Меню Рубрики

Что нашли в чуфут кале

Чуфут-Кале – один из древнейших городов, который привлекает своей самобытностью и уникальностью тысячи туристов. Пещерный город Чуфут кале простирается на территории Республики Крым в Бахчисарайском районе. Поселение было основано на высоком обрывистом горном отроге, окруженном тремя долинами. Следует отметить, что официально утвержденного города, который изображен на карте под названием Чуфут-Кале, фактически нет. На карте вы не сможете найти точку с таким названием. Добраться до него можно только узнав расположение района, в котором он располагается. Чтобы не заблудиться по дороге в этот древний городок, начиная с Бахчисарайского района были установлены специальные знаки и разметки.

Доехать до этого исторического центра Крымского полуострова можно на общественном транспорте, сойдя на ост. «Староселье» и проследовав с Бахчисарайского района, опираясь на указатели, до крепости. Второй вариант – отправиться в Пещерный город вместе с экскурсионной группой.

В настоящее время нет единого мнения относительно основания города Чуфут-Кале. В рамках одной из гипотез, Пещерный город был основан сарматами и аланами примерно в 4-5 веках нашей эры. Некоторые ученые полагают, что древнее поселение и крепость были созданы в 550 годах в период правления императора Византии Юстиниана.

Первые упоминания о великом сооружении отражены в трактате «О постройках», который был обнаружен в ходе археологического исследования. Люди создали прекрасный центр для жизни, который в защитных целях обнесли огромными стенами и сооружениями. За время своего существования крепость сменила немало «хозяев» и постоянно подвергалась нападению. Например, в XI веке она была захвачена половцами, а в 1299 году – войсками эмира Ногая, которые изгнали ее основателей. Вместе с хозяевами менялось и название древнего города: Чуфут-Кале назывался и Нурк-Ером, и Кырк-Ором. Развиваться древний город Чуфут кале начал только в XV веке, когда был признан столицей Крымского ханства. Именно в этом месте расположилась резиденция Хана Хаджи-Гирея, построен царский дворец, медресе, мечеть.

Через 2 столетия Кырк-Ор лишился звания столицы. Крепость была отдана караимам, сменив название на Кале. Новые владельцы сумели значительно расширить свои владения и присвоить окончательное на именование — Чуфут-Кале. Пещерный город был защищен горами, а также дополнительными сооружениями, которые были способны выдержать натиск врага. В частности, люди создали здесь дополнительные преграды для стенобитных орудий, пешеходные мостики.

На фоне военных действия большая часть города пострадала, местные жители были вынуждены покинуть свои цитадели. К концу XIX века город полностью опустел.

Следует отметить, что Чуфут-Кале изначально создавался в оборонительных целях. Помимо гор и высоких стен, люди создали несколько ловушек. В частности, дорога к Пещерному городу проходит через Успенский монастырь, где располагается центр питьевой воды. Затем необходимо пройти по балке Мариям-Дере, мимо кладбища к малым воротам. Ворота можно увидеть, только подойдя к ним. На самом деле это было самой настоящей ловушкой для врага. Более того, дорога была настолько крута и открыта в горах, что враги фактически находились как на ладони у жителей древнего города. Даже если кому-то удавалось пробраться по дороге к крепости, то его ожидал новый сюрприз: добраться до крепости можно было по узкому коридору, специально выбитому в скале, где их уже поджидали хозяева.

Пещерный город чарует своими необычными постройками и красотой. В южной части этого исторического центра можно увидеть комплекс древних пещер, которые служили оборонной основой. В центре сохранились сооружения, связанные каменной лестницей, которая вырублена прямо в скале. Ученые предполагали, что эти сооружения служили специальными помещениями для проведения наказаний (тюрьмы).

Неподалеку от пещер можно посетить сохранившийся с XVII века мавзолей Джанике Ханым. Неподалеку от этого сооружения располагаются караимские кенассы – небольшие прямоугольные постройки с открытыми террасами, огромными колоннами и арками. Именно здесь вершились судьбы поселений, принимались важные решения в ходе заседаний со старейшинами.

Не менее интересным станет путешествие к нависающему над обрывом дому, где жил самый последний житель Чуфут-Кале — А.С. Фиркович, который покинул город в 1874 году.

Туристы часто посещают Свято-Успенский монастырь, где можно приложиться к иконе Святой Богородицы, помолиться. Центром туристического путешествия является дворец в Бахчисарае, где можно познакомиться с бытом хана: увидеть древнюю посуду, интерьер, оружие, посетить музей. Туристы могут погулять по извилистым улочкам Чуфут-Кале, познакомиться с местными историческими и археологическими достопримечательностями. Путешествие в Пещерный город станет самым увлекательным мероприятием, как для взрослых, так и для детей. Остановиться на ночлег можно у местных жителей Бахчисарая, которые с радостью сдадут Вам комнату или домик. Либо можно снять номер в гостинице в ближайшем городе. Подробнее о других интересных местах России можно почитать на нашем сайте в разделе Путеводитель.

источник

Г ородище Чуфут-кале находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 м над уровнем моря. С трех сторон — северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 м, обрывами, и только с четвертой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ. Общая площадь поселения — 46 га. Территория городища разделяется на три части: с запада на восток — мыс Бурунчак (мысок) (36 га)— незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.

К началу XX века практически все знания о Чуфут-Кале представляли собой сведения, оставленные исследователями и путешественниками, посетившими городище, а также некоторые заметки в общих работах по истории Крыма. Одним из таких ранних источников является сочинение Гильома де Рубрука, в котором сказано:

… между Керсоной и Солдайей существует сорок замков.

Ф. К. Брун еще в XIX в., ссылаясь на Рубрука, предположил, что «под этими “quadragintacastella” скрывается тогдашнее название города Кырк-Ера, означающее «сорок мест». Арабский историк XIV в. Абу-ль-Фида сообщает, что в одном дне пути от моря существует укрепленный замок на горе, где в минуту опасности скрывается местное население. Название замка — Керкер или Керкри, что в переводе с турецкого значит «сорок человек». В XV в. венецианский купец Иософат Барбаро писал о двух поселениях, обнесенных стенами, но не считающимися крепостями. Одно из них Солхат, другое — «Керкиарде», что на их (татарском) наречии означает «сорок селений». Посол Венецианской республики Амвросий Контарини, направляясь в 1474 г. в Персию, путешествовал в компании с литовским послом, который должен был явиться «к Хану, находившемуся тогда в крепости Керкер (Chercher)».

