Меню Рубрики

Кто жил на горе чуфут кале

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.

Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел.

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.


На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.


При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:

— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)

— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)

— Серебряные монеты — 4259 штук ( XIV-XV)

— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы

— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)

— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

источник

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале.

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:

И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастырь.

И прямо перед нами туда шла большая группа женщин-паломниц. Этот монастырь напомнил мне аналогичный скальный монастырь в пещерном городе Инкермане, куда мы успели добраться ещё в прошлом году (про это у меня есть статья Республика Крым, день 3: достопримечательности Севастополя).

Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.

А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:

И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков», тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений», тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин», тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость», тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима — Чуфут-Кале («иудейская крепость», тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:

Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:

Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.

Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети. Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.

В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице.

Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины. В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе . И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея. Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!

Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.

Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.

Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.

Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:

Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…

Читайте также:  Белые маленькие черви в кале лечение

Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.

Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.

По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:

А вот эта парочка отстала от всех:

Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:

Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?

Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток ( а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.

А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду

Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после покорения краснополянских горных маршрутов он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и >>Ханский дворец

источник

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале — находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

источник

Владимир Набоков, побывав в этих местах, написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

Дорога к Чуфут-кале начинается в предместье Бахчисарая — Староселье. Здесь — перекресток четырех долин. Туристская тропа, поднимающаяся к Чуфут-кале совпадает со средневековой дорогой, по которой последние обитатели поселения завозили воду к своим жилищам.

“На стихшем вечернем небе, едва голубом, вырезались обсыпавшиеся стены, башни и дома пустынного города, уединившегося вдали от дорог и жилых мест, высоко на обрывистой скале… Странно смотрели на меня эти обветшавшие камни своими мертвыми окнами, своими бесполезными стенами… Внизу их, из горных толщ, рядами зевали черные отверстия пещер, недоступных никому и ниоткуда.” Марков “Очерки Крыма”

На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут-Кале, в переводе с крымско-татарского языка — «Иудейская крепость». Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.


Гравюра с рисунка А. де Палдо «Вид на Чуфут-Кале», XIX в.

Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.
Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил-кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил-кобинского поселения.

Во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров стали строить крепости в горах, в том числе и Чуфут-Кале. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также состояли из местных жителей. К числу раннесредневековых памятников городища относятся средняя оборонительная стена, оборонительные пещерные сооружения, в которых укрывались часовые, охранявшие стены. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселенных окрестных долин.

Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». В письменных источниках сообщения о крепости появляются только в конце XIII в. Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца XIII в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XIV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства.


Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.

Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Здесь, не застроенную часть, именуемой Бурунчак (или, иначе, Кииклик), ханы использовали, как место для увеселения, охоты и празднования особых торжеств. Одной из наиболее важных задач крепости становится выполнение пенитенциарных функций: начиная с конца XV века о городе начинают говорить как об одной из самых страшных темниц крымских ханов.


Тюрьма Фотография из интернета

Анализ документов показывает, что практически все российские посольства первой половины XVII века не избежали продолжительного насильственного пребывания на территории Кырк-Ор ( Чуфут-Кале). Как ни парадоксально, несмотря на то, что официально участники подобных посольств были свободны, фактически условия их проживания часто были хуже, нежели у зажиточных пленников: им отказывали в пище с ханского стола, держали в заключении, лишали денег, часто издевались, били и даже пытали. В плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий.Воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, так за Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.


Чуфут Кале. Подземная пещера. Место казни. Фотография из интернета

В Кырк-Ор (Чуфут-Кале) располагался государственный монетный двор. Перед средней стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются общины — армянская и иудейская, которой будет суждено стать самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. Жители города, независимо от этноконфессиональной принадлежности, получили от первых ханов значительные привилегии: освобождение от отдельных налогов, податей, воинского постоя.

Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. В крепости остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут-Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар.

После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи. Строится Восточная стена, заселяется и застраивается Новый город. И везде сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо Деталь

По всей видимости, до середины XVII в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени был размещен небольшой татарский гарнизон.Начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г., сообщает, что «даже комендант замха, команда крепости, стража и привратники — все это евреи». Далее он отмечает: «Воистину, ни в одной стране нет подобной независимой еврейской крепости. Все еврейские собственники лавок и очень уважаемые и почитаемые крымские купцы из Бахчисарая живут в этом Чуфуткалеси. Ежедневно утром спускаются они с горы и через час дороги прибывают к своим лавкам в Бахчисарае». Эвлия Челеби упоминает, что на Чуфут-Кале находится 530 домов, следовательно, численность населения составляла около 3000—3500 человек.


Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)


Огюст Раффе Семья караимов из Чуфут-Кале Париж. 1848 год литография


Отношение иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией было неоднозначным: в XVII—XVIII вв. иудеям не разрешали на ночь оставаться в столице. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве трудолюбивой, искусной в ремеслах общины, определенные дискриминационные меры против нее все же принимались. В том же XVII веке караимская община Чуфут-Кале становится одной из наиболее известных, крупных и экономически преуспевающих общин караимов в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI века там находился молитвенный дом (синагога / кенасса), школа-мидраш, а с 30-х годов XVIII века — единственная в мире караимская типография. Туда зачастую приезжали визитеры и ученые из других караимских общин, процветало образование, книгопечатание и наука..


Огюст Раффе Оркестр караимов у стен Чуфут-Кале Париж. 1848 год

Традиционным занятием для караимов были выделка кож, ювелирное дело и другие ремесла. Занятия ремеслом дополнялись земледелием, пчеловодством, садоводством. Широкой была коммерческая деятельность: караимы держали солеварни и вели обширную торговлю солью. Торговля давала жителям Чуфут-Кале то, что они сами не производили, в том числе и сырье для ремесел.


Чуфут-Кале — «еврейская крепость». Ксилография из известной работы Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»Чуфут-Кале — «еврейская крепость». 1855


К. Боссоли Развалины крепости Чуфут-Кале в середине 19 века.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены и жители постепенно начинают покидать Чуфут-Кале, центр караимов переходит в Евпаторию: к началу XX в. городище было практически необитаемым. Перед революцией здесь жили несколько семей: охраняли и содержали святыню в порядке, вели традиционное хозяйство, принимали паломников и гостей.


Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский – смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.

Читайте также:  У ребенка в кале белые мягкие крупинки

Братья Пигит Яков и Иосиф — уроженцы Чуфут-Кале. Вошли в историю крымских караимов как последние жители Чуфут-Кале, родившиеся в этом городе. По воспоминаниям смотрителя Чуфут-Кале А.С. Дубинского братья Пигит почти все время жили в пещере, имели коров и зарабатывали на жизнь тем, что носили молоко на продажу в Бахчисарай. В 1906 году было нападение на стариков с целью грабежа, и после этого случая староста Ефет Майтоп и Бахчисарайская караимская община предложили старикам переехать в тот дом, где живет смотритель. По рассказам стариков они неохотно оставили пещеру, проживши в ней несколько десятков лет, и всегда, когда разговор касался жизни, то они всегда говорили «Берекет кобада эди».
Фразу «Берекет кобада эди» можно перевести с крымско-татарского языка как «В пещере было благоденствие» или «В пещере была благодать».


Братья Яков и Иосиф Пигит, последние жители Чуфут Кале. 1910г

Абрам Семенович Дубинский (1860-1928) — смотритель и последний газзан Чуфут-Кале. Родился в Тракае. В ноябре 1907 года А.С. Дубинскому было предложено место смотрителя Чуфут-Кале, куда он переехал с семьей зимой этого же года. С этого времени и до самой смерти А.С. Дубинский постоянно проживал в Чуфут-Кале и являлся не только смотрителем оставленного города, но также утвержденным шамашем и митпаллелем кенасы Чуфут-Кале. Жизнь в Чуфут-Кале была бедной и суровой, но благодаря популярности этого места на долю А.С. Дубинского выпало принимать здесь многих именитых гостей, аристократов, писателей, художников, ученых, путешественников, а также караимов-паломников.Из записок А.С. Дубинского: “Со многими приходилось сталкиваться: с князьями, писателями, художниками, которые по несколько дней жили и рисовали все эти чудные места. Семья Чехова ежегодно летом посещала. Летом посетителей было со всех концов мира, но зато зимой мы были отрезаны от всего мира, в особенности, если зима была еще суровая. ..Летом еще приезжали караимы, жили все лето: Ш.М. Топал, Лаврецкая, Кефели Эстер-тота. Прихожане были в кенаса, а также приезжали караимы, которым дорога была святыня и чтили память предков многих веков, а также люди других национальностей преклонялись перед святыней, так как приходилось встречать много людей и много всяких впечатлений.”


Абрам Семенович Дубинский (фото из книги «Лица Тавриды». Симферополь. 2012)

Караимский народный съезд в 1917 году решил восстановить древние сооружения и систему водоснабжения, создать в крепости национальный музей, организовать фонд возрождения Кале. В 1918 году пожертвования в этот фонд превысили четверть миллиона золотом. Решение съезда не успели осуществить.


Руины Чуфут-Кале. Караимский раввин (слева) с проводником. На заднем плане арка средних ворот (Орта-Капу).

С тех пор многое разрушено временем, еще больше — людьми. Ныне крепость находится в плачевном состоянии. Незначительные ремонтно-реставрационные работы не поспевают за разрушениями. Несмотря на это комплекс ещё впечатляет и привлекает множество посетителей.

Чуфут-Кале, Кырк-Ор, Топрак-кала, Бутмай,Киркея, Бутмай, Джуфт-Кале Гевхер-кермен. Названия менялись вместе с эпохами жизни поселения. Последнее может быть переведено как «крепость драгоценностей». Эвлия Челеби так объясняет его: «. татарские улемы дали ему название Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями». Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского – «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим – «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств – просто «Жидовский городок».

источник

Крым – поистине легендарное место. Невозможно описать все красоты полуострова в одном повествовании. Поэтому, серия моих рассказов продолжается. Как и обещала, теперь наш путь лежит через древний город караимов Чуфут-Кале.

Дорога заняла совсем немного времени, так как расстояние от Песчаного до Бахчисарая всего лишь 30 километров, но почти все время в гору. Поэтому уши закладывает знатно. Шикарнейшие виды открываются по пути. Мы сделали множество красивых фото.

Знаменитый подземный город находится буквально в нескольких километрах от Бахчисарая, на плато высотой 560 метров, с трех сторон окруженном отвесными пятидесятиметровыми обрывами. Издали, возникает такое ощущение, что дома прилеплены прямо к скале, как ласточкины гнезда. Эту необычайную крепость создала матушка-природа, а человек лишь приложил немного усилий, дабы укрепить ее. На самом деле, город вовсе не пещерный, просто с течением времени, надземные постройки разрушились и остались в основном подземные. Из этого и сложилось мнение, что люди жили прямо в скале, но археологи развенчали этот миф. Но прозвище прижилось, и в основном так теперь и называют Чуфут-Кале.

Машину нам пришлось оставить на площадке внизу. А потом пешком подниматься в гору. Сразу предупреждаю незадачливых туристов о том, что сланцы, балетки, а тем более туфли на каблуке совершенно не подойдут при этом восхождении. Нужна удобная обувь с хорошей подошвой. Прекрасно будете чувствовать себя в кроссовках. Учитывайте, что идете не на показ мод, а в горы))).

Бахчисарайская долина была заселена очень давно. Целых пятьдесят тысяч лет назад здесь находилось становище древнего человека. Это выяснилось благодаря археологам, которые обнаружили под скалой останки ребенка. Тут жили скифы , к иммерийцы , тавры. Возникло поселение в период времени от шестого до десятого века. Некоторые ученые считают, что этот город отстроили византийцы.

В четырнадцатом веке Кыркорское княжество захватили татары. В результате набега практически все жители были уничтожены, а оставшихся продали в рабство. Довольно быстро Кырк-Орк стал большим торговым центром южного Крыма, а спустя несколько десятилетий и вовсе становится второй столицей Крымского ханства. Здесь располагались поместья самых первых крымских ханов.

После того, как Россия разгромила войска Золотой Орды, крепость потеряла свое значение. Ее стены покинули почти все мусульмане, переселившись вместе с ханом в отстроенный Бахчисарай. В крепости остались караимы, назвавшие ее «Двойная», потому что она имела две оборонительные стены. Таким образом Чуфут-Кале становится иудейской столицей, а подземные сооружения начали использовать, как тюрьму. Здесь томилось довольно много известных пленников, таких как русский воевода Шереметьев, князь Ромодановский, Василий Грязной.

С течением времени, многие крымчаки покинули плато, так как нашли более удобные места для жизни на крымском полуострове.

В период русско-турецкой войны, русские захватили Бахчисарай и крепость. Во время военных действий, Чуфут-Кале была разрушена. На сегодняшний день здесь остались руины, но сохранилось несколько зданий, которые и стали объектом посещений туристами.

Городок весьма небольшой по площади, примерно 18 гектаров. Вся остальная часть плоскости раньше была занята пастбищами. Подниматься нужно по каменной дороге, на которой по сей день сохранились довольно глубокие борозды, оставленные старинными повозками.

Буквально через сто метров справа можно увидеть монастырь, расположенный внутри скалы. Называется он Свято-Успенским. Здесь есть кельи монахов и другие помещения хозяйственного назначения. На территории также находится кладбище воинов, которые сложили свои головы в период Крымской войны.

Тропа называется «Ущелье Марии». Миновав первую часть ущелья, видишь, что дорожка становится пошире, а слева в скале видны остатки пещер, ранее обитаемых. Поднявшись наверх по тропочке, перед нами раскинулся знаменитый город.

У стены крепости находится легендарный колодец. Это стометровая ступенчатая галерея, высота которой два метра, а ширина полтора. На стенах высечены фигуры людей и план подземелья. Это невероятное гидротехническое сооружение, которым пользовались при осаде крепости. Как устроена система и ее действие, как и местонахождение были огромной тайной, которая передавалась только поверенным людям из поколения в поколение.

Как выглядит Чуфут-Кале в наше время

Перед входом мы увидели табличку. На ней нарисован план крепости. Сейчас большая часть крепости – это развалины, но есть на что обратить внимание.

Например, мавзолей дочери крымского хана Тохтамыша. Она являлась супругой золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память весьма мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея. С ее именем связано множество легенд крымско-татарского народа.

Так же можно осмотреть два караимских храма и усадьбу, в которой жил и закончил свои дни ученый Авраам Фиркович. Здесь есть выставка, посвященная культуре и жизни караимов.

Пещера-темница

Самые незабываемые впечатления оставила пещера-темница. Именно здесь провели множество лет заключения многие именитые пленники. Когда проходишь по этим полам, смотришь на цепи, вкованные в скалу, становится очень страшно и как-то зябко. Понимаешь, что здесь мучили и истязали своих узников, охранники. Сколько крови и слез было пролито на эти плиты. Но если отвлечься, то увидишь, что из этой пещеры открывается прекрасный вид, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг и на долину Ашлама-Дере.

Как рассказал гид, в этом городе поистине целебный воздух. В то время, когда в соседних городах бушевали эпидемии холеры и чумы, здесь никогда не было вспышек никаких заболеваний. Некоторые жители скрывались от напасти именно здесь.

Когда стоишь на центральной площади, то стоит закрыть глаза и прочувствовать местную атмосферу. Сразу возникает ощущение, что попал в прошлое. Слышится гомон торговцев, лязг оружия военных и шум толпы. Но все это, конечно, моя бурная фантазия. Почему-то к таким местам у меня особое отношение, такое трепетное и глубокое.

Отдельное внимание стоит уделить большой Ханской мечети и баням Сары-Гюзель. Табличка возле них гласит, что постройка возведена 1532 году. Рядом со входом в Ханский дворец вы сможете приобрести магнитики на память в стоящей рядом сувенирной лавочке.

Спускаясь по тропинке вниз, выходя из города, обязательно поверните направо. Там находится древнее кладбище и берет свое начало Иософатова долина.

Караимское кладбище

Иософатовой долиной назвали эту местность в честь долины погребений возле Иерусалима. Кладбище поросло молодыми деревцами, и лишь в отдаленном уголке, натыкаешься на очень старые, почти вековые деревья. Здесь все очень таинственно. И стоит «могильная» тишина. Здесь как-то сразу понимаешь это выражение. Ветерка практически нет, и пения птиц не слышно. Даже в дрожь бросает от легкого поскрипывания деревьев. Этому кладбищу больше тысячи лет.

Удивительно выглядят надгробия. Некоторые обычные плоские камни, некоторые выпуклые и вертикальные, а есть необычные, как домики. Каждое надгробие исчерчено древними надписями. Ходишь возле могил, и стараешься не нарушать эту тишину и даже разговаривать не хочется, или боязно. Не смогла определить точно все чувства, которые меня посетили. Несчетное количество людей здесь захоронено. И совсем не хочется потревожить упокоенные души. Долго ходить здесь не стали, ведь это отнюдь не место для развлечений.

Мы купили билеты по 500 рублей на каждого. Посетили все выставки и город. На осмотр достопримечательностей ушел практически весь день. Часы работы экскурсоводов с 9:00 до 18:00.

Посетив Чуфут-Кале, я полностью согласилась с известным выражением, которое гласит: «Не посетив Чуфут-Кале, ты никогда не познаешь Крыма». Подписываюсь под каждым словом. Вся наша компания узнала столько всего интересного, что мы очень долго обсуждали увиденное. Всем советую посетить крепость и познать дух старого Крыма. Не бойтесь посетить это место с детьми. Например, моя дочь, после увиденного, очень живо заинтересовалась археологией и историей.

На этом, прощаюсь с Вами, дорогие мои читатели. А про прекрасный и величественный Бахчисарай читайте в следующей моей статье.

источник

Г ородище Чуфут-кале находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 м над уровнем моря. С трех сторон — северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 м, обрывами, и только с четвертой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ. Общая площадь поселения — 46 га. Территория городища разделяется на три части: с запада на восток — мыс Бурунчак (мысок) (36 га)— незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.

К началу XX века практически все знания о Чуфут-Кале представляли собой сведения, оставленные исследователями и путешественниками, посетившими городище, а также некоторые заметки в общих работах по истории Крыма. Одним из таких ранних источников является сочинение Гильома де Рубрука, в котором сказано:

… между Керсоной и Солдайей существует сорок замков.

Ф. К. Брун еще в XIX в., ссылаясь на Рубрука, предположил, что «под этими “quadragintacastella” скрывается тогдашнее название города Кырк-Ера, означающее «сорок мест». Арабский историк XIV в. Абу-ль-Фида сообщает, что в одном дне пути от моря существует укрепленный замок на горе, где в минуту опасности скрывается местное население. Название замка — Керкер или Керкри, что в переводе с турецкого значит «сорок человек». В XV в. венецианский купец Иософат Барбаро писал о двух поселениях, обнесенных стенами, но не считающимися крепостями. Одно из них Солхат, другое — «Керкиарде», что на их (татарском) наречии означает «сорок селений». Посол Венецианской республики Амвросий Контарини, направляясь в 1474 г. в Персию, путешествовал в компании с литовским послом, который должен был явиться «к Хану, находившемуся тогда в крепости Керкер (Chercher)».

Большинство европейских путешественников XVII – XIX вв. при описании Бахчисарая чаще всего говорили о Чуфут-Кале, как месте обитания караимов. Монах Эммидио Дортелли д’Асколи, возглавлявший доминиканскую миссию в Каффе в 1624–1634 гг., составил известное «Описание Черного моря и Татарии». Он в течение десяти лет собирал различные сведения о близлежащих землях, владея распространенными среди местного населения языками, — турецким и татарским, а также греческим и армянским. Чуфут-Кале им назван «Топра-кала», что значит «земляная крепость». О крепости им сказано мало: «крепость населена евреями, которые возвращаются туда для ночевки, главное ее достоинство не в фортификационных сооружениях, а в местоположении». Намеки на земляные укрепления (возможно, насыпь или укрепленные землей и камнями стены) присутствуют в трактате «Deduabus Sarmatiis» польского историка и географа начала XVI в. Матвея Меховского, где описан «Таврический остров»:
«Другой город, менее значительный, Киркея, в котором находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы»

Сведения иностранцев отличаются по своей точности, достоверности и стилю составления. Эти произведения во многом несут отпечаток субъективности и образованности их авторов. Тем не менее, они представляют нам первый важный этап знакомства европейцев с памятником и в целом историей Крыма. В отличие от российских путешественников, иностранцы даже в XVII – XIX вв. видели в Таврике «далекую восточную страну». Чуфут-Кале со своим караимским населением, необычным как в религиозном, так и бытовом плане, привлекал больше внимание как местообитание этого затерянного народа, чем древнее укрепленное городище. Отсюда скудость информации об устройстве его фортификационных сооружений и редкость детальных описаний отдельно взятых объектов.

С XVII в. появляются более подробные описания памятника, что связано с дипломатической активностью Крымского ханства и возрос- шим интересом к нему представителей других государств. Ярким примером этого служат сведения, оставленные турецким путешественником Эвлией Челеби, который побывал в Крыму в 1666 г. В десятитомной «Книге Путешествий» («Сейяхатнаме»), по большей части, содержатся записи собственных наблюдений, но также вставки из других. В своем описании Чуфут-Кале Челеби приводит известные ему названия крепости — «Бутмай» и «Гевхер-керман». По его словам, после захвата Менгли Гиреем крепость была хорошо устроена, в ней находился отборный гарнизон. При описании Восточной оборонительной стены и рва крепости Челеби говорит, что этот оборонительный комплекс был сооружен во «времена неверных». Внутри крепости Эвлия Челеби видел «однослойную стену» с тремя башнями, очевидно, Среднюю оборонительную стену, явно уже не имеющую никакого оборонительного значения, и 1530 иудейских домов с красной черепицей, причем 200 из них находились между двумя стенами. Упомянуты также «маленькие железные ворота». Челеби замечает, что в крепости много оружия, но отсутствует огнестрельное оружие. Как средство для обороны крепости названы кучи каменных глыб для сбрасывания вниз.

По словам путешественника, население Чуфут-Кале, включая все должностные лица, было полностью иудейским. Этот факт, как и отсутствие татарских воинов и артиллерии, свидетельствуют о постепенной утрате Кырк-Ором своего военного значения в период Крымского ханства. После того, как мусульмане покинули город, мечеть закрывается и единственным действующим сооружением времени ханской администрации остается тюрьма , высоко оцененная путешественником. По его словам, «Гевхер-кермен» превратился в жилой и частично складской комплекс, который изредка использовался в качестве апартаментов для иностранных послов. Богатые иудеи-купцы, видимо, проживали в ухоженных домах, а в прилегающих пещерах ютилась иудейская беднота.

Крым, как новое территориальное приобретение Российской империи, стал притягивать к себе с начала XIX в. множество посетителей, в том числе из образованной среды. Интерес многих был направлен на побережье полуострова, богатое памятниками античности. Однако окрестности Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, и, соответственно, Чуфут-Кале, не могли остаться без их внимания. П. И. Сумароков, дважды посетивший городище, передал свои впечатления от стоящего на скалах «Джуфут-Кале». Им указано количество существующих на тот момент (1799 г.) жилых домов — 227. Следует отметить книгу академика П. И. Кеппена, который, по поручению графа А. С. Воронцова, в 1833 г. объехал горную часть Крымского полуострова и собрал сведения о его различных «древностях». Он не оставил «классического» описания Чуфут-Кале, но собрал воедино сведения различных авторов о нем.

Читайте также:  Сколько в человеческом организме кала

Становление российской администрации в Тавриде дало толчок для начала крымоведческих публикаций, которые постепенно заполняют пробелы в общих знаниях об истории полуострова. К середине XIX в. Чуфут-Кале начинает фигурировать в работах местных крымоведов. В публикациях этого времени содержатся некоторые полезные сведения, в том числе о состоянии застройки и системе водоснабжения городища. Некоторые авторы, оставляя описание городакрепости, приводили различные версии о времени его появления. Ф. Л. Ливанов, посвятивший Чуфут-Кале книгу, написал, что массовый исход караимов в Бахчисарай начался в 1846 г. Автор отмечает, что в крепости живет всего 5 семей караимов. Он побывал в пустующих домах, где заметил тандыр в середине одной из комнат. Помимо выпечки, тандыры использовались и для обогрева в зимний период. В целом, большая часть сочинения касается караимов — их истории, религии и обычаев. Историю крепости Ф. Л. Ливанов связывает с караимами, предполагая, что еще в I в. н. э. ими было основано поселение,

Крымский краевед В. Х. Кондараки предположил, что крепость была основана скифским царем Скилуром, а позже перешла под влияние хазар. Караимы, по его мнению, полностью заселили крепость в момент переноса столицы в Бахчисарай. Он писал об одной семье, проживающей в крепости и приглядывающей за памятниками городища, среди которых отмечен подземный ход у малых ворот, ведущий к источнику. В книге А. Уманца «Исторические рассказы о Крыме» высказывается мнение, что крепость была основана готами, а караимы обитали здесь ранее, проживая в пещерах. В описании Чуфут-Кале, составленном по материалам М. А. Сосногоровой, сказано, что оставшиеся 200–300 домов начинают разрушаться. Вероятно, это было подмечено в 1830 г., когда издательница «Путеводителя по Крыму» совершала поездки по различным местам полуострова. В «Очерках Крыма» и статье «Пещерные города: путевые впечатления» Е. Л. Маркова содержатся описания памятников крымского средневековья, в том числе наиболее крупных из них — Мангупа и Чуфут-Кале.

К концу XIX в. в изучении городища начинается новый этап, главной особенностью которого становится появление материалов научного обследования памятника, подкрепленных информацией из письменных источников, известных на тот момент. Крепость несколько раз посещал А. Л. Бертье-Делагард. Он ввел в научный оборот деление Чуфут-Кале на «Старый» и «Новый» города и составил первый графический план плато. А. Л. Бертье-Делагард пишет о лапидарной находке — половине креста, вырубленного на одной из плит оборонительной стены у ворот Орта-Капу. К сожалению, данная находка в дальнейшем была утеряна, но этот случай фиксации следов христианства на плато дал возможность исследователям говорить о существовании здесь в древности христианского комплекса. Помимо исторической справки исследователь оставил ценные описания, которые в будущем будут использованы практически во всех работах, касающихся Чуфут-Кале. На вторую половину XIX в. приходятся и первые археологические раскопки Чуфут-Кале, предпринятые А. С. Уваровым в 1853 г., и эпиграфические исследования на территории городища. Последние связаны с деятельностью А. С. Фирковича, который посвятил изучению надписей на надгробных плитах караимского кладбища (Иосафатова долина) долгий период времени

В первой четверти XX в. исследования Чуфут-Кале проходят в контексте изучения крымскотатарских древностей, их фиксации и учета. Для осмотра и оценки состояния татарских памятников на Чуфут-Кале был отправлен востоковед и эпиграфист О. Акчокраклы. Им была произведена фотосъемка и сделаны замечания касательно сохранности памятников. В результате проведенных работ был дополнен план городища, нанесены новые объекты исследования, а также исправлены существующие на плане неточности. Среди отмеченных О Акчокраклы памятников упоминаются развалины дома караимского ученого Соломона Бейма, привозная площадь за Восточными воротами, остатки мельницы, небольшая площадь для молотьбы хлеба, квартал «Бэшев», «Куллюк» — место городской свалки.

В 1940 г., в ходе Крымской экспедиции ИИМК, был раскопан дромос погребения под усыпальницей дюрбе, произведен осмотр пещерных сооружений на плато. В послевоенные годы характер археологических исследований изменяется. Теперь они концентрируются вокруг изучения этнокультурных процессов, протекавших в эпоху раннего средневековья в Крыму. Наиболее ценные материалы для таких исследований предоставляли раскопки могильников. В связи с этим в период с 1946 по 1961 гг. проводятся раскопки некрополя в балке Марьям-Дере. Работы 1946–1947 гг. под руководством П. П. Бабенчикова носили разведывательный характер. Задачи, поставленные перед исследователями, заключались в следующем: наметить границы некрополя и выявить его древнейшую часть. Найденные погребения оказались полностью ограбленными, но отдельные находки позволили связать могильник с аланами, по аналогии с материалами Эски-Керменского могильника. В 1950-60-е гг. исследования этнической истории носили идеологический отпечаток, в этой связи прочие компоненты, в основном готские, в отчктах игнорировались.

Более углубленные раскопки на могильнике продолжились в 1948 г. под руководством Е. В. Веймарна. Найдены несколько различных типов надгробий, одно из которых предположительно имело изображение креста. После непродолжительно перерыва В. В. Кропоткин в начале 50-х гг. ХХ в. возобновил раскопки в балке Марьям-дере, задачи которых заключались в изучении топографии и границ могильника, а также уточнении его этнической принадлежности и датировки . Согласно предварительным выводам, подбойные могилы связывались с аланами, склепы же принадлежали более раннему населению. Кроме погребений, на территории могильника расчищен водосток более позднего времени. Важной оказалась находка византийского равноконечного креста в круге, выбитого на стене склепа. В ходе работ 1958 г. установлено, что христианские погребения VI в. встречаются не только в нижней части склона, но и выше Старой дороги, ведущей в крепость. Здесь обнаружены отдельные камни и черепица от неизвестного средневекового здания. Обломки черепицы датированы X – XII вв. Раннесредневековые материалы, полученные в ходе систематических раскопок могильника, дали возможность к изучению древнего периода в истории Чуфут-Кале. По поводу принадлежности данного некрополя к вероятному раннесредневековому поселению высказывались сомнения Е. В. Веймарном. Более древняя часть захоронений концентрировалась в восточной части могильника, ближе к дороге на плато. Статистический анализ археологического материала, позволил датировать могильник второй половиной V – началом IX вв. (Кропоткин) либо VI – X вв. (Герцен, Могаричев)

С 1969–1976 гг. на городище проводились эпизодические работы под руководством М. Я. Чорефа. Раскопки 1971 г. были посвящены пещерному комплексу в районе Малых ворот. В целом из-за неблагоприятных климатических условий работы 1971 г. носили непродолжительный характер. Основной целью раскопок следующего, 1973, года было изучение культурных напластований на мысе Бурунчак. Основная часть работ производилась близ водоема, вырубленного в скале. Кроме этого исследовались отдельные пещеры на плато и проводился сбор подъемного материала. В 1974 г. исследовались пещерные комплексы в верхней кромке обрывов плато и прилегающие к ним боевые площадки в балке Пенджере-Исар. Продолжались разведки на мысе Бурунчак. В 1975 г. проводилась очистка некоторых пещерных комплексов от мусора на юго-западных обрывах плато Чуфут-Кале. Обнаружены винаградодавильня в балке Пенджере-Исар и несколько хозяйственных пещер на ее склоне. Виноградодавильня представляет собой вырубленное в скале прямоугольное сооружение размерами 2,0 х 1,5 м и глубиной 18–20 см, окруженное водоотводными желобами. Выводы, сделанные на основе полученных материалов, свидетельствовали о том, что на участке возле Малых ворот находился христианский культовый комплекс. Часть нижних пещер начала наполняться мусором и натечной землей с начала XVIII в., позднее здесь пребывал караул. Найденные фрагменты позднеантичной и раннесредневековой керамики, монета императора Юстиниана I (527–565) подтверждали предположение о существовании на Чуфут-Кале раннесредневекового поселения.

В 1983 г. совместной археологической экспедицией Симферопольского Государственного университета им. М. В. Фрунзе (А. Г. Герцен) и Бахчисарайского музея (В. М. Хоменко) проводились исследования непосредственно территории Чуфут-Кале. Помимо фиксации отдельных пещерных сооружений основное внимание было сосредоточено на изучении оборонительных сооружений возле так называемой «Малой Кенассы». Археологические исследования на городище Чуфут-Кале возобновились в 1987 г. под руководством А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева. Раскопки были сосредоточены в районе Восточной оборонительной стены, на участке к северу от ворот Биюк-Капу, где сохранились остатки средневековых бань. В 1988 г. продолжались исследования археологических объектов в районе ворот и башни Биюк-Капу.

Летом 1978 и 1979 гг. на караимском кладбище в Иософатовой долине Институтом востоковедения АН СССР были предприняты эпиграфические исследования. Работы экспедиции ограничились лишь теми надгробиями, которые находились на поверхности или были скрыты тонкие слоем листьев и дерна. Выяснилось, что все изученные объекты (300 единиц), датируются в промежутке XV в. – 1951 г. В их эпитафиях содержались библейские, турецкие и татарские имена. В надписях в основном соблюдались лексические нормы древнееврейского языка. Участок исследований представлял раскоп площадью 80 м², заложенный у тыльной стороны северной части стены и еще два небольших раскопа у южной куртины. В пределах первого раскопа были открыты средневековая усадьба и баня, функционировавшие до начала работ по возведению стены.

В 1991 г. экспедицией под руководством А. О. Добролюбского была исследована позднесредневековая караимская усадьба напротив кенасс. Вскрыт фундамент и площадка вокруг погибшего при пожаре дома. Материал из раскопа датирован XVI – XVIII вв. Кроме этого зачищена кладка стены у водосборника, где обнаружен фрагмент надгробия. В августе 1998 года исследователями был заложен раскоп в 150 м к западу от Южных ворот городища и в 35 м к югу от укрепления Пенджере-Исар. В ходе работ найдено устье колодца. В период с 1998 по 2001 гг. пройдено вглубь более чем на 30 метров. При раскопках колодца найден боковой проход, за которым обнаружилась 108-метровая галерея высотой в человеческий рост и шириной до 2,5 м, а также каменная лестница, ведущая одним концов к поверхности, другим к каменному резервуару. После расчистки нижней части системы от ила и грунта, ее общая глубина составила 45 м. В ходе раскопок найдены редкие обломки керамики и железных предметов (замки цилиндрической формы, гвозди). Раскопки продолжались в 2002 г. Общий объем подземного комплекса составил около 900 куб. м. Археологический материал, найденный при исследовании гидротехнического сооружения, можно условно разделить на три периода. Первый — вторая половина VIII – первая половина X вв., второй — XIV – XV вв., третий — XVII – XVIII вв.

В этом же году, рядом с раскопом, обнаружен красноглиняный сосуд с монетным кладом. Клад состоял из 4256 серебряных, 1 медной и 30 золотых монет XIV – XV вв. В 2003–2004 гг. проводились работы под руководством В. И. Баранова, которые пока что, остаются, последними археологическим исследованиями на плато. Проведенные в 2012 г. разведки в 5-километровой зоне вокруг плато, позволили дополнить представление об округе Чуфут-Кале в докрепостной период. Большинство из найденных поселений принадлежат позднеантичному времени, которые прекращают свое существование к III – IV вв. па, были отдельные фрагменты керамики второй половиной XIV – XV вв.

Чуфут-кале — было хорошо укрепленной крепостью. Главным ее защитным сооружением (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена — самый древний архитектурный памятник городища.Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности. Стена состоит из двух куртин по 60 м длиной. Северная проходит по ровной местности, а южная — по склону. В месте стыка куртин расположен воротный проезд шириной 3,6 м. С севера ворота прикрывались выступом стены, шириной 3,6 м. У северной оконечности стены у края скалы была сделана вылазная калитка, прикрытая от взоров неприятеля, штурмующего ворота. Первоначально стена состояла из двух панцирей известняковых блоков и забутовкой между ними. Ее толщина составляла 4,5—5 м, высота — 7—8 м. Отсутствие фланговой защиты для северной куртины возмещалось проходящим параллельно с ней на расстоянии 10,5м рвом, вырубленным в скале, шириной 4 м, глубиной 2 м. До края обрыва он не доходил 7 м. Здесь параллельно главному рву были вырублены еще два небольших.

Восточная оборонительная стена длиной 128 м состоит из трех куртин и трех башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использованного материала. Между средней и северной куртинами высится прямоугольная башня с открытой тыльной стороной (горжой). В верхней части ее лицевой стены можно видеть круглую пушечную бойницу. Другая башня — Биюк-капу (Большие ворота) — разделяет центральную и южную куртины. Башня прямоугольная, размерами 5×6,5м, ее высота—с напольной стороны—9,3 м, ширина воротного проема 3,5 м, а длина 4,8 м. Ворота, ставшие главными в Чуфут-кале, двустворчатые, оббиты снаружи полосами кованого железа. Над ними вмурована прямоугольная плита из проконесского мрамора, на которой вырезаны два знака: «сердце и вилы».

Естественно, что, воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о ее водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы. Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджаре-исар. Это Тик-кую. К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений.

На протяжении столетий Чуфут-кале владели христиане, затем мусульмане и в конце иудеи. Но если культовые сооружения двух последних конфессий мы знаем, то с христианскими памятниками ситуация более сложная. Построив такую мощную крепость, византийцы должны были воздвигнуть там и базилику. Еще в 20 гг. XX в. Осман Акчокраклы предположил, что базилика находилась на месте мечети (о ней см. ниже), правда последующее изучение памятника опровергло эту гипотезу. Но за время археологических исследований на городище были обнаружены, архитектурные детали, которые, скорее всего, принадлежали христианскому храму. В частности, это 3 капители VI—VII вв., упоминавшаяся плита над воротами Биюк-капу, плита у входа в кенассныи дворик. Фрагменты от раннесредневековой базилики были найдены и в окрестностях городища. В контексте поиска христианских памятников обращает на себя внимание пещерный комплекс в районе Южных ворот.

Мечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Это четырехугольное здание размерами 13,8×10,65 м по наружному обводу. Толщина стен 0,65 м. Они были сложены из бута с использованием тесаного камня. Вход в здание был с западной стороны. Слева от входа находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части колоннами со сталактитовыми капителями, поддерживающими купольное перекрытие. Мечеть была построена в 1346 г. в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.

Территория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад—восток. Их условные названия (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены. Стержнем Нового города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своем засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

источник