Меню Рубрики

Каньон в котором чуфут кале

Mitsubishi Pajero Sport Blue Thunder › Бортжурнал › Крым 2016. Ханский Дворец в Бахчисарае и Пещерный город Чуфут Кале.

Пора заканчивать описание поездки в Крым 2016. А то скоро уже новый сезон, а я все дописать отчеты с предыдущего не могу. Итак, в этот раз мы отправились в Бахчисарай.

Бахчисарай — город в Крыму, центр Бахчисарайского района Республики Крым, образует городское поселение Бахчисарай. Бывшая столица Крымского ханства и Крымской Народной Республики. Столица крымско-татарского народа. Название переводится с крымскотатарского, как сад-дворец.

Я был уже тут пару раз, но решил освежить воспоминания. И не разочаровался! Все очень красиво и ухоженно. Сходили на экскурсию по Ханскому дворцу. Экскурсия за прошедшие годы не изменилась.

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.

Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

Долго в городе мы не задерживались потому как основными нашими целями сегодня были Пещерный город Чуфут Кале и Пещерный город Тепе Кермен.

Многие ходят туда пешком. Другие же нанимают местный УАЗ, который довозит их прям к задним воротам в город. Мы же поехали туда своим ходом. Дорожка вполне сносная и доступна для большинства кроссоверов.

Чуфут-Кале — средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Объект культурного наследия федерального значения.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале». Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Город делится на более современную и более древнюю (пещерную) части.

источник

Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные пещерные объекты, которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что Ханского дворца, где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от Севастополя, возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся Успенский пещерный монастырь.

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им Бахчисарай. На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной, достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Посещать уникальную историческую достопримечательность Бахчисарая можно в любое время года – по сути, нет большой разницы зима то или лето. Для туристов проводятся ежедневные экскурсии, они платные, но цены совсем не велики – на стоимость билета влияет возраст посетителей, детский стоит в два раза дешевле.

Многие интересуются, желая посетить пещерный город Чуфут-Кале, как добраться до него, но это совсем несложно. Всего-то нужно сесть в Бахчисарае на автобус №2, идущий от ж/д вокзала, и доехать до остановки «Староселье», дальше придется пройти немного пешком и на этом отрезке пути пригодится карта местности.

Карта также поможет доехать до Чуфут-Кале от Бахчисарая на машине, время в пути займет около 10 минут:

Из Севастополя добраться до пещерного города на автомобиле сложнее, так как расстояние до достопримечательности составляет 55 км:

  • Адрес: с. Староселье, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°44′28″N (44.741097), 33°55′24″E (33.923416).
  • Телефон: +7 (978) 701-38-44.
  • Официальный сайт: http://handvorec.ru/
  • Время работы: с 9:00 до 20:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 200₽, для детей – 100₽.

Можно долго расписывать достоинства Чуфут-Кале, но никакие слова не способны передать его монументальность, грандиозность и красоту окрестностей. Все это нужно увидеть самому, прикоснуться к нему, почувствовать его дух и испытать ни с чем несравнимые впечатления после посещения этого удивительного места в Крыму. Смотрите в заключении небольшое видео об этой памятке прошлого.

источник

Будучи в Крыму в Бахчисарае, туристам будет интересно посетить и пещерный город Чуфут Кале. Это удивительное энергетическое и не похожее на другие место, расположенное на высокой скале. Не даром здесь, на высоте птичьего полета, снималось множество фильмов, в том числе и Всадник без головы. Побывав там хотя бы раз, туда хочется возвращаться.

Пещерный город Чуфут-Кале расположился в 1,5 километрах на восток от Бахчисарая. Он представляет собой средневековый город-крепость, который известен в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Чуфут-Кале переводится с крымско-татарского языка, как «Иудейская крепость».

Интересно также и то, что еще в 19 веке здесь жили люди, сейчас же там расположен музей под открытым небом.

Стоимость экскурсий

Экскурсии в древний пещерный город организуются ежедневно, с каждой группой идет экскурсовод-проводник, который на русском языке рассказывает об истории этого необычного города. Стоимость входного билета для взрослого — 50 гривень (6,25$), для школьников — 25 гривень (3,1$). Приобрести билеты можно в кассе, которая находится перед тропой, которая ведет к подъему на Чуфут- Кале.

Подъем на гору

С экскурсоводом мы поднимались на саму гору. Перед подъемом мы шли по ровной дороге. И вдруг справа увидели монастырь в скале.

Успенский пещерный монастырь

Мне с радостью захотелось подняться и посетить этот монастырь. С вырубленных скал, в которых он находится, открывается красивейший вид вниз и на противоположную часть горы. Это Успенский пещерный монастырь, основанный в VIII веке выходцами из Византии. Кельи монахов находятся в пещерных помещениях, которые вырублены в отвесных скалах.

Вид с высоты Успенского монастыря.

Вид с высоты Успенского монастыря

Возле монастыря есть церковная лавка и колодец с прохладной водой Тик-Кую, где можно набрать воды из источника с собой.

Рядом с монастырем находится кладбище, где хоронили монахов и настоятелей монастыря. Рядом с этим кладбищем есть другое кладбище, где покоятся солдаты, погибшие во время Крымской войны.

Подъем на гору длился минут 15 по тропе, которая ведет ко входу к воротам Чуфут-Кале. Поднимаясь, мы вдыхали свежий горный воздух и насыщенные ароматы горных трав и растений.

К настоящему времени хорошо сохранились арочные ворота, которые дают старт экскурсии по пещерному городу.

Основание укрепления Чуфут-Кале датируется VIII-IX веками. С этого времени сохранилась часть оборонной стены с двумя башнями, которая пересекала плато и защищала город с востока.

В ХІV в. восточную часть плато начали заселять поселение караимов — потомки древних тюркоязычных хазар, которые занимались торговлей и ремеслами и образовали свое поселение Кирк-ер (Новый Город). После этого здесь появилась кенасса (молитвенный дом) и другие сооружения. Древний город начал называться Чуфут-Кале (Европейская крепость) в XVII в. после того, как резиденцию крымских ханов перенесли в Бахчисарай.

Пещерные жилища на территории Чуфут-Кале.

В западной части Чуфут-Кале мы прошлись одной из улиц древнего города, увидели кенассу.

На северо — востоке, ближе к каньону, есть мавзолей Джанике-ханым — дочери Тохтамыш-хана. Это мавзолей XV в., который почти полностью сохранился. Есть легенда, которая гласит о том, как Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.

Каньон Чуфут Кале

Затем прошли к тому месту, где располагается красивый каньон. Здесь получаются замечательные фото!

