Меню Рубрики

Электрофорез при дцп до года

Детский церебральный паралич – хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся нарушением выполнения произвольных движений. Физиотерапия используется на всех этапах лечения таких пациентов.

Отмечена тенденция увеличения ДЦП с 60-х годов в России. Стоит упомянуть, что именно с этого времени в нашей стране стала применяться стимуляция родов.

По статистике, среди заболевших чаще встречаются мальчики, чем девочки. Врачи это объясняют тем, что, как правило, объем головы мальчиков больше. Следовательно, при прохождении через родовые пути у них выше вероятность получить травму.

Чаще ДЦП диагностируется у недоношенных детей.

Каждый четвертый ребенок, больной церебральным параличом, страдает эпилептическим синдромом.

Каждый третий пациент с ДЦП не способен самостоятельно передвигаться.

ДЦП развивается под действием внутриутробного поражения головного мозга плода, являющегося следствием:

  • недостатка кислорода (гипоксии);
  • родовой травмы;
  • иных причин поражения головного мозга в период внутриутробного развития или в первые месяцы после рождения.

Обнаружена связь между стимуляцией родовой деятельности и появлением ДЦП. Перечисленные причины заболевания часто являются сопровождающими факторами стимуляции родовой деятельности и одного из ее этапов — амниоцентеза (прокола плодного пузыря).

Остальные причины, которые перечисляются в литературе, оказывают меньшее влияние и даже предположительное воздействие, то есть являются факторами риска. Однако доказать абсолютную их взаимосвязь с появлением заболевания у ребенка не удается.

Стимуляция родов должна проводиться только по определенному перечню показаний, и прибегать к ней нужно как можно реже. Зачастую КТГ-исследование не дает должного представления о состоянии головного мозга ребенка, а проявления этого тяжелого заболевания становятся очевидны лишь к концу первого года жизни ребенка. Именно поэтому очень сложно доказать причастность к этой патологии родостимуляции.

ДЦП проявляется нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата в виде:

Классификация церебрального паралича охватывает различные проявления патологии и структурирует наиболее часто встречаемое сочетание вышеперечисленных симптомов и их выраженность. Однако в большинстве случаев у детей присутствуют такие клинические проявления: парезы, дискоординация движений, нарушение равновесия, изменение походки и двигательного стереотипа.

Многоцелевая реабилитация позволяет снизить проявление церебрального паралича, улучшить самочувствие ребенка, позволить вести активный образ жизни и снизить зависимость от окружающих.

Физиотерапия и ЛФК применяются на всех этапах ведения пациента с ДЦП с учетом возраста, исходного состояния здоровья, особенностей течения заболевания. Успех лечения зависит от раннего начала и объема реабилитационных мероприятий.

При назначении физических факторов лечения учитываются особенности детского организма, описанные в соответствующей статье, а также изменения, вызванные основным заболеванием: быстрая утомляемость организма, истощаемость и возбудимость нервной системы.

В один день не назначаются:

  • 2 процедуры общего действия;
  • бальнеолечение и грязелечение;
  • процедуры с общим механизмом действия;
  • между процедурами массажа, ЛФК и бальнеолечения должен быть промежуток времени не менее 1 часа.

Несмотря на то что физические факторы близки организму человека, для назначения физиотерапии существуют противопоказания, к ним относятся:

  1. общее тяжелое состояние пациента;
  2. выраженная кахексия;
  3. лихорадка;
  4. склонность к кровотечениям;
  5. активная фаза туберкулеза легких;
  6. декомпенсация со стороны органов и систем;
  7. наличие новообразований в организме.

Лечение токами различных характеристик активно применяется в реабилитации маленьких пациентов с церебральным параличом.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется провести сначала тепловую процедуру, затем электролечение.

С первых лет жизни (1—2 года) назначаются импульсные и синусоидальные модулированные токи. Под их действием улучшается кровообращение, нормализуется мышечный тонус и уменьшается патологический ответ со стороны мышц к головному мозгу.

Сила тока назначается в зависимости от возраста маленького пациента: от 2 до 12 мА.

СМТ, амплипульстерапия, применяется посылками тока, модулированного частотой от 10 до 150 Гц, чередующимися с паузами длительностью 1—6 секунд.

Время лечения подбирается индивидуально, в пределах от 5 до 20 минут. За курс проводится 20—30 процедур.

Данный метод не назначается при наличии мышечных и суставных контрактур.

Часто лечение электрическими токами сочетают с одновременным введением фармакологических препаратов, то есть проводят электрофорез с кальцием, йодом, бромом, магнием, церебролизином, прозерином, лидазой, дибазолом.

Электростимуляция назначается на ослабленные мышцы по сегментарно-рефлекторной методике: один электрод накладывают на мышцу, второй – на соответствующий сегмент спинного мозга, а также располагают электроды только в области позвоночника на грудном и поясничном уровне.

Этот метод воздействия позволяет увеличить мышечный тонус, восстановить двигательную активность, стимулировать обратную связь к головному мозгу и нормализовать мышечный ответ на импульс-задачу (при проведении динамической электростимуляции во время ходьбы). Продолжительность процедуры составляет 10—15 минут. В течение этого времени чередуется период активной фазы (1—2 минуты) с отдыхом (2—3 минуты). При более выраженных нарушениях со стороны нервно-мышечного аппарата время отдыха удлиняется.

Лечение проводится ежедневно общим числом до 20 процедур.

Еще одна методика – функциональная электростимуляция во время ходьбы.

При нарушении работы мимической мускулатуры производят ее стимуляцию с помощью ручного электрода с прерывателем или раздвоенного электрода, расположенного в области паретичной мышцы. Второй электрод в обоих случаях располагается на шейном отделе позвоночника.

При нарушении сна, лабильности поведения, гипервозбудимости и других нарушениях применяется электросон длительностью 30—40 минут и курсом в 15 процедур, проводимых ежедневно или через день. Для детей до 4 лет используется, как правило, по лобно-затылочной методике. Пациентам более старшего возраста данный вид лечения может проводиться при глазнично-затылочном расположении электродов.

Электросон нельзя проводить при эпилепсии, гидроцефалии и иных общих противопоказаниях к физиолечению.

Улучшает кровообращение, оказывает биорезонансное воздействие, успокаивает и снимает гипертонус мышц.

Применяется у детей старшего возраста в малых дозировках при лечении контрактур.

Оказывает биостимулирующее действие, нормализует кровоток, улучшает реологические свойства крови, благоприятно воздействует на сосудистые стенки, мышечные волокна и ткань суставов.

Лазеротерапия проводится накожно, внутривенно или акупунктурно.

Аквалечение проводится при помощи пресной или соленой воды. Детям с ДЦП назначаются хвойные, йодобромные, сероводородные, скипидарные, радоновые, морские, хлоридно-натриевые, азотистые, углекислые, жемчужные, травяные и кислородные ванны.

С успехом применяется гидромассаж, гидрокинезиотерапия, плавание.

Занятие гимнастикой в воде начинают с 3—5 минут и плавно увеличивают до 10—15 минут.

С повышенным мышечным тонусом хорошо борются теплые обертывания, парафино- и озокеритотерапия, а также грязелечение. Грязи, парафин и озокерит наносят по аппликационной методике на сегментарные отделы позвоночника (воротниковый, грудной или поясничный отделы) и конечности, чередуя расположение аппликации через день.

Данные методы лечения применяются как предварительные процедуры при этапном гипсовании или электротерапии. Кроме того, существует методика электрогрязелечения, которая также дает хорошие результаты в реабилитации пациентов с ДЦП.

Теплолечение помимо основных действий (усиление кровотока и лимфообращения, улучшение метаболизма тканей, снимающего спазм) оказывает следующие лечебные эффекты: рассасывание спаек и рубцов, обезболивание.

Также для прогревания конечностей и борьбы со спастическим синдромом используется горячее шерстяное укутывание конечностей.

Лечебный массаж – очень важный метод воздействия в комплексном лечении церебрального паралича. Лечебные эффекты массажа – снятие гипертонуса мышц, укрепление гипотоничной мускулатуры, улучшение кровообращения и суставно-мышечного чувства, общая поддержка организма, уменьшение синкинезий, снижение рефлекторной возбудимости мышц, отправление к мозгу сигналов с симметричных участков тела пациента для нормализации их восприятия.

Для увеличения положительного терапевтического эффекта от массажа его проводят не позже чем через 30 минут после теплолечения.

Лечение движением при ДЦП направлено на решение двух целей:

  1. Предотвращение ослабления атрофичных мышц.
  2. Снижение гипертонуса спастичных мышц.

