Меню Рубрики

Специализация физиотерапия и лечебная физкультура

Физиотерапия – область медицины, посвященная изучению лечебного воздействия естественных и искусственно воссозданных природных факторов на организм человека.

В физиотерапии выделяют электролечение, светолечение, водолечение, тепловое лечение, лечение с применением механических воздействий. Каждый из них включает ряд лечебных методов, основанных на использовании того или иного физического фактора.

Лечение с использованием природных факторов позволяет уменьшить количество применяемых пациентом лекарственных препаратов, а в некоторых случаях и вовсе от них отказаться. Физиотерапия позволяет свести к минимуму возможные побочные явления и неприятные последствия, как самой болезни, так и её лечения.

Физиотерапевт участвует в лечении следующих заболеваний:

  • болезни опорно-двигательной системы;
  • последствия перенесенной травмы;
  • заболевания кожи;
  • заболевания нервной системы;
  • нарушения менструального цикла;
  • спаечная болезнь
  • урологические заболевания;
  • болевой синдром;
  • подготовка к беременности и ЭКО;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта и др.

При наличии показаний и отсутствии противопоказаний для физиотерапии врачи други специальностей могут направить Вас на консультацию физиотерапевта. На приеме врач-физиотерапевт уточнит характер жалоб, выяснит, как заболевание развивалось, уточнит наличие у Вас других заболеваний, чтобы не допустить применение методик, которые Вам противопоказаны. Врач проведет осмотр и при необходимости назначит дополнительные (лабораторные, инструментальные) обследования.

Наиболее распространенными методами, используемыми в физиотерапии являются:

  1. Лазеротерапия — процедура, во время который происходит воздействие на организм человека лазерных лучей. Благодаря этому, в клетках ускоряется расщепление жиров и углеводов. Дополнительно происходит усиление синтеза белка и нуклеиновых кислот.
  2. Лекарственный электрофорез — воздействие на организм человека электрическим током. Процедура помогает снять болевой синдром, ускорить процесс выздоровления, снять воспаление, расширить сосуды и улучшить кровоток, благодаря чему значительно увеличивается всасывание используемого во время процедуры лекарственного вещества;
  3. Инфракрасное облучение. Под действием данного излучения происходит образование тепла в тканях, стимулируются процессы восстановления тканей, ускоряется кровоток, вырабатываются биологически активные вещества, активируются лейкоциты. Улучшение кровоснабжения и расширение просвета сосудов приводит к снижению артериального давления, психоэмоционального и физического напряжения, поднятию настроения, улучшению сна;
  4. Магнитотерапия. Воздействие на организм магнитного излучения стимулирует активность иммунной системы, что позволяет организму быстрее справляться с болезнетворными бактериями и различными инфекциями. Также улучшается цвет и состояние кожи;
  5. Лечение ультразвуком позволяет улучшить микроциркуляцию и кровообращение, а в сочетании с антибиотиками и антисептиками усиливает их действие;
  6. Дарсонвализация — методика, позволяющая улучшить кровообращение, уменьшить воспалительный процесс и болевой синдром. Дарсонваль широко используется для лечения неврологических заболеваний;
  7. Лечебная гимнастика оказывает общеукрепляющее действие на организм, а также решает поставленные задачи в соответствии с заболеванием и его стадией, способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, улучшению обмена веществ, оказывает общетонизирующее действие на весь организм.

источник

Вопрос » Как стать физиотерапевтом? »Ежедневно думает о тысячах людей, которые стремятся понять, как стать физиотерапевтом (-ами), а также физиотерапевтом (терапевтом).

Во-первых, чтобы стать физиотерапевтом, нужны годы образования и подготовки в таких областях, как кинезиология, анатомия, биологияи фитнес.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/worldscholarshipforum.com/wp-content/uploads/2019/05/how-to-become-a-physical-therapist-therapy-degree.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/worldscholarshipforum.com/wp-content/uploads/2019/05/how-to-become-a-physical-therapist-therapy-degree.jpg?fit=510%2C340&ssl=1″ > как к стали-а-физико-терапевт-терапии-градусный

Кроме того, многие физиотерапевты также проходят обширную подготовку у пациентов. психология, Это помогает им лучше понять и помочь клиентам справиться с эмоциональными проблемами физического заболевания.

Кроме того, как и в большинстве профессий, путь к успеху может принимать различные формы. В физиотерапии, которая курсы должен студент следовать, чтобы подготовиться? Должны ли начинающие терапевты завершить резидентуру? Эта статья отвечает на такие вопросы, давая вам решения, которые вы жаждете.

Физиотерапия, также известная как физиотерапия, — это парамедицинская профессия, которая использует силу и механические движения (биомеханика или кинезиология), мануальную терапию, лечебную физкультуру и электротерапию для устранения недостатков и повышения подвижности и функциональности.

Кроме того, он используется для улучшения качества жизни пациента посредством обследования, диагностики, прогноза, физического вмешательства и обучения пациента.

В частности, люди с травмами или серьезными заболеваниями часто испытывают трудности в управлении своими движениями и болью. Они зависят от физиотерапевтов, чтобы помочь им выздороветь.

Посредством специальных программ упражнений и индивидуального внимания эти специалисты помогают пациентам восстановить объем движений, наращивать силу, повышать гибкость и контролировать свою боль по мере выздоровления.

Физиотерапевты обычно работают в частных офисах, клиниках, больницах или домах престарелых. Как правило, должности физиотерапевта заняты полный рабочий день, хотя некоторые терапевты работают на меньшие часы или несколько рабочих мест на неполный рабочий день.

Кроме того, они обычно являются частью команды реабилитации. Они предоставляют практическую терапию, упражнения и упражнения на растяжку пациентам с серьезными заболеваниями или травмами для облегчения боли и укрепления здоровья и благополучия.

Кроме того, другие члены команды здравоохранения могут включать помощников физиотерапевта, помощников, врачей и хирургов.

В большинстве случаев, чтобы стать физиотерапевтом, требуется приблизительно семь лет, начиная с момента поступления в университет, когда вы получаете лицензию на практику.

Однако, как вы увидите в этой статье, не все следуют одному и тому же пути. Например, некоторые люди становятся помощниками физиотерапевта, прежде чем принять решение получить дополнительное образование, необходимое для того, чтобы стать физиотерапевтом.

Вот некоторые из шагов на Как стать физиотерапевтом:

Это важный шаг в знании того, как стать Физиотерапевт (ПТ), Во-первых, всегда будьте вежливы и уважительны, когда обращаетесь к физиотерапевтам по поводу возможностей слежки за работой (наблюдения).

Кроме того, продемонстрируйте свой энтузиазм в этой области и свою готовность добровольно участвовать в работе в обмен на возможность узнать больше о том, что они делают.

Помните, что если все идет хорошо, они могут служить исключительными ссылками, которые вам понадобятся позже.

Во время прохождения работы вы должны вести письменный журнал, в котором указываются даты и время, когда вы предлагали свои услуги, а также то, что вы наблюдали или помогали в те дни. В конце каждого опыта, получить контроль PT подписать и датировать ваш журнал.

Кроме того, ведите письменный отчет, в котором указаны даты и время, когда вы вызвались добровольцем, и что вы наблюдали или помогали в эти дни. Кроме того, в конце каждого эксперимента попросите подпись руководителя PT и дату в вашем журнале.

По прошествии некоторого времени при приеме на работу решите, стать ли вам PTA прежде чем заняться физиотерапией в качестве карьеры.

Кроме того, если вы подумаете об этом, PTA обычно выполняют больше физической и практической работы и проводят больше времени, непосредственно помогая пациентам, чем PT.

В конечном счете, начало вашей карьеры в качестве ОТА может быть полезным, если у вас есть достаточно заблаговременного планирования и выбора правильных школ и программ.

Когда пришло время продолжить карьеру в качестве физиотерапевта, вы можете завершить большинство своих дополнительных занятий онлайн. Кроме того, ваше время в качестве ЗПТ дает вам лучшее понимание области и помогает вам многому научиться.

Даже если вы еще не начали посещать колледж или университет, важно выяснить, что вам понадобится для Доктор физиотерапии (DPT) аспирантура в физиотерапия.

Кроме того, это поможет вам разработать упрощенный план. Это будет включать в себя все предпосылки для курса и минимизирует дополнительное время, которое может произойти в школе.

Колледжи и университеты по всей стране предлагают ДПТ программы, так что вы, вероятно, можете найти варианты в вашем районе.

Тем не менее, обязательно ищите школы физиотерапии, аккредитованные Аккредитационная комиссия по физиотерапевтическому образованию (CAPTE), Это связано с тем, что у вас могут возникнуть проблемы позже, когда придет время получить лицензию PT.

Все еще в поисках, Как стать физиотерапевтом? «Степень бакалавра физиотерапевта (терапии) в программе DPT является еще одним важным шагом, который необходимо предпринять.

Некоторые программы DPT открыты для студентов первого курса. Они включают в себя после среднего и студент образование (обычно длится всего шесть лет).

Однако большинство программ DPT предназначены для людей, которые уже закончили обучение в университете после получения степени бакалавра. Так что, может быть, это то, где вы должны начать.

Некоторые из наиболее распространенных специальностей колледжа студентов, которые были приняты в программы DPT, которые требуют степени бакалавра:

  • Упражнение наука
  • Кинезиология
  • Биология
  • Наука о здоровье
  • Психология
  • Предфизическая терапия
  • Упражнение Физиология

После получения степени бакалавра по физиотерапевту (терапии) вы все равно можете выполнять дополнительную работу по слежке, если считаете, что это необходимо.

Как часть их предварительных условий, многие программы DPT требуют, чтобы кандидаты имели некоторый подтвержденный клинический опыт под наблюдением одного или нескольких лицензированных физиотерапевтов.

Этот опыт может быть платным или добровольным, но он должен включать много часов прямого наблюдения в физиотерапевтической среде. (В большинстве случаев требование составляет более 100 часов наблюдения на работе, что подтверждается супервайзерами PT).

Начнем с того, что на протяжении всего вашего обучения в бакалавриате и при прохождении работы имейте в виду, что вам нужно будет предоставить отличные рекомендации при подаче заявления на программы DPT.

Кроме того, ищите хорошие отношения с вашими учителями, консультантами по образованию, руководящими физиотерапевтами, руководителями клубов и всеми, кто может описать ваши лучшие качества.

Некоторые школы физиотерапии требуют до четырех рекомендательных писем. Они хотят знать, что важные личности высоко ценят вас, особенно в отношении таких качеств, как сострадание, доверие, руководство, приверженность, навыки критического мышления, социальный интеллект, зрелость, внимание к деталям и навыки общения.

Если вы не выбрали программу DPT начального уровня для студентов первого курса, вам может потребоваться сдать экзамен на получение диплома выпускника (также называемый общим тестом GRE).

GRE — это общий стандартизированный тест, используемый для измерения способности студента преуспеть в программе обучения на уровне выпускника.

Многие физиотерапевтические школы имеют минимальные оценки GRE, с которыми кандидаты должны соответствовать перед подачей заявления. Поэтому важно принимать GRE задолго до крайних сроков применения DPT. (В зависимости от ваших результатов, вам может понадобиться пересмотреть его).

Кроме того, GRE предлагается в качестве теста на бумаге или на компьютере. Если вы используете компьютерную версию, вы можете переходить к различным вопросам и менять свои ответы, если это необходимо.

Тест включает в себя три основных раздела:

  • Вербальное рассуждение
  • Количественные рассуждения
  • Аналитическое письмо

Кроме того, помимо ваших баллов GRE и рекомендательных писем, вы должны получить свои официальные стенограммы (из каждой школы, в которой вы учились) или запросить их отправку непосредственно в PTCAS или физиотерапевтические школы, в которые вы подаете заявление.

Большинство студентов используют Физиотерапевт Централизованная служба приложений (PTCAS) система, когда они подают заявки на программы DPT, поскольку это позволяет им подавать заявки в несколько школ с помощью одного веб-приложения. Кроме того, это позволяет им отслеживать все аспекты их применения в режиме реального времени.

Каждая физиотерапевтическая школа имеет свой собственный процесс приема, но обычно лучше зарегистрироваться как можно скорее, а не ждать крайнего срока. Наряду с вашими личными рекомендациями и оценками GRE школы также будут взвешивать ваш средний балл.

Кроме того, большинство школ физиотерапии также запрашивают письменные сочинения и / или проводят предварительные собеседования.

Здесь вы действительно начнете изучать, что нужно, чтобы стать физиотерапевтом. Ваша программа DPT, вероятно, принесет много интересных и захватывающих задач на этом пути.

В дополнение к курсам (которые могут включать лабораторные исследования) у вас будет клиническая практика.

Тем не менее, поддержание организованности и сохранение хороших навыков обучения будут иметь жизненно важное значение для вашего успеха.

Ваши курсы, вероятно, будут состоять из таких предметов, как:

  • Биомеханика
  • Физиология упражнений
  • Кинезиология
  • Функциональная анатомия
  • Функциональная биология
  • Патология
  • Фармакология
  • Костно-мышечная система
  • Эндокринная система
  • Сердечно-сосудистая и дыхательная системы
  • неврология
  • Клеточная гистология
  • Развитие продолжительности жизни
  • Прикладная физиотерапия
  • Клиническая и научно обоснованная практика
  • Психология
  • социология
  • Communication
  • менеджмент
  • Этика

Во время вашей клинической стажировки (обычно шесть месяцев) вы будете находиться под наблюдением лицензированного PT, когда вы начнете применять то, что вы узнали, в реальной физической терапии.

После получения степени DPT вы должны сдать Национальный экзамен по физической терапии (NPTE), чтобы выполнить требования вашего штата, чтобы стать лицензированным PT.

Экзамен обычно включает в себя вопросы 200 с несколькими вариантами ответов. Они оценивают ваши базовые знания в области физической терапии и вмешательств в отношении различных систем человеческого тела, терапевтических устройств и методов, основанных на фактических данных практик, профессиональных обязательств и безопасности.

Вам разрешается принимать NPTE до трех раз в течение одного года.

Необходимо получить лицензию в соответствующем лицензирующем органе в вашем штате. В дополнение к утверждению NPTE, могут также быть дополнительные требования, такие как:

  • Возраст не менее 18, 19 или 21 (в зависимости от штата)
  • Наличие номера социального страхования
  • Прохождение проверки криминального прошлого, которая может включать в себя снятие отпечатков пальцев
  • Сдача экзамена по юриспруденции, который проверяет ваши знания соответствующих государственных законов и правил

Получив лицензию на практику, вы можете официально называть себя физиотерапевтом. Помните, что вам может понадобиться продлевать вашу лицензию время от времени, что может потребовать небольшого количества непрерывного образования перед каждым продлением.

