Меню Рубрики

Учебники по физиотерапии нервных болезней

Научные разделы: Анатомия человека Анестезиология Акушерство Биология Библиотека Видео Гастроэнтерология Гематология Генетика Гигиена труда Гинекология Гистология Дерматология Кардиология Книги по медицине Колопроктология Лучевая медицина Микробиология Неврология Нейрохирургия Неонатология Нефрология ОЗ и ОЗ Онкология Отоларингология Офтальмология Первая и неотложная помощь Профилактика заболеваний Психология отношений Психиатрия Пульмонология Стоматология Токсикология Топографическая анатомия Травматология УЗИ диагностика Фармакология Физиология Фотографии медицинские Хирургия Рекомендуем: Форум

Physics of Thermal Therapy Eduardo Moros.rar Получить книгу по медицине

Актуальные вопросы физиотерапии Избранные лекции Пономаренко Г.Н.rar Получить книгу по медицине

Багатоканальна електростимуляція Давиденко В.Ю..rar Получить книгу по медицине

Бальнеореакция-клиническая характеристика, сущность, механизмы ее развития Казначеев В.П..rar Получить книгу по медицине

Биорезонансная терапия Готовский М.Ю., Перов Ю.Ф., Чернецова Л.В..rar Получить книгу по медицине

Биофизические основы физиотерапии Пономаренко.rar Получить книгу по медицине

Вопросы для подготовки к экзаменам по физиотерапии и курортологии Абрамович С.Г..rar Получить книгу по медицине

Вопросы по физиотерапии и курортологии Абрамович С.Г. и др..rar Получить книгу по медицине

Гидрокинезотерапия в программе медицинской реабилитации больных артериальной гипертонией в сочетании с ранними формами хронической церебро-васкулярной патологии Солодянкина М.Е., Строева В.С..rar Получить книгу по медицине

Гидрокинезотерапия Чупырко Н.В., Загородный Г.М. и др..zip Получить книгу по медицине

Иглорефлексотерапия в лечении псориаза Шамов Б.А., Закиев Р.З., Ахмадиев Р.Г..rar Получить книгу по медицине

Избранные вопросы физики для физиотерапевтов, Рогаткин Д.А.rar Получить книгу по медицине

Иммунокоррекция с применением дополнительного терминала МТ аппарата МИЛТА-Ф-8-01 Буйлин В.А..rar Получить книгу по медицине

Импульсные магнитные поля и дозированные физические нагрузки в реабилитации больных ревматоидным артритом Багель Г.Е., Сорока Н.Ф. и др..zip Получить книгу по медицине

Ингаляционная небулайзерная терапия заболеваний респираторной системы у детей Геппе Н.А..rar Получить книгу по медицине

Итоги и перспективы применения КВЧ-терапии низкой интенсивности при хронических дерматозах Курников Г.Ю., Клеменова И.А..rar Получить книгу по медицине

Квантовая терапия в комплексном лечении часто болеющих детей с хроническим аденоидитом Вавилова В.П., Гаращенко Т.И..rar Получить книгу по медицине

КВЧ-Пунктура (крайне высокочастотная пунктура) Теппоне М..rar Получить книгу по медицине

КВЧ-пунктура (крайне высокочастотная пунктура) Теппоне М.В.rar Получить книгу по медицине

Кинезотерапия в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями (медицинские технологии) Исанова В.А..rar Получить книгу по медицине

Клиническая физиотерапия в гериатрии Абрамович С.Г..rar Получить книгу по медицине

Клиническая физиотерапия в неврологии Абрамович А.Г., Машанская А.В..rar Получить книгу по медицине

Клиническая физиотерапия в оториноларингологии Абрамович С.Г., Ларионова Е.М..rar Получить книгу по медицине

Комплексная физиотерапия Абрамович С.Г., Коровина Е.О..zip Получить книгу по медицине

Лазерная терапия в урологии Муфагед М.Л., Иванченко Л.П., Москвин С.В.rar Получить книгу по медицине

Лазерные системы в медицине Евтушенко Г.С., Аристов А.А..rar Получить книгу по медицине

Логико-дидактические схемы практических занятий по физиотерапии О.И. Ефанова.rar Получить книгу по медицине

ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга Карепов Г.В..rar Получить книгу по медицине

Методика многозональной КВЧ-терапии Теппоне М..rar Получить книгу по медицине

Метод кондуктивной терапии (медицинские технологии) Исанова В.А..rar Получить книгу по медицине

Метод проприоцептивного нервно-мышечного облегчения при заболеваниях центральной и периферической нервной систем Епифанов В.А., Галсанова Е.С..rar Получить книгу по медицине

Методы биоуправления в лечении стресс-зависимых заболеваний. Температурно-миографический тренинг Захарова В.В..rar Получить книгу по медицине

Методы физиотерапии у детей с патологией нервной и эндокринной систем Кузьменко О.В..rar Получить книгу по медицине

Миофасциальная терапия мышечных дисфункций или шиацу Карташов С.Л.rar Получить книгу по медицине

Многоканальная электростимуляция Давиденко В.Ю..rar Получить книгу по медицине

Небулайзерная терапия острых и хронических заболеваний дыхательных путей Дубинина В.П..rar Получить книгу по медицине

Об одном забытом методе светолечения Ацюковский В.А.rar Получить книгу по медицине

Общая физиотерапия, Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.rar Получить книгу по медицине

Общая физиотерапия Гармаш В.Я., Ракита Д.Р., Урясьев О.М., Ушмаров А.К..rar Получить книгу по медицине

Общая физиотерапия Ракита Д.Р., Урясьев О.М., Ушмаров А.К..rar Получить книгу по медицине

Общая физиотерапия Ушмаров А.К., Ракита Д.Р., Рондалева Н.А..rar Получить книгу по медицине

Озонотерапия — клинические и экспериментальные аспекты, Алехина С.П., Щербатюк Т.Г.rar Получить книгу по медицине

Озонотерапия — Клинические и экспериментальные аспекты Алехина С.П., Щербатюк Т.Г..rar Получить книгу по медицине

Организация и техника безопасности физиобальнеотерапевтического отделения Кузьменко О.В..rar Получить книгу по медицине

Организация физиотерапевтической помощи в лечебно-профилактических учреждениях Абрамович С.Г..rar Получить книгу по медицине

Основные принципы и тактика озонотерапии Разумов А.Н., Покровский В.И. и др..rar Получить книгу по медицине

Основы иглорефлексотерапии, Э. Д. Тыкочинская.rar Получить книгу по медицине

Основы иглорефлексотерапии Тыкочинаская.djvu.rar Получить книгу по медицине

Основы импульсной магнитотерапии. Справочное пособие Золотухина Е. И., Улащик В. С.rar Получить книгу по медицине

Основы клинической физиотерапии в оториноларингологии Абрамович С.Г., Ларионова Е.М..rar Получить книгу по медицине

Основы стоматологической физиотерапии Ж.Г. Муравянникова.rar Получить книгу по медицине

Основы стоматологической физиотерапии Муравянникова Ж.Г.rar Получить книгу по медицине

