Меню Рубрики

Кабинет физиотерапии в детском саду

Физиотерапия – высокоэффективный метод, который успешно применяется для лечения самых разных заболеваний органов и систем организма человека.

В чем польза физиотерапии в детском саду?

За счет широкого использования физиотерапии возможно уменьшить количество принимаемых медикаментов, снизить аллергическую настроенность организма детей, повысить иммунитет; Физиотерапевтические процедуры позволяют ускорить процесс выздоровления; Физиотерапия является профилактикой обострения хронических заболеваний, их частоты и длительности рецидивов В нашем детском саду оборудован физиотерапевтический кабинет, оснащенный оборудованием для проведения процедур в соответствии с различными физиотерапевтическими методами (электролечебными, светолечебными, массажем, ингаляции и т.д.). Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета проводит физиопроцедуры после осмотра ребенка в соответствии с назначениями участкового врача-педиатра. Наряду с лечебными процедурами остаточных явлений после перенесённых простудных заболеваний (фарингиты, ангины, хронические тонзиллиты, бронхиты, ОРЗ), проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждения средствами физиотерапии.

Физиолечение в детском саду осуществляют: Медсестра массажа: Яковлева Н.В. Физиомедсестра: Парадеева Л.В.

Это метод электролечения. Применяется при неврологических заболеваниях, заболеваниях лор-органов, сосудистых систем и кожных покровов.

Показания для УВЧ-терапии – острые и подострые воспалительные заболевания уха, глаз, зубов, миндалин, травматические повреждения, заболевания нервной системы, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и другие.

Аппарат для низкочастотной магнитотерапии

Основные показатели применения аппарата: острая пневмония, хронические бронхиты, риниты, синуситы, заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и заболевания центральной нервной системы и другие.

Метод введения в организм пациента различных лекарственных веществ в виде аэрозолей через дыхательные пути. Показания: при острых, подострых и хронических воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, бронхов и легких.

Облучатель ультрафиолетовый для группового облучения носоглотки. Применяется для профилактики и лечения лор-заболеваний, стоматита, пневмонии, бронхиальной астмы, дерматита и других заболеваний.

мс

Наш адрес: 628684, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Телефон: 8 (34643) 3-32-97, факс 8(34643) 3-32-97, E-mail: ds_zolotaya_ribka@bk.ru

Использование любых материалов сайта без официального разрешения администрации сайта и указания ссылки на сайт запрещено

источник

Массаж проводится бесплатно 2 раза в год медицинской сестрой по массажу детям, часто длительно болеющим и посещающим ортопедические группы. Детям, посещающим остальные группы, массаж проводится по желанию родителей.

Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус, повышается устойчивость опорно-двигательного аппарата. Так же массаж способствует формированию нервной системы. В нашем детском саду оборудован массажный кабинет, в котором имеется все необходимое для проведения массажа детям. Медсестра по массажу имеет специальное образование для проведения детского массажа, с учетом особенностей строения и физиологии детского организма.

Физиолечение проводится медицинской сестрой физиокабинета по желанию родителей. Медсестра физиокабинета имеет специальное образование для проведение физиопроцедур детям, с учетом особенностей строения и физиологии детского организма. Для назначения ребенку физиопроцедур необходимо предоставить направление врача-педиатра.

В нашем детском саду оборудован физиокабинет, в котором имеется следующая аппаратура:

Основная работа физиокабинета направлена на организацию целенаправленной и эффективной системы профилактики гриппа и других острых респираторно-вирусных инфекций.

3. Спелеокамера (соляная пещера).

Оздоровительные сеансы в соляной пещере проводятся бесплатно медсестрой всем желающим детям по направлению врача-педиатра.

Спелеокамера — это совершенная имитация природной соляной пещеры с присущим ей микроклиматом. Постоянство температуры и влажности, система насыщения комнаты распыленной солью ионизирует воздух отрицательными ионами, а также насыщает его бесценными для здоровья микроэлементами, концентрация которых в несколько раз больше, чем на побережье моря. «Живой» воздух способствует:

профилактике острых и хронических заболеваний органов дыхания;

снижению аллергических реакций организма;

восстановлению и укреплению иммунитета;

оказывает положительное психоэмоциональное воздействие на детей.

Фитолечение проводится 2 раза в год всем детям с согласия родителей (при отсутствии аллергических реакций). Под контролем медсестры дети пропаиваются фиточаем «Витаминным».

Витаминный напиток обладает замечательным свойством восстанавливать силы, устраняет симптомы авитаминоза, используется для повышения иммунитета, сопротивляемости организма инфекциям. Фиточай «Витаминный» оказывает общеукрепляющее действие на организм. Именно поэтому напиток особенно полезен детям.

5. Кислородный коктейль (всем детям по желанию родителей, 2 раза в год).

Кислородный коктейль — это вкусное и полезное лакомство. Пить его можно всем и маленьким детям, в том числе. В состав коктейля входит кислород, а также сироп шиповника, сироп корня солодки и фруктовые соки. Коктейль готовится на специальном аппарате. Полезные свойства кислородного коктейля:

насыщает организм кислородом и предотвращает гипоксию (кислородное голодание);

улучшает работу желудочно-кишечного тракта: предотвращает запоры, улучшает микрофлору кишечника;

способствует формированию суставов у детей;

благоприятно действует на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему;

нормализуют сон и улучшают общее самочувствие;

повышают иммунитет и устойчивость организма к заболеваниям.

Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, в котором происходит воздействие на 3 основных канала восприятия человеком окружающего мира: тактильные ощущения, звук и цвет. Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольников, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности у детей.

Занятия с детьми в сенсорной комнате проводит педагог-психолог, используя авторскую программу «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Сказки волшебной комнаты» (организация работы в сенсорной комнате).

Лечебная физкультура проводится инструктором ЛФК для детей, посещающих ортопедические группы. Дети из остальных групп,могут посещать занятия ЛФК по желанию родителей. По рекомендации врача-ортопеда, для детей подбираются естестественные и специальные движения, с учетом состояния здоровья и имеющегося дефекта. Основные задачи ЛФК:

оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния;

формировать и закреплять навыки правильной осанки;

повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

В нашем детском саду организован зал ЛФК со специально подобранным оборудованием.

источник

Количество групповых помещений: 5 групп, расположенных на двух этажах. Групповые помещения ДОУ имеют: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям СанПиН и ФГОС ДО, технике безопасности, возрастным особенностям воспитанникам, принципам психологического комфорта, приспособлены для использования детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами (дети с нарушениями ЦНС, с расстройствами аутистического спектра, со множественными нарушениями развития).

Здание и помещения МК ДОУ «Детский сад № 78» отвечают всем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений.

МК ДОУ – отдельно стоящее, двухэтажное здание, имеет центральное отопление, холодную и горячую воду, канализацию, сантехническое оборудование в хорошем состоянии. Групповые комнаты и спальные комнаты во всех группах отделены друг от друга. Все группы в достаточной мере обеспечены детской мебелью, игровым оборудованием, развивающими игрушками. Состояние материально-технической базы МК ДОУ «Детский сад № 78» соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.

ПОМЕЩЕНИЯ В ДОУ: 1-ый этаж

— Кабинет заведующего;
— Методический кабинет – имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, библиотека, фоно и аудиотека; организуется методическая работа с педагогами; оснащен учебно-методической литературой, детской художественной литературой, периодическими изданиями;
— Кабинет учителя-дефектолога – используются для проведения подгрупповых, индивидуальных занятий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оснащены оборудование и методической литературой для организации работы по развитию познавательной сферы детей, развитию речи и навыков социальной коммуникации;
— Медицинский блок оснащен необходимым медицинским оборудованием и набором медикаментов для осуществления лечебно-профилактического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
— Музыкальный зал – непосредственная образовательная деятельность по музыкальному развитию, досуги и праздники, музыкально-театрализованные развлечения;
— Кабинет педагога-психолога оборудован всем необходимым для психологического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: игры и пособия для эмоционально-волевого развития детей, развития познавательных процессов, сохранения психологического здоровья;
— Пищеблок;
— Прачечная;
— Хозяйственные складские помещения (3 шт.);
— Санузел (3 шт.);
1 групповое помещение.

— 4 групповых помещения;
— кабинеты учителей-дефектологов (4 шт.) используются для проведения подгрупповых, индивидуальных занятий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оснащены оборудование и методической литературой для организации работы по развитию познавательной сферы детей, развитию речи и навыков социальной коммуникации.

Оборудованные прогулочные площадки, приспособлены для использования детьми с ОВЗ и детей-инвалидов (дети с нарушениями ЦНС, с расстройствами аутистического спектра, со множественными нарушениями развития).

Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей и обеспечивают требования федерального государственного образовательного стандарта.

Организация предметно-пространственной среды соответствует целям и задачам дошкольного образования детей с ОВЗ. Предметно-развивающую среду мы определяем как совокупность природных и со-циально-культурных предметных средств, удовлетворяю¬щих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира».
Все помещения ДОУ хорошо оснащены, соответствуют требованиям, определяемым в соответствии с пожарной безопасностью, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:
— к зданию и помещениям;
— отоплению, вентиляции, освещению и т.д.;
— к площади образовательного помещения;
— к санитарному состоянию и содержанию помещений.
Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря обеспечивает:
– игровую, познавательную активность детей;
– двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
– возможность самовыражения детей.

Кабинет учителя-дефектолога
В ДОУ организовано и функционирует 5 кабинетов учителей-дефектологов. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-дефектолога создает возможности для коррекции основного дефекта и вторично связанных с ними отклонений в развитии.
Общие сведения о кабинете:
Общая площадь каждого кабинета 18.2 м2.
Освещенность: естественное, искусственное, люминесцентное.
Стены оклеены стеклообоями и окрашены водоэмульсионной краской.
Пол покрыт линолеумом.
Оборудование кабинета:
1. Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий – 100х50 см.
2. Детские регулируемые столы – 4 шт.
3. Детские стулья – 8 шт.
4. Рабочий стол – 1 шт.
5. Стул офисный – 1 шт.
6. Шкаф для пособий – 3 шт.
7. Полка — трансформер – 2 шт.
8. Тумба – 1 шт.
9. Жалюзи для логопедического зеркала.
10. Магнитная ученическая доска – 1 шт.
11. Люминесцентные лампы – 2 шт.
12. Ковер – 1 шт.
13. Полотенце – 1 шт.
14. Халат медицинский – 2 шт.
15. Таз для обработки игрушек – 2шт.
Технические средства:
1. Ноутбук –1 шт.
2. Магнитофон – 1 шт.
3. Цифровые информационные носители (аудиокассеты, диски)
Специальное оборудование:
1. Зеркало для индивидуальной логопедической работы (12х12) – 6 шт.
2. Логопедические зонды, шпатели, спирт, Гексорал, вата.
3. Подставки под чистые и грязные инструменты, поднос.
Стерилизатор «MACROSTOP» — 1 шт.
В каждом кабинете учителя-дефектолога имеется достаточное количество демонстрационного и игрового оборудования для организации игровых, обучающих коррекционно-развивающих занятий с детьми.

В ДОУ имеется 5 групповых помещений с отдельными спальнями и приемными.
Детской мебели (столов, стульев) имеется в достаточном количестве. Мебель подобрана согласно росту детей.

В каждой группе выделены центры развития с соответствующим игровым наполнением, подобранным согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей:
 -логопедический уголок (материалы и игры для развития речи, демонстрационный материал, дидактические игры для развития фонематического слуха и звукопроизношения, атрибуты для развития речевого дыхания);
 -уголок безопасности (игры и атрибуты по ПДД, художественная литература по основам безопасности, настоль-печатные игры по ПДД, пожарной безопасности);
 -уголок художественного творчества (материалы и инструменты для художественной деятельности, дидактические игры на развитие моторных навыков, цветовосприятия, тактильных ощущений, трафареты);
 -уголок для песочной терапии (стол для песка и воды, формочки, песок, природный материал, фартуки, инструменты для работы с песком, сказки-вкладыши, мелкие игрушки);
 -уголок чтения (художественная литература по различным тематикам, раскраски);
 -развивающая зона (игры на развитие моторных навыков, на сенсорное развитие);
 -музыкально-театральная зона (театры разных видов, ряженье, детские музыкальные инструменты, игры на развитие слуха и ритма);
 -конструктивная зона (конструкторы различных видов и размеров);
 -физкультурный уголок (картотека подвижных игр, атрибуты для развития основных видов движения, тактильные дорожки, атрибуты для закаливания);
 -центр игры (атрибуты для сюжетно-ролевых игр);
 -природная зона (комнатные растения, атрибуты для ухода за растениями);
 -зона психологической разгрузки (подушки-думки, мягкие игрушки, песочные и гелевые часы).

Имеются полифункциональные материалы и оборудование.
Оборудование и санитарное состояние помещений соответствует СанПиН.
Имеется методическая литература, дидактические пособия, демонстрационный и диагностический материал, документация воспитателя (перспективные и календарные планы, табеля посещаемости и пр.).

Кабинет педагога-психолога условно разделен на три зоны:
Первая профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.
В перечень оборудования данного пространства включены:
 -мебель и оборудование (детские столы, 4 детских стульчика, мягкий ковер, компакт-диски с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности;
 -стимульный материал (стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией);
 -технический материал (цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы);
 -вспомогательный материал (набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы, мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО», несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей, маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Мышка», «Утёнок» — «Царевна» и т.д.), простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас), 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка, игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные), детские книги, книги-раскраски).

Читайте также:  Физиотерапия в стоматологии при заболевании

 Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
 -мебель и оборудование (мягкие стулья);
 -стимульный материал (стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам);
 -технический материал (анкетные бланки, бланки опросников. печатный материал);
 -вспомогательный материал (распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях, литература по проблемам возрастного развития детей, литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям, информация о специализированных детских учреждениях).

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
 -мебель и оборудование (письменный стол, стул, светильник потолочный, корзина мусорная);
 -технический материал (системный блок, монитор, клавиатура, писчая бумага стандартного формата);
 -вспомогательный материал (нормативная документация, специальная документация, организационно-методическая документация, литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности);
 -интерпретационный материал (программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности).

Медицинское обслуживание воспитанников ДОУ обеспечивает медицинский персонал, для работы которого в учреждении созданы все необходимые условия. лечебно-профилактическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляют врач-невролог, врач-психиатр, врач-физиотерапевт, фельдшер, медицинская сестра, медицинская сестра по физитерапии, медицинская сестра по массажу.
В детском саду имеется медицинский блок, помещения которого отвечают всем санитарным нормам и правилам:
 медицинский кабинет,
 процедурный кабинет,
 кабинет массажа,
 кабинет физиопроцедур,
 кабинет врача,
 санитарная комната.

Физиокабинет детского сада предназначен для лечения группы часто болеющих детей. Назначения делает врач детского учреждения. Лечения в физиокабинете проводит специально подготовленная медсестра.

Перечень оборудования физиотерапевтического кабинета:
1. Электрофорез «Поток – 1» — 1 шт.
2. Тубус – кварц «УГН-1» – 1 шт.
3. УЗ ингалятор — 4 шт.
4. Лампа кварцевая портативная – 1 шт.
5. Кушетка – 1 шт.
6. Массажные ванны – 4 шт.
7. Аппарат Милта – 1 шт.
8. Водонагреватель – 1 шт.
9. Ультротон – 1 шт.
10. Облучатель-рецеркулятор – 1 шт.

Перечень основных процедур, отпускаемых физиокабинетом:
1. УФО индивидуальное носовых пазух, миндалин, небольших участков поверхности тела.
2. Ингаляции раствором жидких лекарственных веществ.
3. Лекарственный электрофорез.
4. Лазеротерапия.
5. Ультратон-терапия.
6. Гидромассажные ванночки.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием:
 холодильник для хранения вакцин,
 облучатель бактерицидный,
 шкаф для хранения лекарственных средств,
 аптечка для оказания неотложной помощи,
 противопедикулезный набор,
 ведра с педальной крышкой для мусора «А» и «В»,
 ростомер медицинский,
 весы медицинские простые,
 кушетка,
 тонометр с детской манжеткой,
 фонендоскоп,
 аппарат ручной для ИВЛ,
 емкость-контейнер для дезинфекции инструментариев и,
 использованных шприцев и игл,
 медицинский столик для проведения прививок и Р-манту,
 сумка-холодильник для переноски вакцины,
 пузырь для льда,
 жгут резиновый,
 термометр медицинский электронный,
 дозатор для дезинфектов,
 дозатор для полотенец в пачках,
 водонагреватель,
 аппарат виброакустического воздействия «Витафон»,
 лампа «Соллюкс» — настольная.

Кабинет массажа отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям и оснащен:
 кушетка для массажа,
 стол письменный,
 стул взрослый,
 стул детский, компьютер.

Перечень основных процедур:
1. Массаж общий № 10.
2. Массаж по видам патологий.

Музыкальный зал.

Помещение музыкального зала используется для проведения музыкальных и физкультурных занятий, организации досуговой деятельности детей. В связи с особенностями воспитанников ДОУ количество оборудования, находящегося непосредственно в помещении музыкального зала, минимизировано. Основные средства и оборудование музыкального воспитания находятся в кабинете музыкального руководителя, а физкультурное оборудование в группах ДОУ.

Для организации музыкальных занятий в ДОУ имеется:
 пианино,
 электронный синтезатор,
 музыкальный центр,
 магнитофон,
 детские музыкальные инструменты,
 компьютер,
 мультимедийная установка,
 театры бибабо, персонажи, куклы,
 музыкально-дидактические игры,
 костюмы для детей и взрослых, атрибуты для праздников,
 демонстрационный материал,
 методическая литература.

В прачечном блоке МК ДОУ установлено следующее оборудование: • бытовая стиральная машина автомат — 2 шт.; • утюг — 1 шт.; • оборудование, электропроводка, заземление. Эксплуатация оборудования производится в соответствии с требованиями техники безопасности. Пищеблок состоит из нескольких помещений: • горячий цех; • цех первичной обработки овощей; • склад (кладовые), моечный цех. Воспитанники имеют возможность получать горячую, свежеприготовленную пищу. В ассортименте продуктов еженедельно присутствуют свежие овощи, фрукты и соки.

Территория детского сада имеет прогулочные площадки для каждой возрастной группы. На территории ДОУ размещено металлическое оборудование: • машина – 2 шт.; • лестница – 3 шт.; • паровоз – 2 шт.; • ракета – 2 шт.; • песочница – 5 шт. Прогулочные площадки приспособлены для организации прогулок детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО НАГЛЯДНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМ ЧИСЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, В ДОУ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: • компьютеры — 4 шт.; • многофункциональное лазерное устройство — 3 шт.; • проектор мультимедийный — 1 шт.; • магнитофоны- 5 шт.; • микрофон — 1 шт.; электросинтезатор «Сура» — 1 шт; • телевизор – 2; музыкальный центр – 1 шт.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ ОРГАНИЗОВАНО С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩИХ СРЕДСТВ:

  • Система мониторинга пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
    Круглосуточная пультовая вооруженная охрана через кнопку тревожной организации;
    Автоматическая пожарная сигнализация;
    Запасные и пожарные выходы;
    Наличие домофона;
    Видеонаблюдение;
    Тренировочные занятия с сотрудниками и воспитанниками по действиям в случае ЧС;
    Ограждение территории ДОУ;
    Ночной сторож;
    Ночное освещение ДОУ.

Далее: организация питания в ДОУ
скачать софт

источник

Актуальность вопроса

Физиотерапия — это направление медицины, которое изучает воздействие физических факторов на организм человека. Существует много аппаратных физиотерапевтических методов — электро-, свето-, тепло-, водолечение с помощью специальных аппаратов и др.

Физиотерапевтическое лечение позволяет уменьшить число осложненных форм заболеваний, ускорить процесс выздоровления, снизить медикаментозную нагрузку.

Физиотерапевтические методы эффективны, прекрасно переносятся организмом и безопасны. Применяются они ещё с древности, и по сей день очевидна их востребованность и тенденции развития данного направления.

Физиотерапевтические процедуры проводятся в специально оборудованном кабинете (приказ Министерства здравоохранения СССР от 21.12.1984 г. к Положению №4 «Об отделении (кабинета) физиотерапии лечебно-профилактического учреждения»). Кроме того, современные кабинеты оснащают аппаратами, разрешенными Комитетом по новой медицинской технике Министерства здравоохранения РФ. Они должны иметь сертификат качества и регистрационные документы.

Где открывать кабинет

Обычно его открывают на базе медицинского учреждения — больницы, санатория, профилактория, центра с количеством коек минимум 50 шт. Также кабинет работает на базе поликлиники, если в ней ведёт амбулаторный приём минимум 10 врачей.

Штат сотрудников

В кабинете работает врач-физиотерапевт и медицинская сестра.

Врач имеет высшее медицинское образование (специализация «лечебное дело» или «педиатрия») и прошёл специальное обучение по физиотерапии. Он ведёт приём пациентов, назначает необходимые процедуры, оценивает эффективность лечения, ведёт документацию и отвечает за работу кабинета.

Медсестра имеет среднее медицинское образование и прошла обучение по курсу «физиотерапия». Она проводит процедуры, которые назначил врач, а также готовит пациента к ним; следит за исправностью аппаратуры и техникой безопасности (заземлением, изоляцией и пр.). В течение всей процедуры медицинская сестра находится рядом с пациентом и контролирует его состояние.

Также она ухаживает за аппаратурой и препятствует перегрузкам, сырости, пыли, которые могут привести к неисправности приборов.

Требования к помещениям

Под физиотерапевтический кабинет необходимо отводить помещение площадью минимум 30 кв. м. На одну кушетку приходится минимум 6 кв. м, а если в кабинете установлена всего одна кушетка, то минимум 12 кв. м.

В лечебном кабинете оборудуют изолированные кабины для пациентов. Размер кабины составляет 2 м в высоту, 2,2 м в длину, 1,8–2 м в ширину. Кабина предназначена только для одного стационарного прибора или нескольких портативных.

Каркасы кабин изготавливают из деревянных или пластиковых стоек или металлических труб. Конструкции из металла обязательно изолируют от каменных полов и стен с помощью специального материала.

Выделяют отдельное экранированное помещение или кабину для установки стационарных УВЧ- и СВЧ-аппаратов.

Ещё одно помещение выделяют для хранения и обработки материалов (прокладок), приготовления лекарственных растворов для процедур, выполнения подготовительных процедур. Бокс должен быть изолирован от основного помещения, его площадь составляет минимум 8 кв. м. Здесь устанавливают сушильно-вытяжной шкаф, мойки, медицинский шкаф, стиральную машину, дезинфекционные кипятильники и рабочий стол.

Техника безопасности

Лечение в кабинете должно быть безопасным для пациентов и персонала. Поэтому о безопасности нужно позаботиться ещё на стадии проектирования кабинета и выполнении ремонтных работ.

Пол покрывают материалом, который не образует статическое электричество, например деревом или специальным линолеумом.

Стены на высоту 2 м окрашивают масляной краской светлого оттенка, а остальную часть — клеевой краской. Запрещено облицовывать стены керамической плиткой.

В каждом помещении кабинета устанавливают щит с общим рубильником, а в каждой кабине для процедур — пусковой щиток.

Провода должны быть гибкими, качественно изолированными, целостными, а электропроводка — герметичной.

Аппараты в металлических корпусах 01-го и 1-го класса электробезопасности необходимо заземлять (занулять).

Минимум 1 раз в неделю физио-техник проводит профилактический осмотр всех приборов. Медицинская сестра следит за своевременностью проверок и отмечает их в регистрационном журнале.

В кабинете необходимо установить систему приточно-вытяжной вентиляции.

Физиотерапевтическое оборудование

Существует много типов оборудования для кабинета физиотерапии. Поэтому оно подбирается, в зависимости от специфики лечения, которое проводится в медицинском учреждении.

Стандартно в кабинетах устанавливают аппараты для УВЧ- и СВЧ-терапии, магнито-, электро-звуковой и лазерной терапии, электрофорез, аппарат гальванизации, дарсонваль, ртутно-кварцевый облучатель, соллюкс, ингаляторы.

Разработчики предлагают физиотерапевтические комплексы, которые выполняют функции сразу нескольких аппаратов и оказывают электроимпульсное, волновое, магнитное и другие типы физического воздействия.

Кроме аппаратуры, в кабинете необходимы: галаингалятор, УЗ-ингалятор, тонометр, УФ-облучатели (для носоглотки и закрытый), парафинонагреватель, процедурные часы.

Все приборы устанавливают на удалённом расстоянии от кушетки или загораживают токонепроводящим щитком.

Необходимая мебель

Физиотерапевтический кабинет оснащают специальной мебелью. Необходимый минимум: кушетки для осмотра, которые разделяют ширмами; тумбы для приборов, письменный стол, шкаф для хранения и вытяжной шкаф.

Кушетки подбирают, в зависимости от того, какие процедуры будут проводиться. Например, для электросна, массажа или иглоукалывания необходимы комфортные эргономичные модели.

В столе хранят резиновые перчатки, секундомер, сантиметровую ленту, защитные очки.

Всё оборудование и мебель должны отвечать нормам и требованиям к качеству и технике безопасности.

источник

Положение о физиотерапевтическом кабинете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 86

«Детский сад комбинированного вида«Брусничка»

* 663330 Красноярский край, г. Норильск, ул. Бауманская, 23; тел/, e — mail : mdou 86@ bk . ru

Решением Педагогического совета Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 86 «Брусничка» «Детский сад № 86» «Брусничка»

от «__» _________ 20___ года Приказ № _______

о физиотерапевтическом кабинете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Детский сад комбинированного вида «Брусничка» в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

— Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 ;

— Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.1.2660-10 «Содержание и организация режима работы дошкольных образовательных учреждений»,

— Отраслевым стандартом ОСТ № ССБТ(Система стандартов безопасности труда. Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности), утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 ноября 1986 года № 000.

1.2. Положение регулирует деятельность физиотерапевтического кабинета (далее-физиокабинет).

1.3. Положение принимается Педагогическим Советом учреждения и утверждается приказом руководителя учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим Советом и утверждаются приказом руководителя учреждения.

1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2.1 Долечивание по показаниям врача-педиатра и профилактика острых респираторных заболеваний у детей физиотерапевтическими методами лечения и профилактики.

2.2 Проведение лечебно-профилактических, оздоровительных, противоэпидемических, физиотерапевтических мероприятий.

2.3 Просветительская работа с педагогами и родителями с целью повышения их роли в оздоровлении детей и профилактике заболеваний.

3. Организация работы физиотерапевтического кабинета

3.1. Общее руководство работой физиокабинета осуществляется заведующим учреждения. Осуществляет контроль за лечебной и профилактической работой медицинской сестры, надлежащим ведением медицинской документации, обеспечивает организацию работы кабинета, оснащение его аппаратурой.

3.2. Режим работы физиотерапевтического кабинета устанавливается согласно внутреннему трудовому распорядку учреждения.

3.3. Комплектование кадров производится в соответствии со штатным расписанием учреждения.

3.4. Допускаются к работе в физиотерапевтическом кабинете медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение об окончании курсов специализации по физиотерапии, которые подтверждаются каждые 5 лет.

3.5. Отпуск процедур осуществляется на основании направления участкового врача-педиатра медицинского учреждения или врача-педиатра отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

3.6. Физиокабинет располагается в помещении, предусмотренном проектом здания учреждения, и оборудуется в соответствии с требованиями ССБТ

— системы стандартов безопасности труда отделений физиотерапии, общие требования безопасности, ОСТ (отраслевой стандарт) .

3.7. Физиокабинет имеет холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление и вентиляцию, естественное и искусственное освещение, канализацию.

4. Оснащение физиокабинета

4.1. Перечень физиотерапевтического оборудования

источник

Сегодняшний современный день в медицине, куда более развит, нежели это было в нашем детстве. Время движется и это можно заметить невооруженным глазом, соответственно наука делает значительные шаги вперед.

В нашей поликлинике стоят лучшие приборы для лечения детей. В данном разделе хочется сказать пару слов о физиотерапии.

Физиотерапия – это один из важных разделов медицины, который посвящен лечебным воздействиям физических факторов. Сюда входят такие методы лечения, как лазер, ультразвук, магнитные поля, электрический ток, холод, тепло и так далее.

Читайте также:  Особенности этики и деонтологии в физиотерапии

Поликлиника № 32 предлагает посетить такого врача, как физиотерапевт. Именно мы даем шанс получить консультацию для детей. Здесь опытный детский врач физиотерапевт, который решит любые вопросы, связанные с детскими болезнями. В нашем отделении дети выходят здоровыми и мы это доказываем на деле.

Таким образом, после посещения детского врача терапевта вам предстоит (если такой нужен) курс оздоровления при помощи каких-либо процедур. Все зависит от того или иного заболевания. Для этого нам необходим детский врач физиотерапевт, который производит подобное лечение. Для каждой болезни есть свой курс и в нашей поликлинике присутствует все, что вам необходимо для лечения. Остается только произвести запись к врачам, прийти на прием и расписать программу по выздоровлению.

Сюда отнесем такие процедуры как:

  1. Электрофорез
  2. Магнитотерапия
  3. Лазеротерапия
  4. Ультрафиолетовое облучение.

Наши врачи лучшие в вашем городе. Мы помогаем всем детям страны, решаем самые сложные задачи. Многие делают главную ошибку, если не болит, к врачу не идут. Когда начинает болеть, сразу обращаемся. Как правило, необходимо регулярно обращаться к врачам, проходить мед обследование, чтобы знать о состоянии своего здоровья и вести над ним полный контроль. Данные действия будут самыми правильными и надежными.

Наш детский врач физиотерапевт поможет решить любые вопросы, связанные с тем или иным заболеванием. Записывайтесь к нам на прием!

Физиотерапевтические методики лечения нашли широкое применение в педиатрии и сегодня с помощью таких методов врачи активно лечат пациентов и устраняют остаточные явления многих болезней. Многие подобные методы лечения можно применять не только взрослым, но и для грудных малышей, поскольку они безопасны и высокоэффективны.
В то же время физиотерапия в педиатрии имеет свои отличия, ведь маленьким пациентам назначаются совершенно иные дозы воздействия, и все особенности работы с детьми знает детский врач физиотерапевт. Поэтому именно к нему на прием отправляются родители, ребенок которых нуждается в физиотерапии.

В современной физиотерапевтической практике в педиатрии есть множество уникальных процедур, позволяющих излечить ребенка от симптомов той или иной патологии и восстановить его здоровье после перенесенных болезней.
К самым распространенным физиотерапевтическим процедурам, которые используются в педиатрии, можно отнести:

  • массаж;
  • лечебную гимнастику;
  • электротерапию (воздействие гальванического тока; дарсонвализация, электросон и т.д.);
  • фототерапию, включающую в себя использование лучей ультрафиолета;
  • лечение электромагнитными и электрическими полями;
  • тепловую и ультразвуковую терапию;
  • бальнеотерапию и аэрозольную терапию.

Вопрос о санаторно-курортном лечение, необходимом детям с определенными патологиями, также решает врач физиотерапевт, наблюдающий длительное время маленького пациента.

Как правило, маленьким пациентам назначают один лечебный фактор на курс, после окончания которого доктор может подобрать другую схему лечения. Некоторые физиотерапевтические методики можно совмещать, например:

  • массаж + один вид аппаратного лечения;
  • водолечение + одно применение аппарата;
  • сеанс аппаратного воздействия + один сеанс теплолечения и т.д.

Существует некая индивидуальность в использовании физиотерапевтических процедур, которые должен знать опытный специалист. Во-первых, организм ребенка довольно восприимчив к лечебному воздействию, поэтому детям нужно назначать меньшее количество сеансов и меньшие дозы. Во-вторых, неоднократное применение у детей допускается не раньше, чем через два месяца после предыдущего. В-третьих, врач всегда должен присутствовать при проведении лечебного сеанса у ребенка, чтобы контролировать его состояние.

источник

Физиотерапия — метод лечения, где используются не химические факторы (лекарства), а физические: токи, магнитные поля, лазер, ультразвук и др.

Прием ведет врач-физиотерапевт высшей категории
Харитонова Наталья Юрьевна

Методы физиотерапии используются при лечении почти всех болезней. Они активизируют биохимические процессы в организме..

У нас проводятся следующие процедуры:

Прием врача-физиотерапевта 800 КУФ 250

>

Электрофорез 500 Лазеротерапия 450 Воздействие магнитными полями 450 УФО 250 СМТ-терапия 500 УВЧ 450

Электрофорез – метод введения лекарств в организм пациента с помощью слабого постоянного магнитного поля.

Основные показания к применению электрофореза:

  • — патология сердечно-сосудистой системы;
  • — гипертония, гипотония;
  • — рубцы, сформировавшиеся после хирургических вмешательств, травм или воспалений, себорея, купероз; тяжи из соединительной ткани, в том числе спайки, келоидные рубцы, ожоги;
  • — патология суставов и костей – артриты, полиартриты, остеохондроз позвоночника;
  • — патология глаз;
  • — патология ЛОР-органов (тонзиллит, гайморит, отит и т.д.);
  • — воспалительные заболевания мочеполовых органов – цистит, пиелонефрит и т.д.;
  • — хронический бронхит;
  • — патология нервной системы – невриты, радикулиты, плекситы, невралгии, травмы спинного или головного мозга; нарушения сна;
  • — патология пищеварительной системы (гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит, гепатит, колит);
  • — неврозы;
  • — мигрень.

Особенностью метода электрофореза является большая лечебная эффективность, безболезненность процедур, возможность сочетания с другими методами лечебного воздействия.

* Противопоказания: онкологические, кожные, психические заболевания, имплантированные электростимуляторы сердца, ряд заболеваний сердца.

КУФ – воздействие коротковолновыми ультрафиолетовыми лучами.

Показаниями для облучения КУФ-лучами являются:

  • — острые и подострые воспалительные (грибковые, вирусные, бактериальные) заболевания кожи, носоглотки, миндалин и внутреннего уха, раны и пролежни.

Это излучение смертельно для грибков, бактерий, вирусов и других микроорганизмов.

* Противопоказания: гиперчувствительность кожных покровов и слизистых оболочек к ультрафиолету.

УФО – облучатель ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

  • — восполнение недостатка солнечного света у детей;
  • — повышение сопротивляемости организма к различным инфекциям, в том числе гриппу и другим ОРВИ;
  • — профилактики и лечение рахита у детей, лечение пиодермии, распространенных гнойничковых заболеваний кожи и подкожной клетчатки, нормализации иммунного статуса при хронических вялотекущих воспалительных процессах;
  • — болевые симптомы при болезнях и нарушениях работы опорно-двигательного аппарата;
  • — невралгии, миозит и другие заболевания периферической нервной системы;
  • — восстановительный период после переломов, операций;
  • — дефицит витамина D;
  • — утомление, пограничные состояния центральной нервной системы;
  • — анемии, вызванные значительной потерей крови;
  • — повреждения кожного покрова, вызванные обморожениями, ожогами, себореей, рожей;

* Противопоказания: обострения воспалительных заболеваний, нарушения мозгового кровообращения, злокачественные опухоли, нарушения функции печени, почек, вызванные теми или иными заболеваниями, непереносимость ультрафиолетового излучения.

СМТ-терапия (амплипульсотерапия) – это метод электролечения с помощь особых, синусоидальных модулированных токов.

Показаниями для проведения сеансов СМТ–форезов являются (воздействие на более глубоко расположенные органы и ткани человека, дает выраженный обезболивающий эффект):

  • — заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • — посттравматические состояния;
  • — болезни периферической нервной системы;
  • — заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • — хронические бронхо-легочные заболевания;

* Противопоказания: повышенная чувствительность к электрическому току, склонность к тромбообразованию, желчнокаменная и мочекаменная болезнь, острые и подострые заболевания внутренних органов, рассеянный склероз, переломы костей с нефиксированными отломками, онкологические заболевания.

Лазеротерапия – лечение лазером, биостимулирующее воздействие направленного светового потока.

Показания к назначению лазерной физиотерапии:

  • — ЛОР-заболевания (гайморитов, ринитов, синуситов, тонзиллитов);
  • — заболеваний дыхательного аппарата (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких);
  • — болевые синдромы нейрогенного и органического характера;
  • — нарушение иммунного статуса;
  • — сенсибилизация к лекарствам, аллергические проявления;
  • — заболевания воспалительного характера.

Лазеротерапия – активизирует в организме важнейшие биохимические процессы, и клетки обновляются, восстанавливают свою жизнедеятельность, включаются механизмы саморегуляции, естественные силы организма мобилизуются. Под воздействием лазерной терапии расширяются капилляры, улучшается микроциркуляция крови, питание тканей, а все это вместе приводит к тому, что ускоряются процессы заживления в пораженных местах. Лазерная терапия благотворно влияет на иммунитет, уменьшает вязкость крови, усиливает лимфоотток, снижает холестерин, обезболивает, обладает антимикробным, антивирусным и противоаллергенным эффектом.

Магнитная терапия – воздействие магнитными полями.

Создаваемое магнитом магнитное поле абсолютно безопасно, оно свободно и безболезненно проникает сквозь кожу, ткани и кости. Является, прежде всего, естественной терапией.

  • — общее действие на весь организм в целом;
  • — местное действие на отдельно взятый орган;
  • — заболевания бронхо-легочного аппарата (хронический бронхит, бронхиальная астма и др.);
  • — лор-патология (синусит, хронические тонзиллит, отит, фарингит и др.);
  • — заболевания желудочно-кишечного тракта (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, холецистит, колит, гепатит и др.);
  • — заболевания мочеполовой системы (цистит, пиелонефрит, уретрит и др.).

* Противопоказания: онкология, доброкачественные новообразования, склонные к прогрессированию, открытые формы туберкулеза, психические расстройства; повышенная температура тела (38 °С), с большой осторожностью у гипотоников и у людей с низкой ЧCC (менее 60 уд/мин), т.к. снижает артериальное давление.

*Противопоказания в каждом случае определяет врач на приеме.

источник

Физиотерапевтическое отделение (кабинет) является структурным подразделением госпиталя и предназначено для рационального применения научно обоснованных физических лечебных факторов в комплексной терапии и реабилитации больных.

На должность заведующего отделения (кабинета) назначается квалифицированный врач–физиотерапевт, имеющий опыт работы по специальности и обладающий организаторскими способностями. Заведующий отделением (кабинетом) непосредственно подчиняется заместителю начальника госпиталя по медицинской части и организует проведение физиотерапевтического лечения больных.

Заведующий и персонал отделения (кабинета) в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, приказами, инструкциями и методическими указаниями, другими нормативными актами.

Физиотерапевтическое отделение должно иметь кабинеты:

1. Электро- свето- и теплолечения;

3. Кабинет лечебного массажа;

По возможности оборудуются также кабинеты водо- и грязелечения.

Аппаратное и материальное обеспечение физиотерапевтического отделения (кабинета) производится согласно табеля оснащения, а также с учётом возможности обеспечить проведение рекомендуемого примерного перечня физиотерапевтических методов лечения.

В соответствии с правилами устройства, эксплуатации и техники безопасности физиотерапевтических отделений, требованиями санитарных норм и правил физиотерапевтическое отделение должно располагать помещениями для электросветолечения, массажа, лазеротерапии, гидротерапии, теплолечения, ингалятория. При отсутствии в возможности выделения требуемого количества помещений, организация работы физиотерапевтического отделения на имеющихся площадях должна обеспечить те виды физиотерапии, которые наиболее часто востребованы при лечении больных с основными заболеваниями в данном госпитале.

Для проведения большинства физиотерапевтических методов лечения приемлема кабинная система размещения аппаратуры.

Физиотерапия назначается лечащим врачом каждому больному индивидуально с учётом его общего состояния и особенностей течения заболевания. При назначении физиотерапевтического лечения в истории болезни указываются наименование процедур, область применения, дозировка, периодичность и число процедур.

На физиотерапевтическое лечение должны приниматься больные полностью обследованные и с уточнённым диагнозом. Проведение физиопроцедур больным разрешается только после осмотра их врачом-физиотерапевтом и заполнения им процедурной карты. Он несёт ответственность за правильность и обоснованность назначенных больному физиотерапевтических процедур. Врач-физиотерапевт в необходимых случаях, по согласованию с лечащим врачом, может вносить изменения в его назначения, пересмотреть дозировки и количество процедур.

С процедурной картой больной направляется в лечебный кабинет, где медицинская сестра регистрирует его в книге учета больных в амбулатории, в которой отмечаются дата, фамилия, возраст, диагноз больного, номер медицинской книжки, фамилия лечащего врача, назначенное лечение физическими факторами.

Физиотерапевтические процедуры в соответствии с назначением в процедурной карте отпускают медицинские сёстры, имеющие специальную подготовку, под контролем физиотерапевта.

Физиотерапевтические процедуры необходимо отпускать больным через 1,5-2 часа после приёма пищи, всегда в одно и то же время. Во время процедуры больному запрещается спать, читать, притрагиваться к аппаратам, регулировать дозу воздействия. После процедуры больному рекомендуется отдых в течение 30-40 мин в холле или комнате отдыха отделения. Эти правила следует напоминать больным при повторных посещениях. Больного следует также ознакомить с характером ощущений, которые возникают при проведении физиотерапевтического лечения. В случае плохой переносимости больным назначенной процедуры медицинская сестра должна сообщить об этом врачу-физиотерапевту.

Физиотерапевт отмечает в процедурной карте реакцию организма больного на воздействие физических методов лечения и их эффективность. По окончании курса физиотерапевтического лечения аналогичная запись делается и в медицинской книжке.

Процедурные карты хранятся в физиотерапевтическом отделении или архиве госпиталя.

Медицинский персонал обязан ежедневно перед началом работы проверять состояние физиотерапевтической аппаратуры. При обнаружении неисправности аппарат должен быть отключён и об этом сделана запись в контрольно-техническом журнале.

Персонал физиотерапевтического отделения должен быть обучен правилам оказания первой помощи при поражении электрическим током, тепловом ударе и других состояниях, потенциально возможных при проведении физиопроцедур. В отделении, в доступном для персонала месте, должна располагаться аптечка с медикаментами для оказания неотложной медицинской помощи. Также в отделении должны находиться инструкции по соблюдению правил техники безопасности при работе с физиотерапевтической аппаратурой.

Инструктаж по технике безопасности лиц, отпускающих физиотерапевтические процедуры, проводится при приёме на работу, затем повторно – один раз в полугодие и регистрируется в специальном журнале в физиотерапевтическом отделении.

Техническое обслуживание и ремонт физиотерапевтической аппаратуры осуществляет инженерно-технический персонал ремонтных мастерских медицинской техники. Профилактические осмотры аппаратуры проводятся не реже одного раза в две недели, учёт почасовой работы аппаратов – ежеквартально.

Примерный перечень физиотерапевтических методов лечения, применяемых в физиотерапевтическом отделении (кабинете):

Кабинеты отделения оборудуются в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Кабинет для электросветолечения организуется в надземных этажах и оборудуется надёжным заземлением. Трубы, радиаторы водяного отопления и все металлические предметы, имеющие связь с землёй, должны закрываться защитными изолирующими решётками или другими приспособлениями, которые исключают случайный контакт с ними больного. Электрическая арматура (щитки, розетки, выключатели) изготавливаются из токонепроводящего материала. Пусковые щитки должны быть соединены с магистральным щитом кабинета, имеющим общий рубильник.

В кабинетах отделения организуется кабинная система отпуска процедур. Кабина должна иметь следующие размеры: высота стоек – 2,0 м, длина – 2,2 м, ширина – 1,8 м. В кабине допускается размещение не более одного аппарата. Наряду с аппаратом в кабине размещают деревянную кушетку, стул, вешалку. В кабинете вне кабин размещают стол медицинской сестры, на котором находятся процедурные карты и электрические процедурные часы.

Электросветолечение включает процедуры, связанные с терапевтическим воздействием различных видов электромагнитной энергии (токи низкого напряжения, импульсные токи низкой частоты и низкого напряжения, токи и поля высокой, ультравысокой и сверхвысокой частоты, электросон и др.).

Читайте также:  Физиотерапия при фолликулярной ангине

Лазерная терапия проводится в отдельном кабинете или кабине площадью не менее 12 м² на одну кушетку, имеющим защитное заземление и исправную изоляцию. Размещение лазерной установки в помещении должно исключать попадание прямого луча лазера в глаза обслуживающего персонала и пациента. Стены и потолок должны иметь матовое покрытие. При этом стены окрашиваются масляной краской в цвет, способствующий максимальному поглощению отражённых лучей. Полы застилают линолеумом тёмного цвета. Простыни и занавески шьют из материала, имеющего светопоглощающие свойства. Покрытие стен кафелем и использование приборов и предметов с зеркальной поверхностью запрещается. На дверях помещения устанавливается знак лазерной опасности.

Для проведения массажа выделяются отдельные комнаты (кабинеты) из расчёта 12 м² на рабочее место. Кабинет массажа должен быть оборудован умывальником с холодной и горячей водой. При наличии нескольких массажисток рабочее место каждой из них оборудуется в кабинах с помощью матерчатых занавесок. Для проведения массажа используются специальные массажные столы.

При наличии возможности в отделении организуют кабинеты теплолечения и гидротерапии.

Теплолечение предназначено для теплового воздействия на организм пелоидов (иловые грязи, сапропели, торфы) и пелоидоподобных веществ (парафин, озокерит). Для проведения теплолечения требуются следующие помещения : раздевалка, процедурная, кабинеты электрогрязелечения, душевая, комната для лечения грязевыми тампонами, грязевая кухня, помещение для мойки простыней и брезентов, сушильная камера, грязеторфохранилище, комната отдыха для больных, комната для обслуживающего персонала с душевой и индивидуальными шкафами для одежды, туалетные комнаты, подсобные помещения.

Гидротерапии (водолечение) предназначено для наружного применения воды с лечебной и профилактической целями. Методики водолечения с использованием различных устройств аппаратов и приборов требуют специального оборудования помещений, размеры которых определяются объёмом и характером работы поликлиники и количеством водолечебных установок. Водолечебница включает: ванный зал, бассейн для подводного вытяжения, душевой зал, кабинеты для лечебных орошений (кишечных, гинекологических и пр.), кабинеты для укутываний, комнаты персонала, подсобные помещения.

Ингаляционная терапия аэрозольными лекарственными и другими лечебными смесями проводится больным с заболеваниями органов дыхания. Для ее проведения выделяют кабинет площадью из расчета 4 м² на ингаляционный аппарат. Кабинет должен быть оборудован приточно-вытяжной вентилляцией. Проведение ингаляций в кабинете электросветолечения запрещается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Для лечения с помощью физических воздействий в медицинском учреждении или на предприятии санаторно-курортного лечения необходима организация физиотерапевтического отделения. Или, если речь о лечебном учреждении другого типа, то организуется просто кабинет, например, физиотерапевтический кабинет поликлиники. В статье разбираемся, какие требования к физиотерапевтическим кабинетам предъявляются, каким оборудованием комплектуются и какие разрешительные документы нужны.

Порядок оказания физиотерапевтической помощи по акушерско-гинекологическому, кожно-венерологическому, педиатрическому, психиатрическому, противотуберкулезному, стоматологическому и реабилитационному направлениям задается нормативными актами Минздрава РФ. Вместе с тем порядок оснащения отделений физиотерапии по прочим направлениям определяется медицинской клиникой самостоятельно и связан с видами и объемами оказания медпомощи.

Учет всех типов медицинской помощи, которая оказывается в вашем учреждении, удобно вести в программе Клиника Онлайн.

Порядок оказания физиотерапевтической помощи по профилям заболеваний регулируется соответствующими нормативными актами:

  • оснащение отделений физиотерапии ЛПУ акушерско-гинекологического профиля — приказом МЗ РФ №572 от 01.11.2012 г.;
  • оснащение физиотерапевтического отделения психиатрической лечебницы и психоневрологического диспансера ­– приказом Министерства здравоохранения и социального развития №566н от 17.05.2012 г.;
  • оснащение отделения физиотерапии и восстановительного лечения детской поликлиники — приказом Министерства здравоохранения и социального развития №366н от 16.04.2012 г.;
  • оснащение физиотерапевтического кабинета стоматологической клиники — приказом Министерства здравоохранения и социального развития №1496н от 07.12.2011 г.;
  • оснащение физиотерапевтического отделения противотуберкулезного диспансера — приказом МЗ РФ №932н от 15.11.2012 г.;
  • оснащение кабинета физиотерапии кожно-венерологического диспансера — приказом МЗ РФ №924н от 15.11.2012 г.;
  • оснащение физиотерапевтических кабинетов отделений медицинской реабилитации — приказом МЗ РФ №1705н от 29.12.2012 г..

В зависимости от вида лечения к помещению, где оно производится, предъявляются определённые требования. Общие правила стандарта оснащения физиотерапевтического кабинета – такие помещения должны быть сухими и светлыми, и они ни в коем случае не должны быть расположены в подвальных, полуподвальных и цокольных помещения. Проводить физиотерапевтические процедуры в помещениях, пол которых расположен ниже планировочной отметки тротуара более чем на 0,5 метров, запрещается.

Кроме того, для каждого вида процедур есть свои, особенные правила. Приведём несколько примеров.

Для электро- и светолечения площадь помещения должна составлять не менее 6 кв.м. на кушетку, соответственно, при трех кушетках кабинет должна быть не менее 18 кв.м. общей площади. Пол обязательно нужно сделать деревянным или покрыть его специальным линолеумом, в нем не должно быть каверн, больших щелей или неровностей. Не менее чем на 2 метра вверх стены помещения должны быть покрыты масляной краской, обязательно светлых тонов. Облицовка стен керамической плиткой запрещается. Главное требование к помещению физиотерапевтического кабинета – в нем не должно появляться и накапливаться статическое электричество. Сами процедуры должны проводиться в кабинах высотой 2 метра, длиной — 2,2 метра и шириной для стационарных аппаратов 2 метра, а для мобильных – 1,8 метра.

ВАЖНО
В каждом помещении, где проводится электросветолечение, в легкодоступном месте обязательно должен находиться электрощит с автоматическими выключателями, общим рубильником и ограничителем перенапряжения. Электроаппараты должны быть либо заземлены, либо должен проводиться помесячный контроль изоляции – в зависимости от класса электробезопасности. Ежедневный контроль исправности аппаратов проводит медсестра физиотерапевтического кабинета, еженедельный контроль – физиотехник. Неисправности в работе оборудования должны фиксироваться в журнале.

Лазерные установки сами по себе являются одним из источников опасности, в силу специфики излучения. Идеальным вариантом для кабинета физиотерапии является организация отдельного кабинета лазеротерапии (площадью не менее 20 кв.м.), но можно выделить отдельную кабину в кабинете электросветолечения. Потолок и стены такого помещения должны быть окрашены матовой краской, поглощающей красный свет (обычно сине-зеленой). Рядом с лазерной установкой должен быть размещен знак лазерной опасности. При проведении процедур, связанных с лазерным излучением, медперсонал и пациенты должны надевать специальные очки (как правило, поставляются в комплекте с аппаратом).

Для лечения теплом (парафино- и озокеритолечения) необходимо выделить изолированное от прочих помещение с отдельной комнатой для подогрева теплоносителей («кухней»). На пол этих помещений нужно настелить линолеумом, стены «кухни» на высоту не менее 2,5 метров должны быть облицованы глазурованной плиткой, поверхность столов для подогревателей и для формирования прописанных лечащим врачом для каждого пациента доз теплоносителей обязательно должна быть сделана из теплоустойчивого материала. Также в «кухне» должен быть предусмотрен вытяжной шкаф и огнетушитель.

Физиокабинеты, в которых проводятся водо- и грязелечебные процедуры, при организации физиотерапевтического отделения выделяют в специальный блок, соединенный с отделением крытым переходом. Температура воздуха в блоке должна поддерживаться на уровне 25°С, влажность – не более 75%. Электропроводка и пусковые устройства устанавливаются в герметической изоляции. Баллоны со сжатым газом (воздух, углекислота, азот) желательно разместить в подсобном помещении, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей. Приготовление раствора радона необходимо производить в выделенной и специально оснащенной лаборатории (при этом вентиляция должна работать в течении всего рабочего дня).

Отдельные требования предъявляются к оборудованию, которым оснащается физиотерапевтическое отделение.

В РФ можно использовать только ту аппаратуру, которая разрешена к клиническому к применению. Методы лечения и аппараты, находящиеся на рассмотрении в соответствующих органах Минздрава, могут применяться при лечении пациента только после получения его письменного согласия.

Развитие технологий и конструкторской мысли сделало необязательным приобретение отдельных вариантов оборудования для каждого вида лечения. Сегодня существуют физиотерапевтические комбайны — многофункциональные устройства, которыми можно проводить лечебные процедуры различного характера. Например, осуществлять ультразвуковое, магнитное и электрическое воздействие, проводить электрофорез, ингаляции, УВЧ- и КВЧ-терапию. Некоторые модели позволяют проведение вакуумного и лазерного воздействия, импульсного световоздействия. Такой вариант аппаратного оснащения отлично подойдет в небольшой физиотерапевтический кабинет поликлиники.

Конечно, по-прежнему есть и отдельные варианты аппаратов по каждому виду лечения. Например, аппараты лазерной терапии (лазеры)оказывают лечебное бесконтактное воздействие на ткани методом генерации особого вида излучений. Позволяют отказаться от медикаментов (полностью или частично) и хирургического вмешательства (улучшают кровообращение, работу сосудов, активизируют регенерацию тканей, способствуют выводу жидкостей, выработке гормонов и т.д.). Терапевтические лазеры используются в стоматологии, гинекологии, урологии, травматологии и других медицинских сферах.

Ингаляторы и небулайзеры – аппараты, предназначенное для лечения заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Отличие профессиональных аппаратов от бытовых заключается в первую очередь в периоде непрерывной работы. При выборе модели следует учитывать метод подачи препарата, размер дисперсных частиц, габариты прибора.

Аппараты магнитотерапии являются по сути генератором магнитного поля. Волны могут быть низкочастотными, высокочастотными, подаваться в постоянном или переменном, бегущем режиме. Магнитотерапия увеличивает регенерационные способности ткани (кожи, мышц и пр.), что показано при лечении травм, болезнях сосудов, эндокринных расстройствах, женщинам для оздоровления и лечения органов репродуктивной системы, пациентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Аппараты для гальванизации и электрофореза. Метод электрофореза позволяет доставлять лекарственные препараты глубоко в ткани без хирургического вмешательства. Электроток воздействует на салфетки, пропитанные препаратами, и в результате движения ионов между электродами микрочастицы лекарства попадают в пораженный орган. Кроме того, постоянный ток увеличивает лечебный эффект, активирует естественные восстановительные процессы (так называемое «гальваническое воздействие»). Данный метод востребован и широко применяется в неврологии, урологии, косметологии, кардиологии и т. д.

Ультразвуковая терапия (УВЧ-терапия), представляет собой способ лечения на основе воздействия электромагнитного поля и проводится без использования медикаментов. Такая терапия помогает справиться с нарушениями работоспособности дыхательной, мочеполовой, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Более подробный перечень оборудования физиотерапевтического отделения формируется под конкретные требования и профиль медицинского учреждения. Отраслевой стандарт оснащения кабинета физиотерапии для лицензирования вы найдете выше.

Работой физиотерапевтического отделения руководит заведующий отделением (кабинетом). Он контролирует работу персонала (лечебную и профилактическую), обеспечивает организацию работы отделения, оснащение аппаратурой, материалами, спецодеждой, является ответственным по технике безопасности, контролирует ведение документации.

Врач-физиотерапевт – равноправный участник процесса лечения больного, наряду с врачом или врачами, направившими пациента на процедуры. Он вправе корректировать и даже отменять назначения лечащего врача, если они не учитывают выявленные им противопоказания, не учитывают совместимость с принимаемыми пациентом лекарственными средствами или другими назначенными ему лечебными мероприятиями, не соответствуют степени тяжести заболевания или самому заболеванию.

Когда врач-физиотерапевт приходит к итоговому заключению, он вносит свои назначения в Процедурную карту больного, в которой указываются форма воздействия и его параметры, а на схеме-силуэте человека графически отмечается зоны, где оказывается физиотерапевтическое воздействие. В этой же карте медицинская сестра делает отметки по завершению каждой процедуры, указывая фактическую дозировку физического фактора и продолжительность воздействия. После завершения курса процедур в карте фиксируется результат лечения, а сама карта хранится после этого в течение года в физиотерапевтическом отделении (кабинете) или вклеивается в историю болезни.

Важным участником процесса физиотерапевтического лечения является медицинская сестра, прошедшая специальное обучение. Она должна знать стандарт оснащения кабинета физиотерапии, быть рядом с пациентом во время проведения процедур, наблюдать за его состоянием, быть в курсе его ощущений и контролировать показания измерительных приборов, а если больному станет хуже — прекратить физическое воздействие и вызвать врача.

  • рефлексотерапия и мануальная терапия;
  • массаж и лечебная физкультура (ЛФК);
  • водо- и грязелечение;
  • лечение теплом;
  • светолечение;
  • лечение электротоком (с низкой частотой, ультравысокой и высокой);
  • микроволновая терапия;
  • магнитотерапия;
  • лечение ультразвуком;
  • электросон;
  • лазерная терапия.

Сестра должна не только знать и строго соблюдать правила техники безопасности, но и быть в состоянии оказать неотложную медицинскую помощь, если вдруг возникнет такая необходимость. Кроме того, медицинская сестра ведет журнал учета и проводит ежедневный контроль состояния аппаратуры воздействия. Сестра должна знать, что при любой неисправности аппаратура не должна использоваться, а в журнал «Текущий и профилактический ремонт аппаратуры» вносится соответствующая запись.

И последнее по порядку, но не по значению: отделение (кабинет) физиотерапии в больнице или амбулатории должно обладать всем необходимым пакетом разрешительной документации для лицензирования:

  • разрешение (СЭС) об открытии в медучреждении кабинета (отделения) физиотерапии;
  • схема размещения аппаратуры;
  • схема заземления, акт о проверке эффективности заземления (сдается раз в год);
  • журналы текущего осмотра и ремонты аппаратуры, журнал инструктажа персонала;
  • приказ о создании отделения, штатное расписание отделения (с указанием доплаты на лиц, работающих во вредных условиях), должностные инструкции врача-физиотерапевта и медсестер, график работы персонала, документ о режиме работы отделения (кабинета);
  • журналы учета первичных больных, учета процедур и назначений.

Ольга Бисерова, главная медицинская сестра центра медицинской реабилитации «Клиника Института Мозга»

В кабинете физиотерапии всем управляет медицинская сестра.

На что мы обращаем внимание при подборе сестер — это прежде всего сертификат по физиотерапии и, хотя бы небольшой опыт работы. Среди профессиональных качеств должны присутствовать и умение работы с медицинской документацией, и владение ПК, обучаемость, а также, грамотное распределение рабочего времени (ведь расписание для пациентов медсестра составляет сама).

Теперь о главном: личностные качества этого сотрудника. Наши пациенты попадают к нам после перенесенного инсульта для восстановления утраченных функций. И во время процедур многие жалуются на плохое движение, боль в руке или ноге, и в эти моменты задача медицинской сестры не просто выполнить медицинскую «функцию», но проявить чуткость, выслушать пациента, подбодрить добрым словом, рекомендовать более щадящий режим прохождения физиопроцедуры. Попав в кабинет физиотерапии, у пациента должно сложиться ощущение, схожее с тем, если бы он попал в дом к доброй хозяйке. И здесь терапевтическим свойством обладает не только процедура, но и улыбка медсестры. К этому мы стремимся.

источник