных явлений рекомендуется маг­нитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.

Таким образом, благодаря использованию магнито­пунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизарт­рии и заикания достойное место занимают методы фи­зиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не-

врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.

Однако важно помнить, что работа должна начитать­ся своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотера­певтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатоло­гов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.).

М.А. Поваляева, Л. Р. АстафороваДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое вре­мя и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхатель­ными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания яв­ляется выдох: чтобы получить новую порцию кислоро­да, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухо­носных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эф­фективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физичес­кой нагрузки, состояния нервной системы и других фак­торов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).

Цель дыхательных упражнений — увеличение объе­ма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика прово­дится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозго­вых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыха­ния не регулируется смысловым сочетанием речи, в мо­мент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорож­ные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обыч­но через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движе­ниями, а также координацию между дыханием, фонаци­ей и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Предлагаемая система дыхательных упражнений ос­нована на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гиб­кости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (про­изнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), соче­тающейся с соответствующими движениями.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последова­тельно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних,

средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыха­ние состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем уча­ствуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпя­чивается, на выдохе опускается. Грудная клетка оста­ется неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе груд­ная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Жи­вот остается неподвижным, грудная клетка не расши­ряется.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию сле­дует, исходя из собственного удобства.

Основные правила успешного овладения дыхатель­ной гимнастикой:

1. Дышать надо с удовольствием, так как положи­тельные эмоции сами по себе имеют значительный оз­доровительный эффект.

2. Необходимо концентрировать внимание на дыха­тельном упражнении, что увеличивает его положитель­ное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кис­лородом.

4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно до­ставляет удовольствие.

5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия ды­хательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:

— упражнения выполнять легко, естественно, без уси­лий и напряжения;

— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участ­вующие в дыхательном движении);

— следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксиро­вать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать

Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения

Раздел и содержание процедуры Про- должи-тель-ность, в мин Целевая установка
1. Построение. Упражнения для орга­низации внимания детей. Ходьба по кругу на носках, пятках, наружном и внутреннем сводах стоп. Динамичные дыхательные упражнения 3-5 Организация внимания занимающихся, подго­товка организма к пред­стоящей нагрузке
2. Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статические и динамичес­кие дыхательные упражнения (вдох через нос, выдох через рот). Упраж­нения для мимической и жевательной мускулатуры. Упражнения для разви­тия подвижности мягкого нёба. Звуко­вая гимнастика для тренировки фазы удлиненного выдоха. Упражнения для координации движений с дыханием. Упражнения дпя улучшении осанки 20-25 Улучшение функции ап­парата внешнего дыха­ния, обучение правиль­ному дыханию при вы­полнении упражнений. Повышение подвижности мягкого нёба и профи­лактика контрактуры ви-сочно-нижнечелюстного сустава. Обучение носо­вому дыханию
3. Ходьба с постепенным замедле­нием темпа и выполнением упражне­ний для расслабления мышц. Стати­ческие дыхательные упражнения (надувание резиновых игрушек, ша­ров, выдувание мыльных пузырей и т. п.), проводимые игровым методом с включением элементов соревнова­ния 5-10 Снижение общей физи­ческой нагрузки, закреп­ление навыков правиль­ного дыхания

глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу.

Постановка речевого дыхания у детей-логопатов про­водится следующим образом: с легким потряхивани­ем дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме.

При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, поло­жение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.).

Основная поза дыхательной гимнастики: встать пря­мо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, напри­мер, левая рука на нижней части живота, а правая сбо­ку обхватывает грудную клетку приблизительно на уров­не локтя (для контроля за дыханием).

источник

Многие родители детей с речевыми расстройствами интересуются, какой из способов коррекционного воздействия может дать быстрый результат. На сегодняшний день, к сожалению, не существует той «волшебной палочки», которая могла бы решить проблемы в короткие сроки.
Тем не менее, существуют разные направления коррекционной работы: психолого-педагогическое, медикаментозное и физиотерапевтическое.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на физиотерапевтических процедурах.