Основы физиотерапии в гериатрии Абрамович А.Г..rar Получить книгу по медицине

Особенности электротерапии в педиатрии Машанская А.В. Власенко А.В..rar Получить книгу по медицине

Практика современной ингаляционной терапии Орлов А.В., Титова Е.Л..rar Получить книгу по медицине

Практическая озонотерапия Масленников О.В., Конторщикова К.Н..zip Получить книгу по медицине

Практическое руководство по динамической электронейростимуляции Рявкин С.Ю. и др..rar Получить книгу по медицине

Практическое руководство по применению метода Третье дыхание на тренажёре ТДИ-01 Потиевский А.Э..rar Получить книгу по медицине

Принципы и правила комплексной физиотерапии Абрамович С.Г..rar Получить книгу по медицине

Пути практического использования интенсивного теплолечения Сувернев А.В., Иванов Г.В., Василевич И.В. и др..rar Получить книгу по медицине

Реабилитация в онкологии — физиотерапия Грушина Т.И..rar Получить книгу по медицине

Резонансный тест. Возможности диагностики и терапии Махонькина Л.Б., Сазонова И.М..rar Получить книгу по медицине

Руководство по иглорефлексотерапии Табеева Д.М.rar Получить книгу по медицине

Руководство по кинезитерапии Бонев Л., Слынчев П. (ред.).rar Получить книгу по медицине

Руководство по практической физиотерапии, Ушаков А. А.rar Получить книгу по медицине

Сверхчувствительная магнитометрия и биомагнетизм Введенский В.Л., Ожогин В.И.rar Получить книгу по медицине

Свето-лазерная терапия Буйлин В.А Ларюшин А.И., Никитина М.В.rar Получить книгу по медицине

Системы комплексной электромагнитотерапии Беркутов A.M., Жулев В.И., Кураев Г.А..rar Получить книгу по медицине

Современная наружная терапия дерматозов (с элементами физиотерапии) Короткий Н.Г. (ред.), Таганов А.В., Тихомиров А.А..rar Получить книгу по медицине

Современные методы физиотерапии Илларионов В.Е., Симоненко В.Б.rar Получить книгу по медицине

Справочник по физиотерапии болезней уха, горла, носа, Цыганова А.И.rar Получить книгу по медицине

Справочник практического врача по физиотерапии Под ред. Обросова А. Н.rar Получить книгу по медицине

Справочник физиотерапии болезней уха, горла и носа Цыганов А.И.rar Получить книгу по медицине

Термальные и минеральные курорты Европы. Путеводитель Косарева Е., Каштанова И., Евтюхова Ю., Павлова Е.rar Получить книгу по медицине

Терминологический словарь-справочник физиотерапевта Илларионов В.Е.rar Получить книгу по медицине

Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.rar Получить книгу по медицине

Тракционно-импульсный метод воздействия на позвоночник Бобырь А.И..rar Получить книгу по медицине

Транскраниальная электростимуляция. Том 2 Лебедев В.П. (ред.).rar Получить книгу по медицине

Транскраниальная электростимуляция Том 1 Лебедев В.П. (ред.).rar Получить книгу по медицине

Учебно-методическое пособие по физиотерапии Бабаева А.Р. (Ред.).rar Получить книгу по медицине

Физиотерапевтические методы лечения заболеваний глаз у детей Егоров В.В., Смолякова Г.П., Гохуа Т.И..zip Получить книгу по медицине

Физиотерапия. Техника и методика М. С. Беленький.rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия Улащик B.C..rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия в косметологии Пономаренко Г.Н.rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия в практике терапевтической стоматологии Лукиных Л.М., Успенская О.А..rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия в стоматологии Пастухов О.Г., Шефтелович Т.К..rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия и курортология Алымкулов Д.А., Симоненко Т.С., Алымкулов Р.Д..rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия и ЛФК при пневмонии Багель Г.Е., Малькевич Л.А. и др..zip Получить книгу по медицине

Физиотерапия при варикозной болезни нижних конечностей Коровина Е.О., Пастухова С.В. и др..rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия при кистозном фиброзе (муковисцидозе) Херманн Шумахер, перевод с англ. Горшков М.Д.rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия при туберкулезе легких Ломаченков В.Д., Стрелис А.К.rar Получить книгу по медицине

Физиотерапия при хронических облитерирующих заболеваниях артерий нижних конечностей Коровина Е.О..rar Получить книгу по медицине

Физическая терапия и эрготерапия, как новые для России специальности Клочкова Е.В. (сост.).rar Получить книгу по медицине

Функциональная диагностика мышц Янда Владимир.rar Получить книгу по медицине

Частная рефлексотерапия. Справочник Д. Н. Стояновский.rar Получить книгу по медицине

Частная физиотерапия, Е. В. Пономарева, Г. Н. Пономаренко, Л. А. Подберезкина.rar Получить книгу по медицине

Электродиагностика, электростимуляция и импульсная низкочастотная электротерапия. Избранные главы Гультяев В.Ю., Матвеев В.А., Оранский И.Е..rar Получить книгу по медицине

Электромедицинская аппаратура Ливенцев Н.М., Ливенсон А.Р.rar Получить книгу по медицине

Электронные устройства в медицинских приборах Агаханян Т.М., Никитаев В.Г.rar Получить книгу по медицине

Электропунктурная диагностика, гомеотерапия и феномен дальнодействия. Лупичев Н.Л.rar Получить книгу по медицине

Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р.Фолля Самохин А.В., Готовский Ю. В..rar Получить книгу по медицине

Электропунктурная рефлексотерапия, Атаев Д.И.rar Получить книгу по медицине

Электропунктурная рефлексотерапия в помощь Вашему здоровью Атаев.rar Получить книгу по медицине

Электропунктурная рефлексотерапия Портнов Ф.Г.rar Получить книгу по медицине

источник

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание и краткое содержание «Нервные болезни» читать бесплатно онлайн.

Издание выполнено в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования», утвержденным 25.05.2009 г. Основная цель учебника ⎯ достижение студентами средних медицинских учебных заведений необходимого уровня профессиональной компетенции ⎯ знаний и умений при уходе за пациентами с заболеваниями нервной системы и в профилактике последних.

Учебник содержит двадцать четыре главы и приложение: «Наиболее часто встречающиеся неотложные состояния в неврологической практике», а также терминологический указатель и перечень рекомендуемой литературы; традиционно он разделен на общую и специальную части. Кроме того, в соответствии с вышеуказанным стандартом выделены обязательная для обучения и вариативная части.

Общая часть учебника представлена в соответствии с положениями о «Профессиональных модулях»: анатомия и физиология нервной системы, симптоматология и синдромология нервных болезней, основные методы исследования пациентов, сестринский процесс. В сравнении с 1-м и 2-м изданиями обновлены данные об эргономике.

