Меню Рубрики

Кал кол корень с чередованием

Есть ли корни с чередованием кал-кол? Если да, приведите примеры и скажите, от чего зависит написание буквы а или о. Например: касание (пишем букву а в

корне, потому что после корня есть суффикс а)

корень -кал-пишется в тех случаях,когда слово связано с силой,крепостью,жаром

например:накалить лампочку,закалить ребёнка

корень -кол-,когда слово связано с повреждением,разделением

например:наколоть дров, уколоться о шип растения

————————————————
1.Озаглавьте текст.
2.Тема текста _____________________
3.Основная мысль ________________
4.Стиль текста ____________________
5.-
6.Найдите в тексте не однокоренные слова и выпишите их; _____________________
7.Выпишите из текста 5 словосочетаний с главным словом — глаголом: ___________________
8.Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
————————————————
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА! !

С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. В барском парке, прохваченном ночною сыростью, на низах стояли холодные синие тени и пахло прелым листом и яблоками; на полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клены. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нем полураскрытый, покинутый шалаш садовника.

21. ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

выпишите, обозначая суффиксы, вначале прилагательные, затем причастия. От чего зависит написание нн и н в суффиксах причастий и прилагательных. составьте по одному предложению с выписанными прилагательными и причастиями.

1. Прошел он, Вася Теркин, из запаса рядовой, в просоленной гимнастерке сотни верст земли родной.
2. Но когда пора настала, долгожданный вышел срок, то впервые воин старый ничего сказать не мог.
3. Эх, суконная, казенная, военная шинель, у костра в лесу прожженная, отменная шинель.
4. упадешь ли, как подкошенный, пораненный, наш брат, на шинели той поношенной снесут тебя в санбат.
5. Лес- ни пулей, ни осколком не пораненный ничуть, не порубленный без толку, без порядку, как нибудь; не корчеванный фугасом, не поваленный огнем, хламом гильз, жестянок, касок не заваленный кругом; блиндажами не изрытый, не расстроенный зимой, ни своими не обжитый, ни чужими под землей.
6. Помороженный, простуженный, отдыхает он, герой, битый, раненый, контуженый, да здоровый и живой.

а)практичность
б)доброжелательность
в)изворотливость
2)в каком ряду все слова неизменяемые?
а)быстро,метро,облако
б)вплавь,нарочно,вчера
в)быстрейший,сильнее,выше
3)в каком ряду окончание всех слов-нулевые?
а)прекрасен,учитель,идите
б)величествен,читал,фасоль
в)холодильник,белеет,получил
4)в каком ряду формообразующие суффиксы во всех словах-нулевые?
а)сядь,выпек,лечь
б)пой,иди,встать
в)пел,кидай,извлёк
5)в каком ряду все слова непроизводные?
а)серебро,транспорт,огромный
б)муравей,гнездо,простота
в)учить,холодить,бег
6)укажите ошибку в составлении словообразовательной пары
а)транспортный-транспортировать
б)представить-представитель
в)слушать-прослушать
7)в каком ряду все слова образованы от глагола?
а)обидеть,обидчивый,обидный
б)продавец,распродать,продаа
в)предвидеть,предвидение,видеть
8)в каком словосочетании есть слово,образованное с помощью нулевого суффикса?
а)большая притвора
б)глупая болтовня
в)справка от врача
9)в каком ряду все слова образованы сложением основ?
а)сверхчувствительный,телевизор,тепловоз
б)красновато-оранжевый,платье-костюм,фотоателье
в)самолётостроение,новомодный,велосипед
10)приведите примеры аббревиатур.каким способом они образованы?
11)в каких случаях сложные существительные пишутся через дефис?
12)от чего зависит написание сложных прилагательных,образованных от сложных существительных

источник

Глас народа. Русский язык для нас

Сообщение Секач » 17 апр 2016, 17:55

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (начало)

Обозначает чёрный цвет, что-то раскалённое

КАЛина – растение калина имеет то же обозначение в других языках: укр. калина, болг. калина, сербохорв. калина, словен. kalina, чеш. kalina, польск. kalina, в.-луж. kalena, н.-луж. Kalina. Куст, в южной половине России её плоды имеют чёрный цвет, а обычная калина имеет тёмно-красно-малиновый цвет, то есть цвет калёного железа.
КАЛить – русск. калю, укр. калити, болг. каля «калю, закаляю», сербохорв. калити, словен. kaliti, чеш. kaliti. В гончарном производстве сосудам придается твёрдость накаливанием, причем, закапывая их в глину, добиваются их тёмной окраски. А В. Даль приводит – «калина ж. раскаленное состояние метала».
КАЛенка – «банная печь, каменка, или с ядрами».
КАЛинники – отдалённые осенние грозы, зарево, зарница.
КАЛогер – на др. русск. КАЛОГЕРЬ, КАЛУГЕРЬ – монах, то есть человек, одетый в чёрные одежды.
kalТgeroj» пришло из русского и обозначало буквально kalТ+geroj – «чёрный герой». Учитывая, что «geroj» есть производная от имени богини Геры (Земли, ср. Геракл, Гермес и т.д.), то буквально «kalТgeroj» означает «чёрный человек».

Сообщение Секач » 18 апр 2016, 13:20

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Определяет место и процесс рождения нового, белого солнца-Ра

КАЛевать – калевать, «выдалбливать, вырезать (карниз, желобок)», калевка «желоб, канавка». Или калдужина, «лужа в углублении», смол., колдобина; кальга, кальги мн. также кальи «колея», вологодск., олонецк.
КАЛыпь, КОЛыпь, Колыбь – долблёный ковш на Руси. Отсюда
КОЛыбель – долблёная люлька.
КОЛяда, КАЛяда, КОЛеда, КАЛеда – праздник, начинался с корочуна (24 декабря) и длился семь дней вплоть до Нового года (1 января) – пока не рождалось новое солнце-Ра. Самая длинная ночь-тьма-чернота в году.
КАЛяда (КАЛеда) – славянский Бог, поедающий черноту, буквально черноед: КАЛ – ЕДА. Поедание солнца-Ра календарно начинается с 24 сентября (осеннее равноденствие). С этого момента славяне русы отмечали праздники, в основе которых лежит отрицательная семантика – солнце-Ра, дающее жизнь, умирает, наступает время тьмы – черноты – кали.
КОЛядовать – выпрашивать пожертвование в пользу черноты-кали – кал(е)давать.
КАЛым – татарск. – выкуп за невесту, ср. КОЛядовать.

