Меню Рубрики

Как жили караимы на чуфут кале

Расположен Чуфут-Кале всего за несколько километров от Бахчисарая, на высоком плато что возвышается над ущельем Марьям-Дере(высота над уровнем моря — 540 метры, площадь — 38 гектара)

Чуфут-Кале занимает особенное место среди так называемых пещерных городов Крыма. Пустырный в настоящее время город имел своих жителей еще в середине ХІХ века — самый длинный период заселения среди «пещерных городов» полуострова.

Единства среди ученых о временах заселения плато на котором расположенный Чуфут-Кале нет. Есть версии что город возник в VI ст., есть версия что в ІХ-Х ст., есть также мысль, которая относит времена основания Чуфут-Кале до ХІІ века.

Первое письменное упоминание о Чуфут-Кале относится к 1298-1299 годам. В те годы, в ходе золотоординських усобиц, которые докатились и в Крым, эмир Ногай разорил много крымских поселений, в том числе и Чуфут-Кале. Ученые считают, что нынешний Чуфут-Кале, вспоминается в тогдашней хронике под названием Кирк-Ор. В переводе Кирк-ор — Сорок замков.

Это название, возможно и не совсем корректно переведено из местных языков, встречается и в произведениях католического монаха Рубрука, который побывал в Крыму в 1253 году, и в произведениях арабского географа Абульфеда, который путешествовал там же в 1321 году.

Сначала Чуфут-Кале чуть ли не самое численное население и служило безопасным местом для окружающего люда, где можно было бы переждать опасность вместе со своим товаром и живностью. Постепенно город разрастался и укреплялся и уже в ХІV веке он становится достаточно мощной крепостью. Есть упоминания, что в те времена Кир-Ор захватил золотоординський хан Джанибек, а ее обладателями становятся беи Яшлавськие.

В период распада Золотой Орды, когда крымские ханы стали подумывать о независимости своих владений, крепость становится убежищем для разных претендентов на ханский престол. А первый обладатель независимого крымского ханства — Ходжа-Давлет-Герай вообще переносит официальную резиденцию со Старого Крыма до Кирк-Ору.

Конечно резиденцию нужно было укреплять и город приобретает черты настоящей крепости. Камень для строительства берется здесь же, на плато. Причем в местах, где добывался камень для строительства крепостных укреплений и жилья, образуются достаточно большие ниши и пещеры. Пещеры те использовались для хозяйственных и религиозных потребностей, а при случае и для обороны. Именно эти ниши/пещеры, а они есть в достаточно большом количестве и в других бывших городах-крепостях(Мангуп, Ески-Кермен, Бакла, Киз-Кирмен . ) и дали общее название этим городам.

Она же закрепилась среди историков и исследователей Крыма — пещерные города.

С 1454 года здесь функционирует монетный двор, который чеканил свою монету.

Во второй половине ХV ст. город имел достаточно разнообразное население — здесь проживали мусульмане, христиане, иудеи.

В начале ХVІ ст. ханская резиденция переносится в нынешний Бахчисарай, а крепость используется лишь для защиты правителей Крыма при враждебных набегах.

Дальше об истории Чуфут-Кале лучше почитать в путеводителе «Пещерные города Крыма» Александра Герцена.

Местные караимы занимались ремеслами и торговлей. В Бахчисарае, где они держали скамьи, им позволялось находиться лишь к закату солнца, на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. В конце ХVІІІ ст. здесь еще насчитывалось около 200 домов, что могло отвечать ч исленности населения до 1000 — 2000 человек. После присоединения Крыма к России жители начинают покидать Чуфут-Кале, переселяясь в основном в приморские города — Евпаторию и Феодосию. В Евпаторию в начале ХІХ ст. было переведено караимское духовное правление и типография.

К середине ХІХ ст. город почти полностью опустел. Основная причина — отсутствие на плато питьевой воды и нехватка пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. из караимов был снятый запрет на проживание в Бахчисарае, где раньше они могли держать лишь торговые скамьи.

Руины древнего города уже в ХІХ ст. становятся местом прогулок любителей природы и истории. Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты : О.Грибоєдов, Адам Мицкевич, В. Жуковський, Леся Украинка, М.Коцюбинський, О.Горький, О.Толстой, В.Луговський, Джеймс Олдридж; художники І.Крамской, І.Репін, В.Серов, О.Куприн, Е.Нагаевска и другие».

В Чуфу-Кале также побывали все русские самодержцы, которые посещали Крым.

Ну а что же интересного могли видеть эти путешественники в Чуфут-Кале? А много чего интересного.

Если идти от восточной оборонной стене по пути на которой за век вишурувалась достаточно глубокая колея

Можно увидеть, например, колодец, который был предназначен для сбора дождевой воды. Вообще вода была достаточно ценным продуктом среди жителей города.

Численные раскопки выявили, что дома в Чуфут-Кале размещались очень близко друг к другу. Были они, как правило, двухэтажными с небольшими внутренними дворами, в которых размещались еще и разные хозяйственные здания. Несколько улиц пересекались узкими переходами по которых мог проехать лишь один всадник.

В конце одной из главных улиц Чуфут-Кале, что носит сейчас назову Средней сохранились руины мечети. Историки считают, что строилась она где-то в середине XIV века, а в 1455 году была обновлена ханом Хаджи -Гераем.

Рядом с остатками мечети расположенный мавзолей дочки хана Тохтамиша. Звали ее Джанике-Ханим и она считается достаточно авторитетным лицом в крымской истории — на мавзолее она названа «большой государыней». Умерла государыня в 1437 году, но с того времени ее жизнь обросла таким количеством легенд, что достоверно установить жизненный путь Джанике уже вряд ли удастся.

Во время посещений Крыма царем Александром ІІІ, мавзолей отреставрировали. В ходе той реставрации был перестроенный фасад и уничтожено много разных орнаментов на стенах мавзолея.

Кстати, специально к тому крымскому визиту Александра ІІІ, в 1896-1897 году, на территории Чуфут-Кале караимским обществом был построенный дворец. От него сейчас остался лишь цоколь, с достаточно большими пещерами под ним. Дворец был разрушен при советской власти, в 1930 году.

Кенасы, как правило, имеют три отделения, первое предназначалось для священнослужителей, второе(среднее) — для прихожан-мужчин. В третьем отделении при входе на стульях и рядах, обитых телячьей кожей, сидели пожилые люди и скорбные по умершим родственникам. Над этой частью кенассы находился балкончик, на который по особенной лестнице, которая идет из соседнего двора, могли подняться женщины и не замечены снизу, присутствовать при богослужениях.

