Меню Рубрики

Как собрать бак посев кала у ребенка

Анализ на кишечную группу — популярное исследование. Его назначают как для диагностики острых заболеваний, так и с целью выявления скрытого течения у носителей болезни. Когда у взрослого человека или ребенка появляется понос, температура, боли в животе, рвота, то поставить диагноз только на основании клиники невозможно, поскольку многие кишечные инфекции протекают с похожими симптомами.

Кроме того, для назначения оптимального противобактериального лечения необходимо знать конкретный возбудитель заболевания. Согласно существующим инструкциям санитарной службы и Министерства здравоохранения, все люди, работающие на производстве пищевых продуктов или контактирующие с ними при транспортировке, продаже, упаковке, приготовлении пищи, уборке помещения, регулярно проходят анализ на кишечную группу.

Результат отмечается у них в «Санитарной книжке» вместе с заключением врачей. Зачем уделять столько внимания анализу кала, мы постараемся рассказать в статье.

В кишечнике здорового человека спокойно проживают около 500 видов микроорганизмов. Они вполне успешно соседствуют с макроорганизмом, помогают ему выполнять ряд важных функций, сами питаются из кишечного содержимого. Принято разделять по принципу опасности всю флору на 3 вида.

Полезные — в любых условиях поддерживают пищеварение, вырабатывают витамины, обеспечивают иммунитет. Среди них основные:

  • бифидобактерии;
  • бактероиды;
  • лактобактерии;
  • эшерихии;
  • грибы.

Всего таких микроорганизмов 15. Условно патогенные микроорганизмы безвредны, если человек силен и здоров, но в случае падения защитных сил становятся дополнительным агрессивным фактором и способны нанести существенный вред.

  • стафилококки;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • клостридии;
  • грибы рода Кандида.

Патогенные — это возбудители инфекционного заболевания, которых в норме не должно быть, но они могут принимать настолько хорошо защищенные формы, что длительно живут в кишечнике носителя в виде цист. А человек даже не подозревает, что является разносчиком инфекции. К ним относятся:

  • сальмонелла;
  • шигелла;
  • дизентерийная амеба;
  • кишечная трихомонада;
  • балантидий;
  • холерный вибрион и другие.

Если врач назначает анализ кала на кишечную группу, то его в первую очередь интересуют вероятные возбудители болезни. Ведь зная их особенности и поражающие свойства можно:

  • выяснить источник заражения;
  • ограничить распространение очага заболевания;
  • обследовать контактных лиц;
  • назначить курс оптимальной терапии.

Пациент с острым расстройством пищеварения и подозрением на заражение направляется в инфекционное отделение стационарного типа. Дети госпитализируются вместе с мамами. В условиях больницы удается изолировать больного, провести максимально полное обследование и лечение.

Наиболее часто кишечная группа возбудителей проявляется следующими заболеваниями:

  1. Дизентерией — вызывается шигеллой, основной «удар» наносится желудку и толстому кишечнику. Возбудитель отличается хорошей приспособляемостью к условиям внешней среды. Живут в отбросах и фекалиях до двух месяцев. Человек получает инфекцию через грязные руки или зараженные продукты.
  2. Сальмонеллезом — излюбленным местом поражения служит тонкий кишечник. Болезнь сопровождается выраженной интоксикацией. Для маленьких детей — особенно опасна, поскольку вызывает тяжелые осложнения (пневмонию, менингоэнцефалит, общий сепсис). Возбудители делятся на виды, кроме сальмонеллеза, вызывает брюшной тиф заражение фекально-оральным путем, через недостаточно обработанные продукты, грязную воду.
  3. Коли-инфекциями — заболевания, вызываемые разными по серотипу кишечными палочками. Чаще возникают у грудничков. Поражают толстый кишечник. Передаются от носителей или больных взрослых людей при несоблюдении основных правил гигиены и ухода за младенцем.

Эти примеры показывают насколько важно своевременно проводить анализ не только кала, но и продуктов питания, питьевой воды, смывов с рук персонала. Особенно если болезнь выявлена в детских учреждениях.

Для получения достоверных результатов пациента предварительно следует подготовить:

  • рекомендуется 4–5 дней не есть мясных блюд, не принимать алкоголь, питаться только молочными продуктами, кашами, картошкой, белым хлебом;
  • за три дня до сбора кала прекратить прием антибиотиков, слабительных средств, препаратов железа (заранее можно предположить отрицательный результат у пациентов, которые самостоятельно начали лечение антибиотиками), введение ректальных свечей.

К правилам сбора относятся:

  • предупреждение попадания в исследуемый материал посторонних примесей (мочи, крови при менструации у женщин), ребенку нужно дать возможность предварительно помочиться, женщинам применять чистый влагалищный тампон, если нельзя перенести срок анализа;
  • посуду для исследуемого материала нельзя обрабатывать дезинфицирующими средствами (хлоркой), баночку нужно хорошо промыть с мылом и облить кипятком;
  • таким же образом обрабатывается горшок малыша;
  • на доставку в лабораторию отводится не более двух часов, хранение в холодильнике допускает 4 часа отсрочки, чем дольше задержка срока транспортировки, тем менее результативными будут полученные данные, поскольку часть возбудителей погибает.
  • в домашних условиях — в стерильную посуду, по объему следует ориентироваться приблизительно на полную чайную ложку;
  • в инфекционном кабинете или в стационаре берут ректальный мазок тампоном, в положении пациента на боку лаборант вводит стерильный тампон на палочке в прямую кишку на небольшую глубину и проворачивает его, затем сразу помещает в пробирку со специальной средой;
  • у маленького ребенка можно взять материал непосредственно с памперса.

Для более вероятного результата на исследование берут три пробы кала. Все применяемые методики относятся к виду «инвитро», что означает «на стекле». Другая возможность «in vivo», проводимая с помощью заражения животных, в данном случае не нужна.

Собранный материал в небольшом количестве помещают на 4–5 дней на питательную среду. Здесь вырастают колонии, из которых можно приготовить мазок на кишечную группу даже при очень малом количестве микроорганизмов.

Квалифицированные бактериологи способны выявить патологические возбудители, ориентируясь на внешний вид, подвижность под микроскопом. Метод называется бактериоскопией.

источник

Бактериологический посев кала (бак посев) – это биологическое исследование испражнений, которое определяет состав и примерное количество микроорганизмов, обитающих в кишечнике человека. Для этого используется внесение частиц кала на разные питательные среды, на которых растут 3 группы микроорганизмов: нормальные (необходимы для переваривания пищи), условно-патогенные (изменяют свои свойства нормальных) и патогенные (болезнетворные). Одновременно можно установить чувствительность болезнетворных бактерий и к антибиотикам и бактериофагам.

Группы микроорганизмов кишечника:

  • Нормальные бактерии – бифидобактерии, молочнокислые (лактобактерии) и кишечная палочка, имеющая типичные свойства, бактероиды;
  • Условно патогенные бактерии – энтеробактерии, клостридии, анаэробные и неферментирующие бактерии;
  • Патогенные бактерии – атипичная кишечная палочка, имеющая гемолитические или ферментативные свойства, стафилококки, грибки рода кандида (дрожжевые), шигеллы, патогенные сальмонеллы, протей, синегнойная палочка.

Бакпосев кала устанавливает состав и количество кишечной микрофлоры. Другое название исследования – кал на дисбиоз или кал на кишечную группу.

Анализ состоит из двух этапов. На первом специально приготовленный мазок рассматривают в микроскоп, при этом обнаруживаются бактерии. Их помещают в питательные среды, которые стандартизованы (проще говоря, давно известно, какие микроорганизмы в каких средах развиваются лучше всего).

Лабораторную посуду со средами и посевом помещают в термостат, имитирующий температуру и влажность человеческого тела. В термостате среды находятся до 7 дней. Время необходимо для того, чтобы все внесенные бактерии успели размножиться и образовать колонии (колония – потомки одной бактерии). По истечении этого срока подсчитывают количество выросших бактерий и колоний.

Некоторые среды изначально содержат антибиотики или бактериофаги. Сравнивая количество колоний, выросших на обычной питательной среде и содержащей антибиотики, можно узнать, какие лекарства способны существенно уменьшить рост бактерий. Так определяется чувствительность к антибиотикам.

По результату можно судить о том, бактерии какой группы преобладают в кишечнике конкретного человека и насколько изменена нормальная микрофлора.