В специальной части последовательно приводятся данные об этиопатогенезе, клинике, течении, прогнозе, терапии распространенных неврологических заболеваний и методах реабилитации пациентов. Широко использована современная международная классификация болезней (10-й пересмотр), приводятся новые препараты, недавно вошедшие в неврологическую практику. Впервые введена отдельная глава о немедикаментозных методах лечения неврологических заболеваний. Главы, касающиеся отдельных нервных болезней, непременно завершаются описанием сестринского процесса при них.

Учебник предназначен для студентов и преподавателей медицинских училищ и колледжей; для работающих в неврологии медсестер амбулаторных и стационарных учреждений; для фельдшеров, работающих в системе неотложной помощи, возглавляющих фельдшерские пункты либо работающих в здравпунктах.

АКТГ – адренокортикотропный гормон

АХЭ – антихолинэстеразные средства

БАС – боковой амиотрофический склероз

ВСД – вегетативно-сосудистая дистония

ВЧГ – внутричерепная гипертензия

ВЧД – внутричерепное давление

ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

ДЦП – детский церебральный паралич

ДЭ – дисциркулярная энцефалопатия

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

КТ – компьютерная томография

КОМТ – катехол-O-метилтрансфераза к/с – колебаний в секунду

ЛФК – лечебная физкультура

МДБ – мультидисциплинарная бригада

МРТ – магнитно-резонансная томография

МТА – миелинотоксическая активность

НПНКМ – начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга

ОНМК – острые нарушения мозгового кровообращения

ОЭТ – однофотонная эмиссионная томография

ПДС – позвоночно-двигательные сегменты

ПНМК – переходящие нарушения мозгового кровообращения

ПЭП – перинатальная энцефалопатия

ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография

СМЖ – спинномозговая жидкость

СМТ – синусоидальные модулированные токи

ТИА – транзиторные ишемические атаки

ТСК – трансплантация стволовых клеток

УЗИ – ультразвуковое исследование

ХВДП – хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия

ХПЗГМ – хронические прогрессирующие заболевания головного мозга

ЦНС – центральная нервная система

ЦСЖ – цереброспинальная жидкость

ЧМТ – черепно-мозговая травма

ЧДД – частота дыхательных движений

ЭМГ – электромиография (электромиограмма)

Создавая новый учебник по нервным болезням для средних медицинских учебных заведений, мы принимали во внимание ряд обстоятельств, в частности то, что с недавних пор преподавание неврологии и психиатрии в средних медицинских учебных заведениях было разделено, и это позволило увеличить количество учебных часов по каждому из этих предметов и соответственно увеличить количество информации, передаваемой студентам как в теоретической части, так и для приобретения практических навыков.

Мы учитывали и то обстоятельство, что болезни нервной системы у населения России являются одними из самых распространенных и одними из наиболее частых причин летальных исходов и инвалидизации населения. Это касается, в первую очередь, – инсультов и травматических повреждений нервной системы. Растет число онкологических мозговых заболеваний и вегетативно-сосудистых расстройств нервного происхождения. Весьма большое число людей среднего и даже молодого возраста теряют работоспособность вследствие остеохондроза и связанной с ним патологией нервной системы. Все эти обстоятельства требуют улучшения качества обучения неврологии для медработников среднего звена.

Мы понимали, что создание современного учебника по нервным болезням немыслимо без детального изложения сестринского процесса – как общих теоретических его основ, так и его проведения при отдельных нервных заболеваниях. Работа в неврологической клинике требует от медицинской сестры, специалиста по уходу, разносторонних знаний и умений: оказывать неотложную помощь, владеть приемами реабилитации, причем разнообразными; иметь навыки психотерапевтической работы, владеть некоторыми приемами нетрадиционных (нелекарственных) методов лечения, осуществлять профилактику отдельных нервных болезней.

Создаваемый учебник предназначен как для медсестер и акушерок, так и для фельдшеров, которым умение оказать неотложную помощь совершенно необходимо. Фельдшерам нужны и некоторые знания по диагностике и дифференциальной диагностике, что мы также учли при создании учебника. Надеемся, что учебник окажется полезным и для формирования нового типа специалиста: «медсестра с высшим образованием».

Содержание нового издания учебника соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования» и по существу излагаемого материала, и по требованиям к «знанию» и «умению» будущего медработника среднего звена. В частности, это касается ведения сестринского процесса. Отметим, что «сестринский процесс в неврологии» в нашем учебнике представлен впервые как в отдельной главе, так и применительно к каждой рассматриваемой нозологической единице.

Учебник традиционно разделен на «общую» и «специальную» части, а также на обязательную для обучения и вариативную части. Сохранение глав и разделов последней в учебной программе определяется выбором преподавателя, с учетом, например, региональных и временных особенностей.

В «общей части», выполненной по системе «Профессиональных модулей», придающих изложению определенную логичность и завершенность, предлагается определенная последовательность глав: «Анатомо-физиологический очерк», «Симптоматология и синдромология нервных болезней», «Лабораторные и инструментальные методы исследования неврологических больных», «Сестринский процесс в неврологии». Во многие из этих модулей входят «междисциплинарные курсы».

В «специальной» части учебника изложены данные об основных распространенных неврологических заболеваниях в одинаковой строгой последовательности: этиология, патогенез, клиника, течение, диагностика (если это необходимо); прогноз, терапия, профилактика, сестринский процесс. Использованы изменения в наименованиях болезней в свете требований новой классификации (МКБ-10).

Нововведением является глава «Немедикаментозные методы лечения в неврологической практике». Такие методы в неврологии представлены так широко, как ни в одной другой медицинской практике. Кроме того, зачастую упоминания о том, что при той или иной болезни применяются, например, физиотерапия, ЛФК, массаж, акупунктура, студентами запоминаются механически, без представления об условиях проведения и цели применения того или другого немедикаментозного метода лечения, и наш учебник восполняет этот недостаток. С введением вышеуказанной главы учебник может быть использован и при преподавании смежных дисциплин – например, «физиотерапии» и «массажа». В «специальную» часть учебника нами введена отдельная таблица по наиболее часто встречающимся неотложным состояниям в неврологии (при которых умение оказывать помощь предусмотрено Государственным образовательным стандартом).

Авторы рассчитывают на интерес преподавателей средних медицинских учебных заведений и медработников среднего звена к новому учебнику и будут благодарны за любые критические замечания.

Спринц Анатолий Михайлович – преподаватель высшей категории, докт. мед. наук

Сергеева Гульнур Наилевна – преподаватель высшей категории ГОУ Санкт-Петербургского медико-технического колледжа Минздрава РФ, канд. мед. наук

Гольдблат Юрий Вильгельмович – врач высшей категории физиотерапевтического отделения Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, канд. мед. наук

Михайлов Владимир Алексеевич – научный руководитель отдела реабилитации неврологических больных, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им В. М. Бехтерева, докт. мед. наук

Филиппова Инна Николаевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского училища № 9 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

Буйневич Татьяна Геннадьевна – преподаватель первой категории, специалист ООО «Поликлиника частных охранников и детективов», врач

Иванова Ольга Пантелеевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского колледжа № 2 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

Иллюстрации: И.Ю.Сергеева, Р. А. Цуранова

ПРЕДМЕТ «НЕВРОЛОГИЯ» И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ МЕДИЦИНСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Неврологию определяют как науку о нервной системе человека в норме и патологии. Она включает в себя нейроанатомию и нейрофизиологию (науки о строении и функциях нервной системы) и, что представляет специальный интерес для студентов средних медицинских учебных заведений (как и высших), включает в себя невропатологию – науку о болезнях нервной системы (причинах и механизмах возникновения, симптомах и лечении). Освоение невропатологии без знания строения и функций нервной системы – немыслимо. Отдельной отраслью, также входящей в неврологию, является — нейрохирургия, которая рассматривает оперативное лечение болезней нервной системы.

