Меню Рубрики

Обследование кала на патогенную кишечную флору

Анализ кала на условно-патогенную флору (УПФ) – это лабораторное исследование, которое дает возможность оценить количество различных видов микроорганизмов в кишечнике. Исследование является информативным и назначается для диагностики заболеваний.

Поверхность слизистой оболочки и просвет кишечника человека заселены различными микроорганизмами, к которым относятся бактерии и грибки. Некоторые виды необходимы для нормального течения процессов пищеварения, некоторых микроорганизмов в норме быть не должно или допускается их минимальное количество.

По этим критериям выделяются 3 основные группы микроорганизмов, заселяющих кишечник:

  • Условно-патогенные микроорганизмы. Представлены небольшим количеством микроорганизмов. В норме их развитие подавляется нормальной микрофлорой, а также факторами местного (локального) иммунитета. При определенных условиях, приводящих к снижению защитных свойств слизистой оболочки, количество клеток представителей условно-патогенных (условно-болезнетворных) микроорганизмов увеличивается, что приводит к развитию воспалительной реакции и патологического процесса.
  • Патогенные микроорганизмы. В норме их в кишечнике быть не должно. Их появление и последующая жизнедеятельность приводят к развитию заболевания. Иногда при ослаблении свойств микроорганизмов, а также определенных индивидуальных особенностях иммунной системы возможно бактерионосительство. Это состояние, когда патогенные микроорганизмы присутствуют в кишечнике, выводятся во внешнюю среду, но нет признаков патологического процесса (болезни).
  • Нормальные микроорганизмы – необходимы для нормального функционального состояния кишечника. Они выполняют ряд важных функций, которые заключаются в защите слизистой оболочки, улучшении процесса пищеварения и переваривания целлюлозы за счет выработки определенных ферментов, синтезе витаминов группы В в толстом кишечнике, формировании каловых масс.

Таблица 1. Представители кишечной микрофлоры: нормальны, условно-патогенные и патогенные бактерии.

Нормальные Условно-патогенные Патогенные
  • Бифидобактерии
  • Лактобактерии
  • Кишечные палочки
  • Энтеробактерии
  • Энтерококки
  • Клостридии
  • Стрептококки
  • Стафилококки
  • Хеликобактер
  • Клебсиеллы
  • Энтеропатогенная кишечная палочка
  • Грибки Кандида
  • Сальмонеллы (возбудители тифа и паратифа)
  • Холерный вибрион
  • Шигеллы
  • Иерсинии
  • Энтеровирусы

Большинство бактерий представителей нормальной и условно-патогенной микрофлоры определяются в ходе исследования анализ кала на УПФ. Принцип метода лабораторного исследования заключается в посеве биологического материала (кала) на специальные питательные среды. На них вырастают колонии микроорганизмов, которые идентифицируются. Затем проводится подсчет колоний (КОЕ или колониеобразующие единицы) с последующим определением количества и соотношения различных видов бактерий.

Достоверность полученных результатов анализа на условно-патогенную флору определяется правильностью подготовки пациента, тары, непосредственного сбора биологического материала и его хранения. Обычно подробные рекомендации в отношении подготовительных мероприятий дает врач во время консультативного приема после назначения соответствующего исследования.

Перед тем, как собирать кал для анализа на условно-патогенную микрофлору, важно придерживаться нескольких несложных рекомендаций:

  • Отказ от употребления алкоголя, жирной жареной пищи, сладостей, а также продуктов питания, усиливающих процессы брожения в кишечнике за несколько дней до сбора кала.
  • За 3 дня до проведения исследования желательно отказаться от приема лекарственных средств (возможность приема препаратов обсуждается с лечащим врачом индивидуально). Антибиотики, независимо от пути поступления в организм человека, приводят к гибели части микроорганизмов кишечника, что может стать причиной получения недостоверных результатов анализа на УПФ (см. подробнее о том, как антибиотики влияют на микрофлору).
  • Нельзя собирать кал непосредственно после проведения клизмы, применения ректальных свечей, а также после использования препаратов-сорбентов. Сорбенты – это группа лекарственных средств, которые связывают и выводят наружу из просвета кишечника с калом токсические соединения и различные микроорганизмы.
  • Перед дефекацией рекомендуется проводить туалет области промежности чистой водой без использования моющих средств.

У грудных младенцев перед сбором кала не рекомендуется вводить прикорм. Подготовительные мероприятия при сборе кала для анализа на УПФ у детей старшего возраста не имеют принципиальных отличий.

Для получения достоверных результатов исследования кала на условно-патогенную микрофлору важно не допускать попадания в материал различных микроорганизмов извне. Поэтому для сбора материала должна использоваться стерильная посуда.

  1. В аптеке для сбора кала продаются специальные одноразовые стерильные пластиковые контейнеры.
  2. Допускается использование стеклянной посуды небольшого объема (стеклянные баночки из-под продуктов питания, консерваций). Их предварительно следует тщательно вымыть чистой водой, а затем прокипятить в течение нескольких минут. Это позволит уничтожить микроорганизмы на стенках посуды.

Кал для анализа на условно-патогенную микрофлору собирают после естественного акта дефекации. Не рекомендуется собирать кал из унитаза, поэтому дефекацию лучше проводить на подготовленный чистый лист бумаги, полиэтилена, а также в сухое судно. Забор кала проводится при помощи чистого деревянного шпателя или одноразовой пластиковой ложечки. Небольшой объем материала, который не должен превышать 1/3 часть контейнера, помещают в стерильную посуду и завинчивают крышечкой. На контейнер с взятым материалом для исследования обязательно прикрепляется направление с паспортными данными. У детей кал собирается ложечкой с пеленок или подгузников.

Достаточно часто взятый для исследования кал сразу доставить в лабораторию не удается. Допускается его хранение в прохладном месте при температуре воздуха от +3 до +5° С. Длительность такого хранения не должна превышать 8 часов. Идеальным вариантом является доставка взятого материала в лабораторию в течение периода времени не превышающего 3-х часов.

Расшифровка результатов проведенного исследования кала на условно-патогенную микрофлору включает показатели количества определенных видов бактерий, она представлена в виде таблицы:

Кишечный микроорганизм Возраст, годы Норма содержания
Бифидобактерии От 0 до 1 года 10 10 и выше
Дети старше 1 года и взрослые 10 9 и выше
Лактобактерии От 0 до 1 года 10 6 -10 7
Дети старше 1 года и взрослые 10 7 -10 8
Кишечная палочка (всего) От 0 до 1 года 10 7
Дети старше 1 года и взрослые 10 8
Энтеробактерии лактозонегативные От 0 до 1 года 10 4
Дети старше 1 года и взрослые 10 5
Энтерококки От 0 до 1 года 10 5 -10 7
Дети старше 1 года и взрослые 10 5 -10 8
Бактероиды От 0 до 1 года 10 7
Дети старше 1 года и взрослые 10 8
Стафилококки сапрофитные От 0 до 1 года Меньше 10 4
Дети старше 1 года и взрослые Меньше 10 4
Клостридии От 0 до 1 года Меньше 10 3
Дети старше 1 года и взрослые Меньше 10 5
Кандида От 0 до 1 года Меньше 10 3
Дети старше 1 года и взрослые Меньше 10 4
Пептострептококки От 0 до 1 года 10 3 -10 5
Дети старше 1 года и взрослые 10 9 -10 10
Золотистый стафилококк От 0 до 1 года Нет
Дети старше 1 года и взрослые Нет
Энтеропатогенные кишечные палочки От 0 до 1 года Нет
Дети старше 1 года и взрослые Нет
Протей От 0 до 1 года Нет
Дети старше 1 года и взрослые Нет
Патогенные грибки От 0 до 1 года Нет
Дети старше 1 года и взрослые Нет

Расшифровку с последующим назначением лечения при необходимости проводит лечащий врач.

Изменения, затрагивающие результаты показателей анализа кала на УПФ, проявляются обычно увеличением количества различных условно-патогенных бактерий выше нормального показателя или появление патогенных микроорганизмов. В этом случае назначается комплексное лечение, которое может включать несколько направлений:

  • Антибиотикотерапия – используется для подавления активности условно-патогенной микрофлоры (по показаниям) или уничтожения представителей патогенной флоры.
  • Пробиотики – препараты, которые содержат жизнеспособные бактерии представителей нормальной флоры, преимущественно бифидобактерии и лактобактерии.
  • Пребиотики – препараты, которые стимулируют активность полезных бактерий за счет содержания необходимых веществ.
  • Общие рекомендации, включающие диету с исключением продуктов питания, усиливающих процессы брожения в кишечнике. Предпочтение отдается кисломолочной продукции, а также растительным продуктам, содержащим клетчатку.

Длительность комплексного лечения определяется врачом индивидуально. Обычно после курса терапии могут назначаться контрольные лабораторные исследования, включающие анализ кала на УПФ.

источник

Симптомы проявления острых кишечных инфекций, вызываемых патогенными микроорганизмами, проявляются в виде тошноты, повышенной температуры тела, диареи, болей в области живота. В тяжелых случаях наступает обезвоживание, развиваются опасные осложнения. Выявить присутствие возбудителей, а также определить их чувствительность к антибактериальным препаратам можно с помощью посева кала на наличие патогенной флоры кишечника.

Главная цель, которую преследует врач, назначая бактериологическое исследование кала, – установление истинной причины патологических процессов в кишечнике. От результата проведенного анализа зависит выбор лечебной тактики, гарантирующей полное выздоровление больного. С помощью посева кала на патогенную флору выявляется присутствие болезнетворных микроорганизмов, что исключает развитие заболевания по иным причинам.

Установленные отклонения от нормы, подтвердившие инфекционную природу патологии, избавляют от необходимости проведения дополнительных диагностических мероприятий. Врач получает возможность составить в индивидуальном порядке противомикробную терапию с учетом результатов исследования. Бакпосев назначают для:

  • диагностики острых кишечных инфекций;
  • идентификации возбудителя;
  • определения эффективного препарата для проведения терапии;
  • оценки результатов лечения.

Собственно посев кала на флору представляет собой микробиологическое исследование биологического материала человека, выполняемое инвитро (вне организма больного) в лабораторных условиях. Представленное для анализа сырье помещается в особую питательную среду. Биологические материалы выдерживаются в специальных условиях при определенной температуре на протяжении определенного времени, необходимого для роста микроорганизмов.

Выявленная болезнетворная флора служит материалом для выполнения следующего этапа диагностики – антибиотикограммы. Благодаря антибиотикограмме устанавливается степень чувствительности опасных микроорганизмов к воздействию бактериофагов и антибактериальных препаратов.

Для здорового человека заселение кишечника дрожжеподобными грибами, бифидобактериями, бактероидами, кишечными палочками, кокками, лактобактериями – норма. Вместе они образуют уникальную микрофлору, способствующую:

  • укреплению стенки толстого кишечника;
  • защите толстой кишки от вредных воздействий;
  • разложению клетчатки, поступающей с пищей;
  • синтезу биологически активных веществ;
  • выработке веществ, обеспечивающих нормальную работу иммунной системы.

Выбор содержимого толстого кишечника, необходимого для выполнения посева на патогенную кишечную флору, имеет веские основания. Тонкий и толстый кишечник делятся на определенное количество подотделов с характерной микрофлорой. Состав микробиоты тонкого кишечника корректирует желчь и желудочный сок. Желчные и желудочные кислоты, а также ферменты позволяют существовать в тонком кишечнике только небольшому количеству микроорганизмов. В толстом кишечнике наблюдается совершенно другая картина, позволяющая определять микробиоту как:

  • аэробную и анаэробную (нуждающуюся и не нуждающуюся в присутствии воздуха);
  • специализирующуюся на определенном виде расщепляемого вещества (например, преолитики отвечают за преобразование белка);
  • полезную, условно патогенную и патогенную.

Нормальный состав микробиоты предполагает соседство каждой сотни клеток бифидобактерий с одной клеткой лактобактерии, десятком клеток кишечной палочки, одной клеткой другого микроорганизма (например, энтерококк). Степень активности каждого вида напрямую зависит от состояния организма.

Отклонения от нормы вызывают:

  • аллергические реакции;
  • острые респираторные заболевания;
  • онкологические и инфекционные болезни;
  • возраст;
  • условия работы;
  • особенности питания.

Выполненный бакпосев выявляет присутствие истинно вредоносных бактерий, принадлежащих к дизентерийной и тифопаратифозной группе, либо бактерий, относящихся к условно патогенной флоре (УПФ). Расшифровка результатов подтверждает либо опровергает присутствие болезнетворных микроорганизмов. Рост кишечных патогенных бактерий предполагает определение чувствительности к воздействию антибактериальных препаратов.

В случае, если расшифровка не показывает роста микроорганизмов, входящих в нормальную флору кишечника, результат проведенного анализа не может трактоваться как отрицательный. Полученные данные говорят о низком титре опасных бактерий, влияющих на рост нормальной микробиоты. Для уточнения потребуется повторное исследование. Также расшифровка анализа может сопровождаться комментарием, указывающим на увеличение количества микроорганизмов условно патогенной кишечной флоры.

При отрицательном результате посева на патогенную флору требуется исследование кала на УПФ, если присутствуют жалобы на:

  • неустойчивый стул,
  • метеоризм,
  • ощущение дискомфорта в области живота,
  • боли,
  • аллергические реакции на некоторые продукты.

Анализ проводится и тогда, когда имеются симптомы кишечной инфекции либо проводилось лечение с применением гормональных и противовоспалительных препаратов. В проведении такого исследования также нуждаются новорожденные, относящиеся к группе риска, и дети, часто болеющие острыми респираторными инфекциями.

Название УПФ (условно патогенная флора) охватывает бактерии, присутствующие в желудочно-кишечном тракте и оказывающие положительное влияние на жизнедеятельность всего организма человека до тех пор, пока не образуются условия, способствующие патологическому росту количества микроорганизмов. Условно патогенными называются энтеробактерии, стафилококки, некоторые виды кишечной палочки. Меньшее количество УПФ определяется в кале у ребенка. У людей старшего возраста количественные показатели значительно возрастают.

Читайте также:  В кале черные ворсинки у взрослого

Если не превышена норма, условно патогенные микроорганизмы выполняют ряд важных для организма функций. Так, энтерококк, попадающий в организм ребенка с молоком матери, способствует снижению количества условно болезнетворных бактерий в микробиоте. Кроме того, энтерококк в микрофлоре кишечника – это:

  • синтез витаминов;
  • нормальное усвоение сахара;
  • расщепление и переработка углеводов;
  • укрепление иммунитета.

Длительные заболевания, оперативные вмешательства, употребление антибактериальных препаратов на протяжении долгого времени, увеличение количественных показателей, превышающих допустимый порог (для энтерококка это 100 млн. в 1 грамме исследуемого кала на УПФ), – условия, способствующие перерождению полезного микроорганизма в болезнетворный.

Энтерококк может стать причиной развития хронического гастрита, энтерита, бактериемии, различных патологий мочеполовой системы, менингита.

Своевременная диагностика, при наличии характерных симптомов, позволяет предотвратить осложнения. Благодаря посеву на условно патогенную и патогенную кишечную флору, врач получает возможность с максимальной точностью выявить нарушения в микробиоте, определить возбудителя и выбрать соответствующий препарат для проведения терапии.

Результаты исследования кала на флору напрямую зависят от соблюдения правил подготовки к сдаче анализа. Достоверность результатов будет максимальной, если:

  1. Отказаться от приема любых лекарственных средств минимум за три дня до сбора биоматериала.
  2. С момента отказа от приема антибиотиков до момента сбора кала на анализ прошло не менее двенадцати часов.
  3. Не собирать кал после клизмы либо после приема слабительного средства.
  4. При испражнении следить за тем, чтобы моча не попадала в кал.
  5. Материал для исследования брать чистой ложечкой и помещать в чистую сухую емкость.
  6. Собирать кал непосредственно перед доставкой в лабораторию. Промежуток между моментом сбора и доставкой не может превышать трех часов.

Своевременное обращение к специалисту и проведение лабораторного исследования на ранних стадиях заболевания позволит получить наиболее точные результаты, определить правильный диагноз и назначить соответствующую терапию.

Работаю врачом ветеринарной медицины. Увлекаюсь бальными танцами, спортом и йогой. В приоритет ставлю личностное развитие и освоение духовных практик. Любимые темы: ветеринария, биология, строительство, ремонт, путешествия. Табу: юриспруденция, политика, IT-технологии и компьютерные игры.

источник

Анализ на кишечную группу — популярное исследование. Его назначают как для диагностики острых заболеваний, так и с целью выявления скрытого течения у носителей болезни. Когда у взрослого человека или ребенка появляется понос, температура, боли в животе, рвота, то поставить диагноз только на основании клиники невозможно, поскольку многие кишечные инфекции протекают с похожими симптомами.

Кроме того, для назначения оптимального противобактериального лечения необходимо знать конкретный возбудитель заболевания. Согласно существующим инструкциям санитарной службы и Министерства здравоохранения, все люди, работающие на производстве пищевых продуктов или контактирующие с ними при транспортировке, продаже, упаковке, приготовлении пищи, уборке помещения, регулярно проходят анализ на кишечную группу.

Результат отмечается у них в «Санитарной книжке» вместе с заключением врачей. Зачем уделять столько внимания анализу кала, мы постараемся рассказать в статье.

В кишечнике здорового человека спокойно проживают около 500 видов микроорганизмов. Они вполне успешно соседствуют с макроорганизмом, помогают ему выполнять ряд важных функций, сами питаются из кишечного содержимого. Принято разделять по принципу опасности всю флору на 3 вида.

Полезные — в любых условиях поддерживают пищеварение, вырабатывают витамины, обеспечивают иммунитет. Среди них основные:

  • бифидобактерии;
  • бактероиды;
  • лактобактерии;
  • эшерихии;
  • грибы.

Всего таких микроорганизмов 15. Условно патогенные микроорганизмы безвредны, если человек силен и здоров, но в случае падения защитных сил становятся дополнительным агрессивным фактором и способны нанести существенный вред.

  • стафилококки;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • клостридии;
  • грибы рода Кандида.

Патогенные — это возбудители инфекционного заболевания, которых в норме не должно быть, но они могут принимать настолько хорошо защищенные формы, что длительно живут в кишечнике носителя в виде цист. А человек даже не подозревает, что является разносчиком инфекции. К ним относятся:

  • сальмонелла;
  • шигелла;
  • дизентерийная амеба;
  • кишечная трихомонада;
  • балантидий;
  • холерный вибрион и другие.

Если врач назначает анализ кала на кишечную группу, то его в первую очередь интересуют вероятные возбудители болезни. Ведь зная их особенности и поражающие свойства можно:

  • выяснить источник заражения;
  • ограничить распространение очага заболевания;
  • обследовать контактных лиц;
  • назначить курс оптимальной терапии.

Пациент с острым расстройством пищеварения и подозрением на заражение направляется в инфекционное отделение стационарного типа. Дети госпитализируются вместе с мамами. В условиях больницы удается изолировать больного, провести максимально полное обследование и лечение.

Наиболее часто кишечная группа возбудителей проявляется следующими заболеваниями:

  1. Дизентерией — вызывается шигеллой, основной «удар» наносится желудку и толстому кишечнику. Возбудитель отличается хорошей приспособляемостью к условиям внешней среды. Живут в отбросах и фекалиях до двух месяцев. Человек получает инфекцию через грязные руки или зараженные продукты.
  2. Сальмонеллезом — излюбленным местом поражения служит тонкий кишечник. Болезнь сопровождается выраженной интоксикацией. Для маленьких детей — особенно опасна, поскольку вызывает тяжелые осложнения (пневмонию, менингоэнцефалит, общий сепсис). Возбудители делятся на виды, кроме сальмонеллеза, вызывает брюшной тиф заражение фекально-оральным путем, через недостаточно обработанные продукты, грязную воду.
  3. Коли-инфекциями — заболевания, вызываемые разными по серотипу кишечными палочками. Чаще возникают у грудничков. Поражают толстый кишечник. Передаются от носителей или больных взрослых людей при несоблюдении основных правил гигиены и ухода за младенцем.

Эти примеры показывают насколько важно своевременно проводить анализ не только кала, но и продуктов питания, питьевой воды, смывов с рук персонала. Особенно если болезнь выявлена в детских учреждениях.

Для получения достоверных результатов пациента предварительно следует подготовить:

  • рекомендуется 4–5 дней не есть мясных блюд, не принимать алкоголь, питаться только молочными продуктами, кашами, картошкой, белым хлебом;
  • за три дня до сбора кала прекратить прием антибиотиков, слабительных средств, препаратов железа (заранее можно предположить отрицательный результат у пациентов, которые самостоятельно начали лечение антибиотиками), введение ректальных свечей.

К правилам сбора относятся:

  • предупреждение попадания в исследуемый материал посторонних примесей (мочи, крови при менструации у женщин), ребенку нужно дать возможность предварительно помочиться, женщинам применять чистый влагалищный тампон, если нельзя перенести срок анализа;
  • посуду для исследуемого материала нельзя обрабатывать дезинфицирующими средствами (хлоркой), баночку нужно хорошо промыть с мылом и облить кипятком;
  • таким же образом обрабатывается горшок малыша;
  • на доставку в лабораторию отводится не более двух часов, хранение в холодильнике допускает 4 часа отсрочки, чем дольше задержка срока транспортировки, тем менее результативными будут полученные данные, поскольку часть возбудителей погибает.
  • в домашних условиях — в стерильную посуду, по объему следует ориентироваться приблизительно на полную чайную ложку;
  • в инфекционном кабинете или в стационаре берут ректальный мазок тампоном, в положении пациента на боку лаборант вводит стерильный тампон на палочке в прямую кишку на небольшую глубину и проворачивает его, затем сразу помещает в пробирку со специальной средой;
  • у маленького ребенка можно взять материал непосредственно с памперса.

Для более вероятного результата на исследование берут три пробы кала. Все применяемые методики относятся к виду «инвитро», что означает «на стекле». Другая возможность «in vivo», проводимая с помощью заражения животных, в данном случае не нужна.

Собранный материал в небольшом количестве помещают на 4–5 дней на питательную среду. Здесь вырастают колонии, из которых можно приготовить мазок на кишечную группу даже при очень малом количестве микроорганизмов.

Квалифицированные бактериологи способны выявить патологические возбудители, ориентируясь на внешний вид, подвижность под микроскопом. Метод называется бактериоскопией.

источник

Показания.Обследование детей с подозрением на острую ки­шечную инфекцию (ОКИ), а также контактных с больным ОКИ, бактерионосителей после санации; обследование детей до 2 лет, госпитализируемых в стационар и вновь поступаю­щих в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС и туберкулезом.

Общие сведения.Существует два основных метода взя­тия материала на патогенную кишечную флору (ПКФ): с помощью ректального тампона и нативного материала. Кал для бактериологического исследования собирают из горш­ка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повыше­ния высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. У детей с дисфун­кцией кишечника взятие материала производят из свеже-выделенных испражнений, выбирая слизисто-гнойные ко­мочки, содержащие наибольшее количество возбудителя, без крови, так как она содержит бактериостатические вещест­ва, которые задерживают рост микробов. Рекомендуется брать 3—5 г испражнений из последней более жидкой пор­ции — в них находится больше возбудителей. При заборе материала в суднах и горшках не должно содержаться ос­татков дезинфицирующих средств. После взятия материала хранение его допустимо в течение 2 ч в холодильнике. Окончательный результат посева получают на 4—5-е сутки.

Материальное обеспечение: 1) герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на деревян­ном (металлическом) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка с консервантом (30 % раствор глицерина и 70 % физиологический раствор); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) чашка Петри с питательной средой; 5) шпатель в крафт-пакете; 6) бикс для транспор­тировки, штатив, пеленка; 7) стеклограф; 8) перчатки; 9) инструментальный столик; 10) бланк-направление; 11) фантом ротоглотки.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

2. Поставить на инструментальный столик необходи­мое оснащение.

3. Поставить стеклографом номер на пробирке (флако­не), соответствующий номеру в направлении.

I метод взятия материала методом ректального тампона.

Основной этап выполнения манипуляции.4. Устано­вить пробирку в штатив. Извлечь из пробирки стериль­ный тампон.

5. Налить в пробирку 3—5 мл консерванта. Смочить тампон в консерванте, избыточное количество его отжать о стенку пробирки.

6. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старше­го — на левый бок. Пальцами левой руки раздвинуть яго­дицы, правой рукой осторожно, без насилия, вращательно-поступательными движениями ввести тампон в пря­мую кишку, детям раннего возраста на глубину 3 —4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

7. Извлечь тампон и поместить его в стерильную про­бирку с консервантом, не касаясь ее краев.

II методвзятия нативного материала.
Основной этап выполнения манипуляции.4. Взять

испражнения стерильным тампоном или шпателем.

5. Поместить их в стерильный флакон.

6. Залить кал консервантом в объеме, в 2—3 раза пре­вышающем объем кала.

7. Закрыть стерильным колпачком флакон.
Заключительный этап выполнения манипуляции.

8. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

10. Транспортировать взятый материал в биксе в бакте­риологическую лабораторию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8679 — | 7110 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Анализ кала относится к микробиологическим лабораторным исследованиям, по результатам которых оценивается функциональность и состояние здоровья пищеварительной системы. Существует несколько разновидностей изучения биологических особенностей экскрементов: общий анализ, иначе копрограмма, кал на гельминты, кал на УПФ, на скрытую кровь и другие. Аббревиатура УПФ обозначает условно-патогенную флору кишечника.

Читайте также:  Коричнево оранжевый кал у собаки

Микрофлора кишечника – это внутренняя микробиологическая среда, населенная микроскопическими организмами. Стабильный качественно-количественный состав бактерий обеспечивает здоровое состояние и функциональность кишечным отделам системы пищеварения (толстой и тонкой кишке).

Микрофлора принимает участие в обменных процессах, регуляции клеточного иммунитета, усвоении полезных веществ, синтезе аминокислот и витаминов группы В. При нарушении равновесия микросреды развиваются кишечные расстройства, патологии бактериальной природы, хронические заболевания ЖКТ (желудочно-кишечного тракта).

Представителями микросреды кишечника являются:

  • Нормальные полезные анаэробы (живущие без кислорода микроорганизмы), составляющие более 90% от общего числа бактерий. В кишечную группу входят лакто-, бифидо-, энтеробактерии, энерококки и кишечные палочки.
  • Условно-патогенные грамположительные и грамотрицательные факультативные (нестрогие) анаэробы, количество которых строго ограничено (при активном размножении провоцируют бактериологические расстройства). К данной категории относятся стрептококки, стафилококки, клебсиелла, грибки рода кандида, клостридии, хеликобактер и другие микроорганизмы.

Кроме этого, существуют патогенные микроорганизмы, присутствие которых в кишечнике не предусмотрено. Они проникают из внешней среды, и являются причиной инфекционных заболеваний (шигеллеза, сальмонеллеза, холеры и др.). Активность условно-патогенных возбудителей проявляется при негативном экзокринном (внешнем) воздействии, на фоне ослабленного иммунитета.

Размножение в кишечнике условно-патогенных и болезнетворных (патогенных) бактерий, редко, протекает бессимптомно. Смещение равновесия флоры сопровождается:

  • расстройством стула (диареей);
  • тяжестью в эпигастральной области и тошнотой;
  • рефлекторным выбросом содержимого желудка (рвотой);
  • субфебрильной (37–38 °С) и фебрильной (38–39 °С) температурой тела;
  • острыми болями в животе.

Наличие подобной симптоматики является прямым показанием к проведению лабораторной диагностики состояния микрофлоры кишечника. И также анализ кала на УПФ назначается:

  • после контакта с потенциальным источником заражения (человеком, у которого диагностирована кишечная инфекция);
  • для дифференциации возбудителя, и подбора максимально эффективного лекарственного препарата;
  • в качестве контроля проводимой терапии кишечных заболеваний;
  • в рамках медицинской комиссии при трудоустройстве на предприятие общественного питания и в медицинские учреждения.

При поступлении в некоторые дошкольные и учебные заведения, анализ УПФ проводится наряду с обязательной копрограммой. Разбалансировка соотношения вредных и полезных бактерий в кишечнике, иначе дисбактериоз особенно часто выявляется у маленьких детей. Исследование кала на условно-патогенную флору является одним из самых популярных в педиатрической практике.

Анализ кала на условно-патогенную флору выявляет виды и количество факультативных анаэробных бактерий, как причину кишечного расстройства. Кроме этого, в ходе исследования определяется степень резистентности (устойчивости) микроорганизмов к антибиотикам. Такое детальное изучение помогает врачу выбрать максимально эффективные препараты и результативную тактику лечения.

Экспертиза экскрементов представляет собой бактериологический посев биоматериала в специальные емкости, каждая из которых содержит питательную среду для того, или иного вида микроорганизмов. Среда обеспечивает бактериям дыхание, питание и оптимальные условия для размножения. Если патогены присутствуют в исследуемом образце, они начинают активно увеличивать свою численность, образуя колонии.

Количество КОЕ (колониеобразующие единицы) подсчитывается, идентифицируется конкретный активный микроорганизм. На выращенной колонии бактерий проводится антибактериальная проба (оценка резистентности патогена к разным видам антибиотиков). Параллельно с учетом патогенных и условно-патогенных микробов, лаборанты оценивают состав и численность полезных микроорганизмов.

Краткий результат может быть «положительным», что означает превышение нормы условных патогенов или наличие болезнетворных бактерий, которых в кишечнике быть не должно. «Отрицательная» оценка указывает на стабильность микрофлоры. В таком случае для установления причины плохого самочувствия пациенту назначаются дополнительные лабораторные анализы.

По необходимости их дополняют процедурами аппаратной и инструментальной диагностики. В развернутом результате фиксируются данные о конкретном возбудителе, то есть название микроорганизма и концентрация – количество КОЕ на миллилитр жидкой среды (КОЕ/мл).

Для получения объективных результатов анализа кала на УПФ, пациенту необходимо придерживаться специально разработанных правил. Подготовку организма рекомендуется начать за 2–3 дня до сбора биоматериала:

  • устранить из рациона жареные блюда, тяжелую жирную пищу, сладости и сладкие газированные напитки, продукты, вызывающие интенсивное газообразование (бобовые культуры, капусту, молоко и кефир, сдобную выпечку, черный хлеб).
  • исключить алкоголь;
  • отказаться от приема лекарственных препаратов: антибиотиков, медикаментов, усиливающих моторику кишечника, слабительных таблеток, БАДов и лекарств, содержащих железо, сорбентов (Энтеросгель, Полисорб, Алкоклин и др.).

Применение сорбентов и препаратов антибактериальной терапии может уничтожить часть микробиоты кишечника, что приведет к искажению результатов исследования. Грудным детям перед анализом запрещается вводить новый прикорм. Непривычный для организма продукт может спровоцировать аллергическую реакцию, диспепсию (затруднительное пищеварение).

В этом случае итоговые данные о состоянии кишечной флоры будут неточными, и анализ придется повторить. Нельзя использовать ректальные суппозитории, микроклизмы, масла, способные изменить микрофлору. Непосредственно перед сбором биоматериала рекомендуется провести процедуру гигиены аноректальной области (без применения мыла и геля). Большое значение имеет предварительная подготовка емкости для экскрементов.

Необходимо приобрести в аптеке стерильный контейнер, снабженный специальной ложечкой. Для жидкого стула следует воспользоваться пипеткой. Собирать кал в нестерильную емкость запрещается. При попадании в исследуемый материал сторонних примесей, результат будет неточный. По этой же причине, не рекомендуется производить сбор биоматериала из унитаза.

Правильным будет использовать судно, листы бумаги, полиэтиленовую пленку. При сборе образца анализа с подгузника грудничка нужно следить, чтобы в контейнер не попали частички гигиенического материала. Женщинам не рекомендуется сдавать анализ в первые семь дней фолликулярной фазы менструального цикла (период кровяных выделений). Контейнер заполняется на 1/3 часть и плотно закрывается крышкой.

Достоверные результаты обеспечивает незамедлительная транспортировка образца анализа в лабораторию. Воздействие высоких температур или заморозка делают экскременты непригодными для исследования. Срок хранения собранного материала не должен превышать трех часов при комнатной температуре, и восьми часов в холодильнике.

Расшифровка анализа кала на условно-патогенную флору проводится посредством сравнения полученных результатов с референсными значениями, принятыми в лабораторной микроскопии. Нормы содержания различных микроорганизмов в кишечнике разработаны с учетом возрастных особенностей – отдельно для младенцев до двенадцатимесячного возраста и отдельно для взрослых и детей старше одного года.

Бактерии бифидобактерии лактобактерии кишечная палочка энтеробактерии энтерококки
Младенцы ⩾10^10 10^6 — 10^7 10^7 10^4 10^5 – 10^7
Взрослые и дети от года ⩾10^9 10^7 — 10^8 10^8 10^5 10^5 – 10^8

На микрофлору младенцев оказывает влияние вид вскармливания. У малышей на грудном вскармливании количество бифидобактерий может достигать 10^11. При смешанном виде кормления значения уменьшаются от 10 в 6 степени до 10 в 9 степени. У искусственников показатель 10^8, считается нормальным. Значение бактероидов у детей и взрослых колеблется от 10 в 7 степени до 10 в 8 степени.

Бактерии пептострептококки клостридии кандида клебсиелла, графния, серрация, протей, сапрофитный стафилококк золотистый стафилококк
Младенцы 10^3 – 10^5 10^3 10^3 10^4
Взрослые и дети от года 10^9 – 10^10 10^5 10^4 10^4

Если количество условно-патогенных микроорганизмов не превышает допустимые значения, оснований для постановки диагноза дисбактериоз нет. Чтобы уточнить причину недомоганий, необходимо пройти дополнительное обследование. Отрицательный контрольный результат, полученный после курсового лечения, означает выздоровление пациента.

Сниженные показатели полезных бактерий, указывают на дисбаланс флоры кишечника. Причинами могут быть:

  • неправильное питание, увлечение диетами, голодание;
  • хронические заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • патологии, связанные с врожденными (приобретенным) нарушениями выработки ферментов;
  • дистресс (постоянное нервно-психологическое напряжение).

На сокращение численности полезных бактерий оказывает влияние прием некоторых лекарств. В бланке нормального (отрицательного) анализа на патогенную кишечную флору напротив всех бактерий патогенной группы (сальмонеллы, холерный вибрион, шигеллы, иерсинии, энтеровирусы) стоит прочерк либо «не обнаружено», «отсутствует», «не выявлено».

При обнаружении микроорганизмов, вызывающих инфекции, в бланке указывается: «+», «положительно» либо приводится конкретное значение выявленных микробов. Если при исследовании кала обнаружены патогены, не соответствующие нормальной микрофлоре, но при этом симптомы заболевания отсутствуют, человек является носителем возбудителя.

Непосредственный контакт с носителем представляет опасность контагиозности (заражения). Исказить итоговые данные анализа на УПФ может курсовое химиотерапевтическое лечение, прием антибиотиков, несвоевременная доставка биоматериала в медицинскую лабораторию. При неясных результатах, исследование необходимо провести повторно.

В задачу анализа кала на условно-патогенную флору (УПФ) входит определение качественно-количественного содержания бактерий, составляющих микросреду кишечника. Исследуемые микроорганизмы подразделяются на три группы:

  • полезные аэробные бактерии;
  • условно-патогенные микробы (допускаются в ограниченном количестве)
  • патогены (в здоровой микрофлоре содержаться не должны).

Кроме численности бактериальных колоний, в ходе анализа оценивается их чувствительность к антибиотикам различных групп. Полученные результаты анализа сравнивают с нормативными значениями. Нормы детских и взрослых показателей незначительно отличаются. У грудных детей до года количество полезных микроорганизмов зависит от вида вскармливания (грудное, смешанное, искусственное).

Терапевтическую тактику и лекарственные препараты определят доктор. Самолечение может привести к осложнениям, особенно опасным для грудных детей. Анализ кала на УПФ назначает терапевт (детям – педиатр), гастроэнтеролог, врач-инфекционист. Точность результатов обеспечивает соблюдение рекомендаций по подготовке и сбору биоматериала.

источник

Показания. Обследование детей с подозрением на острую кишечную инфекцию (ОКИ), а также контактных с больным ОКИ, бактерионосителей после санации; обследование детей до 2 лет, госпитализируемых в стационар и вновь поступающих в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС и туберкулезом.

Общие сведения. Существуют два основных метода взятия материала на патогенную кишечную флору (ПКФ): с помощью ректального тампона и нативного материала. Кал для бактериологического исследования собирают из горшка, у детей младшего возраста – с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной терапии, лучше в первые часы заболевания. У детей с дисфункцией кишечника взятие материала производят из свежевыделенных испражнений, выбирая слизисто-гнойные комочки, содержащие наибольшее количество возбудителя, без крови, так как она содержит бактериостатические вещества, которые задерживают рост микробов. Рекомендуется брать 3-5 г испражнений из последней более жидкой порции – в них находится больше возбудителей. При заборе материала в суднах и горшках не должно содержаться остатков дезенфицирующих средств. Окончательный результат посева получают на 4-5 сутки.

Материальное обеспечение.

1. Герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на деревянном (металлическом) стержне в биксе или крафт-пакетах;

2. Пробирка или флакон с консервантом;

3. Шпатель в крафт-пакете; бикс для транспорировки, штатив, пеленка.

4. Стеклограф, перчатки, инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

2. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

I метод взятие материала методом ректального тампона.

Основной этап выполнения манипуляции

1. Установить пробирку в штатив. Извлечь из пробирки стерильный тампон.

2. Смочить тампон в консерванте, избыточное его количество отожать о стенку пробирки.

3. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего — на левый бок. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без насилия, вращательно-поступательными движениями ввести тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3-4 см, старшего – 6-8 см.

4. Извлечь тампон и поместить его в стерильную пробирку с консервантом, не касаясь ее краев.

I I метод взятия нативного материала.

Основной этап выполнения манипуляции.

1. Взять испражнения стерильным тампоном или шпателем.

Читайте также:  Почему меняется цвет кала после свеклы

2. Поместить их в стерильный флакон с консерваном (консервант превышает объем кала в 2-3раза.

3. Закрыть стерильным колпачком флакон.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

4. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

6. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

Взятие кала на яйца геогельминтов

Показания. Обследование детей, находящихся в стационаре; при поступлении в детское дошкольное учреждение; при посещении плавательного бассейна; при подозрении на гельминтозы; контрольное обследование после дегельминтизации; массовое обследование детей дошкольных учреждений и первых 4-х классов школ.

Общие сведения. При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или берут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, предварительно обработанный кипятком. Кал берут из разных мест стерильным шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в течение 30 мин с момента взятия анализа.

Ребенка не следует подмывать перед взятием соскоба на энтеробиоз.

Взятие материала на энтеробиоз

1. Прозрачная липкая лента;

3. Предметные стекла; стеклограф; перчатки; инструментальный столик;

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

2. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

3. Поставить стеклографом номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении.

Основной этап выполнения манипуляции.

1. Отрезать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла.

2. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполняется матерью или другим лицом).

3. К перианальной области приложить отрезок ленты, плотно прижать его шпателем и несколько раз провести по ленте.

4. Перенести липкую ленту на предметное стекло.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

3. Транспортировать взятый материал в лабораторию.

Взятие материала на аскаридоз и трихоцефалез

1. Чистый горшок или пеленка;

2. Стеклянная баночка с широким горлом;

3. Шпатель; перчатки; бланк-направление; инструментальный столик.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

2. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.

3. Поставить стеклографом номер на стеклянной баночке, аналогичный номеру в направлении.

Основной этап выполнения манипуляции.

1. Произвести общий осмотр кала.

2. Взять шпателем кал из трех разных мест.

3. Поместить в стеклянную банку, закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

4. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

6. Транспортировать взятый материал в лабораторию.

Мазок из зева на гемострептококк

Цель: диагностическая и профилактическая.

Показания: выявление возбудителя у лиц с подозрением на скарлатину и контактных с ним; скарлатина перед клиническим выздоровлением на 8-10 день.

1. Стерильная пробирка с сухим тампоном.

3. Маска, перчатки; штатив, инструментальный столик;

1. Чувство страха у ребенка.

2. Отказ от проведения обследования.

3. Негативное отношение матери, недоверие медперсоналу.

2. Объяснить ребенку и его матери цель и необходимость проведения обследования.

3. Провести инструктаж о ходе выполнения вмешательства.

2. Наденьте маску и перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к свету и попросите его слегка запрокинуть голову.

4. Возьмите в левую руку пробирку и шпатель.

5. Надавите шпателем на спинку языка, а правой рукой за пробку извлеките из пробирки стерильный тампон.

6. Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка проведите тампоном по дужкам и небным миндалинам.

7. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

8. Оформите направление и отправьте в бактериологическую лабораторию не позднее 2-3 часов от момента забора материала.

Примечание:При проведении обследования у ребенка раннего возраста медсестре необходим помощник – мать, которая усаживает ребенка на колени, левой рукой фиксирует руки ребенка, правой, положив ладонь на его лоб, удерживает голову, а своими ногами захватывает ноги ребенка.

Мазок из зева снимается натощак или через 2-3 часа после еды. Не рекомендуется брать мазок после полоскания зева дезенфицирующими растворами и при проведении антибактериальной терапии.

Оксигенотерапия

Показания. Устранение гипоксии различного генеза.

Общие сведения. Ингаляция кислорода осуществляется с помощью носовых катетеров, масок, кислородных палаток. При непроходимости дыхательных путей подача кислорода осуществляется через интубационные и трахеостомические трубки. При выхаживании недоношенных детей кислород подается в кувез.

При проведении оксигенотерапии необходимо выполнять следующие правила:

1. Строго соблюдать назначенную врачом концентрацию кислорода (или скорость потока кислородно-воздушной смеси). Обычно оптимальная концентрация кислорода во вдыхаемой смеси составляет 30-40 %, за исключением случаев кратковременной терапии 90-100% кислородом при острой гипоксии.

Превышение назначенной концентрации кислорода может оказать токсическое воздействие на ткани легких, ЦНС, привести к утрате зрения, вызвать сухость слизистых оболочек дыхательных путей, остановку дыхания.

2. Обеспечивать увлажнение кислорода. Неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей, нарушает механизмы очистки ее от секрета и бактерий.

Увлажнение производится пропусканием кислорода через жидкость с помощью аппарата Боброва (влажность достигает 50%). Аэрозольные увлажнители насыщают кислород до 100%.

Увлажняющие жидкости – стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорида, 2% раствор натрия гадрокарбоната, сурфактантсберегающая смесь (1 часть глицерина и 4 части 0,85% раствора натрия хлорида).

Пеногасители – спирт или антифомсилан.

Смена жидкости в увлажнителе производится один раз в сутки.

3. Обеспечить обогрев кислорода. В идеальном случае кислород должен быть подогрет до температуры тела. Обогрев кислорода можно осуществить пропускание его через сосуд с подогреваемым увлажнителем (40-45ºС). Температура пеногасителей должна быть комнатной. В аппаратах ИВЛ подогрев кислорода предусмотрен конструкцией.

Превышение указанной температуры увлажнителя может привести к термальному ожогу при вдыхании подогретого газа.

4. Контролировать назначенное врачом время подачи кислорода. Продолжительные сеансы даже малой концентрацией кислорода могут вызвать такой же токсический эффект, как и при воздействии повышенной его концентрацией.

5. Обеспечивать очистку газовой смеси в кувезах и аппаратах ИВЛ.

6. Соблюдать технику безопасности в работе с кислородом.

Оксигенотерапия с помощью носоглоточного катетера

3. Стерильный носоглоточный кататер;

4. Стерильный раствор для увлажнения катетера (0,9% раствор натрия хлорида, дистиллированная вода, фурацилин 1:5000);

источник

Посев кала на патогенную флору (диз. группа и тифопаратифозная группа) с определением чувствительности к антибиотикам

Микробиологическое исследование, позволяющее выявить в кале патогенную флору: возбудителей бактериальной дизентерии (шигеллеза), сальмонеллезов, в том числе брюшного тифа и паратифа, а также патогенные группы кишечной палочки (E. coli) – возбудителей эшерихиозов.

Синонимы английские

Stool сulture, Salmonella sp., Shigella sp., Escherichia coli, bacteria identification and susceptibility , Stool culture, routine.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Исследование рекомендуется проводить до начала приема антибиотиков и других антибактериальных химиотерапевтических препаратов.
  • Исключить прием слабительных препаратов, введение ректальных свечей, масел, ограничить (по согласованию с врачом) прием медикаментов, влияющих на перистальтику кишечника (белладонна, пилокарпин и др.), и препаратов, влияющих на окраску кала (железо, висмут, сернокислый барий), в течение 72 часов до сбора кала.

Общая информация об исследовании

Патогенные микроорганизмы не входят в состав нормальной микрофлоры и в норме у человека отсутствуют. При попадании в организм они, как правило, приводят к инфекционным заболеваниям.

Бактерии дизентерийной группы вызывают дизентерию (шигеллез) – острое инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. Она сопровождается преимущественным поражением толстой кишки с диареей, лихорадкой и болями в животе. В стуле пациента зачастую обнаруживается кровь, слизь или гной.

К бактериям тифо-паратифозной группы относятся Salmonella typhi (возбудитель брюшного тифа), Salmonella paratyphi A, B, C (возбудитель паратифа A, B, C соответственно), а также возбудители других сальмонеллезов. Сальмонеллез передается фекально-оральным путем и характеризуется преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, а его симптомы похожи на симптомы гастроэнтерита или энтерита: тошнота, рвота, спазмы в животе, диарея, лихорадка и головные боли.

Брюшной тиф – это острое инфекционное заболевание с фекально-оральным путем передачи, протекающее с постепенным развитием общего недомогания, бессонницы и головной боли, к которым присоединяются лихорадка, симптомы поражения центральной нервной системы в виде заторможенности, нарушений сознания и бреда, а также нарушения стула и сыпь в области живота и грудной клетки. Паратиф А и В по клинической картине и эпидемиологическим особенностям схожи с брюшным тифом, а паратиф С напоминает пищевую токсикоинфекцию.

Патогенные кишечные палочки являются причиной эшерихиозов – острых кишечных инфекций, которым в большей степени подвержены дети. Эшерихии делят на серогруппы по О-антигену. Среди патогенных эшерихий (кишечных палочек) выделяют:

1) энтеротоксигенные, приводящие к холероподобной диарее,

2) энтеропатогенные, вызывающие диарею главным образом у детей,

3) энтероинвазивные кишечные палочки, сходные по своим свойствам с возбудителями бактериальной дизентерии,

4) энтерогеморрагические, приводящие к дизентериеподобной диарее и гемоколиту.

Для всех перечисленных заболеваний характерно бактерионосительство – транзиторное (случайно выявленное), острое (в период выздоровления после острой дизентерии) или хроническое.

Идентифицировать патогенные микроорганизмы и определить их чувствительность к антибиотикам возможно только при помощи микробиологических методов, таких как культивирование на питательных средах (посев) с определением чувствительности выделенного микроорганизма к антибиотикам.

Для чего используется исследование?

  • Для выявления бактериальной дизентерии, сальмонеллезов (в том числе брюшного тифа и/или паратифов), эшерихиозов.
  • Как часть дифференциальной диагностики (наряду с другими исследованиями) инфекционных заболеваний, протекающих со сходными симптомами, таких как диарея, вызванная вирусами, простейшими или другими бактериями, воспалительные заболевания кишечника, рак толстой и прямой кишки, нарушения всасывания, некоторые эндокринные заболевания.
  • Для выявления бактерионосителей.
  • Для того чтобы выбрать рациональную антибактерильную терапию и оценить ее эффективность.

Когда назначается исследование?

  • При подозрении на острую или хроническую бактериальную дизентерию, сальмонеллез или эшерихиоз.
  • При обследовании лиц, контактировавших с бактерионосителями или переболевшими дизентерией, сальмонеллезами (в том числе и брюшным тифом, паратифами), эшерихиозами или другими кишечными инфекциями неясного происхождения в течение последнего года.
  • При вспышках острых кишечных инфекций, особенно в «закрытых» коллективах.
  • В качестве профилактического обследования лиц перед госпитализацией в стационар.

Референсные значения: не обнаружены.

Положительный результат посева, то есть выявление возбудителей дизентерии, сальмонеллезов или эшерихиозов свидетельствует о соответствующем заболевании в острой форме (при наличии клинической картины) или в форме бессимптомного бактерионосительства (транзиторного – при однократном положительном результате посева, острого – при положительном результате посева в течение периода выздоровления, хронического – при неоднократных положительных результатах посева).

В случае сомнительного результата следует провести повторное исследование.

При отрицательном результате посева наличие заболевания маловероятно.

Что может влиять на результат?

К ложноотрицательному результату ведет предшествующая антибактериальная терапия или химиотерапия.

Также рекомендуется

  • Anti-Shigella flexneri 1-5, anti-Shigella sonnei
  • Антитела к Vi-aнтигену Salmonella typhi
  • Анализ кала на скрытую кровь
  • Общий анализ крови
  • Посев кала на условно-патогенную флору
  • Анализ кала на цисты простейших

Кто назначает исследование?

Инфекционист, терапевт, врач общей практики, педиатр , гастроэнтеролог.

  1. Энциклопедия клинических лабораторных тестов / под ред. Н.У. Тица. – М. : «Лабинформ», 1997 – 942 с.
  2. Руководство по инфекционным болезням / под ред. Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова, А.Н. Ускова. – CПб : Феникс, 2001. – 932 с.

источник