Меню Рубрики

Истерики с обмороком у ребенка

С детскими судорогами сталкивается большинство родителей, и зачастую мамы и папы очень пугаются происходящего. Между тем судороги вовсе не обязательно обозначают смертельную опасность, а некоторые и вовсе – обычные спутники взросления.

Итак, паниковать или нет, и если паниковать – то когда? Разобраться в этом вопросе мы решили с помощью Елены ПАРАМОНОВОЙ, невролога-эпилептолога, основателя, директора и эксперта центра эпилепсии, пароксизмальных состояний и нарушений сна «Алгоритм».

Наш эксперт: Елена Николаевна ПАРАМОНОВА

Закончила Новосибирский государственный медицинский Институт в 1986 году, специализируется в области неврологии с 1992 года. В 1995 году стала первым в Новосибирске врачом-эпилептологом.

Сегодня врач невролог-эпилептолог высшей квалификационной категории. Директор и главный врач Центра эпилепсии «Алгоритм».

— Елена Николаевна, какого рода судороги характерны для детей?

— Очень часто у родителей вызывает страх аффективно-респираторные приступы, попросту, «закатывания» при плаче. На самом деле, выглядят эти приступы достаточно жутко – ребенок синеет, падает, выгибается дугой. Или ещё бывают бледные обмороки — часто реакция на боль, особенно, если ударился затылком, побледнел и упал. Этих состояний боятся все родители.

Существуют четыре типа аффективно-респираторных приступов (АРП).

Самый обычный, называется простым АРП. Проявляется в виде задержки дыхания в конце выдоха. Обычно является следствием фрустрации или травмы. Нет никаких серьезных изменений кровообращения или оксигенации и восстановление дыхания происходит самопроизвольно.

Синий тип. Как правило, вызывается гневом или фрустрацией, хотя бывают и от боли. Ребенок плачет и делает форсированный выдох, иногда возникает цианоз (синий цвет), потеря мышечного тонуса и потеря сознания. Большинство детей приходят в сознание, некоторые засыпают на час или два.

Бледный тип. Ребенок бледнеет (в противоположности синему типу) и теряет сознание; не плачет или плачет немного.

Осложнённый тип. Может быть просто более тяжёлой формой предыдущих двух типов. Приступ этого типа начинается как «синий» или «бледный», а потом перетекает в подобие эпилептического припадка. Электроэнцефалограмма вне приступа в основном нормальна.

— Что же делать?

— Во-первых, страх долой! Ребёнка из этого состояния нужно вывести: можно брызнуть в лицо холодной водой, можно умыть, шлёпнуть по попе или по щечке, можно резко встряхнуть и дунуть в рот. Иногда помогает вынести ребенка на холодный воздух, поднести к открытой форточке. Помогают любые воздействия, рассчитанные на рефлекторную реакцию.

— Почему возникают такие состояния?

— Эти состояния наследственно обусловлены. Часто в кабинете врача на вопрос, было ли такое с кем-то из близких, взрослые начинают вспоминать, что, да, было у брата, бабушки, сестры…

— Такие приступы на всю жизнь?

— Нет, нет. Эти приступы проходят после пяти лет. Но, дорогие родители, учтите, что многое в этом вопросе зависит от вас! В семьях, где родители досконально изучили вопрос, прислушались к советам врача, всё поняли и ничего не боятся, эти состояния уходят достаточно безболезненно.

” А вот когда родители реагируют истерично, у ребенка может сформироваться невроз. Бывает, что иногда дети с аффективно-респираторными приступами осознают, что родители боятся таких состояний, и начинают их симулировать, потому что наши дети — это очень умные существа, которые могут использовать любые средства для достижения цели (смеётся). Помните, что очень многое зависит от того, как поведут себя родители.

— Часто у детей бывают судороги при повышенной температуре. Расскажите, пожалуйста, про них.

— Есть типичные фебрильные судороги на температуру тела 38,5 и выше (такая температура и называется фебрильной). Для них характерны следующие признаки:

во-первых, возраст от года до пяти;

во-вторых, продолжительность не дольше пяти минут;

в-третьих, это генерализованые (распространившиеся по организму) приступы, иначе говоря у ребёнка либо «тянет», либо «бьёт» всё тело.

5% детей земного шара подвержены таким приступам, и только у 5% из этих пяти такие судороги могут быть дебютом эпилепсии. Остальные 95% перешагнули возраст пяти лет и вошли во взрослую жизнь здоровыми людьми. Только нужно иметь в виду, что их дети тоже могут демонстрировать такие судороги.

— Есть атипичные фебрильные приступы. Это гораздо более опасное состояние. Немедленно обратитесь к врачу, если наблюдаете следующие признаки:

во-первых, судороги начинаются до года (особенно до 6 месяцев!) или после пяти лет;

во-вторых, температура тела 37,5;

в-третьих, они носят фокальный характер, то есть по одной половине тела проходит судорога, а вторая не задействована.

Это очень опасные состояния, потому что они указывают на заболевания мозга – возникновение новообразований или развитие структурной височной эпилепсии.

-Елена Николаевна, какие заболевания могут спровоцировать у детей появление фебрильных судорог?

— Абсолютно любые, у каждого человека индивидуально. У кого-то судороги возникают на ангину, у кого-то на пневмонию, у кого-то на ротавирусную инфекцию, на грипп. Справедливости ради надо заметить, что на температуру 40 при гриппе судорогой может отреагировать даже взрослый человек.

— А могут ли судороги быть спутниками роста, то есть возникать в подростковом возрасте и проходить со временем?

— Конечно, ведь в пубертате (пубертатный период – период полового созревания, обычно 12-16 лет у девочек и 13-18 лет у мальчиков) идет перестройка организма, и, бывает, что он не справляется с нагрузками. В этом возрасте чаще характерны даже не судороги, а конвульсивные обмороки (потянуло — и обмяк), а также просто обмороки — обмяк и стёк, как мороженое. Они возникают при сильном волнении (мальчики боятся уколов, например). Бывают от длительного стояния (девочки падают в обмороки на школьных линейках 1 сентября).

Чтобы исключить подозрение на какое-то другое заболевание, родителям нужно знать, что в обморок человек «входит», и подростки довольно чётко описывают свое состояние: возникает чувство дурноты, головокружение, звон в ушах или их заложенность.

Если всё происходит именно так, то с возрастом это пройдёт, но консультация невролога, разумеется, обязательна. Просто родители должны понимать, что обморок – не повод для паники.

— Какие подростки попадают в группы риска?

— Это, конечно, ребятишки, которые очень быстро «ушли вверх», выросли. И дети, которые не имею физических и двигательных нагрузок, те, кто целый день сидит в школе, а потом дома перед компьютером.

Дорогие родители! Помните, что для лечения таких судорог и обмороков самое главное — это тренировка сосудов, а именно физические нагрузки и закаливающие процедуры.

-Елена Николаевна, что предпринять, если у подростка всё-таки возникают периодические судороги, а врачи не находят отклонений?

— Не опускать руки, не пускать на самотёк, а искать причины! У подростков всё уже так же, как у взрослых. С неэпилептическими судорогами должны разбираться врачи самых разных направлений:

нарушение сердечного ритма, выявленные на ЭКГ — к кардиологу;

гипокликемия (низкий сахар крови) — к эндокринологу. Ведь есть подростки, которые просто не едят (не успевают, не хотят, худеют), а есть дети с предрасположенностью к диабету;

гипокальциемия — низкий уровень кальция — к терапевту. И мамам на заметку: обязательно следить за приемом кальцийсодержащих препаратов и витамина D у всех детей, начиная от младенцев и заканчивая подростками. Кстати, при гипокальциемии судороги болезненные и длительные.

редко, но встречается опухоль поджелудочной железы — инсулинома, которая тоже может давать судороги — к онкологу;

если у подростка плохая электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — к эпилептологу.

Добросовестный доктор при жалобах на судороги всегда даст рекомендации сделать ЭКГ (электрокардиограмму), суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру, ЭЭГ (электроэнцефалограмму), сдать кровь на сахар и на микроэлементы: кальций, магний, фосфор.

Причин судорог много, нужно обязательно обследоваться, искать и находить их, а потом лечить и создавать для себя и своих детей здоровую и полную радости жизнь! Здоровья вам и вашим детям!

источник

Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.

Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.

Детские истерики — явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.

В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

Поэтому главный совет от Комаровского — ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

Уступить — значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.

Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика — это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.

Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика — покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется — снова выходить.

По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса — «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.

Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент — чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.

Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

Не стоит забывать и о «переходном» возрасте — 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста — до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

Такие приступы свойственны детям капризным, возбудимым, говорит Комаровский. Многие чада используют другие приемы вымещения гнева, разочарования или обиды — они сублимируют эмоцию в движение — падают, стучат ногами и руками, бьются головой о предметы, стены, пол.

При длительном и тяжелом истерическом аффективно-респираторном приступе могут начаться непроизвольные судороги, если у ребенка начнет страдать сознание. Иногда в этом состоянии малыш может описаться, даже если он давно прекрасно ходит на горшок, и казусов не случается. Обычно после судорог (тонических — с напряжением мышц или клонических — с расслаблением, «обмяканием») дыхание восстанавливается, кожные покровы перестают быть «синюшными», малыш начинает успокаиваться.

При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

  • Научите ребенка выражать эмоции словами. Совсем не гневаться и не раздражаться, как любой другой нормальный человек, ваш ребенок не может. Нужно просто научить его правильно излагать свой гнев или раздражение.
  • Ребенка, склонного к истерическим приступам, не стоит чрезмерно опекать, холить и лелеять, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад. Там, говорит Комаровский, приступы обычно не происходят вообще по причине отсутствия постоянных и впечатлительных зрителей истерик — мамы и папы.
  • Истерические приступы можно научиться предвидеть и контролировать. Для этого родителям нужно внимательно понаблюдать, когда обычно начинается истерика. Ребенок может быть невыспавшимся, голодным или он не терпит, когда его начинают торопить. Старайтесь обходить потенциальные «конфликтные» ситуации стороной.
  • При первых признаках начинающейся истерики нужно постараться отвлечь ребенка. Обычно, говорит Комаровский, такое довольно успешно «срабатывает» с детьми до трех лет. С ребятами постарше это будет более сложно.
  • Если ваш ребенок склонен задерживать дыхание при истерике, ничего особо страшного в этом нет. Комаровский говорит, что для того, чтобы наладить дыхание, нужно всего лишь дунуть в лицо малышу, и он обязательно рефлекторно сделает вдох.
  • Как бы ни было сложно родителям бороться с истериками ребенка, Комаровский настоятельно рекомендует дойти в этом до конца. Если дать малышу победить вас истерикой, потом будет еще труднее. Ведь из истерящего трехлетки однажды вырастет истеричный и совершенно несносный подросток лет 15-16. Он испортит жизнь не только родителям. Он сильно осложнит ее самому себе.
Читайте также:  Видео скорая помощь при обмороке

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Подготовлено при поддержке

медицинского центра «Здоровье»

Оценить статью
можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

У меня сыночек тоже истерил лет до 2-2,5. Сладу не было, пробовала разные способы, но помог один случай. Не знаю почему я так сделала, но это помогло. Он начал орать в магазине, я смотрю: идёт по нарастающей и вот-вот начнёт валяться, я его схватила на руки и выбежала из магазина, очень крепко обняла, так что он не мог пошевелиться и шептала на ухо — я тебя люблю. Просто не знала уже, как это остановить! И через минуту он обмяк, успокоился, и с этого момента истерики начали сходить на нет. Каждому малышу свой ключик нужен))

У меня ситуация осложняется тем, что после истерики, если я ее игнорирую, у ребёнка появляется кашель. Причем кашель усиливается с каждым днем, особенно ночью. Обращаюсь в больницу. Насморка нет, горло не красное, легкие чистые, выписывают сироп от кашля. Он нам не помогает.

Осенью в течение месяца лечились разными средствами, которые выписал врач, в итоге рвота появилась. Отправили на снимок, чистые легкие, а кашель не проходит. Назначили небулайзер с физ. раствором. Через 4 дня кашель стал меньше, потом пропал.

В течение года наблюдаю, что как только ребёнок начнет истерить (минут 15 орет), у него появляется кашель. Стараюсь чаще его отвлекать, чтобы истерика быстро заканчивалась. И это работало, конечно, не всегда, но сейчас отвлекание не помогает. Ребенку почти 3 года, очень активный, ходит в садик и там истерит. Последние 2 недели каждый день требует свое: орет, дергается, дерется. Уговоры и отвлекания не помогают. Оставила без внимания, в итоге опять кашель.

Вот и думаю, теперь либо проигнорировать и идти в больницу, потому что с кашлем в садик не берут, либо он добьется своего и будет здоров.

Советы хорошие, конечно, и в большем случае их использовать можно с 3 лет. Именно в 3 года у детей происходит становление личности – «Я сам» – когда появляются истерики, и их надо пресекать и игнорировать. Но с детьми 1-2,5 лет так поступать нельзя, у них ещё совсем другое восприятие себя и мира, и мама для них ВСЁ!

Если ребёнок начал капризничать и не хочет идти, а мама удаляется все дальше и дальше, и ещё и кричит, что она уходит, он будет кричать ещё сильнее и не сдвинется с места, как в ступоре! Тогда вам точно придется вернуться и тащить его волоком!

В этих ситуациях всегда действует совсем другая тактика. Надо подойти к ребёнку (ещё с самого начала, когда вы ещё не ушли от него за километр), обнять, пожалеть, поцеловать, сказать, как вы его любите и понимаете, и ВСЁ! Попробуйте – вы удивитесь, что это работает. И не забывайте иногда пожалеть себя саму, ту маленькую девочку, которая сидит у вас внутри, и похвалить, и вам станет легче.

Как правило, наши дети велосипед не изобрели в отношении истерики и поводов к ней. У наших родителей были свои приемы для борьбы с нашими истериками, эти же приемы работают и с нашими детьми. Поговорите с нынешними бабушками своих детей, со своими родителями, как успокаивали вас самих во время истерик. Я в детстве, возвращаясь домой, начинала ныть, что устала, ножки болят, не могу идти и т.д. Моя мама после минуты-другой уговоров, разворачивалась со словами «ну и оставайся тут одна» и прибавляла шаг по направлению к дому. Самое главное — никогда не оглядывалась на меня, давая понять, что больше ждать меня не будет. Работало всегда безотказно: дальше я догоняла маму с криками «мамочка, подожди меня!» Со своей дочерью я практиковала этот же приём и каждый раз мысленно благодарила маму!)

Ещё у меня были истерики дома после прогулки, мол, не могу раздеться, тяжело расстегнуть пуговицы или снять валенки. Падала на пол в прихожей, стучала ногами, требуя меня раздеть. Мама спокойно раздевалась сама, затем перешагивала через меня, бьющуюся об пол, и спокойно шла мыть руки и заниматься своими делами. Минуты через 2 я прекращала орать, а ещё через 5-7 раздевалась самостоятельно (и пуговицы поддавались, и шапка снималась, и валенки, и штаны ватные). С сыном 3,5 года практикую это сейчас, спасибо маме!)

Соседка Юля с сыном 3-4 лет мучалась, пытаясь с истерикой силой утащить его домой с площадки. Каждый раз она уговаривала Артема пойти домой, каждый раз он начинал орать. Юля уступала, оставаясь ещё на 5 минут, затем все повторялось. Минут через 30-40 Юля волокла за руку орущего и отбивающегося Артема домой. Вспомнив мамины приемы, я посоветовала ей бросить сына на улице и спокойно уходить домой, даже возле подъезда не ждать его. От площадки до подъезда не более 20 метров. Артем бросил все и рванул за Юлей, как только за ней закрылась подъездная дверь. В магазине часто наблюдаю детские истерики. Мамы либо «прогибаются», покупая то, что просит орущий ребёнок, либо игнорируют, но тогда истерику слушает весь магазин. В данном случае советую маме бросить все покупки, даже стоя в очереди в кассу, и удалиться из магазина, сообщив ребёнку, что она уходит домой, а он может оставаться и истерить дальше. Как правило, истерика заканчивается в попытке ребёнка догнать маму, вышедшую на улицу. После 3-5 минутного проветривания и разговора можно вернуться и спокойно купить все, что планировалось.

У моей подруги Жени, мамы 3-х дочерей, старшая Саша часто истерила без повода. Женя отправляла дочь в ванную комнату «проораться вдоволь и выйти, когда успокоится». Поначалу это делалось силой (брала за шкирку, запихивала в ванную и закрывала дверь, повторяя по мере того, как орущая дочь выходила, продолжая концерт). Потом время истерик сократилось: Саша делала 3-4 визга в ванной, минута-другая тишины, и она выходила со словами «все, я успокоилась». На мой вопрос к Жене, откуда она взяла данный приём, подруга сказала, что ее мама часто так делала с младшей Жениной сестрой Леной. Всем рекомендую вспомнить, что делали ваши мамы для борьбы с вашими истериками!) Удачи и берегите нервы!)

Советы будут работать, если вы их будете выполнять не один раз, а постоянно хотя бы в течение месяца. С одного раза эффекта не будет, поставьте себя на место ребенка. Малыш должен понимать, что истериками от вас ничего не добьешься, а это может быть только если придерживаться методике долгое время. Комаровский молодец, я с ним согласна. Сейчас отправлю ссылочку подруге, которая мне не верит, но никак сама не может справиться со своим сыном.

Да, советы хорошие. Дома работают. И то, когда на применение этих рекомендаций есть время. А когда надо быстро закинуть в сад истерящего с момента просыпания ребенка, а потом не опоздать на работу. Тут не до философии. И таких ежедневных ситуаций можно перечислить бесконечно, когда нет возможности грамотно купировать истерики. И многие предыдущие комментарии верны — на улице же не бросишь истерящего ребенка, даже если сделать вид, что уходишь — дочка начинает еще яростнее орать. И нас слышно на три двора. И смотрят, как на ненормльных. Постоянно истерит. Уже 4 года. Сил нет. Крыша едет.

Ну, ушли в другую комнату, ну бросили одного, ну не отреагировали, не дали такого, что требует. Истерика усилилась до тех пор, пока жестко и жестоко не получил по попе. И при этом все ушли прочь. Сразу стал, как шелковый. Кнут и угол работают. И убрать все гаджеты, даже телевизор. Книги и прогулки на свежем воздухе, рисование и лепка — и золотой ребенок. Как только в поле зрения ребенка до 3 лет попадают ПК, планшет, телефон, телевизор и куча ненужной информации — ребенок снова становится бесоватым.

Моему ребенку 2 года, он истерит везде — на площадке (если говорят, бросить палку, не лезть, куда нельзя), в магазине (если не дают бегать по рядам и визжать). Он может валяться по полу и орать, методы игнорирования и уговоров не действуют.

Дома я ухожу в другую комнату и жду, истерика заканчивается, приходит ко мне абсолютно в нормальном состоянии уже. На улице или в магазине я этого сделать не могу. Делаю вид, что ухожу. но ему по барабану. Даже не ищет меня. Истерики, либо смех вызывают абсолютно все запреты. Причем, он понимает слово «нельзя» и делает наперекор. Сижу на успокоительных, дальше — все хуже. Муж все время на работе, бабушки — далеко, воспитываю я. Получается дома работает система 50 на 50, а на улице никак. Когда уходим с площадок, нас слышно в 3-х дворах — подгибает ноги, упирается, начал драться, выгибается дугой, чтобы не сесть в коляску. У меня опускаются уже руки. Не знаю, что делать дальше. Сам ребенок еще мало говорит, отдельными словами. Вспыльчивый, гиперактивный, эмоциональный.

Чужую беду руками разведу. У меня вся семейка, видимо, истерички: что дочь 1 г 4 м, что племяшка 3 г, врачи говорят, здоровы. Моя так начинает орать и пищать, если что не по ней, в любом месте. и ничем её не успокоишь. У сестры маленькая, вообще упрется, как баран, с места не сдвинешь. Что же их бросать посредине улицы, больницы или магазина? Дети все разные.

Перепробовала многое, становится только сильнее и орет еще громче

А что делать, если ребенок начинает истерить в магазине, например? Развернуться и уйти не получится((( Меня, например, начинает раздражать и я начинаю дергать ребенка.

Хорошие советы. Которые почему то не работают на моем 2.5 годовалом ребенке))))

Браво доктору Комаровскому! Совершенно верные слова. Жаль, что немногие это понимают.

источник

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
    • Артём Страшко к записи Жестокость
    • Ведмеш Н.А к записи Как пережить разрыв отношений
    • Яна к записи Как пережить разрыв отношений
    • Ведмеш Н.А к записи Что делать если муж изменяет
    • Алина Сатаева к записи Что делать если муж изменяет
  • Потеря сознания ребенком — это не основание для бесполезной тревоги, истерики или впадения в панику. Прежде всего, когда теряет сознание кроха, родителям следует оказать ему помощь, лишь после можно паниковать, если останутся силы. Обморочное состояние проявляется внезапным непродолжительным отключением рассудка, обусловленным резким утеканием из мозга крови. Обычно внезапная потеря сознания ребенка без сторонней помощи проходит и по прошествии времени организм самостоятельно восстанавливает адекватное функционирование, но к специалисту-педиатру сходить все же надобно, даже если родне известна причина расстройства. Иногда за очевидной причиной описываемого нарушения могут таиться серьезные патологические явления, дисфункции систем. Можно заподозрить обморочное состояние, если возникают такие симптомы потери сознания у ребенка, как головокружение, слабость, бледность, тошнота, слабый пульс, в глазах потемнение. Длительность описываемого состояния обычно в пределах пятидесяти секунд.

    Обморочным состоянием именуется временное беспамятство, связанное с дисфункцией мозга. Это состояние считается защитной функцией, поскольку способствует предохранению мозга от перегруженности, которая может породить необратимые нарушения функционирования нервных клеток.

    У ребенка судороги и потеря сознания могут быть спровоцированы внутренними факторами или внешними причинами.

    Ниже приведены причины, относящиеся к первой группе.

    Сниженная концентрация в крови гемоглобина (анемия) может вызывать утрату сознания. Ведь именно гемоглобин ответственен за транспортировку кислорода. Понижение его концентрации приводит к дефициту кислорода, доставляемого клеточным структурам организма. Вследствие этого нейроны страдают от кислородного голодания, препятствующего нормальному функционированию.

    Опухолевые процессы, проистекающие в мозге, нарушают его работоспособность, затрудняя передачу нервных импульсов к нужным органам, вследствие чего они возвращаются назад, тем самым провоцируя перегрузку мозга.

    Сердечные патологии, такие как миокардиодистрофия с расстройством ритма, пороки, экстрасистолии, вызывающие нарушение функционирования миокарда, отвечающего за перекачку крови, также могут вызывать у ребенка судороги и потерю сознания. Поскольку нарушается мозговое кровоснабжение, следствием которого является недостаток транспортируемого кислорода в структурах мозга.

    Вегетативная дисфункция является частой причиной обморочных состояний на пубертатном этапе развития. Во время пубертата возникает нарушение гормонального баланса, который приводит к превалированию одного из отделов висцеральной нервной системы. Вследствие этого происходит сжатие капилляров мозга и сбой в функционировании его клеток.

    Неправильное употребление инсулина при сахарном диабете часто провоцирует возникновение обмороков из-за резкого падения сахара. Глюкоза являет собой поставщика энергии, резкий спад ее концентрации вызывает голод клеток мозга, следствием которого является внезапная потеря сознания ребенка, нередко перерастающая в коматозное состояние.

    Остеохондроз шейного сегмента позвоночного столба, который все чаще возникает у детей и считается своеобразной воздаянием за прямохождение. Позвоночный столб несет немалую тяжесть из-за вертикального положения туловища. Вследствие воздействия силы тяжести возникают структурные трансформации в связках и хрящах хребта, появляются грыжи. Все это вызывает затруднение перемещение крови по капиллярам, пролегающим в близости от позвоночного столба либо проходящим через него. При описанных деформациях поступление крови к клеточным структурам мозга затруднено, вследствие чего клетки испытывают кислородный дефицит и энергетическое голодание.

    Сотрясения мозга вызывает нарушение его функционирования, вследствие которого отдельные сегменты могут бездействовать, что порождает беспамятство.

    Внешние факторы иногда могут привести к тому, что ребенок закатывается до потери сознания. Ниже более подробно описана группа внешних этиологических факторов.

    При увеличении температуры воздуха, теплоотдача снижается, вследствие чего энергия, продуцируемая мозгом в немалом количестве, накапливается и не расходуется, в результате мозг, дабы уменьшить нагрузку, «отключается». Во время вынужденного бездействия свежая энергия не вырабатывается, а накопленная – в среде медленно рассеивается. Когда в организме восстанавливается баланс, сознание восстанавливается.

    Уменьшение сосредоточения кислорода в получаемом воздухе ведет к снижению работоспособности мозга, ткани которого потребляют наибольшее его количество. Именно поэтому мозг имеет собственный круг кровообращения, снабжающий его кислородом непосредственно от легких. Когда концентрация в воздухе кислорода падает, нейроны начинают ощущать кислородный дефицит, из-за которого «отказываются» функционировать. Подобное состояние наблюдается при быстром подъеме на вершину горы.

    Рост содержания оксидов углерода в поступаемом воздухе. Механизм утраты сознания здесь похож на выше описанный, поскольку тканевые структуры мозга также испытывают голодание. При этом содержание кислорода может быть и не снижено.

    Уменьшение количества питательных веществ, поступаемых в детский организм. Некоторые родители не придают должного значения сбалансированности детского питания, вследствие чего необходимое количество глюкозы для правильного функционирования мозга не поступает.

    Ребенок должен следовать адекватному распорядку дня, поскольку утомление также может спровоцировать беспамятство. Дефицит сна, приводит к недостаточному отдыху мозга, вследствие чего его клеточные структуры могут отказаться правильно функционировать из-за перегрузки.

    Эмоциональные всплески у детей часто могут спровоцировать появление обморочных состояний. От бурных эмоциональных всплесков чаще девочки-подростки утрачивают сознание. Это вызвано гормональными изменениями и переустройством работы организма.

    Также может случаться потеря сознания у детей при плаче. Младенцы и малыши постарше посредством плача сообщают родне о «проблемах», беспокоящих их. Это нормально. Но некоторые крохи просто закатываются при плаче, пугая родителей. Закатывание представляет собой раннее проявление истерических припадков. Детские истерики неизбежны. Поскольку иным способом выразить собственное самочувствие малыши не могут. С помощью истерик крохи демонстрируют недовольство и гнев, выражают страх и дискомфорт. По причине несформированности нервной системы младенцы и более старшие малыши гиперчувствительны. Нередко ребенок закатывается до потери сознания.

    Наиболее предрасположены к подобным состояниям гиперактивные малыши, легковозбудимые, раздражительные и капризные дети. Вызвать припадок может сильный стрессор, гнев, голод или усталость. Нередко родители сами могут стимулировать появление приступов. Если чадо беречь от различных переживаний, разрешать ему все, то любой отказ способен породить эту бурную реакцию.

    Плач нередко может говорить о чрезмерном душевном волнении малышей или сильном переживании. Так, например, ранее тихие малыши делаются капризными и плаксивыми, когда начинают посещать детский садик. Большой коллектив, необходимость адаптации в новом социальном круге общения является непосильным испытанием для крохи.

    Потеря сознания ребенком при плаче должна служить поводом для обращения к детскому невропатологу.

    Заметив приведенные ниже признаки потери сознания ребенка необходимо выключить панику и незамедлительно начать оказывать малышу помощь.

    Признаками отключения сознания считаются: расслабление тела, внезапная бледность, отсутствие с крохой контакта, обильное потоотделение, поверхностное дыхание, закрытые веки либо слегка приоткрытые, расширенные зрачки.

    При обморочном состоянии не бывает напряжения мускулатуры по типу ступора, шумного и прерывистого дыхания, выгибания спины. Описанные признаки присущи эпиприпадкам.

    Отметив первые признаки потери сознания ребенка, например, вялость, бледность необходимо незамедлительно ликвидировать провоцирующий фактор. При этом кроху лучше уложить и приоткрыть окно. Можно обмыть ему лицо прохладной водой либо обтереть область висков материей, смоченной слегка прохладной водой. Использовать ледяную воду не рекомендуется. Также можно завернуть в полотенце кубики льда и приложить ко лбу.

    Раздражение носовых рецепторов также способствует возвращению сознания. Можно дать малышу понюхать ватный тампон, смоченный в нашатыре.

    Итак, механизм оказания помощи крохам, если наблюдаются симптомы потери сознания у ребенка, следующий. В первый черед, необходимо придать туловищу малыша горизонтальное положение, приподняв нижние конечности, дабы улучшить кровоснабжения мозга. Затем следует расстегнуть тесный ворот, ослабить ремень и иные детали гардероба, чтобы обеспечить свободный доступ воздуха. Когда кроха уложен и может свободно дышать, нужно одним из выше описанных способов воздействовать на рецепторы. По выходу из беспамятства рекомендуется напоить чадо сладким чаем. Заключительным шагом будет вызов педиатра.

    Читайте также:  Бензоат натрия при обмороке

    Чтобы минимизировать возможность отключения сознания у крохи, родителям следует придерживаться ниже приведенных рекомендаций:

    — кормить малыша полноценным завтраком;

    — в летнюю жару у крохи всегда должна быть вода, а на голове – солнцезащитная шапка;

    — следить, чтобы ребенок высыпался;

    — избегать продолжительной езды в душном транспорте;

    источник

    Аффективно-респираторные приступы, именно так по-научному называется состояние, когда ребенок во время истерики или плача вдруг перестает дышать, замолкает и может даже потерять сознание.

    Такое явление не редкость у детей, причем более склонны «заходиться» малыши эмоциональные и легко возбудимые. Название состоит из двух слов, которые отражают всю суть приступа – «аффективный» означает проявление бурной неконтролируемой, как правило, отрицательной, эмоции. Слово респираторный указывает на источник проблемы – органы дыхания. Аффективно-респираторные пароксизмы не редкое явление у детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет.

    В силу недостаточно развитых дыхательной и мышечной систем ребенка, когда он делает слишком сильный выдох, его легкие могут оказаться лишены кислорода, а спазм гортани не позволит своевременно сделать вдох. Вероятность спазма гортани возрастает при дефиците в организме кальция, витамина D, а так же при пониженном гемоглобине в крови у ребенка.

    Поскольку потребность в кальции у ребенка достаточно высока – он очень активно расходуется при построении костной и зубной ткани, в той или иной степени дефицит этого минерала случается довольно часто.

    Врачи разделяют приступы по цвету изменения кожи на «бледные» и «синие»:

    1. Бледный пароксизм случается после падения ребенка, внезапного удара, укола, сильного испуга, при этом ребенок может только начать плакать, но чаще дыхание останавливается еще до крика. Ребенок не может вдохнуть, рот при этом открыт, но плача нет. Задерживается сердцебиение и почти не прощупывается пульс, кожа ребенка при этом бледнеет, а в будущей жизни дети склонные к бледным АРП чаще падают в обморок.
    2. Синий приступ это обычно реакция на эмоциональную бурю, недовольство и гнев, с которыми ребенок не может справиться. Такая реакция может развиться при отказе удовлетворить сиюминутное желание малыша – купить игрушку, дать папин телефон, шоколадку.

    Начиная плакать, ребенок повышает градус эмоционального напряжения, в один момент он не может вдохнуть воздух из-за спазма гортани, кожа приобретает синюшный оттенок. В таком состоянии ребенок может потерять сознание, возможна потеря мышечного тонуса – он «обмякает», либо наоборот – выгибается дугой от их перенапряжения.

    Не смотря на то, что приступ выглядит очень страшно, детские неврологи и педиатры утверждают – здоровью ребенка, а тем более жизни, ничего не угрожает. Спазм проходит самостоятельно спустя несколько секунд и ребенок, как правило, чувствует себя вполне нормально, если не брать во внимание, что причина спровоцировавшая приступ остается.

    Как правило, приступ проходит в течение 20-30 секунд самостоятельно – спазм отпускает и ребенок делает вдох. Однако если ждать нет сил и очень страшно, можно попробовать включить дыхание, брызнув прохладной водой на лицо, слегка дунув в открытый рот или очень легко похлопать по щеке – это поможет сделать рефлекторный вдох. Не нужно ребенка трясти, бить, и вообще делать резкие движения, прежде всего, нужно глубоко вздохнуть самим и взять себя в руки.

    Если ребенок «зашелся» и начинает терять сознание, мышцы расслабляются, и он может упасть. Возьмите малыша на руки либо уложите набок, чтобы не допустить падения и травмы

    «Синий» приступ, который всегда происходит на фоне истерики и эмоционального возбуждения можно попытаться предотвратить. Если ребенок кричит и уже на грани, постарайтесь любым способом его отвлечь, сбить с настроенной программы, удивить – этого может быть достаточно, чтобы не допустить остановки дыхания.

    Однако не стоит уступать в этот момент требованию, которое стало причиной истерики, таким образом можно лишь закрепить в его сознании связь: просьба-отказ-истерика-получение желаемого.

    Важно помнить, что ребенок всегда лучше реагирует на взаимодействие, или иначе команду «вперед», нежели на требование прекратить какое либо действие. Если вы скажете малышу, например: «Побежали вместе, купим мороженое», он переключится с большей вероятностью, чем, если станете кричать ему «Успокойся. »

    Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи.

    Педиатры и детские неврологи относят эти неприятные проявления к физиологической норме в процессе созревания нервной системы и называют их «возрастными особенностями». В большинстве случаев ребенок просто «перерастает» их, практически без последствий.

    Важно убедиться, что приступы являются действительно АРП, а не проявлением более серьезных неврологических проблем, для этого необходима консультация специалиста.


    Fotolia

    К неврологу следует обратиться если:

    • Приступы не прекратились после 4-5-летнего возраста либо начались раньше 6 месяцев.
    • Впервые приступ случился у ребенка старше 3-летнего возраста.
    • Остановка дыхания происходит более 1-2 раз в неделю, возможно из-за частых истерик. В этом случае может понадобиться помощь психолога и коррекция поведения родителей.
    • Стоит обратиться к врачу, если во время пароксизма у ребенка начинаются судороги.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    источник

    Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.

    Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.

    Детские истерики — явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

    В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

    У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

    Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.

    В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

    В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

    Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

    Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

    Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

    Поэтому главный совет от Комаровского — ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

    Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

    Уступить — значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.

    Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика — это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

    Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.

    Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика — покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется — снова выходить.

    По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса — «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.

    Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент — чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.

    Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

    В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

    Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

    • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
    • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
    • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
    • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
    • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
    • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

    В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

    К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

    Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

    Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

    В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

    • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
    • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
    • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

    Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

    • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
    • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
    • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
    • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

    Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

    • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
    • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
    • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
    • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
    Читайте также:  Обморок от кислородного голодания в мозге

    Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

    Моей дочурке 1.6 годиков, сегодня второй раз столкнулась с плачем который перерастает в истерику. после чего у ребенка как будто судорога и задержка дыхания. дальше отключка на пару секунд. Я пугаюсь. сама начинаю истерить. что делать. такое наблюдать просто невыносимо. кажется я уже поседела за этих 2 приступа.

    вот вкратце из вики:
    по википедии :
    Существуют четыре типа АРП.

    -Самый обычный, называется простым АРП. Проявляется в виде задержки дыхания в конце выдоха. Обычно является следствием фрустрации или травмы. Нет никаких серьезных изменений кровообращения или оксигенации и восстановление дыхания происходит самопроизвольно.
    -Синий тип. Как правило, вызывается гневом или фрустрацией, хотя бывают и от боли. Ребенок плачет и делает форсированный выдох, иногда возникает цианоз (синий цвет), потеря мышечного тонуса и потеря сознания. Большинство детей приходят в сознание, некоторые засыпают на час или два. Пост-иктальная фаза отсутствует. ЭЭГ нормальна.
    — Бледный тип. Ребенок бледнеет (в противоположности синему типу) и теряет сознание; не плачет или плачет немного. Пост-иктальная фаза тоже отсутствует. ЭЭГ нормальна.
    — Осложнённый тип. Может быть просто более тяжёлой формой предыдущих двух типов. Приступ этого типа начинается как «синий» или «бледный», а потом перетекает в подобие эпилептического припадка. Электроэнцефалограмма полученная у ребёнка вне приступа в основном нормальна.

    Почему ребёнок закатывается?

    Сын начал в 1 год «закатываться», при этом синея, затем теряя сознание (глаза стеклянные), спустя несколько секунд снова приходит в себя с резким вздохом, и, плача, часто после этого засыпает.

    Иногда получается вовремя успокоить, холодной водой в лицо привести в чувство, или, бывало, помогало дунуть сильно в лицо.

    Врачи говорят, что это только фаза, которую он перерастёт, и что это вполне частое явление.

    Есть у кого-нибудь подобный опыт? Что Вы делаете, когда ребёнок закатывается и вот-вот перестанет дышать? Что Вам говорили врачи?

    Может ли это плохо повлиять на развитие ребёнка?

    Это скорее всего связано с неокрепшей нервной системой ребенка. Моя закатывалась, но не до потери сознания. Я тоже слышала что это не страшно, но часто пугает родителей такая картина. Думаю, что в этой ситуации нужно больше следить за режимом малыша, чтобы не переигрывал. Возможно попить какие-то успокаивающие травки, купать в специальных средствах для ванны.

    Как я уже писал в пояснении к вопросу — у меня с младшим сыном была именно такая ситуация. Закатывался по «мелочам» — устал, недоспал — закатился. упал, ударился — закатился, что-то не дали, обиделся — закатился. А средства домашние практически не помогали. Пошли к врачу одному, другому — два разных мнения. Один — «обязательно к невропатологу, пусть обследуют, потом ещё туда и сюда и вообще. «, другой — «если ребёнок в целом развивается нормально, не нужно его по врачам таскать — ему только хуже будет, и вы сами покой потеряете. «. В-общем, натерпелись мы.

    Но шло время, закатывался он всё реже и реже и в конце концов к двум годам как отрезало — с тех пор уже более полутора года ни разу не закатился.

    Одно только немного беспокоило — до недавнего времени он практически не говорил несмотря на свои 3 года. Всё время переживали, что это может быть последствием того, что он закатывался — кислородное голодание мозга итд. Но и это теперь приходит в норму, уже месяца три как речь начала стремительно развиваться, так что всё в порядке.

    Врачи между собой никогда не могут договориться. Поэтому я доверяю своей логике — если ребёнок в целом нормально развивается, не наблюдается никаких патологий — всё в норме.

    Разумеется, нужно стараться, лишний раз не напрягать психику ребёнка, щадить его нервную систему. Достаточный сон, нормальное питание, поменьше компьютеров и телевизоров итд. Но всё это — само собой разумеется, вообще-то ))

    Как же пугаются родители, когда их ребенок закатывается при плаче! Да и немудрено. Малыш вдруг прекращает дышать и впадает в обморочное состояние… Не запаниковать тут просто невозможно.

    Как уже понятно из самого названия, связано такое состояние с наивысшим нервным возбуждением, причём негативного направления. Приступ обычно происходит тогда, когда ребенок сильно плачет.

    Рыдания малыша в момент сильнейшего эмоционального переживания сопровождаются резким спазмом мышц гортани после глубокого выдоха. Из-за задержки дыхания к мозгу прекращается поступление кислорода. АРП напоминает ларингоспазм в сочетании с обмороком.

    Собственно, потеря сознания – это защитная реакция самого организма на нехватку кислорода. Ведь когда человек находится в обмороке, потребление кислорода в разы снижается. И пока малыш не сумеет вздохнуть, ему не выйти из этого бессознательного состояния.

    Обычно спазмы мышц гортани снимаются без постороннего вмешательства. Поскольку из-за задержки дыхания кислород в организм не поступает, то в нём скапливается углекислый газ. Именно состояние гиперкапнии воздействует на мозг, который подаёт сигнал рефлекторно снять спазм мышц гортани. Малыш вздыхает, и сознание возвращается к нему.

    Врачами замечено, что в большей степени предрасположены к возникновению таких приступов дети с особенностями обмена веществ. Например, ребёнок, у которого наблюдается дефицит кальция, закатывается чаще, чем тот, у которого в этом плане всё нормально. Ведь как раз недостаток кальция способствует спазмам гортани.

    Большинство врачей сходятся во мнении, что возникновение приступов подобного рода обусловлено генетической предрасположенностью, то есть так называемой наследственностью.

    Отдельно следует подчеркнуть, что детки нервные, с повышенной возбудимостью, чрезмерно впечатлительные закатываются в плаче в разы чаще, чем спокойные, апатичные или флегматичные малыши. К категории особо подверженных АРП стоит отнести детей избалованных и истеричных.

    Однако и среди уравновешенных, воспитанных деток встречаются такие, кто хоть однажды, но закатывался во время плача.

    Как показывают статистические данные, аффективно-респираторные приступы у детей – явление вовсе не столь редкое. У четвёртой части числа всех малышей, и здоровых в том числе, хотя бы однажды происходило такое.

    Замечено, что обычно ситуация, когда ребенок закатывается при плаче во время переживания сильных эмоций, чаще всего имеет место быть однажды. Только у 5 % малышей это может повторяться. Поэтому утверждать со стопроцентной уверенностью, что если ребенок закатывается при плаче, то он подвержен какому-то заболеванию, нельзя.

    Другое дело, если это вовсе не единичный случай. Поэтому родителям, чей ребенок закатывается при плаче регулярно, стоит бить тревогу. Если же это произошло лишь однажды (или впервые), то особенно волноваться нет причины. Но, несомненно, следует бить тревогу и в тех случаях, когда задержка дыхания во время сильных рыданий происходит часто, более раза в неделю или, что ещё более тревожно, несколько раз на дню.

    Особенно стоит волноваться, если плачущий мальчик или девочка закатываются в возрасте старше 6 лет. Ведь обычно к этому времени приступы подобного рода не возникают.

    На этот вопрос достаточно сложно ответить. Скорее всего, ребёнок серьёзно болен. И только обращение к врачу поможет правильно поставить диагноз.

    Заболевания кардиогенные, то есть связанные с нарушениями ритма сердечной мышцы, могут вызывать обмороки с посинением губ. И хотя подобные потери сознания не связаны напрямую с плачем и могут иметь место и без рыданий, вполне вероятны их возникновения и в момент высокого нервного напряжения.

    Многие неврологические заболевания имеют подобную симптоматику. Это мальформация Арнольда-Киари, вамильная дисаутономия, синдром Ретта. Сюда же относятся приступы с потерей сознания у детей с патологией крови (железодефицитные состояния, эритробластопения).

    И стоит вспомнить эпилепсию. Эта болезнь также сопровождается припадками. Опытный врач в состоянии легко отличить аффективно-респираторные приступы у детей от эпилепсии. Но и каждый родитель должен видеть разницу, чтобы не прозевать симптомы серьёзной болезни.

    Обычно ситуация, когда вдруг ребенок закатился при плаче и перестал дышать, впервые наблюдается в полугодовалом возрасте. Ведь даже название состояния, как уже говорилось выше, указывает на то, что малыш в этот момент находится в состоянии аффекта – наивысшего нервного возбуждения. Дети более раннего возраста ещё не готовы испытывать сильные эмоции, так как сознание у них ещё недостаточно развито.

    Если же новорожденный плачет так сильно, что закатывается, тут уж обязательно нужно обратиться к врачу. Сильные эмоции типа гнева, отчаяния, обиды крохе такого возраста недоступны. Плач грудного младенца сигнализирует о физических неудобствах, о голоде или боли. И если новорожденный плачет безостановочно, с потерей дыхания и без видимой причины, вероятнее всего, у него что-то очень сильно болит. Возможно, младенец серьёзно болен.

    Понятно, что если ребенок (2 года) закатывается при плаче, но происходит это не часто, родителям нет смысла обращаться по этому поводу к докторам. Конечно, апноэ – эпизодическая задержка дыхание – не приносит организму пользы, так как мозг в этот момент лишается кислорода. Но кратковременная потеря сознания, которая сопровождает данный процесс, несколько уменьшает вред от этого. Ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется минимум кислорода.

    Однако нужно внимательно относиться к состоянию малыша в это время. Если приступ не заканчивается по истечении минуты либо происходит слишком часто, несколько раз в неделю, следует обратиться в поликлинику к врачу. Также должно взволновать родителей изменение поведения малыша в этот момент.

    Различают два состояния ребенка, который закатывается во время рыдания. Если кроха испытывает сильную боль, от которой он и заходится в плаче, то обычно во время кратковременной задержки дыхания он сильно бледнеет. Отмечается в этот период резкое замедление пульса. Иногда он может стать нитевидным или вовсе пропасть на короткое время.

    Если же ребенок синеет при плаче, то такой приступ обычно происходит из-за эмоционального аффекта. Во время него можно заметить у дитя ярко выраженную синюшность кожных покровов, потерю сознания, задержку дыхания. При затяжном приступе плачущий мальчик или девочка как бы обмякает, а иногда, наоборот, начинает выгибаться дугой.

    Большинство медиков утверждают, что нет. Они уверены, что остановка дыхания происходит рефлекторно, независимо от желания самого ребенка.

    Однако, несмотря на такие утверждения авторитетных докторов, те люди, которые в детстве «закатывались» во время плача, вспоминают, что иногда вызывали искусственно обморок. Происходило это во время сильного эмоционального возбуждения, когда рыдающий ребенок вдруг замечал, что взрослые вовсе не реагируют на его действия.

    Вспомнив, как все суетились вокруг него после очередного приступа, волновались и переживали, малыш решает наказать взрослых. Он специально во время рыдания выдыхает побольше воздуха и ненадолго задерживает вдох. В 9 случаях из 10 это срабатывает – ребенок собственными усилиями лишает свой мозг кислорода и теряет сознание. Этот спровоцированный приступ ничем не отличается от рефлекторных. Он протекает с теми же симптомами.

    Возможен ещё вариант симуляции, когда дети, наблюдая за поведением сверстников, пытаются разыграть приступ. Такие случаи также имеют место быть. Но внимательные взрослые почувствуют, что малыш «играет», ведь цвет лица и губ в этом случае остаётся нормальным, а дыхание не прекращается.

    Все уверения медиков, что АРП не является каким-то серьёзным заболеванием, и потеря сознания малышом во время плача ему не угрожает, – пустой звук для любящих родителей. Естественно, они не хотят спокойно сидеть и наблюдать за тем, как их кроха синеет и плашмя падает на пол. Но мало кто знает, что делать, когда ребенок закатывается.

    Самое главное в этот момент – помочь малышу восстановить дыхание. Для этого можно легонько похлопать его по щечкам, помассировать ушные раковины, область шеи и груди. Эксперты советуют в момент наступления АРП дунуть в лицо ребенка или помахать на него газетой, направить струю вентилятора.

    Очень быстро помочь восстановить дыхание можно, если брызнуть на малыша водичкой. Хорошо также обтереть лицо полотенцем, смоченным холодной водой. Некоторые используют щекотку для того, чтобы привести поскорее дитя в чувство.

    Нашатырный спирт обычно не применяют в этом случае. Ускорить процесс восстановления дыхания запах не поможет, а вот в момент выхода малыша из бессознательного состояния может напугать. Особенно это нежелательно, если АРП случился у деток младше 3 лет. Ведь они в большинстве своём не понимают, что с ними происходит. И часто даже не помнят, что предшествовало обмороку, каковы были причины плача.

    После того как ребенок пришёл в себя, он чувствует сильную усталость, ему очень хочется спать. Не стоит мешать ему в этом. После глубокого восстановительного сна, который может продлиться до 2-3 часов, дети обычно чувствуют себя нормально.

    Если приступ случился однажды или повторяется, но реже раза в месяц, то лучше всего не акцентировать внимания на этом. Ребенок не должен почувствовать, что взрослые обеспокоены его поведением. В противном случае он сам начинает нервничать, и приступы могут участиться.

    Но если обморочные состояния – случаи достаточно частые для малыша, стоит проконсультироваться у психолога, невропатолога, детского психотерапевта. Возможно, участковый педиатр предложит обследование у кардиолога, эндокринолога. Ведь повышенная нервозность иногда является следствием неправильной работы щитовидной железы.

    Но, как подсказывает практика, часто сами взрослые бывают причиной детских нервных срывов. Особенно это касается семей, в которых в отношениях между родителями не всё гладко. И это только кажется, что малыш плачет из-за того, что ему не купили ту или иную игрушку. Ребенок, который растёт без отца или у которого один из родителей страдает алкоголизмом, на самом деле чувствует себя ущербным, обездоленным. Своими истериками он просто привлекает к себе внимание, пытается облегчить свою душу слезами.

    В любом случае нужно подумать, как успокоить ребенка, когда он плачет. Если дитя ещё мало, лучше всего отвлечь его: включить телевизор или «видик» с любимым мультфильмом, достать интересную книгу и начать её читать вслух или попробовать разыграть с игрушками малыша сказку.

    Если же ребенок уже достаточно взрослый, 4-6 лет, то эти способы могут оказаться бесполезными. Частая плаксивость должна насторожить взрослых, занимающихся воспитанием человечка. И если у них появилась догадка на этот счёт, возможно, следует поговорить с подрастающей личностью по душам, так как успокоить ребенка, когда он плачет, в данной ситуации – это не решение проблемы, а только выигрыш времени. Причина не устранена, значит, нервные срывы будут повторяться.

    Там, где дитя растёт в неполной семье, стоит больше уделять внимания рассказам об отсутствующем отце либо матери. Но не стоит сочинять историю с героически погибшим папой или врать о том, что он в космическом полёте выполняет приказ Родины. Когда ребенок решит поделиться этим с товарищами, они могут поднять его на смех. Это может стать ещё одной травмой.

    Но и открыто посвящать сына или дочь в историю развода родителей тоже будет излишним. Как найти ту грань, которую не следует переступать в разговоре с ребенком? Лучше всего послушать совета квалифицированного психолога. Самое главное — это как можно больше подчёркивать тот факт, что отсутствующий родитель любит или любил дитя, это очень важно для формирования крепкой психики, для уверенности в себе. И также очень полезно раскрывать положительные качества отца и матери, именно на них акцентировать внимание малыша.

    Если же дитя растёт в полной семье, где между супругами царит согласие, то нервные срывы могут возникать из-за прессинга вне семьи. Нередко детки скрывают от родных свои неприятности. Они могут даже подвергаться насилию, но молчать об этом. А вот чужому человеку открыть душу бывает намного проще. Поэтому и тут помощь психолога может сыграть решающую роль.

    Но в любом случае нужно показать ребенку свою любовь. Объятия, ободряющие слова, совместное чтение книги покажут малышу, что он нужен, любим. Хотя не стоит после первого же приступа начать потакать ему во всём. Напротив, с ребенком 4-6 лет уже можно поговорить о том, что гнев, страх, тревога — нормальные чувства, которые переживают все люди. Но ведь не все рыдают по поводу сломанной игрушки или отказа в покупке понравившейся вещицы.

    Возможно, такие беседы не сумеют помочь мгновенно. Но терпение, забота, внимание и любовь к ребенку постепенно сделают своё дело. Когда взрослые ставят целью вырастить счастливых, успешных членов общества и планомерно добиваются этого, тогда у них всё получается.

    источник