Меню Рубрики

Физиотерапия при гиперактивности ребенка

Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения неврологических больных. В комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур.

Лекарственный электрофорез — очень активно используемый метод лечения в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство. Наиболее часто применяются такие сосудистые препараты как никотиновая кислота, эуфиллин, магний и кавинтон. Рассасывающие — лидаза и препараты серы. Источниками незаменимых для нервной системы микроэлементов являются препараты цинка и меди.

Магнитотерапия — метод, основанный на воздействии на организм человека магнитными полями с лечебно-профилактическими целями. Хотя в организме не найдено специальных рецепторных зон, воспринимающих электромагнитные колебания, но есть достоверные сведения о влиянии естественных магнитных полей на высшие центры нервной и гуморальной регуляции, на биотоки мозга и сердца, на проницаемость биологических мембран, на свойства водных и коллоидных систем организма. Под влиянием магнитного поля малой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.

Фотохромотерапия — это воздействие светом с каким-либо цветом спектра. Можно облучать и определенные зоны, и отдельные биологически активные точки. Эта методика лечения практически не имеет противопоказаний.

В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребенка, улучшить обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы, получить обезболивающий и противовоспалительный эффект и даже уменьшить кожный зуд.

Лазеротерапия оказывает спазмолитический, сосудорасширяющий, улучшающий местное кровообращение эффекты.

Противопоказанием для проведения электро- и магнитофизиотерапевтического лечения является наличие:

доброкачественных и злокачественных новообразований, которые имеют склонность к прогрессированию;

открытой формы туберкулеза;

постоянного повышения температуры тела выше 38оС;

кардоистимуляторов и металлических имплантов, шунтов;

нарушения сворачиваемости крови;

Во время применения магнитотерапии не рекомендуется делать рентгеновские снимки или подвергать организм облучению, не рекомендуется также электроимпульсная терапия.

У детей с гиперактивностью, нарушением памяти и внимания применяются методы физиотерапии мягкого воздействия, направленные на нормализацию мышечного тонуса и улучшение кровообращения в головном мозге. Магнитотерапия активно применяется для коррекции функций внимания. В качестве результатов особенно подчёркивается улучшение опосредованной памяти и длительности периодов сосредоточения.

Данные процедуры назначаются в комплексе и сочетании с другими методами лечения и реабилитации:

Остеопатией

Психологической коррекцией

БАК

Методом TOMATIS®

Песочной терапией

Йогой для детей

Гидрореабилитацией

Микрополяризацией

Электросном

Гелиотерапией

источник

Наверное, каждый из нас встречал в своей жизни детей, которые отличались излишней подвижностью, неусидчивостью, излишней раздражительностью, агрессивностью. Как правило, в таком случае вердикт один — это несомненный хулиган.

Однако не всегда все перечисленные симптомы являются проявлением невоспитанности и непростого характера. Очень часто причиной такого поведения является синдром дефицита внимания и гиперактивности. При несвоевременном и неадекватном лечении данное состояние может сохраняться и в более зрелом возрасте.

До настоящего времени точные причины развития данного состояния недостаточно изучены. Тем не менее, известно, что органические поражения головного мозга, которые могут вызвать гиперактивность, занимают в этом списке одно из первых мест.

Органические процессы могут развиться еще в антенатальный период. Их появлению способствуют инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств, ряда медикаментов, никотиновая интоксикация. Вероятно развитие СДВГ при иммунологической несовместимости матери и плода, развитии гемолитической болезни новорожденного. Спровоцировать данное состояние могут стремительные, преждевременные, осложненные роды, дискоординация родовой деятельности, другие осложнения, которые могут привести к травмам новорожденного.

В раннем постнатальном периоде возникновению синдрома могут способствовать заболевания, сопровождающиеся значительным повышением температуры тела, а так же вследствие приема сильнодействующих лекарственных средств.

В более осознанном возрасте основной причиной развития СДВГ у детей могут стать бронхиальная астма, инфекционные поражения верхних дыхательных путей, сахарный диабет, поражения почек, тяжелые заболевания сердца и сосудов.

Некоторые ученые большое внимание уделяют теории генетической природы СДВГ. Согласно статистическим данным данное заболевание чаще встречается среди мальчиков. Среди современных школьников СДВГ встречается в случаев.

Специалисты нашей клиники помогут Вам во время распознать симптомы и начать лечение гиперактивности у детей.

