Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы.
Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.
Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.
Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.
В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.
Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:
- логопедическая коррекция;
- лечение медикаментозное;
- массаж;
- дыхательная гимнастика;
- ЛФК.
Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?
Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.
Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.
Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.
В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:
- Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
- Магне В6.
Из серьезных препаратов могут назначить:
- Сосудистые:Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
- Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
- Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
- Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.
Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.
Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.
Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.
Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.
Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.
Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.
Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.
Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.
В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.
Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.
Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.
Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.
Дизартрия может привести к следующим осложнениям:
- проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
- социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
- депрессии и социальной изоляции.
Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:
- Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
- Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
- Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.
Вовремя начатое лечение и систематическая работа с логопедом по устранению дизартрии у детей может дать положительный результат и прогноз.
Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей.
На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой.
Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте.
В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи. Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата.
Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.
Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.
источник
ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ
(ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ)
Большую помощь при коррекции речевых нарушений оказывают физиотерапевтические процедуры, нормализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует возбудимость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы.
В результате у детей, имеющих дизартрию, нормализуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадиционных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение массажа, фито- и физиотерапевтических процедур способствует восстановлению компенсаторных возможностей ребенка, поддержанию и дальнейшему закреплению полученных результатов. В начальных стадиях физиоте-
рапия направлена не только на профилактику осложнений, но и на купирование их проявлений.
Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно перед занятием с логопедом. Инду к то терапия
Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1,длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 месяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спастической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязевые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез
У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических
мышц. В этих случаях назначают электрофорез (кальция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лечения 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении мозгового кровообращения назначают электрофорез сосудорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, сульфат магния); электростимуляцию краевой ветви лицевого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.
С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата. Данная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-
кает значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создает основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении детьми правильной траектории движений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.
У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с одного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возрастают сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появляются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое участие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение саливации и потоотделения. Эффект от производимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держится от 3 до 8 часов.
Выводы: результаты динамического наблюдения показывают, что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки у детей стабильно сохраняются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не-
обходимость использования ИЛГ в коррекционвой работе с детьми, страдающими дизартрией.
Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы аппарата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов.
После снятия электродов отмечается снижение мышечной напряженности. Анализ динамики клинической симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настроение, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), значительно уменьшаются утомляемость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма перспективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптоматикой, и немаловажно то, что ее можно широко применять не только в стационаре, но и в поликлинике.
Помимо вышеназванных методик, к детям со спастической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия
Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастических параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см 2 , режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или ежедневно, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия
Индуктотермию (лечение переменным электромагнитным током высокой частоты) назначают в основ-
ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.
Методика.Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: продолжительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.
Клинические наблюдения показывают, что положительная динамика остается достаточно стойкой в течение 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 месяца. Однако нужно заметить, что закреплению благоприятных сдвигов способствуют также проводимые после индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (через 30 мин—1 час).
Теплолечение назначают детям со спастической формой дизартрии для усиления крово- и лимфообращения, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносителей в основном используется грязь, так как она воздействует на компенсаторные механизмы, а также предотвращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.
Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием создают благоприятные условия для повышения результативности логопедических занятий.
1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону(по Щербакову).
Цель данной процедуры — стимуляция кровообращения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.
Методика.Температура грязи 38-40,5 °С. Продолжительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени-
ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.
2. Грязевые аппликации(по методике Н. Я. Анаш-
Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц.
Методика.На слой марли от носа до подбородка и нa 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;
Гальваногрязь.
Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей.
Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см 2 , продолжительность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК).
Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.
Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии.
Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цветков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладываемых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный тонус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротниковую зону холодную грязевую аппликацию при температуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использовалось впервые, однако, для окончательной оценки эффективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.
Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные результаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетической формой дизартрии.
Методика. Электроанестезия проводится по методике К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь.
Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используются аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень медленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в течение нескольких дней побочные действия исчезают. Другие осложнения не наблюдаются.
Противопоказаниями для лечения являются: массивные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары конечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продолжается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды накладываются сразу на четыре конечности. Водолечение
Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид-
ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативных реакций (слюнотечение, потоотделение).
Паретичная форма дизартрии
В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры.
1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции используются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин.
Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мышцах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учитываются противопоказания к использованию электростимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка).
2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультразвуковую терапию для стимуляции нервных волокон.
Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см , режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см 2 , продолжительность одной процедуры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ванны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативные реакции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность оральной мускулатуры, что в свою очередь сразу положительно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод комплексного воздействия:
1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК;
2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;
4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.
ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Используются с целью сохранения работоспособности пораженных мышц, стимуляции обмена, противодействия развитию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.
Вывод: эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием.
Опираясь на исследования отечественных физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский, ). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако до сих пор остается актуальной недостаточная эффективность медико-педагогических методик преодоления тикания.
Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов.
Детям, страдающим заиканием органического происхождения (вследствие различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатологами, психотерапевтами проводится курсовое лечение методом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в результате чего у детей усиливаются процессы адаптации, ускоряется восстановление всех психофизиологических функций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, уменьшается умственная и физическая усталость.
МДМ представляет собой транскраниальное воздействие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особенностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клиники заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя-
желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.
В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего состояния; снижение возбудимости; купирование невротических реакций; уменьшение или исчезновение головной боли; нормализация сна; повышение физической и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженности заикания; улучшение умственной сообразительности, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.
Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возможность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста),
Весьма положительные результаты при лечении заикания были получены вследствие сочетания медикаментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (электросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппаратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума комнате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедическими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи рекомендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медикаментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию электросна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. ‘
Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как
страх речи у них не является навязчивой мыслью. Осложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэтому оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура
Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентично с действием иглорефлексотерапии, а именно оказывает регулирующее влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лечение безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.
Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготовленных для этой цели магнитов. В частности, заикающимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокружения и других негативных явлений рекомендуется магнитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.
Таким образом, благодаря использованию магнитопунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизартрии и заикания достойное место занимают методы физиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не-
врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.
Однако важно помнить, что работа должна начитаться своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотерапевтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатологов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.).
М.А. Поваляева, Л. Р. АстафороваДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).
Цель дыхательных упражнений — увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно открытый рот.
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.
Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних,
средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.
Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию следует, исходя из собственного удобства.
Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:
— упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
— следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксировать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать
Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения
Раздел и содержание процедуры | Про- должи-тель-ность, в мин | Целевая установка |
1. Построение. Упражнения для организации внимания детей. Ходьба по кругу на носках, пятках, наружном и внутреннем сводах стоп. Динамичные дыхательные упражнения | 3-5 | Организация внимания занимающихся, подготовка организма к предстоящей нагрузке |
2. Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статические и динамические дыхательные упражнения (вдох через нос, выдох через рот). Упражнения для мимической и жевательной мускулатуры. Упражнения для развития подвижности мягкого нёба. Звуковая гимнастика для тренировки фазы удлиненного выдоха. Упражнения для координации движений с дыханием. Упражнения дпя улучшении осанки | 20-25 | Улучшение функции аппарата внешнего дыхания, обучение правильному дыханию при выполнении упражнений. Повышение подвижности мягкого нёба и профилактика контрактуры ви-сочно-нижнечелюстного сустава. Обучение носовому дыханию |
3. Ходьба с постепенным замедлением темпа и выполнением упражнений для расслабления мышц. Статические дыхательные упражнения (надувание резиновых игрушек, шаров, выдувание мыльных пузырей и т. п.), проводимые игровым методом с включением элементов соревнования | 5-10 | Снижение общей физической нагрузки, закрепление навыков правильного дыхания |
глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу.
Постановка речевого дыхания у детей-логопатов проводится следующим образом: с легким потряхиванием дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме.
При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.).
Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, например, левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
источник
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Дизартрия – это патология речевого аппарата, которая проявляется в раннем детстве. Рассмотрим причины расстройства, эффективные методы лечения и профилактики.
Все чаще родители сталкиваются с диагнозом дизартрия у детей. Заболевание возникает при низком снабжении тканей нервными окончаниями из-за поражения подкоркового или заднелобного отдела головного мозга. Нервы отвечают за связь центральной нервной системы и речевого аппарата, любые сбои в их функционировании вызывают проблемы. При данном расстройстве наблюдается ограниченная подвижность органов речи (губы, язык, мягкое небо), что существенно затрудняет произношение.
Болезнь имеет 3 степени тяжести:
- Стертая (легкая) – больные не отличаются от своих сверстников, но быстро устают при повышенных нагрузках. Кроме этого у них наблюдаются расстройства в произношении звуков (шипящие, свистящие). Данная степень лучше всего поддается лечению.
- Типичная (средняя) – четкие речевые расстройства.
- Анартрия (тяжелая) – при функционировании органов и наличии знаний, ребенок не может нормально говорить, понятная речь отсутствует.
Как правило, дизартрия появляется из-за осложнений в период беременности, то есть нарушений в развитии плода. Но существует ряд заболеваний, которые могут спровоцировать расстройство: органические поражения ЦНС и головного мозга, недоношенность, ДЦП, внутриутробные инфекции, несовместимость резус факторов матери и ребенка, родовые травмы, менингит, энцефалит и другие болезни, перенесенные в раннем возрасте.
Симптомы патологии проявляются еще в раннем детстве, поэтому родители могут самостоятельно заподозрить болезнь. У ребенка нарушается звукопроизношение, сбивается голос, ритм и мелодичность речи. Из-за слабо развитых артикуляционных мышц при открытом рте может вываливаться язык, губы не смыкаются или наоборот плотно сжаты. У ребенка повышенное слюноотделение, при разговоре, кажется, что он говорит в нос (без признаков гайморита и других поражений носоглотки). Звуки в словах искажаются, пропускаются или заменяются другими.
Поскольку болезнь напрямую связана с нарушениями головного мозга и ЦНС, то при первых патологических признаках необходимо провести тщательное обследование. Как правило, диагностика осуществляется в условиях стационара. Ребенка обследует логопед и невролог, врачи изучают специфику нарушений в его развитии и общее психоневрологическое состояние.
По результатам исследования врач определяет одну из форм заболевания, которые зависят от пораженной области мозга:
- Бульбарная – возникает из-за местного паралича мышц, которые участвуют в артикуляции. Сопровождается трудностями при глотании.
- Мозжечковая – из-за поражений мозжечка речь становится растянутой с разной тональностью и меняющейся громкостью.
- Экстрапирамидная – нарушения в подкорковых узлах провоцируют невнятную, смазанную, гнусавую речь. Возможны проблемы с мимикой из-за лицевых мышц.
- Корковая – из-за поражения отделов коры мозга, которые отвечают за мышцы артикуляции, ребенок неправильно произносит слоги, но общая структура слов сохраняется.
- Псевдобульбарная дизартрия – характеризуется монотонностью речи, возникает из-за центрального паралича мышц.
- Стертая – неправильное произношение свистящих и шипящих звуков.
- Холодовая – один из признаков нервно-мышечного расстройства, то есть миастении. Речевые нарушения возникают из-за изменения температуры в том месте, где находится малыш.
- Паркинсоническая – замедленная и невыразительная речь. Выступает симптомом паркинсонизма.
Чем раньше будут выявлены нарушения, тем больше шансов восстановить нормальное функционирование речевого аппарата.
Расстройство речевого аппарата относится к заболеваниям связанным с нарушениями ЦНС и головного мозга. Лечение дизартрии у детей подразумевает комплексный подход. Малышу проводят лечебно-педагогическую терапию, которая состоит из таких методов:
Врач-логопед разрабатывает все стороны детской речи: грамматический строй, словарь, фонетический слух. В специализированных детских садах и школах существуют коррекционные речевые группы, в которых малыши развивают разговорные навыки общения. В терапии используют игровые методы коррекции, что позволяет быстро устранить выявленные дефекты.
- Лечебная физическая культура
Специальная артикуляционная гимнастика направлена на укрепление лицевых мышц у ребенка. Пациенту проводят точечный и логопедический массаж.
Чаще всего детям назначают ноотропы. Лекарственные препараты из данной группы влияют на высшие мозговые функции, улучшают умственную деятельность и память, стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки, облегчают процесс обучения. Используемые лекарства: Энцефабол, Гопантеновая кислота, Фенибут, Кортексин.
Исход дизартрии и ее прогноз зависят от степени тяжести и результатов комплексной терапии. Поскольку заболевание вызывает необратимые нарушения, то основная цель лечения – это формирование речи для нормального общения и жизни в социуме.
Для устранения дефектов речевого аппарата используется комплексный подход, но особого внимания заслуживает медикаментозное лечение. Дизартрия очень часто появляется на фоне других патологий нервной системы. Лекарства подбирает психоневролог с учетом всех диагнозов. Препаратов предназначенных для лечения непосредственно дизартрии не существует, поэтому детям прописывают симптоматические средства. Они снимают признаки болезни и облегчают состояние больного.