После получения степени доктора физиотерапии (Therapist) вы можете подать заявку на участие в программе резидентуры, чтобы получить дополнительную подготовку и опыт работы в специализированных областях.

Эти программы обычно длятся один год. После этого вы можете специализироваться еще больше, если вы берете стипендия в передовой клинической области.

Тем не менее, стипендии обычно включают более длительный и более интенсивный клинический надзор, чем резидентура.

После работы в этой области, физиотерапевты могут подать заявку на получение статуса сертифицированного специалиста в одной из восьми клинических областей, предлагаемых Американским советом по физиотерапевтическим специальностям.

Читайте также:  Физиотерапия при травме зуба

Чтобы получить сертификацию совета директоров, физиотерапевты должны пройти не менее 2,000 часов клинической работы или программы резидентуры, аккредитованной APTA, по специальности и сдать экзамен.

Чтобы получить сертификацию совета директоров, физиотерапевты должны пройти как минимум клинические рабочие часы 2,000 или программу резидентуры, утвержденную APTA, в специализированной области и сдать экзамен.

Кроме того, девять (9) специализированных областей, в которых вы можете получить сертификацию совета директоров:

  • Ортопедия
  • Гериатрия
  • неврология
  • Виды спорта
  • Педиатрия
  • Женское здоровье
  • Сердечно-сосудистые / легочные
  • Клиническая электрофизиология
  • Онкология

В заключение, вам остается воспользоваться моментом . Мы показали вам, как стать физиотерапевтом.

И вы обнаружили, что попасть туда может быть немного по-разному для всех. Так почему бы не планировать, как получить степень (и) физиотерапевта (терапии).

Если вы заинтересованы в том, чтобы стать PTA как часть вашего путешествия, обязательно ознакомьтесь с некоторыми вариантами обучения помощника физиотерапевта.

источник

Физиотерапия и лечебная физкультура. Физиотерапия и лечебная физкультура занимают особое место среди лечебно-восстановительных мероприятий при суставных заболеваниях

Кафедра Медицинской реабилитации.

Реферат на тему: «Особенности реабилитации при ревматоидном артрите»

Реабилитация представляет собой комплекс медицинских, профессионально-педагогических и социально-экономических мероприятий, применение которых имеет целью физическое, морально-психическое, профессиональное и социально-экономическое восстановление больных хроническими заболеваниями для возвращения их к продуктивной деятельности.

Цель реабилитации больных ревматоидным артритом:

Функциональное восстановление пораженных частей опорно-двигательного аппарата путем восстановления силы мышц и свободы движений.

Отклонить внимание и мысли больных, связанные с их тяжелым недугом, путем создания условий для выполнения определенной работы, это приведет к мобилизации собственных сил больного для более скорого восстановления здоровья.

Выявить и развить у больных возможности выполнения полезной производительной деятельности путем освоения подходящих производственных процессов.

По своему характеру реабилитационные мероприятия делятся на два основные группы: А. Медицинские, Б. Социально-экономические.

А. Медицинские мероприятия

Отдых. Это элементарное терапевтическое средство применение которого никогда не противопоказано, занимает важное место в реабилитационном процессе. Отдых, даже и в острой стадии, нельзя понимать как неподвижный постельный режим, а он должен сочетаться с элементами лечебной физкультуры и трудотерапии, подходяще подобранных и соответствующе дозированных.

Психотерапия. Длительное течение большей части суставных заболеваний, связанное с периодическими ухудшениями состояния и прогрессирующим ограничением физической активности, угнетает психику больного и требует умело проводимого, системного психотерапевтического воздействия. Обыкновенно эти задача находится в пределах возможностей лечащего врача, поэтому редко приходится привлекать психиатра.

Диетический режим. Диетический режим больного суставными заболеваниями надо составлять в зависимости от требований, продиктованных его общим состоянием, от развивающегося иногда малокровия и от физической нагрузки в связи с лечебной физкультурой Пища должна быть достаточно калорийной, богатой белками и витаминами но ожирения необходимо избегать.

Медикаментозное лечение. Его следует проводить перед физиотерапией и лечебной физкультурой, так как оно подготавливает почву для их проведения, отстраняя воспалительную суставную реакцию и боль.

Физиотерапия и лечебная физкультура. Физиотерапия и лечебная физкультура занимают особое место среди лечебно-восстановительных мероприятий при суставных заболеваниях.

Тепло, применяемое в различных формах, уменьшает боль и мышечный спазм. Применение тепла за 15-20 мин до лечебно-физкультурных упражнений дает возможность больному переносить их легче.

Массаж, в зависимости от вида, оказывает различный физиологический эффект. При правильной дозировке он уменьшает боль и мышечный спазм и способствует проведению лечебной физкультуры.

Гидротерапия является одним из чаще всего применимых и ценных физиотерапевтических методов при реабилитации суставных заболеваний. Основной физиологический эффект водолечения заключается в улучшении циркуляции и в уменьшении боли и мышечного спазма. Уменьшая вес погруженной части, вода создает условия для применения элементов лечебной физкультуры, трудно выполнимых или для больного вне воды.

Лечебная физкультура, ввиду своей доступности и эффективности, является одним из наиболее часто применяемых средств при реабилитации больных суставными заболеваниями. Ее применение должно основываться на строгих показаниях, на умелой дозировке в связи с состоянием больного и на подходящем сочетании с элементами физиотерапии и отдыхом. Лечебная физкультура преследует три основные задачи:

а) предохранение от деформации в суставах;

б) поддержание мышечной силы;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Физиотерапия год от года завоёвывает всё большую популярность. Это обусловлено рядом факторов: физиотерапия не требует применения медикаментов или хирургических вмешательств, почти не имеет противопоказаний, кроме того, она прошла проверку временем и доказала свою действенность.

Даже в весьма давние времена, когда медицина находилась ещё, можно сказать, в младенческом возрасте, уже активно (и эффективно) применялась физиотерапия, иными словами, лечение физическими средствами. К методам физиотерапии можно отнести лечебную физкультуры, воздействие с помощью воды, солнца, воздуха, чередование холода и тепла, хождение по неровным поверхностям, использование лечебной грязи, гирудотерапии, пчёложаления и другое. Массаж также относится к числу физиотерапевтических методов. Технический прогресс стал причиной появления новых видов физиотерапии. В настоящее время широко применяется лечение с помощью токов высокого или низкого напряжения, электромагнитных полей, ионизирующего излучения, ультразвука. Огромное преимущество физиотерапии заключается в её естественности. Физиотерапевтические методы позволяют постепенно сократить количество применяемых медикаментов, вылечить болезни или пройти реабилитацию, провести профилактику самых разных заболеваний и укрепить защитные силы организма.

