Меню Рубрики

Физиотерапия в ортопедии у детей

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

Читайте также:  Что такое ддт в физиотерапии в гинекологии

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Плоскостопие у детей является довольно частой патологией. Лечение необходимо начинать при появлении первых признаков болезни. Физиотерапия при плоскостопии у детей включает массаж, гимнастику, использование ортопедической обуви и стелек. Можно использовать также УВЧ-терапию, магнит, электрофорез. Эффективность лечения будет высокой только в том случае, если лечение проводится комплексно.

Плоскостопие – это болезнь, при которой развивается уплощение свода стопы из-за слабости мышечно-связочного аппарата. Патология развивается постепенно, поэтому очень важно вовремя увидеть первые признаки плоскостопия. У детей стопа формируется до 10-летнего возраста. В 10 лет диагноз плоскостопия ставят с большей вероятностью при наличии симптоматики.

  • Поперечная форма плоскостопия.
  • Продольная форма.

Поперечное плоскостопие характеризуется уплощением поперечного свода. При этом длина стопы увеличивается, 1 палец отклоняется наружу, средний палец деформируется в виде молотка. Продольное плоскостопие проявляется уплощением продольного свода. Подошва при этом полностью соприкасается с плоскостью (полом). Длина стопы также увеличивается.

У детей с избыточным весов вероятность развития плоскостопия выше, чем у здоровых. У пациентов до 18 лет чаще наблюдается продольное плоскостопие. Болезнь ног может быть врожденной. Процент ее появления составляет 3%. Плоскостопие возможно по причине рахита, особенно у детей, не принимавших витамин D в профилактических целях.

Плоскостопие также часто появляется у пациентов с параличом ног. Такая разновидность плоскостопия возможна при полиомиелите. Заболевание могут провоцировать травмы. У девочек-подростков плоскостопие развивается при постоянном хождении на высоких каблуках.

  • Болевые ощущения в ногах.
  • Тяжесть после длительного стояния на ногах.
  • Изменение формы ног.
  • Отеки ног.

Стопа у ребенка начинает формироваться с того момента, как ребенок становится на ноги. В этот период начинают крепнуть связки и мышцы. Если мышцы ослаблены, то стопа начинает уплощаться. Это в дальнейшем сказывается на форме таза, позвоночнике. Плоскостопие может привести к нарушению осанки, сколиозу, заболеваниям тазобедренных и коленных суставов.

Стопа от 1 года до 5-6 лет быстро формируется, но не до конца. У пациентов 6-10-летнего возраста стопа сформирована практически полностью, но исправить нарушения можно. После 10-летнего возраста стопа по структуре напоминает взрослую, поэтому лечить плоскостопие намного труднее, но можно. Даже после курсовой терапии (на протяжении нескольких лет) у подростка, возможно, останутся признаки плоскостопия, но они будут менее выражены, чем без лечения. Терапия плоскостопия позволяет исправить форму стопы, а также препятствует дальнейшему развитию болезни.

Диагностические мероприятия включают осмотр ног пациента, проведение теста для выявления уплощения. Осмотры ортопеда должны проводиться 3 раза за год. Лечебные мероприятия назначают после полного обследования ребенка. При сильной боли пациенту рекомендуют нестероидные противовоспалительные лекарства, а также методы физиолечения.

При плоскостопии чаще назначают следующие методики: массаж, гимнастические упражнения для укрепления мышц, ванны, иглорефлексотерапию, гирудотерапию, грязелечение, электрофорез.

Массаж можно проводить на дому или на базе поликлиники, санатория. Лечение помогает размять мышцы, снизить болевой синдром, повысить кровоток в ногах. Массажные движения позволяют выпрямить большой и средний палец стопы, если имеется их деформация. Массаж очень эффективен у пациентов до 5-летнего возраста.

Вместе с массажем показано ношение специальной ортопедической обуви. Обувь у детей должна быть со специальной стелькой, поддерживающей свод. Это предупреждает дальнейшее уплощение свода. Сандалии и ботиночки должны иметь хорошо сгибаемую подошву, чтобы мышцы ног не подвергались нагрузке. Пяточная часть обуви должна полностью фиксировать лодыжку, не давать ей сильно сгибаться во время хождения.

