Меню Рубрики

Ребенок 4 года удерживает кал

Психологические запоры — распространенная неприятность, встречу с которой обычно связывают с началом приучения к горшку. Действительно, психологический запор у ребенка «памперсного» возраста — большая редкость. А вот после 2-х лет родители, ни разу не попавшие в эту ситуацию, могут считать себя везунчиками. Однако более старшие дети, давно освоившие горшок и даже унитаз, тоже могут испытывать такие проблемы.

Педиатры считают, что непатологические трудности с дефекацией свойственны возрасту 2-5 лет, а у 10% детей этого возраста они приобретают хронический характер.

Термин «психологический или неврогенный запор» означает нерегулярное и недостаточное опорожнение кишечника без медицинской причины на то. Позывы к дефекации есть, но ребенок изо всех сил терпит и откладывает поход по нужде. И чем дольше он терпит, тем больше негатива к туалетным процедурам вызывает у него эта ситуация. Быстро возникает замкнутый круг, который портит жизнь всем домочадцам.

Чтобы узнать, как лечить психологический запор у ребенка, надо определиться с механизмом формирования этого неприятного явления. В его основе может быть не только чистая психология, но также и причины физиологического характера.

  • Слишком твердый стул

Очень часто первопричиной становятся запоры обычные — из-за неправильного питания. Когда экскременты становятся слишком твердыми, они могут доставить боль ребенку.

  • Понос и боль в животе

Внезапные поносы из-за отравлений, сопровождающиеся болезненными ощущениями (о причинах боли живота у детей и первой помощи при этом, читайте здесь).

  • Стресс или дискомфорт, связанные с походом в туалетную комнату

Это может быть неправильное приучение к горшку — с принуждением и руганью. Или адаптация к детскому саду, где ребенок впервые оказывается в пугающей незнакомой обстановке.

В любом случае маленький человек приобретает негативный опыт, утверждающий его во мнении: какать — вредно. Это больно, страшно, за это ругают. А значит, в дальнейшем лучше избегать такой ситуации. Понятно, что он не может осознать последствия этого избегания.

Возможны два сценария, усугубляющие проблему:

  • Не выходя вовремя наружу, кал (снова) твердеет, образует пробку, и запор из психологического превращается в физиологический. Когда опорожнение кишечника все же происходит, оно оказывается неприятным или болезненным.
  • Если же терпения оказалось недостаточно, и кроха пачкает штанишки — его могут стыдить или ругать за это.

Достаточно нескольких циклов, и поведение закрепляется. Уговоры не помогают, бороться с психологическим запором у ребенка становится все сложней. Поэтому задача родителей: как можно раньше выявить проблемы с дефекацией, определиться, что делать, и действовать быстро.

Если вашему малышу 2 года, и он пытается избежать походов «по-большому», скорее всего, вы переусердствовали с приучением к горшку. Таких маленьких детей нельзя ругать, если они делают свои дела в штанишки, или заставлять находится на горшке дольше, чем им того хочется. Иначе велик риск того, что они свяжут плохую реакцию именно с опорожнением кишечника, а не с его обстоятельствами. И в будущем кроха, который уже научился контролировать свои позывы, будет делать это, чтобы не расстраивать маму с папой.

В 3 года самой частой причиной запоров становится детский сад. Впервые такое длительное время приходится проводить вне дома и совсем в других санитарных условиях. Большинство детей не хотят какать в «казенном доме» и хорошо, если удается сформировать режим, по которому они будут делать это рано утром дома. Но если раньше вы просыпались поздно, малыш будет не успевать делать свои дела, а в садике может терпеть до вечера. Долгие сознательные задержки испражнения в возрасте 3 лет в конце концов приведут к хроническому запору и болям.

В возрасте 4 лет на передний план выступают проблемы с питанием. Родители начинают меньше следить за рационом, а ребенок проявляет больше собственных желаний в процессе выбора пищи. Пьет газировку и соки вместо чистой воды, питается «всухомятку». В 4 года даже однократная боль при дефекации все еще способна отбить желание вовремя ходить в туалет.

После 5 лет хронические запоры возникают редко. Так как пятилетки уже довольно сознательны и способны улавливать логическую связь между действиями и последствиями, им можно объяснить, как важно опустошать кишечник регулярно, и какую роль играет выбор пищи. Однако если проблемы были раньше, не стоит ждать, что с возрастом они пройдут сами. Малыш все еще очень остро воспринимает семейные конфликты, критику родителей, наказания, незнакомую обстановку. Также не стоит упускать из вида особенности характера: медлительные, тихие дети позже созревают.

Независимо от возраста, при психологическом запоре у ребенка ответ на вопрос, как помочь, одинаков: терпение и любовь. Терпение, потому что за один день эта проблема не решается, любовь — так как залогом скорейшего успеха является доброжелательная, любящая атмосфера в доме.

Чтобы преодолеть психологический запор у ребенка, родителям надо обеспечить соблюдение двух условий туалета малыша:

  1. Отсутствие боли.
  2. Отсутствие страха.

Чтобы дефекация была всегда безболезненной, нельзя допускать затвердевания стула. Тут основополагающая роль принадлежит контролю питания.

Давайте много овощей в сыром и приготовленном виде (без масла). Овощная клетчатка очень хорошо влияет на консистенцию каловых масс. Если ваши дети наотрез отказываются от свежих и тушеных овощей, предлагайте им овощные супы, супы-пюре или котлетки.

Такие продукты, как чернослив, инжир, курага и тыква имеют выраженное слабящее действие. Их можно есть целиком или в пюре. Компоты и соки также помогают, но их лучше пить натощак или через полчаса после пищи.

Мучное и сладкое

Сладости и выпечку, мягкий хлеб, наоборот, свести к минимуму и употреблять их только с обильным питьем.

Кисломолочное

Кисломолочные продукты полезны только в первый день приготовления, долгий срок хранения наделяет их крепящим действием.

Питьевой режим

Предлагайте ребенку воду как можно чаще и следите, чтобы он пил ее достаточно. Возможно, его заинтересуют новая красивая чашка или поильник с трубочкой.

Не забывайте, что. в туалет по-большому оптимально ходить каждый день, а допустимо — не реже, чем через день. Иначе кал станет твердым даже с правильным питанием. Следуя этим рекомендациям, вы приучите кроху к тому, что какать совсем не больно. Ведь его стул всегда будет мягким и безболезненно покинет организм.

Позаботившись о питании, пора переходить ко второму условию: избавлению от страха. Ведь это не менее важно, чтобы помочь ребенку при психологическом запоре. Пока малыш будет бояться, он будет терпеть. Так каким же должен быть первый шаг к выходу из этой ситуации?

Просто позвольте свершиться неизбежному. Не подгоняйте и не дергайте ребенка, если видите, что он беспокоится и чувствует позывы в туалет. Если вы уже позаботились о правильном питании, мягкий кал не сможет долго задерживаться внутри, и через некоторое время кроха будет вынужден бежать на горшок. В любом случае, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой. Похвалите его за то, что он покакал, не заостряя внимание на способе. Ведь сейчас вам важнее, чтобы он в принципе это делал.

