Меню Рубрики

Когда день рождения физиотерапии

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

8 сентября – Всемирный День физического терапевта (специалиста по физической реабилитации). История профессии

Автор статьи: к.м.н. Мокиенко О.А.

Именно в этот день в 1951 году в Копенгагене была создана Международная конфедерация физической терапии (WCPT), объединяющая на сегодняшний день более 350 тысяч профессионалов по физической реабилитации из разных стран. По инициативе WCPT с 1996 года 8 сентября является Всемирным днём физического терапевта. Каждый год на сайте WCPT освещаются мероприятия, посвящённые Всемирному Дню физического терапевта в разных странах.

В России к специалистам по физической реабилитации традиционно относят врачей и инструкторов ЛФК, неврологов-реабилитологов. В данный момент также формируется профессиональный стандарт для «физического терапевта» и «эрготерапевта». Все перечисленные специалисты по праву могут считать 8 сентября своим профессиональным праздником.

Документированная история физической терапии насчитывает как минимум 2,5 тысячи лет. С течением времени физическая терапия превратилась из простых мануальных воздействий в сложный терапевтический комплекс, включающий различные специализированные методики.

Давайте обратимся к истории данного направления медицины.

Первая документация по физической терапии датируется V веком до н.э. и принадлежит перу Гиппократа. «Отец медицины» описал идею мануального подхода для облегчения боли. Помимо Гиппократа преимущества упражнений и физических воздействий при ряде заболеваний описал другой древнегреческий ученый Гектор, а также древние ученые Персии, Китая и Египта.

На протяжении веков в области физической терапии наблюдался лишь незначительный прогресс. Только в девятнадцатом веке в Европе началось оформление физической терапии в отдельную профессию, сформировались первые профессиональные сообщества.

    В 1813 году Пер Генриг Линг, «Отец шведской гимнастики», основал Королевский центральный институт гимнастики для массажа, мануальных манипуляций и физических упражнений. Для обозначения специалистов, «кто занимается гимнастикой для больных» появилось отдельное шведское слово «sjukgymnast». В 1887 году физическая терапия была официально зарегистрирована Национальным советом по здравоохранению и благосостоянию Швеции.

    В 1894 году четыре медсестры в Великобритании сформировали Привилегированное общество по физической терапии (Chartered Society of Physiotherapy), которое на сегодняшний день является одним из наиболее крупных профессиональных сообществ.

В XX развитие физической терапии в основном было обусловлено последствиями двух Мировых войн. Однако были и другие предпосылки.

    Физическую терапию как отдельный предмет стали преподавать в образовательных учреждениях: на базе Университета Отаго в Новой Зеландии (1913 г.) и колледжа в Портленде, США (1914 г.).

С 1917 по 1918 год физическая терапия в качестве «реабилитационной терапия» была очень востребована в связи с большим количеством раненых в Первую мировую войну.

Вспышка полиомиелита в 1920-х годах способствовала ещё большему спросу на физических терапевтов, что привело к большим прорывам в методах лечения. В следующие несколько десятилетий наблюдался дальнейший прогресс в данном направлении как следствие увеличения знаний в области медицины.

В 1921 Мэри Макмиллан учредила Американскую Женскую Физическую Терапевтическую Ассоциацию. Позднее организация была переименована на Американскую ассоциацию физической терапии (APTA). Мэри Макмиллан стала известна как «Мать физической терапии».

Невероятный прорыв в области физиологии и психологии в советской науке явился катализатором дальнейшего развития реабилитации во всём мире. Среди выдающихся трудов отечественных учёных, которые и по сей день являются базовыми концепциями двигательной реабилитации, прежде всего можно выделить следующие:

    Анохин П.К., «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности» (1935 г.), «Философские аспекты теории функциональной системы» (1978) и др. работы – труды выдающегося физиолога, создателя теории функциональных систем.

Бернштейн Н.А., «О построении движений» (1947 г.) – фундаментальный труд выдающегося психофизиолога XX столетия и основоположника биомеханики. Более 50 лет продолжается развитие теорий двигательного контроля Бернштейна и системной организации функций Анохина, что находит отражение в обосновании множества прикладных подходов, используемых специалистами во всём мире.

Лурия А.Р., «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962 г.), «Основы нейропсихологии» (1973 г.) и др. работы – труды основоположника направления «нейропсихология», которая затем была выделена в специальную отрасль психологической науки, получила международное признание и явилась основой современной нейрореабилитации.

  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., «Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения» (1945 г.) — классический труд, в котором подводятся итоги исследований по восстановлению двигательных функций руки после ранений. Авторы дают научно-обоснованную теорию функциональной двигательной терапии.
  • Данные фундаментальные труды получили мировое признание и послужили мощнейшим толчком развития физической терапии и нейрореабилитации, о чем до сих пор пишут Оливер Сакс, Элхонон Голдберг и другие всемирно известные нейрофизиологи и нейропсихологи.