В кенассу заходили без обуви, оставляя его на террасе. Пол большого зала был покрыт коврами. На потолке подвешивались люстры, но до наших дней остались лишь кольца для их крепления. В стены зала вмонтированные кувшины, которые служили голосниками-резонаторами, которые улучшали акустику помещения. На боковых полках и в шкафах хранились молитвенники и причандалля для религиозных церемоний.

Неподалеку от кенасс находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 году. Точное ее местонахождение неизвестно. Печатались в основном книги религиозного содержания. В 1805 г. эта типография была переведена в Евпаторию.

Одна из самих ценных, и в то же время относительно молодых достопримечательностей Чуфу-Кале это усадьба Фирковича. Эта усадьба может дать определенное представление о характере сооружений древнего города и укладе жизни его жителей.

Но меня лично очень заинтересовала не сама усадьба, а ее последний хозяин, хотя не только ее, но и всего города Чуфут-Кале. Это был очень интересный дядя, а звали того дядю Фиркович Авраам Мануилович(1768 — 1874).

Человек это был незаурядный. Это был и писатель, и поэт, и археолог, и историк, и просветитель. Родился в Луцке в семье караимов, в 20-х годах ХІХ года переезжает в Крым. Свою жизнь он посвятил поиску древних иудейских книг, рукописей, манускриптов, надгробий. Странствовал по Кавказу и Ближнему Востоку, побывал в Польше, Литве, Австрии, Египте, Турции, Палестине. Его коллекцией гордится Русская публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Но был Авраам Мануилович . незаурядным скандалистом. Даже авантюристом.

Вся его неутомимая деятельность и труд сводился к тому, чтобы довести что караимы, хотя и являются иудеями, но никакого отношения к евреям не имеют. По его убеждению караимы поселились в Крыму, еще до распятию Христа и не имеют никакого отношения к этому деянию. Он активно выступал за то, чтобы караимы не подлежали в Русской империи тем гонением и ограничением что и евреи. Для отстаивания своего мнения он не гнушался даже подделкой древних иудейских документов.

Сейчас в Бахчисарае действует музей А.М.Фирковича, а в усадьбе где он жил, на территории Чуфу-Кале, открытая выставка, которая посвящена культуре и быту крымских караимов. Похоронен Фиркович в Иосафатовой долине на территории караимского некрополя рядом из Чуфут-Кале.

Термин «караимы» появился несколько позже, в ІХ ст., в работах уже собственно «караимского» теолога Вениамина Бен Моше Нагавенди, который называл этим именем разные антиталмудистские движения(в том числе и ананитов), которые объединились в ІХ-Х в. под общим названием «караимы». Даже само название «караим»(«чтець» или «читаючий»; «караим» — это множество от древневрейського «карай») отражает основную характеристику данного движения — почитания(или, если угодно, «чтение») святого Письма как единственного прямого источника религиозной истины.

Период Х-ХI веков, что часто называется «золотым веком» в истории развития караимского движения, знаменательный активной миссионерской деятельностью и распространением иудаизма в его караимской интерпретации далеко за пределами Багдада и Персии. Успех миссионерской деятельности караимского движения в Х-ХИ в. был беспрекословен: по разным оценкам, до 30-40 процентов еврейского населения того времени придерживалось неталмудного, то есть караимского, варианта иудаизма.

Больше того, именно в полемике с соперниками караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во много почему и сформировалась средневековая еврейская цивилизация в том виде, в котором она нам известна сегодня.

. первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. В этом году, как сообщает нам византийский автор Аарон Бен Йосиф а-Рофе, между общинами караимов и рабанитов, что проживали в городе Сулхати(сейчас Старый Крым) состоялась дискуссия относительно того, когда же начинается месяц «Тишри». Кроме Старого Крыма, в том же ХІІІ ст., наверное, возникает общество в городе Кафа(Феодосия) — опосредствованные источники позволяют нам датировать время основания кафськой караимской синагоги 1292 годом. Несколько позже, в середине XIV ст.

источник

Г ородище Чуфут-кале находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 м над уровнем моря. С трех сторон — северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 м, обрывами, и только с четвертой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ. Общая площадь поселения — 46 га. Территория городища разделяется на три части: с запада на восток — мыс Бурунчак (мысок) (36 га)— незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.

К началу XX века практически все знания о Чуфут-Кале представляли собой сведения, оставленные исследователями и путешественниками, посетившими городище, а также некоторые заметки в общих работах по истории Крыма. Одним из таких ранних источников является сочинение Гильома де Рубрука, в котором сказано:

… между Керсоной и Солдайей существует сорок замков.

Ф. К. Брун еще в XIX в., ссылаясь на Рубрука, предположил, что «под этими “quadragintacastella” скрывается тогдашнее название города Кырк-Ера, означающее «сорок мест». Арабский историк XIV в. Абу-ль-Фида сообщает, что в одном дне пути от моря существует укрепленный замок на горе, где в минуту опасности скрывается местное население. Название замка — Керкер или Керкри, что в переводе с турецкого значит «сорок человек». В XV в. венецианский купец Иософат Барбаро писал о двух поселениях, обнесенных стенами, но не считающимися крепостями. Одно из них Солхат, другое — «Керкиарде», что на их (татарском) наречии означает «сорок селений». Посол Венецианской республики Амвросий Контарини, направляясь в 1474 г. в Персию, путешествовал в компании с литовским послом, который должен был явиться «к Хану, находившемуся тогда в крепости Керкер (Chercher)».

