Меню Рубрики

Чередующиеся гласные в корне кал кол

Справочная информация

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о, а не а в словах: коза, козёл? Потому что — ко´зы!

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл — ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´, козёл — ко´зий, ко´злик.

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

· слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто

· слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори

· глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ка, карака´тица, камо´рка

Совет №1: для всех, кроме готовящихся к ЕГЭ*:

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Совет №2: готовящемуся к ЕГЭ:

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог-? Ведь на самом деле чередование не —лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А —лог— пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог , предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил: стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас: коснуться — касаться

· есть суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание,

· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать

Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать.

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л

без ударения, пиши о: гори´т, клони´лся, твори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.

Исключение:
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´ (искл.)

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка

· с, пиши о: росла,
ст или щ, то а: расти, выращенный,

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый)и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

производные от глаголов скакать и глаголов на основу —скочи(ть):
1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить
Примеры:

проскакать на коне — проскочить мимо,

Список корней,
которые
обязательно
нужно знать
каждому:

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Есть ли корни с чередованием кал-кол? Если да, приведите примеры и скажите, от чего зависит написание буквы а или о. Например: касание (пишем букву а в

корне, потому что после корня есть суффикс а)

корень -кал-пишется в тех случаях,когда слово связано с силой,крепостью,жаром

например:накалить лампочку,закалить ребёнка

корень -кол-,когда слово связано с повреждением,разделением

например:наколоть дров, уколоться о шип растения

————————————————
1.Озаглавьте текст.
2.Тема текста _____________________
3.Основная мысль ________________
4.Стиль текста ____________________
5.-
6.Найдите в тексте не однокоренные слова и выпишите их; _____________________
7.Выпишите из текста 5 словосочетаний с главным словом — глаголом: ___________________
8.Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
————————————————
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА! !

С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. В барском парке, прохваченном ночною сыростью, на низах стояли холодные синие тени и пахло прелым листом и яблоками; на полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клены. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нем полураскрытый, покинутый шалаш садовника.

21. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

выпишите, обозначая суффиксы, вначале прилагательные, затем причастия. От чего зависит написание нн и н в суффиксах причастий и прилагательных. составьте по одному предложению с выписанными прилагательными и причастиями.

1. Прошел он, Вася Теркин, из запаса рядовой, в просоленной гимнастерке сотни верст земли родной.
2. Но когда пора настала, долгожданный вышел срок, то впервые воин старый ничего сказать не мог.
3. Эх, суконная, казенная, военная шинель, у костра в лесу прожженная, отменная шинель.
4. упадешь ли, как подкошенный, пораненный, наш брат, на шинели той поношенной снесут тебя в санбат.
5. Лес- ни пулей, ни осколком не пораненный ничуть, не порубленный без толку, без порядку, как нибудь; не корчеванный фугасом, не поваленный огнем, хламом гильз, жестянок, касок не заваленный кругом; блиндажами не изрытый, не расстроенный зимой, ни своими не обжитый, ни чужими под землей.
6. Помороженный, простуженный, отдыхает он, герой, битый, раненый, контуженый, да здоровый и живой.

а)практичность
б)доброжелательность
в)изворотливость
2)в каком ряду все слова неизменяемые?
а)быстро,метро,облако
б)вплавь,нарочно,вчера
в)быстрейший,сильнее,выше
3)в каком ряду окончание всех слов-нулевые?
а)прекрасен,учитель,идите
б)величествен,читал,фасоль
в)холодильник,белеет,получил
4)в каком ряду формообразующие суффиксы во всех словах-нулевые?
а)сядь,выпек,лечь
б)пой,иди,встать
в)пел,кидай,извлёк
5)в каком ряду все слова непроизводные?
а)серебро,транспорт,огромный
б)муравей,гнездо,простота
в)учить,холодить,бег
6)укажите ошибку в составлении словообразовательной пары
а)транспортный-транспортировать
б)представить-представитель
в)слушать-прослушать
7)в каком ряду все слова образованы от глагола?
а)обидеть,обидчивый,обидный
б)продавец,распродать,продаа
в)предвидеть,предвидение,видеть
8)в каком словосочетании есть слово,образованное с помощью нулевого суффикса?
а)большая притвора
б)глупая болтовня
в)справка от врача
9)в каком ряду все слова образованы сложением основ?
а)сверхчувствительный,телевизор,тепловоз
б)красновато-оранжевый,платье-костюм,фотоателье
в)самолётостроение,новомодный,велосипед
10)приведите примеры аббревиатур.каким способом они образованы?
11)в каких случаях сложные существительные пишутся через дефис?
12)от чего зависит написание сложных прилагательных,образованных от сложных существительных

источник

1. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о; зага́р, уга́р — загоре́лый, угоре́ть.
Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: за́рево, зо́рька — зарни́ца, озаря́ть.
Исключение: зорева́ть.

