* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т. Общие современные принципы применения физиотерапии в психиатрии: деонтологический аспект. Сообщение 3 // Психічне здоров’я. — 2010. — № 3. — С. 7–13.
Духовное лекарство заслуживает право на такое же место, как и весь прочий аптекарский припас Исключительно важной проблемой для врачей любой специальности, в т. ч. психиатров и физиотерапевтов, является деонтология и медицинская этика, которые являются основой воспитания медицинских работников в духе высоких гуманистических, морально-этических и эстетических принципов, требуют от них постоянного совершенствования профессионального уровня [1–3]. Деонтология (от греч. δεον (δεοντος) — должное, необходимое и λογος — слово, учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Данный термин введён английским философом И. Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом, науки о поведении человека любой профессии. Частью общей деонтологии является медицинская, или врачебная, деонтология, изучающая принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. В современной системе охраны здоровья деонтология — это медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Она включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и в системе «врач–пациент». Или медицинская деонтология (по Н. Н. Петрову и Г. А. Царегородцеву) — учение о должном поведении медицинского персонала, направленное на максимальное повышение общественной полезности и максимальное устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы [4]. Основными аспектами медицинской деонтологии являются врач и пациент, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента. К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе и на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, нетрадиционная медицина, искусственное оплодотворение, эвтаназия, пренатальная диагностика [4]. Здесь уместно вспомнить слова академика А. Ф. Билибина о том, что врачебная деонтология — это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки [5]. Деонтологические проблемы физиотерапии мало разработаны и получили освещение лишь в нескольких публикациях [1, 6, 7]. Между тем развитие деонтологии достигло того уровня, при котором и для неё характерен процесс дифференциации и систематизации, свойственный развитию медицины в целом. Поэтому хотелось бы в настоящей работе восполнить эти пробелы, касающиеся деонтологических принципов, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии [8, 9] и использоваться при осуществлении данного вида лечения. В доступной нам специальной отечественной и зарубежной литературе не удалось найти освещения деонтологических принципов, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии [2, 10] и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Целью нашей работы явился анализ опубликованных отечественных и зарубежных научных работ, международных правовых документов, а также собственного накопленного клинического опыта, посвящённых деонтологическим принципам, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Материал и методы исследования. Проведён теоретический анализ большого ряда отечественных и зарубежных научных работ, международных правовых документов, а также собственного накопленного опыта, в которых освещаются деонтологические принципы, которые могли бы отвечать общим принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Проанализирован накопленный нами опыт применения физико-психофармакологических методов лечения (трансцеребральные гальванизация и электрофорез, центральная электроаналгезия, электросон и электросон-электрофорез) в комплексной терапии шизофрении и других психических расстройств более чем у 670 пациентов Сабуровой дачи в возрасте от 18 до 60 лет. Методы исследования: исторический, теоретический, системный, клинико-психопатологический и экспертный. Результаты и их обсуждение. Медицинская профессия всегда подчинялась деонтологическим принципам, разработанным, первым долгом, во благо пациента. Общие принципы медицинской деонтологии, включающей совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, верны и для психиатрии и физиотерапии [2, 10–15]. Однако деятельность физиотерапевта протекает в особых профессиональных условиях, что обусловливает некоторую специфичность деонтологических принципов в физиотерапии при лечении психических расстройств. Среди известных особенностей деятельности физиотерапевтов следует упомянуть лишь основные [1]. Первая из них заключается в том, что деятельность физиотерапевта осуществляется в своеобразной многокомпонентной системе, составными элементами которой являются: 1) психически больной; 2) медицинская сестра; 3) физиотерапевтический аппарат; 4) лечащий врач — психиатр. Физиотерапевт осуществляет сложное взаимодействие между всеми составными элементами системы, а сам, как правило, не ставит диагноз и не проводит лечебных процедур. Кроме этого, физиотерапевтическая аппаратура в какой-то степени разделяет врача и больного, девальвирует представления о ценности и значении психологического контакта во врачебной деятельности, необходимости индивидуального лечения, что также предъявляет повышенные требования к деонтологическому потенциалу физиотерапевтов. Вторая особенность обусловлена природой и механизмом влияния лечебных физических факторов на организм. В основе действия физиотерапевтических факторов лежит системная реакция, стержнем которой являются условно-рефлекторный рефлекс и следовые влияния в психопатологии. Поэтому лечение физическими факторами предполагает в качестве важнейшего условия обязательное соблюдение деонтологических принципов. Оно во многом определяет как реакцию организма на физиотерапевтическое воздействие, так и эффективность лечения, в конечном счёте. Третья особенность состоит в том, что профессия физиотерапевта многогранна, требует овладения основами многих клинических специальностей, в практике которых физические методы занимают достойное место. Если учесть множество врачебных специальностей, то получается, что он должен мыслить, как психиатр, терапевт, педиатр, невролог, травматолог, хирург, акушер-гинеколог и т. д., а действовать как физиотерапевт. В этой связи столь же обширными должны быть и деонтологические знания у работающих в этой специализированной отрасли медицины. Проблемы деонтологии включают все стороны работы физиотерапевта и добавляют свои особенности в связи с работой в специализированном психиатрическом учреждении (подразделении). На этих аспектах его профессиональной деятельности, определяющих, как нам представляется, деонтологические принципы, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения, целесообразно остановиться подробнее. 1. Создание охранительного режима в физиотерапевтическом отделении (кабинете) имеет важное деонтологическое значение, которому физиотерапевт должен постоянно уделять внимание. Больного на протяжении всего процесса лечения должны окружать тишина, чистота, удобные и уютные условия для ожидания процедуры и отдыха после неё. Решению данной задачи не способствуют большие очереди у кабинета, шумные разговоры больных и персонала, неадекватное поведение пациентов в силу наличия психических расстройств, поспешность в проведении процедур и их проведение в иное, чем врачом назначенное, время, а также недоброжелательность медицинской сестры. 2. Первая встреча (беседа) врача с больным имеет огромное значение не только деонтологическое, но и для успешного лечения физическими факторами. Прямым нарушением деонтологических принципов применения физиотерапии в психиатрии является избегание встреч с больным, назначение физиотерапевтических процедур по истории болезни или по направлению лечащего врача. Нельзя забывать, что лечение — это прежде всего процесс взаимодействия врача и больного. Во время этой встречи физиотерапевт должен получить полное представление о характере заболевания, его психическом статусе, наличии сопутствующей патологии и в соответствии с этим назначить лечение. Врач должен разъяснить суть назначенных лечебных процедур, вызываемых ими ощущений, рекомендовать больному, как себя вести во время физиотерапевтического лечения и после него, каков должен быть порядок приёма лечебных воздействий. При этом необходимо помнить, что при лечении психически больных необходимо ориентироваться на параметры аппаратуры, а не на ощущения больных, т. к. порог чувствительности у них нередко изменяется. Важно сразу добиться продуктивного контакта с больным, вселить уверенность в полезность и эффективность назначенных процедур, создать доминантную установку на физиотерапевтическое воздействие, что значительно повышает терапевтический эффект. 3. Особую деонтологическую окраску приобретают повторные встречи с больным. Они помогают оценить адекватность, динамику, переносимость и безопасность назначенного лечения. Важно помнить, что лечение должно быть динамичным в зависимости от течения психических расстройств и изменений в состоянии больных. Неизменённые и шаблонные назначения или схемы лечения быстро приходят в несоответствие с изменяющимся состоянием больных, что приводит в свою очередь к тому, что лечение становится менее эффективным либо вообще не даёт результата. 4. С деонтологических позиций должен рассматриваться и вопрос об анализе результатов лечения, что прямо влияет на деонтологический потенциал всей лечебной работы. С одной стороны, результат лечения — это венец, итог всей лечебной деятельности, смысл и цель всего, что делает врач и весь персонал отделения, их реальная помощь больному. С другой стороны, анализ результатов лечения — это школа самообучения врачей и медицинского персонала, школа совершенствования профессиональных знаний и приобретения клинического мышления. 5. Соблюдение деонтологических принципов при отмене физиотерапевтом назначаемых лечащим врачом физиотерапевтических процедур. Врачи клинических специальностей, в т. ч. и психиатры, к сожалению, недостаточно владеют знаниями по физиотерапии. Изменять назначения следует в высшей степени корректно, нисколько не принижая авторитета лечащего врача, с которым больной контактирует постоянно, тогда как с физиотерапевтом контакт лишь временный. Необходимо помнить, что лечащий врач — инициатор, координатор, организатор и основной исполнитель коллегиальной лечебной работы. Уместно подчеркнуть, что физиотерапевт не вправе делиться сомнениями в правильности действий своего предшественника или лечащего врача с пациентом, а тем более открыто осуждать тактику другого. Такое поведение должно рассматриваться как серьёзное нарушение деонтологии, как тяжёлый врачебный проступок, который неизбежно отразится на авторитете врача и успешности дальнейшего лечения. 