Меню Рубрики

Почему раскольников упал в обморок при виде матери и сестры

8. Чем обусловлено его желание скрыть улики преступления, если для него важнее было доказать себе, что и он способен переступить?

9. Почему Раскольников падает в обморок при виде матери и сестры?

1. Автор прямолинейно не осуждает преступление Раскольникова, он предоставляет своему герою возможность услышать о своем преступлении со стороны, послушать свою совесть. Его первый день после убийства становится одним из этапов постижения своей натуры.

2. Писатель «передает» свое слово эпизодическим персонажам, чтобы сделать совесть Раскольникова своеобразным «предметом оценки».

3. Душевное признание героя (Раскольников рассказывает о больной девушке, которая ему даже нравилась) вызвано искренним милосердием, живущим в сердце Раскольникова, и писатель подчеркивает это именно в тот момент, когда его герой совершил преступление.

4. С образом Настасьи в роман входит непосредственный голос человека из народа. Из ее уст мы слышим такие знаменательные реплики, которые звучат как самый суровый приговор: «А ты что, умник, лежишь, как мешок, ничего от тебя не видать!», «А тебе бы сразу весь капитал!», «А это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…». Эти выражения встают в один ряд со словами, звучащими из толпы и выражающими безоговорочное осуждение преступления: «Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!».

Кроме того что Настасья с жалостью и состраданием относится к Раскольникову, она является самым благодарным слушателем Разумихина. Она смеется над его прибаутками, подыгрывает ему, с удовольствием пьет с ним чай, разговаривает. А сами сцены с Разумихиным с их грубовато-шутливым непринужденным тоном строятся на контрасте с тем, что происходит в это время в душе Раскольникова.

5. После преступления Раскольников показал себя как человек честолюбивый, считающий себя далеко не бланбеком. Однако обнаруживается и уязвимость характера Раскольникова: преобладающая в нем совесть, которую он никак не хочет в себе признать.

6. Неприятие Раскольниковым Лужина объясняется тем, что жених Дуни оказался живым воплощением того, к чему Раскольников сам так стремился, поэтому и решил покончить все разом. Раскольников понимает, что брак его сестры с Лужиным ничем не отличается от поступка Сонечки, переступившей через себя ради голодных детей своей мачехи.

7. По мысли Раскольникова, любое стремление к установлению человеческих контактов подлежит осуждению и презрению как слабость (пример тому – реакция чиновников на его исповедь). Следовательно, подтверждается его тезис: «Кто много посмеет, тот у них и прав». Опорой нового существования может быть только внутренняя сила личности. Но писатель не дает укрепиться этой мысли. Раскольников сначала оказывается на Сенной (ч.2, гл.6), потом рядом с умирающим Мармеладовым (ч.2, гл.7).

8. Шагом к жизни, возрождению Раскольникова является его помощь Мармеладову, раздавленному коляской.

9. Обморок Раскольникова при виде матери и сестры объясняется тем, что он вместе со старухой убил как бы и себя, поэтому и стоит как мертвый. Он не имеет права теперь общаться со своими родными.

Тема урока. Теория Раскольникова в системе ее опровержений в романе.

Цели урока: 1. Выяснить, почему писатель не начал свой роман с теории Раскольникова, ведь она является идеологическим обоснованием его преступления. 2. На основе анализа композиционных и стилистических особенностей текста понять смысл теории, отношение к ней автора. Сформулировать собственное отношение к теории. 3. Проанализировать поведение Лужина, выяснить, в чем смысл его преступления, поступков Дуни и ее матери.

В результате анализа третьей части важно понять, что теория Раскольникова, задуманная «по поводу одной книги» и вылившаяся в статью «О преступлении» (т.6, ч.3, гл.), действительно страшная, так как обнаруживает мечты нелепые и фантастичные, смелость отчаянную. Она соединила в себе совершенно разные направления мысли: и освободительные идеи радикальной и народнической интеллигенции, и индивидуалистическую мораль. Такое совмещение несовместимого стало возможным потому, что идея эта формировалась под влиянием «воздуха эпохи», в том числе идей, витавших в «самом европейском городе» – Петербурге, под воздействием современных, по словам писателя, «недоконченных идей», понятий, «подвигающих на ужасные дела».

План анализа третьей части романа

1. Перечитайте разговор брата с сестрой. Почему он против ее брака с Лужиным?

2. Как письмо Лужина к матери своей невесты характеризует его?

3. Перечитайте эпизод «Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем». Почему Раскольников идет к Порфирию Петровичу? После каких событий он решился на разговор со следователем?

4. В каком контексте звучит статья Раскольникова? В чем суть теории? В чем, на ваш взгляд, расхождение теории с изложением ее Порфирием?

источник

Кульминация «катастрофы» Раскольникова

Вторая часть представляет собой как бы катастрофу, разрешение той высшей степени душевного и физического напряжения, которым закончилось «действие» первой части. Вторая часть начинается со сцепы обморока Раскольникова в полицейской конторе и кончается сценой обморока — при встрече с матерью и сестрой. А между двумя обмороками — движение двух ощущений: ощущения животной радости, что никто еще не знает о его преступлении, и ощущения отчаяния: не проболтался ли он в бреду, не оставил ли в своей каморке вещественных улик. Но это те ощущения, которые ему знакомы, которые он предчувствовал. Однако из всех ощущений, пережитых им сразу же после убийства, самым сильным, самым мучительным, самым внезапным, неожиданным, т. е. непредвиденным до убийства, было то, которое он испытал трижды.

«мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждении вдруг сознательно сказались в душе его. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. И то чтоб он понимал, но он ясно ощущал, всею си ною ощущения, что не только с чувствительными экспансивное ими, как давеча, по даже с чем бы то ни было ему уже незачем обращаться к ним людям и квартальной конторе, и будь это все, о родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и ни да ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и дате ни и каком случае жизни. И что всего мучительнее но было более ощущение, чем сознание, чем понято: непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение до сих пор жизнью пережитых им ощущений».

Это же ощущение он испытал па Николаевском мосту, при виде «великолепной панорамы»: он почувствовал, что своим преступлением он «как будто ножницами» отрезал себя от всех и от всего. И при встрече с матерью и сестрой это же ощущение он пережил особенно остро: «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись, плакали. Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». Напряженность, драматизм переживаний, ощущений Раскольникова Достоевский передает самыми разнообразными приемами, Он изображает спутанность мыслей героя, молниеносное переключение с одной мысли на другую, обрывы их, недодуманность одной и переход к другой — и такая же судорожность физических движений. Вот, например, внутренний монолог Раскольникова по поводу повестки из полицейской конторы:

««Да когда ж это бывало? Никаких я дел сам по себе не имею с полицией! И почему как раз сегодня? — думал он в мучительном недоумении. — Господи, поскорей бы уж!» Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся, — не над молитвой, а над собой. Он поспешно стал одеваться. «Пропаду так пропаду, все равно! Носок надеть!-вздумалось вдруг ему,-еще больше затрется в пыли, и следы пропадут». Но только что он надел, тотчас же и сдернул его с отвращением и ужасом. Сдернул, но, сообразив, что другого нет, взял и надел опять — и опять рассмеялся. «Все это условно, все относительно, все это одни только формы, — подумал он мельком, одним только краешком мысли, а сам дрожа всем телом, — ведь вот надел же! Ведь кончил же тем, что надел!» Смех, впрочем, тотчас же сменился отчаянием. «Нет, не по силам. »,- подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару. «Это хитрость! Это они хотят заманить меня хитростью и вдруг сбить на всем»,- продолжал он про себя, выходя на лестницу. «Скверно то, что я почти в бреду. я могу соврать какую-нибудь глупость. ».

мысль об этом переживании «из будущего».

«Если действительно все это дело сделано было сознательно, а ис по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шов!7 Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видал. Это как же?»

будто так тому и следует быть, как будто иначе и быть невозможно. Да, он это все знал и все помнил; да чуть ли это уже вчера не было так решено, в ту самую минуту, когда он над сундуком сидел и футляры из него таскал. А ведь так. »

Такой способ изображения переживаний героя очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступая свою человеческую натуру, преступая самого себя. И хотя он действовал сознательно, но в то же время как будто и не по своей воле, как будто бы он выполнял чье-то чужое предписание. Это впечатление, что Раскольников, одержимый своей идеей, действовал как бы не по своей воле, а так, как будто он краем одежды попал в колесо и оно его закружило, завертело, Достоевский усиливает изображением ряда случайностей. В трактире Раскольников слышит рассуждение студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить:

«Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, все это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились. такие же точно мысли! И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание. »

«. он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, воротился через Сенную площадь, на которую ему Было совсем лишнее идти. Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной (по которой даже и идти ему незачем) подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его жизни, именно к такому настроению его духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидали его!»

источник

Глава 1
Раскольников проспал до трех часов дня. Проснувшись, герой вспоминает о содеянном. Он в ужасе пересматривает всю одежду, проверяя, не осталось ли на ней следов крови. Тут же находит взятые у процентщицы драгоценности, о которых совсем забыл и прячет их в угол комнаты, в дыру под обоями.

К Родиону приходит Настасья. Она принесла ему повестку от квартального: герою нужно было явиться в полицейскую контору. Родион нервничает, но в участке выясняется, что от него требуется только написать расписку с обязательством выплатить долг квартирной хозяйке.

Уже собираясь уходить из участка, Родион случайно слышит разговор полицейских об убийстве Алены Ивановны и падает в обморок. Все решают, что Раскольников болен и отпускают домой.

Глава 2
Опасаясь обыска, Родион прячет ценности старухи (кошелек с деньгами и драгоценности) под камень в безлюдном дворе, окруженном глухими стенами.

Глава 3
Вернувшись домой, Раскольников пробредил несколько дней, а очнувшись, увидел рядом с собой Разумихина и Настасью. Юноше приносят денежный перевод от матери, приславшей деньги на оплату жилья. Дмитрий рассказывает другу, что пока тот был болел, к Родиону несколько раз заходил полицейский Заметов и расспрашивал о его вещах.

Глава 4
К Раскольникову заходит еще один товарищ – студент-медик Зосимов. Он начинает разговор об убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, рассказывая, что в преступлении подозревают многих, в том числе красильщика Миколу, однако достоверных улик пока у полиции нет.

Глава 5
К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин переживает за друга, считая, что «у него что-то есть на уме! Что-то неподвижное, тяготящее».

