Меню Рубрики

Какая птица зимой падает в обморок

Тема исследования: тайны зимушки-зимы

2. Цели и задачи исследования

Ранним утром я проснулся и выглянул в окно. Выпал снег! Кругом все белым-бело! Я выбежал во двор. Как будто густой туман стелется по земле. Снежинки медленно опускаются, собираясь в крупные хлопья, падают на землю. Я поймал руками снежинку, она похожа на шестиугольный кристаллик и удивительно похожа на красивую звездочку. Я начал внимательно рассматривать ее, она очень быстро растаяла. Так я увидел первый снег!

В морозный день после школы я пошел кататься на лыжах. Ты слышал, как в морозный день скрипит под ногами чистый, белый, пушистый снег? Как бы ты объяснил это явление? Правильно, это ломаются под твоей тяжестью нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень, очень много, слышится треск.

Я задумался, а как же справляются в этот мороз лесные и водные жители нашей природы?

Цели и задачи исследования

Найти и собрать информацию о том, как живут лесные и водные жители в зимнее время, и ответить на вопросы:

Почему зайцы ждут снега?

Для лисицы снег друг или враг?

Почему птицы зимой в обморок падают?

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Я считаю, что зайцы не ждут снега.

Я думаю, что для лисицы снег – враг.

Я предполагаю, что птицы падают в обморок от холода.

Наверное, есть жизнь и подо льдом.

Почему зайцы ждут снега?

В белой шубке, пока снега нет, заяц на виду у всех врагов. Оттого и ждут зайцы снега как избавления от своих страхов.

Спасает снег зайцев и от холода. В сильные морозы и бураны забираются они на отдых в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. А слабеет мороз, так прямо в снегу спят косые. Утопчет заяц снег под собой и ляжет. Подтает снег – и получится ямка. Снизу и с боков снег, а на мороз выставлены загривок да спина, где шерсть подлиннее и погуще. Зимой под снегом не найти зайцам зеленых побегов. Приходится грызть горькую кору и жесткие ветки. Вкусная молодая кора, самые нежные тонкие веточки высоко, не достать. И живут в начале зимы зайцы впроголодь, ждут, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Голодным беляк не останется!

Для лисицы снег друг или враг? Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается. наступление холодов ее тоже не пугает. Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов.

Вот только с питанием зимой хуже, чем летом. Улетели на юг мелкие птахи, попрятались в норы мыши и полевки. Там, где снег глубок, например, в лесу, лисе до мышей не добраться. Поэтому она охотится в поле, где ветер сдувает снег.

Почему птицы зимой падают в обморок?

Зима страшна не холодом, а голодом. Сыта птица – тепло ей под пухом и перьями. Немногие птицы остаются зимовать в наших краях. Любят птицы зимой ягодами рябины лакомиться. И каждая из них угощается по-своему.

Что такое? С верхушки рябины в морозный день одна за другой на землю падают свиристели. Лежат, словно неживые, не шевелятся. Возьмешь птицу в руки – дышит, тельце теплое, а глазки закрыты.

Через некоторое время птички оживают. Задвигаются, запрыгают, вспорхнут на деревья и как ни в чем не бывало снова примутся за рябину.

Почему ягоды так на птиц подействовали? Плоды рябины в морозный день становятся маленькими кусочками льда. Набитый ими зоб птицы охлаждает все тело, сдавливает горло, затрудняет дыхание. Вот и оказывается объевшаяся свиристель в полуобморочном состоянии. И падает она с дерева на землю. Только после того, как часть ягод оттает и пройдет в желудок, птица приходит в себя и снова начинает есть. До… очередного обморока. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Поэтому должны повесить кормушки и ухаживать за птицами.

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Темно и тихо в подводном мире. Лёд сковал воду. Толстый слой снега преградил доступ солнечным лучам. Сомы, карпы, караси, голавли, лещи засыпают на зиму, прячутся в мягкий речной или озерный ил и лежат, не шевеля плавниками.

В ноябре и декабре, пока не сильно морозит, окуни еще гуляют по мелким местам. Стайки молодых окуней снуют взад и вперед, хватают с нижней поверхности льда маленьких рачков, усевшихся там, как мухи на потолке.

Когда лед затягивает все полыньи, в воде, даже в проточной, становится меньше воздуха. Дышать трудно, и окунь перестает есть, делается вялым. Через некоторое время он привыкает к недостатку кислорода и снова плавает, преследуя мальков, охотно подходит к прорубям поглотать воздуха.

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

В данной работе я рассмотрел, чем питаются и как живут животные зимой.

Пока нет снега, заяц на виду у всех врагов, оттого и ждут зайцы снега как избавления от своих страхов. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле – вот и молодые веточки! Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше. Нельзя косым без снега.

А вот для лисицы снег – враг! Чем глубже снег, тем сложнее лисице охотиться: хуже слышно, трудно уловить запахи и еще труднее быстро схватить добычу.

Птицам зимой тоже очень трудно. Питаются они заледенелой рябиной. Кусочек льда охлаждает все тело, сдавливает горло, затрудняет дыхание. Поэтому птиц нужно подкармливать, насыпать им в кормушку семена подсолнечника, тыквы, овсяную крупу. Также можно охотно кормить крошками хлеба, несоленым салом и мясом.

А сколько жителей подо льдом весну ждут! Ползают подо льдом жуки-плавунцы, улитки-прудовики. стайки молодых окуней снуют взад и вперед… А сверху глянешь – белым-бело, мертвым-мертво.

Я думаю моя тема оказалась интересной для многих, потому что я разгадал некоторые тайны зимушки-зимы.

1. ;пер. с англ. Кривошеиной первая энциклопедия. Астрель, Москва,2008

2. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. М.:Просвещение,2008

3. , Окружающий мир. Хрестоматия. Академкнига, Москва, 2011

источник

Мама помогла оформить мне красиво.

Мы распечатали фотографии.

Я вырезала бабочек, на двухсторонний скотч приклеевала фотографии, белые салфеточки, бабочек, цветочки. Мама приклеивала бусинки на супер клей.

Потом на бабочках я рисовала серебряные снежинки. А бабочки у меня снежные)))

А это текст сообщения. Мама придумала так, что ребятам я показываю книжку, а сама, если забуду — подгляжу в текст и никто не увидит.

Но моя учительница мне всё равно помогла — текст я не весь запомнила.

А это наши фотографии. Мама фотографировала.

Около дома рябина. Фотографии делали прошлой зимой, помните, когда был в Москве ледяной дождь?

Мама назвала все эти зимние фоторгафии «Красота неописуемая»

Это наше метро — похоже на космический корабль.

Вдалеке — жилищный комплекс «Эдельвейс» (так сказала мама) — мы его называем — замок.

Мама полчаса фотографировала это.

Моя мама. Прыгает на лыжах. Я так не умею.

Красивая арка из деревьев.

Окружающий
мир → Тайны зимушки-зимы

(для дошкольного и младшего школьного
возраста)

Как
рождаются снежинки

Ранним утром густой туман стелется по земле.
Но встанет солнце, и маленькие, маленькие капельки воды поднимутся вверх
высоко-высоко. Когда их станет много, они каплями дождя вновь вернутся на
землю.

Водяные пары всегда есть в воздухе. Зимой из
них очень высоко в облаках образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не
те снежинки, которые падают на землю, они пока очень малы. Но шестиугольные
кристаллики всё время увеличиваются и наконец становятся удивительно красивыми
звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на
землю.

Почему
снег под ногами скрипит

Вы слышали, как в морозный день скрипит под
ногами чистый, белый, пушистый снег? А как бы вы объяснили это явление?

Правильно. Это ломаются под твоей тяжестью
нежные лучики снежинок-звёздочек. А так как их очень, очень много, слышится
треск.

Зачем
зимой на полях снег пашут

Зима — пора забот о будущем урожае.

Ты знаешь, что растениям нужна влага. Если не
запасти её зимой, не будет хорошего урожая. Ещё с лета, убирая кукурузу и
подсолнечник, селяне оставляют на поле высоко подрезанные стебли. Гонит ветер
снег по полю, а стебли его задерживают. Целые сугробы у стеблей наметает.

А то выйдешь в поле, глядишь — пашут… снег.
Только плуги не обычные. Острым углом врезается деревянный плуг в снег,
крыльями раздвигает его, образуя валы. А чуть подальше из снежных кирпичей
крестьяне складывают настоящие стены, ставят щиты прутьев. Эти заграждения не
дают ветру уносить снег в овраги и леса. Весной снег растает, и вода, которая
так нужна растениям, впитается в землю.

Какой
зверь по снегу в лесу на лыжах бегает

Заяц-беляк всю зиму в бегах. И пропал бы он,
утонул бы по самые уши в глубоком лесном снегу, если бы не отрастала у него к
зиме на лапах между пальцами густая лохматая шерсть. От этого лапа становится
шире: беляк словно лыжи надел.

А ты знаешь, что бежит заяц задними ногами
вперёд? Поджимая на бегу короткие передние лапы, он выбрасывает вперёд длинные
задние лапы.

Почему
зайцы снега ждут

В белой шубке, пока снега нет, заяц на виду у
всех врагов. Оттого и ждут зайцы снега как избавления от своих страхов.

Спасает снег зайцев и от холода. В сильные
морозы и бураны забираются они на отдых в снежные норы-пещеры под стволами
поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов.

А слабеет мороз, так прямо в снегу спят косые.
Утопчет заяц снег под собой и ляжет. Подтает снег — и получится ямка. Снизу и с
боков снег, а на мороз выставлены загривок да спина, где шерсть подлиннее и
погуще.

Зимой под снегом не найти зайцам зелёных
побегов. Приходится грызть горькую кору и жёсткие ветки. Вкусная молодая кора,
самые нежные тонкие веточки высоко, не достать. И живут в начале зимы зайцы
впроголодь, ждут, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и
кустов, пригибает их земле.

Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше.
Нельзя косым без снега.

Хорошо
ли зимой кабанам, когда снега много

А вот для кабана снег — это не защита, а
помеха. Ни днём, ни ночью зверь в сугроб не зарывается. Напротив, выбирает для
лёжки бесснежное место где-нибудь под ёлкой с широкими низкими ветвями или в
камышах, где земля устлана сухими стеблями. К месту ночёвки кабан натаскивает кучу
хвороста, мха, хвои.

Для кабана хорошо, когда земля не только не
заснежена, но даже не промёрзла, что бывает крайне редко. Главная пища зверя —
корневища, луковицы, скрытые в почве. Кабан рылом роет землю, словно пашет
мощным плугом, проделывая борозды, вместе с луковицами и корешками добывает
жуков, червяков, куколок. В урожайные годы с удовольствием ест плоды
дикорастущих яблонь, груш, собирает жёлуди.

Для
лисицы снег — друг или враг

По снегу, даже глубокому, лисица ходит без
труда. Из-за малого веса она почти не проваливается. Наступление холодов её
тоже не пугает. Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов.

Вот только с пропитанием зимой хуже, чем
летом. Нет лягушек и птенцов, улетели на юг мелкие птахи, спрятались в норы
мыши и полёвки.

Там, где снег глубок, например в лесу, лисе до
мышей не добраться. Поэтому она охотится в поле, где ветер сдувает снег. Через
каждые несколько шагов лиса останавливается, чтобы прислушаться и принюхаться к
запахам. Стоит рыжей уловить мышиную возню или писк, она мгновенно настигает
зверька прыжком.

Чем глубже снег, тем сложнее лисице охотиться:
хуже слышно, трудно уловить запахи и ещё труднее быстро схватить добычу.

Почему
птицы зимой перебираются ближе к жилью человека

Зима страшна птицам не холодом, а голодом.
Сыта птица — тепло ей под пухом и перьями.

Зимой, когда луга и поля покрыты глубокими
снегами, вороны переселяются поближе к жилью человека. Здесь они питаются
остатками пищи. Там корочку схватят, там — мяса кусочек.

Галки, как и вороны, зимой живут в городах и
деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду добывают. Различить их нетрудно.
У вороны всё туловище серое, чёрные голова, шея, крылья да хвост. А галка вдвое
меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым
платочком повязана.

У сороки прозвище — белобока. По бокам перышки
у неё совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки
хвост, длинный, прямой как стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым
зеленоватым отливом. Зимой сороки разлетаются по деревням в поисках еды.

Читайте также:  Как научиться специально падать в обморок

Зимние
гости

Немногие птицы остаются зимовать в наших
краях. Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые.

Это нарядные снегири. Важно сидят они на
высоких кустах и деревьях, кормятся их семенами.

Это красивая птица — свиристель. У неё на
голове большой остроконечный хохол: то поднимет его птица, то опустит. Хохол —
главная примета: по нему свиристель узнаешь издалека.

Можно зимой увидеть и толстоклювых птиц —
щуров. Ест щур не спеша, перекликается с соседями: «Хю… хю… хю. ».

Небольшие серовато-бурые птички с красной
шапочкой на голове — это чечётки. У самцов и грудь с красным отливом. Ни минуты
не посидит на дереве спокойно чечётка: все время вертится на ветке. И молчать
не любит: «Чив-чив-чив… чив-чив-чив… пюи!

Тайны
рябинового пира

Любят птицы зимой ягодами рябины лакомиться. И
каждая из них угощается по-своему.

Хохлатые свиристели с жадностью глотают
замёрзшие сладковатые ягоды целиком. Снегири расклёвывают ягоды, поедая лишь
семена, а кожуру и мякоть бросают вниз. Большие синицы повисают на гроздьях
вниз головой и отщипывают от ягод маленькие кусочки.

Шустрые и суматошные воробьи больше бросают
ягоды вниз, нежели едят их. С видимым удовольствием угощаются рябиной галки и
сороки.

А находчивые вороны, которые не могут
удержаться на тонких ветках рябины, отрывают гроздья у основания и перелетают
на соседние деревья с более толстыми ветвями. Здесь, прижимая гроздь лапой к
ветке, они спокойно приступают к трапезе. Не веришь — понаблюдай!

Почему
свиристели зимой в обморок падают

Что такое? С верхушки рябины в морозный день
одна за другой на землю падают свиристели. Лежат, словно неживые, не шевелятся.
Возьмёшь птицу в руки — дышит, тельце тёплое, а глазки закрыты.

Через некоторое время птички оживают.
Задвигаются, запрыгают, вспорхнут на деревья и как ни в чём не бывало снова
примутся за рябину.

Почему ягоды так на птиц подействовали?

Плоды рябины в морозный день становятся
маленькими кусочками льда. Набитый ими зоб птицы охлаждает всё тело, сдавливает
горло, затрудняет дыхание. Вот и оказывается объевшаяся свиристель в
полуобморочном состоянии. И падает она с дерева на землю. Только после того,
как часть ягод оттает и пройдёт в желудок, птица приходит в себя и снова
начинает есть. До… очередного обморока.

А
чем ты птиц зимой угощаешь

Птиц можно подкармливать семенами
подсолнечника, тыквы, арбуза. Перед тем как насыпать семена в кормушки, их
нужно слегка подавить бутылкой. Тогда птицы легко справятся с жёсткой оболочкой.

Овёс и овсяную крупу охотно поедают воробьи,
свиристели, чижи, щеглы. Льняное семя подсыпают всем птицам. Снегири любят
семена крапивы, щеглы — репейника, чечётки предпочитают лебеду. Ягоды рябины,
бузины, черёмухи с удовольствием едят снегири и свиристели. Синицы охотно клюют
сырое несолёное сало и мясо. Это также лакомый корм для дятлов и поползней.

Птиц можно также кормить крошками белого
хлеба. А вот чёрный хлеб для них вреден.

Как
снегири разговаривают пятнышками

Если ты когда-нибудь зимой в лесу или в саду
увидишь красногрудых снегирей и их серых подружек, понаблюдай за ними. И ты
станешь свидетелем необычного птичьего разговора.

Пока снегири сидят спокойно, им нет
необходимости разговаривать. Но вот стайка решила лететь на другое место.
Тотчас же подаётся сигнал: «Внимание, готовься к полёту!» Сигнал этот — белое
пятнышко внизу на спинке у птичек. Пока они сидят, пятнышка не видно, оно
прикрыто крыльями. Но перед взлётом птички опускают крылья, и пятна становятся
видны. Они хорошо заметны даже издали. А чтобы их увидели все, снегири
несколько раз поворачиваются в разные стороны. В полёте эти пятна служат
хорошим ориентиром для тех, кто отстаёт.

Где
раки зимуют

В старину люди считали раков таинственными
животными. Узнать их зимовку считалось очень трудным делом. Вот и говорили в
народе, угрожая: «Я ему покажу, где раки зимуют!» Значит, покажу то, чего никто
не знает.

Так где же раки зимуют? На дне водоёмов и
зимуют.

Жизнь
рыб подо льдом

Темно и тихо в подводном мире. Лёд сковал воду.
Толстый слой снега преградил доступ солнечным лучам. Сомы, карпы, караси,
голавли, лещи засыпают на зиму, прячутся в мягкий речной или озёрный ил и
лежат, не шевеля плавниками.

В ноябре и декабре, пока не сильно морозит,
окуни еще гуляют по мелким местам. Стайки молодых окуней снуют взад и вперёд,
хватают с нижней поверхности льда маленьких рачков-бокоплавов, усевшихся там,
как мухи на потолке.

Когда лёд затягивает все полыньи, в воде, даже
в проточной, становится меньше воздуха. Дышать трудно, и окунь перестаёт есть,
делается вялым. Через некоторое время он привыкает к недостатку кислорода и
снова плавает, преследуя мальков, охотно подходит к прорубям поглотать воздуха.

Зимуют
ли растения в воде подо льдом

Зимующим водяным растениям приходится жить в
потёмках. И всё же некоторые из них зеленеют и растут. По-прежнему зелены
стебли элодеи. Они растут, тянутся вверх, к свету, примерзают верхушками к
ледяному потолку.

У многих растений отмирают лишь стебли и
листья, а подземные корневища сохраняют жизнь. Так зимуют корневища тростника,
камыша, сусака, белой водяной лилии.

Большинство других водяных растений с
наступлением холодов опускаются на дно водоёма. А некоторые из них, например
водяные лютики, зимуют на дне целым растением.

Умирают
ли на зиму травы

Какие травы ты можешь увидеть под снегом в
лесу, когда пойдёшь вместе с учителем на экскурсию и не забудешь взять с собой
лопаточку?

Вот округлой формы, похожие на почку, шершавые
листья копытеня. А вот узкие длинные листья осоки волосистой. Зеленчук
вырядился в пёстренькие покрытые пушком листья с зубчиками по краям. Он так
называется потому, что зимой сохраняет зелёные листья. Жмутся к стволам хвойных
деревьев кислицы с тройчатыми нежными листьями. Они по форме напоминают листья
клевера.

А стелющиеся побеги с узкими листьями,
похожими на листья злаковых, — это стебли звездчатки лесной.

А что это за странные веточки? Торчат пучками
прямо вверх, а верхушки заканчиваются маленькими черными головками? Это хвощ
зимующий.

Крупные, грубые, кожистые листья
папоротника-щитовника распластались по земле и оказались под снегом. Они
остаются живыми до весны.

Можно
ли под снегом увидеть цветущие растения

Оказывается, можно! Не только с зелёными
листьями, но и с цветками зимуют иногда пастушья сумка, ярутка, анютины глазки
и некоторые другие полевые сорняки. Эти растения цветут до самых морозов.
Выпадет снег, прикроет растение. Каким оно было в это время, таким и останется:
с бутонами и цветками. Растеньице будто бы замрёт на зиму, остановившись «на ходу».

Как
зимой узнать деревья

Приятно увидеть липу, клён или дуб летом, ещё
приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаёшь старого
знакомого.

Вот дерево, у которого все ветки изогнутые. В
середине они прогибаются книзу, а концы поднимаются вверх. Это липа. Проверь:
на ней или под ней на снегу ещё лежат крылатые липовые орешки.

Вот мощное дерево с засохшими листьями на
верхушках ветвей. Это дуб. Он не успел сбросить всю листву до холодов, и убитые
морозом листья остались на ветвях.

А уж как красива рябина, всё ещё увешанная
яркими гроздьями ягод!

У берёзы ещё виднеются на ветках сухие
серёжки, в которых спрятаны крылатые орешки.

Никакими словами не передать красоты
сказочного снежного леса. Это надо увидеть самому.

Почему
у дуба ветви корявые

Помнишь, как выглядит дуб зимой? Толстый,
мощный ствол, тёмная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше
дерево, тем более глубокими становятся трещины-морщины. И ветки дуба не прямые,
не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие. Почему ветви старых дубов
имеют таки причудливые изгибы?

А причина в том, что дубы — высокие деревья.
Они любят свет, и их побеги тянутся к свету, меняя направление роста несколько
раз в сезон в зависимости от освещения.

О чем может рассказать снежный сугроб

Хочешь узнать, какой была зима: как часто мели
метели, как стужу сменяли оттепели?

Возьми лопату, разрежь сугроб пополам. Он весь
полосатый, слоистый: серый слой, потом белый слой, белый да серый, серый да
белый.

О чём же может рассказать тебе белый слой? О
том, что недавно выпал снег. Чем больше его выпало, тем толще окажется белый
слой.

О чём расскажет серый слой? О том, что старый
снег успел загрязниться, а новый, чистый, долго не выпадал.

А льдистая корочка поперек сугроба? О чём
расскажет тебе она? Об оттепели.

А ветка с сухими листьями, что накрепко
вмёрзла в сугроб? О буре, сорвавшей её с дерева.

Так всю зиму вёл запись погоды сугроб. И всё
он тебе расскажет, только умей спрашивать.

Да поторопись спросить, пока он не растаял!

Вот такой интересный материал нашла мне для сообщения мама. Я выбрала для моего проекта » Как зимой узнать деревья» и «Почему свиристели зимой в обморок падают».

Мой оформленный фоторепортаж так понравился моей учительнице — Оксане Владимировне, что она попросилв подарить, и я подарила)))

Замечательная работа! Фотографии просто супер! Очень понравился текс Вашей работы, интересно ! Спасибо за красоту!

Спасибо большое — мы с мамой старались

Повезло Вам с такой мамой!

Спасибо.

Все очень интересно! Умничка! Зима очень красивая!

Спасибо большое

Хороша работа, очень красиво! А прошлогодние фотки заледенелые — прямо как с нашего двора. У нас пачка их лежит, тоже хочу что-нибудь эдакое с ними сделать.

Большое спасибо

Замечательно оформленная работа, красивые фотографии и интересный текст. МОЛОДЦЫ.

Спасибочки.

источник

16 птиц спас читатель портала «МОЁ! Online»

Войдите, чтобы добавить в закладки

Спасением птиц в холодное время года занимаются читатели портала «МОЁ! Online». Фотографию, на которой изображена картонная коробка, устеленная тёплой тряпочкой, прислали читатели. На подстилке аккуратно уложено 16 свиристелей.

— Неизвестные птицы падают на землю и гибнут после того, как наклюются на ветках ягод рябины, — прокомментировал фотографии автор сообщения. — Погибших птичек очень много! Некоторые оживают после того, как отогреются в помещении. Всех подобрать невозможно! Очень жаль птичек.

На лежащих на земле свиристелей воронежцы обращают внимание каждую зиму. В этот раз пернатых нашли у завода им. Тельмана (переулок Богдана Хмельницкого, 1). В прошлом году, например, читатели присылали нам фотографии бездыханных птичек на улице Пятницкого. Доктор биологических наук, орнитолог Александр Дмитриевич Нумеров рассказал о необычной особенности этих птиц, прилетающих в Воронеж на зимовку.

— Свиристели едят замороженные ягоды, которые в морозный день превращаются в кусочек льда, — объяснил Александр Дмитриевич. — Набитый льдинками зоб птицы охлаждает всё тело, сдавливает горло и затрудняет дыхание. И птицу, грубо говоря, просто «вырубает». Свиристели падают на землю и лежат некоторое время без движения. Можно сказать, что они в обмороке. Если проследить за ними, можно заметить, что через некоторое время птицы оживают и улетают.

Как заметил читатель, далеко не все птички оживают. Кто-то послабее — может замёрзнуть прямо на земле или разбиться при неудачном падении.

\u042d\u0445, \u0412\u0430\u043d\u0451\u043a, \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u043b, \u0440\u044f\u0431\u0438\u043d\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0436\u0435 \u043d\u0430 \u043a\u043e\u043d\u044c\u044f\u043a\u0435, \u043f\u0442\u0438\u0447\u043a\u0430\u043c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0447\u043d\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e.
«,»comment_image»:false,»comment_otvet»:false,»forma_otvet»:»»,»user_rank»:»»,»count_likes»:»»,»has_like»:false>,

\u041e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435? \u041d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430,\u0434\u0430\u0436\u0435 \u0432 \u043b\u044e\u0442\u044b\u0435 \u043c\u043e\u0440\u043e\u0437\u044b -30 \u0441\u0432\u0438\u0440\u0438\u0441\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0430\u0434\u0430\u043b\u0438! «,»comment_image»:false,»comment_otvet»:false,»forma_otvet»:»»,»user_rank»:»»,»count_likes»:»»,»has_like»:false>]>» :count_comments=»39″ :user=»» :userbanned=»» :material=»1005278″ :commentactive=»1″ :offset=»5″>

Воронежцам назвали очередной срок решения проблемы вони в городе

Чистить реку Воронеж будут сотни тысяч рыб

В Воронеже завели уголовное дело по факту вони из-за работы ЛОС

Воронеж попал в лидеры рейтинга пыльных городов

Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.

Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»

Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова

Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Александра Васильевна Грицаева

Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54

Телефоны редакции: (473) 267-94-00

Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».

Есть интересная новость? Звоните: (473) 267-94-00. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:

или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13

Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России

Данные погоды предоставляются сервисом

Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2019. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «Воронеж официальный» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрики «Новости партнёров» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.

В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

источник

Цели урока:

  • обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
  • упорядочить знания о видах зимующих птиц и раскрыть отличительные черты разных птиц;
  • воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам – подкормка зимующих птиц в зимнее время

Оборудование к уроку: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, модель кормушки, рисунки птиц, компьютер, видеопроектор, доска.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь удобнее.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?

2. Сообщение темы. Целеполагание

– Посмотрите за окно. Какое время года? Правильно. Зима.
– Кому в такой мороз труднее всего? Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Итак: тема нашего урока «Как помочь птицам перезимовать?»

– И нам предстоит ответить на вопросы: кто может помочь птицам и каким образом?

3. Изучение нового материала

– Ответы на эти и другие вопросы я предлагаю начать искать со стихотворения, которое вы готовили все вместе.

«Как птице перезимовать?»

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

Читайте также:  Раз в полгода падаю в обморок

У многих даже нет гнезда.
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

– Кто скажет, где мы будем искать ответы на наши вопросы? Откройте соответствующие страницы в учебнике и хрестоматии.
– Рассмотрите общий рисунок в учебнике и назовите птиц, которые на нем изображены. Назовите признаки, по которым вы определили ту или иную птицу.
– Уточнить ваши ответы можете в рассказе «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека». Кто-то читал этот текст? Ответь на поставленный вопрос. Ребята, все ли птицы живут у нас постоянно? Как их называют? (Зимние гости) Найдите в хрестоматии этот текст. Даша, прочти нам, пожалуйста, текст «Зимние гости». А мы рассмотрим рисунки птиц в хрестоматии и на доске.

– О каких птицах нам прочитала Даша? (О тех, которые прилетают только на зимовку.)
– Когда в наших краях появляются первые стайки зимующих гостей (снегирей, щуров, свиристелей, чечеток)?
– Где ночуют птицы?
– Как ведут себя во время морозов?
– Правильно. Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

Динамическая минутка

Игра «Да – нет»

В процессе игры нам нужно обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц. Из перечисленных признаков животных выделить признак, характеризующий птицу, и хлопнуть в ладоши.

– Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями.(+)
– Есть зубы. Есть клюв (+)
– Крылья заменяют передние конечности (+)
– Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)
– Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.
– Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
– Перья на голове отличаются особой длиной (+)
– Эти животные

– летают(+)
– плавают (+)
– издают звуки (+)
– бегают(+)
– зимуют с нами (+)
– улетают зимой в теплые края (+)

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

– Чем же кормятся птицы зимой? Посмотрите в учебнике рисунки слева.
– А знаете ли вы почему рябину называют природной кладовой для птиц?
– Где можно найти ответ на этот вопрос? Какие птицы любят лакомиться рябиной?
Любит рябину и свиристель.

«Почему свиристели зимой в обморок падают?» Ответ на этот вопрос вы найдете в хрестоматии.

4. Закрепление изученного материала

– Почему надо помогать зимой птицам?
– Каким образом мы с вами можем помочь птицам. Посмотрите в учебнике на странице справа какие кормушки можно сделать. Какие кормушки у вас дома? Чем вы кормите птиц?
– Предлагаю покормить птиц у нашей кормушки.

– Назовите птиц, которые прилетели?

5. Работа в тетради

6. Итог урока

7. Рефлексия

– Подошел к концу урок.
– Вы на все вопросы получили ответы?
– Зачем был нужен урок?
– Он вам понравился?
– За что бы ты похвалил себя на уроке?

источник

Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК «ПНШ», «Как помочь птицам зимой»

Урок 30.
кАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Цели: обобщить представления детей о зимующих птицах; познакомить с многообразием зимующих птиц; развивать речевые умения; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Оборудование: слайды с изображениями зимующих птиц; загадки о зимующих птицах; костюмы птиц для сценок; книги по которым дети делали сообщения.

Встаньте все, посмотрите друг на друга, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли. (К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц.)

С. Что ты такая печальная, цапля?

Ц. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой — то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

С. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? ( Ответы детей )

Потому, что это перелетные птицы. На зиму они улетают.

(Карта) Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там лето. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. В далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Ласточки, кукушки отлетают на зимовку в Африку и Индию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Как называют таких птиц? ( Зимующие птицы )

Дети читают тему урока: «Как помочь птицам зимой». Что будет целью нашего урока?

Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, познакомимся со многими зимующими птицами, ответим на вопрос:

(Слайд) « Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?»

4. Изучение нового материала. (Заочное путешествие).

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. В лесу тихо. А что это за маленькая серенькая птичка сидит на дереве?

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, Ищет зернышки и крошки. (Кто это?) Воробей.

(Рассказ Арины) Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидном туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. Воробьи главные защитники-сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство они выкармливают насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Зимой охотно поедают овес, овсяную крупу, крошки белого хлеба. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Ей на месте не сидится; Все летает целый день. Суетится, суетится, Целый день звенит: «Тень-тень! Угадай-ка, что за птица? То веселая. (синица)

(Рассказ Саши) Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. У нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к жилью человека. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Работа по хрестоматии стр. 30.

А вот почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека, мы узнаем, прочитав рассказ Г. Скребицкого и А. Клыкова. Откройте стр. 30.

Ответы детей на вопрос после текста.

Птички кушать захотели, Поискали зернышек. То присели, то взлетели. Все клевали и клевали, Пока сильно не устали, Улеглись на солнышке.

С первым снегом на рябине

Он появится опять! (Как зовут эту птицу?) Снегирь.

(Рассказ Кристины) Снегирь частый гость зимой в наших лесах. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные: спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Им он вылущивает семена ягод черемухи, калины и рябины. Охотно поедает семена березы.

(Рассказ Даши) Свиристель – очень красивая птица, с густым, пушистым оперением, большим хохолком на голове, коротким широким клювом. Его короткий хвост украшен ярко-желтой полосой, концы длинных крыльев ярко-красные. Эти птицы прилетают к нам на зимовку. Питаются ягодами рябины, калины, боярышника.

Работа по хрестоматии стр. 32.

А почему Свиристели зимой в обморок падают, прочитаем в хрестоматии на стр.32. Ответы детей на вопрос после текста.

(Рассказ Насти) Поползень – птица размером с воробья, у него плотное коренастое тело, черно-бурый прямой, длинный и заостренный клюв, крупная голова. Сильные ноги и цепкие когти позволяют ему лазать вверх и вниз по вертикальной поверхности. Зимой его любимое лакомство несоленое сало и мясо, хлебные крошки.

Я по дереву стучу, Червяков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! ( Кто это?) Дятел.

(Рассказ Вики) У дятла красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев. Зимой дятлы питаются семенами ели, сосны, охотно клюют сырое несоленое сало и мясо.

А еще зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите. ( Дети показывают сценку.)

Д. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

К. Да нет , дятел, это я радуюсь!

К. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д. В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!

К. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сыто, а от моей песенки еще и весело.

(Рассказ Артема) Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Основная пища клеста — семена хвойных растений, кроме семян поедают сорняки и семена подсолнуха.

Работа по учебнику стр. 38-39.

Откройте учебники на стр. 38-39. Рассмотрите на рисунке птиц. С какой птицей мы с вами не встретились в нашем путешествие? ( Ответы детей ) (Карта) Щегол – птица, которая предпочитает светлые леса, кочует от западных границ до Южной Сибири. В наши леса не прилетает.

Откройте тетради на стр. 29 и выполните часть задания. Назови птиц и подпиши их названия.

С какой птицей мы не встретились в зимнем лесу? Почему? ( Ответы детей )

Голуби живут прямо в селе, они почти ручные, корм у человека могут брать прямо из рук. Питаются зернами пшеницы, горохом, крошками хлеба.

Задание из тетради стр. 29. Какие из представленных птиц, прилетают к вашим кормушкам? Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека? ( Ответы детей )

Давайте познакомимся с правилами наблюдения за зимующими птицами.

( Слайд) Правила наблюдения за зимующими птицами

1) Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.

2) Выясните, какие птицы какой поедают корм.

3) Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

Люди давно стали наблюдать за поведением птиц и появилось много примет, с некоторыми из них я вас хочу познакомить.

( Слайд) Народные приметы о птицах зимой

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

Что нового вы узнали на уроке?

Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?

Дома вы с папами или старшими братьями, можете сделать кормушки и принести их в школу. Мы их развесим около школы, будем подкармливать птичек, и наблюдать за их поведением.

На следующем уроке мы подробно разберем, какие птицы какой корм предпочитают, какие бывают кормушки, какие из них мы можем смастерить сами. Поделимся своими наблюдениями за птицами.

Урок 31.
кАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Цели: обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами; закреплять знания детей о зимующих птицах; рассмотреть различные виды кормушек; рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать речевые умения; воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: фотографии, слайды, конверты с семенами; стихи; костюмы птиц для сценки, кормушки.

2. Определение темы урока и постановка цели.

Прочитайте тему урока. (Учебник стр. 38-39). Давайте определим цели нашего урока? ( Ответы детей )

На уроке мы подробно разберем, какие птицы какой корм предпочитают, какие бывают кормушки, какие из них мы можем смастерить сами. Поделимся своими наблюдениями за птицами. Ответим на вопрос: (Слайд) «Почему надо помогать зимующим птицам?»

3. Изучение нового материала.

Работа по учебнику стр. 38–39.

– Рассмотрите рисунок на с. 39. Что делает Миша?

– Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

– Почему надо помогать птицам зимой?

– Какие виды кормушек изображены в учебнике?

– Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?( Ответы детей )

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. И чтобы помочь им, мы должны. А что мы должны? Как мы можем помочь птицам? Смастерить кормушки и подкармливать птиц.

Некоторые дети уже смастерили кормушки и расскажут о своих наблюдениях.

(Родион) Висит кормушка за окном

И каждый день по сто друзей

Какая радость видеть птиц

(Алина) Мы с папой смастерили кормушку и я часто наблюдаю за птицами. Самые постоянные гости – шустрые синицы. Они занимают место в центре кормушки, но больше трех синиц не уживаются. Клюнула семечку и быстрее на ветку – закусывать. Частые гости моей кормушки – воробьи. Они располагаются по краям и находятся на почтительном расстоянии от синиц. К ним они относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Если корма в кормушке мало, то и между собой синицы становятся драчливыми. В кормушку я сыплю зерно, семечки, крошки хлеба. На ниточки подвешиваю несоленое сало.

Читайте также:  Обморок от голода когда бывает

(Артем) С наступлением зимы в поисках корма синицы и воробьи стали частыми гостями. Они появляются на нашей кормушке. А еще часто они заглядывают в миску к нашей собаке. Клюнут разок и посматривают по сторонам, чтобы убедиться в том, что нет опасности. При появлении Барсика, быстро покидают миску, но далеко не улетают, а садятся на ворота или забор, чтобы вернуться опять.

Работа по хрестоматии стр. 35.

Об интересных наблюдениях за снегирями мы узнаем из рассказа Ю.Дмитриева «Как снегири разговаривают пятнышками».

Ответы детей на вопрос после текста.

Работа по учебнику стр. 38.

– Рассмотрите рисунок на стр. 38. Какой корм едят зимующие птицы? (Ответы детей)

Работа по хрестоматии стр. 34.

Чтение текста «А чем ты птиц зимой угощаешь?»

Ответы детей на вопрос после текста.

– Соотнесите изображения птиц в хрестоматии и в учебнике.

– Что нового вы узнали о зимующих птицах? (Ответы детей)

– Для различных видов птиц нужны различные корма.

Для птиц, которые прилетают на вашу кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена полсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят воробьи, если нет ничего лучше, то и синицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, собирают в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать их лучше после первых заморозков.

Птички кушать захотели, Поискали зернышек. То присели, то взлетели. Все клевали и клевали, Пока сильно не устали, Улеглись на солнышке.

– Почему рябину называют природной кладовой для птиц? ( Ответы детей)

Работа по хрестоматии стр.32

Чтение текста «Тайны рябинового пира»

Дети рассматривают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках.

Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы, что любят.

источник

Цели: обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами; познакомить с многообразием зимующих птиц; рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Оборудование: рисунки с изображениями зимующих птиц; корм для зимующих птиц; различные виды кормушек; загадки о птицах; костюмы птиц для сценки.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

– Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 38–39).

– Кто такие «братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы и другие животные. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».)

– Рассмотрите центральный рисунок. Назовите птиц, которые здесь изображены.

– Какие птицы живут в нашем крае постоянно?

– Какие птицы прилетают на зимовку?

– Когда в наших краях появляются первые стайки зимующих гостей?

– Где ночуют птицы? Как ведут себя во время морозов? (Птицы нахохливаются.)

– Почему же это происходит? Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

«Можно долго идти зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть. теть. теть». А из темных еловых крон доносится звон стеклянных колокольчиков. Это корольки – самые мелкие птички нашей страны».

– Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

2. С ц е н к а «Репортаж с лесной опушки».

– Сейчас мы услышим «репортаж с лесной опушки», где собрались ее обитатели.

«Птицы» сидят кружком. Звучит запись «Голоса птиц».

– Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Дятел встает и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Дятел. Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Учитель. Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)

Учитель. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник»…

Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо «нанизываются» на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.

Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Учитель. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.)

Дятел. А как можно найти эти «кузницы» в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша «кузница», очень много пустых шишек.)

Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «синь-синь-синь»? Прислушайтесь.

Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.

Как начнутся холода, прямо с севера сюда!

Учитель. Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.)

Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Учитель. Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий – «жи-ши», но вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).

Учитель. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»?

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

– Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так все и смотрят, чем бы поживиться.

В деревне зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека.

Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щелку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой-нибудь жучок. Только нечасто удается найти ей такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.

Далее учитель читает рассказы «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека», «Зимние гости».

– Соотнесите изображения птиц в хрестоматии и в учебнике.

– Что нового вы узнали о зимующих птицах?

4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Рассмотрите рисунок на с. 38. Какой корм едят зимующие птицы? (Ответы детей.)

– Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают на вашу кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена полсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, то и синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе-сентябре, пока они еще не осыпались.

Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать их лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

– Почему рябину называют природной кладовой для птиц? (Ягоды рябины богаты витаминами, и их любят многие птицы.)

Далее учитель читает рассказы по хрестоматии «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели зимой в обморок падают».

III. закрепление изученного материала.

– Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

– Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

2. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ц а.

– На этой страничке много необычного и занимательного. Мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.

Послушайте загадку. Кто это?

– А какие загадки о зимующих птицах знаете вы?

Вот смекалка так смекалка!

Целый день звенит: «Тень-тень!»

Стойкий, стужам неподвластный,

Знать, недаром галстук красный

– Ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»; «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе – зима на дворе»; «Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к теплой зиме».

– А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

 Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.

 Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

 Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

 Если ворона купается ранней весной – к теплу.

 Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.

 Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.

 Увидел скворца – знай: весна у крыльца.

 Летом ворона купается – к дождю.

 Если вороны летом летают стаями высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

 Синица пищит – зиму вещает.

 Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим?

– Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?

источник