Для медикаментозного лечения дизартрии могут использоваться такие препараты:
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]
Нормализует сниженные обменные процессы в тканях головного мозга. Активное вещество – пиритинол. Его действие основано на увеличении захвата и утилизации глюкозы, ускорении обмена нуклеиновых кислот, повышении высвобождения ацетилхолина в синапсах. Таблетки и суспензия улучшают холинергическую нейрональную передачу.
- Назначают для симптоматической терапии хронических нарушений функций головного и синдрома деменции. Энцефабол эффективен при нарушениях мышления и памяти, повышенной утомляемости, уменьшении интеллектуальной работоспособности и аффективных расстройствах.
- Предназначен для перорального применения, так как выпускается в форме таблеток и суспензии. Лекарство принимают во время или после еды. Дозировка и длительность терапии подбираются для каждого пациента индивидуально.
- Ноотроп противопоказан для пациентов с непереносимостью пиритинола и других активных компонентов. С особой осторожностью используется при заболеваниях почек, печени, острыми формами аутоиммунных патологий.
- Побочные реакции возникают редко, так как препарат переносится хорошо. Но в некоторых случаях появляются такие симптомы: тошнота, рвота, холестаз, нарушения стула, головные боли, нарушения сна, изменения со стороны системы крови, аллергические реакции.
- При приеме повышенных доз появляются симптомы передозировки – выраженные побочные эффекты. Специфического антидота нет, поэтому для лечения применяют симптоматическую терапию и промывание желудка.
- Пантокальцин
Влияет на на ГАМК-b-рецепторно-канальный комплекс, содержит гопантеновую кислоту и кальциевую соль. Воздействует на серотониновую, дофаминовую, нейромедиаторные и другие системы. Оказывает противосудорожное, ноотропное действие, ускоряет метаболизм на клеточном уровне, предотвращая развитие гипоксии.
- Назначают для лечения детей с первых дней жизни. Основные показания к применению: неврозы, ДЦП, задержка или нарушения умственного/психического развития, судороги, олигофрения, перинатальная энцефалопатия, заикание, эпилепсия. Лекарство эффективно при органических поражениях головного мозга и нарушениях когнитивных функций. Помогает справиться с повышенными физическими и психоэмоциональными нагрузками, пониженной работоспособностью, а также при нарушениях концентрации внимания и проблемах с памятью.
- Дозировка зависит от возраста пациента и тяжести дизартрии. Как правило, детям назначают по 100-250 мг 2-3 раза в сутки, курс лечения от 1 до 4 месяцев. В случае передозировки наблюдается усиление побочных реакций. Для лечения применяют симптоматическую терапию.
- Основные побочные действия: аллергические реакции, развитие сонливости, головные боли. Пантокальцин запрещен к применению при непереносимости активных компонентов и тяжелых нарушениях функции почек.
- Пикамилон
Ноотропное и сосудистое средство для улучшения умственной деятельности и памяти. Его действующие вещества: никотиновая кислота и молекулы ГАМК.
- Таблетки назначают при нарушениях мозгового кровообращения, повышенной раздражительности, вегетососудистой дистонии, повышенных умственных и физических нагрузках. Разовая дозировка 20-50 мг 2-3 раза в день, курс терапии 1-2 месяца.
- Не используется для лечения пациентов с острыми и хроническими заболеваниями почек, а также при гиперчувствительности к действующим веществам. Побочные реакции возникают редко, но, как правило, это повышенное возбуждение, раздражительность, аллергические реакции и головные боли. Для их устранения необходимо уменьшить дозировку и обратиться к лечащему врачу.
Фармакологическое средство блокирует мембранные кальциевые каналы и подавляет поступление в клетки ионов кальция. Улучшает мозговое, сердечное и периферическое кровообращение. Повышает устойчивость тканей к гипоксии. Оказывает спазмолитическое действие. Благодаря противогистаминной активности уменьшает возбудимость вестибулярного аппарата.
- Показания к применению: нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, черепно-мозговые травмы. Таблетки назначают при мигрени, для уменьшения спазмов периферических сосудов, болезни Рейно и болезни Меньера.
- Лекарство принимают до еды, запивая обильным количеством жидкости. Как правило, больным назначают по 1 капсуле 1-3 раза в день, длительность лечении от нескольких недель до нескольких месяцев.
- Побочные действия возможны в случае передозировки или приме средства при непереносимости его активных компонентов. В этом случае возникает повышенная сонливость, расстройства ЖКТ, сухость во рту.
- Инстенон
Выпускается в форме таблеток и капсул. Активные компоненты: гексобендин, этамиван и этофиллин. Медикамент улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие.
- Показания к применению: острые нарушения мозгового кровообращения, вегетососудистая дистония, цереброваскулярная недостаточность, посттравматическая энцефалопатия. Больным назначают по 1-2 драже 2-3 раза в день или по 1-2 инъекции.
- Лекарство противопоказано при повышенном внутричерепном давлении, эпилепсии и внутримозговых кровоизлияниях. При передозировке появляются побочные действия: тахикардия, головные боли, гиперемия лица.
- Глиатилин
Нейропротектор, содержит холина альфосцерат, который после попадания в организм расщепляется на глицерофосфат и холин. Фармакологический состав оказывает воздействие на нейротрансмиссию, участвует в синтезе мембранного фосфолипида. Улучшает мозговое кровообращение, передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток. Активные компоненты стимулируют метаболически процессы, благодаря чему восстанавливается сознание при травматических поражениях мозга.
- Показания к применению: инволюционные, дегенеративные психоорганические синдромы, цереброваскулярная недостаточность, нарушениями мнестических функций, эмоциональная лабильность, чрезмерная раздражительность. Глиатилин эффективен в комплексной терапии острой фазы черепно-мозговых травм, коматозных состояний.
- Выпускается в форме капсул для перорального приема и ампул для инъекций. Таблетки принимают перед едой, запивая водой. Дозировку и длительность лечения определяет лечащий врач. Ампулы используют для внутримышечных и внутривенных капельных инъекций.
- Побочные действия возникают редко. В отдельных случаях возможны приступы тошноты и рвоты, боли в эпигастрии, спутанность сознания. Симптомы передозировки проявляются как усиление побочных реакций. Антидота нет, рекомендовано промывание желудка и корректировка дозы. Лекарство противопоказано для пациентов с непереносимостью альфосцерата, холина или других компонентов. Не используется для лечения беременных и детей младше 18 лет.
Комбинированное растительное лекарственное средство. Обладает успокаивающим и противотревожным эффектом. Расслабляет гладкие мышцы, снимает психическое напряжение.
- Назначают для лечения и профилактики легких форм неврастении, расстройств сна, рассеянности, нарушений памяти, психического истощения. Помогает при сильные нервных переживаниях, головных болях, мигрени. Оказывает терапевтическое действие при функциональных заболеваниях ЖКТ, вегетососудистой дистонии, кожных заболеваниях.
- Лекарство выпускают во флаконах с раствором для приема внутрь. Дозировку подбирает врач, как и длительность терапии. Как правило, принимают по 3-5 мл 2-3 раза в сутки. В случае передозировки появляются приступы тошноты и рвоты, головные боли, мышечная слабость и судороги.
- Противопоказано использовать при гиперчувствительности к активным компонентам, органических нарушениях ЖКТ, для детей младше 12 лет.
- Персен
Препарат на основе растительных экстрактов с седативным эффектом. Оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение, снимает беспокойство и раздражительность. Помогает при нарушениях сна, оказывает спазмолитический эффект.
- Показания к применению: неврозы разной тяжести, вегетососудистая дистония, бессонница, психоэмоциональные расстройства, нарушения внимания и памяти. Противопоказано использовать для лечения детей до 3 лет и при непереносимости активных компонентов.
- Лекарство выпускают в форме таблеток для перорального применения. Врач назначает по 1-3 таблетки 2-3 раза вдень, продолжительность лечения индивидуальна. В случае передозировки появляется тошнота, рвота, боли в эпигастрии, дрожание рук. Побочные реакции возникают редко и проявляются в виде запоров.
Активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при недостаточности мозгового кровообращения, кислородном голодании головного мозга, черепно-мозговых травмах, ангиопатии, язвах, пролежнях, повреждениях роговицы и при многих других патологических состояниях.
Форма выпуска препарата как дозировка и длительность лечения зависят от врачебных рекомендаций. Медикамент выпускают в таблетках, ампулах для инъекций, в форме геля и мази для наружного применения. Детям назначают по 1-2 драже 2-3 раза в день или по 1-2 инъекции в сутки. В случае передозировки возможны аллергические реакции на коже, повышенная потливость, повышение температуры тела, чувство прилива крови.
Психостимулятор ноотропного действия, состоит из мозговой ткани КРС. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные компоненты стимулируют метаболизм в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к токсинам, недостатку глюкозы и кислородному голоданию. Восстанавливает интегративные процессы в ЦНС, повышает концентрацию внимания и облегчает усвоение информации.
- Используется только по врачебному назначению. Чаще всего средство применяют в комплексной терапии цереброваскулярных нарушений, при механических повреждениях головного мозга, нейропатии, энцефалопатии, ДЦП, дефиците внимания и радикулопатии. Противопоказано применять для лечения беременных, при эпилепсии, неврологических заболеваниях, аллергиях.
- Церебролизат выпускают в форме ампул с раствором для внутримышечного введения. Дозировку подбирает врач, учитывая вес ребенка и показания. Как правило, принимают по 1-2 мл в/м в течение 1-2 недель с повторным курсом 2-3 раза в год.
- Побочные реакции проявляются в виде болевого синдрома, раздражения, покраснения и отечности в месте инъекции. Возможно повышение артериального давления, аллергические реакции.
Врач подбирает препараты, которые полностью или частично устраняют симптомы расстройства. Кроме вышеописанных медикаментов в лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя такие средства: Цереброкурин, Пирацетам, Финлепсин. В обязательном порядке всем детям назначают Магне В6 и лекарства снимающие сосудистые спазмы.
Так как заболевание связано с нарушениями работы головного мозга, то спрогнозировать результаты медикаментозного лечения очень сложно. Но терапия на ранних сроках позволяет добиться хороших результатов.
Нарушения речевого аппарата требуют правильного врачебного подхода в выборе способов их восстановления. Кроме медикаментозной терапии, очень важно лечение дизартрии в домашних условиях. Независимо от возраста ребенка и степени заболевания, рекомендуется проводить ЛФК, массажи, дыхательную гимнастику и логопедические упражнения.
Рассмотрим детальнее возможности самостоятельного лечения дизартрии:
Упражнения помогают развить общую моторику. Их необходимо проводить регулярно не менее 20-30 минут в день. Для занятий подойдет небольшой разминочный комплекс:
- В положении стоя, ноги вместе руки в стороны, нужно выполнить повороты туловища.
- В горизонтальном положении, руки вдоль туловища, сделать глубокий вдох и поднять одновременно ноги и голову, не отрывая корпус от пола.
- Исходное положение – стоя на коленях, руки на поясе. Сделать вдох и прогнуться назад на выдох вперед.
Каждое упражнение необходимо выполнять по 10-15 раз.
Данный комплекс упражнений составляется врачом и зависит от формы и степени болезни. Рассмотрим классическую дыхательную методику, которую можно использовать при всех формах расстройства:
- Ребенок закрывает рот и 1 ноздрю. Вдох делается через вторую ноздрю, а на выдохе необходимо мычать. Выполнять на обе ноздри.
- Попросите ребенка надуть шарики или мыльные пузыри, вдох нежно делать через нос.
- Попросите малыша подуть на стол, губы должны быть в форме трубочки, а щеки надуваться.
- Логопедический комплекс разрабатывается врачом и направлен на стимуляцию артикуляционной и общей моторики, выработку правильного дыхания, развитие памяти, внимания, слухового восприятия.
- Массаж.
Массаж нужно делать очень аккуратно, чтобы не вызвать болезненных ощущений или спазмов. Рекомендуется использовать несколько техник:
- Аккуратно помассируйте двумя пальцами верхнюю и нижнюю часть губ, уголки.
- Проделайте спиралевидные и волнообразные движения по верхней и нижней губе.
- Пощипайте и погладьте обе губы.
- С помощью языка ребенок должен пройтись по небу от передних резцов до середины рта.
- Постукивающими движениями от резцов до середины неба.
- Круговыми, волнообразными, поглаживающими движениями от резцов и до неба.
- Поглаживание языка по спирали.
- Похлопывание и щипание от конца до середины.
Все упражнения рекомендуется выполнять по 5-7 раз. Данные техники направлены на стимуляцию и расслабление органов речи. Основные лечебные мероприятия можно комбинировать с рефлексотерапией и физиопроцедурами.
Лечение дизартрии – это длительный процесс. Но при правильном и своевременном подходе позволяет восстановить нарушенные функции так, чтобы больной ребенок не отличался по своему развитию от сверстников. Если болезнь пустить на самотек, то это приведет к социальным проблемам, лишит возможности нормального общения, повлияет на отношения с друзьями и семьей. В дальнейшем может привести к депрессивным расстройствам и изоляции от окружающих.
источник
Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате поражения нервной системы. Комплексную терапию дизартрии проводят в центре лечения дизартрии. Врачи функциональной диагностики Юсуповской больницы с помощью новейшей диагностической аппаратуры определяют локализацию очага поражения головного мозга, который вызвал речевое расстройство. Неврологи проводят медикаментозную терапию основного заболевания, применяют препараты, которые улучшают деятельность нейронов коры головного мозга. Логопеды разрабатывают и реализуют индивидуальный план восстановления функции речевого аппарата. Реабилитологи применяют инновационные методики восстановительной терапии, ускоряющие процесс реабилитации.
Дизартрия лечится или нет? В Юсуповской больнице начинают лечить речевые расстройства как можно раньше. Профессора, врачи высшей категории обсуждают тяжёлые случаи дизартрии на заседании Экспертного Совета. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, включает медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.
Дефектологи, психологи осуществляют психолого-педагогический аспект, направленный на развитие сенсорных функций, уточнение пространственных представлений, формирование конструктивной способности к выполнению целенаправленных речевых движений, развитие высших корковых функций. Можно ли вылечить дизартрию полностью? В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.
Неврологи Юсуповской больницы пациентам с дизартрией проводят медикаментозную терапию заболевания, которое стало причиной речевого расстройства. Лекарственные препараты группы ноотропов положительно влияют на высшие мозговые функции:
- Улучшают память и умственную деятельность;
- Стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки;
- Облегчают процесс обучения.
Препараты энцефабол, фенибут, ноотропил, кортексин вводят внутривенно или внутримышечно, дают принять внутрь. Они нормализуют обменные процессы в коре головного мозга, улучшают обеспечение нейронов кислородов и питательными веществами.
Для улучшения церебрального кровообращения применяют сосудистые препараты при дизартрии. Циннаризин улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость тканей к гипоксии. Инстенон также улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие. Глиатилин воздействует на нейротрансмиссию, улучшает передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток.
Актовегин активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при дизартрии, которая развилась у пациентов с недостаточностью мозгового кровообращения, кислородным голоданием головного мозга, черепно-мозговой травмой. Церебролизат относится к психостимуляторам ноотропного действия. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные ингредиенты стимулируют обменные процессы в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к недостатку глюкозы, кислородному голоданию и токсинам. Восстанавливает интегративные процессы в центральной нервной системе, повышает концентрацию внимания, облегчает усвоение информации и восстановление речевой функции. В лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя следующие лекарственные средства:
Пациентам, страдающим дизартрией, назначают Магне В6 и препараты, снимающие сосудистые спазмы. Нейромидин при дизартрии не влияет на развитие речи. Препарат не назначают детям до 18 лет. Иногда пациентам назначают атаракс. Дизартрия может развиться на фоне нервного срыва. В этом случае препарат эффективен.
Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является формирование общей и мелкой моторики при дизартрии.
Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.
Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.
Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:
- Рациональной психотерапии;
- Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
- Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
- Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
- Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
- Полной автоматизации новых навыков.
После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок. На первой части занятия проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки, дыхательная гимнастика. Содержание работы на второй части включает развитие высоты, длительности и силы звучания, тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи.
Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её напряжения и расслабления. Пациенту предлагают до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «а», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «а» к звуку «п», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание пациента привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Логопеды используют упражнение по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса у детей проводят различные игры, инсценировки, читают сказки по ролям.
Популярной методикой лечения дизартрии является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Она позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики – это резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребёнка. Вдохи следует проводить естественно и произвольно.
Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывают общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, логопед индивидуально подбирает дыхательные упражнения.
Целью применения физиотерапевтических методов лечения дизартрии является улучшение произносительной стороны речи. При псевдобульбарной и бульбарной афазии назначают электростимуляцию синусоидальными модулированными токами мимических мышц лица, мышц дна ротовой полости и гортани. Способствуют расслаблению круговой мышцы рта аппликации грязи температурой 38-40 о С через слой марли. Процедуру проводят до логопедического занятия. Физиотерапевты назначают дарсонваль при дизартрии на шейно-воротниковую зону.
Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.
Иглоукалывание при дизартрии производится в основные точки области лица, шеи и точки общего действия. Релаксация наступает при использовании нескольких игл и длительного воздействия (до 40 минут). Количество процедур за 1 курс варьирует от 10 до 15. С помощью специального аппарата рефлексотерапевты проводят акупунктуру в точку, расположенную на стопе.
Дизартрия у взрослых возникает в остром периоде инсульта, после черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Реабилитацию пациентов с инсультами в Юсуповской больнице в максимально ранние сроки. Если позволяет состояние, то ведение пациента с первых часов заболевания проходит под девизом «ни минуты покоя».
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным спастическим параличом или парезом речевых мышц, которые иннервируются кортико-нуклеарными путями. Основным его проявлением является гипертонус мышц. Псевдобульбарные параличи возникают вследствие двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. Исключение составляют мышцы нижней части лица и языка. Их иннервация преимущественно односторонняя.
Наиболее ярко спастический паралич речевых органов проявляется в движениях языка. Изменяется его трофика – язык становится толстым, отёчным, оттянутым назад. Его спинка выгнута. Это препятствует нормальному дыханию. Амплитуда движений значительно уменьшена. Нарушается движение языка вперёд. При этом язык опускается на нижнюю губу, загибаясь всей своей массой к подбородку. Верхний подъём высунутого языка, загибание его кончика к носу нарушено в большей степени, чем движения вперёд. Пациент старается достичь требуемого эффекта пассивным подниманием языка нижней губой и нижней челюстью. У него возникают синкинезии.
Боковые движения языка также характеризуются малой амплитудой, при этом двигается не кончик, а вся масса языка. Глоточный рефлекс повышен. Небная занавеска не успевает закрыть проход в нос, и возникает открытая гнусавость. Меняются свойства резонаторов, усугубляя носовой оттенок голоса. Спастически напряженные голосовые складки делают голос хриплым и напряженным.
При псевдобульбарном параличе тембр речи становится гнусавым, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, ш, л, ж, ц, ч). Смычные согласные и вибрант р заменяются щелевыми согласными, а щелевые превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше мягких. Смягчается звук «л», поскольку исчезает активный прогиб спинки языка вниз. Пациент слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Его усилия увеличивают гипертонус парализованных мышц и усиливают патологические особенностей артикуляции.
При центральном параличе блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов меняются резонаторные свойства ротовой полости и глотки. Голосовые складки напряжены и образуют дополнительные шумы трения. Голос становится слабым, сиплым и хриплым. За счёт чрезмерного напряжения глоточных констрикторов, мягкого нёба и нёбных дужек возникает носовой оттенок голоса.
Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии включает в себя следующие элементы:
- Массаж мимической мускулатуры лица;
- Массаж органов артикуляции;
- Артикуляционную гимнастику;
- Нормализацию речевого дыхания и голоса;
- Исправление произношения звуков;
- Работу над выразительностью речи.
Медицинский персонал Юсуповской больницы устанавливает контакт с пациентом, страдающим дизартрией, старается завоевать его симпатию и доверие. Пациент должен чувствовать, что врачи относятся к нему с уважением, не считают безголосым инвалидом, но человеком, которому временно, в силу болезни, трудно или невозможно общаться речью.
Коррекционная работа начинается с логопедического массажа лица, воротниковой зоны и артикуляционного аппарата. Массаж проводится чистыми теплыми руками в медицинских перчатках с использованием нейтральной детской присыпки или детского масла для лучшего скольжения. Продолжительность массажа 10-15 минут, курс лечения состоит из 10-12 процедур. На пятом или шестом занятии присоединяются дыхательные упражнения. Их целью является формирование у пациента диафрагмального дыхания. Восстановительное обучение продолжается в клинике реабилитации и после выписки пациента домой. В нём активное участие принимают родственники и лица, осуществляющие уход за пациентом. Для того быстро восстановить речь у близкого вам человека с помощью эффективных инновационных методик, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.
источник