Врач-физиотерапевт занимается лечением с помощью методов физиотерапии. Этот специалист не проводит диагностику, однако именно физиотерапевт может профессионально определить, показана ли пациенту физиотерапия и установить необходимое количество процедур. Типичное ограничение для проведения физиотерапии – острые состояния. Обычно физиотерапевты работают в тесной связи с врачами других специальностей, поскольку физиотерапия соприкасается с очень многими медицинскими сферами, например, с кардиологией, пульмонологией, ортопедией и травматологией, неврологией, гинекологией, урологией, гастроэнтерологией, офтальмологией, эндокринологией, психологией и др. В связи с этим врач-физиотерапевт должен иметь глубокие знания не только по своему профилю, но в разных областях медицины в целом. На практике физиотерапевты обычно разделяются на занимающихся лечением и занимающихся реабилитацией.
Профессия физиотерапевта требует умения постоянно быть в курсе новейших достижений в профессиональной сфере, готовности осваивать новую медицинскую аппаратуру, навыков работы с разными психологическими типами людей, умения грамотно сочетать при лечении воздействие природных и искусственно созданных факторов. Также врач-физиотерапевт должен сам уметь провести все необходимые процедуры в случае отсутствия медсестры.

Наиболее важными для физиотерапевта являются такие личностные качества как:

  • Ответственность.
  • Хороший интеллект.
  • Отзывчивость.
  • Интерес к новейшим достижениям в медицине – в науках и технологиях.
  • Желание развиваться в своей профессии.

К числу недостатков профессии можно отнести необходимость проводить весь день на ногах, вынужденное общение с большим количеством пациентов, необходимость периодически решать конфликты в общении, успокаивать людей. Иногда врачу-физиотерапевту приходится работать без медсестры. В таких случаях врач будет должен сам проводить процедуры и вести всю необходимую документацию.

Среди преимуществ можно отметить то, что работа физиотерапевта всё же является сравнительно спокойной – не требующей выездов или необходимости иметь дело с пациентами, находящимися в критической ситуации. Эта специальность позволяет заниматься постоянным профессиональным совершенствованием, укреплять сотрудничество с врачами других специальностей и, в перспективе, рассчитывать на повышение зарплаты.

Физиотерапевты нужны в самых разных лечебных учреждениях – поликлиниках, больницах, санаториях, медицинских центрах. Врач может вырасти до должности заведующего отделением физиотерапии или возглавить частную клинику, оказывающую услуги физиотерапии. Такие коммерческие медицинские центры обычно быстро набирают клиентуру, поскольку в последнее время люди стремятся ко всё более «экологичным», не требующим фармакологического нагрузки на организм и позволяющим избавиться от перспективы хирургического вмешательства методами лечения.
Заработная плата врачей-физиотерапевтов колеблется в пределах 30-75 тысяч рублей в месяц и сильно зависит от уровня квалификации, навыка работы с различными видами оборудования, наличием учёной степени.

источник

На кафедре проводятся:

  • сертификационные 1,5-месячные (216 часов) циклы общего усовершенствования (ОУ)по специальностям:

— физиотерапия
— лечебная физкультура и спортивная медицина

  • 4-х месячные (576 часов) циклы профессиональной переподготовки (ПП)по специальностям:

— физиотерапия
— лечебная физкультура и спортивная медицина

  • циклы тематического усовершенствования (ТУ):

— «Современные кинезотерапевтические технологии» (включая методику Войта, PNF) – 144 час;
— «Выхаживание и реабилитация больных с сочетанной кардионеврологической патологией» — 144 час;
— «Лазерная терапия и лазерная техника» — 72 час.

Важно: в программу циклов общего усовершенствования и профессиональной переподготовки по лечебной физкультуре и спортивной медицине включены современные кинезотерапевтические технологии.

Циклы общего усовершенствования по физиотерапии проводятся для врачей-физиотерапевтов;

по лечебной физкультуре и спортивной медицине – для врачей ЛФК и врачей по спортивной медицине.

Для врачей бюджетных медицинских учреждений обучение бесплатное.

После успешного прохождения цикла общего усовершенствования слушатели получают:

  • сертификат специалиста (продление).
  • свидетельство о повышении квалификации

На цикл профессиональной переподготовки по лечебной физкультуре и спортивной медицине принимаются:

  • неврологи
  • педиатры
  • терапевты
  • травматологи и ортопеды
  • врачи скорой медицинской помощи
  • врачи общей врачебной практики
  • акушеры-гинекологи

На цикл профессиональной переподготовки по физиотерапии принимаются:
Врачи авиационной и космической медицины, акушеры и гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, врачи водолазной медицины, дерматовенерологи, детские хирурги, детские онкологи, детские урологи-андрологи, детские эндокринологи, гастроэнтерологи, гематологи, гериатры, инфекционисты, кардиологи, колопроктологи, нефрологи, неврологи, неонатологи, нейрохирурги, врачи общей врачебной практики, онкологи оториноларингологи, офтальмология, педиатры, пластические хирурги, профпатологи, психиатры, пульмонологи, ревматология, врачи рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения, сердечно-сосудистые хирурги, врачи скорой медицинской помощи, торакальные хирурги, терапевты, травматологи и ортопеды, урологи, фтизиатры, хирурги, челюстно-лицевые хирурги, эндокринологи.

Для врачей бюджетных медицинских учреждений обучение на цикле профессиональной переподготовки бесплатное.

После успешного прохождения цикла профессиональной переподготовки слушатели получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке
  • сертификат специалиста

На циклы тематического усовершенствования принимаются врачи лечебных и педиатрических специальностей.

После успешного прохождения цикла тематического усовершенствования слушатели получают:

  • удостоверение (72 час)
  • свидетельство о повышении квалификации (144 час) (см.в разделе общего усовершенствования)

Для врачей внебюджетных медицинских учреждений и не работающих на момент обращения обучение платное на основании заключенного ДОГОВОРА (документы оформляются в деканате Факультета усовершенствования врачей, тел. 8.495.433.71.31).

Стоимость обучения:

18000 руб. (физиотерапия, цикл ОУ)
20000 руб. (лечебная физкультура и спортивная медицина, цикл ОУ)
36000 руб. (физиотерапия; лечебная физкультура и спортивная медицина, цикл ПП)

источник

Для работников санаторно-курортных учреждений в сфере медицинской реабилитации разработан и утвержден профессиональный стандарт.

Министерство труда РФ опубликовало Приказ от 3 сентября 2018 года № 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»

Информация актуальная для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Физическая и реабилитационная медицина

Данный профессиональный стандарт ориентирован на специалистов санаторно-курортных учреждений:

Врач физической и реабилитационной медицины

Врач по медицинской реабилитации

Врач по лечебной физкультуре

Профстандарт специалиста по медицинской реабилитации предполагает 4 основные трудовые функции:

  • Врач физической и реабилитационной медицины
  • Врач по медицинской реабилитации
  • Проведение медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности
  • Применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях
  • Применение рефлексотерапии при заболеваниях и (или) состояниях
  • Врач по лечебной физкультуре
  • Применение лечебной физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях

Требования к уровню и профилю образования специалистов по медицинской реабилитации представлены в нижеприведённой таблице

2 вариант курсы переподготовки

Подготовка в ординатуре по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» при наличии высшего медицинского образования по «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Курсы профессиональной переподготовки по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» могут пройти специалисты, у которых имеется подготовка в ординатуре по специальностям:

Лечебная физкультура и спортивная медицина,

Общая врачебная практика (семейная медицина),

Травматология и ортопедия,

Эти специалисты должны иметь сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».

Для соответствия должности врача-физиотерапевта в рамках курортно-оздоровительного учреждения необходимо иметь сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности: «Физиотерапия».

