Меню Рубрики

Нас не существует калу ринпоче

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминал, что между ними состоялся такой диалог:
— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?
— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.
— Все равно, объясните, пожалуйста.
Ответ Ринпоче был предельно краток:
— Вас реально не существует.
Будда говорил, что все явления «подобны отражению луны в воде». Об отражении луны в воде, или об образе в зеркале, или о сне, нельзя сказать, что они вовсе не существуют, поскольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой реальностью. Тем не менее, делать вывод, что все нереально, раз ум неосязаем и пуст, отрицать принцип причинно-следственной связи — кармы — это большая ошибка. Думать, что ничто не имеет никакого значения, потому что является пустым по своей природе, — неверно. Будда говорил: «Те, кто приписывает явлениям окончательную реальность, — глупы, как осел, но те, кто отрицает действительность, намного глупее».
Наш опыт в круговороте перерождений определяется тремя представлениями, присущими нам, и в корне неверными.
Первое заключается в том, что мы все время ищем что-то действительно существующее и приписываем вещам реальность, которой они не обладают. Мы не понимаем, что мир явлений, который мы воспринимаем, — это проекция ума, считаем его абсолютно реальным и совершенно независимым от ума, потому что считаем что-то истинным, что таковым не является.
Второе — это наше нежелание видеть, какое страдание сокрыто в нашем способе восприятия мира. Мы переживаем страдание и разочарование в разных формах, потому что постоянно ищем непреходящее счастье там, где счастья в истинном смысле на самом деле нет. Этот непрестанный поиск переживания такого счастья не в том месте — наша вторая ошибка.
Третье неверное представление — считать нечто совершенно непостоянное неизменным, стабильным, тем, на что можно положиться. Мы постоянно ищем какую-то опору в том, в чем никакой опоры нет.
Таким образом, мы становимся жертвами этих трех основополагающих заблуждений. Мы считаем:
— нечто совершенно преходящее абсолютно истинным;
— нечто, содержащее страдание и разочарование, приносящим счастье;
— непостоянное — непреходящим.
С этими тремя суждениями мы непрерывно переживаем сансару, круговорот перерождений, переходим из одного состояния в другое и рассматриваем все как реально существующее, постоянное и способствующее переживанию счастья. Считать себя очень удачливыми мы можем лишь тогда, когда начинаем понимать наш способ восприятия и видим, что явления — всего лишь проекции ума.
Как писал тибетский буддийский лама Калу Ринпоче («О природе ума»), «Мы не можем сказать, что ум существует, потому что нет ничего, что можно было бы увидеть. С другой стороны, он является источником сансары и нирваны. Поэтому заявления о существовании и не существовании ума — утверждения неверные. Он и существует и не существует одновременно. Мы можем описывать его, но ни одно из описаний не будет точным. Единственное, что можно утверждать, — по своей сути ум пуст».
Всякий раз, когда есть пустота ума, есть и ясность; когда есть ясность, есть и знание — это три нераздельных качества, которые описывают ум. Ум, обладающий этими тремя свойствами, существует с безначальных времен, не будет иметь конца и никогда не прервется. Благодаря своей пустоте ум вечен. Мы не распознаем истинную природу своего ума. Это есть неведение. Откуда же берется само неведение? С самого рождения у нас есть глаза, тем не менее, наши глаза не могут видеть ни нашего лица, ни самих себя, хотя и видят все остальное. Точно так же неведение — это попросту неспособность ума видеть самого себя, узнавать себя.
На вопрос «что же такое ум?», Калу Ринпоче отвечал так: «Прежде всего — это то, что осознает всевозможные мысли, порождает всевозможные беспокойные эмоции и испытывает всевозможные страдания и радости. Его сущность пуста, у него нет ни цвета, ни образа, ни вещества». Сколько существует ум, столько же существует и карма. Невозможно найти точку отсчета, вычислить, когда все началось. Так было всегда. Все это не имеет начала, как и сама природа ума.
Так как мы не осознаем, что истинная природа ума по своей сути пуста, мы вместо нее переживаем реально существующее «я» или «личность». И это — самая большая наша ошибка, с которой начинается все страдание. В учениях говорится: привязанность к «я» — величайший «демон» вселенной. Обладая физическим телом, мы в бодрствовании привязаны к нему. Но во время сна мы живем в разных видах тел и испытываем разные уровни существования.
Все существование в мире явлений можно испытать в «теле сна». Мы видим, чувствуем запах, прикосновение, слышим, думаем – мы переживаем всю вселенную, но проснувшись, понимаем, что вселенная во сне не абсолютна. Очевидно, что она не во внешнем мире, который мы хорошо знаем, не в комнате, где мы спим, не в нашем теле – она не может быть найдена, где бы то ни было. Когда сон закончился, его реальность просто исчезает. Она была только проекцией ума. Все наши переживания подобны снам и иллюзиям. У них нет никакой истинной сути, потому что они не существуют сами по себе, так же как и сон. Когда мы просыпаемся ото сна, он исчезает.
Физическое состояние бодрствования, состояние сна и ментальное тело — это три фазы, которые определяют круговорот сансары. В сансаре переживаются одна за другой все три фазы, их ощущают как совершенно реальные. Ум убежден, что все его переживания в состоянии бодрствования, сна и в промежуточном состоянии совершенно реальны и истинны. Он не понимает, что это — всего лишь его собственные проекции.
Миларепа — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог и поэт, достигший состояния полного просветления за одну жизнь, говорил: «Страх смерти загнал меня в ретрит. Там я беспрестанно медитировал о непостоянстве и смерти. И теперь я познал бессмертную природу ума и избавился от всех страхов». Миларепа увидел, что все проекции ума иллюзорны по своей сути, как радуга, как изображения в зеркале, как отражение луны в воде.
В современной физической М-теории первым шагом на пути создания новой картины мира является концепция голографической Вселенной. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре Вселенной. Вселенная представляет собой гигантскую голограмму, где самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине, где всё взаимосвязано и взаимозависимо. Всё, включая сознание и материю, активно влияет на целое, а посредством целого и на все составляющие.
Нашу способность быстро отыскивать из громадного объема нужную информацию можно объяснить работой мозга по принципу голограммы. Как отмечает доктор философии, основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф, сознание есть лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, существующим или существовавшим, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени.

источник

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминал, что между ними состоялся такой диалог:

— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?

— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.

— Все равно, объясните, пожалуйста.

Ответ Ринпоче был предельно краток:

Вас реально не существует.

Будда говорил, что все явления «подобны отражению луны в воде». Об отражении луны в воде, или об образе в зеркале, или о сне, нельзя сказать, что они вовсе не существуют, поскольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой реальностью. Тем не менее, делать вывод, что все нереально, раз ум неосязаем и пуст, отрицать принцип причинно-следственной связи — кармы — это большая ошибка. Думать, что ничто не имеет никакого значения, потому что является пустым по своей природе, — неверно. Будда говорил: «Те, кто приписывает явлениям окончательную реальность, — глупы, как осел, но те, кто отрицает действительность, намного глупее».

Наш опыт в круговороте перерождений определяется тремя представлениями, присущими нам, и в корне неверными.

Первое заключается в том, что мы все время ищем что-то действительно существующее и приписываем вещам реальность, которой они не обладают. Мы не понимаем, что мир явлений, который мы воспринимаем, — это проекция ума, считаем его абсолютно реальным и совершенно независимым от ума, потому что считаем что-то истинным, что таковым не является.

Второе — это наше нежелание видеть, какое страдание сокрыто в нашем способе восприятия мира. Мы переживаем страдание и разочарование в разных формах, потому что постоянно ищем непреходящее счастье там, где счастья в истинном смысле на самом деле нет. Этот непрестанный поиск переживания такого счастья не в том месте — наша вторая ошибка.

Третье неверное представление — считать нечто совершенно непостоянное неизменным, стабильным, тем, на что можно положиться. Мы постоянно ищем какую-то опору в том, в чем никакой опоры нет.

Таким образом, мы становимся жертвами этих трех основополагающих заблуждений. Мы считаем:

— нечто совершенно преходящее абсолютно истинным;

— нечто, содержащее страдание и разочарование, приносящим счастье;

С этими тремя суждениями мы непрерывно переживаем сансару, круговорот перерождений, переходим из одного состояния в другое и рассматриваем все как реально существующее, постоянное и способствующее переживанию счастья. Считать себя очень удачливыми мы можем лишь тогда, когда начинаем понимать наш способ восприятия и видим, что явления — всего лишь проекции ума.

Как писал тибетский буддийский лама Калу Ринпоче («О природе ума»), «Мы не можем сказать, что ум существует, потому что нет ничего, что можно было бы увидеть. С другой стороны, он является источником сансары и нирваны. Поэтому заявления о существовании и не существовании ума — утверждения неверные. Он и существует и не существует одновременно. Мы можем описывать его, но ни одно из описаний не будет точным. Единственное, что можно утверждать, — по своей сути ум пуст».

Всякий раз, когда есть пустота ума, есть и ясность; когда есть ясность, есть и знание — это три нераздельных качества, которые описывают ум. Ум, обладающий этими тремя свойствами, существует с безначальных времен, не будет иметь конца и никогда не прервется. Благодаря своей пустоте ум вечен. Мы не распознаем истинную природу своего ума. Это есть неведение. Откуда же берется само неведение? С самого рождения у нас есть глаза, тем не менее, наши глаза не могут видеть ни нашего лица, ни самих себя, хотя и видят все остальное. Точно так же неведение — это попросту неспособность ума видеть самого себя, узнавать себя.

На вопрос «что же такое ум?», Калу Ринпоче отвечал так: «Прежде всего — это то, что осознает всевозможные мысли, порождает всевозможные беспокойные эмоции и испытывает всевозможные страдания и радости. Его сущность пуста, у него нет ни цвета, ни образа, ни вещества». Сколько существует ум, столько же существует и карма. Невозможно найти точку отсчета, вычислить, когда все началось. Так было всегда. Все это не имеет начала, как и сама природа ума.

Так как мы не осознаем, что истинная природа ума по своей сути пуста, мы вместо нее переживаем реально существующее «я» или «личность». И это — самая большая наша ошибка, с которой начинается все страдание. В учениях говорится: привязанность к «я» — величайший «демон» вселенной. Обладая физическим телом, мы в бодрствовании привязаны к нему. Но во время сна мы живем в разных видах тел и испытываем разные уровни существования.

Все существование в мире явлений можно испытать в «теле сна». Мы видим, чувствуем запах, прикосновение, слышим, думаем – мы переживаем всю вселенную, но проснувшись, понимаем, что вселенная во сне не абсолютна. Очевидно, что она не во внешнем мире, который мы хорошо знаем, не в комнате, где мы спим, не в нашем теле – она не может быть найдена, где бы то ни было. Когда сон закончился, его реальность просто исчезает. Она была только проекцией ума. Все наши переживания подобны снам и иллюзиям. У них нет никакой истинной сути, потому что они не существуют сами по себе, так же как и сон. Когда мы просыпаемся ото сна, он исчезает.

Физическое состояние бодрствования, состояние сна и ментальное тело — это три фазы, которые определяют круговорот сансары. В сансаре переживаются одна за другой все три фазы, их ощущают как совершенно реальные. Ум убежден, что все его переживания в состоянии бодрствования, сна и в промежуточном состоянии совершенно реальны и истинны. Он не понимает, что это — всего лишь его собственные проекции.

Миларепа — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог и поэт, достигший состояния полного просветления за одну жизнь, говорил: «Страх смерти загнал меня в ретрит. Там я беспрестанно медитировал о непостоянстве и смерти. И теперь я познал бессмертную природу ума и избавился от всех страхов». Миларепа увидел, что все проекции ума иллюзорны по своей сути, как радуга, как изображения в зеркале, как отражение луны в воде.

В современной физической М-теории первым шагом на пути создания новой картины мира является концепция голографической Вселенной. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре Вселенной. Вселенная представляет собой гигантскую голограмму, где самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине, где всё взаимосвязано и взаимозависимо. Всё, включая сознание и материю, активно влияет на целое, а посредством целого и на все составляющие.

Нашу способность быстро отыскивать из громадного объема нужную информацию можно объяснить работой мозга по принципу голограммы. Как отмечает доктор философии, основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф, сознание есть лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, существующим или существовавшим, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени.

источник

16.07.11 Знаете главный секрет нашего бытия? Я Вам отвечу — Нас реально не существует, никого из нас нет в реальном мире, мы все живем в огромной матрице — голограмме. И это уже не гипотезы, это реальность постучавшая к нам в двери. Ученые называют это революцией в осознании вселенной в 21 веке.

Мы, считающие себя вершиной эволюции и живущие в своем неизмеримо ограниченном 3-х мерном пространстве — ничего не знаем ни о себе, ни о окружающем нас пространстве.

Еще в 1982 году, грандиозное научное открытие всколыхнуло весь мир науки. В Парижском университете, исследовательская группа под руководством физика Алена Аспекта, доказала, что при определенных обстоятельствах, субатомные частицы, электроны, способны мгновенно объединятся друг с другом независимо от расстояния между ними и неважно каково это расстояние 10 метров или 10 миллиардов световых лет.

Каким-то образом каждая частица всегда знает, где находится другая. Как же теория Энштейна, говорящая о том, что перемещение объектов быстрее скорости света невозможно и что вселенная бесконечна.

Так в чем же состоит доказательство того, что мы живем в голограмме?

Начнем с того, что обнаруженное астрономами постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к информационному парадоксу — вся содержащаяся информация о внутренностях дыры в таком случае исчезала бы. А это противоречит принципу сохранения информации.

С помощью устройства «Голометр» специалисты из Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми надеются доказать или опровергнуть безумное предположение о том, что трехмерной Вселенной в таком виде, как мы ее знаем не существует.

По их мнению, наше мироздание — всего лишь своеобразная голограмма.

Теория о том, что Вселенная является голограммой, основывается на появившемся не так давно предположении, что пространство и время во Вселенной не являются непрерывными.

