Меню Рубрики

Почему падают в обморок на венчании

Любовь. Обмороки. Как одеваться? — Все о Венчании брака православных христиан — Рассказ «Время пошло!» отца Александра Дьяченко

Когда душа созревает для неба,
Господь потихонечку начинает отнимать у неё то земное,
к чему она привязалась. Это процесс, растянутый во времени.

Слёзы очищают зрение, особенно сердечное.
Правда, я старался, чтобы где-то было и смешно…
Иерей Александр Дьяченко

Молодая женщина лет тридцати доверительно обращается ко мне и немного волнуясь:
– Батюшка, я выхожу замуж и мы с моим мужем хотим венчаться.
– А знаете ли, голубушка, – поучаю привычно, – что венчание – шаг ответственный, и, решаясь на него, вам нужно взвесить серьёзность ваших чувств и намерений?
– Да, батюшка, мы всё взвесили и решили сперва расписаться, и в тот же день повенчаться. И, потом, сколько ещё испытывать эти самые чувства? Я от него уже третьего ребёнка рожаю, а всё никак не решусь, сколько же можно!? – убеждает себя молодая женщина.

Говорят, сейчас стало модным венчаться, – не знаю. Мы в своём храме много крестим, ещё больше отпеваем, а вот венчаем крайне редко. Да ещё и просим за венчание самое большое пожертвование. И делаем так специально, чтобы люди, прежде чем решиться на такой шаг подумали даже не семь, а семьдесят раз. Но, всё равно не помогает, и разводов среди венчанных браков хватает.

Я как-то поинтересовался у священника, который принимает в епархии просителей о церковном разводе, и выходит, что в среднем за год по области мы имеем около трёхсот таких семейных катастроф. Человек надеется, что после церковной молитвы, словно по мановению волшебной палочки, в его семье наступит идиллия, – а она не наступает.

Нет понимания, что венчание – это благословение на начало трудного жертвенного пути двух любящих сердец по созданию семьи, как малой домашней церкви, а не уже готовый конечный счастливый результат.

Начинаешь объяснять невесте, что в браке она должна подчиняться мужу, и оставлять за ним принятие всех главных решений. Девушка смотрит на меня и улыбается. Спрашиваю:
– Ты чего улыбаешься?
– Батюшка, неужто мне придётся ему во всём подчиняться, – а если он неправ? А если он вообще человек неумный?
– Так зачем за него тогда идти, если он неумный?

Никогда не забуду, находят меня двое, он и она. Она выше мужа чуть ли не на полголовы, да и остальными формами покрупнее будет. Он (жена его называет «Дусик», причём именно называет, к нему не обращаясь, и постоянно говоря о муже в третьем лице) всё время молчит, зато она говорит не умолкая.
– Мы с Дусиком решили повенчаться, – смотрит в сторону супруга, тот обречённо вздыхает и соглашается: «Угу».
– Батюшка, это так ответственно, так ответственно. Мне же, снова придётся подвенечное платье покупать!
– А вы давно вместе?
– Да у нас ребёнку уже семь лет.
– Тогда вам нет смысла покупать такое дорогое платье, вы просто оденьтесь чистенько по-церковному.
Женщина, задыхаясь от возмущения:
– Что значит «чистенько»!? Я, что же, не могу для такого случая позволить себе новое платье?

Я немедленно соглашаюсь с её требованием о новом платье, она успокаивается, и мы договариваемся о сроках венчания. У «молодых» до назначенного мною дня оставалось ещё месяца полтора. Надеясь за это время хоть немного воцерковить ребят, я предложил им походить на воскресные службы, и разрешил звонить мне, соглашаясь ответить на все интересующие их вопросы.

И она звонила чуть ли не каждый день:
– Можно венчаться в фате?
– А, может, вместо фаты мне ленточку повязать?
– А если коленочку открыть, будет ли это «по-церковному»?
Я стал бояться её звонков, я же не Юдашкин, откуда мне знать, что такое оборки и фонарики на рукавах?

Недели через три, в сопровождении Дусика, она приехала продемонстрировать свой наряд на предмет соответствия его требованиям «церковности». Маленький мужичёк покорно стоял передо мной в простеньком костюмчике, и почему-то зелёного цвета. Не удивлюсь, если он в нём ещё в школе аттестат зрелости получал. Зато супруга поражала оригинальностью и эксцентричностью одежд. Не стану их описывать, всё равно не смогу, но заведомо соглашаюсь на всё.

Женщина задумчиво смотрит в сторону супруга:
– Батюшка, последнее время меня волнует несоответствие идеи моего платья цвету его костюма, я боюсь, что нарушается гармония.
«Невеста» мельтешит на фоне зелёного супруга, а я, понимая всю нелепость происходящего, но боясь обидеть людей, только молча развожу руками. Вечером она вновь позвонила и сообщила, что решила заказывать новое платье.

Зато венчание прошло великолепно. Зрителей понаехало множество, правда «невеста» слегка паникуя, часа за два до прибытия к храму эскорта автомобилей, спрашивала меня о какой-то очерёдности входа в храм, но все недоумения к счастью удалось разрешить.

Потом, уже выходя из храма, она бросала в толпящихся сзади незамужних девушек свой букет. А те, подобно волейболисткам, визжа и смеясь, выпрыгивали ему навстречу. Довольный действом народ, устремился вслед за королевой бала к машинам, а сзади, не поспевая за всеми, и видимо, боясь потеряться, смешно семеня ножками, спешил Дусик в нелепом костюмчике зелёного цвета.

Но, всё-таки, Таинство, даже если люди и забывают о его сути, остаётся Таинством, и наблюдаешь порой, как человеческая слабая плоть не выдерживает присутствия Благодати.

Во время венчания девушки нередко теряют сознание. Мамочки жалуются на спёртый воздух в храме и на жар от горящих свечей, хотя мы никогда не венчаем прилюдно, и такого рода объяснения мною не принимаются.

Причина скорее в том, что всё чаще широкие юбки белоснежных подвенечных платьев невест скрывают уже значительные сроки беременности.

Помню, венчал юную девочку шестнадцати лет и мужчину лет тридцати пяти. На его фоне она выглядела совершенным ребёнком, и в тоже время этот ребёнок сама уже готовилась стать мамой. Тонкая высокая шейка, такие же худенькие ручки. Во время венчания девочка вдруг медленно, словно свечечка, начала оплывать на пол. Потом, заметив вдоль стены стоящую лавку, улеглась на неё вместе с ногами.

Я неспешно продолжаю читать молитвы, сродники, в том числе и жених, в растерянности обступают молодую. Та лежит и в прострации улыбается своим видениям. Но через минуту жених уже стоит на положенном месте с юной супругой на руках. Он держит её, точно бездыханное тело, с запрокинутой головой и безжизненно свисающими вниз руками. Однако мужчина твёрд в своём намерении продолжить венчание, и всем видом старается мне это показать.

Спрашиваю: – И что будем делать?
– Венчаем дальше, батюшка.
– Так венец не фуражка, как мы его на её головку крепить станем?

Но благо, тут мои помощницы подсуетились и прохладной святой водичкой привели девочку в чувство. Правда, до последней минуты её приходилось поддерживать под руки, а венчальную свечу передали свидетельнице.

Если теряют сознание молоденькие девчонки, то это в порядке вещей, но когда на пол храма опрокидывается большой сильный мужчина, то здесь на беременность уже не спишешь. Идёт венчание. Поворачиваюсь лицом к открытым царским вратам и, воздев вверх руки, готовлюсь произнести венчальный возглас: «Славою и честию венчай их», как слышу звук рухнувшего тела.

Оборачиваюсь и вижу жениха распростёршимся на полу. Невеста отскочила в сторону, на её лице недоумение и испуг. Общими усилиями приводим незадачливого жениха в чувство. Он не совсем понимает, чего от него хотят, но потом всё-таки встаёт на место. Вновь воздеваю руки, произношу возглас, и молодой человек опрокидывается навзничь, да так резко, что чуть было не увлекает за собой свидетеля. Жених падает, а его ноги в ботинках сорок четвёртого размера с новыми кожаными подошвами по инерции взлетают вверх. Его вновь поднимают и усаживают на табурет. Он сидит, прислонившись головой к невесте, так и венчаем.

Правда, этот случай с сильной половиной человечества на моей памяти единственный. Но если, кто-то думает, что мужики народ менее чувственный и ранимый, чем женщины, то он глубоко ошибается. Года два назад я присутствовал на росписи в ЗАГСе. Помню, как после всего к жениху подошёл свидетель и пошутил:
– Не понимаю, как ты решился расстаться со свободой и стать семейным человеком?
Каково же было моё удивление, когда через год я, просматривая видеозапись уже с его свадьбы, увидел как этот большого роста могучий крепыш в момент, когда они оба с женой поставили подписи под одним документом, не совладал с чувствами и заплакал. Он стоял и плакал, как дитя, а жена успокаивала его и гладила по волосам.

Такие уж мы мужики.
Какие бы мы ни были большие и сильные,
– нам очень важно, чтобы нас любили.

Мой друг отец Виктор этой зимой заболел и попал в больницу с двусторонним воспалением лёгких. Он сгорал от высоченной температуры, и врачи, как могли, боролись за его жизнь. В самый критический момент к нему пустили матушку. Она наклонилась над ним и просит:
– Витенька, ты только не умирай, держись. Ты же сам знаешь….

Батюшка, предвосхищая её слова, подумал: «Сейчас она скажет «как я тебя люблю», и так, – говорит, – на душе хорошо стало!

А матушка продолжает: – . детей кроме тебя, кормить некому.
– А их у тебя вон сколько, и кому они, если помрёшь будут нужны?
– Действительно, – согласился батюшка, – некому.
По-болел немного, и опять стал служить.

Разные случаи случались с моими молодожёнами, один раз даже был трагический.

Семья находилась на грани развода. Муж сильно выпивал, и жена ухватилась за идею повенчаться как за последнюю соломинку. Он согласился, и по её просьбе даже закодировался, но мне об этом ничего не сказали. Во время венчания молодые пьют общую сладкую чашу вина, вот он её и выпил. Сорвался и запил опять, а месяца через три семья уже распалась окончательно.

А один раз жених со свидетелем перед самым венчанием чем-то видать обкурились. Родственников понаехало, а их понесло, – стоят и хохочут. Невеста плачет, а они заливаются. Вот беда какая.

Много случалось всего, и забавного, и грустного, но было одно венчание, которое меня потрясло и осталось в памяти на всю жизнь.

С Галиной мы познакомились в храме. Она подошла ко мне после службы и попросила соборовать и причастить её мужа. У Андрея, так его звали, обнаружили опухоль. Ему тогда ещё не было и сорока. Будучи по природе человеком терпеливым, он долго скрывал от окружающих боль, потому и болезнь открылась уже на последней стадии. После операции Галина привезла мужа домой. Тогда она и просила его соборовать.

Мы разговорились с Андреем. Вера в нём была, но правда очень маленькая, а вот надежды не было совсем. А без надежды в таком деле нельзя. Всё время, пока я его соборовал, он смотрел на меня с таким выражением лица, словно говорил:

«Я понимаю, ты делаешь своё дело и хочешь мне помочь. Но только зря ты, парень, стараешься. Всё равно из этого ничего не получится. Я обречён».

И, тем не менее, он даже было пошёл на поправку, но его настроение от этого не улучшилось. Она поменяла квартиру, чтобы у Андрея была отдельная комната, и дети ему не мешали. А он спешил сделать в ней ремонт, чтобы ей потом, после него, было меньше мороки со всеми этими мужскими делами.

А месяца за два до кончины Андрея она попросила их обвенчать. Я назначил день, и они приехали в храм нарядные и торжественные. И ещё, может мне это показалось, но они были счастливы. Не смотря на то, что время их оставшегося счастья уже можно было исчислять часами. Остался в памяти землистый цвет лица Андрея и проступающая порой в их глазах боль от близкой и неминуемой разлуки.

– Ты хочешь связать себя навсегда? – спросил я её перед венчанием.
– Да, я хочу и в вечности быть вместе с ним. Здесь мы были вместе до обидного мало.
– Ты ещё молодая женщина, подумай, у тебя двое детей, и их нужно поднимать, хватит ли тебе сил?
– Бог не оставит, батюшка, моей бабушке после войны было ещё труднее.

Прошло уже много лет, и я иногда встречаю Галину. Она освоила мужские специальности: занималась извозом и торговала запчастями к автомобилям. Сейчас купила огромный «патриот», чтобы ездить на дачу. Сыновья выросли, родились внуки. Так что, забот у неё, что говорится, «полон рот». Я иногда её встречаю, но никогда не вижу рядом с мужчиной.

Недавно она меня подвозила, и я спросил:
– Не жалеешь о том венчании?
Она, немного помолчав, ответила:
– Вспоминаю то время, оно шло, и я понимала, что теряю мужа, наступало отчаяние, и я не знала что со всем этим делать.

Но после того, как мы повенчались, я вдруг отчётливо поняла, что теперь всё, – мы навсегда остаёмся вместе. Никогда ещё, как в те дни, я так остро не ощущала времени. Оно стало для меня управляемым, он уходил, а я каждую секундочку нашей жизни словно перебирала между пальцами, как ты свои чётки. Те два месяца научили меня ценить то малое, что у меня есть, и быть благодарной за все то, что у меня есть.

Я не думаю об Андрее «был», для меня он продолжает «быть».

Он умер на моих руках, и я сама закрывала ему глаза. Может от того, что я знала о его скорой кончине, и делала всё, чтобы ему было покойно, у меня нет на душе чувства вины, или какой-то недоговорённости. Словно он переехал в другую страну, а я остаюсь ждать его вызова. Когда-то он обязательно придёт, и я пойду за ним вслед.

А вскоре вся страна узнала о взрывах в метро. И думаешь, ведь никто из тех, кто погиб, не собирался умирать в тот день. Люди уходили по своим обычным делам, строили планы, а потом, буквально в мгновение их жизнь прервалась. Мы жалеем погибших, но жалеть нужно тех, кто остался. Теперь день изо дня месяцами они будут вспоминать, всё одно и то же. Ту самую минуту, когда любимый человек уходил из дому в то злополучное утро.

«Быстренько иди сюда, целую, и я побежал, уже опаздываю!» – «Беги, беги, я умываюсь, вечером поцелуешь».
Или звонок по телефону: «Я хочу тебе сказать что-то очень важное для нас обоих». – «Прости, мне сейчас некогда, вечером скажешь, мы же договорились о встрече».
Может, было так, а может, как-то по-иному, точно ведь не узнаю, могу только предполагать.

Только не будет теперь этого вечера. Никто так и не скажет им оставшимся тех заветных слов, никто больше так не обнимет и не поцелует. Лишь остаётся подушка, которую можно обнять в надежде уловить запах того, кто уже не придёт. Мы неисправимы, и начинаем понимать, что были счастливы, только тогда, когда счастье теряем.

Ночь, табло на часах говорит, что сейчас где-то около трёх. Проснулся и почему-то вспомнил про тот разговор с Галиной в её вездеходе, и то венчание. Рядом со мной, свернувшись калачиком, мирно спит моя матушка. В памяти всплывает и рассказ отца Виктора, который помирая в больнице, ждал от своей половины признания в любви.

Читайте также:  Давление и обморок у детей

И я делаю неожиданное открытие: а ведь моя матушка за все двадцать пять лет совместной жизни так ни разу и не сказала, что она меня любит. Вот это здорово, а как же мы так поженились, без констатации самого факта?
Спать сразу же расхотелось, и так стало себя жалко. Нет, так дело не пойдёт, матушку определённо следует обличить, – утром, сразу же, как проснёмся.

Для сбора компромата мысленно возвращаюсь в те наши далёкие годы, и почему-то сразу вспоминаю, какими счастливыми глазами смотрела она на меня, когда я делал ей предложение. Потом, как старалась она подложить мне на тарелку самый большой и вкусный кусочек, как обшивала, стирала, гладила до появления всех этих чудо машин. Нужны обличающие факты, а в голову лезет всякая ерунда, как всеми силами она старалась дать мне поспать, когда появился на свет малыш.

Потом, как вместе пришли в церковь, и она терпеливо выслушивала моё дилетантское «богословие». А когда, став священником, я получил самостоятельный приход, она ушла с прежней работы на зарплату в пять раз меньшую, ради того, чтобы быть рядом и организовывать клирос. Вспомнилось, как перед первой нашей Пасхой, когда не было денег на красные облачения, она пошла на рынок и продала свою единственную ценность – новую шапку из голубой норки.

Воспоминания, тесня, и наплывая друг на друга, выстраивались в одну большую непрерывную цепь обличений, но только уже меня самого. Вот так, Саша, получается, что рядом с тобой, вот уже целых 25 лет, живёт человек, который и живёт-то ради тебя, а ты этого до сих пор не понял. А для любви слова, оказывается, вовсе и не обязательны.

Вглядываюсь в её лицо, и хотя на дворе ещё темно, отчётливо вижу ту самую девчонку, которая согласилась идти по жизни рядом со мной, и идёт вот уже целую четверть века. Мы привыкаем, что кто-то живёт рядом, для нас становится нормой быть кем-то любимым, что о нас кто-то постоянно заботится, и на него можно свалить кучу всяких домашних рутинных дел. И, кажется, что так будет всегда, но в том-то и дело, что «всегда» в нашем конечном мире не бывает, когда-то это «всегда» рано или поздно заканчивается.

И можно так и не успеть научится быть благодарным, а потом ненавидеть себя, что вовремя не целовал эти глаза и эти руки.

Пытаюсь вспомнить, а когда сам ей говорил, что люблю, когда последний раз дарил цветы? И хотя в комнате темно, понимаю, что мои щёки начинают пылать. Нет, нужно в корне всё поменять, завтра же, нет уже сегодня, я скажу ей, что люблю её, и очень сильно. Нет, это неубедительно, – что значит «очень сильно»? Скажу просто, что люблю её, но зато целых пять раз, или лучше десять, и так каждый день, или, в крайнем случае, через день. Правда, она может заподозрить, что я где-то в чём-то проштрафился. Ну и пусть, потом перестанет, пора ей привыкать к новой хорошей жизни, вот с этой самой минуты.

Засыпаю довольный собой, успевая краем глаза заметить цифры на электронном светящимся табло. Всё, время новой жизни пошло!

Священник Александр Дьяченко

PS Христос Воскресе! Отличный рассказ. По поводу венчания. Когда мы венчались с супругой, в храме были только батюшка, мы и мои родители, так что фактор нехватки воздуха отметается. Так, вот в какой-то момент Таинства замечаю, что супруга судорожно начинает хватать меня за руку. Поворачиваюсь к ней и вижу огромные расширенные зрачки и еле успеваю подхватить ее за талию. Батюшка (пожилой заслуженный священник) как-то быстро все это заметил, спокойно подошел и перекрестил ей лоб и что-то тихо сказал. Супруге практически сразу стало легче и венчание продолжилось. Мы конечно, были под впечатлением от этого, тем более супруга никогда в жизни ни до, ни после, в обмороки не падала и здоровье имеет хорошее. Батюшка потом сказал, что на венчании обмороки невест часто случаются, а причина, возможно, в том что немощная плоть, соприкасаясь с действием Благодати, не выдерживает. Думаю так и есть.
Священник Александр Дьяченко: Воистину Воскресе! На самом деле и я также думаю.

источник

Как подготовиться к венчанию:

Если ты и твоя вторая половина действительно верите, что все пары создаются на небесах, значит, ваша свадьба не обойдется без обряда венчания. Нужно отметить, что подготовка к венчанию так же важна, как и другие этапы свадебного торжества. Что нужно знать перед тем, как прийти на венчание в день вашего бракосочетания?

