Меню Рубрики

На каком языке говорят цыгане кале

Уже несколько столетий в России живут цыгане. Их можно встретить по всей территории страны — от границ на западе до Дальнего Востока. Ни один конный рынок в XIX столетии не обошелся без их активного участия. Заслуженную славу им принесло особенное танцевальное и музыкальное искусство. А на каком языке разговаривает этот народ, существует ли единый цыганский язык? Ведь цыгане бывают разные. Существуют украинские сэрвы, румынские влахи, немецкие синти, крымские и молдавские цыгане. Что же говорит по этому поводу цыганское языкознание? Попробуем разобраться, на каком языке говорят цыгане. Какие слова позаимствованы из него в нашу лексику?

Очень часто некоторых людей называют цыганами. С чем это связано? Скорее всего, они не могут усидеть на одном месте, все время меняют место жительства или любят что-то выпрашивать. Очень интересный народ — цыгане. У европейцев бытовало мнение, что они первоначально появились из Египта, поэтому на многих языках слово «цыган» — производное от «Египет».

На самом деле тысячу лет назад несколько племен из севера и запада Индии перекочевали в другие страны. Вот они и стали цыганами. Одни племена попали в Персию, другие скитались возле земель Турции, некоторые достигли Сирии, Египта и Северной Африки. Будучи выходцами из Индии, эти люди для общения сохранили именно индийский язык.

Позже цыгане перекочевали на Балканы, в Россию, Венгрию. Затем они появились в европейских странах: Германии, Англии, Франции, Испании, Швеции и Финляндии.

Столетние странствия привели к тому, что цыганский язык заимствовал слова из других языков. Ведь у цыган были занятия, позволяющие им кочевать. Одни занимались резьбой по дереву, другие делали посуду, третьи танцевали, пели, писали стихи, гадали. Все они любили лошадей и торговали ими. В Испании цыгане прекрасно танцевали фламенко.

Итак, цыганский язык относят к индоарийской группе индоевропейский языков. Этот язык еще используют жители Пакистана, Индии, Бангладеш. Именно этот говор считается единственным балканским языком индийского происхождения. У цыганского наречия есть два близких сородича — язык домари (используется жителями Иерусалима) и ломаврен (раньше использовался армянами).

Так как цыгане путешествовали по всему миру, то развитие их говора происходило в виде отдельных диалектов. В каждой стране, где проживали цыгане, формировались какие-то свои особенности наречия.

Хоть цыгане и отделяют себя от других народов, все же единого «цыганского общества» так и не сформировалось. Это приводит к вымиранию цыганских диалектов.

Насколько сегодня распространен говор цыган? Самое большое количество представителей этого народа проживает в Румынии — около полумиллиона человек. Следующей страной по их численности считается Болгария — 370 тысяч. В Турции проживает около 300 тысяч цыган. Свыше 250 000 человек насчитывается в Венгрии. Следующей страной является Франция, там живет около 215 000 цыган. Следующий список продемонстрирует вам количество пользователей цыганским наречием в других странах:

  • в России — 129 000;
  • Сербии — 108 000;
  • Словакии — 106 000;
  • Албании — 90 000;
  • Германии — 85 000;
  • Республике Македония — 54 000;
  • Украине — 47 000;
  • Италии — 42 000;
  • Боснии и Герцеговине — 40 000.

Во всех других европейских странах их количество меньше 20 000 человек. В Великобритании, Испании и Эстонии всего по 1000 представителей.

Цыганскому говору присущ определенный артикль различия по родам и числам. Выделяется наличие семи падежей: именительного, винительного, дательного, отложительного, притяжательного, творительного, звательного. Все существительные имеют абстрактные понятия мужского рода. У местоимений только шесть падежей, без звательного. Инфинитива глагола не существует. Прилагательные склоняются, если относятся к существительному.

Иногда носители разных диалектов цыганского языка плохо понимают друг друга. Общепонятны только разговоры на бытовые темы. Современный язык цыган имеет три мега-группы:

Каждая крупная диалектная зона делится еще на небольшие группы, включающие фонетические и грамматические инновации. Заимствования зависят от среды обитания. Отмечается существование следующих самых крупных диалектных зон:

  • Северная. Сюда относят скандинавских, финских, прибалтийских цыган, синти, русских рома.
  • Центральная. Австрийские, чешские, венгерские, словацкие говоры.
  • Влашская. Диалекты ловари, влахи, кэлдэрарский.
  • Балканская. Сербские, болгарские, крымские цыгане.
  • Сэрвитская. Получила сильное влияние северо-восточных диалектов.

