Меню Рубрики

Кара кала туркменистан койне кесир

В таблице расстояния от Койне-Кесир для быстрых маршрутов, короткие и эконом маршруты указаны в конкретных расчетах Койне-Кесир — Город. Для расчета расстояний от Койне-Кесир до других городов используйте сервис расчет расстояний между городами Туркменистана и мира.

Койне-Кесир — Ашхабад 0 км
Койне-Кесир — Абадан (Туркм) 0 км
Койне-Кесир — Аджикуи 0 км
Койне-Кесир — Акмеидан 0 км
Койне-Кесир — Аннау 0 км
Койне-Кесир — Атамурат 0 км
Койне-Кесир — Байрамали 0 км
Койне-Кесир — Балканабат 0 км
Койне-Кесир — Газаджак 0 км
Койне-Кесир — Дашогуз 0 км
Койне-Кесир — Ёлётен 0 км
Койне-Кесир — Захмет 0 км
Койне-Кесир — Кёнеургенч 0 км
Койне-Кесир — Магданлы 0 км
Койне-Кесир — Мары 0 км
Койне-Кесир — Серахс (Туркм) 0 км
Койне-Кесир — Сердар 0 км
Койне-Кесир — Теджен 0 км
Койне-Кесир — Туркменабад 0 км
Койне-Кесир — Туркменбаши 0 км
Койне-Кесир — Хазар 0 км
Койне-Кесир — Акдепе 0 км
Койне-Кесир — Артык 0 км
Койне-Кесир — Бабадайхан 0 км
Койне-Кесир — Бабадурмаз 0 км
Койне-Кесир — Бами 0 км
Койне-Кесир — Бахерден 0 км
Койне-Кесир — Белек (Туркм) 0 км
Койне-Кесир — Берекет 0 км
Койне-Кесир — Бирата 0 км
Койне-Кесир — Бокурдак 0 км
Койне-Кесир — Болдумсаз 0 км
Койне-Кесир — Бугдайлы 0 км
Койне-Кесир — Бурдалык 0 км
Койне-Кесир — Галкыныш 0 км
Койне-Кесир — Ганналы 0 км
Койне-Кесир — Гарабекевюл 0 км
Койне-Кесир — Гараметнияз 0 км
Койне-Кесир — Гекдепе 0 км
Койне-Кесир — Гёроглы 0 км
Койне-Кесир — Гувлымаяк 0 км
Койне-Кесир — Гуйнук 0 км
Койне-Кесир — Гурбансолтан-Эдже 0 км
Койне-Кесир — Гызылгая 0 км
Койне-Кесир — Гызылсув 0 км
Койне-Кесир — Гюйчбирлешик 0 км
Койне-Кесир — Дарваза 0 км
Койне-Кесир — Джебел 0 км
Койне-Кесир — Джигербент 0 км
Койне-Кесир — Душак 0 км
Койне-Кесир — Ербент 0 км
Койне-Кесир — Кабаклы 0 км
Койне-Кесир — Кака 0 км
Койне-Кесир — Калаймор 0 км
Койне-Кесир — Калинин 0 км
Койне-Кесир — Кара-Кала 0 км
Койне-Кесир — Карабогаз 0 км
Койне-Кесир — Карагель 0 км
Койне-Кесир — Карадепе 0 км
Койне-Кесир — Карахан 0 км
Койне-Кесир — Кенар 0 км
Койне-Кесир — Керкичи 0 км
Койне-Кесир — Керпичли 0 км
Койне-Кесир — Кирпили 0 км
Койне-Кесир — Котурдепе 0 км
Койне-Кесир — Кошоба 0 км
Койне-Кесир — Красное Знамя 0 км
Койне-Кесир — Кубадаг 0 км
Койне-Кесир — Кумдаг 0 км
Койне-Кесир — Кюкюртли 0 км
Койне-Кесир — Лебап 0 км
Койне-Кесир — Мадау 0 км
Койне-Кесир — Мамаш 0 км
Койне-Кесир — Мехинли 0 км
Койне-Кесир — Мукры 0 км
Койне-Кесир — Мургап 0 км
Койне-Кесир — Ниязов 0 км
Койне-Кесир — Огланлы 0 км
Койне-Кесир — Полехатум 0 км
Койне-Кесир — Сакар 0 км
Койне-Кесир — Сакар-Чаге 0 км
Койне-Кесир — Сандыкачи 0 км
Койне-Кесир — Саят 0 км
Койне-Кесир — Свинцовый Рудник 0 км
Койне-Кесир — Сейди 0 км
Койне-Кесир — Серхетабад 0 км
Койне-Кесир — Тагтабазар 0 км
Койне-Кесир — Тамлы 0 км
Койне-Кесир — Ташкепри 0 км
Койне-Кесир — Туркменгала 0 км
Койне-Кесир — Узбой 0 км
Койне-Кесир — Учаджы 0 км
Койне-Кесир — Фарап 0 км
Койне-Кесир — Халач 0 км
Койне-Кесир — Ходжакала 0 км
Койне-Кесир — Ходжамбаз 0 км
Койне-Кесир — Чаача 0 км
Койне-Кесир — Чагыл 0 км
Койне-Кесир — Чакмаклычанга 0 км
Койне-Кесир — Чеменибит 0 км
Койне-Кесир — Чикишляр 0 км
Койне-Кесир — Чилан 0 км
Койне-Кесир — Чурчури 0 км
Койне-Кесир — Шатлык 0 км
Койне-Кесир — Экерем 0 км
Койне-Кесир — Эсенгулы 0 км
Койне-Кесир — Этрек 0 км
Койне-Кесир — Яраджа 0 км
Койне-Кесир — Яшлык 0 км

Вместе с расчетом расстояний от Койне-Кесир часто ищут грузы Койне-Кесир и грузоперевозки Койне-Кесир по городу и межгороду.