Читайте также:  Что делать если кал черный с кровью

Они состоят из отдельных частей, точек — как будто из пикселей, из-за чего нельзя увеличивать «масштаб изображения» Вселенной бесконечно, проникая все глубже и глубже в суть вещей. По достижению какого-то значения масштаба, Вселенная получается чем-то вроде цифрового изображения очень плохого качества.

Последние исследования черных дыр убедили большинство исследователей, что в «голографической» теории есть рациональное зерно..

Лауреат Нобелевской премии по физике Герард т’Хоофт доказал, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его уничтожения, — точно так же, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.

Впервые же идея о вселенской иллюзорности родилась у физика Лондонского университета Дэвида Бома, соратника Альберта Эйнштейна, еще в середине XX века. Согласно его теории, весь мир устроен примерно так же, как голограмма.

Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе все изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

Из этого следует, что объективной реальности не существует, — сделал тогда ошеломляющее заключение профессор Бом.

Но можно ли «пощупать» эту иллюзорность инструментами? Оказалось, да. Уже несколько лет в Германии на гравитационном телескопе, сооруженном в Ганновере (Германия), GEO600 ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, которые создают сверхмассивные космические объекты.

Ни одной волны за эти годы, впрочем, найти не удалось. Одна из причин – странные шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, которые на протяжении длительного времени фиксирует детектор. Они очень мешают его работе.

Исследователи тщетно искали источник шума, пока с ними случайно не связался директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган.

Он заявил, что понял, в чем дело. По его словам, из голографического принципа следует, что пространство-время не является непрерывной линией, и, скорее всего, представляет собой совокупность микрозон, зерен, своего рода квантов пространства-времени.

— А точность аппаратуры GEO600 сегодня достаточна для того, чтобы зафиксировать колебания вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых зерен, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная, — объяснил профессор Хоган.

По его словам, GEO600 как раз и наткнулся на фундаментальное ограничение пространства-времени – то самое «зерно», вроде зернистости журнальной фотографии. И воспринимал это препятствие как «шум».

Показания детектора пока в точности соответствуют вычислениям ученых, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия. Специалисты напоминают, что однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве.

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:

— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?

— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.

— Все равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать.

источник

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминал, что между ними состоялся такой диалог: — Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений? — Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет. — Все равно, объясните, пожалуйста. Ответ Ринпоче был предельно краток:

Вас реально не существует.

Будда говорил, что все явления «подобны отражению луны в воде». Об отражении луны в воде, или об образе в зеркале, или о сне, нельзя сказать, что они вовсе не существуют, поскольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой реальностью. Тем не менее, делать вывод, что все нереально, раз ум неосязаем и пуст, отрицать принцип причинно-следственной связи — кармы — это большая ошибка. Думать, что ничто не имеет никакого значения, потому что является пустым по своей природе, — неверно. Будда говорил: «Те, кто приписывает явлениям окончательную реальность, — глупы, как осел, но те, кто отрицает действительность, намного глупее».

Наш опыт в круговороте перерождений определяется тремя представлениями, присущими нам, и в корне неверными.

Первое заключается в том, что мы все время ищем что-то действительно существующее и приписываем вещам реальность, которой они не обладают. Мы не понимаем, что мир явлений, который мы воспринимаем, — это проекция ума, считаем его абсолютно реальным и совершенно независимым от ума, потому что считаем что-то истинным, что таковым не является.

Второе — это наше нежелание видеть, какое страдание сокрыто в нашем способе восприятия мира. Мы переживаем страдание и разочарование в разных формах, потому что постоянно ищем непреходящее счастье там, где счастья в истинном смысле на самом деле нет. Этот непрестанный поиск переживания такого счастья не в том месте — наша вторая ошибка.

Третье неверное представление — считать нечто совершенно непостоянное неизменным, стабильным, тем, на что можно положиться. Мы постоянно ищем какую-то опору в том, в чем никакой опоры нет.

Таким образом, мы становимся жертвами этих трех основополагающих заблуждений. Мы считаем:

— нечто совершенно преходящее абсолютно истинным;

— нечто, содержащее страдание и разочарование, приносящим счастье;

С этими тремя суждениями мы непрерывно переживаем сансару, круговорот перерождений, переходим из одного состояния в другое и рассматриваем все как реально существующее, постоянное и способствующее переживанию счастья. Считать себя очень удачливыми мы можем лишь тогда, когда начинаем понимать наш способ восприятия и видим, что явления — всего лишь проекции ума.

Как писал тибетский буддийский лама Калу Ринпоче («О природе ума»), «Мы не можем сказать, что ум существует, потому что нет ничего, что можно было бы увидеть. С другой стороны, он является источником сансары и нирваны. Поэтому заявления о существовании и не существовании ума — утверждения неверные. Он и существует и не существует одновременно. Мы можем описывать его, но ни одно из описаний не будет точным. Единственное, что можно утверждать, — по своей сути ум пуст».

Всякий раз, когда есть пустота ума, есть и ясность; когда есть ясность, есть и знание — это три нераздельных качества, которые описывают ум. Ум, обладающий этими тремя свойствами, существует с безначальных времен, не будет иметь конца и никогда не прервется. Благодаря своей пустоте ум вечен. Мы не распознаем истинную природу своего ума. Это есть неведение. Откуда же берется само неведение? С самого рождения у нас есть глаза, тем не менее, наши глаза не могут видеть ни нашего лица, ни самих себя, хотя и видят все остальное. Точно так же неведение — это попросту неспособность ума видеть самого себя, узнавать себя.

На вопрос «что же такое ум?», Калу Ринпоче отвечал так: «Прежде всего — это то, что осознает всевозможные мысли, порождает всевозможные беспокойные эмоции и испытывает всевозможные страдания и радости. Его сущность пуста, у него нет ни цвета, ни образа, ни вещества». Сколько существует ум, столько же существует и карма. Невозможно найти точку отсчета, вычислить, когда все началось. Так было всегда. Все это не имеет начала, как и сама природа ума.

Так как мы не осознаем, что истинная природа ума по своей сути пуста, мы вместо нее переживаем реально существующее «я» или «личность». И это — самая большая наша ошибка, с которой начинается все страдание. В учениях говорится: привязанность к «я» — величайший «демон» вселенной. Обладая физическим телом, мы в бодрствовании привязаны к нему. Но во время сна мы живем в разных видах тел и испытываем разные уровни существования.

Все существование в мире явлений можно испытать в «теле сна». Мы видим, чувствуем запах, прикосновение, слышим, думаем – мы переживаем всю вселенную, но проснувшись, понимаем, что вселенная во сне не абсолютна. Очевидно, что она не во внешнем мире, который мы хорошо знаем, не в комнате, где мы спим, не в нашем теле – она не может быть найдена, где бы то ни было. Когда сон закончился, его реальность просто исчезает. Она была только проекцией ума. Все наши переживания подобны снам и иллюзиям. У них нет никакой истинной сути, потому что они не существуют сами по себе, так же как и сон. Когда мы просыпаемся ото сна, он исчезает.