Посредством решения этих целей достигаются следующие задачи:

  1. Нормализуется мышечный тонус.
  2. Нарастает мышечная сила.
  3. Увеличивается объем активных движений.
  4. Улучшается координация движений.
  5. Облегчается функционирование и самообслуживание пациента.
  6. Ребенок адаптируется в обществе и получает возможность вести активную бытовую и трудовую жизнь, не чувствуя себя изолированным инвалидом.

Стоит помнить о том, что ЛФК нельзя проводить раньше чем через 1,5 часа до или после общих физиопроцедур.

ЛФК проходит как в пассивно-активном режиме с помощью инструктора, так и с привлечением дополнительного гимнастического оборудования (фитбол, мячи различного диаметра, мешочки с песком и др.).

Прекрасные результаты в лечении детей с ДЦП показала анималотерапия, то есть лечение с помощью животных. Дети хорошо реагируют на иппотерапию (лечебное катание на лошадях) и дельфинотерапию (общение с дельфинами).

Занятия с животными помогают детям познать окружающий мир, получить огромный заряд положительных эмоций, бороться со стрессами, развить творческие способности, абстрактное и нестандартное мышление. Помимо мощного положительного психологического воздействия, озвученные методы оказывают физический эффект.

При иппотерапии от лошади к ребенку передается от 90 до 110 двигательных импульсов различной направленности, на которые мозг такого пациента адаптационно реагирует. При этом выправляется координация движений, нормализуется мышечный тонус, улучшается кровообращение, достигается двигательная симметрия, то есть корректируется одно из основных патологических нарушений, являющихся причиной нарушения двигательной активности маленького человека.

Метод восстановительного лечения при помощи дельфинов, дельфинотерапия, строится на основе игры животного с ребенком. При этом стимулируется эмоциональная, тактильная и зрительная связь. Помимо непосредственного физического контакта с ребенком, при котором происходит воздействие на рефлекторные зоны нервной системы, при движении дельфина создаются разнонаправленные потоки воды, посредством чего производится гидромассаж организма больного.

Мануальная терапия также может применяться в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. Этот метод помогает добиться симметрии корпуса, нормализовать мышечный тонус, создать правильный стереотип движения, влиять точечно на проблемные зоны, восстанавливать обратные и параллельные связи. В каждом конкретном случае подбирается индивидуальная методика мануального воздействия и ее интенсивность для обеспечения максимально эффективного лечения.

Физическое влияние на биологически активные точки организма человека провоцирует рефлекторный ответ со стороны органов и тканей, а также ряд других изменений.

Рефлексотерапия включает в себя различные по времени, силе, площади и глубине воздействия. Сюда относится иглорефлексотерапия, крио-, лазеро-, электро-, термо-, магнитопунктура, а также акупрессура, вакуум-терапия и баночный массаж (два последних метода больше относятся к воздействию на зоны Захарьина-Геда).

Иглорефлексотерапия дает максимально эффективные результаты в лечении детей с ДЦП при назначении с самого раннего возраста – до 1 года. Это позволяет ослабить тонические рефлексы и развить установочные рефлексы.

Проведение процедуры с 1,5 до 6 лет сопряжено с рядом трудностей, связанных с возникновением страха у детей перед сеансом. Их уже не так просто отвлечь, как в возрасте до полутора лет, но и уговорить потерпеть, как детей школьного возраста, невозможно.

Стоит помнить о том, что биологически активные точки на теле маленького пациента расположены более поверхностно, чем у взрослых, а площадь их больше. С возрастом они созревают, уменьшаются и углубляются. Время нахождения иглы на коже маленького пациента значительно меньше, чем при проведении манипуляции взрослому.

Детям необходимо проходить 3—4 курса рефлексотерапии в год, каждый из них состоит из 10 процедур.

Нельзя забывать о таких важных методах лечения, как психотерапия, музыкотерапия и коррекция речи (занятия с логопедом).

Важно знать и понимать, что детский церебральный паралич – это заболевание, поддающееся коррекции. Нельзя терять время и опускать руки. Комплексный подход поможет минимизировать проявления этой патологии и подарить маленькому человеку возможность независимой, свободной и активной жизни.

Тем, кто столкнулся с этой болезнью лично, надо помнить о положенных им государством льготах:

  1. Одному из родителей ребенка с ДЦП до достижения им возраста 18 лет положено 4 оплачиваемых выходных в месяц (по заявлению). Эти выходные могут быть разделены между родителями по своему усмотрению.
  2. До достижения ребенком 7 лет предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности на период ухода за ребенком по болезни общим сроком до 90 календарных дней в году.
  3. Скидка на квартплату не ниже 50% или выплата субсидий.
  4. Право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилое строительство и ведение хозяйства.
  5. Налоговые льготы по подоходному налогу.
  6. Согласно закону, ребенок имеет право на реабилитацию с предоставлением технических восстановительных средств! Необходимо пользоваться этим по документу «Индивидуальная программа реабилитации». Бумаги для оформления этой льготы можно подать лично или посредством почты (с уведомлением о вручении). На сегодняшний день для упрощения получения услуг существуют интернет-приемные многих ведомств, а также единый портал государственных услуг. Эти службы позволяют сэкономить время на разъездах и подавать заявления в любое удобное время через интернет.
  7. Дополнительная врачебная помощь, в том числе обеспечение препаратами, специальным питанием и изделиями медицинского назначения.
  8. При наличии показаний обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение для ребенка и сопровождающего лица.
  9. Бесплатный проезд по железной дороге до места лечения и обратно для ребенка и сопровождающего лица.
  10. Социальная пенсия ребенку и ежемесячная выплата.
  11. Компенсационная выплата ухаживающему за ребенком с ДЦП.
  12. Мать-одиночку ребенка-инвалида до 18 лет не могут уволить по сокращению штата или численности работников.
  13. Досрочный выход на пенсию одному из родителей больного ребенка: мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет при наличии у них страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно.
  14. Периоды ухода за ребенком с ДЦП входят в трудовой стаж.
  15. Право на дополнительную жилплощадь.
  16. Бесплатное обучение и первоочередное зачисление в ДОУ.
  17. При разводе родителей тот из них, кто воспитывает ребенка с ДЦП, имеет право получать алименты на себя.

«Физиотерапия при детском церебральном параличе» — Петров К. Б., д. м. н., проф., зав. кафедрой лечебной физкультуры и физиотерапии Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей.

источник

использование физических факторов малой интенсивности. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы — угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами. При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма.

Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегментарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.

Для лечения детей чаще применяют импульсные режимы физического воздействия, это уменьшает энергетическую нагрузку на растущий организм и позволяет использовать преимущественно специфический компонент действия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высокой эффективностью, легко переносятся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.

Продолжительность физиотерапевтических процедур и общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых, проводят их через день или два дня подряд с отдыхом на третий день. Во время проведения процедуры ребенок должен находиться под постоянным наблюдением персонала. Необходимо следить за его общим состоянием, двигательной и эмоциональной реакцией, цветом кожных покровов, регистрировать частоту пульса, по показаниям — артериальное давление. После процедуры ребенок отдыхает в течение 20-30 мин. При составлении индивидуальных комплексов лечебных мероприятий согласовывают время проведения этих мероприятий с режимом дня, учебно-воспитательной работой, планируют их так, чтобы сохранялась преемственность на разных этапах лечения. Проводят процедуры не ранее чем через час после приема пищи или через 30-45 мин после него.

Выделяют некоторые общие положения, определяющие выбор физических методов лечения больных разными формами ДЦП.

При спастических формах ДЦП (спастическая гемиплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические процедуры назначают с целью направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, на уменьшение спастичности мышц, повышение тонуса ослабленных мышц — антагонистов спастичным, устранение контрактур и деформаций суставов, улучшение речи, координации движений, коррекцию психоэмоциональной сферы. Назначают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих снижению тонуса спастичных мышц, а также магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцеребральную импульсную терапию, электростимуляцию ослабленных мышц — антагонистов спастичным и артикуляционных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, облучение инфракрасными лучами), разнообразные водолечебные процедуры.

При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнеотерапии является подавление усиленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение речевых функций на фоне достижения седативного эффекта. Применяют электрофорез транквилизаторов по центральным методикам, атропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электростимуляцию ослабленных мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные, гидрогальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.

При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направлено на уменьшение диффузной мышечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движений, устранение туловищной атаксии, расстройств речи и интеллекта. Назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лобную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модулированными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие углекислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина, прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.