источник

  • Форумчане
  • 244 сообщений
  • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Сообщение отредактировал devilANS: 28 December 2009 — 11:52

    • Пользователи
    • 74 сообщений
    • Регистрация Лет: 13, Месяцев: 2, Дней: 23
    • Пол: Мужчина
    • Служил: КЗакПО,КСАПО КАРА-КАЛА, 1ПК КИЗЫЛ-АТРЕК
    • Ваше имя: igor63

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Здравствуйте!Подскажите пожалуста как исправить ошибку в Сообщение #1 а именно год
      _____________

      За каждым разделом закреплён модератор. Здесь — я. Пиши в личку — исправим.
      Ещё проще — жми в нужном сообщении вот эту кнопку: , пишешь проблему и сообщение попадёт ответственному.

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Койне-Кесырцы поздравляю Вас с Наступающим Новым 2010 годом .
      Огромного здоровья, сил для преодоления препятствий и достижения целей, надёжной опоры в виде друзей, родных, близких.
      И пускай вас не покидает чувство бодрости, позитива и желания быть выше и сильнее в своих начинаниях или продолжениях.
      С НАСТУПИВШИМ НОВЫМ ГОДОМ 2010! ! !

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Сообщение отредактировал Владимир75: 17 March 2010 — 01:38

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Сообщение отредактировал Владимир75: 09 May 2010 — 11:47

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Пользователи
    • 7 сообщений
    • Регистрация Лет: 11, Месяцев: 5, Дней: 4
    • Пол: Мужчина
    • Город: Запорожская обл. пгт Акимовка
    • Служил: КСАПО, Кара-Кала, 7ПЗ, 19ПЗ
    • Ваше имя: Валера

      Сообщение отредактировал Койне-Кесир: 31 May 2010 — 02:33

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Владимир, приношу свои извинения за глубокое опоздание (позабывал все пароли, еле востановил). Впервую очередь — с прошедшим праздником тебя, а так-же всех форумчан. Обещаю по-чаще заходить на форум. Фото заставы , комендатуры и поста наблюдения на левом фланге, помоему утебя было? Если я не ошибаюсь. И по-поводу моей прозьбы за Пашку Миняйленко на Харьковском форуме ничего не известно?

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Сообщение отредактировал Владимир75: 07 October 2010 — 23:34

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      3 ПК Койне-Кесир и 19 ПЗ Койне-Кесир почему тишина?

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      привет отрядовцы ищу призыв 81 года с луганщины

      Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы увидеть скрытый текст

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

    • Форумчане
    • 244 сообщений
    • Регистрация Лет: 12, Месяцев: 4, Дней: 6
    • Страна:
    • Пол: Мужчина
    • Город: Харьков
    • Интересы: Радиолюбительская радиосвязь
    • Служил: Бахарден ПО в/ч 2103 Г с 1973-1975г ПЗ Койне-Кесыр
    • Ваше имя: Владимир

      Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы увидеть скрытый текст

      К изданию книги Воронина 95 лет ПВ
      Об издании книги писателем-ветераном Погранвойск ВОРОНИНЫМ Иваном Александровичем «МОЯ СУДЬБА — МОИ ЗАСТАВЫ», с посвещением её к 95-летию Пограничных войск было известно многим пограничникам.
      Самое главное успеть к 1 ноября, т.к. в типографии, видимо, есть какая- то очерёдность и, наверное, сроки для выполнения заказа.

      Воронин Иван Александрович. Подполковник в отставке.
      ИнтересыОбщественно-ветеранская работа, серьёзная работа над воспоминаниями и их изданием, стихи.
      Призыв 1952-1986 годы Место пограничной службы Среднеазиатский и Западный погранокруга. Серахс, Койне-Кесир, Бахарден, Ашхабад, Киев.
      Воронин Иван Александрович ,звонить с мобильного: 9061688034,
      домашний: (8-844-2) -28-99-62
      Адрес: Волгоград-105, ул.Хользунова-36/2-23

      Сообщение отредактировал Владимир75: 03 October 2011 — 17:40

      источник

      Самое крупное селение расположено в средней широкой части долины. Это поселок городского типа Кара-Кала — районный центр, в котором живет 5 тыс. человек (1968 г.) — около четверти населения всей долины.

      Кара-Кала — старое поселение, которое когда-то служило крепостью, охранявшей дорогу из Ирана, и называлось Карры-Кала«Старая крепость». Со временем название превратилось в «Кара-Кала», то есть «Черная крепость».

      В истории туркменского народа Кара-Кала — особенно дорогое и памятное место: здесь провел ранние годы Махтумкули-Фраги, происходивший из племени гокленов. Родоначальник туркменской поэзии, поэт и философ, он отдал свой талант обличению лжи, зла и насилия, он призывал туркмен покончить с межплеменными распрями, объединиться, чтобы обрести силу и независимость.

