Меню Рубрики

Основы реабилитации физиотерапии лфк и массажа

1. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма — это:

2. Ультрафиолетовые лучи излучаются лампами:

2) дуговыми ртутно-трубчатыми

3. Аппарат для магнитотерапии — это

4. Слизистые оболочки облучают:

1) малыми эритемными дозами

2) средними эритемными дозами

4) большими эритемными дозами

5. Показанием к УВЧ-терапии является:

3) острый воспалительный процесс

4) склонность к кровоточивости

6. Для профилактики рахита применяется:

7. При наличии ссадины, царапины в области наложения электродов при гальванизации необходимо:

2) провести процедуру, обработав ссадину йодом

3) провести процедуру, изолировав ссадину клеенкой

4) изменить методику воздействия

8. Выносливость организма могут тренировать:

4) изометрические упражнения

1) лечение дозированным восхождением

4) прогулки по ровной местности

10. Противопоказанием для лечебной физкультуры является:

1) тяжелое состояние больного

3) гипертоническая болезнь I степени

11. Показанием для лечебной физкультуры является:

1) врожденная мышечная кривошея

12. Целесообразнее укреплять мышцу, выпрямляющую позвоночник:

13. Противопоказанием к массажу является:

14. Основным приемом разминания является:

15. Положение пациента при массаже спины — это:

1) лежа на животе, руки вверху

2) лежа на животе, руки вдоль туловища

Медицина катастроф

1. Основными способами защиты населения от оружия массового поражения являются:

1) использование защитных сооружений для населения, рассредоточение и эвакуация населения, использование средств индивидуаль­ной защиты, в том числе медицинских

2) эвакуация населения из городов, оказание медицинской помощи и лечение

3) оповещение населения об угрозе нападения, использование противогазов и других индивидуальных средств защиты

4) рассредоточение населения из городов, укрытие населения в защитных сооружениях

2. Комбинированные поражения при авариях на промышленных военно-оборонных объектах вызваны:

1) разрушением производственных зданий

2) пламенем и высокой температурой в эпицентре пожара

3) взрывами в закрытых помещениях и сгоранием синтетических материалах

3. При катастрофических затоплениях особую опасность из инфекционных заболеваний представляют:

3) менингококковая инфекция

4. Основным средством общей экстренной профилактики в эпидемиологическом очаге является:

1) тетрациклин 0,5×3 в течение 5 дней

2) доксициклин 0,2×1 в течение 5 дней

3) рифампицин 0,6×1 в течение 3 дней

4) сульфотон 1,4×2 в течение 5 дней

5. Медицинская сортировка — это:

1) выделение пораженных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи

2) распределение пораженных, нуждающихся в медицинской помощи и эвакуации, на группы

3) метод распределения пораженных на группы, нуждающихся в однородных лечебно-профилактических эвакуационных мероприятиях

4) метод распределения пораженных по функциональным подразделениям больницы

6. Первая медицинская помощь при ожогах глаз включает:

1) закапывание 0,25 % раствора дикаина, наложение асептической повязки на обожженный глаз

2) закладывание за веки глазной мази, введение морфина, наложение бинокулярной повязки

3) введение промедола, наложение бинокулярной асептической повязки, эвакуация лежа на носилках

4) наложение повязки, немедленная эвакуация

7. Объем первой медицинской помощи при проникающем ранении живота включает:

1) обезболивание, при эвентрации вправление выпавших внутренностей, наложение асептической повязки, вынос из очага

2) наложение асептической повязки на рану, эвакуацию в положении лежа

3) введение анальгетиков, теплое питье, наложение асептической повязки, эвакуацию лежа на носилках

4) обезболивание, наложение асептической повязки, вынос из очага на носилках, эвакуация в первую очередь

8. Общими принципами неотложной помощи при острых отравлениях являются:

1) вызывание рвоты различными методами, стимуляция мочеотделения, антибиотикотерапия, применение противосудорожных средств

2) искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца, медикаментозное лечение, перитонеальный диализ, оксигенотерапия

3) прекращение дальнейшего поступления яда в организм, применение антидота, восстановление и поддержание нарушенных функций организма, устранение отдельных симптомов интоксикации, инфузионная терапия в процессе срочной эвакуации по назначению

4) гемодиализ, слабительные средства, зондирование и промывание желудка

9. Наиболее эффективными средствами транспортной иммобилизации при переломах бедра являются:

1) фанерные или пластмассовые шины

10. Средством (способом) обеззараживания воды в очагах чрезвычайной ситуации является:

2) гиперхлорирование с последующим дехлорированием

11. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной:

2) дегазации и дезинфекции

4) санитарной обработки, дегазации, дизактивации

12. Оживление с полным восстановлением функций ЦНС при клинической смерти возможно при нормотермии через (в минутах):

13. Перед началом легочно-сердечной реанимации больному следует придать положение:

1) горизонтальное, на спине

2) на спине с приподнятым головным концом (положение по Фовлеру)

3) на спине с опущенным головным концом (положение по Трендлен-бургу)

4) на животе с повернутой на бок головой

14. К первоочередным мероприятиям при утоплении относится:

1) удаление воды из легких, проведение ИВЛ, наружный массаж сердца

2) удаление воды из желудка с помощью введения зонда

3) искусственная вентиляция легких

15. К первоочередным мероприятиям при электротравме относятся:

1) освобождение пострадавшего от действий электрического тока

2) присыпание пострадавшего землей

3) искусственная вентиляция легких

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

— знать виды, формы и методы реабилитации;

— уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания;

— уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки;

— уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить комплексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтические процедуры по назначению врача;

— уметь оказать первую медицинскую помощь.