Большинство европейских путешественников XVII – XIX вв. при описании Бахчисарая чаще всего говорили о Чуфут-Кале, как месте обитания караимов. Монах Эммидио Дортелли д’Асколи, возглавлявший доминиканскую миссию в Каффе в 1624–1634 гг., составил известное «Описание Черного моря и Татарии». Он в течение десяти лет собирал различные сведения о близлежащих землях, владея распространенными среди местного населения языками, — турецким и татарским, а также греческим и армянским. Чуфут-Кале им назван «Топра-кала», что значит «земляная крепость». О крепости им сказано мало: «крепость населена евреями, которые возвращаются туда для ночевки, главное ее достоинство не в фортификационных сооружениях, а в местоположении». Намеки на земляные укрепления (возможно, насыпь или укрепленные землей и камнями стены) присутствуют в трактате «Deduabus Sarmatiis» польского историка и географа начала XVI в. Матвея Меховского, где описан «Таврический остров»:
«Другой город, менее значительный, Киркея, в котором находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы»

Сведения иностранцев отличаются по своей точности, достоверности и стилю составления. Эти произведения во многом несут отпечаток субъективности и образованности их авторов. Тем не менее, они представляют нам первый важный этап знакомства европейцев с памятником и в целом историей Крыма. В отличие от российских путешественников, иностранцы даже в XVII – XIX вв. видели в Таврике «далекую восточную страну». Чуфут-Кале со своим караимским населением, необычным как в религиозном, так и бытовом плане, привлекал больше внимание как местообитание этого затерянного народа, чем древнее укрепленное городище. Отсюда скудость информации об устройстве его фортификационных сооружений и редкость детальных описаний отдельно взятых объектов.

С XVII в. появляются более подробные описания памятника, что связано с дипломатической активностью Крымского ханства и возрос- шим интересом к нему представителей других государств. Ярким примером этого служат сведения, оставленные турецким путешественником Эвлией Челеби, который побывал в Крыму в 1666 г. В десятитомной «Книге Путешествий» («Сейяхатнаме»), по большей части, содержатся записи собственных наблюдений, но также вставки из других. В своем описании Чуфут-Кале Челеби приводит известные ему названия крепости — «Бутмай» и «Гевхер-керман». По его словам, после захвата Менгли Гиреем крепость была хорошо устроена, в ней находился отборный гарнизон. При описании Восточной оборонительной стены и рва крепости Челеби говорит, что этот оборонительный комплекс был сооружен во «времена неверных». Внутри крепости Эвлия Челеби видел «однослойную стену» с тремя башнями, очевидно, Среднюю оборонительную стену, явно уже не имеющую никакого оборонительного значения, и 1530 иудейских домов с красной черепицей, причем 200 из них находились между двумя стенами. Упомянуты также «маленькие железные ворота». Челеби замечает, что в крепости много оружия, но отсутствует огнестрельное оружие. Как средство для обороны крепости названы кучи каменных глыб для сбрасывания вниз.

Читайте также:  Черный цвет кала у котенка

По словам путешественника, население Чуфут-Кале, включая все должностные лица, было полностью иудейским. Этот факт, как и отсутствие татарских воинов и артиллерии, свидетельствуют о постепенной утрате Кырк-Ором своего военного значения в период Крымского ханства. После того, как мусульмане покинули город, мечеть закрывается и единственным действующим сооружением времени ханской администрации остается тюрьма , высоко оцененная путешественником. По его словам, «Гевхер-кермен» превратился в жилой и частично складской комплекс, который изредка использовался в качестве апартаментов для иностранных послов. Богатые иудеи-купцы, видимо, проживали в ухоженных домах, а в прилегающих пещерах ютилась иудейская беднота.

Крым, как новое территориальное приобретение Российской империи, стал притягивать к себе с начала XIX в. множество посетителей, в том числе из образованной среды. Интерес многих был направлен на побережье полуострова, богатое памятниками античности. Однако окрестности Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, и, соответственно, Чуфут-Кале, не могли остаться без их внимания. П. И. Сумароков, дважды посетивший городище, передал свои впечатления от стоящего на скалах «Джуфут-Кале». Им указано количество существующих на тот момент (1799 г.) жилых домов — 227. Следует отметить книгу академика П. И. Кеппена, который, по поручению графа А. С. Воронцова, в 1833 г. объехал горную часть Крымского полуострова и собрал сведения о его различных «древностях». Он не оставил «классического» описания Чуфут-Кале, но собрал воедино сведения различных авторов о нем.

Становление российской администрации в Тавриде дало толчок для начала крымоведческих публикаций, которые постепенно заполняют пробелы в общих знаниях об истории полуострова. К середине XIX в. Чуфут-Кале начинает фигурировать в работах местных крымоведов. В публикациях этого времени содержатся некоторые полезные сведения, в том числе о состоянии застройки и системе водоснабжения городища. Некоторые авторы, оставляя описание городакрепости, приводили различные версии о времени его появления. Ф. Л. Ливанов, посвятивший Чуфут-Кале книгу, написал, что массовый исход караимов в Бахчисарай начался в 1846 г. Автор отмечает, что в крепости живет всего 5 семей караимов. Он побывал в пустующих домах, где заметил тандыр в середине одной из комнат. Помимо выпечки, тандыры использовались и для обогрева в зимний период. В целом, большая часть сочинения касается караимов — их истории, религии и обычаев. Историю крепости Ф. Л. Ливанов связывает с караимами, предполагая, что еще в I в. н. э. ими было основано поселение,

Крымский краевед В. Х. Кондараки предположил, что крепость была основана скифским царем Скилуром, а позже перешла под влияние хазар. Караимы, по его мнению, полностью заселили крепость в момент переноса столицы в Бахчисарай. Он писал об одной семье, проживающей в крепости и приглядывающей за памятниками городища, среди которых отмечен подземный ход у малых ворот, ведущий к источнику. В книге А. Уманца «Исторические рассказы о Крыме» высказывается мнение, что крепость была основана готами, а караимы обитали здесь ранее, проживая в пещерах. В описании Чуфут-Кале, составленном по материалам М. А. Сосногоровой, сказано, что оставшиеся 200–300 домов начинают разрушаться. Вероятно, это было подмечено в 1830 г., когда издательница «Путеводителя по Крыму» совершала поездки по различным местам полуострова. В «Очерках Крыма» и статье «Пещерные города: путевые впечатления» Е. Л. Маркова содержатся описания памятников крымского средневековья, в том числе наиболее крупных из них — Мангупа и Чуфут-Кале.