В России самым распространенным считается влашский диалект, заимствованный из языка румынских цыган. От него произошел местный северно-русский диалект. Он схож с польским, чешским, словацким, литовским говором. Важно отметить, что на основе кэлдэрарского диалекта составлялся проект наддиалектного койне — общего цыганского языка.

В 2002 году в Молдавии впервые отмечался Международный день цыган. Впервые о молдавских цыганах упоминалось в 1428 году. Представители этого народа в Молдавии, как и в Румынии, подчиняются своему барону. Многие годы молдавские цыгане подвергались притеснениям. Ведь в девятнадцатом веке еще можно было купить целую семью цыган и использовать ее как рабов.

Бароном цыган Молдавии сегодня является Артур Чераре. Здесь этот народ занимается в основном ремесленничеством. Дома цыган можно узнать издалека, как и их одежду. Они их красочно разукрашивают, на стены наносят целые картины. Чаще всего у хозяев хватает умений на пейзажи и цветы. Также встречаются и богатые представители этого народа. Их дома похожи на хоромы, церкви или храмы.

Предки русских цыган пришли в страну со стороны Польши. Они занимались конной торговлей, гаданием, музыкой и являлись православными христианами. Сейчас их можно встретить по всей территории Российской Федерации. Особенно нравятся людям их песни и пляски. С приходом Октябрьской революции цыганское купечество было полностью уничтожено, а конные рынки закрылись. Подвергли цыган геноциду также и гитлеровцы.

Диалект русских рома наполнен кальками из польского, немецкого, русского языка. Заимствовались суффиксы и приставки. Самой главной особенностью русского диалекта считается применение окончания -ы. Оно используется в существительных и прилагательных женского рода и сходно с окончанием -и. Примеры: ромны (цыганка), парны (белая), лолы (красная). А вот с окончанием -и: кхурми (каша), чури (нож).

Вот примеры слов, имеющих общецыганские корни: дад (отец), дай (мать), грай (конь), васт (рука), якх (глаз), яг (огонь), паны (вода). Также приведем примеры слов с заимствованиями из русского языка: рэка (река), родо (род), вэсна (весна), бида (беда), цвэто (цвет). Из польского языка взяты слова: сэндо (суд), индарака (юбка), скэмпо (скупой). От немцев взяты следующие заимствования: фэлда (поле), фэнчтра (окно), штуба (квартира).

Заимствования не только проникают в цыганский говор, но и выходят из него. Особенно ими наполняется уличный, криминальный, ресторанно-музыкальный лексикон. Всем известно, что слово «лавэ» обозначает деньги, ведь многие цыгане часто просят их за гадание. «Стырить» тоже произошло от цыганского говора и обозначает «украсть». Часто вместо «кушать и есть» употребляется жаргонное «хавать». Для игры на музыкальном инструменте иногда применяют «лабать». И уж очень часто молодежь применяет словечко «чувак», имеющее значение «свой парень».

При желании изучить самые популярные фразы кочевого народа можно обратиться к цыганскому словарю. Сама фраза «цыганский язык» в нем записана как «романо ракирэбэ». Вот самые часто используемые фразы приветствия:

  • бахталэс — привет;
  • дубридин — здравствуйте;
  • мишто явъян — добро пожаловать;
  • дэвес лачо — добрый день.

Кроме приветствий, вас могут заинтересовать и другие стандартные фразы:

  • явэн састэ — будьте здоровы;
  • наис — спасибо;
  • лачи рят — спокойной ночи;
  • сыр тут кхарэн — как тебя зовут;
  • прости — извини;
  • мэ тут камам — я тебя люблю;
  • мэ тут мангава — я тебя прошу;
  • мэ шукар — я в порядке;
  • миро дэвэл — Бог мой!

Цыганским говором чаще пользуются как разговорным. Тем не менее некоторые книги написаны именно на этом наречии. Им пользовались для написания произведений следующие писатели: Лекса Мануш, Папуша, Матео Максимов. Также стоит отметить Георгия Цветкова, Вальдемара Калинина, Януша Панченка, Джуру Махотина, Илону Махотину. Существует и ряд других писателей, использовавших в своих произведениях цыганский говор.

В основном на нем писали малые прозаические формы и стихи. Поэзия всегда была для этого народа традиционным развлечением. А вот прозаическое произведение без определенной подготовки не напишешь.

Существует театр «Пралипэ», где играют спектакли на цыганском наречии. Первый цыганский театр оперетты Николая Шишкина также ставит постановки на языке рома.