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 1 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

АКТГ – адренокортикотропный гормон

АХЭ – антихолинэстеразные средства

БАС – боковой амиотрофический склероз

ВСД – вегетативно-сосудистая дистония

ВЧГ – внутричерепная гипертензия

ВЧД – внутричерепное давление

ГАМК – гамма-аминомасляная кислота

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

ДЦП – детский церебральный паралич

ДЭ – дисциркулярная энцефалопатия

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

КТ – компьютерная томография

КОМТ – катехол-O-метилтрансфераза к/с – колебаний в секунду

ЛФК – лечебная физкультура

МДБ – мультидисциплинарная бригада

МРТ – магнитно-резонансная томография

МТА – миелинотоксическая активность

НПНКМ – начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга

ОНМК – острые нарушения мозгового кровообращения

ОЭТ – однофотонная эмиссионная томография

ПДС – позвоночно-двигательные сегменты

ПНМК – переходящие нарушения мозгового кровообращения

ПЭП – перинатальная энцефалопатия

ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография

СМЖ – спинномозговая жидкость

СМТ – синусоидальные модулированные токи

ТИА – транзиторные ишемические атаки

ТСК – трансплантация стволовых клеток

УЗИ – ультразвуковое исследование

ХВДП – хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия

ХПЗГМ – хронические прогрессирующие заболевания головного мозга

ЦНС – центральная нервная система

ЦСЖ – цереброспинальная жидкость

ЧМТ – черепно-мозговая травма

ЧДД – частота дыхательных движений

ЭМГ – электромиография (электромиограмма)

Создавая новый учебник по нервным болезням для средних медицинских учебных заведений, мы принимали во внимание ряд обстоятельств, в частности то, что с недавних пор преподавание неврологии и психиатрии в средних медицинских учебных заведениях было разделено, и это позволило увеличить количество учебных часов по каждому из этих предметов и соответственно увеличить количество информации, передаваемой студентам как в теоретической части, так и для приобретения практических навыков.

Мы учитывали и то обстоятельство, что болезни нервной системы у населения России являются одними из самых распространенных и одними из наиболее частых причин летальных исходов и инвалидизации населения. Это касается, в первую очередь, – инсультов и травматических повреждений нервной системы. Растет число онкологических мозговых заболеваний и вегетативно-сосудистых расстройств нервного происхождения. Весьма большое число людей среднего и даже молодого возраста теряют работоспособность вследствие остеохондроза и связанной с ним патологией нервной системы. Все эти обстоятельства требуют улучшения качества обучения неврологии для медработников среднего звена.

Мы понимали, что создание современного учебника по нервным болезням немыслимо без детального изложения сестринского процесса – как общих теоретических его основ, так и его проведения при отдельных нервных заболеваниях. Работа в неврологической клинике требует от медицинской сестры, специалиста по уходу, разносторонних знаний и умений: оказывать неотложную помощь, владеть приемами реабилитации, причем разнообразными; иметь навыки психотерапевтической работы, владеть некоторыми приемами нетрадиционных (нелекарственных) методов лечения, осуществлять профилактику отдельных нервных болезней.

Создаваемый учебник предназначен как для медсестер и акушерок, так и для фельдшеров, которым умение оказать неотложную помощь совершенно необходимо. Фельдшерам нужны и некоторые знания по диагностике и дифференциальной диагностике, что мы также учли при создании учебника. Надеемся, что учебник окажется полезным и для формирования нового типа специалиста: «медсестра с высшим образованием».

Содержание нового издания учебника соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования» и по существу излагаемого материала, и по требованиям к «знанию» и «умению» будущего медработника среднего звена. В частности, это касается ведения сестринского процесса. Отметим, что «сестринский процесс в неврологии» в нашем учебнике представлен впервые как в отдельной главе, так и применительно к каждой рассматриваемой нозологической единице.

Учебник традиционно разделен на «общую» и «специальную» части, а также на обязательную для обучения и вариативную части. Сохранение глав и разделов последней в учебной программе определяется выбором преподавателя, с учетом, например, региональных и временных особенностей.

В «общей части», выполненной по системе «Профессиональных модулей», придающих изложению определенную логичность и завершенность, предлагается определенная последовательность глав: «Анатомо-физиологический очерк», «Симптоматология и синдромология нервных болезней», «Лабораторные и инструментальные методы исследования неврологических больных», «Сестринский процесс в неврологии». Во многие из этих модулей входят «междисциплинарные курсы».

В «специальной» части учебника изложены данные об основных распространенных неврологических заболеваниях в одинаковой строгой последовательности: этиология, патогенез, клиника, течение, диагностика (если это необходимо); прогноз, терапия, профилактика, сестринский процесс. Использованы изменения в наименованиях болезней в свете требований новой классификации (МКБ-10).

Нововведением является глава «Немедикаментозные методы лечения в неврологической практике». Такие методы в неврологии представлены так широко, как ни в одной другой медицинской практике. Кроме того, зачастую упоминания о том, что при той или иной болезни применяются, например, физиотерапия, ЛФК, массаж, акупунктура, студентами запоминаются механически, без представления об условиях проведения и цели применения того или другого немедикаментозного метода лечения, и наш учебник восполняет этот недостаток. С введением вышеуказанной главы учебник может быть использован и при преподавании смежных дисциплин – например, «физиотерапии» и «массажа». В «специальную» часть учебника нами введена отдельная таблица по наиболее часто встречающимся неотложным состояниям в неврологии (при которых умение оказывать помощь предусмотрено Государственным образовательным стандартом).

Авторы рассчитывают на интерес преподавателей средних медицинских учебных заведений и медработников среднего звена к новому учебнику и будут благодарны за любые критические замечания.

