Меню Рубрики

Лфк физиотерапия что это такое для детей

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Физиотерапия для детей назначается при различных патологиях. Она помогает повысить иммунную защиту организма, снизить вероятность рецидивов хронических болезней, улучшить состояние ребенка. Физиотерапия у детей включает использование искусственных и природных факторов. Любая методика имеет свои показания и ограничения, которые обязательно учитываются при назначении физиотерапии детям.

Физиотерапия в детской практике имеет свои правила. Физиотерапевтическое лечение у детей можно применять до возникновения обострения болезни (в качестве профилактики). Для детей есть свои дозировки физиотерапевтического фактора (тока, облучения и других). Некоторые виды методов физиотерапии допускается сочетать между собой.

Детская физиотерапия осуществляется после общего лечения заболевания (иммунизации, антибактериальной, противовоспалительной терапии, лечебной физкультуры, хирургических методик). Во время проведения физиолечения в детской практике физиотерапевт обязательно ведет наблюдение за ребенком, при ухудшении состояния малыша лечение корректируют или отменяют.

Физиолечение следует осуществлять через 1 час после или за 30-45 минут до кормления ребенка. Лечение проводится в физиокабинете. Длительность физиотерапии в педиатрии должна быть меньше, чем рассчитана для взрослого. Сеансы терапии любого вида лучше осуществлять через сутки. Это поможет увеличить эффективность лечения и избежать осложнений после терапии. Если у ребенка серьезный воспалительный процесс, то возможно проведение лечения ежедневно на протяжении 4-5 суток для купирования воспаления.

Дозировать физиотерапевтический фактор следует аккуратно. В первые несколько сеансов нужно подавать минимальную дозу фактора (излучения, УФО, тока, магнитного облучения и других). Это необходимо для адаптации организма ребенка к процедуре физиолечения. Важно не испугать малыша на начальном этапе терапии.

Контроль эффективности лечения осуществляют по следующим признакам:

  • Общее самочувствие (хорошее).
  • Снижение болевого синдрома.
  • Повышение движений в суставах и мышцах.
  • Снижение возбудимости, которую сменяет бодрость.
  • Наличие положительной динамики по заболеванию.

После проведения физиотерапии действие лечебного фактора продолжается еще на протяжении всего дня. Поэтому ежедневно осуществлять физиолечение не следует. Физиопроцедура проводится перед общим лечением за 1-2 часа. Курсовую терапию повторно рекомендуют только через 1-2 месяца.

Ограничения к использованию физиотерапии у детей:

  • Снижение адаптационных механизмов.
  • Плохая реактивность.
  • Риск распространения инфекции.
  • Тяжелое состояние малыша.
  • Гипертермия.
  • Плохой кровоток в тканях и органах.
  • Дисфункция почек.
  • Туберкулез в активной фазе.
  • Новообразования.
  • Риск кровотечения.

Разновидности физиопроцедур, используемых в детской практике

Гальванотерапия, электрофорез с лекарственными препаратами, гальванофорез.

Аэроионизация.

Светотерапия Солнцелечение.

Инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое облучение.

Постоянное, переменное, пульсирующее магнитное поле.

Озокеритолечение, парафинотерапия, грязетерапия.

Ванны общие (пресные, хвойные, лекарственные и другие).

Ванны местные (для рук, ног, в положении сидя).

Души (дождевой, циркулярный, веерный, душ-массаж).

Обтирания, обливания, орошения.

Употребление внутрь минеральных вод.

Воздушные, солнечные ванны, купания, прогулки, сон на воздухе.

Электротерапия подразумевает применение электрического тока, магнитных и электромагнитных полей. Основными видами терапии являются гальванизация, электрофорез с лекарствами, СМТ, электросон, индуктотермия, дарсонвализация, УВЧ. Гальванизация – это методика, основанная на использовании слабого электрического тока до 60 В. Чаще электроды устанавливают на воротниковую и поясничную область (местное воздействие). Они считаются рефлекторными, что улучшает иннервацию, кровоток в прилегающих к этой области органах.

Общее воздействие на организм осуществляется по Вермелю. При этом у ребенка снижается частота сердечного ритма, повышается давление, усиливается кровоток на периферии. Ток при общем воздействии стимулирует работу мозга, ускоряет обменные процессы.

Гальванолечение показано детям при таких состояниях:

  • Патологиях нервной системы (бактериального, вирусного, травматического генеза).
  • Поражениях спинного мозга.
  • Болезнях суставного аппарата.
  • Мигренозной головной боли.
  • Патологиях пищеварительного тракта.
Читайте также:  Физиотерапия магнит для почек

Длительность одной физиопроцедуры составляет 10-15 минут в зависимости от возрастной группы ребенка. Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-20 сеансов.

Электрофорез в педиатрии применяют для введения лекарственных препаратов. При помощи этой методики можно ввести лекарство, которое нельзя применять внутрь или инъекционно у ребенка. При помощи токов препарат вводится в небольших дозировках местно, поэтому не оказывает системного воздействия на организм малыша. Это является большим преимуществом, так как не возникает серьезных нежелательных эффектов.

Электрофорезом можно водить следующие вещества и препараты: Йодид калия, Трентал, Эуфиллин, Лидазу, Кальций, Калий и другие. Применяют общий электрофорез по Вермелю, электрофорез по типу воротника по Щербаку, назальную методику.

Показания для электрофореза:

  • Болезни двигательной сферы (артриты, дисплазии тазобедренного сустава).
  • Респираторные болезни, ЛОР-патологии (пневмонии, бронхиты, насморк, синуситы и другие).
  • Родовая травма.
  • Кривошея.
  • Нарушение тонуса мышц ног и рук.
  • Неврологические патологии (гипоксия).
  • Диатез.

Эффективность методики высокая. Лечение обязательно должно проходить в составе комплексной терапии. Длительность одного сеанса составляет 10-15 минут. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Лечение осуществляется через сутки. Если электрофорез проводится грудничку, то сеанс должен составлять 10 минут.

СМТ-терапия – это методика электролечения, при которой применяются синусоидальные токи. Лечение проводят детям с болезнями двигательной системы, при вегетососудистой дистонии, патологиях кровообращения, неврологических болезнях (невритах, невралгиях). Можно использовать СМТ-лечение при патологиях почек и мочевыводящей системы (энурез, пиелонефрит), гинекологических патологиях у подростков. Активно используют методику у пациентов с детским церебральным параличом, болезнями дыхательной системы (астма, бронхит, пневмония).

Детям лечение СМТ можно начинать с полугода. Электроды накладывают на область поражения (грудь, спину, на область сустава и так далее). Сеанс у детей может длиться от 5 до 20 минут в зависимости от возраста. Электроды у детей бинтами не фиксируют. Лечение проводят через сутки. Если ребенок плохо переносит синусоидальные токи, то лучше заменить терапию другим методом лечения.

Электросон подразумевает собой воздействие токов на головной мозг. Лечение показано детям с неврозами, астеническими состояниями, плохим сном, сильной возбудимостью, гипертонией, энурезом. Электросон активно используют у детей с бронхиальной астмой, нейродерматитом. Если у ребенка имеется органическое повреждение тканей мозга, то методику не используют. Не следует применять электросон при онкопатологии, пороках сердца в стадии декомпенсации, экземе лица, непереносимости тока, близорукости.

Электросон можно делать детям с 3-летнего возраста. Методика проводится следующим образом. Ребенка укладывают на кушетку, надевают на голову специальную маску. Она имеет приходящие провода, 4 датчика. Маска закрывает глаза. У детей ее нужно зафиксировать, чтобы она не смещалась. Во время терапии ребенок дремлет. Длительность физиопроцедуры составляет 10-15 минут. Курсовая терапия определяется врачом.

Дарсонвализация представляет использование токов большой частоты. В педиатрии показана только местная методика. Дарсонваль показан при поражении периферических нервов, болезнях кожного покрова (акне, плешивости), при головных болях у девочек-подростков. Терапия может проводиться у детей с энурезом, выпадением прямой кишки, для укрепления десен. Курсовая терапия составляет 8-12 физиопроцедур. Одна процедура длится 10-15 минут (в зависимости от возраста). Лечение осуществляется через сутки.

Индуктотермия позволяет повысить температуру тела (местно) при помощи тока. На фоне лечения увеличивается кровоток, улучшается венозный и лимфоотток, ускоряется обмен в тканях, снижается воспаление, уменьшается спазм мышц. Лечение проводят при спазме скелетной мускулатуры, хронической воспалительной реакции, патологии желудка, желчных путей, кишечника. Лечение можно проводить при гепатитах, пиелонефритах, легочных патологиях.

Одна физиопроцедура длится 10-15 минут. Лечение осуществляется через сутки. Курсовая терапия длится 10-15 сеансов.

УВЧ у детей используется достаточно широко. Лечение можно проводить с первых дней жизни малыша. УВЧ-терапия показана при патологиях двигательного аппарата, болезнях нервной системы, воспалительных и гнойных болезнях подкожно-жировой клетчатки, травмах спинного мозга, патологиях дыхательной и пищеварительной систем. Нельзя назначать терапию пациентам с болезнями сердца, онкопатологией, болезнями крови, а также при наличии имплантатов из металла в области наложения электродов.

На область поражения накладывают конденсаторные пластины с двух сторон. Между пластинками и кожей должен быть небольшой промежуток. Это помогает предупредить ожоги кожного покрова. Применяют очень слабые параметры прибора.

В зависимости от возраста ребенка терапия длится:

  • От полугода – не более 5 минут.
  • Полгода – 1 год – не более 7 минут.
  • 1-7-летний возраст – не больше 8 минут.
  • От 7 лет – не более 10 минут.

Лечение осуществляют через сутки. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Если пластинки накладывают на грудь, то курсовая терапия должна длиться не больше 8 физиопроцедур. Для 1 области не назначают больше 2 курсов УВЧ в 1 год.

В педиатрии активно применяют светолечение. Чаще используют УФО облучение. Оно может быть местным и общим. Для детей обязательно рассчитывают биодозу. В зависимости от возраста интенсивность облучения составляет 1/10-¾ биодозы. Курсовая терапия 10 физиопроцедур. Лечение назначают пациентам с иммунодефицитами, часто болеющим детям, при наличии дефицита витамина Д.

УФО также осуществляют местно на область носоглотки, на ограниченный участок кожного покрова. Лечение включает 10 физиопроцедур. Один сеанс продолжается 5-10 минут.

У детей применяют также лазеротерапию. Для этого используют специальные приборы, генерирующие лазерное излучение с короткой длиной волны. Лазеротерапию применяют при патологиях кожного покрова, ЛОР-заболеваниях, стоматитах, герпесе и других болезнях.

Ультразвуковую терапию назначают детям при суставных патологиях, гинекологических болезнях у девочек, невралгиях, тонзиллитах, склеродермии. Нельзя осуществлять воздействие ультразвуковыми волнами на область ростковых зон костей. У детей используют слабую интенсивность облучения 0,1 — 0,6 Вт/см2.

Ингаляционная терапия в детской практике проводится с лекарственными препаратами, горным воздухом. Лекарства подаются с помощью ингаляторов. Можно применять небулайзеры, групповые, паровые ингаляторы. Ингаляционный способ лечения показан больным с бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой. Курсовая терапия составляет 15-20 физиопроцедур. Длительность одного сеанса равна 10 минут и более в зависимости от препарата.

Водолечение заключается в проведении ванн, душей. Они могут быть общие и местные. Ванны и души подразделяются на теплые, холодные, прохладные, горячие. В теплой ванне можно лежать 7-15 минут, в горячей 2-5 минут. В воду добавляют лекарственные травы (ромашку, шалфей и другие), хвойный, горчичный экстракт. Также допускается проводить местные ванны для рук, ног. Ванночки для рук положительно влияют на развитие ребенка, улучшают речь.

Теплолечение проводится при помощи грязей, парафина, озокерита, глины, песка. Лечение показано при патологиях суставов, болезнях нервной системы, после травм, при поражении дыхательных путей и ЛОР-органов. Грязи (теплые 40°С) наносят на кожу, оборачивают полиэтиленом. Длится процедура 10-15 минут. Курсовая терапия грязелечения составляет 8-10 сеансов. Лечение осуществляют дважды за неделю.
Парафинотерапия и озокеритотерапия осуществляются в виде аппликаций на область ног, рук, суставов, груди, спины, в зависимости от патологии. Парафиновые и озокеритовые массы нужно расплавить, остудить до 40 °С. Массу наносят на пораженную область, покрывают полиэтиленом. Сверху накрывают одеялом. Детям часто делают парафиновые сапожки и варежки. Длительность сеанса составляет 20 минут. Курсовая терапия 10-15 физиопроцедур.

В детской практике используют большое количество методик физиотерапии. Они должны проводиться в соответствии с особенностями детского организма. Сеансы у детей короче, чем у взрослых. Интенсивность излучения, тока и других факторов должны быть меньше. Перед проведением терапии нужно обязательно обратиться к педиатру, так как любая процедура имеет свои противопоказания. Консультация доктора поможет избежать осложнений.

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

Читайте также:  Физиотерапия при спаечной болезни брюшной полости

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма.

Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомоморфологическими особенностями.

Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью.

Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току.

Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни — 0,01 мА/см2; 2-3 года — 0,02 мА/см2; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 мА/см2; с 7 до 15 лет — 0,05-0,08 мА/см2. Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте — 15-20 мин.

У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации.

Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях).

Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истошаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демпелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей.

Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее

УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах один-два раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых.

В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость се проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает.

В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами.

В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики.

Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. е. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет.

Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см2 на уровне С6-Тh2, второй электрод — на коже пояснично-крестцовой области L2-S2. Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию — с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур.

Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh2-Тh10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см2, время воздействия — до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур.

При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов: 1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно. 2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки. 3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки. 4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу.

В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы — III, IV, V; глубину модуляции — не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот — 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет — 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин.

Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобно-затылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величин (60-80 Гц). Низкие частоты — 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста.

Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцсфальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации — 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция — до 40 мин.

Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию — от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» — электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре).

Токи надтональной частоты (ТНЧ) — один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов.

Применяют ТНЧ с первых дней жизни с противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность.

Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляст 4-5 см, интенсивность — 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения.

Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3-4 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5-10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезс, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней.

Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года — мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет — 30-40 Вт, старше 7 лет — 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность процедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста — 20 Вт, школьного — 30 Вт.

Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности — 5 Вт, детям от 2 до 5 лет — 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет — мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт — для детей первого года жизни, 3-4 Вт — дошкольного, 5 Вт — школьного возраста.

Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения — до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроника-терма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8×8см, 8×16см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см).

Читайте также:  Ткани диэлектрики в физиотерапии

Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы.

Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-11» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках — 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения.

Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-11» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько евстодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью.

Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый — уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каждым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур.

Лазеротерапию проводят детям с первых дней жизни с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее.

Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы).

Ультразвук применяют детям с первого месяца жизни при хирургической и ортопедической патологии. Плотность мощность для детей до года составляет 0,05 Вт/см2; от 1 до 3 лет — 0,05-0,1 Вт/см2; от 3 до 6 — 0,2-0,4 Вт/см2; школьникам — соответственно 0,5-0,8 Вт/см2. Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см2. Продолжительность воздействия на одно поле — 2-5 мин по показаниям.

Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.

источник

Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

  • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
  • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
  • С 1 года – на лазеротерапию.
  • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
  • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

Польза этого лечебного метода доказана, причем для малышей всех возрастов, начиная с рождения. Действие массажа сказывается на развитии тела и организма ребенка, а еще на его поведении. Дети, для которых сеансы массажа стали привычным делом, больше времени бодрствуют, меньше плачут, быстрее засыпают и более уравновешенны. Хорошо влияет он и на становление иммунной системы. А для малышей с неврологическими проблемами, перенесших во время родов нехватку кислорода или травму, он станет главным средством реабилитации.

Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.

источник