Меню Рубрики

Как не падать в обморок в метро

Среди жителей мегаполиса много тех, кого проехаться в метро ни за какие коврижки не заманишь. Причина – страх. Страх спускаться под землю на эскалаторе, страх находиться в переходе или на платформе, страх зайти в вагон метро… В общем, вызывает сильную тревогу все, что связано с ситуацией поездки в метро.

Что это вообще такое – боязнь метро? Почему там становится плохо? Как избавиться, вылечиться, в конце концов – победить страх ездить в метро? Какие ловушки ждут на этом пути? Попробуем дать исчерпывающие ответы на все эти вопросы в нашей статье!

Чего боятся люди, страдающие от данного невроза? Как правило, все фобические проявления вертятся вокруг следующей психологической установки: «А ВДРУГ ТАМ, В МЕТРО, МНЕ СТАНЕТ ПЛОХО?»

Действительно, человек беспокоится, что находясь в метро он может столкнуться со следующими симптомами:

  • потерять сознание, упасть в обморок или вообще – «сойти с ума»;
  • пережить сердечный приступ или инсульт;
  • начать испытывать проблемы с дыханием и даже задохнуться,

и ему не успеют оказать требуемую помощь.

Отдельной разновидностью фобии является страх:

  • испытать резкий позыв в туалет и не смочь его контролировать – со всеми, так сказать, вытекающими последствиями. Вкупе с опасением оказаться у всех на виду в своем неприглядном состоянии, опозориться.

Подобные страхи НЕ являются капризом, блажью, хитрой попыткой отвертеться от выполнения каких-то дел и обязанностей или попыткой навязать свои правила игры. Уверяем, каждый из страдающих боязнью поездок в метро предпринимал храбрые попытки «идти наперекор страху», «не обращать внимания» и т.д. Стискивал зубы, боролся и… Почти гарантируем – бесполезно, все равно было невыносимо плохо.

Поэтому выбросьте любые мысли о симуляции, недостаточном старании или попытках манипуляции окружающими. Страх, что станет плохо в метро, абсолютно серьезен и имеет веские основания. Основания в виде вполне реальных симптомов, которые стабильно проявляются, стоит человеку оказаться в метро или даже подумать о необходимости поездки.

Симптомы по симпатическому типу:

  • ощущение нехватки воздуха;
  • онемение конечностей, губ или языка;
  • сердцебиение и повышение артериального давления;
  • шум в ушах;
  • нарушение зрения;
  • дрожание (тремор) лица, рук, ног;
  • озноб (возможно, в связи с некоторым повышением температуры тела).

Что характерно, человек, испытавший в метро подобную симптоматику, в течение нескольких последующих дней может ощущать упадок сил и вялость.

Типичные «зрительные эффекты», сопровождающие страх спускаться в метро.

Симптомы по парасимпатическому типу:

  • тошнота;
  • головокружение;
  • понижение артериального давления;
  • ощущение нереальности окружающей обстановки («дереализация»);
  • гиперчувствительность к боли, даже слабой;
  • повышенная перистальтика кишечника – диарея, вздутие и т.д.;

Симптомы по смешанному типу: одновременное или поочередное проявление симптомов сразу из двух вышеприведенных списков.

Поверьте, испытав разок-другой симпато-адреналовый криз в метро, волей неволей начнешь переживать о своем здоровье, вплоть до панического страха. И поездок в метро избегать тоже начнешь, особенно если не очень понятно, что все эти симптомы вызывает…

Тем не менее, причины у расстройства есть. Другое дело, что обычно их ищут вовсе не там, где они находятся… Но для того, чтобы избавиться от страха ездить в метро, все-таки важно их обнаружить! Об этом и пойдет речь далее.

Каждый, кто страдает от боязни метро, должен уяснить для себя следующую важную информацию:

А именно: самый первый случай, когда «накрыла» симптоматика, почти всегда происходит вследствие «объективных» (т. е. скорее физиологических, чем психологических) причин. Как правило, одной из 2-х:

  1. Ваш организм чем-то сильно физически ослаблен, изможден. Это могут быть: накопившаяся усталость из-за стресса и перенагрузок на работе или дома, симптомы похмелья или побочка от новых медикаментов. И даже последствия баловства с марихуаной (да, бывает встречаемся и с таким). Результат – резкий дисбаланс между симпатическим и парасимпатическим отделами нервной системы, и очень сильный дискомфорт, страх и т. д. как следствие.
  2. Вам пришлось наблюдать, как кому-то становится плохо. Или и того хуже – чью-то смерть. Организм наблюдателя в подобных ситуациях переживает крайнюю степень стресса благодаря деятельности «зеркальных» нейронов в головном мозге. Опять же, с вероятностью возникновения нервного срыва.

Видите? Практически чистая физиология! Пациентка не успела восстановиться физически после предыдущего дня, плюс бессонница из-за сильного перевозбуждения. От этого ее, собственно, и «колбаснуло».

Наблюдение ситуации, как кому-то становится плохо в метро, может быть весьма травматическим.

Первый, как нынче модно говорить – «приступ «ВСД» в метро, не проходит бесследно для психики. Мозг воспринимает его абсолютно серьезно – как несущий угрозу для жизни, и сразу же вводит что-то наподобие «военного положения».

С этого момента мозг вменяет себе в обязанность старательно «защищать» своего владельца от новой «опасности». Каким образом защищать? Да самым элементарным: включать красную кнопку тревоги, т. е. мощно активировать нервную систему для стандартных реакций по типу «борись / беги / замри». Активировать по-настоящему, с выбросом соответствующих гормонов в кровь и т. д. [93, 94].

Другими словами, во время первого приступа в головном мозге формируется самая настоящая психологическая травма – нейронная цепочка, которая впоследствии периодически возбуждается, в результате чего человека «накрывают» панические атаки.

Результаты сканирования мозга человека — замечаете разницу?

Чтобы нейронная цепь возбудилась, нужен некий провоцирующий фактор, или как говорят психологи – триггер (от англ. trigger — «спусковой крючок»). Как правило, триггерами выступает все то, что человек видел, слышал и ощущал во время первого вегетососудистого криза в метро.

Тогда было много людей? Значит, ваш мозг будет бить тревогу в ситуациях, где есть толпа. Было душно? Вы будете всеми силами сторониться душных помещений, стремясь избежать нового приступа. Яркий свет, звук эскалатора, замкнутое пространство – все это типичные внешние триггеры при боязни ездить метро.

Также выделяют внутренние триггеры. По сути, это безобидные внутренние состояния и явления, к примеру:

  • обычные для здорового человека эктрасистолы;
  • ускоренная частота сердечных сокращений (скажем, поднялся по ступенькам);
  • рассеянное внимание (суточные спады активности);
  • тяжелая голова по причине банального недосыпа.

Все эти ощущения похожи на те, что человек испытывал когда ему стало плохо в метро в первый раз. Но если раньше он на них особого внимания не обращал, то теперь это не так. Обращает, боится и с завидной степенью постоянства мониторит себя.

Человек вынужден это делать, потому что неосознанно старается как-то предотвратить активацию триггером нейронной цепочки, в которой хранится травматическое переживание. А иначе – здравствуй, новая паническая атака.

Смотрите, какое громадное отличие от первого приступа! Человек теперь приближается (если, конечно, еще в состоянии это делать!) к эскалатору с опаской, с зародышем страха внутри. Ведь негативный опыт проживания не самых комфортных минут в метро был получен и, значит, сохранен в памяти. И данный страх, как сжатая пружина, будет актуализирован, если мозг посчитает это важным. А он обязательно так посчитает при первом же появлении триггера! Это подтвердит каждый, кто знает о проблеме «становится плохо в метро» не понаслышке.

Казалось бы, «безобидное» скопление людей может играть роль триггера, вызывая самые неприятные переживания.

Вывод, который вы должны уяснить для себя раз и навсегда. Лишь первые вегетативные приступы вызывались «физиологией». С какого-то момента главным фактором плохого самочувствия в метро становится «ПСИХОЛОГИЯ»!

Т.е. причина находится «в голове», причем «всего лишь» в виде психотравмы, а не в сердце, щитовидной железе, надпочечниках или в других органах. И это же вам показали и результаты медицинских обследований, верно? Если да, то, наверное, будет разумным прекратить тратить деньги и силы на дополнительные диагностические процедуры.

Проблема агорафобических приступов нынче довольно распространена. А раз имеется спрос, то будет и предложение. И действительно, предложений – множество. Мы сразу отметаем всякие порчи-сглазы, расстановки по Хеллингеру и иную полуэзотерическую муть как недостойные внимания.

Тем не менее, возможностей потратить деньги (и немалые!) впустую у вас все равно остается предостаточно. Чтобы не попасть впросак, давайте сначала рассмотрим принципы, на которых строится действительно эффективное лечение страха ездить в метро.

Специалист, который лечит вас от данной разновидности тревожно-фобического невроза, обязательно должен решить 3 фундаментальные задачи, о которых речь далее. Вы должны понимать, что если ваше лечение игнорирует хотя бы один из перечисленных пунктов, то вы сильно рискуете. В лучшем случае – деньгами и временем, в худшем – здоровьем. Вот эти задачи:

Научить пациента минимизировать стресс. Образ жизни должен быть таким, чтобы уровень получаемого стресса стал безопасным.

Предположим, что несмотря на прогрессирующий невроз, вы продолжаете нещадно эксплуатировать и перегружать свой организм. И это не такая уж и редкость. Не менее трети страдающих от фобии метро практически нечувствительны к сигналам бедствия, которые посылает тело вследствие превышения дозы стресса.

Чем это грозит? Новыми вегетативными кризами! А как мы показали ранее, каждый новый криз – это новая психологическая травма или ретравматизация. И даже если качественно сделать работу по пунктам №2 и №3, рецидивы вам все равно будут обеспечены.

Помочь вашему мозгу избавиться от психологической травмы, полученной в результате первых и/или самых интенсивных вегетативных приступов.

Допустим, ваш доктор не слишком озаботился переработкой психотравмы (п.№2). Вы с первой-второй сессии уже изучаете дыхательные или релаксационные упражнения, практикуете парадоксальные техники, приступаете к той или иной форме экспозиции (т. е. реальному столкновению с пугающим объектом, в данном случае, метро).

Да, вы проедетесь в метро. И у вас даже случится эйфория от победы над страхом – шутка ли, спуститься в метро после многих месяцев непреодолимого страха, что станет плохо!

Только это дешевый трюк. Остаточные явления очень быстро вам напомнят, что травма живет и здравствует. Такой себе тлеющий уголек, который только и ждет подходящего момента, чтобы устроить настоящий пожар.

И рецидив очень вероятен, но какой! Теперь на старую травму накладывается новая! Опять ретравматизация.

Но самое печальное то, что методы, которые использовал незадачливый психолог, больше не дадут эффекта. Невроз, подобно бактериям, тоже вырабатывает «иммунитет».

Люди, которым не повезло, и они употребили этот суррогат, как правило дешевый и массовый, становятся самыми тяжелыми клиентами для терапии агорафобии. Психотерапевты часто называют их «испорченными». Подобно тому как клинические психологи именуют «испорченным испытуемым» того, кто ознакомился с ответами на тест ДО тестирования.

Вы с психоаналитиком уже год как анализируете детство, исследуете отношения ваших родителей и как это повлияло на вас? И чем дальше в лес, тем толще партизаны? Наверное, это увлекательный процесс. Один нюанс – это никак не влияет на ход излечения от панических атак в метро.

Да, психотравмы, которые имеют прямое или косвенное отношение к неврозу, конечно, должны быть проработаны. Но это не столь уж и долгий процесс: у нас, к слову, на это уходит от 5 до 15 сеансов. Но потом психотерапевт должен начать вас готовить к реальной поездке в метро. С помощью специальных методов.

Если этого не наблюдается, и вы начинаете лезть в какие-то «родовые послания», «травмы рождения», эдипов комплекс и т. п., то готовьтесь к тому, что ваша терапия боязни метро будет бесконечной. И бесполезной.

Давайте теперь проанализируем типичные «продукты» по излечению от панических атак в метро, предлагаемые нам рынком медицинских и психологических услуг.

Вот больной едет на воды целебные «подлечить нервы»… Но даст ли это результат? Очень кратковременный. Действительно, в санатории будет относительно спокойно, уровень общего стресса снизится. Но все равно будет ощущаться скрытый страх, который будет тем сильнее, чем ближе тот момент, когда нужно возвращаться домой. Где, разумеется, проблема проявится в самый кратчайший срок.

Вполне закономерно. Психологическая травма же некуда не делась! И вас никто не обучал техникам контроля за психическим состоянием, и вы не проверяли их работу в условиях реального метро.

Вывод: полезно при лечении неврастении, но не агорафобии. Пустая трата денег.

Ноотропы, гомеопатия, валерьянка и т. д.

Много писать об этих лекарствах мы не будем. Достаточно смешной карикатуры. Надпись «глицин» вы можете заменить на «фенибут», «валидол» и даже «обычный мел».

Вывод: дешево, безвредно, бесполезно.

В чем состоит основной эффект этих лекарств? В своеобразном «обезболивании» для психики. Антидепрессанты глушат интенсивность негативных эмоций, транквилизаторы – всего подряд, без особого разбора [11, 25]. Чем это может быть полезно для людей, сталкивающимися с приступами страха в метро?

  1. Снижается общий уровень стресса: вот раньше вы принимали что-то близко к сердцу, теперь – нет. ;
  2. Негативные эмоции и ощущения, генерируемые психотравмой, в определенной мере купированы. Нет той остроты тревоги.

Назначая медикаментозное лечение, психиатры питают надежду, что этих двух факторов окажется достаточно, чтобы снизить интенсивность страха настолько, что у человека хватит сил, чтобы начать ездить в метро. А там, глядишь, мозг привыкнет к новому ощущению безопасности в метро и перестанет генерировать тревожные ощущения вообще…

Ожидания, конечно, рациональные. Однако…

  • Приглушая негативные эмоции, мы снижаем «боль» (в данном случае в виде тревоги и страха) от психологической травмы. Все это действительно хорошо. Но травма все же не вылечена, а лишь «анестезирована». Память и все эти патологические нейронные цепочки в результате приема АД остаются неизменными. Поэтому даже в тех нечастых случаях, когда лекарствам удалось убрать симптоматику полностью, риск рецидива после прекращения приема лекарств остается довольно высоким;
  • антидепрессанты и транквилизаторы ничему не учат. Они не учат регулировать эмоции, не учат правильно диагностировать уровень поступающего стресса. Они просто подавляют негативные эмоции. Следовательно, рецидив может возникнуть также по причине того, что человек продолжает обращаться со своим телом, как с рабом. Т.е. снова вегетативный криз, потом травма – и так по кругу;
  • Побочные эффекты, привыкание, физическая зависимость (от транквилизаторов);
  • Психологическая зависимость (см. подробнее тут).

Выводы. Могут помочь. Но есть опасность «подсесть» на медикаменты психологически – впоследствии сложности отказаться от них из-за страха, что все вернется вновь. В целом, обоснованного, т. к. вероятность рецидива панических атак в метро после прекращения курса лечения довольно высока. На наш взгляд, следует применять только в безвыходной ситуации.

Читайте также:  Упала в обморок при поцелуе

Нынче стать самому себе «психотерапевтом» проще простого. Достаточно в Гугле ввести, например, фразу: «как победить страх ездить в метро самостоятельно». И через мгновение перед вами разверзнется целый список статей, видео и книг для самостоятельной борьбы с расстройством. Советуем держаться подальше от всех этих «продуктов».

Задумайтесь, автор, создавая видео для самопомощи при ПА, он кого имел в виду, на кого конкретно ориентировался? На вас, что ли? Конечно, нет! Вы ведь даже не знакомы! Вероятно, он когда-то сам боялся спускаться в метро, но ему удалось как-то исцелиться. Возможно, с помощью психотерапии. И потрясение от своего «открытия» было настолько сильным, что он решил распространять свое знание!

Пусть человек описывает симптоматику ну в точности так, как она протекает и у вас. Но мозги-то ваши разные! Пережитый опыт, детство, знания, физиология, темперамент, причины возникновения фобии… Отличается буквально все!

Это означает, что последовательность интервенций, которую вы намереваетесь применять к себе, будет работать «нестандартно». А ввиду отсутствия опыта, вы заметите «отклонения» слишком поздно. Поэтому вероятность, что вы сделаете себе только хуже, намного превышает вероятность благоприятного исхода.

И это еще полбеды. Методики, которые так легкомысленно применялись, на вас работать больше не будут. Даже если вам возьмется помогать специалист высшей квалификации. В одной из последующих статей мы подробно опишем физиологические механизмы этого явления. Сейчас же, пожалуйста, поверьте нам на слово.

Выводы. Пытаться вылечиться от панического расстройства с агорафобией самостоятельно – дурная затея. Вряд ли вы достигнете хорошего результата, но риск превратиться в «испорченного клиента» очень высок.

О, это «продукт», который вызывает у авторов статьи особые эмоции… Постараемся все же без крепких словечек.

Начинается тренинг с того, что некий инфобизнесмен сначала вбрасывает публике бесплатные «заманухи». Несколько методик для самопомощи (см. предыдущий раздел). Обычно видео или книги. Люди их пробуют: вроде эффект есть, но не до конца.

А наш эскулап уже тут как тут, мол, народ, если у вас не получается самостоятельно, айда на тренинг! Я как раз провожу тренинг-вебинар для тех, кому становится плохо в метро. Все расскажу и покажу, будете как новенькие! И стоит он в 3 раза дешевле какой-то там психотерапии… И скидка сегодня есть… Смотрите, сколько отзывов от проходимцев, ой, простите, прошедших этот тренинг!

И вот собирается 200 человек, каждый из которых имеет надежду… И снова – ущербное лечение… А с чего оно должно быть эффективным, если это массовый продукт, плюс онлайн, плюс без намека на индивидуальный подход?

Ничего страшного – снова говорят вам – есть новый тренинг! Называется «Полное бесстрашие 2.0». Вот пройдете его – будет вам счастье… Circulus vitiosus в чистом виде… Ну а мы, психотерапевты, потом с коллегами ломаем голову: как же помочь человеку, который прошел все круги этого безобразия?

Выводы. Тренинги могут быть полезными для решения относительно простых психологических задач. Например, чтобы освоить навыки уверенного общения. Но в деле врачевания приступов агорафобии в метро тренинги – это зло.

Не так давно мы познакомились с очень интересным исследованием. Касалось оно, правда, не проблем передвижения в метро, а депрессии. Так вот, при успешном лечении депрессии меняется не количество серотонина в нейронах и синапсах, а происходят структурные изменения коры головного мозга человека [24].

Другими словами, дело не столько в химии мозга, сколько в обучении.

И по всей видимости, при лечении страха спускаться в метро, показано то же самое, что и при депрессии – «переучить» мозг. Именно этим и занимается психотерапия! Причем любого направления: и психоанализ, и гештальт, и когнитивно-поведенческая, и гипноз.

Таблетки мозг не учат, а психотерапия – учит! Чему же должна научить психотерапия мозг человека, основная жалоба которого – «не могу ездить – становится плохо в метро»?

  • диагностировать и регулировать уровень стресса, защищать организм от появления новых психотравм;
  • «растворять» полученные ранее психологические травмы, приведшие к возникновению невроза;
  • освоить сознательные и бессознательные способы регуляции физического и эмоционального состояния.

Разница лишь в том, что одни психотерапевтические методы ведут к цели быстрее, другие – медленнее [6]. Мы считаем, что для терапии панического расстройства с агорафобией подходят лучше всего:

  • EMDR-терапия;
  • гипноз;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • краткосрочная стратегическая психотерапия.

Так что ищите себе психолога, который работает в русле этих методов. Таков наш совет.

Вывод. В случае с фобией метро мы настоятельно рекомендуем работу с психологом или психотерапевтом, который специализируется в терапии тревожно-фобических расстройств. Кстати, можете выбрать одного из нас! Сделаем все возможное и невозможное, чтобы помочь вам побыстрее! Вот страничка отзывов, возможно, она поможет вам сделать комфортный выбор!

источник

Эксперт:
врач-невролог Александра Игоревна Белякова-Бодина

Обморок – это потеря сознания из-за кратковременного нарушения мозгового кровообращения. Когда приток крови к мозгу становится слабее, он получает меньше кислорода и включает защитный механизм – мы падаем в обморок.

К потере сознания может привести несколько причин. Поэтому если вы обратитесь к врачу, он в первую очередь постарается понять, к какому виду относится ваш обморок. Выделяют:

1. Рефлекторные (вазовагальные) обмороки

Вызваны кратковременным падением тонуса сосудов из-за эмоциональной реакции на какое-то событие, жары, голодания, употребления алкоголя или недостатка жидкости в организме (например, при активном потении).

Как раз из-за этого временного нарушения кровообращения головного мозга вы можете потерять сознание в переполненном вагоне метро или в автобусе. Это самые распространенные и, кстати, наименее опасные обмороки. Если они случаются у вас редко и при описанных обстоятельствах – бояться нечего.

2. Обмороки кардиального происхождения (связанные с неполадками в работе сердца)

Из-за нарушения ритма сердца снижается циркуляция крови, и она поступает в мозг в недостаточном количестве. В этом случае опасен даже не сам обморок: есть риск, что нормальная работа сердца не восстановится самостоятельно и приведет к смерти. Поэтому при обследовании особенно важно исключить болезни сердца (провести суточное мониторирование ЭКГ, УЗИ сердца).

3. Обмороки из-за ортостатической гипотензии

Ортостатическая гипотензия – это снижение артериального давления, которое возникает, когда вы встаете. В этот момент кровь оттекает к ногам, и организму нужно повысить тонус сосудов, чтобы вернуть достаточное количество крови от вен нижних конечностей к сердцу. Иногда тонус повышается достаточно долго и развивается временная недостаточность кровоснабжения.

Чаще такие обмороки случаются у пожилых людей, в том числе они могут быть результатом побочного действия некоторых лекарств. Их главная опасность – шанс при падении получить перелом. Самая распространенная из-за этого – перелом шейки бедра, поэтому нужно быть внимательным при смене положений.

Запишитесь на консультацию к неврологу, если обмороки повторяются и мешают нормальной жизни или если есть какой-то из настораживающих факторов:

  • внезапная потеря сознания без предшествующей дурноты;
  • долгий обморок;
  • семейные случаи внезапной сердечной смерти или нарушений ритма сердца;
  • потеря сознания в положении лежа или сидя;
  • потеря сознания во время физической нагрузки.

По описанию симптомов врач подскажет, нужно ли вам беспокоиться. Если вызванные сильными эмоциями рефлекторные обмороки беспокоят пациента (например, потому что случаются слишком часто), они лечатся психологом.

В остальных случаях для выяснения причины назначаются диагностические исследования: например, тест с физической нагрузкой или тилт-тест, при котором горизонтальное положение пациента меняется на вертикальное под контролем изменения пульса и ЭКГ.

Важно научиться отличать обморок от эпилептического припадка. Дело в том, что привычные признаки эпилепсии – судороги, которые иногда сопровождаются прикусом языка и непроизвольным мочеиспусканием, – могут проявиться и при обмороке как реакция мозга на недостаточное кровоснабжение.

Эпилептический припадок можно определить по характерным признакам:

  • внезапная потеря сознания без характерного для обморока ощущения дурноты;
  • спутанность сознания после его восстановления (человек плохо понимает, что происходит вокруг, где он находится, выполняет нецелесообразные действия, не полностью вступает в контакт с окружающими);
  • семейная история эпилепсии или ранее развивавшиеся эпилептические приступы.

Но если при обмороке у вас начались судороги, лучше в любом случае обратиться к врачу.

Как правило, обмороку предшествует характерное липотимическое (предобморочное) состояние. Его можно узнать по чувству дурноты с развитием потливостью, учащением дыхания и сердцебиения, потемнением в глазах, ощущением ватности в ногах.

Дурнота возникает примерно за полминуты до самого обморока, поэтому при этих симптомах постарайтесь сесть, чтобы не получить травму при падении, предупредить окружающих вас людей и попросить о помощи.

источник

Автор: Lady-4-Lady Ноябрь 3, 2017, 12:50 пп

Большой город – это непрерывно работающая система, можно сказать, механизм. В нём каждый стремится занять своё место, свою нишу, каждый увлечен своими мыслями и идет своей дорогой. Суета, многолюдность, незнание друг друга – вот три основных атрибута большого города. Никого не удивит, если на земле или скамейке лежит человек. «Пьяный или спит», подумает большинство из нас, и, взвесив приоритеты (и возможные последствия), решит, что собственные дела важнее проблем незнакомца.

Ещё одним неотъемлемым атрибутом больших городов является общественный транспорт. От прибытия поезда или автобуса соответственно расписанию зависит чрезвычайно много, малейший сбой тянет за собой сдвиг всего расписания, а от этого, в свою очередь, зависит, успеют ли люди по своим делам. Пятым атрибутом большого города является время. Это тот ресурс, которого вечно не хватает и который никогда не бывает лишним.

Вероятно, именно по этим причинам, отзывчивость людей друг к другу в мегаполисах выражена значительно меньше, чем в сельской местности. И за это горожан винить нельзя: влекомый толпой, пребывая в состоянии перманентного стресса, не каждый может себе позволить вот так взять и остановиться ради того, чтобы узнать, как дела и самочувствие у человека, которого он видит в первый раз. Более того, вполне возможно, не каждый и заметит, что с кем-то рядом происходит неладное.

Потому первое, что стоит понимать, когда вы увидели человека, которому стало плохо, особенно если вы находитесь в толпе людей, это то, что, возможно, вы единственный, кто это заметил.

Второе, и очень важное: ваша реакция и своевременно принятые меры могут оказаться решающими.

Третье, и самое важное: это может быть кто угодно. Наши стереотипы, связанные с возрастом и внешним видом человека, часто обманчивы.

Если говорить о метро, то достаточно распространённым явлениям являются недомогания и обмороки. Причин тому множество, и не все они лежат в плоскости обеспечения метрополитеном комфорта пассажиров. Причиной обморока не всегда является жара, духота или слишком сильное сдавление грудной клетки в час пик (хотя это нередко случается). Бывает, что человек не успел позавтракать, не спал после смены или слишком тепло оделся. У человека может быть низкое давление, он может страдать от скачков сахара в крови, испытывать панические атаки, или просто (зная, что такое с ним бывает), забыть захватить в спешке бутылку воды. Недаром ведь в жаркое время года в столичном метрополитене организуется бесплатная её раздача. Поездка на метро для многих из нас – целое испытание, в среднем человек (в московском метро) проводит в поездке от 40 до 60 минут, и это только в одну сторону.

Когда человеку становится плохо (а кого на этот раз «судьба изберет» для такого случая, предсказать невозможно – это может быть и молодая девушка, и пожилой мужчина), если вы заметили, что человек резко побледнел, и начинает оседать вниз (потеря мышечного тонуса), скорее всего, это предобморочное или уже обморочное состояние. Однако, это может быть не только обморок, но и что-то более серьёзное: сердце, инсульт, или приступ иной природы.

Взять, к примеру, инсульт. Это настоящее бедствие национального масштаба. Инсульт настигает почти полмиллиона россиян, то есть, каждые 2 минуты в нашей стране регистрируется случай инсульта. Треть больных умирает в течение первого месяца (многие – в первые дни), в течение года – 50% больных

Смертность при инсульте напрямую зависит от того, насколько быстро была оказана квалифицированная медицинская помощь

Риску инсульта подвергается каждый из нас, не стоит думать,что это «прерогатива» пожилых людей: инсульт может поразить человека и в 20. Поэтому, в любую минуту кто-то рядом может нуждаться в неотложной помощи. И если вы будете знать, как проявляется инсульт, что нужно предпринять, если это произошло, то тем самым вы можете спасти жизнь этому человеку.

Инсульт – вторая по распространенности причина смертности, на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания, и этот недуг также стремительно «молодеет». Острый инфаркт миокарда в современном мире, особенно в развитых странах, стал настоящим бедствием. При этом одной из главных причин высокой смертности при этом заболевании часто является игнорирование подозрения на инфаркт и неправильное определение значения основных симптомов. В результате проходит слишком много времени, прежде чем человек сам решит обратиться за помощью. Причина такого поведения кроется, по-видимому, в особенностях человеческой психики: ведь никому не хочется предполагать именно у себя самое худшее.

Важно понимать, что клиническая картина как инфаркта, так и инсульта отличается большим многообразием, поэтому определить, что стало причиной недомогания человека и насколько оно серьезно, мы (без соответствующего опыта и полномочий), не можем, а сам пострадавший часто успевает сказать лишь: «Мне плохо», необходимо предпринять следующие общие меры первой помощи:

1.Связаться с машинистом.

2.Уберечь человека от возможной травмы, не дать ему упасть.

3.Усадить или уложить его (лучше усадить!).

4.Устранить то, что мешает дышать, стесняет грудную клетку: расстегнуть одежду, помочь снять рюкзак.

5.Обеспечить поток воздуха — помахать перед лицом газетой или журналом (но не слишком интенсивно, иначе эффект будет обратным).

6.Если человек в сознании, дать ему попить воды, если нет – сбрызнуть водой лицо.

7.Связаться с машинистом. И это не опечатка – мы намеренно перечислили данный пункт дважды. Скорее всего, этого не сделали до сих пор: очень часто бывает так, что тот, кто находится в вагоне ближе к пострадавшему и оказывает ему первую помощь, делегирует вызов машиниста другим пассажирам. И это немного более долгий процесс – инициативу проявит не каждый, да и как правильно общаться с машинистом, знают не все.

Читайте также:  Обморок при увеличении губ

Для связи с машинистом в каждом вагоне имеются по два пульта экстренной связи. Однако, поскольку случай воспользоваться ею выпадает нечасто и не каждому, стоит заранее знать, как это работает.

Если вы в «старом» вагоне: нажмите и удерживайте кнопку вызова. Дождитесь слова «говорите», после чего (не отпуская кнопку!!) коротко и ясно опишите ситуацию. При этом обязательно сообщите номер вагона, (он указан на табличке возле кнопки).

В большинстве моделей вагонов связь «пассажир-машинист» является симплексной, то есть, в данный момент времени может говорить только одна сторона. Отпускайте кнопку только изложив информацию!

В новых моделях вагонов кнопку можно не держать, если при этом на пульте горит сигнальная лампочка связи с машинистом.

После вашего сообщения машинист принимает решение: вызвать врача к следующей остановке, либо подольше подержать поезд на станции, чтобы вы могли помочь пострадавшему выйти из вагона, если это представляется возможным.

Чего делать нельзя:

1.Не нужно долго держать двери и мешать отправлению поезда – это может повлечь за собой серьёзный сбой в расписании, и даже создать аварийную ситуацию.

2.Надеяться на других.

Существует такой психологический феномен, имя которому «Эффект свидетеля» (или синдром Дженовезе). Этот эффект проявляется в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (той, что указана выше, или несчастного случая, либо другого происшествия, в том числе и с криминальной составляющей), не пытаются помочь пострадавшему. Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшему тем меньше, чем больше людей ситуацию наблюдают. Иными словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшему должен (может) не он, а кто-то другой.

Единственный же очевидец, напротив, понимает, что кроме него помочь пострадавшим больше некому, и действует гораздо более решительно.

Это явление получило своё описание более, чем полвека назад, благодаря, увы, печальной истории о девушке (Китти Дженовезе), которая была убита на глазах, по разным данным, от 10 до 38 своих соседей, наблюдавших за происходящим в окно, в то время, как никто не догадался сразу вызвать полицию. Было это в далёком 1964 году, убийцу поймали и предали суду, а родственники девушки простили соседей за их бездействие.

Это феноменальное свойство человеческого поведения вызывает живой интерес у учёных по сей день. После ряда исследований «эффект свидетеля» получил объяснение, которое включает ряд факторов, таких, как:

1.Возможная неоднозначность ситуации («А может, он пьян». Согласитесь, хоть раз ловили себя на такой мысли).

2.Страх оценки, боязнь поступить глупо и оказать избыточную помощь, неверно интерпретировав событие.

3.Групповая сплочённость (В вагоне метро, она, разумеется, отсутствует — каждый думает: «Я не с ними, я ни при чём»).

4.Диффузия ответственности – явление, при котором происходит субъективное распределение ответственности за какой-либо поступок (либо его отсутствие) между несколькими членами группы, в результате чего уровень ответственности каждого члена становится значительно ниже исходного («А почему сразу я?»).

Поэтому – помните об этом свойстве человеческой природы и ни в коем случае не проходите мимо, не оставляйте человека в беде! Ведь от подобных ситуаций никто не застрахован.

Но – вернёмся в метро. Если кому-то стало плохо на платформе, ваша задача немного упрощается: для связи с дежурным воспользуйтесь колонной экстренного вызова – это красно-синий стенд, такие установлены посередине каждой платформы и практически во всех вестибюлях.

Когда кому-то стало плохо в метрополитене, этот способ будет оптимальным для вызова скорой помощи. На колонне экстренного вызова две кнопки: синяя (для справок), и красная – SOS. В данном случае нужно нажать именно красную кнопку. Вам ответит оператор ситуационного центра, которому вы сообщите, на какой станции произошел инцидент, чтобы сориентировать медиков.

Если колонны экстренного вызова рядом нет, в первую очередь надо поискать глазами форменный красный берет — дежурную по станции. Этот человек также знает, какие меры следует предпринять, и у нее есть аптечка.

Также вы можете обратиться к сотруднику полиции или дежурному у эскалатора (правда, эту должность собираются упразднить).

И ещё: если, не дай Бог, вы сами окажетесь в ситуации, когда вам понадобится помощь, не обращайтесь к толпе. Ваши «ПомогиТЕ» «СпасиТЕ», увы, скорее всего, не дадут эффекта – ведь толпа безлика, и каждый отдельный человек в ней спешит по своим делам. Адресуйте просьбу о помощи кому-то конкретному: психологи говорят, что фраза «Вы можете мне помочь?» намного повысит ваши шансы.

И ещё один момент, который важно знать о человеческом поведении в необычных или экстремальных условиях: что бы ни случилось (пожар, террористический акт или так называемый «блэкаут»), основная ваша задача — это сохранять спокойствие. Особенно это важно в условиях, где вы в замкнутом пространстве окружены большим количеством людей.

Ученые доказали: как паника, так и спокойствие обладают свойством цепной реакции. И это ещё один феномен нашей психики. Люди, сохраняющие спокойствие, действуют на окружающих отрезвляюще, равно, как и человек, впавший в истерику, рано или поздно заразит ею всех. Поэтому такого человека необходимо как можно скорее привести в чувства: громко окрикнуть или даже встряхнуть, и постараться донести, что в любой непонятной или опасной ситуации лучше руководствоваться разумом, а не эмоциями.

источник

Свое недомогание и упадок сил мы часто списываем на погоду, вечную занятость или депрессию — на что угодно, но никак не на такой удобный и привычный вид транспорта, как метро. Но у него есть свои нюансы.

Через несколько месяцев ежедневного, не менее двух часов в день, пребывания под землей у человека, особенно у женщин, развивается хроническая транспортная усталость. Это неопределенное чувство дискомфорта, плохое настроение, апатия, различные болевые ощущения в теле. И если на выходе из подземки вами владеет только одно желание — поскорей бы дотащиться до дома, то, возможно, причина усталости — метро. Причем она часто возникает уже с утра при одной мысли о том, что надо спускаться под землю. Или во время поездки, несмотря на то, что вы хорошо спали и бодро чувствовали себя еще час назад. Транспортная усталость может послужить толчком к развитию гипертонии, сердечных болезней, неврозов, депрессии и панических атак.

Во-первых, нездоровая духота, пыль и грязь в наших «дворцах пролетариата». Ведь именно так называли раньше метро. К сожалению, информация о содержании в воздухе метро кислорода и углекислого газа по степени секретности приближается к государственной тайне. Но можно предположить, что при почти полном отсутствии вентиляции в вагонах дышим мы неизвестно чем.

Во-вторых, тотальная электрификация метро. Предполагают, но эти данные тоже закрыты, что и уровень электромагнитных полей недопустимо высок. Особенно в длинных и глубоких тоннелях. Их создают электромагнитные установки, мощные высоковольтные кабели и изобилие электрооборудования в поезде. Ослабляет нашу нервную систему и шум. В метро он достигает 70 и более децибел. Причем мало кто знает об инфразвуковых воздействиях. Это низкочастотные акустические колебания ниже 20 герц, которые возникают в результате взаимодействия потоков воздуха с движущимся поездом. Вибрация в вагонах относительно небольшая, но при длительных поездках она действует негативно. А резкие торможения, ускорения и раскачивание движущегося состава дают дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат. Не полезно для глаз и искусственное освещение. Не прибавляют здоровья и психологические нагрузки. Переполненность и давка, близкие взгляды в упор, не слишком высокая культура поведения отдельных личностей не способствуют оптимистическому настрою.

Прежде всего, по возможности избегать дальних поездок. Найти работу поближе к дому, не далее 5-6 остановок с минимумом пересадок. Если на вашей линии есть открытые участки, где поезд идет поверху, то считайте — вам повезло. На таких ветках метро вредных факторов значительно меньше. Остальным же лучше часть пути проезжать на менее вредном наземном транспорте или идти пешком. Если же вы каждый день пересекаете город из конца в конец под землей, то хотя бы воздерживайтесь от поездок в выходные дни.

Проводите их на природе, желательно без алкогольных возлияний и хаотической, не очень здоровой еды. Из всех видов отдыха выбирайте активные. Но не домашний велотренажер, а велосипед, волейбол, лыжи. Чем больше времени вы проводите в метро, тем регулярнее и длительнее должны быть ваши занятия на свежем воздухе. Старайтесь садиться в середину состава. Там меньше вибраций и раскачивания. Полезно во время движения выполнять несложную дыхательную гимнастику или простейший комплекс аутогенной тренировки. Если при спуске в подземку возникает волнение, чувство тревоги, можно принять валериану, пустырник, пассифлору.

Можно поддержать организм и приемом адаптогенов и витаминов. Но помните о главном — чем лучше вы будете закалены и тренированы, тем выше будет ваша устойчивость к любым факторам риска, включая и транспорт. А вот использование метро в качестве средства борьбы со стрессом абсолютно неоправданно. Хотя некоторые женщины любят лечить поездками свое тоскливое и подавленное настроение. Под землей любоваться нечем. С точки зрения антидепрессивного мероприятия замкнутое пространство неполезно.

Транспорт — это не место для перекусов. Слишком велик риск подхватить кишечную инфекцию — дизентерию, брюшной тиф, пищевые токсикоинфекции и гепатит А. На поручнях эскалаторов и вагонов оседают миллионы всевозможных микробов, бактерий и палочек. И все это вместе с очередным печеньем или булочкой легко попадает в ваш организм. Удержитесь от соблазна перекусить на ходу, как бы вы ни были голодны, и не кормите в метро детей. Или хотя бы имейте при себе влажные антибактериальные салфетки.

Не садитесь рядом с бомжами не спешите занять освободившееся после него сиденье. Московское метро — излюбленное место отдыха бездомных, здоровье которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. От них легко можно заразиться педикулезом. Вши быстро перебираются на сидящего рядом человека. Кроме того, платяная вошь, живущая на одежде, может разносить и сыпной тиф. Такие случаи возможны даже для цивилизованного города. Достаточно даже кратковременного контакта с больным человеком. Поэтому абсолютно правильно поступают те, кто как можно дальше отходит от спящего на лавке бомжа.

Душный теплый и влажный воздух в непроветриваемых вагонах — идеальная среда обитания для самых разных вирусов. Для того, чтобы заразиться гриппом, достаточно постоять в радиусе до 6 метров от чихающего или кашляющего больного. А теперь вспомните нашу метрополитеновскую скученность. Да здесь подхватить можно все что угодно. От ОРЗ и гриппа до тяжелейшей менингококковой инфекции. К этой группе болезней относятся также и аденовирусные инфекции, парагрипп, риновирусная инфекция или острый заразный насморк. Кишечная форма гриппа тоже передается воздушно-капельным путем. Не говоря уже о туберкулезе, которым легко заразиться и от которого очень трудно вылечиться. Ведь ко многим антибиотикам туберкулезная палочка уже успела адаптироваться.

Здесь никто еще пока ничего нового не придумал — прививки, закаливание, профилактический прием препаратов, повышающих иммунитет. Ведь всем известно, что болезнь развивается там, где нарушен естественный защитный барьер. Для того чтобы быть уверенным, что сделанная в детстве прививка надежно защищает вас, можно проверить уровень антител к интересующей вас инфекции в крови. Такая проверка возможна до и после вакцинации от дифтерии, коклюша, краснухи, гепатита, туберкулеза и некоторых других заболеваний.

А вот прививка от гриппа не всегда гарантирует защиту. Во-первых, она действует не сразу, а спустя примерно месяц и только в течение года. К тому же вирус каждый год меняет свои свойства и предугадать, какой именно грипп будет гулять в этом сезоне, крайне трудно. Но все равно привитый человек, если даже и заболеет, перенесет грипп гораздо легче. В качестве альтернативы можно посоветовать прием препаратов, стимулирующих иммунную систему. Например, курс инъекций иммунофана. Можно в профилактических целях попринимать дибазол, учитывая только, что он может снижать давление. Есть и неплохие гомеопатические средства, биологически активные добавки к пище, поливитамины. А вот популярный у многих ремантадин хорош только, если вы уже были в контакте с гриппозным больным. Из домашних средств профилактики можно посоветовать чеснок — 2 зубчика в день или смесь меда с лимоном. Но это только для людей, не имеющих аллергии и проблем с желудком.

Метро, да и транспорт вообще — самый популярный источник страхов для городских жителей всего мира. Перрон, с которого можно, оступившись, упасть на рельсы, эскалатор, который может резко остановиться или, не дай Бог, оборваться. Страх перед темнотой тоннеля. Московское метро — случай особый. Во-первых, оно — одно из самых глубоких в мире. А уже один только спуск под землю в нашем подсознании ассоциируется с повышенной опасностью, срабатывает угнетающий фактор подземелья. Во-вторых, столичная подземка с каждым годом становится все более переполненной. Толпа усталых, раздраженных давкой людей, вынужденных бесцеремонно вторгаться в личное пространство друг друга, может легко вызвать чувство паники даже у психически здорового человека.

Наконец, необходимость довольно долго находиться в замкнутом помещении — тесном и душном вагоне — доставляет массу неприятных ощущений страдающим клаустрофобией. Есть люди, которые не пользуются общественным транспортом из-за того, что боятся захлопывающихся дверей в метро или троллейбусе. Кстати, этот навязчивый страх замкнутого пространства очень даже легко приобретается на фоне хронической усталости и депрессии. Постарайтесь компенсировать свои страхи активной, насыщенной жизнью. Или подумайте, что вы давно хотели в своей жизни изменить, потому что фобии часто нам выгодны.

Прикрываясь всевозможными страхами, мы избегаем решения застарелых проблем. Например, человек думает, что боится эскалаторов, а на самом деле ему до смерти надоела работа, куда приходится ездить на метро. Но поменять место не хватает решимости и силы воли. Старайтесь не злоупотреблять алкоголем. Он не столько расслабляет, сколько расшатывает нервную систему, ослабляя защитные механизмы мозга. Принимайте успокоительные травы и настойки — валериану, пустырник, ново-пассит.

Принесет пользу и аутогенная тренировка. Очень хорошо помогает систематический спорт, оздоравливающая гимнастика, лечебная физкультура. Регулярные занятия тренируют не только мышцы, но и нервные клетки, подавляя выброс адреналина. Если же страх прогрессирует, то надо, не мешкая, идти к хорошему врачу. Страх вредит эндокринной и нервной системам, провоцирует психосоматические заболевания, проблемы с сердцем и даже расстройства мозгового кровообращения. А вот паниковать не стоит. Ведь лечится все, только, может, чуть дольше и более широким спектром методов.

Читайте также:  Видео петухов которые падают в обморок

источник

Сегодня, к сожалению на боевой практике, проверил знания по оказанию помощи в метрополитене. Вместо предисловия передам привет сотрудникам частного охранного предприятия «Титан», работавших 12 марта 2016 года в 13:30 — 13:57 по ст. Спортивная. Неужели так сложно помочь маме с коляской — поднять коляску на поверхность? И по всем сменам по данной станции: потрещать языком, нахамить пассажирам и врачам — это ваша задача?

Теперь перейдем к сути. Подняв коляску я направился к составу следующему в сторону ст. Пролетарская.

Из вагона криком кричала женщина и просила помощи для пассажирки. Конечно же я взял ситуацию в свои руки, ибо на её месте может оказаться кто угодно и даже я сам.

Вывод первый, касающийся непосредственно пассажиров метро. Не думая, вы не умеете пользоваться экстренной связью! Давайте включим здравый смысл. Нажали на кнопку и стоите в проходе — просите машиниста о помощи. А он, стервец, дает ответ, но при этом просит повторить ибо не слышно.
А теперь подумайте, будет ли заглушен пассажир с громкостью голоса 70дБ шумом состава 80 дБ и выше? И вы думаете, что в составе 1975 года выпуска будет ультранавороченный узконаправленный микрофон, который услышит вас с прохода? Плюс, как говорят сами машинисты, динамик системы экстренной связи не всесильный и его тоже можно не услышать.

Когда я заорал в экстренную связь номер вагона в сцепе и номер бортовой, машинист принял решение вызвать милицию. По сути (у нас в Харькове) больше ничего он сделать не сможет.

Второе, перешел непосредственно к осмотру пострадавшей. Благо смог разогнать зевак, которые инстаграмчик пополняют. Женщина одета опрятно, сразу видно социально адаптированная. «Отъезжающая», но слава Богу в сознании. Два вопроса, которые надо задать и на которые надо получить ответ:

1. Что болит?
2. Что употребляли (таблетки\алкоголь\пищу)?

От этих ответов зависит ваше дальнейшее поведение.
Если это сердце — обеспечьте притоком воздуха и питьем. Вызывайте наряд, приготовьтесь к транспортировке на станцию (освободите заранее проход).
Если это брюшная полость — удостоверьтесь, что не было внешних повреждений, а также что пострадавший не имеет стомированной толстой кишки (кишка выведена прямо на живот хирургическим путем). Пострадавший об этом однозначно знает. Вызывайте наряд, приготовьтесь к транспортировке на станцию (освободите заранее проход).
Если это травма опорно-двигательного аппарата — постарайтесь обеспечить горизонтальное положение и уведомте машиниста о невозможности транспортировки пассажира подручными методами.
Если это перелом или растяжение (что кстати тоже бывает) — постарайтесь обеспечить холод (пачка пельменей или мясо из супермаркета помогут уберечь пострадавшего от шока).

Данные о таблетках, алкоголе и пище помогут врачам скорой помощи — помните, к их приезду пострадавший может потерять сознание.

Важно! Если человек находится без сознания и\или имеет выраженное кровотечение и\или боль сопровождается рвотными рефлексами — постарайтесь минимизировать перемещение в вертикальном положении. Начинайте уже в составе вызывать скорую на близлежащую станцию по ходу движения.
Если, как в моем случае, пострадавший теряет контроль над собой — освобождайте ближайшее сидение.

Если пострадавший находится в сознании, но имеет сильное потовыделение и бледный вид — обеспечьте дополнительный приток воздуха — откройте форточки и используйте подручные предметы как веер. Самое плохое место, с точки зрения вентиляции и с которым мне пришлось столкнутся — начало вагона. Слава Богу, что хоть левая сторона, было откуда воздух нагнать.

Запомните, что постоянно обливать водой пострадавшего «ради приведения в чувство» — ошибочное действие, которое может нанести ему или его имуществу вред. В моем случае это было актуально, бабушкам, насмотревшимся ящик — «спасибо». Залили похлеще пожарных, хотя необходимости не было, а в случае подобной нагрузки — пострадавшая могла банально захлебнутся, в том числе и через нос.

С точки зрения юридической основы, не рекомендуется обеспечивать медикаментозное лечение, если вы не врач. То есть бабушку, которую прихватило сердце валидол может добить, т.к. у неё будет не привычная всем гипертония, а брадикардия и остановка сердца.

При транспортировке пассажира из вагона соблюдайте все правила оказания первой помощи!

Если перед вами эпилептик: (распространенный случай в метрополитене)

2. Будьте рядом на протяжении всего припадка. Разговаривайте мягко и плавно, и отодвигайте «советчиков», желательно пошлите их к сотрудникам метрополитена для вызова помощи.

3. Обязательно засеките время начала приступа.

4. Опустите больного на ровную поверхность (желательно на платформу, если он сидел -опустите в горизонтальное положение) и подложите ему что-нибудь мягкое под голову.

5. Не удерживайте его в неподвижном состоянии, пытаясь остановить судороги. Мышцы это не расслабит, но запросто может стать причиной травм. В том числе и ваших.

6. Не кладите больному ничего в рот.
Считается (но не врачами), что в ходе приступа может запасть язык, но это заблуждение. В это время мышцы — и язык в том числе — находятся в гипертонусе. Не пытайтесь разжать человеку челюсти и поместить между ними какие-то твёрдые предметы: есть риск, что во время очередного напряжения он или случайно укусит вас, или раскрошит себе зубы.

7. Ещё раз проверьте время. Если припадок длится больше пяти минут, звоните в скорую помощь.
Долгие приступы могут вызывать необратимые повреждения клеток мозга.

8. После того как припадок прекратился, положите человека в удобное положение: лучше перевернуть его набок. Убедитесь, что дыхание пришло в норму. Аккуратно проверьте, свободны ли дыхательные пути: их могут перекрывать куски пищи или зубные протезы. Если жертве приступа всё ещё сложно дышать, немедленно вызывайте скорую.

9. Пока человек полностью не придёт в норму, не оставляйте его одного. Если он поранился или за первым приступом сразу же следует повторный, срочно обратитесь к врачу.

Что может понадобится сотрудникам милиции\полиции при оформлении рапорта: ваш номер телефона и ФИО. (Может понадобится врачам скорой помощи или неотложной медицины.) Объяснительную вы пишете только в том случае, если пассажир получил серьезные телесные повреждения. Помните, что неоказание помощи (кроме случаев, когда вам самим угрожает опасность) — это почти гарантированное получение уголовного срока при наличии доказательств.

Отдельная благодарность сотрудникам батальона милиции на Метрополитене, а также сотруднику ЧОП «Титан», дежурившим по ст. Завод им. Малышева 12 марта 2016 года в период с 13:59 по 14:20.

И самая главная благодарность Харьковскому отделению Международного обьединения Красного Креста и Полумесяца. 26 марта у них будет очередной мастер-класс по первой доврачебной помощи. МЕРОПРИЯТИЕ БЕСПЛАТНОЕ.Регистрация тут.

источник

Обмороком называют кратковременную потерю сознания из-за нарушения притока крови к головному мозгу. Причина обычно в резком снижении артериального давления. Во время обморока люди падают. Каждое такое падение может закончиться травмой. Продолжается обморок буквально пару минут.

Бывают разные варианты обморока. Чаще всего встречается рефлекторный обморок . Он запускается провоцирующим фактором, который называют триггером . Это может быть страх, боль, медицинская процедура или пребывание в душном помещении.

Рефлекторный обморок начинается не сразу. У него есть предвестники вроде головокружения, потливости или тошноты. Эту разновидность обморока можно предотвратить.

Лучший способ профилактики обморока — это избегать провоцирующих ситуаций. Кому-то вредно пользоваться общественным транспортом в жару, а кому-то желательно не допускать обезвоживания. У каждого человека с рефлекторными обмороками есть свои слабые места. Такие триггеры лучше знать.

Если появились предвестники, то обморок еще можно предотвратить. Это не самый лучший способ профилактики, но он действует.

Иногда человек знает, что обморок у него развивается быстро. В таком случае нужно сразу лечь и приподнять ноги. Если нет возможности лечь, то нужно сесть и наклонить голову вниз.

Самый последний симптом перед обмороком — это потемнение в глазах . После него до потери сознания остаются считанные секунды. В такой ситуации нужно ложиться и ничего другого не делать, иначе можно упасть и что-нибудь себе повредить.

Если обморок начинается с тошноты, потливости или других симптомов, то можно попытаться сделать маневры противодавления . Смысл этих маневров в напряжении мышц.

Перед обмороком резко расширяются кровеносные сосуды, и снижается артериальное давление. Если напрячь мышцы, то можно повысить давление. Вот три самых популярных маневра:

  • Сжать в руке резиновый мяч диаметром 5 — 6 см или похожий объект;
  • В положении стоя скрестить ноги, напрячь мышцы бедер, ягодиц, живота;
  • Сцепить перед грудью руки и пытаться тянуть их в разные стороны.

Нужно напрягать мышцы до тех пор, пока не пройдут все предвестники.

Некоторые способы предотвращения обмороков направлены на долгосрочную профилактику. Они сложные и не очень надежные, но польза от них перевешивает вред. Такие способы предлагают только молодым людям без заболеваний сердца .

Регулярное употребление дополнительного количества воды и соли помогает повысить артериальное давление и предотвратить обморок.

Рекомендуют выпивать ежедневно 2 — 3 л жидкости. Лучше ориентироваться на цвет мочи. При недостатке воды она будет темно-желтой, а должна быть светлой.

Нужно употреблять больше соли. Желательно до 10 г в сутки. Не рекомендуют увлекаться диетами с низким содержанием натрия.

Это тренировка устойчивости к вертикальному положению тела. Есть шанс, что несколько месяцев таких тренировок помогут избавиться от обмороков.

Тренировку проводят дома в присутствии кого-то из членов семьи. Один или два раза в день нужно стоять, опершись спиной о стену и поставив ноги в 20 см от стены. В случае обморока человек в такой позе не падает, а сползает вниз. Тренироваться нужно 30 — 60 минут в день. Эффект можно ожидать не меньше чем через месяц.

Основной вред бессмысленных мероприятий в том, что они отнимают драгоценное время. Лучше направить усилия на маневры противодавления.

Не нужно искать свежий воздух. Душное помещение запускает обморок, но приток свежего воздуха не помогает его предотвратить. Это заблуждение пришло к нам из девятнадцатого века, когда не понимали механизмов обморока. Поиск воздуха отнимает время, и предвестники закончатся потерей сознания. Так можно упасть и получить травму.

Не нужно расстегивать одежду и пояс. Тесный пояс наоборот предотвращает резкое падения давления.

Не нужно нюхать нашатырь. Этого способа нет в официальных рекомендациях. Бывали случаи, когда капли нашатырного спирта попадали в глаза и вызывали ожог роговицы.

Не поднимайте человека, потерявшего сознание. Обморок — это саморазрешающееся состояние. В горизонтальном положении человек быстро приходит в себя. Если пытаться удерживать его вертикально, то станет только хуже. Начнутся судороги, которые пугают окружающих. Потом придется проходить ненужное обследование чтобы исключить эпилепсию.

Механизм обмороков понятен, но до сих пор не удается какими-то процедурами исправить вредные рефлексы. Поэтому люди с обмороками должны разбираться в проблеме. Полезно обучить членов своей семьи и заранее объяснить окружающим, как это может быть.

источник

Обморок (устаревшее медицинское название – синкопе) – это состояние, характеризующееся потерей сознания и падением артериального давления. Замедляется обмен веществ, наступает внезапная слабость и помрачение сознания. Обморок может продолжаться от нескольких секунд до десятков минут.

В большинстве случаев обморок вызван внезапным снижением метаболизма в головном мозге, нарушается мозговое кровообращение, мозг перестает получать достаточно кислорода. Несмотря на то, что мозг не функционирует на полную мощность, основные жизненные функции снижаются, но не угасают полностью. Пациент дышит, сердце работает.

Потеря сознания может быть вызвана самыми разными заболеваниями. Иногда обморок происходит по стечению обстоятельств – усталость, духота, долгое голодание.

Перед обмороком всегда наступает предобморочное состояние, которое также может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. В некоторых случаях пациенту достаточно сесть или лечь, расслабить воротник, чтобы избежать обморока.

Предобморочное состояние характеризуется такими симптомами:

  • пульсация в висках;
  • затрудненное дыхание – субъективное ощущение нехватки кислорода;
  • повышенное потоотделение;
  • ощущение жара во всем теле;
  • тошнота, головокружение;
  • тахикардия, ощущение учащенного сердцебиения;
  • появление темных пятен перед глазами.

Если пациенту не удалось присесть, то он падает в обморок. В большинстве случаев пациенты быстро приходят в себя и без посторонней помощи (правда, это не значит, что ее не нужно оказывать). Иногда после обморока наблюдаются другие неприятные симптомы, например, дрожание и непроизвольное подергивание конечностей, позывы к мочеиспусканию.

Выделяют несколько физиологических причин, которые могут привести к кратковременной потере сознания. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Нарушения в работе вегетативной нервной системы. Эта система отвечает за сосудистый тонус. При сбоях она не может правильно отдавать команды сосудам, они резко сокращаются, наступает потеря сознания. Это основная причина обмороков нейрогенного характера – самые частые обмороки.
  2. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Являются причиной т.н. кардиогенных обмороков. Сердце работает недостаточно хорошо, сосуды сужаются, что приводит к гипоксии головного мозга.
  3. Атеросклероз и заболевания сосудов. Сюда же относятся ишемические атаки и инсульты.
  4. Повышение внутричерепного давления. Возникает, как следствие некоторых заболеваний – опухоли, врожденной гидроцефалии, или на фоне мозгового кровоизлияния, а также после травм головы.
  5. Снижение глюкозы в крови, уменьшение концентрации кислорода в тканях. Такие состояния возникают при диабете, анемии, почечной и печеночной недостаточности.
  6. В результате уменьшения объема жидкости, циркулирующей в организме. Может быть результатом кровотечения, поноса или другой избыточной потери жидкости.
  7. Отравление токсинами: угарным газом, этиловым спиртом и другими.
  8. В результате различных психологических и психиатрических заболеваний. Например, при неврозах, тревожных состояниях частый симптом – это гипервентиляция. Организм старается контролировать содержание кислорода, что приводит к сосудистому спазму. В таких случаях пациентам необходимо обучиться дыхательным техникам.

Есть и другие причины: инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, приступы эпилепсии. В каждом отдельном случае необходимо пройти обследование, чтобы выяснить, почему случаются обмороки.

Если это единичный случай, и до этого на медосмотрах не было патологий – можно не беспокоиться. Но если обмороки повторяются, необходимо посетить невролога.

источник