Как выбрать дату венчания:

Перед тем, как планировать венчание, помните, что ни в одной церкви вас не смогут обвенчать во время поста. К тому же, не проводят венчаний в субботу, вторник и четверг. Но современная церковь все же идет на некоторые уступки, потому большинство священников соглашаются провести церемонию и в субботние дни.

Обязательно посмотри православный календарь на тот год, в котором планируется торжество, потому что некоторые церковные праздники не привязаны к одному конкретному числу. После того, как ты выберешь подходящую дату, сразу же проконсультируйся со священником, чтобы убедиться в том, что ты ничего не упустила.

Как выбрать храм для венчания:

Выбирай церковь сразу же, как только вы решились венчаться. Сейчас этот обряд очень популярен, и можно столкнуться с тем, что та дата, которую вы выбрали, занята другой парой.

Войди в храм со своей второй половиной и проведи там пару минут. Убедись, что тебе комфортно там находиться. Если тебе нравится расположение и декор церкви, можно приниматься за обсуждение деталей. Обязательно поинтересуйся, можно ли снимать и фотографировать в храме и сколько по времени будет длиться сам обряд. Узнай цену дополнительных услуг, например, таких, как хор или звон колоколов.

Венчальная атрибутика:

Не нужно забывать, что подвенечное свадебное платье является символом невинности и целомудрия, а головы всех женщин на церемонии должны быть покрытыми. К тому же вам обязательно понадобятся длинные большие свечи, четыре платка, которыми нужно будет держать эти свечи, а также бутылка кагора. Если ты боишься что-нибудь забыть, купи уже готовый венчальный набор, он продается в каждом храме.

Тебе и твоему будущему мужу необходимо обязательно выдержать накануне трехдневный пост, а затем исповедаться и причаститься. Не забудь купить церковные брошюры, в которых говорится обо всех основных грехах. И узнай заранее, как происходит сам обряд.

Народные приметы о венчании:

Во все времена венчание имело огромный смысл для людей, так как считалось официальным заключением брака. Но в наши дни обвенчаться могут только те пары, которые зарегистрировались до этого в ЗАГСе.

Венчание навечно:

  • Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, их брак будет нерушим, а любовь вечной.
  • После венчания молодым нужно посмотреться в одно зеркало — это должно принести удачу и крепкую семейную жизнь.

Приметы о наряде на венчание:

  • Если невеста надела свадебное платье до венчания, свадьба не состоится. (Русская свадебная примета). Считалось: надела платье — вышла замуж.
  • Молодым, едущим на венчание в церковь, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.
  • Если невеста, стоя под венцом, уронит платок, значит, муж умрет и быть ей вдовой.

Приметы о венчальном кольце

  • После того как невеста уезжала венчаться, в ее доме мыли полы (не порог). Делалось это для того, чтобы невеста не вернулась к родителям.
  • Родители жениха и невесты не должны присутствовать при венчании в церкви. Да и ритуального смысла их присутствия при венчании в церкви тоже нет, так как рядом с молодыми должны находиться именно крестные родители. Задача родных отца и матери — благословить жениха и невесту в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Приметы о дороге на венчание

  • Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а когда они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше и замок хранить, чтобы молодые жили хорошо.
  • На венчание в церковь невеста должна ехать одной дорогой, от венца – другой.
  • Никто не должен переходить дорогу жениху и невесте, идущим на венчание.

Приметы о венце на венчании

  • «Знак» вдовства может быть явлен во время венчания: «С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать».
  • Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: «Венчается раб божий такой-то», – то последний должен креститься и говорить тихонько: «Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». Согласно свадебному суеверию если у брачующихся есть какие-то болезни и с ними венчают, тогда их никода не вылечить.
  • Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием.

Приметы о свечах на венчании

  • Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет недолго.
  • Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах.
  • Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной.

Другие приметы о венчании

  • Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно или платок, – то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет главным в семейной жизни.
  • Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, особенно в глаза, иначе разлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни.
  • Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли во время венчания в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь.
  • Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба.
  • Если во время венчания пошел дождь, быть молодой семье богатой.

источник

«В день свадьбы мама и крестная меня наряжали, завивали, причесывали и одевали. Я все молча переносила, не возражала им, но ни в чем не принимала участия, как будто свадьба меня не касалась. Какое-то тихое и торжественное настроение охватило меня, все стало безразличным, что было вокруг. Только к Господу беспрестанно обращалось мое сердце, прося милосердия, но это было без слов. . Мне сказали, что в этот день до венчания мы не должны видеть друг друга. Так оно и было. Но когда через головы людей я увидела далеко в правом приделе высокий лоб своего жениха, то почувствовала, как улеглось мое волнение. А когда священник соединил навеки наши руки, мне стало совсем спокойно». Так о дне своего венчания вспоминает матушка Наталия Соколова в замечательной автобиографической книге «Под кровом Всевышнего».

Торжественная, тихая радость – именно такими словами описывают свое состояние пары, венчавшиеся с полным осознанием происходящего. В этот чудесный день двое становятся единым целым, и «тайна сия велика есть». И каждая молитва значима, и нет ничего маловажного в действиях и словах священника или молодых.

В конце 80-х гг. XX века, когда народ потянулся в храмы за крещением и венчанием, лишенная должной подготовки основная масса молодоженов хотела, в дополнение к регистрации в ЗАГСе, поучаствовать в красивом обряде, который автоматически даст некие гарантии счастливой жизни. Красивые, но непривычные для мирских глаз и сердца детали – венцы, плат, хождение вокруг аналоя, пение, – все это было (и остается!) загадочным и непонятным. И потому в народном сознании скопилась масса кривотолков относительно церковного способа заключения брака, а полное суеверий языческое мышление старательно превращает Таинство венчания в некий магический ритуал, соединенный с православной символикой.

Давайте разберем пять самых живучих венчально-свадебных суеверий.

«Жених не должен видеть невесту в день свадьбы до самого венчания. А если увидит ее в свадебном платье, то брак будет недолгим»

При чем здесь платье и по чему любящий взгляд в день свадьбы может быть таким разрушающим, думаю, даже самые упрямые ревнители бытовых суеверий объяснить не смогут. А вот с тем, что жениху с невестой нужно держать определенную дистанцию, не поспоришь. Однако…

На Руси тема укрывания невесты обыгрывалась уже вовремя сватовства: «…как князь молодой войдет в горницу, в тубы пору отец и мать, и сваха, и боярыни встали, а княгиня сидела бы на месте и не вставала, да прикрылась бы она камкою» («Домострой»). Объяснялось это вовсе не тем, что «наши темные и жестокие предки женили своих детей против их воли на всяких уродинах». Конечно же, нет. Жених не должен был видеть невесты именно потому, что она – невеста, то есть неизведанная, непознанная, чистая. Молодые могли видеть друг друга во время совместной работы в поле, например, если речь идее то деревенской свадьбе. Но глаза их и души берегли от соблазна перед свадьбой, понимая страстную человеческую природу. То есть, закрывание невесты от жениха – это символическое действие, говорящее о чистоте и невинности молодых. Ну, а если взгляд жениха все же обращался на суженую, то видел он как раз платье, а не дорогое сердцу лицо. Такое бережное отношение друг к другу во время жениховства и сохранение чистоты своих чувств, мыслей, взглядов и прикосновений становилось одним из залогов прочного союза.

«Кто первым встанет на плат, тот и будет в доме хозяин»

Наверное, это суеверие в чем-то оправдано. Я имею в виду, что невеста, сознательно наступившая на плат первой, действительно, будет позиционировать себя как главу семьи. Чем руководствуется девица, на всех парах обгоняющая жениха, чтобы первой наступить ногой на плат? Скорее всего, эгоизмом, женским властолюбием, а также неуважением и недоверием к своему будущему мужу, которого она уже сейчас за свою главу не считает. Она хочет быть в доме хозяйкой, президентом, премьером и министром-администратором в одном лице – эдаким домашним Змеем Горынычем о трех головах на одном неуклюжем теле. Неуклюжем – потому что именно так выглядят попытки жены решить самостоятельно все проблемы домашнего хозяйства, воспитания детей, заработка и распределения средств и прочее-прочее. Тут уж, как говорится, за что боролась, на то и напоролась, но белый плат в этом вовсе не виноват.

Какую роль на самом деле он играет во время венчания? Когда жених и невеста входят в храм, то перед ними расстилается белый плат, украшенный вышивкой. Это символ того, что отныне двое будут жить одной жизнью, будут вдвоем нести все трудности и радости супружества. Белый плат символизирует целомудрие жениха и невесты и чистоту их намерений перед Богом.

Главенство в семье определено Богом еще со времен первых людей, когда Он говорит Еве: «… к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Заповедь о послушании мужу повторил апостол Павел: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33) – в том смысле, что страшно для жены обидеть, ослушаться, огорчить того, кто любит ее.

Сколько труда вложено в небольшой кусок белой ткани, с какой любовью и терпением вышит каждый цветок, пусть даже самый маленький… Вот и встают жених и невеста вместе на расшитый белый плат, слагая в своих сердцах желание сохранить чистоту отношений и намерение потрудиться над умножением любви.

Читайте также:  Возникает ощущение что упаду в обморок

«Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа – он недолгий жилец»

Да… страшно и грустно жить суеверному человеку. Повсюду его подстерегают неприятности неземного происхождения. Ну ладно, кошка на улице дорогу перебежит – тут можно поплевать, совершить еще какой-нибудь незамысловатый ритуал и пойти дальше. Но неприятности во время венчания омрачают не только текущий момент, но и будущее…

В древности в очень многих культурах обмен кольцами вовремя вступления в брак означал полное доверие супругов. Они настолько доверяли друг другу, что обменивались кольцами, которые использовали вместо подписи на важных бумагах: «Я доверяю тебе всю свою жизнь и все свое имущество. Отныне все мое – твое».

В православном венчании кольца появляются на правых руках молодых во время обручения. Священник читает молитву, в которой есть такие слова: «. и десница раб Твоих благословится» – то есть, молящиеся просят, чтобы Господь благословил все добрые дела и чистые намерения вступающих в союз и сохранил семью.

Поэтому, если кольцо выпало из дрожащих от волнения рук, то его нужно просто поднять и надеть на палец своей второй половинке. И постараться не волноваться так уж сильно, доверив себя и свою семью Богу.

А по поводу «жилец – нежилец» хочется добавить следующее. Никто не знает, сколько ему отпущено времени жизни. Но венчающиеся точно знают, что отныне их союз на время земной жизни благословляется Богом и после смерти проецируется в вечность.

«Если во время венчания упали венцы, то брак будет несчастным. А если венцы зацепились друг за друга, то муж и жена «всю жизнь рогами цепляться будут», то есть, будут изменять, ревновать и конфликтовать»

Видимо, венцы воспринимаются суеверными людьми как гаранты правильности заключения брака: «Если батюшка надел нам венцы на голову – это и значит, что обвенчал. А если один венец упал, то получается, что скоро мы развенчаемся, так как все пошло неправильно».

Труднее всего пережить этот казус, как ни странно, батюшке, венчавшему неподготовленных молодоженов. Очно ему придется успокаивать всех присутствующих, пытаясь объяснить падение венца, а заочно ему все равно достанется и от молодоженов, и от их родни. Особенно его помянут недобрым словом, когда муж и жена начнут притираться друг к другу и возникнут первые конфликты: «Кто виноват в том, что дома что-то не ладно? Уж, конечно, не мы! Это все поп, который плохо венец надел!».

Имеют ли действительно такую власть над будущим семьи венцы?

Возложением венцов Церковь, во-первых, воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака. Во-вторых, готовит их к подвигу супружества, в котором они должны и почитать друг друга, и служить друг другу, как любящие слуги служат и почитают своего государя или государыню. Венцы – это не просто красивая деталь венчания. Это венцы мученичества и славы, обещанные Самим Богом всем верным мужьям и женам, «сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3, 7). Ну, а если венец во время венчания все же слетел со слишком пышной прически невесты или слишком нестандартной головы жениха, то это повод для личного сокрушения и молитвы: «Укрепи меня, Господи, научи смирению и терпению всех неожиданностей, которые Ты приготовил для меня в жизни для моего же спасения».

«Нельзя дарить молодоженам ничего острого, особенно ножей и вилок. Иначе всю жизнь они проведут «на ножах»»

Интересно, а если молодожены после свадьбы пойдут в магазин и сами купят себе ножи, вилки, зеркала и прочие острые или бьющиеся предметы? Это как – не опасно? Повторюсь – логики в суевериях не найти, даже если захочешь. Поэтому дарите все, что захотите, и все, что будет полезным для молодых супругов. А будущие непонимания, притирки, конфликты не зависят от подарков, однако тоже способны принести пользу, ведь через них можно увидеть свои духовные немощи и сокрушить свою гордость искренним раскаянием. Вилка и нож могут быть оружием в злых руках, а в руках умелых и действующих совместно они становятся незаменимыми помощниками. Вот так и муж с женой должны быть, как вилочка и ножик, вычищающие из своей души страсти, большие и маленькие грехи, в чем да поможет нам Бог. Аминь.