К концу XIX в. в изучении городища начинается новый этап, главной особенностью которого становится появление материалов научного обследования памятника, подкрепленных информацией из письменных источников, известных на тот момент. Крепость несколько раз посещал А. Л. Бертье-Делагард. Он ввел в научный оборот деление Чуфут-Кале на «Старый» и «Новый» города и составил первый графический план плато. А. Л. Бертье-Делагард пишет о лапидарной находке — половине креста, вырубленного на одной из плит оборонительной стены у ворот Орта-Капу. К сожалению, данная находка в дальнейшем была утеряна, но этот случай фиксации следов христианства на плато дал возможность исследователям говорить о существовании здесь в древности христианского комплекса. Помимо исторической справки исследователь оставил ценные описания, которые в будущем будут использованы практически во всех работах, касающихся Чуфут-Кале. На вторую половину XIX в. приходятся и первые археологические раскопки Чуфут-Кале, предпринятые А. С. Уваровым в 1853 г., и эпиграфические исследования на территории городища. Последние связаны с деятельностью А. С. Фирковича, который посвятил изучению надписей на надгробных плитах караимского кладбища (Иосафатова долина) долгий период времени

В первой четверти XX в. исследования Чуфут-Кале проходят в контексте изучения крымскотатарских древностей, их фиксации и учета. Для осмотра и оценки состояния татарских памятников на Чуфут-Кале был отправлен востоковед и эпиграфист О. Акчокраклы. Им была произведена фотосъемка и сделаны замечания касательно сохранности памятников. В результате проведенных работ был дополнен план городища, нанесены новые объекты исследования, а также исправлены существующие на плане неточности. Среди отмеченных О Акчокраклы памятников упоминаются развалины дома караимского ученого Соломона Бейма, привозная площадь за Восточными воротами, остатки мельницы, небольшая площадь для молотьбы хлеба, квартал «Бэшев», «Куллюк» — место городской свалки.

В 1940 г., в ходе Крымской экспедиции ИИМК, был раскопан дромос погребения под усыпальницей дюрбе, произведен осмотр пещерных сооружений на плато. В послевоенные годы характер археологических исследований изменяется. Теперь они концентрируются вокруг изучения этнокультурных процессов, протекавших в эпоху раннего средневековья в Крыму. Наиболее ценные материалы для таких исследований предоставляли раскопки могильников. В связи с этим в период с 1946 по 1961 гг. проводятся раскопки некрополя в балке Марьям-Дере. Работы 1946–1947 гг. под руководством П. П. Бабенчикова носили разведывательный характер. Задачи, поставленные перед исследователями, заключались в следующем: наметить границы некрополя и выявить его древнейшую часть. Найденные погребения оказались полностью ограбленными, но отдельные находки позволили связать могильник с аланами, по аналогии с материалами Эски-Керменского могильника. В 1950-60-е гг. исследования этнической истории носили идеологический отпечаток, в этой связи прочие компоненты, в основном готские, в отчктах игнорировались.

Более углубленные раскопки на могильнике продолжились в 1948 г. под руководством Е. В. Веймарна. Найдены несколько различных типов надгробий, одно из которых предположительно имело изображение креста. После непродолжительно перерыва В. В. Кропоткин в начале 50-х гг. ХХ в. возобновил раскопки в балке Марьям-дере, задачи которых заключались в изучении топографии и границ могильника, а также уточнении его этнической принадлежности и датировки . Согласно предварительным выводам, подбойные могилы связывались с аланами, склепы же принадлежали более раннему населению. Кроме погребений, на территории могильника расчищен водосток более позднего времени. Важной оказалась находка византийского равноконечного креста в круге, выбитого на стене склепа. В ходе работ 1958 г. установлено, что христианские погребения VI в. встречаются не только в нижней части склона, но и выше Старой дороги, ведущей в крепость. Здесь обнаружены отдельные камни и черепица от неизвестного средневекового здания. Обломки черепицы датированы X – XII вв. Раннесредневековые материалы, полученные в ходе систематических раскопок могильника, дали возможность к изучению древнего периода в истории Чуфут-Кале. По поводу принадлежности данного некрополя к вероятному раннесредневековому поселению высказывались сомнения Е. В. Веймарном. Более древняя часть захоронений концентрировалась в восточной части могильника, ближе к дороге на плато. Статистический анализ археологического материала, позволил датировать могильник второй половиной V – началом IX вв. (Кропоткин) либо VI – X вв. (Герцен, Могаричев)

С 1969–1976 гг. на городище проводились эпизодические работы под руководством М. Я. Чорефа. Раскопки 1971 г. были посвящены пещерному комплексу в районе Малых ворот. В целом из-за неблагоприятных климатических условий работы 1971 г. носили непродолжительный характер. Основной целью раскопок следующего, 1973, года было изучение культурных напластований на мысе Бурунчак. Основная часть работ производилась близ водоема, вырубленного в скале. Кроме этого исследовались отдельные пещеры на плато и проводился сбор подъемного материала. В 1974 г. исследовались пещерные комплексы в верхней кромке обрывов плато и прилегающие к ним боевые площадки в балке Пенджере-Исар. Продолжались разведки на мысе Бурунчак. В 1975 г. проводилась очистка некоторых пещерных комплексов от мусора на юго-западных обрывах плато Чуфут-Кале. Обнаружены винаградодавильня в балке Пенджере-Исар и несколько хозяйственных пещер на ее склоне. Виноградодавильня представляет собой вырубленное в скале прямоугольное сооружение размерами 2,0 х 1,5 м и глубиной 18–20 см, окруженное водоотводными желобами. Выводы, сделанные на основе полученных материалов, свидетельствовали о том, что на участке возле Малых ворот находился христианский культовый комплекс. Часть нижних пещер начала наполняться мусором и натечной землей с начала XVIII в., позднее здесь пребывал караул. Найденные фрагменты позднеантичной и раннесредневековой керамики, монета императора Юстиниана I (527–565) подтверждали предположение о существовании на Чуфут-Кале раннесредневекового поселения.

В 1983 г. совместной археологической экспедицией Симферопольского Государственного университета им. М. В. Фрунзе (А. Г. Герцен) и Бахчисарайского музея (В. М. Хоменко) проводились исследования непосредственно территории Чуфут-Кале. Помимо фиксации отдельных пещерных сооружений основное внимание было сосредоточено на изучении оборонительных сооружений возле так называемой «Малой Кенассы». Археологические исследования на городище Чуфут-Кале возобновились в 1987 г. под руководством А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева. Раскопки были сосредоточены в районе Восточной оборонительной стены, на участке к северу от ворот Биюк-Капу, где сохранились остатки средневековых бань. В 1988 г. продолжались исследования археологических объектов в районе ворот и башни Биюк-Капу.

