Меню Рубрики

Физиотерапия и реабилитация в педиатрии

Здоровье детей составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья взрослых. Вместе с тем в последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения. Поэтому сегодня актуально развитие профилактического направления в виде восстановительной медицины и физической реабилитации.

Реабилитация в педиатрии – это медико-функциональные, социально-экономические и иные мероприятия, созданные для более быстрого и полноценного выздоровления больного.

Восстановительная медицина в педиатрии объединяет 2 направления:

1-е направление включает укрепление здоровья и первичную профилактику у практически здорового ребенка, ослабленного в результате неблагоприятного воздействия факторов среды.

2-е направление – это медицинская реабилитация и вторичная профилактика больных детей и детей-инвалидов.

Наиболее острые проблемами восстановительной медицины являются:

— проблема детской инвалидности;

— проблема сахарного диабета у детей и подростков (этапная реабилитация таких больных проводится не только в местных санаториях, но и на курорте с использованием природных факторов);

— реабилитация детей с гематологическими и другими и онкологическими заболеваниями,

болезни костно-мышечной системы (увеличение распространенности (в 3,5-4 раза) сколиоза);

— внедрение современных технологий восстановительной медицины в практику детских санаториев (небулайзерная терапия, спелео- и галотерапия, биоуправляемая аэроионотерапия, лечебная физкультура, массаж, гидрокинезитерапия, талассотерапия) способствует значительному продлению ремиссии заболевания и повышению качества жизни ребенка, больного бронхиальной астмой.

болезни органов пищеварения прочно занимают III-IV место среди общей заболеваемости детского возраста (применение питьевых минеральных вод на базе специализированных гастроэнтерологических санаториев на бальнеологических курортах);

— вопросы нефрологии в связи с высокой инвалидизацией детей с болезнями почек (патология мочеполовой системы, особенно у подростков);

— реабилитация детей, перенесших ожоговую травму на основе современных методов физио-, бальнео- и компрессионной терапии;

— оздоровление часто болеющих детей (аромафитотерапия, аэроионотерапия, галотерапия, поляризованный свет, сухие углекислые ванны и др);

— вопросы санаторного оздоровления детей с социально значимыми функциональными изменениями, дезадаптационными синдромами, стрессогенными состояниями, хронической усталостью;

— увеличение заболеваемости артериальной гипертензией подростков требует активизировать проведение исследований по разработке более эффективных немедикаментозных способов коррекции АД с применением естественных и преформированных физических факторов.

Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.

I. Клинический этап — обеспечение всестороннего клинического выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функций.

II. Санаторный этап — происходит нормализация функций пораженной системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем. При завершении этапа — отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса и его активности.

III. Адаптационный этап — достигается полное восстановление здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни, занятий физкультурой и спортом.

Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:

— дети с болезнями органов дыхания;

— дети с болезнями нервной системы;

— дети с заболеваниями мочевыводящей системы;

— дети с хронической патологией носоглотки;

— дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9332 — | 7292 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.

В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие принципы:

1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями.

2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.

3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и дееспособности ребенка.

4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса.

5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.

6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях — адаптации к новым условиям жизни.

Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.

I.. Клинический этап — обеспечение всестороннего клинического выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функий.

II . Санаторный этап — происходит нормализация функций пораженной системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем. При завершении этапа — отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса и его активности.

III . Адаптационный этап — достигается полное восстановление здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни, занятий физкультурой и спортом.

Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:

— дети с болезнями органов дыхания;

— дети с болезнями нервной системы;

— дети с заболеваниями мочевыводящей системы;

— дети с хронической патологией носоглотки;

— дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями

Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих учреждениях:

1. Система здравоохранения:

· отделения восстановительного лечения детских поликлиник;

· центры реабилитации и восстановительного лечения (городские, межрайонные);

· специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР — патологией, патологией органов зрения и др.

