Меню Рубрики

Все о горе чуфут кале

Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные пещерные объекты, которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что Ханского дворца, где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от Севастополя, возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся Успенский пещерный монастырь.

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им Бахчисарай. На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной, достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Посещать уникальную историческую достопримечательность Бахчисарая можно в любое время года – по сути, нет большой разницы зима то или лето. Для туристов проводятся ежедневные экскурсии, они платные, но цены совсем не велики – на стоимость билета влияет возраст посетителей, детский стоит в два раза дешевле.

Многие интересуются, желая посетить пещерный город Чуфут-Кале, как добраться до него, но это совсем несложно. Всего-то нужно сесть в Бахчисарае на автобус №2, идущий от ж/д вокзала, и доехать до остановки «Староселье», дальше придется пройти немного пешком и на этом отрезке пути пригодится карта местности.

Карта также поможет доехать до Чуфут-Кале от Бахчисарая на машине, время в пути займет около 10 минут:

Из Севастополя добраться до пещерного города на автомобиле сложнее, так как расстояние до достопримечательности составляет 55 км:

  • Адрес: с. Староселье, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°44′28″N (44.741097), 33°55′24″E (33.923416).
  • Телефон: +7 (978) 701-38-44.
  • Официальный сайт: http://handvorec.ru/
  • Время работы: с 9:00 до 20:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 200₽, для детей – 100₽.

Можно долго расписывать достоинства Чуфут-Кале, но никакие слова не способны передать его монументальность, грандиозность и красоту окрестностей. Все это нужно увидеть самому, прикоснуться к нему, почувствовать его дух и испытать ни с чем несравнимые впечатления после посещения этого удивительного места в Крыму. Смотрите в заключении небольшое видео об этой памятке прошлого.

источник

Крым – поистине легендарное место. Невозможно описать все красоты полуострова в одном повествовании. Поэтому, серия моих рассказов продолжается. Как и обещала, теперь наш путь лежит через древний город караимов Чуфут-Кале.

Дорога заняла совсем немного времени, так как расстояние от Песчаного до Бахчисарая всего лишь 30 километров, но почти все время в гору. Поэтому уши закладывает знатно. Шикарнейшие виды открываются по пути. Мы сделали множество красивых фото.

Знаменитый подземный город находится буквально в нескольких километрах от Бахчисарая, на плато высотой 560 метров, с трех сторон окруженном отвесными пятидесятиметровыми обрывами. Издали, возникает такое ощущение, что дома прилеплены прямо к скале, как ласточкины гнезда. Эту необычайную крепость создала матушка-природа, а человек лишь приложил немного усилий, дабы укрепить ее. На самом деле, город вовсе не пещерный, просто с течением времени, надземные постройки разрушились и остались в основном подземные. Из этого и сложилось мнение, что люди жили прямо в скале, но археологи развенчали этот миф. Но прозвище прижилось, и в основном так теперь и называют Чуфут-Кале.

Машину нам пришлось оставить на площадке внизу. А потом пешком подниматься в гору. Сразу предупреждаю незадачливых туристов о том, что сланцы, балетки, а тем более туфли на каблуке совершенно не подойдут при этом восхождении. Нужна удобная обувь с хорошей подошвой. Прекрасно будете чувствовать себя в кроссовках. Учитывайте, что идете не на показ мод, а в горы))).

Бахчисарайская долина была заселена очень давно. Целых пятьдесят тысяч лет назад здесь находилось становище древнего человека. Это выяснилось благодаря археологам, которые обнаружили под скалой останки ребенка. Тут жили скифы , к иммерийцы , тавры. Возникло поселение в период времени от шестого до десятого века. Некоторые ученые считают, что этот город отстроили византийцы.

В четырнадцатом веке Кыркорское княжество захватили татары. В результате набега практически все жители были уничтожены, а оставшихся продали в рабство. Довольно быстро Кырк-Орк стал большим торговым центром южного Крыма, а спустя несколько десятилетий и вовсе становится второй столицей Крымского ханства. Здесь располагались поместья самых первых крымских ханов.

После того, как Россия разгромила войска Золотой Орды, крепость потеряла свое значение. Ее стены покинули почти все мусульмане, переселившись вместе с ханом в отстроенный Бахчисарай. В крепости остались караимы, назвавшие ее «Двойная», потому что она имела две оборонительные стены. Таким образом Чуфут-Кале становится иудейской столицей, а подземные сооружения начали использовать, как тюрьму. Здесь томилось довольно много известных пленников, таких как русский воевода Шереметьев, князь Ромодановский, Василий Грязной.

С течением времени, многие крымчаки покинули плато, так как нашли более удобные места для жизни на крымском полуострове.

В период русско-турецкой войны, русские захватили Бахчисарай и крепость. Во время военных действий, Чуфут-Кале была разрушена. На сегодняшний день здесь остались руины, но сохранилось несколько зданий, которые и стали объектом посещений туристами.

Городок весьма небольшой по площади, примерно 18 гектаров. Вся остальная часть плоскости раньше была занята пастбищами. Подниматься нужно по каменной дороге, на которой по сей день сохранились довольно глубокие борозды, оставленные старинными повозками.

Буквально через сто метров справа можно увидеть монастырь, расположенный внутри скалы. Называется он Свято-Успенским. Здесь есть кельи монахов и другие помещения хозяйственного назначения. На территории также находится кладбище воинов, которые сложили свои головы в период Крымской войны.

Тропа называется «Ущелье Марии». Миновав первую часть ущелья, видишь, что дорожка становится пошире, а слева в скале видны остатки пещер, ранее обитаемых. Поднявшись наверх по тропочке, перед нами раскинулся знаменитый город.

У стены крепости находится легендарный колодец. Это стометровая ступенчатая галерея, высота которой два метра, а ширина полтора. На стенах высечены фигуры людей и план подземелья. Это невероятное гидротехническое сооружение, которым пользовались при осаде крепости. Как устроена система и ее действие, как и местонахождение были огромной тайной, которая передавалась только поверенным людям из поколения в поколение.

Как выглядит Чуфут-Кале в наше время

Перед входом мы увидели табличку. На ней нарисован план крепости. Сейчас большая часть крепости – это развалины, но есть на что обратить внимание.

Например, мавзолей дочери крымского хана Тохтамыша. Она являлась супругой золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память весьма мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея. С ее именем связано множество легенд крымско-татарского народа.

Так же можно осмотреть два караимских храма и усадьбу, в которой жил и закончил свои дни ученый Авраам Фиркович. Здесь есть выставка, посвященная культуре и жизни караимов.

Пещера-темница

Самые незабываемые впечатления оставила пещера-темница. Именно здесь провели множество лет заключения многие именитые пленники. Когда проходишь по этим полам, смотришь на цепи, вкованные в скалу, становится очень страшно и как-то зябко. Понимаешь, что здесь мучили и истязали своих узников, охранники. Сколько крови и слез было пролито на эти плиты. Но если отвлечься, то увидишь, что из этой пещеры открывается прекрасный вид, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг и на долину Ашлама-Дере.

Как рассказал гид, в этом городе поистине целебный воздух. В то время, когда в соседних городах бушевали эпидемии холеры и чумы, здесь никогда не было вспышек никаких заболеваний. Некоторые жители скрывались от напасти именно здесь.

Когда стоишь на центральной площади, то стоит закрыть глаза и прочувствовать местную атмосферу. Сразу возникает ощущение, что попал в прошлое. Слышится гомон торговцев, лязг оружия военных и шум толпы. Но все это, конечно, моя бурная фантазия. Почему-то к таким местам у меня особое отношение, такое трепетное и глубокое.

Отдельное внимание стоит уделить большой Ханской мечети и баням Сары-Гюзель. Табличка возле них гласит, что постройка возведена 1532 году. Рядом со входом в Ханский дворец вы сможете приобрести магнитики на память в стоящей рядом сувенирной лавочке.

Спускаясь по тропинке вниз, выходя из города, обязательно поверните направо. Там находится древнее кладбище и берет свое начало Иософатова долина.

Караимское кладбище

Иософатовой долиной назвали эту местность в честь долины погребений возле Иерусалима. Кладбище поросло молодыми деревцами, и лишь в отдаленном уголке, натыкаешься на очень старые, почти вековые деревья. Здесь все очень таинственно. И стоит «могильная» тишина. Здесь как-то сразу понимаешь это выражение. Ветерка практически нет, и пения птиц не слышно. Даже в дрожь бросает от легкого поскрипывания деревьев. Этому кладбищу больше тысячи лет.

Удивительно выглядят надгробия. Некоторые обычные плоские камни, некоторые выпуклые и вертикальные, а есть необычные, как домики. Каждое надгробие исчерчено древними надписями. Ходишь возле могил, и стараешься не нарушать эту тишину и даже разговаривать не хочется, или боязно. Не смогла определить точно все чувства, которые меня посетили. Несчетное количество людей здесь захоронено. И совсем не хочется потревожить упокоенные души. Долго ходить здесь не стали, ведь это отнюдь не место для развлечений.

Читайте также:  Если у щенка мопса кал кровью

Мы купили билеты по 500 рублей на каждого. Посетили все выставки и город. На осмотр достопримечательностей ушел практически весь день. Часы работы экскурсоводов с 9:00 до 18:00.

Посетив Чуфут-Кале, я полностью согласилась с известным выражением, которое гласит: «Не посетив Чуфут-Кале, ты никогда не познаешь Крыма». Подписываюсь под каждым словом. Вся наша компания узнала столько всего интересного, что мы очень долго обсуждали увиденное. Всем советую посетить крепость и познать дух старого Крыма. Не бойтесь посетить это место с детьми. Например, моя дочь, после увиденного, очень живо заинтересовалась археологией и историей.

На этом, прощаюсь с Вами, дорогие мои читатели. А про прекрасный и величественный Бахчисарай читайте в следующей моей статье.

источник

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале — находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

источник

Будучи в Крыму в Бахчисарае, туристам будет интересно посетить и пещерный город Чуфут Кале. Это удивительное энергетическое и не похожее на другие место, расположенное на высокой скале. Не даром здесь, на высоте птичьего полета, снималось множество фильмов, в том числе и Всадник без головы. Побывав там хотя бы раз, туда хочется возвращаться.

Пещерный город Чуфут-Кале расположился в 1,5 километрах на восток от Бахчисарая. Он представляет собой средневековый город-крепость, который известен в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Чуфут-Кале переводится с крымско-татарского языка, как «Иудейская крепость».

Интересно также и то, что еще в 19 веке здесь жили люди, сейчас же там расположен музей под открытым небом.

Стоимость экскурсий

Экскурсии в древний пещерный город организуются ежедневно, с каждой группой идет экскурсовод-проводник, который на русском языке рассказывает об истории этого необычного города. Стоимость входного билета для взрослого — 50 гривень (6,25$), для школьников — 25 гривень (3,1$). Приобрести билеты можно в кассе, которая находится перед тропой, которая ведет к подъему на Чуфут- Кале.

Подъем на гору

С экскурсоводом мы поднимались на саму гору. Перед подъемом мы шли по ровной дороге. И вдруг справа увидели монастырь в скале.

Успенский пещерный монастырь

Мне с радостью захотелось подняться и посетить этот монастырь. С вырубленных скал, в которых он находится, открывается красивейший вид вниз и на противоположную часть горы. Это Успенский пещерный монастырь, основанный в VIII веке выходцами из Византии. Кельи монахов находятся в пещерных помещениях, которые вырублены в отвесных скалах.

Вид с высоты Успенского монастыря.

Вид с высоты Успенского монастыря

Возле монастыря есть церковная лавка и колодец с прохладной водой Тик-Кую, где можно набрать воды из источника с собой.

Рядом с монастырем находится кладбище, где хоронили монахов и настоятелей монастыря. Рядом с этим кладбищем есть другое кладбище, где покоятся солдаты, погибшие во время Крымской войны.

Подъем на гору длился минут 15 по тропе, которая ведет ко входу к воротам Чуфут-Кале. Поднимаясь, мы вдыхали свежий горный воздух и насыщенные ароматы горных трав и растений.

К настоящему времени хорошо сохранились арочные ворота, которые дают старт экскурсии по пещерному городу.

Основание укрепления Чуфут-Кале датируется VIII-IX веками. С этого времени сохранилась часть оборонной стены с двумя башнями, которая пересекала плато и защищала город с востока.

В ХІV в. восточную часть плато начали заселять поселение караимов — потомки древних тюркоязычных хазар, которые занимались торговлей и ремеслами и образовали свое поселение Кирк-ер (Новый Город). После этого здесь появилась кенасса (молитвенный дом) и другие сооружения. Древний город начал называться Чуфут-Кале (Европейская крепость) в XVII в. после того, как резиденцию крымских ханов перенесли в Бахчисарай.

Пещерные жилища на территории Чуфут-Кале.

В западной части Чуфут-Кале мы прошлись одной из улиц древнего города, увидели кенассу.

На северо — востоке, ближе к каньону, есть мавзолей Джанике-ханым — дочери Тохтамыш-хана. Это мавзолей XV в., который почти полностью сохранился. Есть легенда, которая гласит о том, как Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.

Каньон Чуфут Кале

Затем прошли к тому месту, где располагается красивый каньон. Здесь получаются замечательные фото!

Остатки тюремных казематов в Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут- Кале служил и как тюремный каземат, где побывало немало пленников. 21 год в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой.

Археологи, которые проводили раскопки в этом городе и изучали его, дали следующие названия улицам: Средняя, Бурунчакская и Кенасская.

Арочные ворота Чуфут кале

Взгляд с высоты Чуфут кале

Возвращаясь по той же тропе назад, мы прошли мимо сувенирных лавок, где можно было приобрести изделия из дерева, горный чай, ароматные подушечки и много другого.

Где можно перекусить, спустившись с Чуфут Кале

Проголодавшись, мы зашли в уютное кафе «Чайхона», где предлагают вкусные блюда: манты, чебуреки и ароматный чай.

Как добраться до Чуфут Кале

Добраться из Симферополя в Бахчисарай можно на электричках: 6931, 6935, 6941, 6945, которые курсируют ежедневно по расписанию.

Из Севастополя от площади Нахимова сюда можно доехать за час на автобусе от автостанции «Северная». Или следующими электричками: 6934, 6942, 6944.

В Бахчисарае попасть в Ханский дворец можно на городском автобусе номер 2, который довезет вас от автовокзала или ж/д станции прямо к воротам дворца. Дворец находится по адресу: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133.

От Ханского дворца к Чуфут-Кале можно полтора километра пройти пешком к ущелью Марьям-Дере.

источник

Владимир Набоков, побывав в этих местах, написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ. Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

Дорога к Чуфут-кале начинается в предместье Бахчисарая — Староселье. Здесь — перекресток четырех долин. Туристская тропа, поднимающаяся к Чуфут-кале совпадает со средневековой дорогой, по которой последние обитатели поселения завозили воду к своим жилищам.

“На стихшем вечернем небе, едва голубом, вырезались обсыпавшиеся стены, башни и дома пустынного города, уединившегося вдали от дорог и жилых мест, высоко на обрывистой скале… Странно смотрели на меня эти обветшавшие камни своими мертвыми окнами, своими бесполезными стенами… Внизу их, из горных толщ, рядами зевали черные отверстия пещер, недоступных никому и ниоткуда.” Марков “Очерки Крыма”

На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут-Кале, в переводе с крымско-татарского языка — «Иудейская крепость». Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.


Гравюра с рисунка А. де Палдо «Вид на Чуфут-Кале», XIX в.

Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.
Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил-кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил-кобинского поселения.

Во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров стали строить крепости в горах, в том числе и Чуфут-Кале. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также состояли из местных жителей. К числу раннесредневековых памятников городища относятся средняя оборонительная стена, оборонительные пещерные сооружения, в которых укрывались часовые, охранявшие стены. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселенных окрестных долин.

Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». В письменных источниках сообщения о крепости появляются только в конце XIII в. Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца XIII в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XIV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства.


Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.

Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Здесь, не застроенную часть, именуемой Бурунчак (или, иначе, Кииклик), ханы использовали, как место для увеселения, охоты и празднования особых торжеств. Одной из наиболее важных задач крепости становится выполнение пенитенциарных функций: начиная с конца XV века о городе начинают говорить как об одной из самых страшных темниц крымских ханов.


Тюрьма Фотография из интернета

Анализ документов показывает, что практически все российские посольства первой половины XVII века не избежали продолжительного насильственного пребывания на территории Кырк-Ор ( Чуфут-Кале). Как ни парадоксально, несмотря на то, что официально участники подобных посольств были свободны, фактически условия их проживания часто были хуже, нежели у зажиточных пленников: им отказывали в пище с ханского стола, держали в заключении, лишали денег, часто издевались, били и даже пытали. В плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий.Воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, так за Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.


Чуфут Кале. Подземная пещера. Место казни. Фотография из интернета

В Кырк-Ор (Чуфут-Кале) располагался государственный монетный двор. Перед средней стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются общины — армянская и иудейская, которой будет суждено стать самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. Жители города, независимо от этноконфессиональной принадлежности, получили от первых ханов значительные привилегии: освобождение от отдельных налогов, податей, воинского постоя.

Читайте также:  Букет из лилий и кал

Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. В крепости остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут-Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар.

После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи. Строится Восточная стена, заселяется и застраивается Новый город. И везде сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо


Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо Деталь

По всей видимости, до середины XVII в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени был размещен небольшой татарский гарнизон.Начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г., сообщает, что «даже комендант замха, команда крепости, стража и привратники — все это евреи». Далее он отмечает: «Воистину, ни в одной стране нет подобной независимой еврейской крепости. Все еврейские собственники лавок и очень уважаемые и почитаемые крымские купцы из Бахчисарая живут в этом Чуфуткалеси. Ежедневно утром спускаются они с горы и через час дороги прибывают к своим лавкам в Бахчисарае». Эвлия Челеби упоминает, что на Чуфут-Кале находится 530 домов, следовательно, численность населения составляла около 3000—3500 человек.


Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)


Огюст Раффе Семья караимов из Чуфут-Кале Париж. 1848 год литография


Отношение иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией было неоднозначным: в XVII—XVIII вв. иудеям не разрешали на ночь оставаться в столице. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве трудолюбивой, искусной в ремеслах общины, определенные дискриминационные меры против нее все же принимались. В том же XVII веке караимская община Чуфут-Кале становится одной из наиболее известных, крупных и экономически преуспевающих общин караимов в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI века там находился молитвенный дом (синагога / кенасса), школа-мидраш, а с 30-х годов XVIII века — единственная в мире караимская типография. Туда зачастую приезжали визитеры и ученые из других караимских общин, процветало образование, книгопечатание и наука..


Огюст Раффе Оркестр караимов у стен Чуфут-Кале Париж. 1848 год

Традиционным занятием для караимов были выделка кож, ювелирное дело и другие ремесла. Занятия ремеслом дополнялись земледелием, пчеловодством, садоводством. Широкой была коммерческая деятельность: караимы держали солеварни и вели обширную торговлю солью. Торговля давала жителям Чуфут-Кале то, что они сами не производили, в том числе и сырье для ремесел.


Чуфут-Кале — «еврейская крепость». Ксилография из известной работы Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»Чуфут-Кале — «еврейская крепость». 1855


К. Боссоли Развалины крепости Чуфут-Кале в середине 19 века.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены и жители постепенно начинают покидать Чуфут-Кале, центр караимов переходит в Евпаторию: к началу XX в. городище было практически необитаемым. Перед революцией здесь жили несколько семей: охраняли и содержали святыню в порядке, вели традиционное хозяйство, принимали паломников и гостей.


Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский – смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.

Братья Пигит Яков и Иосиф — уроженцы Чуфут-Кале. Вошли в историю крымских караимов как последние жители Чуфут-Кале, родившиеся в этом городе. По воспоминаниям смотрителя Чуфут-Кале А.С. Дубинского братья Пигит почти все время жили в пещере, имели коров и зарабатывали на жизнь тем, что носили молоко на продажу в Бахчисарай. В 1906 году было нападение на стариков с целью грабежа, и после этого случая староста Ефет Майтоп и Бахчисарайская караимская община предложили старикам переехать в тот дом, где живет смотритель. По рассказам стариков они неохотно оставили пещеру, проживши в ней несколько десятков лет, и всегда, когда разговор касался жизни, то они всегда говорили «Берекет кобада эди».
Фразу «Берекет кобада эди» можно перевести с крымско-татарского языка как «В пещере было благоденствие» или «В пещере была благодать».


Братья Яков и Иосиф Пигит, последние жители Чуфут Кале. 1910г

Абрам Семенович Дубинский (1860-1928) — смотритель и последний газзан Чуфут-Кале. Родился в Тракае. В ноябре 1907 года А.С. Дубинскому было предложено место смотрителя Чуфут-Кале, куда он переехал с семьей зимой этого же года. С этого времени и до самой смерти А.С. Дубинский постоянно проживал в Чуфут-Кале и являлся не только смотрителем оставленного города, но также утвержденным шамашем и митпаллелем кенасы Чуфут-Кале. Жизнь в Чуфут-Кале была бедной и суровой, но благодаря популярности этого места на долю А.С. Дубинского выпало принимать здесь многих именитых гостей, аристократов, писателей, художников, ученых, путешественников, а также караимов-паломников.Из записок А.С. Дубинского: “Со многими приходилось сталкиваться: с князьями, писателями, художниками, которые по несколько дней жили и рисовали все эти чудные места. Семья Чехова ежегодно летом посещала. Летом посетителей было со всех концов мира, но зато зимой мы были отрезаны от всего мира, в особенности, если зима была еще суровая. ..Летом еще приезжали караимы, жили все лето: Ш.М. Топал, Лаврецкая, Кефели Эстер-тота. Прихожане были в кенаса, а также приезжали караимы, которым дорога была святыня и чтили память предков многих веков, а также люди других национальностей преклонялись перед святыней, так как приходилось встречать много людей и много всяких впечатлений.”


Абрам Семенович Дубинский (фото из книги «Лица Тавриды». Симферополь. 2012)

Караимский народный съезд в 1917 году решил восстановить древние сооружения и систему водоснабжения, создать в крепости национальный музей, организовать фонд возрождения Кале. В 1918 году пожертвования в этот фонд превысили четверть миллиона золотом. Решение съезда не успели осуществить.


Руины Чуфут-Кале. Караимский раввин (слева) с проводником. На заднем плане арка средних ворот (Орта-Капу).

С тех пор многое разрушено временем, еще больше — людьми. Ныне крепость находится в плачевном состоянии. Незначительные ремонтно-реставрационные работы не поспевают за разрушениями. Несмотря на это комплекс ещё впечатляет и привлекает множество посетителей.

Чуфут-Кале, Кырк-Ор, Топрак-кала, Бутмай,Киркея, Бутмай, Джуфт-Кале Гевхер-кермен. Названия менялись вместе с эпохами жизни поселения. Последнее может быть переведено как «крепость драгоценностей». Эвлия Челеби так объясняет его: «. татарские улемы дали ему название Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями». Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского – «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим – «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств – просто «Жидовский городок».

источник

Чуфут-Кале — общепринятым стало только это последнее, не совсем верное название самого известного в Крыму пещерного города, с которым связано становление народности крымских татар, а потом и караимов. Название этого важного оборонительного пункта Византии переводится с тюркского как Иудейская крепость. Когда возник пещерный городЧуфут-Кале, точно не установлено. В 1299 году татары завоевали его и назвали Кырк-Ор (Сорок крепостей). Они долго и упорно осаждали эти крепости, отвоевывая у местных сармато-аланов. Во время правления напавшего на Крым хана Джани-бека здесь размещался гарнизон Крымского улуса, который откололся от Золотой Орды.

История Чуфут-Кале развивалась с XV веке очень стремительно — крепость Кырк-Ор стала первой столицей независимого Крымского ханства. В ней устроил свою резиденцию Хаджи-Гирей. Он сумел победить владыку Кырк-Орского ханства Эминек-бея и основал династию крымских правителей. В пору его правления здесь построили ханский дворец, расширили созданную при Джанибеке мечеть, основали медресе. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев — там чеканилась серебряная монета с надписью «Кырк-Ор».

Более детально фото Чуфут-Кале вы можете посмотреть в нашем разделе фотографии Крыма.

На горе Чуфут-Кале по многу лет держали в заточении знатных людей, требуя огромные выкупы. Среди пленных были русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский; в этот же плен попал польский гетман Потоцкий. Он воевал против давних заклятых врагов крымского хана — запорожских казаков, однако в плену держали и его. Дело ведь не в том, кто ты, враг или союзник. Плати выкуп!

Тяжелее других сложилась судьба русского воеводы В.Б. Шереметева он не погиб на поле брани, но был захвачен в плен в 1660 году и провел в крепостной тюрьмепещерного города Чуфут-Кале больше двадцати лет.

У современного читателя, лишь по кинофильмам знакомого с бандитской практикой похищения людей ради выкупа, закономерно возникают вопросы: «Почему его не выкупилииз Чуфут-Кале? Как могли родственники ждать столько лет, а не собирать деньги для освобождения знатного и уж, конечно, не бедного воеводы? Почему, в конце концов, не помог в этом сам царь?» А все просто. В качестве выкупа крымские ханы требовали, ни много ни мало, два города — Казань и Астрахань.

Сам Шереметев писал, что не хочет свободы такою ценойи лучше останется узником Чуфут-Кале. Только поняв, что требование невыполнимо, хан принял за воеводу 60 тысяч рублей золотом — и отпустил знатного пленника. Вернувшись больным. Василий Борисович умер на родине всего через полгода.

Позднее татарыпокинули город Чуфут-Кале, передав его караимам. Традиционным занятием этого народа Крыма была выделка кожи, ее окраска и обработка. Караимские ремесленники производили сафьяны, юфть и шагрень; из кожи мастерили седла, уздечки, туфли, башмаки. Караимские седла ценились за удобство, красоту, легкость; их покупали даже черкесы, а уж они разбирались во всем, что касается верховой езды! Днем караимы свободно торговали в Бахчисарае, а на ночь, выполняя ханский указ, должны были отправляться домой и охранять свое селение на плато Чуфут-Кале.

источник

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале.

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:

И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастырь.

И прямо перед нами туда шла большая группа женщин-паломниц. Этот монастырь напомнил мне аналогичный скальный монастырь в пещерном городе Инкермане, куда мы успели добраться ещё в прошлом году (про это у меня есть статья Республика Крым, день 3: достопримечательности Севастополя).

Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.

А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:

И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.

Читайте также:  У ребенка красные следы в кале

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков», тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений», тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин», тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость», тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима — Чуфут-Кале («иудейская крепость», тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:

Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:

Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.

Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети. Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.

В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице.

Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины. В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе . И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея. Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!

Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.

Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.

Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.

Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:

Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…

Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.

Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.

По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:

А вот эта парочка отстала от всех:

Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:

Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?

Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток ( а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.

А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду

Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после покорения краснополянских горных маршрутов он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и >>Ханский дворец

источник