Носить такую обувь нужно постоянно. Если нет возможности приобрести ортопедическую обувь, то можно купить специальные стельки. Они также имеют выпуклую часть для поддержки свода. Стоят стельки намного дешевле, чем ортопедическая обувь.

Чтобы снять болевой синдром, улучшить кровоток в ногах можно проводить ванны. Ванночки делают горячие и холодные с солевым раствором, корой дуба, шалфеем, содой. Во время сеанса горячие ванны чередуют с холодными. Сначала проводят горячую ванну. Длительность ее составляет 3-5 минут. После горячей ванночки делают холодную (3-5 минут). Манипуляции следует повторить трижды. После ванн обязательно проводят массаж ног.

Гимнастика для детей и подростков назначается по 3 раза за сутки ежедневно. Лечение нужно проводить на протяжении всего года. Перед гимнастическими упражнениями стопу разминают массажными движениями. Гимнастика включает сгибание и разгибание стопы, вращательные движения, сгибание и разгибание пальцев, хождение на носках и пятках, катание валика или мяча и другие.

Ударно-волновую терапию у детей не используют, так как она отрицательно влияет на зоны роста костей. Она применяется у взрослых пациентов.

У детей и подростков активно применяют электрофорез с лекарствами. При ортопедических патологиях электрофорез проводят с кальцием. Он способен укрепить кости и связки. Для проведения электрофореза необходимо подготовить электроды и марлевую салфетку. Марлю складывают в несколько раз, смачивают в растворе кальция. Электрод вводят в марлю так, чтобы он был скрыт за несколькими слоями. Электроды устанавливают на саму стопу.

Длительность физиопроцедуры составляет 15 минут. Курсовая терапия равна 15-20 физиопроцедурам. Детям сеансы осуществляют через день, чтобы не перегружать организм. Курс терапии можно повторить через 2-3 месяца. Лечение поможет усилить кровоток в тканях, снизить воспаление и болевой синдром. Электрофорез разрешен малышам до 1 года.

Детям и подросткам часто назначают УВЧ. Электроды устанавливают на область стопы с тыльной и подошвенной стороны. Между кожей и электродом должно остаться расстояние 2-2,5 см. Длительность лечения составляет 10 минут. Курсовая терапия равна 10-12 физиопроцедурам. Лечение проводят для обеих стоп поочередно.

У подростков и детей можно использовать электромиостимуляцию. Она позволяет укрепить мышечный аппарат стопы. Электростимуляцию нужно делать очень осторожно. У большинства детей во время процедуры могут появиться болевые ощущения, особенно, если прибор настроен неправильно. У пациентов дошкольного возраста допускается проведение миостимуляции до 5 минут. У подростков продолжительность физиопроцедуры может составлять до 10 минут.

Читайте также:  Дисплазия тазобедренного сустава у новорожденных физиотерапия

Если во время миостимуляции возникли болевые ощущения, то интенсивность тока нужно снизить. Когда боль не проходит даже при небольшой силе тока, лечение следует отменить. Самостоятельно физиолечение нельзя проводить. Лучше обратиться к ортопеду и убедиться, что для ребенка эта процедура безопасна.

Магнитотерапия является относительно безопасным методом лечения плоскостопия. Магнит помогает усилить кровоток, купировать воспалительную реакцию. На фоне терапии уходит болевой синдром. Магнитные пластины должны находиться на уровне стоп и нижней части голеней. Лечение длится 15 минут. Курсовая терапия составляет 10-15 физиопроцедур. Повторить курс лечения можно через 2-3 месяца.

Физиотерапия при плоскостопии очень хорошо улучшает состояние ног у детей. Использовать физиотерапевтические методики можно 3 раза за год. К физиотерапии нужно обязательно добавлять бальнеолечение (в виде ванн), массаж, а также ношение специальных ортопедических стелек и обуви. Лечение патологии очень длительное. Главной задачей родителей является подготовка ребенка к терапии. Массаж и ванны должны проводиться на протяжении всего первого года лечения. Перед осуществлением терапии нужно обязательно обратиться к физиотерапевту для исключения противопоказаний.