Большинство европейских путешественников XVII – XIX вв. при описании Бахчисарая чаще всего говорили о Чуфут-Кале, как месте обитания караимов. Монах Эммидио Дортелли д’Асколи, возглавлявший доминиканскую миссию в Каффе в 1624–1634 гг., составил известное «Описание Черного моря и Татарии». Он в течение десяти лет собирал различные сведения о близлежащих землях, владея распространенными среди местного населения языками, — турецким и татарским, а также греческим и армянским. Чуфут-Кале им назван «Топра-кала», что значит «земляная крепость». О крепости им сказано мало: «крепость населена евреями, которые возвращаются туда для ночевки, главное ее достоинство не в фортификационных сооружениях, а в местоположении». Намеки на земляные укрепления (возможно, насыпь или укрепленные землей и камнями стены) присутствуют в трактате «Deduabus Sarmatiis» польского историка и географа начала XVI в. Матвея Меховского, где описан «Таврический остров»:
«Другой город, менее значительный, Киркея, в котором находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы»

Сведения иностранцев отличаются по своей точности, достоверности и стилю составления. Эти произведения во многом несут отпечаток субъективности и образованности их авторов. Тем не менее, они представляют нам первый важный этап знакомства европейцев с памятником и в целом историей Крыма. В отличие от российских путешественников, иностранцы даже в XVII – XIX вв. видели в Таврике «далекую восточную страну». Чуфут-Кале со своим караимским населением, необычным как в религиозном, так и бытовом плане, привлекал больше внимание как местообитание этого затерянного народа, чем древнее укрепленное городище. Отсюда скудость информации об устройстве его фортификационных сооружений и редкость детальных описаний отдельно взятых объектов.

С XVII в. появляются более подробные описания памятника, что связано с дипломатической активностью Крымского ханства и возрос- шим интересом к нему представителей других государств. Ярким примером этого служат сведения, оставленные турецким путешественником Эвлией Челеби, который побывал в Крыму в 1666 г. В десятитомной «Книге Путешествий» («Сейяхатнаме»), по большей части, содержатся записи собственных наблюдений, но также вставки из других. В своем описании Чуфут-Кале Челеби приводит известные ему названия крепости — «Бутмай» и «Гевхер-керман». По его словам, после захвата Менгли Гиреем крепость была хорошо устроена, в ней находился отборный гарнизон. При описании Восточной оборонительной стены и рва крепости Челеби говорит, что этот оборонительный комплекс был сооружен во «времена неверных». Внутри крепости Эвлия Челеби видел «однослойную стену» с тремя башнями, очевидно, Среднюю оборонительную стену, явно уже не имеющую никакого оборонительного значения, и 1530 иудейских домов с красной черепицей, причем 200 из них находились между двумя стенами. Упомянуты также «маленькие железные ворота». Челеби замечает, что в крепости много оружия, но отсутствует огнестрельное оружие. Как средство для обороны крепости названы кучи каменных глыб для сбрасывания вниз.

По словам путешественника, население Чуфут-Кале, включая все должностные лица, было полностью иудейским. Этот факт, как и отсутствие татарских воинов и артиллерии, свидетельствуют о постепенной утрате Кырк-Ором своего военного значения в период Крымского ханства. После того, как мусульмане покинули город, мечеть закрывается и единственным действующим сооружением времени ханской администрации остается тюрьма , высоко оцененная путешественником. По его словам, «Гевхер-кермен» превратился в жилой и частично складской комплекс, который изредка использовался в качестве апартаментов для иностранных послов. Богатые иудеи-купцы, видимо, проживали в ухоженных домах, а в прилегающих пещерах ютилась иудейская беднота.

Крым, как новое территориальное приобретение Российской империи, стал притягивать к себе с начала XIX в. множество посетителей, в том числе из образованной среды. Интерес многих был направлен на побережье полуострова, богатое памятниками античности. Однако окрестности Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, и, соответственно, Чуфут-Кале, не могли остаться без их внимания. П. И. Сумароков, дважды посетивший городище, передал свои впечатления от стоящего на скалах «Джуфут-Кале». Им указано количество существующих на тот момент (1799 г.) жилых домов — 227. Следует отметить книгу академика П. И. Кеппена, который, по поручению графа А. С. Воронцова, в 1833 г. объехал горную часть Крымского полуострова и собрал сведения о его различных «древностях». Он не оставил «классического» описания Чуфут-Кале, но собрал воедино сведения различных авторов о нем.

Становление российской администрации в Тавриде дало толчок для начала крымоведческих публикаций, которые постепенно заполняют пробелы в общих знаниях об истории полуострова. К середине XIX в. Чуфут-Кале начинает фигурировать в работах местных крымоведов. В публикациях этого времени содержатся некоторые полезные сведения, в том числе о состоянии застройки и системе водоснабжения городища. Некоторые авторы, оставляя описание городакрепости, приводили различные версии о времени его появления. Ф. Л. Ливанов, посвятивший Чуфут-Кале книгу, написал, что массовый исход караимов в Бахчисарай начался в 1846 г. Автор отмечает, что в крепости живет всего 5 семей караимов. Он побывал в пустующих домах, где заметил тандыр в середине одной из комнат. Помимо выпечки, тандыры использовались и для обогрева в зимний период. В целом, большая часть сочинения касается караимов — их истории, религии и обычаев. Историю крепости Ф. Л. Ливанов связывает с караимами, предполагая, что еще в I в. н. э. ими было основано поселение,

Крымский краевед В. Х. Кондараки предположил, что крепость была основана скифским царем Скилуром, а позже перешла под влияние хазар. Караимы, по его мнению, полностью заселили крепость в момент переноса столицы в Бахчисарай. Он писал об одной семье, проживающей в крепости и приглядывающей за памятниками городища, среди которых отмечен подземный ход у малых ворот, ведущий к источнику. В книге А. Уманца «Исторические рассказы о Крыме» высказывается мнение, что крепость была основана готами, а караимы обитали здесь ранее, проживая в пещерах. В описании Чуфут-Кале, составленном по материалам М. А. Сосногоровой, сказано, что оставшиеся 200–300 домов начинают разрушаться. Вероятно, это было подмечено в 1830 г., когда издательница «Путеводителя по Крыму» совершала поездки по различным местам полуострова. В «Очерках Крыма» и статье «Пещерные города: путевые впечатления» Е. Л. Маркова содержатся описания памятников крымского средневековья, в том числе наиболее крупных из них — Мангупа и Чуфут-Кале.

К концу XIX в. в изучении городища начинается новый этап, главной особенностью которого становится появление материалов научного обследования памятника, подкрепленных информацией из письменных источников, известных на тот момент. Крепость несколько раз посещал А. Л. Бертье-Делагард. Он ввел в научный оборот деление Чуфут-Кале на «Старый» и «Новый» города и составил первый графический план плато. А. Л. Бертье-Делагард пишет о лапидарной находке — половине креста, вырубленного на одной из плит оборонительной стены у ворот Орта-Капу. К сожалению, данная находка в дальнейшем была утеряна, но этот случай фиксации следов христианства на плато дал возможность исследователям говорить о существовании здесь в древности христианского комплекса. Помимо исторической справки исследователь оставил ценные описания, которые в будущем будут использованы практически во всех работах, касающихся Чуфут-Кале. На вторую половину XIX в. приходятся и первые археологические раскопки Чуфут-Кале, предпринятые А. С. Уваровым в 1853 г., и эпиграфические исследования на территории городища. Последние связаны с деятельностью А. С. Фирковича, который посвятил изучению надписей на надгробных плитах караимского кладбища (Иосафатова долина) долгий период времени

В первой четверти XX в. исследования Чуфут-Кале проходят в контексте изучения крымскотатарских древностей, их фиксации и учета. Для осмотра и оценки состояния татарских памятников на Чуфут-Кале был отправлен востоковед и эпиграфист О. Акчокраклы. Им была произведена фотосъемка и сделаны замечания касательно сохранности памятников. В результате проведенных работ был дополнен план городища, нанесены новые объекты исследования, а также исправлены существующие на плане неточности. Среди отмеченных О Акчокраклы памятников упоминаются развалины дома караимского ученого Соломона Бейма, привозная площадь за Восточными воротами, остатки мельницы, небольшая площадь для молотьбы хлеба, квартал «Бэшев», «Куллюк» — место городской свалки.

В 1940 г., в ходе Крымской экспедиции ИИМК, был раскопан дромос погребения под усыпальницей дюрбе, произведен осмотр пещерных сооружений на плато. В послевоенные годы характер археологических исследований изменяется. Теперь они концентрируются вокруг изучения этнокультурных процессов, протекавших в эпоху раннего средневековья в Крыму. Наиболее ценные материалы для таких исследований предоставляли раскопки могильников. В связи с этим в период с 1946 по 1961 гг. проводятся раскопки некрополя в балке Марьям-Дере. Работы 1946–1947 гг. под руководством П. П. Бабенчикова носили разведывательный характер. Задачи, поставленные перед исследователями, заключались в следующем: наметить границы некрополя и выявить его древнейшую часть. Найденные погребения оказались полностью ограбленными, но отдельные находки позволили связать могильник с аланами, по аналогии с материалами Эски-Керменского могильника. В 1950-60-е гг. исследования этнической истории носили идеологический отпечаток, в этой связи прочие компоненты, в основном готские, в отчктах игнорировались.

Читайте также:  В конце кала сгусток крови

Более углубленные раскопки на могильнике продолжились в 1948 г. под руководством Е. В. Веймарна. Найдены несколько различных типов надгробий, одно из которых предположительно имело изображение креста. После непродолжительно перерыва В. В. Кропоткин в начале 50-х гг. ХХ в. возобновил раскопки в балке Марьям-дере, задачи которых заключались в изучении топографии и границ могильника, а также уточнении его этнической принадлежности и датировки . Согласно предварительным выводам, подбойные могилы связывались с аланами, склепы же принадлежали более раннему населению. Кроме погребений, на территории могильника расчищен водосток более позднего времени. Важной оказалась находка византийского равноконечного креста в круге, выбитого на стене склепа. В ходе работ 1958 г. установлено, что христианские погребения VI в. встречаются не только в нижней части склона, но и выше Старой дороги, ведущей в крепость. Здесь обнаружены отдельные камни и черепица от неизвестного средневекового здания. Обломки черепицы датированы X – XII вв. Раннесредневековые материалы, полученные в ходе систематических раскопок могильника, дали возможность к изучению древнего периода в истории Чуфут-Кале. По поводу принадлежности данного некрополя к вероятному раннесредневековому поселению высказывались сомнения Е. В. Веймарном. Более древняя часть захоронений концентрировалась в восточной части могильника, ближе к дороге на плато. Статистический анализ археологического материала, позволил датировать могильник второй половиной V – началом IX вв. (Кропоткин) либо VI – X вв. (Герцен, Могаричев)

С 1969–1976 гг. на городище проводились эпизодические работы под руководством М. Я. Чорефа. Раскопки 1971 г. были посвящены пещерному комплексу в районе Малых ворот. В целом из-за неблагоприятных климатических условий работы 1971 г. носили непродолжительный характер. Основной целью раскопок следующего, 1973, года было изучение культурных напластований на мысе Бурунчак. Основная часть работ производилась близ водоема, вырубленного в скале. Кроме этого исследовались отдельные пещеры на плато и проводился сбор подъемного материала. В 1974 г. исследовались пещерные комплексы в верхней кромке обрывов плато и прилегающие к ним боевые площадки в балке Пенджере-Исар. Продолжались разведки на мысе Бурунчак. В 1975 г. проводилась очистка некоторых пещерных комплексов от мусора на юго-западных обрывах плато Чуфут-Кале. Обнаружены винаградодавильня в балке Пенджере-Исар и несколько хозяйственных пещер на ее склоне. Виноградодавильня представляет собой вырубленное в скале прямоугольное сооружение размерами 2,0 х 1,5 м и глубиной 18–20 см, окруженное водоотводными желобами. Выводы, сделанные на основе полученных материалов, свидетельствовали о том, что на участке возле Малых ворот находился христианский культовый комплекс. Часть нижних пещер начала наполняться мусором и натечной землей с начала XVIII в., позднее здесь пребывал караул. Найденные фрагменты позднеантичной и раннесредневековой керамики, монета императора Юстиниана I (527–565) подтверждали предположение о существовании на Чуфут-Кале раннесредневекового поселения.

В 1983 г. совместной археологической экспедицией Симферопольского Государственного университета им. М. В. Фрунзе (А. Г. Герцен) и Бахчисарайского музея (В. М. Хоменко) проводились исследования непосредственно территории Чуфут-Кале. Помимо фиксации отдельных пещерных сооружений основное внимание было сосредоточено на изучении оборонительных сооружений возле так называемой «Малой Кенассы». Археологические исследования на городище Чуфут-Кале возобновились в 1987 г. под руководством А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева. Раскопки были сосредоточены в районе Восточной оборонительной стены, на участке к северу от ворот Биюк-Капу, где сохранились остатки средневековых бань. В 1988 г. продолжались исследования археологических объектов в районе ворот и башни Биюк-Капу.

Летом 1978 и 1979 гг. на караимском кладбище в Иософатовой долине Институтом востоковедения АН СССР были предприняты эпиграфические исследования. Работы экспедиции ограничились лишь теми надгробиями, которые находились на поверхности или были скрыты тонкие слоем листьев и дерна. Выяснилось, что все изученные объекты (300 единиц), датируются в промежутке XV в. – 1951 г. В их эпитафиях содержались библейские, турецкие и татарские имена. В надписях в основном соблюдались лексические нормы древнееврейского языка. Участок исследований представлял раскоп площадью 80 м², заложенный у тыльной стороны северной части стены и еще два небольших раскопа у южной куртины. В пределах первого раскопа были открыты средневековая усадьба и баня, функционировавшие до начала работ по возведению стены.

В 1991 г. экспедицией под руководством А. О. Добролюбского была исследована позднесредневековая караимская усадьба напротив кенасс. Вскрыт фундамент и площадка вокруг погибшего при пожаре дома. Материал из раскопа датирован XVI – XVIII вв. Кроме этого зачищена кладка стены у водосборника, где обнаружен фрагмент надгробия. В августе 1998 года исследователями был заложен раскоп в 150 м к западу от Южных ворот городища и в 35 м к югу от укрепления Пенджере-Исар. В ходе работ найдено устье колодца. В период с 1998 по 2001 гг. пройдено вглубь более чем на 30 метров. При раскопках колодца найден боковой проход, за которым обнаружилась 108-метровая галерея высотой в человеческий рост и шириной до 2,5 м, а также каменная лестница, ведущая одним концов к поверхности, другим к каменному резервуару. После расчистки нижней части системы от ила и грунта, ее общая глубина составила 45 м. В ходе раскопок найдены редкие обломки керамики и железных предметов (замки цилиндрической формы, гвозди). Раскопки продолжались в 2002 г. Общий объем подземного комплекса составил около 900 куб. м. Археологический материал, найденный при исследовании гидротехнического сооружения, можно условно разделить на три периода. Первый — вторая половина VIII – первая половина X вв., второй — XIV – XV вв., третий — XVII – XVIII вв.

