Physics of Thermal Therapy Eduardo Moros.rar — Получить книгу по медицине Актуальные вопросы физиотерапии Избранные лекции Пономаренко Г.Н.rar — Получить книгу по медицине Багатоканальна електростимуляція Давиденко В.Ю..rar — Получить книгу по медицине Бальнеореакция-клиническая характеристика, сущность, механизмы ее развития Казначеев В.П..rar — Получить книгу по медицине Биорезонансная терапия Готовский М.Ю., Перов Ю.Ф., Чернецова Л.В..rar — Получить книгу по медицине Биофизические основы физиотерапии Пономаренко.rar — Получить книгу по медицине Вопросы для подготовки к экзаменам по физиотерапии и курортологии Абрамович С.Г..rar — Получить книгу по медицине Вопросы по физиотерапии и курортологии Абрамович С.Г. и др..rar — Получить книгу по медицине Гидрокинезотерапия в программе медицинской реабилитации больных артериальной гипертонией в сочетании с ранними формами хронической церебро-васкулярной патологии Солодянкина М.Е., Строева В.С..rar — Получить книгу по медицине Гидрокинезотерапия Чупырко Н.В., Загородный Г.М. и др..zip — Получить книгу по медицине Иглорефлексотерапия в лечении псориаза Шамов Б.А., Закиев Р.З., Ахмадиев Р.Г..rar — Получить книгу по медицине Избранные вопросы физики для физиотерапевтов, Рогаткин Д.А.rar — Получить книгу по медицине Иммунокоррекция с применением дополнительного терминала МТ аппарата МИЛТА-Ф-8-01 Буйлин В.А..rar — Получить книгу по медицине Импульсные магнитные поля и дозированные физические нагрузки в реабилитации больных ревматоидным артритом Багель Г.Е., Сорока Н.Ф. и др..zip — Получить книгу по медицине Ингаляционная небулайзерная терапия заболеваний респираторной системы у детей Геппе Н.А..rar — Получить книгу по медицине Итоги и перспективы применения КВЧ-терапии низкой интенсивности при хронических дерматозах Курников Г.Ю., Клеменова И.А..rar — Получить книгу по медицине Квантовая терапия в комплексном лечении часто болеющих детей с хроническим аденоидитом Вавилова В.П., Гаращенко Т.И..rar — Получить книгу по медицине КВЧ-Пунктура (крайне высокочастотная пунктура) Теппоне М..rar — Получить книгу по медицине КВЧ-пунктура (крайне высокочастотная пунктура) Теппоне М.В.rar — Получить книгу по медицине Кинезотерапия в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями (медицинские технологии) Исанова В.А..rar — Получить книгу по медицине Клиническая физиотерапия в гериатрии Абрамович С.Г..rar — Получить книгу по медицине Клиническая физиотерапия в неврологии Абрамович А.Г., Машанская А.В..rar — Получить книгу по медицине Клиническая физиотерапия в оториноларингологии Абрамович С.Г., Ларионова Е.М..rar — Получить книгу по медицине Комплексная физиотерапия Абрамович С.Г., Коровина Е.О..zip — Получить книгу по медицине Лазерная терапия в урологии Муфагед М.Л., Иванченко Л.П., Москвин С.В.rar — Получить книгу по медицине Лазерные системы в медицине Евтушенко Г.С., Аристов А.А..rar — Получить книгу по медицине Логико-дидактические схемы практических занятий по физиотерапии О.И. Ефанова.rar — Получить книгу по медицине ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга Карепов Г.В..rar — Получить книгу по медицине Методика многозональной КВЧ-терапии Теппоне М..rar — Получить книгу по медицине Метод кондуктивной терапии (медицинские технологии) Исанова В.А..rar — Получить книгу по медицине Метод проприоцептивного нервно-мышечного облегчения при заболеваниях центральной и периферической нервной систем Епифанов В.А., Галсанова Е.С..rar — Получить книгу по медицине Методы биоуправления в лечении стресс-зависимых заболеваний. Температурно-миографический тренинг Захарова В.В..rar — Получить книгу по медицине Методы физиотерапии у детей с патологией нервной и эндокринной систем Кузьменко О.В..rar — Получить книгу по медицине Миофасциальная терапия мышечных дисфункций или шиацу Карташов С.Л.rar — Получить книгу по медицине Многоканальная электростимуляция Давиденко В.Ю..rar — Получить книгу по медицине Небулайзерная терапия острых и хронических заболеваний дыхательных путей Дубинина В.П..rar — Получить книгу по медицине Об одном забытом методе светолечения Ацюковский В.А.rar — Получить книгу по медицине Общая физиотерапия, Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.rar — Получить книгу по медицине Общая физиотерапия Гармаш В.Я., Ракита Д.Р., Урясьев О.М., Ушмаров А.К..rar — Получить книгу по медицине Общая физиотерапия Ракита Д.Р., Урясьев О.М., Ушмаров А.К..rar — Получить книгу по медицине Общая физиотерапия Ушмаров А.К., Ракита Д.Р., Рондалева Н.А..rar — Получить книгу по медицине Озонотерапия — клинические и экспериментальные аспекты, Алехина С.П., Щербатюк Т.Г.rar — Получить книгу по медицине Озонотерапия — Клинические и экспериментальные аспекты Алехина С.П., Щербатюк Т.Г..rar — Получить книгу по медицине Организация и техника безопасности физиобальнеотерапевтического отделения Кузьменко О.В..rar — Получить книгу по медицине Организация физиотерапевтической помощи в лечебно-профилактических учреждениях Абрамович С.Г..rar — Получить книгу по медицине Основные принципы и тактика озонотерапии Разумов А.Н., Покровский В.И. и др..rar — Получить книгу по медицине Основы иглорефлексотерапии, Э. Д. Тыкочинская.rar — Получить книгу по медицине Основы иглорефлексотерапии Тыкочинаская.djvu.rar — Получить книгу по медицине Основы импульсной магнитотерапии. Справочное пособие Золотухина Е. И., Улащик В. С.rar — Получить книгу по медицине Основы клинической физиотерапии в оториноларингологии Абрамович С.Г., Ларионова Е.М..rar — Получить книгу по медицине Основы стоматологической физиотерапии Ж.Г. Муравянникова.rar — Получить книгу по медицине Основы стоматологической физиотерапии Муравянникова Ж.Г.rar — Получить книгу по медицине Основы физиотерапии в гериатрии Абрамович А.Г..rar — Получить книгу по медицине Особенности электротерапии в педиатрии Машанская А.В. Власенко А.В..rar — Получить книгу по медицине Практика современной ингаляционной терапии Орлов А.В., Титова Е.Л..rar — Получить книгу по медицине Практическая озонотерапия Масленников О.В., Конторщикова К.Н..zip — Получить книгу по медицине Практическое руководство по динамической электронейростимуляции Рявкин С.Ю. и др..rar — Получить книгу по медицине Практическое руководство по применению метода Третье дыхание на тренажёре ТДИ-01 Потиевский А.Э..rar — Получить книгу по медицине Принципы и правила комплексной физиотерапии Абрамович С.Г..rar — Получить книгу по медицине Пути практического использования интенсивного теплолечения Сувернев А.В., Иванов Г.В., Василевич И.В. и др..rar — Получить книгу по медицине Реабилитация в онкологии — физиотерапия Грушина Т.И..rar — Получить книгу по медицине Резонансный тест. Возможности диагностики и терапии Махонькина Л.Б., Сазонова И.М..rar — Получить книгу по медицине Руководство по иглорефлексотерапии Табеева Д.М.rar — Получить книгу по медицине Руководство по кинезитерапии Бонев Л., Слынчев П. (ред.).rar — Получить книгу по медицине Руководство по практической физиотерапии, Ушаков А. А.rar — Получить книгу по медицине Сверхчувствительная магнитометрия и биомагнетизм Введенский В.Л., Ожогин В.И.rar — Получить книгу по медицине Свето-лазерная терапия Буйлин В.А Ларюшин А.И., Никитина М.В.rar — Получить книгу по медицине Системы комплексной электромагнитотерапии Беркутов A.M., Жулев В.И., Кураев Г.А..rar — Получить книгу по медицине Современная наружная терапия дерматозов (с элементами физиотерапии) Короткий Н.Г. (ред.), Таганов А.В., Тихомиров А.А..rar — Получить книгу по медицине Современные методы физиотерапии Илларионов В.Е., Симоненко В.Б.rar — Получить книгу по медицине Справочник по физиотерапии болезней уха, горла, носа, Цыганова А.И.rar — Получить книгу по медицине Справочник практического врача по физиотерапии Под ред. Обросова А. Н.rar — Получить книгу по медицине Справочник физиотерапии болезней уха, горла и носа Цыганов А.И.rar — Получить книгу по медицине Термальные и минеральные курорты Европы. Путеводитель Косарева Е., Каштанова И., Евтюхова Ю., Павлова Е.rar — Получить книгу по медицине Терминологический словарь-справочник физиотерапевта Илларионов В.Е.rar — Получить книгу по медицине Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.rar — Получить книгу по медицине Тракционно-импульсный метод воздействия на позвоночник Бобырь А.И..rar — Получить книгу по медицине Транскраниальная электростимуляция. Том 2 Лебедев В.П. (ред.).rar — Получить книгу по медицине Транскраниальная электростимуляция Том 1 Лебедев В.П. (ред.).rar — Получить книгу по медицине Учебно-методическое пособие по физиотерапии Бабаева А.Р. (Ред.).rar — Получить книгу по медицине Физиотерапевтические методы лечения заболеваний глаз у детей Егоров В.В., Смолякова Г.П., Гохуа Т.И..zip — Получить книгу по медицине Физиотерапия. Техника и методика М. С. Беленький.rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия Улащик B.C..rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия в косметологии Пономаренко Г.Н.rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия в практике терапевтической стоматологии Лукиных Л.М., Успенская О.А..rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия в стоматологии Пастухов О.Г., Шефтелович Т.К..rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия и курортология Алымкулов Д.А., Симоненко Т.С., Алымкулов Р.Д..rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия и ЛФК при пневмонии Багель Г.Е., Малькевич Л.А. и др..zip — Получить книгу по медицине Физиотерапия при варикозной болезни нижних конечностей Коровина Е.О., Пастухова С.В. и др..rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия при кистозном фиброзе (муковисцидозе) Херманн Шумахер, перевод с англ. Горшков М.Д.rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия при туберкулезе легких Ломаченков В.Д., Стрелис А.К.rar — Получить книгу по медицине Физиотерапия при хронических облитерирующих заболеваниях артерий нижних конечностей Коровина Е.О..rar — Получить книгу по медицине Физическая терапия и эрготерапия, как новые для России специальности Клочкова Е.В. (сост.).rar — Получить книгу по медицине Функциональная диагностика мышц Янда Владимир.rar — Получить книгу по медицине Частная рефлексотерапия. Справочник Д. Н. Стояновский.rar — Получить книгу по медицине Частная физиотерапия, Е. В. Пономарева, Г. Н. Пономаренко, Л. А. Подберезкина.rar — Получить книгу по медицине Электродиагностика, электростимуляция и импульсная низкочастотная электротерапия. Избранные главы Гультяев В.Ю., Матвеев В.А., Оранский И.Е..rar — Получить книгу по медицине Электромедицинская аппаратура Ливенцев Н.М., Ливенсон А.Р.rar — Получить книгу по медицине Электронные устройства в медицинских приборах Агаханян Т.М., Никитаев В.Г.rar — Получить книгу по медицине Электропунктурная диагностика, гомеотерапия и феномен дальнодействия. Лупичев Н.Л.rar — Получить книгу по медицине Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р.Фолля Самохин А.В., Готовский Ю. В..rar — Получить книгу по медицине Электропунктурная рефлексотерапия, Атаев Д.И.rar — Получить книгу по медицине Электропунктурная рефлексотерапия в помощь Вашему здоровью Атаев.rar — Получить книгу по медицине Электропунктурная рефлексотерапия Портнов Ф.Г.rar — Получить книгу по медицине источник Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней» Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы». Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока. Основы физиотерапии 1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9). 2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника. 3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии. 4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20). 5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.). 3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25) 6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32) 7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ. (В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381) Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте. 1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур. 2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры. 3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее, поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия. 4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных. 5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения. 6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5. 7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением. 8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения. 9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям. 10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: источник Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма. Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомоморфологическими особенностями. Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью. Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току. Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни — 0,01 мА/см2; 2-3 года — 0,02 мА/см2; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 мА/см2; с 7 до 15 лет — 0,05-0,08 мА/см2. Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте — 15-20 мин. У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации. Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях). Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истошаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демпелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых. Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет. Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей. Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах один-два раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости. Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых. В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму. Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость се проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает. В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него. При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами. В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики. Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. е. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет. Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см2 на уровне С6-Тh2, второй электрод — на коже пояснично-крестцовой области L2-S2. Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию — с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур. Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh2-Тh10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см2, время воздействия — до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур. При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов: 1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно. 2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки. 3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки. 4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу. В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы — III, IV, V; глубину модуляции — не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот — 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет — 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин. Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобно-затылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величин (60-80 Гц). Низкие частоты — 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста. Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцсфальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации — 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция — до 40 мин. Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию — от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» — электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре). Токи надтональной частоты (ТНЧ) — один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов. Применяют ТНЧ с первых дней жизни с противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность. Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляст 4-5 см, интенсивность — 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения. Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3-4 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5-10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезс, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней. Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года — мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет — 30-40 Вт, старше 7 лет — 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность процедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста — 20 Вт, школьного — 30 Вт. Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности — 5 Вт, детям от 2 до 5 лет — 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет — мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт — для детей первого года жизни, 3-4 Вт — дошкольного, 5 Вт — школьного возраста. Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения — до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроника-терма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8×8см, 8×16см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см). Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы. Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-11» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках — 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения. Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-11» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько евстодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью. Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый — уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каждым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур. Лазеротерапию проводят детям с первых дней жизни с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее. Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы). Ультразвук применяют детям с первого месяца жизни при хирургической и ортопедической патологии. Плотность мощность для детей до года составляет 0,05 Вт/см2; от 1 до 3 лет — 0,05-0,1 Вт/см2; от 3 до 6 — 0,2-0,4 Вт/см2; школьникам — соответственно 0,5-0,8 Вт/см2. Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см2. Продолжительность воздействия на одно поле — 2-5 мин по показаниям. Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г. источник Н.И. Фадеева, А.И. Максимов, И.В. Садовникова В пособии освещены принципы и особенности применения лечебных физических факторов у детей, представлены основные методы электро-, свето-, вибро-, водо- и теплолечения. Даны современные сведения о механизме их действия и способа применения. Описаны методики УВЧ и лазеротерапии. Рассмотрено использование физических факторов при гастроэнтерологической патологии у детей. Предназначено для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, интернов и врачей-педиатров. В настоящее время физические методы лечения занимают значительное место в терапии детских заболеваний. Безболезненность, нетоксичность, простота и доступность определяют их широкое применение в педиатрической практике. Большинство физических факторов являются неотъемлемой частью окружающей нас природы или близки к ней. Они представляют собой адекватные, привычные раздражители для детского организма, который хорошо адаптируется к ним в процессе фило- и онтогенеза. В связи с этим методы физиотерапии с успехом используются не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний в детском возрасте, а также в системе реабилитации. Для рационального выбора физиотерапевтического воздействия в комплексном лечении патологического процесса современный врач-педиатр должен хорошо знать основы физиологического и лечебного действия каждого физического фактора, учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. Термин «физиотерапия» в переводе с греческого (физис – природа) означает использование таких природных факторов, как климат, солнце, минеральные воды, лечебные грязи, купание. В настоящее время физиотерапия включает применение не только природных, но и преформированных (т.е. искусственных) факторов, получаемых с помощью специальных аппаратов. В условиях научно-технической революции необычайно расширились методы и обогатилось содержание аппаратной физиотерапии. Так, широкое применение для лечения находят магнитные поля, лазерное излучение. В зависимости от общности физической характеристики, вида применяемой энергии, особенностей механизмов физиологического и лечебного действия физические факторы классифицируются по следующим группам и разделам. 1. Постоянный непрерывный электрический ток низкого напряжения (гальванизация, лекарственный электрофорез). а) постоянного направления с низкой частотой следования импульсов – прямоугольной (электросон-терапия, электростимуляция), треугольной (электростимуляция, электродиагностика), полусинусоидальной (диадинамотерапия) формы импульсов; б) переменного направления со средней частотой следования импульсов – интерференционные токи, синусоидальные модулированные токи, флюктуирующие токи с шумовым спектром. 3. Переменные токи и переменные электромагнитные поля высокой напряженности: а) высокой частоты – ток д’Арсонваля, ток надтональной частоты (ультратонотерапия), электромагнитное поле с преобладанием магнитной составляющей (индуктотермия); б) к/электрическое поле ультравысокой частоты (непрерывное и импульсное) с преобладанием электрической составляющей (УВЧ-терапия); в) к/электромагнитное поле сверхвысокой частоты (микроволновая терапия) – дециметрового, сантиметрового и миллиметрового диапазонов. 4. Постоянное электрическое поле высокой напряженности (франклинизация). а) постоянного направления; б) переменного направления низкой частоты. б) минеральные и лекарственные воды; а) колебания инфразвуковой частоты (вибротерапия); б) колебания ультразвуковой частоты (УЗ-терапия). VII. Искусственная воздушная среда: а) аэроионы и гидроаэроионы; б) аэрозоли и электроаэрозоли; в) изменяемое воздушное давление (баротерапия). Все перечисленные методы физиотерапии применяются в педиатрии, но каждый из них можно использовать с определенного возраста (табл. 1). Воздействие каждого физического фактора на организм обусловлено: общими неспецифическими чертами, связанными с поглощением энергии; специфическими особенностями действия (например, УФ-излучение вызывает характерную эритемную реакцию кожи, образование витамина Д; электромагнитные колебания УВЧ способствуют получению эндогенного тепла). Многие физические факторы представляют собой мощные источники неспецифического воздействия, дающие одинаковый эффект. Это позволяет заменять один метод лечения другим, например, теплолечение – индуктотермией, УВЧ-терапию – микроволновой терапией и т.д. Однако следует помнить, что противовоспалительный или болеутоляющий эффект формируется различными путями. Оптимальный возраст начала применения физиотерапии у детей (по В.С.Улащику, 1993) источник Понравилась статья? Поделись с друзьями! 40 |