6. Одним из важнейших принципов современной физиотерапии является преемственность лечения [16]. Физиотерапевт обязан уточнить, какие физиотерапевтические процедуры получил ранее больной и когда, как он их переносил и какой они дали результат, без чего нельзя добиться максимально возможного терапевтического эффекта. Нельзя забывать физиотерапевту и психиатру о возможной первичной резистентности (и непереносимости) к физиотерапевтическим процедурам, обусловленной индивидуальными особенностями организма, прежде всего особенностями его биоэнергетики и биорегуляции. Встречается она чаще всего у тучных людей, а также у перенёсших интоксикацию, обширные ожоги, злоупотребляющих курением и алкоголем. Вторичная резистентность обнаруживается после начала лечения и чаще всего связана с передозировкой или неадекватностью физиотерапевтических процедур, что нередко встречается при лечении больных с психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями. 7. Важным деонтологическим принципом для физиотерапевта следует считать и учёт пожеланий больного, естественно, в нашем случае с учётом степени выраженности и характера психических расстройств, а также критики к своему состоянию. Практика утверждает, что не самая эффективная с профессиональной точки зрения, но желаемая больным процедура нередко даёт лучший терапевтический результат, чем более показанная, но менее нравящаяся больным. Патерналистский подход, отрицающий желание больного, в профессии физиотерапевта должен считаться недопустимым явлением, за исключением редких случаев в процессе применения физических факторов при лечении психических расстройств. Необходимо подчеркнуть, что разговор врача с больным должен быть убедительным, внушать больному уверенность, стремление следовать врачебным рекомендациям [1]. В этой связи известный клиницист М. В. Черноруцкий [17] справедливо говорил: «Каждый врач, чтобы с успехом выполнять свои высокие и благородные обязанности, должен в какой-то мере быть и психологом и психотерапевтом». От себя хочется добавить, что при применении физиотерапии в психиатрии физиотерапевту не помешают знания основ психиатрии. Владение врачебным словом совершенно одинаково обязательно как для каждого психиатра, так и для каждого физиотерапевта, входит в курс их прямых обязанностей, умений, в их профессиональную подготовку. Ведь не зря говорят, что разговор врача с больным — искусство. 8. Важным в работе физиотерапевта является обучение деонтологическим принципам медицинской сестры, с которой больной общается больше, чем с врачом. Решению этой задачи способствуют специальные и обязательные для всех работников отделения деонтологические семинары, на которых обсуждаются общие вопросы, проблемы, анализируются конкретные нарушения, жалобы, конфликты, случаи психологической несовместимости в коллективе, проводится обучение служебному этикету. Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета должна в совершенстве владеть профессиональными навыками и уметь продуктивно работать с больными, а именно: информировать об их правах, правилах поведения до процедуры, во время и после неё, о сути вызываемых физическим фактором ощущений и реакций, о целесообразности отдыха после процедуры и т. п. Важным деонтологическим моментом считается не только постоянное наблюдение медицинской сестры за состоянием больного и показаниями аппаратуры, но и уважительное обращение с ним. Дефекты и нарушения работы физиотерапевтической медицинской сестры, нарушения ею деонтологических норм и принципов могут приводить к негативной психогении — сестрогении. Желательно, чтобы процедуры проводились одной и той же сестрой, в одно и тоже время, в одной и той же кабине, в удобном для больного положении. Возникающий при этом определённый стереотип позволяет закрепить условно-рефлекторные связи, что положительно сказывается на лечении [1, 7, 16]. 9. Установление основанных на взаимоуважении и взаимодоверии отношений между медицинской сестрой и врачом является одним из необходимых условий успешного лечения больных физическими методами и важнейшим элементом деонтологии применения физиотерапии в психиатрии. Совершенно недопустимо, чтобы медицинская сестра не соблюдала указанные в физиотерапевтическом рецепте параметры воздействия, критиковала назначение врача или самовольно отменяла применяемые больными процедуры. Как это ни парадоксально, но этим чаще всего грешит опытный персонал. Врач, особенно начинающий, иногда может допустить ошибку. В этом случае медицинской сестре следует сообщить о ней врачу, и вместе они должны внести коррекцию в назначенное лечение. Надо во имя истины уметь признавать свои ошибки, поступаться в интересах больного самолюбием и собственной амбицией. Если же врач действительно принял решение о проведении физиотерапевтической процедуры при особых или необычных дозиметрических параметрах, то он, по мнению В. С. Улащика (1991), по аналогии с требованиями фармакопеи, выписывая физиотерапевтический рецепт, должен поставить восклицательный знак как символ того, что хорошо продумал своё назначение [1]. 10. При лечении физическими факторами важное значение следует придавать психотерапии, потому что психоэмоциональное состояние заметно влияет на эффективность проводимого лечения. В этой связи ещё великие философы древности постоянно подчёркивали, что нельзя лечить тело, не врачуя душу, ибо тело и душа едины и неразделимы. Физиотерапевтические методы активизируют или уравновешивают возбудимые и тормозные процессы, увеличивают их подвижность, благоприятно влияют на психику и мотивации, способствуют снятию утомления, повышают общий тонус, чем создают благоприятную почву для последующего применения различных методов психотерапии. Как отмечали многие исследователи [1, 7, 15], наиболее эффективным способом устранения чувства тревоги, внутреннего напряжения, беспокойства, коррекции нарушений в индивидуальных психоэмоциональных реакциях психически больных в процессе назначения и проведения физиотерапии является разъяснительная или рациональная психотерапия. Беседы следует проводить систематически на протяжении всего курса лечения. В них важно констатировать положительные сдвиги в течении заболевания, достигаемые с помощью физических факторов. Кроме этого, хороший психоэмоциональный фон для лечения психически больных физическими факторами создаёт пропаганда физиотерапевтических и психофармакотерапевтических знаний. Поэтому врачи должны осознавать, что без активной работы в этом направлении сохранять высокий авторитет упомянутых специальностей, достичь успехов в укреплении здоровья с помощью физиотерапевтических средств и создать нужную психоэмоциональную настройку больных на лечение физическими факторами вряд ли возможно. 11. Серьёзные проблемы возникают перед психиатрами и физиотерапевтами при внедрении новых методов лечения. Этот сложный процесс требует строгого соблюдения определённых и регламентированных правил, в т. ч. и деонтологических принципов, налагает особую ответственность на врачей. Многое здесь остается спорным. Ясно лишь главное — внедрение нового метода должно проводится лишь в тех случаях, когда имеются убедительные данные (экспериментальные и клинические) о его большей эффективности и других достоинствах по сравнению с известными методами. Практика же даёт немало примеров применения в лечебных или реабилитационных целях недостаточно обоснованных и плохо проверенных физиотерапевтических методов и методик [1, 18, 19]. И дело здесь, как нам представляется, не только в деонтологических нарушениях и профессиональных недостатках. 12. Деонтологическое значение имеет и профессиональная подготовка физиотерапевта. Только грамотному врачу, владеющему секретами специальности, будут доверять больные и медицинский персонал, что является необходимым условием успешного лечения. На развитие физиотерапии существенно влияют успехи физики и техники, достижения медико-биологической науки, клинических и смежных дисциплин. Более того, постоянную работу над собой, развитую профессиональную способность к неустанной учёбе и постоянному совершенствованию многие специалисты считают основополагающей чертой врачебного характера [1, 2, 19]. Ещё М. Я. Мудров в своё время подчёркивал, что во врачебном деле нет людей, закончивших свою науку [20]. 13. Одним из важных деонтологических принципов является соблюдение врачебной тайны. Физиотерапевту нередко приходиться назначать процедуры больным с психическими расстройствами, с новообразованиями или оперированным ранее по поводу этой патологии. Иногда пациент не догадывается о своём заболевании, просит назначить ему процедуры, которые прежде вызывали улучшение состояния, но в настоящее время не показаны. В таком случае физиотерапевт должен осторожно и тактично убедить пациента в том, что в настоящее время более эффективен будет другой метод физиотерапевтического лечения. 14. Деонтологические аспекты в физиотерапии весьма разнообразны. Одним из них является общение с контингентом больных пожилого и старческого возраста, страдающих психическими расстройствами. Эта группа больных требует от врачей и всех медицинских работников большего внимания, терпимости и сострадания. Несомненно, при лечении такой категории больных требуются специальные знания особенностей применения физиотерапии в пожилом возрасте [7, 21, 22]. Проблемы деонтологии в физиотерапии далеко неисчерпаемы и можно лишь в настоящее время очертить их некоторые стороны, что и сделано в настоящей работе. Поднятые в ней вопросы деонтологического аспекта применения физиотерапии в психиатрии должны привлечь, как нам думается, к этим проблемам внимание как практических врачей, так и научных работников, что будет способствовать научной обоснованности отмеченных выше принципов, содействовать пропаганде данных дисциплин, улучшению качества психиатрической и физиотерапевтической помощи, а также повышению качества лечения указанного контингента больных. Выводы. Таким образом, в доступной специальной отечественной и зарубежной литературе нам удалось найти освещение деонтологических принципов с учётом собственного накопленного клинического опыта, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Однако и в представленном виде они, на наш взгляд, будут способствовать лучшему пониманию и усвоению основ использования лечебных физических факторов в современной медицине вообще и в психиатрии в частности, что в свою очередь приведёт к улучшению качества жизни психически больных и будет иметь определённый экономический эффект. Бесспорно, деонтологический аспект, который мог бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения, требует дальнейшей доработки и уточнения. Выражение признательности Автор выражает особую благодарность и признательность заслуженному деятелю науки и техники Украины, профессору, доктору медицинских наук И. И. Кутько и профессору, доктору медицинских наук В. И. Маколинцу за конструктивные замечания, которые в значительной степени помогли сделать работу более понятной и уточнить многие аспекты.
источник 1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. 3 2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 5 2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении. 5 2.2. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней. 8 2.3. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике. 10 3. Современные правила этики и деонтологии. 14 Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией. Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой. 1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу». Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы. Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948. Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества». Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе. Россия оказалась сегодня втянутой в водоворот исторических катаклизмов — перехода из социализма к капитализму. Это касается не только экономических основ, но и нравственности целого народа. Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от многих ограничений к полной — увы, вплоть до анархической — свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных потерь. Маятник наших аскетических моральных устоев с формально провозглашенными равенством, братством, свободой, пройдя нулевую отметку, перешел в противоположную позицию вседозволенности, корысти, жестокости, безнравственности. Наверное, мы это испытание выдержим, но пока революционный поток смел наши представления о добре и зле, противопоставил нашу почти патриархальную ментальность жажде наживы, власти чистогана. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже обозначаются светлые новые ценности: права личности, права человека, который перестает быть лишь частицей целого, а начинает выступать как свободная и самодостаточная величина. Список литературы 1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г. 2. http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология» 3. http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология», 4. http://www.saminfo.ru «Некоторые проблемы медицинской биоэтики» Тельнова К.И., доцент СамГМУ 1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. 3 2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 5 2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении. 5 2.2. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней. 8 2.3. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике. 10 3. Современные правила этики и деонтологии. 14 Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией. Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой. 1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу». Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы. Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948. Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества». Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. источник Медицина, обладающая богатым опытом помощи больному человеку, имеет определенную специфику, которая отличает ее от других видов человеческой деятельности. Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только уровнем чисто профессиональных знаний и умений медицинских работников. Специфика медицины заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного общения медперсонала с больным человеком. Поэтому моральные и нравственные качества медицинского работника имеют очень важное значение в его деятельности. Прежде всего целесообразно вспомнить, что такое мораль и этика. Мораль (от лат. «moralis» — нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества. Этика (от греч. «ethos» — нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д. Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе. Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе». В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией. В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. В каждой профессии есть свои деонтологические нормы и особенности. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon» — должное, «logos» — учение. Таким образом, деонтология — это учение о должном, а медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, то есть правила поведения врачей и медицинского персонала, долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу». Деонтология как наука изучает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больным человеком, пациентом. Медицинская этика рассматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение медработников с больным и его родственниками, медработников между собой, с обществом, положение и роль медицинского работника в социуме. Таким образом, медицинские этика и деонтология изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям: — медицинский работник – больной; — медицинский работник – родственники больного; — медицинский работник – медицинский работник; — медицинский работник – общество. Характеризуя далее эти аспекты, следует иметь в виду, что составляющие их положения пересекаются, так как характеризуют общечеловеческие ценности. 1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. 2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства. 3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например: канцерофобия — боязнь заболеть раком). Медицинскому работнику важно соблюдать в своей работе основной принцип медицины: «Прежде всего не вреди» – «Primum non nocere». 4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием. 5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. 6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. 7. Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы. 8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностей психики. При общении с мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является умение добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, то допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками пациента с профессионально грамотным объяснением причин и сути возникших проблем. 1. Работа в отделении больницы или поликлиники должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности старшему. 2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета. 3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение случаев, вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры, следует проводить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия, то их необходимо обсудить без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили. ». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий. 4. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным — они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны — не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Кроме того, у среднего и младшего медицинского персонала должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности. Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, и в случаи нужды, с готовностью помогает им словом и делом. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9778 — | 7663 — или читать все. источник
|