Меню Рубрики

Чуфут кале и кыз кермен

Редко кто из жителей Крыма и его гостей не бывал в Чуфут Кале. Особенно в летние месяцы почти непрерывной колонной движутся экскурсионные группы из Староселья в Успенский скит и на Чуфут.

Мы же с вами выберем несколько нестандартный вариант маршрута с осмотром редко посещаемого Кыз Кермена.

От автовокзала или железнодорожного вокзала Бахчисарая на городском автобусе № 2 доедем до дворца-музея.

Если вы еще здесь не были, обязательно посетите.

От дворца-музея идем по ул. Ленина на восток, вскоре у поворота направо — стрелка-указатель — турбаза «Привал». Эти указатели помогут вам попасть через 15 мин. к воротам турбазы. Не заходя на территорию, пойдем по дороге влево в юго-восточном направлении, оставляя слева небольшую балку, а справа — склоны хребта Кордон Баур.

Через 500 м, это около 5-6 мин., каменистая дорога, поворачивая сначала влево, а затем, прижимаясь к склону хребта, через можжевеловое редколесье выводит к опушке соснового леса, где вправо уходит тропка. Вдоль тропы — посадка сосны; по тропке, которая снова выводит на дорогу, поднимаемся около 10 мин. По дороге на юг через 5 мин. приходим к роднику Юсуф Чокрак. Слева виден дом лесника, справа — ферма. Мимо дома лесника дорога идет к Восточным воротам (Биюк Капу) Чу фута, мимо фермы уходит в с. Предущельное. Мы же выбираем среднюю, идущую на юг.

Через 5 мин. выходим к посадкам грецкого ореха. Слева — западный обрывистый склон г. Бешик Тау (Колыбель-гора), справа г. Казан Кая. Продолжаем движение на юг по дороге через ореховый сад. Через 10 мин. выходим на противоположную сторону орехового сада. Развилка. Вправо дорога идёт к ур. Таш Аир и пещерному монастырю Качи Кальон (около б км), прямо и вниз в с. Машино (4 км). Мы же выбираем уходящую влево (А 55°). Справа от нас верховья ущелья Кая Арасы, слева — ореховый сад, а за ним г. Бешик Тау.

Через 400 м вправо (А 90°) уходит мало заметная тропка, которая вначале ныряет (опускается) в верховья ущелья, а затем поднимается на его противоположный борт. Тропа идёт по дубовому лесу, а на противоположном склоне выводит к можжевеловому редколесью в средней части плато Кыз Кермен. До восточной кромки плато, где видны следы раскопок и охранный знак, чуть более 1 км.

Городище Кыз Кермен расположено на узком скальном мысу, с трёх сторон защищенном отвесными скалами, высотой до 50 м, и только с севера в самой узкой части защищалось каменной стеной, длиной около 150 м, следы от которой, в виде развалов камней, сохранились и поныне.

У западного края оборонительной стены видны остатки вырубленной в скалах лестницы, ведущей в ущелье Кая Арасы, вероятно, её вырубили для спуска к небольшому источнику под скалами.

Предположительно, город был основан в V веке сармато-аланами. Основанием своим, вероятнее всего, он обязан весьма выгодному географическому местоположению: отличная естественная защита, плодородные почвы в долине р. Кача, отличные выпасы на горном плато, контроль за торговым путём из Херсонеса в Лусту, который пролегал по долинам рек Кача, Марта, верховья р. Альма, пер. Кебит в Алуштинскую долину. Кроме того, в 8 км севернее проходил основной торговый путь тех времён из Причерноморских степей в Херсонес. Раскопками, проводившимися здесь, установлены следы жилых хозяйственных построек, вырубленных в скале виноградодавилен поселения VIII-IX вв. Исследовано это городище явно недостаточно, и не исключено, что новые раскопки могут дать весьма интересные материалы и, несомненно, интересные находки этого мало известного и загадочного города, с которым некоторые историки отождествляют раннесредневековые Фуллы, существовавшие где-то в этом районе.

В краеведческой литературе упорно называют Кыз Кермен пещерным городом, но пещер, ни естественных, ни искусственных, здесь нет, кроме одной небольшой крипты, вырубленной в скалах восточного обрыва.

Тропка к южным обрывам проходит почти по кромке плато над обрывами восточной стороны, откуда прекрасно видны Тепе Кермен и верховья р. Качи.

Южный обрыв вертикальной многометровой стеной обрывается к долине р. Кача. Отлично видны долина реки и её притоки, а также ближние и дальние горы. На востоке — Эклизи Бурун (А 85°), левее — посёлок Научный с куполами Крымской Астрофизической обсерватории и г. Сель Бухра, где ранее находилось укрепление Сарымамбаш Кале; немного южнее — Роман Кош (А 110°) и Демир Капу (А 120°). На седловине пер. Лаки (А 140°) виден контур развалин церкви. На юге г. Чуку (А 170°) и карабкающиеся по её склону домики с. Высокое, на юго-западе замыкает амфитеатр г. Курушлюк (А 220°), у подножия которой видно с. Баштановка (Пычки). Внизу под ногами серебристая ленточка р. Кача и с. Машино, растянувшееся вдоль дороги. Справа, за ущельем Кая Арасы, видны обрывы скального массива Качи Кальон, слева — Тепе Кермен.

«О Кыз Кермене и Тепе Кермене существует легенда. Согласно ей, Кыз Кермен был некогда укреплённым городом. Правил им князь, которому во всём помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе Кермена непрестанно чинили обиды городу, грабя торговые караваны, пытаясь подчинить себе его жителей. Чтобы восстановить мир, старейшины Кыз Кермена решили поженить дочь князя и наследника замка. Молодые согласились, но между ними возник спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако девушка была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Порешили на том, что через овраг, разделяющий Кыз Кермен и Тепе Кермен, будет сооружён мост, посередине которого и встретятся молодые. И вот в сопровождении свиты они вступили на мост, но, дойдя до его середины, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. Дружина князя зарубила её, и вновь разгорелась вражда между городом и замком. А мост развалился: огромные камни, из которых он был сложен,- как гласит легенда,- и сейчас ещё разбросаны по оврагу, разделяющему оба городища».

Легенда эта, как и многие крымские легенды, многослойна: здесь и отголоски матриархата с его более независимым положением женщины в обществе (наша героиня участвует в управлении и владеет оружием, не соглашается подчиниться власти мужа); здесь и свойственные раннему средневековью противоречия между интересами торгово-ремесленного населения города; и феодальные раздоры; здесь, возможно, и память о землетрясении и причинённых им разрушениях» (Фадеева Т. М. «Тайны горного Крыма».- Симферополь: Бизнес-Информ, 1998.- С. 195).

От южного обрыва возвращаемся обратно к раскопкам, далее вдоль восточных обрывов плато идём по тропке. Кое-где видны глубокие колеи в скальной породе — остатки древней дороги.

Через 45 мин. выходим к развилке у пер. Кермен. Неподалёку в зарослях грабинника неглубокий карстовый колодец, один из немногих на Внутренней гряде. От развилки можно пойти к Тепе Кермен по тропе (А 110-180-90-180°, 3 км) с красной маркировкой и далее в сёла Машино или Кудрине

Дорога, ведущая к западу, приведёт нас к уже знакомому источнику Юсуф Чокрак (1,5 км).

