Меню Рубрики

Почему дуня упала в обморок при виде отца

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок литературы в 7 классе. А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

учитель русского языка и литературы

Тема. А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Драматизм

судьбы героини. Столкновение в её сознании любви и дочернего

совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения, сопоставительного анализа героев разных произведений;

формировать умение сопоставлять литературные образы с кинообразами;

учить давать оценку поступкам героев;

развивать коммуникативную, личностную компетентности;

воспитывать у учащихся нравственные качества, чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: комбинированный

портрет А. С. Пушкина; текст повести “Станционный смотритель”; текст притчи о блудном сыне; фильм С. Соловьёва “Станционный смотритель”; репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”; иллюстрации М. Добужинского, А. Венециана, П. Мещерякова к повести; раздаточные таблицы «Различное в судьбах блудного сына и Дуни»; текст со словами Пятой Библейской заповеди.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Тестовая работа (смотри Приложение).

I II. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы заканчиваем работу над повестью А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Поэтому хотелось бы, чтобы вы, ребята, не только плодотворно поработали на уроке, но и смогли усвоить те нравственные ценности, о которых говорил великий гуманист Пушкин.

“Станционный смотритель” – повесть о судьбе бедного маленького чиновника. Его жизнь грубо сломана, сердце разбито, честь оскорблена только потому, что он беден и бесправен. Вместе с проблемой “маленького человека” в повести просматривается ещё одна проблема – вечная проблема отцов и детей, проблема конфликта поколений.

А. С. Пушкин затрагивает этот непростой вопрос, предлагает нам задуматься о том, как трудно складываются отношения отцов и детей.

Итак, Самсон Вырин и его единственная дочь Дуня…

– Что помешало отцу наслаждаться спокойной старостью?

– Какую цену заплатила Дуня за своё благополучие?

II . Объявление темы и целей урока

III . Работа над темой урока

1. Беседа с учащимися по методу “Займи позицию”

– Кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так

(Дети высказывают разные позиции. Одни считают виновной Дуню,

Ваши мнения разделились. Вы выразили своё понимание событий,

развернувшихся на страницах повести.

Чтобы разобраться, кто виноват, давайте вернёмся к началу этой истории, которая, казалось бы, не предвещала печального конца.

– Какой мы видим Дуню в начале повести?

– Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите свой ответ

– Что подсказывало рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции?

– Как вы понимаете значение слова «кокетка» ?

(Обращение к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова,

– В жизни девушки случайно появляется ротмистр Минский. Случайно Вырин отпускает дочь прокатиться с гусаром до церкви. Случайно Дуня садится в кибитку и … навсегда покидает отца. Случайность, приведшая к трагедии. А может быть, трагедия уже назревала?

– Как вы думаете, что ожидало её, дочь чиновника 14-го класса, на станции?

– Почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше? Понимала ли

она, что разобьёт сердце своего отца? Подтвердите цитатой из текста.

– Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург.

Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?

– Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ

подтвердить цитатами из текста.

– Счастлива ли она с Минским?

– Почему она упала в обморок при виде отца?

(Она не бесчувственна, понимает свою вину перед отцом.)

– Почему даже спустя время она не навестила одинокого отца?

– Почему Вырин не может поверить, что дочь счастлива? Какая мысль

приносит ему невыносимые терзания? Подтвердите примером из текста.

– Где мы встречаемся с Дуней в последний раз?

– Какой она стала? Сбылись ли её мечты?

Давайте посмотрим эпизод прихода Дуни на могилу отца из фильма

С. Соловьёва «Станционный смотритель».

(Идёт демонстрация эпизода из фильма.)

5. Продолжение беседы с учащимися

– Удалось ли авторам фильма передать трагедию, произошедшую в повести?

(Впечатления от художественного фильма помогли вам тоньше почувствовать трагедию, произошедшую в повести. Возможно, вы изменили свою позицию, высказанную в начале урока.)

– Почему Дуня так долго лежит на могиле отца?

– Может ли её простить отец?

– Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?

(Мы можем стать виновниками несчастья, гибели дорогих нам людей.

Мы несём ответственность за наши поступки.)

В повести при описании комнаты станционного смотрителя упоминаются картинки, которые украшают смиренное жилище бедного чиновника.

– Что это за картинки? Случайно ли это упоминание?

(Нет, картинки наводят на мысль о сходстве судеб блудного сына и

7. Сопоставительный анализ

(Учащиеся получают листы с притчей о блудном сыне и таблицей

«Различное в судьбах блудного сына и Дуни»)

Ребята, давайте вспомним содержание притчи о блудном сыне.

(Подготовленный ученик рассказывает содержание притчи.)

– Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына? Чтобы ответить на этот вопрос, мы объединимся в пары и будем работать над таблицей, которая у каждого лежит на парте. Мы должны будем выяснить,

что общего (в устной форме) и различного (в письменной форме) у вышеупомянутых героев. Вам помогут вопросы в таблице.

8. Работа в парах. Заполнение учащимися таблицы

9. Чтение учащимися заполненных таблиц

Далее учитель обращает внимание учащихся на стоп-кадр из фильма, где Дуня лежит на могиле отца, на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», а также на иллюстрации М. Добужинского

и А. В. Венециана «Дуня на могиле отца».

– Так кто же оказался счастливее: голодный блудный сын (а его мы видим на картине Рембрандта) или разбогатевшая Дуня?

(Блудный сын оказался счастливее. Осознав свою неправоту, он получил прощение отца. Дуня тоже осознала свою вину, но прощения получить не смогла – отца уже не было в живых. Её предстоит жить с чувством вины.)

– Какую заповедь нарушила Дуня?

(Учитель открывает на доске закрытое заранее белым листом высказывание из Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». )

(Учащиеся записывают Пятую Библейскую заповедь в тетради.)

13. Составление учащимися синквейнов

Жизнь потеряла всякий смысл.

Гордится, страдает, умирает.

Радуется, переживает, спивается.

Заботится, покидает, раскаивается.

Дети не должны забывать родителей.

Притворяется, увозит, прогоняет.

Произвол богатых и власть имущих.

IV . Подведение итогов урока

– Вернёмся к вопросу нашего урока: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?

(Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин

сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери.)

– Что вы унесёте сегодня с урока?

– Что поняли? Над чем задумались?

VI . Заключительное слово учителя

А. С. Пушкин рассказал нам печальную историю, историю о святости родительской любви и обманутых надеждах.

Поэтому очень важно говорить и, главное, своим поведением показывать родителям, что мы их любим. Важно вовремя попросить прощения за нанесённые (вольно или невольно) им обиды, потому что возможность сказать: «Прости меня», – может больше не представиться.

Вспомните, ребята, как часто вы говорите родителям о своей любви, просите ли прощения, говорите ли по душам. Подумайте об этом, ребята!

Я думаю, что трагедия, произошедшая в семействе Выриных, не пройдёт бесследно для каждого из вас.

Чем мы станем для наших родителей (обращаемся к эпиграфу урока) –

радостью или горем – зависит от каждого из нас.

Написать письмо Дуне, оценив её поступок.

1.Тестовые задания к повести «Станционный смотритель».

1. К какому эпическому жанру относится произведение «Станционный смотритель»?

а) рассказ; б) повесть; в) роман.

2. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель»:

а) Минский; б) Дуня Вырина; в) Самсон Вырин.

3. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

а) всемирный потоп; б) история блудного сына; в) воскрешение Иисуса Христа.

4. Что делала Дуня, когда ехала с гусаром в столицу?

а) молилась; б) молчала всю дорогу; в) плакала.

5. Проезжему чиновнику не было жаль денег, истраченных в поездке, потому что:

а) он узнал о судьбе Дуни и её раскаянии; б) он был богат, но знал деньгам счёт;

1. Рассказывая о станционных смотрителях, автор:

а) осуждает их; б) презирает их; в) сочувствует им.

2. Укажите имя дочери главного героя:

а) Аксинья; б) Авдотья; в) Дарья.

3. Дуня села в кибитку рядом с гусаром, чтобы:

а) доехать до церкви; б) убежать из дома; в) проведать крестную.

4. Куда отправился Вырин в поисках дочери?

а) в Москву; б) в Саратов; в) Петербург.

5. Причина смерти смотрителя:

а) умер от тяжелой болезни; б) спился от горя; в) сердечный приступ.

Таблица «Различное в судьбах блудного сына и Дуни».

источник

Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Образ » маленького » человека в повести » Станционный смотритель «

(технология встречных усилий)

Цель: познакомить учащихся с понятием «маленький человек» , способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика.

  1. Определить черты «маленького человека» на примере характеристики образа Самсона Вырина.
  2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  3. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Определение цели и задач урока

  1. Какой эпиграф к повести предложил А.С.Пушкин?

«Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»

Кто такой коллежский регистратор? Кого называют диктатором?

(исследователь даёт определение понятий)

Коллежский Регистратор `Современный толковый словарь`

Коллежский Регистратор в России самый младший гражданский чин 14-го класса. До 1845 давал личное дворянство.

ДИКТА́ТОР , а, м. одуш. [лат. dicātor

Является ли диктатором на станции смотритель?

Ученики: слово «диктатор» не надо понимать в прямом значении: это совсем не лицо, облеченное неограниченной властью, а скромный и робкий человек, которого всякий может обидеть.

  1. Кто такие станционные смотрители?

( ученики заранее посещали музей станционного смотрителя в Выре, подготовили фотоотчёт, дали определение понятию «станционный смотритель»)

Станционный смотритель –это начальник почтовой станции; на эту должность назначался чиновник низшего 14-го класса по Табели о рангах в чине коллежского регистратора. Станционный смотритель назначал очередных ямщиков, отпускал почтовых лошадей, регистрировал подорожные грамоты, собирал прогонные деньги.

подорожная в XIX веке -это письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Подорожная удостоверяла право получить на почтовой станции определенное количество лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.

Приведите цитату из текста.

«сущий мученик 14 класса, защищённый токмо от побоев, и то не всегда…»

3. Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

4. Как выглядит его жилище?

5. Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?

6. Кто был библейский Самсон?

Исследователь ( работают со словарём):

В Библии Самсон – это богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли враги.

Ученики: Из бодрого мужчины герой превращается в хилого старика, ничего не осталось от гордого богатыря Самсона; как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь.

7. А как повествователь изображает его дочь?

Ученики: «Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».

8. Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание «голубые глаза»?

Ученики: Чистота, доверчивость, наивность.

9. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

«Свежим и бодрым» увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдём другой портрет этого героя.

10. Что изменилось в его облике?

11. Как выглядит дом смотрителя?

12. Чем вызваны эти перемены?

Ученики: Исчезли порядок и мир, ибо «ею дом держался».

13. А что осталось неизменным?

Ученики: По-прежнему висят картинки, иллюстрации к притче о блудном сыне.

14. Как вы думаете, почему в начале своей повести Пушкин обращает наше внимание на картинки в доме у смотрителя?

15. С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали?

Учитель: В повести варьируется библейский мотив «блудного сына» — одна из вечных тем мировой истории и мировой культурной традиции.

В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть начинает сознавать всю пустоту своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу.

16. Как это связано с нашей повестью? Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери». Что общего и чем они отличаются?(заранее подготовленный человек читает притчу, класс называет черты отличия)

Несчастный блудный сын возвращается к счастливому отцу.

Счастливая дочь не возвращается к несчастному одинокому отцу

— Понятно ли вам, почему повесть не о дочери, а об отце? — Какая главная черта его личности?

-Да, отцовство. Даже покинутый дочерью, он не перестаёт думать о ней.

— Где ещё проявляется отцовство героя? Где можно прочитать об этом в повести? Что вы видите за этими словами?

в отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему.

Какой великий трагизм судьбы героя стоит за этими словами! Ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему любящий отец, и добрый «дедушка» для крестьянских ребятишек. И в этом его человеческая победа – в преодолении силы злых обстоятельств, которые так и не смогли вытравить его человеческую сущность».

17. В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь? ( потерянность в жизни,

18. Почему Дуня упала в обморок при виде отца? (анализ фрагмента фильма)

Ученики: Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

19. Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой? ( протест против такого существования, но робкий, слабый.)

Ученики: он понимает её положение в обществе.

Ученики: Содержанка у богатого барина. Минский ездит к Дуне в гости. «Нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!».

Обратите внимание на деталь: В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

Ученики: Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина.

23. Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Ученики: Уступает ему свою постель. (Душа нежная, любящая, сострадательная.)

24. Очень важен нам эпизод с деньгами, полученными Самсоном Выриным от Минского.

— Почему вдруг «воротился» Самсон Вырин к этим проклятым деньгам? Почему «остановился, подумал…и воротился…»?

Он подумал о времени, когда надо будет спасать брошенную Минским Дуню.

Учитель : «Пушкин создал образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных условиях сословно-чиновничьей России. Это боль о человеке, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни Минскому даже не приходит в голову простая человеческая мысль о том, что всем можно встречаться и быть счастливыми, то есть «жить по закону Господнему».

Итак, что мы скажем о «маленьком человеке» из повести Пушкина «Станционный смотритель»? Какой он?

— низкое социальное положение,

— предметный мир, подчёркивающий бедноту, нищету героя,

— возможный протест против такого существования, но робкий, слабый,

— высокие моральные ценности, мечта о человеческом счастье,

— душа нежная, любящая, сострадательная,

— условия бесчеловечной общественной системы,

— трагическая судьба «маленького человека».

Составьте словарную статью о «маленьком человеке»

« Маленький человек» — это литературный герой, который занимает одно из низших мест в обществе, живёт в бедности. Он робкий, скромный, но с высокими моральными ценностями, с нежной и любящей душой. Его судьба очень трагична .

Станционный смотритель — “ маленький ” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе . Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Читайте также:  Обморок первая помощь при коллапсе

А сейчас в целом осмыслите результат нашей работы.

О потере человеком своего доброго имени, о взрослении, об ответственности, о соблюдении пятой заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Повесть “ Станционный смотритель ” учит уважать и любить человека , учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители , устроен не лучшим образом.

письменно ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?».

источник

Осенью 1830 года А.С. Пушкин, находясь в селе «Большое Болдино», написал цикл повестей, объединённых названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» или просто «Повести Белкина».

Выдуманный Пушкиным персонаж Иван Петрович Белкин — молодой помещик-путешественник, сочиняющий литературные произведения на основе увиденных им жизненных событий.

В цикл сочинений Белкина вошли пять повестей, одна из которых называется «Станционный смотритель». Это — сентиментальное повествование о станционном смотрителе Самсоне Вырине: «Обстоятельства некогда сблизили нас, и о нем-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями».

Коротко о сюжете повести.
Самсон Вырин служит смотрителем на одной из почтовых станций в «***ской губернии». Он вдовец, проживает с 14-летней дочерью Дуней: «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».
Через три года остановился на почтовой станции красивый черноусый гусарский ротмистр Минский. Он спешил по своим делам, но задержался на три дня под видом болезни, а потом уехал, взяв с собой дочку смотрителя Дуню. Встревоженный отец отправился в Петербург искать дочь. Нашёл, но Дуня не захотела с ним увидеться, а Минский выпроводил Вырина «в шею». Смотритель вернулся домой, стал сильно тосковать, запил и умер. Похоронили его на кладбище рядом с могилой жены. Через несколько лет богатая Дуня побывала на могиле отца и долго плакала, обнимая холмик.

Рассказчик Иван Петрович Белкин не даёт оценку поступкам героев повести, он просто излагает факты, предоставляя читателям возможность самим вынести мнение «кто прав, кто виноват».
Так кто же прав, а кто виноват?

Первое впечатление, которое остаётся после прочтения повести, — сочувствие к станционному смотрителю и осуждение его неблагодарной дочери. По человеческим понятиям надо непременно посочувствовать Вырину и осудить Дуню: налицо пострадавшая сторона и виновная.
Но не наоборот ли?

По читательским понятиям Дуня плохая дочь: она предала отца, тайно сбежала из дома, бросила отца одного, а у него и работа тяжёлая и старость не за горами, и ни от кого нет ни помощи, ни слова ободрения! Сама Дуня жила в богатстве и в довольстве и ни разу не прислала отцу о себе весточки: «Вот уже третий год, как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает».

Самсон Вырин достоин сочувствия: он любил дочку, после смерти жены воспитывал её один, заботился, как умел, пёкся об её физическом и нравственном здоровье, даже обвесил стены назидательными картинками из жизни библейского блудного сына. Внешне был строг с дочерью, но в душе гордился ею и верил, что она вырастет благоразумной девушкой и не позволит себе недостойных поступков.

Дуня на радость отцу вела себя подобающе. Через станцию проезжали многие путешественники, в-основном, мужчины, но Дуня умела общаться с приезжими и вела себя с ними «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». «Маленькая кокетка» умела стрельнуть глазками и разрешить себя поцеловать «на прощанье», умела окатить холодным взглядом особо развязных. Одним своим появлением в комнате для проезжающих и своей учтивостью девочка спасала отца от начальственного разгона: «Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались».

Ведь какая работа у станционного смотрителя? «Настоящая каторга», «покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

И это при том, что в начале повести Пушкин поставил эпиграфом пару строк из стихотворения кн.Вяземского:
«Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».

«Диктатор» (в переносном смысле) — это «жёсткий, авторитарный руководитель, лицо, облечённое неограниченной властью в какой-либо области управления или хозяйства».

Вспомним, что такое «эпиграф» — это «цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное».

То есть автор повести А.С. Пушкин (он же И.П.Белкин) посредством эпиграфа даёт читателям подсказку для определения характеристики станционного смотрителя. Но, помилуйте, какой же из Самсона Вырина диктатор? Он — слабый, чувствительный, бесправный, задёрганный рядовой станционный смотритель, вызывающий искреннее сострадание, сочувствие и даже жалость . какой из него жёсткий руководитель, диктатор?

Но Пушкин не мог ошибиться, он лучше знает своего героя, и читателю надо поверить автору, а для этого отбросить эмоции и раскинуть мыслями.
Разберёмся?

Белкин описывает Самсона Вырина, как человека «лет пятидесяти, свежего и бодрого», одетого в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». Медали дают читателю понять, что Самсон Вырин участвовал в Отечественной войне 1812 года и совершал подвиги, за которые получил заслуженные награды. На войне солдат Вырин был занят стоящим делом, ощущал свою нужность и уважал себя.

Даже в мирное время Самсон Вырин не снимал награды с сюртука, гордился ими и держал на видном месте, потому что память о боевом прошлом возвышала его в своих глазах. Вернувшись с войны, он определился на службу станционным смотрителем, а к смотрителям, как описано выше, у проезжающих никакого почтения не было. Белкин проезжал эту станцию в мае 1816 года, то есть через четыре года после войны, но медали продолжали висеть на сюртуке у Вырина, как память о героических заслугах их владельца.

Так и продолжали бы жить Самсон Вырин и его дочь Дуня, пока однажды на почтовой станции не появился ротмистр Минский. Он спешил из Смоленска в Петербург по своим делам, но, увидев Дуню, внезапно заболел и задержался на три дня. «Смотритель уступил ему свою кровать» и на другой день послал в С*** за лекарем, который подтвердил мнимую болезнь гусара. А мнимая болезнь оттого, что Минский влюбился в Дуню. А Дуня влюбилась в него. Отец не подозревал об их отношениях, а молодые люди держали свои чувства в секрете.

Долго пребывать на почтовой станции служивый Минский не мог, и он уговорил Дуню уехать с ним. Отцу решили не говорить. Девушка была влюблена, а Минский, возможно, пообещал ей жениться. Так или иначе благоразумная Дуня согласилась на побег. Если она и понимала, что своим поступком сделает отцу больно, то отмахнулась от этих мыслей, ведь в состоянии влюблённости трудно рассуждать здраво!

Любовь и возможность покинуть дом отца руководили поступками Дуни. И ещё — обещание Минского жениться, но, как гласит народная мудрость, «обещать не значит жениться». Если бы Минский думал о женитьбе всерьёз, то, как честный человек, попросил бы у отца её руки, а раз не попросил, то жениться не собирался, во всяком случае, на первых порах. Поэтому он поселил Дуню не у себя дома, а в номерах гостиницы «Демутов трактир».

Когда Дуня не вернулась из церкви, Вырин понял, что она сбежала из дома с проезжим гусаром. Ямщик рассказал, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Вероломство дочери подкосило Вырина, и он слёг в сильной горячке.

Оправившись от болезни, обеспокоенный отец решил найти дочь и вернуть домой: «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». Он был уверен, что гусар обманул неопытную девушку, ведь в народном понимании прочно укоренилось мнение, что гусары охочи до красивых девушек, соблазняют их, а потом бросают за ненадобностью. Вырин был уверен, что Минский так же поступит с Дуней.

Мысль, что молодые люди могли полюбить друг друга, Вырин даже не брал во внимание, он думал только о плохом: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Из подорожной смотритель узнал адрес Минского в Петербурге и нашёл беглецов в апартаментах Демутова трактира. Минский вышел к нему «по-домашнему, в халате и в красной скуфье». «Повел в кабинет и запер за собою дверь» . Молодой человек повинился перед Выриным: «Что сделано, того не воротишь, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово».

Вот тут-то Вырину надо было поверить честному слову Минского!
Он обязан был поверить хотя бы для собственного успокоения, но недоверие к распутным гусарам напрочь выключило его здравомыслие. Через пару дней он снова заявился к Минскому.

Увидев отца, Дуня («одетая со всею роскошью моды»), «подняла голову. и с криком упала на ковер». Минский сначала бросился к ней, а потом к Вырину, дрожа от гнева. » Пошел вон!» — и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу».

Для читателя поведение отца понятно, ведь у него обманом украли дочь, а вот реакция Дуни и Минского не совсем ясна! Почему они так жестоки с несчастным отцом?

Возможно, Минский не рассказал Дуне о первом приходе отца и скрыл то, что обо всём с ним переговорил. Дуня, жившая всё это время с «тяжёлым» от вины сердцем, увидев отца, упала без чувств. Да и Минский рассердился и выпроводил его «в шею». А могли бы пригласить Вырина в комнаты, объясниться начистоту, бухнуться в ноги, попросить прощения и родительского благословения. Ну, разгневался бы старик, потопал бы ногами, покричал, попенял бы за легкомысленное поведение, но простил бы. Недаром на станции по стенам развешаны картинки на тему притчи о блудном сыне!

Дуня испугалась не самого отца, а того, что он заберёт её домой, а возвращаться ей не хотелось. Минский испугался того же. К этому времени он ещё не женился на Дуне, поэтому отец имел на дочь законные права и мог требовать её возвращения домой. Минский не хотел терять Дуню и впал в гнев, увидев, что Вырин снова вторгся в их жизнь, не вняв его честному слову.

Романтик-Пушкин в своей повести нарушил бытующее мнение о соблазнителях-гусарах и наделил Минского благородными качествами – честью и совестью. В конце повести Дуня показана богатой и успешной дамой, то есть Минский женился на ней. Но это – в будущем, которого станционный смотритель не мог предугадать в силу своей упёртости и предвзятости.

«Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться». Самсон Вырин не принял честное слово Минского всерьёз, потому что был убеждён, что Дуня уже погубила себя: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. «.

Вырин вернулся в «С…» в полном упадке духа. Жизнь его сломалась, и смысла в ней он уже не видел. Он не думал о том, что Дуня, возможно, обрела счастье, он думал только о своём одиночестве и нерадостной старости. От невесёлых мыслей, обиды и тоски он начал пить и потихоньку спился.

Дуня же, живя с любимым человеком, вряд ли забыла об отце, она просто загнала свои переживания глубоко внутрь, но при неожиданном появлении отца чувство вины всколыхнулось так сильно, что Дуня упала в обморок. Она понимала, что поступила с отцом жестоко, и это её мучило. Но иначе поступить она не могла. Вернувшись к отцу, она погубила бы себя, как некогда случилось с её матерью.

Любовь к Минскому и чувство самосохранения пересилили в Дуне чувство жалости к отцу.
Почему же Дуня не хотела возвращаться домой? Этому есть три причины.

1. Её любовь к Минскому.
2. Возможность не повторить судьбу своей матери.
3. Страх перед отцом.

На причине №3 надо остановиться подробнее.
Дуня, хоть и была любимой дочерью своего отца, и сама любила его, но испытывала перед отцом страх. Попробуем разобраться в этом утверждении.

Каждый человек хочет выглядеть значительным в глазах других и в своих тоже. Без ощущения себя личностью, человек гибнет. Самсон Вырин видел себя достойным человеком, а проезжающие относились к нему к с пренебрежением, с равнодушием и помыкали им. Если на службе Самсон Вырин старался доказать свою нужность разными способами: рвением, расторопностью, услужливостью, то в семье, перед женой и дочкой, он самоутверждался.
«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

У Пушкина в произведениях нет пустых и лишних слов, каждое несёт смысловую нагрузку. Если Пушкин написал, что Вырин хвастается дочкой «с видом довольного самолюбия», то это – яркая характеристика Вырина, как человека. Вырин-отец доволен, что дочка послушная и проворная, это тешит его человеческое самолюбие и отцовское тщеславие.

Родителям нравятся послушные дети. А почему дети бывают послушными? Причина – в страхе перед родителями. Родители, к которым принадлежал Вырин, всегда чётко знают, что надо их детям и пресекают все попытки детской самостоятельности, тем самым мешая детям сформироваться, как личность. Их принцип — «Делай, как я, и будет тебе счастье!»

Более всего губят личность ребенка те родители, которые стремятся воспитать его по своим понятиям, считая при этом, что делают ребёнку добро. Такие родители никогда не задаются вопросом, а не вредит ли такое воспитание ребёнка? И нужно ли это самому ребенку?

Самсон Вырин понимал воспитание детей, как держать их в строгости, в повиновении и в беспрекословном подчинении. Слово отца – закон. Дуня была проворная и разумная, как мать. Проворная — значит, как белка в колесе, успевала по дому, боясь услышать в спину сердитое порицание. Разумная — значит, старалась угодить отцу, предвидя его желания.

Жена Вырина была такой же проворной и разумной, но безвременно умерла. Почему безвременно? По цифрам, приведённым в повести, несложно подсчитать, что жена Вырина умерла в возрасте до сорока лет, совсем ещё молодая женщина …

Белкин не пишет о подробностях семейной жизни станционного смотрителя, но внимательный читатель, поразмыслив, может догадаться о причинах смерти не старой ещё женщины.
Самсон Вырин был обижен на свою судьбу. Обиженность обязательно выражается в раздражительности. Получая от проезжающих очередную порцию унижения, он не мог ответить им тем же, ведь от них зависела его должность и относительное благополучие. Вот и не оставалось ему ничего, кроме как унижать тех, кто был слабее и зависим от него — своих близких. Дочь по малолетству он не обижал, а жене, похоже, крепко доставалось.
Пытаясь смягчить задетое самолюбие мужа, бедная женщина старалась угодить ему, молчала, терпела, не перечила, накапливая в себе несправедливые обиды.

Хочется думать, что Вырин любил жену, но, по всему, он любил её, своеобразно понимая изречение св.Павла: «Жена да убоится мужа своего». Он не знал, что «убоится» (греч. phobitai), означает несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. А ещё — говорить жене о своей любви. Женщина может вынести любые тяготы, если будет знать, что её любят и подтверждают это не только поступками, но и словами, недаром говорят, что женщина любит ушами; слова для неё – аккумулятор жизненных сил, а он находится в сердце.

Не получая душевной подпитки, сердце жены Вырина разрядилось и остановилось: женщина настолько устала от беспросветного существования, что разрешила себе уйти из жизни. Можно представить, насколько невыносима была её жизнь, что даже ради дочки она не осталась жить!
Дуня — девочка, близкая матери по духу, чувствовала сердцем причину её смерти и винила в этом отца, но молча и глубоко в себе.

Читайте также:  Как отличить обморок от смерти

Отец верил, что послушная и трудолюбивая дочь скрасит его жизнь и в старости. Но умная девочка не хотела повторять судьбу матери и давно сообразила, как ей устроить свою жизнь. Оставаться в доме отца она не собиралась. Зная о своей красоте, Дуня выгодно ею пользовалась. Белкин назвал Дуню «маленькой кокеткой» потому, что она умела произвести впечатление на проезжающих: «Барыни дарили ее, та — платочком, та — сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть».

Дуня знала себе цену и ждала подходящего момента, чтобы «вырваться на свободу». Ротмистр Минский отвечал всем её условиям, и Дуня не упустила выпавший ей счастливый шанс. К тому же, она полюбила …

Самсон Вырин вернулся из Петербурга на службу, жизнь потекла по-прежнему, только в доме без Дуни поселилась тоска.
Через несколько лет обстоятельства привели Ивана Петровича Белкина «на тот самый тракт, в те самые места». Он увидел старого смотрителя и поразился произошедшей в нём перемене: «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Белкин угостил Самсона пуншем, и с каждым стаканом старик всё более оживлялся, рассказывая о своём горе: «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишь ся; что суждено, тому не миновать».

Было заметно, что Самсон Вырин свыкся с мыслью, что его сбежавшая дочь Дуня стала блудницей, и, если она не вернулась в родной дом, то только потому, что, брошенная соблазнителем Минским, «метёт улицу вместе с голью кабацкою». Убеждённый в подобной участи дочери, отец её не искал и не ждал её возвращения: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы. «

При этом Иван Петрович Белкин заметил, что чем чаще смотритель прикладывался к стаканчику с пуншем, тем обильней текли у него слёзы, и было непонятно, кто плачет — пунш или старик.

Горе со временем утихает, и человек обретает возможность думать и размышлять логически и по справедливости. Но с Выриным такого не произошло. Он упивался своим горем в прямом смысле. Он растил дочь для себя и ни с кем не собирался её делить. Дуня – это опора в его будущей старости, поилица и кормилица, нянька и служанка. С женой не получилось, а дочка – вот она, добрая, послушная, услужливая. И вдруг всё нарушилось.

Вырин разжигал в себе душевную боль, но болел душой не о Дуне, а о себе, обманутом и покинутом!
А так как с любой болью жить невыносимо, Вырин заглушал её спиртным. Мысли о вероломстве Дуни становились всё мрачнее, а алкоголя становилось всё больше. В конце концов, организм сдался, и станционный смотритель умер.

Здесь интересно предположить причину, по которой Александр Сергеевич Пушкин назвал героя повести древнееврейским именем Самсон. Не отсыл ли это к библейскому Самсону, которого ослепили филистимяне? Ведь Самсон Вырин по сути тоже был ослеплён убеждением, что у его дочери трагическая и подлая судьба! Он не мог себе представить (увидеть), что дочка может быть счастливой вне дома. Ослеплённый обидой, он отказывал ей в праве на личное счастье.

А теперь подошло время ответить на вопрос, выведенный в заглавии – Права ли Дуня Вырина?
Ответ однозначный – права.
Виноват ли отец – ответ однозначный – да!
В повести проблема «отцов и детей» не видна за поворотами сюжета, но если вчитаться и вдуматься, то она выступает с каждой страницы.

Так в чём права дочь и виноват отец?

Если бы Вырин поверил в то, что Дуня удачливо устроилась в жизни и ей не нужна отцовская забота, всё сложилось бы иначе. Отец не сокрушался бы о судьбе дочери, а дочь не испытывала бы чувство вины.

В данной ситуации Дуне пришлось труднее всего, потому что она, принеся себя в жертву, была обречена сокрушаться о содеянном поступке. Вырину было легче – он не сокрушался о дочери, а жалел самого себя.

В чём его трагедия?
Родители не должны держать детей рядом с собой и требовать их постоянного внимания. Задача родителей – вырастить детей и отпустить их в самостоятельную жизнь. Дети должны идти дальше, рождать собственных детей и чтить Пятую Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою».
Дети должны уважать своих родителей и испытывать к ним чувство благодарности за то, что дали жизнь, больше дети ничего не должны.

Если бы Самсон Вырин понимал эту жизненную истину, то жил бы с лёгким сердцем, радовался бы счастью дочери и с радостью следил бы за её жизнью издали, не вмешиваясь и не поучая.

Вина Дуни в том, что, устроив свою жизнь, ничего не сообщала о себе и не считала нужным объясниться с отцом. Дуня поняла свою ошибку, когда у неё родились собственные дети, и созрела жгучая необходимость повиниться перед отцом.

Лучше поздно, чем никогда. Дуня всё-таки вернулась к отцу, хотя он уже лежал в могиле.
«И барыня приходила сюда? — спросил я. — Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго».

Обнимая могильный холмик, Дуня, вероятно, просила прощения. Наверняка Самсон Вырин услышал её и простил. А как же иначе … проблемы отцов и детей должны быть решаемы. В этом смысл преемственности поколений.

источник

Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Образ » маленького » человека в повести » Станционный смотритель «

(технология встречных усилий)

Цель: познакомить учащихся с понятием «маленький человек» , способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика.

  1. Определить черты «маленького человека» на примере характеристики образа Самсона Вырина.
  2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  3. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Определение цели и задач урока

  1. Какой эпиграф к повести предложил А.С.Пушкин?

«Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»

Кто такой коллежский регистратор? Кого называют диктатором?

(исследователь даёт определение понятий)

Коллежский Регистратор `Современный толковый словарь`

Коллежский Регистратор в России самый младший гражданский чин 14-го класса. До 1845 давал личное дворянство.

ДИКТА́ТОР , а, м. одуш. [лат. dicātor

Является ли диктатором на станции смотритель?

Ученики: слово «диктатор» не надо понимать в прямом значении: это совсем не лицо, облеченное неограниченной властью, а скромный и робкий человек, которого всякий может обидеть.

  1. Кто такие станционные смотрители?

( ученики заранее посещали музей станционного смотрителя в Выре, подготовили фотоотчёт, дали определение понятию «станционный смотритель»)

Станционный смотритель –это начальник почтовой станции; на эту должность назначался чиновник низшего 14-го класса по Табели о рангах в чине коллежского регистратора. Станционный смотритель назначал очередных ямщиков, отпускал почтовых лошадей, регистрировал подорожные грамоты, собирал прогонные деньги.

подорожная в XIX веке -это письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Подорожная удостоверяла право получить на почтовой станции определенное количество лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.

Приведите цитату из текста.

«сущий мученик 14 класса, защищённый токмо от побоев, и то не всегда…»

3. Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

4. Как выглядит его жилище?

5. Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?

6. Кто был библейский Самсон?

Исследователь ( работают со словарём):

В Библии Самсон – это богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли враги.

Ученики: Из бодрого мужчины герой превращается в хилого старика, ничего не осталось от гордого богатыря Самсона; как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь.

7. А как повествователь изображает его дочь?

Ученики: «Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».

8. Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание «голубые глаза»?

Ученики: Чистота, доверчивость, наивность.

9. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

«Свежим и бодрым» увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдём другой портрет этого героя.

10. Что изменилось в его облике?

11. Как выглядит дом смотрителя?

12. Чем вызваны эти перемены?

Ученики: Исчезли порядок и мир, ибо «ею дом держался».

13. А что осталось неизменным?

Ученики: По-прежнему висят картинки, иллюстрации к притче о блудном сыне.

14. Как вы думаете, почему в начале своей повести Пушкин обращает наше внимание на картинки в доме у смотрителя?

15. С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали?

Учитель: В повести варьируется библейский мотив «блудного сына» — одна из вечных тем мировой истории и мировой культурной традиции.

В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть начинает сознавать всю пустоту своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу.

16. Как это связано с нашей повестью? Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери». Что общего и чем они отличаются?(заранее подготовленный человек читает притчу, класс называет черты отличия)

Несчастный блудный сын возвращается к счастливому отцу.

Счастливая дочь не возвращается к несчастному одинокому отцу

— Понятно ли вам, почему повесть не о дочери, а об отце? — Какая главная черта его личности?

-Да, отцовство. Даже покинутый дочерью, он не перестаёт думать о ней.

— Где ещё проявляется отцовство героя? Где можно прочитать об этом в повести? Что вы видите за этими словами?

в отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему.

Какой великий трагизм судьбы героя стоит за этими словами! Ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему любящий отец, и добрый «дедушка» для крестьянских ребятишек. И в этом его человеческая победа – в преодолении силы злых обстоятельств, которые так и не смогли вытравить его человеческую сущность».

17. В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь? ( потерянность в жизни,

18. Почему Дуня упала в обморок при виде отца? (анализ фрагмента фильма)

Ученики: Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

19. Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой? ( протест против такого существования, но робкий, слабый.)

Ученики: он понимает её положение в обществе.

Ученики: Содержанка у богатого барина. Минский ездит к Дуне в гости. «Нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!».

Обратите внимание на деталь: В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

Ученики: Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина.

23. Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Ученики: Уступает ему свою постель. (Душа нежная, любящая, сострадательная.)

24. Очень важен нам эпизод с деньгами, полученными Самсоном Выриным от Минского.

— Почему вдруг «воротился» Самсон Вырин к этим проклятым деньгам? Почему «остановился, подумал…и воротился…»?

Он подумал о времени, когда надо будет спасать брошенную Минским Дуню.

Учитель : «Пушкин создал образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных условиях сословно-чиновничьей России. Это боль о человеке, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни Минскому даже не приходит в голову простая человеческая мысль о том, что всем можно встречаться и быть счастливыми, то есть «жить по закону Господнему».

Итак, что мы скажем о «маленьком человеке» из повести Пушкина «Станционный смотритель»? Какой он?

— низкое социальное положение,

— предметный мир, подчёркивающий бедноту, нищету героя,

— возможный протест против такого существования, но робкий, слабый,

— высокие моральные ценности, мечта о человеческом счастье,

— душа нежная, любящая, сострадательная,

— условия бесчеловечной общественной системы,

— трагическая судьба «маленького человека».

Составьте словарную статью о «маленьком человеке»

« Маленький человек» — это литературный герой, который занимает одно из низших мест в обществе, живёт в бедности. Он робкий, скромный, но с высокими моральными ценностями, с нежной и любящей душой. Его судьба очень трагична .

Станционный смотритель — “ маленький ” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе . Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

А сейчас в целом осмыслите результат нашей работы.

О потере человеком своего доброго имени, о взрослении, об ответственности, о соблюдении пятой заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Повесть “ Станционный смотритель ” учит уважать и любить человека , учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители , устроен не лучшим образом.

письменно ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?».

источник

Цель урока: проблемное аналитическое чтение и обсуждение повести «Станционный смотритель».

  • Организация продуктивной деятельност : использование технологий «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom), Интернет-технологий.
  • Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение.
  • Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся
  • Совершенствование навыков групповой деятельности.
  • Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь.
  • Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка».

Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения.

Подготовительный этап

Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса для реализации требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно-деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должна занимать не менее 30 минут, деятельность учителя – 10-15 минут. Продуктивной деятельности учащихся на уроке способствует использование новой технологии в образовании – технологии «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom).

Что такое технология «Перевёрнутого класса» или «перевёрнутого обучения» (Flipped classroom)? «Сущность этой технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, домашние задания выполняются в классе. Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, записанные или подобранные учителем». [1] В качестве материалов для учащихся могут также использоваться текстовые файлы или небольшие презентации. Ученик мотивируется на серьёзную самостоятельную работу дома: в задании обязательно должны быть вопросы, на которые он должен отвечать на уроке, список дополнительной литературы или ссылки на источники в сети, которые можно использовать. «Плюс в том, что ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть успешность на уроке. Плюс также и в том, что что-либо списывать на уроке нет ни необходимости, ни смысла». [2]

Учащиеся перед уроком через записи в дневник и рассылку в группе восьмых классов в социальной сети «Вконтакте» получают следующие задания:

  1. Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
  2. Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему. [3]
  3. Подготовиться к работе в группах на уроке.

Учитель проводит консультации с учащимися: в назначенное время в классе, через работу в Сети, через электронную почту или Skype.

Читайте также:  Оказание первой помощи при ранении ожогах обмороках отравлениях

I. Организационный момент

1. Организация группой работы на уроке:

– экспресс-опрос для проверки результатов деятельности по модели «Перевёрнутого класса»: заполнение таблицы. [Приложение 1]
– класс разделяется на две группы (по рекомендации учителя и желанию учащихся);
– каждая группа получает лист вопросов для организации работы. [Приложение 2]

II. Мотивация деятельности c использованием презентации учителя к повести «Станционный смотритель». [Приложение 3]

– Почему будем читать одну из «Повестей Белкина»?
– Рассказ о Болдинской осени 1830 года.
– В чём новаторство этого произведения: подводили итог прошлому и открывали для русской литературы и творчества Пушкина новые дали.
– «Повести Белкина» – реалистическое произведение, в котором Пушкин изображал обыкновенное в жизни: обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, быт людей. Но из этого обыкновенного умел извлекать поэзию жизни.
– Новизна автора: Пушкин издал повести под именем И.П.Белкина. Иван Петрович Белкин – сквозной образ, объединяющей все повести и играющий важную роль в их понимании.

Постановка проблемного вопроса к уроку: О чём рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель»?

Что поможет вам найти ответ на проблемный вопрос урока?

III. Групповая работа

1. Анализ образа Самсона Вырина.

Группа №1 . Образ Самсона Вырина.

1. Кто такой станционный смотритель? Анализ эпиграфа к повести и вступления? Как к нему относится рассказчик?
Коллежский регистратор – низший чин в «Табеле о рангах».
Кто такой диктатор? (Диктатор – правитель страны, пользующийся неограниченной властью)
Является ли станционный смотритель диктатором почтовой станции?

Вывод: «станционный смотритель – сущий мученик четырнадцатого класса», его должность – настоящая каторга – «вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием».

2. Каким увидел рассказчик Самсона Вырина при первой встрече?

«Вижу… самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Он счастливый отец красивой дочери Дуни: он говорит о ней «с видом довольного самолюбия», видя, что дочка понравилась проезжающему.

3. Что изменилось в Самсоне Вырине при второй встрече с рассказчиком? Анализ портрета и поведения героя.
«… но как он постарел! … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на его сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Так Самсона Вырина изменил побег дочери с гусаром Минским в Петербург.

4. Как повлияли на Самсона Вырина похищение Дуни гусаром Минским и его путешествие в Петербург?

«Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где лежал молодой обманщик. …Бедняк занемог горячкою» и долгое время не мог исполнять обязанности станционного смотрителя.
Вырин пешком отправился в Петербург за дочерью, но пережил ещё более страшное унижение: он был выгнан Минским из его номера, а Дуня при виде отца упала в обморок.
Старик подумал, махнул рукой и решил отступиться.

5. Каким увидел Самсона Вырина при третьей встрече рассказчик?

А третьей встречи не было: Самсон Вырин уехал на свою почтовую станцию, запил с горя и умер.

6. Для чего в повести «Станционный смотритель» создан образ Самсона Вырина?

Пушкин поставил в повести «Станционный смотритель вопрос о поведении человека. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет из души гордость, достоинство, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.
Пушкин создал образ «маленького человека».

7. Кто такой «маленький человек»? Можно ли отнести это определение к Самсону Вырину?
«Маленький человек» – это: ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкоеположение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственногомеханизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх переджизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливостисуществующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, какправило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С.Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М.Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П.Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.» [4]

Образ Дуни. Работа группы №2.

1. Прочитать и проанализировать описание комнаты Самсона Вырина (картинки с историей блудной дочери).

  • Картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и евангельская притча о блудном сыне. Презентация по картине. [Приложение 4]
  • Портрет Дуни, авторская характеристика образа Дуни. Первая встреча. Девочка лет четырнадцати, чья красота поразила проезжающего. Разумная, проворная, вся в покойницу мать.
  • История жизни Дуни на почтовой станции.
  • Бегство с гусаром в Петербург и неожиданная встреча с отцом в Петербурге.
  • Почему Дуня горько плакала на могиле отца?
  • Можно ли историю Дуни соотнести с притчей о блудном сыне? Есть ли в повести Пушкина евангельский мотив?

2. Притча о блудной дочери – вторая тема повести «Станционный смотритель».

IV. Рефлексия

1. О чём рассказал Иван Петрович Белкин читателям в повести «Станционный смотритель»?
Запись ответа на вопрос на проблемных карточках [Приложение 5]

2. В чём своеобразие пушкинской прозы?

Приглашение к литературному путешествию в Музей станционного смотрителя на станции Выра. Доклад с презентацией «Музей станционного смотрителя в Выре».

V. Подведение итогов работы

VI. Домашнее задание

Посмотреть видеоролик «Музей станционного смотрителя в Выре» (ссылка будет выложена в социальной группе восьмых классов), составить отчёт о виртуальном путешествии в форме страницы дневника путешественника, письма другу или подруге, путеводителя по музею. [5]

источник

Доктор медицинских наук К. УМАНСКИЙ.

Заслуженный деятель науки России, профессор невропатолог Константин Григорьевич Уманский руководил клиническим отделением Института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН. его статьи в «Науке и жизни» всегда вызывали интерес, а научно-популярная книга «Невропатология для всех» была бестселлером. Сейчас Константин Григорьевич живёт в Денвере (США). С его разрешения и разрешения газеты «Weekly International West-East» представляем вам новую статью, написанную совсем недавно.

Сами обмороки, собственно говоря, не болезнь. Это временные состояния, в которые может впадать человек по множеству самых различных причин. Именно поэтому в современной медицинской литературе они обозначаются как синкопальные состояния.

Название это произошло от греческого слова «синкопа» (synkope) — в прямом переводе «обрубание». Медицинское значение термина с древнейших времён означает глубокий обморок с потерей сознания. Интересно, что оно буквально соответствует вульгарным, зачастую употребляемым в жизни российским выражениям — «отрубился» или «вырубился», когда речь идёт о человеке, внезапно потерявшем сознание.

Обмороком (синкопом) обычно называют внезапную, независящую от причины потерю сознания, чаще всего непродолжительную. При кажущейся простоте этого страдания и относительной, в большинстве случаев, лёгкости течения причины его достаточно сложны и многообразны.

. Как-то на приём ко мне пришла молодая женщина. Невысокая, худенькая. Черты лица заострены, под глазами глубокие тени, губы несколько синюшны. Нервно роется в сумочке, разыскивая направление. Работает секретарём-машинисткой в строительной организации. О своём заболевании рассказывает волнуясь, при этом лицо и шея покрываются красными пятнами.

— Мне уже давно советовали обратиться к невропатологу. Раньше лечилась у своего районного терапевта. Но и он говорил, что всё это у меня на нервной почве.

Когда она немного успокоилась, попросил поподробнее рассказать, что же её беспокоит.

— По природе своей я человек легко возбудимый и впечатлительный. Нервничаю из-за каждой мелочи и дома и на работе. Но больше всего меня беспокоит не это. Просто не поверите: чуть что — сразу падаю в обморок. Недавно мы проходили диспансеризацию, и у меня должны были взять кровь. Как только лаборантка взялась за иголку — я потеряла сознание. Не переношу одного вида крови, в том числе и чужой. Недавно сынишка упал и немного рассёк лобик —так и тут я потеряла сознание.

Это довольно типичные жалобы, их приходится слышать нередко, так же как и наблюдать сами обмороки.

Основная причина подобных нейрогенных обмороков конституционные, то есть прирождённые, особенности легко возбудимой нервной и вегетативной систем, на фоне которых решающую роль играет внезапно возникающая кислородная недостаточность.

Как известно, вся деятельность организма регулируется системой гомеостаза, которая обеспечивает нормальное снабжение всех органов и систем организма необходимыми продуктами и в первую очередь кислородом. Эта система постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне все основные параметры жизнедеятельности организма. Но иногда, в экстремальных условиях, по разным причинам в этой системе происходит сбой, и она не может обеспечить центральную нервную систему кислородом в нужном количестве. Тогда и случаются обмороки. Обычно это свойственно людям, страдающим вегетососудистой дистонией (дисфункцией вегетативной нервной системы). А она может быть врождённой, как у нашей, пациентки, и тогда с ней справиться трудно, особенно когда имеется истероидный настрой нервной системы, хотя смягчить её проявления обычно удаётся. Но такая дистония может быть и следствием травм, инфекций, интоксикаций, нарушения функции эндокринной системы, невроза. В этих и многих других случаях лечение бывает более эффективным. Нередки также обмороки у лиц с заболеваниями сердца.

Нервический настрой нервной системы, как говорили раньше, или проще — склонность к истерическим реакциям, в отдельных случаях может сочетаться с так называемыми фрейдистскими комплексами. При этом причинный механизм возникновения обморока тот же, что описан выше.

Не знаю, были ли знакомы между собой основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд и известный российский писатель Виктор Викторович Смидович, который всем нам больше известен под псевдонимом Вересаев, жившие в одно время, но оба наблюдали похоже одну и ту же больную. Она описана у Вересаева в «Записках врача».

Эта женщина бальзаковского возраста очень часто, с девичества, видела почти реальные страстные эротические сновидения, в которых присутствовали небездействующие обнажённые мужчины. В реальной же жизни при виде голого мужчины она внезапно падала в обморок. Позднее обмороки наступали даже при виде только одних исподних мужских подштанников. Не помогли ни психоанализ, ни известный доктор Смидович. Она так и осталась старой девой, хотя в сновидениях, как и в постоянных эротических фантазиях, всё оставалось по-прежнему.

Непосредственным поводом для любого нейрогенного обморока могут быть стресс, волнение, перегрев, пребывание в душном помещении, испуг и т.п. У страдающих разного рода неврозами обмороки чаще всего возникают рефлекторно — в ответ на такие «пусковые» моменты, как, например, вид крови, или как реакция даже на небольшие болевые раздражения либо их предвидение — достаточно только вида медицинской иглы.

Помимо описанных выше нейрогенных обмороков нередко наблюдаются и такие, которые имеют, так сказать, соматогенное происхождение. То есть обусловленные какими-либо нарушениями внутренней среды организма и её реактивности вследствие некоторых заболеваний.

В художественной литературе XIX века у многих классиков, как и в медицинской литературе того времени, вы весьма часто можете найти описание обмороков, встречавшееся тогда гораздо чаще, нежели в наше время. В основном в «благородной среде», больше у молоденьких девушек, начиная с периода полового созревания. И в медицинской литературе, и в художественной они считались проявлением «хлороза». Очевидно, по отличающему их бледно-зеленоватому оттенку кожи. «Хлороз» — греческое слово (chloros), в прямом переводе —«зеленоватый». Только к концу XIX — началу XX века, когда начали исследовать биохимию крови, выяснилось, что хлороз является проявлением железодефицитной анемии. А тогда. Может быть, именно тогда и появилось исконно русское выражение — «бледная немочь».

Тогда в моде были «осиные» талии, для достижения которых требовалась строжайшая диета (по тем временам — почти голодная). Да и для использования имитатора талии — корсета тоже нужна была не слишком полная фигура. К тому же в нём не особенно-то и покушаешь.

К слову говоря, зачастую некоторые современные «модные» самодеятельные диеты, среди них множество публикуемых, могут с тем же успехом привести к подобным последствиям, а иногда и к значительно худшим.

Разумеется, анемия была только фоном, на котором чрезвычайно легко развивались общие для всех обморочных состояний физиологические нарушения.

Подобные обмороки нередко наблюдаются у людей с сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, при резком снижении сахара в крови у диабетиков и при наличии множества иных причин.

Нередки обморочные состояния у злостных курильщиков, когда уже имеются хронические заболевания лёгких, которые ведут к постоянному венозному застою и легко появляющейся кислородной недостаточности во время кашля — в этот момент и может случиться внезапная потеря сознания.

У некоторых людей обморочные состояния могут возникнуть при слишком быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное, при резком запрокидывании головы назад (например, в кресле парикмахера).

Различают ещё и экстремальные обмороки, обусловленные глубокими нарушениями метаболизма (обменных процессов) головного мозга. Они возникают как результат чрезвычайных внешних воздействий, превосходящих физиологические возможности адаптации к ним. Решающее значение в их возникновении принадлежит значительному недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе. Например, при высотной, или, как её ещё называют, горной, болезни у альпинистов. Подобные состояния могут возникать также при нейротоксическом действии некоторых ядов, побочном действии лекарственных веществ и т.п. Бывают и полифакторные обмороки, в возникновении которых могут быть повинны сразу несколько факторов.

Обморок не всегда возникает неожиданно. Гораздо чаще ему предшествуют быстро нарастающие неприятные ощущения в виде дурноты, тошноты, мелькания перед глазами, звона в ушах. Всё это сопровождается общей слабостью, иногда зевотой. Нередко кожа приобретает бледный оттенок, может появиться потливость. Затем в какой-то момент наступает расслабление мышц, ноги подкашиваются, и больной падает, теряя сознание. Во время обморока тело больного неподвижно, контакт с ним невозможен, мышцы расслаблены, пульс, как правило, редкий (реже учащённый), слабого наполнения. Снижается артериальное давление, дыхание становится поверхностным. Зрачки чаще сужены, но в отдельных случаях могут быть и расширенными. В таком состоянии человек на уколы почти не реагирует. При продолжительном обмороке и, стало быть, длительной кислородной недостаточности могут даже начаться судороги, чем-то похожие в некоторых случаях на эпилептические. Обморок почти всегда развивается у сидящих, стоящих или идущих людей. С лежащими этого, как правило, не бывает.

Почти во всех случаях наступающие обморочные состояния имеют достаточно общую клиническую картину. Правда, иногда обморок может наступить внезапно, как бы без видимых предвестников. Исход обморока, как и выход из этого состояния протекают по-разному, в зависимости от причины возникновения.

Однако не всякая внезапная потеря сознания, протекающая с теми же признаками, является истинным обмороком. В такое же состояние попадает человек, например, при гипогликемии — значительном снижении уровня сахара в крови. Тогда больному необходима немедленная помощь врачей-специалистов. Поэтому к любому человеку, внезапно потерявшему сознание, необходимо срочно вызвать врача, кроме, очевидно, тех случаев, когда достоверно (от врача же) известно, что речь идёт именно об обмороке. Например, при повторении подобных состояний у одного и того же человека.

Ну а если в вашем присутствии человек упал в обморок, то как ему помочь, пока не приехал врач?

Во-первых, необходимо сразу же его уложить так, чтобы голова располагалась ниже туловища, ноги были приподняты — это улучшит кровоснабжение мозга. Немедленно открыть в комнате окна. Ослабить всё, что стягивает шею, грудь, живот. Если есть нашатырный спирт, дать понюхать, но только так, чтобы он не попал на слизистые оболочки носа, губ, глаз, иначе можно вызвать ожог. Обрызгать лицо холодной водой. Растереть кожу висков и грудь сухим полотенцем или смоченным одеколоном, можно и прохладной водой. К конечностям приложить грелки. В одном из старинных руководств я вычитал такую рекомендацию: разрезать луковицу пополам, местами среза потереть виски и дать понюхать. Очевидно, это тоже может дать неплохой эффект. Но всегда, во всех случаях, если больной в течение нескольких минут не пришёл в сознание, надо немедленно вызвать «скорую помощь».

Следует помнить, что обморок — чаще всего признак неблагополучия в организме, следствие какого-либо заболевания, от которого страдает и нервная система. Однако, несмотря на множество существующих предпосылок, которые могут способствовать возникновению обморочного состояния, следует

сказать, что большинство людей вовсе не предрасположены к обморокам. Это во многом зависит от типа нервной системы, устойчивости и стабильности внутренних процессов, даже при наличии каких-либо хронических заболеваний.

источник