Задания в тествой форме

1. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, — это

2. Первичной физиопрофилактикой является предупреждение

3. Ультрафиолетовые лучи излучаются лампами

б) дуговыми ртутно-трубчатыми

4. Аппарат для магнитотерапии — это

5. Для получения ультразвуковых колебаний в аппарате УЗТ-1.08Ф используют

в) пьезоэлектрический эффект

6. В диадинамотерапии применяется

а) постоянный ток малой силы и низкого напряжения

б) переменный ток средней частоты

в) высокочастотный переменный импульсный ток

г) постоянный импульсный ток низкой частоты

7. Оптические квантовые генераторы используются в лечебном методе

8. Слизистые оболочки облучают

а) малыми эритемными дозами

б) средними эритемными дозами

г) большими эритемными дозами

9. Показанием к УВЧ-терапии является

в) острый воспалительный процесс

г) склонность к кровоточивости

10. Пациент при проведении процедуры общей франклинизации ощущает

11. Для профилактики рахита применяется

12. Ванны индифферентные в течении 5-7 минут на организм оказывают действие

13. При наличии ссадины, царапины в области наложения электродов при гальванизации необходимо

б) провести процедуру, обработав ссадину йодом

в) провести процедуру, изолировав ссадину клеенкой

г) изменить методику воздействия

14. Выносливость организма могут тренировать

г) изометрические упражнения

15. К строевым упражнениям относится

в) ходьба с высоким подниманием бедра

а) лечение дозированным восхождением

г) прогулки по ровной местности

17. Противопоказанием для лечебной физкультуры является

а) тяжелое состояние больного

в) гипертоническая болезнь I степени

18. Показанием для лечебной физкультуры является

а) врожденная мышечная кривошея

19. Корригирующая ходьба применяется при

г) язвенной болезни желудка

20. Целесообразнее укреплять мышцу, выпрямляющую позвоночник

21. Противопоказанием к массажу является

22. Вспомогательным приемом поглаживания является

в) плоскостное поглаживание

г) обхватывающее поглаживание

23. Основным приемом разминания является

в) непрерывистое разминание

24. Положение пациента при массаже спины — это

а) лежа на животе, руки вверху

б) лежа на животе, руки вдоль туловища

25. Образование костной мозоли ускоряет

Эталоны ответов.

1 б, 2 а, 3б , 4 б, 5 в, 6 г, 7 б, 8 в, 9 в, 10 в, 11 в, 12 б, 13 в, 14 а, 15 б, 16 а, 17 а, 18 а, 19 а, 20 в, 21 б, 22 а, 23 в, 24 б, 25 г.

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области экономики и организации здравоохранения для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

— знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;

— знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;

— знать принципы бюджетно-страховой медицины.

Задания в тестовой форме

1. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это

б) нормальное функционирование систем организма

в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

2. Ведущий критерий общественного здоровья для практического здравоохранения

а) демографические показатели

б) заболеваемость населения

3. Ведущие факторы, формирующие здоровье населения

г) организация медицинской помощи

4. Наибольшее влияние на формирование здоровья населения оказывает

г) уровень и качество медицинской помощи

5. Универсальным интегрированным показателем здоровья населения является

а) средняя продолжительность предстоящей жизни

г) естественный прирост (убыль)

6. Младенческая смертность — это смертность детей

7. Демографическая ситуация в России характеризуется

а) естественным приростом населения

б) нулевым естественным приростом

г) волнообразностью демографического процесса

8. Демографическая политика в России предполагает

в) оптимизацию естественного прироста населения

9. Обязательной государственной регистрации подлежат показатели

а) демографические (количество рождений, смертей)

10. Профилактические медицинские осмотры способствуют выявлению заболеваний

11. Источником изучения заболеваемости по обращаемости является

а) контрольная карта диспансерного наблюдения

б) медицинская карта стационарного больного

в) статистический талон уточненных диагнозов

г) листок нетрудоспособности

12. Основной учетный документ при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности

а) листок нетрудоспособности

б) акт освидетельствования в медико-социальной экспертной комиссии

в) контрольная карта диспансерного наблюдения

г) медицинская карта амбулаторного больного

13. Источником изучения инфекционной заболеваемости является

а) медицинская карта амбулаторного больного

б) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном
отравлении

в) медицинская карта стационарного больного

г) статистический талон уточненных диагнозов

14. Основной причиной смертности населения являются

а) желудочно-кишечные заболевания

б) сердечно-сосудистые заболевания

в) онкологические заболевания

г) травмы, несчастные случаи, отравления

15. В структуре заболеваемости по обращаемости 1 место занимают болезни

г) опорно-двигательного аппарата

16. В структуре причин инвалидности 1 место занимают

а) заболевания органов дыхания

б) сердечно-сосудистые заболевания

в) травмы, несчастные случаи, отравления

г) злокачественные образования

17. Группа инвалидности устанавливается

а) заместителем главного врача по экспертизе трудоспособности

б) клинико-экспертной комиссией

в) медико-социальной экспертной комиссией

18. В России в период до 1994 года действовала система здравоохранения

19. В настоящее время в Российской Федерации принята модель здравоохранения

20. Из фондов медицинского страхования финансируется

а) развитие материально-технической базы здравоохранения

б) подготовка медицинских кадров и научные исследования

г) оказание гарантированных видов медицинской помощи по программе обязательного
медицинского страхования

21. Гарантированные виды медицинской помощи оказываются при страховании

а) обязательном медицинском

б) добровольном медицинском

22. Основным элементом базовой программы обязательного медицинского страхования является