Обязательно проговорите вслух, что действие принесло с собой облегчение. Неприятные ощущения исчезли. Повторяйте это каждый раз, когда ребенок какает. Не переживайте, если это происходит не совсем так, как вам хотелось бы.

Формирование гигиенических привычек может произойти на год или два позже и в этом нет ничего страшного. А хронические запоры — куда более неприятны и опасны.

Если беспокойство затягивается, и малыш никак не может расслабить мышцы, предложите ему отвлечься, занявшись чем-то интересным. Максимальный эффект имеет песок и пластилин. Поиграйте вместе с пасочками, постройте замок, покатайте шарики и колбаски. Ребенок расслабится и покакает без страха. Чтобы такая арт-терапия принесла пользу, в игре должен вести малыш. Он решает, что делать, а взрослый следует за ним, ничего не навязывая.

Между походами в туалет, находясь в хорошем настроении, можно поиграть в кукольный театр. Пусть мягкие игрушки или куклы разыграют вашу проблемную ситуацию и благополучно разрешат ее. Порадуйтесь за них сообща.

Начинайте предлагать горшок или унитаз только после того, как психологический запор исчезнет. Не давите и не настаивайте, чтобы избежать отката назад. Используйте только положительное закрепление и не сдерживайте себя, демонстрируя радость, когда ваше солнышко все-таки сделает все правильно.

источник

Проблемы с недержанием кала у детей 10 лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Решение данной проблемы есть.

Для детей в первые два-три года жизни недержание кала или энкопрез — нормально, у более старших это говорит о присутствии разных патологий в работе систем органов. При наблюдении данной проблемы важно обратиться за помощью специалиста, который сделает диагноз, выявит причины. Терапия будет назначена после диагностирования.

Болезнь встречается у 1–5% всех детей. Чаще всего это мальчики и девочки возрастом 5–8 лет, реже — старше. Как правило, это симптом нарушения работы нервной системы либо признак иных изменений организма. У девочек он встречается редко. Болезнь бывает у 30–35% страдающих энурезом.

Часто взрослые, заметив у ребенка проблему с испражнением, оттягивают визит к врачу, полагая, что проблема решится. Однако энкопрез служит признаком серьезного недуга, требующего срочного лечения, поскольку плохо влияет еще и на психику подрастающего ребенка.

Дети, имеющие данное заболевание, сложно адаптируются в коллективе. Они становятся объектами насмешек долгое время и даже после того, как все наладится. Малыши с недержанием кала подвергаются оскорблению, унижению родственников, которые стыдят и возмущаются при виде испачканного белья. Так лишь проблема усугубляется.

Взрослым на заметку: ни в коем случае не нужно ругать ребенка за трудности в испражнении. Следует искать причину и помогать ему избавиться от проблемы.

Причина недержания кала у детей от 8 до 10 лет кроется в психологических проблемах.

Главные причины энкопреза истинного характера у ребенка:

  1. Эмоциональное потрясение. Дети сильнее взрослых переживают потерю близких, друзей, домашних животных, тяжелые события, такие как ДТП, расставание родителей, насилие.
  2. Смена привычного окружения. Первые дни в школе, переезд, разлука с родителями на определенный период и т. д.
  3. Патологии неврологического характера. Эпилепсия, поражение спинного мозга инфекцией или травмой, нарушения в работе вегетативной нервной системы, детский церебральный паралич.
  4. Травмы спины, головы. Они приводят к сбоям в передаче импульсов, позволяющих контролировать испражнение.
  5. Аномалии, возникшие в утробе, связанные с нарушением строения аноректальной части толстого кишечника. В данном случае подразумевается болезнь Гиршпрунга.
  6. Травмы в родах, проблемное вынашивание. Ненормальная дефекация встречается у детей, в анамнезе которых записана гипоксия, врожденная травма позвоночника и головы. Риски есть, когда мать в перинатальном периоде болела инфекционными болезнями, краснуха, герпес, корь, а также когда она имела вредные привычки, употребляла препараты, которые не разрешены беременным.
  7. Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, растущие в неблагополучной семье, страдают от унижений, рукоприкладства, ругательства. Однако негативно влияющая на психику ребенка обстановка нередко складывается в семьях, внешне кажущимися благополучными.
  8. Неумение правильно ходить в туалет. Не редкое явление для малышей из неблагополучных семей.

Ложный энкопрез у детей имеет такие причины появления:

  1. Хронический запор. Распространенная причина недержания. Собирающийся в кишечнике кал давит на анальное отверстие, которое растягивается, теряет чувствительность. Жидкие массы в этот момент просачиваются.
  2. Многочисленные причины, спровоцированные окружающей обстановкой или личными проблемами, связанные со здоровьем, эмоциональным состоянием. Бывает, что в учебных заведениях туалеты имеют плохой ремонт, без перегородок. Некоторые дети стесняются испражняться там. Когда процесс дефекации вызывает боль, ребенок удерживает кал. После этого стенки растягиваются, теряют чувствительность, что служит причиной неконтролируемого попадания испражнений на нижнее белье.

В основной части случаев проблема существует во время бодрствования, во время сна ее нет. Ночное недержание кала у ребенка — редкое явление, говорящее о присутствии неврологических и ментальных проблем. Данная форма — неблагоприятный прогностический признак.

В зависимости от причины возникновения заболевания Невротическое нарушение Самый частый вид недержания. Он связан с разного рода нарушениями ментального характера, появившимися из-за психологических травм: насилие, постоянные стрессы. Несмотря на уверенность взрослых, данного рода отклонения самостоятельно не исчезают, лишь смягчаются с течением времени, становятся малозаметными. Детям с данной проблемой необходима психологическая помощь и поддержка.
Органическое нарушение Данная разновидность включает в себя энкопрезы, вызванные органическими сбоями в системах и органах, которые отвечают за процесс дефекации. Это толстый кишечник, сфинктер, головной и спинной мозг. Чаще недуг встречается у детей с врожденными нарушениями, реже — с приобретенными.
По сроку образования Первичная патология Несформированный рефлекторный механизм, отвечающий за процесс дефекации. Возникает из-за отсутствия внимания, воспитания взрослым, несовершенства физического и умственного характера, усложняющее общение с ребенком — глухота, слепота, отсталость в развитии.
Вторичная патология Нарушение нормально работающего рефлекторного механизма из-за сбоев в работе организма.
В зависимости от механизма развития Ложный энкопрез Имеет связь с постоянными запорами либо с намеренным удержанием кала.
Истинный энкопрез Включает все возможные случаи, появившиеся из-за сбоев в функции передачи нервных импульсов. Данный вид относится к редким.

Когда недуг у ребенка связан с запорами, взрослые видят его признаки:

  • ребенок редко, с болевыми ощущениями ходит в туалет, жалуется на дефекацию, испытывает дискомфорт в области желудка;
  • при длительном текущем запоре появляется слабость, пропадает аппетит, появляется тошнота, ребенок жалуется на боль в животе, голове, проблемно спит.

В обстановке, окружении, где проявляют любовь и заботу друг к другу, дети говорят о своих проблемах сразу, по этой причине запор не становится хроническим, исключая случай, связанный с органическими нарушениями.