От качества сбора материала зависит достоверность анализа, поэтому все пункты нужно тщательно выполнять. Смысл всех действий – стерильность, чтобы в материал не попали бактерии, всегда находящиеся во внешней среде и не имеющие отношения к человеку.

При подготовке требуется соблюдать такие условия:

  • За 2-е суток прекратить прием препаратов, содержащих висмут (Де-нол, Викаир, Викалин, Вентрисол, Бисмофальк и подобных) и железо (Тардиферон, Ферроплект, Феррум-лек);
  • дождаться естественного акта дефекации, при необходимости перенеся дату сдачи материала;
  • если какие-то лекарства нужно принимать ежедневно, сообщить об этом врачу и лаборанту.

Чего делать ни в коем случае нельзя:

  • использовать слабительные, их применение искажает результат;
  • использовать свечи, даже глицериновые;
  • ставить клизму, микроклизмы (Микролакс, Норгалакс) в том числе.

Для сбора кала в аптеках имеются разовые стерильные контейнеры с ложечкой. Самый дорогой стоит до 10 рублей, есть и намного дешевле. Контейнер не должен содержать ни жидкости, ни консерванта (провизору просто сказать, что для анализа на дисбиоз). Хорошие лаборатории выдают такие контейнеры при обращении, внося стоимость в цену анализа.

Использовать другую посуду – баночки из-под детского питания и прочее – нежелательно, так как даже кипячение не обеспечивает стерильность. В домашних условиях добиться стерильности, необходимой для лабораторной посуды, невозможно.

  1. Для сбора материала использовать чистое сухое судно – для лежачих. Для ходячих – поместить в унитаз новый полиэтиленовый пакет так, чтобы пакет закрывал всю поверхность. Для детей – подстелить чистую пеленку, с подгузника брать нельзя (подгузник и тем более памперс впитывает жидкость).
  2. После дефекации открыть контейнер, достать ложечку (прикреплена к крышке), ничего не касаясь внутри контейнера.
  3. Собрать ложечкой материал из середины, не касаясь краев.
  4. Заполнить контейнер не больше чем на одну треть.
  5. Завинтить крышку.
  6. Нанести на контейнер четкую надпись: фамилия и инициалы, год рождения, дата и время сбора материала (некоторые лаборатории требуют номер направления).

Контейнер с материалом должен быть доставлен в лабораторию в течение 3-х часов. Если привезти позже, лаборатория просто не примет, поскольку анализ не может быть достоверным.

В пути желательно избегать попадания прямого солнечного света и перегревания. Лучше всего поместить контейнер, обернутый полиэтиленовым пакетом, в сумку или портфель. Нельзя ставить его на переднюю панель автомобиля, держать у печки или носить под шубой. Зимой достаточно той температуры, что есть в сумке или портфеле, укутывать не надо.

Некоторые лаборатории допускают прием материала через 8 часов, если он хранился в холодильнике. Это нужно уточнить в лаборатории.

Полную оценку дает врач, приведенные ниже данные – ориентировочные.

Бланк каждой лаборатории содержит нормальные средние или референсные значения, с ними сравнивают полученные показатели.

Референсные значения находятся в пределах:

  • типичная кишечная палочка – от 10 7 до 10 8 ;
  • палочки лактозонегативные – менее 10 5 ;
  • кишечная палочка гемолитическая – отсутствует;
  • протей – менее 10 2 ;
  • энтеробактерии условно-патогенные – менее 10 4 ;
  • бактерии неферментирующие – до 10 4 ;
  • энтерококки – до 10 8 ;
  • гемолитический стафилококк – отсутствует;
  • стафилококки прочие (сапрофитные) – до 10 4 ;
  • бифидобактерии – до 10 10 ;
  • лактобактерии – до 10 7 ;
  • бактероиды (нормальные обитатели) – до 10 7 ;
  • клостридии – не более 10 5 ;
  • дрожжевые грибки – менее 10 3 .

Гастроэнтерологи выделяют 3 степени тяжести дисбиоза:

  • Первая степень. Снижение количества лакто- и бифидобактерий на 1-2 порядка в сочетании с появлением кишечной палочки измененных форм (гемолитические, лактозонегативные);
  • Вторая степень. Значительное повышение количества условно-патогенных бактерий (до 10 5 колониеобразующих на грамм);
  • Третья степень. Высокое содержание условно-патогенных и болезнетворных бактерий.

Конкретное лечение назначает врач в зависимости от клинической картины и результатов обследования. Общие принципы такие:

  • удаление причины, вызывавшей дисбиоз – отмена антибиотиков или уничтожение инфекционного агента;
  • дробное питание отварной протертой пищей;
  • исключение алкоголя, жирного и жареного, копченостей и маринадов;
  • ежедневное употребление кисломолочных продуктов;
  • назначение лекарств для восстановления нормальной микрофлоры: пробиотиков (сухие или сорбированные штаммы бактерий), пребиотиков (питательные вещества для нормальной микрофлоры) и синбиотиков (содержат оба компонента).

Бакпосев кала быстро дает ответ на вопрос, почему нарушено пищеварение и как это исправить.

источник

Дисбактериоз кишечника – один из самых частых диагнозов, которые ставят при изменении стула у грудничков. Некоторые специалисты считают, что это – корень всех расстройств пищеварения. Дисбактериозом называется изменение состава естественной микрофлоры кишечника, состояние, при котором нарушается процесс пищеварения в кишечнике. В статье мы расскажем, когда и как сдавать анализ на дисбактериоз у грудничка, какие существуют правила сбора и что показывает анализ.

Желудочно-кишечный тракт практически бездействует, пока плод живет в утробе матери. Все необходимые вещества поступают через пуповину. У новорожденного кишечник пока стерилен. С первым глотком материнского молока кишечник перестает быть необитаемым, а введение прикормов и смесей месяц за месяцем дополняет разнообразие бактерий новыми видами. Ребенок берет в рот почти все, что видит – так он познает этот мир. В годовалом возрасте микрофлора кишечника имеет практически тот же состав, что и микрофлора у взрослого. Но сам процесс адаптации системы пищеварения у ребенка до года может проходить по-разному.

В норме в кишечнике по соседству обитают более 500 видов микробов, которые для удобства разделяются на 3 группы:

  • Облигатная или обязательная флора (90%), в которую входят основные полезные микробы (бифидобактерии, лактобактерии и бактероиды).
  • Условно-патогенные бактерии, которые составляют около 10% микрофлоры и, оставаясь в таком количестве, не наносят вреда организму.
  • Промежуточная группа т.н. «случайных» бактерий, (клостридии, дрожжи, стафилококки и др.), присутствие которых в кале – норма, но их количество всегда должно быть низким.

Общий вес всех микроорганизмов, живущих в желудочно-кишечном тракте, составляет около 2 килограммов. Можно сказать, что микрофлора – это отдельный орган человеческого тела, который способствует процессу пищеварения, помогает организму усваивать полезные вещества, защищает его от проникновения инфекции, вырабатывает витамины и ферменты, участвует в обмене веществ.

Считается, что дисбактериоз – это всегда вторичное состояние, т.е. он не может возникнуть самостоятельно. С другой стороны, это состояние может стать причиной развития, например, кишечных инфекций и гиповитаминозов (всасывание витаминов происходит в основном в кишечнике).

Вот некоторые факторы, которые могут вызвать нарушение баланса микрофлоры кишечника:

  • искусственное вскармливание (раннее и/или слишком быстрое введение прикормов),
  • заболевания с длительным течением, вызывающие снижение местного и общего иммунитета,
  • недостаточность ферментов, необходимых для пищеварения,
  • нарушение двигательной функции кишечника (при запоре или неполном опорожнении кишечника – начинаются процессы гниения),
  • прием некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, аспирин и другие противовоспалительные средства, слабительные).

Детский организм трудно переносит любые стрессы, как например, смену климата, физические или эмоциональные перегрузки. И это тоже является возможной причиной дисбактериоза, особенно у грудного ребенка.

Дисбаланс кишечной микрофлоры не вызывает развитие каких-либо характерных симптомов, по которым можно поставить диагноз. Но анализы на дисбактериоз у детей следует сделать, если есть подозрение на дисбактериоз – а именно, при следующих симптомах:

  • понос – частый кал может быть разжиженным, жидким или водянистым,
  • запор (кал редкий и твердый),
  • метеоризм,
  • боли в животе,
  • беспокойство.

