Меню Рубрики

Физиотерапия в оздоровлении детей

Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

  • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
  • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
  • С 1 года – на лазеротерапию.
  • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
  • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

Польза этого лечебного метода доказана, причем для малышей всех возрастов, начиная с рождения. Действие массажа сказывается на развитии тела и организма ребенка, а еще на его поведении. Дети, для которых сеансы массажа стали привычным делом, больше времени бодрствуют, меньше плачут, быстрее засыпают и более уравновешенны. Хорошо влияет он и на становление иммунной системы. А для малышей с неврологическими проблемами, перенесших во время родов нехватку кислорода или травму, он станет главным средством реабилитации.

Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.

источник

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.
Читайте также:  Грушина физиотерапия у онкологических больных

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Читайте также:  Для чего нужна физиотерапия гальванизация

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Организм детей и особенности его работы в норме и патологии будут существенно отличаться от работы взрослого организма. Стадии созревания различных из органов и систем будут во многом зависеть от возраста малыша. Именно поэтому принципы физиотерапии в педиатрии основываются на применении ряда особых принципов. Разработаны как общие рекомендации для всех методов лечения, так и отдельные своды правил для назначения и проведения для отдельных физиотерапевтических процедур. В лечении детей могут использоваться различные виды лечения – это ультрафиолетовое облучение, применение ультразвука, УВЧ- или магнито-терапия, синусоидально-модулированные токи, электросон и многие другие. Все они имеют свой перечень показаний и противопоказаний.

Основные принципы физиолечения детей.
Важно помнить о том, что проведение физиотерапевтического лечения у детей должно комбинироваться строго с режимом питания общим режимом дня. Важно учитывать время, которое проводится ребенком на воздухе. При назначении процедур особое внимание необходимо уделять времени его кормления. Все процедуры можно проводить не ранее, чем через час после приема пищи, а затем следующий прием пищи должен быть также не ранее получаса-45 минут после процедуры. Если у ребенка отмечаются физическое перенапряжение или умственные перегрузки, то перед началом физиотерапии ребенку в обязательном порядке нужно отдохнуть.
В детском возрасте результаты от физиотерапевтических процедур могут сохраняться больше, и организм ребенка медленнее заново адаптируется. Именно поэтому повторный курс леченых процедур им стоит назначать реже, чем для взрослых пациентов. Если требуется использование одного и того же метода на одни и те же области, необходим перерыв как минимум в два месяца. При развитии более ранних периодов обострения заболевания необходимо предпочтение отдавать другим методам воздействия. А, исходя из того, что дети имеют склонность быстро утомляться, детям обычно назначают всего одну процедуру в день. Исключением могут служить случаи, когда этом возникает острая необходимость и необходимы более частые процедуры и воздействия. Это, к примеру, относится к болезням опорно-двигательной системы или кожных патологий. В таких случаях методы физиотерапии могут проводиться с интервалами более 2-3 часов.
Все системы детского организма имеют высокую подвижность и лабильность, и для того, чтобы можно было предупредить формирование негативных реакций среди детей, важно начинать воздействия минимальных доз процедуры, постепенно доводя их до оптимальных. Общие нагрузки при физиотерапии у детей должны быть намного ниже, чем среди взрослых. С той целью, чтобы соблюсти подобные требования, нужно предпринимать такие шаги:
— дозировки процедур должны быть уменьшены
— сокращается длительность самих процедур
— уменьшается площадь воздействия
— увеличивается промежуток между процедурами
— снижается количество процедур на курс лечения.
Помимо всего прочего, для бальнеологических процедур могут применяться меньшие концентрации соли и газа, стараются отказываться от общих процедур при физиотерапии.
В течение процесса лечения ребенка важно вести наблюдение за всеми реакциями организма детей. Об общем состоянии ребенка можно говорить, оценивая тот факт, каким будет сон и аппетит, прибавки веса и достаточный объем движения. Подобная оценка в состоянии ребенка важна, так как сами дети очень сложно могут описать свое состояние. При первых процедурах обычно необходимо присутствие врача, чтобы он мог оценивать влияние физиотерапии на здоровье ребенка.
У детей есть особые зоны, на которые запрещено воздействовать физиотерапией. К ним относят область проекции сердца, области ростовых зон костей, места нарушения кровообращения, эндокринные и паренхиматозные органы. Все особенности в детском организме и динамика развития его органов и систем будут накладывать определенные ограничения в проведении физиотерапии. Так, у детей не назначают процедуры, если он имеет сниженные возможности адаптации, если имеется опасность распространения болезни или отмечены изменения в реактивности организма. Не показана физиотерапия при гипотрофии, повышении температуры тела и склонности к кровоточивости.

