Меню Рубрики

Методические указания по физиотерапии

Влияние санаторных технологий с применением общей воздушной криотерапии на адаптационный потенциал человека: метод. рекомендации / А.А. Федотченко, 2016

Влияние санаторных технологий с применением общей воздушной криотерапии на адаптационный потенциал человека: метод. рекомендации / А.А. Федотченко, 2016

Обобщены современные представления о медицинской реабилитации и физиотерапии пациентов с болью в спине, основанные на анализе отечественного и международного клинического опыта.

Предназначены для врачей клинических специальностей, физиотерапевтов, специалистов в области лечебной физической культуры, медицинской реабилитации, студентов вузов и медицинских сестер физиотерапевтических отделений.

Представлены способ диагностики нарушений микроциркуляции с помощью биомикроскопии сосудов конъюнктивы глаза и система оценки нарушений конечного кровотока.

Приводятся сведения об основных признаках нарушений микроциркуляции по данным витальной микроскопии бульбарной конъюнктивы глазного яблока.

Предназначены для врачей клинических специальностей, специалистов в области медицинской реабилитации, студентов медицинских вузов, научных сотрудников.

А.А. Федотченко, О.О. Князюк. Основы современной системы управления санаторно-курортной организацией (Иркутск, 2015)

Приводятся современные требования к управлению санаторно-курортной организацией и базовые элементы санаторно-курортного менеджмента.

Они позволяют упорядочить систему оказания санаторно-курортной помощи, сделать обоснованной цену на медицинские услуги на основе финансовых затрат санаторно-курортной организации.

Предназначено для руководителей санаторно-курортных организаций и центров восстановительного лечения.

Настоящие рекомендации включают совокупность методик применения одноразовых физиотерапевтических электродов ИНИСС у пациентов с заболеваниями различных органов и систем.

Включенные в настоящее издание методики воздействия обладают высокой терапевтической эффективностью и значимо сокращают сроки лечения пациентов.

Рекомендации предназначены для врачей-физиотерапевтов и могут быть выполнены в условиях лечебно-профилактических и санаторно-курортных организаций средним медицинским персоналом.

Пономаренко Г. Н. – заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, руководитель курса физиотерапии кафедры физических методов лечения и спортивной медицины факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. ©

Физиотерапия в хирургии: методические рекомендации/ И.Г. Моторина, А.В. Машанская. — Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2014. — 23 с. В методических рекомендациях представлены принципы и особенности применения физических методов лечения при хирургической патологии.

Изложены современные сведения о механизме их действия, представлены некоторые частные методики.

Показана эффективность комплексного использования физических факторов после оперативных вмешательств с целью скорейшего разрешения патологических процессов, заживления поврежденных тканей, стимуляции защитных механизмов, восстановления нарушенных функций.

Методические рекомендации предназначены для врачей физиотерапевтов и слушателей циклов последипломного образования.

Они также будут полезны врачам клинической практики для правильного назначения физических факторов на этапе подготовки, ранней и поздней послеоперационной реабилитации.

Представлены принципы и особенности применения физических методов лечения на разных этапах комплексной физиотерапии при туберкулёзе.

Изложены современные сведения о механизме их действия и способах применения, представлены некоторые частные методики.

Показана эффективность комплексного использования химиотерапии и физических факторов.

Предназначены для врачей-физиотерапевтов и слушателей циклов последипломного образования, будут полезны врачам-фтизиатрам.

Холмогоров Н.А. Базисные элементы управления качеством и эффективностью санаторно-курортной помощи в условиях современного хозяйственного механизма

Весь материал в методических рекомендациях является оригинальным, основан на многолетнем опыте авторов. Предлагаемые ими методы управ-ления качеством и эффективностью медицинской помощи доступны всем санаторно-курортным организациям и являются важным шагом на пути к клинико-экономическому учёту.

Предназначены для врачей санаторно-курортных организаций и учреждений.

Санаторно-курортное дело в России традиционно считалось составной частью здравоохранения страны. Однако при прекращении финансового вклада государства в санаторно-курортную отрасль перед руководителями санаторно-курортных учреждений возникла острая потребность овладения основами рыночной экономики. Материал основан на большом и многолетнем опыте авторов, предлагающих базовую систему управления санаторно-курортным учреждением в современных условиях.

Методические рекомендации предназначены для врачей санаторно-курортных учреждений и организаций.

источник

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0

Эффективность физиотерапевтических методов в значительной степени зависит от того, насколько правильно и рационально проводится лечение, соблюдаются техника и методика выполнения процедур. Особенно тщательно за этим необходимо следить в домашних условиях, когда отсутствует непрерывный профессиональный контроль со стороны врача и медицинской сестры. В данном разделе будут приведены лишь общие рекомендации, а в соответствующих разделах книги — конкретные методические сведения по отдельным физиотерапевтическим методам. О чем же следует помнить прежде всего?

1. Необходимо строго соблюдать все рекомендации по методике выполнения и дозирования физиотерапевтических процедур, указываемые лечащим врачом, врачомфизиотерапевтом или описанные в настоящем пособии. Однако надо помнить, что даже и соблюдение всех советов не гарантирует от случайностей. Не только у разных людей, но даже у одного и того же человека под влиянием самых обыкновенных причин чувствительность и реакция организма могут претерпевать существенные изменения. Необычные ощущения, а тем более извращенная реакция на физиотерапевтическую процедуру, требуют вмешательства врача. Поэтому не менее важное правило домашней физиотерапии — строгое слежение за тем, чтобы реакции организма и вызываемые физическими факторами ощущения соответствовали ожидаемым (стандартным).

2. При проведении лечения физическими методами надо обязательно помнить о тех факторах и состояниях, которые могут наиболее часто и наиболее заметно влиять на чувствительность организма.

Существенно изменять реакции организма, даже делать неприемлемым применение физиотерапевтических процедур (например, гидротерапии), может перенесенное инфекционное заболевание или безобидная ангина. Неблагоприятные изменения в характере реакции часто бывают изза скрытого в организме очага инфекции (незалеченные корни зубов, хроническое воспаление миндалин или придаточных пазух носа). Физическое и умственное перенапряжение, стрессы также способны извращать реакцию организма на физиотерапевтическое воздействие. Реактивность организма в отношении физических факторов может существенно меняться при злоупотреблении алкоголем и курением, после применения ряда лекарств (особенно ганглиоблокаторов, сосудорегулирующих и психотропных средств и др.). Например, прием антибиотиков, сульфаниламидов, соединений железа или препаратов из крови заметно повышает чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Недоучет этого может привести к чрезмерной реакции организма или даже ожогу от обычных дозировок ультрафиолетовых лучей. А, скажем, применение инсулина или препаратов кальция, наоборот, снижает чувствительность к ультрафиолетовым лучам, а следовательно, назначение в этом случае УФлучей в общепринятых дозировках будет неэффективным.