Мы же отправимся к Чу фут Кале. Дорога, ведущая на восток, идёт по лесу из дуба, грабинника и можжевельника. Через 12 мин. справа виден триангуляционный знак. Дорога поворачивает на север, затем на северо-запад и вскоре (17 мин.) приводит к Буюк Капу (Большие ворота) в восточной стене Чу фут Кале. Как правило, ворота закрыты с противоположной стороны. Поэтому по тропе, идущей вдоль стены на юг, у обрыва спускаемся к Иосафатовой долине — священному месту караев (караимов). У этого небольшого урочища есть и другое название — Балта Теймез («не коснись топор»). Связано это со священными деревьями, которыми было окружено древнее караимское кладбище в долине. Священные дубы, старые, корявые, наполовину засохшие, покрытые мхами, лишайниками, плющом, усиливают угрюмость этого места. Вокруг буйно разросся подлесок: кизил, орешник, бересклет. Всё это разрослось среди древних надгробий, местами покосившихся, местами варварски разбитых. Иосафатова долина была самым почитаемым местом захоронений караимов, куда привозили для захоронений не только из Чу фута, но иногда и из других городов, иногда даже из-за границ России.

Первые захоронения, судя по сохранившимся надписям, относятся к первой половине XIII в., хотя на этот счёт есть самые противоречивые предположения. Многие исследователи считают, что первые погребения производились намного раньше. Е. В. Марков, например, утверждает, что древнейшая из гробниц относится к I в. Всего в долине не менее 5 тыс. надгробий, многие из которых ныне скрыты землёй.

От кладбища по тропе спускаемся 4-5 мин. к поляне у древней святыни — могилы подвижника ислама Газы Мане ура. Справа, на фоне синего купола неба, на неприступных отвесных скалах, чётко видны кенассы и другие постройки поднебесного города. Передать словами это невозможно — нужно прийти и увидеть. У поляны родничок, в ущелье слева (150 м). Отсюда же идёт экскурсионная тропа на Чуфут Кале к воротам Кичи Капу, теперь их называют южными.

Крутой тропинкой выходим к подземному ходу, который обнаружен несколько лет назад. В данный момент расчистка его ещё не завершена. Перед входом в галерею в конце 2002 г. был обнаружен клад из почти 4000 византийских серебряных монет. Воспользуемся и мы этим путём.

Поднявшись к потайным южным воротам, выходим по каменистой тропе к развалинам строений и стене, отделяющей от бывшего города пустырь на мысе Бурунчак. Мы же пойдём по «кенасской улице*, идущей вправо над южным обрывом горы к караимским кенассам (молельным домам). Вдоль стены влево пройдём к краю обрыва, с которого открывается живописная панорама: вдали Чатыр Даг, Бабуган, прямо под нами долина Ашлама Дере, напротив — Беш Кош с обрывами скал Орта Кая и Бабай Таш. По северному склону много крипт — искусственных пещер: здесь и хозяйственные пещеры и зиндан — тюрьма. Чуть далее — мавзолей Джаныке (Ненекеджан) Ханум, дочери Тохтамыш хана, о которой сложены предания и легенды, рожденные народной фантазией. За мавзолеем — средняя оборонительная стена, неподалёку развалины мечети и монетного двора, мимо которых мы вернёмся к южным воротам. Чуфут Кале — поселение древнее, существующее, вероятно, с VI в., а, может, и раньше.

Эти места издревле населяли сармато-аланы. Какое название носил город в то время, мы не знаем, возможно, те же Фуллы, о которых мы упоминали на Кыз Кермене. Татары, захватившие крепость в конце XIII в., превратили её в свой опорный пункт и стали называть Кырк Ор, что в переводе означает «сорок укреплений», а с первой половины XVII в. Чуфут Кале — «крепость иудеев», в связи с тем, что преобладающим населением его стали караимы, исповедующие иудаизм. К середине XIX в. в городе проживало немногим более полутора тысяч человек, но население быстро сокращалось, т. к. караимам разрешили расселяться и жить на всей, территории Российской империи. Последние жители покинули город в 1852 г. В настоящее время постоянно здесь живёт только семья смотрителя в бывшем доме Фирковича — собирателя древне-иудейских манускриптов. Есть небольшая экспозиция, рассказывающая о быте и истории караев.

Автор умышленно не даёт более подробного описания Чуфут Кале и его истории, т. к. есть вполне достаточно как научной, так и краеведческой литературы об этом интересном природно-историческом памятнике. Итак, мы снова на поляне, откуда совершили экскурсию на Чуфут, обычно она занимает 1-1,5 часа. Следующим этапом нашего похода будет посещение Успенского монастыря.

По бетонной дорожке идём левым бортом долины Марьям Дере. В этой небольшой долине была греческая деревушка Мариамполь, выходцы из которой, а это были в основном греки по национальности, при переселении христиан из Крыма в Приазовье в 1778 г. основали посёлок, который затем вырос в большой промышленный город Жданов. Сейчас он снова носит своё несколько изменённое название — Мариуполь.
Справа от дороги — могилы воинов, погибших в сражении за Крым в годы Великой Отечественной и Крымской войн. В период обороны Севастополя 1854-1855 гг. здесь, в Успенском монастыре, размещался госпиталь.

Успенский пещерный монастырь имеет более чем тысячелетнюю историю. Возникновение его связывают с бегством из Византии монахов-иконопочитателей и относят к VIII-X вв. Избежав разгрома татаро-монгольского нашествия в 1299 т., во времена Крымского ханства монастырь стал центром православной церкви в Крыму, а после падения в 1475 г. Мангупа стал резиденцией митрополита. В конце XVIII в. в связи с переселением христиан из Крыма монастырь приходит в запустение, но в 1850 г. он был частично восстановлен, а в 1921 г. закрыт. В настоящее время снова началось возрождение монастыря, идёт его частичная реставрация и новое строительство.

Подняться к церкви монастыря можно по широкой лестнице, устроенной на скальном уступе. От церкви можно под обрывами, мимо келий, пройти к лестнице, уводящей на плато — 150 м. (Во время ведущихся строительных работ по реконструкции монастыря иногда проход невозможен). Лестница из 84 ступеней вырублена в отвесной скале и совершенно незаметна ни сверху, ни снизу. Найти её можно, только подойдя вплотную.

Лестница выводит на плато, где раньше размещались монастырские угодья. От лестницы в скале на запад, через кустарники, идёт тропа к ущелью Канлы Дере (7 мин, 600 м), имеющему давнюю и интересную историю. С полян виден почти весь Бахчисарай, но особенно живописна его восточная часть — Староселье, зажатая между скал Успенской горы и г. Саблу Кая в ущелье р. Чурук Су. На правом склоне видны каменные изваяния, а по долине и окрестным склонам разбежались домики старого Бахчисарая, окунувшиеся в неповторимую красоту завораживающих своими нежно-розовыми цветами персиков и укрывшегося белой фатой миндаля.

От Канлы Дере, поднявшись немного по её левому борту, выходим к дачам, а оттуда — вниз по дороге к мостику через Чурук Су и остановке автобуса № 2.

Если вам не удалось пройти к лестнице в скалах, не отчаивайтесь. От монастыря по асфальту опускайтесь 400 м до конечной остановки автобуса в Староселье.

КЫЗКЕРМЕН в Крыму. Крымские пещеры и пещерные города. Крым. Пещерный Успенский монастырь.
Пещерный город ЧуфутКале. Захват Кыркора татарами. Пещерные храмы и церкви на городище Эски-Кермен.

Читайте также:  Допустима ли слизь в кале ребенка

Пещерный Успенский монастырь. Пещерный город ЧуфутКале. Захват Кыркора татарами. Кызкермен. Шулдан, челтер-мармара, бакла. Инкерман, катакомбы и крипты.

«Пещерные» крепости и монастыри. Пещеры Тепе Кермена. КЫЗКЕРМЕН. КАЧИ-КАЛЬОН.
ЧуфутКале. . «пещерные города» Мангуп, Эски-Кермен, ЧуфутКале, Качи- Кальон, Бакла и другие , или стену, открытую в ущелье под Для той же цели служили пещеры у сооруженных в.

источник

Одно из наиболее известных и хорошо сохранившихся пещерных поселений Чуфут-Кале расположено в месте не менее знаменитом, чем сам город. Основанное как византийская крепость в VI столетии, оно стоит на гребне отвесной скалы, царящей над тремя глубокими долинами. Природа позаботилась о неприступности, а люди умножили естественную защиту возведением мощных стен. Единственный путь в виде узкой горной тропы связывал отшельников с остальным миром. Одна из улиц сберегла следы колес, пробитые в каменной толще. Российский историк Муравьёв-Апостол называл Чуфут-Кале «воздушным городом с домами, похожими на орлиные гнезда».

Овеянные сказаниями руины свидетельствуют о событиях, происходивших в Крыму много веков назад. Древние камни способны раскрыть загадки давно исчезнувших народов. Впрочем, относительно Чуфут-Кале история не представляется столь таинственной, ведь город был обитаем вплоть до начала прошлого века.

Первыми жителями пещер считаются аланы, являвшиеся самым могущественным из сарматских племен. Осев в горном Крыму, кочевники приняли христианство и занялись земледелием, животноводством, ремеслами. Изначально в стенах крепости располагался торгово-ремесленный центр, который упоминается в источниках XIII века под турецким названием Кырк-Ор («сорок крепостей»). Одно из самых ранних его описаний принадлежит арабскому путешественнику Абуль-феде, изучавшему полуостров в 1321 году: «Кырк-Ор находится в стране аланов; это сильно укрепленный замок, основанный на неприступной горе. Наверху горы есть площадь, где жители страны в минуты опасности находят убежище». Относительно одной крепости сочетание «кырк-ор» звучит странно, хотя средневековые географы могли воспользоваться этим термином для обобщенной характеристики горного Крыма. Так или иначе, название «сорок крепостей» получила новая столица края, ставшая резиденцией татарских ханов вместо заброшенного Солхата.

Вполне реальное предположение об основателях Чуфут-Кале высказал Бертье-Делагард, приравнявший горную столицу к загадочному городу Фуллы. В старинных документах упоминалась Фулльская епархия, но никто не рассказывал о городе, хотя даже в утопическом образе его соотносили с аланами. Замена язычества христианством проходила трудно во всех регионах, и первые проводники новой веры вынужденно применяли силу. В «Сказании о начале славянской письменности» рассказывается о деятельности монаха Кирилла (Константина-философа), в 860 году обращавшего в христианство местных аланов: «…и здесь он, проповедуя, срубил священный дуб, которому они поклонялись». Благодаря общей народности Фулльская епархия позже объединилась с отдаленной Сугдейской, где тоже преобладали аланы. Таким образом кафедральный город Фуллы потерял свое значение и перестал упоминаться в церковных документах.

Если Бертье-Делагард не ошибался, то «Чуфут-Кале существовал задолго до татар, и каково бы ни было его название, к татарскому времени имел большое значение в стране. Татары взялись за его осаду, вели ее долго, значит, оборона была упорной». В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров. Среди множества разоренных городов оказался Кырк-Ор, где разместился отряд захватчиков.

Архитектурные памятники Чуфут-Кале отражают этапы истории города. Самым ранним сооружением является оборонительная стена, пересекающая плато с севера на юг. Ее трехслойная конструкция типична для романской фортификации. Обе стороны стены выложены из правильных, тщательно отесанных блоков; внутренним слоем служат каменные обломки, скрепленные известковым раствором. Для защиты от тарана перед стеной в толще скалы пробит ров двухметровой глубины. В средневековых войнах воротам отводилась особая роль, учтенная при возведении Чуфут-Кале. Двустворчатые ворота оборонительной стены Орта-Капу имели арочное перекрытие. Обитые железом дубовые полотнища запирались тяжелым засовом, который ложился в специальный паз, сохранившийся до наших дней. С появлением огнестрельного оружия верхняя часть стены над входом дополнилась бойницами для стрельбы из ружей.

Приближаясь к городу, враг не подозревал о коварном качестве крепостных ворот. Следуя по дороге, воин традиционно держал щит в левой руке, повернувшись к стене правым незащищенным боком. С трудом прорвав оборону, он оказывался в тесном коридоре, на перекрытии которого располагались защитники города. Кроме того, еще один отряд размещался в конце тоннеля, где для усиления обороны находились четыре яруса боевых пещер.

Новая часть города возникла в начале XV века, когда перед восточной линией укреплений поселились еврейские сектанты караимы. В целях защиты своих жилищ они построили вторую оборонительную стену. Судя по сооружениям религиозного характера, горную цитадель населяли представители большинства крымских народов. Свидетельством пребывания евреев служат остатки синагоги. Византийские поселенцы заявили о себе постройкой базилики. Генуэзцы оставили след в виде водопровода, собранного из керамических гончарных труб.

Водоснабжение города осуществлялось через проем ворот: питьевая вода поступала в крепость из близлежащих источников. Для хозяйственных целей люди собирали атмосферную влагу, сохраняя ее в пифосах и каменных резервуарах. Греческим словом pithos назывался глиняный сосуд овальной формы, высотой около 2 метров. Закопанный в землю, он хорошо сохранял свежесть и прохладу воды.

Характерными признаками пещерного города являлись значительная площадь (до 10 гектаров) и специфическая планировка. Жилым кварталам отводилась большая часть территории, преимущественно вблизи главных ворот. Во второй, меньшей по площади части города постройки отсутствовали. Она изолировалась необоронительной стеной и в военное время служила убежищем не только горожанам, но и жителям окрестных селений. В мирную пору ее территория преобразовывалась в рыночную площадь, пастбище или место стоянки торговых караванов.

Южный край площадки занимала еврейская улица, отличавшаяся от других оригинальной архитектурой двух караимских молитвенных домов – кенасс – различного размера и значения. Прямоугольные здания с двухскатными крышами расположены в небольшом дворике, обнесенном высокой оградой. Возведение большой соборной кенассы с десятью колоннами относится к XIV столетию. Аркады здания опираются на парапет из массивных плит, украшенных каменными розетками. Здесь проходили торжественные моления, собиравшие по праздникам всех евреев округи. В малой кенассе устраивались ежедневные службы и собрания караимской общины.

Несмотря на неодинаковое назначение, здания почти не отличались друг от друга убранством внутренних помещений: массивные потолочные балки, ковры, хрустальные и медные люстры. Религиозная утварь и свитки со священными текстами хранились в резных дубовых шкафах. Старикам отводились почетные сидячие места в небольшой комнате у входа, отделенной от остального зала легкой перегородкой. Женщины располагались на балконе, огороженном резной деревянной решеткой.

Все три улицы Чуфут-Кале сходились на площади, где с 1342 года стояла мечеть. Напротив нее возвышалась восьмигранная гробница с шатровой черепичной крышей. Здесь в 1437 году нашла упокоение Джанике-ханым, дочь ордынского хана Тохтамыша. На входе в мавзолей вырезана арабская надпись, издали напоминающая замысловатый орнамент. Согласно местной легенде, монгольская принцесса жила в одном из дворцов Чуфут-Кале, возглавляя тысячу воинов гарнизона. Убеждение относительно ее геройской гибели во время осады вполне соотносится с преданиями об амазонках, но совсем не соответствует положению мусульманской женщины.

С изгнанием наместников Золотой Орды оборонительное значение крепости Кырк-Ор утратилось. После того как Менгли-Гирей переселился в Бахчисарай, необходимость в толстых стенах совершенно отпала. Однако город на скале все еще оставался оплотом новой столицы и одновременно служил местом заточения знатных пленников. В разное время здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий и русские послы: фаворит Ивана Грозного опричник Василий Грязной, царские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский, находившиеся в Крыму в качестве парламентеров. Тяжелые испытания выпали русскому воеводе В. Б. Шереметеву, который провел в татарской неволе более 20 лет. Почетное право находиться в застенках «сорока крепостей» предоставлялось лишь богатым особам, за которых ожидался богатый выкуп. Знатных пленников не тревожили соседством с простолюдинами, коих отправляли на невольничьи рынки Каффы и Бахчисарая.

В середине XVII века татары окончательно покинули Кырк-Ор, на 200 лет оставив в одиночестве членов еврейской общины. Именно тогда город получил название Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «иудейская крепость». Приняв религию предков, караимы руководствовались заветами Пятикнижия Моисея (древняя Библия), категорически отрицая Талмуд.

В начале нового тысячелетия иудаистское вероисповедание претерпело существенные перемены. Например, к ветхозаветной Библии прибавились письменные и устные комментарии, собственно образовавшие Талмуд, то есть собрание разнородных положений иудаизма. Сложившееся вслед за разрушением Иерусалимского права учение неожиданно встретило отпор. Наиболее ревностную часть противников – караитов – возглавил раввин Аман. Наименование этой группы восходит к глубокой древности, когда в Армении существовала еврейская диаспора, строго соблюдавшая законы Моисея. В раннем Средневековье их последователи – караимы – составили религиозно-этническую группу, обособленную как идеологически, так и территориально. Крымские татары зачисляли в евреи всех сторонников Библии, но караимов выделяли по языку и бытовой культуре.

В 1731 году пещерный город обрел собственную типографию. Первой ее продукцией стали книги на древнееврейском и караимском языках. Кроме того, в городе существовал монетный двор, где изготавливались медно-серебряные деньги, которые за крепостными стенами ценились невысоко.

При взгляде снизу маленькие домики Чуфут-Кале похожи на забрала рыцарских шлемов. Однако обитатели грозной цитадели не отличались воинственностью. Напротив, они мирно сосуществовали со всеми завоевателями и владыками. Трудолюбивые и спокойные общинники занимались кожевенным делом, земледелием, садоводством. Немногие из них держали лавки в Бахчисарае, но согласно ханскому указу уходили ночевать домой в Чуфут-Кале.

После присоединения Тавриды к России караимы объявили себя подданными императрицы Екатерины. В ответ государыня предоставила им некоторые послабления, например в виде свободного передвижения по территории империи. С того времени жители начали покидать суровый Чуфут-Кале, предпочитая жить в уютных долинах. В 1820 году за стенами крепости оставалось не более 600 человек. Единственный обитаемый пещерный город привлекал путешественников, которые видели в караимах «живое дыхание давно прошедших веков».

По замечанию одного из гостей того времени, караимское жилище российского периода выглядело так же, как пять веков назад. Одно из таких жилищ принадлежало прославленному караиму Аврааму Самуиловичу Фирковичу (1786–1875). В глубине закрытого со всех сторон двора стоял дом с традиционной галереей.

Убранство внутренних помещений составляли широкие диваны, пушистые ковры или пестрый войлок. В богатых домах деревянные потолки раскрашивались, а стены украшались причудливой восточной резьбой. К середине XIX века пещерный город Чуфут-Кале прекратил свое существование.

Столовая гора, на которой расположился Эски-Кермен, немного ниже Мангупа, а площадка на ее вершине не столь просторна. Особенностью данного места являются причудливые очертания скал и удивительная красота окрестных долин. Пещерный город находится на плоском плато высокой горы, своей вытянутой формой похожей на корабль, мирно плывущий с севера на юг.

Благодаря удачным раскопкам и наличию письменных свидетельств история старой крепости Эски-Кермен известна практически до мелочей. Основанное в VI столетии поселение в течение двух веков имело репутацию неприступной твердыни и крупного торгово-ремесленного центра. Упадок начался в 787 году, когда подстрекаемые епископом Иоанном Готским горожане решились на восстание против хазар. Кочевники быстро подавили мятеж, наказав не только бунтовщиков, но и старые стены. После того как захватчики разрушили систему обороны, Эски-Кермен продолжал существование, хотя превратился из крепости в обычное горное селение. Оборонительные пещеры были перестроены в церкви и склепы или использовались в хозяйственных целях, например как кладовые, стойла для скота.

Спустя 200 лет жители предприняли попытку воссоздания старых стен, что отражено в «Записках топарха», имевшего несчастье управлять городом в столь тяжелое время: «Мы имели пребывание в разрушенном городе и делали вылазки скорее из селения, чем из крепости. Ибо земля была раньше разорена самими варварами, и они снесли все стены до основания». Далее топарх сообщал, что «сначала выстроил в отдалении небольшую крепостцу из имевшихся камней и думал, как можно отстроить весь город… И она была возведена с большой поспешностью, ограждена рвом; вместе с этими приготовлениями и война началась».

Впоследствии «крепостца» получила название Кыз-Куле (Девичья или Дозорная башня), став сильным стратегическим пунктом в системе обороны Эски-Кермена. По подобию средневековых замков перед башней устроили ров, через который перебирались по перекидному мосту. Внутри крепости находилась одноабсидная часовня, одновременно служившая местом захоронения. Кыз-Куле погибла в пожаре спустя столетие, после того как прекратил существование сам Эски-Кермен. Сильно ослабевший город был окончательно разорен войсками татарского эмира Ногая в 1299 году.

Ранние укрепления Эски-Кермена целиком отвечали требованиям, предъявляемым к оборонительным сооружениям того времени. Почти вертикальные обрывы не допускали применения стенобитных орудий и передвижных башен. Защитники крепости имели преимущество в виде горы небольшой высоты, позволявшей простреливать местность даже из обычного лука. Оборонную мощь усиливала поддержка камнеметов, которые отлично устанавливались на ровных каменных площадках. Все же основная защита обеспечивалась не оружием, а прочностью стен, количеством наземных башен и боевых пещер. Старая крепость имела три входа: главный вход с южной стороны и два второстепенных с востока и севера. Основной колесный путь проходил по извилистой скальной дороге, тогда как пешеходы могли продвигаться по узким крутым тропам. Две линии глубоких впадин на дороге свидетельствуют о ее древности. Средняя колея выбита копытами лошадей, а две боковые – колесами телег.

Хорошо продуманное снабжение водой позволяло долгое время существовать в окружении. Не имевший аналогов осадный колодец создавался одновременно с городом как важная часть оборонительной системы. Круто уходившая вниз, освещенная окном лестница в 95 ступеней подводила к десятиметровой галерее, с потолка которой просачивалась вода. После устройства особой системы с помощью небольшого подземного источника накапливалось до 70 кубометров воды, полностью заливавшей галерею и частично лестницу. С разрушением городских укреплений во внешней стене каптажного сооружения образовался пролом. Уровень воды сильно понизился, отчего колодец утратил стратегическое значение. Его роль отчасти перешла к водопроводу из глиняных труб, доставлявшему воду из родников на соседней возвышенности.

На случай длительной осады в Эски-Кермене заготавливались тысячи центнеров зерна. Жители складывали пшеницу в глубоких, также выдолбленных в камне ямах. Около 10 таких хранилищ находилось на верхней площадке мыса у главных ворот. Впрочем, зерновые ямы располагались рядом с каждым оборонительным комплексом. Запасы создавались заранее, видимо, с помощью населения окрестных деревень, активно принимавшего участие в обороне города. После падения крепостной стены ямы, подобно колодцу, утратили былое значение, но были расширены и приспособлены для хозяйственных нужд.

Читайте также:  Почему щенок ест кал кошки

Превосходное знание местных условий и особая тщательность квадровой кладки крепостных стен позволяют сделать предположение об изначальном создании Эски-Кермена как крепости «в порядке государственного мероприятия, пришлой строительной артелью». План обороны города, безусловно, разрабатывали опытные военные инженеры. Крымский археолог Д. Л. Талис предполагал участие византийских мастеров, которые «использовались местными правителями в интересах, совпадающих в период строительства с целями имперской администрации».

В живописной долине к юго-западу от Бахчисарая возвышаются две похожие вершины конической формы, тесно связанные природой, легендами и реальной историей. Глубина ущелий останца Тепе-Кермен достигает 12 метров. Гора поднимается на высоту 540 метров над уровнем моря и взмывает над окружающими долинами более чем на 250 метров. Расположенное на ней городище ранее являлось типичным феодальным замком, устроенным по всем правилам средневековой фортификации, хотя и с учетом специфики горного Крыма. Отрог гряды Кыз-Кермен немного ниже, но его поселение по площади не уступало таким крупным пещерным городам, как Чуфут-Кале или Эски-Кермен.

Согласно легенде, в старину оба поселения были хорошо укрепленными торговыми городами. Жителями Кыз-Кермена правил князь, которому в делах помогала дочь – красивая, умная и отважная девушка, владевшая оружием не хуже мужчины. Воинствующие жители Тепе-Кермена во главе с предводителем и его сыном осмеливались нападать на караваны, направлявшиеся к соседям, чем вызывали их праведный гнев. Многочисленные стычки не приносили пользы ни одной из сторон, и князья решили примирить народы, в обычаях того времени условившись поженить своих детей. Молодые люди согласились, но княжна поставила условие: юноша должен явиться в Кыз-Кермен и лично попросить ее руки. Будучи истинным горцем, княжич не мог согласиться на такое унижение, предложив встретить невесту на мосту, которого еще не существовало. Спустя несколько месяцев разделявший города овраг был перекрыт каменным мостом. В сопровождении свиты нареченные пошли навстречу друг другу. Неожиданно красавица княжна вспомнила старые обиды. Выхватив кинжал, она зарезала жениха и тотчас была убита охраной молодого князя. После смерти несостоявшихся супругов вражда между Тепе-Керменом и Кыз-Керменом разгорелась с новой силой. Вскоре развалился ненужный мост; его остатки засыпали овраг, по-прежнему разделявший враждовавшие селения.

Плато горы Тепе-Кермен занимает площадь не более 1 гектара. В условиях ограниченного пространства в городе было немного наземных построек, а 250 вырубленных пещер располагались в несколько ярусов. Половину из них составляли крупные «многокомнатные» помещения с широким входом. Являясь самыми ранними обиталищами, они давали приют и людям, и скоту. В каждом таком доме устраивались каменные ясли и приспособление для привязи животных. Только в Тепе-Кермене встречались «каменные кольца» в виде высеченных уступов с отверстиями, вставленные в скальную массу стены. Пещеры с люками в потолке могли быть погребами немногочисленных наземных построек или цистернами для хранения воды. Путешественники начала XIX века сочли самыми таинственными тесные пещеры с «дверью», высотой примерно в половину человеческого роста.

Как во всех средневековых горных поселениях Таврики, двухэтажные жилые строения Тепе-Кермена стояли посреди небольших и довольно тесных дворов в окружении хозяйственных построек и навесов. Жители пользовались одинаковыми предметами – поливной посудой, пифосами, амфорами – и дружно крыли дома керамической черепицей. В отличие от других пещерных городов здесь не было источников воды. Возможно, жители запасали дождевую воду, собирая ее в специальных скальных вырубках.

В северо-восточной части плато располагалась природная терраса с узким входом-дверью. Если считать это сооружение храмом, то неверно относить его к христианству. Архитектура строения необычна для средневекового Крыма и более характерна для малоазиатских стран, входивших в состав Византийской империи. Просторное помещение с выступами и двумя нишеобразными выемками вытянуто вдоль входа, а не к алтарю, как было принято среди таврических христиан. Длина пещеры – более 11 метров при ширине до 5 метров.

Сильно выдвинутая алтарная преграда занимает почти всю середину зала с шестью колоннами, грубо высеченными из цельного камня. Во время службы прихожане стояли полукругом перед престолом. Выступ под окном, в глубине алтаря, возможно, служил жертвенником. Рядом с одной из стен храма устроены гробницы, подписанные на греческом языке. Крещальня выполнена в форме каменного ящика с крестообразной выемкой. В пещере под церковью обнаружено множество человеческих костей. Предположительно, там был древний могильник, куда складывали кости, вынутые из гробниц.

По аналогии с постройками периода иконоборческого движения храм датирован VIII–IX веками. Его назначение до сих пор остается предметом научных дебатов. Археолог Д. Л. Талис, исследовавший церковь в 1969 году, увидел в ней часть монументального религиозного комплекса. Менее фантастична теория немецкого археолога Тунмана, который относил необычную постройку к криптам – сводчатым подземным помещениям или часовням под храмом, служившим для погребения. «Тепе-Кермен, то есть замок горной вершины, – утверждал он, – высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы. На ее вершине еще и теперь видны остатки крепости, видимо глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и пещер, расположенных в особом порядке, почти как в древнем колумбарии (хранилище урн с прахом). Можно подумать, что они могли служить местом погребения».

Изобилие культовых сооружений Тепе-Кермена ранее давало повод считать это место монастырем. Однако еще в 1777 году Тунману посчастливилось увидеть остатки крепости, хотя о былом наличии крепостных стен говорит само название города: «тепе-кермен» в переводе означает «крепость на горе». Замок романской архитектуры возник на месте укрепленного убежища, близ которого уже существовало мирное поселение. Люди жили в пещерных комплексах восточного и юго-восточного склонов. К приходу первых исследователей от оборонных сооружений остались только «постели» и вырубленные в скале верхние марши дороги. Их расположение свидетельствует о существовании когда-то типичной и вполне продуманной системы защиты города. Боевые казематы с амбразурами для стрельбы из лука и сбрасывания камней находились на западной стороне плато.

Горы Тепе-Кермен и Кыз-Кермен, словно скалистые острова, возвышаются посреди ровной поляны. Удивительно красивый вид этой местности послужил основой для картины «Жертвенники» русского живописца К. Ф. Богаевского, автора «героических» пейзажей с видами Восточного Крыма. Перед созданием большого полотна художник сделал зарисовки с натуры, где изобразил знакомые пирамидальные вершины, назвав эскиз «Алтари в пустыне». Наименование возникло под впечатлением одного из стихотворных сборников известного крымского поэта М. А. Волошина. Потомок запорожских казаков и обрусевших немцев в 1893 году переехал в Коктебель, найдя на земле древней Таврики «истинную родину духа». Стихи Волошина воссоздают сцены языческого поклонения солнцу:

Я поставлю жертвенник в пустыне
На широком темени горы.

Богаевский увидел в причудливых очертаниях Тепе-Кермена подножие алтаря, одновременно создав образ минувшей эпохи и картину реально существующей природы.

С соседней вершины городище Кыз-Кермен (Девичья крепость) выглядит сказочным дворцом, утонувшим в туманно-сиреневых далях на фоне Главной гряды. Укрепленное поселение располагалось на узком южном отроге одноименной горы. Практически неприступное плато с трех сторон обрывалось крутыми склонами. Оттого крепость имела всего одну оборонительную стену (130 метров), которой оставалось защитить наиболее уязвимую северную часть города, отделив ее от традиционного пустыря.

Единственная колесная дорога подходила к стене у восточного обрыва, где в древности стояли ворота. На западном обрыве был второй вход в виде спрятанной в кустах маленькой «вылазной» калитки. Недалеко от нее находился спуск в ущелье – крутая скальная лестница. Не противореча легенде, Кыз-Кермен изначально был мирным городом, где процветали ремесла и торговля. Множество жилых и хозяйственных строений имелось здесь уже в V столетии. Высеченные в скалах тарапаны свидетельствуют о виноделии как об основном занятии местных жителей.

Вскоре после возникновения город имел все условия для безбедного существования, чему в значительной мере способствовало удобное местоположение. Девичья крепость преграждала древний путь, проходивший через долину Качи, стратегический перевал Кибит-Богаз и далее на южное побережье полуострова. Кроме того, князья Кыз-Кермена могли контролировать главную торговую трассу, которая вела из степей к эллинскому Херсонесу. Однако столь удобно расположенному городу не довелось достичь статуса крупного торгового центра: в конце IX века его уничтожили хазары.

источник

Городище Кыз-Кермен (Девичья крепость) находится в 7 км. к юго-востоку от Бахчисарая, недалеко от с. Машино. Оно расположено на оконечности мыса Кыз-куле-бурун, на противоположной от Тепе-Кермена стороне долины. По своей планировке Кыз-Кермен является мысовым укреплением: длиной свыше 1 км, шириной в наибольшем месте порядка 250 м, оборонительной стеной, пересекающей плато в самом узком месте, застроенным участком и пустырем (как на Эски-кермене), где в случае осады могло укрыться население окрестных долин вместе со скотом и имуществом.

Кыз-Кермен. План-схема городища по А.В. Белому. 1. Оборонительная стена. 2. Скальная келья. 3. «Дом правителя». 4. Церковь за пределами городища .

Это мысовое городище по своей планировке весьма напоминает Чуфут–Кале. Так же была решена здесь и проблема обороны: возведением стены, пересекавшей плато в самом узком месте (160 м). За ней находились усадьбы, правда, немногочисленные и плохо сохранившиеся. Южная часть мыса, ныне покрытая густыми зарослями, представляла собой незастроенный пустырь, как и Бурунчак на плато Чуфут–Кале.

До археологических раскопов, проводимых Бахчисарайским историко–архитектурным музеем с конца 70–х гг., об укреплениях Кыз–Кермена можно было судить только по задернованному каменному валу высотой около трех метров. Сейчас он раскрыт почти по всей длине, можно увидеть ранее скрытые каменной россыпью остатки оборонительной стены. Она была сложена из ломаного необработанного камня, а с боевой стороны облицована тесаными блоками. На некоторых из них обнаружены знаки–метки, характерные для хазарского периода (VIII–Х вв.). Две близко поставленные друг к другу полукруглые башни обеспечивали фланговый обстрел укрепленной линии. В кладке стены можно увидеть вторично использованные блоки, которые выдают вырубки на лицевых сторонах. Стену эту можно датировать VIII–IХ вв., однако не исключено, что на этом месте, в более раннее время, находилась крепостная стена иной конструкции.

Кыз-Кермен. Оборонительная стена по А.В. Белому

Раскопанные на городище дома были сложены из бутового камня со слабой подтеской лицевой поверхности. В качестве вяжущего материала использовалась глина. Жилища состояли из двух, реже трех помещений, как правило, с глинобитными полами, иногда полом помещения служила скала. Кровля была земляная, реже черепичная. Во дворе усадьбы располагались примитивные постройки, предназначавшиеся для содержания животных, хранения припасов и воды.

В последние годы на территории городища раскопано несколько хозяйственных и жилых построек. Среди них особый интерес представляют винодельческий комплекс и кузница. Впереди оборонительной стены, метрах в стах к северу, на значительном пространстве хорошо различимы задернованные и поросшие кустарником остатки построек, оград и террас. Это следы селища, возникшего, вероятно, в IV–V вв. Мыс за оборонительной стеной, возможно, служил для его обитателей убежищем в случае угрозы нападения неприятеля. Пещерных сооружений на городище очень мало. Всего известно их три. В восточном обрыве плато, напротив Тепе–Кермена, имеется пещера, назначение которой неясно. Возможно, она представляет собой отшельническую келью, принадлежавшую одному из монастырей Тепе–Кермена, отделенную от отчей обители ущельем и в то же время остававшейся на виду у нее. Разумеется, возник этот монашеский скит тогда, когда жизнь на Кыз–Кермене угасла, т. е. после Х в., но не позднее XIV в., когда прекратило свое существование и поселение на Тепе–Кермене.

С поверхности мыса в эту пещеру ведет вырубленная в скале лестница. Из вырубных сооружений Кыз–Кермена обращают на себя внимание виноградодавильни (тарапаны), состоящие из двух рядом расположенных корыт, большого и малого, соединенных сливным каналом. В большом отжимали ягоды, в малое стекало сусло. Пустырь в южной части городища, вероятно, предназначался для размещения жителей окрестных сел, спасавшихся со своим имуществом от вражеских нападений. В мирное время здесь могла быть рыночная площадь с легкими постройками ремесленников, тут же сбывавшими свою продукцию.

По одной из гипотез, Чуфут–Кале и Кыз–Кермен, два крупных укрепленных поселения, не могли существовать в близком соседстве одновременно. Более ранний Кыз–Кермен отождествляется с известным по византийским источникам раннесредневековым городом Фуллы. Только после его гибели в IX в. на соседнем плато могло появиться крупное поселение, известное в дальнейшем как Кырк–Ор. Однако эта гипотеза разделяется далеко не всеми исследователями. Предполагаются другие варианты размещения Фулл, например, на Чуфут–Кале, Бакле, в Старом Крыму, на городище Тепсень (пос. Коктебель) в Восточном Крыму и даже за пределами полуострова, на Северном Кавказе. Фуллы – по–прежнему одна из загадок истории средневековой Таврики.

Показать Кыз-Кермен на карте.

Как добраться.
Чтобы попасть на Кыз-кермен, необходимо от Бахчисарая добраться до горы Бешик-тау, напоминающей по профилю Чатыр-даг в миниатюре. Отправиться в путь удобнее всего из Бахчисарая, от дворца-музея. По ул. Скалистой дойти до окраины города и дорогой, ведущей мимо дач, выйти к подсобному хозяйству и кордону лесничества. От источника у подножия горы следует повернуть направо и двигаться в южном направлении по проселочной дороге через ореховый сад. Маршрут займет около 2 часов, поэтому лучше выйти пораньше, особенно в жаркие дни.

источник

Пещерный город Кыз-Кермен незаслуженно редко посещается туристами. Да, он значительно уступает размерами, расположенным неподалеку Чуфут-Кале и Тепе-Кермену, и от его построек мало что сохранилось. Зато виды с плато, на котором он расположен, просто потрясающие.

Именно по этой причине рекомендуем ехать в Кыз-Кермен весной, когда вокруг буйствует зелень или осенью, когда склоны всех оттенков рыжего красиво разбавляются темно-зеленым цветом сосен и можжевельников.

Что собой представляет городище Кыз-Кермен? Оно находится на куэсте – горном плато, которое с трех сторон обрывистое, с одной стороны пологое. Длина города около 1 км, ширина в среднем — 250 м. Самая высокая часть горы — мыс Кыз-Куле-Бурун. С запада находится ущелье Кая-Арасы, с востока балка Барю-Бура. С другого края балки находится гора Тепе-Кермен с одноименным пещерным городом на вершине.

Если решили добираться в пещерный город Кыз-Кермен на машине, то вплотную подъехать не получится, дорога перекрыта. Есть два варианта:

  1. Приехать в Бахчисарай. Там по ул. Кооперативной и далее по проселочной дороге через сосновый лес доехать до кладбища. Где-то за ним оставить машину и уже пешком идти по той же дороге. У родника нужно повернуть направо и дальше идти прямо, нигде не сворачивая. Дорога приведет вас прямо к городской стене. От родника до городища 2,5 км.
  2. Доехать до Машино (долина реки Качи), оставить там машину и пешком идти по дороге в сторону легко узнаваемого мыса Кыз-Куле. В какой-то момент от дороги вправо будет широкая тропа и вскоре начнется подъем вверх на плато. Этот путь короче, но почти весь он приходится на достаточно крутой подъем.
Читайте также:  От чего у новорожденного кал зеленого цвета

Если собираетесь добираться до Кыз-Кермена общественным транспортом, то нужно приехать в Старый город Бахчисарая и:

  • короткий путь – выйти у Ханского дворца, свернуть на ул. Зои Космодемьянской с нее на ул. Скалистую и по ней до родника, от него прямо до пещерного города;
  • длинный путь для выносливых туристов — выйти у Успенского монастыря (конечная), пройти через него, затем через пещерный город Чуфут-Кале, кладбище Балта-Тиймез и по туристической тропе к Кыз-Кермену.

Еще один простой способ добраться – купить билет на любой автобус, идущий до Синапного, выйти у Машино и идти пешком на гору, которую отлично видно с дороги.

К сожалению, информации об этом поселении очень мало. Например, до сих пор ведутся споры – а вдруг, это средневековый город Фуллы, разыскиваемый учеными центр Фулльской епархии? Но начнем по порядку.

Крепость на мысу Кыз-Куле-Бурун была основана IV–III вв до н. э. Судя по кладке уцелевшего участка стены, который соответствует кладке стен Херсонеса того же времени, она была позднескифской. Впрочем, скифы жили не только за стеной, рядом на рубеже тысячелетий, ближе к основанию куэсты появилось еще одно скифское поселение. Сейчас там настоящие заросли и ничего не напоминает о прошлом.

Позднее в IV — VI веках город Кыз-Кермен стал частью крымской Готии, эдаким буфером между византийским побережьем и кочевниками крымских степей и предгорий. В конце VIII в. крепость уже принадлежала хазарам, которые основательно обновили крепостную стену.

Если Кыз-Кермен, это искомые Фуллы, то именно здесь был проездом из хазарской столицы в Корсунь (Херсонес) Кирилл Философ (тот самый, разработавший славянскую азбуку — глаголицу). Он убедил местных жителей, которые будучи христианами, поклонялись и дереву, отказаться от этого суеверия.

И здесь же в темнице томился св. Иоанн, епископ Готский, один из инициаторов восстания в Готии, вспыхнувшем в 787 году против хазар. После его подавления епископ и оказался в тюрьме. Оттуда бежал в Амастриду (сейчас г. Амастра, Турция), где спустя 4 года умер. Тело Иоанна привезли на родину и похоронили по одной версии в монастыре св. Георгия у мыса Фиолент (Балаклава), по другой — у горы Аю-Даг, в храме св. Апостолов Петра и Павла (Партенит).

К IX веку пещерный город Кыз-Кермен пришел в упадок, возможно не смог конкурировать с Чуфут-Кале и Тепе-Керменом. Первый серьезно выигрывал в торгово-экономической сфере, второй с точки зрения фортификации – это настоящий природный замок. Другая причина, называемая учеными – расширение влияния фемы Херсон.

В переводе с тюркского кыз – девушка, кермен – крепость.

Есть легенда о том, что когда-то между Тепе-Керменом и Кыз-Керменом был каменный мост, а еще между этими городами-крепостями были постоянные ссоры. У правителя Кыз-Кермена была дочь, помогавшая ему во всем, у правителя Тепе-Кермена – сын. И решили они ради мира поженить своих детей. В день свадьбы две делегации встретились на середине моста, и невеста, вспомнив все обиды, нанесенные соседями ее городу, убила жениха кинжалом, а сама кинулась в пропасть.

Но есть и иное, более логичное объяснение. Слишком много по всей Евразии «девичьих башен», и слишком часто они находятся в местах, удобных для наблюдения за окрестностями. Поэтому скорее всего с веками «коз» (глаз) изменилось «кыз» (девушка). То есть когда-то это место называлась – Коз-Кермен — дозорная крепость.

Итак, что ждет туристов, решивших посетить этот пещерный город? Самая крупная постройка – оборонительная стена. Она перегораживает плато в самом узком месте (около 130 м.) и в основании достигает ширины 8 м. Ее возвели в VIII—IX веках на руинах скифской постройки. Стену защищали две полукруглые башни. С восточной стороны были одни ворота. Во время раскопок под стеной обнаружено захоронение ребенка, которого принесли в жертву, дабы его душа стала хранителем города.

Видимо население Кыз-Кермена никогда не выходило за пределы ста человек. Жили они в домах из бута, скрепляющим раствором служила глина. Археологи выделили семь усадеб, включающих несколько построек. Сейчас об их существовании напоминают только горы камней под корнями невысокого леса, покрывающего большую часть плато. Это очень похоже на руины поселений плато Казыл-Бурун и Фыцки, которые находятся неподалеку на противоположных сторонах долины реки Кача. Пещер в Кыз-Кермене всего три — отшельника, дозорная и хозяйственная. Самая популярная – пещера отшельника. Она находится с восточной стороны, вырезана в почти вертикальной стене обрыва и найти ее можно только внимательно осматривая его край.

Еще одна особенность Кыз-Кермена – отлично сохранившиеся тарапаны – сделанные в камне давильни для винограда. Это большая, но мелкая емкость, в которой виноград давили (ногами), и небольшая, но глубокая – для стекающего сока. Плюс желобки по краям – чтобы не терять ни капли сока. Также по краям есть отверстия, явно для столбов. Под навес? Тарапаны есть и с восточной и с западной стороны города.

С западной стороны плато находится двухпролетная каменная лестница.

Хорошо видна выемка в камне, здесь явно были ворота.

Лестница ведет к Большому гроту, где из круглой каменной чаши можно попить вкусной родниковой воды.

Также с западной стороны на склоне под плато находится грот Черепаха, неподалеку от него несколько больших тарапанов, частично разрушенных добычей камня для церкви, которая когда-то стояла на краю обрыва.

Удобнее всего осматривать Кыз-Кермен, обходя его по кругу вдоль обрывов. Это позволяет не пропустить основную часть достопримечательностей и всласть налюбоваться открывающимися видами.

источник

На календаре ни много ни мало уже октябрь, но наши леса похоже не смотрят в календарь. Но это не проблема, особенно для погулять!
Обычно я просто выкладываю фотографии, и ни слова не говорю о том, как добраться до тех мест где они сняты. С одной стороны, большинство из вас ориентируются в Крыму иногда даже лучше меня, а с другой стороны, уверена, что не все так хорошо знают Крым. И даже местные не всегда знают как и куда добраться.

Я не большой спец, тем более, гаворит мой очень хороший товарищ Саша a_ur я больше люблю ходить по азимутам, а в буквальном смысле даже не по ним, а куда глаза глядят, но сегодня я попробую на пальцах (и без карт) рассказать как устроить себе небольшой походец выходного дня и прогуляться к двум пещерным городам Чуфут-Кале и Тепе-Кермен.

Эту будет в прямом смысле слова на пальцах, потому как написать об этом у меня возникло желание только что, а ориентирных точек я никогда не снимаю. Поэтому исключительно на словах и на пальцах :)) Если что-то будет неясно и не понятно обязательно спрашивайте.

Итак, с самого начала и по порядку.

Не важно из какой части Крыма вы будете добираться, важно то, что вам необходимо быть на автовокзале Бахчисарая. Желательно утром.
Добравшись до автовокзала, вам необходимо перейти через здание вокзала на противоположную сторону, т.е. на сторону города, там есть остановка городского транспорта. Когда подойдет микроавтобус обязательно спрашивайте чтоб он шел до Старого Города. Это очень важно. Уверяю, с первого раза мало кому удается без этого уточнения добраться до Старого города. На этом микроавтобусе необходимо доехать до конечной остановки. Выйдя из автобуса, минуя небольшую площадь, на которой торгуют сувенирами, выходите на асфальтированную дорогу которая ведет к Успенскому монастырю.

Дорога к монастырю достаточно крута, и это один из самых некомфортных отрезков пути на данном маршруте, благо на подъем удет не более 10 минут. Дойдя до монастыря можно отдохнуть на стпеньках, можно напиться воды из источника, можно зайти в храм. В общем, отдохнуть после маленького подъема можно. После чего, по единственной прямой дороге выдвинуться в путь. Через минут 15, если нигде не зависать, и не останавливаться под каждым деревцом, листиком и кустиком вы доберетесь до подъема на Чуфут-Кале. По дороге вы пройдете еще один небольшой развал с сувенирами и чаем. При желании, если вы задумали отдыхательный-релакс поход, можно выпить травяного чайку. Но задерживаться там долго нет смысла, впереди вас ждут одни из самых красивых мест.

Итак, вы вышли из леса, и перед вами гора, дорога упирается в небольшую лесенку и огибая ее уходит правее. Нам по ступенькам (которые закончатся, через 20 метров), а дальше поднимаемся на гору на Чуфут-Кале, на мой взгляд один из самых красивых и ухоженых туристических объектов Крыма.
На осмотр Чуфут-Кале у вас уйдет не менее 2-3 часов. Нет, сам город далеко не мегаполис, однако определенный опыт мне подсказывает, что именно это время тратят туристы на прогулку по Чуфут-Кале. Что вы там увидите и почему на это надо около трех часов, посмотреть можно тут — пещерный город ЧУФУТ-КАЛЕ .
Вы посмотрели все что могли на Чуфут-Кале, пофотографировались, залезли во все пещеры которые смогли найти. Кто взял с собой термос выпил чаю. В общем — вы готовы двигаться дальше.

Тем же путем выходим из Чуфут-Кале (через главный вход) и спускаемся с горы, до той самой небольшой каменной лестницы, и сворачиваем с нее налево. Идем по тропе вдоль горы на которой мы только что были, в аккурат до старого караимского кладбища. Далее, как в старой доброй игре Диабло, наш путь лежит через заброшеное и весьма колоритное кладбище. Кто хочет тот может пискать там кольчугу и лук со стрелами (шучу!), а остальные просто проходят по достаточно протоптанной тропе, которая в своем окончании немного уводит влево, до самого выхода из кладбища. Тропа с кладбища выводит на хорошую грунтовую дорогу, и, при большом желании, сюда можно спустится непосредственно с Чуфут-Кале. Но, тогда вы не увидите, что представляет из себя старое караимское кладбище.

Выйдя из кладбища на грунтовку, сворачиваем направо, идем-идем-идем и выходим на потрясающе красивую точку, с которой уже видим второй пещерный город Тепе-Кермен (та самая зеленая гора которая на первой фотографии). Фотографируем, наслаждаемся красотами и выдвигаемся дальше. Возвращаемся на грунтовую дорогу и двигаемся в направлении Тепе-Кермена по хорошей дороге до большого поворота налево. Поворачиваем и спускаемся. Никуда не сворачиваем и идем по дороге до самого входа в большой лес. На переход нам понадобится минут 30. У входа в лес дорога раздваивается и превращается в множество тропок. Не важно какую вы выбирете, они все ведут наверх. Однако я советую выбрать ту, которая самая левая, не знаю почему, я бы не сказала, что она легче чем остальные, или сложнее, просто мне кажется, что она короче.

Предупреждаю сразу, это самый сложный отрезок пути. Достаточно крутой подъем, достаточно сложная тропа. Но, это не Эверест и много времени подъем не займет. Даже если вы будете идти останавливаясь каждые 10 шагов вы вложитесь в 30-40 минут. Я поднимаюсь на Тепе-Кермен за 15-20, максимум 25 минут. Но поверьте, это того стоит!
Поднявшись на Тепе-Кермен можете ни в чем себе не отказывать, можно обойти его по самому верху, можно обойти по нижнему ярусу (правда по нижнему обойти по кругу не получится, но виды оттуда не менее привлекательны). Здесь же можно сделать основательный привал. Выпить чаю, как я называю с видом, и наметить спуск.

Спускаться с Тепе-Кермена я рекомендую так же через лес. А по выходу из леса по грунтовке (к самому лесу можно даже на машине подъехать, поэтому не заметить дорогу не получится, уверяю), выйти уже в село, а из села на дорогу. По дороге дойти до остановки и там сесть на любой автобус до Бахчисарая. А уже из Бахчисарая туда куда вам надо.

Для экстремалов, есть очень интересный спуск, тот которым в этот раз спускалась я. Мне этот спуск очень нравится, однако, не всем он под силу. Как выглядит этот спуск вы можете посмотреть на самом последнем фото. Это известковая порода, которая крошится и скользит под ногами. Спускаться по ней надо очень уверено, и если вы не обладаете техникой спуска по таким тропам, лучше этот путь не выбирать. Проклянете все на свете. Хотя нет, все на свете проклинают те, кто этим путем поднимается на Тепе-Кермен :)))

Ну вот собственно и все. Теперь по времени и всякие нюансы:

Сколько вам понадобится времени — около 8 часов.
Сколько вы пройдете километров — около 12.
Сколько будет подъемов — 3.
Сколько будет спусков — 3.
Вы увидите — Успенский монастырь, пещерный город Чуфут-Кале, старое караимское кладбище, пещерный город Тепе-Кермен.

Для того чтоб все успеть и не ограничивать себя ни в чем, я крайне рекомендую начать поход в районе 8-9 часов утра. Данный поход совершено не сложный и пройти его можно даже с детьми. Разумеется не с годовалыми. Ребята 7-9 лет с легкостью его пройдут. Про обувь ничего говорить не буду, люди взрослые сами понимаете, что в туфлях в горы никто не ходит. Скажу о самом важном для меня — обязательно берите термос с чаем, сладости, бутерброды и воду. В горы в туфлях и без воды не ходят! :)))))

А теперь фото! В этот раз я не заходила на Чуфут, но еще раз дам ссылку — пещерный город ЧУФУТ-КАЛЕ . Нижие фото красот которые, если вы пойдете, буду сопровождать вас до самого конца этого небольшого, но очень красивого похода.

источник