3. В корне кас-кос(н) — пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях — а: касаться, касательная — коснуться, прикосновение.
4. В корне клан-клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кла́няться, покло́н — поклони́ться, поклоне́ние.
5. В безударном корне лаг-лож- перед г пишется а, перед жо: предлага́ть, прилага́тельное — предложи́ть, обложе́ние.

Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг-лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- — в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) — выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак-скоч- перед к пишется а, перед чо: подскака́ть — подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.
11. В корне твар-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, тво́рчество — твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар-твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть — угова́ривать, затро́нуть — затра́гивать, зарабо́тать — зараба́тывать (см. § 1, примеч. 2).

Читайте также:  Белые маленькие кусочки в кале

12. В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.

13. В корнях с чередованием а(я)им, а(я)ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс — а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс — а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т. д.

источник

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

3) от буквы, следующей за гласной;

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

3. В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть.
2. В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

Исключение: зорева̀ть.

3. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

Исключение: у̀тварь.

4. В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: скачок, скачу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

источник

Корень – это морфема, которая несет главное лексическое значение слова.

Словарные слова – это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя – для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне. Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение – единство, насл..ждение – сладость.

Примечание. Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на –ивать / -ывать, так как в этих случаях гласные в корне чередуются:

Опоздать – опаздывать, раскроить – раскраивать.

Опоздать – поздно, раскроить – раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи:

Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну – святость;

Посветить лампой, просвещение – свет;

Завивать локоны, события развиваются – вить, развитие;

Навевать грусть, знамя развевается – веять.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

    Последующей гласной — в корнях –скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос-:

ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли

Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

  • Ударения – в корнях –плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин-. В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
  • Наличия суффикса –а- — в корнях –тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а-:

    Счет – считали, блестел – блистательный, замереть – замирать и т.д.

    Также от суффикса –а- зависит правописание в корнях –кос- / -кас-:

    Коснуться – прикасаться.

    Лексического значения слова:

    — Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется –ровн-: заровнять, подровнять. Исключения: равнина, равняйсь.

    — Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

    — Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень –мак-: макал, макнул.

    — Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется –мок- (–моч-): намокнуть, замочить.

    источник

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
    • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
    • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
    • о – а: рост – растить.

    Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

    Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

    Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

    Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

    Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.

    Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.

    Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.

    Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».

    От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

    1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог. С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

    2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

    3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.

    Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

    Читайте также:  Если у ребенка кал белый у взрослого человека

    Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.

    Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.

    Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

    Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

    Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие. Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей; выровнять асфальт; разровнять грядки. У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну.

    Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

    • к – ч: рука – ручной;
    • х – ш: грех – грешный;
    • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
    • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
    • б – бл: любовь – влюбленный;
    • п – пл: ослеп – ослепла;
    • в – вл: ловит – улавливает;
    • м – мл: кормить – кормлю.

    источник

    Чередующиеся гласные в корне слова (примеры, задания, таблицы):

    Чередование А-О в корне слова

    Под ударением пишется А, без ударения — О

    загар, загорелый

    Под ударением пишется О, без ударения — А

    зори, заря

    зоревать, зорянка

    В корне перед Н пишется О, в остальных случаях — А

    касаться, коснуться

    Перед Г пишется А, перед Ж пишется О

    предлагать, положит

    Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

    кланяться, поклон, поклониться

    В словах со значением погружения в жидкость пишется А, в словах со значением пропускать, впитывать жидкость пишется О

    обмакнуть, намокать

    Всегда пишется А

    поплавок, выплавлять

    пловец, пловчиха

    В словах со значением равный, одинаковый пишется А, со значением ровный, гладкий пишется О

    сравнительный, заровнять

    Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О

    расти, поросль

    отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток

    Перед К пишется А, перед Ч пишется О

    скакать, выскочить

    Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

    творит, тварь

    Чередование Е-И в корне слова

    ер-/-бир-

    ер-/-дир-

    ер-/-мир-

    -пер-/-пир-

    ер-/-тир-

    ег-/-жиг-

    -блест-/-блист-

    -стел-/-стил-

    Если за корнем стоит суффикс —А-, то пишется И, если суффикса —А— нет, то пишется Е

    собирать, соберу

    раздирать, раздеру

    замирать, умереть

    запирать, подпереть

    растирать, вытереть

    зажигать, зажёг

    блистать, блестеть

    расстилать, застелить

    им-/-а(я)

    ин-/-а(я)

    Если за корнем следует суффикс —А-, то пишется —им- или —ин-

    сжимать, сжать

    снимать, снять

    Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

    Добавить новость и получить деньги

    Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

    user->isGuest) »]) . ‘ или ‘ . Html::a(‘зарегистрируйтесь’, [‘/user/registration/register’], [‘class’ => »]) . ‘ , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!’); > else user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))user->identity->profile->first_name . ‘ ‘ . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else echo ‘Получайте деньги за каждый набранный балл!’; > ?>—>

    При правильном ответе Вы получите 5 баллов

    Какой буквы не хватает в словах?

    Переместите в нужные столбцы.

    При правильном ответе Вы получите 7 баллов

    Какой буквы не хватает в словах?

    Переместите в нужные столбцы.

    При правильном ответе Вы получите 8 баллов

    Какой буквы не хватает в словах?

    Переместите в нужные столбцы.

    При правильном ответе Вы получите 3 балла

    В каких словах чередуются гласные в корне?

    Выберите те ответы, которые считаете верными.

    При правильном ответе Вы получите 3 балла

    В каких словах чередуются гласные в корне?

    Выберите те ответы, которые считаете верными.

    Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

    Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

    28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

    28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.

    28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

    источник

    Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.

    На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

    В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

    Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

  • БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

    Безударные гласные корня,
    проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением
    глота’ть – гло‘тка убирать кастрюля

    II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

    На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

    ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

    Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

    Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

    -гор- и -клон- только о: гореть и склонить;

    Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

    Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

    Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

    Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

    Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

    Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

    о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.

    Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

    кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

    -мер- – мира-: умереть – умирать

    -пер- – -пира-: запереть – запирать

    -тер- – -тира-: утереть – утирать

    -блест- – -блиста-: блестеть – блистать

    -стел- – -стила-: стелить – застилать

    -жег- – -жига-: зажег – зажигать

    Исключения: сочетать, сочетание.

    В сочетаниях букв -има-, -ина-
    пишется -и-:
    снимать (снять), пожинать (пожать)

    Написание гласной в корне зависит от значения слова

    -равн- – пишется в словах, означающих равенство:

    -ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

    Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

    уровень (отметка, равная какому-то значению),

    -мак- – погружение в жидкость:

    -скак- – много раз или долго:

    -скоч- – один раз или быстро:

    Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-,скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

    Новый материал объединен в таблице.

    (На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

    III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

    Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

    1) В слове поставьте ударение;

    3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

    4) подчеркните гласную в корне.

    Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

    Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

    Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

    Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

    Вариант II: осложненное списывание

    Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

    Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

    Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

    Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

    Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

    Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

    Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

    Читайте также:  У ребенка жидкий кал 3 дня что может быть

    Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

    от наличия/отсутствия ударения

    от суффикса -а- после корня

    Ср_внить

    Заг_р Р_внина Прод_раться Ср_внять Р_стительность Непром_каемый З_ря Обм_кнуть Прик_сновение Зап_реть Заг_релый Бл_стеть Отр_сль Подл_жить Выр_щенный Р_сток К_сание

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

    1. В каком слове пишется буква а?

    в) приг_реть;

    2. В каком слове пишется буква о?

    3. В каких словах пишется буква о?

    4. В каких словах пишется буква а?

    5. В каких словах пишется буква о?

    д) м_кать вареник в сметану.

    6. В каких словах пишется буква а?

    7. В каких словах пишется буква а?

    8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

    а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

    б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

    в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

    г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

    д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

    9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

    а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

    б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

    в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

    г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

    10. В каких словах пишется буква е?

    Вариант II (для старшеклассников)

    1. В каких словах пишется буква а?

    2. В каких словах пишется буква о?

    3. В каких словах пишется буква а?

    4. В каких словах пишется буква о?

    5. В каком слове пишется буква е?

    а) Соб_раться (в экспедицию);

    6. В каком слове пишется буква е?

    7. В каких словах пишется буква о?

    8. В каких словах пишется буква и?

    а) Прод_рется (сквозь заросли);

    г) (устойчивое) словосоч_тание;

    9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

    а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

    б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

    в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

    г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

    д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

    10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

    а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

    б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

    в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

    г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

    д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

    11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

    а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

    б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

    в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

    г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

    д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

    источник

    Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

    В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

    • заб е ру — заб и рать;
    • раст е реть в поро­шок — раст и раю ладо­ни;
    • отп е реть дверь — зап и рать на ключ.

    Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

    Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

    • зам и р а ть от испу­га — зам е р;
    • прид и р а ться — прид е русь.

    Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

    Соб ира ть, ст ира ть, зад ир а —
    Повнимательней гля­ди!
    Если в сло­ве имя Ира ,
    Значит, в корне бук­ва «и» .
    Если после кор­ня «а» ,
    В корне будет «и» все­гда.
    Вот при­мер, запо­ми­най:
    — Ноги вытер? — выт и р а й!

    • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать тра­вы;
    • забе­решь с собой — заби­рать вече­ром;
    • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немно­го;
    • набе­рем воды — наби­рай­те яблок;
    • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом;
    • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю каме­шек;
    • пол­ная нераз­бе­ри­ха;
    • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца;
    • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом;
    • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но;
    • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну;
    • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры;
    • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя;
    • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас;
    • замер­ло серд­це — зами­раю на месте;
    • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют кор­ни;
    • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надеж­да;
    • замер­ший — зами­рать;
    • отпе­реть дом — отпи­рать калит­ку;
    • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся все­гда;
    • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов;
    • запер надол­го — запи­ра­ем дверь;
    • сидеть вза­пер­ти;
    • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом;
    • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь нога­ми;
    • выпе­реть — выпи­рать ото­всю­ду;
    • сте­реть тряп­кой — сти­рать посто­ян­но;
    • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регу­ляр­но;
    • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступ­ке;
    • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малы­ша;
    • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до голо­вы;
    • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью;
    • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посу­ду;
    • вте­реть крем — вти­рать очки;

    6. блест-/блист-

    • бле­стеть на солн­це — бли­стать крас­но­ре­чи­ем;
    • бли­ста­тель­ный ответ;
    • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни;
    • отбли­стать — отблес­ки мол­ний;
    • про­блес­ки зари;
    • бле­стя­щие спо­соб­но­сти;
    • бли­ста­ю­щий изда­ле­ка;
    • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь;
    • пере­жёг про­вод — пере­жи­гать;
    • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи;
    • зажег свеч­ку — зажи­гать топ­ку;
    • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь;
    • обжёг палец — обжи­га­ет край лен­ты;
    • зажи­гал­ка;
    • при­жёг — при­жи­га­ние;
    • под­жег — под­жи­га­тель;

    8. стел-/стил-

    • сте­лить постель;
    • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать;
    • посте­лить про­сты­ню;
    • насте­лить пол — насти­лать дос­ки;
    • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром;
    • пере­сте­лить — пере­сти­лать;
    • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено;
    • счет — счи­тать до деся­ти;
    • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец;
    • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немно­го;
    • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из дру­го­го;
    • выче­ты из зар­пла­ты;
    • выпол­нить вычи­та­ние;
    • зачесть — полу­чить зачёт;
    • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

    источник

    1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

    Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Гласные Примеры
    О – е В о зить – в е зти, н о сить – н е сти, п о ю – п е ть.
    О – а Бр о сить – забр а сывать, зак о нчить – зак а нчивать.
    О – ы, е – и В о й – в ы ть, ш е й – ш и ть.
    О – е – и Сб о р – соб е ру – соб и рать.
    О – ы – у С о хнуть – заc ы хать – с у хой.
    О/е – «ноль» звука (беглые гласные) Р о т – рта, д е нь – дня.
    И – ы И скусный – без ы скусный.
    Согласные Примеры
    К – ч Ру к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек.
    Х – ш Су х ой – су ш ить.
    Г – ж – з Дру г – дру ж ить – дру з ья.
    Д – ж – жд Во д ить – во ж у – во жд ение.
    Т – ч – щ Све т – све ч а – осве щ ение.
    Ст – щ Пё ст рый – испе щ рить.
    Д/т – с Ве д у – ве с ти, ме т у – ме с ти.
    Б – бл Лю б ить – лю бл ю.
    П – пл Ку п ить – ку пл ю.
    В – вл Ло в ить – ло вл ю.
    Ф – фл Гра ф ить – гра фл ю.
    М – мл Кор м ить – кор мл ю.

    Чередование сочетаний звуков

    Сочетания Примеры
    А/я – им – ин – м/н Ж а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у.
    Ова/ева – уj К ова ть – к у [ j ]ю, ж ева ть – ж у [ j ]ю.

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол , лев , стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

    источник