      Если проследить эволюцию физической реабилитации в XX в., то в этом развитии прослеживаются несколько эпох: «ортопедический» подход, главенствовавший до 40-50-х годов, сменился методами, направленными на активизацию процессов нейропластичности и обучение движению.

    Именно в 40-х – 50-х годах XX столетия были разработаны нейрофизиологические методы ЛФК: бобат терапия, проприоцептивная нейромышечная фасилитация (ПНФ), сенсорные коррекции. Каждый из этих методов был своего рода протестом против традиционных, «ортопедических», подходов к реабилитации больных с двигательными нарушениями.

    Чуть позже, преимущественно в 80-х годах прошлого столетия, появились методы активного двигательного обучения: целенаправленное двигательное обучение (task-oriented training), в том числе в виде CI-терапии и интенсивной круговой тренировки. Их создатели не только ориентировались на физиологические концепции восстановления функции, но и рассматривали организацию движения с точки зрения его зависимости от окружающей среды в которой движение выполняется, и цели, которая достигается посредством выполнения данного движения.

    В 1980-х годах произошёл ещё один скачок в развитии направления в результате использования компьютеров и высоких технологий в медицине и науке в целом. Также разработаны и внедрены в медицинскую практику различные устройства (прежде всего электростимуляция), что повысило эффективность двигательной реабилитации.

    В течение последних десятилетий XX века на Западе появились более узкие направления в рамках физической терапии: кардиологическая, неврологическая физическая терапия, спортивная медицина и многие другие.

    В настоящее время в двигательную реабилитацию пациентов с различными заболеваниями внедрены высокотехнологичные методы: роботизированные устройства, нейрокомпьютерные интерфейсты, транскраниальная стимуляция головного мозга, технологии виртуальной реальности. Однако именно базовые методы физической реабилитации (комплекс лечебной гимнастики, эрготерапия, CIMT) остаются основными и наиболее эффективными подходами в отношении восстановления двигательной функции согласно последним данным доказательной медицины. Высокотехнологичные методы являются «адъювантной терапией»: их добавление как правило повышают эффективность восстановления, однако заменить базовые методы реабилитации они не могут.

    Физический терапевт не только не заменим в современной реабилитации, но и считается одной из 10 наиболее перспективных специальностей будущего!

    сооснователь проекта «Академия Ренейро»

    «В двигательной реабилитации нельзя работать не по призванию, ведь для наших пациентов нужно быть не только физическим терапевтом, но и тонким психологом, и сильнейшим воодушевителем. Поздравляю всех специалистов из области двигательной реабилитации с их профессиональным праздником! Сил, здоровья и восполняющейся энергии!»

    сооснователь проекта «Академия Ренейро»

    «С конца 90-х годов прошлого века активно развиваются технологии, направленные на снижение доли человеческого участия в реабилитационном процессе – роботизированная терапия, системы виртуальной реальности, транскраниальная магнитная и электростимуляция и другие. Однако несмотря на прогнозы футуристов прошлого века, на основании данных доказательной медицины, полученных лишь за последние несколько лет, можно заключить, что определяющая роль в восстановлении неврологических больных до сих пор принадлежит работе специалиста по физической реабилитации.
    С праздником, дорогие коллеги!»

    источник

    ( по В.С.Улащику, 1993)

    Наименование метода физиотерапии Возраст ребенка Период между повторными курсами лечения
    Гальванизация местная и электрофорез 4-6 недель 1 месяц
    Гальванизация общая и электрофорез 5 лет 1 месяц
    Электросонтерапия 2-3 года 2-3 месяца
    Центральная электроанальгезия 2-3 года 2-3 месяца
    Диадинамотерапия( диадинамофорез ) 2-3 года 10 дней
    СМТ-терапия (амплипульстерапия ) 3 месяца 6 дней
    Флюктуоризация 6 месяцев 6 дней
    Электродиагностика 2 месяца
    Электростимуляция 6 месяцев 1 месяц
    Чрезкожная электростимуляция 2-3 года 2 месяца
    Дарсонвализация местная 2 года 1 месяц
    Ультратонтерапия 1 месяц 1-2 месяца
    Индуктотермия 5 лет 2-3 месяца
    УВЧ-индуктотермия 5-6 месяцев 1-3 месяца
    УВЧ-терапия первые дни жизни 2-3 месяца
    Микроволновая терапия 2 года 2-3 месяца
    Магнитотерапия 1-1,5 года 1-2 месяца
    Франклинизация общая 14-15 лет 5 месяцев
    Франклинизация местная 5-7 лет 2 месяца
    Аэроионотерапия 5-7 лет 2 месяца
    Ингаляционная терапия первые дни жизни 1 месяц
    Инфракрасное облучение первые месяцы жизни 1 месяц
    УФО общее первые месяцы жизни 2-3 месяца
    УФО местное первые дни жизни 1 месяц
    Лазеротерапия 1,5-2 года 2-3 месяца
    Ультразвуковая терапия 2-3 года 2-3 месяца
    Массаж первые дни жизни 1 месяц
    Подводный душ-массаж 2 года 2-3 месяца
    Подводное вытяжение 14-15 лет 1-2 месяца
    Гидрокинезотерапия первые дни жизни 1 месяц
    Углекислые, кислородные, жемчужные ванны 2-3 года 2-3 месяца
    Сульфидные, скипидарные, радоновые ванны 5-7 лет 5-6 месяцев
    Лекарственные и минеральные ванны 1-2 месяца 1-2 месяца
    Оксигенотерапия 4-5 лет 1 месяц
    Парафинолечение первые дни жизни 1-2 месяца
    Озокеритолечение 6 месяцев 1-2 месяца
    Грязелечение местное 2-3 года 2-3 месяца
    Аэро- и гелиотерапия 2-3 месяца 1-2 месяца
    Талассотерапия 2-3 года 1 месяц
    Иглотерапия 2 года 1-2 месяца
    Читайте также:  Ультразвуковая диагностика в физиотерапии

    Функциональные особенности детского организма, состояние нервной системы, возрастные и морфофункциональные изменения кожи обуславливают специфическую ответную реакцию на действие лечебных физических факторов.

    1. Результат лечения возникает раньше, при меньших дозах воздействия и меньшей продолжительности курса лечения.

    2. Дозировка физических факторов должна быть более осторожной.

    3. По нервным волокнам раздражение распространяется на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

    4.Реакция организма на действие физических факторов связана не только с нервно-рефлекторными и вегетативными сдвигами, но и с влиянием измененного метаболизма клеток и тканей на ЦНС. Процессы обмена веществ у детей характеризуются большой напряженностью и лабильностью, по этой причине биологически активные вещества образуются раньше и в большем количестве, чем у взрослого.

    1. Причинами изменения реакции ЦНС на действие физических факторов могут быть инфекция и интоксикация, нарушающие условно-рефлекторную деятельность. Этим объясняют разную реакцию здорового и больного ребенка на один и тот же фактор, необходимость по мере выздоровления ребенка изменения дозировок в процессе лечения.

    2. Поверхность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых, этим объясняется значительная чувствительность ребенка к действию физических факторов. У новорожденных и грудных детей роговой слой эпидермиса очень тонок, а зародышевый, где происходит рост клеток, развит сильнее; связь между эпидермисом и собственно кожей более слабая, поэтому кожа в большей степени ранима. Однако она обладает повышенной способностью к регенерации ее; капиллярно-сосудистая сеть более сильно развита, просвет сосудов долго остается относительно широким, тонус сосудов – лабильным, вследствие чего гиперемия кожи, являющаяся типичной реакцией на действие многих физических факторов, возникает легче и при меньших дозах, чем у взрослых.

    3. Большое содержание воды и повышенная проницаемость клеточных мембран кожи ребенка способствуют повышению всасывания, мацерации, по этой причине тактильные, температурные, химические и болевые раздражения у детей раннего возраста вызывают не только местные, но и рефлекторные общие реакции. Но реактивные изменения в коже проходят быстрее, например, эритемная реакция на воздействие ультрафиолетовых лучей появляется спустя 2 – 4 часа и исчезает быстрее, чем у взрослых.

    4. Потовые железы кожи у детей полностью не развиты, потоотделение до 4 месяцев слабое, подкожно-жировой слой состоит преимущественно из рыхлой клетчатки и выражен хорошо, поэтому возможно нарушение терморегуляции организма (перегревание).

    Своеобразие методических приемов при физиолечении детей:

    · применение гальванического тока меньшей плотности (в 2-3 раза), чем у взрослых;

    · уменьшение продолжительности процедур гальванизации и электрофореза до 15-20 минут;

    · воздействие электрического поля УВЧ — аппаратом небольшой мощности (30-80 Вт);

    · в курс лечения нежелательно вводить две процедуры из группы высоко-, ультра- и сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний;

    · первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата;

    · нельзя проводить подряд несколько процедур (приводит к переутомлению), но при необходимости можно использовать два физических фактора, действующих синнергично, например: УФО зева и воздействие электрическим полем УВЧ на область тонзиллярных лимфатических узлов при тонзиллите;

    Эффект физических факторов зависит от обстановки, в которой проводят лечение. Неблагоприятные условия внешней среды могут привести к образованию отрицательного условного рефлекса и ухудшить результат лечения. Поэтому в комнате отдыха и физиотерапевтических процедур должны быть соответствующая мебель, картины, легко моющиеся игрушки. Необходимо соблюдать тишину, поддерживать соответствующую температуру, иметь запас чистого белья. После процедуры ребенку рекомендуется отдых. Процедуры следует проводить не ранее, чем через 1 час после кормление и не позднее чем за 45-30 минут до следующего кормления.

    Действие фактора не исчерпывается только процедурой, после ее окончания в фазе последействия в организме вновь происходят функциональные сдвиги. Ряду методов физиотерапии свойственно выраженное последействие, например ультразвуку. Более выраженный терапевтический эффект выявляется через 1,5 – 3 месяца после курса лечения, в связи с этим необдуманное назначение процедур в этом периоде может ухудшить состояние больного.

    Общие противопоказания к проведению физических факторов в педиатрии:

    · Температура тела выше 37,5°С.

    · Болезни крови, повышенная кровоточивость

    · Туберкулёз в активной фазе и в период виража туберкулиновых проб.

    · Недостаточность кровообращения 2-3 ст.

    · Выраженная почечная недостаточность.

    · Выраженная печёночная недостаточноть.

    Имеются частные противопоказания: индивидуальная непереносимость или повышенная чувствительность к физическому фактору, а также заболевания и патологические состояния, при которых физиотерапевтическое воздействие вызывает нежелательные и побочные эффекты.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10024 — | 7496 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

    Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

    Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

    Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

    • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
    • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
    • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
    • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
    • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
    • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

    Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

    • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
    • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
    • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
    • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
    • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
    • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
    • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
    • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
    • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
    • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
    • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

    Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

    • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
    • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
    • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

    В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

    Физиолечение нельзя проводить:

    • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
    • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
    • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
    • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
    • при склонности к кровотечениям;
    • при сниженной массе тела;
    • на области с нарушением целостности кожного покрова;
    • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
    • при снижении адаптационных возможностей организма;
    • при выявленной непереносимости физического фактора.

    Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

    Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

    Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

    Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

    Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

    Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

    Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

    Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

    Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

    В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

    Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

    Ультрафиолетовое облучение

    Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

    Существуют общая и местная методики.

    Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

    Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

    При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

    Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

    Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

    Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

    Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

    Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

    Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

    При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

    Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

    Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

    Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

    В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

    Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

    Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

    Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

    Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

    Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

    Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

    Читайте также:  Физиотерапия при хроническом гастродуодените

    Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

    Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

    Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

    источник

    Помните, как после перенесенной простуды педиатр назначал пациенту курс «прогреваний» носа, горла, грудной клетки, уха и так далее? Кому-то это помогало? Никто не может с уверенностью ответить на этот вопрос, но назначали этот метод повсеместно.

    Оказывается, физиотерапия во всем мире и физиотерапия на постсоветском пространстве — две разные вещи. Чем одна отличается от другой и почему вторая не работает, «Летидору» рассказал главный врач детской клиники доказательной медицины DocDeti Сергей Анатольевич Манихин.

    Сергей Анатольевич Манихин

    Это сравнение неплохо объясняет, чем одна физиотерапия отличается от другой.

    Цель физиотерапии на Западе — помочь пациенту восстановиться после болезни, операции или травмы. Это целый комплекс мер реабилитации, который разрабатывают в соответствии с нуждами конкретного пациента.

    Наша физиотерапия исходит из принципа «дайте мне таблетку от всего». Мало кому хочется вести здоровый образ жизни, правильно питаться, двигаться и закаляться. Куда проще выпить таблеточку и полежать погреться. Поэтому аппараты физиотерапии имеются на любой вкус и цвет (в прямом смысле, если говорить о свето- и цветотерапии) и «спасают» при любом недуге — от соплей до боли в спине.

    Физиотерапия во всем мире необходима пациентам для реабилитации после потери двигательной функции, в том числе из-за ампутации, травм спинного мозга, инсультов и так далее.

    В странах СНГ в физиотерапевтический кабинет по большей части беспокойные мамы водят своих детишек погреть носик, спинку и грудную клеточку, чтобы «восстановиться» после простуды.

    Дети (и все люди в принципе) заболевают ОРЗ не из-за переохлаждения, а из-за того, что подхватывают вирусы от других людей.

    УВЧ-терапия, одна из популярных методик советской физиотерапии, заключается в воздействии высокочастотного электромагнитного поля (по сути, тепла) на организм пациента. Заявляется, что такая терапия усиливает иммунные процессы и оказывает противовоспалительное действие.

    Эффективность УВЧ-терапии в лечении ОРВИ не доказана, а вот риск получить ожог вполне реален.

    Многим знаком из детства такой метод «лечения», как электрофорез. Причем по разным причинам, так как его сфера применения велика: ЛОР-заболевания, заболевания ЖКТ, сердечно-сосудистой системы и, конечно, болезни опорно-двигательного аппарата (список можно продолжить).

    Суть электрофореза заключается в введении лекарственного вещества неинвазивным способом (без иглы!) прямо в нужную точку (туда, где болит). Делается это благодаря электрическому току.

    К счастью, или к сожалению, эпидермис что попало вглубь кожи не пускает. Если ток двигает молекулы лекарства, то не дальше барьера кожи.

    В качестве эффекта, например, при болях в спине, срабатывает отвлекающий маневр — на больное место электрофорез воздействует как анестетик (такой же эффект оказывают жгучие мази и препараты с ментолом).

    Кроме кратковременного обезболивающего эффекта электрофорезу нечего предложить. Если пациента мучают беспричинные боли в спине, а врач отмахнулся от него и назначил 10 сеансов электрофореза, вероятнее всего, с пациентом все в порядке, ему бы больше двигаться, а не лежать греться на кушетке за шторками.

    ВЛОК (внутрисосудистое лазерное облучение крови) — очень популярный российский физиотерапевтический метод, применяемый для улучшения состояния крови.

    Клиники, исповедующие советскую физиотерапию, рекламируют ВЛОК как средство, которое поможет забеременеть, повысить антимикробную сопротивляемость организма и противостоять огромному числу недугов от герпеса до ишемической болезни сердца.

    Та самая «таблетка от всего»! Доказательств эффективности ВЛОК нет. Непонятно, как лазер воздействует на кровь и к каким последствиям это может привести.

    источник

    Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

    Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

    Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

    Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

    Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

    • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
    • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
    • С 1 года – на лазеротерапию.
    • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
    • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

    Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

    Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

    Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

    Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

    Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

    Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

    Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

    Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

    Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

    Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

    Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

    Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

    Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

    Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

    Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

    Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

    Польза этого лечебного метода доказана, причем для малышей всех возрастов, начиная с рождения. Действие массажа сказывается на развитии тела и организма ребенка, а еще на его поведении. Дети, для которых сеансы массажа стали привычным делом, больше времени бодрствуют, меньше плачут, быстрее засыпают и более уравновешенны. Хорошо влияет он и на становление иммунной системы. А для малышей с неврологическими проблемами, перенесших во время родов нехватку кислорода или травму, он станет главным средством реабилитации.

    Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

    Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

    Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

    Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.

    источник

    Сергей Александрович (Израиль Моисеевич) Бруштейн

    Современные врачи и пациенты не знают, что 100 лет назад не существовало термина «физиотерапия». Такие виды лечения, как светолечение, водолечение, массаж, простейшее электролечение – использовались издавна, но именно С.А. Бруштейн превратил ее в самостоятельную дисциплину, сделал наукой, основал НИИ физиотерапии, ассоциацию физиотерапевтов, созвал съезд физиотерапевтов и т.д. Не только врачи, но и просвещенные граждане нашей страны должны знать и не забывать этого выдающегося врача, ученого, педагога, общественного деятеля, организатора отечественного здравоохранения.

    Читайте также:  Лекции по физиотерапии лекции видео

    Сергей Александрович (Израиль Моисеевич (Мовшевич)) Бруштейн родился 3 (16) апреля 1873 года в с. Усолье Пермской области в купеческой семье, в 1892 г. окончил Пермскую гимназию, в 1897 г. – медицинский факультет Казанского университета, получил звание «лекаря с отличием». С 1898 по 1903 г., работая в клинике душевных и нервных болезней военно-медицинской академии под руководством В.М. Бехтерева, молодой врач заинтересовался физическими методами лечения и стал их серьезно изучать. Сдав в 1898 – 1899 учебном году экзамены на степень доктора медицины, лето 1899 г. он потратил на изучение лечебного дела на курортах Австрии, Германии, Швейцарии, лето 1900 г. и 1901 г. провел в знаменитых западных клиниках.

    С 1901 г. стал исполнять обязанности ассистента Клинического института в.к. Елены Павловны по отделению физических методов лечения и в ноябре 1905 г. был утвержден в этой должности, с энтузиазмом преподавал массаж, гидротерапию, светолечение, учение о минеральных водах – под руководством профессора В.А. Штанге. Забегая вперед, скажем, что в 1911 году он стал доцентом, в марте 1917 – профессором, в марте 1918 г. после смерти В.А. Штанге возглавил кафедру, которая впервые в стране получила название кафедры физиотерапии и курортологии. В начале 1920 года Бруштейн был избран директором института, который стал называться ГИДУВ (в настоящее время – Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, до этого – МАПО), но об этом впереди.

    С 1902 г. С.А. Бруштейн состоял врачом по нервным болезням в амбулатории общины Св. Евгении Красного креста (в советское время – больница им. Я.М. Свердлова). В январе 1904 г. – по объявлении русско-японской войны – призван в армию и назначен младшим ординатором в полевой запасной № 13 госпиталь, в апреле 1905 г. – младшим врачом Новгородского местного лазарета и с того же времени по январь 1906 года (тогда он был уволен в запас) исполнял обязанности ординатора Колмовской психиатрической больницы Новгородского губернского земства.

    Вернувшись в Санкт-Петербург, С.А. Бруштейн погрузился в научно-практическую работу, итогом которой стала диссертация, защищенная в 1910 г. в Военно-медицинской академии, «О влиянии общих электро-световых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека», она исходила из лаборатории клиники душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (акад. В.М. Бехтерев) и из отделения физических методов лечения Императорского клинического института в.к. Елены Павловны (проф. В.А. Штанге). Трогательно посвящение работы своим родителям и благодарность «за любезное содействие» Е.С. Боришпольскому, Ж.И. Израэльсону, В.П. Протопопову и В.В. Срезневскому. В диссертации описаны история изобретения ванн, их устройство, преимущество перед турецкой, паровой или римско-ирландской баней, методики применения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, «астматическом процессе», кожных болезнях, ишиасе, невралгии тройничного нерва, неврозе. Первые два – три сеанса рекомендовалось проводить в присутствии врача. Выводы касались целесообразности объективизации электро-световых ванн на организм, разницы в воздействии света через красное стекло (снижает возбудимость) и синее (повышает возбудимость), подтверждалась эффективность теплового эффекта этих ванн, был сделан очень важный вывод о возможностях использования ультрафиолетового излучения. Более 100 лет тому назад Бруштейн установил обезболивающий эффект коротковолнового УФО, о чем, к сожалению, нередко забывают современные врачи.

    Итоговый вывод С.А. Бруштейна характеризует его как будущего выдающегося организатора – он предлагает «в интересах более правильной постановки медицинской помощи неимущему населению столицы» устройство при городских больницах амбулаторных и стационарных отделений для пользования физическими методами. Этой идее С.А. Бруштейн остался верен всю жизнь.

    Диапазон интересов в сфере физических лечебных факторов у Бруштейна в течение его трудовой деятельности менялся, но светолечение, кажется, оставалось любимой темой. Позже он писал: «Фототерапия занимает выдающееся место в ряду других способов лечения, простирая свои показания почти на всю патологию».

    Любопытно, что первая, по нашим исследованиям, его работа в русле физиотерапии, которая называлась «К вопросу о действии электрического тока высокого напряжения на человеческое тело», была написана в 1901 г. Интересны слова автора: «Если XIX столетие называют веком господства человека над природой, то этому не мало способствовало применение электричества». До защиты диссертации С.А. Бруштейн писал о вазомоторном центре продолговатого мозга, об успехах рентгенотерапии (она тогда относилась к физиотерапии), о лечении невралгии УФ-лучами, о русской бане в медицинском отношении, на Пироговском съезде докладывал о светолечении нервных и душевных болезней.

    Мы обратили внимание на то, что публикация 1901 г. имеет пометку: из поликлиники общества «Врачебная помощь бедным больным в Петербурге». Наверное, резюме его диссертации связано с этим не отраженным в биографии фактом лечебной практики Бруштейна.

    Авторам этой статьи, как сотрудникам Военно-медицинской академии, С.А. Бруштейн дорог и интересен как создатель военной физиотерапии. Во время Первой Мировой войны в госпиталях и лазаретах оказывалась исключительно хирургическая помощь, идея о создании физиотерапевтической помощи раненым возникла у Бруштейна в 1914 г., он обратился с докладной запиской в Главное Управлении Российского общества Красного креста, но не нашел понимания.

    Настойчивость и целеустремленность Бруштейна достойны восхищения: в 1915 г., когда на III съезде деятелей Всероссийского союза городов позвучала мысль о необходимости широко развернуть общественные организации помощи раненым и увечным воинам, в частности, специальные институты для восстановления их боеготовности и работоспособности, Бруштейн снова выступил со своей инициативой. Это был доклад на заседании Петроградского комитета Всероссийского союза городов, членом правления которого Бруштейн стал, он предложил создать при лазаретах стационарные отделения физических методов лечения, назвать их физиотерапевтическими, по окончании войны они должны были войти в сеть городских лечебных учреждений для обслуживания гражданского населения. Более того – Бруштейн планировал ознакомление врачей разного профиля с основами физической терапии на базе этих отделений и в гражданских больницах, даже научно-исследовательская работа была им предусмотрена. Проект был принят – и с июня 1916 года С.А. Бруштейн возглавил Петроградский физиотерапевтический институт (ул. 5-я Рождественская, ныне Советская, дом 4). До этого, можно отметить, был предложен лазарет № 255. Он оказался непригоден, выделенный затем Таврический городской лазарет № 193 (ул. Таврическая, дом 45) тоже не удовлетворял всем требованиям. Здание, в котором обосновался на долгие годы будущий НИИ физиотерапии, имел опыт медицинской деятельности. Сергей Александрович руководил институтом до 1931 года и создал, без преувеличения, блестящую плеяду физиотерапевтов.

    Просто невозможно не рассказать, какой поистине уникальный, революционный проект представил и осуществил С.А. Бруштейн весной и летом 1915 года, это – «первая плавучая санатория на Волге». Среди диагнозов – отравление удушливыми газами, травматический невроз, упадок питания, неврастения, хлороз и т.п. В распоряжении проходящих естественное и приятное лечение (массаж, электризация, механотерапия, солнечные ванны, водоэлектросветолечение, лечение лежанием) были библиотека, шахматы, два пианино, граммофон, гармония, балалайки, во время остановок – рыбная ловля. Во время следования «обыватели встречали возгласами «ура» и засыпали подарками и цветами» воинов, утративших на фронте здоровье. Эти рейсы по Волге имели «иногда прямо магическое действие» – писал изобретатель такого вида санаторно-курортного лечения. Не пора ли об этом вспомнить сейчас?

    О государственном масштабе мышления и колоссальном творческом потенциале С.А. Бруштейна говорит перечень обязанностей, которые он исполнял до революции:
    — член Петроградского городского и областного комитетов Всероссийского союза городов;
    — заведующий медицинской частью, председатель медицинского бюро Петроградского городского комитета Всероссийского союза городов;
    — председатель Санаторно-курортной комиссии;
    — председатель Главного и Петроградского комитета Союза городов и особой комиссии Верховного совета по организации помощи военно-увечным.

    По его инициативе организован Делегатский совет врачей Петроградского комитета Союза городов – первая профессионально-общественная врачебная организация в России, бессменным председателем которой был он.

    После февральской революции 1917 г. С.А. Бруштейн избран председателем Объединенного врачебно-санитарного совета г. Петрограда, после Октябрьской революции – председателем комитета по охране медицинских учреждений. Помимо этого он состоял членом:
    — Общего совета высших медицинских школ Петрограда;
    — Ученого комитета при научно-медицинском отделе Комиссариата народного просвещения;
    — председателем Комиссии по реформе учебных и учебных медицинских учреждений в Петрограде;
    — членом Ученого медицинского совета при Народном комиссариате здравоохранения.

    Вполне закономерно, что такой видный деятель медицины был в начале 1920 года избран директором ГИДУВа (тогда он назывался Советский институт усовершенствования врачей), но следует вспомнить, что это была должность н только почетная: институт был на грани закрытия, нищенствовал, не отапливался, в городе царила разруха. Только могучая энергия С.А. Бруштейна, помноженная на оптимизм и энтузиазм, спасли институт от гибели. С.А. Бруштейн сохранил и укрепил материальную базу, привлек педагогические кадры, сумел выпустить за 10 лет свыше 200 научных работ, продолжил привлечение в качестве лечебных баз крупных больниц города. Главной базой для его кафедры с 1925 г. стал НИИ физиотерапии, его детище – с современной аппаратурой и новейшими лечебными методиками. С июня по ноябрь 1923 г. он еще был заведующим медико-санитарной частью Губздравотдела.

    С.А. Бруштейн отнюдь не формально исполнял это, казалось бы, неподъемное количество нагрузок, он был поистине благородным и бескорыстным служителем для страждущего человечества. Так, в тяжкие 1920-е годы он спасал от разграбления богатую библиотеку проф. Н.Н. Петрова, имя которого сейчас носит Онкологический институт, выделил ему служебное жилье в главном здании института, добился в КУБУ (Комиссия по улучшению быта ученых), назначения пенсии 75-летней вдове первого директора Института в.к. Елены Павловны – Э.Э. Эйхвальда. Деятельность С.А. Бруштейна распространялась на всю страну: он основал выпуск журналов «Физиотерапия» и «Журнал для усовершенствования врачей», на организованном по его инициативе в 1925 г. I Всероссийском съезде физиотерапевтов была создана Всероссийская ассоциация физиотерапевтов, бессменным председателем которой он был до 1940 года, а Ленинградское общество физиотерапевтов было им организовано раньше – в 1923 г., он руководил им до переезда в Москву.

    Необходимо сказать о том, что в ноябре 1927 года, на праздновании 30-летия деятельности С.А. Бруштейна нарком здравоохранения Н.А. Семашко торжественно объявил о присвоении юбиляру звания заслуженного деятеля науки РСФСР – одному из первых в стране! Позже он получил орден Трудового Красного знамени – очень редкая и почетная тогда награда.

    В 1930 году С.А. Бруштейн был переведен на работу в Москву, где возглавил Московский областной институт физиотерапии и физиопрофилактики, Центральный институт труда инвалидов, Государственный институт физиотерапии (1935 – 1938 гг.). Он был председателем оргкомитетов I (Ленинград, 1925 г.) и III (Харьков, 1935 г.) Всероссийских съездов физиотерапевтов и I Всесоюзного совещания врачей, биохимиков и физиков по вопросам применения высокочастотных и ультравысокочастотных волн в медицине (Москва, 1937 г.), об изданных под его редакцией трудах этих представительных форумов – несколько позже. С 1938 г. и в годы Великой Отечественной войны С.А. Бруштейн руководил кафедрой физиотерапии Новосибирского института усовершенствования врачей.

    Умер он 20 сентября 1947 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В десятую годовщину смерти Сергея Александровича его близкий друг Б.М. Бродерзон писал: «Его взыскательность и требовательность никогда не казались излишними, так как всегда вытекали из интересов дела. С ним было радостно и легко работать. Его творческий энтузиазм заражал его сотрудников. Вокруг него всегда царила атмосфера человечности и спокойной уверенности в своем деле. Всегда молодой, всегда бодрый, спокойный, жизнерадостный, остроумный, быстро умеющий находить главное в спорном вопросе, всегда оптимистически настроенный, идейный и глубоко принципиальный – таким навсегда остался в нашей памяти светлый облик этого большого человека». Мы не останавливаемся на перечне и характеристике научных трудов С.А. Бруштейна – это представляет интерес для специалистов и являет собой руководство для физиотерапевтов на долгие годы.

    Жизнеописание С.А. Бруштейна будет неполным, если не вспомнить семью, главой которой он был. Жена – Александра Яковлевна (1884 – 1968 гг.) – урожденная Выгодская, дочь и сестра известных врачей, была в театральных и литературных кругах известна даже более, чем муж – в медицинских. Она – автор свыше 60 пьес, множества художественных произведений, самое известное из которых, автобиографическое, «Дорога уходит вдаль». О ней оставили восторженные воспоминания К. Чуковский, С. Маршак, Л. Кабо, Ф. Вигдорова, Л. Разгон. Отношения между супругами были идеальными, они понимали и поддерживали друг друга. На заре их знакомства, когда С.А. Бруштейн, завидный жених, браковал всех претенденток, говоря, что с ними с тоски умрешь, выбрал будущую жену со словами: «С такой не заскучаешь!». Умирая, он с грустью сказал: «Тебе будет очень трудно…». Следует вспомнить трагический эпизод их жизни – фашисты, заняв Вильнюс, расстреляли отца Александры – 85-летнего врача Якова Иехильевича.

    Сын – Михаил Сергеевич (1907 – 1965 гг.) был главным инженером известной кондитерской фабрики «Красный Октябрь», талантливым изобретателем в сфере кондитерского производства. Дочь – Надежда Сергеевна (1908 – 1979 гг.) под псевдонимом Надеждина снискала мировую славу как создатель и бессменный руководитель ансамбля русского танца «Березка», народная артистка СССР, герой Социалистического труда.

    Для краеведов можем сообщить, что до того, как Бруштейны поселились в здании НИИ Физиотерапии на 5-ой Советской, д. 4, где прожили с 1916-го по 1930-й год – до отъезда в Москву, они жили на ул. Рубинштейна, д. 23 (тогда – Троицкая улица). Совсем рядом находилась Троицкая водолечебница и электросветолечебница Е.С. Боришпольского и С.А. Бруштейна в доме 26, кв. 11. Адреса Клинического института в.к. Елены Павловны (ул. Кирочная, д.41), больницы св. Евгении (ул. Старорусская, д.3), клиники душевных болезней ВМА (ул. Боткинская, д. 17) – общеизвестны.

    к.м.н. Л.А Батурина
    к.м.н. Л.М. Яковлева

    Батурина Людмила Андреевна – кандидат медицинских наук, врач-физиотерапевт высшей категории с 40 летним стажем, заведующая отделением физиотерапии клиники военно-полевой терапии Военно-медицинской академии, автор свыше ста научных работ, в том числе по истории медицины. Яковлева Любовь Михайловна – кандидат медицинских наук, врач-физиотерапевт высшей категории с 10 летним стажем, заведующая отделением физиотерапии клиники психиатрии Военно-медицинской академии.

    Семья Бруштейн. Сидят: мама Елена Семеновна, брат Сенечка, папа Яков Ефимович, стоят: Александра Яковлевна Бруштейн и ее муж Сергей Александрович Бруштейн

    Наши читатели наверняка помнят Сашеньку Яновскую – героиню замечательной автобиографической повести Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль». Всех нас в детстве волновал вопрос – как же в дальнейшем сложилась судьба этой обаятельной еврейской девочки с горячим сердцем и пытливым умом? Какой была взрослая жизнь Сашеньки, с ранних лет усвоившей жизненные уроки великодушного, зачастую сурового и бескомпромиссного отца – Якова Ефимовича, Врача с большой буквы. Недавно наши читатели – кандидаты медицинских наук Людмила Андреевна Батурина и Любовь Михайловна Яковлева – прислали нам очерк об основоположнике отечественной физиотерапии Сергее Александровиче (Моисее Израилевиче) Бруштейне. Очерк сам по себе заслуживает внимания – это биография выдающегося еврейского врача, ставшего основоположником целой отрасли медицины. Но, помимо этого, эта статья наверняка порадует тех, у кого «Дорога уходит в даль» до сих пор стоит на полке среди самых любимых книг: речь идет о супруге той самой Сашеньки Яновской, в замужестве – Александры Бруштейн.

    источник