Меню Рубрики

Высота чуфут кале над уровнем моря

Лучшие фотографии Чуфут-Кале в Крыму рядом с Бахчисараем. Почему стоит посетить Чуфут-Кале (в переводе «еврейскую крепость»)? Город в горе – жми, чтобы увидеть красивые фото.

Город-крепость Чуфут-Кале — это единственное из-за чего действительно стоит приехать в Бахчисарай.

Чуфут-Кале – перевод с крымскотатарского языка «еврейская крепость».

Этот город известен ещё со времен раннего средневековья. Город в разное время населяли татары, караимы, греки, армяне. После XVII века основное население составляли караимы. С этого времени город и получил название Чуфут-Кале, что означает Иудейская крепость.

Высота Чуфут-Кале составляет 558 метров над уровнем моря.

До основания первого подобия города, ещё в далекой древности люди жили здесь в неглубоких пещерах, которые защищали людей от дождя и ветра. Некоторые пещеры состоят из нескольких комнат, соединенных между собой узкими проходами.

Основная особенность пещерного города – это его труднодоступное расположение. Город находится на горе, на восточной окраине города Бахчисарай. Чтобы посетить этот исторический комплекс придется преодолеть неслабый подъем. Пусть и не очень крутой, но по времени восхождение может занять от 30 минут до часа. Особенно, если часто останавливаться около сувенирных лотков.

Многие пытаются въехать на автомобиле повыше на узкой и крутой дороге. Но этого делать не стоит. Сразу за подъемом будет стоянка, а дальше придется идти пешком. Стоянка платная.

Сразу после стоянки вы подойдете к Свято-Успенскому пещерному монастырю, который располагается непосредственно в теле скалы. Посещение этого храма лучше отложить на обратную дорогу.

Дальше начинается основной подъем. По дороге вам будут встречаться различные интересные сооружения. Такие как этот дом. Подойти ближе было нельзя.

По дороге вы можете встретить различных попрошаек. Как вот этот юный гитарист, который портил всю природную атмосферу, запевая про «Перемен, которых требуют наши сердца».

Вход на древнее мусульманское кладбище. Говорят, там очень интересно, но мы прибыли поздно, поэтому пропустили этот момент.

Вид с последнего этапа подъема к воротам Чуфут-Кале.

Ворота старинного города. За воротами касса. Вход платный. 250 рублей с человека.

Сразу за воротами поднимаетесь по дощатому настилу, и вы уже в пещерном городе. Сразу скажу, что пещеры – это скучнейшая скука. Просто ерунда. Можете полазить тут, но по ощущениям как подвалы девятиэтажек в детстве.

Дальше идем по указателям в сам город. Там круто.

Почти сразу вы подойдете к молельным домам караимов – Кенассы.

Кенасс представлены двумя зданиями: большими и малыми кенассами, объединёнными общим двором. Малые кенассы.

В окнах у караимов часто стоят такие букеты из сухой травы, которая почти везде растет в Крыму.

Поднимаемся дальше по остаткам каменной дороги. Если вам повезет, и вы будете почти одни, то наверняка ощутите дыхание старины. Представите, как по этим дорогам ходили древние жители, спешили по своим древним делам, чего-то хотели, и как теперь все это неважно.

Остатки внутренней крепостной стены. Не прочитал табличку, так что не скажу зачем она тут. Простите.

Сохранившаяся или восстановленная усадьба А.С. Фирковича, караимского ученого-гебраиста. Даже указаны годы жизни, с 1787 по 1874. Гебраист – это знаток древнееврейского языка и литературы.

Неплохой такой вид открывается из усадьбы.

В городе довольно много жилых зданий и храмов. Красиво.

Знаменитый профиль горы, который выдавали в советском кино за дикий запад.

Внизу проходит дорога, которая ведет к небольшому населенному пункту.

Обычные домики. Снял дальнобойным объективом. Отличная штука, кстати.

На самом верху, у вторых ворот, скучают джиперы. Если вам лень восходить и спускаться пешком, то можно покататься на УАЗиках. Цена около 2500 рублей.

Признание в любви прямо на вторых воротах. Оно же – вандализм.

План города. Как видите, есть где погулять и что посмотреть.

А мы уже спускаемся вниз. Все торговцы так же погрузили свой товар в коробочки и на тележках или мопедах спускаются с горы. Лишь за тем, чтобы завтра опять совершить небольшое восхождение и продать вам сувенирчик.

Местный отельер дал нам такую карту. На ней указаны все секретные тропы и ходы. Внизу — вторые ворота.

источник

Г ородище Чуфут-кале находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 м над уровнем моря. С трех сторон — северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 м, обрывами, и только с четвертой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ. Общая площадь поселения — 46 га. Территория городища разделяется на три части: с запада на восток — мыс Бурунчак (мысок) (36 га)— незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.

К началу XX века практически все знания о Чуфут-Кале представляли собой сведения, оставленные исследователями и путешественниками, посетившими городище, а также некоторые заметки в общих работах по истории Крыма. Одним из таких ранних источников является сочинение Гильома де Рубрука, в котором сказано:

… между Керсоной и Солдайей существует сорок замков.

Ф. К. Брун еще в XIX в., ссылаясь на Рубрука, предположил, что «под этими “quadragintacastella” скрывается тогдашнее название города Кырк-Ера, означающее «сорок мест». Арабский историк XIV в. Абу-ль-Фида сообщает, что в одном дне пути от моря существует укрепленный замок на горе, где в минуту опасности скрывается местное население. Название замка — Керкер или Керкри, что в переводе с турецкого значит «сорок человек». В XV в. венецианский купец Иософат Барбаро писал о двух поселениях, обнесенных стенами, но не считающимися крепостями. Одно из них Солхат, другое — «Керкиарде», что на их (татарском) наречии означает «сорок селений». Посол Венецианской республики Амвросий Контарини, направляясь в 1474 г. в Персию, путешествовал в компании с литовским послом, который должен был явиться «к Хану, находившемуся тогда в крепости Керкер (Chercher)».

Большинство европейских путешественников XVII – XIX вв. при описании Бахчисарая чаще всего говорили о Чуфут-Кале, как месте обитания караимов. Монах Эммидио Дортелли д’Асколи, возглавлявший доминиканскую миссию в Каффе в 1624–1634 гг., составил известное «Описание Черного моря и Татарии». Он в течение десяти лет собирал различные сведения о близлежащих землях, владея распространенными среди местного населения языками, — турецким и татарским, а также греческим и армянским. Чуфут-Кале им назван «Топра-кала», что значит «земляная крепость». О крепости им сказано мало: «крепость населена евреями, которые возвращаются туда для ночевки, главное ее достоинство не в фортификационных сооружениях, а в местоположении». Намеки на земляные укрепления (возможно, насыпь или укрепленные землей и камнями стены) присутствуют в трактате «Deduabus Sarmatiis» польского историка и географа начала XVI в. Матвея Меховского, где описан «Таврический остров»:
«Другой город, менее значительный, Киркея, в котором находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы»

Сведения иностранцев отличаются по своей точности, достоверности и стилю составления. Эти произведения во многом несут отпечаток субъективности и образованности их авторов. Тем не менее, они представляют нам первый важный этап знакомства европейцев с памятником и в целом историей Крыма. В отличие от российских путешественников, иностранцы даже в XVII – XIX вв. видели в Таврике «далекую восточную страну». Чуфут-Кале со своим караимским населением, необычным как в религиозном, так и бытовом плане, привлекал больше внимание как местообитание этого затерянного народа, чем древнее укрепленное городище. Отсюда скудость информации об устройстве его фортификационных сооружений и редкость детальных описаний отдельно взятых объектов.

С XVII в. появляются более подробные описания памятника, что связано с дипломатической активностью Крымского ханства и возрос- шим интересом к нему представителей других государств. Ярким примером этого служат сведения, оставленные турецким путешественником Эвлией Челеби, который побывал в Крыму в 1666 г. В десятитомной «Книге Путешествий» («Сейяхатнаме»), по большей части, содержатся записи собственных наблюдений, но также вставки из других. В своем описании Чуфут-Кале Челеби приводит известные ему названия крепости — «Бутмай» и «Гевхер-керман». По его словам, после захвата Менгли Гиреем крепость была хорошо устроена, в ней находился отборный гарнизон. При описании Восточной оборонительной стены и рва крепости Челеби говорит, что этот оборонительный комплекс был сооружен во «времена неверных». Внутри крепости Эвлия Челеби видел «однослойную стену» с тремя башнями, очевидно, Среднюю оборонительную стену, явно уже не имеющую никакого оборонительного значения, и 1530 иудейских домов с красной черепицей, причем 200 из них находились между двумя стенами. Упомянуты также «маленькие железные ворота». Челеби замечает, что в крепости много оружия, но отсутствует огнестрельное оружие. Как средство для обороны крепости названы кучи каменных глыб для сбрасывания вниз.

По словам путешественника, население Чуфут-Кале, включая все должностные лица, было полностью иудейским. Этот факт, как и отсутствие татарских воинов и артиллерии, свидетельствуют о постепенной утрате Кырк-Ором своего военного значения в период Крымского ханства. После того, как мусульмане покинули город, мечеть закрывается и единственным действующим сооружением времени ханской администрации остается тюрьма , высоко оцененная путешественником. По его словам, «Гевхер-кермен» превратился в жилой и частично складской комплекс, который изредка использовался в качестве апартаментов для иностранных послов. Богатые иудеи-купцы, видимо, проживали в ухоженных домах, а в прилегающих пещерах ютилась иудейская беднота.

Крым, как новое территориальное приобретение Российской империи, стал притягивать к себе с начала XIX в. множество посетителей, в том числе из образованной среды. Интерес многих был направлен на побережье полуострова, богатое памятниками античности. Однако окрестности Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, и, соответственно, Чуфут-Кале, не могли остаться без их внимания. П. И. Сумароков, дважды посетивший городище, передал свои впечатления от стоящего на скалах «Джуфут-Кале». Им указано количество существующих на тот момент (1799 г.) жилых домов — 227. Следует отметить книгу академика П. И. Кеппена, который, по поручению графа А. С. Воронцова, в 1833 г. объехал горную часть Крымского полуострова и собрал сведения о его различных «древностях». Он не оставил «классического» описания Чуфут-Кале, но собрал воедино сведения различных авторов о нем.

Становление российской администрации в Тавриде дало толчок для начала крымоведческих публикаций, которые постепенно заполняют пробелы в общих знаниях об истории полуострова. К середине XIX в. Чуфут-Кале начинает фигурировать в работах местных крымоведов. В публикациях этого времени содержатся некоторые полезные сведения, в том числе о состоянии застройки и системе водоснабжения городища. Некоторые авторы, оставляя описание городакрепости, приводили различные версии о времени его появления. Ф. Л. Ливанов, посвятивший Чуфут-Кале книгу, написал, что массовый исход караимов в Бахчисарай начался в 1846 г. Автор отмечает, что в крепости живет всего 5 семей караимов. Он побывал в пустующих домах, где заметил тандыр в середине одной из комнат. Помимо выпечки, тандыры использовались и для обогрева в зимний период. В целом, большая часть сочинения касается караимов — их истории, религии и обычаев. Историю крепости Ф. Л. Ливанов связывает с караимами, предполагая, что еще в I в. н. э. ими было основано поселение,

Крымский краевед В. Х. Кондараки предположил, что крепость была основана скифским царем Скилуром, а позже перешла под влияние хазар. Караимы, по его мнению, полностью заселили крепость в момент переноса столицы в Бахчисарай. Он писал об одной семье, проживающей в крепости и приглядывающей за памятниками городища, среди которых отмечен подземный ход у малых ворот, ведущий к источнику. В книге А. Уманца «Исторические рассказы о Крыме» высказывается мнение, что крепость была основана готами, а караимы обитали здесь ранее, проживая в пещерах. В описании Чуфут-Кале, составленном по материалам М. А. Сосногоровой, сказано, что оставшиеся 200–300 домов начинают разрушаться. Вероятно, это было подмечено в 1830 г., когда издательница «Путеводителя по Крыму» совершала поездки по различным местам полуострова. В «Очерках Крыма» и статье «Пещерные города: путевые впечатления» Е. Л. Маркова содержатся описания памятников крымского средневековья, в том числе наиболее крупных из них — Мангупа и Чуфут-Кале.

К концу XIX в. в изучении городища начинается новый этап, главной особенностью которого становится появление материалов научного обследования памятника, подкрепленных информацией из письменных источников, известных на тот момент. Крепость несколько раз посещал А. Л. Бертье-Делагард. Он ввел в научный оборот деление Чуфут-Кале на «Старый» и «Новый» города и составил первый графический план плато. А. Л. Бертье-Делагард пишет о лапидарной находке — половине креста, вырубленного на одной из плит оборонительной стены у ворот Орта-Капу. К сожалению, данная находка в дальнейшем была утеряна, но этот случай фиксации следов христианства на плато дал возможность исследователям говорить о существовании здесь в древности христианского комплекса. Помимо исторической справки исследователь оставил ценные описания, которые в будущем будут использованы практически во всех работах, касающихся Чуфут-Кале. На вторую половину XIX в. приходятся и первые археологические раскопки Чуфут-Кале, предпринятые А. С. Уваровым в 1853 г., и эпиграфические исследования на территории городища. Последние связаны с деятельностью А. С. Фирковича, который посвятил изучению надписей на надгробных плитах караимского кладбища (Иосафатова долина) долгий период времени

В первой четверти XX в. исследования Чуфут-Кале проходят в контексте изучения крымскотатарских древностей, их фиксации и учета. Для осмотра и оценки состояния татарских памятников на Чуфут-Кале был отправлен востоковед и эпиграфист О. Акчокраклы. Им была произведена фотосъемка и сделаны замечания касательно сохранности памятников. В результате проведенных работ был дополнен план городища, нанесены новые объекты исследования, а также исправлены существующие на плане неточности. Среди отмеченных О Акчокраклы памятников упоминаются развалины дома караимского ученого Соломона Бейма, привозная площадь за Восточными воротами, остатки мельницы, небольшая площадь для молотьбы хлеба, квартал «Бэшев», «Куллюк» — место городской свалки.

