Уже несколько столетий в России живут цыгане. Их можно встретить по всей территории страны — от границ на западе до Дальнего Востока. Ни один конный рынок в XIX столетии не обошелся без их активного участия. Заслуженную славу им принесло особенное танцевальное и музыкальное искусство. А на каком языке разговаривает этот народ, существует ли единый цыганский язык? Ведь цыгане бывают разные. Существуют украинские сэрвы, румынские влахи, немецкие синти, крымские и молдавские цыгане. Что же говорит по этому поводу цыганское языкознание? Попробуем разобраться, на каком языке говорят цыгане. Какие слова позаимствованы из него в нашу лексику?
Очень часто некоторых людей называют цыганами. С чем это связано? Скорее всего, они не могут усидеть на одном месте, все время меняют место жительства или любят что-то выпрашивать. Очень интересный народ — цыгане. У европейцев бытовало мнение, что они первоначально появились из Египта, поэтому на многих языках слово «цыган» — производное от «Египет».
На самом деле тысячу лет назад несколько племен из севера и запада Индии перекочевали в другие страны. Вот они и стали цыганами. Одни племена попали в Персию, другие скитались возле земель Турции, некоторые достигли Сирии, Египта и Северной Африки. Будучи выходцами из Индии, эти люди для общения сохранили именно индийский язык.
Позже цыгане перекочевали на Балканы, в Россию, Венгрию. Затем они появились в европейских странах: Германии, Англии, Франции, Испании, Швеции и Финляндии.
Столетние странствия привели к тому, что цыганский язык заимствовал слова из других языков. Ведь у цыган были занятия, позволяющие им кочевать. Одни занимались резьбой по дереву, другие делали посуду, третьи танцевали, пели, писали стихи, гадали. Все они любили лошадей и торговали ими. В Испании цыгане прекрасно танцевали фламенко.
Итак, цыганский язык относят к индоарийской группе индоевропейский языков. Этот язык еще используют жители Пакистана, Индии, Бангладеш. Именно этот говор считается единственным балканским языком индийского происхождения. У цыганского наречия есть два близких сородича — язык домари (используется жителями Иерусалима) и ломаврен (раньше использовался армянами).
Так как цыгане путешествовали по всему миру, то развитие их говора происходило в виде отдельных диалектов. В каждой стране, где проживали цыгане, формировались какие-то свои особенности наречия.
Хоть цыгане и отделяют себя от других народов, все же единого «цыганского общества» так и не сформировалось. Это приводит к вымиранию цыганских диалектов.
Насколько сегодня распространен говор цыган? Самое большое количество представителей этого народа проживает в Румынии — около полумиллиона человек. Следующей страной по их численности считается Болгария — 370 тысяч. В Турции проживает около 300 тысяч цыган. Свыше 250 000 человек насчитывается в Венгрии. Следующей страной является Франция, там живет около 215 000 цыган. Следующий список продемонстрирует вам количество пользователей цыганским наречием в других странах:
- в России — 129 000;
- Сербии — 108 000;
- Словакии — 106 000;
- Албании — 90 000;
- Германии — 85 000;
- Республике Македония — 54 000;
- Украине — 47 000;
- Италии — 42 000;
- Боснии и Герцеговине — 40 000.
Во всех других европейских странах их количество меньше 20 000 человек. В Великобритании, Испании и Эстонии всего по 1000 представителей.
Цыганскому говору присущ определенный артикль различия по родам и числам. Выделяется наличие семи падежей: именительного, винительного, дательного, отложительного, притяжательного, творительного, звательного. Все существительные имеют абстрактные понятия мужского рода. У местоимений только шесть падежей, без звательного. Инфинитива глагола не существует. Прилагательные склоняются, если относятся к существительному.
Иногда носители разных диалектов цыганского языка плохо понимают друг друга. Общепонятны только разговоры на бытовые темы. Современный язык цыган имеет три мега-группы:
Каждая крупная диалектная зона делится еще на небольшие группы, включающие фонетические и грамматические инновации. Заимствования зависят от среды обитания. Отмечается существование следующих самых крупных диалектных зон:
- Северная. Сюда относят скандинавских, финских, прибалтийских цыган, синти, русских рома.
- Центральная. Австрийские, чешские, венгерские, словацкие говоры.
- Влашская. Диалекты ловари, влахи, кэлдэрарский.
- Балканская. Сербские, болгарские, крымские цыгане.
- Сэрвитская. Получила сильное влияние северо-восточных диалектов.
В России самым распространенным считается влашский диалект, заимствованный из языка румынских цыган. От него произошел местный северно-русский диалект. Он схож с польским, чешским, словацким, литовским говором. Важно отметить, что на основе кэлдэрарского диалекта составлялся проект наддиалектного койне — общего цыганского языка.
В 2002 году в Молдавии впервые отмечался Международный день цыган. Впервые о молдавских цыганах упоминалось в 1428 году. Представители этого народа в Молдавии, как и в Румынии, подчиняются своему барону. Многие годы молдавские цыгане подвергались притеснениям. Ведь в девятнадцатом веке еще можно было купить целую семью цыган и использовать ее как рабов.
Бароном цыган Молдавии сегодня является Артур Чераре. Здесь этот народ занимается в основном ремесленничеством. Дома цыган можно узнать издалека, как и их одежду. Они их красочно разукрашивают, на стены наносят целые картины. Чаще всего у хозяев хватает умений на пейзажи и цветы. Также встречаются и богатые представители этого народа. Их дома похожи на хоромы, церкви или храмы.
Предки русских цыган пришли в страну со стороны Польши. Они занимались конной торговлей, гаданием, музыкой и являлись православными христианами. Сейчас их можно встретить по всей территории Российской Федерации. Особенно нравятся людям их песни и пляски. С приходом Октябрьской революции цыганское купечество было полностью уничтожено, а конные рынки закрылись. Подвергли цыган геноциду также и гитлеровцы.
Диалект русских рома наполнен кальками из польского, немецкого, русского языка. Заимствовались суффиксы и приставки. Самой главной особенностью русского диалекта считается применение окончания -ы. Оно используется в существительных и прилагательных женского рода и сходно с окончанием -и. Примеры: ромны (цыганка), парны (белая), лолы (красная). А вот с окончанием -и: кхурми (каша), чури (нож).
Вот примеры слов, имеющих общецыганские корни: дад (отец), дай (мать), грай (конь), васт (рука), якх (глаз), яг (огонь), паны (вода). Также приведем примеры слов с заимствованиями из русского языка: рэка (река), родо (род), вэсна (весна), бида (беда), цвэто (цвет). Из польского языка взяты слова: сэндо (суд), индарака (юбка), скэмпо (скупой). От немцев взяты следующие заимствования: фэлда (поле), фэнчтра (окно), штуба (квартира).
Заимствования не только проникают в цыганский говор, но и выходят из него. Особенно ими наполняется уличный, криминальный, ресторанно-музыкальный лексикон. Всем известно, что слово «лавэ» обозначает деньги, ведь многие цыгане часто просят их за гадание. «Стырить» тоже произошло от цыганского говора и обозначает «украсть». Часто вместо «кушать и есть» употребляется жаргонное «хавать». Для игры на музыкальном инструменте иногда применяют «лабать». И уж очень часто молодежь применяет словечко «чувак», имеющее значение «свой парень».
При желании изучить самые популярные фразы кочевого народа можно обратиться к цыганскому словарю. Сама фраза «цыганский язык» в нем записана как «романо ракирэбэ». Вот самые часто используемые фразы приветствия:
- бахталэс — привет;
- дубридин — здравствуйте;
- мишто явъян — добро пожаловать;
- дэвес лачо — добрый день.
Кроме приветствий, вас могут заинтересовать и другие стандартные фразы:
- явэн састэ — будьте здоровы;
- наис — спасибо;
- лачи рят — спокойной ночи;
- сыр тут кхарэн — как тебя зовут;
- прости — извини;
- мэ тут камам — я тебя люблю;
- мэ тут мангава — я тебя прошу;
- мэ шукар — я в порядке;
- миро дэвэл — Бог мой!
Цыганским говором чаще пользуются как разговорным. Тем не менее некоторые книги написаны именно на этом наречии. Им пользовались для написания произведений следующие писатели: Лекса Мануш, Папуша, Матео Максимов. Также стоит отметить Георгия Цветкова, Вальдемара Калинина, Януша Панченка, Джуру Махотина, Илону Махотину. Существует и ряд других писателей, использовавших в своих произведениях цыганский говор.
В основном на нем писали малые прозаические формы и стихи. Поэзия всегда была для этого народа традиционным развлечением. А вот прозаическое произведение без определенной подготовки не напишешь.
Существует театр «Пралипэ», где играют спектакли на цыганском наречии. Первый цыганский театр оперетты Николая Шишкина также ставит постановки на языке рома.
Два режиссера, снимающих фильмы на этом языке, получили широкую известность. Это Эмир Кустурица и Тони Гатлиф. Язык рома использовался в фильмах «Странный чужак», «Везунчик», «Изгнанники», «Время цыган».
В Канаде и США тоже можно встретить рома, но их здесь очень мало. Представлены они всеми тремя ветвями европейских цыган: кале, синти, рома. Как же попали в Америку представители цыганских народностей? Они приезжали туда в разные годы. В основном это были рома-артисты из стран бывшего СССР, а также из Чехии и Румынии.
Для американских цыган нет единого образа жизни и единой культуры, они растворились среди самых разных слоев населения. Одни стали маргиналами, другие — крупными бизнесменами. В Северной Америке прославились гитарист-виртуоз Вадим Колпаков, профессор Рональд Ли, писатель Эмиль Деметер, музыкант Евгений Гудзь.
Большинство американцев имеют смутные представления об этом народе. Цыганская культура им кажется далекой и экзотической. Подсчитано, что в США проживает около миллиона цыган. Некоторым из них приходится страдать от стереотипов в области трудоустройства.
Некоторые европейские цыгане до сих пор кочуют, но большинство привыкло к оседлому образу жизни. Говор этого народа подвергся сильному влиянию славянских и других языков. Поэтому существует большая вероятность его потери. По всем странам Европы насчитывается около 3-4 миллионов носителей языка рома. Основным препятствием для его распространения считается низкий уровень грамотности цыган. Хотя Косово, Македония, Хорватия, Румыния, Словения, Словакия, Германия, Финляндия, Венгрия признают его языком нацменьшинств.
Большим минусом цыганского говора является запущенность. Достаточно в примитивном состоянии находятся грамматика и лексика. Сохранить идентичность на уровне быта этому народу еще проще, а вот на уровне речи — совсем плохо. Цыганских префиксов и частиц совсем мало, поэтому язык замусорен русскими элементами. Тем не менее сегодня в некоторых странах работают группы над стандартизацией языка рома. В Румынии даже действует единая система обучения цыганскому языку. В Сербии на нем вещают некоторые каналы и ведутся радиопередачи.
источник
Авари – эльфы – Эльфы, отринувшие Зов Валаров и оставшиеся в Средиземье.
Ашкенази – евреи – Евреи северной Европы (язык германской группы – идиш).
Бошa – цыгане – Закавказские цыгане-христиане. Исповедуют армяно-грегорианское православие.
Буба – евреи – «Евреи» (несемитского происхождения) малочисленного иудейского клана буба бантуязычного негроидного племени лемба в Зимбабве.
Ваниары – эльфы – Они практически никогда не покидали Валинора. В переводе с квенийского «златовласые».
Влахи – цыгане – Потомки румынских цыган, живущие в России.
Влахуря – цыгане – (Влaхи). Потомки румынских цыган, живущие в России. Самоназвание этих цыган – влахуря (единственное число влахо).
Галадримы – эльфы – Эльфы Лориена. В переводе с синдарина «лесной народ».
Голодримы – эльфы – В переводе с синдарина «народ нолдоров».
Джедиды – евреи – Иранские и туркменские евреи (джедийский язык).
Джеет – евреи – Киргизские евреи (киргизско-еврейский язык).
Джухуро – евреи – Горские евреи (язык иранской группы – татский).
Италкимы – евреи – Евреи Италии (язык романской группы – лоэза).
Кале – цыгане – Испанские цыгане. Цыгане, появившиеся в Арагоне в 1425 году, положили основу группе, которую испанцы называют хитaнос. Сами же испанские цыгане предпочитают называть себя калe. На основе местного фольклора цыганами-калe был создан стиль фламенко – единственная в странах Западной Европы самобытная цыганская музыкальная система. Кале – по-цыгански означает чёрные.
Каравлахи – цыгане – Cеверо-Восточная Босния. Это цыгане, которые пришли во второй половине XVIII века из Румынии (край Урне Влашек). Они говорят на диалекте румынского языка, считают себя румынами и даже обижаются, если их называют цыганами.
Караимы – евреи – «Евреи» (несемитского происхождения) Крыма караимского вероисповедания (язык тюркской группы – крымско-татарский).
Карачи – цыгане – Цыгане Персии
Квенди – эльфы – В переводе с квенийского «говорящие».
Кэлдэрари – цыгане – (Кэлдэрары), от румынского caldarar – котельщик, лудильщик.
Лаиквенди – эльфы – Тэлери, потомки эльфов, осевших в Оссирианде после битвы за Белерианд. Носят зелёное и очень любят петь.В переводе с квенийского «зелёные эльфы».
Лахлухи – евреи – Курдские евреи (курдско-еврейский язык).
Лингурары – цыгане – Рудaри (лингурaры). Балканские цыгане, проживающие в Румынии и граничащих с ней странах. Они добывали золото на берегах рек и разрабатывали руды. От этого занятия и произошло их название (по румынски и сербски ruda означает рудник, копь). Второе название – лингурaры – на первый взгляд никак не связано с первым. Lingura – по-румынски – ложка. Дело в том, что в зимний период, когда реки замерзали или вода была слишком холодной, эти цыгане вырезали на продажу ложки, половники, веретёна, корыта.
Линдары – эльфы – Так называли себя тэлери. В переводе с квенийского «поющие».
Ловари – цыгане – Австро-Венгрия. Одни исследователи производят название этого народа от цыганского слова ловэ (деньги), считая, что в этом отразилась зажиточность ловaрей. Другие считают, что название восходит к венгерскому слову lo’ (множественное число – lovak) – лошадь.
Мизо – евреи – (Биней менаше) – «евреи» (несемитского происхождения) Бирмы (язык бирманской группы – лушей).
Мизрахи – евреи – Евреи Балканского полуострова и Турции (язык романиот греческой группы).
Мистагнадимы – евреи – Религиозно евреи делятся на мистагнадимов, мизрахитов, реформистов и хасидов.
Мугат – цыгане – Около 900 лет обитают в Средней Азии.
Нандоры – эльфы – Тэлери, испугавшиеся перехода через мглистые горы и оставшиеся на востоке Средиземья. Лучше прочих эльфов понимали живых существ, любили леса и проточную воду. В переводе с квенийского «те, кто повернул назад».
Нолдоры – эльфы – На синдарине нолдоров называли «голодримы», а на Всеобщем языке – потаёными эльфами. В переводе с квенийского «мудрые, сведущие».
Паненгирэ – цыгане – Барэ паненгирэ – живущие у моря (от цыганского бари пани – море, буквально – большая вода).
Рудари – цыгане – От рум. и серьского ruda— рудник, копь. Цыгане других стран, например Болгарии, не желают видеть в них соплеменников и зовут их гаджикане ромa – нецыганские цыгане. Впрочем, и сами современные рудaри дают повод для таких выводов. Они держатся особняком, считают себя румынами.
Рычхари – цыгане – В XVIII в. в России появились рычхари (рычь – медведь) — специалисты по дрессировке животных, и уже с XIX в. они селились на Дону.
Сабра – евреи – Евреи Израиля (язык семитской группы – иврит).
Сефарды – евреи – Евреи Испании, Франции и Португалии (языки романской группы).
Синдары – эльфы – Прозвище, данное нолдорами тем тэлери, которые остались в Белерианде, отказавшись от Великого похода. В переводе с квенийского «серые».
Синти – цыгане – Цыгане, проживающие долгое время (приблизительно с XV века), главным образом, в немецкоязычных странах. (Единственное число синто).
Сэмуран – евреи – Китайские евреи (китайский язык).
Сэрвы – цыгане – От румынского serve— крепостные.
Тейманим – евреи – Йеменские евреи (вариант иврита).
Тинкери – цыгане – (Тинкеры). Ирландия, от англ. tinker (tinkler ) – лудильщик.
Трэвелерс – цыгане – Англия, от англ. traveller – странники.
Тэлери – эльфы – В Великом Походе они шли позади остальных, откуда и взялось их прозвище. В переводе с квенийского «последние».
Урсари – цыгане – Самоназвание этих цыган – урсаря (единственное число урсарис). От рум. ursar— вожак медведя.
Фалатримы – эльфы – Синдары, жившие в Фаласе. В переводе с синдарина «народ побережья».
Фалаши – евреи – «Евреи» (несемитского происхождения) Эфиопии (язык тигринья).
Фалмары – эльфы – Одно из самознаваний тэлери. В переводе с квенийского «те, кто из волн (живущие у воды)».
Фандари – цыгане – Так называют русских цыган лотвы – латвийские цыгане.
Фечuра – цыгане – Цыгане, оставшиеся в Византии, до сих пор живут на территории современных Турции, Греции и Болгарии.
Чингeне – цыгане – Цыгане, оставшиеся в Византии, до сих пор живут на территории современных Турции, Греции и Болгарии.
Эбраэли – евреи – Евреи Грузии (язык картвельской семьи – киврули).
Элдары – эльфы – (Эльдары). Эльфы, ушедшие в Великий Поход – ваниары, нолдоры и тэлери. В переводе с квенийского «народ звёзд».
Яхуди – евреи – Евреи Средней Азии (языки иранской и тюркской групп).
Эльфы – Королёв К.М. Толкин и его мир. Энциклопедия. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2000
И в заключение пара цитат (цитировались по памяти, без сверки с первоисточником)
via o_huallachain
«А зато я, как деньгами поразживусь, эльфов найму. Сижу я, пиво пью, а они в саду стройно так играют и поют по-своему, по-эльфийски, голосом играют, аж за душу хватает. »
/Н. Перумов, С.Лукьяненко – «Не время для драконов»/
via romikchef
«Спасибо вам, мастер Фродо! Спасибо! — со слезами радости на глазах заговорил Сэм. — Неужто с вами пойдём? Счастье-то какое! Эльфов увижу! Мастер Фродо! Настоящих эльфов! Они же сейчас все за море уплывают, на историческую родину! Хоть поглядим на них живых. А я ведь и по ихнему размовлять могу!
И, театрально отставив лохматую ногу, Сэм прижал руку к груди и фальшиво запел:
А, Назарет, а, Кармиэль!
Ерушалаим Израэль. «
/А.Карпов – «Конец властелина»/
источник
Сегодня, 8 апреля, Международный день цыган — интернациональный праздник, который отмечают цыгане по всему миру.
Цыгане — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Все эти этнические группы являются носителями неповторимого культурного наследия для сохранения которго, 8 апреля 1971 года в городе Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати государств планеты. В том-же году, в английской столице был создан Международный союз цыган.
Главными итогами Первого Всемирного цыганского конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие цыганских национальных символов: флага и гимна. День начала I всемирного цыганского конгресса, день самоопределения нации, день цыганского флага и день цыганского гимна – всё это может по праву отмечаться 8 апреля, но Международный союз цыган решил объединить все эти даты под единым названием – «День цыган».
«Международный день цыган» – событие не только для самих цыган, но и для почитателей цыганской культуры, ведь в этот день, по всему миру проходят всевозможные концерты, презентации, фестивали, на которых все желающие могут окунуться в самобытный фольклор цыганского народа.
У некоторых цыган существует обычай: вечером, в «День цыган», в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.
Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — Boh?miens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого — . тсинганос), немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Zigeuners, армяне – . , венгры — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны — mustalaiset («чёрные»), турки — ?ingeneler; азербайджанцы — Qara?? (гарачы, т.е «чёрные»); евреи — . (Tso’anim), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары — Цигани. В настоящее время всё большее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома» (англ. Roma, чеш. Romove, фин. romanit и др.). В традиционных названиях цыган преобладают три вида:
- буквальный перевод одного из самоназваний цыган кале (цыг. чёрные)
- отражающие старинное представление о них, как о выходцах из Египта
- искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»)
Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В СССР в 1930-е годы в основу литературной нормы цыганского языка был положен диалект русских цыган. В мире, как правило, для межэтнического общения используется диалект кэлдэрари, как наиболее широко рассеянной группы, с вкраплением слов из других диалектов.
Культура цыган…
Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз, фламенко).
Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников — уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство — в России, Украине, Словакии.
При всём разнообразии цыганской культуры у разных этнических групп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.
Родословные и этнические группы цыган…
Можно выделить шесть основных ветвей цыган.
Три западных:
- Рома, основная территория проживания — страны бывшего СССР Западная и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома), кишиневцы, которые просят на вокзалах
- Синти, проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
- Иберийские (цыгане), проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.
И три восточных:
- Люли, основная территория проживания — Средняя Азия, Пакистан, Афганистан.
- Лом (известные в основном, как боша или поша), проживающие на Кавказе и севере Турции.
- Дом, проживающие в арабоязычных странах и Израиле.
Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале, балканские хораханэ.
В Европе существует ряд этнографических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения — в частности, ирландские трэвеллерс, центральноевропейские ениши. Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.
Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн. и даже 10—12 млн. человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган.
источник
Многие до сих пор считают, что слово «цыгане» происходит от греческого слова «ατσίγγανος» — «неприкасаемый». Однако на самом деле атигганос, упоминаемые в житии Георгия Афонского это вовсе не народ, а одна из многочисленных еретических сект, наводнивших Византию в XI столетии.
На самом же деле слово «цыгане» происходит от еврейского слова צוענים (цоганим, в единственном числе – цоган), что совпадает с от названием города Цоан в Древнем Египте, который мы с вами знаем под асовременным рабским именем Сан эль-Хагар. Дело в том, что древние евреи почему-то считали, что цыгане пришли к ним не из Индии, как полагают современные учёные, а из дельты Нила.
Собственно говоря, одно другого не исключает. цыгане могли переселиться из Индии сначала в Египет, а когда начались арабские завоевания, они откочевали на территорию Византии и осели на Балканах.
Во многих европейских языках цыгане также называются египтянами или различными производными от этого слова. Так, Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое испанское gitanos) или tsiganes (заимствование от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), немцы — Zigeuner, итальянцы — zingari, голландцы — zigeuners, венгры — cigány или fáraók népe («фараоново племя»), азербайджанцы — qaraçılar («чёрные»), грузины — ბოშები (бошеби), армяне — Գնչուներ (гнчунер), боша, финны — mustalaiset («чёрные»), казахи — долы,сығандар, узбеки — люли, сигонлар, баски — erromintxela, ijitoak; албанцы — jevgjit («египтяне»); персы — کولی (коли́); литовцы — čigonai; латыши — čigāni; болгары — цигани; эстонцы — mustlased (от «Must» — чёрный), китайцы — 罗姆人.
Считается также, что сами цыгане называют себя словом «рома». Правда, так называют себя лишь цыгане Восточной Европы. Слово это происходит от самоназвания Византии – во времена своего существования византийцы не знали, что их империя называется Византией и называли её Βασιλεία Ῥωμαίων (Василейя Ромайон), то есть Царство Римское. После же падения этой империи цыгане, жившие на её территории и оказавшиеся под турками, стали утверждать, что они являются гражданами этой уже несуществующей страны. Отсюда и возникло их самоназвание.
Оказавшись под турками, ромалэ показали себя полезнейшими коллаборационистами. Они снабжали подковами всю турецкую кавалерию. За это народы, воевавшие с турками за свою независимость, люто ненавидели цыган, и валашский князь Влад III Цепеш, более известный как Дракула, с удовольствием сажал их на кол. Не любили цыган и в оккупированной Болгарии. Не любят их там и до сих пор – последние антицыганские выступления болгар произошли осенью 2011 года. Протестующие требовали поголовной высылки цыган из страны. Случаются цыганские погромы также в Венгрии и Словакии.
А когда в 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; и земли будущей Румынии отошли под её контроль, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами: каждый цыган стал принадлежать хозяину той земли, на которой его застиг этот указ. Кроме цыган рабами стали ногайцы и буджакские татары, которые до этого сами продавали в рабство валахов, молдаван и прочих мамалыжников.
Рабство в Валахии и Молдавии продержалось до 1864 года и было отменено по настоянию Александра II. После отмены рабства в Объединённом княжестве Валахии и Молдавии, с 1881 года названого Румынией, свободу получили не менее 250 тысяч цыган. Оказавшись на свободе они тут же занялись мошенничеством и конокрадством по примеру их западноевропейских сородичей. После отмены рабства началась активная эмиграция цыган из Валахии в Россию. Правда, в Малороссии встречались они и до этого – самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям – купцам и мещанам. В XIX столетии в России возникает мода на цыганские песни. Появилась она после того, как ещё в 1774 году граф Алексей Орлов-Чесменский выписал в Москву из Валахии первую цыганскую капеллу. В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.
Многие рестораны заводят у себя цыганские ансамбли. Правда, в большинстве из них пели отнюдь не цыгане, а переодетые в них евреи, которые, выдавая себя за цыган, проникали таким образом из-за черты оседлости в центральнорусские города.
К концу 20-х годов советские власти совместно с «активистами» из числа живших в городах цыганских актёров попыталось предпринять ряд мер по «советизации» цыган. Тогда же были сделаны безуспешные попытки открыть цыганские педагогические техникумы и школы-интернаты. Более успешными предприятиями были цыганские колхозы. В 1931 году в Москве был создан цыганский театр «Ромэн». На цыганском языке печатались журналы «Романи зоря» («Цыганская звезда») и «Небо дром» («Новый путь»). Однако в 1933 году печатные издания пришлось закрыть — народ, презирающий грамоту, так и не захотел учиться читать.
Во время войны цыган брали в армию на общих основаниях, а один из них – Тимофей Прокофьев – даже стал Героем Советского Союза. Правда, фронтовик вспоминают их в основном как пьяниц, разгильдяев и дезертиров. дело в том, что слово «халадо», то есть «солдат», «служивый», произнося с пренебрежительной интонацией. Не цыганское это дело – служить. Цыганский ветеран обычно избегал митингов и обходил стороной редакции газет. Он знал, что в глазах соплеменников его героизм на войне имеет меньшую цену, чем воровская удача.
Примером цыганского героизма служит такой вот рассказ цыганского ветерана: « А я едва окопчик отрою – голову вниз суну. Зад снаружи торчит. «Ну и пусть, – думаю, – ранят. Не жалко. Главное голову сберечь». Патроны нам по счёту давали. Кто все расстрелял — тот и герой. Вот лежу я булой кверху и палю почём зря. Гак до конца и провоевал!».
Немцы подвергали цыган жестоким преследованиям. Для начала они разработали несложный способ стерилизации женщин — укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, приводившему к заражению крови и смерти. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР началось массовое уничтожение цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР. Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве, активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана распоряжением министра внутренних дел режима усташей А. Артуковича в августе 1941 года для уничтожения сербов, евреев и цыган. Евреев перед уничтожением концентрировали в гетто. С цыганами так поступали редко. Обычно их расстреливали сразу после ареста, не давая шанса на побег.
После указа Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» от 5 октября 1956 года, начинается вторая волна оседания русских цыган. Около 90% цыган, проживавших на территории бывшего СССР, к 1991 году осели. Тем не менее, даже сейчас, например, на Украине, 75% цыган в возрасте до 30 лет остаются неграмотными.
Основой цыганского сообщества является так называемый табор, хотя в современных условиях зачастую он уже не является табором в прямом смысле. Теперь это нечто вроде определенного клана, объединяющего или одну, или несколько семей в крепкую, вертикально интегрированную структуру, во главе которой стоит барон.
Правоохранители отмечают резкое ужесточение цыганских преступных групп. Убивают они и чужих, и своих. За квартиры убивают без колебаний, еще и проявляя при этом незаурядную изобретательность.
В обществе цыган до сих пор воспринимают как мелких воришек или мошенников. Однако цыганская преступность становится все более разветвленной, жестокой и разнонаправленной. Немало цыганских семейств замешано в наркобизнесе, торговле оружием, людьми и превратились в настоящие мафиозные кланы.
Торгуют цыгане преимущественно ацетилированным опием и коноплей, хотя встречаются и героин, и амфетамины. Замечено также рост интереса цыган и к торговле людьми и нелегальной эмиграции.
Близкородственные и клановые отношения позволили им так выстроить схему сбыта наркотиков, что она практически нечувствительна к действиям правоохранительных органов. Непосредственно розничной торговлей наркотиками занимаются у них люди нецыганской внешности – как правило, украденные в раннем возрасте славянские дети.
Детей цыгане воруют ничуть не меньше, чем в прежние времена, и в любом таборе можно встретить светлокожего ребёнка.
Западноевропейские цыгане называют себя не Рома, а Кале, что в переводе с их языка означает «чёрные». Так называли они себя не всегда – в прежние времена их самоназванием было слово «магуш» – люди. Некоторые цыгане во Франции до сих пор называют себя этим словом.
Слишком толерантное отношение европейских властей к национальным меньшинствам привело к взрыву цыганской преступности и в Европе. Западная пресса любит рассказывать только о бедности цыган, предпочитая истолковать их обычно криминальный образ жизни только нетерпимостью автохтонного населения к ним. Однако во времена Саркози, который сам, по некоторым сведениям имеет цыганские корни, цыган из Франции депортировали эшелонами.
Самыми же древними цыганами являются цыгане среднеазиатские, называющие себя словом «мугат». Окружающие народы называют их люлями, а сами цыгане-рома – люляйками, не считая их при этом за родственников, не понимают их языка, не вступают с ними в браки. Их даже раздражает, что русские видят в люлях цыган.
Согласно таджикской легенде у одних бедных родителей были сын Лю и дочь Ли (имена явно китайские), которых те, спасаясь от преследований завоевателей, потеряли. Осиротевшие брат с сестрой отправились на поиски родителей, решили идти разными путями. Спустя много лет они встретились уже взрослыми и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, их детей и детей их детей. Так появился народ люли. В персидском же словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».
Образовательный уровень люлей традиционно низок, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Средний их уровень жизни крайне беден, хотя есть среди них и отдельные представители среднего класса. После распада СССР люли часто посещают Россию, где занимаются нищенством и разного рода низкоквалифицированным трудом.
Люли называют себя мусульманами. Выражается это в том, что подаяние они просят не у церквей, а у мечетей. Корана они не видели в глаза, а из всех молитв знают лишь «Бисмилля ар-Рахман иль-Рахим». Правда, есть у люлей свои мечети, где муллами служат сами люли.
Как бы плохо ни жили таджики, люли в Таджикистане живут ещё хуже.
Но даже среди этих недоцыган есть свои недоцигане – это парья – цыгане, происходящие из Афганистана и самой Индии. Люли называют их словом «мазанг». Парья же в свою очередь называют словом «мазанг» люлей, а к себе это название не применяют. Язык парья — это индоарийский язык, занимает промежуточное положение между хинди и современными цыганскими языками. Обитают парья в приграничных районах между Таджикистаном и Узбекистаном.
Однако несмотря на все эти различия, и рома, и кали, и люли и даже парья имеют общую генетику, что позволяет всех их объединить под одним общим понятием «цыгане». 60% цыган являются носителями гаплогруппы H, распространённой с доарийских времён в Южной Индии. Конечно, у разных групп есть крупные примеси славянской, балканской, узбекской и даже еврейской крови, но общей картины это не меняет.
Подмосковные люли-гастарбайтеры
источник
Согласно мнениям некоторых исследователей, а также устной цыганской традиции, первые цыгане появились в Америке вместе с её открывателем Христофором Колумбом.
Говорят, что среди команды Колумбовых кораблей были два матроса цыганского происхождения. Однако эти сведения документально не подтверждаются и остаются на уровне легенд и мифов.
Документально подтверждено присутствие цыган на Карибских островах лишь с 1539 года. Это были испанские кале, высланные во вновь открытые испанские колонии с началом массовых репрессий против цыган в Западной Европе. Начиная с этого времени небольшие группы испанских и португальских цыган (кале и калонс) стали прибывать в Америку более или менее регулярно – одни были переселены насильно, другие прибывали добровольно в поисках более сносной жизни, так как в колониях преследований цыган или не было вовсе, или они носили более лёгкий характер. В Бразилии в архивах Рио-де-Жанейро сохранились даже документы о португальских цыганах, занимавшихся торговлей африканскими рабами.
Но настоящее массовое переселение европейских цыган в страны Латинской Америки (и Америки вообще) началось только после уничтожения испанского и португальского колониального господства на южноамериканском континенте и возникновения новых независимых государств – в основном во второй половине 19-го века и в начале 20-го века. Прежде всего, это были кэлдэрары (называемые у нас временами котлярами) из Румынии Австро-Венгрии, Сербии и Греции, которые, прежде чем попасть в Латинскую Америку, прошли через многие страны Европы и, главное, через Россию. Затем это были мачвая из Сербии и многие влашско-цыганские группы из Черногории мусульманского вероисповедания, которые в местах своего нового обитания стали называться хораханэ. В миграционный поток были вовлечены также румыноязычные цыгане бэяши, или рудары (которые в странах Латинской Америки называются также лудары). Многие из них прибыли тоже через другие страны Европы, в основном через Сербию. Вместе с кэлдэрарами уже в начале 20-го века сюда переселились и некоторое количество ловаров. И за весь исторический период существования сначала испанских и португальских колоний, а затем и независимых государств, в Латинскую Америку переселялись испанские и португальские цыгане, причём этот процесс продолжается и до нашего времени.
Вот как представляется картина жизни цыган по отдельным странам Латинской Америки.
По оценкам представителей цыганской общественности, в настоящее время в Аргентине живут от 100 000 до 300 000 цыган. Они обитают по всей территории страны, но больше всего их в столице Буэнос-Айресе (по-цыгански Буносари) и таких крупных городах, как Кордова и Тукуман.
Первыми в Аргентину переселились кэлдэрары нации сэрбияя. Это произошло между 1880 и 1890 годами. Сначала они занимались традиционной для этой группы работой – лужением металлической посуды, выделкой медной посуды и иногда торговлей лошадьми. С течением времени, когда спрос на изделия и работу ремесленников упал (а это было в 30-е годы прошлого века), они стали заниматься – и весьма успешно – торговлей автомобилями, создав мелкие фирмы по купле-продаже новых и подержанных автомашин. Некоторые достигли весьма внушительного благосостояния. Автомобильный бизнес является основным источником пропитания для этих цыган по сей день.
Особенно преуспели в этом бизнесе кэлдэрары грекуря, которые появились в Аргентине в начале 20-го века. За одну сделку некоторые из них продают по 50-60 автомобилей, причём сеть их фирм существует по всей стране – сделка может быть совершена на крайнем юге страны, а товар вручается в городе за несколько тысяч километров. При этом цыганские торговцы автомашинами известны своей обязательностью и честностью.
Кэлдэрары молдовая, которые прибыли в Аргентину между 1900 и 1920 годами, частью занимаются автомобильным бизнесом, частью же известны как специалисты по ремонту водопроводной аппаратуры. Цыганский язык в их среде сохраняется несколько хуже, чем у остальных групп кэлдэраров, хотя они придерживаются тех же традиций и культурных ориентиров, как и остальные кэлдэрарские группы. В семье часто они разговаривают на смеси кэлдэрарского диалекта с местным испанским.
Кэлдэрары ррусуря (т.е. «русские») прибыли в страну в начале 20-го века, пройдя долгий путь из России через Швецию и Францию. Основные занятия, кроме торговли автомобилями, — ремонт металлоизделий, лужение. В их среде очень хорошо сохраняются не только традиционная культура (включая песенный фольклор, иногда русско-цыганского происхождения), но и язык. В диалекте масса русских заимствований (даже такие слова, как, например, давай, и так далее), хотя русского языка они, конечно, уже не помнят. Из этой группы происходит самый известный общественный и культурный деятель цыган Латинской Америки Хорхе Бернал, или по-цыгански Лоля ле Йоноско.
Все кэлдэрары, правда в разной степени в зависимости от группы, сохраняют такие фундаментальные ценности своей старой культуры, как роль женщины в семье и сообществе, концепция ритуальной чистоты/нечистоты (пэкэлимос, маґримос), традиционный этикет, разрешение конфликтов в цыганском третейском суде (крис) и т.д.
Румыноязычные бэяши (рудары) занимают нижнюю ступень в иерархии цыганских групп в Аргентине. Они по профессии в основном водители такси или автобусов общественного транспорта, торговцы вразнос, фотографы и т.д. Несмотря на родной румынский язык (который в последнее время активно вытесняется испанским), сохраняют некоторые цыганские традиции – в частности, концепцию чистоты/нечистоты, которая в их румынском диалекте называется спуркат. Интереснее всего то, что их женщины одеваются так же, как и кэлдэрарские.
Испаноязычные испанские цыгане кале делятся на аргентинских старожилов и относительно недавно прибывших из Испании. Вторая группа, проживающая в основном в Буэнос-Айресе, совершенно перешла на испанский язык (причём в иберийском варианте), а среди «чисто» аргентинских кале ещё кое-где сохраняется жаргон с испанской грамматикой и некоторыми цыганскими словами. «Испанские» кале занимаются торговлей текстилем, «аргентинские» имеют мелкие строительные фирмы. Интересно, что обе эти группы не вступают между собой в браки.
Около 5% процентов аргентинских цыган ещё ведут кочевой образ жизни, передвигаясь по стране в старых автомобилях и разбивая палатки в специально выделенных для этого местах. Проблема школьного образования стоит довольно остро, хотя некоторые цыгане получают не только среднее, но и высшее образование. Среди аргентинских цыган довольно много инженеров и юристов.
В Бразилии, по оценкам цыганских активистов, живут от 500 000 до 800 000 цыган. Самой крупной группой являются португальские по происхождению — калонс, появившиеся в стране ещё в португальские колониальные времена в конце 16-го века. Документ 1808 года показывает, что некоторые из них были придворными артистами при дворе наместника короля Португалии. Их потомки до сих пор живут в Рио-де-Жанейро, поддерживая связи с соплеменниками по всей огромной территории страны. Кочевые калонс в основном принимают участие как артисты-профессионалы в различных местных праздниках, таким образом зарабатывая себе на пропитание. Женщины и во время этих праздников, и в остальное время гадают, причём часто на улицах больших городов.
Оседлые калонс живут в основном в таких городах, как Минас Жерайс, Сан-Паулу и Салвадор. Некоторые получили приличное образование и работают как адвокаты и врачи. Их женщины – профессиональные исполнительницы старинных португальских песен фаду, которые они принесли с собой ещё из Португалии. Мужчины-артисты известны как прекрасные инструменталисты-гитаристы (на шестиструнной гитаре), исполняющие и старинные португальские мелодии, и испанское фламенко. Другие оседлые калонс занимаются торговлей золотом, ювелирными изделиями, дорогой парфюмерией. В последнее время всё популярнее становится среди них автомобильный бизнес. Их повседневный язык – жаргон с португальской грамматикой и цыганской лексикой. Этот жаргон сейчас активно вытесняется разговорным португальским языком Бразилии.
Из других цыган в Бразилии многочисленны мачвая, происхoдящие из области Мачва в Сербии, к юго-западу от Белграда. По языку и обычаям они близки к кэлдэрарам, с которыми (так же как и с хораханэ) поддерживают брачные отношения. Основное их занятие – купля-продажа подержанных и новых автомашин. Некоторые получили хорошее образование и работают как адвокаты, медики и инженеры, причём у них наблюдается тенденция скрывать своё цыганское происхождение. У них много родственников в США.
Цыгане хораханэ («турецкие»), основная масса которых живёт в Чили, прибыли в Латинскую Америку, и в Бразилию в частности, около 100 лет тому назад из Черногории и Южной Сербии, где они называют себя гурбэты. Очевидно, название хораханэ возникло в цыганской среде потому, что по прибытии в Америку они исповедовали ислам, который, однако, быстро сменили на христианскую (католическую) веру. Их много в настоящий момент в Италии, откуда часть их переселилась в Латинскую Америку уже в 60-е годы 20-го века. В Америке они очень сблизились по обычаям и занятиям с кэлдэрарами и мачванами, но сохранили свой диалект с огромным количеством сербских заимствований. Некоторая часть их ведёт кочевой образ жизни, другие осели в больших городах, занимаясь автомобильным бизнесом и другими видами торговли.
В стране живут также кэлдэрары различных наций, ловары и бэяши.
В Уругвае живут около 3000 цыган, и их сообщество фактически является продолжением цыганского сообщества Аргентины из-за географической близости двух стран и отсутствия строгого пограничного контроля. Все уругвайские цыгане (в подавляющем большинстве кэлдэрары) имеют родственников в Аргентине.
В Парагвае ещё со времён диктатора Стресснера существует запрет на въезд и пребывание в стране цыган. Предписания относительно въезда сейчас не соблюдаются так строго, однако постоянного цыганского населения в стране нет.
В Чили подавляющее большинство цыганского населения составляют хораханэ рома, о которых уже была речь выше. Чилийские хораханэ сохраняют цыганские традиции лучше, чем их соплеменники в других латиноамериканских странах (женскую одежду, цыганский суд крис, традиционные семейные праздники патива, славy и т.д.).
В культурном отношении они многое переняли от кэлдэраров и мачванов, которые тоже в некотором количестве живут в Чили и котoрых хораханэ называют лэяша. Основное занятие хораханэ – производство изделий из меди (которые их жёны продают на улицах), работа с другими металлами и, конечно же, купля-продажа новых и подержанных автомобилей. Многие ведут кочевой образ жизни. Всего, по оценкам, в Чили живут около 100 000 цыган.
В Колумбии большинство цыганского населения составляют кэлдэрары из вицы болочог и вицы михэешти. Они живут в крупных городах и занимаются работой по металлу и автомобильным бизнесом. Их предки появились в стране на рубеже 19-го и 20-го веков. В 60-е годы 20-го века около 200 семей выехали из-за тяжёлого экономического положения и политических неурядиц в стране в соcеднюю Венесуэлу и в Аргентину.
В Эквадоре живут около 2000 кэлдэраров грекуря, болочог и михэешти, а кроме того, хораханэ и бэяши. Большинство ведут кочевой образ жизни.
На Кубе цыгане кэлдэрары появились в небольшом количестве около 1900 года из США, куда они прибыли из различных стран Европы. В связи с революцией под руководством Фиделя Кастро на рубеже 50-х и 60-х годов 20-го века большинство покинули страну и переехали к родственникам в Колумбию, Венесуэлу и США. В настоящее время число цыган на Кубе не превышает 200 человек. Большинство их смешанного происхождения, сохраняющие, однако, цыганские традиции (в частности, соблюдают похоронный обряд и поминовение – помана) и цыганское самосознание. Язык почти вымер, у молодёжи сохраняются только слова, относящиеся к традиционному цыганскому быту. В самом начале революционных перемен на Кубе они создали кооператив по обработке металла, однако этот кооператив вскорости был экспроприирован революционными властями. Большинство носят фамилию Куик (Квик) и почти все живут на гаванской окраине Лоутон (Lawton). Взаимоотношения с нецыганским окружающим населением дружеское, поскольку в кубинском обществе не успел сформироваться отрицательный стереотип цыгана.
В Мексике, по различным оценкам, живут около 100 000 цыган, подавляющее большинство которых — кэлдэрары различных наций, имеющие близких родственников в США. Кроме того, здесь живут некоторое количество мачванов и испанских кале. До середины 60-х годов 20-го века кэлдэрары занимались работой по металлу и весьма оригинальным способом заработка – показом кинофильмов на передвижных киноустановках в отдалённых деревнях, где не было не только кинотеатров, но и вообще электричества (киноустановка работала от переносного генератора). Всю киноаппаратуру возили на старых студебеккерах, которые иногда служили и кинозалом. Поэтому такие цыгане назывались местным населением «киношники» (cineros). Сейчас, кроме работы с металлом и вездесущей в Америке торговли автомашинами, цыгане занимаются всем, что дозволяют традиции – среди них много таксистов, водителей автобусов, фотографов, есть адвокаты и медики.
Около 300 цыган кэлдэраров — выходцев из Мексики живут в Гондурасе, где они занимаются, кроме работы с металлом, торговлей крупным рогатым скотом.
В остальных странах Латинской Америки число цыган незначительно и составляет в каждой стране от нескольких десятков до сотни человек.
Так как цыгане прибыли в Америку из православных стран, то громадное их большинство (кроме хораханэ, о чём уже было написано выше) было православными. С течением времени под влиянием окружающего населения многие (но не все!) перешли в католицизм. С середины 50-х годов 20-го века особый размах получило среди цыган Латинской Америки движение пятидесятников, которые использовали и в проповедях, и в богослужениях цыганский язык и некоторые психологические особенности цыган. В настоящее время большинство цыган Латинской Америки принадлежат к пятидесятнической самостоятельной «цыганской церкви» (рромайи кхангэри) с цыганскими священослужителями. Эта церковь, по сути, является одной из форм самоорганизации цыган.
Первая светская цыганская культурная организация была создана в 1987 году в Бразилии – Центр цыганских исследований (Centro de Estudios Ciganos). В 1989 году эта организация имелa уже филиал в Аргентине, который через два года превратился в самостоятельный Культурный центр «Сан Мартин» (Centro Cultural San Martin), а чуть позже в общественно-культурную организацию «Народо романо» (Narodo Romano), которая продолжительное время не была легализована, пока не переменила название на «Культурная цыганская идентичность» (Identidad Cultural Romani). В 2000 году в Колумбии возникает общественно-культурная организация «Прором», и в том же году в Эквадоре – «Асором». Наконец, в 2001 году в столице Эквадора городе Кито все цыганские организации Северной и Южной (Латинской) Америки объединились в одну организацию, название которой в русском переводе звучит как «Совет цыганских организаций и кумпаний Америк» (цыганское сокращение SKOKRA – СКОКРА, по-испански Consejo de Organizaciones y Kumpeniyi Rom de las Americas). В Аргентине существует радиостанция, вещающая по-цыгански — «Наш голос» – «Амаро гласо» (Amaro Glaso).
Лев Черенков
(В очерке использованы материалы, любезно предоставленные Хорхе Берналом – Лоля ле Йоноско из Буэнос-Айреса, Аргентина)
источник
Распространён по всему миру среди цыган
rom — цыганский (общий)
rmn — балканских цыган
rml — балтийских цыган
rmc — карпатских цыган
rmf — финских цыган
rmo — синти
rmr — испанских цыган
rmy — румынских цыган
rmw — валлийских цыган
Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками.
Основные черты цыганского языка в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: ṭ > r, ḍ > r, ḍh > r, ṣ > s, ṣṭ > št, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии цыганского языка: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винительного падежа, появление сложных форм будущего времени и др.
Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.
Цыгане обычно используют письменность тех народов, среди которых живут. Так цыгане СССР с 1927 года использовали алфавит на основе русского с добавлением буквы Ґ ґ и с вычетом букв Щ щ и ъ (диалект русских цыган). В бывшей Югославии использовался алфавит на латинской основе: A a, Ä ä, B b, C c, Č č, Kj kj, D d, Gj gj, Dž dž, E e, F f, G g, H h, X x, I i, J j, K k, L l, Lj lj, M m, N n, Nj nj, O o, P p, Q q, R r, S s, Š š, T t, U u, V v, Z z, Ž ž.
Немало изданий на цыганском языке опубликовано в России до Второй мировой войны (см. РОМАНО КАТАЛОГО [1] (Список изданий на цыганском языке 1928—1938 гг., хранящихся в Российской государственной библиотеке)).
Цыганский алфавит диалекта русских цыган [2]
А а | Б б | В в | Г г | Ґ ґ | Д д | Е е | Ё ё |
Ж ж | З з | И и | Й й | К к | Л л | М м | Н н |
О о | П п | Р р | С с | Т т | У у | Ф ф | Х х |
Ц ц | Ч ч | Ш ш | Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
Цыганский алфавит кэлдэрарского диалекта [3]
А а | Б б | В в | Г г | Ғ ғ | Д д | Е е | Ё ё | Ж ж |
З з | И и | Й й | К к | Кх кх | Л л | М м | Н н | О о |
П п | Пх пх | Р р | Рр рр | С с | Т т | Тх тх | У у | Ф ф |
Х х | Ц ц | Ч ч | Ш ш | Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
Существительные в цыганском языке склоняются по семи падежам:
- именительный
- винительный
- дательный
- отложительный
- притяжательный
- творительный
- звательный
Местоимения имеют только шесть падежей (отсутствует звательный).
Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-о», «-ё», «-ибэн/ыбэн», «-ипэн/ыпэн» или нулевое. Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-ы», «-и» или нулевое.
Склонение прилагательных зависит от того, относятся ли они к существительному или находятся в предложении сами по себе.
Склонение существительного зависит не только от рода и окончания, но также от того, обозначает ли оно одушевлённый или неодушевлённый предмет и является родным или заимствованным.
Почти все существительные, обозначающие абстрактные понятия, мужского рода.
Отсутствует неопределённая форма глагола, у глагола четыре временных формы (две прошедших, одна будущая и одна для настоящего + будущего совершенного времени).
Система склонений и падежей позволяет ставить слова в предложении в почти любом порядке.
Активность использования артикля разнится от диалекта к диалекту: он почти не используется в диалекте русских цыган и состоящих с ним в ближайшем родстве, и активно используется в диалектах балканских и западноевропейских цыган.
На территории Восточной Европы (в том числе России) наибольшее распространение имеют следующие диалекты:
- котлярский (кэлдэрарский) — довольно консервативен, в лексике высок процент заимствований из румынского языка, заметно влияние русского языка.
- ловарский (карпато-цыганский) — в лексике повышенный процент заимствований из венгерского и румынского языков.
- русско-ромский (севернорусский) — в значительной степени подвергся креолизации; синтаксис и словообразование перестроились под влиянием русского языка, артикль почти не используется. Часто используются префиксы и частицы русского происхождения. Много заимствований из польского и немецкого языков. Находится в родстве с диалектами польских, чешских, словацких, литовских цыган, а также цыган-синти.
На территории Западной Европы существует несколько диалектов цыганского языка.
Цыгане синти говорят на диалекте, родственном диалектам русских и прибалтийских цыган, но с заимствованиями преимущественно из немецкого и французского.
Свои диалекты у различных британских цыган.
В связи с активными миграциями цыган из Румынии, а также ловарей, активно используются кэлдэрарский и близкие к нему диалекты, а также ловарский диалект.
Цыгане, проживающие в Стране басков, говорят на креольском языке эрроминчела, основанном на баскской грамматике и преимущественно цыганской (кэлдэрарской) лексике.
Существует также цыганское наддиалектное койне, khetani romani, на котором, в частности, пишутся статьи в цыганской Википедии. Ввиду большой степени расхождения между диалектами khetani romani не отражает особенностей живой цыганской речи и используется преимущественно для написания коротких публикаций пропагандистского характера или письменного (редко — живого) общения между представителями разных цыганских групп. Большое влияние на khetani romani оказал кэлдэрарский диалект, ввиду распространённости кэлдэраров по миру.
Цыганский язык используется преимущественно как разговорный. Тем не менее, существует ряд произведений, созданных на цыганском языке.
В литературе на цыганском писали (и пишут) Матео Максимов, Папуша, Лекса Мануш, Георгий Цветков, Вальдемар Калинин, Миха Козимиренко, Михал Мижидар и ряд других, менее известных авторов.
Для литературы на цыганском языке характерно преобладание поэзии и малых форм. Причиной является, по видимости, то, что сочинение стихов является привычным, традиционным народным развлечением, в то время как написание прозаических произведений требует определённой литературной подготовки.
В драматургии на цыганском языке играют спектакли в театре «Пралипэ». Также, в первом цыганском театре Николая Шишкина оперетты ставились на цыганском.
В кинематографе известность получили только два режиссёра, снимающих фильмы на цыганском языке: Тони Гатлиф и Эмир Кустурица. На цыганском языке сняты такие фильмы, как «Время цыган», «Чёрная кошка, белый кот», «Странный чужак», «Добрый путь», «Везунчик», «Изгнанники».
Несмотря на широкое распространение цыганского языка в бывшем СССР, работы, посвящённые этому языку (в основном севернорусскому диалекту), немногочисленны.
В начале 20 века подробное исследование по севернорусскому диалекту опубликовал П. С. Патканов (Истомин). В 1930-е гг. вышел словарь севернорусского диалекта под редакцией М. В. Сергиевского и А. П. Баранникова.
В результате репрессий 1930-х гг. исследования цыганского языка в СССР свёрнуты и возобновлены в 1960-е гг, когда началась политика поощрения перехода цыган к оседлому образу жизни. Исследования по диалектологии цыганского языка в целом и по севернорусскому диалекту в частности публикуют Т. В. Вентцель и Л. Н. Черенков [4] .
В 1980-е гг. появляется пока единственный в СССР словарь кэлдэрарского диалекта П. С. Деметера и Р. С. Деметер под редакцией Л. Н. Черенкова. Посмертно опубликовано исследование И. М. Андрониковой «Язык цыганский весь в загадках». В 2001 году вышел словарь ловарьского диалекта, составленный цыганским поэтом Г. Н. Цветковым.
В настоящее время работы, посвящённые цыганскому языку, публикуют Ф. А. Елоева [5] , А. Ю. Русаков [6] , В. Г. Торопов, В. В. Шаповал, Г. Н. Цветков и М. В. Смирнова-Сеславинская. Блог, заметная часть материалов которого посвящена цыганскому языку и культуре, ведёт московская журналистка Л. М. Мазикина.
За рубежом изучение цыганского языка начинается с 16 века, когда появляется первый список цыганских слов.
В настоящее время исследования цыганского языка за рубежом в основном посвящены кэлдэрарско-ловарским диалектам, на основе которых предпринимаются попытки сформировать стандартный цыганский язык, однако есть исследования и по другим диалектам.
Значительный вклад в изучение цыганского языка внесли чешский лингвист М. Хюбшманнова, канадский писатель и лингвист Рональд Ли, македонец Круме Кепески.
Шаблон:Румыния: 433 000 : 405 000
Шаблон:Болгария: 350 000
Шаблон:Сербия: 350 000
Шаблон:Словакия: 300 000
Шаблон:Турция: 280 000
Шаблон:Венгрия: 260 000
Республика Македония: 215 000
Флаг Франции: 215 000
Шаблон:Греция: 160 000
Шаблон:Чехия: 140 000
источник