Можно назвать еще и такие факторы, как закаленность, развитие компенсаторноприспособительных процессов у индивидуума. Особенно важен учет их при применении теплолечебных, водолечебных и климатотерапевтических процедур.

Реакция организма на физиотерапевтические процедуры зависит также от возраста человека. Детский организм более реактивен, чем организм взрослого человека; пожилые люди и старики чаще неадекватно реагируют на нагрузочные процедуры. Поэтому у людей преклонного возраста дозировку процедур (продолжительность и интенсивность) обычно снижают на одну треть.

Не будем продолжать этот перечень. Даже из сказанного ясно, что в физиотерапии очень важны индивидуальный подход и учет всех обстоятельств, которые могут повлиять на реактивность организма при использовании физических раздражителей.

3. Не менее важно знать и учитывать в процессе курсового лечения переносимость физиотерапии. Конечно, она имеет свои особенности для различных процедур, но во многом эти признаки сходны.

Физиотерапевтические процедуры, особенно проводимые в домашних условиях, не должны вызывать неприятных ощущений ни во время, ни после их применения. Большинство процедур сопровождается улучшением настроения, расслаблением и успокоением пациента, появлением сонливости во время воздействия, улучшением самочувствия, ослаблением или исчезновением ведущих симптомов заболевания. Все это свидетельствует о полезности и адекватности проводимой физиотерапии.

Однако в силу разных причин (нарушение методики проведения процедур, передозировка фактора, недоучет индивидуальных особенностей организма, наличие сопутствующих заболеваний и др.) применение физиотерапевтических факторов может приводить и к неблагоприятным последствиям — возникновению так называемой местной или общей патологической реакции. Об их сути скажем следующее.

Признаки общей реакции — ухудшение самочувствия, появление головной боли или болей в области сердца, ухудшение сна и аппетита, адинамия, быстрая утомляемость. Местная неблагоприятная реакция выражается в нарастании воспалительных изменений в патологическом очаге, усилении болей, активизации очагов дремлющей инфекции.

Если эти признаки кратковременны, то они должны рассматриваться как активная реакция организма на проводимое лечение. В этом случае достаточно увеличить межпроцедурный промежуток и уменьшить нагрузочность процедуры. Если же названные симптомы выражены резко, продолжаются долго и не снимаются указанными мерами, то лечение надо прекратить и обратиться к врачу, чтобы пройти более тщательное медицинское обследование и выяснить причины возникновения неадекватной реакции организма.

Патологические реакции наступают в определенные дни: чаще всего после 3—5 процедур, иногда на 13—14й или 21—22й день лечения физическими факторами.

Заметим, что наиболее часто неблагоприятные реакции встречаются у людей с заболеваниями сердечнососудистой системы, с выраженными эндокринными нарушениями, при повышенной лабильности нервной системы, недостаточном питании и злоупотреблении алкоголем.

Особо хотелось бы сказать о скрытых очагах инфекции. Наличие в организме очага хронической инфекции ухудшает результаты лечения основного заболевания, а нередко служит причиной патологической реакции на физиотерапию. Поэтому физиотерапевтические процедуры следует начинать лишь после санации таких очагов. Это правило распространяется также на лямблиозный холецистит и глистную инвазию.

Как бы ни были действенны физиотерапевтические методы, отдельные или не систематически применяемые процедуры не дадут желаемого терапевтического результата. Необходимо курсовое лечение физическими факторами при неукоснительном соблюдении правил и техники проведения физиотерапевтических процедур. Более того, реакция организма на первое и даже на несколько разрозненных воздействий физическим фактором может отличаться от таковой на повторную процедуру, а тем более — на курс лечения. Это связано с происходящими в организме при лечении приспособительными изменениями. Короче говоря, разовая процедура мало что дает, лечебный эффект достигается лишь их серией, курсовым применением.

Одним из путей повышения эффективности лечения многих заболеваний является комплексное, применение (комбинирование) лечебных физических факторов. В лечебный комплекс можно включать две, реже три физиотерапевтические процедуры, но лишь одна из них может быть общей. При комбинировании местных процедур временной интервал между ними колеблется от 1 до 3 часов. Если в лечебный комплекс входит общая процедура, то местное воздействие должно предшествовать общему.

Нередко, особенно при хронических болезнях, необходим повторный курс лечения физическими факторами. Его проводят через определенные промежутки времени. Ориентировочно интервал между лечебными курсами для грязелечения составляет 5—6 месяцев, для бальнеолечения — 4 месяца, для большинства физикотерапевтических методов — 6—8 недель. Курсы диадинамотерапии, амплипульстерапип и лекарственного электрофореза могут быть повторены через более короткие временные промежутки.

Лечебные физические факторы можно применять только с определенного возраста, что полезно знать в каждой семье. Сроки эти следующие: гальванизация и лекарственный электрофорез — с 4—6й недели после рождения; индуктотермия — с 5 лет; УВЧтерапия — с первых дней жизни ребенка; микроволны — с 2 лет; общие ультрафиолетовые облучения — с 1—3 месяцев; а местные — с первых дней жизни; инфракрасные лучи — с 1 месяца жизни; водолечение — с первых педель жизни и т. д.

Более подробно сведения об оптимальных сроках применения и повторного использования физиотерапевтических методов приведены в табл. 2.

Табл. 2. Сведения о возрастных ограничениях и возможных сроках повторного применения физиотерапевтических методов

9. При лечении физическими факторами необходимо соблюдать и следующий принцип — принцип изменчивости воздействия. Он вытекает из способности организма приспосабливаться к повторяющимся однотипным воздействиям, в том числе и физиотерапевтическим. Практически данный принцип можно осуществить путем изменения на протяжении курса лечения частоты проведения процедур, увеличения длительности и силы воздействия, включения в лечебный комплекс новых терапевтических мероприятий.

Все эти вопросы должны быть оговорены с врачом и найти отражение в совместно составленной лечебной программе. В ней, кстати, должны быть проанализированы и другие рассмотренные принципы и правила физиотерапии.