Обычно первые симптомы гиперактивности проявляются при достижении ребенком Но очень редко родители бьют тревогу в столь нежном возрасте, списывая отклонения в поведении на «кризис трех лет». Беспокоить синдром СДВГ начинает родителей младших школьников, ведь именно в это период от детей начинают требовать повышенной сосредоточенности, организованности и самостоятельности. Нередко СДВГ может сопровождаться нарушениями сна, речи, энурезом.

Для опытного и грамотного врача выставление диагноза гиперактивности не составляет большого труда. Основными проявлениями синдрома являются дефицит внимания, излишняя активность и импульсивность. Ребенку очень трудно сосредоточиться на определенном предмете, его внимания обычно рассеяно. При выполнении домашних заданий он несобран, с трудом может выполнить то или иное упражнение до конца.

Такие СДВГ симптомы не являются специфическими, однако заставляют родителей и врачей насторожиться. Детям, страдающим подобными отклонениями, трудно выполнять прямые указания и инструкции, сложно переключаться с одного дела на другое. Они не любят поручения, для выполнения которых требуется длительное умственное напряжение, часто теряют личные вещи и обладают повышенной забывчивостью.

Дополнительными симптомами, говорящими в пользу СДВГ, могут стать непроизвольные движения ногами и руками, чрезмерный бег, повышенная физическая активность, шумные выходки, нетерпеливость, вмешательство в посторонний разговор, неусидчивость.

Вне зависимости от выраженности симптомов СДВГ у детей лечение необходимо начинать незамедлительно. Терапия данного состояния является комплексной. В схему лечения включаются ноотропные препараты, которые улучшают функциональность мозга, обмен веществ, тонус. Однако ни один медикамент не сможет научить ребенка вести себя правильно, поэтому к фармакологическим средствам подключают поведенческую и семейную психотерапию.

Определенных успехов на этом поприще достигла остеопатия. Именно детская остеопатия смогла вплотную приблизиться к пониманию патогенеза СДВГ. Так же она отлично справляется с такими этиологическими факторами, как механические повреждения.

Часто лечение СДВГ сопровождается проведением курса массажа, который способствует снижению степени тревожности и общей релаксации.

Коррекционная программа, направленная на лечение детей с СДВГ, может включать в себя занятия ЛФК и физиопроцедуры. Занятия лечебной физкультурой должны проводиться на постоянной основе и длительно, только в этом случае можно достичь ощутимых результатов.

В клинике «Восстановительная медицина» лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности проводят специалисты с многолетнем стажем. Запишитесь на бесплатный прием, на которой врач осмотрит Вашего ребенка и даст рекомендации и направление на лечение. Записаться на бесплатную консультацию врача можно по телефону или заполните форму онлайн заявки на сайте.

источник

Стоит это осознать уже в самом начале, чтобы сформировать правильное отношение, а затем проявлять терпение в стремлении к цели, которой является минимизация симптомов и улучшение качества жизни ребенка. Лечение СДВГ включает в себя фармакологические и психотерапевтические методы.

Некоторые дети будут постоянно неспокойны, вертлявы, даже не осознавая этого. Другие будут смотреть в пространство в неподвижности или постоянно витать в облаках, что затрудняет учебу в школе или установление дружбы с другими детьми.

Чтобы убедиться, что ребенок действительно страдает от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

  • постоянно движется, ерзает, осуществляет быстрые, ненужные движения, дергается?
  • бегает, ходит, скачет вверх, даже если все вокруг него сидят?
  • испытывает проблемы при ожидании своей очереди?
  • любое занятие ему быстро наскучивает и приносит лишь несколько мгновений удовольствия?
  • постоянно о чем-то думает, у вас складывается впечатление, что он живет в другом мире?
  • говорит, когда другие пытаются что-то сказать?
  • делает, прежде чем успеет подумать?
  • его постоянно отвлекает то, что происходит вокруг?
  • имеет постоянные проблемы с работой на уроках и дома?

Если на большинство из этих вопросов Вы ответили «да», лучше обратитесь с ребенком к врачу. Только специалист может точно диагностировать СДВГ . Список тревожных действий ребенка, возьмите с собой на прием.

Ребенок с синдромом СДВГ должен быть, прежде всего, под опекой врача-психиатра. Это, однако, не единственный человек, который занимается лечением этого заболевания. В группу терапии должны также входить психолог и педагог. Как вы можете видеть, дети с СДВГ требуют комплексного лечения. И это еще не полный список людей, от которых нужна помощь для получения эффективной терапии.