Остатки тюремных казематов в Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут- Кале служил и как тюремный каземат, где побывало немало пленников. 21 год в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой.

Археологи, которые проводили раскопки в этом городе и изучали его, дали следующие названия улицам: Средняя, Бурунчакская и Кенасская.

Арочные ворота Чуфут кале

Взгляд с высоты Чуфут кале

Возвращаясь по той же тропе назад, мы прошли мимо сувенирных лавок, где можно было приобрести изделия из дерева, горный чай, ароматные подушечки и много другого.

Где можно перекусить, спустившись с Чуфут Кале

Проголодавшись, мы зашли в уютное кафе «Чайхона», где предлагают вкусные блюда: манты, чебуреки и ароматный чай.

Читайте также:  В кале обнаружили остатки пищи

Как добраться до Чуфут Кале

Добраться из Симферополя в Бахчисарай можно на электричках: 6931, 6935, 6941, 6945, которые курсируют ежедневно по расписанию.

Из Севастополя от площади Нахимова сюда можно доехать за час на автобусе от автостанции «Северная». Или следующими электричками: 6934, 6942, 6944.

В Бахчисарае попасть в Ханский дворец можно на городском автобусе номер 2, который довезет вас от автовокзала или ж/д станции прямо к воротам дворца. Дворец находится по адресу: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133.

От Ханского дворца к Чуфут-Кале можно полтора километра пройти пешком к ущелью Марьям-Дере.

источник

Крым – поистине легендарное место. Невозможно описать все красоты полуострова в одном повествовании. Поэтому, серия моих рассказов продолжается. Как и обещала, теперь наш путь лежит через древний город караимов Чуфут-Кале.

Дорога заняла совсем немного времени, так как расстояние от Песчаного до Бахчисарая всего лишь 30 километров, но почти все время в гору. Поэтому уши закладывает знатно. Шикарнейшие виды открываются по пути. Мы сделали множество красивых фото.

Знаменитый подземный город находится буквально в нескольких километрах от Бахчисарая, на плато высотой 560 метров, с трех сторон окруженном отвесными пятидесятиметровыми обрывами. Издали, возникает такое ощущение, что дома прилеплены прямо к скале, как ласточкины гнезда. Эту необычайную крепость создала матушка-природа, а человек лишь приложил немного усилий, дабы укрепить ее. На самом деле, город вовсе не пещерный, просто с течением времени, надземные постройки разрушились и остались в основном подземные. Из этого и сложилось мнение, что люди жили прямо в скале, но археологи развенчали этот миф. Но прозвище прижилось, и в основном так теперь и называют Чуфут-Кале.

Машину нам пришлось оставить на площадке внизу. А потом пешком подниматься в гору. Сразу предупреждаю незадачливых туристов о том, что сланцы, балетки, а тем более туфли на каблуке совершенно не подойдут при этом восхождении. Нужна удобная обувь с хорошей подошвой. Прекрасно будете чувствовать себя в кроссовках. Учитывайте, что идете не на показ мод, а в горы))).

Бахчисарайская долина была заселена очень давно. Целых пятьдесят тысяч лет назад здесь находилось становище древнего человека. Это выяснилось благодаря археологам, которые обнаружили под скалой останки ребенка. Тут жили скифы , к иммерийцы , тавры. Возникло поселение в период времени от шестого до десятого века. Некоторые ученые считают, что этот город отстроили византийцы.

В четырнадцатом веке Кыркорское княжество захватили татары. В результате набега практически все жители были уничтожены, а оставшихся продали в рабство. Довольно быстро Кырк-Орк стал большим торговым центром южного Крыма, а спустя несколько десятилетий и вовсе становится второй столицей Крымского ханства. Здесь располагались поместья самых первых крымских ханов.

После того, как Россия разгромила войска Золотой Орды, крепость потеряла свое значение. Ее стены покинули почти все мусульмане, переселившись вместе с ханом в отстроенный Бахчисарай. В крепости остались караимы, назвавшие ее «Двойная», потому что она имела две оборонительные стены. Таким образом Чуфут-Кале становится иудейской столицей, а подземные сооружения начали использовать, как тюрьму. Здесь томилось довольно много известных пленников, таких как русский воевода Шереметьев, князь Ромодановский, Василий Грязной.

С течением времени, многие крымчаки покинули плато, так как нашли более удобные места для жизни на крымском полуострове.

В период русско-турецкой войны, русские захватили Бахчисарай и крепость. Во время военных действий, Чуфут-Кале была разрушена. На сегодняшний день здесь остались руины, но сохранилось несколько зданий, которые и стали объектом посещений туристами.

Городок весьма небольшой по площади, примерно 18 гектаров. Вся остальная часть плоскости раньше была занята пастбищами. Подниматься нужно по каменной дороге, на которой по сей день сохранились довольно глубокие борозды, оставленные старинными повозками.

Буквально через сто метров справа можно увидеть монастырь, расположенный внутри скалы. Называется он Свято-Успенским. Здесь есть кельи монахов и другие помещения хозяйственного назначения. На территории также находится кладбище воинов, которые сложили свои головы в период Крымской войны.

Тропа называется «Ущелье Марии». Миновав первую часть ущелья, видишь, что дорожка становится пошире, а слева в скале видны остатки пещер, ранее обитаемых. Поднявшись наверх по тропочке, перед нами раскинулся знаменитый город.

У стены крепости находится легендарный колодец. Это стометровая ступенчатая галерея, высота которой два метра, а ширина полтора. На стенах высечены фигуры людей и план подземелья. Это невероятное гидротехническое сооружение, которым пользовались при осаде крепости. Как устроена система и ее действие, как и местонахождение были огромной тайной, которая передавалась только поверенным людям из поколения в поколение.

Как выглядит Чуфут-Кале в наше время

Перед входом мы увидели табличку. На ней нарисован план крепости. Сейчас большая часть крепости – это развалины, но есть на что обратить внимание.

Например, мавзолей дочери крымского хана Тохтамыша. Она являлась супругой золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память весьма мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея. С ее именем связано множество легенд крымско-татарского народа.

Так же можно осмотреть два караимских храма и усадьбу, в которой жил и закончил свои дни ученый Авраам Фиркович. Здесь есть выставка, посвященная культуре и жизни караимов.

Пещера-темница

Самые незабываемые впечатления оставила пещера-темница. Именно здесь провели множество лет заключения многие именитые пленники. Когда проходишь по этим полам, смотришь на цепи, вкованные в скалу, становится очень страшно и как-то зябко. Понимаешь, что здесь мучили и истязали своих узников, охранники. Сколько крови и слез было пролито на эти плиты. Но если отвлечься, то увидишь, что из этой пещеры открывается прекрасный вид, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг и на долину Ашлама-Дере.