      Певцы и сказители — бахши, разносившие стихи-песни Махтумкули по Туркменистану, любили рассказывать, что поэта свело в могилу «огорчение сердца из-за непрекращающейся кровавой вражды племен, губившей народ». В афористичных, стройно-звучных стихах Махтумкули звучала страстная мечта о единении туркмен, мечта, которая смогла стать реальностью только в годы независимости:

      «Единой семьею живут племена,
      Для тоя расстелена скатерть одна;
      Здесь братство — обычай и дружба — закон
      Для славных родов и могучих племен. »

      В 1960 г. на родине Махтумкули, в поселке Геркез, в бывшем ауле Юзван-Кала. Кара-Калинского района, был установлен памятник поэту.

      В самой же Кара-Кале расположен республиканский питомник субтропических культур, а вблизи селения находятся участки Туркменской опытной станции Всесоюзного института растениеводства и плантации совхоза субтропических культур. На опытной станции под открытым небом создана живая коллекция субтропических плодовых и декоративных растений из разных уголков земного шара. Изучая их, работники станции отбирают сорта, наиболее приспособленные к природным условиям республики, и ведут с ними селекционную работу. Наряду с этим станция изучает местную дикую флору для отбора наиболее ценных ее видов и улучшения на их основании культурных сортов. Особенно известна своими исследованиями старейший научный работник станции, ее директор Ольга Фоминична Мизгирева. Ей, в частности, удалось найти в бассейне Сумбара редкое растение — мандрагору, корень которого подобно корню женьшеня напоминает фигуру человека. Из плодов и корней мандрагоры приготовляют анестезирующие, стимулирующие и другие лекарственные препараты.


      В небольших колхозных садах долины Атрека хорошо плодоносит гранатовое дерево; с каждого гектара насаждений здесь снимают 130 ц плодов

      Субтропические культуры — недавние поселенцы на Сумбаре. Прежде здесь, как и в других местах Туркмении, выращивали главным образом абрикос и виноград. Теперь в долине много инжира, миндаля и нет колхозного сада без граната.

      Но как уже говорилось, земледелие в бассейне Сумбара ограничено из-за недостатка воды; орошаемых посевов здесь мало, и среди них еще преобладают озимые пшеница и ячмень, томаты, лук, редис, морковь, дыни. Заметная роль в хозяйстве Сумбарского бассейна принадлежит разведению шелкопряда и связанному с ним выращиванию шелковицы, а также животноводству на горных пастбищах — разводят овец, коз и коров. Однако наиболее перспективная специализация сумбарских колхозов — субтропическое садоводство. Оно уже теперь дает республике гранаты, миндаль и другие плоды, которые не вызревают или вызревают поздно и в недостаточном количестве в других ее районах.

      Промышленность в бассейне Сумбара совсем не развита. Местное сельское хозяйство пока еще не может служить для нее достаточной базой, а богатства недр района изучены слабо, хотя известны месторождения барита, витерита, киновари, горючих газов и рассолов с ценными минеральными компонентами.

      Медицина в Кара-Кала развита достаточно хорошо, но всё же многих специалистов краю не хватает. Поэтому многие жители пользуются советами гинеколога онлайн бесплатно . Также посредством интернета можно получить и другие медицинские советы и рекомендации от ведущих специалистов Туркменистана.

      Для дальнейшего хозяйственного развития Сумбарской долины необходимо зарегулировать сток Сумбара плотинами. Тогда можно будет в ней еще шире развернуть субтропическое плодоводство и выращивать ранние овощи, а также приступить к разработке недр, строить в этом живописном районе со здоровым климатом дома отдыха и санатории.

      Кара-Кала и вся долина Сумбара служат как бы связующим звеном между северными предгорьями Копетдага и широкой долиной Атрека.

      источник

      Автор: Админ · : 2 022 Опубликовано 01.11.2004 · Обновлено 01.05.2015

      Маршрут: г. Ашхабад — г.Сердар – пос.Кара-Кала – пос.Верхнее Ай-дере – сел.Патьма-юрт — Нухурский водопад — пос.Нухур –г.Ашхабад.

      Состав участников:

      Котельникова Ольга,
      Котельников Юрий,
      Бондаренко Тамара,
      Пирмедов Курбан,
      Чукмасов Стас.

      Время похода: С 26 по 31 октября 2004г.

      Транспорт:
      Билеты на поезд № 605 в г.Сердар взяли предварительно 22.10.04г.
      Стоимость билета со всеми сборами 11-500 тыс. манат.
      Отправление 26.10.04г в 20-45ч.
      Прибытие в г. Сердар в 1-20 ночи 27.10.04г.
      Вышли на автобусную стоянку.
      Микроавтобус семиместный до Верхнего Айдере через Каракалу по 30тыс. ман с каждого. Прибыли в 5 часов утра 27.10.04г.
      31.10.04г в 14-30часав а/м УАЗ-469 с пос.Нухур до д/о «Арчман». За 80 тыс.манат (по 16тыс.манат)
      От д/о «Арчман» до г.Ашхабада на 7-ми местном микроавтобусе по 25тыс.манат.
      Прибытие в Ашхабад в 17-30час.