Два режиссера, снимающих фильмы на этом языке, получили широкую известность. Это Эмир Кустурица и Тони Гатлиф. Язык рома использовался в фильмах «Странный чужак», «Везунчик», «Изгнанники», «Время цыган».

В Канаде и США тоже можно встретить рома, но их здесь очень мало. Представлены они всеми тремя ветвями европейских цыган: кале, синти, рома. Как же попали в Америку представители цыганских народностей? Они приезжали туда в разные годы. В основном это были рома-артисты из стран бывшего СССР, а также из Чехии и Румынии.

Для американских цыган нет единого образа жизни и единой культуры, они растворились среди самых разных слоев населения. Одни стали маргиналами, другие — крупными бизнесменами. В Северной Америке прославились гитарист-виртуоз Вадим Колпаков, профессор Рональд Ли, писатель Эмиль Деметер, музыкант Евгений Гудзь.

Большинство американцев имеют смутные представления об этом народе. Цыганская культура им кажется далекой и экзотической. Подсчитано, что в США проживает около миллиона цыган. Некоторым из них приходится страдать от стереотипов в области трудоустройства.

Некоторые европейские цыгане до сих пор кочуют, но большинство привыкло к оседлому образу жизни. Говор этого народа подвергся сильному влиянию славянских и других языков. Поэтому существует большая вероятность его потери. По всем странам Европы насчитывается около 3-4 миллионов носителей языка рома. Основным препятствием для его распространения считается низкий уровень грамотности цыган. Хотя Косово, Македония, Хорватия, Румыния, Словения, Словакия, Германия, Финляндия, Венгрия признают его языком нацменьшинств.

Большим минусом цыганского говора является запущенность. Достаточно в примитивном состоянии находятся грамматика и лексика. Сохранить идентичность на уровне быта этому народу еще проще, а вот на уровне речи — совсем плохо. Цыганских префиксов и частиц совсем мало, поэтому язык замусорен русскими элементами. Тем не менее сегодня в некоторых странах работают группы над стандартизацией языка рома. В Румынии даже действует единая система обучения цыганскому языку. В Сербии на нем вещают некоторые каналы и ведутся радиопередачи.

источник

Распространён по всему миру среди цыган

rom — цыганский (общий)
rmn — балканских цыган
rml — балтийских цыган
rmc — карпатских цыган
rmf — финских цыган
rmo — синти
rmr — испанских цыган
rmy — румынских цыган
rmw — валлийских цыган

Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками.

Основные черты цыганского языка в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: ṭ > r, ḍ > r, ḍh > r, ṣ > s, ṣṭ > št, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии цыганского языка: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винительного падежа, появление сложных форм будущего времени и др.

Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Цыгане обычно используют письменность тех народов, среди которых живут. Так цыгане СССР с 1927 года использовали алфавит на основе русского с добавлением буквы Ґ ґ и с вычетом букв Щ щ и ъ (диалект русских цыган). В бывшей Югославии использовался алфавит на латинской основе: A a, Ä ä, B b, C c, Č č, Kj kj, D d, Gj gj, Dž dž, E e, F f, G g, H h, X x, I i, J j, K k, L l, Lj lj, M m, N n, Nj nj, O o, P p, Q q, R r, S s, Š š, T t, U u, V v, Z z, Ž ž.

Немало изданий на цыганском языке опубликовано в России до Второй мировой войны (см. РОМАНО КАТАЛОГО [1] (Список изданий на цыганском языке 1928—1938 гг., хранящихся в Российской государственной библиотеке)).

Цыганский алфавит диалекта русских цыган [2]

А а Б б В в Г г Ґ ґ Д д Е е Ё ё
Ж ж З з И и Й й К к Л л М м Н н
О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х
Ц ц Ч ч Ш ш Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

Цыганский алфавит кэлдэрарского диалекта [3]

Существительные в цыганском языке склоняются по семи падежам:

  • именительный
  • винительный
  • дательный
  • отложительный
  • притяжательный
  • творительный
  • звательный

Местоимения имеют только шесть падежей (отсутствует звательный).

Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-о», «-ё», «-ибэн/ыбэн», «-ипэн/ыпэн» или нулевое. Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-ы», «-и» или нулевое.

Склонение прилагательных зависит от того, относятся ли они к существительному или находятся в предложении сами по себе.

Склонение существительного зависит не только от рода и окончания, но также от того, обозначает ли оно одушевлённый или неодушевлённый предмет и является родным или заимствованным.

Почти все существительные, обозначающие абстрактные понятия, мужского рода.