В 1940 г., в ходе Крымской экспедиции ИИМК, был раскопан дромос погребения под усыпальницей дюрбе, произведен осмотр пещерных сооружений на плато. В послевоенные годы характер археологических исследований изменяется. Теперь они концентрируются вокруг изучения этнокультурных процессов, протекавших в эпоху раннего средневековья в Крыму. Наиболее ценные материалы для таких исследований предоставляли раскопки могильников. В связи с этим в период с 1946 по 1961 гг. проводятся раскопки некрополя в балке Марьям-Дере. Работы 1946–1947 гг. под руководством П. П. Бабенчикова носили разведывательный характер. Задачи, поставленные перед исследователями, заключались в следующем: наметить границы некрополя и выявить его древнейшую часть. Найденные погребения оказались полностью ограбленными, но отдельные находки позволили связать могильник с аланами, по аналогии с материалами Эски-Керменского могильника. В 1950-60-е гг. исследования этнической истории носили идеологический отпечаток, в этой связи прочие компоненты, в основном готские, в отчктах игнорировались.

Читайте также:  Ребенок много срыгивает в кале слизь

Более углубленные раскопки на могильнике продолжились в 1948 г. под руководством Е. В. Веймарна. Найдены несколько различных типов надгробий, одно из которых предположительно имело изображение креста. После непродолжительно перерыва В. В. Кропоткин в начале 50-х гг. ХХ в. возобновил раскопки в балке Марьям-дере, задачи которых заключались в изучении топографии и границ могильника, а также уточнении его этнической принадлежности и датировки . Согласно предварительным выводам, подбойные могилы связывались с аланами, склепы же принадлежали более раннему населению. Кроме погребений, на территории могильника расчищен водосток более позднего времени. Важной оказалась находка византийского равноконечного креста в круге, выбитого на стене склепа. В ходе работ 1958 г. установлено, что христианские погребения VI в. встречаются не только в нижней части склона, но и выше Старой дороги, ведущей в крепость. Здесь обнаружены отдельные камни и черепица от неизвестного средневекового здания. Обломки черепицы датированы X – XII вв. Раннесредневековые материалы, полученные в ходе систематических раскопок могильника, дали возможность к изучению древнего периода в истории Чуфут-Кале. По поводу принадлежности данного некрополя к вероятному раннесредневековому поселению высказывались сомнения Е. В. Веймарном. Более древняя часть захоронений концентрировалась в восточной части могильника, ближе к дороге на плато. Статистический анализ археологического материала, позволил датировать могильник второй половиной V – началом IX вв. (Кропоткин) либо VI – X вв. (Герцен, Могаричев)

С 1969–1976 гг. на городище проводились эпизодические работы под руководством М. Я. Чорефа. Раскопки 1971 г. были посвящены пещерному комплексу в районе Малых ворот. В целом из-за неблагоприятных климатических условий работы 1971 г. носили непродолжительный характер. Основной целью раскопок следующего, 1973, года было изучение культурных напластований на мысе Бурунчак. Основная часть работ производилась близ водоема, вырубленного в скале. Кроме этого исследовались отдельные пещеры на плато и проводился сбор подъемного материала. В 1974 г. исследовались пещерные комплексы в верхней кромке обрывов плато и прилегающие к ним боевые площадки в балке Пенджере-Исар. Продолжались разведки на мысе Бурунчак. В 1975 г. проводилась очистка некоторых пещерных комплексов от мусора на юго-западных обрывах плато Чуфут-Кале. Обнаружены винаградодавильня в балке Пенджере-Исар и несколько хозяйственных пещер на ее склоне. Виноградодавильня представляет собой вырубленное в скале прямоугольное сооружение размерами 2,0 х 1,5 м и глубиной 18–20 см, окруженное водоотводными желобами. Выводы, сделанные на основе полученных материалов, свидетельствовали о том, что на участке возле Малых ворот находился христианский культовый комплекс. Часть нижних пещер начала наполняться мусором и натечной землей с начала XVIII в., позднее здесь пребывал караул. Найденные фрагменты позднеантичной и раннесредневековой керамики, монета императора Юстиниана I (527–565) подтверждали предположение о существовании на Чуфут-Кале раннесредневекового поселения.

В 1983 г. совместной археологической экспедицией Симферопольского Государственного университета им. М. В. Фрунзе (А. Г. Герцен) и Бахчисарайского музея (В. М. Хоменко) проводились исследования непосредственно территории Чуфут-Кале. Помимо фиксации отдельных пещерных сооружений основное внимание было сосредоточено на изучении оборонительных сооружений возле так называемой «Малой Кенассы». Археологические исследования на городище Чуфут-Кале возобновились в 1987 г. под руководством А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева. Раскопки были сосредоточены в районе Восточной оборонительной стены, на участке к северу от ворот Биюк-Капу, где сохранились остатки средневековых бань. В 1988 г. продолжались исследования археологических объектов в районе ворот и башни Биюк-Капу.

Летом 1978 и 1979 гг. на караимском кладбище в Иософатовой долине Институтом востоковедения АН СССР были предприняты эпиграфические исследования. Работы экспедиции ограничились лишь теми надгробиями, которые находились на поверхности или были скрыты тонкие слоем листьев и дерна. Выяснилось, что все изученные объекты (300 единиц), датируются в промежутке XV в. – 1951 г. В их эпитафиях содержались библейские, турецкие и татарские имена. В надписях в основном соблюдались лексические нормы древнееврейского языка. Участок исследований представлял раскоп площадью 80 м², заложенный у тыльной стороны северной части стены и еще два небольших раскопа у южной куртины. В пределах первого раскопа были открыты средневековая усадьба и баня, функционировавшие до начала работ по возведению стены.

В 1991 г. экспедицией под руководством А. О. Добролюбского была исследована позднесредневековая караимская усадьба напротив кенасс. Вскрыт фундамент и площадка вокруг погибшего при пожаре дома. Материал из раскопа датирован XVI – XVIII вв. Кроме этого зачищена кладка стены у водосборника, где обнаружен фрагмент надгробия. В августе 1998 года исследователями был заложен раскоп в 150 м к западу от Южных ворот городища и в 35 м к югу от укрепления Пенджере-Исар. В ходе работ найдено устье колодца. В период с 1998 по 2001 гг. пройдено вглубь более чем на 30 метров. При раскопках колодца найден боковой проход, за которым обнаружилась 108-метровая галерея высотой в человеческий рост и шириной до 2,5 м, а также каменная лестница, ведущая одним концов к поверхности, другим к каменному резервуару. После расчистки нижней части системы от ила и грунта, ее общая глубина составила 45 м. В ходе раскопок найдены редкие обломки керамики и железных предметов (замки цилиндрической формы, гвозди). Раскопки продолжались в 2002 г. Общий объем подземного комплекса составил около 900 куб. м. Археологический материал, найденный при исследовании гидротехнического сооружения, можно условно разделить на три периода. Первый — вторая половина VIII – первая половина X вв., второй — XIV – XV вв., третий — XVII – XVIII вв.

В этом же году, рядом с раскопом, обнаружен красноглиняный сосуд с монетным кладом. Клад состоял из 4256 серебряных, 1 медной и 30 золотых монет XIV – XV вв. В 2003–2004 гг. проводились работы под руководством В. И. Баранова, которые пока что, остаются, последними археологическим исследованиями на плато. Проведенные в 2012 г. разведки в 5-километровой зоне вокруг плато, позволили дополнить представление об округе Чуфут-Кале в докрепостной период. Большинство из найденных поселений принадлежат позднеантичному времени, которые прекращают свое существование к III – IV вв. па, были отдельные фрагменты керамики второй половиной XIV – XV вв.

Чуфут-кале — было хорошо укрепленной крепостью. Главным ее защитным сооружением (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена — самый древний архитектурный памятник городища.Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности. Стена состоит из двух куртин по 60 м длиной. Северная проходит по ровной местности, а южная — по склону. В месте стыка куртин расположен воротный проезд шириной 3,6 м. С севера ворота прикрывались выступом стены, шириной 3,6 м. У северной оконечности стены у края скалы была сделана вылазная калитка, прикрытая от взоров неприятеля, штурмующего ворота. Первоначально стена состояла из двух панцирей известняковых блоков и забутовкой между ними. Ее толщина составляла 4,5—5 м, высота — 7—8 м. Отсутствие фланговой защиты для северной куртины возмещалось проходящим параллельно с ней на расстоянии 10,5м рвом, вырубленным в скале, шириной 4 м, глубиной 2 м. До края обрыва он не доходил 7 м. Здесь параллельно главному рву были вырублены еще два небольших.

Восточная оборонительная стена длиной 128 м состоит из трех куртин и трех башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использованного материала. Между средней и северной куртинами высится прямоугольная башня с открытой тыльной стороной (горжой). В верхней части ее лицевой стены можно видеть круглую пушечную бойницу. Другая башня — Биюк-капу (Большие ворота) — разделяет центральную и южную куртины. Башня прямоугольная, размерами 5×6,5м, ее высота—с напольной стороны—9,3 м, ширина воротного проема 3,5 м, а длина 4,8 м. Ворота, ставшие главными в Чуфут-кале, двустворчатые, оббиты снаружи полосами кованого железа. Над ними вмурована прямоугольная плита из проконесского мрамора, на которой вырезаны два знака: «сердце и вилы».

Естественно, что, воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о ее водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы. Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджаре-исар. Это Тик-кую. К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений.

На протяжении столетий Чуфут-кале владели христиане, затем мусульмане и в конце иудеи. Но если культовые сооружения двух последних конфессий мы знаем, то с христианскими памятниками ситуация более сложная. Построив такую мощную крепость, византийцы должны были воздвигнуть там и базилику. Еще в 20 гг. XX в. Осман Акчокраклы предположил, что базилика находилась на месте мечети (о ней см. ниже), правда последующее изучение памятника опровергло эту гипотезу. Но за время археологических исследований на городище были обнаружены, архитектурные детали, которые, скорее всего, принадлежали христианскому храму. В частности, это 3 капители VI—VII вв., упоминавшаяся плита над воротами Биюк-капу, плита у входа в кенассныи дворик. Фрагменты от раннесредневековой базилики были найдены и в окрестностях городища. В контексте поиска христианских памятников обращает на себя внимание пещерный комплекс в районе Южных ворот.

Мечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Это четырехугольное здание размерами 13,8×10,65 м по наружному обводу. Толщина стен 0,65 м. Они были сложены из бута с использованием тесаного камня. Вход в здание был с западной стороны. Слева от входа находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части колоннами со сталактитовыми капителями, поддерживающими купольное перекрытие. Мечеть была построена в 1346 г. в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.

Территория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад—восток. Их условные названия (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены. Стержнем Нового города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своем засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

источник

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале

Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.

После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.

Читайте также:  Кал мягкий уже несколько дней

Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.

Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.

К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.

Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

источник

Пещерный город Чуфут-Кале

Тропинка по балке Марьям – Дере к подножию пещерного города

«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров.

Расположен он на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

Вид с мыса Бурунчак на чУспенский монастырь и Бахчисарай

Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»).

В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, пришедшее в Крым в начале нашей эры.

Аланы стали проникать в Крым со II в. н.э., в III-IV вв. их было здесь уже значительное количество. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось за стенами крепости и тоже участвовало в обороне. Позднее здесь появляются готы.

Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Археологические раскопки, проведенные в 50-х годах, дают основание предполагать, что все таки он был построен в X-XI вв., после гибели соседнего города Кыз-Кермен.
Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии. Об этом свидетельствует обширный могильник эпохи раннего средневековья, расположенный у подножия Чуфут-Кале.

Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом темника бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – создали видимость наступления большого войска. День и ночь били барабаны, непрерывно отдавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались к крепость. Мужчин-воинов, как обычно, завоеватели истребили, остальную часть населения обратили в рабство.

Также арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство.

Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему – Кырк-Ор (первоначальное название крепости неизвестно). Кырк-Ор расшифровывается так: «ор» — «вал со рвом, укрепление», а «Кырк» — имя одного из тюркских родов, вероятнее всего, половецкого. Есть и другая версия: «Кырк-Ор» — «Сорок укреплений» или «Сорок Замков». Легенда приписывает этому укреплению также имя Гевхер-Кала — «Драгоценная крепость». Якобы став ее хозяевами, золотоордынцы украсили все ее стены и ворота драгоценными камнями. Об этом в XVII в. написал турецкий путешественник Эвлия Челеби.

В городе возводится сохранившийся до наших времен мавзолей XV в. — прекрасный образец малоазийской архитектуры.

Это монументальное восьмигранное сооружение, украшенное по ребрам граней резными колонками, с высоким, покрытым резьбой порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении,— надгробие с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года хиджры (1437 г. по григорианскому календарю)».

Джаныке-ханым была дочерью того самого Тохтамыш-хана, который захватил в 1382 г. Москву, сумел восстановить ее подчинение Золотой Орде, утраченное после Куликовской битвы, но был разбит войсками Тимура в междоусобной войне золотоордынцев и осевших в Средней Азии чингизидов. Она была женой последнего золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея.

На рубеже XIV и XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену и три башни. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой. Крепость укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.

В XV в. Кырк-Ор становится первой столицей независимого Крымского ханства. Основатель династии крымских правителей Хаджи-Гирей, победив владыку кырк-орского ханства Эминек-бея, устраивает здесь свою резиденцию, больше надеясь на неприступные кручи Кырк-Ор, стены и ворота, чем на верность своих новых подданных. В это время расширяется мечеть, воздвигнутая при Джанибеке, основывается медресе (мусульмантская духовная школа), строится ханский дворец, в котором принимают иностранных послов. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев, где чеканилась серебряная с примесью меди монета с надписью «Кырк-Ор».

После подчинения Крымского ханства Османской империи в Кырк-Оре перестраивают восточную оборонительную стену и южные крепостные ворота. Новая стена тянется от южного края плато до северного, делая этот район неприступным. Сохранились полуразрушенная южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура. Большие ворота прикрывают два выступа с площадками вверху.

В конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467-1515 гг.) заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай. Старый город становится своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился литовский посол Лез, а в 1648 г. – польский гетман Потоцкий. Подобной участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1572 г. в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

Три года томился в тюремной застенке русский посол Василий Айтемиров (1692-1695), посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII в. и князь Ромодановский – видный политический деятель при Петре I. Но хан посадил его в тюрьму, где князь просидел три года.

Самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы Василия Борисовича Шереметева. В 1660 г. он со своим войском на Волыни защищал родину от татарских набегов. В битве под Чудновом он был захвачен и тайно перевезён в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале. В общей сложности он провел там двадцать один год.

Читайте также:  Пальма кала дор как добраться

О тяжелой участи Шереметева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет; a от кандалов обезножен, да и голоден».

Шереметев просил скорее его выкупить, но с татарами трудно было договориться. Четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, и каждый предъявлял новые требования. Только в 1681 г. воевода был выкуплен родственниками за 60 тысяч рублей золотом. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к России помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжелой неволи. Но жить на свободе пришлось недолго. Через полгода, в 1682 г., он умер на родине.

В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков, которые откупиться не могли, продавали в заморское рабство в Кафе (Феодосии) – главном центре работорговли на полуострове, или на месте в Бахчисарае. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане.

В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.

В царствование Анны Иоанновны русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, и город превратился в тихое местечко с немногочисленной армянской и относительно большой караимской общиной. Русский путешественник П. И. Сумароков в 1799 г. пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей.

Караимы являются потомками древних тюркских племен, входивших в VIII-X вв. в состав Хазарского каганата. Они переняли от иудейской религии вероучение караизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово «караим» стало этнонимом – названием народности.

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае. Но, согласно ханскому указу, все караимы, работавшие или торговавшие в Бахчисарае, на ночь должны были отправляться домой, в свое селение на плато.

В XIV в. великий князь Литовский Витовт вывел из Крыма триста караимских семей в крепость Тракай, а затем в Луцк и Галич. Считалось, что караимы самые отважные и неподкупные телохранители. Они до последнего хранили верность и выжженным солнцем плато. Последние караимы покинули «пещерные города» в конце XIX в.

После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). А.С.Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища.
Культурный слой толщиной в несколько метров у подножия пещерного города

Плато, на котором расположено огромное городище, представляет собой отрог горного массива, сложенный мшанковыми известняками, ограниченный с трех сторон вертикальными обрывами высотой до 50 м. Над уровнем окружающих долин оно поднято на 200 м.

Его поверхность имеет уклон к западу. На местности с руинами старых построек он слабо заметен, зато на карте по отметкам высот видно, что перепад уровней между западной оконечностью плато и районом Восточной оборонительной стены составляет около 200 м при расстоянии между этими участками в 1700 м. Эта крутизна весьма ощутима, если пройти маршрут с запада на восток, особенно в жаркий летний день.

Территория городища традиционно делится на три хорошо выраженные части. Названия их устоялись с дореволюционных времен. В первой серьезной научной статье, содержащей описание городища и довольно точный его план, автор, известный знаток истории Крыма, военный инженер А.Л. Бертье-Делагард выделяет пустырь — незастроенную часть плато с запада площадью около 36 га.

Старый город, отделенный от пустыря невысокой оградой,

и Новый город, раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.

Эти термины сохраняются и в современной литературе. Правда, пустырь, вслед за авторами 20-х гг. XX в., сейчас часто называют «Бурунчак», то есть «мысок». На плане хорошо видно, что древняя застройка концентрируется в самом узком месте плато.

Площадь Старого города составляет около 7 га. Нового — более 3 га.

Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато к малым, южным воротам.

Эти ворота называют также «потайными» — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную.

В древности тут, вероятно, была калитка.

Сохранились массивные дубовые створки, обитые железом. Верхняя часть стены была перестроена и снабжена бойницами.

Для врагов эти ворота были настоящей ловушкой.

Противник приближался к воротам, будучи обращенным к стене правым, незащищенным боком. Узкий поворот перед воротами не позволял использовать таран в полную силу.

Но даже захват ворот не давал штурмующим никакого преимущества — они оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре.

С деревянного настила защитники сбрасывали на них камни, лили кипящую воду, а лучники, засевшие в оборонительных пещерах в конце коридора, осыпали их стрелами.

С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.

С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: плато здесь отвесно обрывается вниз.

В этом месте открывается чудесный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Чатыр-Даг.

Внутри города проходит средняя, самая ранняя оборонительная стена, пересекавшая плато от одного края до другого. Она сложена из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе.

Раскопки позволили выявить первоначальную ее конструкцию. Стена имеет толщину до 5 м, а высоту — до 8 метров. В стене были широкие ворота, на северном и южном флангах располагались боевые башни.

Перед стеной был вырублен широкий крепостной ров, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале.

Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась калитка, перед которой вырубили два малых рва. Из малого рва по каменной лестнице можно спуститься в две большие пещеры, с которыми связано много легенд. Увы, археологические исследования доказали, что пещеры связаны с домом, построенным в XVII в., и имели чисто хозяйственное назначение.

По другую сторону средней стены на узких улочках с глубокими колеями от колес размещались христианская и караимская общины. Эта часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась до настоящего времени благодаря замечательному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1787—1874).

Дом Фирковича сохранился до наших дней.

Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений есть камин. Во дворе — хозяйственные постройки. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

Расположенный рядом дом был выстроен караимским обществом в 1896 г. для приема царя и членов царской фамилии.

Два других наиболее сохранившихся здания — караимские кенассы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки.

У стен — скамьи с нишами внизу.

На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины.

Большая соборная кенасса возведена в XIV веке. Десять колонн аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными в камне розетками. В храме устраивались торжественные праздничные службы.

Возраст малой кенассы определить трудно из-за капитального ремонта, произведенного в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее здесь располагалась школа.

Оба храма разбиты на три отделения. В первом, небольшом, ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять, а также люди, носившие траур. В отдельном помещении второго этажа, представляющем подобие балкона, закрытого со стороны алтаря густой деревянной решеткой, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин.

Недалеко от кенасс находилась типография, открытая в 1731 году. Это была первая типография в Крыму. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках.

1 Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2 Северный склон плато.
3 Кенасская улица.
4 Средняя улица.
5 Бурунчакская улица.
6 Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в дотатарский период тут был пещерный монастырь.
7 Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8 Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9 Малая и Большая кенасы — молитвенные дома караимов.
10 Южный склон плато.
11 Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
12 Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13 Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
14 Остатки бани.
15 Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
16 Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17 Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18 Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
19 Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
20 Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу. Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей.

Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески.

Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды.

В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода.

Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду из источников, находящихся вне города.

Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт загадочный колодец, он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.

Вероятно, там собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлявшихся «из-под земли» воинах. А.С. Фиркович писал о прямом колодце Тик-кую: «Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде». Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров; на его стенах есть рисунки, относящиеся к IV веку н.э.

В 26 метрах от поверхности от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступенями, выводящая на поверхность, прорытая с таким расчетом, чтобы на восходе солнца в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи. На сводах уже появились сталактиты. Последние признаки пребывания человека в колодце относят к началу XV века, а после этого колодец был законсервирован — завален землей и камнями.

С 2001 года он стал оборудованным экскурсионным объектом, который ставит перед посетителями (как, впрочем, и перед учеными) много новых вопросов. Очевидно, что удовлетворить потребностям в воде один такой колодец не мог, значит должны быть и другие, подобные. Если же он нужен был для обороны, то где-то должен быть выход из него прямо в крепость, на плато Бурунчук — именно так писал А. С. Фиркович. Поисковые работы продолжаются.

У подножия Чуфут-Кале раскинулась Иосафатова долина — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере — гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме.

У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – «Фонтан Иосифа»), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.

Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов из Вильнюса и Одессы. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.

При написании использовались ресурсы сети Интернет.

Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Чуфут-Кале

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.

Сообщение:Это наверное самая подробная статья, которую я читала. Можно использовать как руководство))).
В скором времени планируем все-таки забраться в Тик-Кую, а то как-то пропустили. А то, что там нашли такой ценный клад уже в 2000-х годах, говорить о том, что в Крыму не все еще раскопали и разграбили черные археологи, кто знает какие нас открытия еще ждут.

Спасибо! Советую побывать в всех пещерных городах и монастырях Крыма. У каждого из них есть своя изюминка!

источник