Читайте также:  Физиотерапия при нервных и психических заболеваниях

Методы физиотерапии у детей.

Применение УФО у детей.
Ультрафиолетовое облучение показано детям с рождения, его активно применяют у новорожденных при борьбе с желтухой в роддоме. Показания для применения УФО – болезни пупка, пиодермии, состояние гиперкальциемии, если родничок с рождения малый или закрыт, патологии верхних дыхательных путей, бронхиты и пневмонии. Противопоказания относятся к общим противопоказаниям для всех физиопроцедур. Не назначают УФО при снижении гемоглобина у ребенка ниже 60 г\л.
Местное применение ультрафиолетового облучения не должна превышать 4% поверхности тела за одно воздействие. До полугода это 60 см2, до года около 80см2. В возрасте от года до трех лет это примерно 150 см2, для детей 4-7 лет это 200см2, до 12 лет это 300см2. После 12 лет местное облучение можно проводить на 400см2, при этом нельзя выбирать дозу более 2 биодоз облучения.
При проведении общего облучения максимальные дозы воздействий на весь курс лечения будет зависеть от возраста малыша, в среднем, она составляет 1.5-2 биодозы детям до двух лет, в старшем возрасте количество доз облучения увеличивается.

Методы гальванизации и электрофореза у детей.
Эти методы можно применять детям с месячного возраста. Плотность тока должна составлять 0,05 ма/см.кв. в среднем, процедура будет продолжаться 10-15 минут, это втрое меньше, чем для взрослых пациентов. Курс лечения для детей примерно составляет от 20 до 25 процедур, и это больше, чем для взрослых людей. Если применяются растворы адреналина или димедрола, тогда на одну процедуру будет достаточно одной разовой дозы.
Метод гальванического воротника применяют детям от двух лет, как и методики интраназальной гальванизации и методик Вермеля.

Применение лечебной физкультуры у детей.
Это практически самый важный из разделов физиопроцедур среди детей, особенно важный для детей в раннем возрасте. Различные упражнения при помощи мячей, надувных снарядов игрушек под контролем специалиста принесут много пользы детям с рождения. Курс, длительность и интенсивность, набор упражнений определяется врачом, исходя из конкретных патологий.

Применение динамических токов у детей.
Применяют подобный метод физиотерпии у детей не ранее семи лет, так как младшие дети плохо переносят подобные процедуры. Обычно такие процедуры применимы при вазомоторном рините, допустимой силой тока будет около 8-10ма, и этим достигается эффект вибраций, но не жжения.

Это далеко не все методики физиотерапии, применяемые у детей, мы поговорим во второй части еще о некоторых из них. Но важно знать, что физиолечение не относится к основному и не применяется, за редким исключением, в острой фазе патологии. За состоянием ребенка и эффективностью методик следит врач, который при необходимости, корректирует состояние или даже отменяет процедуры, если они плохо переносятся малышом.

источник

Физиотерапия для детей назначается при различных патологиях. Она помогает повысить иммунную защиту организма, снизить вероятность рецидивов хронических болезней, улучшить состояние ребенка. Физиотерапия у детей включает использование искусственных и природных факторов. Любая методика имеет свои показания и ограничения, которые обязательно учитываются при назначении физиотерапии детям.

Физиотерапия в детской практике имеет свои правила. Физиотерапевтическое лечение у детей можно применять до возникновения обострения болезни (в качестве профилактики). Для детей есть свои дозировки физиотерапевтического фактора (тока, облучения и других). Некоторые виды методов физиотерапии допускается сочетать между собой.

Детская физиотерапия осуществляется после общего лечения заболевания (иммунизации, антибактериальной, противовоспалительной терапии, лечебной физкультуры, хирургических методик). Во время проведения физиолечения в детской практике физиотерапевт обязательно ведет наблюдение за ребенком, при ухудшении состояния малыша лечение корректируют или отменяют.

Физиолечение следует осуществлять через 1 час после или за 30-45 минут до кормления ребенка. Лечение проводится в физиокабинете. Длительность физиотерапии в педиатрии должна быть меньше, чем рассчитана для взрослого. Сеансы терапии любого вида лучше осуществлять через сутки. Это поможет увеличить эффективность лечения и избежать осложнений после терапии. Если у ребенка серьезный воспалительный процесс, то возможно проведение лечения ежедневно на протяжении 4-5 суток для купирования воспаления.

Дозировать физиотерапевтический фактор следует аккуратно. В первые несколько сеансов нужно подавать минимальную дозу фактора (излучения, УФО, тока, магнитного облучения и других). Это необходимо для адаптации организма ребенка к процедуре физиолечения. Важно не испугать малыша на начальном этапе терапии.

Контроль эффективности лечения осуществляют по следующим признакам:

  • Общее самочувствие (хорошее).
  • Снижение болевого синдрома.
  • Повышение движений в суставах и мышцах.
  • Снижение возбудимости, которую сменяет бодрость.
  • Наличие положительной динамики по заболеванию.

После проведения физиотерапии действие лечебного фактора продолжается еще на протяжении всего дня. Поэтому ежедневно осуществлять физиолечение не следует. Физиопроцедура проводится перед общим лечением за 1-2 часа. Курсовую терапию повторно рекомендуют только через 1-2 месяца.

Ограничения к использованию физиотерапии у детей:

  • Снижение адаптационных механизмов.
  • Плохая реактивность.
  • Риск распространения инфекции.
  • Тяжелое состояние малыша.
  • Гипертермия.
  • Плохой кровоток в тканях и органах.
  • Дисфункция почек.
  • Туберкулез в активной фазе.
  • Новообразования.
  • Риск кровотечения.

Разновидности физиопроцедур, используемых в детской практике

Гальванотерапия, электрофорез с лекарственными препаратами, гальванофорез.

Аэроионизация.

Светотерапия Солнцелечение.

Инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое облучение.

Постоянное, переменное, пульсирующее магнитное поле.

Озокеритолечение, парафинотерапия, грязетерапия.

Ванны общие (пресные, хвойные, лекарственные и другие).

Ванны местные (для рук, ног, в положении сидя).

Души (дождевой, циркулярный, веерный, душ-массаж).

Обтирания, обливания, орошения.

Употребление внутрь минеральных вод.

Воздушные, солнечные ванны, купания, прогулки, сон на воздухе.

Электротерапия подразумевает применение электрического тока, магнитных и электромагнитных полей. Основными видами терапии являются гальванизация, электрофорез с лекарствами, СМТ, электросон, индуктотермия, дарсонвализация, УВЧ. Гальванизация – это методика, основанная на использовании слабого электрического тока до 60 В. Чаще электроды устанавливают на воротниковую и поясничную область (местное воздействие). Они считаются рефлекторными, что улучшает иннервацию, кровоток в прилегающих к этой области органах.

Общее воздействие на организм осуществляется по Вермелю. При этом у ребенка снижается частота сердечного ритма, повышается давление, усиливается кровоток на периферии. Ток при общем воздействии стимулирует работу мозга, ускоряет обменные процессы.

Гальванолечение показано детям при таких состояниях:

  • Патологиях нервной системы (бактериального, вирусного, травматического генеза).
  • Поражениях спинного мозга.
  • Болезнях суставного аппарата.
  • Мигренозной головной боли.
  • Патологиях пищеварительного тракта.

Длительность одной физиопроцедуры составляет 10-15 минут в зависимости от возрастной группы ребенка. Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-20 сеансов.

Электрофорез в педиатрии применяют для введения лекарственных препаратов. При помощи этой методики можно ввести лекарство, которое нельзя применять внутрь или инъекционно у ребенка. При помощи токов препарат вводится в небольших дозировках местно, поэтому не оказывает системного воздействия на организм малыша. Это является большим преимуществом, так как не возникает серьезных нежелательных эффектов.

Электрофорезом можно водить следующие вещества и препараты: Йодид калия, Трентал, Эуфиллин, Лидазу, Кальций, Калий и другие. Применяют общий электрофорез по Вермелю, электрофорез по типу воротника по Щербаку, назальную методику.

Показания для электрофореза:

  • Болезни двигательной сферы (артриты, дисплазии тазобедренного сустава).
  • Респираторные болезни, ЛОР-патологии (пневмонии, бронхиты, насморк, синуситы и другие).
  • Родовая травма.
  • Кривошея.
  • Нарушение тонуса мышц ног и рук.
  • Неврологические патологии (гипоксия).
  • Диатез.

Эффективность методики высокая. Лечение обязательно должно проходить в составе комплексной терапии. Длительность одного сеанса составляет 10-15 минут. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Лечение осуществляется через сутки. Если электрофорез проводится грудничку, то сеанс должен составлять 10 минут.

СМТ-терапия – это методика электролечения, при которой применяются синусоидальные токи. Лечение проводят детям с болезнями двигательной системы, при вегетососудистой дистонии, патологиях кровообращения, неврологических болезнях (невритах, невралгиях). Можно использовать СМТ-лечение при патологиях почек и мочевыводящей системы (энурез, пиелонефрит), гинекологических патологиях у подростков. Активно используют методику у пациентов с детским церебральным параличом, болезнями дыхательной системы (астма, бронхит, пневмония).

Детям лечение СМТ можно начинать с полугода. Электроды накладывают на область поражения (грудь, спину, на область сустава и так далее). Сеанс у детей может длиться от 5 до 20 минут в зависимости от возраста. Электроды у детей бинтами не фиксируют. Лечение проводят через сутки. Если ребенок плохо переносит синусоидальные токи, то лучше заменить терапию другим методом лечения.

Электросон подразумевает собой воздействие токов на головной мозг. Лечение показано детям с неврозами, астеническими состояниями, плохим сном, сильной возбудимостью, гипертонией, энурезом. Электросон активно используют у детей с бронхиальной астмой, нейродерматитом. Если у ребенка имеется органическое повреждение тканей мозга, то методику не используют. Не следует применять электросон при онкопатологии, пороках сердца в стадии декомпенсации, экземе лица, непереносимости тока, близорукости.

Электросон можно делать детям с 3-летнего возраста. Методика проводится следующим образом. Ребенка укладывают на кушетку, надевают на голову специальную маску. Она имеет приходящие провода, 4 датчика. Маска закрывает глаза. У детей ее нужно зафиксировать, чтобы она не смещалась. Во время терапии ребенок дремлет. Длительность физиопроцедуры составляет 10-15 минут. Курсовая терапия определяется врачом.

Дарсонвализация представляет использование токов большой частоты. В педиатрии показана только местная методика. Дарсонваль показан при поражении периферических нервов, болезнях кожного покрова (акне, плешивости), при головных болях у девочек-подростков. Терапия может проводиться у детей с энурезом, выпадением прямой кишки, для укрепления десен. Курсовая терапия составляет 8-12 физиопроцедур. Одна процедура длится 10-15 минут (в зависимости от возраста). Лечение осуществляется через сутки.

Индуктотермия позволяет повысить температуру тела (местно) при помощи тока. На фоне лечения увеличивается кровоток, улучшается венозный и лимфоотток, ускоряется обмен в тканях, снижается воспаление, уменьшается спазм мышц. Лечение проводят при спазме скелетной мускулатуры, хронической воспалительной реакции, патологии желудка, желчных путей, кишечника. Лечение можно проводить при гепатитах, пиелонефритах, легочных патологиях.

Одна физиопроцедура длится 10-15 минут. Лечение осуществляется через сутки. Курсовая терапия длится 10-15 сеансов.

УВЧ у детей используется достаточно широко. Лечение можно проводить с первых дней жизни малыша. УВЧ-терапия показана при патологиях двигательного аппарата, болезнях нервной системы, воспалительных и гнойных болезнях подкожно-жировой клетчатки, травмах спинного мозга, патологиях дыхательной и пищеварительной систем. Нельзя назначать терапию пациентам с болезнями сердца, онкопатологией, болезнями крови, а также при наличии имплантатов из металла в области наложения электродов.

На область поражения накладывают конденсаторные пластины с двух сторон. Между пластинками и кожей должен быть небольшой промежуток. Это помогает предупредить ожоги кожного покрова. Применяют очень слабые параметры прибора.

В зависимости от возраста ребенка терапия длится:

  • От полугода – не более 5 минут.
  • Полгода – 1 год – не более 7 минут.
  • 1-7-летний возраст – не больше 8 минут.
  • От 7 лет – не более 10 минут.

Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Если пластинки накладывают на грудь, то курсовая терапия должна длиться не больше 8 физиопроцедур. Для 1 области не назначают больше 2 курсов УВЧ в 1 год.

В педиатрии активно применяют светолечение. Чаще используют УФО облучение. Оно может быть местным и общим. Для детей обязательно рассчитывают биодозу. В зависимости от возраста интенсивность облучения составляет 1/10-¾ биодозы. Курсовая терапия 10 физиопроцедур. Лечение назначают пациентам с иммунодефицитами, часто болеющим детям, при наличии дефицита витамина Д.

УФО также осуществляют местно на область носоглотки, на ограниченный участок кожного покрова. Лечение включает 10 физиопроцедур. Один сеанс продолжается 5-10 минут.

У детей применяют также лазеротерапию. Для этого используют специальные приборы, генерирующие лазерное излучение с короткой длиной волны. Лазеротерапию применяют при патологиях кожного покрова, ЛОР-заболеваниях, стоматитах, герпесе и других болезнях.

Ультразвуковую терапию назначают детям при суставных патологиях, гинекологических болезнях у девочек, невралгиях, тонзиллитах, склеродермии. Нельзя осуществлять воздействие ультразвуковыми волнами на область ростковых зон костей. У детей используют слабую интенсивность облучения 0,1 — 0,6 Вт/см2.

Ингаляционная терапия в детской практике проводится с лекарственными препаратами, горным воздухом. Лекарства подаются с помощью ингаляторов. Можно применять небулайзеры, групповые, паровые ингаляторы. Ингаляционный способ лечения показан больным с бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Длительность одного сеанса равна 10 минут и более в зависимости от препарата.

Водолечение заключается в проведении ванн, душей. Они могут быть общие и местные. Ванны и души подразделяются на теплые, холодные, прохладные, горячие. В теплой ванне можно лежать 7-15 минут, в горячей 2-5 минут. В воду добавляют лекарственные травы (ромашку, шалфей и другие), хвойный, горчичный экстракт. Также допускается проводить местные ванны для рук, ног. Ванночки для рук положительно влияют на развитие ребенка, улучшают речь.

Теплолечение проводится при помощи грязей, парафина, озокерита, глины, песка. Лечение показано при патологиях суставов, болезнях нервной системы, после травм, при поражении дыхательных путей и ЛОР-органов. Грязи (теплые 40°С) наносят на кожу, оборачивают полиэтиленом. Длится процедура 10-15 минут. Курсовая терапия грязелечения составляет 8-10 сеансов. Лечение осуществляют дважды за неделю.
Парафинотерапия и озокеритотерапия осуществляются в виде аппликаций на область ног, рук, суставов, груди, спины, в зависимости от патологии. Парафиновые и озокеритовые массы нужно расплавить, остудить до 40 °С. Массу наносят на пораженную область, покрывают полиэтиленом. Сверху накрывают одеялом. Детям часто делают парафиновые сапожки и варежки. Длительность сеанса составляет 20 минут. Курсовая терапия 10-15 физиопроцедур.

В детской практике используют большое количество методик физиотерапии. Они должны проводиться в соответствии с особенностями детского организма. Сеансы у детей короче, чем у взрослых. Интенсивность излучения, тока и других факторов должны быть меньше. Перед проведением терапии нужно обязательно обратиться к педиатру, так как любая процедура имеет свои противопоказания. Консультация доктора поможет избежать осложнений.

источник