В этом же году, рядом с раскопом, обнаружен красноглиняный сосуд с монетным кладом. Клад состоял из 4256 серебряных, 1 медной и 30 золотых монет XIV – XV вв. В 2003–2004 гг. проводились работы под руководством В. И. Баранова, которые пока что, остаются, последними археологическим исследованиями на плато. Проведенные в 2012 г. разведки в 5-километровой зоне вокруг плато, позволили дополнить представление об округе Чуфут-Кале в докрепостной период. Большинство из найденных поселений принадлежат позднеантичному времени, которые прекращают свое существование к III – IV вв. па, были отдельные фрагменты керамики второй половиной XIV – XV вв.

Чуфут-кале — было хорошо укрепленной крепостью. Главным ее защитным сооружением (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена — самый древний архитектурный памятник городища.Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности. Стена состоит из двух куртин по 60 м длиной. Северная проходит по ровной местности, а южная — по склону. В месте стыка куртин расположен воротный проезд шириной 3,6 м. С севера ворота прикрывались выступом стены, шириной 3,6 м. У северной оконечности стены у края скалы была сделана вылазная калитка, прикрытая от взоров неприятеля, штурмующего ворота. Первоначально стена состояла из двух панцирей известняковых блоков и забутовкой между ними. Ее толщина составляла 4,5—5 м, высота — 7—8 м. Отсутствие фланговой защиты для северной куртины возмещалось проходящим параллельно с ней на расстоянии 10,5м рвом, вырубленным в скале, шириной 4 м, глубиной 2 м. До края обрыва он не доходил 7 м. Здесь параллельно главному рву были вырублены еще два небольших.

Восточная оборонительная стена длиной 128 м состоит из трех куртин и трех башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использованного материала. Между средней и северной куртинами высится прямоугольная башня с открытой тыльной стороной (горжой). В верхней части ее лицевой стены можно видеть круглую пушечную бойницу. Другая башня — Биюк-капу (Большие ворота) — разделяет центральную и южную куртины. Башня прямоугольная, размерами 5×6,5м, ее высота—с напольной стороны—9,3 м, ширина воротного проема 3,5 м, а длина 4,8 м. Ворота, ставшие главными в Чуфут-кале, двустворчатые, оббиты снаружи полосами кованого железа. Над ними вмурована прямоугольная плита из проконесского мрамора, на которой вырезаны два знака: «сердце и вилы».

Естественно, что, воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о ее водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы. Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджаре-исар. Это Тик-кую. К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений.

На протяжении столетий Чуфут-кале владели христиане, затем мусульмане и в конце иудеи. Но если культовые сооружения двух последних конфессий мы знаем, то с христианскими памятниками ситуация более сложная. Построив такую мощную крепость, византийцы должны были воздвигнуть там и базилику. Еще в 20 гг. XX в. Осман Акчокраклы предположил, что базилика находилась на месте мечети (о ней см. ниже), правда последующее изучение памятника опровергло эту гипотезу. Но за время археологических исследований на городище были обнаружены, архитектурные детали, которые, скорее всего, принадлежали христианскому храму. В частности, это 3 капители VI—VII вв., упоминавшаяся плита над воротами Биюк-капу, плита у входа в кенассныи дворик. Фрагменты от раннесредневековой базилики были найдены и в окрестностях городища. В контексте поиска христианских памятников обращает на себя внимание пещерный комплекс в районе Южных ворот.

Мечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Это четырехугольное здание размерами 13,8×10,65 м по наружному обводу. Толщина стен 0,65 м. Они были сложены из бута с использованием тесаного камня. Вход в здание был с западной стороны. Слева от входа находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части колоннами со сталактитовыми капителями, поддерживающими купольное перекрытие. Мечеть была построена в 1346 г. в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.

Территория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад—восток. Их условные названия (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены. Стержнем Нового города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своем засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

источник

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края — Крым может удивлять бесконечно

16.07.2018 в 01:31, просмотров: 4005

Город-крепость Чуфут-Кале остается одним из самых посещаемых пещерных городов Крыма. Его считают городом-долгожителем. Ученые сходятся в том, что почти до конца XIX века в нем кипела жизнь.

Но доподлинно известно, что и в 1941 году несколько семей оставались в городище Чуфут-Кале на вершине горы. Сохранились воспоминания свидетелей предутреннего налета немецкой авиации на Севастополь 22 июня. Они же наблюдали зарево над черноморской базой в течение еще шести месяцев. Сегодня на вершине горы живут люди. Правда, свое присутствие там они не афишируют.

И в прежние века о Чуфут-Кале ходили легенды, к нему устремлялись известные путешественники и ученые. У города было много хозяев и много имен. Удел историков — спорить о последовательности имен города. Ранее средневековье теперь уже навсегда покрыто мраком. Но и тогда город уже был известен далеко за пределами полуострова.

Приближение к тайне

Сейчас автомобильная часть прогулки от Бахчисарая к городищу заканчивается в Староселье. Здесь конечная остановка автобусов. Но и такси едва ли вас повезет дальше. Только своим ходом можно добраться до намеченной цели. На автостоянке вас ожидают местные джиперы. За условленную сумму денег они готовы вас отвезти на соседние горы для обзора Чуфут-Кале со стороны. Предложение заманчивое и реальное. Но в сам город с ними вы не попадете. Дорожные указатели произвольной формы говорят о том, что дальше «Территория Свято-Успенского мужского монастыря. Въезд запрещен». Это решение самого настоятеля монастыря. Правильное решение, если учесть желание автомобилистов подъехать к объекту как можно ближе. На узкой горной дороге машинам сложно было бы разминуться. Кратчайший путь ведет через балку Майрам-Дере мимо Успенского монастыря. В монастыре идет интенсивное строительство храмов, надворных хозяйственных построек, гостиниц. Работает технологический транспорт, тяжелая строительная техника. По левую руку можно наблюдать курятники монастыря, прохождение отары овец, стада коз. Сплошной полосой они проходят по узкой тропе под скалами крепости в пещерные загоны. Лесная дорога поднимается до границы леса и переходит на крутой склон к южным воротам в южной крепостной стене. На каждом шагу лотки торговцев сувенирами, посудой, бижутерией. Есть отдельные выкладки лечебных сборов краснокнижных растений Крыма. Картина южного склона города удивляет своей монументальностью. И с каждым шагом ощущаешь приближение к какой-то тайне веков.

Читайте также:  Что значит если в кале есть белые точки

Южные ворота называются Малыми (Кучук-Капу), поскольку восточные ворота куда больше по своим размерам. И стена, и ворота выглядят очень внушительно. Но сроки их возведения (XV-XVI вв.) наводят на мысль о декоративности архитектурного решения этой части крепости. Стена тонка и против артиллерии не способна устоять. В городе жиле мусульмане, христиане (греки и армяне), караимы. Мощенная булыжником дорога не имеет колеи перед воротами. А здесь повозки и не могли бы подняться. Круто. А вот для пешего путника обшитые железными коваными полосами дубовые ворота готовили сюрприз. За воротами был построен каменный мешок, в котором любой непрошеный гость попадал в засаду. Для сегодняшнего туриста такой засадой является кассир, собирающий деньги за проход на территорию городища. Это без экскурсионного обслуживания, без гида-проводника. Платим деньги и проходим по деревянному настилу к первой череде пещер. Здесь находилась охрана города. И все пещеры целенаправленно были подготовлены к отражению нашествия противника. В пещерах огромное количество проушин для привязи животных, кормушки, каменные скамьи-лежаки. В стенах много гнезд под деревянные конструкции. В оконных и дверных проемах ранее были поворотные деревянные створки. Между соседними пещерами есть окна-ходы для человека, лестничные марши с этажа на этаж. Лабиринты ходов не дают ответа на вопрос о предназначении каждой пещеры.

Городское пространство

Улица древнего города с монолитной дорогой ведет нас к караимским храмам, кенасам. Ученые спорят о двух версиях появления в Крыму караимов. По одной из них, они пришли вместе с татарами в XIII веке, по второй — были более ранними обитателями Крыма и тюркский язык восприняли от окруживших их тюркоязычных племен уже позже. Религия караимов — ветвь иудаизма, чтущая Тору, но не признающая Талмуд. Здания кенас сохранились в хорошем состоянии. На веранде есть мраморная доска с памятной надписью о посещении кенасы императором Александром в 1886 году. Стены двориков кенас выложены разновеликими камнями, что может говорить об их далеко не единовременной постройке и об использовании камней, оставшихся после разборки других строений. Крыши крыты красной черепицей. Убранства в помещениях сейчас нет. Хотя двери плотно закрыты.

Дюрбе, или мавзолей Джанике-ханым, стал своеобразной визитной карточкой Чуфут-Кале. Дочь Тохтамыша, внучка хана Хаджи-бека правила городом до 1437 года. Мавзолей несколько раз перестраивался и внешний вид свой явно изменил. Рядом с мавзолеем расположена средняя оборонительная стена с огромными воротами под арочным сводом (Орта-Капу). Эта стена относится к десятому веку, но ученые склонны считать ее результатом перестройки ранней фортификации. Стена сложена из огромных тесаных квадр и забутована диким камнем на растворе.

Город разрастался. За Средней стеной вырос новый поселок. Вот этот Новый город должна была защитить Восточная стена на горном плато. После ее строительства необходимость в воротах Средней стены отпала. Исчезли и сами ворота. Караимы плотно застроили Новый город после того, как татары в 1510 году покинули Чуфут-Кале и перебрались в Бахчисарай. Башни восточной оборонительной стены, по мнению ученых, являются более декоративными, нежели фортификационными, боевыми. Через ворота в город ведет монолитная скальная дорога с глубокой колеей. В некоторых местах колея имеет глубину более 50 сантиметров. Все улицы города имели ливневку и канализацию. На Средней улице есть колодец с корытом для водопоя скота и пещера-резервуар, для накопления дождевой воды. Правда, теперь это имитация, железобетонная бутафория древних сооружений. Сама восточная стена построена во второй половине 16 века, а южная башня ее — новодел конца 19 века. Есть мнение, что башня должна была напомнить абрис Иосафатовой долины вблизи Иерусалима, родины Ветхого Завета. Балка Майрам-Дере, по которой мы начинали подъем к городу, в своем верховье переходит в балку, именуемую Иосафатовой долиной. В ней расположено древнейшее караимское кладбище. Там можно встретить памятники караимам, умершим и похороненным уже в 21 веке в дальних землях. Но камень с их именем стоит на земле предков.

Прозорливость зодчих

Многообразен мир пещер Чуфут-Кале. Археологи насчитывают около 150 пещер, из которых жилыми можно было считать 60, хозяйственными — 50. Осмотреть их за один день не реально. Отправляясь в путь, нужно заранее изучить расположение пещерных сооружений и их назначение. Только тогда вы сможете почерпнуть какую-то новую визуальную информацию. Поражает не только многообразие пещер, но и архитектурные решения. Нужно помнить, что почти всё население города проживало в каменных или деревянных домах, от которых остались на плато каменные развалы и пепелища.

У наблюдательного туриста может возникнуть вопрос: «А где пещерные храмы»? А нет таковых на Чуфут-Кале. На Бакле и Эски-Кермене есть, на Шулдане и Тепе-Кермене есть. А здесь нет только потому, что, когда монахи в пещерах УЖЕ брошенных, покинутых жителями городов обустраивали храмы, на Чуфут-Кале еще долго кипела жизнь. Не было христианских храмов на Чуфут-Кале ни пещерных, ни наземных.

За восточными воротами на горном плато есть удивительной ровности площадка. Сегодня ее принято именовать базарной площадью. Но настоящее предназначение столь обширной территории трудно назвать. Ворота закрыты организаторами экскурсий на три замка. Через щели в кованых дубовых воротах вглядываемся в заворотное пространство.

Возвращаемся на территорию, оплаченную при входе в музей. Башня восточной стены имеет оригинальную конфигурацию в плане и позволяет обстреливать вероятного противника, штурмующего ворота. За стеной множество каменных завалов. Это остатки жилых домов, древних усадеб. Угадываются улицы, переулки. Сегодня всё это заросло терном, шиповником, фисташкой, рябиной, дикой травой.

Находим улицу древнего города, на которой нет колеи. Пешеходная зона? Повозки и всадники здесь не передвигались. Только граждане ходили по своим делам. И эвакуаторов повозок не было. Распоряжения местного правителя никто не нарушал. Квитанции со штрафами почтальон не разносил по домам чуфуткалейцев. Улица будто только что из-под дорожного катка. Ни одной морщинки.

Удивляет прозорливость зодчих, рубивших пещеры. В некоторых из них уже при планировании были предусмотрены опорные столбы круглого или квадратного сечения. Пещеры вырублены с идеальной геометрической точностью. Вот только время известняк не щадит, вымывает наиболее мягкий материал со стен и колонн. В одной из пещер есть горизонтальная щель в 10 сантиметров по всему периметру выработки. Слой рыхлого известняка выветрился. Стены и своды висят в воздухе. И подпорный столб в середине рассечен надвое.

Некоторые пещеры напоминают своей конструкцией гаражи наших современников. Вроде ровный пол, коврами устлан. Под ним — доски. Под ними огромное помещение — склад, тюрьма, библиотека, лаборатория?

Уже по пути к выходу из лабиринта городища находим частично реставрированную мечеть 1346 года постройки. С научной точки зрения — очень интересная находка. Но простому туристу она ни о чем не говорит. Невозможно, с точки зрения современного горожанина, объяснить обилие тротуаров и конфигурацию улиц городища, систему канализования жилого района.

Солнце клонится к закату. На тропе к Успенскому монастырю обгоняем торговцев сувенирами. Завтра им нужно рано собирать свои коробки и сумки, первыми встречать туристов у подножья Чуфут-Кале.

источник

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале — находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

источник

Эта запись является копией статьи, опубликованной на Смородине. Так что за фотографиями туда.

«Пещерный город Чуфут-кале» – как много можно вместить в несколько слов неточностей и недоговорок. Начать с того, что он не «пещерный». Многочисленные сохранившиеся искусственные полости служили для различных хозяйственных нужд, но в качестве жилья почти не использовались. Большая же часть населения селилась в одно-, двухэтажных каменных домах.

Чуфут-Кале. Ситуационный план

Да и о «еврейской крепости» (а именно так переводится название с крымскотатарского) следует говорить с большими оговорками. С одной стороны нет полной ясности в вопросе о происхождении караимов. С другой – три последних века не отменяют долгой «докараимской» истории.

Вероятно, первыми на узкую возвышенность с отвесными краями, оканчивающуюся мысом Бурунчак, обратили внимание аланы в VI в. Первоначально как на труднодоступное естественное укрытие в случае военной опасности. Но практически неприступное с трех сторон, плато оставалось уязвимым с юго-востока — по перемычке, соединяющей его с соседней горой. И, выбрав место поуже, аланы перегородили его стеной (1).

В конструкции явно прослеживается византийское влияние, если не рука греческих специалистов. Наружный и внутренний панцири сложены из отесанных прямоугольных блоков известняка. Нижние три ряда составляют крупные камни 1 х 0,7 м. Выше стена собрана из камней поменьше – 0,65 х 0,3 и 0,55 х 0,4 м. Судя по различию кладки, верхние ряды уложены гораздо позже. Промежуток между панцирями заполнен бутовым камнем и известковым раствором. Толщина сооружения достигала 2,5 м, высота (без учета разрушенного парапета) – 5 м. Проникнуть за стену позволяли арочные ворота с дубовыми створками, позднее получившие название Орта-капу (Средние ворота) (2).

По левую сторону от ворот линия обороны делала зигзаг (эпикампий), обеспечивая фланговый обстрел подступов и предполья правого крыла укрепления. Тут стоит вспомнить об особенностях средневековых доспехов — щит в левой руке оставлял открытым для поражения правый бок, куда и могли разить нападавших защитники крепости. Таким образом, выступающий участок стены выполнял функции башни. Правая оконечность стены представляет собой прямоугольную башню, усиленную контрфорсом, гораздо боле позднюю и, скорее всего, декоративную. Впереди стены в скале высечен ров шириной до 4 м и глубиной в 2 м. На северном фланге он дополнялся еще двумя короткими рвами. Здесь же находилась калитка (3), позволявшая устраивать неожиданные вылазки.

Стена южнее ворот имеет значительный участок, отличающийся качеством кладки и цветом камня. Возможно, это результат нападения ногайского войска. А может стену разобрали на камень для жилого строительства, когда она потеряло военное значение и восстановили уже гораздо позже, как туристическую приманку.

Под защитой укреплений постепенно выросло постоянное поселение, название которого достоверно не известно. Ряд исследователей отождествляет его с городом Фуллы, но доказательства при этом приводятся исключительно умозрительные. В летописи Рукнеддина Бейбарса крепость упоминается среди городов, подвергшихся нападению орды эмира Ногая в 1299 г под именем «Кырк-ор». Другие авторы писали его несколько иначе: «Керкер», «Кэрк-эр», «Киркир». Традиционный перевод с турецкого языка «Кырк-ор» — «сорок мест» или «сорок замков», что довольно странно. А вот при переводе с иранского получиться уже «крепость для защиты тыла». Если же поискать в названии греческие корни, то можно обнаружить «огражденное место». Османский путешественник Эвлия Челеби, посетивший Крым в 1666-1667 гг., утверждал, что изначальное имя города – «Гевхер-керман» (Крепость драгоценностей).

Обстоятельства взятия города татарами до нас не дошли. Произошло это между 1334 и 1363 гг. Имеется рассказ турецкого историка Сеид Мухаммед Риза о трехдневном «концерте» ударных инструментов, устроенном татарским войском по наущению эмира Яшлау, измотавшего защитников крепости. Но правдоподобно в нем только то, что в дальнейшем Кырк-ор стал центром бейлика Яшлау.

Позиции татар в Крыму крепли, а некогда могучая Золотая Орда трещала под ударами междоусобиц. И Хаджи-Девлет-Гирай, воспользовавшись помощью великого князя Литовского Казимира и крымских беев, разгромил армию последнего ордынского хана Шейх-Ахмеда и провозгласил собственное независимое ханство («Перекопское царство», как оно названо в русских летописях). Однако, обстановка в Крыму оставалась неспокойной — продолжалась война с генуэзскими колониями и их союзниками. В связи с этим новоиспеченный хан озаботился безопасностью своей ставки и в 1449 г. перенес ее в Кырк-Ор. Город получил толчок к росту и развитию.

Широко развернулось строительство. В частности, в 1437 г., возвели мавзолей (тюрбэ)(4) для дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым. Восьмигранное в плане здание неплохо сохранилось до сих пор, но само захоронение давно разграблено. А вот от мечети (5), реконструированной в это же время, остались одни руины. Вероятно, существовали духовное училище медресе и ханский дворец. Монетный двор (6) чеканил монету с указанием названия города. Массово возводились жилые дома.

Читайте также:  У грудного ребенка кал зеленого оттенка

Рост населения потребовал увеличения территории. Татары принудительно переселили в Кырк-Ор большое количество караимов, при этом в сам город их селиться не допускали. В итоге, к востоку от оборонительной стены вырос большой посад. Отсутствие защиты которого не могло не волновать жителей. Конечно, в случае угрозы они имели возможность укрыться в крепости, но многочисленный скарб и богатые усадьбы пришлось бы бросить на произвол судьбы. К тому же, существование построек перед стеной резко снижало ее боевую ценность, и она сама уже не соответствовала современному уровню вооружения.

Стену усилили, насыпав с тыльной стороны отлогую насыпь из необработанного камня, покрытую сверху слоем глины и плитами из сланца. Общая толщина укрепления при этом достигла 10 м, но это не решало проблемы построек вблизи укрепления.

Поэтому впереди посада выстроили новое укрепление – Восточную стену (7). Есть предположение, что ее возвели караимы за свой счет. Новая линия обороны длиной 128 м построена с гораздо меньшей искусностью, зато с учетом применения огнестрельного оружия. В бруствере выполнены амбразуры для стрельбы из ружей. А возле ворот – проем для стрельбы из пушки (ныне заложен). Ворота Биюк-капу (Большие) (8) сооружены в виде прямоугольной башни 5х5,6 м высотой до 9,3 м., отодвинутой в тыл по отношению к куртинам. Вторая прямоугольная башня (9), наоборот, выдвинута вперед и обеспечивает фланкирующий обстрел средней и северной частей линии обороны. На ее боевой площадке размещалась пушка. Это сооружение является действительно ценным фортификационным объектом. Чего не скажешь о третьей башне (10) — вернее, о закругленном изгибе южного края стены ее имитирующем.

Перед стеной устроили два рва (11), по внешнему проходила проезжая дорога в долину Ашлама-дере. Другая проезжая дорога шла к караимскому кладбищу в Иосфатовой долине и далее к Хан-Сараю.

Таким образом, в Кырк-Оре возникло два города: «Старый», населенный татарами, христианами и армянами, и «Новый» — полностью караимский. Со строительством Восточной стены старую стену начали именовать «Средней». Она полностью утратила оборонительное значение и обросла жилыми пристройками.

С западной стороны город прикрывала еще одна стена (12). Гораздо более примитивная – низкая, сложенная насухо из камней разнообразной формы. Все объясняется специфичностью противника, угрожавшего спокойствию граждан со стороны мыса Бурунчак — это стада домашнего скота, пасшиеся на плато.

Городские сооружения возникали и за пределами стен. На плато строили загоны для скота и разводили огороды. Перед Восточной стеной расположился водосборный бассейн (20), а несколько западнее – мельница (21).

Укрепления возводились и на других направлениях. Края плато имели ряд провалов, угрожающих проникновением противника. Для предотвращения этой угрозы ряд из них перегородили стенами из бутового камня, известными как Кичик-исар и Биюк-исар (Малая и большая стена), Дут-исар и Пенджере-исар (Стена с окном) (13)

А вот расселину на краю города не только не заперли, но наоборот — обустроили здесь подъем и проложили к нему дорогу из долины. Правда, в силу крутизны и извилистости, она была доступна лишь пешеходам и вьючным животным. Повозки-арбы по прежнему вынуждены были передвигаться по дальней круговой дороге через восточную оконечность плато.

Для защиты нового пути возвели изящный оборонительный комплекс. Там, где дорога, преодолев относительно пологий склон, подходит к отвесной скале и делает последний крутой разворот, построили малые ворота Кичик-капу (14). Они так же называются «южными» или «тайными», так как до самого последнего момента скрыты от взора путника. На краю скалы, нависающей над дорогой, соорудили стену, бойницы которой снова же давали прекрасный фланговый обстрел. Такая же стена с бойницами имелась и по правую сторону от ворот. Более того, она продолжалась за воротами. Оставляя только узкий простреливаемый проход.

Многочисленные пещеры, расположенные вокруг Кичик-капу, — это остатки христианского монастыря (15), вытесненного татарами, и оборонительного значения не имеют. Кстати, вполне вероятно, что покинувшие Кырк-Ор монахи основали расположенный на противоположном склоне долины Успенский монастырь. Верхние пещеры «приватизировала» городская беднота. Люди же с достатком селились в каменных домах и тоже рыли пещеры, но уже с чисто хозяйственными целями.

Новые ворота открывали короткий путь в обильным родникам в долине, что весьма немаловажно. Отсутствие источников воды являлось основной проблемой всех горных крепостей. Одним из способов ее решение служило строительство водопроводов. В Кырк-ор таковой имелся, но предназначался для удаления излишков дождевой и талой воды. Дождь также бережно собирался с помощью системы желобов в цистерны и бассейны, но это не решало вопроса.

На случай осады требовался автономный источник, не зависящий от капризов погоды. Но пробивать колодец сквозь многометровую толщу скалы в надежде наткнуться на грунтовые воды – идея малоперспективная. Существовал более надежный способ. В основании обрыва нашли грот с существующим источником, соорудили колодец и бассейн для сбора конденсационной влаги. И уже к гроту пробили вертикальный тоннель с поверхности плато, через который с помощью веревки и бадьи воду поднимали наверх. Это и дало название колодцу – «Копка-кую» (ведро-колодец) (16). Вход в пещеру со стороны долины замуровали, оставив лазейку для тайного выхода из города.

Еще один колодец Тик-кую (прямой колодец)(17) находился возле Пенджере-исар. Воду из него приходилось носить по тайным наклонным тоннелям к поверхности плато и малым воротам.

А вот еще об одном «колодце» известно точно. Правда, он имел совсем иное предназначение. Двухъярусный каземат, сообщение с нижним этажом которого было возможно только через отверстие в потолке, служил тюрьмой (18).

В начале XVI в. Крымское ханство в союзе с Портой окрепло настолько, что скорее само представляло угрозу для соседей, чем могло ждать нападения на себя. Нужда прятаться на скале исчезла. И ханская ставка переезжает в Салачик, а потом и в Бахчисарай. За двором потянулись все, кроме караимов, которых в новую столицу на постоянное жительство не пустили, разрешив только заниматься торговлей и ремеслами. К середине XVII в. они оказались единоличными хозяевами города. В 1608 г. впервые крепость упоминается, как «Кале», а вскоре приобретает и современное название. Город процветал. Здесь имелась даже собственная, первая в Крыму, типография. До сих пор сохранились два молитвенных дома (кенасы) (19)

Началом конца для него стало включение Тавриды в состав Российской империи в 1783 г. Парадоксально, но причиной этого послужило благожелательное отношение новых властей к караимам. Помимо прочего им позволили селиться в Бахчисарае и приморских городах. И это привело к исходу из «Еврейской крепости». Уезжали буквально вместе с домами – разобрав их по камушку. Если к XIX в. здесь было две сотни жилых домов и 1200 жителей, то веком спустя для опустевшего города пришлось приглашать специального смотрителя. В середине XX века плато покинули последние обитатели.

А город остался… Удивительный памятник способности человека обустроить свою жизнь даже на голой скале.

PS Понимаю, что не помешали бы фотографии. Потому предлагаю посмотреть пост romanovz с большим количество снимков Чуфут-Кале.

источник

Крым – поистине легендарное место. Невозможно описать все красоты полуострова в одном повествовании. Поэтому, серия моих рассказов продолжается. Как и обещала, теперь наш путь лежит через древний город караимов Чуфут-Кале.

Дорога заняла совсем немного времени, так как расстояние от Песчаного до Бахчисарая всего лишь 30 километров, но почти все время в гору. Поэтому уши закладывает знатно. Шикарнейшие виды открываются по пути. Мы сделали множество красивых фото.

Знаменитый подземный город находится буквально в нескольких километрах от Бахчисарая, на плато высотой 560 метров, с трех сторон окруженном отвесными пятидесятиметровыми обрывами. Издали, возникает такое ощущение, что дома прилеплены прямо к скале, как ласточкины гнезда. Эту необычайную крепость создала матушка-природа, а человек лишь приложил немного усилий, дабы укрепить ее. На самом деле, город вовсе не пещерный, просто с течением времени, надземные постройки разрушились и остались в основном подземные. Из этого и сложилось мнение, что люди жили прямо в скале, но археологи развенчали этот миф. Но прозвище прижилось, и в основном так теперь и называют Чуфут-Кале.

Машину нам пришлось оставить на площадке внизу. А потом пешком подниматься в гору. Сразу предупреждаю незадачливых туристов о том, что сланцы, балетки, а тем более туфли на каблуке совершенно не подойдут при этом восхождении. Нужна удобная обувь с хорошей подошвой. Прекрасно будете чувствовать себя в кроссовках. Учитывайте, что идете не на показ мод, а в горы))).

Бахчисарайская долина была заселена очень давно. Целых пятьдесят тысяч лет назад здесь находилось становище древнего человека. Это выяснилось благодаря археологам, которые обнаружили под скалой останки ребенка. Тут жили скифы , к иммерийцы , тавры. Возникло поселение в период времени от шестого до десятого века. Некоторые ученые считают, что этот город отстроили византийцы.

В четырнадцатом веке Кыркорское княжество захватили татары. В результате набега практически все жители были уничтожены, а оставшихся продали в рабство. Довольно быстро Кырк-Орк стал большим торговым центром южного Крыма, а спустя несколько десятилетий и вовсе становится второй столицей Крымского ханства. Здесь располагались поместья самых первых крымских ханов.

После того, как Россия разгромила войска Золотой Орды, крепость потеряла свое значение. Ее стены покинули почти все мусульмане, переселившись вместе с ханом в отстроенный Бахчисарай. В крепости остались караимы, назвавшие ее «Двойная», потому что она имела две оборонительные стены. Таким образом Чуфут-Кале становится иудейской столицей, а подземные сооружения начали использовать, как тюрьму. Здесь томилось довольно много известных пленников, таких как русский воевода Шереметьев, князь Ромодановский, Василий Грязной.

С течением времени, многие крымчаки покинули плато, так как нашли более удобные места для жизни на крымском полуострове.

В период русско-турецкой войны, русские захватили Бахчисарай и крепость. Во время военных действий, Чуфут-Кале была разрушена. На сегодняшний день здесь остались руины, но сохранилось несколько зданий, которые и стали объектом посещений туристами.

Городок весьма небольшой по площади, примерно 18 гектаров. Вся остальная часть плоскости раньше была занята пастбищами. Подниматься нужно по каменной дороге, на которой по сей день сохранились довольно глубокие борозды, оставленные старинными повозками.

Буквально через сто метров справа можно увидеть монастырь, расположенный внутри скалы. Называется он Свято-Успенским. Здесь есть кельи монахов и другие помещения хозяйственного назначения. На территории также находится кладбище воинов, которые сложили свои головы в период Крымской войны.

Тропа называется «Ущелье Марии». Миновав первую часть ущелья, видишь, что дорожка становится пошире, а слева в скале видны остатки пещер, ранее обитаемых. Поднявшись наверх по тропочке, перед нами раскинулся знаменитый город.

У стены крепости находится легендарный колодец. Это стометровая ступенчатая галерея, высота которой два метра, а ширина полтора. На стенах высечены фигуры людей и план подземелья. Это невероятное гидротехническое сооружение, которым пользовались при осаде крепости. Как устроена система и ее действие, как и местонахождение были огромной тайной, которая передавалась только поверенным людям из поколения в поколение.

Как выглядит Чуфут-Кале в наше время

Перед входом мы увидели табличку. На ней нарисован план крепости. Сейчас большая часть крепости – это развалины, но есть на что обратить внимание.

Например, мавзолей дочери крымского хана Тохтамыша. Она являлась супругой золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память весьма мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея. С ее именем связано множество легенд крымско-татарского народа.

Так же можно осмотреть два караимских храма и усадьбу, в которой жил и закончил свои дни ученый Авраам Фиркович. Здесь есть выставка, посвященная культуре и жизни караимов.

Пещера-темница

Самые незабываемые впечатления оставила пещера-темница. Именно здесь провели множество лет заключения многие именитые пленники. Когда проходишь по этим полам, смотришь на цепи, вкованные в скалу, становится очень страшно и как-то зябко. Понимаешь, что здесь мучили и истязали своих узников, охранники. Сколько крови и слез было пролито на эти плиты. Но если отвлечься, то увидишь, что из этой пещеры открывается прекрасный вид, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг и на долину Ашлама-Дере.

Как рассказал гид, в этом городе поистине целебный воздух. В то время, когда в соседних городах бушевали эпидемии холеры и чумы, здесь никогда не было вспышек никаких заболеваний. Некоторые жители скрывались от напасти именно здесь.

Когда стоишь на центральной площади, то стоит закрыть глаза и прочувствовать местную атмосферу. Сразу возникает ощущение, что попал в прошлое. Слышится гомон торговцев, лязг оружия военных и шум толпы. Но все это, конечно, моя бурная фантазия. Почему-то к таким местам у меня особое отношение, такое трепетное и глубокое.

Отдельное внимание стоит уделить большой Ханской мечети и баням Сары-Гюзель. Табличка возле них гласит, что постройка возведена 1532 году. Рядом со входом в Ханский дворец вы сможете приобрести магнитики на память в стоящей рядом сувенирной лавочке.

Спускаясь по тропинке вниз, выходя из города, обязательно поверните направо. Там находится древнее кладбище и берет свое начало Иософатова долина.

Караимское кладбище

Иософатовой долиной назвали эту местность в честь долины погребений возле Иерусалима. Кладбище поросло молодыми деревцами, и лишь в отдаленном уголке, натыкаешься на очень старые, почти вековые деревья. Здесь все очень таинственно. И стоит «могильная» тишина. Здесь как-то сразу понимаешь это выражение. Ветерка практически нет, и пения птиц не слышно. Даже в дрожь бросает от легкого поскрипывания деревьев. Этому кладбищу больше тысячи лет.

Удивительно выглядят надгробия. Некоторые обычные плоские камни, некоторые выпуклые и вертикальные, а есть необычные, как домики. Каждое надгробие исчерчено древними надписями. Ходишь возле могил, и стараешься не нарушать эту тишину и даже разговаривать не хочется, или боязно. Не смогла определить точно все чувства, которые меня посетили. Несчетное количество людей здесь захоронено. И совсем не хочется потревожить упокоенные души. Долго ходить здесь не стали, ведь это отнюдь не место для развлечений.

Мы купили билеты по 500 рублей на каждого. Посетили все выставки и город. На осмотр достопримечательностей ушел практически весь день. Часы работы экскурсоводов с 9:00 до 18:00.

Посетив Чуфут-Кале, я полностью согласилась с известным выражением, которое гласит: «Не посетив Чуфут-Кале, ты никогда не познаешь Крыма». Подписываюсь под каждым словом. Вся наша компания узнала столько всего интересного, что мы очень долго обсуждали увиденное. Всем советую посетить крепость и познать дух старого Крыма. Не бойтесь посетить это место с детьми. Например, моя дочь, после увиденного, очень живо заинтересовалась археологией и историей.

На этом, прощаюсь с Вами, дорогие мои читатели. А про прекрасный и величественный Бахчисарай читайте в следующей моей статье.

источник