Читайте также:  Простейшие методы физиотерапии показания противопоказания

Начнём с того, что такие процедуры может назначить невролог после диагностического обследования.

Физиотерапевтические процедуры — достаточно действенный и вполне безопасный дополнительный способ лечения тяжелых нарушений речи. Ценность физиотерапии заключается в том, что она легко комбинируется с другими способами коррекции, является хорошим подспорьем для достижения положительного результата.
Применение физиотерапии решает следующие задачи :

— стимуляция речевого развития;
— коррекция тонуса мышц артикуляционного аппарата;
— нормализация речевого дыхания и темпа речи;
— улучшение кровообращения и работы нервной системы.

Этот метод физиотерапии довольно активно используется в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство. Частицы лечебного раствора вводят через кожу под действием электрического поля.

Данный метод основан на воздействии магнитными полями на организм с лечебно-профилактическими целями. Под влиянием магнитного поля слабой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, активизируются обменные процессы в организме, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.

Этот метод практически не имеет противопоказаний. Заключается он в том, что на определённые зоны воздействуют светом с каким-либо цветом спектра. В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребёнка, улучшать обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы.

Лазерная терапия – это современный метод аппаратной физиотерапии, который заключается в дозированном облучении тканей лазерным излучением низкой интенсивности.
Воздействие низкоинтенсивного лазерного излучения запускает комплекс адаптационных и компенсационных реакций, возникающих в тканях и органах.

Амплипульстерапия – это лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ). Воздействие СМТ снижает спастичность мышц артикуляционного аппарата (повышенный мышечный тонус, напряжение), что способствует более чёткому произношению. Также использование данного метода положительно влияет на мышцы гортани и дна ротовой полости.

Процедура, которая заключается в воздействии на организм импульсными переменными токами высокой частоты и напряжения.
При дарсонвализации разряды, воздействуя на кожные рецепторы, нормализуют биоэлектрические потенциалы мозга, оказывают нормализующее воздействие на центральную и вегетативную нервную систему, вызывают седативный (успокаивающий) эффект.
Под влиянием местной дарсонвализации улучшается кровообращение, нормализуется тонус сосудов.

Ещё раз хочу отметить, что назначить физиотерапевтические процедуры может только врач-невролог. Во время консультации не забудьте уточнить у врача о противопоказаниях к физиотерапевтическим процедурам.

Комплексный подход в работе с детьми с речевыми нарушениями, сочетающий в себе логопедические занятия, физиотерапию, а, при необходимости, и медикаментозное лечение, даёт стойкую положительную динамику и хорошие результаты по их преодолению.

Жмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

источник

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

  • Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно.
  • Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы).
  • Не узнаёт слова, которые встречает постоянно (например, вход/выход).
  • Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
  • Возникают сложности при чтении и письме.
  • Иногда дети могут замыкаться в себе, не могут наладить контакт со сверстниками.
  • Проблемы с развитием мелкой моторики (например, проблемы со шнурками).
  • Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами.
  • Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.
  • При чтении и письме: переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги.
  • Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр.
  • У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий.
  • Ребёнок отказывается читать вслух.
  • Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).
  • Не может определить границы слов, предложений.
  • Он путается во временах года, днях недели или времени суток.
  • Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право — лево».
  • Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения.
  • Проблемы с короткой памятью.
  • Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание.
  • Трудности с организацией и соблюдением инструкций.
  • Теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.
  • На занятиях в может выкрикивать ответ до того, как учитель закончит свой вопрос.
  • Перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

этот неврологический диагноз есть у каждого из детей, посещающих нашу группу. Выражен он у каждого ребенка в разной степени, но давайте разберемся, что же стоит за таким заключением неврологов детской поликлиники. читать далее

Это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей с ОНР (общим недоразвитием речи) с сохранным слухом и интеллектом, после прохождения ПМПК (психолого – медико – педагогическая комиссия). Педагогический коллектив группы: учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя. Логопед занимается с детьми ежедневно, как фронтально (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематических представлений, так и индивидуально — по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же, как в массовых группах детского сада. Хотя, не совсем так. Наши воспитатели уделяют особое внимание вербализации, «оречевлению» любого вида деятельности — будь это математика или рисование, конструирование или сюжетно-ролевая игра. Во вторую половину дня так же ведется коррекционная работа, направленная на закрепление знаний и навыков, полученных на логопедических занятиях.
Очень важные участники образовательного процесса родители ребенка.