Как рассказал гид, в этом городе поистине целебный воздух. В то время, когда в соседних городах бушевали эпидемии холеры и чумы, здесь никогда не было вспышек никаких заболеваний. Некоторые жители скрывались от напасти именно здесь.

Когда стоишь на центральной площади, то стоит закрыть глаза и прочувствовать местную атмосферу. Сразу возникает ощущение, что попал в прошлое. Слышится гомон торговцев, лязг оружия военных и шум толпы. Но все это, конечно, моя бурная фантазия. Почему-то к таким местам у меня особое отношение, такое трепетное и глубокое.

Отдельное внимание стоит уделить большой Ханской мечети и баням Сары-Гюзель. Табличка возле них гласит, что постройка возведена 1532 году. Рядом со входом в Ханский дворец вы сможете приобрести магнитики на память в стоящей рядом сувенирной лавочке.

Спускаясь по тропинке вниз, выходя из города, обязательно поверните направо. Там находится древнее кладбище и берет свое начало Иософатова долина.

Караимское кладбище

Иософатовой долиной назвали эту местность в честь долины погребений возле Иерусалима. Кладбище поросло молодыми деревцами, и лишь в отдаленном уголке, натыкаешься на очень старые, почти вековые деревья. Здесь все очень таинственно. И стоит «могильная» тишина. Здесь как-то сразу понимаешь это выражение. Ветерка практически нет, и пения птиц не слышно. Даже в дрожь бросает от легкого поскрипывания деревьев. Этому кладбищу больше тысячи лет.

Удивительно выглядят надгробия. Некоторые обычные плоские камни, некоторые выпуклые и вертикальные, а есть необычные, как домики. Каждое надгробие исчерчено древними надписями. Ходишь возле могил, и стараешься не нарушать эту тишину и даже разговаривать не хочется, или боязно. Не смогла определить точно все чувства, которые меня посетили. Несчетное количество людей здесь захоронено. И совсем не хочется потревожить упокоенные души. Долго ходить здесь не стали, ведь это отнюдь не место для развлечений.

Мы купили билеты по 500 рублей на каждого. Посетили все выставки и город. На осмотр достопримечательностей ушел практически весь день. Часы работы экскурсоводов с 9:00 до 18:00.

Посетив Чуфут-Кале, я полностью согласилась с известным выражением, которое гласит: «Не посетив Чуфут-Кале, ты никогда не познаешь Крыма». Подписываюсь под каждым словом. Вся наша компания узнала столько всего интересного, что мы очень долго обсуждали увиденное. Всем советую посетить крепость и познать дух старого Крыма. Не бойтесь посетить это место с детьми. Например, моя дочь, после увиденного, очень живо заинтересовалась археологией и историей.

На этом, прощаюсь с Вами, дорогие мои читатели. А про прекрасный и величественный Бахчисарай читайте в следующей моей статье.

источник

Невозможно узнать Крым, если не побывать в Чуфут-Кале – об этом говорят многие путешественники. Даже если вы уже знаете, что такое пещерные города, этот приведет вас в полный восторг.

Расположенный в 2,5 км от Бахчисарая, этот город представляет собой один из самых хорошо сохранившихся памятников средневековой истории. Гордая и неприступная крепость спасла в свое время немало жизней. Более того, интересна сама постройка, ее архитектура и невероятная атмосфера, сохранившаяся тут до наших времен.

История Чуфут-Кале совершенно необычна. Название переводится как «еврейская крепость», что уже наводит на размышления – откуда в Крыму такие сложности. Но дело в том, что обустроено поселение было караимами – группой последователей религии караизма, что трактуется как иудаистская секта. Поселившись на этих местах в XII веке, караимы расширили поселение, укрепив его со всей возможной надежностью. Чуфут-Кале был столицей, главным центром этнической группы.

Очень интересно, что караимы были полностью равны в правах с православным христианами, имели свободы и привилегии в отличие от евреев, живущих в западных губерниях – там налагался жесткий ряд ограничений. Караимы могли покупать земли, не облагались такими непомерными налогами и поэтому становились зажиточными промышленниками, владели землей.

Возникновение Чуфут-Кале датируется V-VI веками, тогда этот город назывался Фулла. Населяли его в основном аланы, затем город заняли золотоордынцы и украсив ворота драгоценными камнями, переименовали селение в Гевхер-Кала. Недолго просуществовав в качестве оплота Золотой Орды, город в 1299 году отходит ногайской армии, которая не только успешно захватила земли, но и разграбила город до основания. И только XIV век приносит небольшое затишье в местность, когда сюда приходят караимы и понемногу начинают заселять земли и город. Когда Крымское ханство вступило в эпоху своего могущества, Чуфут-Кале был уже почти полностью заселен караимами. Но это не помешало Хаджи I Герею сделать из города официальную ханскую ставку и перенести сюда главную столицу.

И тут на исторической сцене появляется женская фигура. Джанике-Ханым была одной из дочерей Тохтамыша и зарекомендовала себя как мудрейшая правительница, совершившая поездку в Мекку. Именно она предоставила в городе убежище мятежному хану, что позволило ему долгое время отражать нападки крымских эмиров. Но вскоре благодетельница умирает и Хаджи I Гирей начинает искать защиты у литовских князей, а пещерный город Чуфут-Кале окончательно переходит под власть Крымского ханства.

Тут остается жить совсем немного караимов и крымчаков. На жителей накладывается запрет покидать город и селиться где-то еще, так селение постепенно превращается в своеобразную тюрьму. Тут содержались очень высокопоставленные военнопленные, а также расположился государственный монетный двор – хорошие укрепления города и малая доступность позволяли не бояться ограбления и нападений.

После того, как территории Крыма присоединились к России, все ограничения с жителей были сняты, теперь караимы могли свободно перемещаться и понемногу переселились в другие города. Пещерный город Чуфут-Кале постепенно опустел, крепостные стены начали ветшать, и через некоторое время тут можно было найти только семью смотрителя. Храня верность выжженному плато до самого конца, караимы все же не смогли выдержать всех тягот жизни и окончательно покинули эту местность.

Вот так и закончилась могущественная столица: ее не захватили, не разрушили орды воинов – она зачахла сама. Обезлюдела и понемногу захирела. Сегодня тут много развалин, но все же есть отлично сохранившиеся постройки, по которым можно судить о размахе крепостных стен, народонаселении и грозной мощи караимов, населявших Чуфут-Кале в период его расцвета.