Требования к уровню и профилю профессионального образования представлена в таблице

2 вариант – курсы переподготовки

Наличие подготовки в ординатуре по специальностям:
  • «Физиотерапия» или
  • «Физическая и реабилитационная медицина»,

при наличии высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»

Пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Физиотерапия» могут те специалисты, у которых имеется подготовка в интернатуре или ординатуре по специальностям:
  • Авиационная и космическая медицина,
  • Акушерство и гинекология,
  • Анестезиология-реаниматология,
  • Водолазная медицина,
  • Гематология,
  • Гериатрия,
  • Дерматовенерология,
  • Детская кардиология,
  • Детская онкология,
  • Детская урология-андрология,
  • Детская хирургия,
  • Детская эндокринология,
  • Гастроэнтерология,
  • Инфекционные болезни,
  • Кардиология,
  • Колопроктология,
  • Лечебная физкультура и спортивная медицина,
  • Мануальная терапия,
  • Нефрология,
  • Неврология,
  • Неонатология,
  • Нейрохирургия,
  • Общая врачебная практика (семейная медицина),
  • Онкология,
  • Ортодонтия,
  • Оториноларингология,
  • Офтальмология,
  • Педиатрия,
  • Пластическая хирургия,
  • Профпатология,
  • Психиатрия,
  • Пульмонология,
  • Ревматология,
  • Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение,
  • Рефлексотерапия,
  • Сердечно-сосудистая хирургия,
  • Скорая медицинская помощь,
  • Стоматология общей практики,
  • Стоматология хирургическая,
  • Стоматология терапевтическая,
  • Стоматология детская,
  • Стоматология ортопедическая,
  • Торакальная хирургия,
  • Терапия,
  • Травматология и ортопедия,
  • Урология,
  • Фтизиатрия,
  • Хирургия,
  • Челюстно-лицевая хирургия,
  • Эндокринология

Врачи-рефлексотерапевты должны иметь на руках действующие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации по специальности «Рефлексотерапия».

Требования к уровню образования врача-рефлексотерапевта представлены в нижерасположенной таблице

2 вариант – курсы переподготовки

Наличие подготовки в ординатуре по специальностям:

  • «Рефлексотерапия» или
  • «Физическая и реабилитационная медицина»,

при наличии высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»

Пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Рефлексотерапия» могут те специалисты, у которых имеется подготовка в интернатуре или ординатуре по специальностям:

источник

Термин ЛФК обозначает обширную медицинскую дисциплину, в рамках которой специальные комплексы физических упражнений используются в профилактических, лечебных и реабилитационных целях. Сегодня инструкторы по лечебной физкультуре есть во всех серьезных клиниках, санаториях, косметологических и SPA-центрах, спортивных клубах. Хотите получить передовую профессию с хорошими перспективами карьерного роста? Записывайтесь на курсы ЛФК в Москве, выбрав программу обучения в соответствии со своим образованием, профессиональным уровнем и поставленными целями.

Читайте также:  Электроды для физиотерапии фото

Длительность обучения может варьироваться от 12 до 288 академических часов, смотря какую программу вы решите выбрать. Слушатели в полном объеме получают теоретическую информацию, но основная часть занятий – практические, организованные по принципу мастер-классов под руководством специалистов с многолетней работой в медицинских учреждениях и опытом преподавания.

В большинстве учебных программ обучение ЛФК в Москве сочетается с обучением медицинскому массажу для комплексного использования методик. Актуальные тренды в области лечебной физической культуры и спортивной медицины можно изучить как в рамках более общих курсов, так и по специализированным программам.

В основе всех без исключения учебных программ, предлагаемых институтом, лежат действующие требования и нормы Минздрава РФ.

Широкий спектр курсов ориентирован на людей с самым разным образованием, практическим опытом, поставленными задачами.

Весь педагогический коллектив института – практикующие врачи-преподаватели.

У нас уникально низкие цены на обучение массажу, мы предлагаем весомые скидки до 20%, возможность оплаты в рассрочку и другие выгодные условия.

Хотите обучаться по персональному графику, составленному с учетом вашей рабочей загруженности и ритма жизни? Учитесь в МИРК!

Вы можете выбрать любой наиболее удобный вам режим и график обучения:

  • Утренняя группа: с 9.00 до 15.00
  • Дневная группа: с 15.00 до 21.00
  • Группа выходного дня: с 9.00 до 15.00 или с 15.00 до 21.00
  • пн-ср-пт (утренняя и дневная группы)
  • сб-вс (группа выходного дня)

Ближайшие даты курса указаны на нашем сайте в разделе «Расписание и цены».

После обучения на курсах лечебной физкультуры в Москве выпускники нашего института будут:

  • теоретические основы ЛФК и место методики в современной медицине;
  • теоретические основы медицинского, детского, спортивного массажа;
  • правила и нормы выполнения физкультурных и массажных реабилитационных процедур;
  • показания и противопоказания к основным восстановительным методикам;
  • основы применения в медицинской практике новейших методик (ПИР, К-тейпинг и т.п.)
  • выполнять классический, спортивный, детский массаж с использованием всех основных приемов и техник;
  • разрабатывать и проводить занятия ЛФК для пациентов с различными заболеваниями, всех возрастных групп, по медицинским показаниям, как профилактические процедуры;
  • применять инновационные лечебно-восстановительные методики в медицинской и оздоровительной практике.
  • методиками и техниками лечебной физкультуры и массажа для лечения заболеваний всех основных органов и систем и в период релаксации;
  • методиками мануальной терапии, кинезиотейпирования, ЛФК и массажами для снятия острых состояний, подготовки спортсменов и т.п.;
  • основными принципами результативного сочетания оздоровительно-релаксационных методик (массаж, лечебные физические упражнения, ПИР и пр.)

источник

Целью физиотерапии при артрозе является замедление развития грубой соединительной ткани, сохранение функциональной активности и предотвращение анкилозирования сустава.

Физиотерапию проводят курсами не менее 2—3 раз в год с перерывом 3—4 мес. При построении программы реабилитации надо учитывать, что длительное, многолетнее назначение одних и тех же физических факторов приводит к адаптации, что снижает эффективность лечения. Исходя из этого, целесообразно использовать различные физические факторы, их сочетания и комбинации.

Для улучшения микроциркуляции, обменных процессов используют тепловые воздействия — парафин, озокерит, пелоиды; ИК-облучение (по 20—60 мин, 15—200 процедур, ежедневно или через день). При некоторой болезненности в околоушно-жевательной области можно назначать СВЧ-терапию по 4-6 мин при интенсивности 3-6 Вт или УВЧ-индуктотерапию по 10 мин, до 10—12 воздействий на курс лечения.

Для физико-химического воздействия на обменные процессы в пораженном суставе применяют электрофорез по поперечной или сегментарной методике медицинской желчи, пчелиного яда, новокаина и других лекарственных препаратов по показаниям. Электрофорез йода, лидазы, трилона Б замедляет образование соединительной ткани, поэтому эти вещества заслуживают широкого применения при лечении артроза. Оптимальным является комбинированное использование тепловых и электрических воздействий, которые проводят параллельно, до 20 процедур на курс лечения.

В последнее время в комбинированные курсы включают облучения гелий-неоновым лазером при интенсивности 100—200 мВт/см по 2—10 мин по сканирующей методике, что позволяет улучшить микроциркуляцию, трофику и устранить спастические явления в жевательных мышцах.