Читайте также:  В кале обнаружили proteus vulgaris

Энкопрез у ребенка выдает себя по-разному. В основной части случаев на белье остаются следы кала. Единичное либо несколько раз в разнобой случившихся недержаний, имеющие ясные причины, не должны беспокоить взрослого. К примеру, ребенок увлеченное играл в активные игры и не успел вовремя среагировать на позывы.

Недержание невротического характера имеет следующую симптоматику, характерную для психических сбоев:

  • плохой сон, бессонница;
  • апатия;
  • страхи, тревоги;
  • плохое настроение;
  • агрессия, раздражительность;
  • ухудшение общего самочувствия;
  • отстраненность, замкнутость;
  • отсутствие интереса к любимым играм, занятиям;
  • нарушение концентрации;
  • быстрая утомляемость;
  • плохая успеваемость в школе.

Часть симптомов могут отсутствовать. Все зависит от разновидности нарушения и его причины.

Говорить о патологии нужно тогда, когда недержание кала бывало у ребенка не менее одного раза в месяц на протяжении полугода.

Когда у ребенка энкопрез сопровождается энурезом, то это говорит о психологических причинах. В редких случаях это присутствие органической патологии. Как правило, энурез бывает в ночное время суток, а энкопрез — днем.

Главная задача диагностики — найти заболевание, повлиявшее на появление патологии, для эффективного его устранения, смягчения. Специалист разговаривает с родителями, ребенком, узнает подробности о питании, симптомах, течении беременности и родах, затем устанавливает диагноз.

Отталкиваясь на симптоматическую картину, проводятся дополнительные обследования:

  • снимок толстого кишечника;
  • обследование ректальной зоны;
  • магнитно-резонансная томография мозга и позвоночника;
  • рентген позвоночника;
  • клинический анализ крови, мочи.

Диагностируют недержание кала педиатр и гастроэнтеролог. При необходимости ребенок обследуется, консультируется у психотерапевта или психиатра.

После постановки диагноза ребенку используются следующие методы лечения:

  • упражнения, способные укрепить мышцы ягодиц, пресса, бедер. Лечащий врач назначает комплекс, который делает крепче сфинктер;
  • диета. Для нормальной работы кишечника, ребенок начинает есть продукты с содержанием клетчатки в большом количестве: фрукты, зелень, овощи. Не рекомендуется употреблять пищу с большим содержанием крахмала, сахара: макароны, булочные изделия, картофель, сладости. Ребенку важно много пить простой воды;
  • клизмы. Они помогают избавиться от застойного кала, образовавшегося из-за частых запоров. При отсутствии сбоев в функционировании прямой кишки клизмы используются определенное количество раз. В некоторых случаях специалист назначает клизмы для тренировки сфинктера. Около полулитра жидкости ребенку вводят в задний проход, а он, сжимая сфинктер, удерживает ее;
  • из лекарственных средств врачом назначаются слабительные, препараты, успокаивающие нервную систему. Среди них стоит выделить Микролакс, Дюфалак, Персен, Валериана;
  • консультации, лечение, назначаемое психотерапевтом. Врач определяет причины недуга, помогает решить душевные проблемы, избавиться от переживаний, связанных с тяжелыми событиями, посмотреть на ситуацию со всех сторон. Помимо этого, специалист пообщается с родителями, даст им советы. Если по итогу обстановка будет такая же, изменений в лучшую сторону не будет, родителям нужно избавиться от всех факторов, травмирующих психику детей.

В лечении недержания можно использовать народные подходы, в частности употреблять травяные чаи, положительно сказывающиеся на состоянии ребенка. Мелисса, мята, ромашка, пустырник, валериана успокаивают нервную систему, помогают наладить дефекацию.

Советы, помогающие нормализовать работу рефлекторного механизма:

  1. После еды ребенка усаживают на унитаз для напряжения сфинктера на определенное время. Такое действие дает стимул нормальному функционированию перистальтике кишечника. Ребенок осваивает навыки контроля испражнения, чувствует позывы.
  2. Важно соблюдать определенный режим при дефекации. Основное количество проблем, связанных с работой кишечника, исчезает, когда ребенок ходит в туалет в определенное время.
  3. Заставлять ребенка ходить в туалет не нужно, поскольку это негативно отражается на психике. Ему рекомендуется в спокойной обстановке объяснить принцип работы кишечника и рассказать о важности соблюдения режима детьми.

Для снижения вероятности образования такого недуга, как энкопрез, рекомендуется:

  • делать все, чтобы домашняя атмосфера была комфортная и доброжелательная;
  • обсуждать недуг нужно спокойным тоном, чтобы ребенок не испытывал комплексов;
  • наладить работу рефлекторного механизма;
  • если заметите кал на трусах, не стоит за это ругать ребенка;
  • наладить питание, давать больше фруктов и овощей.

Заболевание запущенной формы сложно поддается лечению. При первых признаках стоит отвести ребенка к специалисту на консультацию. Вовремя начатое лечение дает хороший прогноз.

Так как в основном недержание кала появляется из-за постоянных запоров, диета помогает предотвратить скопление кала в толстом кишечнике. Ребенку с данным недугом рекомендуется употреблять в пищу:

  • кисломолочные продукты;
  • свеклу, томаты, брокколи, цветную капусту;
  • ягоды, зелень;
  • рыбу, мясо с низким содержанием жира;
  • овсяную кашу и другие злаковые;
  • мед;
  • курагу, чернослив;
  • фрукты.

Для профилактики запоров необходимо пить много воды. Салаты лучше заправлять растительным маслом.

При недержании кала ребенку нужно делать специальные физические упражнения. Это простая гимнастика, которая позволяет укрепить мышцы сфинктера, брюшины и тазового дна.

В некоторых случаях врач назначает процедуру, способную укрепить сфинктер: в задний проход ребенка вводится трубочка из резины на глубину примерно 3 см. После этого специалист дает команду по сжатию и расслаблению мышц. Также ребенку необходимо удерживать трубочку при движении, с помощью ректальных мышц вытолкнуть предмет. На протяжении трех недель проводится курс укрепляющих упражнений. Продолжительность самой зарядки — примерно 15 минут.

Кроме этого, нужно делать лечебную гимнастику с приседаниями, прыжками. При недержании кала запрещен силовой тренинг.

Чтобы укрепить мышечную систему сфинктера делаются специальные клизмы щадящего характера. Здесь используется настой ромашки: два стакана воды на одну столовую ложку растения. Теплый раствор вводится в задний проход ребенку, а он его удерживает максимально долго. В свою очередь, двигаться можно.

При хроническом нарушении дефекации у школьника обязательно и важно проконсультироваться у психолога. Он помогает разобраться с причинами, которые вызвали энкопрез. Врач помогает убедить ребенка в некритичности ситуации, что такое бывает, что это не страшно. Столкнувшийся с данной проблемой нуждается в помощи психолога, помогающей улучшить нервное состояние. Также психолог разговаривает с родителями, направляет их в нужную сторону. В некоторых случаях консультация хорошего специалиста позволяет устранить проблему недержания. Взяв на вооружение рекомендации врача, используя их в жизни, организовав благоприятную обстановку в доме, близко подружившись с ребенком, родители помогают ему.

При энкопрезе обязательно посетить врача-психолога. Помощь заключается в борьбе с психотравмирующими причинами, оказание нужной поддержки.

Проблемы с недержанием у детей десяти лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Наиболее запущенные случаи способны вызвать инвалидность. При данной проблеме родители ни в коем случае не должны быть равнодушными. Стоит своевременно признать заболевание, проконсультироваться у педиатра, начать лечение.

источник

Прикорм, сроки введения прикорма, как приготовить, правила в.

  • Первая дефекация (опорожнение кишечника от мекония) происходит в течение 36 часов от рождения. У 90% детей выход мекония наблюдается в первые 24 часа от рождения.
  • В течение первой недели жизни, у ребенка наблюдается в среднем 4 дефекации в день. Этот показатель очень переменчив и зависит от типа вскармливания: искусственного или естественного.
  • До 2х лет среднее количество дефекаций может варьировать от 3х раз в день до 1 раза в несколько дней.
  • После двух лет количество дефекаций 1-2 раза в день
  • После 4х лет – 1 раз в день

Вегетарианство в очередной раз набирает популярность. Така.

  1. Легкий и / или временный запор, который длится всего несколько дней. Это очень распространенная ситуация, которая может повторяться время от времени.
  2. Хронический (постоянный и серьезный) запор. Встречается гораздо реже. Лечение его отличается от более частых – легких, временных запоров.
  • Затрудненную дефекацию, или дефекацию, при которой нужны значительные усилия и / или
  • Боль при дефекации. и / или
  • Стул реже, чем обычно.

Причины ИМВП. Факторы риска. Симптомы. Диагностика. Визуал.

  • Стул реже двух раз в неделю
  • Эпизод недержания стула после приобретения гигиенических навыков
  • Ранее наблюдавшиеся эпизоды выраженной задержки стула
  • Болезненная или затрудненная дефекация
  • Большой объем стула
  • Каловый комок большого диаметра
  • Стул реже двух раз в неделю
  • Эпизоды недержания стула
  • Эпизоды волевой задержки стула
  • Болезненная или затрудненная дефекация
  • Большой объем стула
  • Каловый комок большого диаметра
  • Недостаточное содержание в продуктах питания пищевых волокон, клетчатки (грубую часть продуктов, которая не переваривается и остается в кишечнике) и / или
  • Недостаточное поступление жидкости.
  • предыдущая дефекация, возможно, была трудна и болезненна. Поэтому ребенок пытается отложить дефекацию, боясь вновь испытать боль и дискомфорт. (анальная трещина, раздражение перианальной зоны, сексуальное насилие, геморрой)
  • незнакомая или дискомфортная обстановка (например, в общественных туалетах). Ребенок может «временно выключить» дефекацию, пока он не вернется домой.
  • эмоциональные проблемы, депрессия.

Колики! Ребенок не спит ночами, плачет, беспокоит родителей.

  • Картофель в мундире с печеными бобами или овощной суп с хлебом.
  • Курага или изюм для десерта.
  • Каша или другие злаки с высоким содержанием клетчатки, на завтрак.
  • Фрукты с каждым приемом пищи.
  • Возможно, не стоит позволять ребенку брать конфеты, пока он не съест фрукт.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок привык к определенному времени посещения туалета. После завтрака, перед школой или детским садом – лучший вариант. Попробуйте и выделите достаточно времени, чтобы он не чувствовал спешки.
  • Система поощрений иногда полезна для детей младшего возраста, подверженных удержанию стула. Например, небольшое угощение после каждого удачного похода в туалет. Тем не менее, старайтесь не делать трагедию из туалетной проблемы. Цель состоит в том, чтобы ситуация была обычной и не вызывала напряжения – дело житейское.

Вы обнаружили сыпь в паху своего грудного малыша? Или озад.

  • Повторяющиеся ситуации, когда ребенок испытывает сложности или проблемы при опорожнении кишечника.
  • Ребенок регулярно пачкает белье очень мягким стулом, или фекалиями в виде слизи. Это часто расценивается родителями, как понос.
  • Ребенок может стать раздражительным, мало ест, плохо себя чувствует, ощущает боли в животе время от времени, и в целом у него пониженный фон настроения.
  • Врач часто может чувствовать заполненные жестким, комковатым каловым содержимым, терминальные отделы кишечника, при пальпации живота.

Целиакией называют врожденное заболевание, связанное с непер.

  • Ребенок чаще ходит в туалет и имеет регулярный стул. Так как он ходит в туалет чаще, стул становится меньше по объему и мягче. Таким образом, кал будет выделяться легче. Ребенок освободится от страха ходить в туалет большим жестким болезненным комком.
  • Перерастяжение прямой кишки уменьшается, и она может постепенно вернуться к нормальным размерам, функции восстанавливаются должным образом.

Определение. О частоте, консистенции и прочих характеристи.

источник

Постоянное недержание кишечного содержимого — энкопрез , как известно, бывает у детей с врожденным дефектом иннервации тазовых органов (например, при спинномозговых грыжах), при повреждениях спинного и головного мозга, а также у дебилов. Данная категория- совершенно особая и в этой главе не рассматривается. Имеются в виду чисто функциональные расстройства у физически и психически здоровых детей.

Причины развития недержания кала . Причины, приводящие к функциональному недержанию кала, разнообразны. Их можно разделить на четыре основные группы.

В большинстве случаев, по нашим наблюдениям, энкопрез возникает вследствие психического стресса (испуг, страх) и под влиянием постоянно угнетающих психику впечатлений. В анамнезе нередко имеются четкие указания на острое однократное переживание (например, смерть (близких, несчастный случай, стихийное бедствие и или врачу удается выяснить факт скрытого, хронического страха, например, боязнь родителей (особенно алкоголиков), избивающих ребенка, или учителя, который каждую минуту может вызвать к доске, и т. п. Приведем несколько клинических наблюдений.

Ребенок Р., 10 лет, был совершенно здоров, физически крепок, занимался спортом, имел 1-й детский разряд по плаванию, увлекался музыкой, хорошо успевал в школе. Отец — инженер, мать не работала и занималась воспитанием сына. Мальчик был очень привязан к матери, любил ее. За 4 месяца до поступления в нашу клинику она скоропостижно скончалась, и мальчик был сильно потрясен происшедшим. После похорон дома отец обратил внимание, что от ребенка исходит неприятный запах и, раздев его, обнаружил, что он измазан калом. Вначале на эти эпизодические явления отец не обращал особого внимания, полагая, что «скоро все пройдет», но, заметив, что заболевание прогрессирует, обратился к врачам.

Мальчик М., 7 лет, рос и развивался в нормальной семейной обстановке. Отец — рентгенотехник, мать — комплектовщица на машиностроительном заводе. В свободный день мать пошла на завод, чтобы получить зарплату, и взяла с собой сына. Решила показать ему цех, где работала. В цехе разговорилась с подругами и не заметила, как ребенок просунул руку в работающий мотор. Мальчику оторвало указательный палец правой кисти. Увидев кровь и оторванный палец, ребенок потерял сознание. Произошли самопроизвольные мочеиспускание и дефекация. С тех пор ребенок не держит кал. Вначале это происходило эпизодически, но со временем болезнь усугубилась, самостоятельный стул отмечался все реже, и самопроизвольное выделение кала приобрело систематический характер.

Ребенок П., 7 лет, живя вдвоем с матерью, рос и развивался вполне нормально, пока в семье не появился посторонний мужчина. Мальчик чувствовал неприязнь к «чужому дяде» и не скрывал этого, а тот во время ссоры ночью, желая подчинить ребенка своей воле, сильно ударил его ремнем. Последовала истерика, и с тех пор, по словам матери, ребенок постоянно пачкает трусы.

Мальчик Ф., 10 лет, физически крепкий, с повышенным интеллектом, увлекся чтением детективной литературы и соответствующими телевизионным и передачами. Под влиянием прочитанного и виденного ему стали сниться кошмары, при этом происходила непроизвольная дефекация в постели, которая через некоторое время из эпизодического явления превратилась в постоянное. Отхождение кала небольшими порциями отмечалось также во время подвижных игр.

Ребенок Т., 9 лет, единственный сын, рос в неблагоприятной семейной атмосфере. Между родителями были натянутые отношения и они постоянно ссорились. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Уход отца произвел на ребенка угнетающее впечатление, к тому же он не навещал семью, материально не помогал. Матери стало трудно одной воспитывать сына, и она решила отдать его в дом ребенка. Разлука с обоими родителями и смена обстановки привели ребенка в удручающее состояние, он стал замкнутым, угрюмым, внезапно начал непроизвольно выделять кал. Это происходило ежедневно, от ребенка исходил неприятный запах, из-за чего он стал центром нездорового внимания в детском коллективе, все время подвергался насмешкам со стороны сверстников и наказаниям воспитателей. Наслоение нескольких стрессовых факторов привело к повышенной нервной возбудимости; мальчик стал вспыльчивым, агрессивным, что в конце концов переросло в выраженный невроз.

Читайте также:  Кровь в кале у собаки после запора

Представленные наблюдения достаточно наглядно иллюстрируют значение психического фактора как причины энкопреза. При этом не может не настораживать то обстоятельство, что примерно у половины больных детей недержание кала обусловливается семейными неурядицами.

У второй и также довольно многочисленной группы больных, энкопрез возникает вследствие систематического подавления позывов на дефекацию.

В первую очередь следует сказать о переходе, если так можно выразиться, физиологического неудержания в патологический энкопрез у негативно настроенных детей 2-3-летнего возраста. Иногда родители стараются приучать детей к гигиеническим навыкам слишком рано, то есть до того, как они могут контролировать акт дефекации. Ребенка насильственно высаживают на горшок, а если опорожнение кишечника не происходит, то бранят, наказывают, иногда и физически. Такой принудительный тренинг приводит к усилению детского негативизма и подавлению позывов на дефекацию. Со временем прямая кишка переполняется фекалиями, которые начинают выделяться непроизвольно малыми порциями.

В качестве иллюстрации приводим наблюдение.

Девочка М, 5 лет, родилась в срок от здоровых родителей, физически развивалась нормально. Молодой матери причиняло неудобство то, что девочка часто мочилась и испражнялась, приходилось несколько раз в день подмывать ребенка, менять и стирать белье. В возрасте 1 года б месяцев мать решила выработать у ребенка гигиенические навыки. В течение дня несколько раз по своему усмотрению высаживала ребенка на горшок и заставляла сидеть до тех пор, пока не «сходит». Девочка упрямилась, противилась. Дефекация происходила, когда была физиологическая потребность. За это мать бранила ее, наказывала. Боясь матери и стараясь не испачкать белье, ребенок начал подавлять позывы, что переросло в хронический запор. Стул бывал один раз в 2 — 3 дня. Мать впала в другую крайность и начала энергичными мерами добиваться стула у ребенка, применяя очистительные клизмы, ректальные свечи и т. п. Со временем девочка совсем утратила чувство позыва на дефекацию, и кал начал выделяться непроизвольно вначале эпизодически, а затем постоянно .

В других случаях ребенка с уже установившимися гигиеническими навыками подавлять позыв на дефекацию заставляет окружающая обстановка, что обычно совпадает с началом посещения детских дошкольных учреждений, школы. Ребенок может преднамеренно подавлять позыв из-за того, что не может приспособиться к общественному туалету после домашней обстановки, боится темноты, стыдится отпрашиваться во время урока, а на перемене туалет занят и т. п. К этой же группе причин может быть причислена боязнь дефекации при трещине слизистой оболочки анального канала, криптите, папиллите и других заболеваниях, когда опорожнение кишечника болезненно. Иногда боязнь дефекации бывает обусловлена эмоциональными факторами, примером чего является следующее наблюдение.

Девочка Т., 11 лет, была совершенно здорова до 8 лет. Однажды в пионерском лагере, увидев, как у подруги во время дефекации выходила аскарида, девочка сильно испугалась, у нее возникла навязчивая мысль, что глисты еще больших размеров имеются и у нее. Она стала испытывать страх при позывах на дефекацию, старалась подавить их, и это стало привычным. Самостоятельный стул бывал один раз в 3-4 дня. Родители узнали об этом, когда кал стал выделяться непроизвольно и пачкать белье как днем, так и ночью.

Систематическое подавление позывов на дефекацию и длительная задержка стула ведут к постоянному скоплению больших объемов фекальных масс в прямой кишке, что обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса позыва; кал начинает самопроизвольно выделяться через анальное отверстие.

Третью группу причин функционального недержания кала составляют перенесенные в раннем возрасте острые желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, энтероколит, диспепсия). Приводим наблюдение.

Ребенок А., 5 лет, родился в срок, здоровым. Беременность и роды протез кали без осложнений. До 1 года рос и развивался нормально, затем заболел «энтероколитом». Неоднократно проходил обследование на кишечную инфекцию и лечение в инфекционной больнице (точный диагноз неизвестен). В возрасте 4 лет без видимых причин начал пачкать белье; недержание кала со временем прогрессировало, и в конце концов утерял контроль за опорожнением кишечника.

Наконец, четвертую группу причин энкопрез а составляют асфиксия и родовая травма. В анамнезе имеются указания об осложненном течении беременности у матерей таких больных: перенашивание, поздний токсикоз, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, применение во время родов щипцов, вакуум-экстрактора. Указанные факторы способствуют развитию асфиксии плода и внутричерепной травме с кровоизлиянием в головной мозг, после чего у детей наблюдаются соматические отклонения, в том числе энкопрез. Приводим наблюдение.

Ребенок К., 8 лет, от первой беременности, переношенной на 14 дней. Преждевременно отошли воды. Во время родов из-за слабости родовых сил были наложены акушерские щипцы. Ребенок родился в асфиксии, были приняты реанимационные меры. К груди приложен на 4-й день. До 3-летнего возраста развивался в общем нормально, за исключением того, что отличался повышенной возбудимостью и неспокойным сном. Затем без видимых причин нарушилась дефекация: частичное недержание кала. Со временем нарушение прогрессировало. При обращении самостоятельный стул полностью отсутствует, кал выделяется непроизвольно.

Механизм развития функционального энкопреза объяснить не всегда просто. По-видимому, к недержанию кала приводит нарушение функции одного из центров иннервации прямой кишки , расположенных, как показал И. П. Павлов, в трех этажах: нижнем отделе кишечника, спинном и головном мозге.

Явный эмоциональный эффект, по нашим представлениям, отрицательно действует на «сторожевой пункт» центра дефекации в коре головного мозга, в силу чего выходит из-под контроля и перестает выполнять свою функцию анальный сфинктер. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушен психоневрологический контроль над восприятием чувства позыва и потерян контроль дефекации при раскрытии анальных сфинктеров.

Несколько по-иному обстоит дело, когда действует скрытая причина, в частности, систематическое подавление позывов на низ. Длительная задержка кала в прямой кишке обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса дефекации — возникает порочный круг. Вследствие переполнения дистальных отделов толстой кишки кал со временем начинает непроизвольно выделяться через анальное отверстие. Подчеркнем в этой связи два момента. Во-первых, энкопрезу предшествует более или менее продолжительная стадия «психогенного запора», да и в дальнейшем запор и недержание кала существуют параллельно. Во-вторых, и это самое главное, дело не в дисфункции сфинктера, а в снижении чувствительности стенки прямой кишки, ее интрамурального нервного аппарата. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушены адаптационная способность прямой кишки и условно рефлекторные связи акта дефекации: сфинктер раскрывается до позыва к дефекации.

Сходен и еще более демонстративен в этом плане механизм развития патологии у детей, перенесших в грудном возрасте кишечную инфекцию. Имеются веские основания считать причастными к патогенезу энкопреза особенности развития нервной системы толстой кишки. Установлено, что интрамуральная нервная система толстой кишки к моменту рождения ребенка незрелая, что наиболее выражено в каудальном отделе. «Дозревание» происходит постепенно в течение первых месяцев и лет жизни ребенка. Следовательно, данная область больше всего ранима при воздействии неблагоприятных факторов, к числу которых, в частности, относятся кишечные токсины. Главным звеном в механизме расстройств дефекации у этих детей, по-видимому, является отсутствие ответа на раздражение механорецепторов и нарушение проводящей системы вследствие функциональных, а затем и органических изменений элементов интрамуральной нервной системы и самой мышечной стенки прямой кишки. Иными словами, механизм недержания заключается в том, что нарушены чувствительность и рефлекторная взаимосвязь прямой кишки с ее сфинктерным аппаратом, что проявляется понижением восприятия чувства полноты, падением давления в анальном канале и нарушением герметизирующей функции запирательного аппарата прямой кишки.

В случаях асфиксии плода и родовой травмы механизм развития энкопреза еще более сложен и включает в различных сочетаниях элементы, действующие в каждой из трех ранее упомянутых ситуаций.

Интересные данные приводят Н. Л. Кущ и Р. П. Михальчук (1967-11974), изучавшие гистоморфологическую структуру стенки прямой кишки у больных с недержанием. Они установили массовое исчезновение стволиков вегетативной нервной системы и наличие только отдельных небольших участков нервных сплетений, в которых выявляются обрывки нервных волокон. Нервные клетки в ганглиях вакуолизированы с различными стадиями фибринолиза. Поражены клетки Догеля первого и второго порядков. В ганглиях — оживленная реакция ядер леммоцитов с резким их полиморфизмом. Изменены и мышечные слои: мышечные волокна неравномерно окрашиваются, отмечаются полиморфизм ядер и неправильное их расположение, нередко перинуклеарный отек мышечных волокон с участками деструкции и обширными зонами грубой склерозированной соединительной ткани; наряду с этим во многих участках резкая гипертрофия мышечных волокон.

Выявленные дегенеративные изменения стенки прямой кишки авторы считают первичными, врожденными. По нашему мнению, их следует трактовать как вторичные, возникшие под влиянием неблагоприятных факторов на «незрелую» нервную систему. Так или иначе, подобные состояния не являются чисто функциональными, но могут быть названы пограничными.

Таким образом, есть основания выделить два вида функционального недержания кала у детей: 1) истинный функциональный энкопрез (дневной, ночной, смешанные формы) и 2) ложный энкопрез (парадоксальное недержание кала). К первому виду относится нарушение деятельности удерживающего аппарата прямой кишки в результате влияния явных и скрытых психических аффектов, асфиксии плода и родовой травмы, ко второму- недержание, связанное с хроническим застоем содержимого в переполненных дистальных отделах толстой кишки.

Диагностика недержания кала у детей . Заболевание начинается чаще всего в возрасте 3-7 лет и проявляется однотипно: сухой и чистоплотный ранее ребенок начинает непроизвольно терять большее или меньшее количество каловых масс. В одних случаях кал выделяется только днем под влиянием аффектов, во время подвижных игр, физического напряжения, а иногда и без видимой причины; в других случаях родители жалуются на ночное недержание; в третьих отмечают и то и другое. Недержание кала может возникать остро, протекать быстро и заканчиваться полным выздоровлением в короткий срок. При иных обстоятельствах симптоматика развивается медленно и неуклонно прогрессирует; ребенок постоянно пачкает белье, от него исходит неприятный запах, обращающий на себя внимание окружающих. Между этими двумя крайностями могут быть переходные формы.

Вариации клинической картины зависят от глубины поражения нервно-психической сферы, длительности страдания, внешней обстановки, ухода за ребенком и т. п.

Имеются определенные клинические различия между истинным и ложным энкопрезом.
Как вы справляетесь с недержанием кала у ребенка? — форум Истинный энкопрез возникает и вначале протекает на фоне ежедневного самостоятельного стула. Со временем произвольная дефекация становится все реже, и если родители не проявляют особого беспокойства и не принимают мер, то болезнь прогрессирует, произвольная дефекация прекращается, ребенок всегда нечистоплотен. Сфинктер ослаблен, но заднепроходное отверстие сомкнуто. Кишечное содержимое не задерживается в прямой кишке, при пальцевом ректальном исследовании кишка обычных размеров, содержит некоторое количество фекалий. Кож а промежности и ягодиц всегда запачкана калом и нередко сильно раздражена. Иногда энкопрез сочетается с энурезом, обычно ночным.

Появлению ложного энкопреза предшествует более или менее длительная задержка стула, на фоне которой и отмечается эпизодическое отхождение небольших порций кала. Прогрессирование запора и недержания кала наблюдается параллельно . Прямая кишки переполняется фекалиями и давление в ней настолько повышается, что преодолевает силу анального жома, который в принципе функционирует нормально; потому недержание мы и называем парадоксальным. Когда появляется самостоятельный стул, родители часто обращают внимание на необычно большой диаметр калового столбика как у взрослого». У запущенных больных увеличивается в объеме (несколько выпячивается) нижняя половина живота вследствие скопления каловых масс в прямой и сигмовидной кишке, подчас определяемого пальпаторно в форме большого конгломерата, выполняющего весь таз. При пальцевом ректальном исследовании прямая кишка представляется значительно расширенной и туго заполненной каловыми массами плотной консистенции. Тонус сфинктера в пределах нормы, анус сомкнут.

Диагностика недержания кала базируется на тщательно собранном анамнезе, данных клинического и рентгенологического исследования. Последнее необходимо всегда, особенно при запорах, чтобы выяснить состояние дистального отдела толстой кишки и провести дифференциальную диагностику с болезнью Гиршпрунга.

У детей с парадоксальным недержанием кала обычно выявляют значительное расширение прямой, а иногда и сигмовидной кишки. Этот рентгенологический симптом часто служит причиной ошибочного диагноза болезни Гиршпрунга и необоснованного хирургического вмешательства. Дифференцировать состояния помогают прицельная контрастная рентгенография ампулярной части прямой кишки, служащая для выявления аганглионарной зоны, а также функциональное исследование ректоанальной зоны и гистохимические исследования. Клинически повышение тонуса сфинктера в сочетании с соответствующими симптомами дают больше оснований заподозрить болезнь Гиршпрунга с ультракоротким аганглионарным сегментом, а обычный или пониженный тонус сфинктера дает все основания отвергнуть этот диагноз.

Выяснение причин энкопреза представляет определенные трудности, так как у родителей не всегда удается уточнить истинные факторы, предшествовавшие заболеванию, поскольку некоторые родители скрывают свои взаимоотношения с ребенком, не всегда охотно говорят об обстановке в семье, чувствуя, что сами причасти ы к возникновению патологического состояния у ребенка. Дети также неохотно говорят о болезни и часто отрицают недержание кала, а если и отмечают это, то со стыдом и тревогой, не дают полных и объективных сведений об окружающих обстоятельствах. Тем не менее целенаправленность и настойчивость при сборе анамнестических сведений, а также требование детальной выписки из истории развития ребенка дают возможность уточнить важные для диагностики детали.

Читайте также:  Мельчайшие красные точки в кале

Изучая причины энкопреза, можно убедиться, что в большинстве случаев к недержанию кала склонны дети, в семье у которых царит неблагоприятная атмосфера: родители либо в разводе, либо отношения между ними напряжены. В таких семьях отцы мало бывают дома, безразличны к семейным заботам и нуждам, не уделяют внимания воспитанию ребенка, грубы с ним. Матери также нередко проявляют безучастность к ребенку, возбуждены, порой деспотичны.

Однако и в «благополучных» семьях подчас обнаруживаются серьезные изъяны, неблагоприятно действующие на больного ребенка. Вокруг него искусственно создается нервозная обстановка, нарушаются взаимоотношения родителей и ребенка, особенно когда выдают его «секрет» родным и знакомым, соседям. Угнетающе действует на психику больного, например, такие заявления, что из-за запаха, исходящего от него, не могут пригласить в дом гостей.

Приведенные выше детали важны потому, что порой являются ключевыми; без их устранения нельзя построить схему эффективной терапии.

Лечение энкопреза . Лечение больных с функциональным недержанием кала комплексное. Лечебные мероприятия должны воздействовать на психоневрологический статус ребенка и быть направлены на регулирование условнорефлекторных механизмов, улучшение проводимости нервных импульсов и повышение тонуса сфинктера.

Задача врача, во-первых, способствовать созданию вокруг больного спокойной и доброжелательной обстановки. Родителям категорически запрещают укорять ребенка, а тем более наказывать его за неопрятность. В тех случаях, когда налицо семейные конфликты, по мере сил и возможностей стараются их устранить или сгладить, так как без этого очень трудно достичь благоприятного результата.

Во-вторых, нуждается в психотерапии сам больной. У детей, особенно пре- и пубертатного возраста, порой складывается мистическое и преувеличенное в сторону страха представление о своем состоянии. В этой связи подростку следует по возможности полно и объективно рассказать о сути страдания и объяснить, что это не какое-то исключительное явление, а временное, излечимое состояние, которое встречается и у других его сверстников, но для устранения этого состояния необходимы терпение, мужество, настойчивость. Избавив ребенка от мистического страха, можно полагать, что значительная часть программы лечения выполнена.

С целью избежать отрицательных эмоций надо запретить чтение книг, возбуждающих нервную систему, просмотр кинофильмов и телепередач, не предназначенных для детей, участие в подвижных играх, содержащих элементы «военных настроений» и т. д. Для многих больных перечисленные занятия являются источником переживаний, а не удовольствия. Поэтому внимание надо переключить на другие интересы, например, коллекционирование марок, маленьких моделей автомобилей и т. п.
(Важно установить правильный, нормальный режим.

Тактика и методы лечения должны зависеть от энкопреза и особенностей течения у конкретного больного. Это особенно важно учитывать в начале лечения. Так, в случаях ложного энкопреза обязательно очищают дистальный отдел кишки от калового завала и назначают диету, в состав которой входят легкоусвояемые и послабляющие продукты — овощной суп, зелень, капуста, мед, чернослив, кисломолочные продукты, свежий хлеб и др., а из медикаментозных средств — вазелиновое масло по 1 ст. ложке 3 раза в день, настой коры крушины, препараты сенны и др.

В тех случаях, когда недержание кала преимущественно ночное , важно приучить ребенка, чтобы перед отходом ко сну у него была естественная дефекация. Для выработки рефлекса можно рекомендовать вечерние тренировочные термоконтрастные клизмы в течение 15-20 дней подряд, по 300-600 мл в зависимости от возраста. Одновременно побуждают ребенка делать упражнения на удерживание — опорожнять кишечник не сразу, а порциями. В запущенных случаях, особенно сочетающихся с ночным энурезом, может быть применена гипнотерапия. Под гипнозом больному вводят в прямую кишку шприцем Жане до 700 мл — 1л водопроводной воды в расчете вызвать ощущение позыва на дефекацию во время сна. После пробуждения и освобождения кишечника ребенку внушают, что с этого момента он будет ощущать позывы и просыпаться для естественной дефекации. Дополнительно назначают успокаивающие общие теплые ванны перед сном, а также небольшие дозы бромидов внутрь.

Если энкопрез преимущественно дневной , лечение начинают с регулярного очищения кишечника клизмами утром и вечером в домашних условиях в течение 25-30 дней. При этом достигают двойного эффекта: во-первых, каловые массы не выделяются непроизвольно ввиду их отсутствия в прямой кишке, но главное — у ребенка вырабатывается рефлекс на дефекацию в нужное время. Иногда другие методы лечения затем не требуются. В дальнейшем очень важно закрепить навык естественного стула в одни и те же часы, лучше всего утром после завтрака.

Независимо от вида энкопреза для повышения тонуса запирательного аппарата прямой кишки и закрепления рефлекса на дефекацию параллельно с тренировочными клизмами производят тренировку сфинктера. В анальный канал на глубину 4-5 см вводят резиновую трубку диаметром 1 см и просят ребенка сжимать и расслаблять сфинктер, действуя не ягодичными мышцами, а анальным жомом. Начинают с 3-5 сокращений, постепенно доводя их количество до 25-30. Потом ребенка заставляют ходить, удерживая трубку в заднем проходе, в течение 3-5 минут, а затем выталкивать ее, как бы производя акт дефекации. Подобные процедуры проводят в течение 15-20 дней по 2 раза утром и вечером. Дополнительно целесообразны промежностный душ и ЛФК, при которой особое внимание уделяют упражнениям для мышц передней брюшной стенки и тазового дна.

Для того чтобы улучшить нервно-мышечную проводимость и повысить тонус гладкой и поперечнополосатой мускулатуры толстой кишки и мышц промежности, назначают инъекции 0,05% раствора прозерина по 0,1 мл 2 раза в день в течение 10-12 дней или производят диадинамоферез мышц тазового дна раствором прозерина.

Центральное место в комплексе консервативного лечения больных с функциональным недержанием кала занимает электростимуляция анального сфинктера и мышц промежности. Для восстановления нарушенных взаимосвязей прямой кишки и ее удерживающего аппарата наиболее эффективны диадинамичеокие токи. Для широкого применения доступен отечественный аппарат СНИМ-3, который выгодно отличается от всех ныне выпускаемых для диадинамотерапии тем, что может работать в двух режимах — постоянном и переменном, а это очень важно для достижения положительного лечебного эффекта.

Методика лечения заключается в следующем. За 2-3 часа до процедуры ставят очистительную клизму. В положении лежа на спине большому над лонным сочленением накладывают пластинчатый свинцовый электрод — катод площадью 80-100 ом2 — с марлевой прокладкой, смоченной в физиологическом растворе. Второй электрод — анод, описанный 3. П. Кузнецовой (1972), изготовленный из нержавеющей стали и заранее простерилизованный, помещают в прокладку из нескольких слоев марли, смоченной в физиологическом растворе, и вводят в прямую кишку на глубину 3,5-5 см в зависимости от возраста. Диаметр электрода для детей дошкольного возраста составляет 0,6 см, для младшего школьного — 0,8 см и для старшего- 1 см.

Перед началом процедуры ребенка предупреждают об ощущениях во время электростимуляции. При небольшой силе тока он чувствует легкое покалывание и жжение под прокладкой, а с увеличением силы тока появляется ощущение вибрации. Последовательно включают ток «двухтактный» (от 0,5 до 1 мА) на 15 с, «однотактный» непрерывный (от 1 до 2 мА) на 3,5 мин, «модулированный» (от 2 до 4 мА) на 2,5 мин и «ритм синкопе» (от 1 до 2 мА) на 6 мин.

Во время процедуры необходимо постоянно наблюдать за больным, так как при регуляции силы тока ощущение вибрации должно быть интенсивным, но безболезненным. Иногда в ходе процедуры вибрация ослабевает или исчезает в результате повышения порога чувствительности и развития тормозного эффекта. Поэтому, как только ребенок отмечает ослабление или исчезновение вибрации, несколько увеличивают силу тока до появления прежнего ощущения.

Курс лечения состоит из 8-10 процедур. Дети обычно переносят их хорошо. Если после 10 процедур клинического улучшения не наблюдается, то электростимуляцию прекращают, так: как, видимо, развилось привыкание к ней. Для получения терапевтического эффекта повторный курс проводят спустя 1,5- 2 месяца.

Противопоказанием для диадинамотерапии является индивидуальная непереносимость электрического тока; кроме того, ее не следует проводить при трещинах анальной слизистой, воспалительных заболеваниях аноректальной зоны.

При парадоксальном недержании кала успеха достигнуть гораздо труднее, чем при истинном энкопрезе. Требуется проведение 4-5 повторных курсов лечения. Если эффект от настойчиво проводимого консервативного лечения отсутствует полностью, закономерно предположить необратимые нарушения в стенке прямой кишки. В подобных ситуациях логично ставить вопрос о хирургическом вмешательстве — замещении прямой кишки вышележащими отделами ободочной (сигмовидной). Резекцию прямой кишки выполняют через брюшно-промежностный доступ. Техника операции ничем не отличается от таковой при болезни Гиршпрунга. Отметим лишь, что из существующих методик наиболее рациональна и физиологична операция Соаве в нашей модификации. При данной патологии важно, что в ходе данного вмешательства создается дупликатура стенки прямой кишки, усиливающая сократительную способность конечного отдела кишки.

Результаты лечения недержания кала . При строго дифференцированном выборе методов результаты вполне удовлетворительны. В наших наблюдениях хорошие и удовлетворительные результаты были достигнуты у 98% из более чем 100 больных.

источник

Сыну почти 3,проблемы начились больше полугода назад после антибиотиков ,то понос то запор ,то все нормально.потом стали замечать что позывы у него идут а он весь напрягается и перетерпливает.Анализы и узи в норме.пьем курсом дюфалак и если какает то только в ВАнну,а в садике несколько раз ходил в горшок ,с писанием проблем нет.КТо сталкивался с этим помогите?как решили проблему. некоторые говорят что с возрастом само пройдет.невролог сказала придерживаться диеты и сажать на горшок,а на горшок не хочет садиться ,писаем стоя.вообщем хээээлп.

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кризисное консультирование. Специалист с сайта b17.ru

У моей дочки такое было, у нас загиб желчного пузыря, кал раз в 3-5 дней — норма и в основном в ванной. Сейчас вышли на ежедневный кал. Что я делала: нарисовала комикс, где показано, как дочка сидит на горшке, как потом мы смываем — пардон — какашу в унитаз и все такое, то есть давала понять, что попе хорошо, когда она пустая. Установили ритуал прощания с какашкой — смывали в унитаз и говорили «Пока-пока». Постоянно ей внушала, что какать — полезно, что попе надо помогать. Каждый день чернослив по 2-3 сливины, дюфалак нам не делал погоды. В питании пересмотрите обилие мяса — вводите овощи, должна быть клетчатка. У меня на налаживание ушло около 3 месяцев. Сейчас какает каждый вечер.

У нас такое в 2 было. Педиатр говорила бифидумбактерин подавать, и все. Вощм, из-за того, что он сдерживал, на след день ему уже больно было «ходить», я давала чаще пить, со словами чтобы лучше покакалось. А когда он все таки кака, говорила просто, ты молодец, попросился, на животике теперь легко итд. вообщем у нас прошел этот момент. Я так поняла, у него настал момент, что он начал это дело контролировать и замнтила, что стал стеснятся, поэтому я всячески давалп ему понять. какой он молодец и как я рада, что он покакал))))

А, да, еще чернослив-курага, на ночь заливала водой и на след день эту воду давала пить

Сыну почти 3,проблемы начились больше полугода назад после антибиотиков ,то понос то запор ,то все нормально.потом стали замечать что позывы у него идут а он весь напрягается и перетерпливает.Анализы и узи в норме.пьем курсом дюфалак и если какает то только в ВАнну,а в садике несколько раз ходил в горшок ,с писанием проблем нет.КТо сталкивался с этим помогите?как решили проблему. некоторые говорят что с возрастом само пройдет.невролог сказала придерживаться диеты и сажать на горшок,а на горшок не хочет садиться ,писаем стоя.вообщем хээээлп.

Установили ритуал прощания с какашкой

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник