Меню Рубрики

Можно ли с берегов франции увидеть берега англии па де кале

Опаловый берег (Côte d’Opale) – это 120 км прибрежной полосы между границей Франции с Бельгией и бухтой Сом с такими городами, как Дюнкерк, Кале, Сент-Омер, Булонь-сюр-Мер, Монрёй и др.

Название «Опаловый берег» придумал в 1911 г. житель Лё Туке, художник, писатель, ботаник Эдуар Левэк. Так он назвал берег между Лё Кротуа и Экиан-Пляж, сравнив особый цвет местных пейзажей с опалом.

Опаловый берег – это разнообразные пейзажи пляжей, дюн, моря, устьев рек, утесов. Между Кале и Булонью расположены два высоких мыса: Блан-Не (cap Blanc-Nez) высотой 132 м и Гри-Не (cap Gris-Nez) высотой 50 м. Гри-Не является самой близкой к Англии французской точкой.

Здесь ярко выраженный океанический климат со слабыми температурными колебаниями: зимы теплые, лета прохладные; заморозки и снег – редкие явления. В течение всего года дуют сильные ветра, из-за чего часты изменения в погоде.

Самый большой город Опалового берега – Дюнкерк с 90 тыс. жителями. Это третий морской порт Франции после Марселя и Гавра. В южной части Берега преобладает сельская местность, ориентированная на сельское хозяйство и туризм. Однако и здесь есть важные порты: Булонь-сюр-Мер – первый рыбацкий порт Франции, а Кале – «ворота» к Великобритании.

На побережье много курортных городков (с севера на юг): Брэй-Дюн, Зюйдкот, Леффринкук, Мало-ле-Бэн, Пти-Фор-Филип, Гран-Фор-Филип, Уа-Пляж, Марк, Кале, Блерьо-Пляж, Эскаль, Висан, Амблётёз, Одресэль, Вимрё, Булонь-сюр-Мер (неофициальная столица Опалового берега), Лё Портэль, Экиан-Пляж, Эко, Ардло-Пляж, Сент-Сесиль-Пляж, Лё Туке-Пари-Пляж, Стелла-Пляж, Мерлимон, Берк (Bray-Dunes, Wuydcoote, Leffrinckoucke, Malo-les-Bains, Petit-Fort-Philippe, Grand-Fort-Philippe, Oye-Plage, Marck, Calais, Blériot-Plage, Escalles, Wissant, Ambleteuse, Audresselles, Wimereux, Boulogne-sur-Mer, Le Portel, Equihen-Plage, Ecault, Hardelot-Plage, Sainte-Cécile-Plage, Le Touquet-Paris-Plage, Stella-Plage, Merlimont, Berck).

Основные пляжи Берега: пляж Эскаль у мыса Блан-Не, пляж Одинген у мыса Гри-Не, пляжи в Одресэль, Амблётёзе, Кале, Мало-ле-Бэн, Туке, Висане, Вимрё.

По Опаловому берегу проложено много маршрутов для пеших и вело- прогулок. Подробные схемы и описание можно найти на туристическом сайте Опалового берега .

  • Прогуляться у мыса Блан-Не. В хорошую погоду можно увидеть берег Англии. В любую погоду увидеть красивые места французского побережья: зеленые луга, белые песчаные дюны, утесы и синеву моря и насладиться свежим морским воздухом.

  • В Берке посмотреть на морских котиков в естественной среде обитания.

  • В Булонь-сюр-Мер сходить в один из крупнейших в мире морских центров с аквариумами – центр Навсикая Nausicaa и в собор Нотр-Дам.
  • В Кале: посетить городскую ратушу, увидеть статую Родена рядом с ней и сходить на пляж. Также Кале называют «столицей кружева», и здесь есть музей кружева в здании бывшей фабрики.
  • Сходить на пляж в Туке, восхититься масштабами: во время отлива до воды придется идти почти километр по чистому белому песку. Затем отправиться на пешеходную улицу St.Jean и купить себе мороженого, вафель, шоколада, сувениров… Посмотреть на Туке и окрестности сверху можно с маяка.
  • В Дюнкерке: портовый музей с посещением кораблей и выставкой про пиратов и беффруа Сент-Элуа.

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

источник

Пролив Ла-Манш или Английский канал находится между южным побережьем Англии и северным побережьем Франции. Через него Атлантический океан соединяется с Северным морем. Частью канала является пролив Па-де-Кале или Дуврский канал, как называют его англичане.

Общая длина рассматриваемого пролива равна 560 км. Максимальная ширина на западе составляет 240 км, минимальная ширина в восточной части равна 33,1 км. Что касается глубины, то максимальная достигает 174 метров, а средняя глубина равна 63 метрам. Общая площадь Английского канала соответствует 75 тыс. кв. км.

Западная граница пролива проходит между мысом Лендс-Энд (Край земли) в Англии и островком Иль Вирг, отстоящим от французского побережья Бретани на 1,5 км. На островке находится самый высокий в Европе каменный маяк. Восточная граница проходит между французским маяком Вальде, расположенным на 6 км восточнее города Кале, и северной оконечностью залива Святой Маргарет в Англии. Это рядом с портовым городом Дувр.

Пролив Па-де-Кале имеет длину 33,3 км со средней глубиной 30 метров. В ясный день, стоя на французском берегу, можно увидеть английский берег. Именно здесь находится самый популярный маршрут для пловцов, стремящихся перебраться вплавь с одного берега на другой.

Название «Английский канал» широко используется с начала XVIII века. Его так обозначали на морских картах, только на голландский манер «Engelse Kanaal», с XVI века. Что же касается французского названия «Ла-Манш», то оно использовалось во Франции ещё в XVII веке. Испанцы испокон веков называют пролив «эль Канал де-ла-Манча», а португальцы говорят «канал да-Манча». Слова «манча» в переводе с испанского и португальского означает «пятно».

Что касается населения, то пролив Ла-Манш более густо населён на английском берегу, чем на французском. Самым крупным является английский город Портсмут с населением 422 тыс. человек. Затем идёт Саутгемптон с населением 304 тыс. человек. Далее следуют Плимут с населением 259 тыс. человек, Брайтон с населением 156 тыс. человек, Торбей (130 тыс. человек) и другие города с меньшим населением.

На французском побережье самым большим является город Гавр. Его население составляет 248 тыс. жителей. Далее идёт Кале со 105 тыс. жителей, Булонь-сюр-Мер с 93 тыс. жителей и другие более мелкие города.

По грузоперевозкам Английский канал является самым оживлённым морским путём в мире. В сутки через него проходят 500 судов. При этом корабли, идущие в сторону Северного моря, двигаются вдоль французского побережья, а спешащие в Атлантику, придерживаются английских берегов. Такое разделение связано с целой серией столкновений, которые были характерны для начала 70-х годов прошлого столетия. Именно после этого и было создано двустороннее движение с зоной разделения посередине.

Под Ла-Маншем построен железнодорожный тоннель. Он двухпутный и имеет длину 51 км. При этом 39 км проходят непосредственно под проливом. Евротоннель был запущен в эксплуатацию 6 мая 1994 года. Пассажиры, едущие в поезде, находятся в тоннеле 30 минут. Он связывает английский портовый город Фолкстон и французский городок Кокуллес, находящийся рядом с Кале.

Данное инженерное сооружение состоит из 3-х тоннелей. Два из них имеют рельсовые пути, а между ними находится служебный тоннель. Через каждые 380 метров он соединяется проходами с рабочими тоннелями. Он создан для служебного персонала, а также выполняет аварийные функции. В случае поломки подвижного состава по нему можно эвакуировать пассажиров.

В тоннелях имеются развязки, что позволяет поездам осуществлять беспрепятственное движение. Оно, кстати, левостороннее, как и на всех железнодорожных магистралях Великобритании и Франции. С появлением железнодорожного тоннеля сократилось число паромных переправ в проливе Па-де-Кале.

Впервые пролив Ла-Манш перелетели на воздушном шаре 7 января 1785 года француз Жан Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. Полёт попытались повторить 15 июня 1785 года французы Пилатр де Розье и Пьер Ромен. Но их шар не полетел из Франции в Англию, так как поменялось направление ветра. Шар упал на землю в 5 км от точки отправления, а люди погибли.

Первым вплавь канал пересёк англичанин Мэтью Уэбб. Он начал заплыв 24 августа 1875 года от Адмиралтейской пристани в Дувре. Плыл брассом и планировал добраться до французского берега за 5 часов. Но сильное течение отнесло пловца в сторону. Поэтому Уэбб потратил 21 час 45 минут, чтобы доплыть до Кале. Его зигзагообразный маршрут составил 64 км в длину.

На самолёте через пролив впервые перелетел 25 июля 1909 года французский лётчик Луи Шарль Блерио. А двойной перелёт туда и обратно совершил английский лётчик Чарльз Стюарт Роллс 2 июня 1910 года. Первый перелёт с пассажирами датируется 23 августа 1910 года. Совершил этот рискованный поступок американский лётчик Джон Бевинс Моисант. Пассажирами на самолёте были механик и кошка по клички Фифи.

Первая женщина переплыла канал 23 августа 1926 года. Это была американская пловчиха Гертруда Кэролайн Эдерле. Королева волн – так её называли в США. Она пересекла Ла-Манш брассом, потратив на это 14 часов 39 минут. Перечисленные люди были первыми, поэтому их имена широко известны в мире.

С учётом оживлённого движения судов, пролив испытывает определённые экологические проблемы. Связаны они с разливом нефти и повреждением токсичных грузов. Более 30% инцидентов в мире, угрожающих загрязнению воды, происходят в Английском канале. Самый печально известный произошёл 18 января 2007 года, когда в водах пролива Ла-Манш потерпел аварию контейнеровоз Наполи.

На нём находилось 41773 тонны грузов. При этом 1684 тонны квалифицировались как опасные. В море упало 103 контейнера. Также образовалось большое нефтяное пятно, которое негативно сказалось на морских птицах. И подобные происшествия, правда, в меньших объёмах, случается в этих водах регулярно.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

1. , Судакова землеведение. – М.: Недра, 1971.

2. , , Черванев землеведение. – СПб., 1999.

3. , , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 19–22.

4. , Пашканг : Землеведение и краеведение. – М.: Владос, 2002. – С. 12–24.

5. , , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 5–16.

6. Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 15–34.

7. , Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.

8. , Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 9–19.

9. Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 12–45.

10. , Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 31–51.

11. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 7–18.

Домашнее задание: Форма и размеры Земли, географические следствия шарообразности Земли. Номенклатура «Европа: острова, полуострова, мысы».

Тема: ФОРМА И размеры ЗЕМЛИ

Оборудование: атлас учителя, учебный атлас мира, атлас офицера, миллиметровая бумага, линейки, географические глобусы, нитки, физическая карта Европы.

Вопросы для собеседования:

2. Доказательства шарообразности Земли.

3. Географическое значение формы и размеров Земли.

Задание 1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные:

Таблица 2 – Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Дальность видимого горизонта можно рассчитать по нижеприведенным формулам:

(для небольших высот)

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота места наблюдения (м).

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота глаза наблюдателя (м), R – радиус планеты (км).

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1: вертикальный 1:4

Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:

1. Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не чернилами. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.

2. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.

3. Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.

Задание 2. Произвести анализ кривой. Указать: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.

Задание 3. По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Народной, пика Коммунизма, пика Победы, Белухи. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа.

Задание 4. Пользуясь данными, приведенными выше, и графиком, ответить на следующие вопросы:

А. Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?

Б. Можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии?

В. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?

Для ответов на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у м. Дежнева (максимальная высота прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м.

1., , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 22–24, 32–34.

2., Пашканг : Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 24–29.

3., , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 16–19.

4.Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 34–40.

5., Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 16–21.

6.Половинкин землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 46-49.

7., Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 19–25.

8.Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 54–57.

9., Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 51–57.

10. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 18–23.

Домашнее задание: Годовое движение Земли: доказательства и географические следствия. Номенклатура «Европа: рельеф»

Тема: Годовое движение Земли

Оборудование: атласы учителя; школьный учебник 6 кл. , 1990. – С. 150; циркули; транспортиры; линейки; цветные карандаши; буссоль; физическая карта Европы

Вопросы для собеседования:

1.Общее понятие о годовом движении Земли (эклиптика, орбита, скорость движения Земли, звездный год, тропический год, високосный год, афелий, перигелий, дни равноденствий, дни солнцестояний).

2.Явления прецессии и нутации.

3.Закономерности смены времен года.

4.Пояса освещения (или астрономические тепловые) пояса.

6.Раскрыть понятия тропик, полярный круг.

Задание 1. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, плоскость эклиптики, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону.

Читайте также:  К чему снятся живые глисты в своем кале

Задание 2. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария. На чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.

Задание 3. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90°; 180°; 136°; 105°30′; 90°15′.

Задание 4. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 93°30′; 135°; 83°30′.

Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором– в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 X 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.

Задание 5. Построить кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 3). На оси абсцисс откладываются градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строятся на одном графике.

Таблица 3 – Изменение продолжительности дня на разных широтах в течение года в Северном полушарии

источник

S M T W T F S
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

И волшебный лифт нас унесет наверх
Знает только он какой здесь твой этаж
Там цветут цветы и тает первый снег
А в глазах полет через Ла-Манш. (с)

Паромы через пролив Па-де-Кале или Дуврский пролив, как называют самую узкую часть Ла-Манша, ходят из двух городов Франции: Кале и Дюнкирка. Тем не менее, у нас была возможность уплыть в Англию только из Кале, так как в Дюнкирке не берут на борт пеших пассажиров, только тех, кто на автомобилях. Оно, в принципе, и понятно — паром мало кому нужен при наличии скоростного поезда Евростар, который курсирует несколько раз в день из Брюсселя в Лондон, из Парижа в Лондон и обратно. Но нам очень хотелось и посмотреть на Ла-Манш и с воды, и прокатиться на поезде по Channel Tunnel. В итоге было решено туда плыть на пароме, а обратно возвращаться на поезде уже в Брюссель.

В морской терминал мы прибыли где-то часа за полтора до отправления парома. В здании порта нам предстояло поменять электронный бланк заказа на картонные билеты и заполнить Landing Card — миграционную карточку, которую нужно заполнять всем въезжающим в Великобританию и не являющимся резидентами этой страны. В ней указывают цель визита в Великобританию, количество дней, которое предстоит там провести, адрес отеля и всякие свои личные данные. После заполнения карты оставалось только ждать посадки на паром.

Как выяснилось чуть позже, понятие «foot passengers» для парома Кале-Дувр довольно условное. Если до здания морского вокзала мы дошли по специальной дорожке для пешеходов, то к причалу никакого пешего прохода не было, за нами приехал специальный автобус с логотипом перевозчика «P&O Ferries» для пеших пассажиров. Этот автобус довёз нас сначала до французской границы, и сразу за ней последовала английская. То есть в морском порту пограничный контроль осуществляется не так, как в аэропорту — выезд в стране отправления, въезд в стране назначения, — а сразу оба друг за другом. Это очень удобно, потому что в порту прибытия уже ничего проходить не надо, можно с автобуса идти сразу в город.

Французский пограничник ничего спрашивать не стал, просто сразу шлёпнул штамп, а английский задал целую серию вопросов: кем мы друг другу приходимся, куда едем в Великобританию, сколько дней будем в каждом городе, чем занимаемся по работе, попросили показать бронь отеля и обратный билет. На самом деле, говорят, для британцев это абсолютно стандартный набор вопросов, если ты не вызываешь подозрений. Если вызываешь — допрос может растянуться и на час, причём в ходе него могут даже поднять данные визовой анкеты.

После прохождения границы мы вновь погрузились в автобус, который довез нас уже до самого трапа. Вообще, в порту Кале всё происходило очень быстро — казалось только что мы подъезжали на автобусе к пограничному контролю, а уже через минуту ходили по палубе парома, выбирая место с наилучшим обзором.

Наш корабль носил гордое название Pride of Canterbury:

Ворота Франции:

Поднимают причал:

Открытая палуба у парома была только одна, да и та по сути являлась курилкой, всего лишь клочок пространства на корме. Поэтому мы вышли на неё лишь один раз перед отправлением и вернулись в кресла на закрытой палубе, где нам удалось занять места на носу, с видом по ходу движения.

На пароме был очень забавный бар, в котором можно было расплатиться евро и получить сдачу фунтами стерлингов.

Плыть через Па-де-Кале всего полтора часа, и где-то с середины пролива начинает отчётливо быть виден на горизонте восточный берег туманного Альбиона — высокие белые утёсы:

С каждой минутой он становился всё выше:

И выше:

Пока наконец паром не подошел к причалу:

Пеших пассажиров снова загрузили в автобус, вывезли за пределы пограничной и таможенной зоны порта и высадили на остановке. Мы оказались внизу под утёсами:

Трудно было поверить, но это была Англия, страна в которую я хотела попасть уже очень давно. С первых же минут всё окружающее начало напоминать мне Новую Зеландию: правостороннее движение, милые кирпичные домики, приморские скалы. Даже наш гостевой дом в Дувре, до которого мы дошли от порта минут за двадцать, оказался похож на тот, в котором мы жили в пригороде Окленда — белый аккуратненький домик, симпатично обставленный с множеством деталей внутри.
В Дувре нам предстояло провести две ночи.

источник

Самая узкая часть пролива Ла-Манш, соединяющего Северное море и Атлантический океан. Англичане называют Па-де-Кале Дуврским проливом. Минимальная ширина его — 32 км. и в ясную погоду британцы и французы могут разглядеть меловые скалы на противоположном берегу, а вечером — его огни. Идея строительства тоннеля под дном Па-де-Кале возникла еще в XIX в., но заработал «Евротоннель» в 1994 г.. и сегодня путь от Лондона до Парижа занимает всего 2 часа 15 минут.

Историю освоения пролива Па-де-Кале и его берегов определило географическое положение — между двумя регионами Западной Европы и впоследствии двумя странами.

Он и сейчас носит два имени, как и Ла-Манш, его, так сказать, прародитель. Ла-Манш для британцев — Английский канал, а чаще всего просто Канал, но в языковой традиции большинства европейских стран все же утвердились французские варианты названий: Ла-Манш и Па-де-Кале. Характерно, что и в древности, I в. до н. э., римляне, первыми принесшие цивилизацию на берега по обе стороны пролива, называли его Британским (если находились на острове Великобритания) или Галльским (если пребывали на землях галлов).

Геологическая история пролива относительна молода. Он образовался в результате затопления обширной территории, включавшей в себя дельты Темзы и Рейна. Гипотеза о том, вследствие чего происходило опускание суши и образование пролива, современную трактовку обрела совсем недавно, в первом десятилетии нашего уже века — благодаря новейшим акустическим приборам с высоким разрешением, гидрографическим данным, полученным с кораблей, оборудованных системой GPS. И было установлено, что рельеф дна Па-де-Кале имеет такие характерные особенности, которые появляются на земной тверди после обширных наводнений, связанных с таянием ледников. Примерно 425 тыс. лет назад между нынешними Дувром и Кале проходил меловой хребет, служивший своего рода дамбой между морем и массивом ледника. Постепенно северо-восточнее Дувра тающие льдины образовали озеро. Однажды оно переполнилось, и мощный поток, перевалив через гребни меловых скал, смел хребет, а потом и его обломки, мел — самая рыхлая и рассыпчатая структура известняка. Через 200 тыс. лет, во время одного из относительно кратковременных оледенений, этот природный катаклизм повторился, распространившись и на юго-запад, и наводнение было еще сильнее первого. Но суша под условным названием Доггерленд, по теории, выдвинутой в 1990-х гг британскими учеными, существовала еще 8 тыс. лет назад. Эта теория носит гипотетический характер, но чрезвычайно логична и в последнее время подкреплена новыми исследованиями. Итак, по ней, эта суша представляла собой тундру, обитаемую людьми. Основание для таких предположений и само название Доггерленд дало открытие тщательное исследование песчаной отмели Доггер-банка, в донных отложениях которой были найдены доисторические орудия охоты. В Доггерленде к тому же соединялись древние дельты Темзы и Рейна. В результате таяния ледников Доггерленд постепенно уходил под воду. Окончательное отделение Британских стровов от остальной Европы, и это уже не гипотеза, произошло примерно 6,5-6,2 тыс. лет назад. Образовавшийся пролив имел границы, приблизительно совпадавшие с нынешними. Разве что расстояние от материка до островов было еще меньше.

Невозможно точно сказать, когда люди стали плавать, или, как говорят моряки, «ходить», через пролив Па-де-Кале. Вероятно, тогда же, когда они вообще впервые сели в лодки или на плоты. Трудно себе представить, что их могло удержать от путешествия, когда в ясный день они видели с того места, где сейчас находится город Кале, белые скалы на горизонте. В конце доисторического периода территорию Британских островов населяли в основном кельтские племена. Солдаты Юлия Цезаря, высадившиеся в 43 г месте, где потом заложили крепость Дувра, находили вблизи него земляные сооружения, выдолбленные в скалах, и круги из камней, выложенные друидами-бельгами, а белый были одним из галльских племен. Характерно, что такие мегалитические постройки, располагались именно в этой части Британии, на берегу. Значит, сообщение через пролив между кельтами-бриттами и кельтами-галлами существовало как минимум с I тысячелетия до н. э. Французский город Кале вырос из рыбацкой деревушки, а она, в свою очередь, на месте поселений каменного века. И сегодня рыболовство — одно из основных занятий жителей деревень по обе стороны пролива. В Па-де-Кале водятся тарбет (палтус), камбала, скат, макрель (скумбрия), долгопер, мерлан и сельдь, осьминоги и омары. На отмелях собирают устриц, правда лучшие их разновидности (в гастрономическом смысле) водятся в других регионах Ла-Манша, в основном в Нормандии. Обилие фауны лучший показатель экологической ситуации в море. И судя по тому, что при чрезвычайно интенсивном судоходном трафике в проливе рыбаки без работы тоже не остаются, совместный экологический контроль Англия и Франция при поддержке Евросоюза осуществляют весьма эффективно.

Как часть пролива Ла-Манш, Па-де-Кале соединяет Северное море и Атлантический океан. Но именно в Па-де-Кале происходит наиболее острое столкновение их противоположно направленных течении. Здесь почти не бывает полного штиля и очень часты туманы. Кратчайшее расстояние между Англией и Францией в проливе Па-де-Кале составляет 32 км. Оно исчисляется от Южной косы, мыса, часто называемого также «Игольным ушком Англии» и находящегося в 4,8 км к северо-востоку от английского Дувра, до мыса Гри-Нё вблизи французского города Кале. Английские берега более крутые и скалистые, чем французские.

ПРОЛИВ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., любые суда в проливах Ла-Манш и Па-де-Кале пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода.

Вряд ли такое положение вещей до второй половины XX в. представлялось кому-то даже теоретически возможным: с древности пролив был местом столкновения военно-стратегических интересов племен бриттов и галлов. С 1347 по 1558 г Кале принадлежал Англии. В том же XVI в. Англия и Франция воевали за обладание городом Булонь-сюр-Мер, ныне крупнейшим рыболовным портом во всей Франции, специализирующимся на ловле сельди в Северном море. В 1805 г Наполеон сконцентрировал в Булонь-сюр-Мер и Кале ударную группу своей Великой армии для вторжения в Англию, а на противоположном берегу, в Дувре, все было готово для отражения агрессии, но этим планам не суждено было сбыться. Во время Второй мировой войны в мае 1940 г британский экспедиционный корпус вместе с французскими военными и другими союзниками отступил из Дюнкерка, когда у его ворот уже стояли немецкие танки. Было эвакуировано 338 тыс. солдат в ходе спасательной операции «Динамо». В 1944 г немцы сделали весь французский берег пролива одним сплошным укреплением (Атлантический вал), но, как известно, это им не помогло, и выигранное в 1944 г в результате операции «Оверлорд» сражение стало одним из мощных факторов, приблизивших конец гитлеровской Германии. Немцы, и прежде всего генерал-фельдмаршал Роммель, командующий группой войск «В» в Северной Франции, не сомневались, что высадка союзников произойдет непременно на берег Па-де-Кале, но противник высадился у берегов Нормандии. В городе Кале располагалась крупная военно-морская база немцев, и в том же 1944 г он подвергся сильным бомбежкам авиации союзников.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем, а именно под дном Па-де-Кале, для поездок в каретах возникла еще в начале XIX в. Однако тогда она показалась слишком фантастической и дорогостоящей. Нельзя сказать, что эта идея канула в Лету: время от времени появлялись и другие, но в принципе аналогичные проекты, и даже начиналось строительство — в 1876 и 1922 гг Но оба раза продолжить его мешали какие-то обстоятельства непреодолимой силы: и финансовые, и политические. К середине XX в. паромный флот пролива перестал справляться с перевозками пассажиров и грузов, и идея строительства тоннеля вновь оказалась актуальной. Начиная с 1957 г рассматривались различные проекты, и история повторялась: строительство начиналось, но по каким-то причинам замораживалось. В 1986 г правительства Великобритании и Франции подписали договор по строительству тоннеля между Кале и Фолкстоуном. В 1987 г Европейский инвестиционный банк и другие банки предоставили первый транш в 2 млрд фунтов стерлингов на осуществление проекта, всего же первоначальная смета расходов на строительство включала в себя 7,62 млрд евро. 6 мая 1994 г железнодорожное сообщение в тоннеле, названном «Евротоннелем», было открыто. Обошелся он в 15 млрд, это было превышение первоначальной сметы в два раза. За прошедшие годы тоннель пережил несколько пожаров и другие неприятности, и все же он действует практически бесперебойно, но пока еще не оправдал полностью финансовые затраты на него, однако 2011 г закончил с прибылью. Используются четыре типа поездов: высокоскоростные пассажирские, курсирующие между Лондоном и Парижем (время в пути 2 часа 15 минут), так называемые челночные, перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны между Сангаттом и Фолкстоуном (пассажиры остаются внутри машин); грузовые, с открытыми вагонами, перевозящие грузовики (водители следуют в отдельном вагоне) и грузовые поезда, перевозящие контейнеры и другие массивные грузы.

Читайте также:  Банан в кале у взрослого

Всего тоннелей три — два основных и один служебный, обеспечивающий технические возможности и безопасность всей этой подводно-подземной коммуникации — безусловно, одного из самых выдающихся инженерных сооружений нашего времени в Европе.

■ Скульптурная композиция Огюста Родена из шести фигур, установленная перед зданием Мэрии в городе Кале (1895 г.). связана с одним реальным событием 1347 г., описанным в хрониках Столетней войны. Осадив город, жители которого терпели голод и другие жестокие лишения, английский король Эдуард III издевательски заявил, что прекратит осаду, если на поклон к нему с ключами от городских ворот придут шесть уважаемых граждан Кале. Причем одеты они должны быть в холщовые рубашки, а на шее у них должны быть веревки. Шесть человек из числа самых знатных и состоятельных горожан добровольно вызвались исполнить это условие. Эдуард III все-таки не посмел умертвить этих достойных людей, как намеревался поначалу. Во Франции шесть граждан Кале и шедевр Родена — символ патриотизма. Реплики этого творения скульптора установлены в Базеле, в Лондоне, у здания парламента, в Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

■ О высадке союзников фельдмаршал Роммель узнал только через три часа после ее начала: накануне он уехал в Берлин по личным делам. Подвела «лиса пустыни», как прозвали Роммеля за хитро проведенные операции в Северной Африке, его хваленая интуиция, переродившаяся в слепую самоуверенность, из рук вон плохо сработала его разведка.

■ Замок Дувра, из-за его стратегического положения с древности называемый «ключом к Англии», — один из самых больших замков Англии, построенный на месте еще римских укреплений, возвышается над морем на 114 м. Он хранит немало легенд, в том числе связанных с королями и королевами, бывавшими и подолгу жившими здесь. Замок знаменит также своими тоннелями, прорытыми в меловых скалах на глубине 15 м во времена наполеоновских войн. Общая длина их оставляет около 6,3 км. Тоннели стали казармами, в 1803 г. в них размещалось до 2000 солдат. Кроме того, был оборудован госпиталь. В 1826 г. тоннели были заброшены, во время Второй мировой войны служили бомбоубежищем, командным пунктом и снова госпиталем.

■ В 1580 г. у берегов Дувра произошло землетрясение, сопровождавшееся разрушением городских стен и цунами. Об этом землетрясении сообщают все хроники Англии, Франции и Фландрии XVI в. Упомянуто оно и в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» устами кормилицы Джульетты. Вероятнее всего, автор сам его пережил. При строительстве «Евротоннеля» проводились специальные исследования и было установлено, что землетрясение 1580 г. имело силу до 5,9 балла.

■ Подвенечное платье Кейт Миддлтон, вышедшей замуж за английского принца Уильяма в 2011 г., было сшито из машинного кружева, созданного в Кале, признанном центре производства этого изысканного материала. Среди цветочных орнаментов на платье были вытканы символы Великобритании — роза, чертополох, нарцисс и клевер.

■ г. Кале: Сторожевая башня (XIII в.) на Оружейной площади. Кафедральный собор Нотр-Дам де Кале (готика, XIII в.), башня — XIV-XV вв., Цитадель (XVI в.); здание Мэрии (1911-1926 гг.). представляет собой точную копию снесенного в 1818 г. здания в стиле фламандского ренессанса. Башня-беффруа (вечевая башня) Мэрии — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других беффруа Франции и Бельгии; скульптура О. Родена «Граждане Кале» (1895 г.), Международный центр кружев и моды; Музей-мануфактура кружева.
■ г. Булонь-сюр-Мер: башня-беффруа (XI в.), часть Всемирного наследия ЮНЕСКО; замок графов Булонских (XII-XIII в.), крепостные стены Верхнего города (XIII в.), Кафедральный собор Нотр-Дам де Булонь (XIX в.), построен на месте разрушенного готического собора, крипта содержит подлинные элементы романской и готической архитектуры; отель Дезандруэн (неоклассицизм, XVIII в.); Национальный центр изучения моря (морской аквариум, выставка морской фауны и экспозиция, рассказывающая о современных методах управления ресурсами моря).
■ г. Дюнкерк: башня-беффруа (XIII в.) церковь Сент-Элуа (готика, XV в.), Мэрия (начало XX в.), Музей изящных искусств, Музей современного искусства с парком скультур и ориентированный на детей музей Портуар (история города);
■ г. Дувр: белые меловые скалы, Дуврский маяк и замок (крепость) Дувра, заложен около 50 г. до н. э. (в замке сохранились строения XI—XIII вв., но основная его часть сегодня — реконструкция XX в.); Коннот-парк, природный заповедник Коугейт, Музей Дувра, набережная.
■ г. Рамсггейт: викторианская архитектура, Морской музей, Королевская гавань.
■ г. Фолкстоун: вблизи от города — Железнодорожный музей (техника 1930-х гг.).

источник

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 368. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Ла-Манш, Па-де-Кале. 24.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:
Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале (снимок из космоса). «Дралоскоп» (эпидиаскоп) – таким аппаратом я пользовался при оформлении стендов, стенгазет, плакатов, карт, схем и т.д. на БПК «Свирепый» в период 1973-1974 гг.

Из описания проливов и залива Сена в данной новелле читатели сами легко найдут пролив Па-де-Кале, Ла-Манш и залив Сена, а также вероятное место пребывания КУГ 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ 23 марта 1974 года.

Наш разговор с Андреем Павловым о службе специальной секретной связи закончился, но мы оба, чуть-чуть раскрыв друг другу то, что не должны были раскрывать и даже обсуждать, почувствовали такое доверие и дружеское участие, что я понял, разговор продолжится, Андрей тоже скучал без своих друзей, ушедших на крейсере «Свердлов» на БС (боевую службу) в Средиземное море. Интересно, а что там у них происходит в данный момент?

22 марта 1974 года КУГ (корабельная ударная группа) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ в составе двух отрядов: первый отряд – крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма» (командир первого отряда, капитан 1 ранга Ю.И. Можаров), второй отряд – БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота (командир второго отряда, капитан 2 ранга В.П. Нечитайло) в соответствии с международными правилами прохода по проливам миновали Па-де-Кале и Ла-Манш, и направились в залив Сена (Сен-Мало).

23 марта 1974 года стало известно, что с БПК «Бодрый» командиру ОБК (отряда боевых кораблей), капитану 2 ранга Б.П. Нечитайло, который находился на крейсере «Свердлов», доложили о необходимости проведения операции аппендицита одному из моряков, просили прислать врача с крейсера («на усиление»). Состоялась встреча кораблей и оперативная переправа корабельного доктора на катере с крейсера «Свердлов» на борт БПК «Бодрый». Операция прошла успешно.

Оба отряда боевых кораблей КУГ (корабельной ударной группировки) ДКБФ успешно прошли проливом Ла-Манш и приближались к месту первой дозаправки топливом, водой и продуктами, к заливу Сена.

Ла-Манш или Английский канал – это пролив между побережьем Франции и островом Великобритания. Проливы Ла-Манш и Па-де-Кале соединяют Северное море с Атлантическим океаном вдоль побережья Западной Европы. Длина пролива Ла-Манш 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Па-де-Кале или Дуврский пролив (Dover Strait) считается частью пролива Ла-Манш.

Основные порты по берегам пролива Ла-Манш: Портсмут, Саутгемптон (Англия), Гавр, Шербур (Франция). Крупнейшие острова пролива: остров Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова у берегов Франции, в заливе Сена (Сен-Мало).

Пролив Ла-Манш и Па-де-Кале имеют два берега – британский и французский, поэтому они имеет статус международных. Международные морские проливы (по определению Конвенции по морскому праву) – это «естественные морские пути, соединяющие между собой моря и издавна используемые для международного судоходства». Международные морские проливы, независимо от их длины и ширины, свободны для прохода военных и торговых судов всех стран.

Прибрежные государства не вправе перекрывать их своими территориальными водами, а если они все-таки перекрыты ими, то не вправе приостанавливать мирный проход по ним иностранных судов. Это положение ряда международных договоров, часть норм международного права.

Таким образом, государства, имеющие права на воды международных морских проливов гарантируют свободную навигацию «для флагов» (судов и кораблей), признают «принцип свободы прохода и мореплавания» в международных проливах.

Международные морские проливы, связывающие между собой открытые (большие) моря, например, Гибралтар (Атлантический океан и Средиземное море), Ла-Манш и Па-де-Кале (Северное море и Атлантический океан), Магелланов пролив (Атлантический океан и Тихий океан), Берингов пролив (Северный Ледовитый океан и Тихий океан) имеют режим транзитного прохода. В открытых проливах осуществляется свободное судоходство и полёты самолётов для непрерывного и быстрого прохода и пролёта через пролив, или входа, выхода или возвращения из государств, граничащих с проливом.

Как и любое другое интенсивное движение людей, автомобилей, судов и кораблей в узостях, в международных проливах осуществляется двустороннее движение по правилу «правой руки». В Гибралтаре, например, длина пролива 59 км, ширина от 14 до 44 км, глубины от 53 до 1180 м.

В северной части пролива Гибралтар «установлена полоса движения для судов и кораблей, идущих на запад, а в южной – для идущих на восток». В самом узком месте пролива Гибралтар «установлена разделительная полоса, от входа в которую суда и корабли должны воздерживаться» (то же самое, например, на московских проспектах).

Ширина пролива Ла-Манш (в самом узком месте Па-де-Кале) около 32 км, а средняя ширина пролива — около 94 км, глубины от 21 до 172 м (средняя 51 м). Режим судоходства в проливе Ла-Манш (за пределами территориальных вод Англии и Франции) также свободен для всех судов и кораблей всех стран и государств. Причём «английская часть пролива Ла-Манш рекомендуется для движения судов с востока на запад в северной части пролива, а французская для судов, идущих с запада на восток по южной части пролива».

Если проливы соединяют открытые моря и территориальные (внутренние) моря, например, Мессинский и Тиранский проливы, то «применяется право мирного прохода через территориальное море».

«Проливы, в срединной части которых есть полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский) обладают свободой судоходства, принятой в открытом море и исключительной экономической зоне».

Балтийские или Датские проливы используются всеми странами и государствами в соответствии со специальными международными соглашениями. При этом прибрежным с проливами государствам устанавливаются и предоставляются особые права. Например для военных кораблей США и НАТО нет тех ограничений и норм, которые установлены для советских судов и кораблей.

Балтийские (Датские) проливы – это: Большой Бельт (между островами Зеландия и Фюн), длина 115 км, ширина от 11 до 78 км, глубина от 11,3 до 71 м; Малый Бельт– длина 125 км, ширина от 0,5 до 41 км (в одном мете пересечён мостом). Воды этих проливов относятся к территориальным водами Дании.

Зунд – пролив проливной зоны Балтийских (Датских) проливов – имеет длину 102 км, ширину от 3,4 до 49 км, минимальную глубину 8 м. Пролив Зунд перекрыт территориальными водами Дании и Швеции. Поэтому страны-хозяева своих территориальных вод установили ограничивающую норму для прохода иностранных военных кораблей – «не более трёх кораблей по предварительно полученному разрешению», а «все иностранные ПЛ только в надводном положении».

Черноморские проливы – Босфор, Мраморное море и Дарданеллы – тоже имеют статус территориальных вод страны-государства – Турции. Общая дина этих проливов — около 370 км.

Ширина пролива Босфор от 700 м до 3,8 км, глубина до 20 м. Движение в проливе Босфор разделённое (сначала суда-корабли идут в одну сторону, затем – в другую), лоцманская проводка обязательна, движение регулируется трафик-контролем порта Стамбул. Ширина пролива Дарданеллы от 1,3 до 27 км, глубина до 29 м.

При проходе танкеров дедвейтом свыше 40 000 т, движение остальных судов-кораблей перекрывается и возобновляется после их прохода. При плохих погодных условиях в Босфоре движение судов, скоростью менее 10 узлов запрещено.

В проливе Босфор очень интенсивное поперечное движение паромов и пассажирских катеров из одной части Стамбула в другую, а также в районе бухты Золотой Рог интенсивный любительский лов рыбы с малых плавсредств. Кроме этого над проливом Босфор два огромных «висячих» автомобильных моста.

По международной Конвенции 1937 г. военные корабли черноморских держав могут проходить через черноморские проливы практически неограниченно, а нечерноморских — с ограничениями: тоннаж до 10 000 т, калибр орудий не свыше 203 мм, общий единовременный тоннаж всех военных кораблей в Чёрном море не более 30 000 т.

Кстати, в Магеллановом проливе тоже территориальные воды, поделённые между Чили и Аргентиной. Длина Магелланова пролива 575 км, ширина от 2,2 до 110 км, глубины на фарватере от 20 до 1180 м. Лоцманская проводка судов и кораблей в Магеллановом проливе обязательна.

Отдельный статус имеют международные каналы, но ими советские военный корабли не пользуются, так как эти каналы, как правило, платные и целиком принадлежат странам-хозяевам этих каналов. Поэтому режим прохода каналов и тарифы сборов в международной валюте за проход (как правило, доллары США) закреплены в соответствующих международных договорах.

В воскресенье 24 марта 1974 года ночью опять было холодно (заморозки) до минус 2,2°С, утром всего плюс 2.9°С, а днём на солнышке плюс 9°С, поэтому я весь день (кроме обычных работ и дел по службе) оформлял фотолетопись БПК «Свирепый», наклеивал и подписывал (комментировал) фотографии периода первой боевой службы в июле-октябре 1973 ода, собирал в хронологическом порядке свои записи, черновики отчётов в разведотдел и карты-схемы нашего боевого похода.

Читайте также:  Токсокары у собаки в кале

Конечно, отчёты и фотографии, описания, рисунки и записи свидетельств событий первой БС я должен был полностью (вместе с черновиками – таково было условие) отдать в разведотдел штаба 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, но тогда как я мог оформить фотолетопись корабля? Потом и свои ДМБовские альбомы я хотел оформить тоже в хронологическом порядке и с описанием (по возможности) реальных событий и фактов…

В альбомах фотолетописи БПК «Свирепый» я использовал реальные карты прокладки курса БПК «Свирепый» с указанием точек с координатами местоположения корабля в Северной Атлантике. При этом, правда, я не указал точно место, в котором мы обеспечивали безопасность стрельб новейшими баллистическими ракетами той советской АПЛ (атомной подводной лодки), которую мы сопровождали и охраняли недалеко от острова Роколл в период приближения жестокого шторма урагана Эллин (сентябрь 1973 года).

Для своего ДМБовского фотоальбома я использовал метеокарту, на которой схематически указал путь и маршрут следования БПК «Свирепый» в выходах в море и первом боевом походе в период 1972-1973 гг.

Работая над этими фотоальбомами, я отчётливо представлял себе путь, маршрут и обстановку КУГ (корабельной ударной группировки) 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, поэтому (для пробы) решил сам для себя повторить то, что я делал в штабе, – составить сводную картину ТБД (театра боевых действий) этого похода КУГ.

Мне очень пригодился «дралоскоп» (эпидиаскоп), через который я проецировал на большой лист ватмана карту района Атлантического океана в котором сейчас находились: крейсер «Свердлов» пр.68 бис, эскадренный миноносец ЭМ «Настойчивый» пр.56А и танкер СМТ «Олекма», БПК «Бодрый», БПК «Сильный», танкер «Каунас» и дизельная ПЛ Северного флота.

источник

Есть такой уникальнейший пролив, который в англоязычных странах имеет название Дуврский. Под его дном проходит Евротоннель. Это знаменитый Ла-Манш, представляющий удивительно любопытный участок земли. А интересен он не только своими ландшафтами, но и происхождением. Как называется самая узкая часть Ла-Манша? О ее местоположении и об особенностях будет рассказано в этой статье.

Пролив соединяет океан Атлантический с Северным морем. 578 километров составляет его протяженность, ширина на западной части – 250 км, на восточной – 130 км. Самая маленькая глубина – 23,5 метра.

Важно отметить, что между городами Кале и Дувр (как называется самая узкая часть Ла-Манша, узнаем чуть ниже) сооружен уникальный тоннель.

Более 52 км (38 км трассы находится непосредственно под проливом) составляет его длина.

Основными портами являются: Гавр, Портсмут, Шербур и Саутгемптон. Есть и острова, крупнейшие из которых расположены у берегов Великобритании (о. Уайт) и у берегов Франции (Нормандские острова).

В Древнем Риме этот пролив назывался Oceanus Britannicus, что переводится как «Британский океан». По истечении времени он становился все меньше и меньше. В викторианскую эпоху он имел название – «Британское море», а уже сегодня моряки называют это место просто «рукавом» (The Sleeve).

Теоретически на месте Ла-Манша в давние времена были низинные земли (что-то вроде Нидерландов). Затем уровень поверхности моря стал подниматься и заполнять обширные долины водами океана. Это место стало дном ныне существующего пролива, отделившего Великобританию от большого материка.

Прежде, чем мы узнаем, какая самая узкая часть Ла-Манша, рассмотрим еще одну теорию происхождения этого пролива.

Более 20 лет назад появилась еще одна, можно сказать, катастрофическая теория развития событий. Большая часть географов воспринимает ее немного надуманной.

В журнале Nature была опубликована научная статья лондонских ученых из Imperial College, в которой говорилось о том, что отделяющий Великобританию и Францию пролив был сформирован в результате других природных процессов. Они считают, что причиной рождения Ла-Манша стал катастрофический отток воды из огромного озера, который образовался в результате слияния Рейна и Темзы в ледниковом периоде.

Руководитель этих исследований Санджив Гупта сказал, что более 420 тыс. лет назад Британия и Франция были соединены антиклиналью Вельд-Артуа. Это меловая гряда, высота которой достигала 180 метров именно в районе рассматриваемого пролива, а в западной части от нее лежали низины. Вода из Рейна, Темзы и других рек стекала сюда через Северное море.

А когда ледники заблокировали Северное море, речная вода стала накапливаться в замкнутом пространстве, сформировав впоследствии огромное озеро, которое подпитывалось реками и таянием ледника.

Расположен этот участок между материнской частью Европы и островом Великобритания.

Это великолепное место с прекрасными ландшафтами, где ясным солнечным днем можно рассмотреть здания, расположенные по ту сторону пролива, а ночью увидеть яркие светящиеся огни.

Самая узкая часть Ла-Манша называется Па-де-Кале или Дуврский пролив. Ее ширина всего 32 км. Она находится как раз между французским городом Кале и английским портом Дувр. Пассажирский катер пересекает Па-де-Кале за 1,5-2 часа. В этом месте под водой построен Евротоннель.

Есть в геологии выражение – мегапотоп. Им обозначаются события, произошедшие за последние 500 лет на территории, представляющей сейчас водную преграду между островами Британии и континентом. Речь идет о том самом Ла-Манше.

В переводе с французского Ла-Манш означает «рукав». В Великобритании его называют «Английский канал». Протяженность его около 560 км, а ширина максимальная – 240 км. Примерно 34 км имеет в ширину самая узкая часть Ла-Манша.

  • Во времена первой мировой войны впадина «Хердз Дип», находящаяся на дне Ла-Манша, англичанами использовалась для захоронения химоружия. А после Второй мировой (1941-1945 гг.) здесь было затоплено вооружение немцев. С 1946 по 1973 годы здесь были произведены захоронения радиоактивных изотопов.
  • Самым первым пловцом в истории человечества, переплывшим Ла-Манш, был Мэттью Уэбб. Этот заплыв в 1875 году длился почти 22 часа (без 15 минут).
  • По Евротоннелю поезда «Евростар» передвигаются со скоростью 160 километров в час.
  • На одном из островов пролива с названием Сарк (Нормандские острова) сохранялся феодализм до 2008 года. Островом до этого самого момента управлял совет старейшин. Это последний в Европе остров с подобного вида управлением.
  • В Ла-Манше обитает гигантский угорь, вес которого превышает 100 килограммов, а длина достигает 3-х метров.
  • Единственная железная дорога действует на острове Олдерни (Нормандские острова), построенная в 1847 году. Ее длина составляет 3 км. Работает она лишь летом и только по выходным дням и в праздники.

Мы узнали, как называется самая узкая часть Ла-Манша, выяснили историю возникновения самого пролива и поняли, что это место является одним из самых интересных уголков планеты Земля.

источник

Водоём, который отделяет южную Англию от северной Франции, и присоединяет южную часть Северного моря к Атлантическому океану. Пролив Дувр (Dover), французский : Па-де-Кале или Ла-Манш, голландский : Nauw ван Кале или Straat ван Довер, Английский канал — этот пролив отделяет Великобританию от континентальной Европы .

«Ла-Манш» — Кратчайшее расстояние через пролив от точки Южный Форленд, 33.1 км (20,6 миль) к северо-востоку от Дувра в графстве Кент , Англия, и Кап Гри, мыс рядом с Кале во французском департаменте Па-де-Кале, Франция.

Между этими точками лежит самый популярный маршрут для кросс-канальных пловцов.

В ясный день можно увидеть противоположное побережье Англии из Франции и, наоборот, с самым известным и очевидным зрелищем белых скал Дувра на обоих побережьях невооруженным глазом, а также огни на любом побережье ночью. Бичи-Хeд небесный причал

Большинство морских перевозок между Атлантическим океаном, Северным морем и Балтийским морем — проходит через пролив Дувр, а не через длинный и более опасный маршрут вокруг севера Шотландии.

Пролив оживлённых международных маршрутов — самый оживлённый морской путь в мире — более 400 торговых судов в день.


Безопасность маршрута через пролив и вдоль пролива стала критической проблемой, с береговой поддержкой 24 часа над проливом и соблюдением строгого режима судоходных путей.

В дополнение к интенсивному трафику восток-запад, пролив пересекается с севера на юг паромами, связывая Дувр, Кале и Булонь. Ла-Манш в настоящее время обеспечивает альтернативный маршрут, под проливом, на средней глубине 45 м (150 футов) ниже морского дна. Город Дувр дал свое название одному из морских районах британского судоходства.

Английское название канала широко используется с начала 18-го века, отмечается Engelse Kanaal в голландских картах моря от 16-го века и далее. Современным голландцам, однако, он известен как Het Kanaal ( без ссылки на слово «английский» ).

Позже, он также был известен как британский канал или британское море. Под названием Океан Британика он обозначен географом 2-го века Птолемеем. На итальянской карте 1450, используется имя canalites Anglie — возможно первое записанное использование обозначения канала. Англо-саксонское называние Sud-sǣ (Южное море), в отличие от «Северное море» = Бристоль Channel. Слово канал впервые отмечено в английском языке в 13 веке. Французское название Ла-Манш появилось, по крайней мере с начала 17-го века. Имя Ла-Манш, как правило, относят к самому узкому месту пролива.

В Испании и в большинстве испаноязычных странах пролив называют эль Канал де-ла-Манча. На португальском он известен как канал да-Манча. Это не перевод с французского! На португальском и испанском, Манча означает пятно, в то время как слово рукав манга — что свидетельствует либо о фонетическом заимствовании из французского либо наличие общей этимологии.

В каталонском, смысл (канал-де-ла Manega) — Manega означает «рукав» . Другие языки также используют это имя, например, греческий (Κανάλι της Μάγχης) и итальянский (ла) Маника. Немецкий — Ärmelkanal, буквально рукав-канальный, или в более общем смысле Атлантик.

Английский канал (французский: Ла-Манш; Бретон: Мор Breizh, «море бретонцев»; Корниш: Мор Bretannek, British Sea)

Первичные притоки — Река Exe, река Сена, река Тест, реки Тамар, реки Сомма и притоки бассейновых рек страны Великобритания
Макс. длина 560 км (350 миль)
Макс. ширина 240 км (150 миль)
Площадь поверхности 75000 км 2 (29000 квадратных миль)
Средняя глубина 63 м (207 футов)
Макс. глубина 174 м (571 футов)
на Deep Херд
Соленость 3,4-3,5%
Макс. температура 15°C (59°F)
Мин температура 5°С (41°F)
Острова Иль-де-Bréhat, Иль де Бац, Chausey, Tatihou, Иль Санкт-Marcouf, Остров Уайт, Джерси, Гернси, Олдерни, Сарк, Херм
Расчеты Борнмут, Брайтон, Плимут, Портсмут, Пул, Гавр

источник

Итак, из Нидерландов мы направились во французский порт Кале, откуда нам предстояло переплыть на пароме через пролив Па-де-Кале(самая узкая часть пролива Ла-Манш) в Великобританию. Пролив мы пересекли дважды и в этом посте хронология моего рассказа будет нарушена, часть фоток из пути в Англию, часть — обратно на материк.

Па-де-Кале, (франц. Pas de Calais) Дуврский пролив (англ. Strait of Dover), пролив между материковой частью Европы (Франция) и островом Великобритания. В древности назывался Галльским проливом, благодаря своему расположению на берегах Галлии. Длина пролива 37 км, ширина от 29 до 35 км, наименьшая глубина 21м. Основными портами являются: в Великобритании — Дувр, во Франции-Кале, Булонь, Дюнкерк

В день переезда в Англию погода нам не благоприятствовала, был дождь и штормило. Тем не менее, несколько фоток на открытой палубе мы сделали.

Встречный паром. Такой же, как и наш.

Паром преодолевает расстояние между французским Кале и английским Дувром за неполные два часа. Однако при подходе к Дувру наше движение застопорилось. Дувр не принимал паромы из-за шторма. Пришлось ждать разрешения пришвартоваться около полутора часов.

И вот он, наконец, туманный Альбион.

И вот уже первые английские дома

Теперь перенесемся во времени на неделю вперед, о пребывании в Великобритании речь впереди, и проследим путь в обратном направлении.

На этот раз погода нас баловала солнышком.

Белоснежные меловые скалы.

Остатки оборонительных сооружений на холме. Замок этого города расположен на вершине Белых скал с высотой около 114 метров над уровнем моря, и сейчас, как и во времена правления римлян, он является форпостом защиты.

В порту Гавра. Белый автобус — наш, он вместе с нами переправлялся на пароме через пролив.

Здание таможни, здесь мы проходили паспортный контроль.

Отплываем. Прощай, туманный Альбион!

Обратный путь был без приключений и вскоре впереди показался Кале.


Тонь. А чего-то я не поняла. Это и вся Англия? 🙂 Сплавали типа?

А Дувр — деревня деревней. И вообще, у меня такое впечатление, что вся Англия — деревня деревней. 🙂 А, ну да, еще руины — как у Джерома К. Джерома. Когда англичанин хочет отдохнуть, он едет осматривать какую-нибудь руину. 🙂

Venda1, Оль, я просто про переезд через пролив рассказала одним постом Как в ЖЖ любят говорить, «чтоб два раза не вставать»:)) , меня эта фраза ужасно умиляет.

А в Дувре мы были-то только в порту. По данным инета городок вовсе и неплохой.

Syamuka, мы в Кале только проездом были, гид рассказывала про историю города и про скульптуру Родена, мимо которой мы проезжали.

Осада Кале
После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

В 1884 г. мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену. Эти бронзовые скульптуры Родена был установлены у мэрии 3 июня 1895 года.

«Граждане Кале» — бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.

источник