Летом 1978 и 1979 гг. на караимском кладбище в Иософатовой долине Институтом востоковедения АН СССР были предприняты эпиграфические исследования. Работы экспедиции ограничились лишь теми надгробиями, которые находились на поверхности или были скрыты тонкие слоем листьев и дерна. Выяснилось, что все изученные объекты (300 единиц), датируются в промежутке XV в. – 1951 г. В их эпитафиях содержались библейские, турецкие и татарские имена. В надписях в основном соблюдались лексические нормы древнееврейского языка. Участок исследований представлял раскоп площадью 80 м², заложенный у тыльной стороны северной части стены и еще два небольших раскопа у южной куртины. В пределах первого раскопа были открыты средневековая усадьба и баня, функционировавшие до начала работ по возведению стены.

В 1991 г. экспедицией под руководством А. О. Добролюбского была исследована позднесредневековая караимская усадьба напротив кенасс. Вскрыт фундамент и площадка вокруг погибшего при пожаре дома. Материал из раскопа датирован XVI – XVIII вв. Кроме этого зачищена кладка стены у водосборника, где обнаружен фрагмент надгробия. В августе 1998 года исследователями был заложен раскоп в 150 м к западу от Южных ворот городища и в 35 м к югу от укрепления Пенджере-Исар. В ходе работ найдено устье колодца. В период с 1998 по 2001 гг. пройдено вглубь более чем на 30 метров. При раскопках колодца найден боковой проход, за которым обнаружилась 108-метровая галерея высотой в человеческий рост и шириной до 2,5 м, а также каменная лестница, ведущая одним концов к поверхности, другим к каменному резервуару. После расчистки нижней части системы от ила и грунта, ее общая глубина составила 45 м. В ходе раскопок найдены редкие обломки керамики и железных предметов (замки цилиндрической формы, гвозди). Раскопки продолжались в 2002 г. Общий объем подземного комплекса составил около 900 куб. м. Археологический материал, найденный при исследовании гидротехнического сооружения, можно условно разделить на три периода. Первый — вторая половина VIII – первая половина X вв., второй — XIV – XV вв., третий — XVII – XVIII вв.

В этом же году, рядом с раскопом, обнаружен красноглиняный сосуд с монетным кладом. Клад состоял из 4256 серебряных, 1 медной и 30 золотых монет XIV – XV вв. В 2003–2004 гг. проводились работы под руководством В. И. Баранова, которые пока что, остаются, последними археологическим исследованиями на плато. Проведенные в 2012 г. разведки в 5-километровой зоне вокруг плато, позволили дополнить представление об округе Чуфут-Кале в докрепостной период. Большинство из найденных поселений принадлежат позднеантичному времени, которые прекращают свое существование к III – IV вв. па, были отдельные фрагменты керамики второй половиной XIV – XV вв.

Чуфут-кале — было хорошо укрепленной крепостью. Главным ее защитным сооружением (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена — самый древний архитектурный памятник городища.Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности. Стена состоит из двух куртин по 60 м длиной. Северная проходит по ровной местности, а южная — по склону. В месте стыка куртин расположен воротный проезд шириной 3,6 м. С севера ворота прикрывались выступом стены, шириной 3,6 м. У северной оконечности стены у края скалы была сделана вылазная калитка, прикрытая от взоров неприятеля, штурмующего ворота. Первоначально стена состояла из двух панцирей известняковых блоков и забутовкой между ними. Ее толщина составляла 4,5—5 м, высота — 7—8 м. Отсутствие фланговой защиты для северной куртины возмещалось проходящим параллельно с ней на расстоянии 10,5м рвом, вырубленным в скале, шириной 4 м, глубиной 2 м. До края обрыва он не доходил 7 м. Здесь параллельно главному рву были вырублены еще два небольших.

Читайте также:  Если собаки светлый кал что это

Восточная оборонительная стена длиной 128 м состоит из трех куртин и трех башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использованного материала. Между средней и северной куртинами высится прямоугольная башня с открытой тыльной стороной (горжой). В верхней части ее лицевой стены можно видеть круглую пушечную бойницу. Другая башня — Биюк-капу (Большие ворота) — разделяет центральную и южную куртины. Башня прямоугольная, размерами 5×6,5м, ее высота—с напольной стороны—9,3 м, ширина воротного проема 3,5 м, а длина 4,8 м. Ворота, ставшие главными в Чуфут-кале, двустворчатые, оббиты снаружи полосами кованого железа. Над ними вмурована прямоугольная плита из проконесского мрамора, на которой вырезаны два знака: «сердце и вилы».

Естественно, что, воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о ее водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы. Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджаре-исар. Это Тик-кую. К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений.

На протяжении столетий Чуфут-кале владели христиане, затем мусульмане и в конце иудеи. Но если культовые сооружения двух последних конфессий мы знаем, то с христианскими памятниками ситуация более сложная. Построив такую мощную крепость, византийцы должны были воздвигнуть там и базилику. Еще в 20 гг. XX в. Осман Акчокраклы предположил, что базилика находилась на месте мечети (о ней см. ниже), правда последующее изучение памятника опровергло эту гипотезу. Но за время археологических исследований на городище были обнаружены, архитектурные детали, которые, скорее всего, принадлежали христианскому храму. В частности, это 3 капители VI—VII вв., упоминавшаяся плита над воротами Биюк-капу, плита у входа в кенассныи дворик. Фрагменты от раннесредневековой базилики были найдены и в окрестностях городища. В контексте поиска христианских памятников обращает на себя внимание пещерный комплекс в районе Южных ворот.

Мечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Это четырехугольное здание размерами 13,8×10,65 м по наружному обводу. Толщина стен 0,65 м. Они были сложены из бута с использованием тесаного камня. Вход в здание был с западной стороны. Слева от входа находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части колоннами со сталактитовыми капителями, поддерживающими купольное перекрытие. Мечеть была построена в 1346 г. в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.

Территория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад—восток. Их условные названия (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены. Стержнем Нового города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своем засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

источник

Владимир Набоков, побывав в этих местах, написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

Дорога к Чуфут-кале начинается в предместье Бахчисарая — Староселье. Здесь — перекресток четырех долин. Туристская тропа, поднимающаяся к Чуфут-кале совпадает со средневековой дорогой, по которой последние обитатели поселения завозили воду к своим жилищам.