Глава 6
Случайно зайдя в распивочную «Хрустальный дворец» Раскольников встречает там Заметова. Обсуждая с ним дело об убийстве старухи, Родион высказывает свое мнение о том, как бы он действовал на месте убийцы. Студент спрашивает, что бы делал Заметов, если бы убийцей оказался он и почти напрямую говорит, что это он убил старуху. Заметов решает, что Родион сумасшедший и не верит в его виновность.

Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Там идет ремонт и студент заговаривает с рабочими о случившемся преступлении, все думают, что он сумасшедший.

Глава 7
По дороге к Разумихину Раскольников видит толпу, собравшуюся вокруг случайно сбитого, совершенно пьяного Мармеладова. Пострадавшего относят домой, он находится в тяжелом состоянии.
Перед смертью Мармеладов просит у Сони прощения и умирает у дочери на руках. Раскольников отдает все свои деньги на похороны Мармеладова.

Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому, Раскольникова, студенты видят в его окнах свет. Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Раскольников упал в обморок.

Глава 1
Придя в себя, Родион просит родных не беспокоиться. Беседуя с сестрой о Лужине, Раскольников требует, чтобы девушка отказала ему. Пульхерия Александровна хочет остаться присматривать за сыном, но Разумихин уговаривает женщин вернуться в гостиницу.

Разумихину очень понравилась Дуня, его привлекает ее красота: в ее внешности сила и самоуверенность соединялись с мягкостью и грациозностью.

Глава 2
С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Обсуждая Лужина, Пульхерия Александровна делится с Дмитрием, что с утра они получили письмо от Петра Петровича. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Глава 3
Раскольников чувствует себя лучше. Студент рассказывает матери и сестре о том, как вчера отдал все свои деньги на похороны бедной семье. Раскольников замечает, что родные его боятся.
Заходит разговор о Лужине. Родиону неприятно, что Петр Петрович не проявляет должного внимания невесте. Юноше говорят о письме Петра Петровича, он готов сделать так, как посчитают правильным его родные. Дуня считает, что Родион непременно должен присутствовать во время визита Лужина.

Читайте также:  Упал в обморок синоним

Глава 4
К Раскольникову пришла Соня с приглашением на похороны Мармеладова. Несмотря на то, что репутация девушки не позволяет общаться ей на равных с матерью и сестрой Родиона, юноша представляет ее близким. Уходя, Дуня поклонилась Соне, чем очень сильно смутила девушку.

Когда Соня шла домой, ее начал преследовать какой-то незнакомец, оказавшийся ее соседом (дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов).

Глава 5
Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Обсуждая с Порфирием убийство процентщицы, юноша понимает, что его также подозревают. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова. В ней Родион излагает собственную теорию о том, что люди делятся на «обыкновенных» (так называемый «материал») и «необыкновенных» (талантливых, способных сказать «новое слово»)»: «обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона». «А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Порфирий спрашивает у Раскольникова, считает ли он себя таким «необыкновенным» человеком и способен ли он убить или ограбить, Раскольников отвечает, что «очень может быть».

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот был у старухи за три дня до убийства, когда красильщиков там еще не было, ведь они работали в день убийства. Студенты уходят от Порфирия.

Глава 6
Возле дома Родиона поджидал незнакомец, который назвал Родиона убийцей и, не пожелав объясниться, уходит.

Дома Раскольникова снова начала мучить лихорадка. Юноше приснился этот незнакомец, который манил его за собой к квартире старухи-процентщицы. Родион ударил Алену Ивановну по голове топором, но она смеется. Студент пытается убежать, но видит вокруг толпу осуждающих его людей. Родион просыпается.

источник

Материал является продолжением работы над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Урок по 2-й части романа сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Опыт целостного изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Рабочие материалы Часть 2.»

Опыт целостного изучения романа «Преступление и наказание»

перспективный план анализа романа (раздаточный материал);

план анализа каждой части романа (раздаточный материал);

наличие текста у каждого ученика.

План анализа 2-й части романа

1. Назовите основные события, которые происходят с Раскольниковым в первый день после убийства.

2. Какую роль играет в повествовании Настасья? Проанализируйте её реплики и поведение по отношению к Раскольникову.

3.Как ведет себя герой в полицейской конторе? Чем вы можете объяснить такое поведение героя?

4. Найдите эпизоды, в которых идет речь об убийстве старухи. Кто о нем говорит? Как реагирует Раскольников на это?

5. Почему Раскольников скрывает улики преступления?

6. Что обнаруживает Раскольников для себя после совершенного преступления?

7. Почему Раскольников падает в обморок при встрече с матерью и сестрой?

Работа над 2-й часть романа (1-7 главы)

Нравственные мучения Раскольникова. Осмысление «психологического процесса преступления».

Материал для анализа. Формы работы с текстом

Предполагаемые выводы, сделанные учениками в процессе анализа текста и результаты работы

Запишите основные события, которые происходят с Раскольниковым в первый день после убийства.

Цель: восстановить в памяти события, изложенные во 2-й части романа.

Сцена в конторе (Илья Петрович, Никодим Фомич)

Панорама Петербурга (монетка – ножницы)

Разумихин о красильщике Миколке

«Хрустальный дворец». Заметов

Возвращение в дом старухи (толпа, дворники, поиски пятен крови, колокольчик)

Смерть Мармеладова. Соня. Полечка.

Разумихин. Свет в окнах. Мать и сестра

До убийства Раскольников находился в глухом одиночестве, но его тянуло к людям. Все его касалось и задевало.

Что с ним происходит после убийства?

Может быть, болезнь его — бунт против закона, написанного на бумаге, или закона (заповеди), вписанного в само естество человека Тем, Кто создал и человека, и мир, и его законы?

Гл. 1, 2, 3. Индивидуальное задание до урока.

С образом Настасьи в роман входит непосредственный голос человека из народа. Из ее уст мы слышим такие знаменательные реплики, которые звучат, как самый суровый приговор: «А ты что, умник, лежишь, как мешок, ничего от тебя не видать!», «А тебе бы сразу весь капитал!», «А это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» Эти выражения встают в один ряд со словами, звучащими из толпы и выражающими безоговорочное осуждение преступления: «Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!»

Кроме того что Настасья с жалостью и состраданием относится к Раскольникову, она является самым благодарным слушателем Разумихина. Она смеется над его прибаутками, подыгрывает ему, с удовольствием пьет с ним чай, разговаривает. А сами сцены с Разумихиным с их грубовато-шутливым непринужденным тоном строятся на контрасте с тем, что происходит в это время в душе Раскольникова.

Эпизод «В полицейской конторе» Причина обморока в конторе.

Гл.1 Пересказ с опорой на текст

Раскольников боится быть пойманным и уличенным, поэтому испытывает радость и чувство облегчения, когда узнает причину вызова в контору.

Но полицейские говорят о его преступлении как уголовном: его продуманный поступок воспринимают как рядовое уголовное дело. Полицейских интересуют обстоятельства дела и возможность обнаружения преступника, но его личность и еще меньше основания убийства.

Эпизоды, в которых идет речь об убийстве старухи. Кто о нем говорит?

Гл.4, 5 – разговоры у постели больного Раскольникова

Слушая рассказ Разумихина о красильщике Миколке, Раскольников несколько раз сам выдает себя. Его поражает точность, с какой Разумихин воспроизводит ход событий и состояние преступника, его психологический портрет.

Гл.6 – разговор с Заметовым в «Хрустальном дворце».

Понаблюдайте за поведением Раскольникова во время разговора его с Заметовым.

Раскольникову словно бы хочется , чтобы его поймали. Он дразнит в трактире Заметова. Возможно, ему снова хочется пережить ужас и восторг, как в момент бегства с места преступления, пощекотать себе нервы. Достоевский говорит, что в нем пробудились звериные инстинкты: звериная хитрость, звериное чутье. Он силен! Он не бланбек (молокосос). В этом он пытается убедить себя.

Гл.6 – во дворе дома старухи.

Что делает Раскольников во дворе дома старухи- процентщицы?

Он блуждает по городу, но возвращается на место преступления. В этой точке словно закончилась его прежняя жизнь. Раскольников начинает понимать ,что отрезал себя от людей.

Поведение Раскольникова после убийства.

Гл. 5 – ссора с Лужиным, причина.

Раскольников агрессивно настроен против Лужина, т.к понимает конечную цель «жениха» — унижение Дуни и матери впоследствии после свадьбы.

Но еще большую ненависть вызывает у героя рассуждение Лужина о «целом кафтане», этот человек живет по принципу «все позволено». Никакой он не великий, в глазах Раскольникова, он подлец и негодяй. Таким быть Раскольников просто не может, не имеет права.

Смерть Мармеладова возвращает Раскольникову веру в свою силу, в нужность людям. Хотя он просит Полечку помолиться за него.

Гл. 7 — визит на новоселье Разумихина.

Зачем, на ваш взгляд, Раскольников идет к Разумихину?

С верой в свои силы он идет к Разумихину

Причина обморока при встрече с матерью и сестрой.

Понаблюдайте за состоянием Раскольникова, когда он подходит к своему дому.

Спокойствие Раскольникова пропадает, когда он видит свет в окне своей каморки. Первая причина угнетенного состояния – страх быть разоблаченным — влечет за собой две другие: понимание, что не выдержал «проверки», и отрезанность от мира людей, в первую очередь, от своих самых близких и родных.

Несмотря на уверенность в своей непогрешимости, Раскольников и после убийства растерян, подавлен, потрясен, потому что в нем жива совесть. Автор предоставляет возможность своему герою услышать о своем преступлении со стороны, послушать свою совесть, поэтому его первый день после убийства становится одним из этапов постижения своей натуры. Чувства в Раскольникове колеблются, что позволяет автору и читателю надеяться на возвращение его к людям.

Чтение 3 части с опорой на план анализа 3-й части.

Подготовиться к письменному пересказу фрагмента «Я только в главную мысль мою верю» – до конца монолога Раскольникова.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

(ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА)

1. В какое время начинаются события?

2. Какое чувство испытывает герой?

3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»

4. Какова атмосфера петербургских улиц?

5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?

6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?

7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?

8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?

9. Каково положение распивочной относительно улицы?

10. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?

11. Что считает пороком Мармеладов?

12. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?

13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?

14. Почему Мармеладов называет себя свиньей?

15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?

16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?

17. В чем выразилось падение Мармеладова?

18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?

*Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне.

19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?

20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?

21. С чем сравнивает автор комнату героя?

22. Какую «работу» делает герой?

23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».

24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?

25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?

26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?

27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?

28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?

29. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?

30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?

31. В чем сходство поведения Сони и Дуни?

32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?

34. Как характеризуется Разумихин?

35. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?

36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.

37. Какое значение имеет упоминание о кресте?

38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?

39. С какими словами герой обращается к Богу?

40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?

41. Как характеризуется Лизавета?

42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?

43. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?

44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?

45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?

46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?

47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».

48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?

49. В какую сторону направлено острие топора в момент удара?

50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?

51. Какое значение имеет эпизод с ключами?

52. Как защищалась Лизавета от удара?

53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?

Каковы причины преступления Раскольникова?

1. В чем Раскольников видит начало «казни»?

2. С каким намерением Раскольников входит в контору?

3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу?

4. По какому поводу героя вызвали в контору?

5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком?

6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным?

7. В чем причина обморока Раскольникова?

8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?

9. Почему герой не заглянул в кошелек?

10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина?

11. Почему не принял милостыню?

12. Какое впечатление на героя производит панорама собора?

13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки?

15. Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову?

16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу?

17. Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)?

*Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок – подала милостыню печеной луковицей .

18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия?

19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия?

20. Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения?

22. Какова экономическая теория Лужина?

23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников?

24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова?

25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти?

26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства?

27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться?

28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников?

30. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?

31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони?

32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу?

33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове?

34. Какое значение имеет время (11 часов)?

35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?

36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев?

По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?

1. Чего потребовал Раскольников от сестры?

2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова?

3. За что Разумихин целует руки Дуни?

4. Как выглядит Авдотья Романовна?

*Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов)

5. Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?

6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны?

7. Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места?

8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?

9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками?

10. Каково выражение глаз, лица Сони?

11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?

12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича?

Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича?

13. Как выглядит Порфирий Петрович?

*Петь Лазаря – лгать. Каково происхождение фразеологизма?

14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?

Читайте также:  Обморок от кислородного голодания в мозге

15. Как выглядит Порфирий Петрович?

16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью?

17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов?

Какое слово часто встречается в его монологе?

18. В чем видит Разумихин цель развития общества?

19. Чему посвящена статья Раскольникова?

20. На какие разряды делит людей автор статьи?

*Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным?

21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова?

22. Как соотносятся гениальность и страдание?

23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»:

Мы все глядим в Наполеоны;

*Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону?

24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках?

25. Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате.

26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой?

27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню?

28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки.

Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»?

1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?

3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?

4. Как характеризует себя Свидригайлов?

5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?

6. О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин?

7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне?

8. Что поразило Лужина в Авдотье Романовне?

9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина?

10. В чем суть проекта Разумихина?

11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей?

12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова?

13. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?

14. С какой целью автор указывает точное время?

15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне?

16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне?

17. В какой «жестокости» сознается Соня?

18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых?

Добился ли он нужной ему реакции?

19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони?

20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?

21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой?

22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге?

23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта)

24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия?

25. О чем «мечтается» Соне во время чтения?

26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода?

27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой?

28. К какой цели Раскольников зовет Соню?

29. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?

30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении?

31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени?

32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества».

33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях?

34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича?

35. Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?

36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича?

С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?

1. С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова?

2. Как выглядит Лебезятников?

3. Как характеризуется Лебезятников автором?

4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети?

5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки?

6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли?

7. С какой целью упоминаются Добролюбов? Белинский?

8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина?

9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены?

10. Какова причина «бестолковых поминок»?

11. Как относится Катерина Ивановна к людям?

12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить?

13. Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей?

14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?

15. Каким образом Лебезятников спасает Соню?

16. Как Раскольников объясняет цели Лужина?

17. Может ли Соня постоять за себя?

18. Какой выбор не осмеливается сделать Соня?

19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони?

20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова?

21. Объясните значение слов Раскольникова: «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был».

22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном?

23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное?

24. Как оценивают человека Соня и Раскольников?

25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова?

26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова?

27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление?

28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников?

29. Какой совет дает Соня Раскольникову?

30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове?

31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест?

32. Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?

33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову?

34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова?

35. Как Свидригайлов распорядился 10000 рублей?

36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова?

С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова?

1. Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны.

2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами.

3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина?

4. На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)?

5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова?

6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя?

7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность?

8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников?

*Какое значение имеет упоминание Шиллера?

9. Чему должен раскольников научиться у Миколки?

10. Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?

11. Как Свидригайлов характеризует Петербург?

12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова?

13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург?

14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом?

15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников?

16. Как «спасала» Дуня Свидригайлова?

17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова?

18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки».

19. В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова?

20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть?

21. Что говорит Свидригайлов о русских людях?

22. Как относится Свидригайлов к Дуне?

23. Почему Дуня отбросила револьвер?

24. Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней?

25. Какое значение для романа имеет перемена погоды?

26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне?

27. Каково истинное значение 15000 для «невесты» Свидригайлова?

28. Объясните выбор автором названия гостиницы – «Андрианополь».

29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши.

Почему Свидригайлов грезит об утопленнице?

30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем?

31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке?

32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»?

33. Для чего Раскольников пришел к матери?

34. Почему Раскольников не утопился в Неве?

35. в чем видит Дуня искупление греха брата?

36. Как относится Раскольников к своему преступлению?

37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил?

38. Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства?

39. Для чего приходит Раскольников к Соне?

40. Объясните символику эпизода с нищей.

41. С каким чувством Раскольников целует землю?

42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания?

43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова?

44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться?

Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым?

1. Как меняется время действия?

2. Как меняется пространство для героя?

3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор?

4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги?

5. Какова причина болезни Раскольникова?

6. Чего стыдился Раскольников?

7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться?

8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»?

9. В чем видел Раскольников свое преступление?

10. Что удивило Раскольникова в остроге?

11. В чем обвинили Раскольникова каторжники?

12. Как относились каторжники к Соне?

13. Каково значение сна-бреда?

14. Что видит Раскольников с берега реки?

15. Что означает «воскресение» для Раскольникова?

16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?

источник

  1. В каком городе и в какое время года происходит действие романа?
  2. Чем занимается Родион последний месяц?
  3. С какой целью Раскольников посещает старуху-процентщицу?
  4. Какие планы вынашивает Родион?
  1. С кем Раскольников знакомится в распивочной?
  2. Что мы узнаем о семье Мармеладова?
  3. Что Мармеладов рассказывает о своей дочери Соне?
  4. Узнайте персонаж по описанию: . Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати…
  5. Почему Раскольников оставил на окне деньги? Как он сам оценил свой поступок?
  6. Какой вывод делает для себя Раскольников в конце главы? Что это означает?
  1. Что из себя представляет комната, в которой живет Раскольников? На что она похожа?
  2. Что Раскольников узнает из письма матери?
  3. Какую характеристику дает мать в письме Лужину?
  4. Каково физическое и психологическое состояние Раскольникова после прочтения письма?
  1. Почему Раскольников против брака Дуни и Лужина? Как он оценивает ее решение выйти замуж за Лужина?
  2. Почему Раскольников заступается за пьяную девушку и жертвует 20 копеек?
  3. Каким рисует автор Разумихина?
  1. Какой сон снится Раскольникову? В чём смысл этого сна?
  2. Какое решение принимает после сна Раскольников?
  3. Что изменило его решение?
  1. Как Раскольников готовится к осуществлению своего замысла? Всё ли идет по плану?
  2. Как Раскольников характеризует психологическое состояние преступника в момент совершения преступления и после него?
  1. Что испытывает Раскольников после двойного убийства? Реализовал ли он основную цель преступления?
  2. Как Раскольникову удалось скрыться с места преступления?
  1. Опишите психологическое состояние Раскольникова после преступления?
  2. Насколько осознаны его действия?
  3. Как повлияло на Раскольникова известие о том, что его вызывают в полицию?
  4. Что он чувствует в полицейском участке? Как себя ведет?
  5. Какие подозрения вызвал у Ильи Петровича обморок Раскольникова?
  1. Что решает сделать с похищенным Раскольников?
  2. Что он планировал делать с ним до убийства? Где он его прячет?
  3. Что снится Раскольникову во втором сне? В чём смысл сна?
  1. Сколько времени продолжалась болезнь Раскольникова?
  2. О чем он думает после ухода Разумихина?
  1. Что узнает Раскольников о ходе расследования из разговора Зосимова и Разумихина?
  1. Узнайте персонаж по описанию: . Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: «Куда ж это я попал?»… Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.
  2. Какова жизненная философия Лужина?
  3. Почему Раскольников прогоняет Лужина?
  4. Почему Раскольников просит всех оставить его одного? Что в нем изменилось?
  1. Какая новая мысль терзает Раскольникова?
  2. Почему Раскольникову так хочется пообщаться с кем-нибудь?
  3. Зачем Раскольников идет в «Хрустальный дворец»? Кого он там встречает?
  4. Какова истинная цель разговора Раскольникова с Заметовым?
  5. Какие размышления вызвала у Раскольникова сцена на мосту (попытка самоубийства девушки)? Какое он принял решение?
  6. Зачем Раскольников ходил в квартиру старухи?
  1. Узнайте персонаж по описанию: …малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами…
  2. Почему Раскольникова принимает столь деятельное участие в судьбе Мармеладова? Почему отдает 20 рублей?
  3. Как понимать ответ Раскольникова Никодиму Фомичу: «Да, замочился. я весь в крови!»
  4. О чем думает Раскольников, уходя от Мармеладова? Что изменилось для него? Благодаря чему?
  5. Какой сюрприз ожидает Раскольникова дома? Почему он опять падает в обморок?
  1. О чем просит Дуню Раскольников, придя в сознание?
  2. Узнайте персонаж по описанию: …была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, — что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!
  3. Какие чувства испытывает Разумихин к Дуне?
  1. Как охарактеризовал Раскольникова Разумихин? На какие качества его характера он обратил внимание матери и сестры?
  2. Почему в своей записке Лужин требует, чтобы на встречу не приходил Раскольников?
  3. С какими чувствами идет на встречу с Раскольниковым его мать? Что ее тревожит?
  1. Почему встреча с родными для Раскольникова становится пыткой?
  2. В чем проявляется неестественность поведения Раскольникова во время встречи с родными?
  3. Как Раскольников расценивает решение Дуни выйти замуж за Лужина?
  4. Какое решение приняла Дуня относительно встречи с Лужиным?
  1. С какой целью посещает Раскольникова Соня?
  2. Узнайте персонаж по описанию: … Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.
  3. Какова настоящая цель встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем?
  1. Узнайте персонаж по описанию: … Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.
  2. Как ведет себя во время разговора с Раскольниковым Порфирий Петрович? О чем это говорит?
  3. Какие ощущения испытывает во время разговора Раскольников?
  4. О чем писал в своей статье Раскольников? Как эту статью понимает Порфирий?
  5. На какие две категории делит всех людей Раскольников? Чем эти категории различны?
  6. Можно ли сделать вывод на основе вопросов, заданных Порфирием Раскольникову, что Порфирий подозревает Раскольникова в убийстве старухи? Понимает ли это сам Раскольников?
  1. О чем думает Раскольником после того, как мещанин назвал его убийцей?
  2. Какую самооценку он себе дает, лежа на кровати в своей комнате?
  1. Как зовут нового посетителя?
  2. Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова?
  3. Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
  4. Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
  5. Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
  6. Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
  7. О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им?
  8. Зачем Свидригайлов встретился с Раскольниковым?
  9. В чем сложность и противоречивость Свидригайлова?
  10. Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
  1. Что рассказывает о Свидригайлове Лужин?
  2. Какое решение относительно Лужина приняла Дуня?
  1. Как Разумихин предлагает использовать деньги, завещанные Дуне Марфой Петровной?
  2. Почему Раскольников покидает своих родных и просит их его оставить?
  3. Что понял Разумихин, глядя в глаза Раскольникову на лестнице?
  1. Зачем Раскольников приходит к Соне?
  2. Что общего находит в себе и в Соне Раскольников?
  3. Почему он считает, что им нужно быть вместе?
  4. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность».
  5. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню.
  6. Зачем Раскольников заставляет Соню читать «Евангелие»?
  7. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?
  1. Какие выводы делает для себя Раскольников, ожидая Порфирия Петровича?
  2. Что понимает Раскольников из разговора с Порфирием?
  3. Почему Порфирий не арестовывает Раскольникова?
  1. Чем заканчивается разговор Порфирия с Раскольниковым? Что они говорят друг другу на прощание?
  2. Что выясняет Раскольников из беседы с мещанином? Какое принимает для себя решение?
  1. Каких взглядов придерживается Лебезятников? Что он за человек?
  2. С какой целью Лужин общается с Соней?
  1. Зачем Катерина Ивановна организовала столь пышные поминки Мармеладова?
  2. Почему Раскольников пришёл на поминки?
  1. В чём Лужин обвиняет Соню? С какой целью он это делает?
  2. Кто помогает оправдать Соню?
  3. Чем заканчивается ссора Катерины Ивановны с хозяйкой?
  1. Зачем Раскольников идет снова к Соне и именно ей признается в убийстве?
  2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт.
  3. Почему он так подробно объясняет ей причины, толкнувшие его на преступление?
  4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
  5. К какой категории людей относит себя Раскольников? Какие доказательства он приводят для себя?
  6. Как Соня относится к Раскольникову? Что она ему советует сделать как можно быстрее?
  7. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?
  8. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
  9. О чём просит Соню Раскольников? Что она ему обещает? Объясните её решение?
  1. О чём разговаривают Родион и Дуня? Почему Раскольников так странно относится к самым близким ему людям?
  2. Какое несчастье случается с Катериной Ивановной?
  3. Почему Свидригайлов решил помочь в организации похорон Катерины Ивановны и проявил заботу в отношении ее детей?
  4. О чем разговаривают Свидригайлов и Раскольников? Что понимает Раскольников?
  • Что ощущает, переживает в данный момент Раскольников? Чем он занят?
  • Зачем к Раскольникову приходит Разумихин?
  • Какие у него появились подозрения относительно Раскольникова?
  • Зачем приходит к Раскольникову Порфирий?
  • О чем Порфирий рассказал Раскольникову?
  • О чём просит перед уходом?
  • Сколько времени даёт на то, чтобы Раскольников сознался?
  • Какие подозрения возникают у Раскольникова в отношении Свидригайлова?
  • Способен ли был Раскольников убить Свидригайлова?
  • Что нового Свидригайлов рассказывает Раскольникову о себе в трактире?
  • Какие у него планы на ближайшее будущее?
  • Что предлагает Свидригайлов Раскольникову?
  • Зачем Свидригайлов встречается с Дуней?
  • Почему Свидригайлов отпустил Дуню?
  • Зачем Свидригайлов отдает деньги Соне и своей невесте?
  • Почему Свидригайлов застрелился?
  • Раскольников прощается с матерью. Как расценить его поступок?
  • Как относится к Раскольникову Дуня, зная, что он совершил убийство?
  • Зачем Раскольников снова идёт к Соне?
  • Что способствовало тому, что Раскольников решил сознаться в убийстве? Почему не совершил самоубийство?
  • Почему он не сделал это с первого раза, а только со второго?
  • Соня Мармеладова – жертва или героиня?
  • Почему Соня едет в Сибирь, следуя за Раскольниковым?
  • Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
  • Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
  • Как складываются его отношения с окружающими?
  • Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
  • Что для него страшнее каторги?
  • Почему он не раскаялся в своем преступлении?
  • Почему каторжники полюбили Соню?
  • Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
  • Что помогло возродиться Раскольникову?
  • Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
Читайте также:  Когда человек падает в обморок что нужно делать

источник

Данный тест может стать итоговой проверочной работой при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

Нищета и теория о «сверхчеловеке».

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

В каморке дворника, за дверью.

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя с дворником, заподозрившие недоброе?

На втором этаже, в квартире, где был ремонт, откуда только что вышли маляры.

10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

В своей комнате за обоями и во дворе какого-то дома под камнем.

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

По жалобе хозяйки комнаты, которой он задолжал.

12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

Соня пришла пригласить Раскольникова на поминки отца.

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

Легенду о воскрешении Лазаря.

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя с дворником, заподозрившие недоброе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

_____________________________________________________________________________ 12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды.»?

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
  2. «Их воскресила любовь».
  3. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
  4. Теория идеи Раскольникова и её крах.
  5. Образ Петербурга в романе.
  6. Автор и герой в романе.
  7. Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа.
  8. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
  9. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
  10. Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе.
  11. Бунт Родиона Раскольникова.
  12. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
  13. Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
  14. Образ Раскольникова в романе.
  15. О чём меня заставил задуматься роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  16. «Я себя убил, а не старушонку…». Нравственное крушение Родиона Раскольникова.
  17. «Правда» Сони Мармеладовой.
  18. Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
  19. Мастерство Ф.М.Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
  20. Преступления Родиона Раскольникова.
  21. О каком наказании идёт речь в романе?
  22. Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
  23. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма.
  24. Нравственная атмосфера семьи Раскольниковых.
  25. Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова.
  26. Образ ребёнка и его значение в романе.
  27. «Когда уже некуда больше идти…». Тупиковые ситуации в романе.
  28. Человек и окружающий его мир. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  29. Борьба идей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  30. «В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту… это боль о человеке.» (Н.А.Добролюбов). (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Вступление. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

II . Основная часть. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей».

  1. Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление:

а) образ «жёлтого» Петербурга;

б) описание петербургских трущоб;

в) описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов»;

г) будничные кошмары на улицах города;

д) петербургские распивочные. (I-1,2/с. )

2. «Униженные» и «оскорблённые» в романе:

а) Соня Мармеладова и её семья; (I-2,7/с. 12)

б) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова; (I-3/с. 27-письмо)

в) нищета студента Раскольникова; (I-1/с. 5,6,9; I-3/с. 25)

г) пьяная девочка на бульваре, которую преследует «жирный франт». (I-4/с. 40)

3. Мир насилия и грабителей в романе:

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира; (I-6/с. )

б) мир Лужина, Свидригайлова и пр. (III-5/с. )

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Теория идеи Раскольникова и её крах.

  1. Вступление. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Основная часть. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

  1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца (III-5/с. ):

— к какому разряду людей – «высшему» или «низшему» — следует отнести мать, сестру и др.?

— захотят ли близкие люди, ради которых он решился на преступление, воспользоваться «результатами» этого преступления?

— как намеревался герой использовать украденные вещи?

б) несоответствие замыслов и результатов:

— замысел : убить никому не нужную старуху, чтобы самому встать «на ноги», сделать первые шаги, избавить родных от унизительного полунищенского положения и осчастливить своей деятельностью человечество; результат : собственные душевные страдания, страдания близких и родных, смерть матери (II-1,2/с. ; III-6/с. ) ;

— замысел : перевести себя в «высший» разряд людей; результат : оказался рядом с Лужиным и Свидригайловым (II-5/с. ; IV-2/с. ) ;

в) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей (III-5/с. ; IV-1/с. ) ;

— бессмысленность индивидуалистического бунта (I-5/с. ; III-6/с. ) ;

— за преступлением непременно следует наказание;

— антигуманистический, преступный характер идеи Раскольникова ( III-5/с. ) .

2. Наказание Раскольникову за преступление:

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством» (II-5,6,7/с. ) ;

в) всенародное осмеяние и осуждение:

— насмешливая реплика пьяного, которую слышит Раскольников в свой адрес, когда идёт «на пробу»: «Эй, ты немецкий шляпник!»;

— смех Настасьи, услыхавшей слова Раскольникова о его «работе», о его «думанье»: «А тебе бы сразу весь капитал!»;

— осмеяние Раскольникова толпой во время его коленопреклонения на Сенной площади (VI-8/с. ) ;

— неприятие Соней его теории (IV-4/с. ) ;

— ненависть к нему каторжных;

г) каторга и как юридическое наказание, и как исход, и как очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, воспринимается нами как личность значительная, вызывающая не только сочувствие, но даже сострадание?

а) развенчивает ли Достоевский Раскольникова, показывая преступный характер его теории?

б) каков Раскольников в представлении и оценках положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони, Порфирия Петровича?

в) как характеризует автор душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) вытекает ли возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры?

III. Заключение. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные.

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый — Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.

Важнейший элемент рейтиноговой системы — тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.

Практичекая работа с цветным тестом«Волшебное превращение теста».

источник