Сообщение Секач » 19 апр 2016, 14:29

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Участвует в образовании обозначений представителей кочевых монголоидных и кавказоидных народов

КАЛмык – тат. kalmyk, тур. kalmuk, казах., тел., узб. kalmak, монг. кali-mak, где «mak» относится к имени славянской богини – Макошь, Мокошь. Как обозначение чёрных народов, из монгольского слова «хalimag» с корнем Ха: Хайк, Гайк, Хухедей-мерген, Хохосо, Когульдей, Когудей, Когол-майман.
«КАЛИН-ЦАРЬ», персонаж русского народного творчества, которым русские люди обозначали царей кыпчаков, алтайцев, казахов, крымских татар, турок, татар, уйгуров, караимов. Все перечисленные народы относятся к тюркоязычным монголоидам и семитам.
КАЛка – река на юге Украины, на которой в 1224 г. состоялась роковая для Руси битва именно с «подданными калин-царя».
КОЛомыка – бродяга, скитатель.
КОЛдуны – смол. – калмыки, сравните лит. Kalba «язык» и греч. Халбаiо — «халдеец, маг».
КОЛа – Кольский полуостров. На этом полуострове издавна жили монголоидные неандертальцы (карельская археологическая культура, 3 – 1 тыс. до н.э., протофинны).

Сообщение Секач » 21 апр 2016, 07:21

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Определяет составные части (количество, размер и др.)

КАЛиво – зернышко, крошка, ягода.
КАЛтан – колтак «мелкая льдина в море», арханг. Ср. калтан, Султан.
КОЛикий – который по счёту, сколький — стар., кiлько, ст.-слав. колико, болг. колко, сербохорв. колик, колико, словен. kolik, koliko, чеш. kolik «сколько», слвц. kоl’kо, в.-луж. kelko, н.-луж. keliko, польск. kilka. диал. kielka «несколько, некоторые».
Отсюда
КОЛичество,
сКОЛько.

Сообщение Секач » 22 апр 2016, 08:42

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Обозначает нахождение одного внутри другого, изделия, содержащие что-то внутри себя

КОЛпак – КОЛ – чернота, ПАК – содержащий (ср. пакет).
КОЛач (КАЛАЧ) – «вид круглого кренделя, плетёная булочка из муки тонкого помола» сделанную таким образом, что в центре неё оставлена пустота-чернота-кали. Сюда же относятся и колдуны, русск. «пельмени»,
Koљdun — польск; «пирожок из сырого мяса»,
Kaldou — nчеш. «гусиные потроха»,
КАЛиги – старорус; сапоги с низкими голенищами.
КОЛо – ось мира. родственно др.-прусск. -kеlаn в maluna-kelan «мельничное колесо», греч. pТloj «ось», др.-исл. hvel «колесо», др.-англ. hveol – то же, греч. polљw «двигаюсь вокруг», лат. соly «возделываю, населяю», др.-инд. carati «блуждает, двигается», далее с редупликацией – лит. ka

klas «шея» (первонач. «вращающаяся»), др.-инд. cakras, cakram «колесо». То есть коло – это центр вращения. Отсюда
КОЛО – старорус; повозка, телега, колесо; хоровод у южных славян.
КОЛодец – др.-русск. колодязь, укр. колодязь, блр. колодзезь, болг. кладенец, сербохорв. кладенац, словен. kladenЌc. Параллели слова «колодец» с монголоидными языками: фин. kaltio «источник», др.-исл. kelda «источник», гот. kalds «холодный», датск. kildе «источник».
КОЛоВРат – свастика, вращение коло – “круга Солнца”.
КОЛяска,
сКАЛка.
Полярная звезда, вокруг которой вращаются остальные звёзды, в русском языке называлась
приКОЛ, вокруг которого на привязи ходят два животного – это Корова Земун (мать солнца-Ра; созвездие Большая Медведица) и Коза Седунь (созвездие Малая Медведица).

Сообщение Секач » 23 апр 2016, 19:13

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (окончание)

Является олицетворением несущей смерть ипостаси богини космоса и вселенской судьбы Макоши, поэтому этот корень связан с обозначением смерти и холода, нечистоты, грязь

КАЛи – богиня черноты. Её имя из общеиндоевропейского, т.е. палеорусского, перешло в санскрит и переводится – «чёрная». Кали руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
АпоКАЛипсис.
КАЛомище – кладбище», только др.-русск. коломище, новгородские грамоты 16 века. Ему же параллель находится в фин. kalmisto – от kalma «смерть» (ср. богиню смерти Кали, см. выше).
Killer – англ.; убийца.
Kalt – нем.; холод, готск. kalds «холодный», осет. sald «холод»
оКОЛевать – замерзать.
КАЛ – старорус; нечистоты, грязь
КАЛНЫЙ – старорус; грязный

РЕКА КОЛБИН (Россия, Астраханская область), река КОЛБА (Россия, Вологодская область), река Колба (Россия, Кемеровская область), река Колба (Россия, Красноярский край), река Колба (Россия, Новгородская область), река Колба (Россия, Ярославская область) • Колбягu (тихвинск., 1634 г.), Колбежuчи (Псковская область), посёлок КЕЛБА (Эстония), деревня Колбино (Россия, Ленинградская область, Всеволожский район), село Колбино (Россия, Вологодская область), посёлок Колбино (Россия, Вологодская область), село Колбино (Россия, Воронежская область), село Колбино (Россия, Кировская область), село Колбино (Россия, Костромская область), село Малое Колбино (Россия, Костромская область), село Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), село Усть-Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), Нахардзль-КЕЛЬБ (река в Финикии, впадающая между Беритом и Библом, ранее Лик, Lycus).

источник

Глас народа. Русский язык для нас

Сообщение Секач » 17 апр 2016, 17:55

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (начало)

Обозначает чёрный цвет, что-то раскалённое

КАЛина – растение калина имеет то же обозначение в других языках: укр. калина, болг. калина, сербохорв. калина, словен. kalina, чеш. kalina, польск. kalina, в.-луж. kalena, н.-луж. Kalina. Куст, в южной половине России её плоды имеют чёрный цвет, а обычная калина имеет тёмно-красно-малиновый цвет, то есть цвет калёного железа.
КАЛить – русск. калю, укр. калити, болг. каля «калю, закаляю», сербохорв. калити, словен. kaliti, чеш. kaliti. В гончарном производстве сосудам придается твёрдость накаливанием, причем, закапывая их в глину, добиваются их тёмной окраски. А В. Даль приводит – «калина ж. раскаленное состояние метала».
КАЛенка – «банная печь, каменка, или с ядрами».
КАЛинники – отдалённые осенние грозы, зарево, зарница.
КАЛогер – на др. русск. КАЛОГЕРЬ, КАЛУГЕРЬ – монах, то есть человек, одетый в чёрные одежды.
kalТgeroj» пришло из русского и обозначало буквально kalТ+geroj – «чёрный герой». Учитывая, что «geroj» есть производная от имени богини Геры (Земли, ср. Геракл, Гермес и т.д.), то буквально «kalТgeroj» означает «чёрный человек».