Причины дефицита внимания с гиперактивностью весьма сложны. В настоящее время не имеется достаточных медицинских знаний, чтобы точно указать их. Известно, что на появление симптомов СДВГ влияет генетическая предрасположенность, а также появление специфических внешних факторов.

Однако, до сих пор не разработаны формы лечения, которые ведут к полному излечению синдрома гиперактивности. Большинство детей нуждаются в помощи, лечении и поддержке всю жизнь, хотя многие из них «перерастают», по крайней мере, часть симптомов.

Все терапевтические воздействия, в том числе фармакологические, могут привести только к уменьшению выраженности симптомов гиперактивности, но не в состоянии «вылечить» СДВГ .

Понимание со стороны семьи и самого ребенок необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащий уход на дому и в школе. Это является условием эффективной помощи, а для ребенка шансом на полноценную жизнь, несмотря на переживания неблагоприятных симптомов.

Из-за частой встречаемости у таких детей других расстройств (например, школьных трудностей, таких, как дислексия, дискалькулия) и нарушений поведения, требуется проведение терапевтической работы, ориентированный на эти области.

Кроме перечисленных выше методов помощи ребенку с гиперактивностью используются также вспомогательные методы, такие как, например: набирающая все большую популярность БОС-терапия (биологическая обратная связь), тренировка замены агрессии, сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона или метод хорошего старта.

Терапия БОС позволяет изменить активность мозговых волн при помощи так называемой биологической обратной связи, то есть использования информации о параметрах функции органа.

Человек участвующий в тренировках БОС имеет прикрепленные к голове электроды, и его задачей является участие в видео-игре только при помощи активности мозга. Это позволяет укрепить волны определенных частот и затормозить другие. Благодаря тренингу одного из диапазонов волн можно благотворно повлиять на концентрацию внимания, с которой так часто имеют трудности люди с СДВГ .

Тренировка замены агрессии (англ. Agression Replacement Training) состоит из трех модулей: тренировка просоциальных навыков , тренировка контроля злости и тренировка моральной оценки. Цель этих вмешательств – заменить агрессивное поведение полезными социальными навыками.

Сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона – это методы, использующие движение. В сенсорной интеграции предполагается, что конкретные упражнения, в которых участвует ребенок, ведут к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Двигательная терапия Вероники Шерборн это простые упражнения, ведущие к познанию своего тела, помогающие установить контакт с другим человеком, определить пространство вокруг себя. Они проводятся в форме игр, упражнений, например, песни, стихи, групповые упражнения.

Образовательная кинезиология Деннисона, иногда называемая «гимнастика мозга», – это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Несмотря на популярность тренировки Деннисона, она не имеет научных оснований.

Как вы видите, есть много видов терапии для детей с гиперактивностью и их семей. О необходимости и форме терапии всегда должен принимать решение врач-психиатр или психолог. Однако, несмотря на участие в терапевтических занятиях, наибольшее значение имеет адаптация семейной среды и школьных потребностей ребенка к трудностям, вытекающим из симптомов СДВГ .

Среди основных методов работы с гиперактивным ребенком используется поведенческая терапия. Она основано на усилении желаемого поведения (например, удержании внимания на задаче в течение определенного времени) и искоренение нежелательного поведения (например, агрессии).

Этот метод требует применения «наград» и «наказаний» (не физических!). Наградой может быть, например, похвала, наказанием, игнорирование ребенка. Важно уточнить, какое поведение является желательным, а какое недопустимым, определить четких последствия и обеспечить соблюдение введенных ранее правил.

В поведенческой терапии неотъемлемую роль играют родители, потому что именно они проводят большую часть времени с ребенком. Она определяет некоторые простые правила поведения с ребенком в повседневной жизни.

Читайте также:  Физиотерапия для лица в домашних условиях

Эти правила включают в себя:

  • ясные наставления, то есть прямые указания, что ребенок должен делать, а чего не делать, например: «садись», «не стой»;
  • создание системы правил и последствий их несоблюдения, а также частое напоминание о сложившейся политике;
  • оказание одобрения и признание успехов ребенка – позитивное укрепление;
  • поддержание зрительного контакта во время разговора;
  • применение системы поощрений за положительное поведение.

Также важно, что эффект применения препаратов виден не сразу. Надо ждать несколько недель. Бывают ситуации, что подбор правильного препарата затягивается на длительное время. Это связано с различие реакций на данный препарат у разных пациентов. Чтобы терапия препаратами была эффективной, необходимо использовать ее регулярно и, в соответствующих дозах.

Для лечения дефицита внимания с гиперактивностью применяются различные лекарственные препараты: психостимулирующие лекарства (в основном производные амфетамина), трициклические антидепрессанты, атомоксетин, клонидин, нейролептики (в небольших дозах). Эти препараты не являются нейтральными и несут риск побочных эффектов.

Стоит знать, в какой степени препараты могут помочь в лечении. Вы не можете ожидать, что они снимут все проблемы, связанные с СДВГ . Однако, в некоторых случаях они являются неотъемлемым элементом лечения.

Есть несколько направлений действия препаратов от СДВГ :

  • помогают успокоить симптомы гиперактивности;
  • помогают ребенку концентрироваться во время учебы, помогают удерживать внимание на выполняемой работе;
  • уменьшают разногласия с окружающей средой – информация, поступающая к ребенку извне, то, что говорят ему другие лица, становится для него более доступной и понятной;
  • способствуют тому, что ребенок в состоянии с собой совладать.

Однако, нужно помнить, что существуют некоторые ограничения на эффективность фармакотерапии. Вы не можете ожидать, что лекарства заменят правильный подход в воспитании и обучении.

Как следует из наблюдений, создание надлежащих условий для функционирования ребенка со стороны родителей и учителей, является основой правильного развития и снижения симптомов.

Конечно, как уже говорилось ранее, лекарства повысят концентрацию во время уроков и выполнения домашних заданий, но вы не можете ожидать, что средний ученик вдруг окажется среди лучших. Лекарства могут в какой-то степени затормозить импульсивность ребенка.

Однако, если ребенок характеризуется высоким уровнем агрессии, несмотря на систематическое введение препаратов в правильной дозе, то следует подумать над другими ее источниками (например, неправильные отношения в семье, физическое насилие).

Одной из наиболее сложных проблем, сопровождающих СДВГ является дислексия и дисграфия. К сожалению, в случае этих нарушений, медикаментозное лечение не дает результатов.

Из года в год все больше и больше детей и взрослых получают диагноз синдрома психомоторной гиперактивности. Лечение такого нарушения является дорогостоящим и может вызвать побочные эффекты.

Поэтому стоит знать, естественное способы лечения СДВГ .

Введение специальной диеты является одним из альтернативных методов лечения дефицита внимания с гиперактивностью. Диеты, применяемые для лечения СДВГ , предполагают самое естественное питание. Они основаны на устранении одних веществ в рационе ребенка и расширении содержания других.

Большую популярность приобретает диета доктора Бенджамина Фиенгольда, основанная на теории связи синдром дефицита внимания с гиперактивностью с нетерпимостью к хлебным продуктам. Эта диета предполагает избегание употребления пищевых красителей и консервантов, а также их природных аналогов.

Здесь также объективные исследования не подтвердили эффективность этого метода. У людей с СДВГ рекомендуется диета, ограничивающая потребление фосфатов – так называемая диета.

Все эти диеты требуют много жертв со стороны ребенка и повышенной ответственности со стороны родителей. Могут быть также источником конфликтов. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, чтобы затраты на внедрение пищевого режима были соразмерны прибыли.

Любые изменения в рационе следует, однако, проводить с осторожностью и всегда после консультации с врачом. И, прежде всего, надо помнить, что они не являются панацеей.

Существуют некоторые общие правила, которые родители должны соблюдать:

  • проявлять понимание и принятие ребенка: негативные эмоции могут еще более усугубить симптомы;
  • подчеркивание правильного поведения ребенка;
  • строгое соблюдение норм и правил;
  • установление обязанностей ребенка соразмерным его возможностям.

Школа – это вторая средой, в которой ребенок проводит больше всего времени, поэтому учителя должны иметь подготовку в области опеки детей с СДВГ . Общие правила поведения с ребенком в школе похожи на тех, которые были перечислены в теме семьи.

Однако, существуют дополнительные условия, выполнение которых может помочь справиться с проблемой:

  • создание надлежащих условий во время уроков – важно, чтобы в зале, где проводятся занятия, было сокращено число предметов и цветов, которые могут отвлекать;
  • ребенок должен сидеть рядом с учителем, так ему гораздо легче сосредоточить на себе внимание ученика;
  • разделение труда – действия, которые ребенок должен делать, не должны быть слишком длинными;
  • необходимо делить работу на несколько этапов;
  • представление плана урока в начале занятия;
  • представление детям дидактических методов, которые помогают усвоению информации;
  • интересное проведение уроков, включающие работу в группах и т.д.

Чтобы сказать наверняка, что для ребенка имеет важное значение, обратитесь к педиатру или спросите мнение школьного психолога. После продолжительной беседы о поведении ребенка и ситуации в доме и в школе, может оказаться, что симптомы вызваны другими факторами, а не болезнью.

Иногда это проблемы дома (развод, частые ссоры родителей, смерть в семье) или в школе несут ответственность за такое поведение ребенка.

источник

Под диагнозом гиперактивный ребенок понимается синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ).

В основе СНВГ лежит функциональная незрелость или нарушения специфической системы головного мозга – ретикулярной информации, ответственной за память, внимание, обучение. Сбои в обработке информации приводят к тому, что зрительные, звуковые, эмоциональные и другие раздражители становятся избыточными для ребенка и приводят к СНВГ.

— неблагоприятно протекающая беременность матери

— внутриутробная гипоксия плода

— угроза прерывания беременности, недоношенность

— наличие нарушений центральной нервной системы у новорожденных

— аллергические заболевания матери

— неблагоприятная экологическая обстановка

— вредные привычки и стрессы матери во времябеременности

Считается, что в происхождении СНВГ определенную роль играет генетическая предрасположенность. Если близкие родственники страдали СНВГ, то риск развития СНВГ у ребенка составляет 30%. Основной фактор риска развития СНВГ – наличие предрасположенности к этому заболеванию.

Существуют мнение, что причиной возникновения СНВГ может быть пищевая аллергия у матери. Особенно опасны для беременных и детей с СНВГ прием в пищу технологически обработанных пищевых продуктов, которые в процессе обработки меняют свои свойства и содержат многочисленные химические пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и др. Возможной причиной возникновения СНВГ является употребление в пищу в большом количестве шоколада, сахара, белого хлеба, молочных продуктов, томатов, апельсинов и яиц.

Гиперактивные дети очень талантливы, обладают большими умственными способностями. Они неординарны во всем. Если им удается сосредоточиться на чем-то, то они достигают невероятных успехов. Ярчайшие примеры детей с СНВГ – Бил Гейтс, Альберт Энштейн.

По статистике СНВГ страдает от 2,2 до 18% малышей, причем, данная патология в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

1-ая форма — гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. Это самая частая форма заболевания.

2-ая форма — наряду с выраженной гиперактивностью преобладают нарушения внимания.

3-я форма — заключается в преобладании гиперактивности. Это самая редкая форма заболевания.

Простая — проявляется невнимательностью и гиперактивностью

Осложненная – проявляется (помимо гиперактивности и невнимательности) присоединением головных болей, тиков, заикания и нарушения сна.

Малыш, страдающий СНВГ, суетлив, беспричинно двигает кистями рук, стоп,очень подвижен, невнимателен, неусидчив, говорлив, у него проблемы с обучением и памятью.

Исследования показали, что у детей с СНВГ в организме не хватает цинка, магния, витамина В12,основных жирных кислот. В связи с чем их беспокоят жажда, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание.

Признаки СНВГ заметны у детей с раннего возраста в виде повышенного мышечного тонуса, частой немотивированной рвоты – признака расстройства нервной системы, плохого сна, громкого плача. В возрасте 2-3 лет особенно заметна неспособность ребенка сосредоточиться на каком-то предмете, даже интересном для него.

Родители обращают внимание на возникшие проблемы, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. В детском саду ребенок не может существовать по правилам и распорядку, так как у него отсутствует самоконтроль. В школьном возрасте дети, страдающие СНВГ, неуравновешенны, вспыльчивы, часто конфликтуют со взрослыми и сверстниками, у них заниженная самооценка, которая приводит к низкой успеваемости, хотя интеллект у этих детей высокий. Такие дети неуютно чувствуют себя в коллективе, практически ничего не слышат на уроке, у них проблемы с письмом, счетом, чтением, они плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе от сверстников, хотя интеллект по-прежнему остается высоким. Часто такие дети замыкаются и живут своей внутренней жизнью.

Взрослым важно знать, что у детей с СНВГ снижена болевая реакция, им не знакомо чувство страха, в связи с чем, у этой категории детей высок риск травматизма. Кроме того, у детей с СНВГ периодически наблюдаются тики, подергивания, головные боли, повышенная утомляемость, сонливость.

В период полового созревания у детей с СНВГ может возникнуть асоциальное поведение и подросток может бросить школу.

У этих детей высока вероятность заболеть астмой или экземой, страдать алкоголизмом, наркоманией.

Дети с СНВГ особенно нуждаются во внимании со стороны взрослых и специалистов.

Комплексное : медикаментозное плюс психологическая коррекция.

Специалисты в области лазерной медицины рекомендуют применять у детей с СНВГ лазерную терапию , которая способна оказать существенную помощь в дополнение к конвенциональным средствам в снижении детской гиперактивности.

Схема лазерной терапии при диагнозе: гиперактивный ребенок

Зона воздействия

Область середины лба («третий глаз»)

Височная область (симметрично)

Окципитальная область (область физиологической ямки)

Сканирование паравертебрально вдоль шейно-грудного отдела позвоночника справа и слева

по 2 мин с каждой стороны

Курс : 6-8 ежедневных процедур (рекомендуется проводить 2-3 курса в год, интервал между курсами 1,5-2 месяца).

Методики лазерной терапии просты, эффективны, легко выполнимы даже в домашних условиях.

Включение в данную схему лазерной терапии точек акупунктуры позволяет значительно увеличить эффективность применения лазерной терапии.

При проведении сеансов лазерной терапии детям с СНВГ, следует помнить, что перед началом процедуры на панели аппарата РИКТА 04/4 необходимо выставить мощность лазерного и инфракрасного излучения соответственно возрасту.

Возраст ребёнка

Мощность излучения

Дистантная методика 25 % (0,25) 2 см от поверхности

— обязательно покажите ребенка невропатологу и проведите необходимые обследования
— обеспечьте ребенка полноценной диетой, весной и осенью давайте ему витаминные комплексы (при условии, что у ребенка нет аллергии)
— соблюдайте режим дня (обязательный дневной сон)
— ежедневно гуляйте с ребенком на свежем воздухе (это способствует улучшению работоспособности мозга)
— принимайте ребенка таким, каков он есть — запаситесь терпением и спокойствием
— детский сад таким детям противопоказан — помните, что если лишить ребенка двигательной активности, то это замедлит его развитие
— не кричите на ребенка, исключите истеричные нотки в вашем голосе, не применяйте к нему силу
— будьте готовы к тому, что увлеченный бурной деятельностью ребенок не сразу услышит ваши слова-постарайтесь, чтобы ребенок как можно меньше смотрел телевизор
— приобщайте ребенка в разным видам спорта, учите его танцевать, плавать, кататься на коньках, играть в мяч, бегать
— не записывайте ребенка в спортивные секции — отвлекайте ребенка от «запретного» занятия — читайте ребенку книжки и обсуждайте их.

Любите своего ребенка!

источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Читайте также:  Физиотерапия при инфекционных болезнях

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность. СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.

Лечение. Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития:

  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.

Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.

Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают — гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.

Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.

  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.

Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.

Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.

  1. Сбор информации

Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:

  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.

Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности. Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.

Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.

    Читайте также:  Световой спектр в физиотерапии

    БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

    Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

    Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
    На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
    Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

    Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

      Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

      1. Когнитивно-поведенческие методы

      Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
      Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.

      • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
      • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
      • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
      • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».

      Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.

      1. Игровая терапия

      В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
      Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
      Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.

      • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
      • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью. Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
      • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
      • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
      • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» — ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
      • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
      1. Арт-терапия

      Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

      Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

      • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
      • Песочная терапия. Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
      • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
      • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.

      Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.

      1. Семейная терапия и работа с преподавателями.

      Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
      При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.

      Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

      Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

      • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
      • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
      • Используйте физический контакт. Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
      • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий. Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
      • Ставьте перед ребенком посильные задачи. Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
      • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций. За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
      • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности. Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
      • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий. Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
      • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
      • Будьте последовательны в своих требованиях. Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
      • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
      • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
      • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его. Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
      • Поощряйте ребенка заниматься спортом. Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
      • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
      • Оградите от длительного просмотрателевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.

      Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

      Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

      источник