а) первичная медико-санитарная помощь

б) стационарная хирургическая помощь

г) профилактическая работа со здоровым взрослым населением

23. Целью аккредитации медицинского учреждения является

а) защита интересов потребителя медицинских услуг

б) определение объема медицинской помощи

в) установление соответствия стандартам качества медицинской помощи

г) оценка степени квалификации медицинского персонала

24. Аккредитации и лицензированию прежде всего подлежат учреждения определенной формы собственности

25. Лицензирование медицинского учреждения означает

а) определение видов и объема медицинской помощи ЛПУ

б) выдачу документов на право заниматься определенным видом лечебно-профилактической
деятельности

в) определение соответствия качества медицинской помощи установленным стандартам

г) оценку степени квалификации медицинского персонала

26. Совершенствование медицинской помощи населению Российской Федерации на современном этапе связано с развитием

в) сельского здравоохранения

г) первичной медико-санитарной помощи

27. Приоритетная подсистема при бюджетно-страховой медицине

а) стационарная помощь населению

б) амбулаторно-поликлиническая помощь

в) сельское здравоохранение

г) государственный санитарно-эпидемиологический надзор

28. Новый тип учреждений здравоохранения

б) больница сестринского ухода

г) многопрофильный стационар

29. Наиболее перспективным считается вариант оказания первичной медико-санитарной помощи

б) врачами узкой специализации

30. Профилактическая работа амбулаторно-поликлинических учреждений заключается в организации

б) диспансеризации населения

Читайте также:  Что такое физиотерапия для детей при бронхите

в) терапевтической помощи в поликлинике и на дому

г) реабилитационной работы

31. Диспансеризация — это метод

а) выявления острых и инфекционных заболеваний

б) активного динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов
с целью раннего выявления и оздоровления больных

в) наблюдения за состоянием окружающей среды

г) оказания неотложной помощи

32. Профилактические медицинские осмотры являются основой

а) первичной медико-санитарной помощи

в) реабилитационной работы

г) экспертизы трудоспособности

33. Мощность стационара определяется

а) численностью обслуживаемого населения

в) количеством работающих врачей

г) уровнем технической оснащенности

34. Средние медицинские работники имеют право выдавать листок нетрудоспособности единолично
и единовременно на срок

35. Первым этапом сельского здравоохранения является

а) фельдшерско-акушерский пункт

б) сельский врачебный участок

г) областной или республиканский уровень

36. Страховые взносы работодателей составляют от фонда заработной платы

37. Документ, являющийся гарантией получения бесплатной медицинской помощи при бюджетно-страховой медицине

в) медицинская карта амбулаторного больного

г) медицинская карта стационарного больного

38. Поликлиники оказывают населению помощь

б) первичную лечебно-профилактическую

39. Амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь оказывают

в) женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты

г) центры планирования семьи

40. Фельдшерско-акушерские пункты оказывают помощь

а) специализированную медицинскую

в) доврачебную медицинскую

41. Организация фельдшерско-акушерских пунктов способствует

а) улучшению качества медицинской помощи сельским жителям

б) приближению медицинской помощи к населению

в) обеспечению сельского населения специализированными видами медицинской помощи

г) обеспечению населения квалифицированной медицинской помощью

42. .Педиатрическую помощь детям оказывают

б) детские поликлиники и стационары

в) детские учебно-воспитательные учреждения

г) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора

43. .Особенностью детской поликлиники является наличие

а) специализированных кабинетов

б) школьно-дошкольного отделения

в) отделения функциональной диагностики

44. Особенностью оказания медицинской помощи женщинам и детям является

в) ярко выраженная профилактическая направленность

г) профессионализм медицинских работников

45. Профилактическая направленность является ведущей в деятельности учреждений

а) сельского здравоохранения

б) амбулаторно-поликлинического звена

в) государственного санитарно-эпидемиологического надзора

г) скорой и неотложной помощи

46. Задачей первичной профилактики является

а) ранняя диагностика заболеваний

б) предупреждение рецидивов и осложнений

в) оздоровление окружающей среды

г) гигиеническое воспитание населения

47. Последипломное обучение медицинских кадров проводится не реже 1 раза

48. Основной функциональной обязанностью палатной медицинской сестры является

а) организация своевременной выписки, правильности учета, распределения и хранения медикаментов и материалов

б) непосредственный уход за больными

в) контроль за правильностью расстановки медицинского персонала

г) контроль за своевременностью и четкостью выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений

49. Основной функциональной обязанностью старшей медицинской сестры отделения стационара является

а) выполнение назначений врача

б) непосредственный уход за больными

в) организаторская и контролирующая функции (правильность расстановки персонала, выписывание медикаментов и т.п.)

г) обучение санитарок правилам уборки палат и коридоров

50. Особенностью функций медицинских сестер специализированных кабинетов поликлиники является

а) выполнение назначений врача

б) проведение по указанию врача специальных лечебных и диагностических процедур

в) подготовка кабинета врача к приему больных

г) санитарно-просветительная работа

Эталоны ответов

1 в, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10 в, 11 в, 12 а, 13 б, 14 б, 15 в, 16 б, 17 в, 18 в, 19 б, 20 г, 21 а, 22 а, 23 в, 24 в, 25 б, 26 г, 27 б, 28 б, 29 в, 30 б, 31 б, 32 б, 33 б, 34 б, 35 б, 36 б, 37 б, 38 б, 39 в, 40 в, 41 б, 42 б, 43 б, 44 в, 45 в, 46 в, 47 б, 48 б, 49 в, 50 б.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

источник

Лечебная физкультура: общее понятие, основные средства, характерные особенности. Специальные упражнения с использованием тренажеров. Врачебный контроль и самоконтроль при выполнении упражнений. Применение массажа при лечении различных заболеваний.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация и реабилитационные методы ЛФК и массажа в реабилитационных центрах

лечебный физкультура упражнение массаж

Лечебная физкультура — самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

метод восстановительной терапии в комплексном лечении больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж — метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность — гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия — снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек— курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.

Адаптивная физкультура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Главным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Детский массаж и гимнастика — это один из самых важных лечебных и профилактических методов. Детям не рекомендуется давать лекарства по каждому поводу, лишь в случае крайней необходимости. Нарушения здоровья нужно умело предотвращать. Один из простых способов — оздоровительный массаж. Дело в том, что массаж, в силу своей специфики, почти не имеет противопоказаний. Но в любом случае, лечебный массаж следует проводить по назначению врача.

Сегодня достаточно широко известна взаимная тесная связь между всеми органами и частями организма. А наиболее доступными для воздействия являются кожа и поверхностные ткани ребенка.

Искусство массажиста в том, чтобы, чувствуя эту связь, «настроить» своими руками организм пациента на нормальную работу.

Детство — это время интенсивного развития , освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, самостоятельность. Ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Вид довольного, улыбающегося детского личика с лихвой компенсирует все тяготы родительского бремени.

Массаж — совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) — это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Механический массаж — проводится с использованием массажного кресла.

С помощью первого — массируются мягкие ткани вдоль позвоночника, прогревая их и оказывая легкое растяжение позвоночника. В результате снижается мышечный тонус и восстанавливается подвижность позвонков.

При втором режиме используется турманиевый сплав, излучающий тепло, которое легко проникает в тело человека, что улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.

Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК — это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия — одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.Основу механотерапии составляют дозированные ритмически повторяемые физические упражнения на специальных аппаратах и приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (многофункциональные тренажеры).

В современной механотерапии применяют реабилитационные тренажеры с программным управлением, позволяющим дозировать амплитуду и интенсивность движения. Основа нового подхода к применению механотерапии состоит в адаптации жизненно важных систем, последовательном обучении правильным движениям — от примитивных до сложных, с целью их рефлекторного закрепления во время выполнения упражнений, а также для восстановления мышц, суставов, связок, костей сегмента тела, и, как следствие этого, тела в целом. Показания:

Механотерапия применяется в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации при лечении заболеваний нервной системы, органов пищеварения, болезней обмена веществ, заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата.

Включает упражнения для повышения точности и меткости движений, координации действий между двумя и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировку функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения с использованием тренажеров, способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию опороспособности конечностей, улучшению ориентации в собственном теле и пространстве.

Основными задачами вестибулярной реабилитации являются улучшение устойчивости и равновесия, предотвращение падений, уменьшение субъективных ощущений головокружения и чрезмерной зависимости от зрительных и соматосенсорных стимулов, восстановление координации движений, а также снижение тревоги, обусловленной заболеванием вестибулярной системы.

Читайте также:  Как делают физиотерапию при пяточной шпоре

Наиболее эффективная реабилитация детей носит комплексный подход.

Необходимость оказания совместной помощи детям с проблемами в развитии является совершенно очевидным условием эффективности коррекционных мероприятий. Совместная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: врач невропатолог, логопед, дефектолог, психолог, педагог по СБО, педагог по ЛФК — интегрированную в единый коррекционный процесс.

Комплексная помощь означает одновременное, непрерывное, последовательное коррекционное воздействие, которое не просто механически суммирует усилия педагогов, а оформляет отдельные моменты деятельности каждого специалиста в зависимости от актуальности задач коррекции.

Весь коррекционный процесс строится на основе активного взаимодействия специалистов, совместного решения ими, возникающих в процессе обучения проблем.

Приемственность в работе специалистов это — сложный многоступенчатый процесс, основными этапами которого являются: экспертная диагностика, разработка реабилитационных программ, их реализация, мониторинг реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Для достоверной диагностики необходима опора на данные клинико- физиологического и психолого- педагогического изучения ребенка.

Врач проводит сбор подробных анамнестических сведений и выбирает наиболее эффективные рекомендации лечения реабилитационного восстановления, а педагог ЛФК подбирает соответствующую программу и методику коррекции. В зависимости от ведущего диагноза проводится взаимосвязь со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по СБО) в виде рекомендаций к требованиям развития общей и мелкой моторики, повторения упражнений дыхательной гимнастики, комплекса упражнений по формированию осанки, приемов самомассажа.

Каждый специалист проводит диагностику и составляет коррекционную программу. После этого проводится командная оценка — совместная оценка состояния психофизического развития ребенка и на основании ее составляется индивидуальный план коррекционной работы (ИРП). В индивидуально — развивающей программе отражается совместная работа специалистов на основе запроса родителей.

Специалисты изучают проблемы ребенка с позиций своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы работы коррекционной помощи, результаты работы отражены в мониторинге.

Методика проведения занятий

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 — 3 раза в неделю

При проведении занятия используется традиционная схема:

вводная часть (разминка), в подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений.

основная (специальные корригирующие упражнения), в основной части выполняется увеличенное количество повторений каждого упражнения. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции.

заключительная (восстановление), в заключительной части нагрузка снижается.

Количество повторений каждого упражнения — 4 — 6 раз. Через 4-5 недель занятий обновляется 20 — 30 % упражнений (главным образом, специальных).

Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК являются: объяснение, показ упражнений педагогом, индивидуальная работа с детьми и игровые методы ( игровой стрейтчинг), повышающие интерес к занятиям. Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра врача невропатолога. Форма проведения занятий — групповые или индивидуальные. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются физические упражнения.

Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую [по проф. В.А. Епифанову]. При большой нагрузке используются все физические упражнения, без ограничений. При средней нагрузке исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения. При малой нагрузке предпочтение отдается элементарным упражнениям для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. При проведении занятий лечебной гимнастикой чаще практикуются средние по величине нагрузки.

И на основании этого осуществляется комплектование групп ЛФК с учетом возраста детей, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Отличительная особенность занятий у наших детей является медленное выполнение упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируется следующим образом:

1. Подбор физический упражнений: от простого к сложному.

2. Продолжительность физических упражнений.

4. Выбор исходных положений.

5. Темп движений под счет от 1 до 4.

11. Количество отвлекающих упражнений.

12. Эмоциональная включенность ребенка.

Программа по лечебной физкультуре включает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (3-10 часов):

на этом этапе проводится тестирование физического развития детей. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.

2. Основной этап (8 — 24 часа) включает в себя:

— упражнения по совершенствованию дыхания;

-тренировка мышечной, дыхательной и сердечно — сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.

3. Заключительный этап (7- 10 часов):

В ходе, которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего цикла:

тестирование физического развития,

даются рекомендации для самостоятельных занятий родителям и детям.

Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы.

Задачами врачебного контроля являются:

создание оптимального режима применения основных средств и методов реализации программы для укрепления здоровья обучающихся;

содействие в создании надлежащих условий работы по оздоровлению организма.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Самоконтроль — это самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным признакам относятся: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечных сокращений, динамика роста и массы тела, сила кисти, измерение окружности груди и т. д.

Основные правила при выполнении всех физических упражнений. Сущность физических упражнений и цель гимнастики. Упражнения при пробуждении. Комплексы упражнений в первый период беременности. Упраженния: лежа на спине, стоя, сидя, водные процедуры и ходьба.

реферат [552,8 K], добавлен 09.11.2008

История массажа. Спортивный массаж и самомассаж. Краткие анатомо-физиологические основы массажа. Противопоказания к применению массажа и самомассажа. Техника массажа. Основные и вспомогательные приемы массажа.

реферат [38,4 K], добавлен 06.10.2006

История развития искусства массажа со времен Гиппократа до сегодняшних дней. Виды и методики массажа, его назначение при различных заболеваниях и противопоказания. Правила проведения процедур рефлексотерапии. Применение массажа в разных видах спорта.

реферат [24,6 K], добавлен 05.07.2009

Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.

реферат [31,0 K], добавлен 19.12.2009

Изучение зарождения и этапов развития лечебной физической культуры в Древней Греции и в Древнем Риме. Первые попытки исправить искривленный позвоночник. Виды и причины образования сколиоза. Клинико-физиологические обоснования к применению ЛФК и массажа.

реферат [28,6 K], добавлен 09.01.2011

Профилактика простудных заболеваний, ее принципы и подходы. Лечебная физкультура как профилактика простудных заболеваний, популярные методы и упражнения. Способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения.

реферат [19,3 K], добавлен 13.11.2011

Действие массажа на кожу, суставы, связки и сухожилия. Методы, приемы, техника проведения массажа. Эффективность использования классического массажа при заболевании опорно-двигательной системы на примере лечения дошкольников, больных сколиозом 1 степени.

дипломная работа [109,2 K], добавлен 10.06.2015

Использование средств физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Виды лечебного массажа. Классификация и характеристика физических упражнений. Методика и дозировка.

реферат [1,3 M], добавлен 25.03.2013

Самоконтроль как регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья. Понятия о «спортивной форме», утомлении и переутомлении, восстановительные мероприятия (гигиенические, психологические, медико-биологические). Виды и приемы спортивного массажа.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 08.08.2009

Пиелонефрит — воспалительное заболевание почечной ткани, вызванное различными микроорганизмами. Характер заболевания, его особенности, стадии, симптомы, диагностика и лечение. Упражнения при пиелонефрите. Лечебная физкультура: понятие, формы и виды.

реферат [16,4 K], добавлен 06.06.2014

источник

В нашей клинике вы можете пройти курс ЛФК под руководством опытных и высококвалифицированных врачей-реабилитологов и специалистов по реабилитации.

Получить подробную информацию и записаться на консультацию можно по телефонам: 295-50-65, 295-50-82, 906-46-84.

ЛФК (лечебная физкультура) – это реабилитационная методика, позволяющая в кратчайшие сроки возвращаться в форму после оперативных вмешательств и травм, а также являющаяся эффективным средством профилактики, предупреждающим возникновение различных заболеваний.

Главная цель лечебной гимнастики — максимально эффективное и быстрое возвращение пациента к активному полноценному образу жизни.

Основными задачами лечебной гимнастики являются:

  • Снятие болезненных ощущений в мышцах, костях и связках;
  • Улучшение подвижности;
  • Снижение потребности в проведении операций;
  • Улучшение кровообращения;
  • Оптимизация доставки питательных веществ к органам и тканям.

Благодаря оптимально составленному курсу ЛФК человек может значительным образом повысить качество жизни. Вариативность и количество занятий, степень нагрузок выбираются доктором в соответствии с индивидуальными особенностями организма и поставленными задачами. Довольно часто гимнастику совмещают с физиотерапией и другими методами реабилитации — к примеру, с миостимуляцией, массажем, мануальной терапией, использованием тренажёров.

Подробнее о некоторых методах физиотерапии, которые используются в нашей клинике, можно прочитать – здесь…

Лечебная физкультура – это комплекс дозированных нагрузок, которые пациент должен выполнять вместе с правильно отработанным дыханием. ЛФК – это не просто гимнастика, это медицинская техника, которая направлена на ликвидацию заболеваний, реабилитацию после операций и на скорейшее выздоровление.

Достаточно часто метод применяется при проблемах с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой, при патологиях внутренних органов. При разработке курса доктор учитывает возможности пациента, вид болезни или травмы. Проводить упражнения можно как в стационаре под руководством специалиста, так и дома (но только после тщательного инструктажа и при условии точного выполнения предписаний).

Таким образом, есть три основных способа выполнения занятий:

  • В индивидуальном порядке – требуется после травм и сложных операций, а также в случаях, когда больной ограничен в возможности двигаться;
  • В группах – при условии, что у пациентов одна и та же патология;
  • Самостоятельно – когда восстановление подходит к концу, и больной уже ознакомился со всеми необходимыми движениями, техникой их выполнения, и может совершать их без помощи врача.

Показаний для назначения существует немало. В частности, данный курс реабилитации назначается специалистами следующих медицинских направлений:

  • Ортопедии – при нарушениях работы суставов, плоскостопии и патологиях стопы;
  • Травматологии – требуется после переломов, повреждениях двигательного аппарата, суставов, при воспалениях и обнаружении хронических болезней;
  • Неврологии – может помочь при наличии грыж, депрессиях, при остеохондрозе;
  • Кардиологии;
  • Пульмонологии и других областей медицины и реабилитации.

Кроме того, лечебная гимнастика является отличным помощником при патологических отклонениях в развитии в детском возрасте.

Из всех указанных направлений наиболее часто оздоровительную физкультуру применяют в травматологии.

ЛФК назначается на следующих этапах восстановления:

Данная стадия затрагивает период после травмы и/или операции, когда происходит наиболее активное сращивание костных тканей, заживляются раны и так далее. Этот процесс может длиться от месяца до трёх – в зависимости от тяжести полученных повреждений.

Гимнастика, проводимая на этом этапе, имеет своей целью вернуть тонус организму, а также восстановить обменные и питательные процессы, сердечно-сосудистые и дыхательные функции. Также благодаря гимнастике нормализуются лимфо- и кровообращение. Проводятся занятия статично, в большинстве своём делается упор на дыхательные упражнения и на равновесие (что помогает привести в норму и вестибулярный аппарат).

Следующая стадия, на которой осуществляется подготовка к самостоятельной ходьбе, улучшению показателей. Помимо этого, целью мероприятия является увеличение выносливости и мышечного тонуса. Иногда врачи включают в перечень упражнений стандартные работы с уроков труда – шлифовку, производство элементарных предметов.

Завершающий этап, на котором и происходит возвращение в спортивную (в случае, если травмировался спортсмен) форму, а также появляется возможность жить прежней жизнью. ЛФК при реабилитации становится заметно труднее и продолжительнее – она представлена и ходьбой, и плаванием, и выполнением физических упражнений. Исполнение строго контролируется врачом – от этого зависит скорость выздоровления и эффективность осуществляемых процедур.

После завершения курса реабилитации в клинике, лечебная физкультура может выполняться самостоятельно, но только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача-реабилитолога.

Отдельные цели, достигаемые при назначении лечебной физкультуры:

  • Ускорение консолидации;
  • Улучшение трофики в повреждённом месте;
  • Гипертрофия мышечной системы;
  • Увеличение подвижности суставов;
  • Формирование необходимых компенсаций и многое другое.

Специалист может подбирать упражнения, исходя из самых разных факторов:

  • Возможная степень активности (зависит от фазы выздоровления);
  • Местонахождение повреждения (различные варианты подборок предусмотрены для разных частей тела);
  • Направленность и цели (исходя из этих факторов могут назначаться как совсем простые, так и более трудные движения);
  • Навыки, которые желает развить клиент (если занятия применяются в профилактических целях).
Читайте также:  Физиотерапия при гипоплазии матки

Стоит отметить, что, если травмирована одна конечность, для второй также подбираются специальные занятия – это необходимо для укрепления трофики и для сохранения навыков координации. Кроме того, упражнения на вторую руку или ногу, выполняемые в правильном режиме, позволят сформировать эффективное лимфообращение, кровоток, активизируют процессы репарации. Иногда лечебная физкультура предполагает использование отягощающих и других спортивных снарядов.

В данном разделе представлен частичный список цен.

Послеоперационный комплекс реабилитации (кинезиотерапия, физиотерапия, механотерапия, мануальная терапия/массаж/лимфодренаж)

Наименование услуги Цена, руб.
Консультация специалиста по реабилитации 1 500
Индивидуальное занятие кинезиотерапией (ЛФК, функциональная реабилитация, Kinesis station, RedCord) 3 400

Внимание! Цены представлены для ознакомления и не являются публичной офертой!

источник

Целью физиотерапии при артрозе является замедление развития грубой соединительной ткани, сохранение функциональной активности и предотвращение анкилозирования сустава.

Физиотерапию проводят курсами не менее 2—3 раз в год с перерывом 3—4 мес. При построении программы реабилитации надо учитывать, что длительное, многолетнее назначение одних и тех же физических факторов приводит к адаптации, что снижает эффективность лечения. Исходя из этого, целесообразно использовать различные физические факторы, их сочетания и комбинации.

Для улучшения микроциркуляции, обменных процессов используют тепловые воздействия — парафин, озокерит, пелоиды; ИК-облучение (по 20—60 мин, 15—200 процедур, ежедневно или через день). При некоторой болезненности в околоушно-жевательной области можно назначать СВЧ-терапию по 4-6 мин при интенсивности 3-6 Вт или УВЧ-индуктотерапию по 10 мин, до 10—12 воздействий на курс лечения.

Для физико-химического воздействия на обменные процессы в пораженном суставе применяют электрофорез по поперечной или сегментарной методике медицинской желчи, пчелиного яда, новокаина и других лекарственных препаратов по показаниям. Электрофорез йода, лидазы, трилона Б замедляет образование соединительной ткани, поэтому эти вещества заслуживают широкого применения при лечении артроза. Оптимальным является комбинированное использование тепловых и электрических воздействий, которые проводят параллельно, до 20 процедур на курс лечения.

В последнее время в комбинированные курсы включают облучения гелий-неоновым лазером при интенсивности 100—200 мВт/см по 2—10 мин по сканирующей методике, что позволяет улучшить микроциркуляцию, трофику и устранить спастические явления в жевательных мышцах.

Массаж улучшает местный и общий обмен в коже, повышает тонус мышц, улучшает их сократительную функцию, способствует увеличению притока кислорода и увеличению сахара в мышцах, улучшает питание тканей, вызывая раскрытие резервных капилляров.

Основные приемы лечебного массажа челюстно-лицевой области — поглаживание, растирание, поколачивание и выбрация.

Массаж проводится 2—3 раза в день перед миогимнастикой и элементами МТ. После сеанса физиотерапии также рекомендуется массаж жевательных мышц (Sohnete W., Wissner F.). Продолжительность массажа в одной зоне не должна превышать 3-5 мин; на курс лечения — 10—12 процедур.

Точечный массаж заключается в воздействии пальцем на акупунктурные точки с лечебной целью. Существует несколько техники точечного массажа; однопальцевое вонзание, пальцевое разминание, ногтевой укол, пальцевое надавливание.

Однопальцевое вонзание в точку проводится средним пальцем. При применении этого приема к тыльной стороне выпрямленного среднего пальца прикладывают слегка согнутый указательный палец, а к внутренней стороне прижимают большой палец, как бы укрепляя рабочий средний.

Разминание производят большим пальцем, причем давление сопровождается винтообразным движением пальца со смещением кожи о покрова относительно подкожных тканей — мышц, костей.

Ногтевой укол. Слегка согнув II фалангу большого пальца руки, производят воздействие на точку с помощью ногтя. Интенсивность и время воздействия определяются характером болезни. В результате воздействия у больного должно возникнуть ощущение онемения, тупой боли в районе точки.

Пальцевое надавливание. Простое надавливание. Производится концом пальца, расположенного чуть наклонно к поверхности, кожи. Сила давления возрастает плавно, доходит до значительной и также плавно убывает.

При выполнении точечного массажа необходимо соблюдать принципы «укрепление — рассеивание»: легкий, медленный массаж по ходу меридианов дает «укрепляющий» эффект, а сильное, быстрое надавливание против хода меридианов — «рассеивающий».

Продолжительность лечения определяется характером болезни. В остром периоде проводятся 1—2 процедуры в день, в восстановительном — через день. Курс лечения не должен превышать 12 сеансов.

Методика массажа челюстно-лицевой области (по В.А.Хватовой, 1997):
• Массаж жевательной мышцы. Мышцу захватывают большим указательным и средним пальцами и массируют в течение 3 мин. Установив большие пальцы на край горизонтальной ветви нижней челюсти, остальными пальцами разминают мышцы.
• Массаж височной мышцы. Ладонями обеих рук сжимают виски. Массаж проводят энергичными циркулярными движениями в течение 3 мин. Болезненные участки мышц массируют указательными и средними пальцами еще 3 мин.
• Массаж внутренней крыловидной мышцы выполняют при слегка запрокинутой голове больного большими пальцами, установив их с внутренней стороны челюсти в области ее угла. Остальные пальцы расположены на наружной стороне нижней челюсти.
• Массаж мышц, опускающих нижнюю челюсть, проводят большим пальцем, установив его кпереди и кнутри от угла челюсти.
• Массаж сустава выполняют при полуоткрытом рте больного (когда головка выходит из суставной ямки) циркулярными энергичными движениями пальцев.
• Массаж воротниковой зоны (по обшей методике) является завершающим этапом массажа жевательных мышц.

Для нормализации движений нижней челюсти некоторые авторы (В.А. Хватова W. Sohulte, F. Wssner др.) предложили ряд физических упражнений изометрического характера, назвав этот комплекс миогимнастикой.

Миогимнастика применяется в комплексном лечении для нормализации движений нижней челюсти, усиления определенных групп мышц, восстановления синхронности движения в обоих сочленениях и координации функции жевательных мышц, закрепления результатов ортопедической перестройки прикуса.

При подборе физических упражнений следует решить вопрос о том, какие мышцы следует тренировать, чтобы устранить смещение нижней челюсти (Хватова В.А., 1997).

Внимание! Боль и щелканье в суставе имеют второстепенное значение. Они исчезают после нормализации функции жевательных мышц и сустава, за исключением тех случаев, когда диагностирован деформирующий артроз и воспалительные явления в суставе.

Например, при максимальном открывании рта нижняя челюсть смещается вправо; следовательно, превалирует тяга всех мышц, которые смещают челюсть влево. Рекомендуется тренировать в этом случае антагонисты этих мышц, т.е. мышцы, смещающие нижнюю челюсть вправо. Для этого правой половиной нижней челюсти опираются на ладонь правой руки, локоть которой устанавливают на поверхности стола (и.п. — сидя у стола). Губы и зубные ряды слегка разомкнуты. Проводят сильное давление нижней челюсти вправо на руки врача (методиста ЛФК) без движения челюсти и руки.

Для усиления необходимого движения рекомендуется плотно прижимать язык к стороне, противоположной смещению челюсти, жевать на стороне, противоположной смещению челюсти, а после исчезновения боли и бокового сдвига нижней челюсти — на обеих сторонах.

После изометрических напряжений целесообразны открывания рта без смещения нижней челюсти.

Примерные упражнения:
• Упражнения при смещении нижней челюсти вправо (I тип смещения). Н.п. — физиологический покой нижней челюсти, губы открыты, левый локоть опирается на поверхность стола, левая часть подбородка располагается на левой руке. Нижней челюстью с силой больной давит на левую руку, а рукой, не смещая ее в сторону, — на челюсть (экспозиция 7—10 с). Изометрическое напряжение чередуется с максимально возможным расслаблением мышц: при фиксации головы руками — челюсть «свободно висит» (экспозиция 30 с).
• Упражнения при боковом смещении нижней челюсти влево те же, только с другой стороны.
• Упражнения для устранения бокового смещения нижней челюсти. С помощью зеркала следует контролировать среднюю линию нижней челюсти. Кончик языка плотно прижат к левым верхним боковым зубам. Больной медленно открывает рот без отклонения нижней челюсти (до легкой боли!).

Внимание! Амплитуду открывания рта постепенно увеличивают на каждом занятии.

Если через 1—2 дня достигнуто открывание рта по средней линии, то в дальнейшем проводят открывание рта при смешении челюсти вправо (влево). Упражнения повторяют до тех пор, пока не будет достигнуто открывание по средней линии.

• Упражнения при смещении нижней челюсти назад (дистальное смещение — II тип). При отсутствии достаточного переднего смещения нижней челюсти (суставная головка при максимальном открывании рта на скате суставного бугорка, а не у его вершины) выполняют упражнения для усиления выдвижения нижней челюсти.

И.п. — локти больного на поверхности стола, нижней челюстью опирается на обе руки и с максимальной силой (под контролем зеркала) перемещает ее вперед без открывания рта, до легкой боли. Рекомендуется чередовать медленные движения открывания рта с быстрыми. После 10 движений включаются упражнения, направленные на расслабление мышц.

• Упражнения при смещении нижней челюсти вперед (медиальное смешение — III тип) и при чрезмерных протрузивных движениях нижней челюсти. Причиной чрезмерных протрузивных движений нижней челюстью нередко является острая травма мягких тканей сустава (чрезмерное открывание рта, употребление твердой пищи и др.), что вызывает рефлекторное смешение нижней челюсти вперед (суставная головка отходит от поврежденных тканей). Больной привыкает открывать рот, начиная с перемещения нижней челюсти вперед, что ведет к растяжению связок сустава, которые перестают сдерживать передние движения суставной головки. Последняя проскакивает через передний полюс диска, появляется суставной шум. Этому может способствовать повышение тонуса наружной крыловидной мышцы, смещающей диск кпереди, что нередко бывает при дисфункциях сустава.

Отсутствие в мягких тканях сустава эластических волокон приводит к тому, что после растяжения они не возвращаются в и.п., в области диска образуются складки. Через некоторое время после появления суставного шума по утрам наблюдаются боли и затрудненное открывание рта. Это может быть объяснено тем, что после первичного растяжения тканей сустава, во время разговора и еды скачкообразные перемещения суставной головки приводят к дополнительной травме мягких тканей сустава. В результате частых травм, которые не успевают компенсироваться, возникают болевые ощущения и ограничение открывания рта В.А. Хватова). На основании механизма щелкания И.С. Рубинов предложил следующую восстановительную терапию.

При наличии только щелкания в суставе рекомендуется выполнять лишь дозированные упражнения открывания рта без движения. Пациент ладонью проводит давление с таким расчетом, чтобы давление руки через суставную головку передавалось на заднюю часть диска, к основанию суставной ямки. В этом случае тренируются мышцы, являющиеся антагонистами наружной крыловидной; задние пучки височной мышцы, собственно жевательная и двубрюшная мышцы.

Изометрические упражнения. И.п. — приоткрыты, язык поднят, его кончик касается мягкого нёба. Среднюю линию контролируют при помощи зеркала.

Нижнюю челюсть (без опускания и смещения в сторону) следует отодвинуть назад. Больной как бы стремится достать до неба нижними передними зубами. При этом врач определяет напряжение задних волокон височной мышцы над наружным слуховым проходом и кпереди от него. Это напряжение должно быть одинаково сильным с обеих сторон. В ушах возникает шум, звон. Затем в течение 20 с выполняют упражнения, направленные на расслабление мышц (и.п. — лбом больной опирается на обе ладони, локтями на поверхность стола; нижняя челюсть «висит свободно»).

Внимание!
Больному, занимающемуся миогимнастикой, не рекомендуется чрезмерное открывание рта (сустав не должен больше щелкать!), откусывание и жевание твердой пищи, пение. При зевании следует поддерживать рукой подбородок.

• Упражнения для перестройки типа открывания рта. Больной смещает нижнюю челюсть назад, в этом положении открывает рот без передних и боковых смещений. Тяга нижней челюсти направлена назад при этом постоянно, щелчки отсутствуют. Тренировки следует продолжать до тех пор, пока рот не станет открываться быстро, без щелчков и боковых движений.

L.Schwanz рекомендует выполнять данное упражнение в и.п. больного лежа на спине. Врач поддерживает его голову левой рукой, а правой опирается на нижнюю челюсть. Больного просят слегка открывать и закрывать рот (шарнирные движения) ритмично с преодолением дозированного сопротивления руки. После 10 движений ему предлагают 3 раза широко открыть рот, также преодолевая сопротивление.

Положительный результат объясняется тем, что создается функциональный покой для растянутых тканей сустава.

При проведении упражнений наблюдаются методические недоработки, ведущие к усилению боли в суставе и снижающие эффект лечения (В.А.Хватова):
а) не принимается во внимание, что во время упражнений не должно быть контакта зубных рядов;
б) нижняя челюсть «отводит» руку, что вызывает перегрузку сустава на пораженной стороне;
в) при двустороннем подвывихе упражнения выполняются неправильно: дистальное смещение нижней челюсти осуществляется во время выдвижения челюсти, а не при шарнирных движениях.

источник