Читайте также:  Электрофорез с бишофитом на поясницу

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища. В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Упражнения для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнение на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Цель массажа: понизить рефлекторную возбудимость мышц, предупредить развитие контрактур, уменьшить синкинезии, стимулировать функцию паретических мышц, улучшить лимфо- и кровообращение, уменьшить трофические расстройства. Перед массажем необходимо обеспечить максимальное расслабление мышц, подобрав исходное положение и упражнения на расслабление. Массаж проводится дифференцированно. Поглаживание, растирание, разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом проводится нежно, плавно, в медленном темпе. Более глубокий массаж с приёмами вибрации (стегание, поколачивание) применяют для растянутых мышц. Обязателен массаж паравертебральных спинномозговых сегментов. Методика и техника массажа такие же, как при инсультах. Однако массажист должен учитывать, что перед ним ребёнок, что этот больной не только не может выполнить движения, но и никогда его не выполнял и поэтому не имеет представления, как его выполнить. Кроме того, ребёнок не понимает необходимости лечения, у него менее концентрируется внимание, чем у взрослого.

Следует учитывать и то, что больные ДЦП часто замкнуты, раздражительны. Поэтому массажист должен быть выдержанным, терпеливым, ласковым с ребенком, расположить его к себе. В кабинете должны быть игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Во время массажа необходимо поддерживать контакт с ребёнком разговором, игрой, создавая положительный эмоциональный фон.

В настоящее время имеется целый ряд методик массажа. Каждая из них целесообразна в конкретном случае. Знание большего количества методик необходимо и для умелого подбора приёмов в случаях, когда какая-либо система приёмов оказывается неэффективной. При использовании любой методики необходимо добиться расслабления мышц. С этой целью проводят подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения на расслабление. Например, нисходящий массаж с втиранием анестезиновой мази. Рекомендуется втирать мазь охватывающим поглаживанием сверху вниз, не затрагивая сухожилий, до появления ощущения тепла. Для расслабления крупных мышечных групп применяют валяние (разминание), при котором мышечная масса больных как бы переваливается с одной руки массажиста на другую. Для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов предлагается катание, при котором как бы «катают» двумя руками в направлении от себя к себе, как скалку на тесте.

Для расслабления мышц с успехом применяют точечный (тормозной) массаж. Так при атонически — астатической форме ДЦП назначают стимулирующий (возбуждающий) точечный массаж в виде пунктации коротких, резких, быстрых надавливаний одним или несколькими пальцами аналогичных точек, находящихся на коже над мышцами, участвующими в движении. Палец не задерживают на точке, а быстро отнимают. Повторяют несколько раз в каждой точке.

В некоторых случаях рекомендуется на одни и те же точки оказывать тормозное или возбуждающее действие в зависимости от цели массажа — расслабить мышцы или стимулировать их.

Упражнения для формирования вертикального положения головы.

1. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения почасовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед — стимулируется подъем ребенком головы.

4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи — создаются условия для подъема головы.

5. То же, но тягу производить за предплечья или кисти — это способствует подъему головы, и затем туловища.

6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.

7. То же, но с покачиванием ребенка в данном положении вперед — назад (типа качалки).

8. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ребенка и выполняется тяга вперед — вверх — стимулируется подьем — поворот головы.

9. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты предплечьями методиста, а ладони располагаются с обеих сторон под головой ребенка — вызывается подъем головы.

10. И. п. лежа на спине, ребенку протягивается игрушка (палочка, трубочка, веревочка) для захвата пальцами рук, после чего выполняется легкая тяга ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения — стимулируется подъем головы.

11. И.п. лежа на спине, держать ребенка за кисти выпрямленных и поднятых вперед рук: поочередное поднимание ребенка за каждую руку с поворотом на бок — вызывается поворот головы.

12. И. п. лежа на спине, руки методиста обхватывают голову ребенка слева и справа и выполняют пассивные движения ею влево-вправо, вперед-назад (для этого ребенок кладется на край кушетки, матрасика или топчана).

13. И. п. лежа на спине: самостоятельные повороты головы влево-вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и др.).

14. То же, но голова ребенка должна несколько выступать за край матраса или топчана.

15. И. п. лежа на спине, голова наполовину выступает за край матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой — это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.

16. И. п. лежа на спине, на наклонной поверхности (10—30°) головой вниз, руки в районе локтей прижаты методистом. Ассистент методиста (мать ребенка и т. д.), манипулируя игрушкой со словесным сопровождением, привлекает его внимание и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

17. То же, но с покачиванием вверх-вниз наклонной доски во время выполнения упражнения.

18. И. п. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погремушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.

19. И. п. лежа на боку: потянуть ребенка за руку, слегка приподнять для формирования устойчивого вертикального положения головы.

источник

Большой вклад в разработку физиотерапевтических и санаторно-курортных методов лечения церебральных параличей в СССР внесли исследования А. Е. Штеренгерца и И. В. Галиной (1977), Е. В. Шуховой (1979), Н. Г. Кривобокова и соавторов (1983), Г. И. Беловой и соавторов (1984), К. А. Семеновой и соавторов (1985) и др. К физиотерапевтическим методам относятся: бальнеолечение, теплолечение, грязевые аппликации, электрофорез лекарственных веществ, электростимуляция мышц и нервов, электросон, магнитотерапия, лечение ультразвуком и др.

Бальнеолечение

Бальнеолечение оказывает благоприятное влияние на состояние центральной нервной системы, нормализуя кровообращение, обмен веществ, процессы возбуждения и торможения, сон. В теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются болевые ощущения и гиперкинезы, увеличивается объем активных движений, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Теплую ванну можно сочетать с активными и пассивными движениями под водой. Водные процедуры также способствуют закаливанию организма, повышая его резистентность к различным инфекциям. Кроме натуральных минеральных ванн можно применять ванны с лекарственными и ароматическими веществами, газовые ванны. Оптимальная температура лечебных ванн для детей с церебральными параличами 35— 37 С, при более высокой температуре больные легко перегреваются. Прохладные ванны температуры 21—32 °С применяют главным образом для закаливания.

Хвойные ванны. Жидкий хвойный экстракт (25—100 мл) или порошок (50 г) растворяют в воде; На курс лечения — 10—12 ванн по 5— 10 мин в зависимости от возраста. Хвойные ванны можно чередовать с грязелечением: 5—6 ванн, 5— 6 сеансов грязетерапии. Такое сочетание показано соматически ослабленным детям и больным с гиперкинезами. Эфирные масла, находящиеся в хвое, успокаивают нервную систему, рефлекторно воздействуя на рецепторы кожи, дыхательных путей, обонятельный анализатор.

Йодобромные ванны. В естественных источниках (Нальчик, Усть-Качка, Чартак, Сураханы, Кудепста, Ейск) количество йода и брома колеблется от нескольких до сотни милиграмм в 1 л, причем брома в них больше, чем йода. Йодобромные ванны делают также искусственно (70—90 мг/л брома и 40 мг/л йода). Для приготовления такой ванны в 1 л воды растворяют 100 г натрия (калия) йодида и 150—200 г натрия (калия) бромида. Из этого объема для первой ванны емкостью 100 л берут 100— 150 мл. Исходный раствор в темном месте сохраняется 7—8 дней. Для последующих ванн количество концентрированного раствора увеличивают, но не более 400—500 мл на одну ванну. Температура, экспозиция, количество процедур на курс лечения такие же, как для хвойных панн. Йод и соли брома проникают из воды в организм через кожу, по пути воздействуя на кожные нейрорецепторы. Под влиянием йодо-бромных ванн усиливаются процессы торможения в центральной нервной системе. Особенно благоприятное воздействие они оказывают на больных с гиперкинетической формой церебрального паралича.

Валериановые ванны. Для приготовления валериановой ванны 50— 100 г корня валерианы (в зависимости от тяжести заболевания и возраста ребенка) заливают 2 л кипятка и кипятят 15 мин. Через 12—15 мин отфильтрованный настой вливают в ванну. Методика отпуска такая же, как для предыдущих ванн. Валериановые ванны особенно показаны больным с гиперкинетической формой церебрального паралича. Седативное воздействие оказывают также ванны с травлением шалфея, пустырника, душицы, хмеля, полыни.

Морские ванны готовят из естественной морской воды или путем доил вления морской соли к пресной воде из расчета 100—200 г на 10 л. Продолжительность ванны 5—15 мин, температура 36—37 С. Через два дня делают перерыв. Курс лечения — 8—15 ванн. Морские ванны оказывают общеукрепляющее и тонизирующее действие, способствуют закаливанию, улучшают кровоснабжение головного, спинного мозга и мышц. К морской воде можно добавить хвойный экстракт. Солено-хвойные ванны возбуждают: центральную нервную систему, особенно ее вегетативную часть, улучшают обменные процессы.

