Меню Рубрики

Синквейн на тему физиотерапия

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

источник

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. С помощью синквейна можно добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Использование синквейн технологии

в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна.

Цель : добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

— Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

— Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

— Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
— Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

— Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

4. Моя кукла самая красивая.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

— составление синквейна по прослушанному рассказу;

— коррекция и совершенствование готового синквейна;

— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

— полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

3. Прячется, боится, убегает.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Начало непосредственно образовательной деятельности . Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.

Читайте также:  Физиотерапия при ревматоидном артрите суставов рук

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Можно составить синквейн – загадку.

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Синквейн для воспитателя детского сада — это:

— инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

— средство творческого самовыражения ребёнка,

— способ обогащения словарного запаса,

— подготовка к краткому пересказу,

— и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения

3. Лежит на земле, прячется, растет.

3. Растет, вылезает из земли, вянет

3. Продается, растет, варить

3. Мыть, варить, расписывать узорами.

3. Налить, разбить, поставить

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

3. Мыть, снимать кожуру, есть

Лексическая тема «животные»

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

3. Мяукает, царапает, прыгает

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

источник

Вашему ребенку в школе задали на дом составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Предлагаем вместе разобраться в том, что такое синквейн, для чего он используется и как составляется? В чем его польза для школьников и учителей? После чего мы вместе сможет самостоятельно написать небольшой стих на любую, понравившуюся нам тему.

Небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы означает слово синквейн. Впервые этот термин использовала американская поэтесса Аделаида Крэпси 100 лет назад. Изучая японскую литературу, она так вдохновилась их хайку, что решила создать новую стихотворную форму, которая состоит из 5 строк, каждая из которых содержит определенное количество слогов. Согласно ее теории, традиционный синквейн должен состоять всего лишь из 22 слогов: 2 из которых в первой строке, 4 во второй, 6 – в третьей, 8 – в четвертой и 2 – в пятой.

Впервые данный вид литературы начали применять на практике в американских школах. Это, так называемый, дидактический синкейн. От других видов синквейнов, он отличается тем, что не требует точного подсчета используемых в каждой строчке слогов. В его основе лежит смысловая нагрузка каждой отдельно взятой строки.

Дидактический, или как его еще называют, классический синквейн, строится по следующему принципу:

  • Первая строка состоит всего лишь из одного слова. Это может быть имя существительное или местоимение. Оно должно обозначать тему произведения.
  • Вторая строка. Используется для описания свойств основной темы. Это могут быть 2 причастия или имени прилагательных.
  • Третья – повествует о действиях темы. Для этого используют 3 деепричастия или глагола.
  • Четвертая – самая длинная и состоит из 4 слов. Здесь автору нужно высказать свое личное мнение, относительно темы стиха.
  • Пятая – состоит всего лишь из 1 слова, которое может относиться к любой части речи. Это некое резюме текста, которое раскрывает суть темы.

Такое нерифмованное краткое стихотворение может затрагивать любую тему. Еще одна особенность дидактического синквейна состоит в том, что автору разрешено отступать от основных правил. К примеру, для написания главной мысли или резюме допускается использование словосочетания или целой фразы из нескольких (3-5) слов. Для описания действия можно использовать составное сказуемое.

Многим школьникам пришлось по душе такое занятие. Ведь для написания подобного стиха им не нужно иметь талант или особые навыки. Достаточно просто освоить форму синквейна и, что называется «прочувствовать его изнутри».

Для начала, автору лучше выбрать какую-нибудь легкую и понятную ему тему. К примеру, потренируйтесь самостоятельно сделать синквейн на тему «Мыло».

  1. Первая строка будет «Мыло».
  2. Какое бывает мыло в двух словах? Подберите любые два прилагательных, которые первыми пришли вам в голову. Это может быть общее понятие (душистое, пенное и т.д.) или же автору придет в голову образ мыла, которым пользуется лично он (фруктовое, жидкое и т.д.). Допустим, у вас получилось «желтое, душистое».
  3. Здесь необходимо подобрать 3 действия. Ребенку нужно объяснить, что имеется в виду не конкретное действие, на которое способен предмет, но и то, каким образом на него могут воздействовать другие. К примеру, мыло может не только пениться в руках или пахнуть, оно способно вызвать слезы при попадании в глаза, выскользнуть и упасть на пол. Кроме того, им можно мыться. К примеру, вы выбрали такие 3 глагола «чистит, пахнет, пузыриться».
  4. Теперь автору предстоит высказать свое мнение о предмете. Здесь подразумеваются не только чувства и эмоции, которые вы можете испытывать при мысли об этом предмете. Возможно, это ассоциации, что-то из личной жизни, связанное с предметом и т.д. К примеру, вы вспомнили, как в детстве вас мама заставляла мыть руки перед обедом или поскользнувшись на нем упали. А возможно, вы варите его дома самостоятельно. Теперь осталось втиснуть все эти воспоминания в 3-5 слов. К примеру: «моет руки перед едой» и т.д.
  5. Резюме должно состоять из 1, максимум 2 слов. Для этого, еще раз внимательно прочитайте то, что вам удалось написать, и опишите, появившийся перед вами образ одним словом. Если сделать это не получилось, ответьте на вопрос – для чего был изобретен данный предмет? Какова его роль в нашей жизни? Какое свойство предмета можно считать главным? Так же, обратите внимание на то, что резюме должно быть связано с предыдущей строчкой. Следовательно, если вы писали о мытье рук, то целесообразно, в заключении будет сказать о чистоте или гигиене.

Теперь прочитайте свой результат:

Таким образом, потренировавшись на чем-то простом, можно переходить к более серьезным вещам. Примеры могут быть любыми, достаточно выбрать тему из того, что нас окружает.

Теперь стало понятно, как делать синквейн по литературе, истории или любому другому школьному предмету. Для детей, это может стать некой «творческой паузой». А учитель сможет на основе составленного учеником стиха, определить степень его понимания той или иной темы.

источник

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно,первая строка – «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Запах сладкий, вкус противный.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.

Пример синквейна на тему «глагол»:

Описывает действие, спрягается, повелевает.

В предложении обычно бывает сказуемым.

Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.

Читайте также:  Очки для физиотерапии детские

По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.

Пример синквейна на тему «лягушка»:

Прыгает, мечет икру, ловит мух.

Видит только то, что движется.

Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.

Например, синквейн на тему «война» может быть таким:

Мой прадед погиб на войне.

Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.

источник

Мария Журавлёва
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн»

в речевом развитии дошкольников»

• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.

• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

• Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа).

Развивать ассоциативное мышление и память.

• Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

• Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

альбомные листы по количеству детей, фломастеры, авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

• открываются новые творческие интеллектуальные возможности

• способствует обогащению и актуализации словаря

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

• используется для закрепления изученной темы

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн», чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз).

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке — снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 — напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу — ромашка).

2. На 2-й строке — напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

— Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой — научите своих родных и близких составлять синквейны.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Мастер-класс

Использование технологии «Синквейн»

в речевом развитии

дошкольников

Памятка по составлению синквейна

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка — одно существительное;

• 2 строчка — два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка — три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка — фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка — одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн — это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

— на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Из опыта работы педагогов ДОУ «ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей» Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина,.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» Автор мастер-класса: Чуднова Елена Ивановна – воспитатель БДОУ г. Омск «Детский сад №216 общеразвивающего вида» Мастер-класс предназначен.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Мастер-класс «Технология Кроссенс» Добрый день уважаемые коллеги! Свой мастер-класс на данный момент я называю «Технология Х». Педагогическая интуиция мне подсказывает, что.

Мастер-класс «Технология создания исследовательского проекта» Добрый день, уважаемые коллеги! Главной ценностью каждой семьи является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей» Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей. Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование» Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной речи и развитие речевого творчества. Я представляю технологию по.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

преподаватель естественно математических

Синквейн – как метод реализации здоровьесберегающей педагогики на уроках химии.

Не для кого не секрет, что предмет химия воспринимается многими обучающимися, как сложный и непонятный предмет. Да, химия – это наука, а как у любой науки у химии есть свои законы и правила, которые необходимо запомнить обучающимся. Просто вызубрить? Или усвоить сложный материал быстро и легко? Но как? В этом педагогу поможет синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма , возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. (1)

Учитывая требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

— рациональная плотность урока (время, затраченное студентами на учебную работу) должно составлять не менее 60% и не более 80%;

— в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующих формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

— количество видов учебной деятельности должно быть несколько;

— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

— на уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

— необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.

Использование на уроках химии синквейна – это есть сочетание быстрого усвоения материала и здоровья обучающихся. Данный вид деятельности в обучении стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, в результате которого можно быстро получить результат. В России данный метод стал популярен с 1997 года. Многие методисты полагают, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Текст синквейна основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. (2)

Написание такого текста является формой свободного творчества, которое требует от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат обучающегося, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна: (3)

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Приведем примеры синквейнов, которые можно использовать на уроках при изучении химии:

Читайте также:  Физиотерапия токи виды токов

Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука.

Превращается, соединяется, окружает

Окисляет, растворяет, взаимодействует

Состоит из атомов водорода и кислотного остатка.

Тема «Основания, гидрооксиды»

основание (химия)
растворимые и нерастворимые
состоят, взаимодействуют, получают
основной класс химических соединений
гидроксиды

Течет, испаряется, замерзает

Человек состоит на 92% из воды, вода занимает 70% суши

Образуют, проявляют, реагируют

Греет, завораживает, проводит

Алмаз, графит, карбин, фуллерен

Предельные, непредельные, ароматические

Горят, взаимодействуют, синтезируют

Состоят из атомов углерода и водорода

При составлении синквейна, каждый реализует свои таланты и способности: творческие, интеллектуальные и образные. Через свои способности обучающийся сам запоминает сложные для него химические понятия. При этом минимально затрачивая свое время и получая результат не только в отметке, но и получая эмоциональное удовольствие. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Положительные эмоции – это значит хорошее настроение, высокая работоспособность и конечно – здоровье наших детей.
Используемая литература:

Требования ФГОС htt :// standart . edu . ru /

Павлова М.А. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: (Электронный ресурс) Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. — // http :// health . best – host . ru .- Саратов,2003.

источник

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание. Но что же это такое? Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

Убивают, разрушают, страдают.

Война приносит горе в каждый дом.

Синквейн появился в Америке на заре ХХ столетия благодаря влиянию японской культуры. Через некоторое время он стал применяться в учебных целях как действенный способ совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха. Задача этого метода — помочь школьникам лучше понять материал.

Поэтапное описание данного приема:

1. Ознакомление с требованиями по созданию синквейна.

2. Написание такого стихотворения на какую-либо тему с соблюдением всех правил.

3. Прочтение некоторых синквейнов (по желанию).

Если ученик не хочет делиться своим стихотворением со всеми, то и не стоит заставлять его. Главное, чтобы дети разобрались в том, как составить синквейн. Все остальное второстепенно.

Каждому ребенку выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе. Это позволяет критически оценить данный материал. Данный прием требует того, чтобы ученики прислушивались к своим товарищам и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу.

Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

Общество состоит из индивидуумов.

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна — содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке.

Пасутся, размножаются, спят.

Парнокопытные питаются растениями.

Рекомендации по созданию такого стихотворения:

1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.

2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.

3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей.

Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы. Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой.

Труд по составлению такого стихотворения – это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги.

Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.

источник

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

источник