Женщинам, принимающим лечение с использованием физических факторов, следует учитывать менструальный цикл. Оптимальным сроком начала курса физиотерапии считается 5—7й день от начала менструации.

Далеко не безразличен и выбор времени приема физиотерапевтических процедур, особенно общих (нагрузочных) . Здесь советуем учесть несколько моментов.

Процедуры нельзя проводить как натощак, так и сразу после обильного приема пищи. Лучше всего их принимать через 1—1,5 часа после еды.

Если курс лечения проводят не на отдыхе, а во время работы, то перед физиотерапевтической процедурой необходимо в течение 20—30 минут отдохнуть, настроиться на процедуру. Лучшему результату содействует проведение лечения в одно и то же время. Отдых желателен и после процедур (от 15—20 до 40—60 минут в зависимости от вида воздействия и сезона года).

Стимулирующие процедуры не следует делать во второй половине дня, а тем более — перед сном. Седативные (успокаивающие) процедуры, напротив, целесообразно принять накануне сна.

Пока (изза трудности их самостоятельного определения на дому) больше теоретическое значение имеет учет при физиотерапии суточных биоритмов. Как показали исследования, правильная временная организация бальнеотерапии повышает ее эффективность на 15—20 %. Только один пример. У больных церебральным атеросклерозом, принимавших йодобромные ванны в утренние часы, положительные результаты составили 37 %, в дневной группе они достигли уже 55 %, а в вечерней 37 % (И. Е. Оранский).

В качестве ориентира можно дать следующую рекомендацию: оптимальное время для проведения физиотерапевтических процедур должно соответствовать фазе (периоду) повышенной чувствительности или неустойчивого (переходного) состояния наиболее заинтересованных (или больше всех затронутых болезнью) систем организма. Все это настолько интересно и увлекательно, что не могу не посоветовать почитать соответствующую литературу: Н. П. Деряпа с соавт. Проблемы медицинской биоритмологии. М., 1985; И. Е. Оранский. Биологические ритмы и бальнеотерапия. М., 1985; И. Е. Оранский, П. Г. Царфис. Биоритмология и хронотерапия (хронобиология и хронобальнеофизиотерапия). М., 1989.

Читайте также:  Массажи и физиотерапия при поясничном остеохондрозе

Приведенные сведения, полагаем, сумели убедить вас в том, что физиотерапия является той системой лечебнопрофилактических методов, которую можно весьма успешно использовать на дому при самых различных заболеваниях, в целях профилактики и восстановительного лечения, а также оздоровления. Вместе с тем это довольно сложный раздел медицины, требующий уважительного к себе отношения и основательного изучения. При некотором упорстве и хорошем сотрудничестве с лечащим врачом или специалистом по физиотерапии каждый человек может легко преодолеть эти трудности, и тогда физиотерапия займет достойное место в его жизни и борьбе с недугами. Изложив общие сведения, переходим к рассмотрению конкретных физических методов, использующихся на дому.

источник

Методические рекомендации для студентов по разделу «Физиотерапия» составлены с использованием современных педагогических технологий и современных компьютерных программ. Для самоконтроля полученных знаний по разделу предложены разнообразные формы: игра «Домино», традиционный тестовый контроль, тесты открытого типа, ситуационные и обучающие задачи.
Данная работа рекомендуется преподавателям Основ реабилитации, студентам для подготовки к практическому занятию, при прохождении учебной и производственной практик и при подготовке к экзаменам.

ГБОУ СПО Тольяттинский медицинский колледж

Методическая разработка для студентов

ПМ.05. Медико-социальная деятельность

МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация

для специальности Лечебное дело (углубленная подготовка)

________________ Фесенко И.С.

Автор: Скворцова В.Н. — преподаватель высшей категории.

Методические рекомендации для студентов по разделу «Физиотерапия» составлены с использованием современных педагогических технологий и современных компьютерных программ. Для самоконтроля полученных знаний по разделу предложены разнообразные формы: игра «Домино», традиционный тестовый контроль, тесты открытого типа, ситуационные и обучающие задачи.

Данная работа рекомендуется преподавателям Основ реабилитации, студентам для подготовки к практическому занятию, при прохождении учебной и производственной практик и при подготовке к экзаменам.

Заместитель директора по методической работе Е.П.Карцева

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в настоящий момент составляет около 10 млн. человек. Стремительный рост числа забо леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистой системы, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления и др.), является основной причиной высокой смертности, временной утраты трудоспособности, инвалидизации населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об щественной, профессиональной деятельности, навыками форми рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы включает ПМ.05. Медико-социальная деятельность МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация специальности Лечебное дело (углубленная подготовка) очная форма обучения

Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

— реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных группах;

— осуществления основных физиотерапевтических процедур по назначению врача;

— проводить физиотерапевтические процедуры;

— составлять программу индивидуальной реабилитации;

— организовывать реабилитацию пациентов;

— основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;

Раздел «Физиотерапия» является самым сложным в МДК, поэтому данные методические рекомендации необходимо использовать для подготовки к практическому занятию, при прохождении учебной и производственной практик и при подготовке к экзаменам.

В методической разработке для студентов раздела «Физиотерапия» охвачены следующие темы: Введение в физиотерапию. Организация физиотерапевтических процедур. Методы лечение, основанные на использовании постоянного электрического тока. Методы лечение, основанные на использовании электрического тока и магнитного поля. Методы лечение, основанные на использованииводы, тепла и света.

Методическая разработка для студентов составлена в программах: Word, OpenOffis, PowerPoint и размещена на сайтах:

  • ознакомиться с презентацией, где представлен теоретических материал с иллюстрациями;
  • провести самоконтроль знаний по теме;

Для студентов разработаны:

  • Тестовый контроль для оценки конечного уровня по всем темам.
  • Обучающие задачи.
  • Ситуационные задачи.
  • Тестовые задания открытого типа.

Тестовый контроль по теме:

Организация физиотерапевтических процедур. Методы лечение, основанные на использовании постоянного электрического тока»

Указание: На поставленный вопрос даны несколько предполагаемых ответов. Найдите правильный ответ.

1.Какова норма нагрузки на медсестру по физиотерапии?

А. 15000 условных процедурных единиц в год.

Б. 10000 условных процедурных единиц в год.

В. 30 процедурных единиц в день.

Г. 100 процедурных единиц в день.