· специализированные детские учреждения;

· оздоровительные детские сады (группы);

· группы «Особый ребенок» детских садов;

· городские (областные) психолого- медико-педагогические консультации (ПМПК);

· школа — центр специальной диагностики;

· специализированные учебные заведения;

· центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;

· центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная школа);

· экспериментальная школа для аутичных детей;

· специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;

· классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных школах.

3. Система социальной защиты:

· реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

· социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

· социальный приют для детей и подростков;

· центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей в амбулаторно-поликлинических условиях несколько отстает от службы реабилитации для взрослых. В педиатрии само понятие «реабилитация» появилось значительно позже, однако.

Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность

поликлинических учреждений позволяет проводить в них такие виды восстановительного лечения, как лечебная физкультура (лечебная гимнастика, механотерапия, гидрокинезотерапия, лечебное плавание), аппаратная физиотерапия (различные виды электролечения, включая электросон, светолечение, ультразвук), озокерито- парафинолечение, аэрозоли-ингаляции, массаж (общий, точечный, сегментарный, гидромассаж), консервативное ортопедическое лечение и др. Также практикуется иглорефлексотерапия, трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.

Для обеспечения контроля за проведением восстановительного лечения в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.

Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т.д.). направляет детей, в случае необходимости, на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль за полнотой, качеством и эффективностью восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования, корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведение повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.

Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения — оно должно продолжаться в семье больного. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. При этом от родителей требуется проявления особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии.

Это ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей ребенка с целью превращения ее в помощника и осознанного исполнителя рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Она заключается, в основном, в информации родителей о характере и особенности течения заболевания у ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж, закаливания.

Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении (общие принципы и в зависимости от патологии) разработаны в методических рекомендациях.

Основными направлениями этой работы являются:

1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.

2. Осуществление программы практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в условиях семьи.

3. Осуществление преемственности между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.

4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.

Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка должен включать:

· контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;

· контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;

· контроль за организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;

· контроль за проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего — лечебной гимнастики и массажа.

Целесообразно изучение мнения родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети не завершили лечение), что позволит с учетом результатов опроса разработать конкретные меры по установлению выявленных недостатков.

В последнее годы все более широкое распространение получают формы организации восстановительного лечения непосредственно в школьных учреждениях и школах, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с администрацией учреждений системы образования. Контингенты детей, которым показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах, определяются как реабилитационной комиссией поликлиники, так и врачами детских учреждений после проведения диспансеризации. В эту группу, как правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями уха, горла и носа, бронхо — легочной системы, опорно-двигательного аппарата, а также часто болеющие дети.

источник

Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма.

Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомоморфологическими особенностями.

Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью.

Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току.

Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни — 0,01 мА/см2; 2-3 года — 0,02 мА/см2; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 мА/см2; с 7 до 15 лет — 0,05-0,08 мА/см2. Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте — 15-20 мин.

У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации.

Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях).

Читайте также:  Понятие о физиотерапии разделы физиотерапии методы электролечения

Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истошаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демпелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей.

Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее

УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах один-два раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых.

В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость се проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает.

В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами.

В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики.

Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. е. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет.

Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см2 на уровне С6-Тh2, второй электрод — на коже пояснично-крестцовой области L2-S2. Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию — с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур.

Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh2-Тh10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см2, время воздействия — до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур.

При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов: 1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно. 2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки. 3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки. 4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу.

В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы — III, IV, V; глубину модуляции — не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот — 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет — 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин.

Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобно-затылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величин (60-80 Гц). Низкие частоты — 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста.

Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцсфальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации — 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция — до 40 мин.

Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию — от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» — электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре).

Токи надтональной частоты (ТНЧ) — один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов.

Применяют ТНЧ с первых дней жизни с противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность.

Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляст 4-5 см, интенсивность — 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения.

Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3-4 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5-10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезс, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней.

Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года — мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет — 30-40 Вт, старше 7 лет — 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность процедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста — 20 Вт, школьного — 30 Вт.

Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности — 5 Вт, детям от 2 до 5 лет — 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет — мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт — для детей первого года жизни, 3-4 Вт — дошкольного, 5 Вт — школьного возраста.

Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения — до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроника-терма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8×8см, 8×16см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см).

Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы.

Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-11» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках — 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения.

Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-11» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько евстодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью.

Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый — уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каждым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур.

Лазеротерапию проводят детям с первых дней жизни с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее.

Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы).

Ультразвук применяют детям с первого месяца жизни при хирургической и ортопедической патологии. Плотность мощность для детей до года составляет 0,05 Вт/см2; от 1 до 3 лет — 0,05-0,1 Вт/см2; от 3 до 6 — 0,2-0,4 Вт/см2; школьникам — соответственно 0,5-0,8 Вт/см2. Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см2. Продолжительность воздействия на одно поле — 2-5 мин по показаниям.

Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.

источник

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.
Читайте также:  Виды физиотерапии для поясницы

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова

Ассоциация физиотерапии и медицинской реабилитации

Кафедра физиотерапии и медицинской реабилитации СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Кафедра педиатрии и кардиологии СЗГМУ им.

Кафедра педиатрии и неонатологии СЗГМУ им. И.И.Мечникова

Научно-организационный комитет конференции

Проф. Кирьянова Вера Васильевна

Проф. Мельникова Ирина Юрьевна

Проф. Романюк Федор Петрович

Проф. Суслова Галина Анатольевна

д.м.н.Гузалов Павел Иркинович

Доц. Соломкина Наталья Юрьевна

Братова Е.А., к.м.н., доцент , Кияшко М.Н. к.м.н., доцент, Максимов А.В. к.м.н., доцент.

Информация для участников

Место проведения: г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41, Актовый зал

Дата проведения: 18 ноября 2019 г. (регистрация с 9.00 до 10.00). Адрес для связи

Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, 14, кафедра физиотерапии и медицинской реабилитации

ул. Кирочная, д.41, Актовый зал

9. 00 – 10.00 Регистрация участников конференции

10.00 – 10.20 Открытие конференции

Вступительное слово: Первый заместительПредседателя Комитета по здравоохранению — Сарана А.М.

проректор по научной работе д.м.н. проф.Силин А.В.

депутат Законодательного собрания Егоров А.А.

Председатели: Проф. Кирьянова В.В., проф. Мельникова И.Ю.

10. 20 – 10. 40 Светлана Вячеславовна Рычкова д.м.н.

Основные тенденции состояния здоровья детей в современных условиях.

10 40 – 11 00 Мельникова Ирина Юрьевна д.м.н. проф.

Профилактические мероприятия у детей.

11. 00 – 11. 15 Кирьянова Вера Васильевна д.м.н.проф Возможности и перспективы физиотерапии в педиатрии.

11.15 – 11.30 Гогуа Манана Спиридоновна к.м.н. доцент

Влияние ТЭС – терапии на течение родов и состояние новорожденных. .

11.30 -11.45 Максимов А.В к.м.н. доцент

Особенности магнитотерапии у детей.

11.45 – 12.00 . Лосинская Наталья евгеньевна к.м.н.

К вопросу о подборе физических факторов у детей.

12.00 – 12. 15 Груздева Елена Анатольевна к.м.н.

Биоакустическая коррекция в терапии невролгических расстройств удетей.

Председатели: Проф. Романюк Ф.П., Гузалов П.И. д.м.н.

13. 15 – 13. 30 Потапчук Алла Аскольдовна д.м.н. проф.

13.30 – 13.45 Егорова Наталья Алексеевна врач физиотерапевт, восстановительный центр «Огонек»

Электростимуляция мышц спинып ри идиопатическом сколиозе.

13.45 – 14. 00 Червинская Алина Вячеславовна д.м.н. проф.

Современные технологии с применением природных факторов в детском здравоохранении.

14.00 – 14. 15 Шейкина Надежда Петровна, Егорова Ирина Анатольевна д.м.н. проф.

Остеопатическая коррекция соматических дисфункции у детей раннеговозраста, рожденных при оперативном родоразрешении.

14. 15 – 14. 30 Марченкова М.И.асс. кафедры физиотерапии и мед. реабилитации СЗГМУ им И.И.Мечникова.

Соединительно — тканная дисплазия у детей и методы её коррекции

14.30 – 14.45 Курченко Сергей Николаевич. зав.ФТО

Фотодинамическая терапия воспалительных и дегенеративно – дистрофических заболеваний у детей и подростков.

14.45 – 15.00 Фотохромотерапия в лечении ожогов у детей. Сергеева Е.Н.

15.00 – 15.15 Соломкина Н.Ю.к.м.н.,доцент

физические факторы в профилактике, лечении и реабилитации патологии репродуктивной системы в сочетании с коморбитной патологией у девочек..

15.15 – 15.30 Гордейчук А.А. — врач — физиотерапевт

Фотохромотерапия в лечении гастродуоденитов у детей. .

15.30-15.45 Долинина Любовь Юрьевна к.м.н. доцент

Биорегуляционная коррекция синдрома постназального затека

15.45 – 16.00 Ковалева Ольга Борисовна к.м.н. доцент

Возможности биорегуляционной терапии у детей с аденоидами.

Читайте также:  Ультразвуковая аппаратура для физиотерапии

16.00 – 16.1500 Щеникова Е.Ю. асс. кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации

Особенности характеристики семей Санкт — Петербурга, обратившихся с детьми за гомеопатической помощью.

16.15 – 16.30 Корженевская Татьян Борисовна к.м.н., доцент

Физиотерапевтическая тактика при катаральных осложнениях респираторного тракта у детей.

16.30 – 16.45 Восстановительная медицина в демографическом развитии России. Коваленко В.С.

источник

Н.И. Фадеева, А.И. Максимов, И.В. Садовникова

В пособии освещены принципы и особенности применения лечебных физических факторов у детей, представлены основные методы электро-, свето-, вибро-, водо- и теплолечения. Даны современные сведения о механизме их действия и способа применения. Описаны методики УВЧ и лазеротерапии. Рассмотрено использование физических факторов при гастроэнтерологической патологии у детей.

Предназначено для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, интернов и врачей-педиатров.

В настоящее время физические методы лечения занимают значительное место в терапии детских заболеваний. Безболезненность, нетоксичность, простота и доступность определяют их широкое применение в педиатрической практике.

Большинство физических факторов являются неотъемлемой частью окружающей нас природы или близки к ней. Они представляют собой адекватные, привычные раздражители для детского организма, который хорошо адаптируется к ним в процессе фило- и онтогенеза. В связи с этим методы физиотерапии с успехом используются не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний в детском возрасте, а также в системе реабилитации. Для рационального выбора физиотерапевтического воздействия в комплексном лечении патологического процесса современный врач-педиатр должен хорошо знать основы физиологического и лечебного действия каждого физического фактора, учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма.

Термин «физиотерапия» в переводе с греческого (физис – природа) означает использование таких природных факторов, как климат, солнце, минеральные воды, лечебные грязи, купание.

В настоящее время физиотерапия включает применение не только природных, но и преформированных (т.е. искусственных) факторов, получаемых с помощью специальных аппаратов. В условиях научно-технической революции необычайно расширились методы и обогатилось содержание аппаратной физиотерапии. Так, широкое применение для лечения находят магнитные поля, лазерное излучение.

В зависимости от общности физической характеристики, вида применяемой энергии, особенностей механизмов физиологического и лечебного действия физические факторы классифицируются по следующим группам и разделам.

1. Постоянный непрерывный электрический ток низкого напряжения (гальванизация, лекарственный электрофорез).

а) постоянного направления с низкой частотой следования импульсов – прямоугольной (электросон-терапия, электростимуляция), треугольной (электростимуляция, электродиагностика), полусинусоидальной (диадинамотерапия) формы импульсов;

б) переменного направления со средней частотой следования импульсов – интерференционные токи, синусоидальные модулированные токи, флюктуирующие токи с шумовым спектром.