Отсутствует неопределённая форма глагола, у глагола четыре временных формы (две прошедших, одна будущая и одна для настоящего + будущего совершенного времени).

Система склонений и падежей позволяет ставить слова в предложении в почти любом порядке.

Активность использования артикля разнится от диалекта к диалекту: он почти не используется в диалекте русских цыган и состоящих с ним в ближайшем родстве, и активно используется в диалектах балканских и западноевропейских цыган.

На территории Восточной Европы (в том числе России) наибольшее распространение имеют следующие диалекты:

  • котлярский (кэлдэрарский) — довольно консервативен, в лексике высок процент заимствований из румынского языка, заметно влияние русского языка.
  • ловарский (карпато-цыганский) — в лексике повышенный процент заимствований из венгерского и румынского языков.
  • русско-ромский (севернорусский) — в значительной степени подвергся креолизации; синтаксис и словообразование перестроились под влиянием русского языка, артикль почти не используется. Часто используются префиксы и частицы русского происхождения. Много заимствований из польского и немецкого языков. Находится в родстве с диалектами польских, чешских, словацких, литовских цыган, а также цыган-синти.

На территории Западной Европы существует несколько диалектов цыганского языка.

Цыгане синти говорят на диалекте, родственном диалектам русских и прибалтийских цыган, но с заимствованиями преимущественно из немецкого и французского.

Свои диалекты у различных британских цыган.

В связи с активными миграциями цыган из Румынии, а также ловарей, активно используются кэлдэрарский и близкие к нему диалекты, а также ловарский диалект.

Цыгане, проживающие в Стране басков, говорят на креольском языке эрроминчела, основанном на баскской грамматике и преимущественно цыганской (кэлдэрарской) лексике.

Существует также цыганское наддиалектное койне, khetani romani, на котором, в частности, пишутся статьи в цыганской Википедии. Ввиду большой степени расхождения между диалектами khetani romani не отражает особенностей живой цыганской речи и используется преимущественно для написания коротких публикаций пропагандистского характера или письменного (редко — живого) общения между представителями разных цыганских групп. Большое влияние на khetani romani оказал кэлдэрарский диалект, ввиду распространённости кэлдэраров по миру.

Цыганский язык используется преимущественно как разговорный. Тем не менее, существует ряд произведений, созданных на цыганском языке.

В литературе на цыганском писали (и пишут) Матео Максимов, Папуша, Лекса Мануш, Георгий Цветков, Вальдемар Калинин, Миха Козимиренко, Михал Мижидар и ряд других, менее известных авторов.

Для литературы на цыганском языке характерно преобладание поэзии и малых форм. Причиной является, по видимости, то, что сочинение стихов является привычным, традиционным народным развлечением, в то время как написание прозаических произведений требует определённой литературной подготовки.

В драматургии на цыганском языке играют спектакли в театре «Пралипэ». Также, в первом цыганском театре Николая Шишкина оперетты ставились на цыганском.

В кинематографе известность получили только два режиссёра, снимающих фильмы на цыганском языке: Тони Гатлиф и Эмир Кустурица. На цыганском языке сняты такие фильмы, как «Время цыган», «Чёрная кошка, белый кот», «Странный чужак», «Добрый путь», «Везунчик», «Изгнанники».

Несмотря на широкое распространение цыганского языка в бывшем СССР, работы, посвящённые этому языку (в основном севернорусскому диалекту), немногочисленны.

В начале 20 века подробное исследование по севернорусскому диалекту опубликовал П. С. Патканов (Истомин). В 1930-е гг. вышел словарь севернорусского диалекта под редакцией М. В. Сергиевского и А. П. Баранникова.

В результате репрессий 1930-х гг. исследования цыганского языка в СССР свёрнуты и возобновлены в 1960-е гг, когда началась политика поощрения перехода цыган к оседлому образу жизни. Исследования по диалектологии цыганского языка в целом и по севернорусскому диалекту в частности публикуют Т. В. Вентцель и Л. Н. Черенков [4] .

В 1980-е гг. появляется пока единственный в СССР словарь кэлдэрарского диалекта П. С. Деметера и Р. С. Деметер под редакцией Л. Н. Черенкова. Посмертно опубликовано исследование И. М. Андрониковой «Язык цыганский весь в загадках». В 2001 году вышел словарь ловарьского диалекта, составленный цыганским поэтом Г. Н. Цветковым.