2.Сколько должны храниться процедурные карточки (форма 044-у)?

Б. 1 год.
В. 2 года.
Г. 3 года

3.Кем могут быть устранены неисправности в физиотерапевтической аппаратуре?

А. Мастером медицинской техники.

Б. Медицинской сестрой.
В. Инженером по технике безопасности.
Г. Электриком лечебного учреждения.

4.Растворы лекарственных препаратов для физиотерапевтических процедур следует хранить:

Б. До 10 суток.
В. До 15 суток.
Г. До 30 суток.

5.Электромедицинская аппаратура какого класса защиты требует защитного заземления?

Б. Только 1 класса.
В. 0 и 1 классов.
Г. 2 и 3 классов.

6.Для ослабления боли при проведении гальванизации на зону воспалительного очага следует помещать:

Б. Катод.
В. Не имеет значения.

7.Гидрофильные прокладки при гальванизации смачивают:

А. Изотоническим раствором.

Б. Дистиллированной водой.
В. Водопроводной водой.
8.Лекарственный электрофорез показан при:

Б. Гипертонической болезни 3 стадии.
В. Экземе
Г. Маточных кровотечениях.

9.В какой форме возможно введение лекарственного вещества во время электрофореза?

Б. Молекулярной.
В. Ионизированной.

10. Ионы каких веществ вводят с анода?

Б. Кислотных радикалов.
В. Не имеет значения.

Указание: На поставленный вопрос даны несколько предполагаемых ответов. Найдите правильный ответ.

1.Физиотерапвтическое отделение — это:

А. Специализированное госпитальное учреждение.

Б. Самостоятельное подразделение медицинского учреждения.
В. Специализированная поликлиника.
Г. Санаторно-курортное учреждение.

2.Сколько аппаратов можно разместить в одной процедурной кабине ФТО?

3. Где должен быть установлен электрощит?

Б. Один на два кабинета.
В. Один на все кабинеты.
Г. Один на этаже.

4.Что должна включать первая доврачебная помощь при электротравме:

А. Введение противошоковых медицинских препаратов.

Б. Искусственное дыхание.
В. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Г. Непрямой массаж сердца.

5.Исходя из каких показателей исчисляется норма нагрузки медсестры ФТО?

А. Количество процедур за час.

Б. Количество условных процедурных единиц за день.
В. Количество больных за год.
Г. Количество условных процедурных единиц за один год работы.

6. Гальванизация показана при:

А. ЯБЖ с опасностью кровотечения.

Б. Гипертонической болезни 2 стадии.
В. Нарушении кожной чувствительности.
Г. Фурункулезе.

7.Какой аппарат используется для проведения гальванизации и лекарственного электрофореза?

Б. Поток — 1
В. Ранет.
Г. Соллюкс.

8. Какова оптимальная концентрация раствора при проведении электрофореза?

9.Лекарственный электрофорез – метод сочетанного воздействия гальванического тока и:

Б. Импульсного тока.
В. Постоянного непрерывного тока
Г. Интерференционных токов.

10. Ионы каких веществ вводят с катода?

Б. Кислотных радикалов.
В. Не имеет значения.

Обучающая задача по теме « Введение в физиотерапию.

Организация физиотерапевтических процедур »

1.Во время ремонта реабилитационного отделения, вам, старшей медицинской сестре, необходимо организовать временный физиотерапевтический кабинет. Подберите помещение, сделайте заявку на оборудование кабинета на основании отраслевого стандарта ОСТ 42-21-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии, общие требования безопасности» и приказа МЗ от 21.1284 №1440

Ответ: При устройстве и оборудовании физиотерапевтического отделения (кабинета) должны быть соблюдены: техника безопасности, удобства для больных, нормальные условия работы персонала, приказ 21.12.84 №1440 (Приложение №4 «Положение об отделении (кабинете) физиотерапии лечебно-профилактического учреждения).

По отраслевому стандарту ОСТ 42-21-16-86 «ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии, общие требования безопасности» физиотерапевтическое отделение располагается на первых этажах. Аппаратурное оснащение, организационно-штатная структура и объем работы определяется коечной емкостью стационара или поликлиники.

Помещение выделяется не ниже 1 этажа. Оно должно быть сухим, теплым (+20 С), просторным (из расчета 6 м. кв на 1 аппарат), необходима приточно- вытяжная вентиляция, электропроводка скрытая, на высоте 1,6 м от пола устанавливается щит с рубильником, все металлические заземленные предметы огораживаются деревянными кожухами, стены на высоту 2 м покрываются масляной краской, полы покрываются линолеумом.

Аппаратура размещается строго по плану, утвержденному заведующим. По способу поражения электрическим током все аппараты делятся на 4 класса. Аппараты 01 и 1 класса имеют клеммы защитного заземления с внешним контуром здания. В аппаратах 2 класса установлена защитная изоляция кожуха, а аппараты 3 класса питаются от изолированного источника низкого напряжения. Необходимо проводить профилактический осмотр аппаратуры не реже 1 раза в 7 дней. Профилактический осмотр и ремонт проводит медтехник. Контроль за соблюдением осмотра и ремонта осуществляет медсестра данного кабинета. Аппараты необходимо предохранять от пыли, сырости и перегрузок. Уход за аппаратурой входит в обязанности медсестры.

Обучающая задача по теме « Методы лечение, основанные на использовании постоянного электрического тока»

1.У больного хронический гастрит с пониженной секрецией желудка. Жалобы: тяжесть и боль ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после еды. Цель физиотерапии: купирование боли, воспаления, улучшение трофики. Назначение: гальванизация области желудка.

Пример подробной прописи назначения: один электрод площадью 300см2 помещают на эпигастральную область и соединяют с катодом, второй – площадью 300 см2 – поперечно на нижнегрудной отдел позвоночника и соединяют с анодом. Сила тока 10-15-20 мА. Продолжительность 15-20-30 минут. Ежедневно. Курс 10-15 процедур.

Пример сокращенной прописи назначения: гальванизация области желудка; сила тока 10-15-20 мА; 15-20-30 мин; ежедневно; №15.

Пояснение: Прописи назначений процедур производят врачи-физиотерапевты в единой процедурной карточке (форма №044у).

При оформлении прописи назначения соблюдается следующий порядок, последовательность: метод физиотерапии, область воздействия, площадь воздействия (см2, расположение электродов (поперечное, продольное или др.), силу тока (мА) или его плотность (мА*см2), порядок и продолжительность процедур (ежедневно, через день и т.д.), общее число процедур на курс лечения.