Массаж улучшает местный и общий обмен в коже, повышает тонус мышц, улучшает их сократительную функцию, способствует увеличению притока кислорода и увеличению сахара в мышцах, улучшает питание тканей, вызывая раскрытие резервных капилляров.

Основные приемы лечебного массажа челюстно-лицевой области — поглаживание, растирание, поколачивание и выбрация.

Массаж проводится 2—3 раза в день перед миогимнастикой и элементами МТ. После сеанса физиотерапии также рекомендуется массаж жевательных мышц (Sohnete W., Wissner F.). Продолжительность массажа в одной зоне не должна превышать 3-5 мин; на курс лечения — 10—12 процедур.

Точечный массаж заключается в воздействии пальцем на акупунктурные точки с лечебной целью. Существует несколько техники точечного массажа; однопальцевое вонзание, пальцевое разминание, ногтевой укол, пальцевое надавливание.

Однопальцевое вонзание в точку проводится средним пальцем. При применении этого приема к тыльной стороне выпрямленного среднего пальца прикладывают слегка согнутый указательный палец, а к внутренней стороне прижимают большой палец, как бы укрепляя рабочий средний.

Разминание производят большим пальцем, причем давление сопровождается винтообразным движением пальца со смещением кожи о покрова относительно подкожных тканей — мышц, костей.

Ногтевой укол. Слегка согнув II фалангу большого пальца руки, производят воздействие на точку с помощью ногтя. Интенсивность и время воздействия определяются характером болезни. В результате воздействия у больного должно возникнуть ощущение онемения, тупой боли в районе точки.

Пальцевое надавливание. Простое надавливание. Производится концом пальца, расположенного чуть наклонно к поверхности, кожи. Сила давления возрастает плавно, доходит до значительной и также плавно убывает.

При выполнении точечного массажа необходимо соблюдать принципы «укрепление — рассеивание»: легкий, медленный массаж по ходу меридианов дает «укрепляющий» эффект, а сильное, быстрое надавливание против хода меридианов — «рассеивающий».

Продолжительность лечения определяется характером болезни. В остром периоде проводятся 1—2 процедуры в день, в восстановительном — через день. Курс лечения не должен превышать 12 сеансов.

Методика массажа челюстно-лицевой области (по В.А.Хватовой, 1997):
• Массаж жевательной мышцы. Мышцу захватывают большим указательным и средним пальцами и массируют в течение 3 мин. Установив большие пальцы на край горизонтальной ветви нижней челюсти, остальными пальцами разминают мышцы.
• Массаж височной мышцы. Ладонями обеих рук сжимают виски. Массаж проводят энергичными циркулярными движениями в течение 3 мин. Болезненные участки мышц массируют указательными и средними пальцами еще 3 мин.
• Массаж внутренней крыловидной мышцы выполняют при слегка запрокинутой голове больного большими пальцами, установив их с внутренней стороны челюсти в области ее угла. Остальные пальцы расположены на наружной стороне нижней челюсти.
• Массаж мышц, опускающих нижнюю челюсть, проводят большим пальцем, установив его кпереди и кнутри от угла челюсти.
• Массаж сустава выполняют при полуоткрытом рте больного (когда головка выходит из суставной ямки) циркулярными энергичными движениями пальцев.
• Массаж воротниковой зоны (по обшей методике) является завершающим этапом массажа жевательных мышц.

Для нормализации движений нижней челюсти некоторые авторы (В.А. Хватова W. Sohulte, F. Wssner др.) предложили ряд физических упражнений изометрического характера, назвав этот комплекс миогимнастикой.

Миогимнастика применяется в комплексном лечении для нормализации движений нижней челюсти, усиления определенных групп мышц, восстановления синхронности движения в обоих сочленениях и координации функции жевательных мышц, закрепления результатов ортопедической перестройки прикуса.

При подборе физических упражнений следует решить вопрос о том, какие мышцы следует тренировать, чтобы устранить смещение нижней челюсти (Хватова В.А., 1997).

Внимание! Боль и щелканье в суставе имеют второстепенное значение. Они исчезают после нормализации функции жевательных мышц и сустава, за исключением тех случаев, когда диагностирован деформирующий артроз и воспалительные явления в суставе.

Например, при максимальном открывании рта нижняя челюсть смещается вправо; следовательно, превалирует тяга всех мышц, которые смещают челюсть влево. Рекомендуется тренировать в этом случае антагонисты этих мышц, т.е. мышцы, смещающие нижнюю челюсть вправо. Для этого правой половиной нижней челюсти опираются на ладонь правой руки, локоть которой устанавливают на поверхности стола (и.п. — сидя у стола). Губы и зубные ряды слегка разомкнуты. Проводят сильное давление нижней челюсти вправо на руки врача (методиста ЛФК) без движения челюсти и руки.

Для усиления необходимого движения рекомендуется плотно прижимать язык к стороне, противоположной смещению челюсти, жевать на стороне, противоположной смещению челюсти, а после исчезновения боли и бокового сдвига нижней челюсти — на обеих сторонах.

После изометрических напряжений целесообразны открывания рта без смещения нижней челюсти.

Примерные упражнения:
• Упражнения при смещении нижней челюсти вправо (I тип смещения). Н.п. — физиологический покой нижней челюсти, губы открыты, левый локоть опирается на поверхность стола, левая часть подбородка располагается на левой руке. Нижней челюстью с силой больной давит на левую руку, а рукой, не смещая ее в сторону, — на челюсть (экспозиция 7—10 с). Изометрическое напряжение чередуется с максимально возможным расслаблением мышц: при фиксации головы руками — челюсть «свободно висит» (экспозиция 30 с).
• Упражнения при боковом смещении нижней челюсти влево те же, только с другой стороны.
• Упражнения для устранения бокового смещения нижней челюсти. С помощью зеркала следует контролировать среднюю линию нижней челюсти. Кончик языка плотно прижат к левым верхним боковым зубам. Больной медленно открывает рот без отклонения нижней челюсти (до легкой боли!).

Внимание! Амплитуду открывания рта постепенно увеличивают на каждом занятии.

Если через 1—2 дня достигнуто открывание рта по средней линии, то в дальнейшем проводят открывание рта при смешении челюсти вправо (влево). Упражнения повторяют до тех пор, пока не будет достигнуто открывание по средней линии.

• Упражнения при смещении нижней челюсти назад (дистальное смещение — II тип). При отсутствии достаточного переднего смещения нижней челюсти (суставная головка при максимальном открывании рта на скате суставного бугорка, а не у его вершины) выполняют упражнения для усиления выдвижения нижней челюсти.

И.п. — локти больного на поверхности стола, нижней челюстью опирается на обе руки и с максимальной силой (под контролем зеркала) перемещает ее вперед без открывания рта, до легкой боли. Рекомендуется чередовать медленные движения открывания рта с быстрыми. После 10 движений включаются упражнения, направленные на расслабление мышц.

• Упражнения при смещении нижней челюсти вперед (медиальное смешение — III тип) и при чрезмерных протрузивных движениях нижней челюсти. Причиной чрезмерных протрузивных движений нижней челюстью нередко является острая травма мягких тканей сустава (чрезмерное открывание рта, употребление твердой пищи и др.), что вызывает рефлекторное смешение нижней челюсти вперед (суставная головка отходит от поврежденных тканей). Больной привыкает открывать рот, начиная с перемещения нижней челюсти вперед, что ведет к растяжению связок сустава, которые перестают сдерживать передние движения суставной головки. Последняя проскакивает через передний полюс диска, появляется суставной шум. Этому может способствовать повышение тонуса наружной крыловидной мышцы, смещающей диск кпереди, что нередко бывает при дисфункциях сустава.

Отсутствие в мягких тканях сустава эластических волокон приводит к тому, что после растяжения они не возвращаются в и.п., в области диска образуются складки. Через некоторое время после появления суставного шума по утрам наблюдаются боли и затрудненное открывание рта. Это может быть объяснено тем, что после первичного растяжения тканей сустава, во время разговора и еды скачкообразные перемещения суставной головки приводят к дополнительной травме мягких тканей сустава. В результате частых травм, которые не успевают компенсироваться, возникают болевые ощущения и ограничение открывания рта В.А. Хватова). На основании механизма щелкания И.С. Рубинов предложил следующую восстановительную терапию.

При наличии только щелкания в суставе рекомендуется выполнять лишь дозированные упражнения открывания рта без движения. Пациент ладонью проводит давление с таким расчетом, чтобы давление руки через суставную головку передавалось на заднюю часть диска, к основанию суставной ямки. В этом случае тренируются мышцы, являющиеся антагонистами наружной крыловидной; задние пучки височной мышцы, собственно жевательная и двубрюшная мышцы.

Изометрические упражнения. И.п. — приоткрыты, язык поднят, его кончик касается мягкого нёба. Среднюю линию контролируют при помощи зеркала.

Нижнюю челюсть (без опускания и смещения в сторону) следует отодвинуть назад. Больной как бы стремится достать до неба нижними передними зубами. При этом врач определяет напряжение задних волокон височной мышцы над наружным слуховым проходом и кпереди от него. Это напряжение должно быть одинаково сильным с обеих сторон. В ушах возникает шум, звон. Затем в течение 20 с выполняют упражнения, направленные на расслабление мышц (и.п. — лбом больной опирается на обе ладони, локтями на поверхность стола; нижняя челюсть «висит свободно»).

Внимание!
Больному, занимающемуся миогимнастикой, не рекомендуется чрезмерное открывание рта (сустав не должен больше щелкать!), откусывание и жевание твердой пищи, пение. При зевании следует поддерживать рукой подбородок.

• Упражнения для перестройки типа открывания рта. Больной смещает нижнюю челюсть назад, в этом положении открывает рот без передних и боковых смещений. Тяга нижней челюсти направлена назад при этом постоянно, щелчки отсутствуют. Тренировки следует продолжать до тех пор, пока рот не станет открываться быстро, без щелчков и боковых движений.

L.Schwanz рекомендует выполнять данное упражнение в и.п. больного лежа на спине. Врач поддерживает его голову левой рукой, а правой опирается на нижнюю челюсть. Больного просят слегка открывать и закрывать рот (шарнирные движения) ритмично с преодолением дозированного сопротивления руки. После 10 движений ему предлагают 3 раза широко открыть рот, также преодолевая сопротивление.

Положительный результат объясняется тем, что создается функциональный покой для растянутых тканей сустава.

При проведении упражнений наблюдаются методические недоработки, ведущие к усилению боли в суставе и снижающие эффект лечения (В.А.Хватова):
а) не принимается во внимание, что во время упражнений не должно быть контакта зубных рядов;
б) нижняя челюсть «отводит» руку, что вызывает перегрузку сустава на пораженной стороне;
в) при двустороннем подвывихе упражнения выполняются неправильно: дистальное смещение нижней челюсти осуществляется во время выдвижения челюсти, а не при шарнирных движениях.

Читайте также:  Домашняя физиотерапия для колена

источник

03 сентября 2018 года приказом Минтруда России № 572н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации» (далее – ПС № 572н). 27 сентября 2018 года он вступил в законную силу.

Отметим, что ПС № 572н предусматривает 4 обобщенные трудовые функции в области медицинской реабилитации, для каждой из которой предусмотрена соответствующая должность (информация представлена в таблице).

Таким образом, профессиональный стандарт от 03.09.2018 № 572н устанавливает требования к квалификации, знаниям и обязанности (трудовые функции) по должностям врача по медицинской реабилитации, врача физической и реабилитационной медицины, врача – физиотерапевта, врача- рефлексотерапевта и врача по лечебной физкультуре.

Не вдаваясь в мельчайшие подробности вновь принятого акта, заострим внимание на требованиях к квалификации и условиях допуска к медицинской деятельности по каждой из должностей.

Начнем свое повествование с должности врача по медицинской реабилитации и врача физической и реабилитационной медицины.

Услуга «медицинская реабилитация» присутствует в Положении о лицензировании медицинской деятельности (ПП РФ от 16.04.2012 № 291), виды и условия медицинской помощи по медицинской реабилитации определены Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н.

Также по вопросам организации медицинской реабилитации действует соответствующий Порядок (Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н), а большое количество медицинских услуг в данной области включено в Номенклатуру медицинских услуг (Приказ Минздрава России о 13.10.2017 № 804н).

Кроме того, должность врача по медицинской реабилитации предусмотрена Номенклатурой должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Несмотря на это, «медицинская реабилитация» отсутствует в Номенклатуре специальностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н (далее – Номенклатура № 700н). Кроме того, к данной специальности не установлены квалификационные требования (Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н) (далее – Приказ 707н, Приказ Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н). В свою очередь должность врача физической и реабилитационной медицины не фигурирует ни в одном из перечисленных нормативных актов.

Таким образом, на сегодняшний день правовой статус врача по медицинской реабилитации (врача физической и реабилитационной медицины) недостаточно урегулирован на законодательном уровне.

Обращаем внимание, что к врачу по медицинской реабилитации и врачу физической и реабилитационной медицины ПС № 572н предъявляются одинаковые требования к квалификации, знаниям, умениям и трудовым действиям. В таком случае потребность в двух разноимённых должностях представляется неоправданной.

При этом для занятия указанных должностей профессиональным стандартом установлены следующие требования к образованию и обучению:

  • наличие высшего образования — специалитета по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовки в ординатуре по специальности «Физическая и реабилитационная медицина»или
  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовки в ординатуре по специальности «Анестезиология» — реаниматология», «Гериатрия», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Кардиология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно – лицевая хирургия», «Эндокринология» и дополнительного профессионального образования – программы профессиональной переподготовки по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».

Определяя правила к квалификации работников в области медицинской реабилитации, законодатель забыл внести изменения в перечень специальностей высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 №1061), в котором отсутствует специальность «Физическая и реабилитационная медицина». Следовательно, лица, претендующие на должность врача по медицинской реабилитации/физической и реабилитационной медицины, не смогут получить к ней доступа, поскольку подготовка в ординатуре по данной специальности не предусмотрена Приказом № 1061 от 12.09.2013.

Остается загадкой и процедура допуска к осуществлению медицинской деятельности лиц, претендующих на указанные должности.

Так, в соответствии с ПС № 572н особыми условиями допуска к работе по должности «врача по медицинской реабилитации»/ «врача физической и реабилитационной медицины» является наличие сертификата специалиста по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».

Однако специальность «Физическая и реабилитационная медицина» не установлена Номенклатурой 700н. Между тем, сертификат специалиста выдается по специальностям, указанным в приведенной Номенклатуре специальностей (п. 2 Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 982н). Бланк свидетельства об аккредитации специалиста содержит сведения о специальности в соответствии с Номенклатурой № 700н (п. 7 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н).

Таким образом, пока что существует очевидное правовое препятствие к осуществлению медицинской деятельности врачами по медицинской реабилитации/физической и реабилитационной медицины. Резюмируя изложенное, полагаем, что для запуска процесса медицинской деятельности по специальности «врач по медицинской реабилитации/врач физической и реабилитационной медицины» необходимы изменения в ряд обозначенных выше нормативных актов, в части введения новой специальности «физическая и реабилитационная медицина», а также соответствующей должности врача физической и реабилитационной медицины. По всей видимости, в ближайшее время нас ожидают законодательные изменения.

Отметим, что в отличие от врача по медицинской реабилитации квалификационные требования к должности врача – физиотерапевта и врача — рефлексотерапевта установлены Приказом № 707н. «Физиотерапия» и «Рефлексотерапия» обозначены и в Номенклатуре № 700н. Кроме того, данные специальности присутствуют в Приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061. Однако регулятор допустил некоторые расхождения в определении требований к их квалификации в новом профстандарте по сравнению с ныне существующими.

Так, для занятия должности врача – физиотерапевта в соответствии с ПС № 572н требуется:

  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовки в ординатуре по специальности «Физиотерапия» или«Физическая и реабилитационная медицина» или
  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология» — реаниматология», «Водолазная медицина», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология – андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Ортодонтия», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Рефлексотерапия», «Сердечно – сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Стоматология общей практики», «Стоматология хирургическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно – лицевая хирургия», «Эндокринология» и дополнительного профессионального образования – программы профессиональной переподготовки по специальности «Физиотерапия».

Для занятия должности врача- рефлексотерапевта требуется:

  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовки в ординатуре по специальности«Физическая и реабилитационная медицина»или «Рефлексотерапия» или
  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Анестезиология» — реаниматология», «Акушерство и гинекология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология – андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нефрология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Психиатрия – наркология», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно – сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно – лицевая хирургия», «Эндокринология» и дополнительного профессионального образования – программы профессиональной переподготовки по специальности «Рефлексотерапия».

Альтернативная подготовка в ординатуре по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» не была ранее предусмотрена квалификационными требованиями к указанным специалистам.

Таким образом, возникает юридическая коллизия между двумя нормативными правовыми актами одного уровня. Принимая во внимание факт более позднего выхода ПС № 572н по сравнению с Приказом № 707н, к возникшей ситуации должны применяться нормы профессионального стандарта. Таким образом, начиная с 27 сентября 2018 года будущий специалист для осуществления деятельности в качестве врача — физиотерапевта или врача — рефлексотерапевта вправе сделать выбор между подготовкой в ординатуре по специальности «Физиотерапия»/«Рефлексотерапия» соответственно и подготовкой в ординатуре по специальности «Физическая и реабилитационная медицина». Здесь необходимо упомянуть, что указанное право будет возможно реализовать только после включения специальности «Физическая и реабилитационная медицина» в Приказ Минобрануки от 12.09.2013 № 1061.

Что касается условий допуска к медицинской деятельности по названным должностям, то в соответствии с ПС № 572н таковыми являются:

  • Для врача — физиотерапевта — наличие сертификата специалиста по специальности «Физиотерапия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Физиотерапия»;
  • Для врача — рефлексотерапевта – наличие сертификата специалиста по специальности «Рефлексотерапия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Рефлексотерапия».

Начнем с того, что должность врача по лечебной физкультуре наравне с врачом – физиотерапевтом и врачом – рефлексотерапевтом, предусмотрена Приказом 707н, а специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина» присутствует в Номенклатуре 700н.

В тоже время в соответствии с Приказом Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 (в отличие от Приказа № 707н) специальности 31.08.39 «Лечебная физкультура и спортивная медицина» соответствует квалификация врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

Услуга «лечебная физкультура и спортивная медицина» присутствует в Положении о лицензировании медицинской деятельности (ПП РФ от 16.04.2012 № 291) и в числе врачебных услуг перечисляется в Приказе Минздрава России от 11.03.2013 № 121н.

Единым квалификационным справочником (ЕКС), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н, предусмотрена должность врача по спортивной медицине . При этом, установленные в ЕКС квалификационные требования к обозначенному специалисту не совпадают с требованиями Приказа № 707н, равно как и новыми требованиями профессионального стандарта № 572н.

Номенклатура должностей медицинских работников (Приказ Минздрава № 1183н) в свою очередь содержит упоминание об обеих должностях – в ней присутствует как врач по лечебной физкультуре, так и врач по спортивной медицине . Интересно отметить, что Приказ № 707н фактически уравнивает две должности, устанавливая для них идентичные требования. В новом профстандарте должность врача по спортивной медицине опущена, присутствует только врач по лечебной физкультуре. Предполагаем, что законодателю следует привести обсуждаемые нормы к единому знаменателю.

Так, в соответствии с ПС № 572н требованиями к квалификации врача по лечебной физкультуре являются:

  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» и подготовки в ординатуре по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» или
  • наличие высшего образования – специалитета по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология» — реаниматология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология – андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Кардиология», «Колопроктология», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Сердечно – сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Хирургия», «Детская онкология», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно – лицевая хирургия», «Эндокринология» и дополнительного профессионального образования – программы профессиональной переподготовки по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».

Отметим, что указанные требования к должности врача по лечебной физкультуре совпадают с нормами Приказа № 707н, однако лишь отчасти совпадают с требованиями к врачу по спортивной медицине, отраженными в ЕКС.

К особым условиям допуска к работе в должности врача по лечебной физкультуре относится наличие сертификата специалиста по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».

Также следует упомянуть должность инструктора-методиста по лечебной физкультуре, которая также перечислена в Номенклатуре должностей медицинских работников (Приказ Минздрава № 1183н), однако в разделе должностей специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. В профстандарте она не упоминается.

Резюмируя изложенное, сообщаем, что в настоящем анализе нового профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» мы коснулись верхушки «айсберга» — квалификационных требований к должностям указанных в нем специалистов. Полагаем, что в данной части профессиональный стандарт вполне отвечает реалиям нашего времени, за исключением требований к должности врача по медицинской реабилитации/врача физической и реабилитационной медицины. Для их законного существования потребуется внесение изменений в ряд базовых нормативных актов, таких как, Приказ Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061, Номенклатура специальностей № 700н, Номенклатура должностей № 1183н.

В завершение также отметим, что Порядком организации медицинской реабилитации (Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н) предусмотрен куда более широкий круг специалистов, участвующих в медицинской реабилитации, нежели это предусмотрено профессиональным стандартом «Специалист по медицинской реабилитации» (Приказ Минтруда от 03.09.2018 № 572н). Подход ПС представляется более оправданным, однако его нестыковка с Порядком бросается в глаза. Также законодателю следует предложить более понятное соотнесение должностей специалистов по медицинской реабилитации с медицинскими услугами, подлежащими лицензированию. По всей видимости, следует заменить услугу «медицинская реабилитация» на «физическая и реабилитационная медицина» и навести порядок в наименовании должностей. Ну а также следует……………. но нет больше наших сил писать, а ваших читать.

Более подробно с ПС № 572н можно ознакомиться по ссылке .

источник