“На стихшем вечернем небе, едва голубом, вырезались обсыпавшиеся стены, башни и дома пустынного города, уединившегося вдали от дорог и жилых мест, высоко на обрывистой скале… Странно смотрели на меня эти обветшавшие камни своими мертвыми окнами, своими бесполезными стенами… Внизу их, из горных толщ, рядами зевали черные отверстия пещер, недоступных никому и ниоткуда.” Марков “Очерки Крыма”

На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут-Кале, в переводе с крымско-татарского языка — «Иудейская крепость». Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.


Гравюра с рисунка А. де Палдо «Вид на Чуфут-Кале», XIX в.

Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.
Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил-кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил-кобинского поселения.

Во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров стали строить крепости в горах, в том числе и Чуфут-Кале. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также состояли из местных жителей. К числу раннесредневековых памятников городища относятся средняя оборонительная стена, оборонительные пещерные сооружения, в которых укрывались часовые, охранявшие стены. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселенных окрестных долин.

Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». В письменных источниках сообщения о крепости появляются только в конце XIII в. Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца XIII в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XIV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства.


Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.

Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Здесь, не застроенную часть, именуемой Бурунчак (или, иначе, Кииклик), ханы использовали, как место для увеселения, охоты и празднования особых торжеств. Одной из наиболее важных задач крепости становится выполнение пенитенциарных функций: начиная с конца XV века о городе начинают говорить как об одной из самых страшных темниц крымских ханов.


Тюрьма Фотография из интернета

Анализ документов показывает, что практически все российские посольства первой половины XVII века не избежали продолжительного насильственного пребывания на территории Кырк-Ор ( Чуфут-Кале). Как ни парадоксально, несмотря на то, что официально участники подобных посольств были свободны, фактически условия их проживания часто были хуже, нежели у зажиточных пленников: им отказывали в пище с ханского стола, держали в заключении, лишали денег, часто издевались, били и даже пытали. В плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий.Воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, так за Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.


Чуфут Кале. Подземная пещера. Место казни. Фотография из интернета

В Кырк-Ор (Чуфут-Кале) располагался государственный монетный двор. Перед средней стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются общины — армянская и иудейская, которой будет суждено стать самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. Жители города, независимо от этноконфессиональной принадлежности, получили от первых ханов значительные привилегии: освобождение от отдельных налогов, податей, воинского постоя.

Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. В крепости остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут-Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар.

После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи. Строится Восточная стена, заселяется и застраивается Новый город. И везде сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо Деталь

По всей видимости, до середины XVII в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени был размещен небольшой татарский гарнизон.Начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г., сообщает, что «даже комендант замха, команда крепости, стража и привратники — все это евреи». Далее он отмечает: «Воистину, ни в одной стране нет подобной независимой еврейской крепости. Все еврейские собственники лавок и очень уважаемые и почитаемые крымские купцы из Бахчисарая живут в этом Чуфуткалеси. Ежедневно утром спускаются они с горы и через час дороги прибывают к своим лавкам в Бахчисарае». Эвлия Челеби упоминает, что на Чуфут-Кале находится 530 домов, следовательно, численность населения составляла около 3000—3500 человек.


Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)


Огюст Раффе Семья караимов из Чуфут-Кале Париж. 1848 год литография


Отношение иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией было неоднозначным: в XVII—XVIII вв. иудеям не разрешали на ночь оставаться в столице. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве трудолюбивой, искусной в ремеслах общины, определенные дискриминационные меры против нее все же принимались. В том же XVII веке караимская община Чуфут-Кале становится одной из наиболее известных, крупных и экономически преуспевающих общин караимов в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI века там находился молитвенный дом (синагога / кенасса), школа-мидраш, а с 30-х годов XVIII века — единственная в мире караимская типография. Туда зачастую приезжали визитеры и ученые из других караимских общин, процветало образование, книгопечатание и наука..


Огюст Раффе Оркестр караимов у стен Чуфут-Кале Париж. 1848 год

Традиционным занятием для караимов были выделка кож, ювелирное дело и другие ремесла. Занятия ремеслом дополнялись земледелием, пчеловодством, садоводством. Широкой была коммерческая деятельность: караимы держали солеварни и вели обширную торговлю солью. Торговля давала жителям Чуфут-Кале то, что они сами не производили, в том числе и сырье для ремесел.


Чуфут-Кале — «еврейская крепость». Ксилография из известной работы Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»Чуфут-Кале — «еврейская крепость». 1855


К. Боссоли Развалины крепости Чуфут-Кале в середине 19 века.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены и жители постепенно начинают покидать Чуфут-Кале, центр караимов переходит в Евпаторию: к началу XX в. городище было практически необитаемым. Перед революцией здесь жили несколько семей: охраняли и содержали святыню в порядке, вели традиционное хозяйство, принимали паломников и гостей.

Читайте также:  Как понять что у ребенка слизь в кале


Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский – смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.

Братья Пигит Яков и Иосиф — уроженцы Чуфут-Кале. Вошли в историю крымских караимов как последние жители Чуфут-Кале, родившиеся в этом городе. По воспоминаниям смотрителя Чуфут-Кале А.С. Дубинского братья Пигит почти все время жили в пещере, имели коров и зарабатывали на жизнь тем, что носили молоко на продажу в Бахчисарай. В 1906 году было нападение на стариков с целью грабежа, и после этого случая староста Ефет Майтоп и Бахчисарайская караимская община предложили старикам переехать в тот дом, где живет смотритель. По рассказам стариков они неохотно оставили пещеру, проживши в ней несколько десятков лет, и всегда, когда разговор касался жизни, то они всегда говорили «Берекет кобада эди».
Фразу «Берекет кобада эди» можно перевести с крымско-татарского языка как «В пещере было благоденствие» или «В пещере была благодать».


Братья Яков и Иосиф Пигит, последние жители Чуфут Кале. 1910г

Абрам Семенович Дубинский (1860-1928) — смотритель и последний газзан Чуфут-Кале. Родился в Тракае. В ноябре 1907 года А.С. Дубинскому было предложено место смотрителя Чуфут-Кале, куда он переехал с семьей зимой этого же года. С этого времени и до самой смерти А.С. Дубинский постоянно проживал в Чуфут-Кале и являлся не только смотрителем оставленного города, но также утвержденным шамашем и митпаллелем кенасы Чуфут-Кале. Жизнь в Чуфут-Кале была бедной и суровой, но благодаря популярности этого места на долю А.С. Дубинского выпало принимать здесь многих именитых гостей, аристократов, писателей, художников, ученых, путешественников, а также караимов-паломников.Из записок А.С. Дубинского: “Со многими приходилось сталкиваться: с князьями, писателями, художниками, которые по несколько дней жили и рисовали все эти чудные места. Семья Чехова ежегодно летом посещала. Летом посетителей было со всех концов мира, но зато зимой мы были отрезаны от всего мира, в особенности, если зима была еще суровая. ..Летом еще приезжали караимы, жили все лето: Ш.М. Топал, Лаврецкая, Кефели Эстер-тота. Прихожане были в кенаса, а также приезжали караимы, которым дорога была святыня и чтили память предков многих веков, а также люди других национальностей преклонялись перед святыней, так как приходилось встречать много людей и много всяких впечатлений.”


Абрам Семенович Дубинский (фото из книги «Лица Тавриды». Симферополь. 2012)

Караимский народный съезд в 1917 году решил восстановить древние сооружения и систему водоснабжения, создать в крепости национальный музей, организовать фонд возрождения Кале. В 1918 году пожертвования в этот фонд превысили четверть миллиона золотом. Решение съезда не успели осуществить.


Руины Чуфут-Кале. Караимский раввин (слева) с проводником. На заднем плане арка средних ворот (Орта-Капу).

С тех пор многое разрушено временем, еще больше — людьми. Ныне крепость находится в плачевном состоянии. Незначительные ремонтно-реставрационные работы не поспевают за разрушениями. Несмотря на это комплекс ещё впечатляет и привлекает множество посетителей.

Чуфут-Кале, Кырк-Ор, Топрак-кала, Бутмай,Киркея, Бутмай, Джуфт-Кале Гевхер-кермен. Названия менялись вместе с эпохами жизни поселения. Последнее может быть переведено как «крепость драгоценностей». Эвлия Челеби так объясняет его: «. татарские улемы дали ему название Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями». Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского – «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим – «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств – просто «Жидовский городок».

источник

Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся средневековый памятник Крыма. Плато, на котором находится старинный город, окружают неприступные 50-метровые обрывы и крепостные стены. Здесь была столица-крепость Крымского ханства. Зимой на этих улицах практически не видно туристов и городу словно возвращается его загадочный древний облик. Впечатлений было получено столько, что они почти вытеснили пересказ истории города, с которой, впрочем, можно ознакомиться на множестве других тематических ресурсов.

Летом с посещением Чуфут-Кале как-то не сложилось. Зимняя поездка показала, что сравнивать Чуфут-Кале с другими памятниками древности было глупо. Это совершенно другая эпоха, история и атмосфера. Зимой тот же путь через монастырь стал неузнаваем и отсутствие толп туристов – лишь один из штрихов этого преображения. Самое главное – голые ветви деревьев, благодаря чему дорожка, ранее окружённая стенами зелени, словно коридор с редкими окошками, стала прозрачной, с головокружительными панорамными видами. Испарились и торговцы сувенирами. Без них, если честно, лучше, внимание не сбивается в сторону повседневности, а настроение всё глубже уходит в историческую атмосферу места.

Было решено заглянуть на караимское кладбище. Вопрос ступать или нет на святую для этого народа землю, решился в пользу туристов – некрополь объявлен памятником, а значит, осмотр его только приветствуется. Необходимо заметить, что кладбище находится в плачевном состоянии. Увидеть можно лишь несколько надгробий на небольшом пятачке, заросшем лесом. Всё остальное лежит полузарытое просто под ногами: под ветками, многолетней прелой листвой, землёй (когда этот момент был замечен, ступать по кладбищенской тропке стало боязно). Но те плиты, что открыты взору – настоящие произведения искусства, мастерство древних резчиков и каллиграфов вызывает восхищение.

Вход и в город, и в осадный колодец стоит столько же, сколько летом, хотя неплохо было бы предусмотреть скидки в межсезонье. Приветливый охранник выдал билетики и предложил рассказать историю Чуфут-Кале и, разумеется, никто не отказался.

С крымскотатарского языка название города переводится, как «еврейская крепость». Учитывая, что религия караимов родственна иудейству, это вполне состоятельная версия. В варианте произношения Джуфт-Кале, можно перевести с тюркского, как «парная крепость». И это название может иметь основу, поскольку город защищала двойная крепостная стена.

Предположительно укреплённое поселение на этом месте возникло в V-VI веках на границе Византийской империи. Тогда город мог называть Фуллы, его население состояло из алан – предтеч осетинцев. Когда в Крым пришли кыпчаки, они захватили город и назвали его Кырк-Ер. В 1299 году крепость штурмом взяла ордынская армия эмира Ногая.

В XIII – XIV веках здесь находилась столица маленького княжества – вассала Крымского Юрта Золотой Орды. В этот же период на плато поселяют караимов, которые к моменту образования Крымского Ханства составляют большинство населения города. Первый хан независиомого Крыма Хаджи I Герай делает Кырк-Ер своей столицей. Вероятно, чтобы спокойней себя чувствовать среди множества врагов на неприступном укреплённом плато.

Хан Мегли I Герай переносит столицу в новое место, а в городе остаются жить только караимы и малая доля крымчаков. Крепость служит своеобразной резервацией для караимов, которым запрещено селиться в других местах, это место называют «еврейская крепость» — Чуфут-Кале. Правители ханства используют город для содержания знатных пленных, за которых требуется выкуп. Здесь же находится государственный монетный двор.

После включения Крыма в состав России, императрица Екатерина II даёт караимам и Крымчакам свободу селиться в других местах. Постепенно жители покидают город, он окончательно пустеет к концу XIX века. Остаётся в крепости лишь караимский учёный Авраам Самуилович Фиркович, проживший здесь до самой смерти.

На этом рассказ охранника закончился, и он пожелал нам приятного осмотра Чуфут-Кале.

А старая крепость, казалось, словно замерла в том далёком 1874-м, когда её навсегда покинул последний обитатель. Кроме нас, в это же время, в крепости было еще несколько туристов, но мы практически не попадались на глаза друг другу, так что ощущение путешествия во времени было полным.

Главный вход представляет собой узкий коридор с высокими стенами. Эта особенность использовалась защитниками крепости, чтобы держать последний рубеж обороны, засыпая сверху неприятеля опасными предметами.

Сразу за коридором открывается вид на многоуровневые пещеры.