*Принятые в физиотерапии сокращения приводятся согласно «Методическим указаниям по оформлению физиотерапевтических процедур».

Обучающие задачи для фельдшеров

1.У больного гипертоническая болезнь 2стадии.

Жалобы: на переодическую головную боль, головокружение на фоне повышенного АД.

Цель физиотерапии: гипотензивное и седативное действие.

Назначение: гальванизация воротниковой зоны, по Щербаку.

Один электрод в форме шалевого воротника площадью 800-1200 см2 располагают в области плечевого пояса и соединяют с анодам, второй – площадью 400-600 см2 – размещают в поясничной области и соединяют с катодом. Сила тока при первой процедуре 6мА, продолжительность – 6 минут. Процедуры проводят ежедневно, увеличивая силу тока и время через каждую процедуру на 2 мА и 2 минуты, доводя их до 16мА и16 минут, №12.

2. У больного невралгия тройничного нерва.

Жалобы: боль приступообразного характера в левой половине лица, появляющаяся в холодную ветреную погоду.

Цель физиотерапии: обезболивание.

Назначение: 0,5% новокаин-электрофорез на левую половину лица. Трехлапостный электрод (полумаска Бергонье) площадью 250 см2, под прокладку которого помещают смоченные раствором новокаина листки фильтровальной бумаги такой же формы, располагают на левой половине лица и соединяют с анодом. Второй – площадью 250 см2 – размещают в межлопаточной области и соединяют с катодом. Сила тока до 10 мА, 15 минут, ежедневно, №15.

3. У больного острый бронхит в стадии затухающего обострения. *-й день заболевания.

Жалобы: слабость, редкий кашель с небольшим количеством мокроты серозного характера, в легких аускультативно – единичные сухие хрипы.

Цель физиотерапии: противовоспалительное, десенсибилизирующее, бронхоспастическое действие.

Назначение: 5% кальций-электрофорез.

Электрод площадью 250 см2, под прокладку которого помещают смоченные раствором кальция хлорида листки фильтровальной бумаги, располагают в межлопаточной области и соединяют с анодом. Второй – площадью 250 см2 – размещают поперечно на передней поверхности груди и соединяют с катодом. Сила тока 5-10 мА, 20 минут, ежедневно, № 10-15.

Ситуационные задачи по теме « Введение в физиотерапию.

Организация физиотерапевтических процедур. Методы лечение, основанные на использовании постоянного электрического тока»

Вы заведующий здравпунктом. Во время рабочего дня, когда включены приборы электролечения, но при временном отсутствии пациентов, санитарка просит Вас разрешения провести влажную уборку. Ваши действия.

Во время работы в кабинете электролечения Вы услышали шум, взволнованная женщины просит Вас быстро отпустить процедуру, т.к. опаздывает на ЭКГ. Ваша тактика.

Ваша тактика, если Вы, проходя мимо физкабинета, увидели, что у м/сестру, прислонившуюся к включенному в сеть аппарату «Поток-1» отмечаются подергивания.

При проведении процедуры гальванизации по Вермелю, на месте наложения электродов Вы увидели небольшой расчес (укажите возможное место локализации расчеса). Ваши действия.

Пациент 67 лет во время процедуры гальванизации отмечает нечувствительность к воздействию постоянным током, увеличение силы тока не дало никаких результатов. Ваши действия.

После процедуры 0,5% новокаин-электрофореза, методика по Бергонье, пациентка отмечает зуд. Определите места вероятного зуда, причину и решите данную проблему.

Пациентка 15 лет, диагноз: острый бронхит, при проведении 5% кальция-электрофореза, отмечает неприятные ощущения во время процедуры, уменьшение силы тока не привело к улучшению. Ваши действия.

Во время процедуры гальванизации пациент чихнул, позвал Вас, т.к. резко появилось сильное жжение под электродами. Ваши действия.

Пациентке назначены гальванические «трусы» по Щербаку, на месте наложения электродов большая выступающая родинка. Укажите вероятное место расположения родинки. Ваши действия.

Определите место наложения электродов при проведении 1% йод-электрофорез по Бургиньону

Читайте также:  Физиотерапия после операции пкс

Краткие ответы на ситуационные задачи:

1.Согласно технике безопасности влажная уборка проводится после отключения всей аппаратуры от сети или за 30 минут до включения. Уборка не разрешена.

2.Необходимо успокоить женщину и отправить её на ЭКГ. Проведенная до обследования процедура электролечения, может повлиять на результаты ЭКГ.

3.Электротравма. Первая помощь: отключить рубильник, привести в сознание. В тяжелых случаях: начать искусственное дыхание рот в рот и закрытый массаж сердца, легкий массаж, укутывание пострадавшего, сладкий чай, в/м кофеина 20% 1мл, или 20% раствор камфоры, 2-3 мл. При ожоге: обработать спиртом, наложить сухую асептическую повязку. Обеспечит 100% госпитализацию.

4.Методика по Вермелю – общая гальванизация. Электроды накладываются в межлопаточной области и на задней поверхности голеней. На место расчеса наложить резиновый лоскут. Провести процедуру.

5.Нечувствительность к электрическому току является противопоказанием к данному лечению. Процедуру отменить и направить к врачу.

6.Методика Бергонье (полумаска) – электрофорез области лица. Электроды накладываются пораженной половине лица (трехлопастный электрод) и на противоположном плече. Возможно причина возникновения зуда не правильное использование и обработка гидрофильных прокладок. (Правила эксплуатации гидрофильных прокладок).

7.Возможна непереносимость электрического тока, что является противопоказанием к данному лечению. Процедуру отменить и направить к врачу.

8.Такая реакция возможна при контакте электродов с кожей пациента. Отключить аппарат, поправить гидрофильные прокладки, электроды, зафиксировать и продолжить процедуру. Во время процедуры, нельзя двигаться, чтобы не сдвинуть электроды.

9. «Трусы» по Щербаку – гальванизация трусиковой зоны. Один электрод – в пояснично-крестцовой области, два других — на передней поверхности верхней половины бедер. На место родинки наложить резиновый лоскут. Провести процедуру.

10. Методика по Бургиньону – глазнично-затылочная. Катод на глаза (с 1% йода), анод на область верхних шейных позвонков.

— область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых физических факторов.

– применение с лечебной целью постоянного тока низкого напряжения и небольшой силы, через контактно наложенные электроды.

– диметилсульфоксид, универсальный растворитель для плохорастворимых лекарственных веществ

– метод сочетанного воздействия гальванического тока и лекарственного вещества.

– байковые, фланелевые, бумазейные салфетки, на которых располагаются электроды.

Ощущения при гальванизации

– равномерное покалывание и легкое жжение.

– гальванизация и электрофорез области лица.

– аппарат для проведения гальванизации одному пациенту.

Гальванический воротник по Щербаку

— гальванизация и электрофорез воротниковой зоны.

— прибор для гальванизации полости рта.

– направление на физиотерапевтическую процедуру.

— четырехкамерная ванна для гальванизации конечностей.

– лекарственное вещество, вводимое с двух электродов.

– методика общей гальванизации и электрофореза.

– методы лечения в физиотерапии, основанные на применении электрического тока, различных характеристик.

Тестовый контроль по теме:

«Методы лечение, основанные на использовании электрического тока и магнитного поля»

Указание: На поставленный вопрос даны несколько предполагаемых ответов. Найдите правильный ответ.

1.Основным лечебным фактором электросонтерапии является:

А. Постоянный электрический ток.

Б. Постоянный импульсный ток прямоугольной формы.

В.Электромагнитное излучение СВЧ.

Г. Переменный ток низкой частоты.

2.Какое расположение электродов при электросонтерапии?

3.Диадиномотерапия – лечебное воздействие на организм:

А. Высокочастотным импульсным током.

Б. Импульсным током прямоугольной формы.

В. Постоянным электрическим током.

Г. Импульсным током полусинусоидальной формы.

4. Какой аппарат используют при диадинамотерапии?

5. В чем проявляется лечебное действие местной дарсонвализации?

А. В уменьшении кожного зуда.

Б. Повышение температуры кожи.

6. Чем обусловлено улучшение роста волос при проведении курса дарсонвализации?

Б. Влиянием на гормональный фон.

В. Улучшением кровоснабжения волосяных фолликулов.

Г. Миорелаксацией в зоне воздействия.

7. Для проведения процедур УВЧ-терапии используют:

В. Электроды конденсаторного типа.

Г. Излучатели антенного типа.
8. Какова длина волны в дециметроволновой терапии:

9. С помощи какого аппарата проводят сантиметроволновую терапию?

10. Источниками постоянного магнитного поля являются:

Указание: На поставленный вопрос даны несколько предполагаемых ответов. Найдите правильный ответ.

1. Процедуру электросонтерапии проводят при помощи:

Б. Металлических электродов с гидрофильными прокладками.

Г. Волноводных излучателей.

2. Какая оптимальная реакция больного при проведении электросонтерапии?

А. Дремотное состояние и (или) глубокий сосн.

Г. Ощущение тепла во всем теле.

3. Какое заболевание показано для диадинамотерапии?

А. Заболевания с болевым синдромом.

Б. Острое гнойное воспаление.

Г. Неиммобилизированные травмы костей..

4. Для снижения привыкания больного к диадинамическим токам во время процедуры используют:

А. Увеличение продолжительности процедуры.

В. Применение в процедуре 2-4 вида диадинамических тока.

Г. Повторение процедуры через 30 минут.

5. Для проведения местной дарсонвализации используют :

А. Конденсаторные пластины.

Б. Полые стеклянные электроды.

В. Металлические электроды.

6. В какую фазу воспаления назначают УВЧ-терапию?

А. Не применяют при воспалительных процессах.

Б. В любую фазу воспаления.

В. Только в эксудативную фазу воспаления.

Г. При начинающимся воспалении.

7. При проведении УВЧ процедуры у больного:

А. Не должно быть никаких ощущений.

Б. Возможно ощущение тепла.

В. Покалывание, пощипывание.

8. Процедуру дециметровой терапии проводят при помощи:

В. Металлических электродов.

9. Укажите аппаратуру для дециметровой терапии:

10. Противопоказанием для проведения магнитотерапии является:

А. Язвенная болезнь желудка.

Б. Остеохондроз позвоночника.

Обучающие задачи по теме « Методы лечение, основанные на использовании электрического тока»

Задача №1 . У больного экзема правого предплечья . Жалобы: локальный кожный зуд. Цель физиотерапии: уменьшение зуда, улучшение трофики кожи.

Назначение: местная дарсонвализация кожи правого предплечья в области экзематозных изменений большим грибовидным электродом. Методика контактная («тихий разряд»), лабильная. Средняя мощность воздействия. Продолжительность процедуры 5-7 минут, ежедневно, курс процедур 12.

Пример сокращенной прописи назначения: дарсонвализация области правого предплечья, контактно, лабильно, средняя мощность, 5-7 минут, ежедневно, №12.

Задача №2. После длительной иммобилизации конечности при переломе бедренной кости у больного развилась атрофия мышц бедра. Цель физиотерапии: электростимуляция мышц левого бедра для ликвидации атрофии. Назначение: диадинамические токи на мышцы передней и задней поверхности бедра поочередно, продольно. Последовательность токов и время их воздействия: ДН – 1мин., ОР — 8 мин. На каждую поверхность. Сила тока – до ощущения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, курс 12 процедур.

Сокращенная пропись: ДДТ на мышцы бедра, ДН – 1мин., ОР – 8 мин., ежедневно, №12.

Пояснение: Прописи назначений процедур производят врачи-физиотерапевты в единой процедурной карточке (форма №044у).

При оформлении прописи назначения соблюдается следующий порядок, последовательность: метод физиотерапии, область воздействия, площадь воздействия (см2, расположение электродов (поперечное, продольное или др.), силу тока (мА) или его плотность (мА*см2), порядок и продолжительность процедур (ежедневно, через день и т.д.), общее число процедур на курс лечения.

*Принятые в физиотерапии сокращения приводятся согласно «Методическим указаниям по оформлению физиотерапевтических процедур»

Обучающие задачи для студентов специальности «Лечебное дело»

Из руководства к практическим занятиям по общей физиотерапии под редакцией Г.Н. Пономаренко

  • У больного острый насморк. Жалобы: выделения из носа серозно-гнойного характера, повышение температуры тела до 37,2 °С. Цель физиотерапии: противовоспалительное действие. Назначение: УВЧ на область проекции верхнечелюстных пазух. Конденсаторные пластины диаметром 3,6 см установить над проекцией правой и левой пазух, при этом расстояние между их краями не должно быть меньше диаметра используемых пластин, зазор 1—1,5 см. Мощность излучения 15 Вт (нетепловая доза), 10 мин, ежедневно, №10
  • У больного острый трахеобронхит в стадии разрешения (конец 2-й недели заболевания). Жалобы: сухой кашель; аускультативно — жесткое дыхание. Цель физиотерапии: противовоспалительное действие. Назначение: УВЧ на область проекции корней легких. Конденсаторные пластины диаметром 11 см устанавливают по поперечной методике: одну сзади над проекцией бифуркации трахеи, вторую — поперечно над грудиной, несколько правее центральной линии, зазор с обеих сторон по З см. Мощность излучения 70 Вт (тепловая доза), 12 мин, ежедневно, № 8.
  • У больного язвенная болезнь (язва двенадцатиперстной кишки в фазе начинающегося рубцевания). Жалобы: несильная боль в животе, возникающая иногда после еды. Цель физиотерапии: ускорение рубцевания язвенного дефекта, улучшение местного кровообращения и снятие мышечного спазма. Назначение: УВЧ-терапия на проекцию двенадцатиперстной кишки. Процедуру можно проводить в положении лежа или сидя. Конденсаторные пластины диаметром 11 см устанавливают поперечно в области локализации язвы: одну сзади в области ТhVII — L1, вторую — спереди в проекции луковицы, зазор спереди 2 см, сзади З см. При проведении процедуры лежа используют войлочные прокладки. Мощность 70 Вт (тепловая доза), 15 мин, ежедневно, № 10.
  • У больного хронический некалькулезный холецистит в стадии неполной р е м и с с и и. Жалобы: чувство тяжести в правом подреберье после еды. Цель физиотерапии: противовоспалительное и спазмолитическое действие. Назначение: ДМВ-терапия на проекцию желчного пузыря. Излучатель диаметром 100 мм аппарата.«Ранет» установить контактно. Мощность излучения 20 Вт (тепловая доза), 12 мин, ежедневно, № 10.
  • У больного пяточная шпора на левой пяточной кости. Жалобы: боль при опоре на пятку. Цель физиотерапии: снять отек в области шпоры, уменьшить боль. Назначение: СМВ-терапия области пятки. Процедуру проводить сидя, пятка опирается на цилиндрический излучатель (с керамическим заполнением) диаметром 35 мм (контактная методика) от аппарата Луч-З. Мощность излучения 2—З Вт (слаботепловая доза), 15 Мин, ежедневно, № 10.
  • У больного язвенная болезнь в стадии неполной ремиссии (язва малой кривизны желудка). Жалобы: периодически возникающая боль в верхней половине живота после еды. Фиброгастроскопия: вяло эпителизирующийся язвенный дефект (0,4 х 0,3 см). Цель физиотерапии: улучшение местного кровотока пораженной области и метаболизма тканей. Назначение: низкочастотная магнитотерапия на переднюю брюшную стенку в проекции язвы желудка. Методика одноиндукторная. Индуктор устанавливают контактно, боковой поверхностью над проекцией язвы. Низкочастотное магнитное поле синусоидальной формы. Режим непрерывный, средней интенсивности — ручка в положении 3, 15 мин, ежедневно, № 10.
  • У больного перелом средней трети правой большеберцовой кости(давность перелома — 1 мес с момента травмы). Гипсовая повязка. На рентгенограмме — формирующаяся костная мозоль. Цель физиотерапии: ускорить процесс формирования костной мозоли. Назначение: низкочастотная магнитотерапия пульсирующим полем на область перелома. Методика двухиндукторная. Цилиндрические индукторы размещают на гипсовой повязке на боковых поверхностях голени в проекции перелома разноименными полюсами друг к другу. Режим непрерывный, 20 мин, через день, № 8.
  • У больного хронический некалькулезный холецистит в стадии неполной ремиссии. Жалобы: тупые боли в правом подреберье после приема жирной пищи. На холецистограмме — повышение тонуса стенок желчного пузыря. Цель физиотерапии: снятие спазма желчного пузыря и сфинктера печеночно-поджелудочной ампулы (сфинктера Одди), уменьшение вязкости желчи, улучшение желчеотделения. Назначение: высоко- частотная МТ на область печени и желчного пузыря. Малый индуктор-диск разместить в проекции желчного пузыря. доза тепловая (4-е деление ручки интенсивности), 20 мин, ежедневно, № 12.
  • У больного артрит левого локтевого с у с т а в а. Жалобы: боль при движении в суставе, небольшая отечность области сустава. Цель физиотерапии: купирование болевого синдрома и отека околосуставных тканей. Назначение: высокочастотная магнитотерапия на область левого локтевого сустава. Индуктор-кабель расположить вокруг сустава в форме цилиндрической катушки в З нитка. Доза слаботепловая (3-е деление ручки интенсивности), 15 мин, ежедневно, I 10.
  • У больного острый бронхит в стадии неполной ремиссии (давность заболевания — 2 нед). Жалобы: редкий кашель со скудным количеством светлой вязкой мокроты. Цель физиотерапии: противовоспалительный и бронходренирующий эффект. Назначение: высоко-частотная магнитотерапия. Резонансный индуктор от аппарата УВЧ-терапии диаметром 9 см установить в межлопаточной области (в проекции корней легких). Мощность 20 Вт, 10 мин, ежедневно, № 7.

Ситуационные задачи для студентов специальности «Лечебное дело»

