Меню Рубрики

Взятие кала на бак посев у детей

Бактериологический посев кала (бак посев) – это биологическое исследование испражнений, которое определяет состав и примерное количество микроорганизмов, обитающих в кишечнике человека. Для этого используется внесение частиц кала на разные питательные среды, на которых растут 3 группы микроорганизмов: нормальные (необходимы для переваривания пищи), условно-патогенные (изменяют свои свойства нормальных) и патогенные (болезнетворные). Одновременно можно установить чувствительность болезнетворных бактерий и к антибиотикам и бактериофагам.

Группы микроорганизмов кишечника:

  • Нормальные бактерии – бифидобактерии, молочнокислые (лактобактерии) и кишечная палочка, имеющая типичные свойства, бактероиды;
  • Условно патогенные бактерии – энтеробактерии, клостридии, анаэробные и неферментирующие бактерии;
  • Патогенные бактерии – атипичная кишечная палочка, имеющая гемолитические или ферментативные свойства, стафилококки, грибки рода кандида (дрожжевые), шигеллы, патогенные сальмонеллы, протей, синегнойная палочка.

Бакпосев кала устанавливает состав и количество кишечной микрофлоры. Другое название исследования – кал на дисбиоз или кал на кишечную группу.

Анализ состоит из двух этапов. На первом специально приготовленный мазок рассматривают в микроскоп, при этом обнаруживаются бактерии. Их помещают в питательные среды, которые стандартизованы (проще говоря, давно известно, какие микроорганизмы в каких средах развиваются лучше всего).

Лабораторную посуду со средами и посевом помещают в термостат, имитирующий температуру и влажность человеческого тела. В термостате среды находятся до 7 дней. Время необходимо для того, чтобы все внесенные бактерии успели размножиться и образовать колонии (колония – потомки одной бактерии). По истечении этого срока подсчитывают количество выросших бактерий и колоний.

Некоторые среды изначально содержат антибиотики или бактериофаги. Сравнивая количество колоний, выросших на обычной питательной среде и содержащей антибиотики, можно узнать, какие лекарства способны существенно уменьшить рост бактерий. Так определяется чувствительность к антибиотикам.

По результату можно судить о том, бактерии какой группы преобладают в кишечнике конкретного человека и насколько изменена нормальная микрофлора.

От качества сбора материала зависит достоверность анализа, поэтому все пункты нужно тщательно выполнять. Смысл всех действий – стерильность, чтобы в материал не попали бактерии, всегда находящиеся во внешней среде и не имеющие отношения к человеку.

При подготовке требуется соблюдать такие условия:

  • За 2-е суток прекратить прием препаратов, содержащих висмут (Де-нол, Викаир, Викалин, Вентрисол, Бисмофальк и подобных) и железо (Тардиферон, Ферроплект, Феррум-лек);
  • дождаться естественного акта дефекации, при необходимости перенеся дату сдачи материала;
  • если какие-то лекарства нужно принимать ежедневно, сообщить об этом врачу и лаборанту.

Чего делать ни в коем случае нельзя:

  • использовать слабительные, их применение искажает результат;
  • использовать свечи, даже глицериновые;
  • ставить клизму, микроклизмы (Микролакс, Норгалакс) в том числе.

Для сбора кала в аптеках имеются разовые стерильные контейнеры с ложечкой. Самый дорогой стоит до 10 рублей, есть и намного дешевле. Контейнер не должен содержать ни жидкости, ни консерванта (провизору просто сказать, что для анализа на дисбиоз). Хорошие лаборатории выдают такие контейнеры при обращении, внося стоимость в цену анализа.

Использовать другую посуду – баночки из-под детского питания и прочее – нежелательно, так как даже кипячение не обеспечивает стерильность. В домашних условиях добиться стерильности, необходимой для лабораторной посуды, невозможно.

  1. Для сбора материала использовать чистое сухое судно – для лежачих. Для ходячих – поместить в унитаз новый полиэтиленовый пакет так, чтобы пакет закрывал всю поверхность. Для детей – подстелить чистую пеленку, с подгузника брать нельзя (подгузник и тем более памперс впитывает жидкость).
  2. После дефекации открыть контейнер, достать ложечку (прикреплена к крышке), ничего не касаясь внутри контейнера.
  3. Собрать ложечкой материал из середины, не касаясь краев.
  4. Заполнить контейнер не больше чем на одну треть.
  5. Завинтить крышку.
  6. Нанести на контейнер четкую надпись: фамилия и инициалы, год рождения, дата и время сбора материала (некоторые лаборатории требуют номер направления).

Контейнер с материалом должен быть доставлен в лабораторию в течение 3-х часов. Если привезти позже, лаборатория просто не примет, поскольку анализ не может быть достоверным.

В пути желательно избегать попадания прямого солнечного света и перегревания. Лучше всего поместить контейнер, обернутый полиэтиленовым пакетом, в сумку или портфель. Нельзя ставить его на переднюю панель автомобиля, держать у печки или носить под шубой. Зимой достаточно той температуры, что есть в сумке или портфеле, укутывать не надо.

Некоторые лаборатории допускают прием материала через 8 часов, если он хранился в холодильнике. Это нужно уточнить в лаборатории.

Полную оценку дает врач, приведенные ниже данные – ориентировочные.

Бланк каждой лаборатории содержит нормальные средние или референсные значения, с ними сравнивают полученные показатели.

Референсные значения находятся в пределах:

  • типичная кишечная палочка – от 10 7 до 10 8 ;
  • палочки лактозонегативные – менее 10 5 ;
  • кишечная палочка гемолитическая – отсутствует;
  • протей – менее 10 2 ;
  • энтеробактерии условно-патогенные – менее 10 4 ;
  • бактерии неферментирующие – до 10 4 ;
  • энтерококки – до 10 8 ;
  • гемолитический стафилококк – отсутствует;
  • стафилококки прочие (сапрофитные) – до 10 4 ;
  • бифидобактерии – до 10 10 ;
  • лактобактерии – до 10 7 ;
  • бактероиды (нормальные обитатели) – до 10 7 ;
  • клостридии – не более 10 5 ;
  • дрожжевые грибки – менее 10 3 .

Гастроэнтерологи выделяют 3 степени тяжести дисбиоза:

  • Первая степень. Снижение количества лакто- и бифидобактерий на 1-2 порядка в сочетании с появлением кишечной палочки измененных форм (гемолитические, лактозонегативные);
  • Вторая степень. Значительное повышение количества условно-патогенных бактерий (до 10 5 колониеобразующих на грамм);
  • Третья степень. Высокое содержание условно-патогенных и болезнетворных бактерий.

Конкретное лечение назначает врач в зависимости от клинической картины и результатов обследования. Общие принципы такие:

  • удаление причины, вызывавшей дисбиоз – отмена антибиотиков или уничтожение инфекционного агента;
  • дробное питание отварной протертой пищей;
  • исключение алкоголя, жирного и жареного, копченостей и маринадов;
  • ежедневное употребление кисломолочных продуктов;
  • назначение лекарств для восстановления нормальной микрофлоры: пробиотиков (сухие или сорбированные штаммы бактерий), пребиотиков (питательные вещества для нормальной микрофлоры) и синбиотиков (содержат оба компонента).

Бакпосев кала быстро дает ответ на вопрос, почему нарушено пищеварение и как это исправить.

источник

Одна из методик изучения состояния человеческого здоровья – бактериологические исследования продуктов его жизнедеятельности, в том числе, каловых масс. Такой тип анализов обычно входит и в общие профилактические осмотры, и в комплексные узкопрофильные диагностические мероприятия. Собранный материал, обработанный специальным образом, позволяет определить некоторые важные показатели здоровья человека, например, наличие кишечного дисбактериоза или кишечных инфекций, а также контролировать качество осуществляемого лечения. Такой анализ может назначаться пациентам любого возраста.

Общеизвестно, что в кишечнике человека находится большое количество разнообразных микроорганизмов, в общей сложности более 500 видов. Большая часть микрофлоры “проживает” в толстом кишечнике, меньшее количество – в тонком кишечнике и аппендиксе.

Хотя, на первый взгляд может показаться, что их функциональное значение для человека не особенно важно, но на самом деле работа этих бактерий напрямую отображается на состоянии здоровья их носителя.

В полости кишки бактерии прикрепляются к ворсинкам эпителия. Одна из их функций – продуцирование специальной слизистой биоплёнки, которая отвечает за сохранение популяции полезных микроорганизмов, и защищает их от внешнего воздействия.

В процессе своей жизнедеятельности бактерии активно размножаются, участвуя в процессах переваривания пищи и усваивания полезных веществ организмом человека.

В случае попадания инородных микроорганизмов, “чужаки” уничтожаются, вытесняются или же происходит их адаптация, и они тоже начинают участвовать в общей жизнедеятельности бактерий кишечника.

Кроме вышеописанных, микроорганизмы в кишечнике выполняют и другие функции – расщепляют и переваривают пищу, защищают эпителиальный внутренний слой кишки, участвуют в процессах обмена веществ, синтезируют некоторые витамины и аминокислоты, формируют реакции иммунной системы, осуществляют защиту от различных патогенных организмов.

При этом, часть микробиоты самого кишечника является условно-патогенной, как, например, кишечная палочка. В нормальном количестве она незаменима в процессах пищеварения.

Любые изменения в количественном или качественном соотношении микрофлоры в кишечнике приводит к ухудшению состояния здоровья человека.

Все микроорганизмы, которые населяют полость кишечника, медики для удобства классифицируют по тому, могут ли они представлять для своего носителя какую-либо опасность в определённых условиях.

  • здоровые бактерии, которые функционируют в кишечнике, и не причиняют носителю вреда: лактобактерии, бифидобактерии, эшерихии;
  • условно-патогенные микроорганизмы, которые могут провоцировать развитие некоторых патологических процессов при определённых условиях: клостридии, стафилококки, кандиды, энтерококки;
  • патогенные, которые являются возбудителями опасных заболеваний: сальмонеллы, шигеллы.

Анализ кала на кишечные инфекции и на дисбактериоз позволяет выявить все виды микроорганизмов, в том числе, патогенных. Суть обследования заключается в посеве выделений организма человека на питательные среды, в результате чего все бактерии, присутствующие в каловой массе, начинают интенсивно размножаться, и их становится легко обнаружить. Нередко исследование, которое ещё называется бакпосевом кала, назначают детям.

По результатам анализа лечащий врач получает информацию о наличии отклонений в работе кишечника, причинах нарушений пищеварительного процесса, нарушении баланса микрофлоры, присутствии паразитов и гельминтов в кишечнике.

Исследование каловых масс назначается в определённых случаях, когда врачу необходима конкретная информация о состоянии здоровья пациента. Показаниями к назначению бактериологического исследования кала является:

  • необходимость назначения антибиотиков;
  • проведение подготовки к зачатию ребёнка;
  • наличие проблем с пищеварением: запоров, диареи, изжоги, тошноты и рвоты, тяжести в желудке:
  • боли в животе;
  • повышенное газообразование;
  • пройденный курс лечения антибиотиками;
  • проявления аллергических реакций;
  • частые инфекционные заболевания, подозрение на наличие гельминтов;
  • диагностированные онкологические заболевания;
  • иммунодефицит.

Что касается возможных противопоказаний, у этой процедуры их нет – бактериологическое исследование каловых масс может проводиться в любом возрасте и при любом состоянии пациента.

Проведение бактериологического анализа кала требует от пациента определённых подготовительных мероприятий. Каловые массы – продукт жизнедеятельности человеческого организма, в котором отражается образ его питания.

Поэтому, чтобы обеспечить максимально объективную диагностику, медики рекомендуют, в первую очередь, проконсультироваться со своим лечащим врачом и, примерно за 5-7 дней до проведения забора кала на патогенную кишечную флору, отказаться от приёма антибиотиков, препаратов против диареи, противогельминтных средств, слабительного, ферментсодержащих и железосодержащих лекарств. Не рекомендуется за 3-4 дня делать очищающие или лечебные клизмы. Доктора, который будет проводить исследование, следует предупредить обо всех лекарствах, принимаемых незадолго до анализа. В случае, если обследуемый за последние пол года до анализа посещал другие государства, об этом также следует сообщить врачу.

В рамках подготовки пациента, за 2-3 дня перед назначенной датой сдачи анализа следует придерживаться диеты, которая исключает продукты, способствующие повышению газообразования, или окрашиванию каловых масс. Запрещены:

При составлении рациона в этот период следует помнить, что употребление мяса также может повлиять на результаты анализа. Не допускается взятие на анализ кала, который получен с использованием слабительных средств или клизмы. Все эти рекомендации актуальны при плановом взятии материала.

Существует несколько способов взятия кала для исследования. В первом случае, биологический материал для изучения пациент собирает самостоятельно, после произвольно осуществлённого процесса дефекации. К технике забора в таком случае существуют некоторые требования.

Необходимо заранее позаботиться о наличии специальной стерильной тары для собранных каловых масс – в любой аптеке можно приобрести ёмкость с плотно закрывающейся крышкой и лопаткой.

Очень важно, чтобы в каловые массы, отправляемые на анализ, не попали посторонние примеси – моча, менструальные выделения, чистящие средства из унитаза. Женщинам рекомендуется собирать материал в период после окончания менструации.

Если в кале присутствует гной или слизь, их необходимо собрать. Вкрапления или сгустки крови не следует набирать для анализа. Перед забором необходимо опустошить мочевой пузырь.

Для анализа достаточно массы объёмом примерно в 2-3 чайные ложки, при этом выбирать материал необходимо из разных частей массы – изнутри, с боков, сверху.

Собрав в контейнер материал для исследования, его необходимо плотно закрыть крышкой. На ёмкости следует указать свои фамилию и инициалы, дату рождения. В течение не более полутора часов ёмкость с содержимым нужно доставить в лабораторию. Чаще всего, специальные условия хранения не могут максимально сохранить микрофлору кала, так как большинство бактерий, в него попадающих, умирают от контакта с кислородом. Через пять часов после забора материал уже не представляет ценности для исследования.

В некоторых случаях, забор материала для исследования производится медицинским работником, вне зависимости от процесса естественной дефекации пациента. Для этого могут использоваться тампоны или специальные петли. Такой алгоритм взятия кала подходит и для маленьких детей.

Техника забора кала выглядит таким образом: обследуемый ложится на кушетку, в положении “на боку”, сгибая ноги в коленях и притянув бёдра к животу. Ладонями ему нужно развести ягодицы. На глубину до 10 сантиметров в задний проход вводится петля или тампон, которыми медсестра аккуратно снимает содержимое кишечника со стенки прямой кишки.

Собранный материал складывается в стерильную пробирку, контейнер или ёмкость с консервантом. Без консерванта материал должен быть обработан не позднее чем через 2 часа после его изъятия.

После того, как материал для анализа получен, в стерильной ёмкости его отправляют в лабораторию.

Читайте также:  Клебсиелла в кале у детей до года

Как можно быстрее с момента взятия кала, его засевают на твёрдую цветную среду – среду Левина или бактоагар Ж, а также в среду накопления (Кауфмана, Мюллера). Сделанные посевы на сутки отправляются в термостат, где они содержатся при температуре 37 градусов Цельсия. Если кал был собран на тампон, его наносят на чашку с твёрдой цветной средой, и рассеивают шпателем. Через сутки материал готов к исследованию.

Клинический анализ каловых масс включает в себя их первичный осмотр. При этом, медик изучает его структуру, цвет, консистенцию, запах. В норме кал не должен содержать кусочков непереваренной пищи, слизи, гноя, быть обесцвеченным или, наоборот, слишком тёмным.

Биохимический анализ подразумевает проведение некоторых химических реакций, например, реакции на наличие билирубина, скрытой крови, крахмал, жирные кислоты, белок, йодофильную флору. Все эти элементы в норме должны показывать отрицательный результат реакции.

Реакции на аммиак и стеркобилин должны быть положительными. С применением лакмусовой поверхности, медик определяет уровень кислотно-щелочного состояния каловой массы. Кроме того, материал исследуется под микроскопом. Такой способ изучения кала позволяет выявить наличие в экскрементах патологических элементов. Микроскопия кала даёт возможность оценить качество переваривания пищи, диагностировать муковисцидоз, дисбактериальные и ферментные расстройства.

Бактериологическое исследование кала – анализ, благодаря которому можно выявить у пациента наличие целого ряда патологий, в том числе, дисбактериоза. В своём нормальном состоянии микрофлора кишечника является сбалансированным симбиозом различных типов микроорганизмов, которые отвечают за работу иммунитета, за процесс переработки пищи, за поддержание нормального уровня кислотности и защитных ресурсов организма. Опасность дисбактериоза в том, что он разрушает микрофлору кишечника, в результате чего у человека могут развиться даже такие заболевания как дизентерия или стафилококковое поражение.

Кроме дисбактериоза, такой тип диагностики показывает медику нюансы пищеварительного процесса обследуемого, состояние его кишечника и желудка. Анализ кала даёт возможность определить наличие кровотечений в пищеварительных органах.

Определение патогенных возбудителей позволяет диагностировать и подтверждать инфекционные заболевания, что улучшает возможности применения специфической терапии.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог .

Общий стаж: 35 лет .

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист .

Научная степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

источник

Показания: для диагностики, обследования реконвалесцентов, у контактных.

2. стерильная пробирка с петлей и питательной средой

Выполнение манипуляции:

1. объяснить цель процедуры, получить согласие пациента (родителей)

3. предложить пациенту принять коленно- локтевое положение на кушетке (детей раннего возраста мать держит на руках)

4. взять пробирку с петлей в левую руку

5. развести ягодицы пациента левой рукой

6. осторожно ввести петлю в прямую кишку на 4-5см (у детей раннего возраста исключить вращательные движения петли)

7. осторожно вынуть петлю, поместить в стерильную пробирку с питательной средой, не касаясь стенок и ее наружных поверхностей.

10. вымыть и высушить руки

· материал должен быть доставлен в лабораторию сразу или в течении 2-х часов

· при помещении материала на холод (холодильник) время хранения увеличивается до12-24 часов

Анализ кала на яйца глистов.

Цель:Обнаружение яиц глистов.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Подготовка: Психологическая.

Приготовить:

1. Чисто вымытый, ошпаренный горшок.

2. Чистую сухую стеклянную банку с крышкой

Последовательность действий:

1. Взять чистую сухую банку

2. Положить кусочки кала, взятого из 3-5 разных мест, не менее 10г.

3. Взятый кал отправить в лабораторию не позднее 15-20мин. после акта дефекации.

4.Уничтожить деревянный шпатель, предварительно продезинфицировав его

Образец направления

МАНИПУЛЯЦИЯ

Введение газоотводной трубки.

Цель манипуляции:

Оказание помощи ребенку при метеоризме.

Подготовка инструментов:

Газоотводная трубка, вазелин, клеенка, пеленка.

Техника выполнения:

На пеленальном столе раскладываем клеенку и на нее пеленку, ребенка кладем на бок, ножки прижаты к животу. Конец газоотводной трубки смазывается вазелином и вводится в прямую кишку приблизительно на 5 см, под другой конец положить пеленку. Ребенок лежит до отхождения газов.

Контроль на этапах:

Необходимо следить за отхождением газов, проводить массаж живота по часовой стрелке.

Конечный результат —отхождение газов.

Последующий уход — ребенка подмыть и запеленать.

Газоотводную трубку промыть и прокипятить

Техника постановки очистительной клизмы детям.

1. Отсутствие самостоятельного стула в течение 2-3 суток и вздутие живота.

Приготовить:

2. Вода 22-25 /детям до 6 мес. вода берется кипяченой/

Техника постановки:

Перед употреблением резиновый баллон кипятят. Берут 50-60 мл. воды, с 3-6 мес. до 100 мл. С 6 мес. до 1 года 150-200 мл., с года 200-300мл. Ребенок лежит на левом боку с согнутыми ногами на пеленке, постланной на клеенку. Набираем воду в баллон, предварительно выпустив из него воздух. Заполнив баллон водой, поднимают наконечник к верху и осторожно выпускают из него воздух, пока не покажется вода. Затем наконечник смазывают вазелином и, раздвигая ягодицы, вводим наконечник в задний проход на 3см. и медленно сливаем баллон, пока из него не выйдет вся вода.

После этого, не разжимая баллон, вынимаем наконечник из заднего прохода, а ягодицы сжимаем рукой в течении 3-5 минут задерживая выход воды.

Промывание желудка.

Цель:Промыть желудок с лечебной или диагностической целью.

Показания: Отравления /пищевые , лекарственные/.

Оснащение: 1. Стерильный желудочный зонд, стеклянная воронка или шприц.

2. Емкость с кипяченой водой.

9. Дезинфицирующие средства.

10. Емкость для дезинфекции.

Техника безопасности: Не оставлять ребенка без присмотра, строго следить за состоянием во время процедуры.

Возможные проблемы: Беспокойство, чувство страха, отказ от манипуляции.