Благодаря им и многим другим, похожим рукотворным помещениям, выдолбленным в скале, Чуфут-Кале и назвали пещерным городом. Средневековая версия происхождения города считает это название условным и даже ошибочным, ведь, предположительно, в этих пещерах никто не жил. Возникли они, как подвальные подсобные помещения в ходе строительства. Дом стоился на том же месте, где добывался материал, таким образом, хозяин одновременно получал просторные подвалы внизу и каменный дом наверху.

А куда же делись все дома, бывшие над пещерами? Когда освобождённые Екатериной II караимы стали разъезжаться в разные стороны, у них повелось разбирать дом до кирпичика и увозить его с собой. Обладающие иудейской бухгалтерской жилкой караимы посчитали, что так дешевле, чем строить «с нуля».

Но даже то, что осталось, даёт представление о том, как жил Чуфут-Кале – это был полностью каменный город. Дерево здесь, как строительный материал, встречается крайне редко, да и то, есть подозрения, что разнокалиберные дощечки в кривую кладку из рваного бута влепили реставраторы. Их выдаёт обилие вполне современного цемента. В старинных стенах раствор, заметим, из тонких швов, которые свидетельствуют о мастерстве каменотёсов, весь вымыт.

Попадаются строения и вовсе собранные из больших правильных блоков, как конструктор, почти без цемента, с миллиметровыми зазорами. Таковы, например, отдельные участки крепостных стен, там, где сложная геометрия.

Особого внимания заслуживает прекрасно сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым.

Это красивое восьмиугольное сооружение с большим порталом, украшенное по углам колонками с резьбой. Учёные называют этот мавзолей прекрасным образцом малоазийской архитектуры. В глубине мавзолея находится надгробие с надписью арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года хиджры». По грегорианскому календарю царица была похоронена в 1437 году. Джаныке-ханым является настоящей легендой своего народа. Она была женой Едыгея – последнего золотоордынского эмира Крыма, мудрая правительница, героиня преданий и сказок крымский татар. Эта царица укрыла в Чуфут-Кале Хаджи Давлет-Герая, ставшего впоследствии первым правителем независимого Крымского ханства. Туристы сквозь решётку мавзолея зачем-то бросают монетки, которые блестят в темноте многочисленными кругляшами.

Среди других сохранившихся построек Чуфут-Кале – лишь жилая усадьба из двух домов того самого Авраама Фирковича

да два караимских храма – кенассы.

Строения интересны как иллюстрации к быту позднего средневековья. Архитектурно они ничем не запомнились, но зато эффектно смотрятся со стороны обрыва, на самом краю которого стоят.

Центральная улица проходит через весь город от Южных ворот Кичик-Капу через вторую линию обороны с воротами Орта-Капу к Восточной крепостной стене Биюк-Капу.

Улица находится в хорошем состоянии, видно, что здесь поработали и археологи, и реставраторы, собравшие разбросанные камни в попытке пристроить их в полуразрушенные стены. Сразу обращаешь внимание на то, что улица имела проезжую часть и два тротуара, вырубленные в скале примерно на полметра выше дороги – титаническая работа!

Недалеко от мавзолея, есть развилка, к которой примыкает другая улица, нерасчищенная и заросшая деревьями и кустарником.

От прохода туда предостерегает табличка, сулящая туристам опасности. Но любопытство пересилило приличие, и мы пошли этой, по-настоящему древней дорогой.

Улица едва напоминает свою реставрированную соседку, даже зимой здесь себя чувствуешь, словно в глубине индийских джунглей, летом же, наверное, сходство с джунглями будет абсолютным. Несмотря на наступление земли и зелени, здесь также видны высеченные по бокам тротуары. Дома, когда-то густонаселённого района, угадываются по холмикам и четырёхугольным периметрам, сквозь которые выступают тёсаные грани камней. Пытались срезать и пройти несколько таких дворов насквозь, но реально можно сломать ногу – обломки лежат там же, где упали стены и крыши. Такие районы занимают не менее трети территории города. Возникает вопрос: а как же та байка о караимах, которые увезли свои дома? Похоже, единичные случаи и работу реставраторов выдали за общее правило.

Город покидали ошеломлённые его атмосферой, настолько достоверной, что это даже поменяло личные представления о средневековье. Так вот каким оно было!

На закуску остался осадный колодец, от которого особого ничего не ждали, но который всё-таки поверг и удивил, став яркой и загадочной чертой Чуфут-Кале. Эта, без преувеличения, сенсационная находка была сделана в 1988 году учеными геологами Ю.А. Полкановым (известный караимский исследователь) и Ю.И. Шутовым с помощью легендарного спелеолога А.Ф. Козлова (его детище – маршруты Мраморных пещер).

Схема колодца:

Как рассказал экскурсовод, предварительно заведя бензиновый генератор и включив лампочки, исследователей заинтересовало вздутие земли, среди скалы, откуда росло дерево. Веря в старинные легенды о трёх гигантских колодцах у Чуфут-Кале, энтузиасты стали раскапывать. Три года длилась расчистка колодца на 25-метровую глубину, где исследователей ожидал сюрприз – примыкающий перпендикулярный ход со ступеньками, ведущий в сторону поверхности.

Выход галереи нашли и принялись чистить с двух сторон – она оказалась длиной 108 метров, шириной до 2,5 метров и выше человеческого роста. С надписями на латыни, арамейском и караимском, а в одном месте на потолке растут маленькие сталактиты.

Но самое интересное в этой истории впереди. На глубине 27 метров галерея и колодец переходят в винтообразный каменный спуск. Еще 13 метров вниз ведёт фантастическая лестница, вырубленная по спирали в скале.

Никаких опор! Ступени – это часть каменного плато, висят в воздухе, держась лишь одной стороной.

Внизу просто комната с углублением для дождевой воды.

В 2002 году в завершающей стадии раскопок, почти у поверхности, был обнаружен самый большой в Восточной Европе клад золотых монет – 2 кг! СБУ увезла клад в Киев, где все его следы теряются… Крымскому музею достались лишь две наименее ценных монеты.

На этой минорной ноте экскурсия, проводимая человеком, раскапывавшим тот клад, закончилась. Короткий зимний день сменился ночью, и мы уже в темноте проследовали к выходу на поверхность колодца, забранному трёхметровой решёткой.

После посещения Чуфут-Кале, ощущение прикосновения к тайне неотступно преследовало несколько дней. У этого города мало общего с Мангупом и Эски-Керменом, пещеры которых были жилыми, но одна сходная черта прослеживается чётко – загадок больше, чем ответов на них.

источник