  • У больного трофическая язва левой голени (1 х 2 см) на фоне сахарного диабета средней тяжести. Выпишите назначение на местную дарсонвализацию. Сделайте пропись назначения.
  • У больного постинъекционный инфильтрат правой ягодицы. Признаков гнойного расплавления нет. Назначьте УВЧ-терапию, объясните выбор дозировки и сделайте пропись назначения.
  • У больного острая очаговая пневмония нижней доли правого легкого (3-й день). Жалобы: кашель с мокротой серозного характера, субфебрильная температура. Рентгенологически выявлена инфильтрация пораженной доли. Назначьте противовоспалительную физиотерапию с использованием УВЧ-поля. Сделайте пропись назначения.
  • У больного артроз левого коленного сустава. Жалобы: боль в суставе при ходьбе. Рентгенологически — признаки дегенеративно-дистрофических изменений в суставных тканях. Назначьте УВЧ-терапию. Какую дозировку мощности целесообразнее использовать — тепловую, нетепловую?
  • У больного воспалительный процесс в области послеоперационной раны, развившийся после холецистэктомии. Проводятся ежедневные перевязки: меняются смоченные антибактериальными препаратами салфетки. Можно ли проводить процедуру УВЧ-терапии? Если да, то сделайте пропись назначения. Надо ли снимать повязку с раны?
  • У больного хронический гастрит в стадии неполной ремиссии. Жалобы: боль в эпигастральной области во время еды. Выпишите назначение на УВЧ-терапию. Сделайте пропись назначения.
  • У больного дискинезия желчевыводящих путей по гипермоторному типу. Жалобы: чувство тяжести в правом подреберье. Холецистография: признаки гипертонуса мышц желчного пузыря. Назначьте ДМВ-терапию для спазмолитического эффекта. Сделайте пропись назначения.
  • У больного хронический левосторонний гайморит в стадии неполной ремиссии. Назначьте СМВ-терапию. Сделайте пропись назначения.
  • У больного хронический гастрит. Жалобы: тупая ноющая боль и чувство распирания в верхней половине живота после еды. Каковы противопоказания для назначения магнитотерапии при данной патологии? При отсутствии противопоказаний обоснуйте целесообразность выбора метода магнитотерапии, предложите методику проведения процедуры.
  • У больного остеохондроз шейного и грудного отделов позвоночника. Жалобы:
    боль в соответствующих отделах спины с обеих сторон с иррадиацией по ходу пятого—седьмого межреберий до задней подмышечной линии. Ад 90/50 мм рт.ст. Возможно ли проведение низкочастотной магнитотерапии? Обоснуйте ответ, сделайте пропись назначения при положительном ответе.
Читайте также:  Конгресс физиотерапия лечебная физкультура реабилитация 2017

Ситуационные задачи по теме « Методы лечение, основанные на использовании электрического тока и магнитного поля»

Пациентке назначена процедура электросна, однако она отказывается принимать процедуру, объясняя страхом перед воздействием электрического тока с закрытыми глазами. Решите проблему. Ваши действия.

У пациентки во время проведения процедуры диадинамотерапии появился зуд под электродами. Решите проблему пациентки. Ваши действия.

Пациентка приобрела прибор «Корона» для местной дарсонвализации, инструкция по обработке электродов утеряна. Просит Вас рассказать правила обработки стеклянных электродов.

Пациентке назначена УВЧ-терапия на область проекции корней легких, д-з: о.трахеобронхит в стадии разрешения. При подготовке к процедуре выяснено, что пациентка беременна, 12,5 недель. Ваша тактика.

Ребенок 3 лет, при проведении УВЧ-терапии на область проекции верхнечелюстных пазух, плачет. Ваши действия и решения данной ситуации.

При подготовке пациента к процедуре диадинамотерапии на область надплечья (д-з:миозит трапецивидной мышцы) обнаружена царапина 2 см. Ваши действия. Решите проблему пациента.

У больного остеохондроз позвоночника, жалобы на боль в правой половине поясничной области, усиливающейся при движении, назначена ДДТ-терапия. Какой электрод целесообразно располагать на болевом участке и почему?

У пациентки 23 лет, травма руки, назначена процедура ИМТ, аппарат АМИТ-01, во время процедуры почувствовала ухудшение состояния, при измерении АД – 90/60. Решите проблему пациентки. Ваши действия.

Во время проведения процедуры ДМВ-терапии (аппарат «Ранет») пациент под установленными контактно излучателями в области передней поверхности плечевого сустава почувствовал боль. Ваши действия.

Ваша соседка обращается к Вам за консультацией о возможности приобретения прибора электролечения у распространителей. Проведите беседу о целесообразности такой покупки. Дайте рекомендации.

*Рекомендуется задачи разрезать на карточки для индивидуальной работы студентов.

Краткие ответы на ситуационные задачи:

1. Заменю классическую методику электросна глазнично-затылочную на лобно-затылочную, чтобы пациентка во время процедуры, в любой момент смогла открыть глаза.

2. Появление зуда является как следствие нарушения правил эксплуатации прокладок. Процедуру необходимо остановить, прокладки заменить на новые. Процедуру возобновить, при непрекращении зуда, прервать процедуру, а пациентку отправит к врачу.

3. После проведения полостных процедур электрод необходимо протереть влажным тампоном от вазелина, а затем продезинфицировать спиртом при индивидуальном пользовании прибором. При проведении процедур на поверхности протереть спиртом. Корпус и шнур аппарата при необходимости разрешается протирать 3% раствором перекиси водорода с добавлением 0,5% синтетического моющего средства типа «Лотос».

4. Пациентка не сказала врачу о своей беременности, что является противопоказанием для проведения процедуры УВЧ-терапии. Процедура проводится не будет. Пациентку необходимо направить к врачу-физиотерапевту для назначения процедуры безопасной для развития беременности.

5. УВЧ-терапия проводится только на сухую область (сухая кожа, сухая марлевая повязка, гипс). Во избежание возникновения ожога процедура проводится не будет. Провести беседу с мамой, успокоить ребенка, только после этого провести процедуру.

6 .Данная проблема рассматривалась при изучении гальванизации. При ДДТ-терапии решение такое же.

7. Катод обладает анальгезирующим действием, т.к. под ним происходит повышение содержания гистамина, что повышает возбудимость тканей, увеличивается клеточная проницаемость, снимается воспаление. Кроме того, токи «КП» и ДП» усиливают в тканях анальгезирующий эффект.

8. Снижение артериального давления (гипотензия), как и метеолабильность является противопоказанием для проведения процедуры магнитотерапии. Процедуру отменить. Сообщить врачу-физиотерапевту. Для улучшения состояния пациентки предложу горячий чай или кофе.

9. Во время процедуры м/с наблюдает за состоянием больного при возникновении у него неприятных ощущений в области воздействия (жжения, распирания, боли и др.) отключить прибор. После стихания боли продолжить процедуру при меньшей мощности. Если боль возникнет вновь, прекратить процедуру и сообщить врачу.

10. Приборы для электролечения приобретаются только в специализированных магазинах медицинской техники и имеют сертификат и апробацию минзрава. Кроме того, необходимо получить консультацию лечащего врача, медицинского консультанта магазина. Приобретенный аппарат у распространителей может вызвать ухудшение здоровья.

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник