Меню Рубрики

Физиотерапия для закаливания ребенка

( по В.С.Улащику, 1993)

Наименование метода физиотерапии Возраст ребенка Период между повторными курсами лечения
Гальванизация местная и электрофорез 4-6 недель 1 месяц
Гальванизация общая и электрофорез 5 лет 1 месяц
Электросонтерапия 2-3 года 2-3 месяца
Центральная электроанальгезия 2-3 года 2-3 месяца
Диадинамотерапия( диадинамофорез ) 2-3 года 10 дней
СМТ-терапия (амплипульстерапия ) 3 месяца 6 дней
Флюктуоризация 6 месяцев 6 дней
Электродиагностика 2 месяца
Электростимуляция 6 месяцев 1 месяц
Чрезкожная электростимуляция 2-3 года 2 месяца
Дарсонвализация местная 2 года 1 месяц
Ультратонтерапия 1 месяц 1-2 месяца
Индуктотермия 5 лет 2-3 месяца
УВЧ-индуктотермия 5-6 месяцев 1-3 месяца
УВЧ-терапия первые дни жизни 2-3 месяца
Микроволновая терапия 2 года 2-3 месяца
Магнитотерапия 1-1,5 года 1-2 месяца
Франклинизация общая 14-15 лет 5 месяцев
Франклинизация местная 5-7 лет 2 месяца
Аэроионотерапия 5-7 лет 2 месяца
Ингаляционная терапия первые дни жизни 1 месяц
Инфракрасное облучение первые месяцы жизни 1 месяц
УФО общее первые месяцы жизни 2-3 месяца
УФО местное первые дни жизни 1 месяц
Лазеротерапия 1,5-2 года 2-3 месяца
Ультразвуковая терапия 2-3 года 2-3 месяца
Массаж первые дни жизни 1 месяц
Подводный душ-массаж 2 года 2-3 месяца
Подводное вытяжение 14-15 лет 1-2 месяца
Гидрокинезотерапия первые дни жизни 1 месяц
Углекислые, кислородные, жемчужные ванны 2-3 года 2-3 месяца
Сульфидные, скипидарные, радоновые ванны 5-7 лет 5-6 месяцев
Лекарственные и минеральные ванны 1-2 месяца 1-2 месяца
Оксигенотерапия 4-5 лет 1 месяц
Парафинолечение первые дни жизни 1-2 месяца
Озокеритолечение 6 месяцев 1-2 месяца
Грязелечение местное 2-3 года 2-3 месяца
Аэро- и гелиотерапия 2-3 месяца 1-2 месяца
Талассотерапия 2-3 года 1 месяц
Иглотерапия 2 года 1-2 месяца

Функциональные особенности детского организма, состояние нервной системы, возрастные и морфофункциональные изменения кожи обуславливают специфическую ответную реакцию на действие лечебных физических факторов.

1. Результат лечения возникает раньше, при меньших дозах воздействия и меньшей продолжительности курса лечения.

2. Дозировка физических факторов должна быть более осторожной.

3. По нервным волокнам раздражение распространяется на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

4.Реакция организма на действие физических факторов связана не только с нервно-рефлекторными и вегетативными сдвигами, но и с влиянием измененного метаболизма клеток и тканей на ЦНС. Процессы обмена веществ у детей характеризуются большой напряженностью и лабильностью, по этой причине биологически активные вещества образуются раньше и в большем количестве, чем у взрослого.

1. Причинами изменения реакции ЦНС на действие физических факторов могут быть инфекция и интоксикация, нарушающие условно-рефлекторную деятельность. Этим объясняют разную реакцию здорового и больного ребенка на один и тот же фактор, необходимость по мере выздоровления ребенка изменения дозировок в процессе лечения.

2. Поверхность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых, этим объясняется значительная чувствительность ребенка к действию физических факторов. У новорожденных и грудных детей роговой слой эпидермиса очень тонок, а зародышевый, где происходит рост клеток, развит сильнее; связь между эпидермисом и собственно кожей более слабая, поэтому кожа в большей степени ранима. Однако она обладает повышенной способностью к регенерации ее; капиллярно-сосудистая сеть более сильно развита, просвет сосудов долго остается относительно широким, тонус сосудов – лабильным, вследствие чего гиперемия кожи, являющаяся типичной реакцией на действие многих физических факторов, возникает легче и при меньших дозах, чем у взрослых.

3. Большое содержание воды и повышенная проницаемость клеточных мембран кожи ребенка способствуют повышению всасывания, мацерации, по этой причине тактильные, температурные, химические и болевые раздражения у детей раннего возраста вызывают не только местные, но и рефлекторные общие реакции. Но реактивные изменения в коже проходят быстрее, например, эритемная реакция на воздействие ультрафиолетовых лучей появляется спустя 2 – 4 часа и исчезает быстрее, чем у взрослых.

4. Потовые железы кожи у детей полностью не развиты, потоотделение до 4 месяцев слабое, подкожно-жировой слой состоит преимущественно из рыхлой клетчатки и выражен хорошо, поэтому возможно нарушение терморегуляции организма (перегревание).

Своеобразие методических приемов при физиолечении детей:

· применение гальванического тока меньшей плотности (в 2-3 раза), чем у взрослых;

· уменьшение продолжительности процедур гальванизации и электрофореза до 15-20 минут;

· воздействие электрического поля УВЧ — аппаратом небольшой мощности (30-80 Вт);

· в курс лечения нежелательно вводить две процедуры из группы высоко-, ультра- и сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний;

· первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата;

· нельзя проводить подряд несколько процедур (приводит к переутомлению), но при необходимости можно использовать два физических фактора, действующих синнергично, например: УФО зева и воздействие электрическим полем УВЧ на область тонзиллярных лимфатических узлов при тонзиллите;

Эффект физических факторов зависит от обстановки, в которой проводят лечение. Неблагоприятные условия внешней среды могут привести к образованию отрицательного условного рефлекса и ухудшить результат лечения. Поэтому в комнате отдыха и физиотерапевтических процедур должны быть соответствующая мебель, картины, легко моющиеся игрушки. Необходимо соблюдать тишину, поддерживать соответствующую температуру, иметь запас чистого белья. После процедуры ребенку рекомендуется отдых. Процедуры следует проводить не ранее, чем через 1 час после кормление и не позднее чем за 45-30 минут до следующего кормления.

Действие фактора не исчерпывается только процедурой, после ее окончания в фазе последействия в организме вновь происходят функциональные сдвиги. Ряду методов физиотерапии свойственно выраженное последействие, например ультразвуку. Более выраженный терапевтический эффект выявляется через 1,5 – 3 месяца после курса лечения, в связи с этим необдуманное назначение процедур в этом периоде может ухудшить состояние больного.

Общие противопоказания к проведению физических факторов в педиатрии:

· Температура тела выше 37,5°С.

· Болезни крови, повышенная кровоточивость

· Туберкулёз в активной фазе и в период виража туберкулиновых проб.

· Недостаточность кровообращения 2-3 ст.

· Выраженная почечная недостаточность.

· Выраженная печёночная недостаточноть.

Имеются частные противопоказания: индивидуальная непереносимость или повышенная чувствительность к физическому фактору, а также заболевания и патологические состояния, при которых физиотерапевтическое воздействие вызывает нежелательные и побочные эффекты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8371 — | 8004 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Организм детей и особенности его работы в норме и патологии будут существенно отличаться от работы взрослого организма. Стадии созревания различных из органов и систем будут во многом зависеть от возраста малыша. Именно поэтому принципы физиотерапии в педиатрии основываются на применении ряда особых принципов. Разработаны как общие рекомендации для всех методов лечения, так и отдельные своды правил для назначения и проведения для отдельных физиотерапевтических процедур. В лечении детей могут использоваться различные виды лечения – это ультрафиолетовое облучение, применение ультразвука, УВЧ- или магнито-терапия, синусоидально-модулированные токи, электросон и многие другие. Все они имеют свой перечень показаний и противопоказаний.

Основные принципы физиолечения детей.
Важно помнить о том, что проведение физиотерапевтического лечения у детей должно комбинироваться строго с режимом питания общим режимом дня. Важно учитывать время, которое проводится ребенком на воздухе. При назначении процедур особое внимание необходимо уделять времени его кормления. Все процедуры можно проводить не ранее, чем через час после приема пищи, а затем следующий прием пищи должен быть также не ранее получаса-45 минут после процедуры. Если у ребенка отмечаются физическое перенапряжение или умственные перегрузки, то перед началом физиотерапии ребенку в обязательном порядке нужно отдохнуть.
В детском возрасте результаты от физиотерапевтических процедур могут сохраняться больше, и организм ребенка медленнее заново адаптируется. Именно поэтому повторный курс леченых процедур им стоит назначать реже, чем для взрослых пациентов. Если требуется использование одного и того же метода на одни и те же области, необходим перерыв как минимум в два месяца. При развитии более ранних периодов обострения заболевания необходимо предпочтение отдавать другим методам воздействия. А, исходя из того, что дети имеют склонность быстро утомляться, детям обычно назначают всего одну процедуру в день. Исключением могут служить случаи, когда этом возникает острая необходимость и необходимы более частые процедуры и воздействия. Это, к примеру, относится к болезням опорно-двигательной системы или кожных патологий. В таких случаях методы физиотерапии могут проводиться с интервалами более 2-3 часов.
Все системы детского организма имеют высокую подвижность и лабильность, и для того, чтобы можно было предупредить формирование негативных реакций среди детей, важно начинать воздействия минимальных доз процедуры, постепенно доводя их до оптимальных. Общие нагрузки при физиотерапии у детей должны быть намного ниже, чем среди взрослых. С той целью, чтобы соблюсти подобные требования, нужно предпринимать такие шаги:
— дозировки процедур должны быть уменьшены
— сокращается длительность самих процедур
— уменьшается площадь воздействия
— увеличивается промежуток между процедурами
— снижается количество процедур на курс лечения.
Помимо всего прочего, для бальнеологических процедур могут применяться меньшие концентрации соли и газа, стараются отказываться от общих процедур при физиотерапии.
В течение процесса лечения ребенка важно вести наблюдение за всеми реакциями организма детей. Об общем состоянии ребенка можно говорить, оценивая тот факт, каким будет сон и аппетит, прибавки веса и достаточный объем движения. Подобная оценка в состоянии ребенка важна, так как сами дети очень сложно могут описать свое состояние. При первых процедурах обычно необходимо присутствие врача, чтобы он мог оценивать влияние физиотерапии на здоровье ребенка.
У детей есть особые зоны, на которые запрещено воздействовать физиотерапией. К ним относят область проекции сердца, области ростовых зон костей, места нарушения кровообращения, эндокринные и паренхиматозные органы. Все особенности в детском организме и динамика развития его органов и систем будут накладывать определенные ограничения в проведении физиотерапии. Так, у детей не назначают процедуры, если он имеет сниженные возможности адаптации, если имеется опасность распространения болезни или отмечены изменения в реактивности организма. Не показана физиотерапия при гипотрофии, повышении температуры тела и склонности к кровоточивости.

Методы физиотерапии у детей.

Применение УФО у детей.
Ультрафиолетовое облучение показано детям с рождения, его активно применяют у новорожденных при борьбе с желтухой в роддоме. Показания для применения УФО – болезни пупка, пиодермии, состояние гиперкальциемии, если родничок с рождения малый или закрыт, патологии верхних дыхательных путей, бронхиты и пневмонии. Противопоказания относятся к общим противопоказаниям для всех физиопроцедур. Не назначают УФО при снижении гемоглобина у ребенка ниже 60 г\л.
Местное применение ультрафиолетового облучения не должна превышать 4% поверхности тела за одно воздействие. До полугода это 60 см2, до года около 80см2. В возрасте от года до трех лет это примерно 150 см2, для детей 4-7 лет это 200см2, до 12 лет это 300см2. После 12 лет местное облучение можно проводить на 400см2, при этом нельзя выбирать дозу более 2 биодоз облучения.
При проведении общего облучения максимальные дозы воздействий на весь курс лечения будет зависеть от возраста малыша, в среднем, она составляет 1.5-2 биодозы детям до двух лет, в старшем возрасте количество доз облучения увеличивается.

Методы гальванизации и электрофореза у детей.
Эти методы можно применять детям с месячного возраста. Плотность тока должна составлять 0,05 ма/см.кв. в среднем, процедура будет продолжаться 10-15 минут, это втрое меньше, чем для взрослых пациентов. Курс лечения для детей примерно составляет от 20 до 25 процедур, и это больше, чем для взрослых людей. Если применяются растворы адреналина или димедрола, тогда на одну процедуру будет достаточно одной разовой дозы.
Метод гальванического воротника применяют детям от двух лет, как и методики интраназальной гальванизации и методик Вермеля.

Применение лечебной физкультуры у детей.
Это практически самый важный из разделов физиопроцедур среди детей, особенно важный для детей в раннем возрасте. Различные упражнения при помощи мячей, надувных снарядов игрушек под контролем специалиста принесут много пользы детям с рождения. Курс, длительность и интенсивность, набор упражнений определяется врачом, исходя из конкретных патологий.

Применение динамических токов у детей.
Применяют подобный метод физиотерпии у детей не ранее семи лет, так как младшие дети плохо переносят подобные процедуры. Обычно такие процедуры применимы при вазомоторном рините, допустимой силой тока будет около 8-10ма, и этим достигается эффект вибраций, но не жжения.

Это далеко не все методики физиотерапии, применяемые у детей, мы поговорим во второй части еще о некоторых из них. Но важно знать, что физиолечение не относится к основному и не применяется, за редким исключением, в острой фазе патологии. За состоянием ребенка и эффективностью методик следит врач, который при необходимости, корректирует состояние или даже отменяет процедуры, если они плохо переносятся малышом.

Читайте также:  Физиотерапия при нервных расстройствах

источник

О. Н. Нечипуренко, к. мед. наук, Харьковская медицинская академия последипломного образования, кафедра физиотерапии и курортологии

Добыть и сохранить здоровье может только сам человек. Медицина лишь помогает в этом — она лечит болезни.

Закаливание является одним из эффективных средств профилактики простудных заболеваний. Метод систематической тренировки термоадаптационных механизмов направлен на повышение защитных резервов организма [1].

Для получения максимального результата существует ряд принципов и правил закаливания.

Первый и основной принцип закаливания — постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий. Недостаточные нагрузки снижают результат закаливания, а передозировки ему препятствуют.

Второй принцип закаливания — регулярность и непрерывность проведения закаливающих процедур на протяжении всей жизни. Непродолжительные, но частые процедуры закаливания более эффективны, чем длительные, но редкие. Если прервать закаливание даже на короткое время, чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям природных факторов возрастает, а сопротивляемость организма снижается и через 2–3 месяца исчезает.

Третий принцип — при подборе закаливающих процедур необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности организма.

Четвертый принцип — соответствие нагрузок функциональным возможностям организма.

Пятый принцип — использование нескольких физических факторов (холод, тепло, лучистая энергия, вода и др.) для достижения оптимальных результатов.

Шестой принцип — прерывистость — в течение дня следует делать перерывы между разными закаливающими воздействиями. Последующие процедуры можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма.

Седьмой принцип — это комбинирование общего и местного закаливания.

Высокая эффективность закаливания достигается лишь при условии, что воздействию физических факторов подвергаются наиболее уязвимые части организма (стопа, шея, поясничная область, травмированные места) или все тело [1].

Для закаливания организма применяются преимущественно такие климатические факторы, как воздух, солнце, вода. Эффективным оздоравливающим средством являются физические упражнения. К наиболее распространенным и доступным формам закаливания водой относятся обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с понижением температуры воды и уменьшением продолжительности процедур.

Принцип обтирания заключается в том, что махровой рукавицей, полотенцем или губкой, смоченными водой индифферентной температуры (34–36°С) и хорошо отжатыми, последовательно обтирают руки, спину, грудь, ноги. Затем сухим полотенцем тело растирают до легкого покраснения. Каждые 3–5 дней температуру воды снижают на 1–2°С, доводя ее в течение 2–3 месяцев до 10–12°С. В ряде случаев обтирание проводят по щадящей методике, доводя температуру воды до 24–25°С, и обтираются такой водой 2–3 месяца, при удовлетворительной переносимости переходят к дальнейшему снижению температуры воды до 10–12°С (на 10 С каждые 8–10 дней).