Сообщение Секач » 18 апр 2016, 13:20

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Определяет место и процесс рождения нового, белого солнца-Ра

КАЛевать – калевать, «выдалбливать, вырезать (карниз, желобок)», калевка «желоб, канавка». Или калдужина, «лужа в углублении», смол., колдобина; кальга, кальги мн. также кальи «колея», вологодск., олонецк.
КАЛыпь, КОЛыпь, Колыбь – долблёный ковш на Руси. Отсюда
КОЛыбель – долблёная люлька.
КОЛяда, КАЛяда, КОЛеда, КАЛеда – праздник, начинался с корочуна (24 декабря) и длился семь дней вплоть до Нового года (1 января) – пока не рождалось новое солнце-Ра. Самая длинная ночь-тьма-чернота в году.
КАЛяда (КАЛеда) – славянский Бог, поедающий черноту, буквально черноед: КАЛ – ЕДА. Поедание солнца-Ра календарно начинается с 24 сентября (осеннее равноденствие). С этого момента славяне русы отмечали праздники, в основе которых лежит отрицательная семантика – солнце-Ра, дающее жизнь, умирает, наступает время тьмы – черноты – кали.
КОЛядовать – выпрашивать пожертвование в пользу черноты-кали – кал(е)давать.
КАЛым – татарск. – выкуп за невесту, ср. КОЛядовать.

Сообщение Секач » 19 апр 2016, 14:29

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Участвует в образовании обозначений представителей кочевых монголоидных и кавказоидных народов

КАЛмык – тат. kalmyk, тур. kalmuk, казах., тел., узб. kalmak, монг. кali-mak, где «mak» относится к имени славянской богини – Макошь, Мокошь. Как обозначение чёрных народов, из монгольского слова «хalimag» с корнем Ха: Хайк, Гайк, Хухедей-мерген, Хохосо, Когульдей, Когудей, Когол-майман.
«КАЛИН-ЦАРЬ», персонаж русского народного творчества, которым русские люди обозначали царей кыпчаков, алтайцев, казахов, крымских татар, турок, татар, уйгуров, караимов. Все перечисленные народы относятся к тюркоязычным монголоидам и семитам.
КАЛка – река на юге Украины, на которой в 1224 г. состоялась роковая для Руси битва именно с «подданными калин-царя».
КОЛомыка – бродяга, скитатель.
КОЛдуны – смол. – калмыки, сравните лит. Kalba «язык» и греч. Халбаiо — «халдеец, маг».
КОЛа – Кольский полуостров. На этом полуострове издавна жили монголоидные неандертальцы (карельская археологическая культура, 3 – 1 тыс. до н.э., протофинны).

Сообщение Секач » 21 апр 2016, 07:21

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Определяет составные части (количество, размер и др.)

КАЛиво – зернышко, крошка, ягода.
КАЛтан – колтак «мелкая льдина в море», арханг. Ср. калтан, Султан.
КОЛикий – который по счёту, сколький — стар., кiлько, ст.-слав. колико, болг. колко, сербохорв. колик, колико, словен. kolik, koliko, чеш. kolik «сколько», слвц. kоl’kо, в.-луж. kelko, н.-луж. keliko, польск. kilka. диал. kielka «несколько, некоторые».
Отсюда
КОЛичество,
сКОЛько.

Сообщение Секач » 22 апр 2016, 08:42

Читайте также:  Кал у ребенка после акдс

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (продолжение)

Обозначает нахождение одного внутри другого, изделия, содержащие что-то внутри себя

КОЛпак – КОЛ – чернота, ПАК – содержащий (ср. пакет).
КОЛач (КАЛАЧ) – «вид круглого кренделя, плетёная булочка из муки тонкого помола» сделанную таким образом, что в центре неё оставлена пустота-чернота-кали. Сюда же относятся и колдуны, русск. «пельмени»,
Koљdun — польск; «пирожок из сырого мяса»,
Kaldou — nчеш. «гусиные потроха»,
КАЛиги – старорус; сапоги с низкими голенищами.
КОЛо – ось мира. родственно др.-прусск. -kеlаn в maluna-kelan «мельничное колесо», греч. pТloj «ось», др.-исл. hvel «колесо», др.-англ. hveol – то же, греч. polљw «двигаюсь вокруг», лат. соly «возделываю, населяю», др.-инд. carati «блуждает, двигается», далее с редупликацией – лит. ka

klas «шея» (первонач. «вращающаяся»), др.-инд. cakras, cakram «колесо». То есть коло – это центр вращения. Отсюда
КОЛО – старорус; повозка, телега, колесо; хоровод у южных славян.
КОЛодец – др.-русск. колодязь, укр. колодязь, блр. колодзезь, болг. кладенец, сербохорв. кладенац, словен. kladenЌc. Параллели слова «колодец» с монголоидными языками: фин. kaltio «источник», др.-исл. kelda «источник», гот. kalds «холодный», датск. kildе «источник».
КОЛоВРат – свастика, вращение коло – “круга Солнца”.
КОЛяска,
сКАЛка.
Полярная звезда, вокруг которой вращаются остальные звёзды, в русском языке называлась
приКОЛ, вокруг которого на привязи ходят два животного – это Корова Земун (мать солнца-Ра; созвездие Большая Медведица) и Коза Седунь (созвездие Малая Медведица).

Сообщение Секач » 23 апр 2016, 19:13

Корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п. (окончание)

Является олицетворением несущей смерть ипостаси богини космоса и вселенской судьбы Макоши, поэтому этот корень связан с обозначением смерти и холода, нечистоты, грязь

КАЛи – богиня черноты. Её имя из общеиндоевропейского, т.е. палеорусского, перешло в санскрит и переводится – «чёрная». Кали руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
АпоКАЛипсис.
КАЛомище – кладбище», только др.-русск. коломище, новгородские грамоты 16 века. Ему же параллель находится в фин. kalmisto – от kalma «смерть» (ср. богиню смерти Кали, см. выше).
Killer – англ.; убийца.
Kalt – нем.; холод, готск. kalds «холодный», осет. sald «холод»
оКОЛевать – замерзать.
КАЛ – старорус; нечистоты, грязь
КАЛНЫЙ – старорус; грязный

РЕКА КОЛБИН (Россия, Астраханская область), река КОЛБА (Россия, Вологодская область), река Колба (Россия, Кемеровская область), река Колба (Россия, Красноярский край), река Колба (Россия, Новгородская область), река Колба (Россия, Ярославская область) • Колбягu (тихвинск., 1634 г.), Колбежuчи (Псковская область), посёлок КЕЛБА (Эстония), деревня Колбино (Россия, Ленинградская область, Всеволожский район), село Колбино (Россия, Вологодская область), посёлок Колбино (Россия, Вологодская область), село Колбино (Россия, Воронежская область), село Колбино (Россия, Кировская область), село Колбино (Россия, Костромская область), село Малое Колбино (Россия, Костромская область), село Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), село Усть-Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), Нахардзль-КЕЛЬБ (река в Финикии, впадающая между Беритом и Библом, ранее Лик, Lycus).