В комплексной терапии больных церебральными параличами, особенно при нарушении функции сердечно-сосудистой системы, используются газовые ванны (углекислые, кислородные, радоновые, азотистые, сероводородные и др.). В механизме действия газовых ванн, помимо температурного и механического факторов, большую роль играет своеобразное влияние самого газа. Пузырьки газа оказывают как местное раздражающее действие, так и рефлекторное, улучшая дыхание, кровообращение.

На курс лечения — 12—15 ванн, по 6—12 мин в зависимости от возраста ребенка; назначают через 1 — 2 дня.

Жемчужные ванны — самые простые искусственные газовые ванны. С помощью компрессора в ванну нагнетают воздух под давлением 1,0—1,5 атм. В течение всей процедуры вода в ванне из-за большого количества пузырьков воздуха бурлит. Степень бурления и величина пузырьков регулируются давлением. Поскольку при этом довольно сильно раздражаются периферические рецепторы, такие ванны показаны при атактической и атонически-астатической формах церебрального паралича.

Радоновые ванны оказывают разностороннее действие на организм: ускоряют течение процессов регенерации в нервной и мышечной тканях, усиливают процессы торможения в центральной нервной системе, улучшают сон, работу сердца, эндокринных желез, нормализуют обмен веществ, оказывают десенсибилизирующее и противовоспалительное действие, снижают артериальное давление. Во время ванны радон проникает в организм через кожу и дыхательные пути. При этом на коже образуется радиоактивный налет, который сохраняется в течение 2—3 ч, оказывая лечебное действие. В ванну с пресной или морской водой температуры 35—37 °С выливают заранее приготовленный раствор радона или воду из естественных радоновых источников (Белокуриха, Пятигорск, Цхалтубо, Хмельник, Усть-Кут и др.). Детям с церебральными параличами, как правило, назначают слабые радоновые ванны (14— 20 нКи/л). Радон во много раз тяжелее воздуха и в воде оседает, поэтому рекомендуется, чтобы больной периодически двигался в ванне. В морской воде радон растворяется хуже, чем в пресной. При повышении температуры воды растворимость уменьшается. Поэтому отпускают ванны при температуре не более 35 °С. На курс— 10—12 процедур по 5—15 мин 2 раза в неделю.

Сероводородные (сульфидные) ванны способствуют усилению кровотока в коже и глубоких тканях, улучшают их трофику, оказывают седативное действие на нервную систему. Естественные сероводородные источники имеются в Мацесте, Хосте, Сураханах, Пятигорске, Немирове, Комарове, Трускавце, Нальчике, Старой Руссе, Одессе. Искусственные сероводородные ванны можно приготовить, используя раствор, содержащий не менее 10 мг свободного (не связанного с другими солями), сероводорода. Раствор готовят непосредственно перед процедурой. Рекомендуются сероводородные ванны средней (от 30 до 50 мг/л) и низкой (меньше 30 мг/л) концентрации длительностью 6— 10 мин. Для искусственного приготовления сероводородных ванн в домашних условиях используют реактив Прилипко.

Углекислые ванны оказывают стимулирующее действие на сердечно-сосудистую и нервную системы, поэтому они показаны вялым, апатичным детям, а также больным со сниженным мышечным тонусом. Естественные углекислые источники имеются в Кисловодске, Арзни, Боржоми, Ессентуках, Дарасуне, Джермуке, Пятигорске, Железноводске, Солнечном Закарпатье. Искусственные углекислые ванны можно готовить двумя способами. Первый способ: в специальный аппарат для газирования воды под давлением 2—3 атм. поступает холодная вода, затем, насыщенную углекислотой, через редуктор ее наливают в ванны, наполненные теплой (35—36 °С) водой. Второй способ (химический) основан на принципе вытеснения углекислого газа из углекислых солей хлористоводородной кислотой. В ванну наливают 200 л воды необходимой температуры, добавляют 500 г натрия гидрокарбоната, а затем вливают 550 мл технической хлористоводородной кислоты с удельной массой 1,14—1,15. Воду в ванне осторожно, но тщательно перемешивают. Установлено, что тепловой эффект углекислой ванны больше, чем обычной такой же температуры. Для детей с церебральными параличами оптимальная концентрация углекислоты 0,8 г/л.

Кислородные ванны. Растворенный в воде кислород проникает через кожу в ток крови, улучшает гемодинамику, оказывает седативное влияние на нервную систему. В естественных источниках содержание кислорода невелико, поэтому широко используют искусственные кислородные ванны. Их можно приготовить двумя методами: физическим и химическим. Физический метод: водопроводную, морскую или рапную воду насыщают кислородом из баллона с помощью редуктора и специального приспособления под давлением 1,5—2,5 атм. Химический метод: в ванну с водой добавляют 100 г натрия гидрокарбоната, затем 50 мл 5% раствора медного купороса и 200 мл технического пергидроля, вес тщательно перемешивают. Через 10 мин, когда накопится максимальное количество пузырьков, больной садится в ванну. Процесс активного выделения кислорода длится 30—40 мин. Продолжительность ванны 5— 10 мин.

Азотные ванны оказывают анальгезирующее и десенсибилизирующее действие, снижают тонус мышц, стимулируют обмен веществ, усиливают процессы торможения в центральной нервной системе. Натуральные азотные воды имеются в Нальчике, Цхалтубо, Горячинске, Джалал-Абаде, Гагре, Алма-Арасане, Терсинкс.

Читайте также:  Электрофорез для проблемной кожи лица

Искусственные азотные ванны готовят с помощью специального аппарата насыщения (АН-8). Холодную воду, насыщенную азотом, смешивают с горячей водой (60— 70 °С) в равной пропорции. Температура ванны 35—36 °С, продолжительность процедуры 5—15 мин.

Скипидарные ванны улучшают периферическое кровообращение, трофику тканей, оказывают тонизирующее действие. Скипидарную ванну можно приготовить из белой или желтой эмульсии. При церебральных параличах более эффективны скипидарные ванны на основе белой эмульсии. Ее готовят из 0,75 г салициловой кислоты, 30 г детского мыла, растворенного в 500 г кипящей воды. Остывшую до 40 °С жидкость вливают в бутыль, в которой находится 500 г медицинского скипидара. Эмульсию взбалтывают и хранят в бутылях с притертой пробкой. Для приготовления первой ванны берут 10—15 мл жидкости. В каждой последующей панне дозу увеличивают на 5 мл, но не более 30—40 мл на одну ванну. При жалобах на неприятное ощущение жжения ребенка надо немедленно вынуть из ванны. В таких случаях скипидарные ванны отменяют или уменьшают их концентрацию. После процедуры больного слегка вытирают полотенцем и, укутав одеялами, дают отдохнуть 20—30 мин. Можно назначить также смешанные ванны из белой и желтой эмульсии. Желтая эмульсия готовится из 30 мл касторового масла, 40 г едкого натрия, 225 мл олеиновой кислоты, разведенных в 250 мл воды и соединенных с 750 мл скипидара. Оптимальная температура ванны для больных церебральными параличами 35—36 °С. Смешанные ванны можно назначать только детям старшего возраста после нескольких скипидарных ванн из белой эмульсии.

В комплексной терапии также можно использовать души, в частности подводный душ-массаж. На больного, находящегося в ванне с теплой водой или водой индифферентной температуры, направляют струю воды под давлением 2—4 атм. от периферии к центру. Степень напора воды дозируют с помощью специального регулятора или наконечников различной формы. Массируют конечности, мышцы спины, ягодиц, живота. До и после подводного массажа больной должен спокойно полежать в ванне 2—3 мин. На курс лечения 10—15 сеансов по 4—6 мин. Подводный душ-массаж особенно показан при мышечной гипотонии и контрактурах. В теплой ванне или бассейне методист может проводить массаж, лечебную гимнастику (гидрокинезиотерапия). Детям с церебральными параличами легче выполнять в воде движения, недоступные им в обычных условиях. С целью закаливания применяют контрастные души. Теплые души небольшой продолжительности оказывают седативное воздействие на ребенка.

Грязе- и теплолечение

Грязи, озокерит, парафин, песок оказывают термическое, механическое и химическое действие. Обладая небольшой теплопроводностью, эти лечебные средства легче, чем водные процедуры, переносятся детьми.

Грязелечение. Лечебный эффект грязи обусловлен рядом факторов. Тепло, выделяемое при наложении грязи на поверхность тела, расширяет кровеносные и лимфатические сосуды, повышает обмен веществ, оказывает противовоспалительное действие. Важную роль в стимуляции обмена веществ в мышце и нервной системе, улучшении кровообращения и создании благоприятных условий для течения репаративных процессов играют биологически активные вещества — ферменты, гормоны, входящие в состав грязи. Многие из них, проникая через кожу в кровеносное русло, рефлекторно влияют на центральную нервную систему и внутренние органы. Грязи, оказывая местное и общее рефлекторное воздействие, способствуют ускорению процессов миелинизации, уменьшению очаговых рубцовых изменений в нервной ткани и мозговых оболочках, снижают патологический тонус мышц, повышают эластичность сухожильно-связочного аппарата. Применение грязей показано при всех формах церебральных параличей, особенно при высоком мышечном тонусе, контрактурах, после этапных гипсовых повязок, спастических дизартриях.