Закаливание стоп является профилактическим средством простудных заболеваний. Стопы обливают водой ежедневно перед сном в течение года. Начинают с температуры 28–25°С, а заканчивают 15–14°С. После обливания стопы необходимо тщательно растереть полотенцем.

Обливание водой — наиболее сильнодействующая процедура по сравнению с предыдущими. Этот вид закаливания обычно начинают через 2 месяца после обтирания. Начальная температура воды для обливания составляет 36–34°С. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову, а затем остальные части тела. Эффективны обливания водой контрастной температуры (разница 5–7°С), с постепенным снижением температуры воды до 12–14°С. После обливания необходимо сделать растирание и самомассаж [1, 2].

Закаливание проводят различными видами душа: дождевым, пылевым, игольчатым, циркулярным, веерным, Шарко, контрастным с периодической сменой температуры воды каждые 15–30 с от 37–45 до 10–25°С.

Используется закаливание также в виде водных ванн с медленно возрастающей холодовой нагрузкой, купания в открытых водоемах, зимнего плавания (моржевание).

Для закаливания воздухом используют пребывание на свежем воздухе: прогулки, спортивные занятия и игры, сон на веранде, в климатпавильоне. Воздушные ванны принимают обнаженными или в одежде, хорошо пропускающей воздух.

После воздушной ванны желательно принять теплый душ.

Для гелиопрофилактики или закаливания солнцем принимают солнечные ванны, учитывая необходимость индивидуальных дозировок пожилым, детям, лицам с иммунодефицитом, заболеваниями кожи, щитовидной железы.

При гелиопрофилактике используется принцип постепенного увеличения нагрузки. После солнечной ванны необходим отдых лежа в тени в течение 10–20 мин. Завершить солнечную ванну необходимо водной процедурой — купанием, душем, обливанием или обтиранием [1, 2].

Методы закаливания постоянно расширяются и совершенствуются, являясь важным звеном профилактики простудных заболеваний и их осложнений.

В комплексном лечении простудных заболеваний широко используется домашняя физиотерапия. Аэроионотерапия, с использованием различных вариантов люстр Чижевского, повышает устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды, стимулирует защитные силы организма. Отрицательная аэроионотерапия снижает степень сенсибилизации организма, стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов, дыхательные ферменты, повышает активность мерцательного эпителия трахей, легочную вентиляцию, увеличивает потребление кислорода и выделение углекислоты. Перечисленные механизмы лечебного действия аэроионотерапии являются показанием для ее применения при острых и хронических ринитах, синуситах, ларингитах, фарингитах, трахеитах, бронхитах [2].

Если существуют трудности с выполнением домашней работы, или есть необходимость посмотреть пример выполнения задачи, то можно зайти на сайт, где есть готовые домашние задания.

Спелеотерапию в домашних условиях можно провести, используя светильники из природной каменной соли (месторождение — Солотвино). При работе такого светильника происходит ионизация воздуха и насыщение корпускулярными и субмолекулярными частицами соли, воссоздание атмосферы микроклимата соляных шахт. Аэрозоли хлорида натрия способны максимально глубоко проникать по дыхательным путям и стимулировать двигательную активность ресничек мерцательного эпителия, изменяя его проницаемость до уровня бронхиол. Снижается продукция слизистой бронхов ее секрета, ускоряются восстановительные процессы в бронхиолах. Ионы натрия способны вызывать снижение повышенного тонуса бронхов. Хронические неспецифические заболевания легких, пневмония в фазе реконвалесценции, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма, патология ЛОР-органов являются показаниями для применения данного вида физиотерапии [2, 3].

В домашних фитоаэрариях (уголках фитодизайна) для лечения заболеваний органов дыхания используются различные растения, одним из которых является розмарин, широко применяемый в народной медицине.

Фитопроцедуры проводятся следующим образом: нужно опрыскать растения дегазированной водой комнатной температуры и сидеть перед ними на расстоянии 50–60 см. В начале и в конце процедуры целесообразно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, а остальное время (8–12 мин.) дышать равномерно. Процедуры проводят через 1–2 часа после еды, курс фитопрофилактики включает от 15 до 30 ежедневных процедур. Фитотерапию не проводят в период разгара острых респираторных заболеваний [1].

Аэрофитотерапия — использование воздуха, насыщенного ароматическими веществами (эфирными маслами). Метод успешно проводится с лечебно-профилактической целью в домашних условиях. Это направление ингаляционной терапии базируется на широком спектре биологической активности эфирных масел. Масла обладают антибактериальным, анальгетическим, противовоспалительным, седативным, спазмолитическим, десенсибилизирующим действием. Степень выраженности перечисленных лечебных эффектов у различных эфирных масел неодинакова (табл. 2), что требует тщательного их подбора в процессе лечебно-профилактических мероприятий.

Таблица 1. Продолжительность летних воздушных ванн при различной температуре воздуха

Температура воздуха,° С Продолжительность первых процедур, мин. Ежедневное увеличение времени воздушной ванны, мин. Продолжительность процедур к концу месяца, мин.
16–18 2–4 2 20–40
19–21 3–6 3 30–60
22–24 5–10 5 60–120
25–27 20–30 10 120–240

Таблица 2. Биологическая активность эфирных масел (Г. Н. Пономаренко и др., 1998)

Оказываемое действие Мятное Лавандовое Шалфейное Анисовое Фенхелевое Пихтовое Эвкалиптовое Цитраль
Противовоспалительное + + + +
Противомикробное + + + +
Антисептическое + + + + + +
Бронхоспазмолитическое + + +
Отхаркивающее + +
Общестимулирующее + + + + +
Седативное + + +
Болеутоляющее +

Аэрофитотерапию в основном применяют при острых и хронических заболеваниях органов дыхания — бронхите, пневмонии, бронхиальной астме, бронхоэктатической болезни. Она показана при первичной профилактике хронических неспецифических заболеваний легких лицам, страдающим частыми острыми респираторными заболеваниями, гриппом, заболеваниями верхних дыхательных путей [2].

Баночный массаж позволяет прорабатывать ткани на глубине, недоступной другим видам массажа. При воздействии на глубинные слои мышц, связки и другие тканевые структуры, усиливается микроциркуляция жидкостей организма — крови, лимфы и межтканевой жидкости, включаются в работу «бездействующие» по различным причинам капилляры, усиливаются обменно-регуляторные процессы [4, 5]. Лечебный эффект вакуум-терапии связан с активацией иммунной системы организма, за счет чего происходит мобилизация его внутренних резервов. Данный метод физиотерапии обладает пролонгированным действием: один сеанс вакуум-терапии оказывает воздействие в течение 3–5 суток.

При заболеваниях легких, плевры вакуумный массаж способствует рассасыванию экссудата и инфильтратов легких, повышает подвижность грудной клетки, устраняет спазмы мышц, участвующих в процессе дыхания, значительно улучшает кровоснабжение и жизненную емкость легких. Вакуумный массаж показан при следующих заболеваниях ЛОР-органов: тонзиллите, ларингите, фарингите, отите, синуситах; и при заболеваниях органов дыхания: бронхиальной астме, эмфиземе легких, хронической пневмонии, при остаточных проявлениях ранее перенесенного плеврита [5].

Методы домашней физиотерапии, описанные в данной статье, способствуют повышению эффективности комплексного лечения простудных заболеваний и их осложнений, а также широко и успешно используются в профилактике.

  1. Улащик В. С. Домашняя физиотерапия. — Минск, 1993. —287 с.
  2. Улащик В. С., Лукомский И. В. Общая физиотерапия. — Минск, 2003 — 493 с.
  3. Торохтин М. Д., Чонка Я. В., Лемко И. С. Спелеотерапия заболеваний органов дыхания в условиях микроклимата соляных шахт. — Ужгород, 1998 — 256 с.
  4. Михайличенко П. П. Вакуум-терапия: баночный массаж. — СПб, 2000. — 153 с.
  5. Самосюк И. З., Чухраев Н. В., Терещенко А. П., Гунько М. А. Вакуумный массаж. — К., 2005. — 162 с.

источник

Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

  • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
  • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
  • С 1 года – на лазеротерапию.
  • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
  • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

Читайте также:  Прокладки для электродов для физиотерапии

Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

Польза этого лечебного метода доказана, причем для малышей всех возрастов, начиная с рождения. Действие массажа сказывается на развитии тела и организма ребенка, а еще на его поведении. Дети, для которых сеансы массажа стали привычным делом, больше времени бодрствуют, меньше плачут, быстрее засыпают и более уравновешенны. Хорошо влияет он и на становление иммунной системы. А для малышей с неврологическими проблемами, перенесших во время родов нехватку кислорода или травму, он станет главным средством реабилитации.

Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.

источник

Закаливание способствует правильному развитию ре­бенка, укреплению его здоровья и повышению сопротивляе­мости организма вредным влияниям окружающей среды. Под воздействием различных раздражений, получаемых ре­бенком из внешнего мира, в его организме вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить изменяю­щиеся условия жизни. Закаленный организм быстро приспо­сабливается к колебаниям внешней температуры (к жаре, холоду, ветру, дождю), к физической нагрузке и т. п.

У здоровых, закаленных детей всегда цветущий вид, хороший аппетит, спокойный сон. Они могут без вреда для здоровья даже зимой долго находиться у открытого окна или форточки, хорошо переносят обтирание и обливание прохладной водой. Такие дети редко болеют катаром верх­них дыхательных путей, гриппом, воспалением легких, рев­матизмом. Кроме того, они реже, чем незакаленные дети, заражаются инфекционными болезнями (корью, скарлати­ной, коклюшем, дифтерией), а если и болеют, то переносят болезни легче и почти без осложнений.

Лучшие средства закаливания — воздух, солнечные лучи и вода. Изменения температуры — очень сильный раздражитель. Оно ведет к образованию соответствующих условных рефлексов, при помощи которых opганизм ребенка приспо­сабливается к воздействиям внешней среды.

Кора головного мозга, особенно в раннем возрасте, обла­дает так называемой пластичностью, т. е. способностью при­спосабливаться к различным раздражениям, поступающим из внешнего мира. Каждое раздражение, попадая через вос­принимающие нервные окончания в кору мозга, вызывает возбуждение определенного участка и оставляет в нем след. При последующих повторных раздражениях, например холодным воздухом, солнечными лучами или водой, происходит как бы наслаивание следов и образование временных связей, т. е. условных рефлексов. Работа всех систем орга­низма, приспосабливаясь к новым раздражениям, перестраивается, и мы говорим, например, о том, что ребенок привы­кает к холоду.

Кора головного мозга регулирует образование и расходование тепла в организме. Если родители постепенно не приучат ребенка к воздействию различных температур, то его нервная система не получит соответствующей тренировки, не сможет обеспечить необходимую регуляцию тепла в орга­низме при резких колебаниях температуры. Поэтому и возникает переохлаждение или перегревание организма, ведущее к различным заболеваниям.

У закаленного ребенка воспитывается привычка перено­сить холод или жару. Его нервная система приспосабливается к колебаниям температуры внешней среды. Кора головного мозга быстро уравновешивает образование и расходование тепла в организме и не допускает тex болезненных состоянии, которые возникают у незакаленных детей.

У закаленного ребенка образуются полезные условные рефлексы. Они проявляются, например, при раздевании и подготовке ребенка к обтиранию или обливанию прохлaдной водой: в это время у него изменяется дыхание, кровообра­щение, состояние кожного покрова, повышается обмен ве­ществ и резко увеличивается выработка тепла в организме. Такой рефлекс как бы предупреждает события и обеспечивает высокую сопротивляемость ребенка холоду. Все внутренние ресурсы самозащиты быстро мобилизуются для предохра­нения организма ребенка от переохлаждения.

Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе процедур, постепенности, a также систематичности и постоянстве закаливания. He менее важен учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения процедуры.

Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реак­ции на окружающие условия. Состояние здоровья оценивается с учетом перенесенных заболеваний, соответствия развития возрасту, правильности вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы.

Здоровые, правильно развивающиеся дети закаляются быстрее и эффективнее. Детей часто болеющих, ослабленных надо закалять очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка, постоянно консультироваться с врачом. Но ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для оздоровления.

Закаливающие процедуры не только повышают сопротивляемость к холоду, но и способствуют улучшению регу­лирующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляе­мостью, что ведет к истощению нервной системы и отрица­тельно сказывается на развитии ребенка. Поэтому таким детям закаливание возбуждающими процедурами может принести вред; им показаны только успокаивающие про­цедуры, например обтирание, теплые ванны перед сном.

Детям, у которых преобладают процессы торможения, не проявляющим интереса к подвижным играм, сонливым, которые много спят и медленно пробуждаются, полезны бодрящие процедуры, такие как общее обливание или душ после сна.

Закаливание принесет положительный результат лишь, в том случае, если силу действия закаливающего фактора (воз­духа, воды, солнечной радиации) увеличивать постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослаблен­ных (недоношенных, страдающих гипотрофией и рахитом).

Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, его ре­акцией на данное воздействие. В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственной ответной реакцией сердечно-сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения одних и тex же процедур, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и совсем утасает. При увеличении силы раздражителя, напри­мер при обливании более холодной водой, тa же реакция вновь возникает. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время надо учитывать, что и незначительное снижение не дает положительного эффекта.

В каждом отдельном случае необходимо уметь выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием. О правильности выбора свидетельствует реакция органов дыхания кратковременное, непосредственно сле­дующее за процедурой учащение и углубление дыхания и ощутимое, также кратковременное, учащение пульса. Если кроме указанных признаков появляются дрожание, «гусиная» кожа, бледность покровов, синюшность губ, т е. признаки переохлаждения, то надо немедленно вытереть ребенка мягким полотенцем и сделать массаж до легкого порозовения кожи.

Закалять детей надо постоянно. Повторять процедуры следует систематически в одно и то же время суток, так как неподкрепляемый условный рефлекс исчезает. Закаливаю­щие процедуры нельзя отменять даже при легких заболева­ниях детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях надо применять слабодействующие процедуры, менее сильные раздражители: обли­вание заменять обтиранием, используя воду на 2—3 0 теплее той, какую применяли, когда ребенок был здоров. После выздоровления ребенка температуру вновь постепенно сле­дует снизить.

Читайте также:  Параметры магнитного поля в физиотерапии

По мере изменения условий, связанных с характером погоды, закаливающие процедуры надо не отменять, а не­сколько изменять. Например, общую воздушную ванну, при­менявшуюся в жаркие дни, при похолодании заменить прогулкой с частичным обнажением только рук и ног.

Во время проведения закаливания необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, потому что от обшей на­строенности нервной системы зависит эффективность проводимых мероприятий. При бодром, жизнерадостном настрое­нии ребенка регулирующая функция нервной системы улуч­шается, легче вырабатываются условные связи и быстрее достигается общий положительный эффект закаливания. Особенно важно учитывать настроение у маленьких детей. Если во время первой процедуры закаливания малыш ведет себя спокойно, то в дальнейшем он будет всегда принимать процедуру охотно. Если же ребенок чем-то расстроен, его надо предварительно успокоить. Проводить процедуру с пла­чущим ребенком нельзя, так как может выработаться отрица­тельная условная связь и в дальнейшем попытки продолжать закаливание будут вызывать у ребенка плохое настроение и отрицательные реакции.

Совершенно необходим постоянный контроль врача за здоровьем детей при воздействии на них воздуха, солнца и воды. Только врач при систематическом наблюдении сможет определить характерные особенности организма ребенка и установить для каждого из них дозировку всех видов закаливания.

Закалять малышей рекомендуется с первых же недель их жизни. Мероприятия по закаливанию состоят из закаливания воздухом (прогулок, воздушных ванн в комнате и на улице и сна на открытом воздухе); водных процедур (обтирания, обливания, купания) и, по особому разрешению врача, сол­нечных ванн.

Остановимся кратко на различных формах закаливания.

Воздушные процедуры (общие и местные ван­ны) действуют на организм наименее резко и поэтому должны предшествовать другим видам закаливания.

Закаливание воздухом проводится постоянно и системати­чески. Помещение, где находится ребенок в холодное время года, проветривать непродолжительное время 5—6 раз в сутки, в теплое время года — круглые сутки. В помещении должна поддерживаться следующая температура воздуха: для грудных детей + 22-20 0 ; для детей от 1 года до 3 лет +19-18 0 .

Необходим правильный подбор одежды, обеспечиваю­щий состояние теплового комфорта каждому ребенку. Свое­временная смена одежды предупреждает избыточное охлаж­дение и перегревание.

Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов) могут быть короткими (от 3-4 до 8-10 ми­нут при каждом пеленании или смене одежды) и более про­должительными (при проведении массажа и гимнастики у детей первых 3 лет жизни).

Важно правильно организовать прогулки детей во все времена года, чередуя спокойную и подвижную их деятель­ность.

Днем дети должны спать независимо от погоды и вре­мени года.

Прогулки имеют огромное значение для детей. Их надо начинать со здоровыми детьми с 2-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -10-12 0 . При более низкой температуре или ветреной погоде необходимо сперва при­учить детей к холодному воздуху в комнате. Для этого ребенка следует одевать как для прогулки и класть в кровать или коляску у открытой форточки.

Зимой пpoгулки нужно начинать в ясные и тихие дни, а в дальнейшем гулять с ребенком в любую погоду. Первые про­гулки продолжаются 15—20 минут, а затем постепенно удлиняются.

Расстояние прогулок с детьми старше года надо посте­пенно увеличивать, считаясь с силами и развитием детей. С 1,5—2-летними надо уходить недалеко от дома. Время непрерывной ходьбы с 5—10 минут следует постепенно до­вести до 15 минут в один конец, но с обязательным отдыхом (5—10 минут) перед возвращением. С 2—3-летними детьми можно начинать прогулки с 10 — 15 минут в один конец и доводить их до 20 минут, но тоже с обязательным отдыхом сидя. Постепенно время прогулки можно довести до 30— 40 минут.

Правильно, тепло одетый ребенок должен находиться на воздухе ежедневно и в любую погоду (в средней полосе при температуре воздуха не ниже — 15 0 ). В теплую летнюю погоду ребенка можно держать целый день на свежем воздухе, в тени.

Ребенка для прогулки следует одевать в соответствии с погодой так, чтобы тельце его не перегревалось и не охлаж­далось: лицо оставляют открытым. Ребенка особенно утом­ляет тяжелая, чрезмерно теплая одежда, а также неподходя­щая по размерам и неправильно надетая обувь (подвернув­шаяся стелька, порванный шнурок).

В зимнее время особенно важно, чтобы дети во время прогулки двигались, а активность их движений во многом определяется одеждой. Зимняя одежда — из теплой, мягкой, воздухопроницаемой ткани. Покрой одежды должен быть свободный, не стесняющий движений.

Совершенно неоправданно стремление родителей как можно теплее одеть ребенка — на него надевают по нескольку кофточек, штанишек, платков. Это, естественно, ограничивает движения. Мало того, длительная процедура одевания обычно утомляет ребенка еще до начала прогулки.

Одним из показателей состояния теплового комфорта являются теплые и сухие стопы ребенка. При начинающемся переохлаждении они бывают холодными, при перегревании — влажными от пота, горячими. Для прогулок зимой детей надо обувать в сухие чистые чулки, валенки с галошами или теплые боты. Незакаленному ребенку при морозе —10—15 0 нужно дополнительно надевать шерстяные носки. После прогулки детям рекомендуется снимать теплую обувь и на­девать, легкие туфли или тапочки. Такая смена обуви — также один из элементов закаливания.

Каждая мать, выходя с ребенком на прогулку, должна брать для него запасную пару варежек, помня о том, что в мокрых варежках кисти рук охлаждаются очень быстро и это может быть причиной общего охлаждения.

Слишком теплая одежда мешает правильному потоотде­лению, задерживает кожные испарения, с которыми организм выводит и некоторые вредные вещества. Излишнее укутыва­ние приводит к изнеженности, вялости, к тому, что ребенок может заболеть от малейшего ветерка. Тяжелая, не по сезону одежда, тесная обувь сковывают движения малыша. В связи с этим неудовлетворяется потребность в движении, он ста­новится капризным, раздражительным, слезливым.

источник

Закаливание водой — один из наиболее распространенных видов закаливания, основанный на использовании различных свойств и состояний воды. В силу особых теплофизических и других свойств вода считается одним из лучших не только целебных, но и закаливающих средств. Еще за 1500 лет до н.э. в индийской книге «РигВеды» отмечалось: «Десять преимуществ дает омовение — ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин». Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с понижением температуры воды и уменьшением времени процедур.
Обтирание заключается в том, что махровым полотенцем, простынею, губкой или специальной рукавицей, смоченными водой индифферентной температуры (36-34 °С) и хорошо отжатыми, последовательно обтирают руки, спину, грудь, ноги. После этого сухим полотенцем тело растирают до легкого покраснения. Через каждые 3-5 дней температуру воды снижают на 1-2°, доводя ее в течение 2-3 месяцев до 12-10 °С. Иногда рекомендуют температуру воды довести до 24-22 °С, а дальше обтираться такой водой 2-3 месяца. При благоприятном течении закаливания можно перейти к дальнейшему снижению температуры воды до 10-12 °С (на 1° через каждые 8-10 дней). Закаливающий эффект обтираний усиливается, если проводить их при открытых форточке или окне.
В профилактике простуды хороший эффект дает закаливание стоп. Для этого их обмывают водой ежедневно перед сном в течение года. Начинают с температуры воды 28-25 °С, а заканчивают — 15-14 °С. После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.
Обливание водой — более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием. Ее обычно начинают после 1-2 месяцев закаливания обтиранием. Начинать обливание желательно летом, используя воду температурой 36-34 °С. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову и далее остальные части тела. После обливания хорошо сделать растирание и самомассаж, выполнить необходимые физические упражнения. Можно делать обливание водой контрастной температуры (разность 5-7°). Постепенно температура воды понижается до 12-14 °С.
Следующей по интенсивности холодовой процедурой является душ. Пользоваться им для закаливания можно в любое время года при температуре помещения не менее 18-20 °С и температуре воды с 36-34 до 16-14 °С. После физических нагрузок любого характера желателен контрастный душ. При этом используют попеременно теплую и холодную воду с последовательно увеличивающейся разницей температур (с 5-7 до 15-20 °С).
Можно пользоваться для закаливания и водными ваннами . Начинают с индифферентных ванн (36-34 °С), затем переходят к прохладным ваннам с медленно возрастающей холодовой нагрузкой. Нижний предел температуры воды ванн — 12-14 °С. Неплохо (из-за простоты и доступности) принимать прохладные ножные ванны. В бак или большое ведро наливают воду температурой 20-18 °С, а затем в нее опускают обе ноги (до колен). Длительность первых ванн -1-2 мин, а затем ее к 5-6-й процедуре увеличивают до 3 мин. В дальнейшем не удлиняя процедуры снижают температуру воды на 1° через каждые 2-3 дня и доводят ее до 14-13 °С. После ванны ноги растирают сухим махровым полотенцем и делают самомассаж икроножных мышц.
Летом закаливание можно начинать схождения босиком по траве , мокрой после дождя или росы, по мокрым камням или песку. Зимой полезно ходить босиком по комнате. Заметим, что кроме закаливания такая процедура полезна еще и потому, что на подошвах ног есть активные точки, посредством которых можно оказать разнообразное влияние на организм. Небезынтересно отметить, что «босохождение» в Древней Греции было обязательным для воинов и входило в общую систему их подготовки. И еще: хождение босиком — хорошее средство против плоскостопия. Продолжительность процедур с 3-5 мин постепенно увеличивают до 15-20 мин. После этого ноги обливают водой комнатной температуры (18-21 °С), тщательно вытирают махровым полотенцем.
Хорошее средство закаливания -купание в открытых водоемах. Его надо начинать летом и продолжать систематически не реже 2-3 раз в неделю. Во время купания необходимо плавать или энергично двигаться. Продолжительность купания зависит от температуры воды, состояния здоровья и тренированности человека. Практически здоровому человеку рекомендуем ориентироваться на данные таблицы 2.
Лучшее время для купания в Беларуси 10-12 и 15—18 ч. После купания насухо вытирают голову, растираются или делают самомассаж, осушают тело полотенцем и быстро одеваются. Появление приятного ощущения тепла во всем теле говорит о положительном влиянии купания. Появление озноба свидетельствует о переохлаждении организма. В этом случае нужно растереть тело полотенцем докрасна, сделать несколько физических упражнений или выпить горячего чая.
Своеобразным методом закаливания считают обтирание снегом верхней половины тела. Его рекомендуют здоровым людям после подготовительного закаливания холодной водой. Сначала эту процедуру выполняют в помещении, длительность — 1-3 мин. Когда организм привыкнет, обтираться снегом при хорошей погоде можно на открытом воздухе.
Систематические купания в открытом водоеме позволяют перейти к высшей форме закаливания — зимнему плаванию. Однако заниматься им, на наш взгляд, нужно организованно, в составе групп закаливания, под руководством специалиста и под постоянным врачебным контролем. Белорусская федерация закаливания относится к числу лучших в СНГ. Известны десятки случаев, когда зимнее плавание из-за бесконтрольности, неправильного выбора Холодовых нагрузок или недоучета общего состояния организма приводило к тяжелым заболеваниям, развитию холодовой аллергии. В закаливании, как и во всем, что касается здоровья, нужны умеренность и здравый смысл. Купание в ледяной воде оказывает чрезвычайно сильное действие на центральную нервную и эндокринную системы, другие органы. Продолжительность купаний в ледяной воде в первую зиму (или даже две) не должно превышать 20-25 с, во вторую — 40-50 с, в третью — 1 мин. После выхода из воды надо быстро растереться, надеть тренировочный костюм и выполнить физические упражнения. Такие купания проводят не чаще 2-3 раз в неделю.
Водные закаливающие процедуры используют широко и у детей . Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем. Особенно нуждаются в закаливании дети ослабленные, часто и длительно болеющие, страдающие бронхолегочными заболеваниями и ревматизмом. Наиболее часто делают обтирания, обливания и души, реже — купания. При этом обливания рекомендуем начинать у детей с 12 месяцев, души — после 2 лет, а купания — с 3 лет.
При обливаниях и душах первоначальная температура воды на 1-2 °С выше, чем при обтираниях для детей указанных возрастных групп. Ее затем снижают постепенно на 1° в том же темпе, как и при обтираниях, но доводят до предела не ниже 19-20 °С у детей школьного возраста. Продолжительность процедур не превышает 2 мин.
Хорошая форма закаливания детей школьного возраста — купание и открытых плавательных бассейнах. Занятия с детьми проводят при температуре воды 29-30 °С зимой и 20-22 °С — летом. Общая продолжительность пребывания детей в плавательном бассейне вначале 5-10 мин, затем она может быть доведена до 25-30 мин.
Заслуживает внимания и новый активный метод оздоровления и закаливания плавание грудных детей (с 2-3-недельного возраста).

источник