3. Переменные токи и переменные электромагнитные поля высокой напряженности:

а) высокой частоты – ток д’Арсонваля, ток надтональной частоты (ультратонотерапия), электромагнитное поле с преобладанием магнитной составляющей (индуктотермия);

б) к/электрическое поле ультравысокой частоты (непрерывное и импульсное) с преобладанием электрической составляющей (УВЧ-терапия);

в) к/электромагнитное поле сверхвысокой частоты (микроволновая терапия) – дециметрового, сантиметрового и миллиметрового диапазонов.

4. Постоянное электрическое поле высокой напряженности (франклинизация).

а) постоянного направления;

б) переменного направления низкой частоты.

б) минеральные и лекарственные воды;

а) колебания инфразвуковой частоты (вибротерапия);

б) колебания ультразвуковой частоты (УЗ-терапия).

VII. Искусственная воздушная среда:

а) аэроионы и гидроаэроионы;

б) аэрозоли и электроаэрозоли;

в) изменяемое воздушное давление (баротерапия).

Все перечисленные методы физиотерапии применяются в педиатрии, но каждый из них можно использовать с определенного возраста (табл. 1).

Воздействие каждого физического фактора на организм обусловлено:

общими неспецифическими чертами, связанными с поглощением энергии;

специфическими особенностями действия (например, УФ-излучение вызывает характерную эритемную реакцию кожи, образование витамина Д; электромагнитные колебания УВЧ способствуют получению эндогенного тепла).

Многие физические факторы представляют собой мощные источники неспецифического воздействия, дающие одинаковый эффект. Это позволяет заменять один метод лечения другим, например, теплолечение – индуктотермией, УВЧ-терапию – микроволновой терапией и т.д. Однако следует помнить, что противовоспалительный или болеутоляющий эффект формируется различными путями.

Оптимальный возраст начала применения физиотерапии у детей (по В.С.Улащику, 1993)

источник

Детский организм и особенности его функционирования существенно отличаются от взрослого. Степень созревания разных систем организма полностью зависит от возраста ребенка. Поэтому физиотерапия в педиатрии основана на соблюдении ряда принципов. Существуют как общие рекомендации, так и отдельные правила назначения и проведения процедур для каждого физиотерапевтического метода. При лечении детей используются различные виды терапии: ультразвук, ультрафиолетовое излучение, магнитная, УВЧ-терапия, электросон, синусоидально-модулированные токи, электростимуляция и другие.

  • Физиотерапия у детей должна быть более строго скомбинирована с питанием, режимом дня. Необходимо учитывать время, проведенное ребенком на воздухе. Особое внимание следует уделять времени кормления. Процедуры обычно проводятся не раньше, чем через час после кормления. Следующий прием пищи должен быть не ранее, чем через 30-45 минут. Если у ребенка наблюдается умственное или физическое перенапряжение, то перед физиотерапевтическими процедурами ребенок обязательно должен отдохнуть.
  • У детей последствия физиотерапевтических процедур сохраняются дольше, ребенок медленней реадаптируется. Поэтому повторные курсы лечебного воздействия следует назначать реже, чем взрослым людям. Если необходимо использовать один и тот же метод на ту же самую область, то необходимо подождать хотя бы 2 месяца. В случае более ранних обострений заболевания предпочтительнее применение другого метода.
  • Так как дети склонны к быстрому переутомлению, ребенку, как правило, назначают только одну процедуру. Исключение составляют случаи, когда возникает острая необходимость в более частом воздействии. Например, при болезнях опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваниях. В этих случаях физиотерапия проводится с интервалом 2-3 часа.
  • Системы организма ребенка имеют высокую лабильность. Для того чтобы предупредить возникновение неадекватных реакций у детей, необходимо начинать воздействие с минимальных дозировок, постепенно повышая их до оптимальных.
  • Общая нагрузка физиотерапией для детей должна быть ниже, чем у взрослых. Для того чтобы соблюсти это требование, предпринимают следующие шаги: уменьшение дозировки, сокращение продолжительности физиотерапевтических процедур, уменьшение площади воздействия, увеличение промежутка между процедурами, снижение общего количества процедур за весь курс лечения. Кроме того, бальнеотерапевтические процедуры применяются при меньших концентрациях солей и газов, избегают назначения общих процедур физиотерапии.
  • Во время лечения ребенка, необходимо вести наблюдение за реакцией организма ребенка. О состоянии ребенка можно сказать исходя из того, какой у него аппетит, сон, прибавляет ли он в весе, достаточно ли двигается. Такая оценка состояние ребенка необходима, так как детям трудно описывать свое состояние. Первые процедуры, как правило, проводятся при обязательном присутствии врача, чтобы он смог правильно оценить влияние физических факторов на ребенка.
  • У детей есть зоны, на которые не воздействуют физиотерапией. Это такие области как область сердца, ростковые зоны костей, места с нарушенным кровообращением, паренхиматозные, эндокринные органы.
  • Особенности детского организма, динамика становления его систем накладывают определенные ограничения для проведения физиотерапии. Так, детям не назначают процедуры, если у него снижены адаптационные возможности, есть опасность диссеминации болезни, изменена реактивность организма, гипотрофия, высокая температура тела, повышенная кровоточивость.

Ультрафиолетовое облучение применяется даже у грудничков, то есть с рождения. Показаниями могут быть пиодермия, заболевания пупка, гиперкальцемия (когда родничок рождается с практически закрытым родничком), заболевания верхних дыхательных путей, пневмония, бронхит. Противопоказания к применению ультрафиолетового облучения общие. Не назначают если низкий уровень гемоглобина. Нижняя граница – 60 единиц.

При местном ультрафиолетовом облучении общая площадь воздействия за одну процедуру не должна превышать 4 % тела. Это примерно 60 см. кв. до 6 месяцев, около 80 см.кв. до года. От года до возраста 3-4 лет площадь составляет до 150 см.кв. В возрасте 4-7 лет – 200 см.кв., от 7 до 12 – 300 см.кв. Для детей старше 12 лет площадь воздействия до 400 см.кв. При этом доза должна быть не больше 2 биодоз.

При общем воздействии максимальная доза воздействия за курс лечения зависит от возраста ребенка и составляет 1,5-2 биодозы для детей до 2 лет. При более старшем возрасте доза увеличивается.

Гальванизация, электрофорез может назначаться детям с 1 месяца. Плотность тока составляет 0,05 ма/см.кв. Процедура длится примерно 10-15 минут, это в три раза меньше, чем для взрослых. Сам курс лечения составляет 20-25 процедур, это больше, чем для взрослого населения. Если назначается адреналин, димедрол, то для одной процедуры достаточно разовой дозы. Гальванический воротник рекомендуется детям от 2-х лет. То же самое касается интраназальной методики и метода Вермеля.

Пожалуй один из важнейших разделов физических процедур для детей, особенно младшего возраста. Упражнения с использованием мячей, надувных игрушек и гимнастических снарядов под контролем специалиста несомненно принесут большую пользу любому малышу. Длительность и интенсивность занятий определяется врачом индивидуально.

Применение динамических токов возможно у детей, начиная с 7-ми лет. Дети более младшего возраста плохо переносят эту процедуру. Как правила данную процедуру назначают при вазомоторных ринитах. Допустимая сила тока – до 8-10 ма. Таким образом достигается эффект вибрации, а не жжения.

Один из наиболее распостранённых видов физиолечения для деток от 3 -х лет. Проводятся с использованием специальных масок, в которые подается аэрозольная смесь воздуха и лекарства. Продолжительность сеанса обычно — 10 или 15 минут.

Электростимуляция (для мышц передней брюшной стенки)– метод, применяемый при энурезе, гипотонии мышц передней брюшной стенки, рефлюксе пузырно-мочеточниковом, болезни Гиршрунга. Как правило, используют 2-х тактный волновой ток.

Электросон Рабичев назначают детям от 2-х лет. При этом используют частоты от 10 до 40 Гц. Процедура длится не более часа. Физиотерапия электросном предполагает не более 15 процедур за курс. Показания для назначения: энурез, хорея, заикание, бронхиальная астма, зуд, нейродермит, экзема. Также возможно применение электросна для девочек в случае навязчивых состояний в период полового созревания. К противопоказаниям относят: острые и тяжелые заболевания глаз, непереносимость тока, травматические арахноидиты сопровождающиеся сосудистой недостаточностью 2-3 степени. Электросон также оказывает положительное воздействие для лечения артериальной гипертонии (1-2 степени). Рекомендуемые дозировки: 15-20 Гц. Длительность процедуры – 30-40 минут. Курс лечения – 12-14 дней. Назначается через день или два раза в три дня.

Синусоидально-модулированные токи переносятся детьми, начиная с 3-х месяцев. Чаще всего применяется с целью электростимуляции при ДЦП, дисплазиях тазобедренного сустава (достаточно часто встречается у грудничков), гипотонии мышц. Частота, порядок и степень воздействия зависят от заболевания.

Очень полезная и развивающая процедура для грудных детей. При массаже происходит усиление кровообращения, тело и органы ребенка получают дополнительное питание за счет прилива крови. Не секрет,что большинство малышей проводят большую часть времени спеленутыми, т.е. с дефицитом движения. Массаж помогает компенсировать этот фактор. Проводить его может как специалист, так и родители,соблюдая все необходимые правила безопасности. Главная рекомендация — нежно и потихоньку).

Ультразвук применяется у детей, начиная с 2-х лет. Именно в этом возрасте хрящевые суставы полностью замещаются костной тканью. Дело в том, что хрящ более чувствителен к ультразвуку. Вне зависимости от возраста ребенка доза не должна превышать 0,6 Вт. Процедура длится не более 10 минут. При этом на одно поле отводится 3 минуты (за 10 минут 3 поля). Обычно ультразвук назначают через день. Курс составляет от 10 до 12 процедур, так как, начиная примерно с 15 процедуры, резко снижаются тромбоциты. Восстановление длится от 1-1,5 месяца. Физиотерапия ультразвуком назначается при лечении тонзиллита, хронических воспалительных заболеваний челюстных пазух, бронхиальной астме, для устранения послеожоговых келоидных рубцов.

Дарсонвализация назначается детям старше 2-3 лет. Чаще всего с помощью данного метода справляются кожными заболеваниями (гнездная плешивость), эксудитивными диатезами, нейродермитаи, выпадением прямой кишки.

УВЧ можно назначать с первых дней жизни ребенка. Допустимая дозировка для области головы должна быть не более 40 Вт. Длительность воздействия – не меньше 5 минут, но не больше 15 минут. Тем не менее, для детей до года процедура длится не более 5 минут, от 1 года до трех – примерно 6-7 минут, от 3 до 7 лет – в течение 8 минут, от 8 лет –10 минут. Количество процедур – 10. При остеомиелите назначают 20 процедур каждый день или через день. Допустимо повторять лечение не более чем 2 раза в год. Данная физиотерапия также назначается при катаральном отите, острых и гнойных воспалениях.

Микроволновая терапия применяется даже у новорожденных. Рекомендуют при тонзиллитах, отитах, гайморитах, длительной иммобилизации конечности (возможно через сухой гипс).

В настоящее время физиотерапия широко используется практически во всех сферах медицины, в том числе и для лечения детей. Одним из новых направлений в данной области является магнитная терапия, которая на данный момент еще не везде признана мировым сообществом. Тем не менее, она нашла применение и показывает положительные результаты в России. Используя любой из перечисленных метод физиотерапии, следует помнить об особенностях развития детей. Не забывайте: все процедуры должны назначаться врачом и проходить под контролем обученного медперсонала! Здоровья и счастья Вашим деткам!

источник