Спринц Анатолий Михайлович – преподаватель высшей категории, докт. мед. наук

Сергеева Гульнур Наилевна – преподаватель высшей категории ГОУ Санкт-Петербургского медико-технического колледжа Минздрава РФ, канд. мед. наук

Гольдблат Юрий Вильгельмович – врач высшей категории физиотерапевтического отделения Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, канд. мед. наук

Михайлов Владимир Алексеевич – научный руководитель отдела реабилитации неврологических больных, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им В. М. Бехтерева, докт. мед. наук

Филиппова Инна Николаевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского училища № 9 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

Буйневич Татьяна Геннадьевна – преподаватель первой категории, специалист ООО «Поликлиника частных охранников и детективов», врач

Иванова Ольга Пантелеевна – преподаватель высшей категории ГОУ медицинского колледжа № 2 Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга

Иллюстрации: И.Ю.Сергеева, Р. А. Цуранова

Глава 1
ПРЕДМЕТ «НЕВРОЛОГИЯ» И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ МЕДИЦИНСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Неврологию определяют как науку о нервной системе человека в норме и патологии. Она включает в себя нейроанатомию и нейрофизиологию (науки о строении и функциях нервной системы) и, что представляет специальный интерес для студентов средних медицинских учебных заведений (как и высших), включает в себя невропатологию – науку о болезнях нервной системы (причинах и механизмах возникновения, симптомах и лечении). Освоение невропатологии без знания строения и функций нервной системы – немыслимо. Отдельной отраслью, также входящей в неврологию, является — нейрохирургия, которая рассматривает оперативное лечение болезней нервной системы.

Невропатология изучает те болезни нервной системы, которые выражаются в расстройствах нормальных движений и их координации; расстройствах чувствительности, рефлексов, функционирования органов чувств и речи. Все расстройства, изучаемые невропатологией, можно увидеть, услышать или измерить. В этом основное отличие невропатологии от смежной науки — психиатрии, где непосредственное чувственное восприятие расстройств (например, галлюцинаций или нарушений мышления) невозможно, и данные о пациенте получают путем наблюдений с соответствующими умозаключениями и путем опроса пациентов и/или их близких.

Невропатология тесно связана не только с психиатрией, а и с целым рядом других медицинских дисциплин, и это неудивительно, учитывая интегративную функцию нервной системы, ее контролирующее воздействие на деятельность всего организма. Импульсация в нервную систему идет от всех внутренних органов, в том числе при изменении их деятельности. Поражение ряда отделов головного и спинного мозга сказывается на работе сердца, легких, выделительных органов, желез внутренней секреции (например, при опухолях мозга); часто изменения нервной системы и внутренних органов идут параллельно (например, атеросклероз поражает как сосуды мозга, так и коронарные и другие сосуды; ведет как к инфарктам, так и к инсультам, и иногда к возникновению паркинсонизма). Наконец, при неврологических наследственных заболеваниях генные изменения могут вести к «сцепленным» поражениям нервной ткани и ряда других, например кожи, печеночной ткани. Таким образом, как и врач-невролог, фельдшер и медсестра, работающие в неврологии и осуществляющие квалифицированный уход за пациентами, должны быть широко образованными специалистами. Они обязаны уметь оказывать помощь, в том числе неотложную, при целом ряде патологических состояниях, в том числе не относящихся к неврологическим.

Так, при воспалительных заболеваниях нервной системы средний медперсонал должен сочетать навыки ухода за неврологическими и инфекционными больными; при полиневропатиях, обусловленных диабетом, уметь осуществлять специфический уход за пациентами с этим достаточно тяжелым заболеванием; у больных с атеросклерозом уметь, помимо неврологического ухода, постоянно следить за функцией сердечно-сосудистой системы; у пациентов с травмами головного мозга уметь осуществлять неотложные мероприятия в остром периоде и реабилитационные в отдаленном. Можно привести еще ряд подобных примеров.

Заболевания, изучаемые в курсе неврологии, весьма распространены. Достаточно упомянуть инсульты, эпилепсию, паркинсонизм, болезни периферической нервной системы. Ряд из них представляет опасность для жизни пациентов (например, те же инсульты, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз). Другие могут вести к глубокой инвалидизации, ухудшать качество жизни пациентов. Велика роль специалиста со средним медицинским образованием в первичной и вторичной профилактике нервных болезней. Напомним, что, согласно «Федеральному государственному стандарту» от 25.05.2009 г., один из объектов деятельности специалистов со средним медицинским образованием ⎯ здоровое население, а обязанность этих специалистов ⎯ обучение населения здоровому образу жизни, организация занятий в «Школах здоровья» и диспансеризация населения.

Организация неврологической помощи в России (в отличие от психиатрической) мало отличается от принятой в терапии и других сферах медицины. Помощь пациентам оказывается в районных поликлиниках (85 % пациентов) и в неврологических отделениях стационаров (15 %), а также в некоторых научно-исследовательских учреждениях (например, институт неврологии АМН в Москве, психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге). В ряде крупных стационаров, госпиталей и институтов неврологические отделения специализированы: например, для лечения сосудистых заболеваний мозга, эпилепсии; неврологической реабилитации. Как отдельные функциональные единицы работают нейрохирургические отделения. Специализированными нередко являются санатории для лечения неврологических пациентов (например, в г. Старая Русса). В последнее время раннее распознавание болезней осуществляется в «диагностических центрах», оснащенных современным оборудованием, например выявление сосудистой неврологической патологии. В то же время в последние годы появились отделения сестринского ухода для пациентов, которые нуждаются скорее в призрении, чем в лечении (последствия тяжелых травм и воспалительных заболеваний ЦНС, для детей с детским церебральным параличом и др.).

1. Дайте определения неврологии и невропатологии.

2. Чем отличаются расстройства, изучаемые в невропатологии и психиатрии?

3. Почему медработник среднего звена, работающий в невропатологических амбулаториях и стационарных подразделениях, должен быть специалистом по уходу за больными широкого профиля?

4. В каких учреждениях России оказывается помощь неврологическим больным?

Новые стандарты призывают студентов бережно относиться к историческому наследию. Историю неврологии необходимо знать хотя бы в упрощенном виде. Неврология как самостоятельная клиническая дисциплина сформировалась в ХIХ в. – веке бурного развития естествознания и техники, физиологического эксперимента, патоморфологических методик и выделения отдельных нозологических форм болезней. Вместе с тем история неврологии восходит своими корнями к древним векам.

Первые сведения о заболеваниях нервной системы появляются в рукописных источниках по философии и медицине Древнего мира (Индия, Китай, Египет, Греция). Так, уже в египетских папирусах (более 2000 лет до н. э.) имеются сведения о параличах и нарушениях чувствительности. В древнеиндийской книге Аюрведа (IХ – III вв. до н. э.) сообщается о судорожных припадках, обмороках, головных болях.

Великий древнегреческий ученый и врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н. э.) отмечал, что повреждения головного мозга вызывают паралич в противоположных конечностях или судорожные подергивания в них. В трактате «О священной болезни» им впервые был введен термин эпилепсия. На основании своих наблюдений ученый пришел к мысли, что причины этого заболевания не более таинственны, чем причины других болезней: «эпилепсия есть болезнь мозга». Он изучал инсульт, энцефалит, полиомиелит. Предложенное Гиппократом разделение людей, в зависимости от особенностей нервной системы, на четыре типа (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) не потеряло своего значения и в наши дни. Первые попытки изучения структуры и функции головного мозга принадлежат знаменитому римскому врачу Клавдию Галену (131 – 211 гг. н. э.), который в экспериментах на животных впервые показал, что разрушение спинного мозга приводит к развитию параличей. Он предложил делить все параличи на церебральные и спинальные, описал семь пар черепных нервов и четверохолмие, высказал мысль о том, что «душевные способности» локализуются в головном мозге.

В ХI в. достижения древней и арабской медицины были обобщены известным врачом Абу Али Ибн Синой – Авиценной (980 – 1037). В его труде «Канон врачебных наук» содержатся сведения как по анатомии нервной системы, так и о болезнях – эпилепсии, менингитах, невралгии седалищного нерва, нарушениях мозгового кровообращения.

В эпоху Возрождения А. Везалий, К. Варолий, Я. Сильвиус начали изучать морфологию нервной системы на трупах. Т. Сиденгам описывает малую хорею. В круг известных медикам болезней вошли невралгия тройничного нерва, миелиты, туберкулезный менингит, сифилитическое поражение мозга, токсические полиневриты.

В XVII – XVIII вв. формируется понятие о рефлексе (Р. Декарт), закладываются основы нейрофизиологии, клинико-морфологического направления в изучении заболеваний нервной системы (Дж. Морганьи). Мери и Уайт описали зрачковые реакции, Мистичелли – гемипарез на стороне, противоположной очагу поражения, Бард – синдром поражения теменной доли, Туш – мозжечковый нистагм.

В XVIII в. возникает понятие невроза – функционального нарушения нервной системы (У. Куллен).

В 1861 г. французский врач Пьер Брока, изучая расстройства речи у больных гемиплегией, отметил, что моторная афазия наблюдается при поражении лобных извилин левого полушария. В дальнейшем эта область головного мозга получила название центра Брока (центр моторной речи). В 1870 г. Густав Фритч и Эдуард Гитциг путем электрического раздражения или эктомии участков мозга показали наличие двигательных центров в коре больших полушарий. Они обнаружили в коре мозга область – переднюю центральную извилину, при раздражении которой током возникали судороги и парезы. Известный немецкий невролог Карл Вернике в 1874 г. описал сенсорную афазию.

Большое значение для развития неврологии имела разработка методики исследования спинномозговой жидкости. Г. Квинке в 1891 г. произвел первую диагностическую спинномозговую пункцию. Он получил цереброспинальную жидкость у живого человека с целью выявления туберкулезной палочки.

К середине XIX в. успехи неврологии создали предпосылки для выделения ее в самостоятельную отрасль медицины. Постепенно симптоматологическая классификация нервных болезней перерастает в нозологическую. Большую роль в этом процессе сыграла деятельность выдающегося французского невролога Жана Шарко (1825 – 1893), выделившего неврологию из терапии в качестве самостоятельной дисциплины. Начиная с 1860 г., он в течение 30 лет руководил кафедрой неврологии медицинского факультета Парижского университета и одновременно заведовал неврологическим отделением в больнице Сальпетриер. Ж. Шарко подробно описал целый ряд заболеваний нервной системы (рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, истерию и т. д.) и установил ее трофические функции. Ж. Шарко (рис. 1) создал всемирно известную неврологическую школу, представителями которой были выдающиеся ученые Г. Дюшен, Ж. Дежерин, П. Мари, Ж. Бабинский, Ф. Раймон, Д. Бурневиль, Е. Бриссо и др. Именами многих из этих неврологов названы описанные ими заболевания и симптомы.

Рис. 1. Жан Шарко (1825 – 1893)

В Германии авторами классических работ по неврологии были А. Куссмауль, Э. Лейден, А. Штрюмпель, К. Вестфаль, К. Вернике, М. Ромберг, Н. Фридрейх, В. Эрб, Г. Оппенгейм и др. Английская неврология представлена такими выдающимися учеными, как Д. Паркинсон, Х. Джексон (рис. 2), У. Говерс, А. Томсен, Р. Вильсон и др.

Формирование неврологии как отдельной клинической дисциплины в России связано, прежде всего, с именами А. Я. Кожевникова и В. М. Бехтерева.

Рис. 2. Хьюнглинг Джексон (1835 – 1911)

Рис. 3. Алексей Яковлевич Кожевников (1836 – 1902)

А. Я. Кожевников (1836 – 1902) создал одну из первых в мире неврологическую клинику (1869 г.) и возглавил первую в России кафедру нервных болезней в Московском университете (1870 г.). Этим выдающимся ученым был разработан ряд крупных неврологических проблем, в том числе сформулировано представление о синдроме постоянных клонических судорог в конечностях, который в дальнейшем в мировой науке получил название «кожевниковской эпилепсии». А. Я. Кожевников (рис. 3) создал московскую школу неврологов, представителями которой стали такие известные ученые, как В. К. Рот, С. С. Корсаков, Л. О. Даркшевич, Г. И. Россолимо.

В Петербурге курс нервных болезней стал читаться с 1857 г. на первой в России кафедре психиатрии, руководимой И. М. Балинским, а затем И. П. Мержеевским. Их ученик и приемник, выдающийся невролог и психиатр, академик В. М. Бехтерев в 1897 г. создал клинику нервных болезней при Военно-медицинской академии (рис. 4). В. М. Бехтеревым внесен большой вклад в развитие отечественной и мировой неврологии. Ему принадлежит свыше 700 научных работ, его имя присвоено заболеваниям (болезнь Бехтерева), анатомическим образованиям (ядро Бехтерева), рефлексам (рефлекс Бехтерева), лекарственным прописям (микстура Бехтерева). В. М. Бехтеревым создана петербургская школа неврологов (М. И. Аствацатуров, М. Н. Жуковский, М. П. Никитин, А. В. Гервер, А. Ф. Лазурский и др.). По инициативе выдающегося ученого на базе учрежденного им Санкт-Петербургского психоневрологического института (ныне институт им. В. М. Бехтерева) была открыта первая в России нейрохирургическая клиника под руководством ученика В. М. Бехтерева профессора Л. М. Пуссепа.

Общая неврология всегда была тесно связана с физиологией. Работы всемирно известных русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, в которых раскрыты основные закономерности деятельности организма человека (рефлекторная природа нервных процессов, учение о высшей нервной деятельности и др.), послужили фундаментом для развития как отечественной, так и мировой неврологии.

Рис. 4. Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927)

1. Расскажите о первых открытиях в неврологии.

2. Расскажите о научных достижениях А. Я. Кожевникова.

3. Расскажите о научных достижениях В. М. Бехтерева.

источник

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ФИЗИОТЕРАПИЯ» Июнь 2014 года САМАРА

2 Книги 1. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии [Текст] : учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, с. В пособии отражены основные сведения, знание которых необходимо в практической деятельности врачей любых специальностей. В предлагаемых стандартах и таблицах сгруппированы методы восстановительного лечения, аппаратной физиотерапии с учетом классификации основных групп природных и преформированных физических факторов, правил и показаний назначения лечебных комплексов при конкретных нозологических формах. Такое изложение материала позволяет ориентироваться в большом количестве методов восстановительной медицины, в особенностях применения различных групп физических факторов, а также стандартизировать медицинские услуги. Предлагаемое пособие предназначено врачам различных специальностей, а также оно может быть полезно студентам старших курсов медицинских вузов. 2. Бабанов, С. А. Вибрационная болезнь [Текст] : оптимизация диагностических и лечебных мероприятий / С. А. Бабанов, Н. В. Вакурова, Т. А. Азовскова ; Минздравсоцразвития РФ, ГБОУ ВПО «СамГМУ». — Самара : Офорт, с. Монография предназначена для системы вузовского и последипломного профессионального образования врачей. Предназначена для врачей-профпатологов, терапевтов, неврологов, врачей общей практики, семейных врачей, студентов лечебного и медико-профилактического факультетов. Посвящена проблеме одного из наиболее распространенных профессиональных заболеваний — вибрационной болезни. Рассматриваются современные аспекты патогенеза, клиники, диагностики, лечения, экспертизы профессиональной трудоспособности при вибрационной патологии. 3. Епифанов,В. А. Восстановительная медицина [Текст] : учебник / В. А. Епифанов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, с. В учебнике изложены основы восстановительной медицины как самостоятельного направления медицинской науки и практики. Представлены основные понятия и термины, применяемые в восстановительной медицине, сведения о современных ее средствах; представлены механизмы влияния каждого из них в норме и в условиях патологии. Подробно освещены методы диагностики и исследований функционального состояния организма, основанные на данных спортивной антропологии, биомеханики, физиологии и клинических наблюдений. Рассмотрено влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Издание предназначено студентам медицинских вузов, слушателям факультетов последипломного образования. Учебник может быть полезен молодым врачам, а также аспирантам и ординаторам. 4. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, с. Вопросы реабилитации больных занимают важное место в современной медицине, они охватывают не только медицинские, но и социальные и психологические проблемы. Большое значение в восстановительном лечении занимает работа сестринского медицинского персонала. Реабилитология преподается на факультетах Высшего сестринского образования медицинских вузов страны, это и обусловило необходимость выпуска данного пособия. Учебник написан в соответствии с программой по реабилитологии для студентов медицинских вузов по специальности «Сестринское дело» и основан на опыте преподавания данной дисциплины на факультете высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Пособие включает в себя общие вопросы реабилитации, вопросы физиотерапии, санаторнокурортного отбора и лечения, лечебной физкультуры, массажа и принципы реабилитации при патологии внутренних органов. Книга предназначена для студентов медицинских вузов. 5. Медицинская реабилитация [Текст]. В 3 т. Т. 1. / под ред. В. М. Боголюбова. — М. : [б. и.], с.

3 В 1-м томе представлены данные об основах медико-социальной реабилитации и функциональных методах оценки инвалидности. Изложены сведения о механизмах действия и области применения различных методов реабилитации: природных физических факторов, аппаратной физиотерапии, лечебной физической культуры, массажа, мануальной терапии, трудовой терапии, психотерапии. Приводятся сведения о социальнотрудовой реабилитации и организации работы учреждений медико-социальной реабилитации. Книга предназначена для широкого круга врачей различных специальностей. 6. Окулярная цветотерапия вегетативных дисфункций от аппарата Тетериной [Текст] : АЦТ-02 : метод. рек. / Н. Ф. Давыдкин [и др.] ; ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава». — Самара : Офорт, с. Методические рекомендации предназначены для врачей общей практики, восстановительной медицины, физиотерапевтов, неврологов, терапевтов, педиатров, офтальмологов. 7. Техника и методики физиотерапевтических процедур [Текст] : справочник / под ред. В. М. Боголюбова. — 5-е изд., перераб. — М. : ТОТ, с. Справочник написан известными специалистами в области физиотерапии. Он содержит сведения о технике и методиках процедур, которые применяются в физиотерапии. Наряду с классическими аппаратами и методиками представлены новые, такие, как лазеротерапия, КВЧ-герапия, галотерапия, описаны особенности проведения физиотерапевтических процедур у детей. Проведены характеристики аппаратов, методики физиотерапии, техника безопасности при работе с аппаратурой. Справочник предназначен не только для медицинских сестер, но и для курсантов факультетов специализации и усовершенствовании врачей, врачей-физиотерапевтов с небольшим стажем, а также главных врачей для приобретения более надежных и эффективных физиотерапевтических аппаратов. 8. Физиотерапия [Текст] : нац. рук. / под ред. Г. Н. Пономаренко ; АСМОК. — М. : ГЭОТАР- Медиа, с. Национальные руководства — первая в России серия практических руководств по основным медицинским специальностям, включающих всю основную информацию, необходимую врачу для непрерывного последипломного образования. В отличие от большинства других руководств, в национальных руководствах основное внимание уделено методам лечения пациентов физическими факторами с доказанной эффективностью. Национальное руководство «Физиотерапия» содержит информацию о современных физических методах лечения и профилактики пациентов с различными классами заболеваний. Отдельные разделы посвящены основным синдромам заболеваний, санаторно-курортному лечению и оздоровительному отдыху. Приложение к руководству на компакт-диске включает главы, не вошедшие в состав печатной части, дополнительные иллюстрации, описывает технику выполнения физиотерапевтических процедур. В подготовке настоящего издания в качестве авторов-составителей и рецензентов принимали участие ведущие специалисты-физиотерапевты. Все рекомендации прошли этап независимого рецензирования. Руководство предназначено физиотерапевтам, курортологам, врачам общей практики, врачам восстановительной медицины, студентам старших курсов медицинских высших учебных заведений, интернам, ординаторам, аспирантам. 9. Физиотерапия [Текст] : учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, с. В книге представлены основные разделы общей физиотерапии, рассмотрены биофизические основы лечебного действия различных физических факторов. Изложены методики применения, показания, противопоказания, а также приведены сведения о том, как подбирать параметры воздействия аппаратными и природными физическими факторами, чтобы повысить эффективность лечебного воздействия. Учебное пособие

4 предназначено для физиотерапевтов, терапевтов, а также интернов и студентов, обучающихся в медицинских вузах. 10. Яшков, А. В. Методы восстановительной медицины в лечении больных атеросклерозом сосудов нижних конечностей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Яшков, И. В. Макаров, М. В. Богатырева. — Windows 9x/ME/NT/2000/XP. — Самара, Кb. Учебное пособие освещает современные представления об этиологии, патогенезе, клинике и диагностике атеросклероза сосудов нижних конечностей. Авторы описывают подходы к лечению обатерирующего атеросклероза. Приведены оригинальные методики применения нового физиотерапевтического фактора — гравитационной терапии, изложены показания и противопоказания к ним. Пособие снабжено тестовыми заданиями с эталонами ответов, что дает возможность повысить освоение данной темы слушателями. Учебное пособие предназначено для подготовки интернов, клинических ординаторов, а также слушателей при проведении циклов на последипломном этапе подготовки по специальностям: восстановительная медицина, физиотерапия, терапия, кардиология, хирургия. Статьи из периодических изданий 11. Антипенко, П. В. Управление качеством физиотерапевтической помощью [Текст] / П. В. Антипенко // Физиотерапевт С Васильева, М. Ф. Комплексная физиотерапия деструктивного аппендицита и его осложнений у детей [Текст] / М. Ф. Васильева, Е. Р. Соловьева // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с. 33 (8 назв.). 13. Влияние комплексного лечения с использованием комбинированных методов физиотерапии на внутрипеченочную гемодинамику у больных с гипомоторной дисфункцией желчного пузыря [Текст] / С. Д. Шоферова [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с (38 назв.). 14. Голубева, В. В. Немедикаментозные методы лечения больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью [Текст] / В. В. Голубева // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с (30 назв.). 15. Давыдкин, И. Ф. Применение физиотерапии в комплексном лечении переломов трубчатых костей [Текст] / И. Ф. Давыдкин // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с. 34 (19 назв.). 16. Давыдкин, Н. Ф. Динамика показателей кислотно-основного состояния крови на фоне комплексного лечения церебральной ишемии у детей с использованием физиотерапевтических методов [Текст] / Н. Ф. Давыдкин, О. И. Денисова, Т. И. Каганова // Российский вестник перинатологии и педиатрии С Библиогр.: с. 21 (12 назв.). 17. Зубкова, С. М. Физиологические основы биорезонансной физиотерапии [Текст] / С. М. Зубкова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с (27 назв.). 18. Иммуномодулирующий эффект озонотерапии у детей с атопическим дерматитом [Текст] / Я. Ю. Иллек [и др.] // Вятский медицинский вестник С Библиогр.: с. 15 (3 назв.). 19. Комбинированные методы физиотерапии в комплексном лечении больных с вертебрально-базилярной недостаточностью [Текст] / А. Г. Шиман [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с. 7-8 (24 назв.). 20. Комбинированные методы физиотерапии в комплексном лечении больных с гипомоторной дисфункцией желчного пузыря [Текст] / С. Д. Шоферова [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с (27 назв.). 21. Комплексная реабилитация лиц с производственной обусловленными мышечноскелетными расстройствами [Текст] / Н. Ф. Мирютова [и др.] // Вопросы курортологии,

5 физиотерапии и лечебной физической культуры С Библиогр.: с. 18 (15 назв.). 22. Куриленок, С. А. Аппаратная физиотерапия в комплексном лечении гормонозависимых гинекологических заболеваний [Текст] / С. А. Куриленок, Л. В. Макаренко, К. В. Гордон // Доктор. Ру С Библиогр.: с. 96 (4 назв.). 23. Мирютова, Н. Дифференцированная комплексная физиотерапия подростков с идиопатическим сколиозом [Текст] / Н. Мирютова, Е. Липина, Н. Степаненко // Врач С Библиогр.: с. 83 (12 назв.). 24. Панина, О. С. Комплексная физиотерапевтическая реабилитация новорожденных детей с поражением центральной нервной системы [Текст] / О. С. Панина, Ю. В. Черненков, Ю. М. Райгородский // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с. 16 (8 назв.). 25. Пономаренко, Г. Н. Физиотерапевтические акпекты медицинской реабилитации [Текст] / Г. Н. Пономаренко // Физиотерапевт С Пономаренко, Г. Н. Физиотерапия заболеваний вен нижних конечностей [Текст] / Г. Н. Пономаренко, П. В. Антипенко, С. А. Чумак // Физиотерапевт С Постоянное импульсное электрическое поле в комплексном санаторно-курортном лечении больных ИБС [Текст] / Т. С. Солодовникова [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с (12 назв.). 28. Применение бальнеотерапии в лечении аллергических заболеваний у детей [Текст] / М. А. Хан [и др.] // Аллергология и иммунология в педиатрии С Библиогр.: с (37 назв.). 29. Применение комбинированной физиотерапии в лечении больных с гипомоторной дисфункцией желчного пузыря [Текст] / С. Д. Шоферова [и др.] // Справочник врача общей практики С Библиогр.: с (27 назв.). 30. Применение комбинированных методов физиотерапии в комплексном лечении больных плечелопаточным периартрозом [Текст] / А. Г. Шиман [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с. 30 (16 назв.). 31. Применение комбинированных методов физиотерапии в комплексном лечении больных дисциркуляторной энцефалопатией [Текст] / А. Г. Шиман [и др.] // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры С Библиогр.: с. 12 (13 назв.). 32. Применение физиотерапевтического лечения в эндоназальной хирургии [Текст] / Н. Л. Кунельская [и др.] // Вестник оториноларингологии С Библиогр.: с. 60 (6 назв.). 33. Разумов, А. Н. Патогенетическое обоснование эффективности рефлексотерапии в реабилитации больных с когнитивными расстройствами [Текст] / А. Н. Разумов, Е. А. Мельникова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры С Библиогр.: с (63 назв.). 34. Результаты комплексного физио-терапевтического лечения пациентов с глаукомой [Текст] / Г. А. Назарова [и др.] // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с. 32 (15 назв.). 35. Симонова, О. И. Особенности применения дорназы альфа и кинезитерапии у детей с муковисцидозом [Текст] / О. И. Симонова / Педиатрическая фармакология С Библиогр.: с. 78 (34 назв.). 36. Современная аппаратная физиотерапия в профилактике фетоплацентарной недостаточности [Текст] / Е. Ф. Филиппов [и др.] // Доктор. Ру С Библиогр.: с. 97 (8 назв.). 37. Физиотерапия в комплексной реабилитации больных хроническими заболеваниями легких [Текст] / Ф. Ю. Мухарлямов [и др.] // Физиотерапевт С Библиогр.: с. 92 (18 назв.).

6 38. Хан, М. А. Методы физиотерапии в комплексной реабилитации детей с острым риносинуситом [Текст] / М. А. Хан, О. В. Хоруженко, Е. Л. Вахова // Доктор. Ру С Библиогр.: с. 89 (9 назв.). 39. Хан, М. А. Немедикаментозные технологии медицинской реабилитации детей с хроническим энтероколитом [Текст] / М. А. Хан, Е. М. Тальковский / Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского С Библиогр.: с. 118 (14 назв.). 40. Хан, М. А. Медицинская реабилитация детей с хроническим пиелонефритом [Текст] / М. А. Хан, Е. В. Новикова // Вестник восстановительной медицины С Библиогр.: с. 30 (12 назв.). 41. Шакула, А. В. Современные методы физиотерапевтического воздействия на аккомодационно-рефракционную систему глаза [Текст] / А. В. Шакула, Г. А. Емельянов, С. Ю. Щукин // Вестник восстановительной медицины С Библиогр.: с (47 назв.). 42. Щеглов, Э. А. Роль физиотерапии при лечении больных хронической венозной недостаточностью и остеоартрозом коленных суставов [Текст] / Э. А. Щеглов, О. Ф. Наумова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация С Библиогр.: с (17 назв.). 43. Эктова, Т. В. Ультразвуковые предикторы эффективности применения методов физиотерапии при хроническом простатите [Текст] / Т. В. Эктова, Л. В. Федотова, А. И. Боков // Физиотерапевт С Библиогр.: с (13 назв.).

источник

Читайте также:  Физиотерапия в домашних условиях при артритах