Последовательность действий м/с:

1. Обьяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

3. Измерьте расстояние / от середины переносицы или от резцов до пупка «плюс» ладонь ребенка и поставьте метку.

4. Подготовьте систему для промывания / смочите слепой конец зонда кипяченой водой или глицерином/.

5. Придайте ребенку положение в зависимости от возраста : р-ка первого года жизни уложите на левый бок, лицо слегка поверните вниз, ножки поднимите на 15 – 20 0 . Зонд вводите через носовой проход /носовые ходы должны быть очищены/, ребенка дошкольного возраста усадите к помощнику на колени, плотно зафиксируйте ноги и прижмите его голову к своему плечу. Ребенка старшего возраста усадите на стул, зафиксируйте при необходимости руки, закройте грудь резиновым фартуком или пеленкой.

6. Попросите открыть рот или раскройте рот шпателем или роторасширителем.

7. Быстрым движением введите зонд за корень языка и осторожно, медленно, без насилия вводите его до отметки /при быстром введении зонд может «закрутиться» в пищеводе/.

8. После попадания зонда в желудок присоедините к нему воронку /шприц/.

9. Держите воронку ниже уровня желудка, заполняйте воронку водой осторожно поднимайте воронку вверх до тех пор, пока вода достигает уровня устья воронки, затем опустите ее ниже уровня желудка так, чтобы в нее стала поступать промывные воды, вылейте воды в промывную емкость.

10. Повторите процедуру до чистых промывных вод.

11. Снимите воронку /шприц/, осторожно, но быстро извлеките зонд предварительно пережав его.

12. Освободите ребенка, уложите в постель.

13. Обработайте систему в соответствии с требованиями сан. эпид. режима.

Примечание:Кол-во жидкости для промывания желудка зависит от возраста ребенка: новорожденным 200мл, до года из расчета 10мл на месяц жизни, после 1 года – 1литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости у детей раннего возраста 22-24 0 , у остальных комнатная /18-20/, у грудных детей используется тонкий зонд и вместо воронки шприц.

1. Кол-во жидкости вводимой должно соответствовать кол-ву выводимой.

2. Если при введении зонда у р-ка появляется кашель, затруднение дыхания, цианоз – необходимо извлечь зонд /т.к. он попал в дыхательные пути/.

3. При появлении в промывных водах прожилок крови — прекратите манипуляции и вызовите врача.

СОСКОБ НА ЭНТЕРОБИОЗ.

Цель: обнаружение яиц остриц

Приготовить: Липкую ленту, шпатель, предметные стекла, лоток, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса, бикс.

Выполнение процедуры:

— получить согласие родителей

— объяснить цель и ход процедуры

— уложить обследуемого пациента на кушетку лицом вниз ( ребенка раннего возраста маме на колени животом вниз, снять ползунки, памперс)

— развести пациенту ягодицы левой рукой, открывая доступ к перианальным складкам

— наложить ленту липким слоем на перианальные складки правой рукой

— прижать ленту шпателем для обеспечения полного контакта липкого слоя с кожей перианальных складок

— приклеить ленту липким слоем к поверхности предметного стекла так, чтобы свободные края ленты были завернуты на другую сторону

— разгладить шпателем ленту для устранения пузырьков воздуха и других неровностей

— поместить шпатель в лоток для сброса

— отправить стекло в паразитологическую лабораторию в день отбора материала

Примечание: ребенка утром не подмывать!

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОЧИ

Цель: Диагностика.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Приготовить: Чистую сухую баночку 200-300 мл, направление (этикетку).

Последовательность действий:

  1. Провести гигиенический туалет наружных половых органов.
  2. Собрать мочу в баночку из средней порции струи.

Утреннюю порцию доставлять не позже 1 – 1,5 часа после ее выделения, т.к. длительное стояние мочи ведет к изменению ее физических свойств, размножению бактерий и разрушению элементов осадка мочи.

ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕНИЯ

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 593 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Бактериологическое исследование кала – метод определения количественного и качественного состава микрофлоры кишечника. Это самый простой и относительно недорогой способ, при помощи которого можно исследовать фекалии для выяснения причины некоторых заболеваний. Бактериологический посев делается для определения возбудителей кишечных инфекций или для оценки нормального биоценоза кишечника. Минусом является срок выполнения исследования – до 6 дней.

Необходимость проведения данного анализа определяет лечащий врач и выписывает направление в лабораторию.

Взятие кала на бактериологическое исследование показано взрослым и детям в следующих случаях:

  • длительно протекающие кишечные расстройства (поносы, запоры, метеоризм, боли в животе);
  • подозрение на дисбиоз кишечника во время антибиотикотерапии;
  • при пищевых отравлениях;
  • при острых кишечных инфекциях;
  • пациентам с иммунодефицитными состояниями.

Для получения достоверного результата важно соблюдать правила подготовки:

  • за сутки до обследования отменить следующие препараты: противодиарейные (Смекта, Лоперамид); антибиотики и сульфаниламиды (Фуразолидон, Нифуроксазид); противоглистные (Декарис, Альбендазол, Мебендазол); слабительные (Дюфалак, Бисакодил); нестероидные противовоспалительные препараты (Диклофенак, Нурофен, Нимесулид);
  • не делать очищающие и лечебные клизмы;
  • не брать материал при кровотечении из кишечника.

Собирать фекалии для анализа нужно до начала антибиотикотерапии или через 14 дней после прекращения приема медикаментов.

Если пациент во время подготовки к обследованию принимал какие-либо медикаменты, он обязан сообщить об этом своему врачу.

Техника забора кала на бактериологическое исследование не представляет сложностей и осуществляется в домашних условиях после самопроизвольной дефекации:

  1. Необходимо подготовить сухую стерильную емкость, куда будет помещен кал.
  2. Перед забором материала нужно помочиться для предотвращения попадания мочи в каловые массы.
  3. Обязательно провести туалет промежности и анального отверстия.
  4. С помощью специальной ложки или стерильного шпателя следует собрать из разных делянок испражнений (изнутри и с боков) необходимое количество образца (минимум 5 г, но не больше 1/3 объема баночки).
  5. Затем собранные фекалии нужно поместить в емкость и герметично закрыть крышкой.

Материал для бактериологического исследования кала можно хранить не дольше 2-х часов в холодильнике. Желательно доставить его в клиническую лабораторию для выполнения обследования в течение 40 минут. При несоблюдении условий взятия, транспортировки и хранения материала возможен рост условно-патогенных микроорганизмов в образце, что отразится на достоверности результата.

Биоценоз кишечника разделяют на 2 группы:

  • облигатнаямикрофлора (Bifidobacterium, Lactobacillus, E. coli);
  • факультативнаямикрофлора (Streptococcus, Clostridium, Staphylococcus, грибы Candida).

Облигатная флора – постоянные обитатели кишечника, способствующие нормальной его работе, препятствуют размножению условно-патогенных и патогенных микробов. Факультативная – составляет до 4% микробиоты, является условно-патогенной. Патогенные бактерии (сальмонеллы, шигеллы), которые попадают в организм извне, являются причиной серьезных инфекционных болезней.