источник

Вы теперь знаете, почему появляется чередование звуков.

Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?

Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].

Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?

В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.

Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?

Гласные слышатся менее чётко, неясно.

Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?

Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.

Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?

Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.

Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».

Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.

Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.

Есть две группы таких корней:

в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);

в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).

Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.

Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.

Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» — зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.

Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.

И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).

А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.

О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».

Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!

Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!

Написание зависит от суффикса –а-

источник

  • 10 класс (204)
  • 11 класс (308)
  • 5 класс (455)
    • Литература (190)
    • Русский язык (159)
  • 6 класс (275)
  • 7 класс (312)
  • 8 класс (402)
  • 9 класс (262)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (5)
  • ГИА (32)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (110)
  • Индивидуальные траектории (2)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Метод.сундук (9)
  • Москва (5)
  • МХК (275)
  • Научные исследования (4)
  • Олимпиады (12)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (43)
  • Прочее (97)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (7)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (36)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (48)
  • Список для чтения (11)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Цитата дня (24)
    • Слова, которые меняют (6)
  • Читаю.. (53)
  • Октябрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31
    • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (89)
    • Составное сказуемое. СГС и СИС Ещё раз. составное сказуемое состоит из… (31)
    • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (27)
    • Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых… (21)
    • 7 чудес. Д.з. на 2 и 3 октября Д.з.: знать все чудеса. Что… (11)
    • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (336 696)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (106 790)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 641)
    • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (89 833)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (53 661)

    Размещено 19.04.10 в рубрике 5 класс, Русский язык

    Четыре группы корней с чередованием.
    Проверочные слова к ним не подбираем! Группы с примерами корней выучить!
    1. Группа корней, написание которых зависит от ударения.
    В этой группе все намешано-перемешано. Корни мы имеем такие:
    -зор-//-зар-
    -гор-//-гар-
    -клон-//-клан-
    -твор//-твар-
    В корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О.
    САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Корень зор-//-зар-, с чередованием. Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А.
    Корни -клон-//-клан- и -твор//-твар- : пишем в безударной позиции только О.

    2. Группа корней, написание которых зависит от последней согласной корня.
    К этой группе относятся корни
    -рос-//-раст-//-ращ-
    -скак-//-скоч-
    -лаг-//-лож-
    Исключения: РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, СКАЧОК, ПОЛОГ.

    3. Группа корней, написание которых зависит от значения.
    -рoвн-//-равн-, исключение РАВНИНА;
    -мoк-//-мак-
    Для корней -ровн-//-равн- правило такое: если слово имеет значение „ровный“, то пишется в корне О, а если „равный“, то А.
    Следующий корень – -мок-//-мак-. При значении „пропускать жидкость, пропитаться жидкостью насквозь“ пишется в корне О, при значении „погрузить в жидкость, дотронуться до неё – А. Eсли попадется слово с этим корнем, нужно представить себе картинку. Вот перед нами ПРОМ…КАШКА. Зачем она нужна? Правильно, чтобы ВПИТАТЬ в себя лишние чернила, воду и так далее. Что пишем? Правильно, О. А вот во время ремонта папа попросил вас: „ОБМ…КНИ КИСТЬ В КЛЕЙ“. Что вы будете делать? Извазякаете всю кисточку в клее? Вряд ли. Скорее, тихонько проведете верхними волосками по поверхности клея, то есть, дотронетесь до жидкости. Что пишем? Правильно, А.

    4. Последняя группа корней с чередованием О//А, написание которой зависит от наличия суффикса после корня. Есть суффикс -а- – пишем А, нет – пишем О. Корень в этой группе один, -кос-//-кас-.
    Рассуждение очень простое. ПРИК…СНУТЬСЯ – пишем в корне О, потому что после корня суффикса -а- нет. А что пишем в корне слова К…САТЕЛЬНАЯ? Почему? Ответили? Mолодцы! Увидели после корня суффикс -а-.
    В группе чередования Е//И все проще. Всего одно условие, как в последней группе с чередованием О//А: есть суффикс -а- – пишем И, нет – пишем Е. Проблема только одна – корней в этой группе полно. Смотрите сами:
    -бер-//-бир- соберу – собираю
    -дер-//-дир- надерешь – отдирала
    -мер-//-мир- умер – умираю
    -пер-//-пир- напереть – запирали
    -тер-//-тир- натереть – вытирать
    -блест-//-блист- блестeла – блистала
    -стел-//-стил- постелю – устилают
    -жег-//-жиг- зажечь – зажигать
    -ня-//-ним- нанять – обнимать (это однокоренные слова, кто не понял)
    -чeт-//-чит- вычет – засчитать
    Исключение одно: СОЧЕТАНИЕ.

    Здравствуйте,Елена Юрьевна! Я завтра приду в школу! Не могу д/з в итернете найти,девчонки сказали,что оно там есть!

    Елена Юрьевна написал(а):

    Да, Региночка! Смотри в теме по русскому языку «Наколонения глагола».

    Мария написал(а):

    Елена Юрьевна , брат учится во втором классе , ему попалось слово «попадется», какой корень в этом слове?

    Елена Юрьевна написал(а):

    Анна написал(а):

    Елена Юрьевна! По всему интернету ищу и не могу найти примеры слов с чередование гласных в корне и//е.

    Elena написал(а):

    Анна, так это и есть бер-бир, тер-тир и т.д.

    катя написал(а):

    Скажите пожалуйста какой корень в словах отправляетя и помолясь

    Елена Юрьевна написал(а):

    Аня написал(а):

    Елена Юрьевна, какое проверочное слово у слова «распространяемый»?

    Елена Юрьевна написал(а):

    Можно в качестве проверочного слова использовать «пространный».

    Юрий написал(а):

    Елена Юрьевна я почитал корни с чередованием и на рос раст посмотрел нам учительница говорила там еще есть на вырост подросток и рост Ростов. это так?

    Елена Юрьевна написал(а):

    Да. Ростов — это исключение. А рост, подросток не вызовет у Вас сомнения, так как это ударная позиция.

    Даниил написал(а):

    Елена Юрьевна! Помогите пожалуйста мне нужны слова с чередованием слов, помогите

    Елена Юрьевна написал(а):

    Даниил, я не понимаю, как это слова с чередованием слов. Может быть, корней?Или звуков?Например, выбираю выберу. Или друзья — дружба.

    Влада написал(а):

    А можно еще прочесть-прочитать ; вычесть -вычитать ??

    Анна написал(а):

    А все примеры корней с чередованием правильные? Еще не могу понять мок-мак. Вроде все ясно, а вроде нет.

    Елизавета написал(а):

    Елена Юрьевна, помогите мне пожалуйста. В моей книжке написано что приставка может стоять перед корнем и перед другой приставка. Это как?

    Елена Юрьевна написал(а):

    Например, недоверие. Не — приставка, до-приставка…

    Настя написал(а):

    Елена Юрьевна!Какой корень и суффиксы у слова сверхестественный?

    Елена Юрьевна написал(а):

    естеств — корень, енн — суффикс. Только сверхъестественный.

    Хеля написал(а):

    Спасибо, Елена Юрьевна. Мне эта статья помогла в подготовке к экзамену.

    Трактор написал(а):

    Спасибо, только Нету корней Плав//Плов

    Елена Юрьевна написал(а):

    Корень плав — плов пишется с буквой о в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

    Юлия написал(а):

    Елена Юрьевна, помогите пожалуйста. Какое предложение можно составить с фразЕологизмом как гром средь ясного неба.

    Елена Юрьевна написал(а):

    Как гром среди ясного неба разнеслась весть о приезде бабушки.

    Даринда написал(а):

    Елена Юрьевна,напишите пожалуйста примеры с корнем клон//клан.

    Диана написал(а):

    Елена Юрьевна, как проверить корень в слове д…лина?

    Александр написал(а):

    Большое спасибо за «статью», очень мне помогла. Успехов Вам в дальнейшем.

    Валентина написал(а):

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какой корень будет в слове юбка? Вроде слово простейшее, но истину так и не нашли ?

    Читайте также:  Личинки солитера в кале фото

    Ирина 🙂 написал(а):

    Во втором разделе неправильно указано название. Не от последней ГЛАСНОЙ, а от последней СОГЛАСНОЙ в корне. Или может я что-то не поняла…. ?

    Кристина написал(а):

    Елена Юрьевна,скажите пожалуйста какие проверочные слова у слов впеч…тление,препод…ватель,

    Ирина написал(а):

    Елена Юрьевна,сестра в четвертом классе учится,подскажите,пожалуйста,литературные примеры с корнями с чередованием.

    Ирина, я не очень понимаю задание. Что значит литературные примеры? Корни с чередованием — это гар-гор, зар-зор, мак-мок, стел-стел, тер-тир, кас-кос и др.

    камилла написал(а):

    Спасибо, вы мне очень помогли с чередующимися корнями.

    камилла написал(а):

    Артур мустафаев написал(а):

    Елена Юрьевна а какой корень у слова просьба? ?

    Александра написал(а):

    Елена Юрьевна, как проверить букву и в слове заливаются?

    источник

    Обычно словом «калина» обозначают растение «Viburnum opulus». Всем известна припевка русской народной песни:

    «В роще калина,
    Тёмно не видно,
    Соловушки не поют».

    Как правило, эти слова трактуются так: в роще растёт калина, в этой же роще темно и ничего не видно, и соловьи не поют. Однако при таком объяснении совершенно непонятна связь, излагаемая в песне: с чего это вдруг в роще выросла калина, и какое отношение к этому факту имеет наступление темноты и молчание соловьёв? Тем более что роща – это небольшой, обычно лиственный лес [1], а калина (кустарник) растёт по опушкам лесов и на открытых местах, но не в самом лесу.

    Разъяснение текста русской песни мы получаем при этимологическом разборе русского слова «калина», о древности которого говорит его широчайшее распространение и неизменная во времени форма – растение калина имеет то же обозначение в других языках: укр. калина, болг. калина, сербохорв. калина, словен. kalina, чеш. kalina, польск. kalina, в.-луж. kalena, н.-луж. Kalina [2].

    М. Фасмер утверждает, что для слова «калина» «более приемлемо сравнение с «кал», при исходном значении «куст с чёрными ягодами». При этом лингвист уверенно отбрасывает неславянские этимологические параллели.

    Чёрная калина, или гордовина, Viburnum lantana растёт дико в южной половине России, её плоды имеют чёрный цвет, а обычная калина имеет тёмно-красно-малиновый цвет, то есть цвет калёного железа. Откуда действительно просматривается сближение названия «калина» с русским глаголом «калить».

    В частности, тот же автор [2], приводит слову «калить» такую ближайшую этимологию: русск. калю, укр. калити, болг. каля «калю, закаляю», сербохорв. калити, словен. kaliti, чеш. kaliti. И он же говорит о том, что «пытаются установить связь с «кал» (потому что в гончарном производстве сосудам придается твёрдость накаливанием, причем, закапывая их в глину, добиваются их тёмной окраски)». А В. Даль приводит – «калина ж. раскаленное состоянье метала» [8].

    О процессе закаливания, связанном с огнём и последующим чернением, говорит не только каленка, «банная печь, каменка, или с ядрами» [8], но и этимология слова «калинники» – «отдалённые осенние грозы, зарево, зарница», вост.; «ранние осенние заморозки», на севере [2]. В статье «калинники» М. Фасмер указывает и народноэтимологическое сближение этого слова с «калить», приведённое Савиновым и приуроченное к неделе празднеств древнеславянского бога грозы, грома и калёных мечей Перуна (с 23 по 29 июля).

    О связи корня «кал» с чёрным цветом свидетельствуют этимологические разборы следующих слов. «Калогер» – на древнерусском калогеръ, калугеръ «монах» [2], то есть человек, одетый в чёрные одежды. Это слово упоминается только с 11 века [2] (то есть с прихода на Русь христиан) и ошибочно выставляется как результат заимствования из греческого языка – от «kalТgeroj».

    Сам факт заимствования из т.н. греческого языка в язык русский глубоко спорен, поскольку очень большой куст русских слов с тем же корнем «кал» и тем же значением «чёрный», «калёный» (чёрного цвета окалина) в русском языке великое множество, которое чрезвычайно широко использовано и в русском фольклоре.

