Меню Рубрики

Я или заплачу или закричу или в обморок упаду

1)в этот самый день французы сделали вылазку; наш полк ходил в атаку.

2)понемногу офицеры разошлись по палаткам; огни стали гаснуть; солдаты также разбрелись или заснули тут же; все затихло.

3)я ласкал ее, утирая ее слезы; она по-прежнему не противилась, не отвечала на мои расспросы и плакала, плакала в три ручья.

4)она пошла домой; я приказал вахмистру догнать меня с командой — и поскакал.

5)жид бежал чрезвычайно проворно; его ноги, обутые в синие чулки, мелькали действительно весьма быстро; но силявка после двух или трех «угонок» поймал присевшего жида, поднял и понес его на руках — прямо в лагерь.

6)ермолка сдвинулась у него на затылок; рыжие, мокрые от холодного поту волосы повисли клочьями, губы посинели и судорожно кривились, брови болезненно сжались, щеки

7)сара оттолкнула его, лицо ее покрылось легкой краской, глаза засверкали, она протянула руки.

8)солдаты взялись было за он оглушительно взвизгнул и выскользнул у них из рук.

9)перед окнами стоял опрятный стол, покрытый разными вещицами; в углу находилась полочка для книг с бюстами шиллера и гете; на стенах висели ландкарты, четыре греведоновские головки и охотничье ружье; возле стола стройно возвышался ряд трубок с исправными мундштуками; в сенях на полу лежал коврик; все двери запирались на замок; окна завешивались гардинами.

10)ненила макарьевна была нехороша собой; знатный барин давал за ней всего тысяч десять приданого; она ухватилась за господина перекатова.

11)она не слишком притесняла своего сожителя, но держала его в руках, сама заказывала ему платье и наряжала его по-, как оно и прилично помещику; по ее приказанию господин перекатов завел у себя на подбородке эспаньолку для прикрытия большой бородавки, похожей на переспелую малину; ненила макарьевна, с своей стороны, объявила гостям, что муж ее играет на флейте и что все флейтисты под нижней губой отпускают себе волосы: ловчее держать инструмент.

12)она развилась на воле; ненила макарьевна не стесняла ее.

многие люди любят в своих мечтах или снах парить или плавать, погрузившись в мягкое облако. некоторые любят подниматься вверх на воздушном шаре. одна моя знакомая любит фантазировать и представлять, как она летает. вот как она рассказывала мне об этом: «я еду на машине куда-нибудь за город. останавливаюсь на обочине, выхожу. и вот, когда выходишь из машины, и видишь бескрайние поля справа и слева от дороги… в одной стороне, вдалеке видишь лес… с другой стороны видишь далеко в поле воздушный шар, готовый к полёту… идёшь к нему и садишься в этот воздушный шар… начинаешь подниматься вверх… поднимаешься всё выше, и видишь под собой поля и дорогу и машины на видишь вдалеке лес и видишь дома… и по мере того, как выше поднимаешься вверх, всё вокруг уменьшается в размерах… и теперь можешь видеть вокруг себя поля и леса и города и посёлки… можешь видеть узкие ленты дорог и маленькие машины на них… и поднимаешься выше… и можешь видеть всё до самого горизонта… и видишь горизонт… и у горизонта всё как бы растворяется в дымке… и видишь над горизонтом синее небо, и видишь как над тобой по небу плывут облака… поднимаешься над облаками… видишь под собой белое поле облаков, простирающееся бесконечно во все стороны… рассматриваешь облака… а над головой только голубое небо и где-то вверху солнце, далеко… и течение времени как бы поднимаешься ещё выше и опять начинаешь далеко внизу видеть землю. видишь сушу и моря… на суше ещё видны города, и они кажутся маленькими… видишь реки, горы, моря… поднимаешься выше, чувствуя себя в полной безопасности, потому что знаешь, что можешь вернуться в любую минуту, когда захочешь… и видишь сквозь облака далеко внизу материки и океаны на круглом земном шаре… и всё это далеко внизу… и земной шар удаляется от тебя всё дальше, и становится всё меньше… и ты видишь, как он медленно вращается вокруг своей оси и плывёт в чёрном пространстве… и видишь вокруг себя тёмное космическое пространство, усеянное множеством звёзд, которые далеко и поэтому ты видишь их как маленькие светлые точки на чёрном фоне… земля удаляется от тебя, становится всё меньше, и ты видишь её как шарик, и он приобретает голубоватый оттенок… недалеко от земли видишь луна гораздо меньше, чем земля,…и она тоже похожа на маленький шарик… и они продолжают отдаляться и уменьшаться… и ты уже видишь их такими же маленькими, как и звёзды… а вокруг тебя бесконечное космическое пространство, спокойное и и ты начинаешь ощущать бесконечность пространства и времени… и ты начинаешь чувствовать и понимать величие вселенной… вселенная живёт своей жизнью, медленной, степенной и размеренной… и время здесь течёт совсем по-другому: медленно, медленно… вселенная велика и безгранична, и ты начинаешь чувствовать это … чувствовать себя маленькой песчинкой, затерявшейся в её просторах… ты понимаешь, что вселенная существует уже миллиарды лет, и будет существовать ещё многие миллиарды лет… и не имеет значения, что где-то далеко есть планеты, которые для вселенной лишь маленькие шарики … и вселенной глубоко безразлично, что на этих планетах сменяются эпохи, и тысячи поколений приходят и уходят,… потому что даже миллион лет для вселенной пронесётся как один и один миг будет длиться вечность… и тебя пропитывает глубокое спокойствие вселенной … и понимаешь, что можешь продолжать лететь сквозь вселенную, через тернии к … или вернуться на землю с чувством спокойствия и умиротворённости.»

источник

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (мужу). Ты меня замучил! (Через пять минут, дяде Ване.) Я замучилась с ним.

Я буду работать, тебе помогать. Мы, мама, будем вместе читать разные книги. Не правда ли? (Целует руки.) Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир.

АНЯ. Мама. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя. я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа. Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем. Мы насадим новый сад, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем.

Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир. Я верую, верую. Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь. (Сквозь слезы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди.

СОНЯ. Мы, дядя Ваня, будем жить… Будем трудиться для других. и Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой – и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно. (Становится перед ним на колени и кладет голову на его руки.) Мы отдохнем!

Дорогой Константин Сергеевич, в это время(в июле. – А.М.)коростель уже не кричит, лягушки тоже умолкают к этому времени. Кричит только иволга.

Ноября 1903. Ялта

ЧЕХОВ – СТАНИСЛАВСКОМУ

ЛОПАХИН. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!

ГАЕВ. Совершенно с тобой согласен.

РАНЕВСКАЯ. Дачи и дачники – это так пошло, простите.

ЛОПАХИН. Я вас каждый день учу. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи; поскорее – аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.

РАНЕВСКАЯ. Что же нам делать? Научите, что?

Невозможно “резать на участки” (даже не зная, что будут пятиметровые заборы, что вместо Родины из окна будет видна стена с колючей проволокой).

Станиславский ужасно хотел создать атмосферу. А Чехов – чтобы было как в жизни.

Характеры в “Вишневом саде” выношены. Не столько как плод беременности, сколько как старый пиджак. Они б/у.

Раневская – без мужа, порочная (отзыв родного брата!), живет с любовником на глазах у брата и взрослой дочери. Восемью годами раньше появилась Аркадина в “Чайке” – без мужа, живет с любовником на глазах у брата и взрослого сына.

Петя режет правду-матку, а за 15 лет до него доктор в “Иванове” занимается тем же.

Пищик – забавный и печальный сосед с глупой фамилией. И Вафля в “Дяде Ване” – забавный и печальный сосед; никто не помнит, что его зовут Илья Ильич. А еще раньше в пьесе “Леший” тоже был Илья Ильич по прозвищу Вафля.

Для полноты сходства добавим, что Соню в “Дяде Ване” и Аню в “Вишневом саде” играла одна и та же актриса – жена Станиславского.

В “Дяде Ване” главную героиню мучает больной муж.

Любовь Андреевну Раневскую в “Вишневом саде” мучает больной любовник.

У них даже отчество совпадает; отец (автор) у них один.

Для полноты сходства добавим, что обеих героинь играла одна и та же актриса – жена Чехова, очень больного человека, и притом писателя и врача, который в состоянии наблюдать собственные мучения и мучения близких. Наблюдать как бы со стороны – как материал для работы.

Они (“вишневые”) и писались на уже разношенных актеров, которые триумфально сыграли “Чайку”, “Дядю Ваню”, “Три сестры”, – и Чехов уже наизусть знал все их ужимки, приемы, интонации, таланты. И когда писал “Вишневый сад” – писал для МХТ и видел, заранее видел, как Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер будут играть. (Увы, его распределение не сбылось. Только Раневскую, как и хотел автор, сыграла его жена Ольга Книппер, и Петю – Качалов. Остальные роли были розданы прямо против воли создателя. Страдания автора трудно вообразить. Хотите за молодого черноусого красавца, а выдают вас за дряхлого старика.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8977 — | 7233 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Ганичева Светлана Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Задание 1. Найдите среди приведённых слов такие, звуки которых, произнесённые в обратном порядке (от конца к началу), образуют другое слово, существующее в русском языке. В ответе запишите соответствующие пары слов.

Задание 2. Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы.

А. Затихатьумолкать , робкийзастенчивый

Г. Сизифовтруд , седьмаяводана киселе

З. (красивый)наряднаряд(вне очереди) , (заводской)брак(заключить) брак

К. Мобильник , нанотехнологии

М. Глубокое(озеро)глубокое(чувство) , (сосновая)иголка(швейная) иголка

Задание 3. Перед вам фрагмент страницы одного из словарей русского языка. Установите, в чём заключается особенность расположения слов в этом словаре. Предположите, для чего может использоватьсятакой словарь.

Задание 4. Запишите слова с указанными значениями, содержащие удвоенные согласные .

А. Прибор, техническое устройство. Б. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. В. Большое желание есть. Г. Острое вирусное заболевание. Д. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Е. Дорога с твердым покрытием. Ж. Укротитель хищных животных. З. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

Задание 5. Какие из перечисленных слов когда-то были образованы от глаголов с помощью суффикса -л- ? В ответе запишите к каждому найденному слову соответствующий глагол.

Задание 6. Определите падеж выделенных существительных.

А. Городские улицы украшают многоэтажные дома . Б. Театральное фойе заполнили зрители. В. Я написал письмо Марии . Г. Лиза очень любит своего маленького брата . Д. После концерта пятеро зрителей остались в зале .

Задание 7. Каким членом предложения может быть существительное растение ? Составьте предложения, доказывающие вашу точку зрения в каждом случае.

Задание 8. В приведённых ниже текстах использовано средство художественной выразительности, которое называется полисиндетон . Проанализируйте эти примеры и дайте определение данного средства выразительности.

1. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Г. Короленко). 2 . Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (А.П. Чехов) . 3. Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)4. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью (Ветхий завет, Книга первая).

Задание 9. Составьте небольшой текст (5–7 предложений), использовав в нём не менее 7–8 слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова». Подчеркните их.

! Не принимаются в качестве ответа тексты, в которые заданные слова включены способом перечисления, например На доске записали слова «…», «…», «…» и т.п.).

источник

Поставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях с однородными членами

Было грустно в этом маленьком, уже тронутом осенью саду. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. Холодный, металлический свет блеснул на тысячах мокрых листьев. Скоро он превратился в типичного уездного чиновника. Для преступника мучительна не столько минута возмездия, сколько ожидание его. Я или заплачу, или захохочу, или в обморок упаду. Все эти цветы, блески, звуки и запахи возбуждали и бодрили. Он стоял, ни жив, ни мертв. Поворчал он, да не посмел ослушаться. Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня. Сонливый да ленивый — родные братья. Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому. И сегодня рифма поэта, ласка и лозунг, и щит, и кнут. Они были готовы работать и день, и ночь. Они не сказали ни слова, и мрачно смотрели друг на друга. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам, и карточным гаданьям. Блестел на солнце пруд мелкий глинистый. Даже старые, серыми листьями покрытые ветви шептали о прошлых днях. Вдруг две большие лохматые собаки бросились на меня. Он видел не только огороды, но и прекрасные сады. Пускай послужит он в армии да потянет лямку, да понюхает пороху. Местами пересыхающая летом небольшая речушка широко разлилась. Ветер приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела. На их лицах выражалась если не боязнь, то беспокойство. Старый черный шелковый платок окутывал его шею. Комната была оклеена старыми полосатыми обоями. В комнату ворвался высокий чрезвычайно возбужденный молодой человек. За дождем не видно было ни моря, ни неба. Он любил степи и широкие реки, и дремучие леса своей родины. На защиту родины встал и стар, и млад.

Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными определениями

Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду. Мудрость и красота литературы, открываются только перед человеком, просвещенным и знающим. Коля выкупался и, свежий, с мокрыми волосами, вскарабкался по обрыву. Чистые звуки музыки, похожие на голоса серебряных труб, привели его в восхищение. Мрачный молодой человек, худощавый и стройный, обратил на себя мое внимание. На берегу не осталось следов, разыгравшейся между двумя людьми, драмы. Налево был холм кудрявый от мелкого кустарника. Маленький, он обладал страшной силой в руках. Сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. По широкой улице, упиравшейся в ворота парка, бежал человек. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Созданный молодым автором, роман вызвал оживленные споры. Не тающий даже в самое жаркое лето, снег покрывает высокие вершины. Солнце, только что державшееся над головой, упало близко к закату. Смотреть на нее, спокойную и сильную, было приятно. Он говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты. Под ногами шуршат желтые листья, покрывающие слоем дорожку. Облитая солнцем стена утеса горела желтоватым пламенем. Муравейник состоит из множества помещений, расположенных правильными ярусами. Она, неподвижная, как статуя, стояла молча. На небе замерли легкие облака, розовые от заката. Другой берег, высокий, гористый, был безлюдным. Он прожил жизнь, долгую и трудную. Настала ночь, лунная, ясная. Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Мы, утомленные, только к восьми часам вернулись. Оглушенный ударом кулака, человек упал. Луна взошла, багровая и хмурая.

Читайте также:  Обморок от угарного газа

Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными приложениями

Радищев, рабства враг, цензуры избежал. Там соловей, весны любовник, всю ночь поет. Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке Турке, как о лучшем певце. Человек не суеверный, Максимыч готов был приписать матушке Волге любые сверхъестественные силы. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Красавица, она привлекала всеобщее внимание. Мы, прислуга, для них не были людьми. У него был сын, гимназист по имени Виктор. Они очень разные, эти строки, они противостоят друг другу. И тут он, этот мальчуган, сказал странную вещь. Жухрай, матрос, с ними не разговаривал. Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его на разговор. Добрый и отзывчивый человек, Федор быстро завоевал сердца родных. Из барышниных комнат прибежала горничная Дуняша. Агроном, он великолепно знал свое дело. В комнату наконец вошла и его жена Анна Петровна. Иван Дмитриевич, человек средний, любил читать газеты. Его спутник, молодой человек, полулежит и пиликает на гармонике. Храм Василия Блаженного был возведен в царствование царя Ивана Грозного. Гоша, семнадцатилетний юноша, сидел один и скучал. Обе старшие девочки, Катя и Соня стали зорко следить за мальчиками. Доктор, веселый и покладистый малый, раз был в гостях. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. Лось, этот лесной великан, способен преодолевать большие расстояния. Задумчивость, ее подруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшала ей. Звезды, живые цветы неба, горели над нами. Бутлер, охотник до лошадей, тотчас же оценил добрую силу первой лошади. Гости окружили нашего соседа, Сергея Ивановича, и осыпали его вопросами. Его поддерживал Игошкин, молодой, недавно отделившийся от отца паренек.

Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами

Надышавшись на гумне ароматом соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину. Смотришь на знакомую панораму Подмосковья, точно сквозь чисто вымытое стекло. У стола, одной рукой облокотившись на него, а другой, потирая лоб, стоял издатель. Все слушали певицу, затаив дыхание. Длинные складки бежали от носа парохода и все, морщась да ширясь, наконец, сглаживались. Не надевая фуражки, вышел он на крыльцо. Обняв руками колени и положив на них подбородок, она смотрела на реку. Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. Заскрежетав, закрылись двери. Спустя несколько времени пришел Весовщиков. Боясь упасть при спуске, мы решили пройти дальше вдоль ручья. Князь говорил мне, что он тоже будет работать, и что, заработав денег, мы поедем. Он стоял возле нее и глядел, разинув рот. Гости еще посидели, но, опасаясь быть нескромными, вскоре отправились домой. Он постоял немного, вслушиваясь в темноту, и поспешил к берегу. По дороге, взметая снежную пыль, подпрыгивая, летели сани. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Он рассказывал, и его слушали затаив дыхание. Вспыхнув, она отвернулась и вышла из комнаты. Первый танк остановился, не дойдя до леса. Хотя этот человек работал спустя рукава, никто не укорял его за это. Несмотря на тяжелые погодные условия, спасатели уже к вечеру были на месте. Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. Она вошла, улыбаясь, и села за стол. Тут, около телег, стояли мокрые лошади и, накрывшись мешками от дождя, ходили люди. Он стоял, прислонясь к стене и бесцельно поглядывая вокруг себя, улыбался. Несмотря на непогоду, мы двинулись в путь. Фельдшерица , усадив Пашку, вышла и вернулась, держа в руках одежду. Пашка стал, не спеша, стаскивать тулупчик. Так и жила она без любви, только надеясь на нее.

Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения

Я увидел Наташу, кажется, на третий день моей больничной жизни. А, между прочим, столовая была уже закрыта. Человек он, впрочем, был деликатный, мягкий и неглупый. Он может быть, при желании, очень остроумным. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была не перестающей службой. Скорее всего, я поступлю в университет. Он даже не пытался прийти на помощь. Это место казалось ему самым красивым в лесу. Словом, поторопились мы с выводами. Однако, к удивлению моему, события стали развиваться по–другому. К счастью, приходит конец и самым страшным несчастьям. Мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. Морская ловля не может, по–моему, сравниться с речной. Море, на сотни миль вокруг, казалось пустынным. Это произведение кажется мне таким современным. Это был исключительно волевой человек. В общем, готов для тебя сделать все. Однако, пора сказать несколько слов и о моем спутнике. Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Берег, как я уже сказал, был болотистый. Тема не новая, однако, интересная. Эта книга, насколько я могу судить, будет иметь успех. Кто–то, видно, проходил в это время по улице. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. И действительно, он скоро уехал. Как выражаются моряки, ветер крепчал. Таким образом, складывается образ леса, как живого существа. Несчастье его не изменило, а напротив, он стал еще энергичнее. Он вообще не хочет лечиться. Давал три бала ежегодно и промотался, наконец.

источник

Тире межде подлежащим и сказуемым ставится

№ п/п Подлежащее Сказуемое Пример Исключение
1. Существительное в И.п. Существительное в И.п. Солнце – самое горячее небесное тело Бедность не порок Семья, по-моему, счастье. Сердце как мотор
2. Глагол в неопределённой форме Глагол в неопределённой форме или существительное в И.п. Курить – здороью вредить. Курить – плохая привычка
3. Существительное в И.п. Глагол в неопределённой форме Наша задача – учиться хорошо
4. Числительное в И.п. Числительное в И.п. или существительное в И.п. Дважды два – четыре Двадцать – круглая дата
5. Существительное в И.п. Числительное в И.п. Площадь комнаты – двадцать квадратных метров

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

№ п/п Подлежащее Сказуемое Пример
1. Личное местоимение Существительное в И.п. Она мой самый надёжный друг
2. Вопросительное местоимение Существительное в И.п. и др. части речи Кто этот человек?
3. Существительное в И.п. Прилагательное или словосочетание Вода чистая и прозрачная. Это человек большого роста.

Тире в неполном предложении

  1. Тире ставится при пропуске слова, которое восстанавливается из текста предложения (Налево шумела забытая ель, направо – плакучие ивы)
  2. Тире не ставится, если пропущено сказуемое, выраженное глаголом бытия в настоящем времени(На улице дождь).
  3. Тире ставится для обозначения пространственных, временных, количественных пределов, в значении от…до…(Поезд «Москва – Нижний Новгород»; мужчина трицати – тридцати пяти лет; в XV – XVI веках)

58. Расставьте знаки препинания, выделите основу предложений

1. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. 2. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. 3. Все богачи скряги. 4. Поэзия та же добыча радия. 5. Гром от падения ведра как выстрел. 6. Поэзия это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. 7. Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период. 8. Дубава, кажется, друг Корчагина. 9. Бедность не порок. 10. Сегодня небо словно море.

11. Говорить с вами только слова тратить. 12. Жизнь прожить не поле перейти. 13. Назначение каждого человека развить в себе все человеческое, общее и насладиться им. 14. Пять в квадрате двадцать пять. 15. Высота комнаты три метра. 16. Я не француз Дефорж, я Дубровский. 17. Кто ваш отец? 18. Жизнь прекрасна и удивительна. 19. Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое.

20. Я был озлоблен, он угрюм. 21. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза, Иван Никифорович один раз. 22. В степи под Херсоном высокие травы, в степи под Херсоном курган. 23. Храбрые познаются в битве, друзья в несчастье. 24. Секрет пушкинского обаяния в его зоркости. 25. В глазах у женщины любовь и ужас. 26. Время цветения июнь июль.

Однородные члены предложения

59. Расставьте знаки препинания; укажите, какими членами предложения являются однородные члены

а) соединенные одиночными союзами

1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными союзамиа, да (но), но, однако, хотя, зато, да и и пр.

2. Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединёнными союзамии, или, аль, да (и), либо и пр.

3. При отсутствии противительного союза (чаще всего а) ставится тире.

4. Если союзисоединяет неоднородные члены предложения (однородный член предложения пропущен), то перед союзом запятая ставится.

5. Если союзиимеет противительное значение, перед ним тире ставится.

1. Наделала Синица славы а моря не зажгла. 2. Наш воевода в родню был толст да не в родню был прост. 3. Дни стояли пасмурные однако теплые. 4. Неодолимая хотя и тихая сила увлекала меня. 5. Здесь не житье им рай. 6. За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче. 7. Хочешь ярких камней аль цветной парчи? 8. Лето было дождливое в этом году да и в прошлом. 9. Первым отвечал Сергеев и очень неплохо. 10. Я хотел многое сказать и не сказал ничего.

б) соединенные повторяющимися союзами

При соединении однородных членов повторяющимися союзами первая запятая ставится после первого однородного члена.

Запятая не ставится внутри цельных словосочетаний и фразеологических оборотов.

1. От бочки по мостовой и стукотня и гром и пыль столбом. 2. Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье кольчуги звон и крик и ржанье и топот по полю глухой. 3. Корни гражданственности были и не глубоки и не живучи. 4. Легкий ветерок то просыпался то утихал. 5. Не было ни жилья ни людей не было ни рыбаков ни сплавщиков ни косарей ни охотников. 6. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. 7. Нет, пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. 8. Все готовы были работать и день и ночь. 9. На защиту родины встал и стар и млад.

в) соединенные сложными союзами

При соединении однородных членов предложения сложным союзом запятая ставится только перед второй частью сложного союза.

1. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для их раскладывания. 2. Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу на столе на лавке. 3. На большей части их лиц выражалась если не боязнь то беспокойство. 4. Квартира Александра хотя и просторна но не изящна.

Однородные и неоднородные определения

Определения являются однородными и между ними ставится запятая, если

они обозначают признаки разных предметов;

характеризуют предмет с одной стороны, объединены общим признаком;

являются художественными (авторскими) определениями;

каждое последующее определение усиливает предыдущее;

первое определение выражено прилагательным, второе – причастным оборотом;

они расположены после определяемого слова

Определения не являются однородными и между ними не ставится запятая, если они характеризуют предмет с разных сторон.

60. Объясните, почему одни определения являются однородными, а другие — нет; расставьте знаки препинания

1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света падают на прохожих скользят по фасадам. 2. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. 3. Странный резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой. 4. Наполеон сделал вопросительный жест своею маленькою белою и пухлою рукой. 5. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. 6. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. 7. В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка. 8. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня. 9. Были в конторе старые висячие стенные часы. 10. На широкой большой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. 11. Стояла особенная ленивая тишина воскресного полдня. 12. Построили другой каменный дом.

61. Расставьте нужные знаки препинания

1. Песня бьется о камень стены стонет плачет оживляет сердце тихой болью будит тоску. 2. Встречались женщины с корзинами на головах солдаты на повозках скрипящие арбы на буйволах. 3. То под забором Степушка сидит и редьку гложет или морковь сосет или грязный кочан капусты под себя крошит то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то под горшочком огонек раскладывает какие-то черные кусочки из-под пазухи в горшок бросает то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает гвоздик приколачивает полочку для хлебца устраивает. 4. Собрать все книги бы да сжечь. 5. На взгляд-то он хорош да зелен. 6. За дождем не видно было ни моря ни неба. 7. Не любви прошу жалости. 8. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 9. Сонливый да ленивый родные братья. 10. В серьезной тишине только и слышно было чапаевский властный голос да свисты да храпы спящих бойцов. 11. Защитник не получил ответа на свой вопрос да и не чувствовал в нем надобности. 12. Я немного поколебался однако сел. 13. Я поеду теперь либо на Дальний Восток либо на север. 14. Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь. 15. У берегов вода то струилась по переметным пескам то стояла глухими глубокими омутами. 16. С запада тянул холодный предрассветный ветер. 17. После жаркого дня наступила светлая роскошная ночь. 18. Прогудел три раза большой монастырский колокол. 19. С внешней стороны Касатский казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру. 20. Он глядел на ее худую высохшую шею с выдающимися жилами за ушами и пучком редких полуседых полурусых волос.

Обобщающие слова при однородных членах

2) , , . , , словом, .

62. Расставьте знаки препинания. укажите, какими членами предложения являются обобщающие слова и однородные члены предложения

1. Все влечет веселит мои взоры золотая пчела на цветке разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья. 2. В лесах на горах у морей и рек повсюду мы братьев найдем. 3. Все кругом зеленая трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой выглядело несказанно радостным и привлекательным. 4. Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот дома в домах происходили шумные разговоры.

63. Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите обобщающие слова

1. Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском. 2. А по сторонам — словно вымершая от зноя степь устало полегшие травы тускло безжизненно блистающие солончаки голубое и трепетное марево над дальними курганами. 3. Полуразрушенные дворовые постройки повисшая на одной петле ставня погнившие ступеньки крыльца все говорило о том что в доме нет мужских рук. 4. В пословицах отразилось много народных свойств наших; в них есть издевка насмешка попрек словом все шевелящее и задирающее за живое. 5. Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук и в быстры волны за ним бросается потом, неутомимый и безмолвный. 6. Пшеница просо овес подсолнух кукуруза бахчи картофель словом на что только ни взгляни все уже созрело все требовало хозяйских хлопот и заботливых рук.

64. Расставьте нужные знаки препинания

1. Все породы деревьев смолистых как то сосна ель пихта и прочие называются красным лесом или краснолесьем. 2. Все остальные породы деревьев как то дуб вяз осокорь липа

береза осина ольха и другие называются черным лесом или чернолесьем. 3. К нему принадлежат и ягодные деревья черемуха и рябина. 4. К чернолесью же причисляются все породы кустов калина орешник жимолость шиповник и прочие. 5. Я не люблю красного леса его вечной однообразной мрачной зелени то песчаной то глинистой почвы. 6. Я с малых лет привык любоваться как лиственными так и ягодными деревьями. 7. Хороша развесистая белоствольная светло-зеленая береза. 8. Хорош и клен и вяз и орешник. 9. Коренаст и крепок и могуч бывает многолетний дуб.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

источник

Проснулась уже в аэропорту. Там было очень интересно. Мы стояли в длиннющей очереди.

– Вот сейчас она молчит, – сказала мама папе, – лучше бы закричала, нас бы без очереди пропустили.

– Да ладно, главное, не плачет. А то у меня в ушах звенит, – ответил папа.

– А у меня вообще голова от нее отваливается, – вмешался Вася.

Читайте также:  Первая помощь при голодном обмороке

– Вася! Она твоя сестра, и она маленькая, – попыталась строго напомнить моему брату мама.

Но строго не получилось, потому что мама была еще не в себе. Мне казалось, она сейчас заплачет или закричит, как и я.

– Мне душно, – сказала мама. – Я сейчас в обморок упаду.

– Только попробуй. – Папа стал щипать маму за руку, тереть ей уши и вытирать ей лицо салфеткой.

– Перестань, пожалуйста, – отмахивалась мама. – Мне неприятно.

– Надо, чтобы Сима заплакала, – с этими словами Вася ущипнул меня за руку.

Я не заплакала, потому что от родного брата такого не ожидала.

– Сима, ну, заплачь, тебе что, сложно, что ли? – попросил Вася.

– Прекрати издеваться над сестрой, – очнулась от анабиоза мама.

Папа в это время вытирал мои и Васины руки влажными салфетками.

Мне кажется, он бы меня всю вытер влажными салфетками, если бы мог. Папа думает, что мы обязательно подхватим какую-нибудь инфекцию, если он не будет каждую минуту обтирать нас антисептиком.

Мама опять впала в транс. Вася играл на телефоне, а папа напряженно смотрел в конец очереди и думал о чем-то своем. Мне стало скучно и обидно, что про меня все забыли. И я закричала.

– О, Сима, наконец-то, – обрадовался Вася и ущипнул меня за ногу.

Я от возмущения раскричалась еще сильнее.

Нас быстро пропустили в начало очереди.

На море было весело. Я все время какала на лежак, а мама бегала его отмывать. Один раз она меня чуть не утопила, когда я выскользнула из надувного круга. Я ходила вся в ссадинах, потому что то застревала ногой между досками лежака, то с него падала. Наша соседка, увлекающаяся йогой, замучила маму «позой льва», которая якобы помогает от всех болезней.

– Нужно широко открыть рот и сильно высунуть язык. Держать несколько минут, пока хватит сил. Повторять несколько раз в день, – говорила она. – Смотрите, я вам покажу. – Соседка открыла рот, высунула язык и замерла.

Я начала смеяться, потому что мама, чтобы не захохотать, уткнулась в мой живот.

В это время к нам подошел сосед, посмотрел на женщину с высунутым языком, покивал головой, сходил в бар и принес что-то белое в маленькой рюмке.

– Выпей, – сказал он ей. Та продолжала сидеть с открытым ртом и высунутым, как собачка, языком. – Не надо так делать, – попросил сосед.

– Это йога, – не меняя позы, пояснила соседка.

– Нет, это голова больная, – ответил сосед.

Дети, которые были на пляже, очень обрадовались. Они все стали играть во льва – открывать рот, высовывать язык и дышать. Некоторые при этом скашивали глаза к переносице, корчили рожи и рычали. Мамы пытались призвать детей к порядку, но безуспешно. Один мальчик натянул на голову детский надувной круг и начал пугать меня. Мне ничего не оставалось делать – я опять закричала.

А Вася от смеха закашлялся.

– Вот, держите, – подошла к нам запыхавшаяся пожилая женщина. Она несла пластиковую бутылку с водой. – Набрала за буйками. Полощите горло. И руками нужно похлопать, как крыльями, мокрота отойдет. Согните в локтях, прижмите к телу и хлопайте. Полощите и хлопайте, полощите и хлопайте. Понятно? Он сразу перестанет кашлять.

– Мама, я не буду! Это я от смеха, – закричал Вася, – я не хочу пить и хлопать.

источник

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым, например:

— подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

— однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

— грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

— вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы, зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.

2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4. сложное со всеми видами связи.

Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключатся, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.

Таким образом, правильным является Вариант 1

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

источник

1.
Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм и их признаки.
Постоянными признаками имён существительных является только род и склонение.
Предлог – это служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.
Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного.

2.
Укажите номер ответа, сочетание слов в котором НЕ является СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

подъехавший к нему
лес зеленеет
цвета бордо
белая берёза

3.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЕЛОСНЕЖНОЕ ПОКРЫВАЛО:

согласование
управление
примыкание

4.
Укажите глагольное словосочетание:

слишком долго
красивыми цветочками
план сочинения
пилить доски

5.
Укажите верную характеристику предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов предложения.

Каждая книга открывает мир!

повествовательное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, распространённое
побудительное, восклицательное, нераспространённое
повествовательное, невосклицательное, распространённое

6.
Выпишите грамматическую основу предложения.

В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков)

7.Каким членом предложения является выделенное слово?

С УТРА перед окнами повисла желтоватая пелена. (А.Н. Толстой)

подлежащее
сказуемое
определение
обстоятельство
дополнение

8.
Укажите вид односоставного предложения.

назывное
определённо-личное
неопределённо-личное
обобщённо-личное
безличное

9.
Укажите номера (по одному в каждую ячейку) простых предложений, осложнённых однородными обстоятельствами.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Утром, днём и вечером шёл дождь.
В праздничные дни все выходили гулять на площади, бульвары, в парки и переулки.
Диваны и кресла стояли рядом.
Мы изучали синтаксис и пунктуацию.
Мне нравится читать интересные, увлекательные книги.
Среди птиц, насекомых чувствовалось приближение весны.

10.
Укажите номера простых предложений с вводными словами и конструкциями.

Конечно, лето в этом году будет жарким.
Общаясь с лесником, я понял важность сохранения леса.
Не спеши, мой дорогой друг.
Задача, пожалуй, не такая и сложная.
По мнению педагогов, читать необходимо ежедневно.
В глухом лесу, в самой чаще, бродят бурые медведи.

11.
Укажите верное объяснение, почему обособлена выделенная часть предложения.

По словам жильцов, воду отключат уже сегодня вечером.

Потому что обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Потому что обособлено определение, выраженное причастным оборотом.
Потому что обособлено обращение.
Потому что обособлена вводная конструкция.
Потому что обособлена вставная конструкция.

12.
Укажите верное объяснение, почему обособлена выделенная часть предложения.

Позвольте поблагодарить вас за прекрасно написанную контрольную работу, дорогие восьмиклассники!

Потому что обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Потому что обособлено определение, выраженное причастным оборотом.
Потому что обособлено обращение.
Потому что обособлена вводная конструкция.
Потому что обособлена вставная конструкция.

1. 2
2. лес зеленеет
3. согласование
4. пилить доски
5. Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено
6. не любят
7. обстоятельство
8. назывное
9. 2, 3
10. 1, 4, 5
11. 4
12. 3

Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

источник

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о стилистических фигурах и тропах при подготовке к ЕГЭ.

Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Наша задача сегодня – систематизировать знания о средствах художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Учитель. Итак, за работу. Отгадайте: о чем пойдет речь? Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это?

(В переводе с греческого метафора обозначает перенос. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

– Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

– Даны примеры: говор волн, стальное перо, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь. Постарайтесь сгруппировать эти примеры. Сколько групп получилось? Обоснуйте ответ.

(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь. В первой группе примеров метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая), во второй – простая. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Если первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, не осознается говорящим, то это метафора лексическая.)

– Прочитайте следующее предложение:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.

1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)

5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)

6) Пуще всего береги копейку. (Н.Гоголь)

7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)

10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)

(Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Синекдоха – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха.

В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте.

В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)

– Что объединяет следующие примеры?

1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)

3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)

5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)

(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название – асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. У многосоюзия другое название – полисиндетон.

Читайте также:  На проекте голос ребенок упал в обморок

Многосоюзие – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.)

– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)

Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. – Парономазия (1).

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза (2).

Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (3).

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Гипербола (4).

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).

Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Литота (6).

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. – Оксюморон (7).

Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (8).

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (9).

Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. – Параллелизм (10).

Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным. – Умолчание (11).

– Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.

Туманный Альбион (вместо Англия). – (9)

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)

Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)

О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)

– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:

1) Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.

2) . Черноглазую девицу,
Черногривого коня!

3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. ».)

Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)

(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)

– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.

1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это . (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая . (последующая) заключает в себе . (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается . (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает . (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке . (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке . (уменьшающегося) значения.

– Определите тип градации в следующих примерах:

1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)

– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)

2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)

3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)

4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

1) Помогла детям чистейшая случайность.

2) Не надеюсь я на его аккуратность.

3) За Отчизну сражались герои-партизаны.

4) Рассказ он написал замечательный.

5) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)

2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)

3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)

4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)

5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)

6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)

7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)

– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?

(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)

– Дадим определение парцелляции.

(Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.)

– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.

1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский)

2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)

3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)

4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)

(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)

– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?

(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)

– Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.

1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)

2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)

3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)

5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)

(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.)

– Какие еще способы выражения сравнения вы знаете?

(Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-. ому, по-. ему, по-. и.)

– Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.

1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)

2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В.Белинский)

(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)

– Еще один пример. В чем его особенность?

То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»)

(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)

– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.

– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение, опущение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис. Подтвердим сказанное примерами.

1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)

3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)

– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.

(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)

(Эпитет – это художественное, образное определение.)

– Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета*, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.

А теперь попробуйте самостоятельно продолжить ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное.

(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)

– Скажите, пожалуйста: что можно назвать риторическим, имея в виду тему нашего урока? (Риторическим бывает обращение, вопрос.)

– В чем особенности этих стилистических фигур? (Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему. На риторический вопрос не ожидается ответа.)

– В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?

1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)

2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

3) Старик! О прежнем позабудь. (М.Лермонтов)

4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)

5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)

(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)

– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)

1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)

2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)

Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому другу». Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.

Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей.

И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек».

Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.

Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.

Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.

Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

* С таким расширительным толкованием категорически не согласен автор знаменитого «Поэтического словаря» А.Квятковский. – Прим. ред.

источник