      Справка. Из Нухура в 8часов утра и в 10часов дня идет в Ашхабад автобус КаВЗ-685. Сесть в него проблематично, когда бы к нему ни пришел. Местная мафия.
      Итого затраты на транспорт: (11,5+30+16+25)=82,5тыс.манат

      ИТОГО затраты на питание: 584 тыс.ман./5 ЧЕЛ=116,5 тыс.манат/5дней=23360манат
      Сушеные картофель, морковь, свекла, зелень,
      Сахар, соль, чай, кофе, напитки — брали сами по усмотрению.

      26.10.04г. 20-45час – отправились в путь. В 1-20час приехали в г. Сердар. Вышли на перрон, спустились на автобусную площадку. Там уже стояли автомашины, ждавшие пассажиров. Наняли микроавтобус на 7 мест до Каракалы. В дороге договорились, что он сразу отвезет нас в Верхнее Айдере, то есть к началу маршрута. В 5 часов утра были на месте. Раскинули палатки и легли спать.

      Спали, сколько хотели – до 11часов дня. Потом встали, позавтракали и пошли с Ольгой попытаться купить какую-нибудь кастрюльку для приготовления пищи – свои забыли. Обошли несколько домов, нам предлагали казаны, но они нам не подходили. Зато Ольга нашла несколько человек, с которыми была знакома при предыдущем, шестнадцатилетней давности походе. Пообщались, вспомнили общих знакомых, в том числе Попеля Андрея, Барышева. Невестка директора заповедника отвела нас в гранатовый сад, где собирал гранаты ее родственник Байджа Курбанов с девушками. Байджа объяснил нам, где, через сколько километров пути мы сможем найти казаны в заповеднике. Ели огромные, с блюдце величиной, необыкновенно вкусные зимние гранаты. Получили разрешение на проход через заповедник. Принесли с собой на стоянку гранаты, чтобы ждущие нас не ворчали по поводу нашего долгого отсутствия. Снова сели есть гранаты.
      В час дня вышли на маршрут. Встретили группу молодежи из Ашхабада, которые тоже шли по нашему маршруту. Впоследствии мы неоднократно с ними встречались, то обгоняя, то отставая от них. Наконец, пошли. Погода теплая, солнечная, осень необыкновенно красива.
      В 16-40 часов вошли в заповедник. Кругом полно ежевики такой крупной, сладкой, сочной. Впервые увидела черную боярку, размером с нашу желтую боярку. Шли и искали Мираджи – большие заросли карагачей и орешника, где должен быть казан. Решили, что не заметили, проскочили мимо. Остановились на ночлег в живописнейшем месте. Всюду растут, так называемые дикие, но вкуснейшие гранаты. Мы уже ели их, не срывая с дерева. С дровами нет проблем. Долго сидели у костра.

      Встали в 8-30мин. Погода прекрасная, тепло и солнечно, птицы поют- заливаются. В 10-00 вышли со стоянки. В 12-00 дошли до карагачей, где нашли казан и другую утварь, к которым вчера мы так стремились и считали, что проскочили их, а оказывается не дошли часа на два. Но нам они уже не были нужны, мы были сыты, готовить не было смысла, привал делать было рано. Пошли дальше. Курбан все подгонял нас, стремясь поскорее выйти с территории заповедника. Вдали показалась большая поляна на пригорке, покрытая желтыми пятнами. Что это, спросила. А, виноград. Нет, не похоже. Тогда листья с чинары. Что за листья странные. И вдруг – не верю своим глазам, что вижу – это кусты жирных, роскошных крокусов, о которых я много слышала, но видела впервые. Представляла, что это красиво, но что настолько! Мы визжали от восторга! Валялись на этой поляне, стараясь, конечно, не помять цветы. Фотографировались, фотографировали крокусы, крокусы и нас. Восторг у всех невообразимый. Но надо идти дальше.

      В 14-30 пришли на 1-й каскадный водопад. Более полутора часа ждали остальную группу. Не дождались, пошли потихоньку дальше, а они, оказывается, пошли на водопад, о котором знал один Стас. Это не доходя совсем немного до каскадного водопада. Там даже тур стоял. Но мы об этом ничего не знали. Остановились за огородами, стали ждать остальных. Вскоре собрались все, выбрали место для ночлега под огромным чинаром. Это уже за пределами заповедника в Нижнем Айдере. Место тоже красивое, но с местами в заповеднике не сравнить. Все загажено овцами, коровами, охотниками, грузовыми машинами. Но делать нечего, надо и это пройти. На стоянке сварили борщ в тунче, и компот из шиповника, боярки, винограда, гранат и барбариса. Первую заливку немного настояли и выпили. Необыкновенно вкусно, насыщено (Стас своего шиповника не пожалел). Вторую заливку пили утром – настоявшуюся за ночь. Это было гораздо вкуснее вчерашнего компота. Вечером очень долго сидели у костра. Вспоминали предыдущие и многолетней давности походы и разные случаи.

      В 11-00 вышли из лагеря. Дошли до конца, как нам показалось, ущелья, до большого водопада. Решили подниматься по расщелине, но Юра и Стас отказались. Вернулись назад, пройдя немного, нашли спокойный безопасный подъем. Там устроили обед, а затем вышли наверх. Шикарный обзор местности. Все как на ладони. Решили идти в сторону Куня-Гумбеса, к речке и там заночевать. По пути увидели ущелье, которое, оказалось началом ущелья, где нам путь преградил большой водопад. Решили пройти по нему до водопада с другой стороны. Шли довольно долго, но с большим удовольствием, так как были без рюкзаков. Подойдя к водопаду, встретились с той группой молодежи, что и в первый день путешествия. Обменялись впечатлениями, пофотографировались и пошли на выход из ущелья. Придя к началу источника, мы разошлись – ребята с той группы остались ночевать у источника, мы вышли наверх и пошли в сторону Куня-Гумбеса. Пройдя небольшое расстояние, нас снова (в который раз) окликнул пастух и снова стал пригашать нас в гости, хотя название населенного пункта не сказал, показал только направление. Сказал, что зарезали барашка, и он послал сказать, что мы придем. Как только я ни сопротивлялась, все развернулись и пошли в обратную от Куня-Гумбеса сторону – в ГОСТИ! Толком не знали, куда идти, но шли в ту сторону, куда махнул рукой пастух. К вечеру рюкзак почему-то страшно тяжелеет. Идти надо в гору и в гору. Показалось селение из 10-12 домов. Похоже на Патьма-юрт. Нас увидели еще издали из крайнего дома, и там поднялся переполох. Неужели нас ждут? Мне в это не верится. Но раз пришли, надо зайти. Подходя к крайнему дому, нас уже встречал за воротами модерный продвинутый молодой человек в белой круглой шапочке муллы. Во двор не пригласил. Спросили у него, можно ли договориться на завтра, чтобы нас подвезли до поворота на Нухурский водопад. Сказал, что это будет стоить 200тыс. манат за расстояние в 18 км. С этим мы и ушли вниз в маленькую ореховую рощу на ночевку. Уже стемнело, луна еще не вышла. В полутьме поставили палатки, кое-как развели костер – в темноте трудно было найти дрова. Но вся площадка была покрыта толстым слоем опавших листьев, в воздухе стоял тонкий аромат йода – от листьев ореха. В костер подбрасывали сухие листья. Вскоре из-за горы вышла круглая луна – было время полнолуния – и осветила все вокруг. Долго сидели у костра, подбрасывая сухие ореховые листья – грелись. Фотографировались на фоне луны, не знаю, получилось ли что. Несмотря на довольно не пионерский костер, посушили обувь, носки, даже высохли мои бриджи, в которых я упала в воду. Нагревшись, разбрелись по палаткам.

      Встали относительно рано. Позавтракали, собрали рюкзаки. Пошли наверх в селение снова договариваться на счет машины. Все тот же мулла, только без шапочки, сказал, что это будет стоить 200тыс.манат. Я сказала, что мы здесь не впервые и расценки знаем. Если дадим 100 тыс., то будет очень хорошо. Подошел с этого же двора другой молодой человек — Рамазан. Говорили о том, о сем, сфотографировались. Минут через 15 подъехал его товарищ, с которым он должен был ехать в пос. Караул. Спросили, сможет ли подвести до поворота на Нухурский водопад. Согласился. Только смог взять 2-х человек и все рюкзаки. И все это бесплатно. Котельниковы поехали на машине, мы пошли пешком. Погода теплая, солнечная. За три часа дошли до ориентировочного места встречи. По дороге встретили двух лисичек. Такие любопытные. И людей не боятся. Перед нами на гору поднималась корова. Мои спутники сказали, что мне надо поучиться грации у этой коровы. Ну, а что они хорошего могут мне сказать? Думали, где же на этих Нухурских просторах искать Котельниковых. Получалась охота на лис (лисы – Котельниковы). Где их искать? Вспомнили о милицейских свистках, которые предлагал Дима Серебряков для похода на Демавент, а мы яро сопротивлялись. Неплохо бы сейчас их иметь при себе. Но есть Курбан. Ориентируется прекрасно. Дошли до какого-то места, он сказал, чтобы я сидела в тени орешника и ждала их, а они со Стасом пойдут искать Котельниковых. Нашли. Те ждали нас почти три часа. Сожалели, что поехали, а не пошли пешком с нами. Какое счастье идти без рюкзаков!

      Пришли, наконец, к Нухурскому водопаду (шарлавук Хур-Хуры). Остановились на том же месте, где когда-то справляли мой день рождения. А сейчас полдня свободного времени. Спустились вниз к водопаду. Какое великолепие! Поднялись снова наверх. Сидели и смотрели сверху на шарлавук. Курбан со Стасом принесли виноград. Ели два дня. Вечером долго сидели у костра. Благо дров предостаточно. Снова вышла полная луна. Уже пятая ночевка, а она все круглая и глаз от нее невозможно оторвать, так притягивает к себе. Последняя ночевка. Кажется, вот только начался поход, а уже подходит его конец. Жаль. Но у всего есть начало, и есть конец. Все, пошли спать.

      Встали, как обычно, поздно. Позавтракали и решили сфотографировать по традиции лагерь по плану, придуманному еще с вечера. Втащили палатку Котельниковых на скальный участок, туда влез Курбан – никто больше на этот подвиг не решился – Юра долго ловил момент. Мешал куст шиповника. Его связали репшнуром, и Стас оттянул его в сторону. Все заняли места – кто где хотел. Юра нажал на спуск. Тишина. Кончилась пленка. В моем фотоаппарате сели батарейки. И так самый лучший кадр похода пропал. Делать нечего. Собрали палатки, и пошли в Нухур. Поднялись на верх, вышли на тропу. И тут Ольга вспомнила, что забыла на стоянке свою лисичку. Бросила рюкзак и побежала за ней. Мы подошли к поселку и остановились подождать их. Вскоре они подошли и мы направились в поселок. Времени до отправления автобуса было еще много и мы пошли на экскурсию по Нухуру. В час дня подошел автобус, и мы попытались сесть в него. Но не тут — то было. Водитель сказал, что сперва должны сесть те, кто с ним договорился с утра на поездку и оставил в автобусе свои оклунки. Сели и те, кто что-то оставил, и те, которые подошли попозже. Автобус под завязку. Автобус уехал, мы остались. Договорились с УАЗ-469. Он согласился довезти нас до Арчмана. Согласились. Приехав туда, водитель тут же договорился с 7-ми местным микроавтобусом довезти нас до Ашхабада. В шестом часу вечера приехали в Ашхабад. Вот и все наше путешествие.

      источник

      Кала-Корейш — средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.
      Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала — крепость. Курайш — мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).
      В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.
      Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.

      «История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района», 2004 г. (авто Хасбулат Хасбулатов)
      Среди богатейшего культурно-исторического наследия народов Дагестана особое место занимает уникальный памятник под названием Калакорейш, остатки которого сохранились недалеко от селения Уркарах. Селение было расположено на вершине крутой горы, только небольшая перемычка длиной в 50 и шириной в 5 м соединяла селение-крепость с внешним миром. Сравнительно широкая, в свое время основательно и добротно проведенная колесная дорога, пройдя через крутые склоны и скальные выходы, «уткнулась» в эту перемычку. Колесная дорога выходила на запад к сенокосным участкам, а ныне — к главной дороге, ведущей в Кубачи.

      Гора, на которой расположился Калакорейш, перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых течет Буган «ХулахIеркI», большая река и безымянная речка. Обе речки соединяются — селением на востоке, чтобы затем слиться с рекой Уллучай, впадающей в Каспийское море.

      Только узкая тропинка над крутым, почти отвесным обрывом ведет к единственным входным воротам селения, которые в случае опасности закрывались наглухо. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, довершали защитный комплекс, обеспечивающий устойчивую обороноспособность селения. Калакорейш — «крепость курейшитов» — действительно была крепостью.

      Калакорейш сыграл значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр раннесредневековой эпохи. О его роли в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число первоклассных памятников материальной и духовной культуры (остатки крепости, мечеть XI—XIII вв. со штуковым михрабом, могильники с полуцилиндрическими—«саркофагообразными» или же традиционными каменными стелами-надгробиями, мавзолей и пантеон кайтагских правителей—уцмиев, сторожевые и сигнальные башни, караван-сараи, мельницы, старые кварталы, главная площадь селения, медресе, памятники арабской эпиграфики и др.). Уникальный характер этих памятников и выдающаяся роль Кала-Корейша в истории Дагестана, особенно в освободительной борьбе, давно привлекали к нему внимание ученых, искусствоведов, путешественников, военных деятелей. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми его обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Курайш — мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммад.

      Несмотря на уникальный характер, памятники Калакорейша недостаточно изучены, а некоторые из них не исследовались вообще.

      Согласно легенде, первоначально на месте селения стояла крепость, построенная арабами из племени курайш. Дагестанская историческая хроника XIV в. «Тарих Дагестан» относит возникновение первой столицы уцмийства к IX-X вв. По прошествии двухсот лет с момента хиджры чистой, пророческой, вечной и бесконечной группа лиц из потомков двух дядей по линии отца пророка Мухаммада /Хамзы и Аббаса/ покинула благословенную Мекку, светлую Медину и благородный Шам с двумя тысячами воинов из своих соплеменников и родичей… с целью совершить священную войну /джихад и газават/ и распространить по мере своих сил ислам в некоторых. Они обошли много земель вилайатов, они разорили Хайдак, предали смерти эмиров неверных и эмира их вилайата, султана по имени Гаданфар ал-Гаррар… Престол Гаданфара с гордостью и достоинством занял один из потомков шейха Ибрахима Абу Исхака-эмир Чуфан, сын Султанали-бека… Он был первым, кто занял престол вилайата Хайдак: он основал в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией /дар ас-салтана/ город Кала Курейш, расположенный на скале, над ущельем, при реке».

      В изучении Калакорейша сделано уже много. Его замечательным памятникам архитектуры и монументально-декоративного искусства посвятили свои исследования Б. А. Дорн, А. С. Башкиров, Л. И. Лавров, П. М. Дебиров, Э. В. Дебиров, Э. В. Кильчевская, А. Ф. Гольдштейн, М. М. Маммаев, А. А. Иванов, А. Р. Шихсаидов. Общее описание Калакорейша и его памятников было дано в статье Б. Г. Алиева и А. Р. Шихсаидова. Тем не менее уникальные памятники Калакорейша требуют дальнейшего и всестороннего изучения. В 1995-1997 гг. памятники Калакорейша изучала историко-археологическая экспедиция ДГУ в составе сотрудников Института истории, археологии и этнографии и Даггосуниверситета. Руководил экспедицией профессор М. Г. Магомедов. Это было началом комплексного изучения выдающегося историко-культурного центра средневекового Дагестана.

      Для воссоздания целостного представления о столице Кайтагского уцмийства, крепости и составных ее частей и выяснения предпосылок возникновения и последовательных этапов обживания здесь, были проведены специальные историко-археологические исследования.

      На вершине горного массива, достигающего 1000м высоты над уровнем моря, протяженностью 400 м при ширине около 200 м сохранились остатки крепости. Наиболее возвышенную центральную часть крепости занимают остатки джума-мечети, к которой с северной стороны примыкает небольшая площадь для сходов. Рядом с мечетью, с восточной ее стороны, сохранилось ограниченное стеной, высотой 1-3 м, прямоугольное фамильное кладбище кайтагских правителей /площадью 60х25м, формировавшееся от восточной стены мечети, с надмогильными каменными плитами XIV—XIX вв. Впоследствии, в начале ХХв., над несколькими надгробными сооружениями XVI-XVII вв. воздвигнут квадратный в плане мавзолей, увенчанный высоким конусообразным куполом. К остаткам культовых сооружений примыкают и наиболее крупные кварталы жилых сооружений.

      Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные склоны горы, но и тщательно продуманная система обороны, особенно со стороны дороги на крепость /шириной 2-2,5м/, ведущая от перемычки и протянувшаяся с запада на восток вдоль южного склона горы вплоть до «парадного» въезда.

      В оборонительный комплекс Калакорейша входила также система оборонительных и сигнальных башен, зрительно связанных между собой и с крепостью. Одна из них расположена на густо поросшем деревьями холме в 300 м к западу от крепости. Она возвышается над дорогой, ведущей к перемычке со стороны Кубачи. Остатки башни имеют округлые формы диаметром 6 м. С южной стороны сохранившаяся ее высота составляет 2,8 м. А с северной, крутой стороны холма, она обвалилась почти до основания. Судя по скоплению завалов вокруг и по конфигурации самой башни, она имела не менее трех этажей с учетом первого этажа, выполнявшего роль ее основания. Общая высота башни составляла, таким образом, примерно 10-12 м, что «подключало» ее в систему сигнальных башен, обеспечивая ей зрительную связь не только с остальными башнями, но и с крепостью.

      Местные знатоки старины считают, что в комплекс сигнально-оборонительных башен входили 4 крупных сооружения: башня в с. Трисанчи, башня в Джурмачи — «Бухъаначибил башня», Калакорейшская круглая башня.

      В комплекс Калакорейша входила и система дорог, протянувшаяся от крепости в трех направлениях. В западном направлении дорога от перемычки тянется вверх по склону горы через лесной массив в сторону Кубачи. Вторая дорога протянулась от перемычки вниз на север по склону горы к реке Буган, где и проложен мост, от которого начинается двухкилометровый подъем в сторону села Дибгалик. И, наконец, третья дорога, расположенная почти на одном с Калакорейшем уровне, протянулась от восточной окраины селения. Петляя по склонам горы, она круто спускается к реке Буган и далее тянется вдоль нее в сторону селения Маджалис. На наиболее крутых отрезках горных склонов дороги обычно укреплены массивными подпорными стенами из обработанных блоков. Высота их на подобных участках достигает 5-6м.

      Дорога, ведущая в сторону Маджалиса, круто спускается вниз у основания крепости, рядом с «арабским» могильником, и тянется, петлляя, между крутыми ярусами скальных обнажений, образующих восточные склоны горы. У ее основания, на расстоянии около Зкм от крепости, дорога выходит к реке Буган, где на большой поляне, протянувшейся по правому берегу реки, сохранились каменные развалины изолированно расположенного сооружения.

      Восточная окраина Калакорейша занята уступчатыми выступами скальных обнажений, завершающимися вниз по склону высоким вертикальным обрывом. По всему склону здесь нависают друг над другом массивные выходы скал двухметровой толщины. На отдельных участках перед ними лежат отдельные экземпляры блоков размерами около 4х2м. Судя по следам орудий труда, они были специально отколоты от основного массива скал. Примечательно, что на одном из подобных блоков четко сохранились и следы обработки. Блок был предназначен, видимо, для изготовления саркофага, но был забракован из-за крупной трещины на цоколе.

      Судя по единой структуре сохранившихся блоков и установленных на могильниках надгробных памятников, это была главная камнерезная мастерская, где изготавливались надгробные саркофаги и стелы. Затем они доставлялись на место назначения, где подвергались окончательной обработке — нанесение текста и орнаментальных мотивов.

      Мечеть Калакорейша — одно из древнейших мусульманских сооружений Дагестана. Она расположена в центральной, наиболее возвышенной части селения и представляет собой небольшое прямоугольное в плане здание, сложенное из местного рваного камня на глиняном растворе. Ориентировано по оси — запад — восток. В южной стене был сооружен михраб, состоявший из двух ниш /большой и малой/, встроенных одна в другую, с первоклассным штуковым обрамлением. В настоящее время штуковый михраб не сохранился, он был уничтожен лет 20 тому назад в ходе «подготовки» реставрационных работ. Сохранилась незначительная часть внутренней ниши. Мечеть датируется исследователями XII—XIII в.

      Впервые подробное описание мечети дано П. М. Дебировым в книге «Архитектурная резьба Дагестана». Крыша и перекрытие мечети не сохранились, стены разрушены. Полностью сохранилась только северная стена высотою 4,2 метра. Каменные столбы не цельные, а составные, сложены из четырех хорошо обработанных фигурных блоков. В нижней части столбы имеют квадратную форму, переходящую в цилиндр, завершающийся венчиком. Выше венчика столб имеет сечение восьмиугольника, на который посажена призма, завершающаяся конструкцией в форме «опрокинутого» цилиндра. П. М. Дебиров выделил также ряд черт, которые отличают эту мечеть от других подобного рода культовых сооружений в Дагестане. Фасад мечети имеет два симметрично расположенных портала: входные дверные проемы находятся в северной стене. Истинным украшением мечети были деревянные двустворчатые двери, покрытые богатым растительным орнаментом /в настоящее время они находятся в Дагестанском республиканском музее/. Создание их относится ко времени строительства мечети. Искусствовед А. С. Башкиров посвятил этим дверям специальную статью «Деревянные двери дагестанского аула Калакорейш».

      Перекрытие мечети поддерживалось четырьмя опорными каменными столбами. Высота столбов вместе с площадкой-основанием около 4 метров. Новый прием разнохарактерного оформления был присущ многим первым культовым сооружениям Дагестана. Так, например, в сел. Хив Хивского района сохранилось 17 каменных опорных баз столбов, и ни один столб не похож на другой по своей форме. Точно так же сделаны опорные базы столбов в старейшей в Дагестане мечети селения Рича Агульского района.

      Истинным украшением мечети является штуковый (смесь алебастра с гипсом) михраб, подробно описанный П. М. Дебировым в его вышеупомянутой книге. Резьба по штуку была заметно распространена в Средней Азии и Иране в предмонгольское время. Строительство штукового михраба в Дагестане, в частности, в селении Калакорейш, как и в селении Каракюре Ахтынского района, свидетельствует о значительных контактах среднеазиатских и иранских мастеров с дагестанскими.

      Калакорейшский михраб был расположен в южной стене мечети и состоял из двух ниш, по верхней части которых нанесены куфические надписи, и из колонн, которые также имеют надписи, причем весь михраб /его высота — 3,2м/ напоминает портал мечети. По контуру михраба идет П-образная рама, причем обрамление вокруг главной ниши образовано арабской надписью почерком куфи. Буквы нанесены рельефом, они очень высокие — от 36 до 41 см. Ширина поля с надписью — 43см. Колонны внутренних стрельчатых арок также несут круговую запись. Даты строительства михраба нет, но основным датирующим материалом служат надписи, выполненные в стиле «цветущего куфи», декоративные возможности которого мастера использовали в полной мере. П-образная эпиграфическая лента, а также куфическая надпись малой ниши состоит из нескольких коранических формул, а, может быть, и из имени мастера, которое трудно прочесть из-за повреждения верхней полосы обрамления.

      Внутри мечети и в ее стенах сохранилось несколько арабских надписей. Наиболее старая из них — это надпись на могиле одного из правителей Калакорейша. Надмогильная плита /180×94 х8/ расположена внутри мечети, у северной стены. Врезной арабский текст полукуфи гласит, что здесь похоронен Ахсибар, сын Хиздана, «сахиб Калакорейша». По почерку надпись можно отнести к XIII или XIV в.

      Непосредственно к восточной стене Джума-мечети Калакорейша примыкает фамильное кладбище уцмиев — феодальных правителей Кайтага. Оно занимает площадь, вытянутую на восток (27, 20х14м), Замкнутую невысокой стеной. На территорию мемориального комплекса ведут два нешироких входа в северной стене. К северной стене примыкает здание мавзолея уцмиев, представляющее собой возведенное в начале ХХв. купольное сооружение (высота — 5,37м), «встроенное» в прямоугольник неправильной формы (высота -3,63м). Он построен из местного строительного камня /песчаник/, уложенного горизонтально на глиняном растворе. Обстоятельному изучению здание не подвергалось.

      На территории уцмийского кладбища сохранилось 39 погребений с надгробными стелами, датируемыми в пределах XIV—XVIII вв. Они составляют в целом памятники «уцмийского стиля», которые могут быть подразделены на несколько подтипов. Все плиты были выполнены из местного камня скальной породы и имели, как правило, гладко обработанную поверхность с рельефными (в преобладающем большинстве арабскими надписями на «лицевой» стороне), а иногда по боковым поверхностям). В XVII—XVIIIBB. выработался определенный тип памятников уцмийского стиля — высокая, подтрапециевидная каменная плита, обращенная узким основанием книзу, с верхним краем сложной конфигурации или тимпанообразным завершением. Лицевая (восточная сторона) имеет, как правило, широкую эпиграфическую ленту по всему периметру, содержащую коранические тексты. Центральное поле полностью занято композицией — переплетение двух видов резьбы по камню — геометрического и растительного орнамента, воспроизводящего нередко «генеалогическое древо». «Тыльная» сторона памятника обычно не имеет рисунка, но иногда снабжена крупными растительными деталями в плоском и низком рельефе, окружающими внушительных размеров диск, заполненный арабской вязью.

      Калакорейш — один из выдающихся памятников истории и культуры Дагестана. Дальнейшее его исследование позволит раскрыть такие сложные и актуальные проблемы средневекового Дагестана, как процесс формирования раннефеодальных государственных образований, сложение историко-культурного, административного и идеологического центра, этапы исламизационного процесса, культурные контакты с другими историко-культурными регионами, структура резиденции феодального владения, памятники ее материальной и духовной культуры.

      источник

    Читайте также:  Овечий кал из за чего это