    Что же касается времени «заимствования» – 11 в., – то известно, что уже с 6 – 7-го вв. вся Греция была заселена славянскими племенами (см., например, статью «Великое переселение народов» в Большой советской энциклопедии). Поэтому нет никаких сомнений в том, что славянские поселенцы в Греции насадили славянский язык – в том числе и слова с корнем «кал».

    Поэтому вектор заимствования такой: в греческий язык слово «kalТgeroj» пришло из русского и обозначало буквально kalТ+geroj – «чёрный герой». Учитывая, что «geroj» есть производная от имени богини Геры (Земли, ср. Геракл, Гермес и т.д.), то буквально «kalТgeroj» означает «чёрный человек». Поскольку носителями христианства в первые несколько веков его существования являлись представители кавказоидной расы (разного рода семиты – от негроидного облика до монголоидных хазар, болгар, авар и т.д.), то такая интерпретация термина «калогер» вполне обоснована.

    В этом же направлении производит М. Фасмер этимологический разбор слова «Калин-царь», персонаж русского народного творчества, которым русские люди обозначали царей кыпчаков, алтайцев, казахов, крымских татар, турок, татар, уйгуров, караимов. Все перечисленные народы относятся к тюркоязычным монголоидам и семитам.

    Именно поэтому лингвисты В. Миллер, Сперанский и др. этимологически связывали «калин-царь» с названием реки Калки, текущей на юге Украины и на которой в 1224 г. состоялась роковая для Руси битва именно с «подданными калин-царя», то есть с монголоидами половцами (а также с какими-то другими, мифическими дополнительными «татаро-монголами»). На территориях, прилегающих к реке Калке располагалась Половецкая степь, татаро-монгольское население которой легло в основу таких этносов, как татары, гагаузы, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки.

    Калмыков с их монголоидной «чернушностью» в русском языке (смоленский диалект) также называли «колдунами» (Добровольский, [2]), что находит чёткие параллели со значением названия русского праздника «коляда, каляда, коледа, каледа». Этот праздник начинался с корочуна (24 декабря) и длился семь дней вплоть до Нового года (1 января) – пока не рождалось новое солнце-Ра (ср. месяц January – жена Ра – буквально русск. «рождение Ра»). Мифоэтимология славянского праздника корочун заключена в том, что в эту дату тьма-ночь-чёрнота-каль имеет самую большую свою силу (самая длительная ночь в году).

    На Руси издревле принято на Коляду колядовать (коледавать), то есть выпрашивать пожертвование в пользу черноты-кали – кал(е)давать. Эти пожертвования принимаются чернотой-кали – кали + имать (иметь) = калим = калым, что перешло в татарский язык, как обозначение выкупа за невесту.

    После колядок рождается новое солнце-Ра – Новый год (ср. новый rik, укр.). Отсюда приходим к заключению, что славянский бог Каляда (Каледа) – бог, поедающий чёрноту, буквально «черноед» (ср. куроед, сыроед, мясоед, комоед и т.д.). Известен его символ – солнце [3]. Для иллюстрации: ср.-в.-н. kaldune «требуха», ср.-лат. calidus «теплые внутренности только что убитого животного» [2].

    В свою очередь, поедание солнца-Ра календарно начинается с 24 сентября (осеннее равноденствие). С этого момента славяне русы отмечали праздники, в основе которых лежит отрицательная семантика – солнце-Ра, дающее жизнь, умирает, наступает время тьмы – черноты – кали.

    В противоположность русам монголоидные народы с 11 сентября (по старому стилю; дата происходит от 24 сентября по старому стилю минус 13 дней – сдвиг дат равно 11 сентября – реальное солнцестояние во времена применения старого стиля) отмечают праздники с положительной для себя семантикой. Это: кали-новый год, усекновение головы (христ.) и другие праздники жертвоприношений (в том числе 11 сентября принесение в жертву небоскрёбов в США вместе с содержимым внутри них, т.е. людьми, см. ниже).

    «Калийные» народы Южной Индии (негроиды веды, австралоиды, дравиды и т.п.) почитают богиню черноты – Кали. Её имя из общеиндоевропейского, т.е. палеорусского, перешло в санскрит и переводится – «чёрная». Этот культ в Индию в 13 – 14 вв. принесли султаны (солтаны, русск. «солнцеподобные») – правители смешанной монголоидно-европеоидной расы. Культ распространился и закрепился среди негроидного населения Бенгалии. Посвящённый Кали главный храм находится в Калигхате (англ. Калькутта, ср. Кали + (за)кута = дом Кали или то же ср. русск. калдас, калдус «скотный двор, загон», пенз., симб., сарат. [2]). Сюда же относится и этимологический ряд: русск. калкун, «индюк» букв. «калькуттская курица». И сюда же приведённые нами выше ср.-в.-н. kaldune «требуха», ср.-лат. calidus «теплые внутренности только что убитого животного» [2].

    Почитатели Кали наносят на межбровье красным порошком отметину (знак солнца), а также возжигают свечи (знак солнца).

    Праздник в честь богини Кали отмечается с 11 сентября.

    Кали также почитается как Богиня-мать, точнее разрушающее её проявление. Изображается в виде худой темнокожей четырёхрукой и длинноволосой женщины, на поясе которой находится гирлянда из отрубленных ей голов людей с белым цветом кожи. Это были головы пришедших в Индию в 3 – 2-ом тыс. до н.э. проторусских славянских переселенцев из Триполья (по версии академика Б.А. Рыбакова [4]), отрубленные чёрными ведами и дравидами.

    Кали руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.

    В иудейской христианской мифологии функции богини Кали выполняют ангелы Апокалипсиса, которые во главе с Христом, по библейской версии, уничтожат всё население Земли, оставив в живых только 12 колен израилевых (144 тысяч евреев). Сам Христос в момент Апокалипсиса изображён в Библии с огненным мечом, исходящим из его рта, а на троне, вокруг которого находятся ангела апокалипсиса и близ которого располагается Христос, восседает пылающий иудейский бог Яхве. Заметим, в слове «апокалипсис» корень «КАЛ» – апо+кал+ипсис – апо… (греч. аро – из, от), часть сложного слова, означающая отрицание, утрату, отсутствие чего-либо.

    Таким образом, сам Яхве олицетворяет солнце, убивающее человечество (как и в египетском мифе Ра убивает человечество), а Христос – это карающий луч Ра. В частности с мелодической русской огласовкой Христос выглядит как Хорс+тос (-тос – греческое загрязнение, цепляемое ко многим словам). А славянский бог Хорс является ипостасью бога солнца-Ра, буквально Ход Ра Сына.

    Отсюда же версия другой иудейской религии, связанная с приходом Машиаха (царь – це+Ра, сeRa, Raсe и др.; греч. Христос, до 5-го века бог солнца Митра), который отдаст мир евреям. Они ожидают, что Машиах будет родом из колена (кол+ено – народ, член общества, ср. палено, палое дерево [2]) Давида, который был рыжим [1 Цар.17:42] – и сам Давид рыжий, как солнце, и цитируемая книга Библии называется «Книга царств». Отметим, что часть евреев имеет монголоидное происхождение (90%), а другая – кавказоидное (картвельское). Среди последних встречаются рыжие, как наследие местных неандертальских предков (например, рыжие грузины, самоназвание iveri, рыжие ирландцы, самоназвание iveri и т.д.).

    Народы чёрной Кали – монголоиды – называются каликами, калеками, что в русском языке означает «странник, кочевник», а в тюркских языках: тат., казах., кирг., алт., тел., леб., тоб. kаlуk «народ, люди» [2]. Сюда же нас приводит и русское слово «каливо», означающее «зернышко, крошка, ягода» [2], описывающее народ, как порождение Кали (ср. Мара – марево, вар – варево, топ(ить) – топливо). Или русск. калтан, колтак «мелкая льдина в море», арханг. [2] (ср. калтан, Салтан, султан и др. – «На море-океяне, на острове буяне жил да был царь Солтан», русская сказка).

    Как порождение черноты-кали образуются канавки, желобки, углубления – калевать, «выдалбливать, вырезать (карниз, желобок)», калевка «желоб, канавка». Или калдужина, «лужа в углублении», смол., колдобина; кальга, кальги мн. также кальи «колея», вологодск., олонецк. [2].

    Долблёный ковш на Руси называется «калыпь, калыбь, колыпь, колыбь» [2]. Ср. метёт – метель, капает – капель, купают – купель, стелют – постель и др., поэтому колыбь – колыбель (раньше колыбели на Руси были долблёные). Отсюда же калпак, колпак – кал + пак, содержащий-пак черноту-кал (ср. пак – паковать и др.).

    Через содержание черноты-кали в предметах в виде углублений, долблений и т.п. приходим к осознанию значения русского корня «кол», как обозначения углубления (черноты-кали), как проявления действия черноты-кали. В частности, русское слово колач (калач), «вид круглого кренделя, плетёная булочка из муки тонкого помола» М. Фасмер производит от коло и трактует, как означающее булку, сделанную таким образом, что в центре неё оставлена пустота-чернота-кали. То есть калач – это булка, которая, во-первых, составная (выявленное нами выше свойство), состоит из двух частей, во-вторых, содержит «кал» (ср. сила – силач, цирк – циркач, ловкость – ловкач и т.д.). Сюда же относятся и колдуны, русск. «пельмени», польск. koљdun «пирожок из сырого мяса», чеш. kaldoun «гусиные потроха», изделия, содержащие что-то внутри себя – колядуны, иносказательно «съевшие мясо».

    О вхождении некоторого этноса (или группы) в состав более крупной формации также говорит русское слово колбяги, колбежичи в Псковск. губ. и др., от древнерусского кълбягъ «варяг – член союза» (отсюда же ср. греческое заимствование KoЪlpiggoi «особые наёмники», как иллюстрацию сказанного выше направления заимствований) [2].

    Кольский полуостров в древнерусском языке назывался Кола [2], и это название происходит также от того, что на этом полуострове издавна жили монголоидные неандертальцы (карельская археологическая культура, 3 – 1 тыс. до н.э., протофинны).

    Древнерусское слово «коло» обозначает отнюдь не солнце, как сейчас привыкли считать. Коло – это ОСЬ МИРА, кол, вокруг которого всё вертится – в том числе и звёзды. То есть коло – это центр вращения. Напомним, Полярная звезда, вокруг которой вращаются остальные звёзды, в русском языке называлась «прикол», вокруг которого на привязи ходят два животного – это Корова Земун (мать солнца-Ра; созвездие Большая Медведица) и Коза Седунь (созвездие Малая Медведица). В подтверждение этому М. Фасмер приводит обширную этимологию коло, колёса родственно др.-прусск. -kеlаn в maluna-kelan «мельничное колесо», греч. pТloj «ось», др.-исл. hvel «колесо», др.-англ. hveol – то же, греч. polљw «двигаюсь вокруг», лат. соly «возделываю, населяю», др.-инд. carati «блуждает, двигается», далее с редупликацией – лит. ka

    klas «шея» (первонач. «вращающаяся»), др.-инд. cakras, cakram «колесо» и т.д. Также М. Фасмер приводит такое значение слова «кола» мн. с др.-русск. «созвездие Ориона» [2].

    Отсюда становится понятен и греческий миф, касающийся Ориона. Орион сын Геи (земли), дикий человек, лучник-охотник (олицетворение неандертальских охотников времён складывания мифа). Был ослеплён Ойнопион, но, подставив глаза лучам восходящего солнца, вновь прозрел. Был убит Артемидой за насилие над гиперборейской (русской) девушкой Опис [5].

    Читайте также:  Почему после родов у женщины кал черный

    В армянском эпосе аналогом Ориону служит Хайк, Гайк, первопредок – эпоним армян. Обозначает дикого лучника-охотника. В переводе Библии на армянский язык созвездие Орион названо Хайком. Хайк слыл также распорядителем времени: месяцы древнеармянского календаря считались сыновьями и дочерьми Хайка [6, 7].

    Отметим, что Орион является предком всех чёрных-кали народов. Так аналогом Хайка является Хухедей-мерген (меткий стрелок-лучник, охотник), монг. Köködei, ойрат-калм. Кокеде, у бурят Хохосо, алтайцев и тувинцев Когудей, Когольдей, Когол-майман. Это – первопредок монголоидов, монголоидный громовержец, хранитель громовых стрел (вспомним русск. калинники – молнии), который борется с нечистой силой на земле, представленной белыми людьми, олицетворёнными собирательным образом демона Раху (инд. Rahu, русский Рах, ср. Ра, Ra). То же значение в ойратской, тибетской и др. мифологиях. Его супруга Хул-тей-хатан, сын Хурсай-Саган (Хорсо-мерген, ср. русск. Хорс) или девять дочерей, девять сыновей, олицетворяющих громы и молнии.

    Приведённый нами Орион-Хайк-Хол-Хул находит своё подтверждение у Трубачёва, который выводит слово «калмык», упомянутое нами выше, как обозначение чёрных народов, из монгольского слова «хalimag» с корнем Хаl [2]. А также др.-исл. holt, д.-в.-н. holz «роща, лесок, кустарник», греч. klЈdoj «ветвь, побег», ирл. саill «лес» (*kaldet-), сюда же кимр. Сеlidоn, старое название Шотландии, лат. Саlеdоniа – всё от русского слова «колоть» [2] (ср. коледун, см. выше). Сюда же калюн, «холм», олонецк. [2].

    Всё, сказанное относительно корня «кал», обозначающего дробные части чего-то большего, в итоге суммируется в этимологии слова «коликий», «сколький, который по счету», стар., кiлько, ст.-слав. колико, болг. колко, сербохорв. колик, колико, словен. kolik, koliko, чеш. kolik «сколько», слвц. kоl’kо, в.-луж. kelko, н.-луж. keliko, польск. kilka. диал. kielka «несколько, некоторые». Отсюда количество, сколько [2].

    Колодец, др.-русск. колодязь, укр. колодязь, блр. колодзезь, болг. кладенец, сербохорв. кладенац, словен. kladenЌc. М. Фасмер указывает на параллели слова «колодец» с монголоидными языками: фин. kaltio «источник», др.-исл. kelda «источник», гот. kalds «холодный», датск. kildе «источник» и т.д. Брандт считает исходной праформу *хoldedzь (от холод), преобразованную по колода. Кипарский также считает исконно славянским происхождение слова колодец (от колода).

    Связывает корень «кол» с холодом и смертью этимология слова «коломище», в русском языке обозначающее «кладбище», только др.-русск. коломище, новгородские грамоты 16 века. Ему же параллель находится в фин. kalmisto – от kalma «смерть» (ср. богиню смерти Кали, см. выше). А с движением и кочевыми племенами – слово «коломыка» (ср. калмык, см. выше), «бродяга», коломыкать «скитаться» [2]. Возвращаясь к божественному проявлению корня «кал», обнаруживаем в названиях тюркских народов такие обозначения калмыков – тат. kalmyk, тур. kalmuk, казах., тел., узб. kalmak, монг. кali-mak, где «mak» относится к имени славянской богини – Макошь, Мокошь.

    Именно Макошь () олицетворяет космос с его звёздами – «зёрнышками» и созвездиями – Прикол, Большая и Малая Медведицы, а также космическим холодом. Колодец, колос, плетёный калач – это проявления Макоши. Именно Макошь имеет два проявления – смерть и жизнь. Именно Макошь является и повелительницей над временем, и самим временем, и над любыми количествами. Именно Макошь олицетворяет календарь, в котором она устанавливает время наступления праздников, умирания и рождения солнца-Ра, тёмны и светлых дней, чёрных и белых людей и т.д. и т.п.

    Таким образом, корень «КЛ» с вариациями «кол, кал, кел, кил» и т.п.:

    1. В составе двойственности проявления Макоши является обозначением места, вокруг которого происходит движение, и самого движения (русск. ключ, колесо, кол, калач, колобок и т.д.).
    2. Участвует в образовании обозначений представителей кочевых монголоидных и кавказоидных народов (русск. колебаться, калмык, калика, коледун, арм. Хайк (искаж.), тюрк. Когол и т.д.).
    3. Определяет составные части (русск. колбяги, колико, количество и др.).
    4. Обозначает нахождение одного внутри другого (русск. колдуны, колодец, калдус, калач и др.).
    5. Является олицетворением несущей смерть ипостаси богини космоса и вселенской судьбы Макоши, поэтому этот корень связан с обозначением смерти и холода (русск. каломище, окалевать, англ. killer, инд. Кали и др.).
    6. Обозначает чёрный цвет (русск. калить, калогер, Калин-царь и др.).
    7. Определяет место и процесс рождения нового, белого солнца-Ра (русск. колыбель, колодец, колядки и т.д.).

    Общий итог значения корня «КЛ» (номер 18.9 в Книге Ра) – «Макоши Ливень», т.е. полное проявление деятельности Макоши, как хозяйки над смертью и хозяйки над жизнью, как хозяйки над космосом, временем и народами, определяющей общий ход событий – календарь.

    источник

    Правописание корней с чередованием гласных

    Корни с чередующимися гласными А/О

    1. Зависимость от ударения

    Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о.

    Зага́р – загорелый, угореть, погорелец.

    Исключения: Пригарь, изгарь, выгарки.

    Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение.

    Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться.

    Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а.

    За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять.

    Исключения: Зоревать, зорянка.

    Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а.

    Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец.

    Исключения: Пловец, пловчиха; плывуны

    2. Зависимость от конечных согласных корня

    Раст- Ращ-/рос-

    Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о.

    Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль.

    Исключения: а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например: ростовщический).
    б) отрасль (и производные от них, например: отраслевой).

    Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о.

    Скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить.

    Исключения: Скачу, скачок, скачи, вскачь.

    Перед г пишется а, перед ж пишется о.

    Слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить.

    3. Зависимость от наличия суффикса -а-

    Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о.

    Касаться, касательная – коснуться, прикоснуться.

    4. Зависимость от значения

    Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».

    Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».

    Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно («пропустить жидкость»),

    промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить («сделать мокрым»).

    Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».

    Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».

    Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение («математическое равенство») – подровнять

    кусты («сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»).

    Исключения: Равнина, поровну, уровень, ровесник.

    Корни с чередующимися гласными И/Е

    Если за корнем следует суффикс -а-,

    то в корне пишется и,

    если суффикса нет, то в корне пишется е.

    БИР-/бер- Забирать – заберу

    Жиг-/жег- Выжигать – выжегший.

    Стил-/стел- Застилать – постелить.

    Блист-/блест- Блистать – блестеть.

    Мир-/мер- Умирать – умереть.

    Тир-/тер- Стирать – стереть.

    Дир-/дер- Раздирать – раздерёт.

    Пир-/пер- Запирать – запереть.

    Чит-/чет- Вычитать – вычеты.

    Исключения: сочетание, сочетать, чета .

    Обратите внимание!

    1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

    Вымирать – вымереть, замирать – замереть.
    В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.

    В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.

    Мерить, измерять, примерять платье, мерило.

    2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

    Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.

    В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.

    Чередование A(Я)/им(ин)

    Корни с чередованием а(я)/им(ин)

    Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я.

    Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память.

    источник

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
    • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
    • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
    • о – а: рост – растить.

    Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

    Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

    Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

    Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

    Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.

    Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.

    Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.

    Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».

    От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

    1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог. С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

    2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

    3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.

    Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

    Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.

    Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.

    Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

    Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

    Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие. Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей; выровнять асфальт; разровнять грядки. У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну.

    Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

    • к – ч: рука – ручной;
    • х – ш: грех – грешный;
    • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
    • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
    • б – бл: любовь – влюбленный;
    • п – пл: ослеп – ослепла;
    • в – вл: ловит – улавливает;
    • м – мл: кормить – кормлю.

    источник