С лечебной целью применяют иловые, торфяные и сапропелевые грязи, отличающиеся условиями образования и составом. Иловые грязи используют в Евпатории, Анапе, Одессе, Пятигорске. Торфяные грязи имеются главным образом в болотистых местах. Их теплоемкость меньше, чем у иловых грязей, но они богаче органическими веществами типа гуминов. Сапропелевые грязи — это ил, образующийся в пресных озерах; они оказывают менее выраженное химическое действие.

Грязи можно накладывать локально (на шейно-воротниковую, поясничную области, вдоль позвоночного столба, на конечности, по типу «перчаток», «чулок», «трусов», «шаровар») или на все тело. Грязь подогревают в водяной бане не более чем до 50 С, а накладывают при температуре 38—40 С. Толщина аппликаций 2—3 см. Затем ребенка заворачивают в простыню и одеяло. Отпуская грязи, необходимо следить за состоянием сердечной деятельности (пульсом) и дыханием ребенка. При плохой переносимости процедуру прекращают.

Экспозиция грязевой аппликации изменяется в зависимости от возраста ребенка, переносимости, формы заболевания. Первые процедуры должны быть на 2—3 мин короче, чем последующие. Экспозиция грязи детям до 3 лет — до 10 мин, с 3 до 7 лет — до 7—15 мин, с 7 до 10 лет — 12—15 мин, старше 10 лет—15—20 мин. На курс лечения 10—15 сеансов через день, оптимальная частота — 2—3 процедуры в неделю.

В день приема грязевых процедур нельзя проводить бельнеотерапию. Разрешается аппаратная физиотерапия, но не ранее чем через 2 ч и не позже чем за 30— 40 мин до грязелечения. Через 1,5— 2 ч после грязевой аппликации целесообразно назначать лечебную гимнастику.

При спастических дизартриях применяют грязевые аппликации по методике Анашкина. Грязевую лепешку накладывают на верхнюю губу до носа, на нижнюю губу до подбородка, а также на 3—5 см в стороны от углов рта. Это способствует снижению тонуса спастичных артикуляционных мышц и создаст благоприятные условия для логопедических занятий.

При патологии сердечно-сосудистой системы, плохой переносимости лечения, а также соматически ослабленным детям и детям раннего возраста назначают электрогрязевые процедуры (гальваногрязь или диатермогрязь). В отдельных случаях электрогрязелечение используют как подготовку к курсу грязевых аппликаций. Для отпуска гальваногрязи, подогретую до 38 °С грязь в виде лепешки толщиной 3—5 см в марлевых мешочках накладывают больному на воротниковую зону, артикуляционные мышцы, паретичные конечности. На лепешки грязи кладут электроды, соединенные с гальваническим аппаратом. Грязь содержит большое количество катионов и анионов, поэтому ее кладут со стороны обоих электродов. Плотность тока 0,03— 0,05 мА/см2 поверхности электрода. На курс лечения — 12—15 процедур по 10—20 мин через день.

Методика отпуска диатермогрязи такая же, как гальваногрязи. Сила тока, поступающего от аппарата диатермии, 1—2 мА. На курс лечения 12 процедур по 10—15 мин через день. Гальваногрязелечение более эффективно при гемипаретической форме церебрального паралича и спастической диплегии, а диатермогрязелечение — при гиперкинетической, атактической и атонически-астатической формах.

Кроме того, применяют электрогрязелечение с помощью синусоидального модулированного тока (СМТ) с частотой 5000 Гц, модулированного низкими частотами от 10 до 150 Гц, которые оказывают антиспастическое и сосудорасширяющее действие. СМТ генерируется аппаратом «Амплипульс». Мешочки с грязью кладут под электроды.

Положительные результаты дает и электрофорез грязевым раствором. Электроды располагают чаще всего на задней поверхности шеи, В области верхнегрудных позвонков. Обе прокладки смачивают стандартным грязевым раствором. Сила тока 0,03—0,05 мА, экспозиция 10—25 мин. Процедуры отпускают через день, а при хорошей переносимости — 2 дня подряд, на третий день — отдых. Грязевой раствор в течение 6 мес. сохраняет свои лечебные свойства и расход на одну процедуру незначительный, поэтому метод можно использовать и во внекурортных условиях. При контрактурах хороший эффект дает лечение по методике Штеренгерца с раздвоенным электродом: один —выше контрактуры, второй — ниже. При судорогах, гидроцефалии в степени субкомпенсации, выраженной астении, психомоторном возбуждении грязелечение противопоказано. Повторить курс грязетерапии можно не ранее чем через 4—6 мес.

Озокеритолечение. Озокерит (горный воск) обладает большой теплоемкостью, низкой теплопроводностью и более медленно, чем другие вещества (парафин, грязь), отдает тепло организму, вызывая расширение сосудов. Остывая, озокерит уменьшается в объеме и оказывает компрессионное действие. Биологически активные вещества, содержащиеся в озокерите, обладают ацетилхолиноподобным, эстрогенным и противовоспалительным действием. Озокерит стимулирует регенеративные процессы в соединительной ткани, способствует рассасыванию рубцов, оказывает выраженное влияние на вегетативную нервную систему, нормализуя соотношение между симпатической и парасимпатической частью. От действия тепла улучшается кровообращение, увеличивается лимфоток, снижается возбудимость нервно-мышечного аппарата. Мышцы и связочный аппарат становятся более растяжимыми и эластичными. При наложении на воротниковую зону озокерит стимулирует кровообращение в сосудах головного мозга. Озокерит применяют при тугоподвижности и контрактурах суставов, выраженной спастичности мышц, болевом синдроме.

Для лечения детей чаще применяют кюветно-аппликационный метод. Расплавленный озокерит в смеси с парафином (30—50%) наливают слоем 2—3 см в кювету, на дно которой кладут клеенку. После охлаждения до температуры 38— 40 °С теплый мягкий озокерит вместе с клеенкой накладывают на соответствующий участок (сустав, воротниковую область и т. д.) и заворачивают его фланелевой пеленкой или специально сшитым ватником. На курс лечения 15—20 процедур по 10—30 мин через день. Дети хорошо переносят озокеритолечение. Через 30—40 мин после снятия озокерита показана лечебная гимнастика. При спастических дизартриях озокерит накладывают на артикуляционную зону с захватом жевательных мышц, мышц дна полости рта и шеи (уровень C1—С5).

Парафинолечение. Благодаря большой теплоемкости, низкой теплопроводности, почти полному отсутствию конвекционной способности, абсолютной безводности, свойству выделять большое количество тепла при застывании парафин является эффективным лечебным средством. При остывании парафин уменьшается в объеме на 10—12%, сдавливая облегаемые ткани и способствуя их более глубокому прогреванию.

Применяют два способа парафинолечения. При салфетно-аппликационном способе прокладки (салфетки) из 12—15 слоев марли каждая опускают в предварительно расплавленный парафин температуры 60—65 °С, затем равномерно отжимают и расправляют специальными деревянными пластинами. Сначала на соответствующий участок накладывают большую по величине салфетку (температура не более 45—50 °С), на нее кладут салфетку меньшего размера (температура 55—60СС), затем покрывают клеенкой; больного укутывают.

При кюветно-аппликационном способе расплавленный парафин наливают в кюветы глубиной 4— 6 см, выстланные клеенкой, охлаждают до температуры 45—50 С, затем вместе с клеенкой накладывают на тело больного, укутывая одеялом. После процедуры ребенок должен отдыхать не менее 30— 60 мин. Курс лечения — 10—15 сеансов через день. Противопоказания для парафино- и озокеритолечения то же, что и для грязелечения.

Горячие шерстяные укутывания применяют с целью уменьшения тонуса мышц, увеличения эластичности связочно-суставного аппарата. Они оказывают также рефлекторное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы. Укутывания целесообразно делать за 30—40 мин до лечебной гимнастики.

Методика укутывания: куски шерстяного трикотажа подогревают до 70—80 °С в специальных автоклавах или в кастрюле с подставкой-сеткой на дне, отжимают, встряхивают, охлаждают до 38—45 °С и накладывают на соответствующие части тела, сверху кладут более горячие куски шерсти (температуры 60—70 °С), затем фланель, клеенку и укрывают одеялом! Курс лечения — 15—20 сеансов по 10—30 мин ежедневно или через день.