Подготовила Ксения Кабанова

источник

Создание семьи — один из главных шагов, которые делает человек в своей жизни. И, конечно, важно позаботиться о том, чтобы в семейной жизни было как можно больше светлых дней, и как можно меньше омраченных ссорами и проблемами. Народные приметы и поверья помогут вам правильно провести обряд венчания, свадьбу, уберегут молодоженов от козней недоброжелателей и ошибок в семейной жизни.

Бывает, что во время венчания у одного из супругов гаснет свеча. По примете, тот у кого свеча погасла, вскоре умрет. Если второй из супругов попытается зажечь своей свечой потухшую свечу, то и этот супруг умрет вслед за первым супругом. Погасшую на венчании свечу может зажечь только священник. Если жених или невеста на своей свадьбе упадет, то тот, кто из них упал, первый умрет.

Если при венчании что-либо роняет жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т. д.) нельзя.

Чтоб муж был уступчив во всем, во время венчания нужно наступить ему на ногу. Жена будет покорной, если жених во время венчания заступит ее ногой.

Во время венчания нельзя вертеть головой, над которой держат венец. Супругам нельзя во время венчания глядеть друг другу в глаза ― это рано или поздно приведет к разводу.

Мы уже ранее писали о свадебных приметах, рассматривали приметы о женитьбе и замужестве. А в этой статье хотели бы немного дополнить тему.

Самый роковой цвет для свадебного платья — зеленый. Даже черный цвет свадебного платья не приносит столько беды, как зеленый цвет. Никогда не шейте подвенечное платье зеленого цвета.

Свадебные подарки не показывают вдовцу или вдове, иначе один из молодоженов рано умрет.

Если невеста спрячет ложку, с которой жених ел в день свадьбы, и накормит его с этой ложки, то есть даст ему эту ложку в третий, седьмой, девятый и сороковой день, а также в годовщину свадьбы, то он весь век будет при ней.

Нельзя, чтобы маленькая девочка ходила по дому в отцовских туфлях, в противном случае она всю жизнь проживет с родителями в отчем доме и не выйдет замуж.

Вдовье платье не передают по наследству дочери или внучке, даже если оно необыкновенно красиво. В противном случае та, кто его наденет, выйдя замуж, вскоре станет вдовой.

Если незамужняя девушка заснет под березой, тот мужчина, который достанется ей в мужья, ленив будет.

Если старая дева расчешет ночью волосы гребнем, которым перед свадьбой причесывалась невеста, то вскоре она выйдет замуж и будет жить с мужем в согласии и любви.

Те, кто любят на людях целоваться, долго в браке не проживут.

Если молодые едут к венцу и им встретится похоронная процессия, то их брак не будет счастливым.

Если во время венчания и три дня после него невеста будет держать на груди мыло, спрятав его от посторонних глаз, то этим мылом можно умывать будущего ребенка, когда он заболеет. Ребенок выздоравливает даже при самых серьезных болезнях.

Бывает, что после первой брачной ночи новобрачная начинает испытывать к мужу непонятное отвращение. Возможно, что кто-то сделал на зло молодым. Пусть жена отстирает подол подвенечного платья, а воду выльет за порог. При стирке нужно сказать: Что подолом собрала, То и отстирала. Аминь.

Вдова, снова вышедшая замуж, не моется в бане вместе с мужем, чтобы не отправить и этого мужа к первому.

Кого стукнут рябиновой веткой или прутом, тот проживет свой век в одиночестве. Кого шлепнут по заду ладонью, у того расстроятся все любовные дела.

Если женщина и мужчина поссорятся на мосту, то им никогда уже вместе не быть.

Шпильку или булавку, оставленную гостьей, необходимо выкинуть, иначе в доме будет скандал.

Если женщина бьет ладонью по заду своего мужа, то он будет всегда от нее гулять.

В том доме, где все окна выходят на север, мало любви и много измен.

Если женщина хочет знать (чувствовать) намерения мужа, она должна по средам незаметно допивать за мужем питье. А если она мечтает, чтобы муж по ней скучал, то должна подсовывать ему свои опивки — он будет их выпивать и о ней тосковать.

Если влюбленную парочку угощают пирожками, они должны взять по два пирога.

источник

Супруга московского священника Олега Батова, Мария Батова, в Facebook рассказала о тяжелых условиях, в которых оказались представители духовенства во время патриаршего богослужения на Соборной площади Кремля в субботу, 28 июля. По словам женщины, священники со всей Москвы, которых вызвали на службу, посвященную 1030-летию крещения Руси, вынуждены были провести на солнцепеке 7-8 часов, при этом после службы им не позволили причаститься, а потом не покормили. Некоторые священники падали в обмороки от духоты, сказала она.

«Я, возможно, наивна. Но я действительно не понимаю, почему на Патриаршем служении священники, которых вызвали для молитвы из каждого храма Москвы (к 7.30 в Храм Христа Спасителя, потом трансфер в Кремль, через рамки, с унизительным выворачиванием карманов со звенящей мелочью или ключами) — почему эти священники, молодые и старые, здоровые и больные, простоявшие в духоте в полном облачении несколько часов на ЛИТУРГИИ, были лишены самого главного: причастия», — написала Мария Батова в Facebook.

«Некоторые священники падали в обморок от духоты (думаю, что среди них были и диабетики, которым просто нельзя с утра голодать), среди них был и женевский епископ РПЦЗ. Хорошо: не причастили — хотя бы накормите. Нет. Ни причастия, ни хотя бы мало-мальского утоления голода. Никакого обеда для священства.

То есть человек должен встать в полшестого-шесть, ничего не есть и не пить, провести на ногах 7-8 часов, потому что праздник, перенести солнцепек, духоту, неучастие в Божественной Литургии, потом пешочком к памятнику, там молебен, потом пешочком в ХХС — и потом как-то волочить ноги восвояси и искать, где бы поесть-попить-полежать (а потом еще всенощное бдение вечером). Это полное отсутствие заботы о людях.

Мой муж диабетик. Ему повезло, что сегодня он перенес эту пытку. Если бы он упал в гипогликемический обморок, мой пост был бы куда жестче. Мой муж никогда и ничего не скажет. Говорю я, как жена, и думаю, что не ошибусь, если скажу, что точно так же обеспокоены и другие жены священников всякий раз, когда происходят такие массовые служения без возможности причаститься. Ради красивой картинки в телевизоре, ради парадного вида в жертву приносится здоровье пастырей Церкви Христовой», — написала она.

Богослужение на Соборной площади Кремля проводилось впервые и было посвящено 1030-летию Крещения Руси. В богослужении участвовали главы и члены делегаций поместных православных церквей, а также политики — например министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин. После службы к верующим присоединился президент Владимир Путин, который вместе с патриархом Кириллом возглавил крестный ход, прошедший из Кремля до Боровицкой площади.

В комментариях к посту Марию Батову поддержали другие участники мероприятия. «В обморок чуть не упал даже вроде нестарый, не очень больной Ваш покорный слуга, — написал человек с ником Ioann Vasilisk. — Нам, певчим, было ещё очень хорошо, т. к. мы хотя бы Литургию пели под навесом. За сорок минут до прихода Путина нас согнали вниз под палящее солнце».

Иеромонах Иоанн (в миру Джованни Гуайта, итальянец по национальности) рассказал, что его также не пустили причащаться, а потом охрана не пускала его, священника в облачении, в Храм Христа Спасителя.

«Ни на какой обед, конечно, я не надеялся (это было бы наивно), мало того, и воды мало кому досталось — но на причастие я очень надеялся (и потому и от воды отказался), — написал Иоанн. — Я подошёл к алтарю во время причащения, спросив об этом благочинного. Но, действительно, нас неслужащих, а просто стоящих для массовки, не собирались причастить, и мне ОТКАЗАЛИ. Тогда я пошёл причаститься со всем народом Божиим. Перед Чашей некоторые люди подошли ко мне, попросили их поисповедовать. Собрат с Чашей был недоволен, что я так подошёл, однако причастил. Потом долго стояли под солнцем, ожидая молебна. А потом пешком в облачении пошли в ХХС. Я немного отстал от других священников, т. к. подошёл к одному епископу на площади, а потом шёл медленно, т. к. плохо себя почувствовал. Потом дома понял, что получил солнечный удар. Когда подошёл к ХХС, охранник не хотел меня пустить. Представьте себе — я в облачении, одежда, ключи от дома, вещи и деньги в храме, а меня не пускают. Мало того, охранник, который требовал, чтобы я вошёл через верхний храм (!) потому, что „вход здесь закрыт“, нахамил и угрожал… Стоящие рядом монахини были в шоке… Я не мог удержаться, увы, и на него стал кричать».

Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков в комментариях к посту сообщил, что «дело обстоит немного иначе».

«Действительно, сегодня на богослужение было собрано небольшое количество московского и подмосковного духовенства, — написал он. — Если Ваш супруг в числе клира Москвы, то в циркуляре, который он получил, не значилось, что будет необходимо быть в полном облачении, а только фелонь, епитрахиль, поручи. То есть можно было сообразить, что никто не заставит человека болящего причащаться. Не стоит выдумывать концлагерь там, где его нет. Конечно же, большинство священников, молившихся на службе в облачении, собирались причащаться. И совершенно точно, что всякий священник мог сегодня причаститься в алтаре Успенского собора, там причащали многих из тех, кто был на службе не в числе сослужащих. И если есть сведения, что кто-то не пустил священника причаститься, пусть напишут мне в личку, разберемся. Это недопустимо. Конечно же, такие богослужения всегда достаточно тяжелы. Но это совершенно неотъемлемая часть жизни Церкви. И без участия в них большого числа духовенства невозможно устраивать подобные торжества. Если нужно обьяснить, зачем эти службы совершаются, готов это сделать отдельно», — написал Волков.

«Выворачивать карманы вовсе не унизительно, — также написал он. — Унизительно собирать остатки людей с асфальта, если кто-то захочет закричать „Аллах Акбар“ на кремлевской площади. Мы живём в такое время, это не шутки, и никто ещё не растаял от необходимости показать содержимое карманов».

«Но, конечно, есть претензии и к организации службы, и к отношению к священникам, — признал пресс-секретарь. — Впрочем, был трансфер из ХХС и обратно. Но благочинным стоит думать о том, кого направлять на эти службы, чтобы не было среди духовенства пожилых или больных людей. Организаторам, действительно, стоило бы озаботиться бутербродами с чаем. Здесь Вы совершенно правы. Я постараюсь донести Вашу обеспокоенность до тех, кто отвечает за организацию этой части праздника, и уверен, что все будет учтено».

источник

Еще в прошлом веке венчание в церкви было обязательным, и молодожены становились официально супругами только после этой процедуры. Сейчас же многие обходятся лишь регистрацией в ЗАГСе и не считают нужным идти в церковь. В этом есть и плюсы, ведь теперь венчаются только те влюбленные, которые искренне этого желают.

Читайте также:  Трава от которой обморок

Венчание – это таинственный церковный обряд для верующих и любящих молодоженов, во время которого они дают обеты верности.

Венчание необходимо для того, чтобы показать перед Богом серьезность своих намерений. Главным основанием для благословения брака считается обещание венчающихся хранить друг другу верность.

Нельзя венчаться в периоды постов, а также на Пасху, Рождество и другие великие и почитаемые праздники

Венчание состоит из четырех этапов и требует предварительной подготовки. Перед венчанием пара должна пройти причастие, которое также требует подготовки:

  • придерживание поста от 1 до 3 дней;
  • полный отказ от алкоголя и курения на сутки;
  • отказ от половой жизни на трое суток;
  • чтение трех молитв.

Во время причастия священник читает молитву, затем молодожены должны про себя покаяться, исповедаться. После священнослужитель прочтет еще одну молитву, а молодые должны поцеловать крест.

Для проведения венчания необходимы обручальные кольца. Можно использовать либо два золотых, либо одно серебряное – для жены, и одно золотое – для мужа.

Обручальные кольца для венчания

Также нужно приобрести венчальные иконы (с изображением Христа и Богородицы). Иисус символизирует мужа – защитника, а Богородица – жену, хранительницу очага. Эти иконы должны храниться в семье всю жизнь и могут передаваться из поколения в поколение. В дополнении нужно приобрести две свечи, два платка, и рушники.

Особое внимание стоит уделить наряду жениха и невесты. Костюм жениха должен быть темного цвета, платье невесты должно быть белое, закрытое и длиной ниже колен, голову нужно покрыть фатой.

Для венчания необходимы свидетели, они будут держать венцы над головами молодых во время церемонии и помогать их семье на протяжении жизни

В качестве свидетелей можно выбирать только неженатых людей или тех, кто состоит в официальном браке. Разведенные или живущие гражданским браком люди не подходят для данной роли.

Измены после венчания должны быть исключены, ведь супруги давали обет верности не только себе, но и Богу. Измена – это прелюбодеяние, и только по этой причине венчанный брак может быть расторгнут. В былые времена измены были недопустимы, супруги должны были быть вместе всю жизнь и быть преданными друг другу.

В наше время измены и разводы стали более частым явлением, но все же не считаются нормой. Многие браки распадаются по этой причине. Но если произошла единожды, и виновный раскаивается, а пострадавшая сторона готова простить, то брак можно спасти.

Православная церковь считает измену в венчанном браке большим грехом.

Несмотря на то, что церковь не признает разводов, именно измена является весомой причиной для расторжения брака. В Евангелии было указано, что единственной причиной уйти от супруга или супруги может быть прелюбодеяние.

Супружеская измена указывается в заповедях сразу после убийства, что доказывает, что это большой грех.

Священники сходятся во мнении, что изменять в браке нельзя, но все же этот грех может быть прощен. Но если простить сложно, то у пострадавшей стороны есть возможность уйти от неверного супруга. Ведь в семье, где была измена, уже не будет прежнего доверия и, соответственно, прежнего семейного счастья.

Изменив в браке, супруг будет чувствовать вину перед своей второй половинкой на протяжении всей жизни. Также может ощущаться вина перед детьми и родственниками. Пострадавшая сторона не сможет забыть измену, и даже в случае сохранения брака не сможет быть абсолютно счастливой. Последствия измены в венчанном браке будут ощутимы и детьми, они остро чувствуют атмосферу и могут в будущем повторить модель своей семьи.

Изменивший в венчанном браке супруг уже не сможет венчаться ни с нынешним супругом, ни с другим человеком

Сохранить семью после измены можно лишь в том случае, если оба супруга совершат подвиги. Предавший супруг должен раскаяться и вымаливать прощение, а пострадавшая сторона должна суметь простить.

Люди находят изменам множество причин и оправданий, но для церкви причины бывает две. Измена может быть совершена из-за порочности и безнравственности человека, либо из-за ошибки, о которой человек сожалеет.

Оба случая считаются грехом, но иногда это можно и простить. Брак можно спасти при желании обеих сторон, если выяснить истинные причины измены, одной стороне нужно раскаяться, другой простить. Главное, при решении сохранить брак и больше не напоминать друг другу о случившемся.

Что нужно сделать человеку, который изменил:

  1. Признаться. Совершив грех, в нем необходимо признаться, иначе угрызения совести не дадут спокойно жить. К тому же придется совершать еще один грех – лгать, поэтому лучше сразу раскаяться перед второй половинкой.
  2. Покаяться. Если человек жалеет о содеянном, то нужно покаяться перед собой, перед Богом и перед любимым человеком.
  3. Избавиться от причины измены. Необходимо выяснить, что стало причиной совершения греха, и сделать все, чтобы данная ситуация не повторилась.
  4. Попросить прощение и принять решение супруга. Необходимо искренне извиниться и ждать решения. Стоит быть готовым к тому, что брак будет развенчан.

Венчание – это серьезный шаг, поэтому подходить к нему нужно ответственно. Венчаться рекомендуется после нескольких лет отношений, когда проходит влюбленность и на ее смену приходит любовь и уважение. Если гражданский брак можно легко расторгнуть, то развенчание брака – это долгий процесс. К тому же, наличие измен в венчанном браке говорит о том, что супруги не уважают друг друга, и не умеют жить по законам Божьим.

Что еще можно сделать, если в венчанном браке начались измены, можно узнать, посмотрев видео:

источник

— По вашему мнению, венчаться могут только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям, которые еще не укрепились в своей вере, правильно подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?

— Я бы не стал какие-то определенные критерии устанавливать для тех, кто может и не может прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие. Иногда вполне достаточно слов: «Батюшка, мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак», в других же случаях я настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.

Если и жених, и невеста крещены, то вполне достаточно веры в Бога одного, а второй лишь был бы согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор. 7:14). Подобные браки не редки и в большинстве случаев через некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на венчании и считался «более верующим».

Готовиться же к Таинству надо также, как мы готовимся к любому значительному событию в своей жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же определяется не только внешним красивым и торжественным видом, но и чистотою душевной. Если под модным и оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается друг от друга или недоговаривается, то начало будущих семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей «и будут двое — одна плоть» (Еф. 5:25-28). Вот и представьте себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?

Совет один перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божье благословение лишь сильнее объединит любящие сердца.

— О чем должны думать и на что обращать внимание жених и невеста во время венчания?

— Тут легче сказать, о чем думать не надо.

Не имеет значения, кто первый станет на расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное кольцо или упавший платок. Все эти «приметы» имеют один источник происхождения и зовут его у нас: «фирма ОБС», то бишь «одна бабка сказала».

Внимательно вслушивайтесь в молитвы произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что читается священником и поется хором, имеет значимость и действительно необходимо для многих лет совместной жизни. Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались «в брака общение» и наши далекие предки, именно после этих священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же «пра»-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?

— Надо ли молодоженам приходить в храм в день венчания к началу службы?

— Сегодня, большей частью, венчаются на второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу? Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же отдохнуть, до времени венчания…

Исповедоваться же и причаститься Тайн Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.

В верующих воцерковленных семьях венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е. плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали долгую и счастливую жизнь?

— Правда ли, что венцы, которые держат над головами молодых во время обряда, – это символы мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.

— Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога «претерпеть» и «остаться верным».

Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. «враги человеку – домашние его» (Матф. 10:36).

Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное «я» ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять, единение прекратится и семья останется лишь юридическим фактом.

Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда – духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя – приобретаем. Страдая – возносимся.

Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего «я» не получится..

Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших».

— Что вы можете сказать тем, кто считает венчание неким новым модным обрядом?

— Знаете, как мы называем тех представителей власти, которые нынче в силу своих должностей и ими же придуманных «обязанностей» приходят на церковное богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами выстаивают службы? Очень просто – подсвечниками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль бесчувственного приспособления для держания свечи?

Если венчание это не просьба к Богу освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье и т. д., то пользы от него не будет никакого…

— Как меняется жизнь молодоженов после венчания? Что они должны и чего не должны делать?

— Любить друг друга. Всё остальное приложится. Один из богословов сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне можно перефразировать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить…
Советов молодым дают много и как-то готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за разом повторяю, когда благословляю молодых:
1). Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2). Никогда не кричите на друг друга (за исключением, когда пожар в доме);
3). Если кому-то из двух необходимо одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4). Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5). Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8). Старайтесь, по крайней мере раз в день, сказать другому ласковое слово;
9). Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши признать свою ошибку и попросить прощения;
10). Двое участвуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда говорит больше.

Если же касаться церковных запретов и канонических правил в семейной жизни, то тут все индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием, то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.

— Насколько серьезную ответственность берут на себя венчающиеся, и что означает понятие «развод» в Православной церкви?

— Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.

Чина «развода» как такового в Церкви не существует. Есть благословение на повторный брак.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям…

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа…

источник