Начинать осмотр стоит с Кучук-Капу, это Малые ворота, которые еще называют Южными. Подниматься к ним придется мощеной дорогой, изрядно разрушенной, однако от этого не ставшей менее сложной. Увидеть Кучук-Капу с дороги не получится, это ворота тайные, практически не видные, пока на них буквально не наткнешься.

Массивнейшие двери из дуба были в свое время обиты прочным железом и составляли часть фортификационного сооружения – примыкавшей к ним оборонительной стены, выложенной из глыб необработанного камня. Скреплено все известковым раствором, который под весом времени и тяжести камней превратился в монолит. Толщина стены составляла до 1 м, высота до 5 метров, а верхняя часть стенового элемента еще и оснащена бойницами для лучшего прицела и стрельбы из ружей.

Эти ворота – настоящая ловушка для неприятеля: подход к ним прикрывает оборонительная стеновая кладка, идущая под самой стеной, и получается, что армия приближалась к воротам боком – незащищенной стороной, что давало возможность оборонителям поливать неприятеля кипятком, засыпать камнями и стрелами.

Пробить ворота просто так не получится из-за крутого спуска перед входом и крутого поворота пологой тропы. И даже если неприятель врывался в ворота, то тут же попадал в узкий скальный коридор, специально прорубленный для того, чтобы пасть под обстрелом защитников.

Обязательно стоит осмотреть десяток пещер, располагающихся перед стеной в три яруса – это самые старые сооружения. А вошедших в ворота путников встретят еще пещеры вдоль всей дороги, также образующие несколько ярусов. Интересно, что все 32 пещеры имеют явные отличия в архитектуре, отделке и качестве. Проходя их, начинаешь понимать, что особого плана у строителей и не было, цели и хозяева пещер разные, а если немного присмотреться, то в скале становятся заметны остатки ступеней, когда-то эта лестница, видимо, соединяла все пещеры.

Вот что совсем не сохранилось, так это усыпальница и церковь с росписью по стенам. О том, что тут была такая, остались упоминания в литературе, но найти сегодня хотя бы какие-то краски уже невозможно. Как говорят историки, вероятно, пещера, где находилась церковь и усыпальница, впоследствии использовалась как часть оборонительного сооружения и потому была перестроена, разграблена. А вот если пройти тропинкой через материковую скалу, то можно оказаться у западной части города.

Караимские кенассы – это настоящее чудо, доступное сегодня осмотру путешественников. Чтобы увидеть кенассы – храмы, нужно пройти по другой улице, а лучше сразу выйти на южное плато. Тут слева располагаются руины строений, а вот справа проходит ограда, которая как раз и закрывает Большую кенассу, выстроенную в XIV веке и Малую, возведенную в XIII веке. Интересно, что второй храм строили караимы, приехавшие из Мангула и захватившие с собой строительные камни. О том, что кенассы выстроены именно караимами говорят голосники – это приспособление, одинаковое в обоих храмах, уже не применялось населением, жившем на территории Крыма в те времена.

Читайте также:  Кровь в кале у ребенка 2 лет что делать

Обе постройки расположены за стеной, где вырезана калитка с порогом из плиты белого мрамора, возраст которой намного древнее пещерного города. Большая кенасса дополнена каменным резервуаром, находящимся рядом с оградой. Небольшой слив из чаши дает основание предполагать, что это миква для совершения ритуальных омовений, обязательных перед входом в храм. А маленькие ниши со скамейками, видимо, служили верующим местом ожидания времени молитвы.

Построенную малую кенассу историки относят к тому времени, когда община караимов уже выехала из Мангула и полностью переселилась в пещерный город Чуфут-Кале. Оставляя нажитое, караимы на своих плечах вывезли не только строительный камень, но и все оборудование для храма, который предполагалось возводить на новом месте. Простота и скромные размеры Малой Кенассы говорят о ее повседневном предназначении. Тут проводились ежедневные молитвы, собрания общины. Важнейший факт: все решения принимались караимами сообща, однако главное слово оставалось за духовными наставниками.

Большая (Сборная) кенасса служила исключительно для торжественных событий – праздничных служб. Представляя из себя базилику, которая обнесена колонной галереей, украшенной арками, кенасса имеет украшения из рельефных розеток. Общее устройство похоже на все синагоги, какими они были и остались со времен Иерусалимского храма: вход с азаром, где собирались вожди общины перед тем, как начать службу или для обсуждения каких-то религиозных вопросов.

По некоторым остаткам можно воссоздать убранство храма. Входить сюда было нужно без обуви, внутри на полах лежали ковры, а потолок был украшен шикарными люстрами из меди и хрусталя. Сегодня от них остались только кольца для крепления. Знаменитые голосники (кувшины для акустических эффектов) монтировались в стенах, а полки и шкафчики хранили утварь для церемониала.

* Первое помещение предназначено для стариков, людей в трауре – им было разрешено сидеть во время молитвы.

* Балкон с обособленным входом был местом для женской половины общины.

* Второй зал отводился для прихожан-мужчин, тут они дважды в сутки совершали на коленях или стоя молитвы.

* Третий зал для алтаря-гехала, где находилась главная святыня кенассы – Тора, вызолоченные доски с изображениями Иеговы, семисвечник и два яйца страуса.

Немного более простым, но абсолютно похожим было убранство Малой кенассы. А вот осмотрев их можно выйти на двор улицы и увидеть сохранившееся здание типографии, дата открытия которой 1731 год. Считается, что это одна из древнейших типографий и в Бахчисарайском музее есть книги, вышедшие отсюда.

Водосборный колодец – это скорее дань терпению человеческому, чем архитектурная новинка. Известно, что в Чуфут-Кале всегда была проблема с водой, поэтому людям пришлось думать о том, как запасать влагу, стекающую с гор и падающую с неба. Резервуар, который прорубили в Чуфут-Кале – колодец, собиравший абсолютно любой поток влаги, все подходы выстроены так, что дождевые струи, собиравшиеся в ручейки даже у средних ворот все равно оказывались внутри чаши. Рядом с колодцем есть пара отстойников, тоже высеченных в камне, где вода отстаивалась и становилась пригодной для нужд общины.

Мнение о том, что единственный источник водообеспечения Чуфут-Кале колодец – не совсем верное, воду сюда доставляли из окрестных источников, привозя ее на ослах.

Если немного пройтись в направлении северо-запада, то можно увидеть руины знаменитой мечети Чуфут-Кале. Руины мечети сегодня представляют интерес в основном для археологов, но только представьте, как это было: изящная постройка из мрамора, ослеплявшая красотой.

Проконесский мрамор использовался всегда только для самых значительных сооружений – мечеть как раз относилась к таким. Выполненная в стилистических особенностях ранне-византийской архитектуры, мечеть была оснащена капителями, но интереснее всего то, что ориентацию строения поменяли! Восточная стена лишилась арочного полукружия, став глухой, а вот южная дополнилась нишей. Годом строения мечети принято считать начало XIV века, в период правления Джанибека, а немного позднее Хаджи-Гирей реконструировал строение и сделал над входом надпись для потомков.

А вот гробница Джаныке-Ханым сохранилась довольно неплохо. Находится она немного ближе к обрывистому берегу и мавзолей очень хорошо выдержал натиск времени и природных стихий. Монументальное строение в форме восьмигранника представляет собой прекрасный образец сельджукской архитектуры.

Украшенные филигранной резьбой ребра, портал, арочный вход и, конечно, надгробие с арабской надписью – все это производит потрясающее впечатление на путешественника. Джаныке-Ханым – не только дочь великого Тохтамыша, но и супруга Едигея – очень могущественного ногайского эмира. Отличаясь рассудительностью, добротой и непреклонностью, эта женщина была единственным шансом на то, что потомки Едигея будут править степью.

Но, к сожалению, Едигей оказался слабым и перебежал к Тимуру – правителю Самарканда. Тохтамыш убивает мать Джаныке-Ханым и тем самым разрушает отношения с дочерью.

Совсем скоро женщина остается старшей в роду Тохтамыша и берет на себя правление кыркорским бейликом. Остается только удивляться уму и проницательности этой «слабой» женщины, сделавшей ставку на чингизидов, поддерживающих идею создания независимого Крымского Ханства, которое, в конце концов, и воцарилось в этих землях надолго. Имя Джаныке-Ханым обросло легендами, о ней слагали песни и говорили, что многие прославленные мужи добивались внимания красавицы, но ни один из них не блистал умом и не мог встать рядом с прославленной дочерью знаменитого Тохтамыша.

Когда мавзолей останется позади, взгляду путешественников предстает Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Купу. Особо примечательного в строении нет ничего: пять метров толщины – внушительная мощь стены, которая располагалась на плато от одного края до другого.

Так возникает Старый и Новый города, причем планировка считается весьма сложной для того времени. Стена не была монолитной и состояла из двух частей по 60 м протяженности, в месте стыковки находятся Средние ворота (Орта-Купу). Интересно, что изначально постройка представляла собой «слоеный пирог»: внешний слой из известняковых глыб высотой до 8 м и толщиной сначала 5 м, а потом 10 м.

Затем шел ров длиной 65 метров, полностью прорубленный в скальном основании. Ширина рва 4 метра, глубина более 2 метров и когда эта ниша наполнялась дождевой водой, это было весьма сложное для пересечения сооружение. Ров немного не дотягивал до северного обрыва, замыкаясь вылазной калиткой, которая была незаметна для врагов.

Мало того, калитку тоже огородили рвами малого формата, «всего» по 12 метров. Как бы ни была хороша Средняя стена, после строительства Восточной, она стала ненужной, однако пространство послужило для расширения строительства и именно тут появляется целый пещерный ансамбль Чауш-кобасы.

Чауш-кобасы – это совсем не тюрьма, как думают некоторые туристы, это как раз та самая пещера, по которой можно судить о богатстве зажиточных караимов. Огромное и довольно мрачное сооружение было подвалом очень богатой семьи. Немного внимательнее просмотрев сооружения, становится понятно, что нижнее – это спальные залы и хозяйственные зоны с высотой потолка более трех метров, а вот верхнее – это парадные залы с неплохим видом из окна (на балку Ашлама-Дере) и высотой потолка 3,5 метра. Причем верхнее помещение «скромнее» нижнего по площади, всего 48 квадратов по сравнению с 75,5 м2. Неплохая «квартира» для одной семьи!

А вот тюрьма находится чуть дальше, почти на краю обрыва. Представляя собой огромное помещение с парой маленьких окошек, это настоящий каменный мешок. Было всего два уровня: верхний и нижний. Вверху содержались, видимо, временные заключенные, а вот вниз отправлялись более серьезные узники. Малый нижний зал имеет маленькое отверстие, выполняющее роль окна, откуда происходит приток воздуха и света. Запор был только вверху, низ же перекрывался помостом из дерева.

Считается, что тюрьма предназначалась для высокопоставленных заключенных, за которых можно было получить неплохой выкуп. Известно, что в разное время тут побывали литовский посол, гетман Потоцкий, Василий Грязной, князь Ромодановский, даже В.Б. Шереметев не избежал участи. Продержали воеводу чуть менее года и только потом решили начать дипломатические обсуждения выкупа. За это время власть поменяли 4 хана, каждый из которых выдвигал свои, каждый раз более жесткие требования. Кто-то просил Казань и Астрахань, но все же сговорились на «малой дани» из 60 тысяч рублей золотом (несметная сумма даже по тем временам) и выпустили узника. Возвратился Василий Борисович уже в самом тяжком состоянии. Мало того, что не было света в камере, так и отхожее место оборудовано тут же, кандалы не снимались, кормили впроголодь. Полуослепший, тяжко больной и немощный узник прожил на свободе всего полгода, организм могучего когда-то человека не смог выдержать заточения в глухом каменном мешке.

Немного дальше путешественникам открывается усадьба Фирковича. Это один из известнейших людей, караимский ученый, проживший тут до конца своей жизни. Авраам Самуилович Фиркович считался довольно успешным человеком, чему служит подтверждением отреставрированный дом. Деревянный наборный потолок, два этажа, один (нижний) для хозяйственных нужд, а верхний для жилья, деревянная отделка стен – сегодня можно увидеть, как именно жили караимцы. Во дворе усадьбы есть хозпостройки, обязательный колодец для сбора воды. Интересно, что в усадьбе Фирковича жидкость в колодец поступала из расщелины в карстовой пещере, и колодец был оборудован воротом с ведром. Получается, что даже если бы город осадили, жители не остались бы без воды. Но вскоре и эти источники иссякли, и живительную влагу пришлось доставлять из других мест.

Подходя ближе к зоне, обращенной на восток, можно увидеть оборонительную стену и Биюк-Капу – Большие ворота. Большими они названы потому, что именно через этот вход в город доставлялись припасы, дрова. За воротами в Чуфут-Кале начинался большой рынок. Получается, что Восточная оборонительная стена как бы замыкает город. Длина строения 128 метров, есть угловые башенные строения и центральная надвратная башня. Стена перестраивалась, достраивалась, оснащалась пушечной амбразурой, а северная часть дополнилась бруствером с бойницами. Ворота представляли собой массивную деревянную затвору, всю оплетенную железными полосками.

Очень интересна плита из мрамора, вделанная поверх ворот – изображение рогатины и щита считалось гербом города. Так помечались стада скота, скарб – тамги имелись у всех тюрков, подчинявшихся более старшим или уважаемым родам татарских семейств. И, конечно, тут был ров. Одинарный у северного куска стеновых сооружений и двойной перед всей остальной частью. Одинарный ров достигал глубины в 9 метров, и по дну можно было дойти до долины Ашлама-Дере.

Каньон Чуфут-Кале – уникальное место еще и потому, что тут есть Иосфатова долина. Это территория, где по преданиям должен состоятся последний Суд. Названа долина именем расположенной в Иерусалиме не зря, сходство обоих площадей поразительное.

Немного страшновато входить в арку, потому что за нею начинается город мертвецов. Бесконечное количество надгробных камней, испещренное каллиграфией древнееврейских посланий, тропка проходит по территории с запада и выходит на восток, и невозможно уже сегодня определить, сколько именно могил погребены во времени и ушли в землю, заросли лесом. Известно, что раньше тут росли несколько дубов, считавшихся священными (кое-какие дожили до нас), рубить деревья было нельзя и быть может поэтому кладбище получило имя «Балта-тиймез» — «топором касаться нельзя».

Если укрепиться духом, можно рассмотреть надгробия, они весьма разнообразны и многие из них прихотливы. Одно-, двурогие, плиты горизонтально или вертикально расположенные, стелы, обелиски, памятники, кенотафы… тут действительно представлена вся история Чуфут-Кале. Стоит отметить, что захоронение здесь считалось почетным и позднее покойным стали отдавать чуть больше почестей, украшая места упокоения розетками, орнаментами, дорогими камнями и древесиной.

А вот чтобы увидеть самое совершенное строение Чуфут-Кале Осадный колодец, нужно пройти еще немного дальше. Интересна история открытия этого самого колодца. В конце XIX века, осматривая Чуфут-Кале, каньон и другие сооружения, археологи обнаружили невероятную систему подземных сооружений, которая совершенно не могла оказаться в крепости подобного ранга! Памятные записи о системе есть в преданиях, но в саму систему никто не верил, однако открытие подтвердило, что караимцы могли очень долго существовать в осажденном городе, ибо «близ Малых ворот имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

Когда и кем был создан колодец неизвестно, сведения о нем составляли военную тайну и несомненно, что лишь немногие караимы были посвящены в этот секрет, поэтому так ценны сведения, дошедшие до наших дней.

Поражает монументальность сооружения: вертикально уходящий вниз колодец сечения до 2,2 метров тянется на 27 метров, а уже на глубине 25 метров к нему подходит галерея квадратной формы размерами 2*2 метра, полого поднимающаяся еще на высоту 30 метров! Более того, на всем протяжении этой галереи есть ступени, но еще не расчищен до конца небольшой ход, ведущий немного в сторону от места соединения галереи с колодцем. Есть тут и перпендикулярный колодец, расположенный ниже галереи и представляющий собой просторную шахту с сечением 5 метров, спускающуюся от портала вглубь колодца.

О древности сооружения свидетельствуют не только сталактиты, но и скальные надписи, нанесенные караимским курсивом, арамейским курсивом или же на латыни. Очень интересны и картины на скальных стенах, но о них лучше не рассказывать, а увидеть и вдохнуть аромат древних времен. Тем более, что тут это не представляет труда – все помещение как будто пришло из глубины веков, легенд, где рассказывается об исчезающих войсках, пропадающих под землей героях и засыпающих на века богатырях, потом восстающих с немереной силой и здоровьем.

1. Из Евпатории на автомобиле по трассе Р25 до Т0104, после г. Саки повернуть и ехать по трассе Т0104/Т0106, а после Табачного повернуть в сторону Бахчисарая и ехать до кольца. Потом по улице Жданова на ул. Скалистую и по указателям.

2. Из Симферополя по трассе на Севастополь и также до Бахчисарая через ул. Жданова и Ленина на Скалистую и по указателям.

3. С Евпаторийского автовокзала идет автобус и маршрутка на Бахчисарай без пересадок. А от ж/д вокзала в Бахчисарае можно уехать на автобусе №2 до остановки Старолесье и пройти полчаса пешком по указателям.

4. Из Симферополя сначала нужно доехать до Бахчисарая на электричке, автобусе и потом так же на автобусе №2 до остановки Старолесье, затем пешком.

Читайте также:  Липкий кал у взрослого что делать

Но чтобы осмотреть Бахчисарай и Чуфут-Кале, как добраться знать мало, нужен еще и режим работы.

Пещера работает каждый день с 9.00 до 19.00, а вот касса закрывается в 17.30. Правда, на Южных воротах можно купить билеты до 19.30, на Восточных до 19.00.

Помните, что если группа насчитывает 15 и более человек, то экскурсионное обслуживание бесплатное!

источник

Фото: Город-крепость Чуфут-Кале

Средневековье обычно ассоциируется с Западной Европой, ведь именно там была инквизиция и рыцари. Однако этот исторический период не миновал всю планету. Крым – не исключение. Там тоже было свое Средневековье. Именно тогда был построен город-крепость Чуфут-Кале, который сохранился до наших дней.

Древнее поселение находится на окраине Бахчисарая. В переводе с крымско-татарского языка его название переводится как «еврейская крепость». Дело в том, что в этих местах жили караимы – народ, родственный крымским татарам, но исповедующий караизм – религию, схожую с иудаизмом. Сами караимы называли город по-иному — Села Юхудим (Скала иудеев). Правда, есть версия, что название имеет сугубо тюркское происхождение. У этих народов «джуфт-кале» означает «Двойная крепость».

Поселение со странным именем Кырк-Ер возникло на этом месте примерно в VI веке. В те времена его населяли аланы. Потом его захватили кыпчаки. Следующими хозяевами стали караимы. При них город даже служил резиденцией первого хана независимого Крымского ханства. За крепостными стенами чеканили монеты. Именно в этот период Кырк-Ер переименовали в Чуфут-Кале. В конце XIX века по каким-то причинам город покинули все жители. Сейчас большая часть построек представляет собой руины.

Уже при внешнем осмотре становится ясно, что Чуфут-Кале не простой город, а пещерный. Помимо традиционных построек здесь имеется множество помещений, вырубленных непосредственно в скалах. Поскольку город построен на краю пятидесятиметрового обрыва, пещеры вырубали в несколько этажей. Всего насчитывается 32 рукотворных грота. Входные отверстия в скалах напоминают пустые глазницы в черепах. От всего этого так и веет мистикой.

Город опоясывает оборонительная стена высотой около 5 метров. Внутрь можно попасть через сохранившиеся ворота Кучук-Капу. Они сделаны из дуба, обитого железом. Обычно средневековые города в плане имели круглую или овальную форму. В отличие от них Чуфут-Кале сильно вытянут вдоль скального уступа. От ворот начинается Кенасская улица, которая переходит в Главную улицу.

За воротами с правой стороны можно увидеть здания, напоминающие храмы. Это Малая и Соборная кенассы – молитвенные дома караимов, построенные около 700 лет назад. Возле Соборного храма сохранилась миква – резервуар для омовений перед началом службы. Чуть дальше видны руины мечети, возведенной в 1346 году! За ней находится мавзолей Джанике-Ханым. Это образец сельджукской архитектуры XV века. Здесь все дышит древностью.

Возле южной крепостной стены находятся входы в пещеры — Банную (Хамам Коба) и Мастичную (Сакыз-Коба). Далее следуют Большой и Малый рвы, которые делят крепость на две части. Это было сделано для безопасности, подобно корпусам современных кораблей, разделенных перегородками. За рвами находится хорошо сохранившееся здание тюрьмы. Она имела два подземных этажа, вырубленных прямо в скале. В этих каменных мешках и содержались пленники.

Стоит также обратить внимание на осадный колодец Тик-Кую, который является уникальным инженерным сооружением. Поскольку на вершине скалы воды не было, чтобы добыть ее, за пределами крепостной стены построили глубокий вертикальный колодец. Из крепости к нему пробили наклонную галерею в человеческий рост со ступенями. Она соединялась с колодцем на глубине 25 м. Ниже, до глубины 30 м, где была вода, вела винтовая лестница. Этим колодцем пользовались только во время осады.

Фото: Осадный колодец Тик-Кую

В полукилометре от крепости находится древнее караимское кладбище Балта-Тиймез. Оно расположено в долине с библейским названием Иосафат. К кладбищу в скалах проложена дорога. Крым – это перекресток мировых путей и настоящий Вавилон. Поэтому не удивительно, что рядом с караимским городом расположен православный Свято-Успенский пещерный монастырь. Его непременно посещают туристы, поднимаясь к Чуфут-Кале.

Из Симферополя до Бахчисарая можно доехать на рейсовом автобусе или электричке. Чуфут-Кале находится на окраине Бахчисарая, возле конечной автобусной остановки «Староселье». С железнодорожного вокзала в Староселье ходит множество маршруток. От остановки до крепости чуть более километра.

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

источник

Пещерный город Чуфут-Кале – это настоящее древнее поселение, которое сохранилось в отличном состоянии к нашему времени, хотя было построено в первой половине I тысячелетия от Рождества Христова. Интересен древний город необычными строениями, расположенными прямо в пещерах, сохранившимися улицами и прилегающими территориями. Веками место обрастало новыми архитектурными и природными памятниками. Сейчас туристов привлекает древний монастырь, удивительный пещерный город и огромный каньон, расположенный рядом.

Находится Чуфут-Кале в 2,5 км от Бахчисарая, Севастополь расположен в 58 км от достопримечательности. Город построили на самом конце юго-западного массива Крымских гор, у подножия находится Успенский пещерный монастырь.

Существует несколько теорий, раскрывающих предпосылки возникновения пещерного города:

  1. Начало V века – формирование укрепленного поселения для защиты границ византийских владений.
  2. Начало X века – из-за освоения территорий и близкого расположения границ разных государств.

Чуфут-Кале – древний полис, который на территории Крымского полуострова сохранился лучше других аналогичных построек. Первое упоминание о нем датируется 18 столетием, и называют его Кырк-Йер на тюркском языке.

Изначально на территории поселения жили аланы, пришедшие в начале тысячелетия с юга. В 1299 году город захватила татарская орда, и некоторое время в нем размещалась армия. К середине 14 столетия построена вторая защитная стена, за счет которой город расширился.

В XV веке поселение еще больше укрепили, и оно стало резиденцией крымских ханов. В течение десятилетий военачальники укрывались здесь от междоусобных войн, а когда Золотая Орда пала, крепость стала тюрьмой для пленников знатного происхождения.

После ухода татар в пещерном городе обосновались караимы, принявшие иудаизм. Благодаря народу сформировалось и сохранилось так много иудейских памятников в стенах Чуфут-Кале. Когда же Крым вошел в состав России, народность постепенно стала уходить с этих территорий, переселяясь в Бахчисарай и другие, более крупные, города. Полностью древняя сеть пещер опустела к XIX веку.

Пещерный город Чуфут-Кале и домик смотрителя

Пещерный город занимает большую территорию, и археологические работы здесь идут постоянно. Однако для туристов интересен он тем, что все внутренние детали, здания и системы переходов сохранились почти в идеальном виде. Перетекая из эпохи в эпоху, разные элементы крепости, как книга по истории, рассказывают о событиях прошлых времен.

Факт! Самые древние следы человека обнаружены в южной части комплекса, они датируются 1-2 столетием нашей эры.

Всего в крепости более 150 пещер, объединяющих хозяйственные постройки, храмы, жилища и другие сооружения. Если посмотреть на них, как на общую картину, то можно найти сходство с пчелиными сотами. В отличие от пещер, некоторые постройки частично разрушились.

На востоке комплекса находятся поздние здания, возведенные в период с 14 до 18 столетия. Отделяет «новый» город мощная стена 10 м в высоту. В некоторых точках находятся надзорные башни. Но есть на территории Чуфут-Кале и более загадочные сооружения, расположенные как в «новом», так и в «старом» городе.

Археологи полагают, что их возвели первые поселенцы. Внешне они напоминают погребения из огромных каменных глыб. В центре поселения расположен мавзолей Джаныке-ханым, в котором похоронены дочери Тохтамыша. Рядом с пещерным городом находятся другие интересные достопримечательности:

  • Успенский пещерный монастырь – расположен в скалах, построен в 8 столетии византийскими переселенцами;
  • каньон Чуфут-Кале – природный памятник, завораживающий размерами и красотой в любое время года.

По всей территории, окружающей крепость Чуфут-Кале, расположились туристические лавки, есть несколько кафе, в которых можно перекусить.

В Чуфут-Кале туристы съезжаются из Симферополя и Севастополя. Сначала нужно доехать в Бахчисарай на электричках или автобусах, которые ходят каждые 1-2 часа. Доезжать нужно до станции «Северная».

Из Бахчисарая попасть в древний город можно на автобусе №2, ходит он от автовокзала и ж/д станции. У Ханского дворца есть адрес: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133.

источник

В Крыму стоит обычная июльская жара. Термометры показывают за тридцать. На небе редкие облака скрашивают унылый пейзаж однообразно-синего небо. А на склонах гор и в долинах вовсю цветет мальва (или штокроза, Alcea rosea).

Для дикой природы довольно крупный цветок. И очень красивый.

Взяв фотоаппарат, решил я в первое июльское воскресенье пройтись по горам и долинам Крыма. А местом для прогулки стал Чуфут-Кале. К своему стыду, дожив до 40, я не разу не был в этом месте, хотя и слышал довольно восторженные отзывы о нем. Исправляюсь.

От бахчисарайского ж/д вокзала маршрутка привозит нас в Староселье — конечная остановка маршрутов 1 и 2. Бродить здесь можно часами. Часами можно и фотографировать. Старый город в Бахчисарае совсем не похож на тот, который встречает нас на своих вокзалах. Но об этом в другой раз.

Поднимаемся сначала к Бахчисарайскому монастырю. Сегодня о нём тоже говорить не буду: не хочу смешивать в кучу впечатления. И сразу попадаем в Иосафатову долину. Нужно будет пройтись по бетонной дороге, окруженной лесом, около полутора километров.

Перед ущельем Марьям-Дере, где собственно Чуфут-Кале и начинается, вас встретят ряды лавочек со всякими безделушками. Абсолютно бесполезные вещички, разве что на память взять и поставить где-то дома на полку, а потом лет через 5-10 выкинуть. Не речь сейчас не о них. Точнее эти ряды укажут вам, что вы близки к цели, к Чуфут-Кале. А еще камни тоже будут подсказывать, что мертвый город-крепость близко.

Правильную прямоугольную форму этому камню природа дать не могла. Это сделал кончено же человек. А после человека за работу взялось Время: выкрасило в темно-серый цвет, высадило на нем мох и оставило лежать возле дороги.

Виз из долины Марьям-Дере на мертвый город завораживает. Парящие в облаках дома, отвесные скалы с пещерами и цветущие по склону горы мальвы.

Кенасы. Молитвенные дома караимов, исповедующих иудаизм. Выше кенас — только небо и Бог.

Поднимаемся по скалистой дороге. За сотни лет по ней проехали тысячи и тысячи повозок. Это оставило свой след на ней — глубокая колея еще не одно столетие будет свидетельствовать о бурной жизни некогда процветавшей здесь.

Еще один поворот за выступ скалы

и мы оказывается перед Южными воротами Чуфут-Кале. Здесь стоит мужик с дубинкой охранник, которому надо дать 50 монет гривен. Иначе он не пропустит в город.

Пройдя сквозь эти ворота, мы оказываемся в каменном мешке. С трех сторон нас окружают отвесные каменные стены, а с четвертой стороны — комплекс пещер. Поэтому, в средние века редко кому удавалось взять город через эти ворота.

И кончено же нас встречают цветы, пробивающиеся сквозь камни дороги.

Еще небольшой подъем по тропинке

и мы попадаем на улицы Чуфут-Кале.

Хорошо видны ирригационные каналы, по которым горожане собирали дождевую воду в специально устроенные колодца. Один из таких был раскопан в 2004 году и находится перед самым входом в город.

Этой узкой по современным меркам улочкой мы подходим к огороженному дворику с двумя кенасами — молитвенными домами караимов, исповедующих иудейскую религию.

Сейчас летом, как и много веком назад, здесь довольно оживленно. Правда причина этой суеты сейчас другая. Это — многочисленные туристы, как самостоятельно, так и в сопровождении экскурсоводов, снующих туда-сюда, живо делящихся друг с другом свежими впечатлениями, фотографирующимися на фоне развалин.

Кенас здесь две. Большая построена в XIV веке, вторая — в XVIII.

Перед каждой кенасой есть галерея с каменными скамейками, где возседали караимские старейшины. Они разрешали различные споры между рядовыми жителями города.

Между кенасами есть небольшой дворик, где раньше отдыхали верующие и ждали начала службы. Сейчас здесь отдыхают туристы.

Сегодня им здесь рассказывают о жизни и быте караимов. Не забывают упомянуть и выдающихся представителей этого народа — балерину Анну Павлову и маршала Малиновского. Эти имена стены кенас слышат по несколько раз в день.

Входы во внутренние дворики кенас.

Пройдемся далее по улочкам города мимо опорных стен, пока еще сохранившихся до наших дней. Но работа строителя по имени Время уже заметно на их внешнем виде

Главная улица ведет нас мимо руин мечети Джанибека к мавзолею Джаныке-ханым.

Мечеть была построена во времена правления золотоордынского хана Джанибека в 1346 году и перестроена Крымским Ханом Хаджи-Гераем в XV веке.

Сегодня от этой мечети остались только руины. Ни различные завоеватели, ни время не пожалели ее.

и перед нами открывается самое ценное сооружение Чуфут-Кале: мавзолей Джаныке-ханым дочери Тохтамыша, сооруженный в 1437-38 г.

Есть несколько версий по поводу постройки этого памятника. Согласно одной из них Джаныке-ханым возглавляла тысячный гарнизон защитников города и погибла при осаде Кырк-ор, как тогда назывался Чуфут-Кале. На месте ее гибели и был воздвигнут мавзолей.

Прошли годы.Мавзолей давным давно разграблен. Но стены его до сих пор напоминают всем нам о событиях далеких веков. Этот мавзолей очень ревностно охраняется крымскими татарами.

Сзади мавзолея находится отвесное плато с великолепным видом на гору Бешигдаг

Здесь гуляет сильный и прохладный горный ветер. И ни один турист не может не остановиться здесь, чтобы не полюбоваться этими поистине захватывающими видами, не охладиться в потоках ветра и не сфотографироваться на фоне этой нерукотворной красоты.

Воздав должное великой предводительнице воинов и миновав мавзолей Джаныке-ханым, мы окажемся возле средней оборонительной стены VI-XV веков.

Она делит город на новый город и на старый. Такое деление, кстати, есть и сейчас в самом Бахчисарае.

Отсюда дорога ведет к воротам Биюк-Капу.

Сейчас они закрыты, а возле них находятся охранники. Видимо вылавливают непрошенных гостей, проникающих в город не через пункт сбора дани, то есть через Южные ворота, а здесь.

И опять улочки и то, что осталось от древних стен.

По эти старым улочкам выходим к Большому крепостному рву.

Вот что осталось от жилища зажиточного караима. Хорошо видны ящичек в стене, остатка камина и тандыра.

Вид из окна на склоны Бешигдага.

Пора возвращаться домой. На выходе из города останавливаюсь еще. Вот какие причудные рисунки создала природа на склонах гор перед самим Чуфут-Кале.

источник