Электролечение

При детских церебральных параличах применяют различные виды лекарственного электрофореза, электростимуляцию мышц импульсным и синусоидальным модулированным токами.

Лекарственный электрофорез — метод, основанный на одновременном воздействии на организм гальванического тока и вводимых с его помощью лекарственных веществ. В связи с концентрацией медикаментов на ограниченном участке тела уменьшается их побочное действие, наблюдаемое при оральном и парентеральном введении. Эффективность электрофореза обусловлена действием вводимого вещества на фоне измененной электрическим током реактивности организма, а также повышением адсорбционной способности тканей в межэлектродном пространстве. Кроме того, вещества, введенные в организм с помощью электрофореза, удерживаются в коже до 3 нед, постепенно поступая в кровоток.

При электрофорезе болевые ощущения менее выражены, чем при внутримышечных инъекциях. Методом электрофореза можно вводить препараты кальция, магния, йода, брома, церебролизин, пирогенал, лидазу, галантамин, прозерин, дибазол и др.

Под матерчатую прокладку с металлической пластинкой помещают фильтровальную бумагу, смоченную раствором лекарственного вещества в концентрации от 1—2 до 5—10%. Лекарственные вещества вводят с полюса, заряд которого аналогичен заряду активной части препарата. С противоположных полюсов можно ввести одновременно обе части лекарства. Плотность тока 0,03—0,08 мА/см2. На курс— 8—15 процедур ежедневно или через день по 5—20 мин в зависимости от возраста и состояния ребенка. Прокладки для положительных и отрицательных ионов лекарственных препаратов следует хранить и кипятить отдельно. Желательно для каждого лекарства иметь отдельные прокладки с несмываемыми отметками.

Глазнично-затылочный электрофорез по Бургиньону — метод одновременного воздействия постоянного электрического тока и вводимых им лекарственных веществ на патологический очаг, расположенный интрацеребрально. Электроды круглой формы из 10—12 слоев марли накладывают на глазницы при закрытых глазах. Другой электрод размером 5X10 см располагают на задней поверхности шеи. По глазнично-затылочной методике можно вводить новокаин, кальция йодид, лидазу, магний, кальция хлорид.

Гальванический воротник по Щербаку. Один электрод в форме шалевого воротника располагают на верхней части спины так, чтобы концы его покрывали надплечья и ключицы, второй электрод площадью 150—300 см2—в пояснично-крестцовой области. По этой методике целесообразно вводить кальций, бром, магний, новокаин, лидазу, теоникол, алоэ, эуфиллин, церебролизин, ноотропил, пирогенал. Сочетанное влияние гальванического тока и лекарственных веществ улучшает функциональное состояние нервной системы, расширяет сосуды головного мозга, снижает мышечный тонус, ослабляет патологическую постуральную активность.

Общий электрофорез по Вермелю. Один электрод располагают в межлопаточной области, другой, раздвоенный, в области икроножных мышц. Лекарственные вещества те же, что и при электрофорезе воротниковой зоны. Общий электрофорез оказывает воздействие на мышцы туловища, грудные и поясничные сегменты спинного мозга, периферические нервы, костно-суставной аппарат туловища и конечностей.

Электрофорез лидазы на приводящие мышцы бедер показан при аддукторном спазме. Два электрода (100—150 см2), смоченные в растворе лидазы с новокаином (30 мл 0,5% раствора новокаина + 64 ЕД лидазы), накладывают на внутренние поверхности бедер и соединяют их с анодом гальванического аппарата. Электрод площадью 300 см2 накладывают на пояснично-крестцовую область и соединяют с катодом. Введение лидазы способствует улучшению кровообращения, уменьшает плотность соединительной ткани, оказывает рассасывающее действие. Мышцы становятся более растяжимыми, угол отведения бедер увеличивается, уменьшается перекрест ног.

Электрофорез новокаина по методу Новожилова. Один электрод с прокладкой (50—200 см2) смачивают 0,25—0,5% раствором новокаина и накладывают на область позвоночного столба с захватом паравертебральных отделов (для верхних конечностей от С4 до D4, для нижних — от L5 до S2) и соединяют с положительным полюсом гальванического аппарата. Второй электрод, индифферентный, помещают продольно выше или ниже первого и соединяют его с отрицательным полюсом. Новокаин тормозит патологические афферентные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, нормализует возбудимость двигательных зон головного мозга. В результате снижается мышечный тонус и уменьшаются гиперкинезы.

Электрофорез новокаина и адреналина по методу Левина. Под воздействием новокаина с адреналином на область дистальных отделов пальцев кистей и стоп значительно уменьшаются патологические проприоцептивные импульсы в центральную нервную систему, снижается мышечный тонус и подавляются гиперкинезы. В смеси, содержащей 40 мл 0,5% раствора новокаина, подогретого до 37 °С, и 8 капель раствора адреналина 1 : 1000, смачивают 4 салфетки из 8—10 слоев марли каждая, которыми обертывают 1—2 концевые фаланги пальцев. Поверх салфетки кладут прокладку, смоченную теплой водой, и электрод. Электроды с пальцев рук соединяют раздвоенным проводом с анодом гальванического аппарата, а с пальцев стоп — раздвоенным проводом с катодом. Через 10—15 мин после начала процедуры полярность тока меняется.

Назальный электрофорез новокаина и кальция. Лекарственные вещества, применяемые при назальном электрофорезе, проникают через слизистую оболочку носа в периневральные пространства обонятельного и тройничного нервов и далее в спинномозговую жидкость и центральную нервную систему. Введенный таким образом новокаин понижает возбудимость моторных зон коры большого мозга, тормозит поток афферентных импульсов на уровне ретикулярной формации ствола мозга. Кальций способствует нормализации процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. У больных церебральными параличами после курса назального электрофореза новокаина и кальция снижается мышечный тонус, увеличивается объем активных движений, а в ряде случаев уменьшаются гиперкинезы. Через 20—30 мин после процедуры целесообразно проводить лечебную гимнастику. Слизистую оболочку носа перед электрофорезом промывают ватным тампоном, смоченным в воде. Марлевые турунды длиной до 15—18 см смачивают 0,5% раствором новокаина, подогретого до 37 °С, с добавлением раствора адреналина (1 капля на 5 мл), или 2% раствором кальция хлорида, пинцетом вводят в обе ноздри так, чтобы они плотно прилегали к слизистой оболочке носа. Свободные концы турунд соединяются и укладываются поверх небольшой клееночки, помещенной на верхней губе. Их прикрывают свинцовой пластинкой размером (1—2)ХЗ см, соединенной с анодом гальванического аппарата. Второй электрод располагают на задней поверхности шеи или верхнегрудном отделе позвоночного столба и соединяют с катодом. Во время процедуры больной находится в лежачем положении.

Электростимуляция мышц при детских церебральных параличах способствует повышению тонуса и силы ослабленных групп мышц, антагонистичных спастичным, уменьшению дистрофических изменений, восстановлению реципрокных взаимоотношений. Ранее бездействовавшая мышца начинает сокращаться, и ребенок получает представление о ее функции. Спустя некоторое время дается задание волевым путем вызвать сокращение мышцы одновременно с током, а затем и без него. Целесообразно перед электростимуляцией провести тепловую процедуру. С целью электростимуляции можно применить импульсный ток по Семеновой и синусоидальный модулированный ток.

Читайте также:  Напишите на какие фракции разделяют белки сыворотки крови при электрофорезе

Импульсный ток воздействует на проприорецепторы мышц, вызывая их своеобразную анестезию, что сокращает поток импульсов в центральную нервную систему, снижая мышечный тонус и уменьшая гиперкинезы. В качестве источника импульсных токов используют аппараты АСМ-2, АСМ-3, «Электросон». На тыльные поверхности ногтевых фаланг кистей и стоп накладывают смоченные в теплой воде электроды в виде узкой полоски (шириной 1 —1,5 см, длиной 5 см). Электроды с пальцев обеих кистей соединяют раздвоенным электродом с анодом, со стоп — с катодом. Затем включают импульсный ток. Силу тока постепенно увеличивают с 2 до 12 мА медленным и плавным движением потенциометра, частота импульсов 80—100 в 1 с, длительность импульса 3 мс. В середине процедуры полярность тока меняется. На курс лечения 20—25 сеансов от 5 до 20 мин через день. При частых судорожных припадках, повышенной возбудимости нервной системы, расстройствах сна лечение импульсными токами противопоказано. После импульсного тока целесообразно назначать лечебную гимнастику, а до него — тепловые процедуры и массаж.

Стимуляция мышц синусоидальным модулированным током (СМТ) способствует улучшению их трофики, кровоснабжения, оказывает болеутоляющее действие, стимулирует ослабленные мышцы и снижает тонус спастичных. Источником СМТ служат аппараты «Амплипульс». Для получения модулированных колебаний используют переменный синусоидальный ток с частотой 5000,Гц. Частоту модуляций можно варьировать в пределах 10—150 импульсов, глубину модуляций в пределах 0—100%, длительность серий импульсов — от 1 до 5 с. Аппараты обеспечивают 4 рода работы.

I. род работы (ПМ — постоянная модуляция) — непрерывное модулирование колебаний в любой из указанных выше частот модуляции применяют для снижения тонуса спастичных мышц. Используя раздвоенный электрод, можно расслаблять симметричные мышцы или применять методику сегментарного воздействия на шейные, нижнегрудные и верхнепоясничные отделы позвоночного столба.

II род работы (ПП — посылка — пауза) — серии модулированных колебаний с любой из указанных выше частот модуляции, чередующиеся с паузой, используют для стимуляции ослабленных групп мышц-антагонистов спастичных, а также при общей мышечной гипотонии. Один электрод располагают на двигательной точке мышцы, другой — в области ее прикрепления.

III род работы (ПН — посылка модулированных и немодулированных колебаний) — серии модулированных колебаний с любой из указанных выше частот модуляции, чередующиеся с сериями немодулированных колебаний (с частотой 5000 Гц). Как и II род работы, применяют для стимуляции ослабленных мышц, но ПН обладает к тому же выраженным анальгезирующим действием.

IV род работы (ПЧ — перемежающиеся частоты) — серии модулированных колебаний с любой из указанных выше частот модуляций, чередующиеся с сериями модулированных колебаний с частотой модуляции 150 Гц. Стимулирует ослабленные мышцы, одновременно заметно уменьшает спастичность мышц-антагонистов.

СМТ можно применять также для стимуляции артикуляционных мышц.

Диадинамическая терапия — метод воздействия постоянными импульсными токами полисинусоидальной формы с экспоненциальным задним фронтом импульса частотой 50 и 100 Гц. В качестве источника импульсных токов используют аппараты «Диадинамик», «СНИМ», «Тонус», «Биопульсатор». Такие токи усиливают процессы торможения в центральной нервной системе, дают противоболевой эффект. Их также можно использовать для электростимуляции мышц. Электроды располагают паравертебрально на шейно-верхнегрудные (при поражении рук) и пояснично-крестцовые (при поражении ног) отделы позвоночного столба. Пользуются также методикой поперечного наложения электродов на кисти и стопы при силе тока 1—2 мА для детей дошкольного возраста и 1,5—2,5 мА для школьников. На курс лечения 10—12 сеансов по 10 мин. Диадинамические токи могут вызывать ощущение жжения под электродами и поэтому не всегда хорошо переносятся детьми.

Электросон — метод воздействия на головной мозг импульсным током постоянного направления и низкой частоты, прямоугольной формы, слабой силы и малой длительности импульса. Его применяют для нормализации функционального состояния центральной нервной системы, улучшения сна. В результате стимуляции подкорково-стволовых отделов мозга, в частности возбуждения лимбических систем и понижения активирующих влияний ретикулярной формации среднего мозга, усиливаются тормозные процессы в коре большого мозга. В практике используют несколько моделей аппаратов электросна — ЭС-2, ЭС-3, ЭС-4. Для лечения электросном необходима отдельная затемненная, хорошо вентилируемая комната. Перед процедурой целесообразно провести сеанс «малой» психотерапии. Больного укладывают в постель, на закрытые веки обоих глаз и в области сосцевидных отростков височной кости помещают гидрофильные прокладки из ваты, смоченные изотопическим раствором натрия хлорида или лекарством. На них накладывают электроды-чашечки, заполненные влажными тампонами. Электроды, расположенные на веках, соединяют с отрицательным, а электроды на сосцевидных отростках — с положительным полюсом аппарата. Для детей оптимальны импульсы частотой в пределах 20— 70 Гц при силе тока от 4 до 15 мА. На курс лечения 15—20 процедур по 40—60 мин ежедневно или через день.

Индуктотерапия — воздействие на организм высокочастотного электромагнитного ноля. Кабель-индуктор располагают на расстоянии 1 —1,5 см от места воздействия. При этом образуются вихревые токи, вызывающие теплообразование. Применяют аппараты ДКВ-2 и ИКВ-4 (ЭВТ-I). Метод используется с целью глубокого прогревания, улучшения трофики тканей, рассасывания воспалительных очагов, уменьшения спастичности мышц. В области спины кабель-индуктор располагают Т-образно с захватом шейно-воротниковой зоны, в области ног — в виде спирали из трех витков вокруг каждой конечности от уровня верхней трети бедра до нижней трети голени. Выходная мощность — 30 Вт. Дозировка слаботепловая (160 — 200 мА). На курс 10 процедур по 8—10 мин.

Многоканальное программное биоэлектрическое управление движениями с помощью системы «Миотон». Объект воздействия — различные нейромоторные образования. Принцип действия каждого канала управляющего устройства заключается в том, что усиленные и интегрированные биопотенциалы донора, снятые с определенной мышечной группы и выполняющие роль алгоритма движения, управляют сигналами от импульсного генератора, подаваемыми определенной мышечной группе реципиента. Сигналы от донора, заложенные в блоки магнитной памяти, позволяют многократно повторять программу движений.

Метод программного биоэлектрического управления движениями целесообразно применять для лечения детей старшего возраста с двигательными расстройствами средней и легкой степени. При гиперкинетической форме церебрального паралича и формах, осложненных судорожным синдромом, этот метод не показан. Его крайне сложно использовать для лечения детей со сниженным интеллектом. Стимулируют группы мышц, антагонистичные спастичным. В течение первых 3—5 сеансов к стимулируемым мышцам следует применять подпороговые сигналы с одновременным пассивным движением в суставе. Далее величину управляющего сигнала постепенно увеличивают до достижения максимального сокращения стимулируемой мышцы. Оптимальный режим управления (10 с — посылка, 50 с — пауза) обеспечивает постепенное увеличение сокращения паретичной мышцы и ее быстрое последующее расслабление. Перед сеансом стимуляции показаны горячее укутывание, водные процедуры или лечебная гимнастика с целью расслабления спастических мышц. При условии достаточного снижения мышечного тонуса допускается воздействие управляющего сигнала и на гипертоничные мышечные группы, однако продолжительность такого воздействия должна быть ограничена. Форма огибающей кривой управляющего сигнала с затянутым до 5—6 с передним фронтом и крутым спадом обеспечивает постепенное растяжение спастичной мышцы и не вызывает рефлекторного повышения мышечного тонуса.

В последние годы с целью тренировки движений успешно используют метод электромиографической обратной связи (ЭМГ-ОС) (Л. А. Черникова, 1984; В. R. Seeger и соавт., 1981). Его сущность заключается в том, что с помощью электронных устройств, например электромиографов, биоэлектрическая активность, зарегистрированная в определенных мышцах больного, преобразуется в контрольные сигналы двух видов — зрительные и звуковые, изменяющиеся пропорционально величине биоэлектрической активности. Больной, концентрируя внимание на этих сигналах, пытается сознательно управлять уровнем биоэлектрической активности в мышцах при различных двигательных реакциях. ЭМГ-ОС используют как для снижения тонуса в спастичных мышцах, так и для тренировки ослабленных паретичных мышц. Применение многоканальных приборов даст возможность больному обучиться активно преодолевать содружественные движения посредством подбора таких положений, при которых тонические реакции в паретичных конечностях минимальны. Этот метод применяют для лечения детей старшего возраста с сохранным интеллектом.

Метод функциональной стимуляции тыльного сгибания стопы и кисти. Клиникой нервных болезней педиатрического факультета 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова предложен метод функциональной стимуляции перонеального нерва с помощью аппарата СПН-1 с целью коррекции положения стопы при ходьбе (Г. Н. Авакян и соавторы, 1983). Стимуляция осуществляется пачками монополярных однофазных прямоугольных импульсов длительностью 0,5 мс. Длительность посылок прямоугольной формы от 0,2 до 1,6 с, амплитуда стимулирующего тока регулируется в диапазоне от 0 до 60 мА. Для процедуры используют биполярные накожные электроды с выступающим активным диском, вмонтированным в резиновую манжету. Межэлектродное расстояние — 20 мм. Биполярный электрод накладывают над проекцией перонеального нерва кзади от головки малоберцовой кости. Подъем стопы стимулируется во время ходьбы в фазе активного переноса ног с помощью выключателя, вмонтированного в стельку мягкой обуви. При контакте пятки с полом в начале опорной фазы стимулятор автоматически отключается и включается вновь лишь при отрыве стопы от пола. Таким образом режим работы стимулятора синхронизируется с темпом ходьбы. Продолжительность сеанса — 15—20 мин, курс лечения 7— 10 процедур. Функция подъема стопы улучшилась после 2—3 процедур у 13% больных, по окончании полного курса лечения — у 85% больных.

При стимуляции тыльного сгибания кисти биполярный электрод накладывают над проекцией короткого разгибателя пальцев на расстоянии 1,5 см ниже и кзади от латерального надмыщелка плеча. Стимуляцию проводят в заданном режиме работы аппарата при тех же параметрах, что и для стопы.

Климатотерапия

Климатотерапия — воздействие на организм естественных природных факторов — воздуха, солнечного излучения, воды. Их особенно успешно используют на специализированных климатических курортах — в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике. На курортах наряду с климатическими применяют и другие виды лечения (бальнео-, грязелечение и др.). Под влиянием климатолечения происходят перестройка нервной системы, улучшаются ее регулирующие функции, совершенствуются адаптационно-приспособительные и восстановительные механизмы, повышается неспецифическая резистентность организма. На некоторых детей благотворное влияние оказывает смена климатической зоны. Вместе с тем, у детей с церебральными параличами «климатическая адаптация» бывает довольно продолжительной, поэтому их лечение целесообразнее организовывать в пределах привычной климатической зоны.

Общие принципы климатотерапии — постепенность, систематичность и учет индивидуальных реакций ребенка.

Аэротерапия — воздействие открытого свежего воздуха с целью лечения и закаливания организма. Существуют разнообразные формы аэротерапии — длительное пребывание на свежем воздухе (прогулки, воздушные ванны), на открытых верандах (включая сон), в хорошо проветриваемом помещении (сон при открытых окнах), на берегу водоема (морс, лиман), воздух которого насыщен солями, озоном, фитонцидами водорослей.

Положительное влияние аэротерапии на больных церебральными параличами связано с повышенным снабжением организма кислородом, а также с действием других факторов внешней среды — температуры, влажности, давления, скорости движения воздуха, электрического состояния атмосферы и др. Чистый воздух стимулирует более глубокие дыхательные движения, улучшает вентиляцию легких. В результате раздражения кожных рецепторов открытых частей тела и нервных окончаний слизистых оболочек верхних дыхательных путей наступает охлаждение, под влиянием которого стимулируется обмен веществ. Дозированное воздействие свежего воздуха может быть в виде общих или местных (не полностью или частично обнаженный ребенок) воздушных ванн. Они проводятся на берегу в тени под тентом, в климатопавильонах, в дендрариях, на верандах. Места отпуска воздушных ванн должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей. Правильно дозированные воздушные ванны способствуют закаливанию организма. Наблюдения показали, что больные церебральными параличами, регулярно принимавшие воздушные ванны, меньше болеют интеркурентными заболеваниями, лучше переносят санаторное лечение, у них уменьшается разница кожной температуры на открытых и закрытых участках тела, что свидетельствует о совершенствовании терморегуляторных механизмов.

Детям с церебральными параличами рекомендуется начинать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 22—24 °С, при полном безветрии. Через несколько дней температура воздуха может быть и ниже (19—21 °С), а скорость ветра — до 3 м/с. Ослабленным детям с нарушенной терморегуляцией первые воздушные ванны проводятся при частично обнаженном теле. Продолжительность первых 2—3 воздушных ванн не должна превышать 20—30 мин. При хорошей переносимости длительность их постепенно увеличивают на 15— 25 мин и доводят до 1—2 ч. Воздушные ванны рекомендуется принимать не ранее чем через 30— 40 мин после еды. Нужно избегать как переохлаждения (появление «гусиной» кожи, посинение, побледнение), так и перегревания (испарина на теле). Лучшее время для воздушных ванн — утренние часы, когда воздух чище.

Облучение солнечными лучами (гелиотерапия) повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям и простудным заболеваниям, нормализует обмен веществ. Дети с церебральными параличами очень чувствительны к солнечным лучам, поэтому гелиотерапию нужно проводить осторожно и строго дозировать. Различают общие и местные солнечные ванны. При местных действию солнечных лучей подвергаются только отдельные участки тела (одна или более конечностей, воротниковая зона, поясничная область и т. п.), а при общих — все тело. Продолжительность гелиотерапии определяют калориметрическим методом. Начинают с 10 кал и ежедневно увеличивают дозу на 5 кал, доводя до 40—50 кал. При отсутствии калориметра солнцелечение дозируется минутами. Начинают с 2 мин на каждую сторону тела, увеличивая продолжительность ежедневно на 1—2 мин, но не более 20—30 мин общего облучения. Лучшее время года для приема солнечных ванн — с мая по сентябрь, лучшее время суток —с 8.00 до 11.00. В зимнее время солнечные ванны можно заменить ультрафиолетовым облучением через день с постепенным увеличением биодозы от 1/2 до 2. На курс лечения 18—20 облучений.

Водные процедуры, применяемые с целью закаливания, могут быть в виде обмываний, обтираний, обливаний, душей, купаний в открытых водоемах. Их используют на протяжении всего года. Обмывание проводится с помощью губки или мягкого полотенца, хорошо смоченного водой температуры 35—36 °С с последующим снижением на 1°С каждые 4—5 дней. Обмывание, так же как обтирание, может быть местным (отдельных частей тела) и общим. Обтирание проводится махровым полотенцем, смоченным в воде температуры 33— 36 °С. Затем сухим полотенцем растирают кожу до покраснения. Лучше использовать для обтирания морскую воду.

Обливание — более сильно действующая процедура, чем обмывание и обтирание; оно может быть частичным и общим. Ребенка обливают водой температуры 33—36 °С, затем кожу досуха растирают махровым полотенцем.

При купании в море (лимане, реке, озере) на организм воздействуют термические, химические и механические факторы. Активизируется деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, ускоряется обмен веществ, усиливается теплообмен, ребенок становится менее чувствительным к простудным заболеваниям. Вода создаст благоприятный фон для мобилизации двигательных функций. Больные церебральными параличами плохо владеют своими движениями, поэтому купать их надо маленькими группами (по 4—5 человек), помогая каждому выполнять упражнения в воде. Продолжительность купания в любом открытом водоеме зависит не только от температуры воды, но и от метеорологических факторов (температура воздуха, скорость ветра и др.), степени закаленности организма. Ослабленным и непривычным к купаниям детям вначале лучше принять 3—4 ванны при температуре 34—28 °С или влажные обтирания, а затем перейти к купаниям в открытом водоеме. Купания начинают при температуре воды не ниже 20—21 °С, воздуха 22—23 °С, скорости ветра не более 3 м/с и отсутствии волн. Продолжительность первых 2—3 купаний не должна превышать 2— 3 мин. Постепенно, через каждые 2 дня ее увеличивают на 2—5 мин. Оптимальное время суток для купаний 8.00—11.00 и 16.00—18.00. После купания рекомендуется обтереть тело полотенцем, обсушиться на солнце, 30—40 мин отдохнуть в тени.

Во время пребывания ребенка на пляже можно делать песочные ванны, которые дети с церебральными параличами переносят легче, чем грязевые аппликации. Для песочных ванн на пляже отводится специальная площадка. Песок должен быть чистым, без ракушек. После прогрева солнечными лучами до нужной температуры песок насыпают слоем 3—7 см на все тело или его часть. Голова, шея и область сердца должны быть свободны и находиться в тени. Для первых ванн песок нагревают до 47 С. Затем его температуру постепенно повышают до 52 °С. Длительность процедуры 5—12 мин. В первые 1 — 2 мин ребенок может испытывать ощущение жара. Затем обильно выделяющийся пот увлажняет прилегающие к телу слои песка, и это ощущение исчезает. При появлении сердцебиения, одышки, возобновлении ощущения жара процедуру нужно прекратить. После песочной ванны полезно обливание теплой водой или обтирание, обязателен отдых в тени (в помещении) в течение 1—2 ч.

Методика лечебного плавания может применяться как в естественных водоемах, так и в бассейнах, ваннах. В водной среде снижается мышечный тонус, облегчаются активные движения, увеличивается их объем, что позволяет тренировать возрастные двигательные навыки. Используя специальные упражнения, можно подавлять патологическую тоническую активность, способствовать выработке опорной реакции рук, ног, реципрокных движений конечностей, реакций равновесия. Во время упражнений в воде происходит физиологическая и эмоциональная перестройка организма, и ребенок легче включается в произвольную двигательную активность. Методику лечебного плавания используют как для предупреждения, так и для разработки уже имеющихся контрактур и деформаций. Стимуляцию двигательной активности детей с церебральными параличами могут проводить родители в домашних условиях, используя для этого обычную ванну или с настоем лечебных трав.

источник