Меню Рубрики

Порт возле па де кале 4 буквы

Всего найдено: 85, по маске 4 буквы

первое внятное слово, которое произнес Шариков в романе «Собачье сердце»

первое слово Шарика (Шарикова)

племенной союз, главным образом тюркоязычных племен

представитель древнего народа, воевавшего и со славянами, и с франками

придунайский древний кочевник

тюркский кочевник на дунайских просторах

кочевник из тюркского племени

придунайский кочевой охотник

древний азиатский кочевник

один из древних кочевников

тюрк. кочевник на дунайских просторах

древний центральноазиат. кочевник

(агар-агар) вид морских водорослей, китайский желатин, бенгальский рыбий клей, целентанг

вяжущий материал, получаемый из красных водорослей

смесь двух кислых полисахаридов, содержащихся в клеточных стенках красных водорослей

полисахарид из водорослей

вещество из морских водорослей, используемое в кондитерской промышленности

без него мармелада не сделать

основа питательной среды клеток

неотъемлемый компонент мармелада

вещество из красных водорослей

вяжущая добавка в мармелад

выжимают из водорослей для желе

мешанина из букв слова «Агра»

неотъем. компонент мармелада

основа питатель. среды клеток

поменяйте буквы в слове «Агра»

копейка, в которых получит сдачи еврей, заплативший шекелем

разменная монета государства Израиль, равная 1/100 шекеля

монета для расплаты в Тель-Авиве

монета, что в ходу у еврея

6-й месяц иудейского лунного календаря (февраль-июнь)

месяц в еврейском календаре

месяц еврейского календаря

роль А. Захарова в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

река на юго-западе Франции; начало в Пиренеях, впадает в Бискайский залив

река во Франции, впадающая в Бискайский залив

на какой реке стоит французский город Тарб?

река на юго-западе Франции

плетение из тонких металлических нитей в ювелирном деле

в бухгалтерии: ведение дел, при котором каждая операция регестрируется немедленно после ее совершения

ведение бухгалтерского учета, когда все учетные записи делаются в день совершения хозяйственных операций

принцип «не откладывай на завтра» в бухгалтерском деле

сквозной резной или плетеный орнамент

состояние бухгалтерского учета, когда все записи делаются в день совершения операций

способ ведения бухгалтерского учета

узор, тонкая кружевная ткань

состояние бухгалтерского учета

узорная вязка или бухгалтерский термин

«кружевная» работа бухгалтера

«кружевной» термин в бухгалтерии

узорная вязка или бухгалт. термин

древняя европейск. игра в кости (у крестоносцев)

древняя европейская игра в кости (у крестоносцев)

игра в кости у крестоносцев

звезда бельгийского футбола

футболист сборной Бельгии

звезда футбола из Бельгии

актриса снялась в телефильме «Большая перемена»

актриса из советского кино

зверь с палиндромной розой

(шмальта) синяя краска для дерева, бумаги и тканей

торговое наименование халцедона-хризоколлы

группа органических красителей

название некоторых оттенков синего цвета от небесно-голубого до насыщенно-синего

один из геральдических цветов

оттенок синего цвета, цвет минерала азурит

Алфред-Джулс (1910—1989) англиский философ, «Вероятность и действительность», «Философия XX века»

автор музыки к национальному гимну Сьерра-Леоне

в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых (мифическое)

в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых

божество земли в Древнем Египте

мужское имя: (французское) благородный и сильный

значение мужского имени (франц.) благородный и сильный

остров, Малые Зондские острова, Индонезия

один из Малайских островов

(самоназв. жоалур) нилотский народ в Заире, Уганде и Конго

гипотетическая частица, составляющая эфир

населенный пункт (город) в Испании, провинция Жерона

герой лакского эпоса, повторивший подвиг Прометея

индонезийский поэт Хамзах по имени

индонезийский поэт Хамзах

в римской мифологии бог любви, соответсвует греческому Эросу (мифическое)

великая река, на которую царь долго не разрешал возвращаться русскому землепроходцу Ерофею Хабарову

крылатый мальчик, он же Купидон

река в России, в названии которой одна любовь

река, которую писатель Н. П. Задорнов назвал «батюшкой»

рыба, тезка реки, в которой она водится

тот, кто пускает стрелы в сердце

куда впадает река Сунгари

какая река образуется от слияния Шилки и Аргуня?

футбольный клуб из Благовещенска

какой древнеримский бог соответствует греческому Эроту?

на какой реке стоит город Благовещенск?

позывной космического экипажа «Союз-4»

монголы называют эту реку Хара-Мурэн

именно эту реку японцы называют «Черный дракон»

на одной карикатуре этот стрелок изображен делающим контрольный выстрел в голову, хотя и предыдущий достиг цели

главная река Восточной Сибири

картина французского художника Ф. Жерара «Психея и . »

картина французского художника Франсуа Буше «Плененный . »

в честь какой реки названа российская область?

на какой реке стоит Хабаровск?

название какой реки можно найти в аббревиатуре «БАМа»

бог Эрос у древних римлян

голыш-лучник, дающий работу аистам

бог любви в древнеримской мифологии

единственный воин, приносящий оружием любовь

коварный лучник с ангельской внешностью

река, несущая службу российско-китайской границе

рыба семейства карповых, пресноводная

персонаж оперы немецкого композитора К. Глюка «Орфей и Эвридика»

лучник, дающий работу аистам

пузатый малыш со стрелами

результат слияния Шилки и Аргуни

ангелочек с луком и стрелами

крылатый карапуз с луком и стрелами

голубая артерия Хабаровска

федеральная трасса России

малыш со стрелами и крыльями

карапуз с луком и крылышками

река, на которой стоит Хабаровск

водная граница России и Китая

божественный супруг Психеи

стрелок по будущим влюбленным

спутник и помощник Афродиты

крылатый карапуз со стрелами

юный бог с луком и стрелами

лучник с ангельской внешностью

у греков — Эрот, а кто у римлян?

лучник для будущих влюбленных

брат Гименея из пушкинских стихов

лучник для еще не влюбленных

крылатый малыш со стрелами

главная артерия Хабаровска

стрелок по сердцам еще не влюблен.

кто стрелой разбивает сердце?

корень буквы «А» в аббр. БАМ

шаловливый бог с золотыми крылышк.

мешанина из букв слова «муар»

река на Д. Востоке с любовным названием

крылатый снайпер на любов. поприще

значение буквы «А» в аббр. БАМ

мыс, коса на острове Мадагаскар

мыс, коса на о-ве Мадагаскар

(полное Анар Расул оглы Рзаев) (родился в 1938) азербайджанский писатель

национальный парк в Саудовской Аравии

провинция в Саудовской Аравии

в Библии — второй сын Иакова от его служанки Зелфы

серебряная монета Трапезундской империи (1204—1461), рыцарского ордена госпитальеров (XIV—XV вв.), генуэзских колоний Северного Причерноморья и других стран Востока

серебряная монета, чеканилась в Трапезундской империи в 1204-1561 г

монета Трапезундской империи

небесный демон в индуистской мифологии

в иранской мифологии персонификация огня

персонаж оперы «Тарар» итальянского композитора Антонио Сальери

в 15 в. в Италии женский головной убор, состоящий из высокой цилиндрической шапочки

валик различной формы, каркас или ювелирное украшение женского головного убора в 14 — первой половине 15 в.

древнеегипетская мера длинны = 3 милям = 5,235 км

Л. С. (1845—1930) русский скрипач, педагог, дирижер, родился в Венгрии

Миша (17 ноября 1905 — 5 марта 1967) американский актер российского происхождения

Данакиль, впадина на востоке Африки; Эфиопия, Джибути

пустыня в Эфиопии, самое жаркое место на Земле

сухопутный желоб в Африке, одно из самых жарких мест на Земле

один из девяти районов Эфиопии

самая глубокая впадина в Африке

впадина и пустыня в Африке

антенная решетка для радара

(Ассоциация художников революционной России) (1922—32; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), худ. объединение

германск. искусств. спутник

немецкий искусственный спутник

индийский острый соус, сваренный из фруктов со специями

Луи Эжен Амедей (1814—1876) французский журналист, романист и сценический писатель

Марсель (1889—1974) французский драматург (персона)

Марсель (родился в 1900) французский драматург

Франц-Карл (1753—1821) известен как основатель производства свекловичного сахара

натуральная десятина с мусульман в некоторых исламских государствах (в Турции отменен в 1925 г.)

налог в мусульманских странах

десятинный налог с мусульман

американский певец и актер

придворный музыкант императрицы Евгении

экзотический зверь на гербе города Иркутска

нем. компания, впервые синтезировавшая аспирин

немецкая компания, впервые синтезировавшая аспирин

Фердинанд Кристиан (1792—1860) немецкий протестантский теолог, гегельянец, основатель и глава тюбингенской школы

шведско-русский генерал 18в

французская актриса, известна как активистка правозащитного движения и посол доброй воли ЮНИСЕФ

французская актриса, исполнившая роль Клэр в фильме «Миссия невыполнима»

французская актриса, исполнившая заглавную роль в фильме «Натали»

французская актриса, исполнившая роль Луизы в фильме «8 женщин»

французская актриса, исполнившая заглавную роль в фильме «Манон с источника»

французская актриса, исполнившая роль Джеанн в фильме «Французская женщина»

французская актриса, исполнившая роль Элис Паркер в фильме «Преступление»

французская актриса, исполнившая роль Камиллы в фильме «Зима в сердце»

французская актриса, исполнившая роль Марианны в фильме «Очаровательная проказница»

французская актриса, исполнившая роль Евы в фильме «Налево от лифта»

источник

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Па-де-Кале — департамент во Франции (см. Франция), входит в регион Нор—Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале). Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773—1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.
В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939—1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13—16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка.
Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13—16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л»Эндуро (l»Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l»Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .

источник

Что такое пролив? Проще говоря, это относительно узкая часть моря или океана, которая разделяет два участка суши и соединяет два смежных водоема.

В данной статье можно узнать о том, где находится пролив Па-де-Кале. Но, прежде чем перейти к основной теме статьи, для сравнения вкратце рассмотрим, какие еще проливы существуют в мире.

Проливы очень важны для судоходства в связи с тем, что они позволяют судам перемещаться кратчайшим и, возможно, единственным путем из одного бассейна в другой. Кроме всего, они с одной стороны соединяют моря и океаны, а с другой – разделяют участки суши. От каналов они отличаются тем, что имеют естественное происхождение.

Данная статья посвящена одному из таких природных каналов под названием Па-де-Кале (пролив).

Малаккский пролив, отделяющий о. Суматра и п-ов Малакка, является самым длинным в мире (1000 км). Он соединяет воды океанов Тихого и Индийского.

Татарский пролив (Северное полушарие) – самый длинный (850 км) и самый мелководный из всех крупных проливов. Расположен он между о. Сахалин и Азиатским побережьем и смешивает воды Охотского и Японского морей.

Гибралтарский пролив – самый глубоководный и отделяет он Африку и Европу. Пролив Басса, находящийся около Австралийского континента – самый широкий. По ширине (более 180 км) 2-м после него идет Корейский пролив, отделяющий Корейский п-ов от Японии.

Босфор – самый узкий. Он отделяет Европу от Азии и, кроме того, разделяет Константинополь (Стамбул) на 2 части. Ширина его не превышает 1000 метров. Он же и самый короткий (30 км) из всех проливов мира, отделяющих крупные острова от материков, полуостровов и архипелагов.

И, наконец, Па-де-Кале – пролив, расположенный на севере Франции в удивительно красивой местности под названием Нор-Па-де-Кале.

Суровая красота этих мест (Французская Фландрия) своеобразна. Здесь живут люди, смирившиеся с довольно-таки холодным влажным климатом (средняя летняя температура здесь не выше 20 град.).

Не очень избалована вниманием туристов эта часть страны. Достопримечательности этих мест в большей степени были уничтожены во времена 2-ой Мировой войны, а воды берегов, омываемых проливом Ла-Манш, в основном приспособлены лишь для любителей виндсерфинга. Понежиться на пляжах под летним жарким солнцем здесь не совсем получится.

Это один из 3-х регионов, имеющих выход к проливу. И все же, довольно протяженная линия береговая с золотистыми пляжами и скалами представляет гордость этой части Франции, хоть она и не балует яркостью красок природы.

Пролив Дуврский (английское название) находится между побережьем острова Великобритания и Франции. В древности он имел название Галльский в связи с расположением на берегу Галлии.

Пролив является самой узкой частью Ла-Манша. По английскому побережью он простирается от мыса Форланд до мыса Дунгенес, а по французскому берегу от гавани Кале до мыса Грине. Самое узкое место имеет ширину 33 километра. Между французским Кале и английским Дувром – 44 километра.

Читайте также:  Кусочки яблока в кале ребенка

Пролив Ла-Манша, пролив Па-де-Кале – вместе они соединяют воды Северного моря и Атлантического океана. Длина Па-де-Кале составляет 37 километров, ширина – от 32 до 51 километра. Судоходная часть имеет глубину от 21 до 64 метров.

Основные военно-морские базы и порты, расположенные на берегах пролива: французские Булонь, Кале, Дюностровакерк; английские Фолкстон и Дувр. Кале и Дувр соединяются паромной переправой.

Па-де-Кале – пролив, имеющий для мореплавания довольно важное значение. Ежедневно через него проходит большое количество судов и к Атлантическому океану, и к берегам многих государств Европы. Ежегодно через пролив проходят до 300 тысяч судов, а одновременно в любое время в проливе находится примерно 40 судов.

Периодическое скопление в этому узком месте огромного количества судов, движущихся в разных направлениях, – причина аварий в этом районе. По одной из статистик норвежских страховых компаний, практически половина столкновений во всем мире приходится на территории от Ла-Манша до реки Эльба.

В связи с таким положением по инициативе прибрежных государств еще в 1961 году была создана группа специалистов, занявшаяся подготовкой предложений по улучшению состояния в этом регионе.

Течение на Северо-востоке (поверхностное) имеет скорость около 4 км/ч. Полусуточные приливы имеет пролив Па-де-Кале. Высота их достигает 6,5 метров. В осенний период бывают часты туманы. Режим и условия плавания в данном проливе подобны условиям, имеющимся в Ла-Манше.

Под Па-де-Кале и Ла-Маншем в мае 1994 года был открыт тоннель железнодорожный, соединяющий континентальную Великобританию с Европой. Это своего рода символ объединяющейся Европы. В какой-то период он имел звание самого протяжённого в мире тоннеля. Однако тоннель Сэйкан, соединяющий японские о-ва Хонсю и Хоккайдо, сменил его. Евротоннель имеет длину около 51 километра, а 39 из них проходят на дне моря.

Известное общество инженеров-строителей в Америке объявило это грандиозное сооружение одним из семи современных чудес света.

источник

Па-де-Кале — департамент во Франции (см. Франция), входит в регион Нор-Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале). Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773-1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.

В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939-1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13-16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка.

Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13-16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л»Эндуро (l»Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l»Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

источник

Кале — (Calais) — город во Франции, порт у пролива Па-де-,административный центр департамента Па-де-. 76 тыс. жителей (1982).Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр(Великобритания).
Большой энциклопедический словарь

Нор Па-де-кале — (Nord et Pas de Calais) (Валансьенский) — угольныйбассейн на северо-западе Франции. Открыт в 1720. Длина ок. 120 км приширине 10-20 км. Угленосны отложения верхнего карбона. Общие запасы.
Большой энциклопедический словарь

Па-де-кале — (Pas de Calais) (Дуврский пролив) — между о. Великобритания иматериковой частью Европы. Длина 37 км, наименьшая ширина 32 км,наименьшая глубина 21 м. Порты: Дувр, Кале, Дюнкерк. Под.
Большой энциклопедический словарь

Сухум-кале — турецкое название г. Сухуми в 1724-1810.
Большой энциклопедический словарь

Чуфут-кале — остатки средневекового (основан в 5-6 вв.) города в Крыму,близ современного Бахчисарая. Оборонительные стены, ворота, жилые ихозяйственные постройки (наземные и пещерные).
Большой энциклопедический словарь

Кале — город, адм. ц. деп. Па-де-, Франция. Упоминается в XII в. как Kaleeis, Kalais, совр. Calais. Название предположительно от этнонима калеты (латин. Caleti, Caletae) — кельт, племени, жившего в низовье.
Географический словарь

Па-де-кале — Дуврский пролив, между побережьем Франции и о. Великобритания. Франц. Па-де-Кале (Pas de Calais) — ‘пролив Кале’ (pas — ‘пролив, канал’. Кале — город на франц. берегу пролива).
Географический словарь

Нор — Па-де-Кале — (Nord et Pas de Calais), Валансьенский угольный бассейн, — угольный бассейн во Франции, объединяющий две площади угленосных отложений карбона — Hop и Пa-де-Кале, разделённые древним.
Горная энциклопедия

Кале (calais) I Столетняя Война — В авг. 1346 крепость была осаждена англичанами под командованием короля Эдуарда III. Горожане храбро защищались и сумели продержаться почти год, но 4 авг. 1347 были вынуждены.
Исторический словарь

Кале Ii Англо-французские Войны — Последний англ. опорный пункт во Франции был захвачен французами под командованием герцога де Гиза 6 янв. 1558 после осады, продолжавшейся всего шесть дней. Говорят, что.
Исторический словарь

Аяз-кале — комплекс развалин 2-4 вв. н. э. в Бирунийском р-не Кара-Калпакской АССР. Открыт в 1937. При раскопках найдено много кушанской керамики, орудия труда, оружие, украшения, монеты (в т. ч. монеты Канишки).
Советская историческая энциклопедия

Джанбас-кале — развалины крепости антич. времени в пустыне Кызылкум (Турткульский р-н Кара-Калп. АССР). Д.-к. датируется 4 в. до н.э. — 1 в. н.э. Двойные оборонит. стены Д.-к. образуют прямоугольник.
Советская историческая энциклопедия

Кале — (Calais) — город, порт и крепость на С. Франции, в деп. Па-де-. 70,7 т. ж. (1962). Вырос из рыбацкой деревушки в 9-10 вв. Принадлежал графу булонскому. В 1180 получил гор. самоуправление.
Советская историческая энциклопедия

Чуфут-кале — Чуфуткале, — средневек. пещерный город-крепость в Крыму; развалины в окрестностях Бахчисарая. Возникновение относится, вероятно, к 5-6 вв. Крепостные сооружения построены.
Советская историческая энциклопедия

источник

Нор-Па-де-Кале (географическая карта).

Па-де-Кале — департамент во Франции, входит в регион Нор—Па-де-Кале. Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773-1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.

В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939-1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13-16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка.

Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13-16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л’Эндуро (l’Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l’Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

Па-де-Кале. Аррас. Городская башня (беффруа).

Па-де-Кале. Аррас. Центральная площадь (Гран-Плас). На площади — типичные фламандские дома 15-17 вв.

Па-де-Кале. Аррас. Площадь Героев (Птит-Плас). Панорама.

Па-де-Кале. Кале. Городская ратуша.

Па-де-Кале. Маяк в г. Кале. Возведен в 1848, электрифицирован в 1936.

Па-де-Кале. Кале. Башня Ге (13 в.), до 1848 использовалась как маяк.

Па-де-Кале. Кале. Старинные дома на набережной.

Па-де-Кале. Этапль. Старое здание канатной фабрики.

Па-де-Кале. Сент-Омер. На Рю-дез-Эпе.

Па-де-Кале. Сент-Омер. Базилика Нотр-Дам (13-14 вв.).

Па-де-Кале. Булонь-сюр-Мер. Панорама города.

Па-де-Кале. Булонь-сюр-Мер. Городская башня (беффруа).

источник

Пролив Па де Кале имеет несколько названий. Древние галльские племена называли его Галльским, поскольку располагался он напротив провинции Галлия.

Англичане величают пролив Дуврским, т.к. на берегу стоит старинный замок, а также тут находится одноименный порт и город.

Разделяет водоем материковую Европу со стороны Франции и островную – со стороны Великобритании. Это самая узкая часть пролива Ла-Манш.

Образование пролива происходило в первый плейстоценовый ледниковый период. Получилась плотина изо льда (от Скандинавии до Шотландии), возле которой образовалось озеро, благодаря рекам Темза и Рейн. А дальше озеро из-за своего роста стало впадать в Ла-Манш, образовывая канал Па де Кале.

В Па де Кале проводятся постоянные геологические исследования, что связано с прокладкой тоннеля по дну пролива. Поэтому ученые считают, что сформировался водоем в результате эрозийных процессов. Некогда на этом месте существовала суша, которая соединяла Европу и Великобританию.

В восточной части Вельда находится меловый каньон Бульон, откуда свое происхождение и берет пролив. Мела очень много, как с английской, так и с французской стороны. Находится он на берегах и на дне, что позволило строить Евротоннель без особых проблем.

Дно состоит из палеозойских пород, везде изрезано террасами. Со стороны напоминают платформы, которые водой были выровнены. Дно, в основном, плоское, хотя нарушается различными структурами – мелями, островами, аллювиальными наносами, впадинами. Мели и острова были образованы вулканическими породами, а также метафорическими, а аллювиальные наносы созданы песчаными отмелями.

Читайте также:  У новорожденного кал как желе

В проливе, как и во все Английском канале, осадочные породы представлены галькой и грубозернистыми осадками, которые переносятся приливами. Галька располагается около Франции, около острова Ушант и мыса Аг, а также в других местах. Камень хорошо обкатанный, что началось еще в период плейстоцена. Осадки – мелкозернистые и крупнозернистые – это песок, который возник из-за разломов и дробления верхнемеловых пород. В Северное море каждый год переносится около 600 кубометров песка, который потом перемещается к материку.

Район Па-де-Кале является сейсмонестабильным. Еще в средние века тут фиксировались сильные землетрясения. Так, например, в 1580 г., в апреле, на севере Франции, Фландрии и Англии наблюдались очень сильные толчки от 5 до 9 баллов.

В проливе произошло несколько известных морских сражений, связанных с противостоянием флота Англии и Непобедимой Армады Испании (1588). Тут же располагалась база флота во время Первой мировой войны – у Булони, а Дувр исполнял патрульные функции в проливе, защищая режим судового плавания.

На берегах пролива находятся несколько крупных городов, которые одновременно являются и морскими портами. К относятся Дувр, Дюнкерк, Булонь, Фолкстон и Кале. Также есть и несколько более мелких поселений, где жители занимаются рыбной ловлей.

Длина пролива составляет 37 километров, а ширина в самом узком месте достигает 33 км. Глубина колеблется от 30 до 70 метров. Средняя глубина равна 30 м, а в самом глубоком месте достигает 68 метров. В судоходной части глубина колеблется от 21 до 72 метров, а по середине Па-де-Кале располагаются широкие банки. Погода в проливе определяется умеренным морским климатом, поэтому тут наблюдается ветер, может быть дождливо и облачно. За год выпадает около 670мм осадков.

В зимнее время массы воды перемещаются на восток, а летом поверхностные воды перемещаются от берега, а глубинные, наоборот, к берегу. Самая низкая температура наблюдается зимой, опускаясь до 9-10 градусов тепла – на западе, а на востоке +6 С. Летом температура повышается до 17 градусов тепла. В проливе наблюдаются колебания температур, течений и проливов, скорости протекания воды.

Через Па-де-Кале и Ла-Манш впадают воды Атлантического океана, которые потом попадают в Северное море. Направление воды и водный режим способен меняться, благодаря ветровому режиму, определяющийся близостью Северного моря. В зимнее, весеннее, осеннее время года вода течет с запада и северо-запада, а летом поворачивает к юго-западу.

В водах пролива обитают скат, осьминоги, кальмары, палтус, сельдь, скумбрия, камбала.

  • Если будет солнечный день и ясная погода, тогда с той или иной стороны можно увидеть противоположный берег. В частности, строения, города, корабли.
  • Пролив Па-де-Кале является одним из самых загруженных в мире, принимая в сутки почти 400 кораблей. Каждый порт и город имеют огромное количество достопримечательностей. Например, в Булони есть древняя цитадель, построенная в 13 в., а также музей-дворец, принадлежащий графам Булонским. Цитадель есть и в популярном курорте Монтрейль-сюр-Мер, и была построена в 10 в. Рядом сохранились красивые средневековые башни, укрепления, стены.

источник

Дуврский пролив, между побережьем Франции и о. Великобритания. Франц. Па-де-Кале (Pas de Calais) — ‘пролив Кале’ (pas — ‘пролив, канал’. Кале — город на франц. берегу пролива). Англ, название Strait of Dover — ‘пролив Дувра’ или ‘Дуврский пролив’ (strait — ‘пролив’, Дувр — город на англ, стороне пролива). В древности назывался Галльский пролив по расположению на берегу Галлии.

Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ.Поспелов Е.М.2001.

ПА-ДЕ-КАЛЕ см. Британские острова

Краткий географический словарь. EdwART. 2008.

Па-де-Кале́ (французское Pas de Calais, английское Дуврский канал), пролив между сев. берегом Франции и юж. берегом Англии. Соединяет Северное море с прол. Ла-Манш. Длина 37 км, ширина 32–51 км, глубина судоходной ч. 21–64 м, преобладающая 25–40 м. В середине пролива опасные для судоходства отмели с глубинами до 1,5 м. Приливы до 3–5 м, приливные течения со скоростью до 3,5–5,0 км/ч. Постоянное течение направлено на В. со скоростью 1–2 км/ч. П.-де-К. имеет стратегическое значение как наиболее удобный и кратчайший путь из стран Сев. и Центр. Европы в Атлантический океан. Осн. французские порты: Булонь, Кале, Дюнкерк, английские: Дувр, Фолкстон. Под проливом проходит жел.-дор. туннель, соединяющий Британские о-ва с Европой.

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.

Па-де-Кале́ (Дуврский пролив), на западе Атлантического океана, между материковой частью Европы (Франция) и островом Великобритания, соединяет пролив Ла-Манш с Северным морем. Образовался в кон. четвертичного периода при затоплении речных долин в результате подъёма уровня океана. Один из самых интенсивных р-нов судоходства в Мировом океане, используется как кратчайший путь из Центр. и Сев. Европы в Атлантический океан. Дл. 37 км, шир. от 32 до 51 км, глубины: судоходной части 21–64 м, преобладают 25–40 м. В центр. части опасные для судоходства отмели (1,5 м). Постоянное течение следует на В. со скоростью 1–2 км/ч. Приливы до 5 м, с которыми связаны течения со скоростью до 5 км/ч. Гл. порты: в Великобритании – Дувр, Фолкстон; во Франции – Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк. Под проливом проложен туннель, соединяющий континент с о. Великобритания.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

Па-де-Кале Па-де-Кале — департамент во Франции (см. Франция), входит в регион Нор—Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале). Административный центр департамента Па-де-Кале — Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас — один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773—1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) — очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.
В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений — руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939—1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13—16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. — часть донжона бывшего замка.
Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) — весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13—16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок — 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л»Эндуро (l»Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l»Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.

источник

Па-де-Калé [4] [5] (Па-де-Калэ [6] , фр. Pas de Calais , МФА (фр.) [pa.dkalɛ] , нидерл. Nauw van Calais ) или Ду́врский проли́в [4] (англ. Strait of Dover) — пролив между материковой частью Европы и островом Великобритания [3] . Представляет собой северо-восточное продолжение пролива Ла-Манш, соединяющее его с Северным морем [2] .

Длина пролива — 37 км [1] [2] . Согласно энциклопедии «Британника», ширина составляет от 30 до 40 км (18—25 миль) [7] , Большая Российская энциклопедия и Российский энциклопедический словарь указывают 32 км в качестве наименьшей ширины [1] [2] (в более ранних русских энциклопедических изданиях приводилась наименьшая ширина в 33 [6] и 29 км [3] ). Ближайшие точки континентального и британского побережья по разные стороны пролива — мыс Гри-Не [fr] [8] на французском берегу и Саут-Форленд [en] [9] на английском [10] .

Согласно энциклопедии «Британника», глубина пролива варьируется от 35 до 55 м (120—180 футов) [7] ; по данным Большой Российской энциклопедии, глубины на фарватере — 21—64 м [2] . Глубины над песчаными банками от 11,7 м [11] .

Солёность вод пролива колеблется в районе 34,5-35 ‰ [12] . В силу преобладающих ветров в регионе, вода в проливе в основном движется в северо-восточном направлении, но устойчивый северо-восточный ветер может изменить направление течения [7] . Скорость остаточного течения крайне невелика, не превышая 6 миль в сутки. Поскольку банки и отмели в Па-де-Кале в основном вытянуты параллельно его направлению, сильные водовороты практически отсутствуют, но в мелких местах возможны отбойные течения и высокая волна в бурную погоду, особенно если ветер дует против направления течения. Приливы и отливы как правило чередуются с интервалом в полсуток; высота приливной волны существенно варьирует, от почти 6 метров у Дувра до практически незаметного подъёма у Браун-Риджа в 115 милях северо-восточнее [13] . Скорость приливных течений достигает 1,5 м/c [12] . Среднегодичная температура воды у поверхности 11 °C (53 °F), средняя температура воды в феврале 6,4 °C, в августе 16,6 °C [14] .

Сформировался при понижении и затоплении суши, соединявшей нынешний материк Европы и Британские острова в четвертичном периоде [2] [3] . В периоды высокого уровня мирового океана (ок. 350 000 лет назад) между Британией и континентом уже возникал узкий пролив, однако большую часть времени, даже когда расположенный южнее пролив Ла-Манш представлял собой морской залив или ледниковое озеро, на месте Па-де-Кале находился сухопутный «мост» [15] . Современное затопление произошло в сравнительно недавнее по геологическим масштабам время: ещё примерно в 5000 году до н. э. на этом месте находилась открытая речная долина [7] .

В древности назывался Галльский пролив (Фретум-Галликум, лат. Gallicum Fretum [7] , Fretum Gallicum [6] ) по расположению на берегу Галлии [16] . В раннее и Высокое Средневековье через пролив шла оживлённая торговля между странами континента (в первую очередь Францией) и Англией; находящийся на английском берегу Дувр входил в союз Пяти портов. Хотя в начале XIII века английская корона утратила контроль над французским берегом пролива, а следующие 600 лет прошли в почти постоянном противостоянии Англии и Франции, объёмы торговли продолжали возрастать [17] .

С началом Столетней войны, после того, как армада Эдуарда III восстановила английский контроль над Кале, Па-де-Кале приобрёл стратегическое значение как кратчайший маршрут переброски английских войск. Однако в основном через пролив совершались только грабительские рейды или «операции возмездия» с обеих сторон [18] .

В 1588 году в проливе произошло сражение между испанской и английской эскадрами, в ходе которого испанской Непобедимой армаде был нанесён первый серьёзный урон [7] . В дальнейшем пролив и северные подступы к нему стали местом ряда морских сражений англо-голландских войн. В XVIII и начале XIX века Франция, по-прежнему враждовавшая с Англией и обладавшая более сильной сухопутной армией, неоднократно пыталась осуществить морское вторжение через Па-де-Кале, но английский флот успешно блокировал эти попытки [19] .

В 1875 году было зарегистрировано первое документально подтверждённое пересечение пролива Па-де-Кале вплавь. Заплыв из Дувра в Кале совершил британский капитан Мэтью Уэбб [en] , преодолевший дистанцию в 64 километра за 21 час 45 минут [20] .

В ходе Первой мировой войны в Па-де-Кале и Ла-Манше действовали германские подводные лодки, атаковавшие суда Антанты. Несколько раз германским минным заградителям удавалось на короткий срок прервать гражданское судоходство в проливах [21] . В этих условиях Дувр служил базой патрульного флота, обеспечивавшего навигацию через пролив торговых судов [7] . В 1916 и 1917 годах пролив Па-де-Кале стал местом двух сражений германских флотилий торпедных катеров и британских военно-морских сил. В первом сражении немцам удалось потопить британские эсминец и транспорт; во втором немцы потеряли два катера, хотя сумели нанести повреждения эсминцам Broke и Swift [10] . Французская Булонь-сюр-Мер была важной базой сухопутных войск. В 1940 году, после поражения англо-французских войск у Дюнкерка, пролив стал местом проведения Дюнкеркской операции по эвакуации британского военного контингента и части французских военнослужащих [7] .

Морские течения, достаточно сильные в Ла-Манше, в Па-де-Кале ослабевают вблизи скалистых берегов. Вода на этом участке прозрачнее, делая возможным более активный рост водорослей. Непостоянный рельеф дна, где перемежаются каменистые участки, ровные песчаные поверхности и подводные дюны, обеспечивает условия для проживания разнообразных морских организмов, а положение пролива между Атлантическим океаном и южной оконечностью Северного моря создаёт транзитную зону для биот обоих бассейнов. Международным правом и британским и французским правительствами предусмотрены многочисленные меры по защите биоразнообразия вод Па-де-Кале [10] . Промысловое рыболовство (в частности, Булонь-сюр-Мер является ведущим рыболовецким портом всей Франции) и высокая плотность движения судов через пролив создаёт угрозу этому биоразнообразию. Ко второму десятилетию XXI века в проливе насчитывается 6 морских охраняемых территорий, вдоль британского побережья есть зоны, защищаемые Рамсарской конвенцией [22] .

Согласно конвенции ООН по морскому праву, пролив Ла-Манш относится к проливам, свободно используемым для международного судоходства. Надежно оснащён средствами навигации, обеспечивающими безопасное прохождение пролива в любое время суток. Наиболее неблагоприятные метеоусловия для судоходства приходятся на период с октября по март [23] . Основные порты: Кале, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерк (Франция), Дувр, Фолкстон (Великобритания) [2] [3] .

Па-де-Кале является одним из самых оживлённых участков Мирового океана, по которому проходит около четверти всех морских перевозок в мире [24] ; через него в день проходит порядка 400 судов, в том числе все направляющиеся в Северное и Балтийское моря через Ла-Манш [10] . За 2007 год проливом по течению прошло свыше 45 тысяч судов и примерно такое же количество — в противоположном направлении [11] . В силу оживлённости движения по проливу, с 1967 года начала действовать Дуврская схема разделения движения, ставшая первой в мире схемой разделения движения, утверждённой Международной морской организацией [10] . Из соображений безопасности в проливе организовано движение по двум условным «полосам»: суда, идущие в Северное море, должны двигаться по южной «полосе», а суда, направляющиеся в Атлантический океан, — по северной [25] . Пролив на всём протяжении находится под постоянным радарным наблюдением, с 1972 года действует Информационная служба навигации [10] .

С 1994 года под Па-де-Кале действует Евротоннель, в начале XXI века представляющий собой основную транспортную магистраль между Великобританией и Францией. Берега пролива соединяют также быстроходные паромы [7] .

источник

Он и сейчас носит два имени, как и Ла-Манш, его, так сказать, прародитель. Ла-Манш для британцев — Английский канал, а чаще всего просто Канал, но в языковой традиции большинства европейских стран все же утвердились французские варианты названий: Ла-Манш и Па-де-Кале. Характерно, что и в древности, в I в. до н, э., римляне, первыми принесшие цивилизацию на берега по обе стороны пролива, называли его Британским (если находились на острове Великобритания) или Галльским (если пребывали на землях галлов).
Геологическая история пролива относительна молода. Он образовался в результате затопления обширной территории, включавшей в себя дельты Темзы и Рейна. Гипотеза о том, вследствие чего происходило опускание суши и образование пролива, современную трактовку обрела совсем недавно, в первом десятилетии нашего уже века — благодаря новейшим акустическим приборам с высоким разрешением, гидрографическим данным, полученным с кораблей, оборудованных системой GPS. И было установлено, что рельеф дна Па-де-Кале имеет такие характерные особенности, которые появляются на земной тверди после обширных наводнений, связанных с таянием ледников. Примерно 425 тыс. лет назад между нынешними Дувром и Кале проходил меловой хребет, служивший своего рода дамбой между морем и массивом ледника. Постепенно северо-восточнее Дувра тающие льдины образовали озеро. Однажды оно переполнилось, и мощный поток, перевалив через гребни меловых скал, смел хребет, а потом и его обломки, мел — самая рыхлая и рассыпчатая структура известняка. Через 200 тыс. лет, во время одного из относительно кратковременных оледенений, этот природный катаклизм повторился, распространившись и на юго-запад, и наводнение было еще сильнее первого. Но суша под условным названием Доггерленд, по теории, выдвинутой в 1990-х гг британскими учеными, существовала еще 8 тыс, лет назад. Эта теория носит гипотетический характер, но чрезвычайно логична и в последнее время подкреплена новыми исследованиями, Итак, по ней, эта суша представляла собой тундру, обитаемую людьми. Основание для таких предположений и само название Доггерленд дало открытие тщательное иссследование песчаной отмели Доггер-банка, в донных отложениях которой были найдены доисторические орудия охоты. В Доггерленде к тому же соединялись древние дельты Темзы и Рейна, В результате таяния ледников Доггерленд постепенно уходил под воду. Окончательное отделение Британских стровов от остальной Европы, и это уже не гипотеза, произошло примерно 6,5-6,2 тыс. лет назад. Образовавшийся пролив имел границы, приблизительно совпадавшие с нынешними. Разве что расстояние от материка до островов было еще меньше.
Невозможно точно сказать, когда люди стали плавать, или, как говорят моряки, «ходить», через пролив Па-де-Кале. Вероятно, тогда же, когда они вообще впервые сели в лодки или на плоты. Трудно себе представить, что их могло удержать от путешествия, когда в ясный день они видели с того места, где сейчас находится город Кале, белые скалы на горизонте. В конце доисторического периода территорию Британских островов населяли в основном кельтские племена. Солдаты Юлия Цезаря, высадившиеся в 43 г месте, где потом заложили крепость Дувра, находили вблизи него земляные сооружения, выдолбленные в скалах, и круги из камней, выложенные друидами-бельгами, а белый были одним из галльских племен. Характерно, что такие мегалитические постройки, располагались именно в этой части Британии, на берегу. Значит, сообщение через пролив между кельтами-бриттами и кельтами-галлами существовало как минимум с I тысячелетия до н. э. Французский город Кале вырос из рыбацкой деревушки, а она, в свою очередь, на месте поселений каменного века. И сегодня рыболовство — одно из основных занятий жителей деревень по обе стороны пролива. В Па-де-Кале водятся тарбет (палтус), камбала, скат, макрель (скумбрия), долгопер, мерлан и сельдь, осьминоги и омары. На отмелях собирают устриц, правда лучшие их разновидности (в гастрономическом смысле) водятся в других регионах Ла-Манша, в основном в Нормандии. Обилие фауны лучший показатель экологической ситуации в море. И судя по тому, что при чрезвычайно интенсивном судоходном трафике в проливе рыбаки без работы тоже не остаются, совместный экологический контроль Англия и Франция при поддержке Евросоюза осуществляют весьма эффективно.
Вряд ли такое положение вещей до второй половины XX в. представлялось кому-то даже теоретически возможным: с древности пролив был местом столкновения военно-стратегических интересов племен бриттов и галлов. С 1347 по 1558 г Капе принадлежал Англии. В том же XVI в. Англия и Франция воевали за обладание городом Булонь-сюр-Мер, ныне крупнейшим рыболовным портом во всей Франции, специализирующимся на ловле сельди в Северном море. В 1805 г Наполеон сконцентрировал в Булонь-сюр-Мер и Кале ударную группу своей Великой армии для вторжения в Англию, а на противоположном берегу, в Дувре, все было готово для отражения агрессии, но этим планам не суждено было сбыться. Во время Второй мировой войны в мае 1940 г британский экспедиционный корпус вместе с французскими военными и другими союзниками отступил из Дюнкерка, когда у его ворот уже стояли немецкие танки. Было эвакуировано 338 тыс. солдат в ходе спасательной операции «Динамо». В 1944 г немцы сделали весь французский берег пролива одним сплошным укреплением (Атлантический вал), но, как известно, это им не помогло, и выигранное в 1944 г в результате операции «Оверлорд» сражение стало одним из мощных факторов, приблизивших конец гитлеровской Германии. Немцы, и прежде всего генерал-фельдмаршал Роммель, командующий группой войск «В» в Северной Франции, не сомневались, что высадка союзников произойдет непременно на берег Па-де-Кале, но противник высадился у берегов Нормандии. В городе Кале располагалась крупная военно-морская база немцев, и в том же 1944 г он подвергся сильным бомбежкам авиации союзников.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем, а именно под дном Па-де-Кале, для поездок в каретах возникла еще в начале XIX в. Однако тогда она показалась слишком фантастической и дорогостоящей. Нельзя сказать, что эта идея канула в Лету: время от времени появлялись и другие, но в принципе аналогичные проекты, и даже начиналось строительство — в 1876 и 1922 гг. Но оба раза продолжить его мешали какие-то обстоятельства непреодолимой силы: и финансовые, и политические. К середине XX в. паромный флот пролива перестал справляться с перевозками пассажиров и грузов, и идея строительства тоннеля вновь оказалась актуальной. Начиная с 1957 г рассматривались различные проекты, и история повторялась: строительство начиналось, но по каким-то причинам замораживалось. В 1986 г правительства Великобритании и Франции подписали договор по строительству тоннеля между Кале и Фолкстоуном. В 1987 г Европейский инвестиционный банк и другие банки предоставили первый транш в 2 млрд фунтов стерлингов на осуществление проекта, всего же первоначальная смета расходов на строительство включала в себя 7,62 млрд евро. 6 мая 1994 г железнодорожное сообщение в тоннеле, названном «Евротоннелем», было открыто. Обошелся он в 15 млрд, это было превышение первоначальной сметы в два раза. За прошедшие годы тоннель пережил несколько пожаров и другие неприятности, и все же он действует практически бесперебойно, но пока еще не оправдал полностью финансовые затраты на него, однако 2011 г закончил с прибылью. Используются четыре типа поездов: высокоскоростные пассажирские, курсирующие между Лондоном и Парижем (время в пути 2 часа 15 минут), так называемые челночные, перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны между Сан-гаттом и Фолкстоуном (пассажиры остаются внутри машин); грузовые, с открытыми вагонами, перевозящие грузовики (водители следуют в отдельном вагоне) и грузовые поезда, перевозящие контейнеры и другие массивные грузы.
Всего тоннелей три — два основных и один служебный, обеспечивающий технические возможности и безопасность всей этой подводно-подземной коммуникации — безусловно, одного из самых выдающихся инженерных сооружений нашего времени в Европе.

Часть пролива Ла-Манш, соединяющего Северное море с Атлантическим океаном , функционально (для судоходства) — вход в Ла-Манш со стороны Северного моря. В англоязычных странах носит название Дуврский пролив.
Принадлежность: прибрежные воды — Франция, Англия, основной фарватер охраняется Конвенцией ООН по морскому праву 1922 г.
Примыкающие регионы: департаменты Нор и Па-де-Кале региона Нор Па-де-Кале (Франция), графство Кент (Великобритания).
Важнейшие порты: во Франции — Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк, в Великобритании — Дувр, Фолкстоун.
Крупнейшие прибрежные города: Франция — Булонь-сюр-Мер, Кале; Великобритания — Фолкстоун, Дувр, Рамсгейт.
Ближайшие к проливу международные аэропорты: Франция — Кале и Дюнкерк в Кале, Лилль в Лилле, Де Голль/Руасси и Орли в Париже; Англия — Кент в Менстоне, Хитроу и Гатвикв Лондоне.

Длина: 37 км.
Максимальная ширина: 48 км.
Минимальная ширина: 32 км.
Максимальная глубина: 64 м.
Минимальная глубина: 21 м.

Навигация — круглогодичная.
Морское судоходство.
Паромное пассажирское сообщение между Кале, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерком и Дувром, Фолкстоуном, Рамсггейтом, а также бельгийским портом Остенде.
Железнодорожное сообщение («Евротоннель», проходящий под дном Па-де-Кале).
Рыболовство.
Сфера услуг : логистика, бизнес- и финансовые услуги: по обоим берегам Па-де-Кале работает множество крупных и мелких агентских, экспедиторских и стивидорных компаний, обеспечивающих перевалку, хранение, таможенное оформление и своевременную доставку грузов конечному потребителю в Европе.
Туризм (и на французском, и на английском побережье расположено множество небольших приморских курортов и яхтенных стоянок).

Умеренный морской.
Средняя температура января: -4°С.
Средняя температура июля: -17°С.
Среднегодовое количество осадков: 670 мм.
Осенью и зимой — частые штормы и туманы.

Город Кале: Сторожевая башня (XIII в ) на Оружейной площади, Кафедральный собор Нотр-Дам де Кале (готика, XIII в.). башня — XIV-XV вв., Цитадель (XVI в.); здание Мэрии (1911-1926 гг.), представляет собой точную копию снесенного в 1818 г. здания в стиле фламандского ренессанса. Башня-беффруа (вечевая башня) Мэрии — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других беффруа Франции и Бельгии; скульптура О. Родена «Граждане Кале» (1895 г.), Международный центр кружев и моды; Музей-мануфактура кружева.
Город Булонь-сюр-Мер: башня-беффруа (XI в.), часть Всемирного наследия ЮНЕСКО; замок графов Булонских (XII-XIII в.), крепостные стены Верхнего города (XIII в.). Кафедральный собор Нотр-Дам де Булонь (XIX в.), построен на месте разрушенного готического собора, крипта содержит подлинные элементы романской и готической архитектуры; отель Дезандруэн (неоклассицизм, XVIII в.); Национальный центр изучения моря (морской аквариум, выставка морской фауны и экспозиция, рассказывающая о современных методах управления ресурсами моря).
■ Город Дюнкерк: башня-беффруа (XIII в.) церковь Сент-Элуа (готика, XV в.), Мэрия (начало XX в.), Музей изящных искусств. Музей современного искусства с парком скульпгур и ориентированный на детей музей Портуар (история города);
Город Дувр: белые меловые скалы. Дуврский маяк и замок (крепость) Дувра, заложен около 50 г. до н. э. (в замке сохранились строения XI XII вв., но основная его часть сегодня — реконструкция XX в.); Коннот-парк, природный заповедник Коугейт, Музей Дувра, набережная.
Город Рамсггейт: викторианская архитектура. Морской музей. Королевская гавань.
Город Фолкстоун: вблизи от города — Железнодорожный музей (техника 1930-х гг.).

■ Замок Дувра, из-за его стратегического положения с древности называемый «ключом к Англии», — один из самых больших замков Англии, построенный на месте еще римских укреплений, возвышается над морем на 114 м. Он хранит немало легенд, в том числе связанных с королями и королевами, бывавшими и подолгу жившими здесь. Замок знаменит также своими тоннелями, прорытыми в меловых скалах на глубине 15 м во времена наполеоновских войн Общая длина их оставляет около 6,3 км. Тоннели стали казармами, в 1803 г. в них размещалось до 2000 солдат. Кроме того, был оборудован госпиталь. В 1826 г. тоннели были заброшены, во время Второй мировой войны служили бомбоубежищем, командным пунктом и снова госпиталем.
■ В 1580 г. у берегов Дувра произошло землетрясение, сопровождавшееся разрушением городских стен и цунами. Об этом землетрясении сообщают все хроники Англии, Франции и Фландрии XVI в Упомянуто оно и в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» устами кормилицы Джульетты. Вероятнее всего, автор сам его пережил. При строительстве «Евротоннеля» проводились специальные исследования и было установлено, что землетрясение 1580 г. имело силу до 5,9 балла.
■ Подвенечное платье Кейт Миддлтон, вышедшей замуж за английского принца Уильяма в 2011 г., было сшито из машинного кружева, созданного в Кале, признанном центре производства этого изысканного материала. Среди цветочных орнаментов на платье были вытканы символы Великобритании — роза, чертополох, нарцисс и клевер.
■ Скульптурная композиция Огюста Родена из шести фигур, установленная перед зданием Мэрии в городе Кале (1895 г.), связана с одним реальным событием 1347 г., описанным в хрониках Столетней войны. Осадив город, жители которого терпели голод и другие жестокие лишения, английский король Эдуард lit издевательски заявил, что прекратит осаду, если на поклон к нему с ключами от городских ворот придут шесть уважаемых граждан Кале Причем одеты они должны быть в холщовые рубашки, а на шее у них должны быть веревки. Шесть человек из числа самых знатных и состоятельных горожан добровольно вызвались исполнить это условие. Эдуард III все-таки не посмел умертвить этих достойных людей, как намеревался поначалу. Во Франции шесть граждан Кале и шедевр Родена — символ патриотизма. Реплики этого творения скульптора установлены в Базеле, в Лондоне, у здания парламента, в Вашингтоне и Лос-Анджелесе.
■ О высадке союзников фельдмаршал Роммель узнал только через три часа после ее начала; накануне он уехал в Берлин по личным делам Подвела «лиса пустыни», как прозвали Роммеля за хитро проведенные операции в Северной Африке, его хваленая интуиция, переродившаяся в слепую самоуверенность, из рук вон плохо сработала его разведка.

источник

Па-де-Кале
англ. Strait of Dover , фр. Pas de Calais

Скалы Дувра
Характеристики
Ширина более 32 [1][2] км
Длина 37 [1][2] км
Наибольшая глубина 64 [3][2] м
Расположение
51°00′ с. ш. 1°27′ в. д.HGЯO
Вышестоящая акватория Атлантический океан
Разделяет остров Великобритания и материковую часть Европы
Крайние мысы Саут-Форленд, Гри-Не
Страны
  • Великобритания Великобритания
  • Франция Франция
Регионы Англия, О-де-Франс
Районы Восточный Суссекс, Кент, Нор, Па-де-Кале