источник

Физиотерапия в педиатрии располагает многочисленными и весьма разнообразными по лечебному действию факторами, которые применяют детям с первых дней жизни с целью профилактики и лечения заболеваний, повышения защитных сил, своевременного созревания и развития всех систем организма.

Однако техника и методика проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличается от взрослых, что обусловлено возрастными анатомоморфологическими особенностями.

Кожа у новорожденных и грудных детей характеризуется незрелостью.

Эпидермис представлен меньшим числом слоев клеток, рыхло связанных с дермой, базальной мембраной. Потовые железы отсутствуют до 4 месяцев, внутрикожные сосуды склонны к дилатации. Кожа склонна к мацерации, отличается высокой степенью гидрофильности, повышенной резорбтивной, всасывающей способностью и малым сопротивлением электрическому току.

Кожа детей характеризуется ускоренной репарацией, склонностью к келоидообразованию, особенно в возрасте от 1 года до 8 лет. Показательно, что максимальная плотность постоянного тока составляет для новорожденных и детей первого года жизни — 0,01 мА/см2; 2-3 года — 0,02 мА/см2; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 мА/см2; с 7 до 15 лет — 0,05-0,08 мА/см2. Продолжительность процедуры составляет 7-8 мин для детей до года, в старшем возрасте — 15-20 мин.

У детей ограничен курс ультравысокочастотной и лазерной терапии (до 5-8 процедур) при воздействии на раны, ожоговые поверхности, брюшную стенку после аппендэктомии. Растворы лекарственных веществ, минеральные ванны применяют меньшей концентрации.

Компенсаторные возможности физической и химической терморегуляции у детей раннего возраста весьма невелики в связи с отсутствием полноценной центральной регуляции со стороны незрелой нервной системы. Все это требует осторожности при проведении процедур, связанных с охлаждением или прогреванием. Не назначают максимальные температурные значения при теплолечении, ограничен диапазон колебания температур при контрастных процедурах (ваннах, душах, обливаниях).

Нервная система новорожденного характеризуется незавершенностью развития, склонностью к генерализации при быстрой истошаемости ответных реакций, что ограничивает продолжительность физиотерапевтических процедур до 7-8 мин. При выборе фактора и продолжительности процедуры следует учитывать ускоренное формирование рефлексов, преобладание процессов возбуждения. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения, а распространяется по демпелинизированным нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

Это ограничивает проведение сегментарных и общих методик детям раннего возраста. Рост и развитие нервной системы ребенка продолжается в течение 7-9 лет. Морфофункциональная незрелость ЦНС, возрастные особенности восприятия ограничивают применение трансцеребральных воздействий, в том числе электросна, интраназального электрофореза до 4-5 лет.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается известной физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей.

Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее, надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитаминозу Д, созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция достаточно эффективно курсовое УФ-облучение. Однако детям, особенно раннего возраста, следует проводить не общее

УФ-облучение, а местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах один-два раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон, относительно большим количеством интерстиция. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у старших и взрослых.

В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Поэтому при проведении электростимуляции необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость се проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает.

В частности, электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интраназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее, чем через час после кормления и не позже 30-45 мин до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсными токами смазывают детским кремом или растительными маслами.

В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых, но иных параметрах. Примером вышесказанного являются некоторые частные методики.

Местную гальванизацию детям практически не применяют, используют гальванический ток т. н. внутритканевого электрофореза, т. е. активации проникновения медикаментозных средств, вводимых инъекционно или другим способом в определенную область. Однако существует несколько классических методик, адаптированных для детей раннего возраста с неврологической патологией. Гальванический воротник по Щербаку назначают детям, начиная с 2 лет.

Располагают «шалевый» электрод площадью от 200 до 400 см2 на уровне С6-Тh2, второй электрод — на коже пояснично-крестцовой области L2-S2. Силу тока постепенно увеличивают от 2-4 мА до 10-12 мА (с учетом переносимости), экспозицию — с 2-4 мин до 12-14 мин, прибавляя по 1 мА и 1 мин через процедуру. Курс лечения составляет 10-12 процедур.

Электрофорез по Вермелю новорожденным и грудным детям проводят при несколько иной локализации электродов. Анод площадью 100 см2 располагают в межлопаточной области (на уровне Тh2-Тh10). Катод аналогичной площади накладывают на передней брюшной стенке или передней поверхности бедер. Плотность тока составляет 0,01мА/см2, время воздействия — до 7-8 мин. На курс назначают 8-10 процедур.

При острых состояниях с целью уменьшения токсического действия лекарственных веществ, аллергических реакций применяют «внутритканевой» электрофорез. Детям грудного и раннего возраста при острых, деструктивных пневмониях особенно показан внутрилегочный электрофорез, проводимый по одному из способов: 1. Внутривенного одномоментного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки поперечно. 2. Внутривенного капельного введения лекарственных препаратов и гальванизации грудной клетки. 3. Ингаляции лекарственного раствора с одномоментной гальванизацией грудной клетки. 4. Внутримышечного введения лекарственного вещества и гальванизации грудной клетки через 0,5-1 ч. Электрофорез детям проводят при минимальной концентрации лекарственных веществ, соответственно соблюдая возрастную суточную или разовую дозу.

В терапии СМТ наиболее часто используют переменный режим; род работы — III, IV, V; глубину модуляции — не более 75%. Начинают стимуляцию всегда с высоких частот — 100-90 Гц. Продолжительность процедуры у детей до года составляет 8-10 мин; от 1 до 7 лет — 10-15 мин. При миопатиях, ДЦП, параличах длительность воздействия может быть увеличена до 30-40 мин.

Электросон по глазнично-затылочной методике проводят детям старше 3 лет. В случае отрицательного отношения к локализации электродов на глаза, используют лобно-затылочную методику. Подбор адекватной частоты начинают со средних величин (60-80 Гц). Низкие частоты — 5-15 Гц используют при лечении детей старшего школьного возраста.

Продолжительность процедуры колеблется от 15 мин до 1 ч. Курс лечения включает 10-12 процедур. Электросон противопоказан при диэнцсфальном синдроме, ожирении, непереносимости тока. Дети адекватно воспринимают центральную электроаналгезию от аппарата «Лэнар». Лобно-затылочная методика воздействия, малая сила тока, более высокая частота генерации — 1500 Гц обусловили достаточно высокую степень адаптации к фактору и возможность применения его с 1,5-2 лет. Длительность импульса 0,1-0,15 с, экспозиция — до 40 мин.

Электростимуляцию детям проводят с помощью тех же аппаратов, что и взрослым («Амплипульс», «Стимул», «Тонус», «Омнис» и пр.). Внутриорганную (полостную) стимуляцию — от аппаратов «Эндотон» и «ЭСЖКТ» — электростимулятор желудочно-кишечного тракта, специально предназначенный для лечения детей грудного и раннего возраста, укомплектованный внутриполостными электродами малых размеров (0,3-0,5 см в диаметре).

Токи надтональной частоты (ТНЧ) — один из наиболее адекватных для детского организма физических факторов.

Применяют ТНЧ с первых дней жизни с противоотечной, противовоспалительной и репаративной целью при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, кефалогематоме, пилороспазме и холазии пищевода, пневмонии, инфильтратах и мастите, пиелонефрите, а также в ранние сроки после различных хирургических вмешательств. При чрескожном воздействии во избежании неприятных ощущений используют контактную стабильно-лабильную методику, фиксированный зазор (чехол из одного слоя марли, надеваемый на грибовидный электрод), малую интенсивность.

Продолжительность ежедневных процедур составляет 5-10 минут. Полостное воздействие (ректальное) осуществляют урологическим электродом 0,7 см в диаметре, предварительно смазав его растительным маслом или мазью. Глубина введения составляст 4-5 см, интенсивность — 3-4 ст. Детям раннего и дошкольного возраста чрескожное воздействие ТНЧ осуществляют при средней интенсивности продолжительностью от 10 до 20 мин в зависимости от площади поражения.

Дарсонвализацию проводят грибовидным электродом детям с 3-4 лет при малой или средней мощности, продолжительностью 5-10 мин. Основные показания: гнездная плешивость, вазомоторный ринит, юношеские угри, зуд кожи. Полостное воздействие (ректальное) применяют с раннего возраста цилиндрическим электродом при энкопрезс, при состоянии после анопластики интенсивности малой или средней.

Электрическое поле УВЧ (э.п. УВЧ) используют в лечении детей с первых дней жизни. Доза зависит от возраста и локализации. До года — мощность воздействия не превышает 15 Вт, от 1 до 3 лет -15-20 Вт, от 3 до 7 лет — 30-40 Вт, старше 7 лет — 50-60 Вт с учетом локализации и активности процесса. Продолжительность процедуры составляет соответственно от 8 до 15 мин. Максимальная мощность э.п. УВЧ при воздействии на голову у детей дошкольного возраста — 20 Вт, школьного — 30 Вт.

Воздействие СМВ детям, начиная с первого года жизни, осуществляют от аппаратов «Луч-2», «Луч-3», «Луч-4». При этом используют малую плотность мощности, благодаря применению детям первых двух лет большого излучателя (диаметром 11,5 см) и малой мощности — 5 Вт, детям от 2 до 5 лет — 5-7 Вт на тот же диаметр, старше 7 лет — мощность увеличивают до 10-12 Вт. При применении излучателя диаметром 3,5 см мощность не должна превышать 2-2,5 Вт — для детей первого года жизни, 3-4 Вт — дошкольного, 5 Вт — школьного возраста.

Повышение плотности мощности в случае нарушения вышеуказанных соотношений и проведения процедур с помощью излучателей меньшего диаметра (2 см, 3,5 см), может вызвать у детей ожог. Аналогично проводят терапию микроволнами дециметрового диапазона, используя излучатели достаточно большой площади и малую мощность излучения — до 8-10 Вт. Подобный эффект может быть достигнут лишь при применении портативных аппаратов для ДМВ-терапии: «Пума», «Электроника-терма», в комплекте излучателей которых имеются мягкие (размером 8×8см, 8×16см) и керамические (диаметром 2, 4, 10 см).

Ультрафиолетовое излучение широко используется в педиатрии с лечебной и профилактической целью, повышая исходно невысокую иммунологическую реактивность. В раннем возрасте чувствительность к УФ-излучению снижена, что позволяет безопасно применять эритемные дозы.

Читайте также:  Сочетание массажа с физиотерапией лфк

Видимый свет с лечебной целью в педиатрии применяют с первых дней жизни. Новорожденным и грудным детям с гемолитической болезнью (желтухой) воздействие синим светом (0,45-0,46 мкм) проводят от аппарата «ВОД-11» с учетом места их пребывания. Детей облучают в кювезе по 7 часов с перерывом в 2 часа, новорожденных в кроватках — 2 ч, 2 ч перерыв. Курс продолжают до улучшения.

Детям старшего возраста с болезнью Жильбера, механической паренхиматозной желтухой также проводят лечение от аппарата «ВОД-11» два раза в день по 15-30 мин на поле; 2 поля в день. Широко используют в лечении детей хромотерапию, особенно при функциональных нарушениях, психосоматике и с целью дозревания отдельных органов. В комплект излучателей к аппарату «Скаляр» приданы несколько евстодиодов мощностью 5-7 мВт: синий, оранжевый, красный, зеленый. Цветотерапия достаточно эффективна для дозревания тканей и органов с морфофункциональной незрелостью.

Преимущественно используют цвета с высокой энергетикой (красный, желтый или оранжевый) или зеленый — уравнивающий процессы возбуждения и торможения в организме. Каждым цветом ежедневно последовательно облучают определенную зону или проекцию органа в течение 10-5-3 мин по убывающей схеме и постоянной мощности светового потока, или при постоянной экспозиции, но уменьшающейся постепенно мощности или плотности мощности светового потока. Курс включает 10-12-15 ежедневных процедур.

Лазеротерапию проводят детям с первых дней жизни с целью детоксикации, оксигенации крови, повышения защитных сил организма, восстановления необходимого энергетического баланса. Узкий спектр электромагнитных волн оптического диапазона, возможность воздействовать на определенные звенья цепи биохимических реакции, малая мощность (в тысячу раз меньше традиционных ВЧ факторов) на фоне гидрофильности тканей ребенка позволяют достигать необходимых результатов быстрее.

Доза излучения не зависит от возраста, а напрямую связана с тяжестью патологического процесса, состоянием больного. Более равномерное распределение энергии в тканях детского организма, высокие компенсаторные возможности сосудистой системы исключают опасности передозировки. Однако для достижения эффекта не следует использовать монотонные методики (постоянные дозы).

Ультразвук применяют детям с первого месяца жизни при хирургической и ортопедической патологии. Плотность мощность для детей до года составляет 0,05 Вт/см2; от 1 до 3 лет — 0,05-0,1 Вт/см2; от 3 до 6 — 0,2-0,4 Вт/см2; школьникам — соответственно 0,5-0,8 Вт/см2. Детям не применяют плотность мощности выше 0,8 Вт/см2. Продолжительность воздействия на одно поле — 2-5 мин по показаниям.

Боголюбов В.М., Васильева М.Ф., Воробьев М.Г.

источник

У сына плосковальгусная стопа, и раз в полгода до 5 лет мы должны проделывать массаж и СМТ физиотерапию на ноги. Синусоидальные модулированные токи (у нас эту терапию называют просто токами) очень популярны в поликлинике. Их в основном назначают ортопеды при деформации стоп. Очереди большие, и мы записываемся заранее.

Что нужно с собой

  • 2 пелёнки. Одна для подстилки, другой накрываются ноги ребенка.
  • Эластичный бинт. От него отрезаются 2 части для закрепления электродов.
  • Можно взять с собой книжки или игрушки. Но процедура недолгая — всего минут 6 — часто ребенку интереснее просто посмотреть по сторонам.

Процесс проведения СМТ-терапии на ноги

Когда врач назначила ребенку токи, мы с рекомендациями пошли к физиотерапевту. Физиотерапевт написала направления в кабинет физиотерапии, в которых расписала длительности процедур, их количество и лекарства, если нужно. Затем мы уже записались на процедуры на свободные числа.

У нас было 10 процедур СМТ-терапии. Мы отходили все, хотя в процессе сын подхватил вирус из-за ежедневного посещения поликлиники. Так как температуры не было, лечение мы прерывать не стали.

В нашем физиокабинете два аппарата для проведения токов. К аппарату подключены два электрода.

Врач приносит две влажные накладки, надевает их на электроды и привязывает электроды с помощью эластичного бинта к голеням ребенка (сыну — к внутренней части голени). Затем ноги накрываются тонкой пеленкой, и для утяжеления кладутся сверху специальные подушки.

Врач включает прибор на 3 минуты, устанавливая токи так, чтобы ребенок их чувствовал, но мог спокойно переносить. У сына всегда спрашивали: «Побежали? Щекочут?». Я думаю, что процедура совершенно не болезненная. Ребенок часто просил прибавить. Все другие дети, как и сын, спокойно переносили свои, как правило, 6 минут, листая книжки.

Через 3 минуты аппарат подает сигнал. Врач включает его опять на 3 минуты. Я все это время сидела на койке рядом с ребенком, отвечая на его бесконечные вопросы.

Когда мы снимаем бинты, кожа чуть-чуть покрасневшая. Но покраснение намного меньше, чем после электрофореза.

Эффект от процедур

СМТ хорошо сочетаются с массажем, усиливая его эффект. Но у нас, к сожалению, одновременно в этот раз не получилось. В качестве монотерапии токи слабоваты. Как я видела Х-образное искривление до курса токов, так оно и осталось после (фото в цитате):

Что ещё можно сделать при плоско-вальгусной стопе

Я пришла к выводу, наблюдая за своими детьми и детьми близких и друзей, что подобные нашим ортопедические проблемы возникают у детей, у которых был недостаток кальция в младенческом возрасте, был диагноз рахит, поздно зубы прорезались. Поэтому нужно следить, чтобы в питании ребенка было много продуктов, содержащих кальций. Кроме того, сын с сентября по апрель пропивает Вигантол и 1 раз в полгода, весной и осенью, препарат с кальцием (Компливит Кальций Д3).

Возможно, врач порекомендует носить специальную обувь. Сын первый год носил обувь Ортобум, потом мы перешли на Тотто. Но дома сын любит походить босиком, и трудно его уговорить обуться. Часто слышу противоречивые мнения по поводу обуви, поэтому ортопедическую обувь покупаю сыну, но не заставляю его постоянно в ней находиться (а это и трудно сделать). Хотя наш ортопед строго говорит: по ровному полу ходить только обутым.

Массаж спины, пояснично-крестцового отдела и ног также раз в полгода. Массаж — это основное лечение, поэтому важно найти хорошего специалиста, у которого будет результат.

Озокерит. Нам не назначали, и мы не пробовали, только собираюсь попроситься и на эту процедуру.

Так как у ребенка из-за деформации стоп, ещё есть проблемы со спиной, то раз в полгода мы также делаем электрофорез с кальцием на спину.

И, пожалуй, самое приятное лечение и даже, может быть, самое действенное это разнообразная физическая активность, укрепляющая мышцы. Плавание, катание на велосипеде (самокат сыну теперь противопоказан), хождение босиком по песку, траве, гальке и прочим неровностям, хождение по бордюру, лазание по лесенке (мы у себя поставили ДСК «Маугли»), сидение «по-турецки» — все это и еще целый комплекс упражнений рекомендовал врач ЛФК.

Таким образом, токи как вспомогательную терапию рекомендую. Эта процедура легко переносится, занимает мало времени. Ее хорошо сочетать с массажем. Но не стоит рассчитывать, что СМТ- терапия уберет проблему, так как от нее одной, на мой взгляд, толку будет мало.

источник

Методы физиотерапии всегда славились своей естественностью. Ведь при лечении на пациента оказывают влияние преимущественно те факторы, с которыми мы повседневно сталкиваемся в нашей жизни (тепло, световые и звуковые волны, магнитные поля и т.д.).

Так что если сравнивать физиотерапию с химиотерапевтическим воздействием, то неоспоримым преимуществом физических методов будет минимальное количество противопоказаний и неблагоприятных побочных эффектов.

Вместе с тем, детский и юношеский возраст накладывает свои, дополнительные, ограничения на использование медицинских методов вмешательства. Данные ограничения в первую очередь связаны с такими особенностями растущего организма, как:

· нежность и ранимость всех без исключения систем организма (от кожи до костно-мышечной системы и желудочно-кишечного тракта);

· лабильность нервной системы (как центральной, так и периферической);

· повышенная чувствительность эндокринного центра, регулирующего процессы роста и созревания организма.

Поэтому методы физиотерапии, обладающие высокой биогенной активностью, такие, к примеру, как лечение лазером, назначаются детям только в тех случаях, когда иные методы медицинского воздействия полностью себя исчерпали.

Кроме того, с большой осторожностью следует назначать в педиатрической практике методы, обладающие высокой ионизирующей активностью (УВЧ, СВЧ, индуктометрия), а также ультрафиолетовое излучение интегрального спектра (включающее короткую часть ультрафиолетового спектра излучения). Что касается лечения ультразвуком, то подобные методики нельзя использовать у детей для терапии костной системы, поскольку ультразвук может стимулировать пластинки роста в эпифизах длинных трубчатых костей.

В нашей клинике Восстановительной медицины (САО, Москва) мы используем исключительно безопасные для юных пациентов методы, такие как:

Теплолечение с древних времен используется в педиатрической практике. Народная медицина до сих пор бережно хранит рецепты прогреваний больных участков тела подручными материалами (песок, соль) или/и компрессами.

В научно обоснованной физиотерапии для лечения теплом используются материалы, которые по сравнению с «домашними» средствами имеют следующие преимущества:

o не раздражают детскую кожу (в отличие, к примеру, от спиртовых компрессов);

o не содержат веществ, которые, проникнув через нежную детскую кожу, могут оказать токсическое влияние;

o обладают оптимальными физическими свойствами для глубокого прогревания с длительным периодом последействия.

В нашей клинике используется продвинутый метод теплотерапии горным воском (озокерит). Следует отметить, что озокеритолечение имеет целый ряд преимуществ перед терапией парафиновыми аппликациями и, вместе с тем, не вызывает неблагоприятных побочных реакций у детей.

Список показаний к проведению лечения озокеритом у детей достаточно длинный, в частности горный воск помогает в следующих случаях:

o лор-заболевания у детей (особенно патологии, склонные к хроническому течению);

Магнитотерапия – один из наиболее мягких методов физиотерапевтического воздействия, поэтому он широко используется для лечения детских заболеваний.

Важно, что лечение магнитом не оказывает раздражающего действия на внешние покровы ребенка и не вызывает аллергии. Наиболее часто магнитотерапия используется при следующих патологиях:

o дискинезии желудочно-кишечного тракта, вызывающие боли в животе;

o сколиоз и другие заболевания позвоночника;

o боли в спине и суставах различного происхождения;

o травмы и посттравматические осложнения.

Список противопоказаний к магнитотерапии относительно короткий: повышенная склонность к кровотечению (лейкозы, гемофилия, геморрагический васкулит и т.п.), выраженный гипотонический синдром и индивидуальная непереносимость лечения магнитом, которая встречается крайне редко.

Так же как и другие методы физиотерапии лечение магнитом не применяется при лихорадочных состояниях. Наличие новообразований требует предварительной консультации лечащего врача-онколога.

Воздействие синусоидальным модулированным током (СМТ-терапия) – новый продвинутый метод лечения, который можно использовать в любом возрасте.

Лечение проводится при помощи аппарата Амплипульс, который обеспечивает глубокое воздействие. В отличие от других типов электролечения данный метод не оказывает раздражающего влияния на нежную детскую кожу.

В зависимости от частоты СМТ-терапия способна оказывать следующие типы воздействия на ткани организма:

o обезболивающее и спазмолитическое (используется для снятия болевого синдрома);

o трофическое (улучшает питание тканей);

o стимулирующее влияние на нервно-мышечную систему;

o стимулирующее влияние на гладкую мускулатуру мочевого пузыря и органов желудочно-кишечного тракта.

Что касается противопоказаний для электростимуляции аппаратом Амплипульс детям, то они такие же как и у взрослых (лихорадка, онкологические заболевания, нарушения системы свертывания крови (повышенная кровоточивость или, наоборот, склонность к образованию тромбов), сердечные аритмии, наличие кардиостимулятора или эндопротезов в полости тела).

Кроме того, электростимуляцию детям не проводят при выраженных психических нарушениях, в том числе при патологической боязни электрического тока.

Физиотерапия для детей в клинике Восстановительной медицины (САО, Москва): основные принципы лечения и цены

В нашей клинике Восстановительной медицины лечение методами физиотерапии проводится с учетом всех индивидуальных особенностей протекания патологии у конкретного пациента (стадия заболевания, острота процесса, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний, пол и возраст юного пациента и т.п.).

При этом методы физиотерапии могут быть назначены как в качестве монотерапии, так и в комплексе с другими медицинскими мероприятиями, в частности такими как:

Так, к примеру, при сколиозе и нарушении осанки у детей нередко используют остеопатию, СМТ-терапию аппаратом Амплипульс и индивидуальные ортопедические детские стельки изготовленные на заказ на ноге пациента для профилактики развития плоскостопия при искривлении позвоночного столба.

Цены на физиотерапевтические процедуры в нашей клинике ниже, чем в среднем по Москве. Кроме того, время от времени мы проводим акции, где можно заказать курс лечебных мероприятий по сниженной цене.

К сожалению, в короткой статье невозможно дать всеобъемлющую информацию по такой сложной теме как физиотерапия у детей, так что если у вас остались вопросы, вы можете задать их нам в соответствующем разделе или записаться на бесплатную консультацию.

Для того чтобы записаться на первичную консультацию специалиста бесплатно, звоните по телефону:

источник