Читайте также:  Кровяная слизь в кале фото

Для расшифровки результатов бактериологического посева кала важно знать нормы показателей кишечной микробиоты. Также следует помнить, что ее состав зависит от возраста пациентов.

Бифидобактерии – самая многочисленная составляющая кишечной флоры (90-98%). Они основные «защитники» организма:

  • стимулируют иммунитет;
  • препятствуют размножению патогенных микробов;
  • вырабатывают витамины (В и К).

Нормальные показатели: 10 8 -10 11 КОЕ/г.

Лактобактерии поддерживают нормальный pH кишечника, вырабатывают вещества, направленные на борьбу с патогенами. В фекалиях они содержатся количестве 10 6 -10 8 КОЕ/г.

E. coli (кишечная палочка) участвует в расщеплении сахаров, помогает в выработке витаминов группы В, участвует в стимуляции иммунитета, вырабатывает антибиотикоподобные субстанции.

Количество типичной кишечной палочки колеблется в пределах 10 7 -10 8 КОЕ/г. Гемолитические E. coli в норме отсутствуют.

Бактероиды – анаэробные бактерии. Присутствуют в количестве 10 7 -10 11 КОЕ/г.

Количество микроорганизмов облигатной флоры снижается при:

  • несбалансированном питании;
  • приеме антибактериальных препаратов;
  • инфекционных болезнях;
  • хронических энтероколитах;
  • иммунодефиците.

Представители факультативной микрофлоры создают благоприятные условия для сахаролитических бактерий, активизируют иммунную систему. Однако их количество в здоровом организме ограничено, потому что при активном росте они способствуют возникновению ряда заболеваний.

Количественные показатели основных представителей этой части биоценоза (Staphylococcus saprophyticus, Staphylococcus epidermidis, Klebsiella, Proteus, Morganella, род Acinetobacter, род Pseudomonas, грибы Candida, клостридии) не должны превышать 10 4 КОЕ/г. Исключение составляют энтерококки, фузобактерии, пептострептококки. В норме их может быть до 10 8 -10 9 КОЕ/г.

Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк) – должен отсутствовать в образцах кала.

К патогенным микроорганизмам относят шигеллы и сальмонеллы – в кишечнике не должно быть патогенной флоры.

Сальмонелла – вызывает острую токсикоинфекцию. Заражение происходит, если съесть мясо или яйца, которые не прошли должную термическую обработку, или выпить зараженную воду.

Шигелла – является причиной дизентерии. Пути заражения:

  • через грязную воду;
  • продукты (молоко, овощи);
  • контакт с заболевшими и зараженными предметами обихода.

Оценку результатов бактериологического исследования кала обязательно должен проводить врач.

источник

Цель:диагностическая

Показания:наличие жидкого стула у ребенка

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов:стерильные пробирки с консервантом

(в неиспользованной пробирке петля находится над

питательной средой.).

Подготовка больного:уложить ребенка на левый бок, ноги привести к животу. Для детей раннего возраста можно положение на спине с ногами, приведенными к животу.

Техника выполнения:

1. указательным и большим пальцем левой руки развести ягодицы ребенку.

2. вынуть стерильную петлю из пробирки и ввести аккуратно ее на 2-3 см.

3. вынуть петлю из заднего прохода и опустить в питательную среду. При наличии стула бак. анализ берется из пеленки и горшка.

Осложнения и профилактика:травма слизистой кишечника, кровотечения.

Для профилактики —не производить резких движений при взятии анализа ректально.

Последующий уход:оформить направление

ВЗЯТИЕ КАЛА НА КОПРОЛОГИЮ

Цель:диагностическая

Показания:дети поступающие в дошкольные, школьные, АП учреждения, диспансеризация

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов:1. пеленка

Техника выполнения:

1. после дефекации взять шпателем из 5 наиболее подозрительных мест частички

2. положить в чистый сухой флакон исследуемое количество

3. оформить направление: Ф. И. ребенка, возраст, № палаты, название отделения, дата, цель исследования.

Осложнения профилактика:нет

Последующий уход: подмыть ребенка, одеть. Материал для анализа направить в

БЕЗЗОНДОВЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ (АЦИДОТЕСТ)

Цель: диагностическая

Подготовка к процедуре:

1. Объяснить маме ребенка ход исследования, уточнить ее понимание. Дать письменную инструкцию, если мама имеет затруднения в обучении

2. Обучить маму ребенка методике «Ацидотеста»:

— Не принимать пищу, жидкость, лекарственные средства за 8 часов до исследования

— Проводить исследование утром натощак

Выполнение процедуры:

1. Опорожнить мочевой пузырь в 6 часов утра. Эту порцию не собирают.

2. Сразу после этого принять две таблетки кофеина из набора.

3. Собрать мочу через 1 час в банку с этикеткой «Контрольная моча»

4. Принять три желтых тест-драже с небольшим количеством жидкости.

5. Собрать мочу через 1,5 часа в банку с этикеткой «Полуторная моча».

Окончание процедуры:

Отнести банки в клиническую лабораторию.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО

Цель: диагностическая

Показания: заболевания почек (гломерулонефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, врожденная патология почек и мочевыводящих путей, нефропатия при относительно нормальном общем анализе мочи).

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: чистая, сухая, закрывающаяся крышкой банка

Подготовка больного: перед забором мочи тщательно подмыть ребенка, особенно девочек.

Техника выполнения: собрать в чистую стеклянную посуду среднею порцию мочи.

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЧИ ПО МЕТОДУ ЗИМНИЦКОГО

Цель: диагностическая

Показания: заболевания почек и мочевыводящих путей и мочевыводящих путей различной этиологии.

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: чистая, стеклянная посуда, вместимостью 250мл.,

Подготовка ребенка: не требуется

Техника выполнения:в 6 часов утра моча выливается, а затем через каждые 3 часа моча собирается в отдельную стеклянную посуду (всего 8 порций)

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

Оценка результатов пробы по Зимницкому.

УЧИТЫВАЮТ:количество мочив каждойпорции и относительную плотность мочи. Пищевой и водный режим обычный.

1. Суточный диурез должен быть не менее 70 – 75% от выпитой жидкости.

2. Дневной диурез должен преобладать над ночным в соотношении 3:1

3. Колебания относительной плотности мочи в отдельных порциях не менее 7.

4. Если хоть одна порция мочи имеет относительную плотность 1020 и выше, можно считать, что азотовыделительная функция почек находится в пределах нормы.

ПУНКЦИЯ ВЕН СВОДА ЧЕРЕПА КАТЕТЕРОМ – «БАБОЧКОЙ»

Цель:лечебная.

Подготовка инструментов:

1. катетер – «бабочка» однократного применения

2. одноразовый шприц 2 мл для заполнения катетера

3. игла для набора лекарственных веществ

4. система для в/в капельных вливаний, штатив

6. лоток для использованного материала

Обязательное условие: проводят два человека.

Подготовка к процедуре:

Объяснить маме цели и ход проведения процедуры, установить доброжелательные отношения. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Подготовить необходимое оснащение. Прочитать название лекарственного вещества на флаконе, обработать завальцовочную крышку спиртом, вскрыть ее, обработать резиновую пробку спиртом.

Распечатать упаковку с капельницей, катетером – «бабочкой», шприцами, выложить на стерильный лоток.

Собрать и заполнить систему для в/в капельных вливаний однократного применения. Обработать ампулу с изотоническим раствором натрия хлорида шариком, смоченным в спирте, надпилить, повторно обработать спиртом и вскрыть.

Набрать в шприц 2 мл физиологического раствора. Подсоединить шприц к катетеру и заполнить его.

Зафиксировать ребенка пеленанием:

— одной пеленкой охватить руки ребенка

— нижней частью пеленки зафиксировать ноги и завязать пеленку узлом на животе

— другой пеленкой, сложенной подиагонали, завязать узлом на уровне груди ребенка. Удерживает медсестра – помощница

Выполнение процедуры:

— обрабатывать кожу головы двукратно двумя шариками со спиртом в направлении от темени ко лбу. Обрабатывать руки спиртом. Пережать вену выше места пункции ( медсестра – помощница) ввести катетер – «бабочку» в три этапа:

— направить иглу по току крови под острым углом к поверхности кожи

— произвести быстрым движением прокол на небольшую глубину

— затем коротким продвижением иглы вперед проколоть вену и направить по ее ходу

Примечание: если игла не находится вене, вернуть ее назад, не выводя из – под кожи, и повторно пунктировать вену. Потянуть за поршень шприца, соединенного с катетером, проверить наличие крови. Вернуть кровь в иглу. Отсоединить шприц. Подсоединить капельницу и отрегулировать скорость введения лекарственного вещества. Подложить марлевую салфетку под иглу. Подвести лейкопластырь под салфетку, завернуть его концы крест-накрест на иглу и приклеить к коже головы. Закрепить иглу сверху еще одной полоской лейкопластыря, не закрывая место пункции. Зафиксировать крылышки иглы третьей полоской лейкопластыря. Если угол иглы по отношению к изгибу черепа велик, подложить под канюлю иглы еще один марлевый шарик. Прикрыть стерильной салфеткой стык канюль катетера и капельницы.

Завершение процедуры.

После окончания инфузии пережать с помощью зажима трубку капельницы. Шариком со спиртом прижать место входа иглы и удалить катетер – « бабочку» вместе с лейкопластырем. Наложить на место пункции стерильную салфетку, сверху – давящую повязку. Записать результат. Погрузить в дезраствор использованный инструментарий, катетер – «бабочку», перчатки. Вымыть и осушить руки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ ДЕТЯМ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В/м вводят те лекарства, которые при подкожном введение дают сильное раздражение или медленно высасываются.

В/м инъекции производят в ягодицу, в передне – наружную поверхность бедра, в плечо. Кожу в месте прокола обрабатывают спиртом.

Шприц берут в правую руку, пятый палец лежит на муфте иглы, остальные на шприце, левой рукой кожу вместе с мышцей собирают в складку, правой рукой вкладывают иглу перпендикулярно ягодице (в бедро, плечо под углом), большим пальцем нажимают поршень и медленно вводят лекарство.

Перелом иглы, абсцессы, флегмоны, повреждения, нервных стволов, эмболия, аллергические реакции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

источник

Анализ на кишечную группу — популярное исследование. Его назначают как для диагностики острых заболеваний, так и с целью выявления скрытого течения у носителей болезни. Когда у взрослого человека или ребенка появляется понос, температура, боли в животе, рвота, то поставить диагноз только на основании клиники невозможно, поскольку многие кишечные инфекции протекают с похожими симптомами.

Кроме того, для назначения оптимального противобактериального лечения необходимо знать конкретный возбудитель заболевания. Согласно существующим инструкциям санитарной службы и Министерства здравоохранения, все люди, работающие на производстве пищевых продуктов или контактирующие с ними при транспортировке, продаже, упаковке, приготовлении пищи, уборке помещения, регулярно проходят анализ на кишечную группу.

Результат отмечается у них в «Санитарной книжке» вместе с заключением врачей. Зачем уделять столько внимания анализу кала, мы постараемся рассказать в статье.

В кишечнике здорового человека спокойно проживают около 500 видов микроорганизмов. Они вполне успешно соседствуют с макроорганизмом, помогают ему выполнять ряд важных функций, сами питаются из кишечного содержимого. Принято разделять по принципу опасности всю флору на 3 вида.

Полезные — в любых условиях поддерживают пищеварение, вырабатывают витамины, обеспечивают иммунитет. Среди них основные:

  • бифидобактерии;
  • бактероиды;
  • лактобактерии;
  • эшерихии;
  • грибы.

Всего таких микроорганизмов 15. Условно патогенные микроорганизмы безвредны, если человек силен и здоров, но в случае падения защитных сил становятся дополнительным агрессивным фактором и способны нанести существенный вред.

  • стафилококки;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • клостридии;
  • грибы рода Кандида.

Патогенные — это возбудители инфекционного заболевания, которых в норме не должно быть, но они могут принимать настолько хорошо защищенные формы, что длительно живут в кишечнике носителя в виде цист. А человек даже не подозревает, что является разносчиком инфекции. К ним относятся:

  • сальмонелла;
  • шигелла;
  • дизентерийная амеба;
  • кишечная трихомонада;
  • балантидий;
  • холерный вибрион и другие.

Если врач назначает анализ кала на кишечную группу, то его в первую очередь интересуют вероятные возбудители болезни. Ведь зная их особенности и поражающие свойства можно:

  • выяснить источник заражения;
  • ограничить распространение очага заболевания;
  • обследовать контактных лиц;
  • назначить курс оптимальной терапии.

Пациент с острым расстройством пищеварения и подозрением на заражение направляется в инфекционное отделение стационарного типа. Дети госпитализируются вместе с мамами. В условиях больницы удается изолировать больного, провести максимально полное обследование и лечение.

Наиболее часто кишечная группа возбудителей проявляется следующими заболеваниями:

  1. Дизентерией — вызывается шигеллой, основной «удар» наносится желудку и толстому кишечнику. Возбудитель отличается хорошей приспособляемостью к условиям внешней среды. Живут в отбросах и фекалиях до двух месяцев. Человек получает инфекцию через грязные руки или зараженные продукты.
  2. Сальмонеллезом — излюбленным местом поражения служит тонкий кишечник. Болезнь сопровождается выраженной интоксикацией. Для маленьких детей — особенно опасна, поскольку вызывает тяжелые осложнения (пневмонию, менингоэнцефалит, общий сепсис). Возбудители делятся на виды, кроме сальмонеллеза, вызывает брюшной тиф заражение фекально-оральным путем, через недостаточно обработанные продукты, грязную воду.
  3. Коли-инфекциями — заболевания, вызываемые разными по серотипу кишечными палочками. Чаще возникают у грудничков. Поражают толстый кишечник. Передаются от носителей или больных взрослых людей при несоблюдении основных правил гигиены и ухода за младенцем.

Эти примеры показывают насколько важно своевременно проводить анализ не только кала, но и продуктов питания, питьевой воды, смывов с рук персонала. Особенно если болезнь выявлена в детских учреждениях.

Для получения достоверных результатов пациента предварительно следует подготовить:

  • рекомендуется 4–5 дней не есть мясных блюд, не принимать алкоголь, питаться только молочными продуктами, кашами, картошкой, белым хлебом;
  • за три дня до сбора кала прекратить прием антибиотиков, слабительных средств, препаратов железа (заранее можно предположить отрицательный результат у пациентов, которые самостоятельно начали лечение антибиотиками), введение ректальных свечей.
Читайте также:  Керамическая плитка unica панно кала

К правилам сбора относятся:

  • предупреждение попадания в исследуемый материал посторонних примесей (мочи, крови при менструации у женщин), ребенку нужно дать возможность предварительно помочиться, женщинам применять чистый влагалищный тампон, если нельзя перенести срок анализа;
  • посуду для исследуемого материала нельзя обрабатывать дезинфицирующими средствами (хлоркой), баночку нужно хорошо промыть с мылом и облить кипятком;
  • таким же образом обрабатывается горшок малыша;
  • на доставку в лабораторию отводится не более двух часов, хранение в холодильнике допускает 4 часа отсрочки, чем дольше задержка срока транспортировки, тем менее результативными будут полученные данные, поскольку часть возбудителей погибает.
  • в домашних условиях — в стерильную посуду, по объему следует ориентироваться приблизительно на полную чайную ложку;
  • в инфекционном кабинете или в стационаре берут ректальный мазок тампоном, в положении пациента на боку лаборант вводит стерильный тампон на палочке в прямую кишку на небольшую глубину и проворачивает его, затем сразу помещает в пробирку со специальной средой;
  • у маленького ребенка можно взять материал непосредственно с памперса.

Для более вероятного результата на исследование берут три пробы кала. Все применяемые методики относятся к виду «инвитро», что означает «на стекле». Другая возможность «in vivo», проводимая с помощью заражения животных, в данном случае не нужна.

Собранный материал в небольшом количестве помещают на 4–5 дней на питательную среду. Здесь вырастают колонии, из которых можно приготовить мазок на кишечную группу даже при очень малом количестве микроорганизмов.

Квалифицированные бактериологи способны выявить патологические возбудители, ориентируясь на внешний вид, подвижность под микроскопом. Метод называется бактериоскопией.

источник

Показания: выделить возбудителя для окончательной диагностики

Осложнения для пациента: нет

Осложнения для медперсонала: инфицирование

Профилактика: соблюдение ТБ: полная экипировка, перчатки, очки, маска

1. Вечером накануне процедуры пациента предупредить о опорожнении в горшок (судно)

— контейнер с лопаточкой, прикрепленной к крышке, оформленной этикеткой: отделение, Ф.И.О., кал на б/посев, дата забора

1. из горшка (судна) из 3-х мест произвести забор кала лопаточкой в контейнер

2. В анализ включить: слизь, гной, комочки непереваренной пищи, не включать кровь

3. контейнер закрепить крышкой с лопаточкой

4. Оформить направление в санбаклабораторию:

— дата и время отправки в лабораторию

— фамилия медсестры (роспись)

1. Направление в файловый лист + кал упаковать в контейнер

2. Доставить в лабораторию не позднее 3-х часов с момента забора

3. Перчатки дезинфицировать по стандарту одноразовых предметов

Забор содержимого сибиреязвенного карбункула на б/анализ, доставка в лабораторию

Показания: выделить возбудителя

Осложнения для пациента: нет

Осложнения для медработника: инфицирование

Профилактика: соблюдение ТБ: полная экипировка

Особой подготовки не требуется, лишь информирование о процедуре

из упаковки по забору материала при ООИ:

— стерильную сухую одноразовую пробирку с оформленной этикеткой

— целлофановый пакет для направления

В республиканскую лабораторию ООИ

Лечебно-профилактическое учреждение – взрослое инфекционное отделение

Содержимое карбункула на б/посев

Медсестра (фамилия) роспись

1. Пробирку взять в левую руку

2. Правой рукой извлечь тампон с пробкой

3. Забрать содержимое легкими круговыми промокательными движениями на весь тампон из разных мест

4. Тампон опустить в пробирку

5. Перенести на пост медсестры

1. Направление вложить в целлофановый пакет

2. Пробирку с материалом, направление в контейнер – крышку зафиксировать скотчем

3. На крышке подписать «верх»

4. Отправить с нарочным в лабораторию в первые 3 часа после забора

5. Дезинфекции подлежат перчатки по принципу «Особо опасные инфекции»

Забор мазка из носоглотки на менингококк

Доставка в лабораторию

Показания: выделить возбудителя

Противопоказания: бессознательное состояние

Осложнения для пациента: травматизация тампоном

Осложнения для медработника: инфицирование

Профилактика: соблюдение ТБ: полная экипировка

1. Вечером накануне процедуры пациента предупредить о заборе мазка до приема пищи, жидкости, чистки зубов (перед выпиской)

2. При поступлении больного в стационар – непосредственно при поступлении до начала лечения

— сухая стерильная пробирка с тампоном

— теплая салфетка (полотенце)

1. В лоток поместить штатив для пробирок, приготовленную пробирку, шпатель

2. Перенести в бокс к больному, поставить на тумбочку возле кровати

3. Пациента удобно усадить лицом к источнику света

4. В левую руку взять пробирку, правой рукой извлечь из пробирки стержень вместе с пробкой примерно на 3/3 длины стержня

5. Слегка изогнуть стержень о край пробирки на расстоянии 3-4 см от кончика тампона под углом 135 0

6. Пробирку поставить в штатив

7. В левую руку взять шпатель, попросить больного открыть рот, несколько запрокинуть голову назад, прижать корень языка шпателем

8. Правой рукой ввести тампон в носоглотку – за мягкое небо вверх, сделать тампоном 1-2 штрихообразных движения, аккуратно извлечь тампон, не касаясь слизистой ротовой полости, губ

9. Осторожно левой рукой разогнуть стержень, не касаясь тампона, ввести в пробирку не касаясь стенок и дна

10. все перенести в процедурный кабинет

1. Пробирку с материалом положить на грелку, завернуть салфеткой, уложить в сумку-термос

2. Оформить направление в санбаклабораторию, вложить в целлофановый пакет, положить в сумку-термос

3. Немедленно материал с санитаркой отправить в баклабораторию

4. Дезинфекции по стандарту подлежат:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Людям, которые обращаются в клиники с жалобами на дискомфорт и боли в животе, трудности с дефекацией и постоянную тошноту, для постановки достоверного диагноза назначаются стандартные исследования, одним из которых является анализ кала на посев.

При помощи бактериологического исследования этого типа можно определить состав, типы и приблизительное количество микроорганизмов, обитающих в кишечнике. Данный метод обследования незаменим, поскольку он помогает выявить острые кишечные патологии и возбудителей различных опасных недугов.

В большинстве случаев бак анализ кала назначается, если у пациента наблюдается симптоматика, свойственная для кишечных заболеваний. Обратиться в клинику для проведения исследования нужно при таких признаках:

  • беспричинное повышение температуры (чаще наблюдается ближе к вечеру);
  • тошнота и рвота;
  • метеоризм;
  • дискомфорт и болезненность в брюшной полости;
  • частая диарея;
  • отсутствие аппетита.

Так как каждый из этих симптомов характерен для кишечных заболеваний, поставить достоверный диагноз, отталкиваясь только от жалоб пациента, невозможно. Чтобы подтвердить или опровергнуть предполагаемое заболевание, требуется провести полноценную диагностику, которая поможет выявить, что послужило возбудителем патологии и подобрать грамотную схему лечения.

И также периодически сдавать такой посев на микрофлору обязательно нужно людям, чья деятельность связано с:

  • производство продуктов питания, их фасовка и транспортировка;
  • разделка и фасовка мяса и рыбы;
  • уборка кафе, ресторанов, столовых.

При помощи такого лабораторного исследования можно выявить следующие недуги:

  • сальмонеллез. Заболевание, при котором вредоносные микроорганизмы поражают тонкий отдел кишечника. Пациенты, страдающие от сальмонеллеза, сталкиваются с такими же симптомами, которые характерны для выраженной интоксикации. Сальмонеллез особенно опасен для детей, поскольку он нередко приводит к развитию сепсиса, воспаления легких и менингоэнцефалита. Инфицирование заболеванием происходит при игнорировании правил личной гигиеной, потреблении немытых овощей и фруктов;
  • дизентерия. Заболевание развивается под действием возбудителя шигелла и поражает преимущественно толстый отдел кишечника и желудок. Проникновение возбудителя также возможно только через немытые продукты;
  • коли-инфекции. В эту группу входят заболевания, продуцируемые кишечными палочками. Чаще всего инфекциями этого типа страдают дети дошкольного возраста. Заражение возможно только при контактировании здорового человека с носителем. И также дети могут заразиться, если родители не соблюдают правила санитарно-гигиенических норм.

Чтобы бакпосев кала показал достоверный результат, к нему нужно правильно подготовиться. И также важнейшую роль в исследовании играет сбор биоматериала. Специалисты советуют готовиться к анализу, соблюдая следующие правила:

  • за 5 дней до сбора биоматериала необходимо исключить из рациона мясные продукты и рыбные блюда. В этот период основу рациона должны составлять картофельные блюда, каши, кисломолочные продукты и макаронные изделия;
  • за неделю до сдачи анализа запрещено потреблять алкогольную продукцию;
  • за 3 дня до забора биоматериала пациенту необходимо отказаться от потребления любых лекарственных средств. Если человеку назначен прием каких-либо медикаментов на постоянной основе, об этом обязательно нужно оповестить лечащего врача.

Забор биоматериала чаще осуществляется в домашних условиях. Пациенту нужно предварительно приобрести в аптеке стерильный контейнер с плотно закрывающейся герметичной крышкой. При отсутствии возможности приобрести такую емкость можно использовать небольшую стеклянную баночку. Перед применением ее нужно тщательно промыть, простерилизовать и высушить.

Если человек хочет самостоятельно осуществить сбор биоматериала для анализа и отнести его в лабораторию, необходимо придерживаться следующих правил. В испражнения не должны присутствовать сторонние примеси, такие как слизь или моча. Если для хранения используется стеклянная баночка из дома, при ее стерилизации запрещено пользоваться дезинфицирующими средствами. Баночку нужно тщательно промыть и простерилизовать при помощи кипятка.

Если требуется провести сбор фекалий у малыша, горшок нужно предварительно обработать таким же образом, как и стеклянную баночку. Собранный материал нужно как можно быстрее доставить в лабораторию, желательно сделать это в течение 2–3 часов. Стоит понимать, чем позже биоматериал будет доставлен в медицинское учреждение, тем менее точными будут результаты исследования.

Чтобы выявить общую клиническую картину и патологию, с которой столкнулся пациент, лаборант помещает каловые массы в особую питательную среду. Через 5 дней в них должны вырасти колонии микроорганизмов, их которых специалистам удается приготовить мазок на кишечную группу.

Даже если количество бактерий будет незначительным, лаборанты все равно смогут сделать анализ. Биологический материал помещается под микроскоп, где лаборант по внешнему типу и подвижности сможет определить тип микроорганизмов, живущих в каловых массах. После этого проводится исследование возбудителя кишечной палочки.

Несомненным преимуществом такого исследования является то, что оно не только позволят выявить, какой тип микроорганизмов присутствует в организме человека, но и определить его восприимчивость к антибактериальным препаратам. Сколько делается расшифровка анализа, зависит от типа учреждения.

В большинстве случаев бланк с результатами выдается пациенту через 7–8 суток. И также в некоторых клиниках возможно проведение экспресс-тестов, которые позволяют получить результат в кратчайший срок. Стоит понимать, что результаты экспресс-методик не всегда являются достоверными, их точность не превышает 75%.

Постановка диагноза осуществляется только квалифицированным врачом. Медик дает оценку состоянию пациента, отталкиваясь от сведений, полученных в ходе исследований. Вне зависимости от типа учреждения, в котором проводилось исследование, в бланке с результатами будут подробно описаны значения нормы. С ними нужно сравнить полученные показатели.

Референсные значения должны находиться в таких пределах:

  • типичные e-coli – 10 7 –10 8 ;
  • кишечная гемолитическая палочка – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать в исследуемом биоматериале;
  • лактозонегативная палочка – менее 10 5 ;
  • микробы типа протея – менее 10 2 ;
  • другие условно-патогенные энтеробактерии – менее 10 4 ;
  • неферментирующие бактерии – менее 10 4 ;
  • энтерококки – менее 10 8 ;
  • гемолитический стафилококк – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать;
  • бифидобактерии – 10 10 ;
  • лактобактерии – 10 7 ;
  • бактерииды – 10 7 ;
  • клостридии – менее 10 5 ;
  • дрожжевые грибки – менее 10 3 .

Даже если результаты будут сильно отклоняться от нормы, паниковать не стоит, поскольку в некоторых случаях подобные отклонения могут быть спровоцированы внешними факторами. Расшифровкой анализа и постановкой диагноза должен заниматься только опытный специалист.

По степени роста изучаемый биоматериал классифицируется на 4 степени:

  • 1 степень. Разрастание бактерий на жидкой среде выражено слабо, а на твердой полностью отсутствует;
  • 2 степень. Разрастание одного типа доходит до 10 колоний на плотной среде;
  • 3 степень. Рост бактерий достигает до количества от 10 до 100;
  • 4 степень. Существенное разрастание колонии (больше 100).

Если пациенту диагностирована 1 или 2 степень, это свидетельствует о том, что заболевание вызвано не присутствующими микроорганизмами, а другими причинами. 3 и 4 указывает на то, что симптоматика вызвано именно присутствующими микроорганизмами.

Проведение посева кала на микрофлору не представляет сложностей. При должной подготовке и правильном сборе биоматериала его результаты будут достоверными. Важно помнить, что игнорирование правил сбора материала может исказить общую клиническую картину, что негативно отразиться на здоровье и может спровоцировать прогрессирование заболевания.

источник