В настоящее время работы, посвящённые цыганскому языку, публикуют Ф. А. Елоева [5] , А. Ю. Русаков [6] , В. Г. Торопов, В. В. Шаповал, Г. Н. Цветков и М. В. Смирнова-Сеславинская. Блог, заметная часть материалов которого посвящена цыганскому языку и культуре, ведёт московская журналистка Л. М. Мазикина.

За рубежом изучение цыганского языка начинается с 16 века, когда появляется первый список цыганских слов.

В настоящее время исследования цыганского языка за рубежом в основном посвящены кэлдэрарско-ловарским диалектам, на основе которых предпринимаются попытки сформировать стандартный цыганский язык, однако есть исследования и по другим диалектам.

Значительный вклад в изучение цыганского языка внесли чешский лингвист М. Хюбшманнова, канадский писатель и лингвист Рональд Ли, македонец Круме Кепески.

Шаблон:Румыния: 433 000
: 405 000
Шаблон:Болгария: 350 000
Шаблон:Сербия: 350 000
Шаблон:Словакия: 300 000
Шаблон:Турция: 280 000
Шаблон:Венгрия: 260 000
Республика Македония: 215 000
Флаг Франции: 215 000
Шаблон:Греция: 160 000
Шаблон:Чехия: 140 000

источник


Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить – ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения – и потому оказались к началу XX века без государственности [2] .

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише — языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) – аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.


Рисунок 3. Девушки-банджарки в традиционном платье (с обязательными элементами одежды — головным платком, браслетами на локтях и запястьях, зеркалами в одежде и др.).
Источник: http://homegrown.co.in/indias-forgotten-populace-6-unique-tribes-you-should-know/

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север – на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время ( XV – XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).


Рисунок 4. Карта переселения цыган с X по XVIII в.в.
Источник:http://dnaconsultants.com/_blog/DNA_Consultants_Blog/post/Gypsy_Migrations/

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют – как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим – примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту – общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей – были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х – XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII – XIV веках [4] . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь – они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Читайте также:  Черные зернышки в кале у взрослого что это

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству – так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца – кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь – работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь [5] . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными – передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. «Предсказание судьбы».

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям [6] . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество – везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна – осело около девяноста процентов всех цыган [7] .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции – так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции – как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

[1] Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей – с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем – изоляции и уничтожению.

[2] Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII – XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

[4] Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

[5] По законам о бродяжничестве было повешено два процента населения Англии.

[6] Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение – без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

[7] Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган – их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

источник

Многие до сих пор считают, что слово «цыгане» происходит от греческого слова «ατσίγγανος» — «неприкасаемый». Однако на самом деле атигганос, упоминаемые в житии Георгия Афонского это вовсе не народ, а одна из многочисленных еретических сект, наводнивших Византию в XI столетии.
На самом же деле слово «цыгане» происходит от еврейского слова צוענים (цоганим, в единственном числе – цоган), что совпадает с от названием города Цоан в Древнем Египте, который мы с вами знаем под асовременным рабским именем Сан эль-Хагар. Дело в том, что древние евреи почему-то считали, что цыгане пришли к ним не из Индии, как полагают современные учёные, а из дельты Нила.
Собственно говоря, одно другого не исключает. цыгане могли переселиться из Индии сначала в Египет, а когда начались арабские завоевания, они откочевали на территорию Византии и осели на Балканах.
Во многих европейских языках цыгане также называются египтянами или различными производными от этого слова. Так, Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое испанское gitanos) или tsiganes (заимствование от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), немцы — Zigeuner, итальянцы — zingari, голландцы — zigeuners, венгры — cigány или fáraók népe («фараоново племя»), азербайджанцы — qaraçılar («чёрные»), грузины — ბოშები (бошеби), армяне — Գնչուներ (гнчунер), боша, финны — mustalaiset («чёрные»), казахи — долы,сығандар, узбеки — люли, сигонлар, баски — erromintxela, ijitoak; албанцы — jevgjit («египтяне»); персы — کولی (коли́); литовцы — čigonai; латыши — čigāni; болгары — цигани; эстонцы — mustlased (от «Must» — чёрный), китайцы — 罗姆人.
Считается также, что сами цыгане называют себя словом «рома». Правда, так называют себя лишь цыгане Восточной Европы. Слово это происходит от самоназвания Византии – во времена своего существования византийцы не знали, что их империя называется Византией и называли её Βασιλεία Ῥ ωμαίων (Василейя Ромайон), то есть Царство Римское. После же падения этой империи цыгане, жившие на её территории и оказавшиеся под турками, стали утверждать, что они являются гражданами этой уже несуществующей страны. Отсюда и возникло их самоназвание.
Оказавшись под турками, ромалэ показали себя полезнейшими коллаборационистами. Они снабжали подковами всю турецкую кавалерию. За это народы, воевавшие с турками за свою независимость, люто ненавидели цыган, и валашский князь Влад III Цепеш, более известный как Дракула, с удовольствием сажал их на кол. Не любили цыган и в оккупированной Болгарии. Не любят их там и до сих пор – последние антицыганские выступления болгар произошли осенью 2011 года. Протестующие требовали поголовной высылки цыган из страны. Случаются цыганские погромы также в Венгрии и Словакии.
А когда в 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; и земли будущей Румынии отошли под её контроль, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами: каждый цыган стал принадлежать хозяину той земли, на которой его застиг этот указ. Кроме цыган рабами стали ногайцы и буджакские татары, которые до этого сами продавали в рабство валахов, молдаван и прочих мамалыжников.
Рабство в Валахии и Молдавии продержалось до 1864 года и было отменено по настоянию Александра II. После отмены рабства в Объединённом княжестве Валахии и Молдавии, с 1881 года названого Румынией, свободу получили не менее 250 тысяч цыган. Оказавшись на свободе они тут же занялись мошенничеством и конокрадством по примеру их западноевропейских сородичей.
После отмены рабства началась активная эмиграция цыган из Валахии в Россию. Правда, в Малороссии встречались они и до этого – самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям – купцам и мещанам. В XIX столетии в России возникает мода на цыганские песни. Появилась она после того, как ещё в 1774 году граф Алексей Орлов-Чесменский выписал в Москву из Валахии первую цыганскую капеллу. В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.
Многие рестораны заводят у себя цыганские ансамбли. Правда, в большинстве из них пели отнюдь не цыгане, а переодетые в них евреи, которые, выдавая себя за цыган, проникали таким образом из-за черты оседлости в центральнорусские города.

Читайте также:  Как сделать калу из гофрированной бумаги


К концу 20-х годов советские власти совместно с «активистами» из числа живших в городах цыганских актёров попыталось предпринять ряд мер по «советизации» цыган. Тогда же были сделаны безуспешные попытки открыть цыганские педагогические техникумы и школы-интернаты. Более успешными предприятиями были цыганские колхозы. В 1931 году в Москве был создан цыганский театр «Ромэн». На цыганском языке печатались журналы «Романи зоря» («Цыганская звезда») и «Небо дром» («Новый путь»). Однако в 1933 году печатные издания пришлось закрыть — народ, презирающий грамоту, так и не захотел учиться читать.
Во время войны цыган брали в армию на общих основаниях, а один из них – Тимофей Прокофьев – даже стал Героем Советского Союза. Правда, фронтовик вспоминают их в основном как пьяниц, разгильдяев и дезертиров. дело в том, что слово « халадо », то есть « солдат » , « служивый » , произнося с пренебрежительной интонацией. Не цыганское это дело – служить. Цыганский ветеран обычно избегал митингов и обходил стороной редакции газет. Он знал, что в глазах соплеменников его героизм на войне имеет меньшую цену, чем воровская удача.

Примером цыганского героизма служит такой вот рассказ цыганского ветерана: « А я едва окопчик отроюголову вниз суну. Зад снаружи торчит. «Ну и пусть,думаю,ранят. Не жалко. Главное голову сберечь». Патроны нам по счёту давали. Кто все расстрелял — тот и герой. Вот лежу я булой кверху и палю почём зря. Гак до конца и провоевал!».

Немцы подвергали цыган жестоким преследованиям. Для начала они разработали несложный способ стерилизации женщин — укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, приводившему к заражению крови и смерти. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР началось массовое уничтожение цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР. Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве, активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана распоряжением министра внутренних дел режима усташей А. Артуковича в августе 1941 года для уничтожения сербов, евреев и цыган. Евреев перед уничтожением концентрировали в гетто. С цыганами так поступали редко. Обычно их расстреливали сразу после ареста, не давая шанса на побег.

После указа Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» от 5 октября 1956 года, начинается вторая волна оседания русских цыган. Около 90% цыган, проживавших на территории бывшего СССР, к 1991 году осели. Тем не менее, даже сейчас, например, на Украине, 75% цыган в возрасте до 30 лет остаются неграмотными.
Основой цыганского сообщества является так называемый табор, хотя в современных условиях зачастую он уже не является табором в прямом смысле. Теперь это нечто вроде определенного клана, объединяющего или одну, или несколько семей в крепкую, вертикально интегрированную структуру, во главе которой стоит барон.
Правоохранители отмечают резкое ужесточение цыганских преступных групп. Убивают они и чужих, и своих. За квартиры убивают без колебаний, еще и проявляя при этом незаурядную изобретательность.
В обществе цыган до сих пор воспринимают как мелких воришек или мошенников. Однако цыганская преступность становится все более разветвленной, жестокой и разнонаправленной. Немало цыганских семейств замешано в наркобизнесе, торговле оружием, людьми и превратились в настоящие мафиозные кланы.

Торгуют цыгане преимущественно ацетилированным опием и коноплей, хотя встречаются и героин, и амфетамины. Замечено также рост интереса цыган и к торговле людьми и нелегальной эмиграции.
Близкородственные и клановые отношения позволили им так выстроить схему сбыта наркотиков, что она практически нечувствительна к действиям правоохранительных органов. Непосредственно розничной торговлей наркотиками занимаются у них люди нецыганской внешности – как правило, украденные в раннем возрасте славянские дети.

Детей цыгане воруют ничуть не меньше, чем в прежние времена, и в любом таборе можно встретить светлокожего ребёнка.

Западноевропейские цыгане называют себя не Рома, а Кале, что в переводе с их языка означает «чёрные». Так называли они себя не всегда – в прежние времена их самоназванием было слово «магуш» – люди. Некоторые цыгане во Франции до сих пор называют себя этим словом.
Слишком толерантное отношение европейских властей к национальным меньшинствам привело к взрыву цыганской преступности и в Европе. Западная пресса любит рассказывать только о бедности цыган, предпочитая истолковать их обычно криминальный образ жизни только нетерпимостью автохтонного населения к ним. Однако во времена Саркози, который сам, по некоторым сведениям имеет цыганские корни, цыган из Франции депортировали эшелонами.

Самыми же древними цыганами являются цыгане среднеазиатские, называющие себя словом «мугат». Окружающие народы называют их люлями, а сами цыгане-рома – люляйками, не считая их при этом за родственников, не понимают их языка, не вступают с ними в браки. Их даже раздражает, что русские видят в люлях цыган.
Согласно таджикской легенде у одних бедных родителей были сын Лю и дочь Ли (имена явно китайские), которых те, спасаясь от преследований завоевателей, потеряли. Осиротевшие брат с сестрой отправились на поиски родителей, решили идти разными путями. Спустя много лет они встретились уже взрослыми и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, их детей и детей их детей. Так появился народ люли. В персидском же словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».
Образовательный уровень люлей традиционно низок, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Средний их уровень жизни крайне беден, хотя есть среди них и отдельные представители среднего класса. После распада СССР люли часто посещают Россию, где занимаются нищенством и разного рода низкоквалифицированным трудом.
Люли называют себя мусульманами. Выражается это в том, что подаяние они просят не у церквей, а у мечетей. Корана они не видели в глаза, а из всех молитв знают лишь «Бисмилля ар-Рахман иль-Рахим». Правда, есть у люлей свои мечети, где муллами служат сами люли.

Как бы плохо ни жили таджики, люли в Таджикистане живут ещё хуже.

Но даже среди этих недоцыган есть свои недоцигане – это парья – цыгане, происходящие из Афганистана и самой Индии. Люли называют их словом «мазанг». Парья же в свою очередь называют словом «мазанг» люлей, а к себе это название не применяют. Язык парья — это индоарийский язык, занимает промежуточное положение между хинди и современными цыганскими языками. Обитают парья в приграничных районах между Таджикистаном и Узбекистаном.
Однако несмотря на все эти различия, и рома, и кали, и люли и даже парья имеют общую генетику, что позволяет всех их объединить под одним общим понятием «цыгане». 60% цыган являются носителями гаплогруппы H , распространённой с доарийских времён в Южной Индии. Конечно, у разных групп есть крупные примеси славянской, балканской, узбекской и даже еврейской крови, но общей картины это не меняет.

Подмосковные люли-гастарбайтеры

источник

На каком языке говорят цыгане?

Знаете ли вы, почему некоторых людей называют цыганами? Многие годы тому назад жители Европы думали, что те первоначально пришли из Египта, и слово «цыган» произошло от слова «Египет». Предполагают, что около тысячи лет тому назад несколько племен из северо-западной Индии мигрировали в другие страны, и это были настоящие цыгане. Некоторые из этих племен достигли Персии, другие скитались по землям, где сейчас расположена Турция, и только некоторые ушли в Сирию, Египет и Северную Африку. А так как они действительно пришли из Индии, они говорили на индийском языке, относящемся к санскриту.

Позднее племена цыган кочевали по Балканам, России, Венгрии, а потом в конце концов попали в Западную Европу, включая Германию, Францию, Англию, Испанию и даже Швецию и Финляндию. За столетия странствий цыганский язык смешался со словами, заимствованными из языков стран, где жили цыгане. Английские цыгане говорят на ломаном языке, который представляет собой смесь цыганских и английских слов.

По-английски цыганский язык называют «романи». На этом же языке название цыганского дома на колесах — «вардо». Цыгане занимались профессиями, которые позволяли им кочевать по земле. Некоторые цыгане были резчиками по дереву, другие чинили кастрюли, некоторые были поэтами и певцами или гадалками.

Интересно узнать, как цыгане в отдельных странах развивались в разных направлениях. Английские цыгане стали торговцами лошадьми. В Уэльсе цыгане — певцы, скрипачи и арфисты. Испанские цыгане известны как прекрасные танцоры фламенко. В Венгрии и Румынии многие цыгане музыканты. В Югославии многие цыгане занимаются производством пороха.

В каком месяце Земля ближе всего к Солнцу и в каком наиболее удалена от него? Самая близкая к Солнцу точка орбиты любой планеты называется перигелием, самая удаленная – афелием. Для Земли расстояние в перигелии составляет 147 117 000 километров, в афелии – 152 083 000 километров. В

Почему на Кубани многие говорят на смешанном русско-украинском языке? В 1775 году по указу Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь – общественно-политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами, возникшая в XVI веке в связи с

На каком языке издается главный французский научный журнал? Несмотря на то что французы (как, впрочем, и многие другие народы) горячие патриоты своего языка, главный французский научный журнал «Доклады Академии наук» был вынужден с 2003 года перейти на английский, чтобы его

Почему цыгане сохраняют свои обычаи? Когда люди поселяются в каком-нибудь определенном месте или стране, то они обычно стараются вести такой же образ жизни, как и местные обитатели. Однако те племена, которые проводят всю свою жизнь, странствуя по свету и нигде надолго не

Почему на Кубани многие говорят на смешанном русско – украинском языке? В 1775 году по указу Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь – общественно – политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами, возникшая в XVI веке в связи с

Справка по зарубежным странам – 119. Справки на иностранных языках – 267 7111. Справки о телефонных номерах по Венгрии – по номеру 198 (здесь ответа оператора на каком-либо языке, кроме венгерского, ожидать не приходится). Телефонную книгу на стойке у автомата вы вряд ли найдете, город развивается с

Справка по зарубежным странам – 119. Справки на иностранных языках – 267 7111. Справки о телефонных номерах по Венгрии – по номеру 198 (здесь ответа оператора на каком-либо языке, кроме венгерского, ожидать не приходится). Телефонную книгу на стойке у автомата вы вряд ли найдете,

На каком языке в основном говорили в Древнем Риме? На греческом, не на латыни.Lingua franca (лингва-франка) – язык, которым двое пользуются для общения между собой, когда ни один из них не говорит на родном языке. Рим был столицей быстро развивающейся империи, центром торговли

На каком языке поют государственный гимн Испании? Его не поют.Несмотря на то что La Marcha Real (исп. «Королевский марш») – один из старейших национальных гимнов, он же – единственный, где нет слов. От них отказались в 1975 г., после смерти генералиссимуса Франсиско Франко, на

Из какой страны пришли цыгане? Цыгане, или романы, пришли не из Египта, Рима или Румынии. Их отчий дом – Индия.По разным оценкам, около 10 миллионов цыган сегодня разбросаны по Европе, Азии и обеим Америкам, но больше всего их в Центральной и Восточной Европе. Со дня появления

На каком языке следует разговаривать с хамом? На злобу дня найти б намордник. А.Смир Хам – не редкость, любой человек хотя бы раз в пол года в общественном транспорте на улице или на работе встречается с этим гнусным представителем человечества. Как урезонить хама, если он

Глава 1 «Они говорят» Начните с того, что говорят другие Не так давно мы присутствовали на научной конференции, где один из докладчиков говорил о достижениях некоего ученого – назовем его доктор Х – в различных областях социологии. Он пересказывал и обширно цитировал

На каком языке говорят в Италии? Странный вопрос, скажете вы. Если есть страна, есть нация, народ, значит, есть и язык: в любом справочнике можно найти, что он относится к романской группе индо-европейской семьи языков. Неитальянец никакого вопроса здесь не увидит, а вот для

источник