источник

Электрофорез при задержке психо-речевого развития ☑️ Как записаться, где взять лекарство и что понадобится для процедуры.

Электрофорез 2х-летнему ребенку назначил невролог в рамках коррекции задержки психо-речевого развития, но чтобы начать его делать пришлось потрудиться. Что нужно, можно и чего нельзя при электрофорезе — информация в отзыве.

☑️ Электрофорез

физиотерапевтическая процедура, при которой организм человека подвергается воздействию постоянных электрических импульсов с целью оказания общего и местного терапевтического эффекта.

С помощью электрофореза производится введение лекарственных средств через кожу и слизистые оболочки. Данный путь введения препаратов обладает рядом преимуществ среди других методов введения.

☑️ Почему назначили электрофорез моему ребенку

В отзывах о детском электрофорезе часто встречаю, что процедуру назначают младенцам при гипертонусе, а детям постарше при подтвержденной ЗРР.

В младенческом возрасте у дочки был гипертонус, но нам назначали процедуру магнит.

Электрофорез в первый раз назначил в 2 года врач-невролог. Причину подчеркнула в фото заключения.

Для того, чтобы пройти курс электрофореза нам пришлось:

  1. Посетить платного невролога (в поликлинике по месту жительства одно лечение — Пантогам и валите)
  2. Прийти с заключением платного невролога к участковому педиатру. Педиатр сам не может назначить курс электрофореза, он записывает на прием к физиотерапевту. (Напрямую к физиотерапевту записаться нельзя). Поскольку процедуру назначил внешний врач, педиатр согласовал ее еще с заведующим.
  3. Прийти на прием к физиотерапевту. Он дает направление на курс электрофореза. На направлении нарисовано тело человека, где врач отмечает на какие зоны нужно повести воздействие. Также врач дает рецепт на лекарство. И направление и рецепт имеют срок действия. Если не торопиться, придется проходить все заново.

☑️ Какое лекарство и как его получить

Нам назначили эуфиллин, он нужен:

  • для нормализации мышечного тонуса;
  • уменьшения спазма и болевых ощущений;
  • уменьшения отёка и воспаления;
  • с целью оптимизации внутричерепного давления;
  • усиления кровообращения в тканях.

Если вам выпишут эуфиллин, постарайтесь, чтобы назначили препарат в ампулах.

Почему лучше эуфиллин в ампулах:

  1. Препарат в ампулах легко найти, он продается во многих аптеках, его можно заказать по интернету с доставкой в ближайшую аптеку.
  2. У препарата в ампулах длительный срок хранения. Если ребенок заболеет, или процедура перенесется, с ампулами ничего не случится.

Нам назначили препарат, который нужно готовить в аптеке. Если вам назначили эуфиллин, который производят в аптеке, вам потребуется:

— Найти аптеку с рецептурно-производственным отделом. В Москве это «Столичные Аптеки».

— Позвонить туда и уточнить когда они смогут приготовить препарат. (В некоторых аптеках провизоры работают не каждый день).

— Быть уверенным когда точно вы попадете на электрофорез. У приготовленного эуфиллина срок годности 10 дней и курс электрофореза тоже 10 дней (с учетом 2 выходных вообще загадка как это реализовать). Например мы заболели и пришлось переносить приготовление препарата на неделю.

270 руб.), аптека дает на руки талон, по которому лекарство вы получаете в согласованный день.

На талоне и на флаконе с лекарством указан №, фамилия, название и концентрация препарата, срок приготовления, срок годности.

У нас в поликлинике есть отдельный кабинет, где проводят физиотерапевтические процедуры. Магнит, лазер, электрофорез и др.

Приходите в часы приема. Отдельная кушетка за шторкой. На фото ниже будет видно.

Что взять с собой

  • Лекарство;
  • Белую туалетную бумагу;
  • Пеленку;
  • Чем занять ребенка (об этом ниже).

Аппарат для электрофореза выглядит так.

Их задача усилить проникновение лекарства в организм.

Важно следить, чтобы электрод не выскочил из марлевой обертки и не коснулся кожи. Иначе будет ожег.

Сама по себе процедура безболезненная. Ощущается лишь легкое пощипывание.

Детям постарше и взрослым просто кладут электроды, например, на спину, как на заставке к отзыву.

Гиперактивному малышу, понятно, приматывают.

При примотке наступает минута нежности: доча хнычет, приговаривает «не бойся» — видимо утешает себя, держит меня за шею и целует

Вот мой примотыш

Важно! Гаджеты брать нельзя, т.к. они влияют на советскую аппаратуру. Либо нужно ставить телефоны и планшеты в авиарежим, но и это не приветствуется.

Мы берем книги, развивайки, игрушки.

Рекомендую. Желаю терпения родителям и здоровья деткам, все получится

ЭЭГ дневного сна — как снять энцефалограмму ребенку

источник

Расстройства речевой деятельности препятствуют полноценному общению, социальному взаимодействию и обучению, наличие нарушений речи негативно влияет на психическое развитие ребенка.

Необходимо учитывать, что недостатками речи носят стойкий характер и не могут быть преодолены самостоятельно.

Одной из основных классификаций нарушения речи является клинико – педагогическая классификация. Согласно названной классификации, существуют нарушения письменной речи — (дислексия и дисграфия) и нарушения устной речи. Последние, в свою очередь, подразделяются на расстройства внешнего (0фонационного) оформления речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалаия, заикание, нарушения голоса) и расстройство внутреннего (структурно — семантического) оформления речи (алалия и афазия).

Причины, вызывающие нарушения речи, подразделяются на биологические и социальные.

Биологические причины нарушения речи у детей.

В антенатальном (дородовом) периоде: гипоксия плода, внутриутробное инфицирование,угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падение беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мама (артериальная гипотония или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность).

Осложнения родов и перинатальная патология: асфиксия новорожденных, недоношенность, внутричерепная родовая травма, преждевременные, скоротечные, затяжные роды, применение инструментальных акушерских пособий.

Этиологические и патогенетические факторы, действующие в первые годы жизни ребенка: энцефалиты, менингиты, черепно – мозговые травмы, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС, частные и продолжительные заболевания в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, и.т.д), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность).

Биологические причины нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсульт, разрыв аневризмы), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально – психологические причины: отсутствие должного внимания к формированию речи со стороны взрослых, неправильная речь окружающих, необходимость усвоения ребенком дошкольного возраста двух языковых систем (билингвизм), излишней, не соответствующая возрастным возможностям ребенка стимуляция речевого аппарата, стрессы. Критические периоды для формирования речи: 1 год, 3 года, 6-7 лет.

Основными видами нарушения речи являются нижеследующие.

Грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые три года жизни ребенка. Отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов, т.е. системный характер, нарушаются все компоненты речи. Ребенок нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует общее речевое заключение – общее недоразвитие речи.

Расстройство ранее сформировавшейся речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/ или понимать обращенную речь. Имеет место системное нарушение речи, при котором страдает экспрессивная (моторная) речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная (рецептивная) речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Нарушение темпа речепроизводства, характеризуется замедленной реализацией артикулярного акта. Замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма. Голос немодулированный и монотонный, артикуляция – не четкая. При отсутствии лечения, брадилалия может перейти в заикание.

Расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Является тяжелым нарушением речи.Сопровождается нарушениями речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса, просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация, эмоциональная окраска).

Различные дефекты произношения у лиц с нормальным слухом и сохраненной иннервацией артикулярного аппарат, т.е. дефекты не связаны с органическим поражением ЦНС и органов слуха. Проявляется отсутствием, заменами, смешениями и искажениями в устной речи. Является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 30% (по другим данным — 50%) дошкольников и 20% школьников.