Если у ребенка имеется один или несколько симптомов, то следует собрать анализ кала. Важно помнить, что в отличие от кишечных инфекций, при дисбактериозе не бывает повышения температуры тела, малыши чувствуют себя хорошо, набирают вес.

Следует ответить на часто задаваемый вопрос: «Какое количество кала у грудничков можно считать поносом?» Частое испражнение у новорожденного – это норма. Сколько раз вы будете прикладывать ребенка к груди, столько раз вам нужно будет поменять подгузник. Поносом можно считать слишком жидкий стул, особенно если в нем присутствуют зеленые включения.

За три дня до того, как сдать анализ на дисбактериоз, нужно начать придерживаться следующих рекомендаций:

  • Прекратить прием лекарственных препаратов, чтобы исключить их воздействие на микрофлору. Активированный уголь, Смекта, Симетикон, витамины, пробиотики, слабительные – все это отменяем.
  • Не ставить ректальных свечей, не применять клизм – ждем естественной дефекации.
  • Не вводить прикормов у грудничков, а детям на смешанном питании не стоит давать «незнакомую» организму пищу.
Читайте также:  Кровь в кале или сок свеклы

Теперь расскажем подробно о том, как собрать кал на дисбактериоз у грудничка. Для получения достоверного анализа соблюдается техника забора материала. В качестве тары для сбора кала и его хранения раньше использовали любую чистую емкость. Сегодня аптеки продают специальные стерильные баночки для анализа с ложечкой, чтобы в кал не попало чужеродных микробов. Баночку требуется заполнить почти до половины. Сбор кала на бактериологическое исследование желательно делать из трех разных мест, особенно тех, в которых присутствует слизь, гной и другие странные примеси. Проследите, чтобы моча не попала в контейнер. Собирать кал следует утром – он должен быть свежим. Хранить баночку в холодильнике или оставлять на ночь нельзя. Сдать кал на дисбактериоз в лабораторию необходимо в течение часа.

Как правильно собрать, если стул совсем жидкий и быстро впитывается в подгузник? Собрать кал у грудничка при водянистом стуле поможет мочесборник. Это специальный полиэтиленовый мешочек для захвата жидких каловых масс.

Как и сколько делается анализ кала на дисбактериоз? Исследование осуществляется следующим образом: врач лаборатории производит посев кала на несколько питательных сред. Через какое-то время на средах определяется рост микроорганизмов. По тому, как быстро они растут, и как много их выросло, делаются выводы об их количестве. Для этого используется специальный алгоритм вычисления. Бакпосев позволяется также выяснить соотношение разных бактерий.

Данные анализа обычно получают в течение недели. Расшифровка анализа на дисбактериоз приходит на бланке, где указана норма содержания конкретного микроорганизма в кале у грудничка и референсные значения (они могут быть разными, зависят от лаборатории). Если бактерии в кале не обнаружены, то напротив их названия пишется «отсутствует» или «abs». Для каждой возрастной группы характерна своя норма, которая во многом определяется питанием ребенка.

Бифидобактерии составляет самую большую группу представителей микрофлоры кишечника. Они первыми заселяют кишечник на первой неделе жизни ребенка. Основные их функции – это синтез витаминов В и K, помощь в процессе всасывания кальция и витамина D и угнетение роста условно-патогенной флоры. Их количество у грудничков больше, чем у младенца на смешанном или искусственном вскармливании.

Лактобактерии занимают почетное второе место среди полезных бактерий кишечника. Они также препятствуют росту болезнетворных бактерий, кроме того выделяют лактазу (фермент для переваривания лактозы), вносят свой вклад в синтез иммунных клеток для местной защиты – иммуноглобулинов, осуществляют противоаллергические реакции. Их концентрация у грудного ребенка тоже выше, с введением прикормов, она может снижаться.

Бактероиды можно обнаружить в кале 7–8 месячного ребенка – они отсутствуют в кишечнике на первом полугодии жизни. Их помощь заключается в усваивании белков, сбраживании углеводов и подавлении роста вредных бактерий.

Кишечные палочки или эшерихии делятся на три типа:

  • Кишечная палочка с нормальной ферментативной активностью является полезной бактерий, т.к. борется с патогенной флорой, способствует росту лактобактерий и бифидобактерий, укрепляет иммунитет, синтезирует витамины группы B и витамин K. Норма содержания в кале для всех возрастных групп одинакова.
  • Эшерихии, у которых ферментативная активность низкая. Пользы организму не приносят, вреда от них тоже нет. Однако, если их в кале много, то это хороший индикатор начинающегося дисбактериоза.
  • Гемолизирующая кишечная палочка. Она является патогенным микробом. В кале ее быть не должно.

Некоторые условно-болезнетворые микробы тоже приносят пользу организму, например, энтерококки участвуют в углеводном обмене, стимулируют местный иммунитет, блокируют рост грибков и других патогенных микробов. В эту группу входят также следующие бактерии:

  • cтрептококки,
  • негемолитические стафилококки,
  • клостридии, которые в большом количестве могут быть причиной поноса и жидковатого кала, но инфекционный процесс вызывают только в союзе с другими вредными бактериями на фоне пониженного местного иммунитета,
  • дрожжеподобные грибы рода Candida растут, если уменьшается число “сдерживающих” бактерий, и самостоятельно вызвать дисбактериоз не могут,
  • энтеробактер, клебсиелла, цитробактер вызывают запоры и аллергию при увеличении их числа.

В кале также должны присутствовать неферментирующие бактерии. Их отсутствие говорит о плохом пищеварении. При сохраненной микрофлоре кишечника бак посев кала показывает нормальные значения этих бактерий. Если расшифровка анализа выявила высокую концентрацию, то на колонию микробов поочередно воздействуют разными антибиотиками, чтобы выяснить, к какому именно они чувствительны.

Патогенные бактерии, возбудители инфекционных заболеваний, не должны обнаруживаться в кале. К ним относятся шигеллы, сальмонеллы, гемолизирующие кишечные палочки, золотистый, гемолитический и плазмокоагулирующий стафилококки.

При дисбактериозе содержание лактобактерий и бифидобактерий понижено, а условно-патогенных бактерий – повышено. Это и есть дисбаланс.

Чтобы расшифровка не представляет для вас трудностей, представим таблицу состава микрофлоры у детей в зависимости от возраста и способа питания.

Состав микрофлоры кишечника, норма в зависимости от возраста ребенка и вида кормления

источник

Ни для кого не секрет, что в нашем кишечнике обитает большое число различных микроорганизмов. Все они, согласно своим свойствам, делятся на 3 группы:

«Полезные» жители кишечника принимают активное участие в процессе переваривания пищи, способствуют насыщению организма полезными микроэлементами, витаминами. Условно-патогенные организмы занимают нейтральную позицию, не являясь в полной мере ни «полезными», ни «вредными». Однако при нарушение природного бактериального баланса организма ( дисбактериозе ) они могут запросто «перейти на сторону зла» и стать патогенными.

Изначально патогенных микроорганизмов (сальмонелл, шигелл) в кишечнике здорового человека быть не должно. Их появление сразу же вызывает острые кишечные инфекции, выявить и лечить которые поможет бак исследование кала.

Бактериологический анализ кала — это лабораторное исследование фекалий человека, которое проводят путем помещения биоматериала в питательную среду с целью определения содержания в кишечнике набора «вредных», условно-патогенных микроорганизмов, стандартной «полезной» микрофлоры. Пациента направляют на бак анализ кала, если у него проявляются симптомы дисбактериоза и заболеваний кишечными инфекциями.

Причин развития в организме человека «вредных» микроорганизмов может быть множество. Одна из самых основных — это несоблюдение элементарных правил личной и пищевой гигиены, а именно:

Тем не менее, чтобы нарушить природный бактериальный баланс организма, вовсе не обязательно быть откровенным неряхой. Как уже говорилось ранее, чтобы условно-патогенные микроорганизмы, населяющие наш кишечник, перешли в разряд патогенных, достаточно:

Можно еще невольно стать носителем опасных кишечных инфекций, ничего при это не подозревая. Бывает, что патоген

Лабораторная диагностика дисбактериоза кишечника – это микробиологическое исследование кала (бактериологическое или биохимическое), которое выявляет изменения нормального количества и качества микроорганизмов в составе ЖКТ.

Микрофлора организма в целом, и в частности микробиота кишечника, является сложнейшей экологической системой. Одним из определяющих факторов поддержания динамичного равновесия между организмом человека и микробами, которые его заселяют, то есть эубиоза, является сопротивляемость кишечника к колонизации бактериями. Вместе с этим, флора ЖКТ представляет высокочувствительную систему индикации, которая начинает остро реагировать на любые сдвиги в балансе своей экосистемы.

Нижний отдел ЖКТ человека заселяют около 500 представителей микрофлоры кишечника. Все они связаны между собой сложными взаимоотношениями. Их состав качественно и количественно сбалансирован. Эубиоз является важнейшей составляющей как нормального функционирования желудочно-кишечного тракта, так и здоровья в целом, поскольку выполняет определяющую задачу в иммунной системе организма.

Факультативные, способные жить как в кислородной, так и в бескислородной среде, и индигенные, то есть постоянно встречающиеся (кишечная палочка).

Аллохтонная, то есть случайная микробиота – или, как еще называет ее, условно-патогенная (к ней относятся неферментирующие бактерии и много видов энтеробактерий).

Все эти микробы выполняют очень важные функции. Известно, что кишечные палочки – это главные защитники организма, которые предотвращают размножение патогенных бактерий и некоторых штаммов вирусов. Кислая среда и антибиотические вещества, которые продуцирует нормальная микрофлора, содействуют хорошей перистальтике, а также препятствуют образованию колоний

Дисбактериоз кишечника – один из самых частых диагнозов, которые ставят при изменении стула у грудничков. Некоторые специалисты считают, что это – корень всех расстройств пищеварения. Дисбактериозом называется изменение состава естественной микрофлоры кишечника, состояние, при котором нарушается процесс пищеварения в кишечнике. В статье мы расскажем, когда и как сдавать анализ на дисбактериоз у грудничка, какие существуют правила сбора и что показывает анализ.

Желудочно-кишечный тракт практически бездействует, пока плод живет в утробе матери. Все необходимые вещества поступают через пуповину. У новорожденного кишечник пока стерилен. С первым глотком материнского молока кишечник перестает быть необитаемым, а введение прикормов и смесей месяц за месяцем дополняет разнообразие бактерий новыми видами. Ребенок берет в рот почти все, что видит – так он познает этот мир. В годовалом возрасте микрофлора кишечника имеет практически тот же состав, что и микрофлора у взрослого. Но сам процесс адаптации системы пищеварения у ребенка до года может проходить по-разному.

Облигатная или обязательная флора (90%), в которую входят основные полезные микробы (бифидобактерии, лактобактерии и бактероиды).

Условно-патогенные бактерии, которые составляют около 10% микрофлоры и, оставаясь в таком количестве, не наносят вреда организму.

Промежуточная группа т.н. «случайных» бактерий, (клостридии, дрожжи, стафилококки и др.), присутствие которых в кале – норма, но их количество всегда должно быть низким.

Общий вес всех микроорганизмов, живущих в желудочно-кишечном тракте, составляет около 2 килограммов. Можно сказать, что микрофлора – это отдельный орган человеческого тела, который способствует процессу пищеварения, по

Бактериологический анализ мочи помогает не только выявить инфекцию и определить подходящие антибиотики, но и определить эффективность лечения

Исследование, выявляющее бактерии в моче, довольно длительное и сильно зависит от условий сбора материала. Правильно собранную мочу привозят в лабораторию, где она соединяется с питательной средой. Через некоторое время на такой среде появляются колонии бактерий, которые подсчитываются.

Для данного исследования лучше всего подойдет первая утренняя моча, поскольку в ней концентрация микроорганизмов при наличии инфекции будет выше.

Собирается средняя порция, то есть первые пару секунд ребенок должен помочиться в унитаз, затем – в стерильный контейнер, а в заключение – опять в унитаз. Важно не забыть тщательно помыть половые органы ребенка, чтобы результаты анализа были достоверными.

У новорожденных и грудных малышей мочу для посева собирают с использованием специальных полиэтиленовых мочеприемников. Доставить собранную у ребенка мочу в лабораторию следует не позже, чем через 2 часа после мочеиспускания.

Специальная подготовка к бакпосеву не нужна, но если ребенок принимает антибиотики, об этом следует предупредить врача, который будет расшифровывать анализ.

В норме в мочу ребенка могут попасть лишь единичные бактерии из уретры и половых органов, поэтому роста микроорганизмов на питательной среде образец мочи зачастую не дает. При выявлении в 1 мл мочи менее 1000 бактерий делают выводы о неправильном сборе. В этом случае анализ также считается отрицательным.

Появление бактерий в моче называют бактериурией. Это признак инфицирования мочевыводящих путей, характерный для цистита, уретрита или пиелонефрита.

Кал (стул) – это содержимое дистального отдела толстого кишечника, которое выделяется во время акта дефекации. Он состоит из остатков переваренной пищи, остатков пищеварительных соков, микроорганизмов (95% которых уже мертвы), воды. Для исследования бактериального состава кала существует бактериальный анализ кала (анализ кала на дизгруппу, бакпосев). Направлено это исследование на обнаружение возбудителей кишечных инфекций.

Микрофлора кишечника богата на различные микроорганизмы. Они подразделяются на облигатную группу бактерий (лакто- и бифидобактерии, кишечная палочка и др.), добавочную (стафилококки, грибы) и транзиторную (условно-патогенные микроорганизмы). Облигатная группа составляет 95% — 98% от всей микрофлоры. В ее функции входит синтез витаминов группы В и витамина К, обмен жиров, водно-солевой обмен, тепловой обмен, выведение токсинов, формирование иммунитета и др. При нарушении баланса микрофлоры проявляется дизбактериоз. При попадании в кишечник патогенных микроорганизмов (например, сальмонеллы) разовьется инфекционное заболевание. Для того, чтобы определить характер дизбактериоза или наличие заболевания, назначается бактериальный посев кала (баканализ).

Нормы показателей бакпосева отличаются у детей младшего возраста, старшего возраста и взрослых. Одна бактриальная клетка — КОЕ (колониеобразующая единица), в этих единицах измеряется концентрация или количество микроорганизмов в исследуемой среде. Считают КОЕ разными способами: подсчет под микроскопом в определенном количестве образца, разделение твердой среды на сектора и подсчет количества микробов в одном секторе и др. Записываются в степенях (10*10, 10*8 и т.п.), обозначаются как КОЕ/мл, КОЕ/см.кв. и т.д.

В изучении заболеваний пищеварительного тракта грудничка, анализ кала считается важнейшим инструментом. Исследование каловых масс помогает определить состояние желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника.

У грудничков кал можно собирать не только утром, но и после обеда. Главное – поместить его в герметичный контейнер и поставить в холодильник.

Как сдать анализ кала грудничку? Для начала нужно в аптеке купить стерильную пластмассовую баночку с ложечкой. В коробочках из-под спичек кал сдавать нельзя, так как посторонние примеси исказят результаты.

Кал собирают с поверхности подгузника или пеленки, на которую опорожнился малыш. Если у ребенка понос, под него нужно положить клеенку и просто слить всё в банку.

Когда ребенок станет старше, кал будет собирать проще, так как малыш начнет ходить на горшок. Главное – не забыть, как следует вымыть горшок, перед тем как посадить на него кроху.

Количество кала у ребенка при грудном вскармливании равняется 50 граммам в сутки. Искусственники какают меньше, их суточная норма равняется 40 граммам. Количество может меняться в зависимости от того, сколько ребенок кушает. При употреблении каши, овощей и фруктов, количество каловых масс значительно увеличивается. Ребенок может часто опорожнять кишечник из-за нарушения всасываемости кишечника, холецистита, желчекаменной болезни, диареи, панкреатита и по другим причинам.

Анализ кала у грудничка норма. По консистенции кал у детей, которые находятся на грудном вскармливании, вязкий и клейкий, похож на кашу. У искусственников кал похож на замазку. Плотный кал бывает при стенозе или спазме толстой кишки. При увеличенной перистальтике кишечника и бродильной диспепсии фекалии кашицеобразные.

Для того чтобы расшифровать анал

С помощью анализа на дисбактериоз определяют состояние кишечной микрофлоры у ребенка. Почему врач может назначить такое исследование и что следует знать о нем родителям?

Такое исследование особенно важно для младенцев, у которых риски развития патологии кишечника повышены. Также его советуют сделать детям, которые часто болеют, например, при частых ОРВИ.

Копрологическое исследование кала. Его назначают самым первым при подозрении на проблемы с кишечником. Анализ покажет, как переваривается пища в кишечнике и выявит воспалительный процесс.

Экспресс-посев кала. Это быстрый метод исследования, во время которого определяется нормальная микрофлора в процентном соотношении.

Читайте также:  Светлый кал у ребенка и мамы

Посев кала на дисбактериоз. Такое исследование позволяет оценить концентрацию и количество бактерий-представителей нормальной микрофлоры, а также условно-патогенной флоры. Кал ребенка высевается на питательную среду. В течение нескольких дней вырастают колонии бактерий, которые изучаются под микроскопом и подсчитываются. В бланке обозначают количество микроорганизмов на 1 грамм кала, указывая число бактерий, образующих колонии (КОЕ). Если выявлена патогенная флора, дополнительно определяется чувствительность/стойкость к антибиотикам.

Анализы на дисбактериоз можно сдать как в государственных поликлиниках, так и в частных лабораториях. При этом родителям следует помнить, что в государственных медучреждениях есть свои часы работы и они не проводят исследования по выходным.

Если анализ назначен грудному малышу, которого начали прикармливать, то за три дня до исследования введение новых продуктов исключают. Также в течение нескольких дней до сдачи кала нужно прек

источник

Людям, которые обращаются в клиники с жалобами на дискомфорт и боли в животе, трудности с дефекацией и постоянную тошноту, для постановки достоверного диагноза назначаются стандартные исследования, одним из которых является анализ кала на посев.

При помощи бактериологического исследования этого типа можно определить состав, типы и приблизительное количество микроорганизмов, обитающих в кишечнике. Данный метод обследования незаменим, поскольку он помогает выявить острые кишечные патологии и возбудителей различных опасных недугов.

В большинстве случаев бак анализ кала назначается, если у пациента наблюдается симптоматика, свойственная для кишечных заболеваний. Обратиться в клинику для проведения исследования нужно при таких признаках:

  • беспричинное повышение температуры (чаще наблюдается ближе к вечеру);
  • тошнота и рвота;
  • метеоризм;
  • дискомфорт и болезненность в брюшной полости;
  • частая диарея;
  • отсутствие аппетита.

Так как каждый из этих симптомов характерен для кишечных заболеваний, поставить достоверный диагноз, отталкиваясь только от жалоб пациента, невозможно. Чтобы подтвердить или опровергнуть предполагаемое заболевание, требуется провести полноценную диагностику, которая поможет выявить, что послужило возбудителем патологии и подобрать грамотную схему лечения.

И также периодически сдавать такой посев на микрофлору обязательно нужно людям, чья деятельность связано с:

  • производство продуктов питания, их фасовка и транспортировка;
  • разделка и фасовка мяса и рыбы;
  • уборка кафе, ресторанов, столовых.

При помощи такого лабораторного исследования можно выявить следующие недуги:

  • сальмонеллез. Заболевание, при котором вредоносные микроорганизмы поражают тонкий отдел кишечника. Пациенты, страдающие от сальмонеллеза, сталкиваются с такими же симптомами, которые характерны для выраженной интоксикации. Сальмонеллез особенно опасен для детей, поскольку он нередко приводит к развитию сепсиса, воспаления легких и менингоэнцефалита. Инфицирование заболеванием происходит при игнорировании правил личной гигиеной, потреблении немытых овощей и фруктов;
  • дизентерия. Заболевание развивается под действием возбудителя шигелла и поражает преимущественно толстый отдел кишечника и желудок. Проникновение возбудителя также возможно только через немытые продукты;
  • коли-инфекции. В эту группу входят заболевания, продуцируемые кишечными палочками. Чаще всего инфекциями этого типа страдают дети дошкольного возраста. Заражение возможно только при контактировании здорового человека с носителем. И также дети могут заразиться, если родители не соблюдают правила санитарно-гигиенических норм.

Чтобы бакпосев кала показал достоверный результат, к нему нужно правильно подготовиться. И также важнейшую роль в исследовании играет сбор биоматериала. Специалисты советуют готовиться к анализу, соблюдая следующие правила:

  • за 5 дней до сбора биоматериала необходимо исключить из рациона мясные продукты и рыбные блюда. В этот период основу рациона должны составлять картофельные блюда, каши, кисломолочные продукты и макаронные изделия;
  • за неделю до сдачи анализа запрещено потреблять алкогольную продукцию;
  • за 3 дня до забора биоматериала пациенту необходимо отказаться от потребления любых лекарственных средств. Если человеку назначен прием каких-либо медикаментов на постоянной основе, об этом обязательно нужно оповестить лечащего врача.

Забор биоматериала чаще осуществляется в домашних условиях. Пациенту нужно предварительно приобрести в аптеке стерильный контейнер с плотно закрывающейся герметичной крышкой. При отсутствии возможности приобрести такую емкость можно использовать небольшую стеклянную баночку. Перед применением ее нужно тщательно промыть, простерилизовать и высушить.

Если человек хочет самостоятельно осуществить сбор биоматериала для анализа и отнести его в лабораторию, необходимо придерживаться следующих правил. В испражнения не должны присутствовать сторонние примеси, такие как слизь или моча. Если для хранения используется стеклянная баночка из дома, при ее стерилизации запрещено пользоваться дезинфицирующими средствами. Баночку нужно тщательно промыть и простерилизовать при помощи кипятка.

Если требуется провести сбор фекалий у малыша, горшок нужно предварительно обработать таким же образом, как и стеклянную баночку. Собранный материал нужно как можно быстрее доставить в лабораторию, желательно сделать это в течение 2–3 часов. Стоит понимать, чем позже биоматериал будет доставлен в медицинское учреждение, тем менее точными будут результаты исследования.

Чтобы выявить общую клиническую картину и патологию, с которой столкнулся пациент, лаборант помещает каловые массы в особую питательную среду. Через 5 дней в них должны вырасти колонии микроорганизмов, их которых специалистам удается приготовить мазок на кишечную группу.

Даже если количество бактерий будет незначительным, лаборанты все равно смогут сделать анализ. Биологический материал помещается под микроскоп, где лаборант по внешнему типу и подвижности сможет определить тип микроорганизмов, живущих в каловых массах. После этого проводится исследование возбудителя кишечной палочки.

Несомненным преимуществом такого исследования является то, что оно не только позволят выявить, какой тип микроорганизмов присутствует в организме человека, но и определить его восприимчивость к антибактериальным препаратам. Сколько делается расшифровка анализа, зависит от типа учреждения.

В большинстве случаев бланк с результатами выдается пациенту через 7–8 суток. И также в некоторых клиниках возможно проведение экспресс-тестов, которые позволяют получить результат в кратчайший срок. Стоит понимать, что результаты экспресс-методик не всегда являются достоверными, их точность не превышает 75%.

Постановка диагноза осуществляется только квалифицированным врачом. Медик дает оценку состоянию пациента, отталкиваясь от сведений, полученных в ходе исследований. Вне зависимости от типа учреждения, в котором проводилось исследование, в бланке с результатами будут подробно описаны значения нормы. С ними нужно сравнить полученные показатели.

Референсные значения должны находиться в таких пределах:

  • типичные e-coli – 10 7 –10 8 ;
  • кишечная гемолитическая палочка – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать в исследуемом биоматериале;
  • лактозонегативная палочка – менее 10 5 ;
  • микробы типа протея – менее 10 2 ;
  • другие условно-патогенные энтеробактерии – менее 10 4 ;
  • неферментирующие бактерии – менее 10 4 ;
  • энтерококки – менее 10 8 ;
  • гемолитический стафилококк – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать;
  • бифидобактерии – 10 10 ;
  • лактобактерии – 10 7 ;
  • бактерииды – 10 7 ;
  • клостридии – менее 10 5 ;
  • дрожжевые грибки – менее 10 3 .

Даже если результаты будут сильно отклоняться от нормы, паниковать не стоит, поскольку в некоторых случаях подобные отклонения могут быть спровоцированы внешними факторами. Расшифровкой анализа и постановкой диагноза должен заниматься только опытный специалист.

По степени роста изучаемый биоматериал классифицируется на 4 степени:

  • 1 степень. Разрастание бактерий на жидкой среде выражено слабо, а на твердой полностью отсутствует;
  • 2 степень. Разрастание одного типа доходит до 10 колоний на плотной среде;
  • 3 степень. Рост бактерий достигает до количества от 10 до 100;
  • 4 степень. Существенное разрастание колонии (больше 100).

Если пациенту диагностирована 1 или 2 степень, это свидетельствует о том, что заболевание вызвано не присутствующими микроорганизмами, а другими причинами. 3 и 4 указывает на то, что симптоматика вызвано именно присутствующими микроорганизмами.

Проведение посева кала на микрофлору не представляет сложностей. При должной подготовке и правильном сборе биоматериала его результаты будут достоверными. Важно помнить, что игнорирование правил сбора материала может исказить общую клиническую картину, что негативно отразиться на здоровье и может спровоцировать прогрессирование заболевания.

источник

Есть дисбактериоз или нет?

В научных переводных статьях последнего десятилетия, особенно переводных, убедительно доказывают, что дисбактериоза не существует, а вот в практике попадаются дети, у которых после применения пре-и пробиотиков проходят явления атопического дерматита, уходят боли в животе, нормализуется характер стула… Но попадаются такие дети гораздо реже, чем диагноз — дисбактериоз.

Точки зрения медиков на эту проблему варьируют от «нет такого диагноза, не было и не будет!!», до объяснения всех проблем, от асцита до язвы только и исключительно нарушением кишечной флоры. Что такое дисбактериоз? На Западе нет такого диагноза — это выдумка российских медиков.

Дисбактериоз — нарушение состава кишечной микрофлоры (много «плохих бактерий», мало «хороших бактерий» или и то, и другое вместе) — не является диагнозом. Это не заболевание, это синдром, т.е. определенное сочетание признаков болезни, которое может вызываться различными причинами. В западных работах аналогом «нашего» дисбактериоза могут служить «синдром избыточного бактериального обсеменения кишечника» и « антибиотик-ассоциированная диарея». Это не временная диарея, вызванная самим антибиотиком, и проходящая после того, как антибиотики отменили, а диарея вследствие изменений в организме, вызванных антибиотиком.

Таким образом, дисбактериоз — это синдром, а не заболевание. Нарушения кишечной флоры существуют и могут вызывать много неприятных симптомов, однако, диагноза «дисбактериоз» не существует. В диагнозе пациента может звучать исключительно «синдром кишечного дисбактериоза» (или «синдром избыточного бактериального обсеменения кишечника»), причем это должно быть дополнением к основному диагнозу.

Функции микрофлоры кишечника у детей.

Слизистая кишечника в процессе эволюции приобрела исключительно важные функции:

— барьерная функция (нормальная микрофлора препятствует проникновению в организм чужеродных микробов и их токсинов). Однако повышенный уровень ряда бактериальных клеток за счет более интенсивного размножения и воздействия продуктов их жизнедеятельности, а также гибели какого-либо одного или нескольких видов бактерий может повлечь за собой нарушение микроэкологии и развитие патологического процесса;

— участие в формировании колонизационной резистентности (под колонизационной резистентностью понимают совокупность механизмов, придающих стабильность нормальной микрофлоре и обеспечивающих предотвращение заселения организма хозяина патогенными либо условнопатогенными микроорганизмами), то есть много полезных, которые и не дают расти вредным;

— метаболическая функция (участие в метаболизме белков, жиров, углеводов, нуклеиновых, желчных кислот, органических кислот (уксусной, пропионовой, масляной), газов (углекислого, водорода, метана), холестерина, водно-электролитном обмене (способствующих всасыванию кальция, железа, витамина Д), стероидов;

— витаминосинтезирующая функция (витамин В1, В2, В6, В12, К);

— пищеварительная в т.ч. ферментосинтезирующая функция, помогают пищеварению.Расщепляют некоторые вещества.

— морфокинетическая функция (регуляция физиологической моторики и всасывания ЖКТ);

— участие в процессах детоксикации ксенобиотиков-не характерных для кишечника веществ (в кишечнике доминируют реакции гидролиза и восстановления, тогда как в печени — окисления и синтеза с образованием водорастворимых продуктов);

— иммуностимулирующая функция полезной микрофлоры (поддержание высоких уровней лизоцима, секреторных иммуноглобулинов, интерферона, цитокинов, пропердина и комплемента, важных для иммунологической резистентности).

Всю микрофлору кишечника можно подразделить на три части:

Облигатную, постоянно живущую и характерную (главная микрофлора);

факультативную (условно патогенная и сапрофитная микрофлора);

транзиторную (случайные микроорганизмы).

Микрофлору кишечника также делят по направлению от поверхности слизистой к центру кишечника и выделяют пристеночную и полостную.

Облигатными, т. е. постоянными для толстой кишки, являются анаэробы — бифидобактерий и пропионовые бактерии, лактобактерии, которые относят к анаэробам и микроаэрофилам и аэробы — кишечная палочка.

Количество анаэробов стабильно и в среднем составляет 1-10 млрд. клеток на 1 г фекалий. На их долю приходится 95% всей кишечной флоры. Количество аэробов менее постоянно и исчисляется десятками и сотнями миллионов в 1 г фекалий (в среднем 1-3 млн.).

Состав факультативной группы весьма вариабелен. Сюда входят лакто-зоотрицательные энтеробактерии, стафилококки, протей, грибы и др. Многие из них находятся там более длительно, но в норме патогенного действия не проявляют.

Транзиторная микрофлора представлена флавобактериями, ацинетобактерами, некоторыми псевдомонадами.

Количество нормальных бактерий в кишечнике ребенка должно быть достаточно высоким и составлять для бифидобактерий — 10 в 9 — 11 степени, для нормальной кишечной палочки и лактобацилл — 10 в 7 — 9 степени в 1 грамме фекалий.

Микробы, которые живут в организме, не принося ему вреда тогда, когда их уровень не превышает определенного предела. Это — условно-патогенная кишечная микрофлора; как только ее количество возрастает, возникают различные проблемы — вздутие живота, неустойчивый стул и т.д. Наиболее часто встречающимися условно-патогенными бактериями являются:

— Условно-патогенные кишечные палочки (гемолизирующие, лактозонегативные и т.д.), их количество должно составлять не более 10% от общего количества кишечной палочки. Превышение их уровня приводит к болям и вздутию живота, появлению слизи и зелени в кале.

— Золотистые стафилококки, количество которых не должно превышать 10 в третьей степени у детей старше года и взрослых, а у детей до года они должны отсутствовать, превышение их уровня может привести к развитию поносов с оранжевым окрашиванием кала вплоть до развития классической картины кишечной инфекции. Замечено, что некоторые продукты обмена стафилококков по своей структуре сходны по строению с белками коровьего молока, и поэтому считается, что стафилококк может способствовать возникновению аллергии к белку коровьего молока с развитием атопического дерматита.

— Клостридии. Их уровень не должен превышать 10 в 4 степени, при его превышении часто возникает вздутие живота, неустойчивый стул, снижение аппетита.

— Клебсиеллы. При их количестве выше 10 в 3 степени может возникнуть учащение стула, боли в животе.

— Кандиды. Грибковая микрофлора в количестве выше 10 в 3 степени часто обнаруживается у детей со сниженным иммунитетом, в особенности после частого применения антибактериальных препаратов. Возникают сходные с клостридиальными нарушения.

Микробы, которые всегда в инфицирующей дозе вызывают заболевание — патогенные кишечные бактерии, такие, как возбудители сальмонеллеза, дизентерии, брюшного тифа, холеры, патогенная кишечная палочка, ротавирусы и другие. При попадании их в организм возникает общая интоксикация, проявляющаяся нарушением самочувствия, головной болью, лихорадкой, затем присоединяются боли в животе, рвота и частый жидкий стул с различными патологическими примесями (зелень, слизь, кровь). Это состояние без контроля врача и адекватного лечения очень опасно, в особенности в детском возрасте, поскольку может привести к обезвоживанию организма и развитию тяжелых осложнений.

Клиника дисбактериоза самая разнообразная. Наиболее часто встречается:

— сухость кожи, атопический дерматит, «заеды» ,

— нарушения цвета и запаха стула — от темно-зеленого до ярко-зеленого, с включениями, непереваренной пищей и т.д.

— боли в животе, колики у младенцев. Почему? Как бактерия связана с атопическим дерматитом?

Нарушения микрофлоры могут быть в тонком кишечнике и в толстом кишечнике (а иногда и там, и там). В зависимости от этого меняется и патогенез: — в тонкой кишке избыточное бактериальное обсеменение вызывает понос, нарушает всасывание витаминов (В12, А, К, Д), нарушает кишечное всасывание (большое количество микробов выделяет много токсинов — токсины повреждают стенку кишки — через поврежденную кишку «пролезают» большие молекулы, которые способствуют возникновению аллергии).

— в толстой кишке избыточное обсеменение бактериями вызывает запор (хотя может быть и понос), боли в животе, нарушения характера стула.

1. Необходимы клинические проявления, то есть ребенок и родители должны предьявлять жалобы (нарушения стула, боли в дивоте и прочие). Дисбактериоз без клинических проявлений (ничего не болит, но анализы очень страшные) лечения не требует. Более того, на мой взгляд, выставлять диагноз «синдром дисбактериоза» на основании только результатов анализа — совершенно неправильно.

Читайте также:  Чем грозит скрытая кровь в кале

Ребенка, ребенка лечите — если надо! А когда хочется полечить бумажку… это не ко мне.

2. Копрология. Это анализ состава кала — сколько жира, сколько углеводов и прочее. Копрология имеет возрастные особенности. Анализ очень ценный, очень информативный — и простой и безболезненный для ребенка. Просто собираете кал. Как это правильно сделать я расскажу в другой статье. Копрограмма — общеклиническое исследование кала. Для нормального развития малыша важно не только правильное вскармливание, но и такой показатель, как хорошее переваривание пищи. По результатам данного анализа врач сможет оценить, в каком отделе (желудке или кишечнике) нарушено пищеварение и нет ли воспаления, которое может сопровождать кишечную инфекцию.Включает физико-химические показатели и данные микроскопических исследований. Данный анализ позволяет судить о некоторых патологических процессах в органах пищеварения и в определенный степени дает возможность оценить состояние ферментативных систем пищеварительного аппарата.

3. Анализ кала на глисты и анализ кала на энтеробиоз — особенно важно для детей старше 1,5 лет (и для ползающих грудничков, если они на искусственном вскармливании). Сдается, также как и копрология, в ближайшей лаборатории. Если ребенок чешется во сне, если у него раздражение вокруг анального отверстия, если у девочки бесконечные вульвовагиниты — анализ кала на энтеробиоз (острицы) сдавать трижды, желательно в разных местах. Глистная инвазия встречается гораздо чаще дисбактериоза, а вот клиника совершенно идентична.

4. При соответствующей клинике (боли в животе, пенистый стул, поносы или запоры, чередующиеся с поносами) и соответствующих изменениях в копрограмме (есть жирные кислоты и мыла) — анализ кала на углеводы. Норма — 0,25%. Повышение выделения углеводов с калом необязательно проявление лактазной недостаточности, всегда необходима консультация врача.

5. Анализ кала на патогенные бактерии (сальмонеллы, шигеллы, патогенные серовары кишечной палочки). Дело в том, что стертые формы сальмонеллеза или дизентерии встречаются гораздо чаще, чем принято думать.

6. Добрались-таки до анализа кала на дисбактериоз.

Значит так, посев кала на дисбактериоз малоинформативен и не отражает всей картины микробной флоры кишечника, скорее, он говорит о флоре последних отделов толстой кишки. Многие бактерии не живут на воздухе, что также отражается на качестве данного анализа. Для чего может быть полезен данный анализ — оценить количество патогенных и условно-патогенных бактерий в кишечнике. Попросту говоря, уточнить, не живут ли в кишечнике ребенка «ядовитые» бактерии в большом количестве. Достоверность посева кала на дисбактериоз в отношении оценки количества и соотношения «полезных бактерий» мне не кажется высокой. Сдавать посев кала на дисбактериоз надо в самую последнюю очередь, когда уже сдан общий анализ кала (копрология), исключена дисахаридазная (и лактазная в том числе) недостаточность и прочее…

Достаточно бессмысленный анализ, если честно. А уж эти стопочки бланков: «Мы сдавали кал на дисбактериоз 10 раз и каждый раз был разный результат… » Самое главное в отношении анализа кала на дисбактериоз:

Лечить анализ — нельзя. Хоть что там у Вас высеялось — если нет клиники (а вот зачем Вы тогда, кстати, анализ сдавали?) лечить ничего не надо.

Нормы приводить не буду, они хоть не сильно, но разнятся от лаборатории к лаборатории. Кому интересно ниже приведу ссылки на статьи по данной проблеме. На мой взгляд, обращать внимание следует только на наличие патогенных или условно-патогенных бактерий в больших количествах. Если в большом количестве высевается клебсиелла, или протей, или грибы…

В сотый раз повторю — не надо лечить анализ. И тем более, не надо лечить его самостоятельно.

Таким образом, если у Вашего ребенка боли в животе или нарушения стула или атопический дерматит или плохой аппетит или все это вместе взятое, алгоритм Ваших действий должен быть следующим:

1. Показаться врачу. Педиатру или гастроэнтерологу или аллергологу.

2. Сдать основные анализы (общий анализ крови, общий анализ мочи, копрология, анализ кала на глисты и энтеробиоз, при необходимости — на углеводы, при необходимости — УЗИ брюшной полости, гастроскопия) + принимать лечение, прописанное врачом

3. Показать результаты анализов, рассказать о том, помогло ли лечение, получить улучшенные назначения.

4. При малой эффективности лечения (оценивать не раньше чем через 2 недели) — показаться врачу снова (можете попробовать поменять врача, но лучше сразу найти хорошего специалиста).

5. По рекомендации врача — если такая будет — сдать анализ кала на дисбактериоз.

обычная последовательность действий — сдать анализ на дисбактериоз, показать его врачу, переспросить в интернете, сделать сборную солянку из советов в инете и врачебных рекомендаций, удивляться отсутствию эффекта от лечения, снова сдать анализ на дисбактериоз. Не обижайтесь, пожалуйста, но сил же нет смотреть на эти бумажки! А на бедных, несчастных залеченных различными препарартами детей и того страшнее.

Давайте сразу договоримся — дисбактериоз на грудном вскармливании — невозможен. У ребенка может быть аллергия, может быть лактазная недостаточность (и долгая, без лечения, лактазная недостаточность может приводить к синдрому дисбактериоза), может быть возрастная незрелость (колики до 3-х месяцев) кишечника — но у него, на грудном-то молоке, не может быть избыточного бактериального обсеменения кишечника. Если Вам говорят, что проблемы у ребенка (а еще хуже — новорожденного!) на грудном вскармливании вызваны дисбактериозом — лучше посоветоваться с еще каким-нибудь специалистом.

— у грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании, если они из группы риска (недоношенные, страдающие от какого-то другого заболевания, перенесшие тяжелую операцию),

— у грудных детей с нарушениями иммунитета. Имеются в виду ВИЧ-инфекция и другие заболевания иммунной системы.

— у детей и взрослых, перенесших операции на желудочно-кишечном тракте, в особенности, с удалением части кишечника,

— у пожилых людей, особенно с нарушениями питания,

— после химиотерапии и лучевой терапии,

— у детей и взрослых, получавших массивную и длительную антибиотикотерапию.

Сразу хочу подчеркнуть, что 5-7-дневное назначение одного антибиотика в возрастной дозировке ничего не сделает с флорой ребенка (или взрослого), не страдающего нарушениями иммунитета.

К нарушению микрофлоры может приводить только назначение одного антибиотика на 14 дней и более, назначение одновременно двух и более антибиотиков, назначение антибиотика в дозе, превышающей возрастную и назначение антибиотиков из группы цефалоспоринов 3-4 поколения и линкозамидов (клиндамицин, линкомицин) — эти антибиотики назначаются редко, только в стационаре и в связи с заболеваниями, гораздо худшими, чем дисбактериоз. Да, кстати, введение антибиотика внутримышечно (или внутривенно) или через рот — не играет никакой роли для микрофлоры. Если Вашему ребенку предлагают колоть антибиотики, «чтобы избежать дисбактериоза» — не верьте. Антибиотик влияет на микрофлору кишечника, всасываясь, и потом, с кровью, приносясь к стенке кишечника. Его местное воздействие невелико и зависит от того, в каком именно отделе всасывается тот или иной антибиотик (ну как может повлиять местно на флору толстой кишки лекарство, которое всасывается в начале тонкой кишки?!) Таким образом, из всего этого можно сделать два вывода:

1. Назначение антибиотика на 5-7 дней в возрастной дозировке не ведет к дисбактериозу. Расстройство стула на фоне приема антибиотика — явление временное и пройдет как только будет отменен антибиотик. При назначении антибиотика на 5-7 дней нет необходимости давать ребенку одновременно с этим пробиотики и/или противогрибковые средства, т.к. риск развития аллергии достаточно велик при таком количестве препаратов, а польза от них — невелика.

2. Дисбактериоз у детей встречается редко. Гораздо чаще имеет место аллергические процессы, лактазная недостаточность, глистная инвазия или другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому при подозрении на дисбактериоз надо вначале исключить все остальное.

Итак, чтобы не было проблем с кишечником (и совсем не обязательно дисбактериоза)

1. Грудное вскармливание. Не хотите кормить грудью — хотя бы первые капли молозива, сразу после рождения. Ребенок сразу после рождения должен быть приложен к груди и высосать хотя бы несколько капель.

2. Совместное пребывание с ребенком в роддоме. Кишечник в эти дни колонизируется — и лучше это будет флора с Ваших рук, чем флора роддома и персонала.

3. Мытье рук. И своих — когда Вы общаетесь с ребенком, и ребенкиных перед едой.

4. Правильное питание. С молочными продуктами, кисломолочными продуктами, фруктами, овощами, мясом и рыбой — а не сосиски с макаронами ежедневно.

5. Гулять, купать закалять — и грудничков, и старших детей.

Ну допустим, ну допустим у Вашего ребенка дисбактериоз. Знаете с чего начинается лечение дисбактериоза?

С назначения антибиотиков.

Для того, чтобы уничтожить патогенную флору (1 этап лечения дисбактериоза) применяются:

— специальные бактериофаги (могут быть как сделанные в массовом порядке, так и на заказ, непосредственно под Вашу бактерию) — поливалентный пиобактериофаг, сальмонелезный бактериофаг, клебсиеллезный бактериофаг и т.д. Это бактерии, которые будут «есть» «плохие» бактерии в организме. Самый физиологичный метод, но — говорят — весьма аллергичный. Дается одновременно через рот и в маленьких клизмах, первые дни лечения могут быть сильные боли в животе — это реакция на препарат.

— специальные пробиотические (т.е. содержащие живые «полезные» бактерии) препараты, которые «вытесняют» «плохие» бактерии — бактисубтил (есть данные о том, что его нельзя детям до 2-х лет, хотя раньше его с успехом применяли даже у новорожденных). Да, кстати, с классической точки зрения, бактисубтил — пребиотик, т.к. содержащиеся в нем B.cereus не сами «вытесняют» плохие бактерии, а создают кислую среду, в которой им плохо жить ), бифиформ ( Bifidobacterium longum+Enterococcus faecium или Lactobacillus GG+Bifidobacterium lactis) — с 1 года, энтерол (Saccharomyces boulardii ) — с 1 года

— антибиотики, для уничтожения «плохих» бактерий — используются антибиотики широкого спектра действия, как правило, либо пенициллинового ряда, либо макролиды.

«Плохих» уничтожили, можно приступать к заселению «хорошими» (2 этап лечения)

— вначале, на 7-10 дней назначают пребиотики (препараты, которые помогают прижиться «хорошим» бактериям) — самые распространенные — это Хилак-форте — можно с рождения, добавлять в любые жидкости, кроме молока и препараты лактулозы — Дюфалак, Лактусан и прочее (куча БАД-ов есть, содержащих лактулозу и выдающих себя за единственно-неповторимое лекарство от всех дисбактериозов). Я больше доверяю нормальным препаратам, таким как Дюфалак — лактулоза — это пищевые волокна. Она не всасывается, а служит «едой» для роста полезных бактерий.

Хилак-форте может вызывать запоры, препараты лактулозы способствуют облегчению процесса дефекации.

— после 7-10 дней приема пребиотиков начинают давать пробиотики, ту самую «хорошую» флору. Из наиболее часто встречающихся — Бифиформ, про который уже говорилось, Линекс (Lactobacillus acidophilus, Bifidobacterium infantis v.liberorum, Enterococcus faecium) (осторожно, очень много подделок) — с рождения, Нормофлорины (L. acidophilus, B.bifidum, B.longum, L. casei rhamnosus) — с рождения, Примадофилус (Bifidobacterium breve, longum, tongu; Lactobacillus rhamnosus, acidophilus ) — с рождения, на мой взгляд необоснованно разрекламирован, Бифидумбактерин форте и Пробифор (Bifidobacterium bifidum+активированный уголь ) — отечественные препараты, могут применяться с рождения, представляют собой «обычные» бифидобактерии, «посаженные» на очень маленькие кусочки активированного угля, что способствует лучшему заселению бактериями, а активированный уголь всасывает (сорбирует) в себя все «плохие» вещества из кишечника, обычные лакто-и бифидобактерии в порошке (да, тот самый бифидумбактерин) — сейчас назначаются относительно редко, т.к. плохо приживаются. Очень много различных БАДов, содержащих пре-и пробиотики, только это не биологически активная добавка к пище, это полноценное лекарство, которое — из экономии — провели как БАД. Соответственно, всяких клинических испытаний было вполовину меньше, чем с лекарственным препаратом. Выводы делайте сами и не принимайте никаких БАД без совета врача. Обязательно надо отметить, что западные специалисты в один голос утверждают, что самыми эффективными в лечении дисбактериоза (вернее, antibiotic-associated diarrhea) у детей являются следующие микроорганизмы: Saccharomyces boulardii, Lactobacillus rhamnosus GG и B. lactis + Str. thermophilus, т.е. «переводя» на препараты — Энтерол, Бифиформ Малыш, Нормофлорин Д, Примадофилус Как правило, одновременно с пре-и пробиотиками назначаются ферментные препараты, сорбенты (активированный уголь, смекта, полифепам и т.д.) и другие препараты — так как дисбактериоз не заболевание, а лишь часть других заболеваний, соответственно, идет лечение основного заболевания.

Два слова про продукты, обогащенные пре-и пробиотиками.

Их сейчас появилось очень много, особенно в детском питании. Пребиотики (галактоолигосахариды и фруктоолигосахариды — это тоже пищевые волокна, не всасываются, но служат пищей для «полезных бактерий») часто добавляются в смеси для искусственного вскармливания, лактулозой обогащают каши для детского питания, йогурты; очень много йогуртов и других кисломолочных продуктов (в принципе, любой кисломолочный продукт — это пробиотик, т.к. содержит «хорошие бактерии» или грибы, как кефир). Без теории, только выводы:

— смесь с пре-и пробиотиками лучше, чем смесь без них, но подбирать смесь, все-таки, должен врач. Потому что, в смеси без пре-и пробиотиков могут быть какие-то другие достоинства, которые будут нужнее Вашему ребенку. И, конечно-конечно-конечно, естественное вскармливание предпочтительнее искусственного;

— есть разница межу продуктом, носящим название «йогурт» и каким-нибудь фругуртом, эрмигуртом и прочим. Йогурты более полезны, там большее количество живых «полезных бактерий», все, что не называется «йогуртом», а лишь созвучно ему — содержит таких бактерий меньше и приживаются они хуже;

— йогуртами и другими кисломолочными продуктами нельзя вылечить нарушения микрофлоры (если они имеют место), но можно предотвратить их развитие. В любом случае, все кисломолочные продукты полезны для организма (даже без нарушения микрофлоры кишечника).

— если Вы подозреваете у своего ребенка дисбактериоз — почти наверняка, его у ребенка нет, но есть какое-то другое заболевание, которое надо лечить у врача, возможно, с использованием пре-и пробиотиков.

— если Вы подозреваете у своего ребенка дисбактериоз — обязательно вначале сдайте анализы крови, мочи, копрограмму, анализ кала на яйца глистов и энтеробиоз — и проконсультируйтесь с врачом, а только после этого (при необходимости!) идите сдавать посев кала на дисбактериоз.

— анализ «на дисбактериоз» малоинформативен и должен делаться только по совету врача и после того, как сделаны основные анализы.

— принимать пробиотики вместе с антибиотиком, назначенным на 5-7 дней — бессмысленно. Это имеет смысл только в случае длительного приема антибиотиков в больших дозах.

— на грудном вскармливании у здорового доношенного ребенка дисбактериоза не бывает.

— И, хотя про это я в основном тексте упомянуть забыла, посев молока столь же бессмысленен, как и посев кала на дисбактериоз — а стафилококк, высевающийся в молоке прибежал туда с кожи рук и/или груди и никакого лечения не требует.

источник