Меню Рубрики

Кто вылечил недержание кала у детей

Проблемы с недержанием кала у детей 10 лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Решение данной проблемы есть.

Для детей в первые два-три года жизни недержание кала или энкопрез — нормально, у более старших это говорит о присутствии разных патологий в работе систем органов. При наблюдении данной проблемы важно обратиться за помощью специалиста, который сделает диагноз, выявит причины. Терапия будет назначена после диагностирования.

Болезнь встречается у 1–5% всех детей. Чаще всего это мальчики и девочки возрастом 5–8 лет, реже — старше. Как правило, это симптом нарушения работы нервной системы либо признак иных изменений организма. У девочек он встречается редко. Болезнь бывает у 30–35% страдающих энурезом.

Часто взрослые, заметив у ребенка проблему с испражнением, оттягивают визит к врачу, полагая, что проблема решится. Однако энкопрез служит признаком серьезного недуга, требующего срочного лечения, поскольку плохо влияет еще и на психику подрастающего ребенка.

Дети, имеющие данное заболевание, сложно адаптируются в коллективе. Они становятся объектами насмешек долгое время и даже после того, как все наладится. Малыши с недержанием кала подвергаются оскорблению, унижению родственников, которые стыдят и возмущаются при виде испачканного белья. Так лишь проблема усугубляется.

Взрослым на заметку: ни в коем случае не нужно ругать ребенка за трудности в испражнении. Следует искать причину и помогать ему избавиться от проблемы.

Причина недержания кала у детей от 8 до 10 лет кроется в психологических проблемах.

Главные причины энкопреза истинного характера у ребенка:

  1. Эмоциональное потрясение. Дети сильнее взрослых переживают потерю близких, друзей, домашних животных, тяжелые события, такие как ДТП, расставание родителей, насилие.
  2. Смена привычного окружения. Первые дни в школе, переезд, разлука с родителями на определенный период и т. д.
  3. Патологии неврологического характера. Эпилепсия, поражение спинного мозга инфекцией или травмой, нарушения в работе вегетативной нервной системы, детский церебральный паралич.
  4. Травмы спины, головы. Они приводят к сбоям в передаче импульсов, позволяющих контролировать испражнение.
  5. Аномалии, возникшие в утробе, связанные с нарушением строения аноректальной части толстого кишечника. В данном случае подразумевается болезнь Гиршпрунга.
  6. Травмы в родах, проблемное вынашивание. Ненормальная дефекация встречается у детей, в анамнезе которых записана гипоксия, врожденная травма позвоночника и головы. Риски есть, когда мать в перинатальном периоде болела инфекционными болезнями, краснуха, герпес, корь, а также когда она имела вредные привычки, употребляла препараты, которые не разрешены беременным.
  7. Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, растущие в неблагополучной семье, страдают от унижений, рукоприкладства, ругательства. Однако негативно влияющая на психику ребенка обстановка нередко складывается в семьях, внешне кажущимися благополучными.
  8. Неумение правильно ходить в туалет. Не редкое явление для малышей из неблагополучных семей.

Ложный энкопрез у детей имеет такие причины появления:

  1. Хронический запор. Распространенная причина недержания. Собирающийся в кишечнике кал давит на анальное отверстие, которое растягивается, теряет чувствительность. Жидкие массы в этот момент просачиваются.
  2. Многочисленные причины, спровоцированные окружающей обстановкой или личными проблемами, связанные со здоровьем, эмоциональным состоянием. Бывает, что в учебных заведениях туалеты имеют плохой ремонт, без перегородок. Некоторые дети стесняются испражняться там. Когда процесс дефекации вызывает боль, ребенок удерживает кал. После этого стенки растягиваются, теряют чувствительность, что служит причиной неконтролируемого попадания испражнений на нижнее белье.

В основной части случаев проблема существует во время бодрствования, во время сна ее нет. Ночное недержание кала у ребенка — редкое явление, говорящее о присутствии неврологических и ментальных проблем. Данная форма — неблагоприятный прогностический признак.

В зависимости от причины возникновения заболевания Невротическое нарушение Самый частый вид недержания. Он связан с разного рода нарушениями ментального характера, появившимися из-за психологических травм: насилие, постоянные стрессы. Несмотря на уверенность взрослых, данного рода отклонения самостоятельно не исчезают, лишь смягчаются с течением времени, становятся малозаметными. Детям с данной проблемой необходима психологическая помощь и поддержка.
Органическое нарушение Данная разновидность включает в себя энкопрезы, вызванные органическими сбоями в системах и органах, которые отвечают за процесс дефекации. Это толстый кишечник, сфинктер, головной и спинной мозг. Чаще недуг встречается у детей с врожденными нарушениями, реже — с приобретенными.
По сроку образования Первичная патология Несформированный рефлекторный механизм, отвечающий за процесс дефекации. Возникает из-за отсутствия внимания, воспитания взрослым, несовершенства физического и умственного характера, усложняющее общение с ребенком — глухота, слепота, отсталость в развитии.
Вторичная патология Нарушение нормально работающего рефлекторного механизма из-за сбоев в работе организма.
В зависимости от механизма развития Ложный энкопрез Имеет связь с постоянными запорами либо с намеренным удержанием кала.
Истинный энкопрез Включает все возможные случаи, появившиеся из-за сбоев в функции передачи нервных импульсов. Данный вид относится к редким.

Когда недуг у ребенка связан с запорами, взрослые видят его признаки:

  • ребенок редко, с болевыми ощущениями ходит в туалет, жалуется на дефекацию, испытывает дискомфорт в области желудка;
  • при длительном текущем запоре появляется слабость, пропадает аппетит, появляется тошнота, ребенок жалуется на боль в животе, голове, проблемно спит.

В обстановке, окружении, где проявляют любовь и заботу друг к другу, дети говорят о своих проблемах сразу, по этой причине запор не становится хроническим, исключая случай, связанный с органическими нарушениями.

Энкопрез у ребенка выдает себя по-разному. В основной части случаев на белье остаются следы кала. Единичное либо несколько раз в разнобой случившихся недержаний, имеющие ясные причины, не должны беспокоить взрослого. К примеру, ребенок увлеченное играл в активные игры и не успел вовремя среагировать на позывы.

Недержание невротического характера имеет следующую симптоматику, характерную для психических сбоев:

  • плохой сон, бессонница;
  • апатия;
  • страхи, тревоги;
  • плохое настроение;
  • агрессия, раздражительность;
  • ухудшение общего самочувствия;
  • отстраненность, замкнутость;
  • отсутствие интереса к любимым играм, занятиям;
  • нарушение концентрации;
  • быстрая утомляемость;
  • плохая успеваемость в школе.

Часть симптомов могут отсутствовать. Все зависит от разновидности нарушения и его причины.

Говорить о патологии нужно тогда, когда недержание кала бывало у ребенка не менее одного раза в месяц на протяжении полугода.

Когда у ребенка энкопрез сопровождается энурезом, то это говорит о психологических причинах. В редких случаях это присутствие органической патологии. Как правило, энурез бывает в ночное время суток, а энкопрез — днем.

Главная задача диагностики — найти заболевание, повлиявшее на появление патологии, для эффективного его устранения, смягчения. Специалист разговаривает с родителями, ребенком, узнает подробности о питании, симптомах, течении беременности и родах, затем устанавливает диагноз.

Отталкиваясь на симптоматическую картину, проводятся дополнительные обследования:

  • снимок толстого кишечника;
  • обследование ректальной зоны;
  • магнитно-резонансная томография мозга и позвоночника;
  • рентген позвоночника;
  • клинический анализ крови, мочи.

Диагностируют недержание кала педиатр и гастроэнтеролог. При необходимости ребенок обследуется, консультируется у психотерапевта или психиатра.

После постановки диагноза ребенку используются следующие методы лечения:

  • упражнения, способные укрепить мышцы ягодиц, пресса, бедер. Лечащий врач назначает комплекс, который делает крепче сфинктер;
  • диета. Для нормальной работы кишечника, ребенок начинает есть продукты с содержанием клетчатки в большом количестве: фрукты, зелень, овощи. Не рекомендуется употреблять пищу с большим содержанием крахмала, сахара: макароны, булочные изделия, картофель, сладости. Ребенку важно много пить простой воды;
  • клизмы. Они помогают избавиться от застойного кала, образовавшегося из-за частых запоров. При отсутствии сбоев в функционировании прямой кишки клизмы используются определенное количество раз. В некоторых случаях специалист назначает клизмы для тренировки сфинктера. Около полулитра жидкости ребенку вводят в задний проход, а он, сжимая сфинктер, удерживает ее;
  • из лекарственных средств врачом назначаются слабительные, препараты, успокаивающие нервную систему. Среди них стоит выделить Микролакс, Дюфалак, Персен, Валериана;
  • консультации, лечение, назначаемое психотерапевтом. Врач определяет причины недуга, помогает решить душевные проблемы, избавиться от переживаний, связанных с тяжелыми событиями, посмотреть на ситуацию со всех сторон. Помимо этого, специалист пообщается с родителями, даст им советы. Если по итогу обстановка будет такая же, изменений в лучшую сторону не будет, родителям нужно избавиться от всех факторов, травмирующих психику детей.

В лечении недержания можно использовать народные подходы, в частности употреблять травяные чаи, положительно сказывающиеся на состоянии ребенка. Мелисса, мята, ромашка, пустырник, валериана успокаивают нервную систему, помогают наладить дефекацию.

Советы, помогающие нормализовать работу рефлекторного механизма:

  1. После еды ребенка усаживают на унитаз для напряжения сфинктера на определенное время. Такое действие дает стимул нормальному функционированию перистальтике кишечника. Ребенок осваивает навыки контроля испражнения, чувствует позывы.
  2. Важно соблюдать определенный режим при дефекации. Основное количество проблем, связанных с работой кишечника, исчезает, когда ребенок ходит в туалет в определенное время.
  3. Заставлять ребенка ходить в туалет не нужно, поскольку это негативно отражается на психике. Ему рекомендуется в спокойной обстановке объяснить принцип работы кишечника и рассказать о важности соблюдения режима детьми.

Для снижения вероятности образования такого недуга, как энкопрез, рекомендуется:

  • делать все, чтобы домашняя атмосфера была комфортная и доброжелательная;
  • обсуждать недуг нужно спокойным тоном, чтобы ребенок не испытывал комплексов;
  • наладить работу рефлекторного механизма;
  • если заметите кал на трусах, не стоит за это ругать ребенка;
  • наладить питание, давать больше фруктов и овощей.

Заболевание запущенной формы сложно поддается лечению. При первых признаках стоит отвести ребенка к специалисту на консультацию. Вовремя начатое лечение дает хороший прогноз.

Так как в основном недержание кала появляется из-за постоянных запоров, диета помогает предотвратить скопление кала в толстом кишечнике. Ребенку с данным недугом рекомендуется употреблять в пищу:

  • кисломолочные продукты;
  • свеклу, томаты, брокколи, цветную капусту;
  • ягоды, зелень;
  • рыбу, мясо с низким содержанием жира;
  • овсяную кашу и другие злаковые;
  • мед;
  • курагу, чернослив;
  • фрукты.

Для профилактики запоров необходимо пить много воды. Салаты лучше заправлять растительным маслом.

При недержании кала ребенку нужно делать специальные физические упражнения. Это простая гимнастика, которая позволяет укрепить мышцы сфинктера, брюшины и тазового дна.

В некоторых случаях врач назначает процедуру, способную укрепить сфинктер: в задний проход ребенка вводится трубочка из резины на глубину примерно 3 см. После этого специалист дает команду по сжатию и расслаблению мышц. Также ребенку необходимо удерживать трубочку при движении, с помощью ректальных мышц вытолкнуть предмет. На протяжении трех недель проводится курс укрепляющих упражнений. Продолжительность самой зарядки — примерно 15 минут.

Кроме этого, нужно делать лечебную гимнастику с приседаниями, прыжками. При недержании кала запрещен силовой тренинг.

Чтобы укрепить мышечную систему сфинктера делаются специальные клизмы щадящего характера. Здесь используется настой ромашки: два стакана воды на одну столовую ложку растения. Теплый раствор вводится в задний проход ребенку, а он его удерживает максимально долго. В свою очередь, двигаться можно.

При хроническом нарушении дефекации у школьника обязательно и важно проконсультироваться у психолога. Он помогает разобраться с причинами, которые вызвали энкопрез. Врач помогает убедить ребенка в некритичности ситуации, что такое бывает, что это не страшно. Столкнувшийся с данной проблемой нуждается в помощи психолога, помогающей улучшить нервное состояние. Также психолог разговаривает с родителями, направляет их в нужную сторону. В некоторых случаях консультация хорошего специалиста позволяет устранить проблему недержания. Взяв на вооружение рекомендации врача, используя их в жизни, организовав благоприятную обстановку в доме, близко подружившись с ребенком, родители помогают ему.

При энкопрезе обязательно посетить врача-психолога. Помощь заключается в борьбе с психотравмирующими причинами, оказание нужной поддержки.

Проблемы с недержанием у детей десяти лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Наиболее запущенные случаи способны вызвать инвалидность. При данной проблеме родители ни в коем случае не должны быть равнодушными. Стоит своевременно признать заболевание, проконсультироваться у педиатра, начать лечение.

источник

Энкопрез – это недержание кала в результате повреждения одного из центров регуляции акта дефекации. Недержание кала встречается в 5 раз чаще у мальчиков и в 10 раз реже, чем недержание мочи (энурез).

Акт дефекации у человека контролируется тремя центрами:

  1. Нервные сплетения в подслизистом слое прямой кишки и нижнее подчревное сплетение.
  2. Ядра спинного мозга на уровне 2-4 поясничного позвонка.
  3. Кора головного мозга.

У детей до трех лет перечисленные образования незрелые, поэтому недержание кала является физиологическим состоянием и не требует медицинского вмешательства.

Недержание кала у ребенка может сформироваться в следующих ситуациях:

  1. Врожденные дефекты приводят к нарушению формирования условного рефлекса каловыделения.
  2. Особенности организма, к которым относится медленное закрепление условного рефлекса опорожнения кишечника и мочевыделения.
  3. Внешние причины, приводящие к утрате условного рефлекса (травмы, операции, психические заболевания).

В любом из этих случаев происходит повреждение нервных центров регуляции или сфинктерного аппарата прямой кишки.

В зависимости от причин, которые лежат в основе болезни, недержание кала бывает двух форм: органическая и функциональная.

Встречается редко. Она возникает у ребенка в результате осложнений после операций на органы брюшной полости или малого таза (гнойно-воспалительные процессы, повреждение сфинктеров прямой кишки), которые повреждают нервно-мышечный аппарат прямой кишки. Другая причина – это перелом тазовых костей и/или повреждение спинного мозга. При органическом недержании кала у ребенка нормально сформированный условный рефлекс опорожнения кишечника утрачивается. Утрата может быть частичной или полной.

Эта форма возникает при нарушении работы одного из нервных центров или запирательного аппарата прямой кишки (внутренний и наружный сфинктеры) при отсутствии дефектов анатомических структур. Встречается в детском возрасте в большинстве случаев.

В зависимости от механизмов, которые лежат в основе формирования функционального недержания кала, выделяют несколько клинических типов:

Этот вид называют еще дневным, ночным или смешанным. Развивается недержание кала при центральном нарушении работы удерживающего аппарата прямой кишки, которые возникают при воздействии определенных причин.

  • психические факторы (стрессы, эмоциональная лабильность), они могут быть явными или скрытыми, длительно воздействовать на ребенка или однократно, эпизодически;
  • родовая травма;
  • асфиксия плода;
  • перинатальные инфекции.

Перечисленные неблагоприятные факторы могут привести к потере нормального условного рефлекса у ребенка, который был уже сформирован. В других ситуациях возникает умышленное недержание кала в неподходящих местах при сохранении психологического контроля над актом дефекации. Перинатальное поражение ЦНС может привести к образованию врожденных дефектов в структурах, которые отвечают за запирательный процесс прямой кишки.

Истинный энкопрез развивается постепенно. У ребенка на начальных этапах стул бывает регулярным, самостоятельным. По мере прогрессирования состояния, появляется каломазание, которое не контролируется ребенком. Со временем самостоятельный акт дефекации прекращается и появляется постоянное недержание кала. У ребенка возникают трудности в социальной адаптации в детских коллективах, белье пачкается. Ребенок становится неопрятным, с ним перестают играть другие дети, усугубляется психотравмирующая ситуация. В области анального отверстия кожа постоянно раздражается каловыми массами, появляются болезненные ощущения и мацерация. Боли в животе отсутствуют.

Другое название ложного энкопреза — парадоксальный или обстипационный. В этом случае каломазание возникает при переполнении каловыми массами толстого кишечника, которые повышают давление в прямой кишке и давят на нормально функционирующие сфинктеры. Преодолевая сопротивление запирательного аппарата кишки, у ребенка бессознательно выделяются твердые или жидкие каловые массы.

В первую очередь выделяют причины запора кишечника, симптомом которого является обстипационный энкопрез:

Парадоксальное недержание кала клинически не отличается от проявлений истинного энкопреза, но оно присоединяется к другим симптомам запора. Каломазание появляется на высоте запоров и может сопровождаться болями в животе. Кожные покровы могут быть серого оттенка, язык обложен белым налетом. У ребенка появляется неприятный запах изо рта. Живот увеличен в размере, урчит. При опорожненном кишечнике, недержание кала отсутствует. Психических и неврологических отклонений при данном виде энкопреза чаще не выявляют.

На фоне парадоксального недержания кала у ребенка появляются неврозоподобные расстройства, и характер энкопреза становится смешанным.

Независимо от вида энкопреза, диагностические мероприятия включают следующие методы исследования:

  1. Полный анализ кала (копрограмма). Копрология позволяет выявить признаки воспалительного изменения в кишечнике, дисбактериоз или глистную инвазию. Анализ необходим для исключения других заболеваний со схожими симптомами.
  2. Анализ кала на дисбактериоз. Также проводится для исключения других болезней кишечника.
  3. Пальцевое ректальное исследование. Обязательный метод исследования, позволяющий определить тонус сфинктеров прямой кишки.
  4. Ректороманоскопия. Эндоскопический метод исследования, основанный на визуальном осмотре слизистой стенки кишки с помощью эндоскопа. Можно исключить воспалительные изменения слизистой стенки кишки, аномалии развития, новообразования.
  5. Рентгеноконтрастное исследование кишечника (ирригография). Оценивается моторика и тонус кишки. Ирригография показана при наличии запоров.
  6. Консультация психоневролога (обязательно). Выявляются синдромы поражения нервной системы и нарушения в психоэмоциональной сфере.

Таблица 1. Дифференциальная диагностика истинного и ложного энкопреза.

Клинический критерий Истинный энкопрез Ложный энкопрез
Начало симптомов Внезапно Постепенно
Боли в животе Отсутствуют Появляются на высоте запора
Неврологические изменения Выражены Не выявляются
Пальцевое исследование Тонус сфинктеров ослаблен в покое Не изменен
Эндоскопия и рентгенодиагностика Просвет кишки обычный, изменения слизистой отсутствуют, моторика и тонус не изменены Сглажены складки, просвет расширен. Могут быть воспалительные изменения слизистой стенки кишки. Моторика снижена
Течение болезни Может самопроизвольно прекратиться Прогрессирующее

Лечение истинного энкопреза и обстипационного энкопреза отличается. Во втором случае терапевтические мероприятия изначально направлены на лечение запора у ребенка.

Лечебные мероприятия индивидуальны в каждом случае и носят комплексный характер.

  • Седативные препараты (Тенотен детский). Назначаются по рекомендации невролога для снятия возбуждения нервной системы.
  • Анксиолитики (Пантогам, Ноотропил). Воздействуют на структуры ЦНС, нормализуя работу нервных клеток.
  • Антидепрессанты (Фенибут и др.). Используются при выявлении психоэмоциональных отклонений у ребенка.
  • Пре- и пробиотики (Лактулоза, Нормазе, Аципол). Способствуют нормализации микрофлоры кишечника, которая участвует в формировании каловых масс.
Читайте также:  Из за чего слизистый кал у ребенка

Физиолечение (Электростимуляция, Дарсонваль, амплипульстерапия).

Клизмы. Очистительные клизмы проводятся в утренние и вечерние часы при ложном энкопрезе. При истинном энкопрезе клизмы используются по определенным схемам (время, продолжительность, интервал) для тренировки условного рефлекса опорожнения кишечника.

Психотерапия. Психологами, психотерапевтами проводятся беседы с ребенком и родителями для выявления психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка, устранения потенциальных факторов риска.

Диета. Соблюдение диеты в большей степени актуально при ложном энкопрезе.

Рекомендуемые продукты Нерекомендуемыепродукты
  • овощи, богатые клетчаткой (капуста, свекла, яблоки);
  • кисломолочные продукты;
  • пшено, овсянка;
  • черный хлеб грубого помола;
  • рыба и мясо нежирных сортов и др.
  • мучные изделия из муки 1 и высшего сорта (белый хлеб, выпечка и др.);
  • рис, манная крупа;
  • редька, чеснок;
  • черный чай и др.

ЛФК направлена на тренировку мышц тазового дна и передней брюшной стенки.

Точечный и лечебный массаж.

При появлении недержания кала у ребенка следует обратиться к педиатру или детскому гастроэнтерологу.

Облегчить состояние ребенка в домашних условиях можно с помощью очистительной клизмы при ложном недержании кала. Истинное недержание кала поддается лечению при сочетании физиолечения, «тренировочных» клизм с ЛФК и психотерапией. Медикаментозная терапия в этом случае носит вспомогательный характер. В домашних условиях справится с истинным каломазанием бывает сложно.

источник

Недержание стула (энкопрез) – представляет собой неосознанное выделение кала у ребенка старше 3 лет или неспособность ребенка удерживать каловые массы до появления подходящей для этого обстановки. До 3 летнего возраста это явление считается нормой .

Основными жалобами родителей при обращении становятся указания на то, что ребенок «пачкает белье». В единичных случаях замечается полное освобождение кишечника либо происходит размазывание кала по поверхностям (skatolia).

Причиной энкопреза, может быть проблемы формировании нервной системы как центральной, так и периферической.

Психологическая причина энкопреза, т.е. вторичного – это регрессия (обратное возрастное развитие), которое связано со стрессовыми факторами в семье.

Патологическим здесь является то, что ребенок не испытывает желания идти в туалет, он также не замечает, что произошло испражнение. И только по истечению нескольких минут ребенок может почувствовать дискомфорт и запах.

Такие ситуации крайне травматичны для ребенка, он мучительно переживает это, осознавая, что не может контролировать происходящее, всё это он переживает наедине с собой. На этой почве у ребенка развивается идея «неполноценности», накапливается чувство стыда.

Сложности отношений между супругами могут ярко сказываться на психологическом состоянии ребенка. Когда родители кричат и ругаются, либо ругают и наказывают его, ребенок находится в сильном психоэмоциональном напряжении. А когда человек находится в физическом напряжении, когда его тело напряженно, человек испытывает непонимание того какие потребности у твоего тела он его не чувствует, не слышит физиологические сигналы своего тела. Хочет ли он спать, хочет ли он есть, хочет ли он в туалет… И когда ребенок ложится спать, ночь — это то время, когда он может расслабиться или заиграется, т.е. уйдет из напряжения в некую другую реальность, происходит нормальное физиологическое отправление содержимого, которое в норме и должно выходить из тела. Освобождается то вытесненное, то шоковое напряжение, которое происходило с ним, те эмоции и чувства, которые он не смог пережить сознательно здесь и сейчас и убрал это всё в «рюкзачок памяти», т.е. вытеснил. Всё это, что было вытеснено днем, те чувства, эмоции, слова, которые он не сказал, действия, которые он не сделал, всё то что он не выразил, т.е. своё личное мнение по поводу происходящего в семейной ситуации

Протест, который также может выражаться в каломазание происходит в семьях где родители не слышат или не хотят слышать потребности своего ребенка, игнорируются какие-то начинания, интересы ребенка. Принудительное занятия спортом, принудительное общение в коллективе где ребенок не желает находиться и поддерживать это общение и так далее.

Происходит сокращение, либо полное лишение возможности удовлетворять свои потребности. Родители зачастую воспринимают своего ребенка, как «кишечную трубку» — он сыт, одет, есть игрушки, оплачены секции…, да что ему ещё то надо, у других и этого нет! Забывая о чувствах и эмоциональных потребностях ребенка, о потребности в тактильной нежности, о ласковых словах, а принятие его в любом виде и в любом состоянии. И самое интересное, что все взрослые испытывают эти потребности и считают это нормой и необходимостью по отношению к ним, забывая давать то же самое своим детям.

Момент стеснения в коллективе опорожнения кишечника надуман и является оправданием тех, кто сам испытывает это стеснение. Когда есть принятие родителями ребенка, с самого первого эпизода размазывания каловых масс по кроватке и по собственному телу, что в норме происходит у каждого человеческого существа, познающего мир, когда есть принятие родителями всего того что он «производит» без брезгливости и истерик, когда в семье достаточно благоприятная атмосфера взаимоотношений, то что бы не происходило в детском саду или школе, как бы не реагировали нянечки или одноклассники на акт дефекации ребенка вне дома, для ребенка это никогда не будет проблемой. Просто это не осознается как нечто постыдное, за что есть необходимость стесняться.

  1. Ни в коем случае не прислушиваться к рекомендации типа – Заставьте ребенка убрать за собой, постирать трусы. Только представите какие чувства и эмоции будет испытывать ребенок! Прежде всего чувство вины, стыда, унижения и всё это будет исходить от людей, которых он любит, ждет от них защиты и понимания. Произойдет ещё более глубокая травматизация вплоть до психического расстройства.
  2. Если это впервые проведите анализ предшествующих событий. Что было накануне, какое воздействие было на ребенка, психологическое давление. Может быть не все гладко в Вашей семье, с супругом или супругой. Может на ребенка вымещалась какая-то злость, какая-то агрессия, либо в детском коллективе он подвергается какому-то неприятному воздействию. Быть более чуткими.
  3. Наверное, самое главное из всего, больше любви! Выражайте свою нежность, ласку по отношению к ребенку, это как терапия, действует безотказно. Есть прекрасный метод, который не подводил ни разу. После, того как уложили ребенка спать побыть с ним в течение 20 минут рядом, даже если он уснул. В течение этого времени говорить о том, как любите его, как ждали, как он нужен, как принимаете его, все что подскажет вам сердце. Это необходимо повторять в течение месяца и постепенно сокращать время в течении трех месяцев до поцелуя на ночь и пожелания спокойной ночи.
  4. Терпение и поддержка – основное в решении этой проблемы, так как эпизоды каламазания будут происходить до тех пор, пока не закрепиться в бессознательном у ребенка что он нужен и его любят. Обязательно повышение самооценки ребенка, только родители могут создать в детстве позитивные установки в плане уверенности и самооценки. Раз это произошло с Вашим ребенком, значит Вам достался очень чувствительны и ранимый человечек.
  5. Быть очень близкими со своим ребенком и откровенными. Не избегать тем на интимные, откровенные темы, даже если Вашему малышу три года он все понимает и чувствует. Доступным языком рассказывать о анатомических и физиологических моментах.

Рассказывать о событиях, которые произошли в семье. Он видит, как родителям плохо, какое настроение, отношение, смущение они испытывают, то что он не может выразить свое понимание и не может подобрать слова из-за маленького словарного запаса не говорит о том, что этот маленький человек не в теме. Без условно не стоит вываливать на ребенка все свои проблемы! Но объяснить доступным, детским языком мягкую и «обезболенную» правду можно. Именно правду, а не свою точку зрения, что папа негодяй. Не молчать о том, почему ушел папа, почему мама плачет, почему родители кричали и ругались, иначе ребенок это всё запишет на свой счет и дальше ещё больше будет проблем.

источник

Эта деликатная проблема — н едержание кала, или энкопрез — встречается не настолько редко, как может показаться. Признак энкопреза родителям заметен сразу — это з агрязнение нижнего белья фекалиями. К ак правило, эта проблема является следствием хронического (постоянного) запора.

Почему развивается фекальное недержание?

Почти у всех детей возникновение подобных ситуаций связано с запором. Недержание фекалий из-за запоров обычно развивается потому , что ребенок постоянно и длительно избегает похода в туалет. Это может происходить из-за болезненно сти хождения по-большому в прошлом, или потому , что ребенок слишком занят игрой, или в семье/детсаду не разрешается идти в туалет, когда возникает желание, а только в определенное время, или потому, что помещени е уборной неприятн о для ребенка, или его дразнят /обижают там .

К огда ребенок сталкивается с запором, он в конечном итоге прилага е т очень большие усилия , чтобы совершить элементарное действие — опорожн ить кишечник . Понятно, что такой процесс вызыва е т значительную боль. Иногда могут возникнуть даже небольшие болезненные надрывы вокруг ануса (анальные трещины) . Конечно, все это еще больше отвратит ребенка от желания пойти в туалет по-большому .

У детей с постоянными запорами с о временем толстая кишка , заполня ясь фекалиями до предела и растя гиваясь , станов ится значительно больше, чем обычно . Но ч ем больше растягивается толстая кишка, тем мен ьше импульсов поступает в мозг ребенка о том, что пора идти в туалет. Так образуется замкнутый круг — состояние запора становится хроническим, самовоспроизводящимся.

В результате жидкие фекалии из тонкой кишки могут протекать вокруг более твердых конгломератов кала в толстой кишке и оказываться на нижне м белье. Сначала может показаться, что р ебенок просто не вытирает свою попу должным образом , но если это повторяется и сочетается с запором, то есть основания говорить об энкопрезе .

Если энкопрез не лечить, то кишечник , вернее прямая кишка, может расшир и ться до такой степени, что все ее содержимое , которое сфинктер ануса просто не может сдержать, будет оказываться в трусах .

Энкопрез — это физиологическая или поведенческ ая проблем а ?

Родителям стоит запомнить, что д ети с фекальным недержанием не пачкают сво е белье пред намеренно, — они не могут остановить « аварию ». На самом деле это не лень и не неряшливость — это медицинская проблема, и детям нужна квалифицированная помощь .

Если же ребенок не получит вовремя помощь для устранения хронического запора , то это может привести к развитию поведенческих проблем из-за постоянного смущения от «аварий» и вероятного позор а с дальнейшим высмеиванием .

Как лечат фекальное недержание?

Лечение фекального недержания похоже на терапию, рекомендованн ую для запора:

  • регулярное опорожнение толстой кишки;
  • создание условий для активной перистальтики кишечника;
  • поддержание постоянной активности кишечника.

Начнем с того, что обычно в данной ситуации для опорожнения кишечника используются эффективные слабительные, однако они должны применяться только под наблюдением врача , а в тяжелых случаях — в стационаре . Обычно рекомендуются слабительные, которые принима ются орально — сиропы или таблетки. С уппозитории и клизмы не рекомендуются для детей.

Следующий этап — сделать будущие испражнения мягкими, чтобы они регулярно и безболезненно выходили. Для этого может понадобиться некоторое время , потому что эффект достигается сочетанием специальной диет ы и поведенческих изменений — формированием правильных привычек (см. н иже) . Также можно продолжать прием мягкого слабительного.

Чем могут помочь родители?

Главное — никогда не ругать ребенка за «аварии» и загрязненно е в результате нижне е белье, потому что данное действие организма является полностью непроизвольн ым, а значит, не поддается сознательному контрол ю . Прежде всего нужно быть терпеливым и и позитивным и , а не сердитым и , разочарованным и или раздраженным и . Это может быть трудно, но все же постарайтесь справиться с эмоциями и усталостью.

Лечение может занять много месяцев, и ребенку понадобится поддержка и по мощь в течение всего терапевтического периода . Поп робуйте объяс н ять все ребенку простыми словами и поддерживать его, отмечая даже малейшие успехи .

Туалетное время

Регулярн ое опорожнение кишечника — это ва жн ая часть и непременное условие лечения запоров у детей . Постарайтесь, чтобы ребенок привык ходить в туалет после завтрака и ужина, так как киш ечник , как правило, сокраща е тся после еды. Возможно, сначала ребенку придется для получения эффекта по сидеть в туалете 5 – 10 минут. Часто дети не ходят в туалет, когда хотят, потому что, например в школе или садике, не имеют возможности сделать эт о так, как они привыкли дома.

Награда за хорошие результаты

Постарайтесь с формировать у ребенка положительное отношение к самому процессу хождения в туалет — пусть там хорошо пахнет, пусть будут его игрушки, какие-то интересные изображения, например звездная карта. За успехи в туалете награждайте чадо объятиями и похвалами. Можно придумать какие-то задания, чтобы в туалете было не скучно сидеть, а положительный опыт закреплялся независимо от результата. Ну а если уж результат есть, то вознагра ждай те ребенка обязательно.

Слабительные

Будьте готовы к тому, что с лабительные средства могут потребоваться в течение нескольких месяцев, иногда до 6 – 12 месяцев у детей младшего возраста, но прием лекарств долж ен контролировать врач.

С мягчители дефекации, такие как лактулоза, являются первым выбором для лечения запора у детей. Также применяются средства, смягч ающие собственно стул . Например с жидки м парафин ом . Ка кой из вариантов слабительного подходит больше, определяется возрастом ребенка и его состоянием.

Стимулятор ы дефекации , такие как сенна или бисакодил, и наполнители стула , такие как псиллиум, должны использоваться только в том случае, если врач рекомендует их. Никогда не давайте слабительное ребенку в возрасте до 3 лет без консультации с доктором.

Постарайтесь сделать так , чтобы рацион ребенка содержал достаточное количество клетчатки и жидкости ( овощей, круп, фруктов и воды ).

Хорошими источниками растительных волок он (клетчатки) являются злаки, коричневый рис, отруби, чернослив и хлеб из цельнозерновой муки с добавками различных семян .

Медицинская помощь

Проконсультируйтесь с врачом , если вдруг у ребенка появилась проблема «загрязнени я » нижнего белья. Именно доктор подскажет, что вы должны сделать для устранения проблемы, какие шаги предпринять. Он же назначит какие-либо медицинские действия или организ ует консультации для ребенка.

источник

Всем доброго времени суток! У моей дочи 10ти лет тоже есть эта проблема, да еще и с энурезом. Но в отличие от всех сообщений в теме, у нас нет запора. наоборот — она какает пять раз в день! Причем подолгу сидит на унитазе. Говорит, что еще есть позывы. Не успевает добежать до туалета, поэтому происходит каломазание. Два месяца делали гимнастику для мышц — сокращение ануса и влагалища. нет результата. Конечно, мы лежали на обследовании в урологии. Там поставили нейрогенный мочевой пузырь, А про энкопрез сказали, что потерпите, пройдет.
Наверное не стоит говорить, как я устала от всего этого. Кто-нибудь сталкивался с таким каломазанием?

Добрый день!Моей дочери сейчас 12 лет.Вот уже года полтора,да уже можно сказать и все два все у нас благополучно закончилось.Я где-то читала(кажется здесь),что начнет проходит вместе с началом полового развития.Но ждать пока все само собой рассосется,естественно,невозможно!За все это время мы вместе привыкли есть здоровую пищу.Геркулес,йогурт,соки,свои ягоды и фрукты-все шло на ура и на пользу.Чипсы ,сухари и газировка до сих пор слюноотделения не вызывают.Немаловажно больше двигаться,заниматься спортом.И терпения,мамочки,терпения.Из лекарств очень хорошо помогал Дюфалак и микроклизмы.Но,все-таки проблема эта больше психологическая,поэтому здесь и надо искать пути ее решения.Согласна на 100 % с ежичек!Решать проблему надо с помощью психотерапии. Я знала откуда ноги растут у нашей болезни.Поэтому старалась как могла поддерживать ребенка и верила в лучшее.Зато теперь у нас есть здоровые привычки и психоустойчивость к стрессам.Да простят меня профессионалы за такой термин!

Здравствуйте, всем, кто столкнулся с этой проблемой. Моему сынишке 4,5 года и нервный статус у него слабый, было моргание глазами дважды, затем приключился нервный кашель в 3 г.(откашляли ровно 1,5 месяца бывало целыми днями), про энурез ночной и дневной я вообще молчу, он никогда не проходил. А вот с осени 2014 пошло каломазание букетом по классической схеме. Были в Морозовской б-це и нас посадили на регулярные клизмы в течение месяца, плюс надо было сделать мрт под наркозом, что не дешево 13000р. поясничной области. Проделав 10 дней клизмы я как-то начала задумываться о других методах лечения и в детском саду попался замечательный психолог, которая буквально наорала на меня и запретила вести его на мрт, объяснив это тем, что у ребенка еще обязательно чего нибудь найдут и вырежут не долго думая и что все наши проблемы от головы-наличие страхов, внутренняя зажатость и лечить надо не лекарствами, а психотерапией. На мрт я не поехала, в поликлинику не хожу, так как там доходило до смешного, нас с кашлем гоняли по врачам и никто не мог поставить диагноз, даже невролог, что это нервный кашель, пока я сама себе этот диагноз не поставила и не выбила направление к неврологу в морозовскую б. весной я с ребенком вместо мрт поехала к женщине целителю иглорефлексотерапевту, которая определяет все ваши болячки по пульсу на руке. я у нее сама была на диагностике 2 года назад и она мне точно назвала все, что я знала, а что не знала уже просто веришь ей безоговорочно. Так вот она была вместо мрт, сказала, что все проблемы идут от головы, трудные роды, тугое обвитие пуповиной еще было и т.д. что пояснично-крестцовый отдел чистый. Мы стали ездить на сеансы игл, массаж, соляная комната, плюс бады для кишечника, все у нее есть. Ребенок мой пошел как на дрожжах! Все стали замечать, что ребенок изменился, стал адекватный, без капризов, обид, к критике стал относится нормально, даже взгляд другой, веселый! масса положительных моментов, на лечении дают сосульку, его любят, ждут, хвалят. Он прямо бежит туда лучше чем домой. Он так стал стараться, причем как-то сам понял, что от него чего-то ждут положительного, начал в садике ходить в туалет какать сам и вытирать попу, а до этого категорически все нес домой и естественно пока доходили, то часть уже была в штанах и уже на улице я чувствовала запах. Отъездили мы с 18 марта по апрель, не каждый день конечно, но результат ошеломляющий. чистые трусы каждый день, какает через день сам все делает, нам показывает, хвастается, мы все радуемся. Теперь на майские праздники я съездила в деревню и там уже стала уделять ему мало времени, наказывать, ругаться если с сестренкой младшей балуются, дерутся, вообщем относится к нему как к полностью здоровому обычному ребенку, бады уже пили то не пили, еда там вкуснющая, что уже не до витаминов, короче за три дня до отъезда вижу у нас грязные трусы, думаю ну ладно играл и не успел добежать до туалета, ночью пошли страхи. включи свет, я боюсь, слезы крики. да еще заметила начинает оговариваться со мной дерзить когда идет регресс. Вообщем где тонко там и рвется, сегодня отвела в садик и вечером бегом на лечение к тетеньке, максимум внимания ребенку. Теперь уже жалею, что ездила в деревню, все же был результат, а я все на смарку. Да попутно в садике психолог занималась с нами, мы ходили вместе на мокрый песок, было здорово, играли вместе с ребенком и был контакт, потом приходил еще папа два раза и младшая сестренка, играли все вместе, тоже была польза. Сын конечно сильно ревнует меня к младшей дочке. Еще с осени сынишка ходит на песочную терапию раз в неделю в развивающий центр, что тоже помогает снять внутреннюю зажатость, это видно, что сильно помогает. Вывод, что действительно надо делать упор на внутреннюю гармонию ребенка и лечить его душу, просто трудно это делать постоянно, когда куча других дел.

Читайте также:  Повышенные эритроциты в кале у новорожденного

deystvie, дочке 6,5, и у нас такая же проблема — я уже просто на грани нервного срыва. сама врач, все знаю и понимаю, но готова на любые меры уже, чтобы только забыть этот запах, как страшный сон. поделитесь, пожалуйста, контактами, вашей тетеньки, которая помогла вашему малышу!

[quote=»Елена61″
И еще! С определенного возраста заставьте ребенка стирать самому свои трусики, тоже стимулирует ходить в туалет, а не в .

Девочки, спасибо вам за откровенные отзывы. У сына, 4,9, запоры с рождения. Вот уже 2 месяца вылазием с аллергии, плеврита, бронхита. Нервная система ослабла. А несколько дней назад появилось каломазание. Поначалу думала, проблемы со стулом. Потом, слава богу, почитала форум. очень помогло.
1. Стали поддерживать нервную систему МагнеВ6.
2. Стала просить его самого стирать свои испачканные трусы, после первого же раза стал терпеть и сходил в туалет «оформленным стулом», 2 дня каломазания нет, посмотрим, что дальше будет.
3. Все измазанные стены в туалете тоже мыл сам. Сам факт перемещения кала на стену шокирует, но изо всех сил постаралась не ворчать. Сейчас говорит, что стены марать не нужно, будут некрасивые

ish, Может кому-нибудь и будет полезно. Нам недавно прописали КОГИТУМ+персен+магнеВ6+тримедат — ребенок стал намного спокойнее, адекватнее, стал лучше заниматься, в туалет стал ходить более регулярно и чище.

У моего сына появились признаки энкопреза в 9 лет. Сейчас ему 14 и уже все позади. . Причиной считаю то, что отдала его в школу с 6 лет (он, наверное, психологически был не готов).Я уже потом узнала, что мой сын хотел, но не мог ходить в туалет в школе. Постоянно терпел. Теперь о лечении. Первым делом мы сделали исследование анального сфинктера в РДКБ. Потом встали на учет в гастрологическом центре при Измайловской детской больнице. Не знаю, существует ли он сейчас. Оттуда гастроэнтеролог дала направление на госпитализацию в эту больницу. Там у них есть такие БОС процедуры, они правда, платные, но доступные. После 10 таких процедур было явное улучшение. В больнице мой сын лежал 3 или 4 раза (уже не помню).Напоследок хочу сказать, ни в коем случае не ругайте за это своего ребенка!

deystvie,
Прошу Вас пришлите мне контакт вашей тётеньки. Нашему сыну 4,5 и тоже проблема каломазания. Заранее сердечно благодарю.

ежичек,
Не могли бы Вы поделиться контактами хорошего психолога и психотерапевта. Мы живём в Москве. У сына каломазания, ему 4,5, ставят диагноз гиперактивность и минимальная мозговая дисфункция. Назначили кучу обследований и лекарств. Хотелось бы параллельно заниматься у психолога, т. к. все же думаю что ноги у проблемы от сюда растут.Заранее благодарна.

ЭНКОПРЕЗ:— каломазание-недержание кала ::-лечится по рецепту древне-узбекской медицины природными лекарственными растениями: с порошком и микстурой, которые воздействующие на головного и спинного мозга и тазовые органы, а также на мускулатуру прямого кишка. Великий медик (после Гиппократа) целитель из Бухары — АВИЦЕННА::болезнь появится при внезапного психологического расстройство при резкого перемена климатизации человеческого тела. По рецепту Авиценны болезнь можно устранить от 2(два) до 4(Четыре) недель — в зависимости психологического настроя человека.

BEK, и где ж этот рецепт чудодейственный? Или нужно сначала денешку заплатить. Тогда Вас за спам нужно забанить. С одним то сообщением.

Прочитайте книгу:»Законы медицины» — рецепт по лечению кала неудержание

AlisoУмоего сына была такая проблема, началось после того, как испугался во время скандала между родителями, целый год мучались, возили на гипноз, не помогало надолго, через дня три все возвращалось, и вот я с ним начала проводить медитации вечером, включала в ютубе часа на полтора и он под них засыпал, но желательно засыпать не сразу, а посидеть около получаса. После трех медитаций все прошло. И желательно не кричать на него и проконтролировать, чтоб учителя не кричали, чтоб ребенок себя чувствовал в безопасности, побольше веселья: ролики, бассей, шашлыки)nZ,

Добрый день. У меня сына год лечили от энкопреза. И у гастроэнтерологов ,и неврологов наблюдались ничего не помогало. И гомеопатией лечились,результата ноль. Попали к хорошему хирургу в Волгограде, он нам сказал,что это калостаз.То есть у ребёнка образовалась небольшая трещина на прямой кишке и ему было больно ходить в туалет по большому. Ребёнок сдерживал себя и все это накладывалось. Все забилось очень сильно.(это уже доктор описал картину,потому что сам он ничего не говорил).
Рекомендовано лечение: 1.соблюдение диеты(консультация дет.гастроинтер.)2.регулярное опорожнение в одно и то же время.3.не допускать поносов и запоров.4.соблюдать правила личной гигиены после акта дефекации.5.клизмы с гипертоническим раствором(
На 100,0мл воды 1,0г.поваренной соли. Объём клизмы-500,0 мл )6.вазелиновое масло через рот по 1столовой ложке 3-4 раза в день за 30-40 минут до еды не более месяца.7.не допускать длительное пребывание на горшке. Результат заметен уже через неделю. Самое главное почистить ребёнку кишечник.Девочки милые пробуйте может поможет.

AlisonZ,
Добрый день . Нашли вы лечение ребёнку ? Если нет то попробуйте наше. Вазелиновое масло-1столовая ложка 3-4 раза в день до еды не более месяца, клизмы на 100 мл воды 1 г поваренной соли-500 мл. Очень эффективно,главное по чистить ребёнку кишечник. Удачи .

Девочки, помогите! Я уже спать нормально не могу из-за этого. В садик из-за этого не ходит, хотя девочка очень общительная. Началось уже давно, 1.5 года назад, в горшок по большому НИКОГДА не ходила, у нее страх покакать,она боится, что будет больно, выдавливает сама по чуть-чуть, контролирует процесс, но сама понемногу и только в трусы. Ей уже стукнуло 4 года. Никакие слабительные, уговоры, разговоры, примеры, игрушки, поощрения, куча психологов, даже самых дорогих, обследования ничего не выявило. Ребенок по всем остальным параметрам активный, здоровый. Никаких стрессов, питание сбалансированное.
Что делать,пройдет ли это, я уже не надеюсь, поскольку она вообще нормальную порцию не делает, все давит из себя. А недавно понос видимо прибил после отравления, так она его в себе часа три держала и орала как резаная, как только в больницу привезли, так там на врача прямо все вылила.

источник

Постоянное недержание кишечного содержимого — энкопрез , как известно, бывает у детей с врожденным дефектом иннервации тазовых органов (например, при спинномозговых грыжах), при повреждениях спинного и головного мозга, а также у дебилов. Данная категория- совершенно особая и в этой главе не рассматривается. Имеются в виду чисто функциональные расстройства у физически и психически здоровых детей.

Причины развития недержания кала . Причины, приводящие к функциональному недержанию кала, разнообразны. Их можно разделить на четыре основные группы.

В большинстве случаев, по нашим наблюдениям, энкопрез возникает вследствие психического стресса (испуг, страх) и под влиянием постоянно угнетающих психику впечатлений. В анамнезе нередко имеются четкие указания на острое однократное переживание (например, смерть (близких, несчастный случай, стихийное бедствие и или врачу удается выяснить факт скрытого, хронического страха, например, боязнь родителей (особенно алкоголиков), избивающих ребенка, или учителя, который каждую минуту может вызвать к доске, и т. п. Приведем несколько клинических наблюдений.

Ребенок Р., 10 лет, был совершенно здоров, физически крепок, занимался спортом, имел 1-й детский разряд по плаванию, увлекался музыкой, хорошо успевал в школе. Отец — инженер, мать не работала и занималась воспитанием сына. Мальчик был очень привязан к матери, любил ее. За 4 месяца до поступления в нашу клинику она скоропостижно скончалась, и мальчик был сильно потрясен происшедшим. После похорон дома отец обратил внимание, что от ребенка исходит неприятный запах и, раздев его, обнаружил, что он измазан калом. Вначале на эти эпизодические явления отец не обращал особого внимания, полагая, что «скоро все пройдет», но, заметив, что заболевание прогрессирует, обратился к врачам.

Мальчик М., 7 лет, рос и развивался в нормальной семейной обстановке. Отец — рентгенотехник, мать — комплектовщица на машиностроительном заводе. В свободный день мать пошла на завод, чтобы получить зарплату, и взяла с собой сына. Решила показать ему цех, где работала. В цехе разговорилась с подругами и не заметила, как ребенок просунул руку в работающий мотор. Мальчику оторвало указательный палец правой кисти. Увидев кровь и оторванный палец, ребенок потерял сознание. Произошли самопроизвольные мочеиспускание и дефекация. С тех пор ребенок не держит кал. Вначале это происходило эпизодически, но со временем болезнь усугубилась, самостоятельный стул отмечался все реже, и самопроизвольное выделение кала приобрело систематический характер.

Ребенок П., 7 лет, живя вдвоем с матерью, рос и развивался вполне нормально, пока в семье не появился посторонний мужчина. Мальчик чувствовал неприязнь к «чужому дяде» и не скрывал этого, а тот во время ссоры ночью, желая подчинить ребенка своей воле, сильно ударил его ремнем. Последовала истерика, и с тех пор, по словам матери, ребенок постоянно пачкает трусы.

Мальчик Ф., 10 лет, физически крепкий, с повышенным интеллектом, увлекся чтением детективной литературы и соответствующими телевизионным и передачами. Под влиянием прочитанного и виденного ему стали сниться кошмары, при этом происходила непроизвольная дефекация в постели, которая через некоторое время из эпизодического явления превратилась в постоянное. Отхождение кала небольшими порциями отмечалось также во время подвижных игр.

Ребенок Т., 9 лет, единственный сын, рос в неблагоприятной семейной атмосфере. Между родителями были натянутые отношения и они постоянно ссорились. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Уход отца произвел на ребенка угнетающее впечатление, к тому же он не навещал семью, материально не помогал. Матери стало трудно одной воспитывать сына, и она решила отдать его в дом ребенка. Разлука с обоими родителями и смена обстановки привели ребенка в удручающее состояние, он стал замкнутым, угрюмым, внезапно начал непроизвольно выделять кал. Это происходило ежедневно, от ребенка исходил неприятный запах, из-за чего он стал центром нездорового внимания в детском коллективе, все время подвергался насмешкам со стороны сверстников и наказаниям воспитателей. Наслоение нескольких стрессовых факторов привело к повышенной нервной возбудимости; мальчик стал вспыльчивым, агрессивным, что в конце концов переросло в выраженный невроз.

Представленные наблюдения достаточно наглядно иллюстрируют значение психического фактора как причины энкопреза. При этом не может не настораживать то обстоятельство, что примерно у половины больных детей недержание кала обусловливается семейными неурядицами.

У второй и также довольно многочисленной группы больных, энкопрез возникает вследствие систематического подавления позывов на дефекацию.

В первую очередь следует сказать о переходе, если так можно выразиться, физиологического неудержания в патологический энкопрез у негативно настроенных детей 2-3-летнего возраста. Иногда родители стараются приучать детей к гигиеническим навыкам слишком рано, то есть до того, как они могут контролировать акт дефекации. Ребенка насильственно высаживают на горшок, а если опорожнение кишечника не происходит, то бранят, наказывают, иногда и физически. Такой принудительный тренинг приводит к усилению детского негативизма и подавлению позывов на дефекацию. Со временем прямая кишка переполняется фекалиями, которые начинают выделяться непроизвольно малыми порциями.

В качестве иллюстрации приводим наблюдение.

Девочка М, 5 лет, родилась в срок от здоровых родителей, физически развивалась нормально. Молодой матери причиняло неудобство то, что девочка часто мочилась и испражнялась, приходилось несколько раз в день подмывать ребенка, менять и стирать белье. В возрасте 1 года б месяцев мать решила выработать у ребенка гигиенические навыки. В течение дня несколько раз по своему усмотрению высаживала ребенка на горшок и заставляла сидеть до тех пор, пока не «сходит». Девочка упрямилась, противилась. Дефекация происходила, когда была физиологическая потребность. За это мать бранила ее, наказывала. Боясь матери и стараясь не испачкать белье, ребенок начал подавлять позывы, что переросло в хронический запор. Стул бывал один раз в 2 — 3 дня. Мать впала в другую крайность и начала энергичными мерами добиваться стула у ребенка, применяя очистительные клизмы, ректальные свечи и т. п. Со временем девочка совсем утратила чувство позыва на дефекацию, и кал начал выделяться непроизвольно вначале эпизодически, а затем постоянно .

В других случаях ребенка с уже установившимися гигиеническими навыками подавлять позыв на дефекацию заставляет окружающая обстановка, что обычно совпадает с началом посещения детских дошкольных учреждений, школы. Ребенок может преднамеренно подавлять позыв из-за того, что не может приспособиться к общественному туалету после домашней обстановки, боится темноты, стыдится отпрашиваться во время урока, а на перемене туалет занят и т. п. К этой же группе причин может быть причислена боязнь дефекации при трещине слизистой оболочки анального канала, криптите, папиллите и других заболеваниях, когда опорожнение кишечника болезненно. Иногда боязнь дефекации бывает обусловлена эмоциональными факторами, примером чего является следующее наблюдение.

Девочка Т., 11 лет, была совершенно здорова до 8 лет. Однажды в пионерском лагере, увидев, как у подруги во время дефекации выходила аскарида, девочка сильно испугалась, у нее возникла навязчивая мысль, что глисты еще больших размеров имеются и у нее. Она стала испытывать страх при позывах на дефекацию, старалась подавить их, и это стало привычным. Самостоятельный стул бывал один раз в 3-4 дня. Родители узнали об этом, когда кал стал выделяться непроизвольно и пачкать белье как днем, так и ночью.

Систематическое подавление позывов на дефекацию и длительная задержка стула ведут к постоянному скоплению больших объемов фекальных масс в прямой кишке, что обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса позыва; кал начинает самопроизвольно выделяться через анальное отверстие.

Третью группу причин функционального недержания кала составляют перенесенные в раннем возрасте острые желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, энтероколит, диспепсия). Приводим наблюдение.

Ребенок А., 5 лет, родился в срок, здоровым. Беременность и роды протез кали без осложнений. До 1 года рос и развивался нормально, затем заболел «энтероколитом». Неоднократно проходил обследование на кишечную инфекцию и лечение в инфекционной больнице (точный диагноз неизвестен). В возрасте 4 лет без видимых причин начал пачкать белье; недержание кала со временем прогрессировало, и в конце концов утерял контроль за опорожнением кишечника.

Наконец, четвертую группу причин энкопрез а составляют асфиксия и родовая травма. В анамнезе имеются указания об осложненном течении беременности у матерей таких больных: перенашивание, поздний токсикоз, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, применение во время родов щипцов, вакуум-экстрактора. Указанные факторы способствуют развитию асфиксии плода и внутричерепной травме с кровоизлиянием в головной мозг, после чего у детей наблюдаются соматические отклонения, в том числе энкопрез. Приводим наблюдение.

Читайте также:  Цвет кала у ребенка светлый кал

Ребенок К., 8 лет, от первой беременности, переношенной на 14 дней. Преждевременно отошли воды. Во время родов из-за слабости родовых сил были наложены акушерские щипцы. Ребенок родился в асфиксии, были приняты реанимационные меры. К груди приложен на 4-й день. До 3-летнего возраста развивался в общем нормально, за исключением того, что отличался повышенной возбудимостью и неспокойным сном. Затем без видимых причин нарушилась дефекация: частичное недержание кала. Со временем нарушение прогрессировало. При обращении самостоятельный стул полностью отсутствует, кал выделяется непроизвольно.

Механизм развития функционального энкопреза объяснить не всегда просто. По-видимому, к недержанию кала приводит нарушение функции одного из центров иннервации прямой кишки , расположенных, как показал И. П. Павлов, в трех этажах: нижнем отделе кишечника, спинном и головном мозге.

Явный эмоциональный эффект, по нашим представлениям, отрицательно действует на «сторожевой пункт» центра дефекации в коре головного мозга, в силу чего выходит из-под контроля и перестает выполнять свою функцию анальный сфинктер. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушен психоневрологический контроль над восприятием чувства позыва и потерян контроль дефекации при раскрытии анальных сфинктеров.

Несколько по-иному обстоит дело, когда действует скрытая причина, в частности, систематическое подавление позывов на низ. Длительная задержка кала в прямой кишке обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса дефекации — возникает порочный круг. Вследствие переполнения дистальных отделов толстой кишки кал со временем начинает непроизвольно выделяться через анальное отверстие. Подчеркнем в этой связи два момента. Во-первых, энкопрезу предшествует более или менее продолжительная стадия «психогенного запора», да и в дальнейшем запор и недержание кала существуют параллельно. Во-вторых, и это самое главное, дело не в дисфункции сфинктера, а в снижении чувствительности стенки прямой кишки, ее интрамурального нервного аппарата. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушены адаптационная способность прямой кишки и условно рефлекторные связи акта дефекации: сфинктер раскрывается до позыва к дефекации.

Сходен и еще более демонстративен в этом плане механизм развития патологии у детей, перенесших в грудном возрасте кишечную инфекцию. Имеются веские основания считать причастными к патогенезу энкопреза особенности развития нервной системы толстой кишки. Установлено, что интрамуральная нервная система толстой кишки к моменту рождения ребенка незрелая, что наиболее выражено в каудальном отделе. «Дозревание» происходит постепенно в течение первых месяцев и лет жизни ребенка. Следовательно, данная область больше всего ранима при воздействии неблагоприятных факторов, к числу которых, в частности, относятся кишечные токсины. Главным звеном в механизме расстройств дефекации у этих детей, по-видимому, является отсутствие ответа на раздражение механорецепторов и нарушение проводящей системы вследствие функциональных, а затем и органических изменений элементов интрамуральной нервной системы и самой мышечной стенки прямой кишки. Иными словами, механизм недержания заключается в том, что нарушены чувствительность и рефлекторная взаимосвязь прямой кишки с ее сфинктерным аппаратом, что проявляется понижением восприятия чувства полноты, падением давления в анальном канале и нарушением герметизирующей функции запирательного аппарата прямой кишки.

В случаях асфиксии плода и родовой травмы механизм развития энкопреза еще более сложен и включает в различных сочетаниях элементы, действующие в каждой из трех ранее упомянутых ситуаций.

Интересные данные приводят Н. Л. Кущ и Р. П. Михальчук (1967-11974), изучавшие гистоморфологическую структуру стенки прямой кишки у больных с недержанием. Они установили массовое исчезновение стволиков вегетативной нервной системы и наличие только отдельных небольших участков нервных сплетений, в которых выявляются обрывки нервных волокон. Нервные клетки в ганглиях вакуолизированы с различными стадиями фибринолиза. Поражены клетки Догеля первого и второго порядков. В ганглиях — оживленная реакция ядер леммоцитов с резким их полиморфизмом. Изменены и мышечные слои: мышечные волокна неравномерно окрашиваются, отмечаются полиморфизм ядер и неправильное их расположение, нередко перинуклеарный отек мышечных волокон с участками деструкции и обширными зонами грубой склерозированной соединительной ткани; наряду с этим во многих участках резкая гипертрофия мышечных волокон.

Выявленные дегенеративные изменения стенки прямой кишки авторы считают первичными, врожденными. По нашему мнению, их следует трактовать как вторичные, возникшие под влиянием неблагоприятных факторов на «незрелую» нервную систему. Так или иначе, подобные состояния не являются чисто функциональными, но могут быть названы пограничными.

Таким образом, есть основания выделить два вида функционального недержания кала у детей: 1) истинный функциональный энкопрез (дневной, ночной, смешанные формы) и 2) ложный энкопрез (парадоксальное недержание кала). К первому виду относится нарушение деятельности удерживающего аппарата прямой кишки в результате влияния явных и скрытых психических аффектов, асфиксии плода и родовой травмы, ко второму- недержание, связанное с хроническим застоем содержимого в переполненных дистальных отделах толстой кишки.

Диагностика недержания кала у детей . Заболевание начинается чаще всего в возрасте 3-7 лет и проявляется однотипно: сухой и чистоплотный ранее ребенок начинает непроизвольно терять большее или меньшее количество каловых масс. В одних случаях кал выделяется только днем под влиянием аффектов, во время подвижных игр, физического напряжения, а иногда и без видимой причины; в других случаях родители жалуются на ночное недержание; в третьих отмечают и то и другое. Недержание кала может возникать остро, протекать быстро и заканчиваться полным выздоровлением в короткий срок. При иных обстоятельствах симптоматика развивается медленно и неуклонно прогрессирует; ребенок постоянно пачкает белье, от него исходит неприятный запах, обращающий на себя внимание окружающих. Между этими двумя крайностями могут быть переходные формы.

Вариации клинической картины зависят от глубины поражения нервно-психической сферы, длительности страдания, внешней обстановки, ухода за ребенком и т. п.

Имеются определенные клинические различия между истинным и ложным энкопрезом.
Как вы справляетесь с недержанием кала у ребенка? — форум Истинный энкопрез возникает и вначале протекает на фоне ежедневного самостоятельного стула. Со временем произвольная дефекация становится все реже, и если родители не проявляют особого беспокойства и не принимают мер, то болезнь прогрессирует, произвольная дефекация прекращается, ребенок всегда нечистоплотен. Сфинктер ослаблен, но заднепроходное отверстие сомкнуто. Кишечное содержимое не задерживается в прямой кишке, при пальцевом ректальном исследовании кишка обычных размеров, содержит некоторое количество фекалий. Кож а промежности и ягодиц всегда запачкана калом и нередко сильно раздражена. Иногда энкопрез сочетается с энурезом, обычно ночным.

Появлению ложного энкопреза предшествует более или менее длительная задержка стула, на фоне которой и отмечается эпизодическое отхождение небольших порций кала. Прогрессирование запора и недержания кала наблюдается параллельно . Прямая кишки переполняется фекалиями и давление в ней настолько повышается, что преодолевает силу анального жома, который в принципе функционирует нормально; потому недержание мы и называем парадоксальным. Когда появляется самостоятельный стул, родители часто обращают внимание на необычно большой диаметр калового столбика как у взрослого». У запущенных больных увеличивается в объеме (несколько выпячивается) нижняя половина живота вследствие скопления каловых масс в прямой и сигмовидной кишке, подчас определяемого пальпаторно в форме большого конгломерата, выполняющего весь таз. При пальцевом ректальном исследовании прямая кишка представляется значительно расширенной и туго заполненной каловыми массами плотной консистенции. Тонус сфинктера в пределах нормы, анус сомкнут.

Диагностика недержания кала базируется на тщательно собранном анамнезе, данных клинического и рентгенологического исследования. Последнее необходимо всегда, особенно при запорах, чтобы выяснить состояние дистального отдела толстой кишки и провести дифференциальную диагностику с болезнью Гиршпрунга.

У детей с парадоксальным недержанием кала обычно выявляют значительное расширение прямой, а иногда и сигмовидной кишки. Этот рентгенологический симптом часто служит причиной ошибочного диагноза болезни Гиршпрунга и необоснованного хирургического вмешательства. Дифференцировать состояния помогают прицельная контрастная рентгенография ампулярной части прямой кишки, служащая для выявления аганглионарной зоны, а также функциональное исследование ректоанальной зоны и гистохимические исследования. Клинически повышение тонуса сфинктера в сочетании с соответствующими симптомами дают больше оснований заподозрить болезнь Гиршпрунга с ультракоротким аганглионарным сегментом, а обычный или пониженный тонус сфинктера дает все основания отвергнуть этот диагноз.

Выяснение причин энкопреза представляет определенные трудности, так как у родителей не всегда удается уточнить истинные факторы, предшествовавшие заболеванию, поскольку некоторые родители скрывают свои взаимоотношения с ребенком, не всегда охотно говорят об обстановке в семье, чувствуя, что сами причасти ы к возникновению патологического состояния у ребенка. Дети также неохотно говорят о болезни и часто отрицают недержание кала, а если и отмечают это, то со стыдом и тревогой, не дают полных и объективных сведений об окружающих обстоятельствах. Тем не менее целенаправленность и настойчивость при сборе анамнестических сведений, а также требование детальной выписки из истории развития ребенка дают возможность уточнить важные для диагностики детали.

Изучая причины энкопреза, можно убедиться, что в большинстве случаев к недержанию кала склонны дети, в семье у которых царит неблагоприятная атмосфера: родители либо в разводе, либо отношения между ними напряжены. В таких семьях отцы мало бывают дома, безразличны к семейным заботам и нуждам, не уделяют внимания воспитанию ребенка, грубы с ним. Матери также нередко проявляют безучастность к ребенку, возбуждены, порой деспотичны.

Однако и в «благополучных» семьях подчас обнаруживаются серьезные изъяны, неблагоприятно действующие на больного ребенка. Вокруг него искусственно создается нервозная обстановка, нарушаются взаимоотношения родителей и ребенка, особенно когда выдают его «секрет» родным и знакомым, соседям. Угнетающе действует на психику больного, например, такие заявления, что из-за запаха, исходящего от него, не могут пригласить в дом гостей.

Приведенные выше детали важны потому, что порой являются ключевыми; без их устранения нельзя построить схему эффективной терапии.

Лечение энкопреза . Лечение больных с функциональным недержанием кала комплексное. Лечебные мероприятия должны воздействовать на психоневрологический статус ребенка и быть направлены на регулирование условнорефлекторных механизмов, улучшение проводимости нервных импульсов и повышение тонуса сфинктера.

Задача врача, во-первых, способствовать созданию вокруг больного спокойной и доброжелательной обстановки. Родителям категорически запрещают укорять ребенка, а тем более наказывать его за неопрятность. В тех случаях, когда налицо семейные конфликты, по мере сил и возможностей стараются их устранить или сгладить, так как без этого очень трудно достичь благоприятного результата.

Во-вторых, нуждается в психотерапии сам больной. У детей, особенно пре- и пубертатного возраста, порой складывается мистическое и преувеличенное в сторону страха представление о своем состоянии. В этой связи подростку следует по возможности полно и объективно рассказать о сути страдания и объяснить, что это не какое-то исключительное явление, а временное, излечимое состояние, которое встречается и у других его сверстников, но для устранения этого состояния необходимы терпение, мужество, настойчивость. Избавив ребенка от мистического страха, можно полагать, что значительная часть программы лечения выполнена.

С целью избежать отрицательных эмоций надо запретить чтение книг, возбуждающих нервную систему, просмотр кинофильмов и телепередач, не предназначенных для детей, участие в подвижных играх, содержащих элементы «военных настроений» и т. д. Для многих больных перечисленные занятия являются источником переживаний, а не удовольствия. Поэтому внимание надо переключить на другие интересы, например, коллекционирование марок, маленьких моделей автомобилей и т. п.
(Важно установить правильный, нормальный режим.

Тактика и методы лечения должны зависеть от энкопреза и особенностей течения у конкретного больного. Это особенно важно учитывать в начале лечения. Так, в случаях ложного энкопреза обязательно очищают дистальный отдел кишки от калового завала и назначают диету, в состав которой входят легкоусвояемые и послабляющие продукты — овощной суп, зелень, капуста, мед, чернослив, кисломолочные продукты, свежий хлеб и др., а из медикаментозных средств — вазелиновое масло по 1 ст. ложке 3 раза в день, настой коры крушины, препараты сенны и др.

В тех случаях, когда недержание кала преимущественно ночное , важно приучить ребенка, чтобы перед отходом ко сну у него была естественная дефекация. Для выработки рефлекса можно рекомендовать вечерние тренировочные термоконтрастные клизмы в течение 15-20 дней подряд, по 300-600 мл в зависимости от возраста. Одновременно побуждают ребенка делать упражнения на удерживание — опорожнять кишечник не сразу, а порциями. В запущенных случаях, особенно сочетающихся с ночным энурезом, может быть применена гипнотерапия. Под гипнозом больному вводят в прямую кишку шприцем Жане до 700 мл — 1л водопроводной воды в расчете вызвать ощущение позыва на дефекацию во время сна. После пробуждения и освобождения кишечника ребенку внушают, что с этого момента он будет ощущать позывы и просыпаться для естественной дефекации. Дополнительно назначают успокаивающие общие теплые ванны перед сном, а также небольшие дозы бромидов внутрь.

Если энкопрез преимущественно дневной , лечение начинают с регулярного очищения кишечника клизмами утром и вечером в домашних условиях в течение 25-30 дней. При этом достигают двойного эффекта: во-первых, каловые массы не выделяются непроизвольно ввиду их отсутствия в прямой кишке, но главное — у ребенка вырабатывается рефлекс на дефекацию в нужное время. Иногда другие методы лечения затем не требуются. В дальнейшем очень важно закрепить навык естественного стула в одни и те же часы, лучше всего утром после завтрака.

Независимо от вида энкопреза для повышения тонуса запирательного аппарата прямой кишки и закрепления рефлекса на дефекацию параллельно с тренировочными клизмами производят тренировку сфинктера. В анальный канал на глубину 4-5 см вводят резиновую трубку диаметром 1 см и просят ребенка сжимать и расслаблять сфинктер, действуя не ягодичными мышцами, а анальным жомом. Начинают с 3-5 сокращений, постепенно доводя их количество до 25-30. Потом ребенка заставляют ходить, удерживая трубку в заднем проходе, в течение 3-5 минут, а затем выталкивать ее, как бы производя акт дефекации. Подобные процедуры проводят в течение 15-20 дней по 2 раза утром и вечером. Дополнительно целесообразны промежностный душ и ЛФК, при которой особое внимание уделяют упражнениям для мышц передней брюшной стенки и тазового дна.

Для того чтобы улучшить нервно-мышечную проводимость и повысить тонус гладкой и поперечнополосатой мускулатуры толстой кишки и мышц промежности, назначают инъекции 0,05% раствора прозерина по 0,1 мл 2 раза в день в течение 10-12 дней или производят диадинамоферез мышц тазового дна раствором прозерина.

Центральное место в комплексе консервативного лечения больных с функциональным недержанием кала занимает электростимуляция анального сфинктера и мышц промежности. Для восстановления нарушенных взаимосвязей прямой кишки и ее удерживающего аппарата наиболее эффективны диадинамичеокие токи. Для широкого применения доступен отечественный аппарат СНИМ-3, который выгодно отличается от всех ныне выпускаемых для диадинамотерапии тем, что может работать в двух режимах — постоянном и переменном, а это очень важно для достижения положительного лечебного эффекта.

Методика лечения заключается в следующем. За 2-3 часа до процедуры ставят очистительную клизму. В положении лежа на спине большому над лонным сочленением накладывают пластинчатый свинцовый электрод — катод площадью 80-100 ом2 — с марлевой прокладкой, смоченной в физиологическом растворе. Второй электрод — анод, описанный 3. П. Кузнецовой (1972), изготовленный из нержавеющей стали и заранее простерилизованный, помещают в прокладку из нескольких слоев марли, смоченной в физиологическом растворе, и вводят в прямую кишку на глубину 3,5-5 см в зависимости от возраста. Диаметр электрода для детей дошкольного возраста составляет 0,6 см, для младшего школьного — 0,8 см и для старшего- 1 см.

Перед началом процедуры ребенка предупреждают об ощущениях во время электростимуляции. При небольшой силе тока он чувствует легкое покалывание и жжение под прокладкой, а с увеличением силы тока появляется ощущение вибрации. Последовательно включают ток «двухтактный» (от 0,5 до 1 мА) на 15 с, «однотактный» непрерывный (от 1 до 2 мА) на 3,5 мин, «модулированный» (от 2 до 4 мА) на 2,5 мин и «ритм синкопе» (от 1 до 2 мА) на 6 мин.

Во время процедуры необходимо постоянно наблюдать за больным, так как при регуляции силы тока ощущение вибрации должно быть интенсивным, но безболезненным. Иногда в ходе процедуры вибрация ослабевает или исчезает в результате повышения порога чувствительности и развития тормозного эффекта. Поэтому, как только ребенок отмечает ослабление или исчезновение вибрации, несколько увеличивают силу тока до появления прежнего ощущения.

Курс лечения состоит из 8-10 процедур. Дети обычно переносят их хорошо. Если после 10 процедур клинического улучшения не наблюдается, то электростимуляцию прекращают, так: как, видимо, развилось привыкание к ней. Для получения терапевтического эффекта повторный курс проводят спустя 1,5- 2 месяца.

Противопоказанием для диадинамотерапии является индивидуальная непереносимость электрического тока; кроме того, ее не следует проводить при трещинах анальной слизистой, воспалительных заболеваниях аноректальной зоны.

При парадоксальном недержании кала успеха достигнуть гораздо труднее, чем при истинном энкопрезе. Требуется проведение 4-5 повторных курсов лечения. Если эффект от настойчиво проводимого консервативного лечения отсутствует полностью, закономерно предположить необратимые нарушения в стенке прямой кишки. В подобных ситуациях логично ставить вопрос о хирургическом вмешательстве — замещении прямой кишки вышележащими отделами ободочной (сигмовидной). Резекцию прямой кишки выполняют через брюшно-промежностный доступ. Техника операции ничем не отличается от таковой при болезни Гиршпрунга. Отметим лишь, что из существующих методик наиболее рациональна и физиологична операция Соаве в нашей модификации. При данной патологии важно, что в ходе данного вмешательства создается дупликатура стенки прямой кишки, усиливающая сократительную способность конечного отдела кишки.

Результаты лечения недержания кала . При строго дифференцированном выборе методов результаты вполне удовлетворительны. В наших наблюдениях хорошие и удовлетворительные результаты были достигнуты у 98% из более чем 100 больных.

источник