Расстройство навыков чтения, вызванное недостаточностью формирования (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении.

Нарушение темпа речепроизводства, которое характеризуется патологически быстрым речевым потоком. Значительно ускорен темп речи и общей моторики, отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов, слов, нарушения письма и чтения. В отличии от заикания, судороги отсутствуют.

Расстройство темпо – ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом и дыхательном отделе речевого аппарата. Представляет собой непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. Заиканием страдают около 2% детей. Сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других случаях – с органическим поражением ЦНС. Существует в 2-х формах: невротической (логоневроз), являющейся функциональным расстройством, не связанным с органическим поражение ЦНС неврозоподобную, связанную с органическим поражением ЦНС.

Читайте также:  Грыжа шморля лечение физиотерапией

Более позднее, по сравнению с возрастной нормой, овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием фразовой речи к 2-м годам и связной речи к 3-м годам. Встречается у 3-10% детей. ЗРР негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается как задержка психо-речевого развития (ЗПР). Является медико – педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, неврологии, логопедии и детской психологии.

Отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Число таких лиц достигает в детской популяции 15%. ЗПР в большей степени является психолого – педагогической категорией, однако, в её основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается педиатрией и неврологией.

Все выше перечисленные нарушения речи требует комплексной диагностики и лечения.

Лечение нарушений речи включает: осмотр невролога, логопедическую коррекцию, логопедический массаж, фармакотерапию, физиотерапевтические процедуры, в частности, транскраниальнуюмикрополяризацию, рефлексотерапию. Только комплексный подход к лечению позволит добиться положительных результатов.

источник

Магнитотерапия является методом альтернативной медицины, при котором используют воздействие магнитного поля на организм человека с целью лечения и профилактики различных заболеваний.

В России магнитотерапия начала активно применяться в 40-е годы, расцвет начался в 60-е, когда поликлиники начали снабжаться аппаратами магнитотерапии. Эти аппараты до сих пор имеются во многих поликлиниках и продолжают, несмотря на свой стаж, помогать людям. Научные исследования по воздействию магнитного поля проводились в клиниках г. Москвы – например, Мед. Академии им. Сеченова, в ВМА г. Ленинграда (Санкт-Петербурга), в Украине в Институте Экологии человека, в сочинском НИИ Курортологии и физиотерапии, в Беларуси (Минске, Витебске), Ижевске, Рязани, Новосибирском Академгородке и т.д. Ряд изделий медицинского назначения, содержащих магниты, был утвержден Минздравом РФ.

Магнитные поля бывают двух типов:

  • переменные – низкочастотные и высокочастотные;
  • постоянные.

Существуют следующие виды магнитотерапии:

  • местная магнитотерапия – при которой действие магнитных полей направлены на определенные области человеческого тела (например, палец, сустав);
  • общая магнитотерапия – когда магнитные поля направлены на весь организм с целью общеукрепляющего эффекта.

На всех магнитах имеются северный (отрицательный) и южный (положительный) полюса. В зависимости от влияния того или иного полюса на организм человека, достигаются различные лечебные эффекты.

На что и как действует магнитотерапия при энцефалопатиях, задержке психического и речевого развития.

В многочисленных статьях и научных докладах о магнитотерапии говорится так: локальное воздействие магнитным полем благоприятно влияет на функции вегетативной нервной системы, снижает чувствительность рецепторного аппарата и оказывает, таким образом, обезболивающее действие, оно улучшает также нервную регуляцию функций различных органов и систем организма, вызывает антиспастический, сосудорасширяющий и гипотензивный эффекты. Известно, что магнитные поля вызывает физико-химические изменения на молекулярном уровне, и в этом наиболее важную роль играют магнитные свойства самих моллекул, образующих биологические структуры, а также параметры магнитных полей, воздействующие на эти структуры. Показано, что магнитное поле влияет на течение свободнорадикальных химических реакций, что основано на квантово-механических закономерностях. Магнитное поле оказывает воздействие на процессы перекисного окисления липидов в клеточ­ных мембранах и их проницаемость, что может быть одной из причин влияния на процессы пролиферации и регенерации.

В механизме лечебного действия магнитотерапии при сосудистых заболева­ниях головного мозга существенным является улучшение церебрального кровообращения, обусловленного снятием спазма оболочечных сосудов, снижением артериального давления. Кроме то­го, магнитотерапия увеличивает скорость кровотока, снижает коагуляционные свойства крови, увеличивает диаметр и число функционирующих ка­пилляров. Под влиянием магнитотерапии более рационально происходит исполь­зование кислорода тканями

Клетки нашего тела не могут стать здоровыми в пассивном режиме. Их активный, постоянный >тюнинг

Электромагнитные поля используются в течение многих десятилетий в отечественной и мировой медицине, особенно в физиотерапии, а результаты их применения можно увидеть в данных многочисленных клинических исследований. Многие устройства магнитотерапии уже одобрены официальными организациями и рекомендованы для лечения переломов, заживления ран, боли и отеков тканей, при лечении депрессии и задержках развития.

Как правило, магнитотерапия потенцирует действие ноотропных лекарств и позволяет снизить их дозу, а в отдельных случаях, со временем, избавляет от необходимости их приёма.

Используется ли магнитотерапия при аутизме, гиперактивности, шизофрении?

Ряд клиник предалагет коррекцию аутизма и шизофрении путём транскарниарной магнитотерапии, но сведений о её эффективности пока что недостаточно. Считается, что можно использовать магнитотерапию как вспомогательный (не основной) вид помощи для коррекции аутистов 3-4 групп по Никольской.

При гиперактивности магнитотерапия активно применяется для коррекции функций внимания. В качестве результатов особенно подчёркивается улучшение опосредованной памяти и длительности периодов сосредоточения.

КАК РАБОТАЮТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ?

Наука учит нас, что все есть энергия. Энергия всегда динамична и, следовательно, имеет частоту, которая меняется в доли секунды или, хотя бы, раз в минуту.

Вся энергия по своей природе электромагнитного характера. Все атомы, химические вещества и клетки производят электромагнитные поля (ЭМП). Каждый орган в организме создаёт собственное био-электромагнитное поле. Наука доказала, что наши тела индуцируют собственные магнитные поля и, что все 70 триллионов клеток в организме общаются между собой с помощью электромагнитных частот. Ничего не происходит в организме без электромагнитного обмена. Когда прекращается электромагнитная активность тела, прекращается жизнь.

Электромагнитная энергия, по сути физика, контролирует химию. Которая, в свою очередь, контролирует функцию тканей. Нарушения электромагнитной энергии в клетках вызывает нарушения в их метаболизме, независимо от первопричины. Что, в процессе болезни, происходит в любой ткани.

Действуя на причину, нарушенный метаболизм, ЭМП нормализуют химию клеток и, следовательно, их функцию, которая, улучшает здоровье. Постоянные и переменные ЭМП задают в клетках полезное, укрепляющее здоровье, электромагнитное поле с нужной частотой. Низкочастотные ЭМП, причём не самые сильные, напрямую проходят через тело, проникая во все клетки, ткани, органы и даже кости — без поглощения или изменения! При прохождении через тело, они стимулируют большую часть электрических и химических процессов в тканях. Терапевтические электромагнитные устройства специально разработаны для поддержания положительной клеточной энергии, что в результате даёт улучшение клеточного здоровья и функций органов. Переменное низкочастотное магнитное поле оказывает особое действие на нервную систему. Это первая процедура, которую назначают после инсульта

• Согласно легендам, еще царица Нефертити магнитами разглаживала морщины на лице.
• В XVII веке на Востоке, в Индии и России прикладывали к «болезненному месту» магнитный железняк.
• В 1980 году американские ученые доказали, что человеческий организм окружает магнитное поле. Собственную магнитную оболочку имеет и каждый орган .

В России в старину бабушки-знахарки лечили больных магнитами для снятия боли. Широко использовал магнитотерапию известный русский врач Боткин. В 40е — 50е гг. метод магнитотерапии использовался в дерматологии и хирургии .

Магнитные поля (постоянные и переменные) могут генерироваться в непрерывном или прерывистом (импульсном) режиме с различной частотой, формой, и длительностью импульсов.

И опять обратимся к научной речи: при исследованиях выяснено, что наиболее чувствительны­ми к магнитотерапии являются кора головного мозга и гипоталамус, прерывистое магнитное поле обладает большим раздражающим действием, чем непрерывное. Магнитотерапия спо­собствует ускорению проведения моторного импульса по локтевому нерву. По мнению большинства исследователей, магнитотерапия оказывает ваготонический эффект. Волнообразные колебания вегетативного тонуса, отмеченные в ряде работ, свидетельствуют о влиянии магнитотерапии на меха­низм адаптации, в частности, при гелиогеомагнитных изменениях.

Говоря обычным языком, кора мозга, которая отвечает за умственное развитие ребёнка, реагирует на магнитное излучение положительно, клеточки начинают самолечение и ускоряется речевое развитие.

Возникает вопрос, а в чём разница электромагнитных приборов и обычного магнита, котрый мы вешаем на холодильник. Ведь сейчас в ТВ-магазинах можно купить различные браслеты и пояса, укомплектованные обычными магнитными пластинами.

Магнитные поля статических магнитов имеют фиксированную силу воздействия. Они используются при изготовлении матрасов, браслетов, бинтов и тому подобное. Большинство из них поверхностно проникает в тело и мало влияет на глубокие ткани, они редко могут воздействовать одновременно на весь организм. Чтобы они «заработали», нужно носить магнитный аксессуар в тесном контакте с телом не менее 30 дней по 6-8 часов в сутки. Единственная сложностьв случае задержек развития – статические магниты нужно будет прикрепить на шею сзади.

ЭМТ базируется на разных частотах, и может применяться как ко всему телу, так и к его отдельным частям. ЭМТ применяется в течение коротких промежутков времени, в то время как её эффекты длятся на протяжении нескольких дней, осуществляя изменения в клетках и во всём теле, нужные для восстановления и поддержания баланса в обмене веществ и здоровье в целом. Тело не «привыкает» к энергетическим сигналам от импульсной или переменной электромагнитотерапии, даже если она используется неоднократно, в отличие от применения постоянных магнитов.

В любом случае 2–3 процедуры электромагнмтной терапии тоже не принесут результата. Необходим полноценный курс – 8–15 сеансов, если речь идет о переменных и импульсных полях, и в несколько раз больше, когда используют постоянное магнитное поле. Полезный эффект магнитного поля накапливается в организме постепенно.

КОМУ МАГНИТОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА

Несмотря на то, что магнитотерапия имеет ряд неоспоримых, доказанных преимуществ, у нее, как и любой другой физиотерапевтической процедуры, есть ряд ограничений, противопоказаний. Если у больного имеется гипертония, то магнитную терапию проводить нельзя. Она способствует снижению артериального давления. Не рекомендуется делать процедуру лицам, у которых частота сердечных сокращений меньше 60 ударов в минуту.

Для магнитотерапии категорическим противопоказанием является наличие:

  • доброкачественных и злокачественных новообразований, которые имеют склонность к прогрессированию;
  • открытой формы туберкулеза;
  • психических расстройств;
  • постоянного повышения температуры тела выше 38оС;
  • беременности.
  • Детский возраст до 2 лет.
  • Наличие кардоистимуляторов и металлических имплантов, шунтов.
  • Нарушения сворачиваемости крови.

Является ли магнитотерапия только медицинским способом коррекции и может ли применяться не только в поликлинике?

Не бывает так, чтобы лечение одним типом электромагнитного поля подходило для всех ситуаций, ведь тело устроено сложно. Именно поэтому магнитотерапию сложно роводить в домашних условиях, ведь нужно подобрать правильные режим воздейтсвия. Однако применять магнитотерапию дома, если у вас есть познания в медицине, сенсорной терапии, биологии – можно. Более того, техника развивается, и сейчас большинство прибором магнитотерапии имеют направление «домашнее использвание». Но так как эти приборы продолжают дорого стоить, их чаще можно увидеть в тренажёрных залах, спортивных и фитнес-центрах, в кабинетах йоги и коррекционно-педагогических центрах.

В больницах и поликлиниках, частных клиниках установлены специальные аппараты, которые оказывают благоприятное воздействие на человека, восстанавливают его магнитное поле. Но сегодня каждый человек может приобрести и мини-аппарат для домашнего использования. В аптеках представлен широкий выбор приборов разных производителей. Стоимость приборов варьируется от 2 до 15 тысяч рублей. Но есть аппараты с более высокой ценой. Их эффективность значительно выше.

Но покупать какой-либо прибор без консультации с лечащим врачом или участковым терапевтом нежелательно. Врач поможет подобрать тот аппарат, который будет иметь наибольшую эффективность в лечении определенного заболевания. Особой популярностью на данный момент пользуется аппарат Маг-30. Прибор магнитотерапии можно приобрести в аптеке или на заводе, который его производит.

Маг-30 и его модификации — прибор магнитотерапии, который можно использовать дома самостоятельно, отзывы о нем можно прочитать на официальном сайте производителя. Использование любого прибора согласовываться со специалистом, самолечение недопустимо. При этом необходимо следовать инструкции и соблюдать разрешенную дозировку и частоту процедур.

В продаже есть и всевозможные магнитные браслеты, различные приспособления. Их эффективность в медицине не доказана, поэтому, если вы хотите пройти курс магнитотерапии, то лучше купить специальный медицинский прибор, который отвечает всем требованиям безопасности и качества. Выбор аппаратов по-настоящему многообразен. Вы можете приобрести прибор «Алмаг», «Магнитер», Маг-30, «Полицвет Маг» и многие другие. Все приборы имеют одинаковый принцип действия.

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ МАГНИТОТЕРАПИИ

Некоторые отмечали небольшое головокружение. которое пропадало на 2-3 сеансах. Бывает индивидуальная непереносимость прибора.

У небольшого количества людей применение магнитотерапии может сначала вызвать ухудшение состояния, что описывается как так называемый «курортный эффект». Этот эффект возможен в случае, например, воспалительных заболеваний, таких как ревматоидный артрит или болезнь Бехтерева, иногда у энтезопатий (замороженное плечо, теннисный локоть) и т.д. Однако, это ни в коем случае не является основанием для окончания лечения. Наоборот, «курортный эффект» свидетельствует о том, что организм реагирует на лечение и импульсное магнитное поле действует на данного человека. Однако, в этом случае рекомендуется сократить время аппликации до 5 минут. Когда состояние стабилизируется, можно вернуться к прежней схеме лечения. Если у Вас возникли сомнения, обратитесь за разъяснением к специалисту или проконсультируйтесь с врачом.

С КАКИМИ ВИДАМИ ЛЕЧЕНИЯ СОВМЕЩАЕТСЯ И НЕ СОВМЕЩАЕТСЯ МАГНИТОТЕРАПИЯ?

Во время применения магнитотерапии не рекомендуется делать рентгеновские снимки или подвергать организм облучению, не рекомендуется также электроимпульсная терапия. Одновременно с магнитотерапией разрешается проводить классическую реабилитацию (физиотерапия, упражнения, массаж и т.д.), принимать бисерные или гидромассажные лечебные ванны, а также лечить травами, как и любыми ноотропными и нейролептическими препаратами. Отличных результатов можно достичь при одновременном использовании магнитотерапии и осциляционных (вибрационных) массажных устройств, а также виброаккустических приборов.

Подробнее о магнитотерапии можно узнать из книг:

Роджер Коилл, «Магнитотерапия для всех», Москва, «Росмэн» 2006)
Лоренс Р., Рош П., Плодцен Д. – «Магнитотерапия». Москва, «Кронпресс» 1998.
Бирла Г.С., Хэмлин К. – «Магнитотерапия». Москва, «Гранд» 2002.
Мохакти Р. – «Лечебная сила магнита». Москва, «Питер» 2006.

источник