Физическое состояние бодрствования, состояние сна и ментальное тело — это три фазы, которые определяют круговорот сансары. В сансаре переживаются одна за другой все три фазы, их ощущают как совершенно реальные. Ум убежден, что все его переживания в состоянии бодрствования, сна и в промежуточном состоянии совершенно реальны и истинны. Он не понимает, что это — всего лишь его собственные проекции.

Миларепа учитель тибетского буддизма, знаменитый йог и поэт, достигший состояния полного просветления за одну жизнь, говорил: «Страх смерти загнал меня в ретрит. Там я беспрестанно медитировал о непостоянстве и смерти. И теперь я познал бессмертную природу ума и избавился от всех страхов». Миларепа увидел, что все проекции ума иллюзорны по своей сути, как радуга, как изображения в зеркале, как отражение луны в воде.

В современной физической М-теории первым шагом на пути создания новой картины мира является концепция голографической Вселенной. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре Вселенной. Вселенная представляет собой гигантскую голограмму, где самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине, где всё взаимосвязано и взаимозависимо. Всё, включая сознание и материю, активно влияет на целое, а посредством целого и на все составляющие.

Нашу способность быстро отыскивать из громадного объема нужную информацию можно объяснить работой мозга по принципу голограммы. Как отмечает доктор философии, основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф, сознание есть лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, существующим или существовавшим, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени.

В статье использованы фото картин Владимира Куша

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 6 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Для тех, кто не может воспользоваться этой возможностью, бардо продолжается, и после второй или третьей недели связи с прошлой жизнью становятся все слабее. Умерший забывает о своей семье или стране и все больше воспринимает явления в соответствии со следующей жизнью. Это вторая фаза бардо становления, к концу которой ясно воспринимается рождение в одном из шести классов существ. Тот, кому предстоит родиться человеком, видит будущих родителей в любовном объятии. Тот, кто родится девочкой, будет ощущать влечение к отцу и неприязнь к матери. Тот, кому предстоит родиться мальчиком, будет, наоборот, тянуться к матери и испытывать неприязнь к отцу. Сила двойственных чувств, привязанности и отталкивания, заставляет сознание войти в утробу матери.

Обычно бардо становления длится 49 дней, хотя оно может быть и короче, и длиннее. Йоги Наропы содержат наставления о том, как достичь Освобождения и в первой фазе, и во второй.

Явления, возникающие в бардо становления, не имеют реальности. Это всего лишь проекции ума. Они нигде не существуют. Это состояние очень похоже на сон, но все же несколько отличается от него – тем, что каждая мысль, возникающая в уме, тут же приобретает черты реальности. Например, едва подумав об Индии, тут же оказываешься в Индии. Вспомнив об Англии, немедленно попадаешь в Англию. Подумав о доме, видишь себя дома.

Во время первой фазы бардо становления особенно полезной становится практика Авалокитешвары, которую человек выполнял при жизни. Если он осознал, что находится в бардо, он может использовать то, чему научился, при помощи воображения. Внешняя вселенная визуализируется как Страна блаженства. Все существа – это формы Авалокитешвары, чье тело является единством проявления и пустоты. Все звуки, подобные эху – это шестислоговая мантра, единство звука и пустоты. Все мысли – это единство осознавания и пустоты. Человек, который знает, как медитировать, может в этой фазе освободиться из бардо.

На следующей стадии бардо становления, когда приближается новое рождение, повлиять на ситуацию уже почти невозможно – если только покойный при жизни не практиковал наставления, относящиеся к йоге бардо. Если же такая практика ему хорошо знакома, он сможет представить себе будущих родителей в формах Йидамов в союзе. Это позволит в следующем рождении обрести связь с Дхармой в благоприятных условиях для практики Ваджраяны.

У великих существ, называемых тулку, процесс зачатия, внутриутробного созревания и рождения происходит не так, как у обычных людей. В зависимости от уровня постижения, тулку имеют различные возможности:

• некоторые осознают процессы, происходящие в бардо и во время зачатия, но затем, в период внутриутробного развития и родов, осознанность отсутствует;

• другие осознают процессы бардо, зачатия и внутриутробного развития, но не родов;

• третьи осознают все без исключения процессы между смертью одного тела и рождением следующего.

В тайном жизнеописании Третьего Кармапы Рангджунга Дордже говорится, что перед его рождением за то время, которое прошло со смерти Второго Кармапы, его осознавание ни разу не прервалось: ни во время умирания, ни после него, ни при зачатии, ни при внутриутробном развитии, ни при родах. На тханках Рангджунг Дордже изображается сидящим в лотосе; это означает, что он родился свободным от завес, покрывающих обычное рождение.

Хотя эмбрион не способен произносить звуки, иногда случалось, что женщина, в чьей утробе находился тулку, слышала, как он произносит мантры, спрашивает о ее здоровье или советует ей избегать ситуаций, вредных для ее беременности.

В Учении сказано, что Будда Шакьямуни, еще будучи во чреве своей матери, мог освобождать многих богов и полубогов своими поучениями и силой ума.

Во время бардо становления для блага умершего другой человек может читать вслух Бардо Тхёдрол[8] 8
Название этого текста дословно переводится как «Освобождение в бардо посредством слушания». На европейских языках его называют тибетской книгой мертвых.

Однако более полезным будет, если читающий объединит три условия:

1) Он должен быть монахом, тщательно соблюдающим свои обеты.

2) Он должен руководствоваться подлинной бодхичиттой, то есть Просветленным настроем, и действовать из любви и сочувствия.

3) Он должен делать это в состоянии медитации.

Начиная с момента зачатия, мы снова переживаем бардо развития плода; за ним следует бардо жизни, от рождения до смерти, в сочетании с бардо сновидения; затем мы вступаем в бардо умирания, и так далее. Этот цикл повторяется, пока мы не достигнем Освобождения. Это состояние можно обрести в любом из бардо, но методы, делающие его возможным, следует применять сейчас, в бардо этой жизни.

Недостаточно просто прочесть, что страдание сансары бесконечно; необходимо также понимать и видеть это, размышлять над этим.

Приятные, болезненные, пугающие или привлекательные переживания, сопровождающие смерть, бардо, созревание плода и перерождение, у обычных существ зависят от кармы прошлых жизней. Позитивные поступки созревают в виде счастья, а негативные – в виде страданий. То, как будет происходить наше умирание, зависит в большой мере от того, что мы делали в этой жизни.

Когда существо перерождается, начинается бардо жизни от рождения до смерти. Этот непрерывный цикл последовательных состояний бардо образует рамку сансарического существования в шести мирах, каждому из которых сопутствуют определенные виды страданий. Это подробно объясняется в таких текстах, как «Драгоценное украшение Освобождения» Гампопы, «Последовательный путь трех классов существ» Таранатхи или «Светоч уверенности» Конгтрула Лодрё Тхае. Хорошо не только изучать эти тексты, но и погружаться в них, обретая ясное и точное видение нашей ситуации в сансаре. Недостаточно просто прочесть, что страдание сансары бесконечно; необходимо также понимать и видеть это, размышлять над этим.

Читайте также:  Увидела глисту в кале у собаки

Около 20 лет назад в Тибете страдания людей были настолько сильными, что мир казался адом или сферой голодных духов. Некоторые люди предсказывали эти события, предвидели их драматическое развитие и потому предпочли уйти в Индию и другие страны. Они избежали огромных страданий и катастроф, которые разрушили их страну. Однако многие тибетцы, хотя и слышали об опасности, не представляли себе ее масштаба. Они остались дома и вынуждены были пережить всю драму войны и оккупации.

Положение всех существ полностью сопоставимо с положением тибетцев. Если мы сознаем бесконечные страдания, свойственные сансаре, мы наверняка освободимся. Если же мы отворачиваемся и закрываем глаза, нам не найти путь к освобождению и не избежать ожидающих нас мучений.

Для нас и всех существ важно достичь неизменного счастья и прекратить страдания. Для этого необходимо изучать и практиковать Дхарму.

Мы должны достичь успеха в овладении умом. Если просто придерживаться поведения, выглядящего как практика Дхармы, это не заведет нас далеко. Будда сказал: «Совершенное владение умом – вот Учение Просветленного».

Читая жизнеописание Миларепы, мы находим эпизод, в котором некий геше критикует этого великого йогина и поэта за то, что тот не следует правилам Винаи. По словам геше, Миларепа притворяется пробужденным, хотя даже не носит монашеских одеяний и не стрижет волос. Йогин отвечает, что не знает текстов о дисциплине, но в совершенстве освоил дисциплину ума.

Миларепа и монах, продавший яка

В другой раз недалеко от места, где Миларепа остановился на ночлег, поселился один монах. У него был як, и монах раздумывал над тем, чтобы забить животное и распродать части туши. Всю ночь он подсчитывал возможную прибыль. Кому лучше продать голову, кому – ребра, кому – шкуру? К утру в его голове сложился четкий план, но он забыл придумать, что делать с хвостом. Не переставая размышлять о своих планах, он на заре выполнял утреннюю практику и с очень благочестивым видом повторял мантры. В какой-то момент за приоткрытой дверью он заметил Миларепу, который на первый взгляд крепко спал. Монах закричал: «Эй, йогин! Сейчас не время спать! Лучше практикуй, лентяй!» – «Обычно я не сплю в такое позднее время, – отвечал Миларепа. – Но я провел всю ночь в раздумьях над тем, что сделать с моим яком, и потому устал».

Великий йогин, будто говоря о самом себе, слово в слово повторил все планы монаха и добавил: «Только я не знаю, как поступить с хвостом».

Миларепа хотел тем самым показать своему собеседнику, что видимость практики или простое соблюдение внешних обетов было недостаточным. Важен умственный настрой, который нами движет. Проникновение Миларепы в его мысли настолько потрясло монаха, что он почувствовал к Миларепе огромное доверие и стал одним из его главных учеников.

Шесть йог, или доктрин, Наропы – это группа практик, позволяющих интегрировать все жизненные ситуации в путь, преобразовать их в возможность Освобождения. Под ситуациями понимаются следующие фазы жизни: состояние бодрствования, сновидение, глубокий сон, умирание и период между смертью и следующим рождением. Чтобы выполнять Шесть йог, необходимо завершить много предварительных практик. Потому их техники никогда не даются публично. Здесь Калу Ринпоче дает обзор функций каждого из этих шести упражнений.

Шесть йог Наропы и Махамудра передавались Миларепой, получившим их от Марпы, и используются по сей день.

Первая из Шести йог – туммо, йога внутреннего тепла. Она основана на том принципе, что наше тело на тайном уровне складывается из каналов (санскр. нади), энергии (санскр. прана) и капель (санскр. бинду), составляющих материальную опору для ума. Воздействуя на опору, практикующий воздействует на сам ум. Между умом и этой системой тонких энергий существует постоянное взаимодействие. Наставления по практике туммо касаются работы с нади, праной и бинду[9] 9
См. раздел «Связь тела и ума» в книге «Углубленный буддизм».

Результаты туммо проявляются на двух планах. Во-первых, в теле появляется полезное тепло. Поэтому часто говорят о йогинах, таких как Миларепа, которые даже в снежных горах посреди зимы носили лишь тонкие хлопковые одежды. На уровне ума это тепло связано с ощущением блаженства, которое само по себе раскрывается в переживании пустоты, вследствие чего практикующий обретает постижение Махамудры, блаженства, пустоты и отсутствия мышления.

Часто проводится различие между Махамудрой, как «путем освобождения», и Шестью йогами, как «путем искусных средств». Не стоит видеть эти два пути как несовместимые или отдельные друг от друга. Шесть йог – это глубокие методы для быстрого приближения к Махамудре. Именно с этой точки зрения преподается туммо, как средство достижения опыта блаженства-пустоты изначального осознавания.

Сейчас мы верим, что мир реален. Мы полагаем, что «я» и «другие» действительно существуют, что все переживания счастья и страданий тоже реальны. Это глубоко в нас укоренено. Упражнение, называемое йогой иллюзорного тела, предполагает, что нужно смотреть на явления как на волшебную иллюзию, мираж, отражение луны в воде или радугу Есть 12 традиционных сравнений, иллюстрирующих нереальность явлений.

Подобно сумасшедшему, видящему плоды своего воображения, мы сами наделяем явления реальностью, которой они не обладают.

Кхьюнгпо Налджор, основатель линии преемственности Шангпа Кагью, был известен прежде всего постижением иллюзорного тела. Есть несколько историй, которые показывают, как его мастерство владения умом позволяло ему волшебным образом производить всевозможные проявления. Однажды он создал для своих учеников видение божественных миров, а затем видение ада. Ученики спросили, является ли то, что они наблюдают, реальностью или проекцией его ума. Кхьюнгпо Налджор объяснил, что, если видеть все явления как иллюзорные, обретается совершенство в иллюзорной практике, ведущей к иллюзорному освобождению. Вещи не являются реальными в абсолютном смысле этого слова. Подобно сумасшедшему, видящему плоды своего воображения, мы сами наделяем явления реальностью, которой они не обладают.

Видя сны, мы считаем настоящим все, что в них происходит, – это такое же чувство реальности, как и в состоянии бодрствования. Такими же настоящими кажутся нам наши реакции – радость, страх, страдания и все прочее. Инструкции, предлагаемые для йоги сновидений, прежде всего позволяют во сне понять, что мы просто видим сон, и осознать, что все воспринимаемое в процессе сна – это лишь движения ума, не имеющие физической реальности. Затем практикующий может еще усилить контроль над сновидениями, умножая их или перемещаясь в них. Например, можно переноситься в Страну блаженства, встречаться с Буддами или совершать различные чудеса. Те, кто искусно владеют умом во сне, могут распространить это умение на состояние бодрствования. Открыв, что в обычной жизни наше восприятие по сути не отличается от восприятия во сне, можно совершать любые чудеса.

Наставления по йоге сновидений чрезвычайно глубоки, но человеку, у которого есть необходимые качества, легко будет получить эту практику.

Проявления, встречаемые нами в состоянии бодрствования, иллюзорны, хотя мы считаем их реальными. Они являются основой больших страданий, но мы полагаем, что они принесут счастье. Они изменчивы, однако мы ожидаем от них постоянства. Каждую ночь у нас бывают сновидения, к которым мы относимся точно так же: хотя они иллюзорны, мы этого не сознаем и верим в их реальность. Хотя они мимолетны, мы верим в то, что из них состоит неизменный мир.

По этим причинам в сновидениях мы переживаем огромное многообразие приятных или трудных ситуаций, заставляющих нас радоваться или страдать. Например, во время ночных кошмаров у нас появляется самый настоящий страх. Откуда такие реакции? Просто мы уверены, что сон в момент своего появления является некой осязаемой реальностью. Однако этих «кошмарных» проявлений нигде не найти. Невозможно найти на карте место из нашего сна, поскольку оно не существует где-либо вне нашего ума.

Благодаря благословению и наставлениям, относящимся к йоге сновидения, мы можем непосредственно во время сна распознать, что явления во сне суть лишь проекции нашего ума, не имеющие никакой собственной реальности. От этого они теряют силу своего влияния. Например, если появляется море или иной глубокий водоем, и мы боимся утонуть, мы сумеем заметить, что все это нам снится, и прыгнем в воду без страха. Точно так же можно без опаски войти в огонь: он не причинит нам вреда. При таком понимании сна сознание того, что все переживаемое есть лишь проявление, созданное нашим умом, все становится возможным – полеты в воздухе, визиты в Чистые страны, путешествия в иные миры. Можно даже создавать свои собственные копии – десять копий, сто или сколько угодно.

Когда способность осознавать иллюзорную природу сна становится в нашем уме достаточно сильной, ее можно применять к восприятию явлений в состоянии пробуждения. Тогда обретается способность показывать те же чудеса, что и во сне – летать и делать все удивительные вещи, какие делали Миларепа или Кхьюнгпо Налджор. Это свершение, достигнутое во сне и в состоянии пробуждения, позволяет не только производить на других впечатление чудесными способностями, но и быстро двигаться к Просветлению.

Когда мы проваливаемся в глубокий сон без сновидений, мы находимся в полной темноте, без какого-либо осознавания того, что происходит. Благодаря практике ясного света, в эти темные периоды, будь то сразу после засыпания или между сновидениями, неведение замещается знанием, и ум покоится в состоянии открытости и ясности. Говорится, что человек, который в течение жизни хотя бы семь раз покоился в ясном свете, наверняка обретет Освобождение в первой фазе бардо, похожей на глубокий сон. Марпа говорил, что, когда ум спит, этот сон может быть медитацией, и добавлял, что у него есть наставления ясного света, позволяющие осуществить это превращение.

Тибетское слово «пхова» несет в себе смысл перехода из одного места в другое. Например, его переводят как «переход» или «переезд». В контексте Шести йог так называют технику, которая используется в момент умирания и позволяет человеку покинуть шесть миров сансары и отправиться в сферу чистых проявлений – Страну блаженства. Тот, кто умеет применять эту медитацию, может перейти куда пожелает, в нужный момент направляя свои мысли на одну из Чистых стран.

После смерти, в период, называемый «бардо становления», возникает целое множество явлений, которые, будучи продуктами самого ума, вовсе не распознаются как таковые. Умерший сам не знает, что находится в бардо, и проходит через всевозможные приятные и неприятные переживания. Когда же он понимает, что умер, это открытие вызывает столько страдания и страха, что его ум проваливается в бессознательное состояние. Но если человек практиковал те наставления, что содержатся в йоге бардо, он немедленно осознает, что находится в промежуточном состоянии, и начнет применять верные методы, ведущие к полному Освобождению. И даже если он не сумеет использовать эти техники, остается способность свободно перемещаться в бардо, переноситься в Страну блаженства или иные Чистые страны. Инструкции по йоге бардо открывают много возможностей.

Махаяна выработала понятие Чистой страны, которого не существовало в Хинаяне. Оно близко к понятию рая, но отличается тем, что Чистых стран много. Созданные разными Буддами, Чистые страны представляют собой воплощение обещаний этих Будд приносить пользу многим существам. Страна блаженства (санскр. Сукхавати, тиб. Девачен), созданная Буддой Амитабхой, привлекает большинство буддистов не только в Тибете, но также в Китае и Японии. Чистые страны можно описывать на разных уровнях. Здесь Калу Ринпоче предлагает наиболее простой взгляд.

Чистые страны – это сферы проявления, созданные Буддами. Так, Страна блаженства была создана Амитабхой, Буддой Безграничного Света. Еще до Просветления он делал пожелания о возникновении Чистой страны, в которую легко было бы попасть. Там иное временное измерение: один день равен периоду, который в обычной вселенной называют махакальпой. Одна махакальпа состоит из восьмидесяти средних кальп, каждая из которых включает зарождение, проявление и исчезновение вселенной, а также пустой период, предшествующий новому зарождению. В земных годах длительность махакальпы почти неизмерима. Согласно этой шкале, Страна блаженства появилась десять дней назад, или десять махакальп назад, если пользоваться нашими терминами.

Это Чистая страна, в которой все проявления пяти элементов и все сенсорные впечатления воспринимаются как радость, удовольствие и красота. Вещи и существа имеют лучезарное нематериальное качество, а тело Амитабхи излучает свет более яркий, чем свет солнца и луны. Там все время светло, как днем, но все же можно отличить день от ночи: днем цветы раскрыты, а на ночь они закрываются.

Переродиться в Стране блаженства можно лишь после определенной подготовки, которая выполняется в этой жизни. Необходимо получить посвящение Амитабхи или Авалокитешвары (тиб. Ченрезиг), произносить их мантры, делать пожелания и призывания. Так ум приобретает ориентацию, которая, когда мы окажемся в бардо, поможет нам осознать, что мы умерли, и увидеть Амитабху, идущего нам навстречу Мы узнаем его и вспомним пожелание о перерождении в Чистой стране. Одной этой мысли будет достаточно для того, чтобы мы немедленно туда попали.

Лотос откроется, мы увидим амитабху со свитой и обретем первую ступень Бодхисаттвы.

Бардо закончится, и мы тут же спонтанно родимся в Стране блаженства. Мы появимся на цветке лотоса в молодом, но полностью сформировавшемся теле и прекрасных одеяниях. Лотос откроется, мы увидим Амитабху со свитой и обретем первую ступень Бодхисаттвы. Это отсечет любую возможность рождаться в шести мирах под влиянием кармы, а также значительно увеличит способности ума. Бодхисаттва на первой ступени может произвести 100 одновременных излучений самого себя; он способен одновременно отправляться в 100 Чистых стран, получать наставления от 100 Будд, концентрировать ум на сотне объектов и так далее. Говорят, что на первой ступени Бодхисаттва обладает 1200 силами.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник

Экология познания. Наука и открытия: Одним из краеугольных камней современной астрофизики является космологический принцип. Согласно нему, наблюдатели на Земле видят то же самое, что наблюдатели из любой другой точки Вселенной, и что законы физики везде одинаковы.

Вселенная – голограмма! Это означает, что нас нет!

Появляется все больше свидетельств того, что некоторые части Вселенной могут быть особенными.

Одним из краеугольных камней современной астрофизики является космологический принцип. Согласно нему, наблюдатели на Земле видят то же самое, что наблюдатели из любой другой точки Вселенной, и что законы физики везде одинаковы.

Множество наблюдений подтверждают эту идею. К примеру, Вселенная выглядит более-менее одинаково во всех направлениях, с примерно одинаковым распределением галактик по всем сторонам.

Но в последние годы, некоторые космологи стали сомневаться в верности этого принципа.

Они указывают на данные, полученные в ходе изучения сверхновых 1 типа, которые удаляются от нас со все увеличивающейся скоростью, что указывает не только на то, что Вселенная расширяется, но и на все большее ускорение этого расширения.

Любопытно, что ускорение не является единым для всех направлений. В некоторых направлениях Вселенная ускоряется быстрее, чем в других.

Но насколько можно доверять этим данным? Возможно, что в некоторых направлениях мы наблюдаем статистическую погрешность, которая исчезнет при правильном анализе полученных данных.

Ронг-Джен Кай и Жонг-Лианг Туо из института теоретической физики при Китайской академии наук в Пекине, еще раз проверили данные полученные от 557 сверхновых из всех частей Вселенной и провели повторные расчеты.

Сегодня они подтвердили наличие неоднородности. Согласно их расчетам, быстрей всего ускорение происходит в созвездии Лисички северного полушария. Эти данные согласуются с данными других исследований, согласно которым существует неоднородность в космическом микроволновом фоновом излучении.

Это может заставить космологов прийти к смелому выводу: космологический принцип ошибочен.

Возникает волнующий вопрос: почему Вселенная неоднородна и как это отразится на существующих моделях космоса?

Готовьтесь к галактическому переезду


Млечный путь

Группа исследователей из США и Канады опубликовала карту пригодных для формирования жизни зон Млечного Пути. Статья ученых принята к публикации в журнале Astrobiology, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Читайте также:  От чего кал может стать черным

Согласно современным представлениям, пригодная для обитания зона галактики (Galactic Habitable Zone – GHZ) определяется как регион, где достаточно тяжелых элементов для формирования планет с одной стороны, и который не подвергается воздействию космических катаклизмов с другой. Главными подобными катаклизмами, по мнению ученых, являются взрывы сверхновых, которые легко могут «стерилизовать» целую планету.

В рамках исследования ученые построили компьютерную модель процессов формирования звезд, а также сверхновых типа Ia (белые карлики в двойных системах, ворующие материю у соседа) и II (взрыв звезды массой свыше 8 солнечных). В результате астрофизикам удалось обозначить регионы Млечного Пути, которые в теории пригодны для обитания.

Кроме этого ученые установили, что вокруг как минимум 1,5 процентов всех звезд в галактике (то есть примерно 4,5 миллиарда из 3×1011 звезд) в разное время могли существовать обитаемые планеты.

При этом 75 процентов этих гипотетических планет должны находится в приливном захвате, то есть постоянно «смотреть» на звезду одним боком. Возможна ли жизнь на таких планетах – предмет спора астробиологов.

Для расчета GHZ ученые использовали тот же подход, что используется при анализе обитаемых зон вокруг звезд. Такой зоной обычно называют регион вокруг звезды, в котором на поверхности каменистой планеты может существовать вода в жидком виде, сообщает Лента.ру.

Наша Вселенная – голограмма. Существует ли реальная действительность?

Природа голограммы – «целое в каждой частичке» – дает нам совершенно новый способ понимания устройства и порядка вещей. Мы видим объекты, например, элементарные частицы, разделенными потому, что видим лишь часть действительности.

Эти частицы – не отдельные «части», а грани более глубокого единства.

На каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы – не отдельные объекты, а как бы продолжение чего-то более фундаментального.

Ученые пришли к выводу, что элементарные частицы способны взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния не потому, что они обмениваются какими-то таинственными сигналами, а потому, что их раздельность – иллюзия.

Если разделение частиц – это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире бесконечно взаимосвязаны.

Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого лосося, который плывет, каждого сердца, которое бьется, и каждой звезды, которая сияет в небе.

Вселенная как голограмма означает, что нас нет

Голограмма рассказывает о том, что и мы – голограмма.

Ученые из Центра астрофизических исследований в лаборатории имени ферми (Fermilab) сегодня работают над созданием устройства «голометр» (Holometer), с помощью которого они смогут опровергнуть все, что человечество сейчас знает о Вселенной.

С помощью устройства «Голометр» специалисты надеются доказать или опровергнуть безумное предположение о том, что трехмерной Вселенной в таком виде, как мы ее знаем, просто не существует, будучи ничем иным, как своеобразной голограммой. Другими словами, окружающая реальность — иллюзия и не более того.

…Теория о том, что Вселенная является голограммой, основывается на появившемся не так давно предположении, что пространство и время во Вселенной не являются непрерывными.

Они якобы состоят из отдельных частей, точек — как будто из пикселей, из-за чего нельзя увеличивать «масштаб изображения» Вселенной бесконечно, проникая все глубже и глубже в суть вещей. По достижению какого-то значения масштаба Вселенная получается чем-то вроде цифрового изображения очень плохого качества — нечеткой, размытой.

Представьте обычную фотографию из журнала. Она выглядит как непрерывное изображение, но, начиная с определенного уровня увеличения, рассыпается на точки, составляющие единое целое. И также наш мир якобы собран из микроскопических точек в единую красивую, даже выпуклую картинку.

Поразительная теория! И до недавнего времени к ней относились несерьезно. Только последние исследования черных дыр убедили большинство исследователей, что в «голографической» теории что-то есть.

Дело в том, что обнаруженное астрономами постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к информационному парадоксу — вся содержащаяся информация о внутренностях дыры в таком случае исчезала бы.

А это противоречит принципу сохранения информации.

Но лауреат Нобелевской премии по физике Герард т’Хоофт, опираясь на труды профессора Иерусалимского университета Якоба Бекенштейна, доказал, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его уничтожения, — точно также, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.

У УЧЕНОГО КАК-ТО РАЗ СЛУЧИЛСЯ ФАНТАЗМ

Впервые «безумная» идея о вселенской иллюзорности родилась у физика Лондонского университета Дэвида Бома, соратника Альберта Эйнштейна, в середине XX века.

Согласно его теории весь мир устроен примерно так же, как голограмма.

Как любой сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе все изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

— Из этого следует, что объективной реальности не существует, — сделал тогда ошеломляющее заключение профессор Бом. — Даже несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе — фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Напомним, что голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы ее изготовить, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину (чередование минимумов и максимумов лучей), которая может быть зафиксирована на пленке.

Готовый снимок выглядит как бессмысленное переслаивание светлых и темных линий. Hо стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение исходного предмета.

Трехмерность не единственное замечательное свойство, присущее голограмме.

Если голограмму с изображением, например, дерева разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же самого дерева точно такого же размера. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом.

В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию о всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.

— Принцип голограммы «все в каждой части» позволяет нам совершенно по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности, — объяснял профессор Бом. — На протяжении почти всей своей истории западная наука развивалась с идеей о том, что лучший способ понять физический феномен, будь то лягушка или атом, — это рассечь его и изучить составные части.

Голограмма показала нам, что некоторые вещи во Вселенной не поддаются исследованию таким образом. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но поменьше точностью.

И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ВСЁ ОБЪЯСНЯЮЩИЙ АСПЕКТ

К «безумной» идее Бома подтолкнул еще и нашумевший в свое время эксперимент с элементарными частицами. Физик из Парижского университета Алан Аспект в 1982 году обнаружил, что в определенных условиях электроны способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними.

Hе имеет значения, десять миллиметров между ними или десять миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Смущала только одна проблема этого открытия: оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света.

Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила физиков сильно засомневаться в работах Аспекта.

Но Бом сумел найти объяснение. По его словам, элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального.

«Свою замысловатую теорию профессор для лучшего уяснения иллюстрировал следующим примером, — писал автор книги «Голографическая Вселенная» Майкл Талбот. — Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума.

Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов — отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному. Hо, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь.

Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, немного по-другому, но всегда соответственно первой. Когда одну рыбу вы видите анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, что это не факт случайного совпадения».

— Явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, —объяснял Бом феномен опытов Аспекта, — более высокой размерности, чем наша, как в аналогии с аквариумом. Раздельными мы видим эти частицы только потому, что мы видим лишь часть действительности.

А частицы — не отдельные «части», но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо, как упоминавшееся выше дерево.

И поскольку все в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.

Что еще может нести в себе голограмма — пока не известно.

Предположим, например, что она — это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии — от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все.

Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Другими словами, возможно, голографический уровень мира — просто одна из ступеней бесконечной эволюции.

МНЕНИЕ ОПТИМИСТА

Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:

— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?

— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.

— Все равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать. Ответ Ринпоче был предельно краток:

— Вас реально не существует.

Но можно ли «пощупать» эту иллюзорность инструментами? Оказалось, да. Уже несколько лет в Германии на гравитационном телескопе, сооруженном в Ганновере (Германия), GEO600 ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, которые создают сверхмассивные космические объекты.

Ни одной волны за эти годы, впрочем, найти не удалось. Одна из причин — странные шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, которые на протяжении длительного времени фиксирует детектор. Они очень мешают его работе.

Исследователи тщетно искали источник шума, пока с ними случайно не связался директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган.

Он заявил, что понял, в чем дело. По его словам, из голографического принципа следует, что пространство-время не является непрерывной линией и, скорее всего, представляет собой совокупность микрозон, зерен, своего рода квантов пространства-времени.

— А точность аппаратуры GEO600 сегодня достаточна для того, чтобы зафиксировать колебания вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых зерен, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная, — объяснил профессор Хоган.

По его словам, GEO600 как раз и наткнулся на фундаментальное ограничение пространства-времени — то самое «зерно», вроде зернистости журнальной фотографии. И воспринимал это препятствие как «шум».

И Крейг Хоган вслед за Бомом убежденно повторяет:

— Если результаты GEO600 соответствуют моим ожиданиям, то все мы действительно живем в огромной голограмме вселенских масштабов.

Показания детектора пока в точности соответствуют его вычислениям, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия.

Специалисты напоминают, что однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory — крупном исследовательском центре в области телекоммуникаций, электронных и компьютерных систем — в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве.

А доказательства голографичности Вселенной ученые ожидают, когда заработает прибор «Голометр» на полную мощь. Ученые надеются, что он увеличит количество практических данных и знаний этого необыкновенного открытия, относящегося пока все же из области теоретической физики.

Детектор устроен так: светят лазером через расщепитель луча, оттуда два луча проходят через два перпендикулярных тела, отражаются, возвращаются назад, сливаются вместе и создают интерференционную картину, где любое искажение сообщает об изменении отношения длин тел, так как гравитационная волна проходит через тела и сжимает или растягивает пространство неодинаково в разных направлениях.

— «Голометр» позволит увеличить масштаб пространства-времени и увидеть, подтвердятся ли предположения о дробной структуре Вселенной, основанные чисто на математических выводах, — предполагает профессор Хоган.

Первые данные, полученные с помощью нового аппарата, начнут поступать в середине этого года.

МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА

Президент Лондонского королевского общества, космолог и астрофизик Мартин Рис: «Рождение Вселенной для нас навсегда останется загадкой»

— Нам не понять законы мироздания. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. Гипотезы о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, или о голографичности мира — так и останутся недоказанными предположениями.

Несомненно, объяснения есть всему, но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий разум ограничен. И он достиг своего предела. Мы даже сегодня столь же далеки от понимания, к примеру, микроструктуры вакуума, сколько и рыбы в аквариуме, которым абсолютно невдомек, как устроена среда, в которой они живут.

У меня, например, есть основания подозревать, что у пространства — ячеистая структура. И каждая его ячейка в триллионы триллионов раз меньше атома. Но доказать или опровергнуть это, или понять, как такая конструкция работает, мы не можем. Задача слишком сложная, запредельная для человеческого разума – «Российский космос«.

Компьютерная модель галактики

Через девять месяцев вычислений на мощном суперкомпьютере, астрофизикам удалось создать компьютерную модель красивой спиральной галактики, которая является копией нашего Млечного пути.

При этом соблюдена физика образования и эволюции нашей галактики. Эта модель, которая создана исследователями из Калифорнийского университета и института теоретической физики в Цюрихе, позволяет разрешить стоящую перед наукой проблему, которая возникла из превалирующей космологической модели Вселенной.

«Предыдущие попытки создать массивную дисковую галактику, подобную Млечному пути, провалились, поскольку у модели был слишком велик балдж (центральная выпуклость), по сравнению с размерами диска», – сказал Хавьера Гуэдес, аспирант астрономии и астрофизики из Калифорнийского университета и автор научной статьи об этой модели, под названием Эрис (англ. «Eris»). Исследование будет опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Эрис представляет собой массивную спиральную галактику с ядром в центре, которое состоит из ярких звезд и других структурных объектов, свойственных таким галактикам как Млечный путь. По таким параметрам как яркость, соотношение ширины центра галактики и ширины диска, звездный состав и другим свойствам, она совпадает с Млечным путем и другими галактиками этого типа.

Как сообщил соавтор, Пьеро Мадау, профессор астрономии и астрофизики в Калифорнийском университете, на воплощение проекта были затрачены немалые средства, которые пошли на покупку 1.4 миллионов процессоро-часов времени расчетов на суперкомпьютере на компьютере НАСА Pleiades.

Полученные результаты позволили подтвердить теорию «холодной темной материи», согласно которой, эволюция структуры Вселенной протекала под воздействием гравитационных взаимодействий темной холодной материи («темной» из-за того, что ее невозможно увидеть, а «холодной» из-за того, что частицы двигаются очень медленно).

«Эта модель отслеживает взаимодействие более 60 миллионов частиц темной материи и газа. В ее коде предусмотрена физика таких процессов как гравитация и гидродинамика, формирование звезд и взрывы сверхновых – и все это в самом высоком разрешении из всех космологических моделей в мире», – сказал Гуэдес. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник