Меню Рубрики

Особенности этики и деонтологии в физиотерапии

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т. Общие современные принципы применения физиотерапии в психиатрии: деонтологический аспект. Сообщение 3 // Психічне здоров’я. — 2010. — № 3. — С. 7–13.

Духовное лекарство заслуживает право на такое же место, как и весь прочий аптекарский припас

Исключительно важной проблемой для врачей любой специальности, в т. ч. психиатров и физиотерапевтов, является деонтология и медицинская этика, которые являются основой воспитания медицинских работников в духе высоких гуманистических, морально-этических и эстетических принципов, требуют от них постоянного совершенствования профессионального уровня [1–3]. Деонтология (от греч. δεον (δεοντος) — должное, необходимое и λογος — слово, учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Данный термин введён английским философом И. Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом, науки о поведении человека любой профессии. Частью общей деонтологии является медицинская, или врачебная, деонтология, изучающая принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

В современной системе охраны здоровья деонтология — это медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Она включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и в системе «врач–пациент». Или медицинская деонтология (по Н. Н. Петрову и Г. А. Царегородцеву) — учение о должном поведении медицинского персонала, направленное на максимальное повышение общественной полезности и максимальное устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы [4].

Основными аспектами медицинской деонтологии являются врач и пациент, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента. К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе и на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, нетрадиционная медицина, искусственное оплодотворение, эвтаназия, пренатальная диагностика [4]. Здесь уместно вспомнить слова академика А. Ф. Билибина о том, что врачебная деонтология — это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина врачевания, вершина врачебной подготовки [5].

Деонтологические проблемы физиотерапии мало разработаны и получили освещение лишь в нескольких публикациях [1, 6, 7]. Между тем развитие деонтологии достигло того уровня, при котором и для неё характерен процесс дифференциации и систематизации, свойственный развитию медицины в целом. Поэтому хотелось бы в настоящей работе восполнить эти пробелы, касающиеся деонтологических принципов, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии [8, 9] и использоваться при осуществлении данного вида лечения. В доступной нам специальной отечественной и зарубежной литературе не удалось найти освещения деонтологических принципов, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии [2, 10] и использоваться при осуществлении данного вида лечения.

Целью нашей работы явился анализ опубликованных отечественных и зарубежных научных работ, международных правовых документов, а также собственного накопленного клинического опыта, посвящённых деонтологическим принципам, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения.

Материал и методы исследования. Проведён теоретический анализ большого ряда отечественных и зарубежных научных работ, международных правовых документов, а также собственного накопленного опыта, в которых освещаются деонтологические принципы, которые могли бы отвечать общим принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Проанализирован накопленный нами опыт применения физико-психофармакологических методов лечения (трансцеребральные гальванизация и электрофорез, центральная электроаналгезия, электросон и электросон-электрофорез) в комплексной терапии шизофрении и других психических расстройств более чем у 670 пациентов Сабуровой дачи в возрасте от 18 до 60 лет. Методы исследования: исторический, теоретический, системный, клинико-психопатологический и экспертный.

Результаты и их обсуждение. Медицинская профессия всегда подчинялась деонтологическим принципам, разработанным, первым долгом, во благо пациента. Общие принципы медицинской деонтологии, включающей совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, верны и для психиатрии и физиотерапии [2, 10–15]. Однако деятельность физиотерапевта протекает в особых профессиональных условиях, что обусловливает некоторую специфичность деонтологических принципов в физиотерапии при лечении психических расстройств. Среди известных особенностей деятельности физиотерапевтов следует упомянуть лишь основные [1].

Первая из них заключается в том, что деятельность физиотерапевта осуществляется в своеобразной многокомпонентной системе, составными элементами которой являются: 1) психически больной; 2) медицинская сестра; 3) физиотерапевтический аппарат; 4) лечащий врач — психиатр. Физиотерапевт осуществляет сложное взаимодействие между всеми составными элементами системы, а сам, как правило, не ставит диагноз и не проводит лечебных процедур. Кроме этого, физиотерапевтическая аппаратура в какой-то степени разделяет врача и больного, девальвирует представления о ценности и значении психологического контакта во врачебной деятельности, необходимости индивидуального лечения, что также предъявляет повышенные требования к деонтологическому потенциалу физиотерапевтов.

Вторая особенность обусловлена природой и механизмом влияния лечебных физических факторов на организм. В основе действия физиотерапевтических факторов лежит системная реакция, стержнем которой являются условно-рефлекторный рефлекс и следовые влияния в психопатологии. Поэтому лечение физическими факторами предполагает в качестве важнейшего условия обязательное соблюдение деонтологических принципов. Оно во многом определяет как реакцию организма на физиотерапевтическое воздействие, так и эффективность лечения, в конечном счёте.

Третья особенность состоит в том, что профессия физиотерапевта многогранна, требует овладения основами многих клинических специальностей, в практике которых физические методы занимают достойное место. Если учесть множество врачебных специальностей, то получается, что он должен мыслить, как психиатр, терапевт, педиатр, невролог, травматолог, хирург, акушер-гинеколог и т. д., а действовать как физиотерапевт. В этой связи столь же обширными должны быть и деонтологические знания у работающих в этой специализированной отрасли медицины.

Проблемы деонтологии включают все стороны работы физиотерапевта и добавляют свои особенности в связи с работой в специализированном психиатрическом учреждении (подразделении). На этих аспектах его профессиональной деятельности, определяющих, как нам представляется, деонтологические принципы, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения, целесообразно остановиться подробнее.

1. Создание охранительного режима в физиотерапевтическом отделении (кабинете) имеет важное деонтологическое значение, которому физиотерапевт должен постоянно уделять внимание. Больного на протяжении всего процесса лечения должны окружать тишина, чистота, удобные и уютные условия для ожидания процедуры и отдыха после неё. Решению данной задачи не способствуют большие очереди у кабинета, шумные разговоры больных и персонала, неадекватное поведение пациентов в силу наличия психических расстройств, поспешность в проведении процедур и их проведение в иное, чем врачом назначенное, время, а также недоброжелательность медицинской сестры.

2. Первая встреча (беседа) врача с больным имеет огромное значение не только деонтологическое, но и для успешного лечения физическими факторами. Прямым нарушением деонтологических принципов применения физиотерапии в психиатрии является избегание встреч с больным, назначение физиотерапевтических процедур по истории болезни или по направлению лечащего врача. Нельзя забывать, что лечение — это прежде всего процесс взаимодействия врача и больного.

Во время этой встречи физиотерапевт должен получить полное представление о характере заболевания, его психическом статусе, наличии сопутствующей патологии и в соответствии с этим назначить лечение. Врач должен разъяснить суть назначенных лечебных процедур, вызываемых ими ощущений, рекомендовать больному, как себя вести во время физиотерапевтического лечения и после него, каков должен быть порядок приёма лечебных воздействий. При этом необходимо помнить, что при лечении психически больных необходимо ориентироваться на параметры аппаратуры, а не на ощущения больных, т. к. порог чувствительности у них нередко изменяется. Важно сразу добиться продуктивного контакта с больным, вселить уверенность в полезность и эффективность назначенных процедур, создать доминантную установку на физиотерапевтическое воздействие, что значительно повышает терапевтический эффект.

3. Особую деонтологическую окраску приобретают повторные встречи с больным. Они помогают оценить адекватность, динамику, переносимость и безопасность назначенного лечения. Важно помнить, что лечение должно быть динамичным в зависимости от течения психических расстройств и изменений в состоянии больных. Неизменённые и шаблонные назначения или схемы лечения быстро приходят в несоответствие с изменяющимся состоянием больных, что приводит в свою очередь к тому, что лечение становится менее эффективным либо вообще не даёт результата.

4. С деонтологических позиций должен рассматриваться и вопрос об анализе результатов лечения, что прямо влияет на деонтологический потенциал всей лечебной работы. С одной стороны, результат лечения — это венец, итог всей лечебной деятельности, смысл и цель всего, что делает врач и весь персонал отделения, их реальная помощь больному. С другой стороны, анализ результатов лечения — это школа самообучения врачей и медицинского персонала, школа совершенствования профессиональных знаний и приобретения клинического мышления.

5. Соблюдение деонтологических принципов при отмене физиотерапевтом назначаемых лечащим врачом физиотерапевтических процедур. Врачи клинических специальностей, в т. ч. и психиатры, к сожалению, недостаточно владеют знаниями по физиотерапии. Изменять назначения следует в высшей степени корректно, нисколько не принижая авторитета лечащего врача, с которым больной контактирует постоянно, тогда как с физиотерапевтом контакт лишь временный. Необходимо помнить, что лечащий врач — инициатор, координатор, организатор и основной исполнитель коллегиальной лечебной работы. Уместно подчеркнуть, что физиотерапевт не вправе делиться сомнениями в правильности действий своего предшественника или лечащего врача с пациентом, а тем более открыто осуждать тактику другого. Такое поведение должно рассматриваться как серьёзное нарушение деонтологии, как тяжёлый врачебный проступок, который неизбежно отразится на авторитете врача и успешности дальнейшего лечения.

6. Одним из важнейших принципов современной физиотерапии является преемственность лечения [16]. Физиотерапевт обязан уточнить, какие физиотерапевтические процедуры получил ранее больной и когда, как он их переносил и какой они дали результат, без чего нельзя добиться максимально возможного терапевтического эффекта. Нельзя забывать физиотерапевту и психиатру о возможной первичной резистентности (и непереносимости) к физиотерапевтическим процедурам, обусловленной индивидуальными особенностями организма, прежде всего особенностями его биоэнергетики и биорегуляции. Встречается она чаще всего у тучных людей, а также у перенёсших интоксикацию, обширные ожоги, злоупотребляющих курением и алкоголем. Вторичная резистентность обнаруживается после начала лечения и чаще всего связана с передозировкой или неадекватностью физиотерапевтических процедур, что нередко встречается при лечении больных с психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями.

7. Важным деонтологическим принципом для физиотерапевта следует считать и учёт пожеланий больного, естественно, в нашем случае с учётом степени выраженности и характера психических расстройств, а также критики к своему состоянию. Практика утверждает, что не самая эффективная с профессиональной точки зрения, но желаемая больным процедура нередко даёт лучший терапевтический результат, чем более показанная, но менее нравящаяся больным. Патерналистский подход, отрицающий желание больного, в профессии физиотерапевта должен считаться недопустимым явлением, за исключением редких случаев в процессе применения физических факторов при лечении психических расстройств. Необходимо подчеркнуть, что разговор врача с больным должен быть убедительным, внушать больному уверенность, стремление следовать врачебным рекомендациям [1]. В этой связи известный клиницист М. В. Черноруцкий [17] справедливо говорил: «Каждый врач, чтобы с успехом выполнять свои высокие и благородные обязанности, должен в какой-то мере быть и психологом и психотерапевтом». От себя хочется добавить, что при применении физиотерапии в психиатрии физиотерапевту не помешают знания основ психиатрии.

Владение врачебным словом совершенно одинаково обязательно как для каждого психиатра, так и для каждого физиотерапевта, входит в курс их прямых обязанностей, умений, в их профессиональную подготовку. Ведь не зря говорят, что разговор врача с больным — искусство.

8. Важным в работе физиотерапевта является обучение деонтологическим принципам медицинской сестры, с которой больной общается больше, чем с врачом. Решению этой задачи способствуют специальные и обязательные для всех работников отделения деонтологические семинары, на которых обсуждаются общие вопросы, проблемы, анализируются конкретные нарушения, жалобы, конфликты, случаи психологической несовместимости в коллективе, проводится обучение служебному этикету.

Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета должна в совершенстве владеть профессиональными навыками и уметь продуктивно работать с больными, а именно: информировать об их правах, правилах поведения до процедуры, во время и после неё, о сути вызываемых физическим фактором ощущений и реакций, о целесообразности отдыха после процедуры и т. п.

Важным деонтологическим моментом считается не только постоянное наблюдение медицинской сестры за состоянием больного и показаниями аппаратуры, но и уважительное обращение с ним. Дефекты и нарушения работы физиотерапевтической медицинской сестры, нарушения ею деонтологических норм и принципов могут приводить к негативной психогении — сестрогении. Желательно, чтобы процедуры проводились одной и той же сестрой, в одно и тоже время, в одной и той же кабине, в удобном для больного положении. Возникающий при этом определённый стереотип позволяет закрепить условно-рефлекторные связи, что положительно сказывается на лечении [1, 7, 16].

9. Установление основанных на взаимоуважении и взаимодоверии отношений между медицинской сестрой и врачом является одним из необходимых условий успешного лечения больных физическими методами и важнейшим элементом деонтологии применения физиотерапии в психиатрии. Совершенно недопустимо, чтобы медицинская сестра не соблюдала указанные в физиотерапевтическом рецепте параметры воздействия, критиковала назначение врача или самовольно отменяла применяемые больными процедуры. Как это ни парадоксально, но этим чаще всего грешит опытный персонал.

Врач, особенно начинающий, иногда может допустить ошибку. В этом случае медицинской сестре следует сообщить о ней врачу, и вместе они должны внести коррекцию в назначенное лечение. Надо во имя истины уметь признавать свои ошибки, поступаться в интересах больного самолюбием и собственной амбицией. Если же врач действительно принял решение о проведении физиотерапевтической процедуры при особых или необычных дозиметрических параметрах, то он, по мнению В. С. Улащика (1991), по аналогии с требованиями фармакопеи, выписывая физиотерапевтический рецепт, должен поставить восклицательный знак как символ того, что хорошо продумал своё назначение [1].

10. При лечении физическими факторами важное значение следует придавать психотерапии, потому что психоэмоциональное состояние заметно влияет на эффективность проводимого лечения. В этой связи ещё великие философы древности постоянно подчёркивали, что нельзя лечить тело, не врачуя душу, ибо тело и душа едины и неразделимы.

Физиотерапевтические методы активизируют или уравновешивают возбудимые и тормозные процессы, увеличивают их подвижность, благоприятно влияют на психику и мотивации, способствуют снятию утомления, повышают общий тонус, чем создают благоприятную почву для последующего применения различных методов психотерапии.

Как отмечали многие исследователи [1, 7, 15], наиболее эффективным способом устранения чувства тревоги, внутреннего напряжения, беспокойства, коррекции нарушений в индивидуальных психоэмоциональных реакциях психически больных в процессе назначения и проведения физиотерапии является разъяснительная или рациональная психотерапия. Беседы следует проводить систематически на протяжении всего курса лечения. В них важно констатировать положительные сдвиги в течении заболевания, достигаемые с помощью физических факторов.

Кроме этого, хороший психоэмоциональный фон для лечения психически больных физическими факторами создаёт пропаганда физиотерапевтических и психофармакотерапевтических знаний. Поэтому врачи должны осознавать, что без активной работы в этом направлении сохранять высокий авторитет упомянутых специальностей, достичь успехов в укреплении здоровья с помощью физиотерапевтических средств и создать нужную психоэмоциональную настройку больных на лечение физическими факторами вряд ли возможно.

11. Серьёзные проблемы возникают перед психиатрами и физиотерапевтами при внедрении новых методов лечения. Этот сложный процесс требует строгого соблюдения определённых и регламентированных правил, в т. ч. и деонтологических принципов, налагает особую ответственность на врачей. Многое здесь остается спорным. Ясно лишь главное — внедрение нового метода должно проводится лишь в тех случаях, когда имеются убедительные данные (экспериментальные и клинические) о его большей эффективности и других достоинствах по сравнению с известными методами. Практика же даёт немало примеров применения в лечебных или реабилитационных целях недостаточно обоснованных и плохо проверенных физиотерапевтических методов и методик [1, 18, 19]. И дело здесь, как нам представляется, не только в деонтологических нарушениях и профессиональных недостатках.

12. Деонтологическое значение имеет и профессиональная подготовка физиотерапевта. Только грамотному врачу, владеющему секретами специальности, будут доверять больные и медицинский персонал, что является необходимым условием успешного лечения. На развитие физиотерапии существенно влияют успехи физики и техники, достижения медико-биологической науки, клинических и смежных дисциплин. Более того, постоянную работу над собой, развитую профессиональную способность к неустанной учёбе и постоянному совершенствованию многие специалисты считают основополагающей чертой врачебного характера [1, 2, 19]. Ещё М. Я. Мудров в своё время подчёркивал, что во врачебном деле нет людей, закончивших свою науку [20].

13. Одним из важных деонтологических принципов является соблюдение врачебной тайны. Физиотерапевту нередко приходиться назначать процедуры больным с психическими расстройствами, с новообразованиями или оперированным ранее по поводу этой патологии. Иногда пациент не догадывается о своём заболевании, просит назначить ему процедуры, которые прежде вызывали улучшение состояния, но в настоящее время не показаны. В таком случае физиотерапевт должен осторожно и тактично убедить пациента в том, что в настоящее время более эффективен будет другой метод физиотерапевтического лечения.

14. Деонтологические аспекты в физиотерапии весьма разнообразны. Одним из них является общение с контингентом больных пожилого и старческого возраста, страдающих психическими расстройствами. Эта группа больных требует от врачей и всех медицинских работников большего внимания, терпимости и сострадания. Несомненно, при лечении такой категории больных требуются специальные знания особенностей применения физиотерапии в пожилом возрасте [7, 21, 22].

Проблемы деонтологии в физиотерапии далеко неисчерпаемы и можно лишь в настоящее время очертить их некоторые стороны, что и сделано в настоящей работе. Поднятые в ней вопросы деонтологического аспекта применения физиотерапии в психиатрии должны привлечь, как нам думается, к этим проблемам внимание как практических врачей, так и научных работников, что будет способствовать научной обоснованности отмеченных выше принципов, содействовать пропаганде данных дисциплин, улучшению качества психиатрической и физиотерапевтической помощи, а также повышению качества лечения указанного контингента больных.

Выводы. Таким образом, в доступной специальной отечественной и зарубежной литературе нам удалось найти освещение деонтологических принципов с учётом собственного накопленного клинического опыта, которые могли бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения. Однако и в представленном виде они, на наш взгляд, будут способствовать лучшему пониманию и усвоению основ использования лечебных физических факторов в современной медицине вообще и в психиатрии в частности, что в свою очередь приведёт к улучшению качества жизни психически больных и будет иметь определённый экономический эффект.

Бесспорно, деонтологический аспект, который мог бы отвечать общим современным принципам применения физиотерапии в психиатрии и использоваться при осуществлении данного вида лечения, требует дальнейшей доработки и уточнения.

Выражение признательности

Автор выражает особую благодарность и признательность заслуженному деятелю науки и техники Украины, профессору, доктору медицинских наук И. И. Кутько и профессору, доктору медицинских наук В. И. Маколинцу за конструктивные замечания, которые в значительной степени помогли сделать работу более понятной и уточнить многие аспекты.

  1. Улащик В. С. Актуальные вопросы деонтологии в физиотерапии // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1991. — № 2. — С. 67–70.
  2. Деонтология в медицине: В 2 т. / Под общ. ред. Б. В. Петровского. — М.: Медицина, 1988. — Т. 1: Общая часть. — 347 с.; Т. 2: Частная деонтология. — 412 с.
  3. Завилянский И. Я., Завилянская Л. И. Деонтология в психиатрии. — Киев: Здоров’я, 1979. — 128 с.
  4. Владзимирский А. В., Дорохова Е. Т. Этика и деонтология телемедицины // Новости фармации и медицины. — 2008. — № 13–14. — С. 21–22.
  5. Билибин А. Ф. Врачевание и некоторые принципы врачебной деонтологии // Клиническая медицина. — 1972. — № 6. — С. 142–145.
  6. Бродерзон Б. М. Деонтология в физиотерапии // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1979. — № 6. — С. 28–30.
  7. Оржешковский В. В., Парамончик В. М., Кузнецова И. Г. Деонтология в физиотерапии // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1986. — № 3. — С. 64–65.
  8. Петрюк П. Т. Основные принципы применение физиотерапии в психиатрии // Актуальные вопросы в психиатрической практике. — Полтава: Б. и., 1993. — Вып. 7. — С. 105–107.
  9. Петрюк П. Т.Основные современные принципы применения физиотерапии в психиатрии // Архів психіатрії. — 2004. — Т. 10, № 4. — С. 141–146.
  10. Медицинская этика и деонтология / Ю. А. Александровский, Л. О. Бадалян, А. Ф. Билибин и др.; Под ред. Г. В. Морозова, Г. И. Царегородцева. — М.: Медицина, 1983. — 270 с.
  11. Этика психиатрии: Сборник статей / Под ред. С. Блоха, П. Чодоффа; Пер. с англ. — Киев: Сфера, 1998. — 391 с.
  12. Сосин И. Н., Сосин И. К. Физиотерапия при психических заболеваниях // Клиническая физиотерапия: Справочное пособие для практического врача / И. Н. Сосин, Л. Д. Тондий, Е. В. Сергиени и др.; Под. ред. И. Н. Сосина. — Киев: Здоров’я, 1996. — С. 549–557.
  13. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными / Пер. с венг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Будапешт: Академия наук Венгрии, 1988. — 338 с.
  14. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология: Учебное пособие для мединститутов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Вища школа, 1988. — 186 с.
  15. Рожнов В. Е. Медицинская деонтология, психология и психотерапия. — М.: ЦОЛИУВ, 1975. — 36 с. — (Серия «Учебное телевидение»).
  16. Боголюбов В. М., Улащик В. С. Принципы современной физиотерапии // Клиническая медицина — 1984. — № 8. — С. 5–9.
  17. Черноруцкий М. В. Современный врачебный сборник. — Л., 1946. — С. 6–7.
  18. Улащик В. С. О недостатках и ошибках в исследовании и применения лекарственного электрофореза // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1987. — № 3. — С. 5–10.
  19. Улащик В. С. Общин принципы разработки методик лекарственного ультрафонофореза и их нарушения в практике // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 1988. — № 3. — С. 1–7.
  20. Мудров М. Я. Избранные произведения / Под ред. А. Г. Гукасян. — М.: АМН СССР, 1949. — 296 с.
  21. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. — М.: Медицина, 1989. — 208 с.
  22. Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном: Пособие по медицинской деонтологии. — 2-е изд. — Киев: Вища школа, 1978. — 176 с.

источник

1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. 3

2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 5

2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении. 5

2.2. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней. 8

2.3. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике. 10

3. Современные правила этики и деонтологии. 14

Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии.

В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества». Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

Россия оказалась сегодня втянутой в водоворот исторических катаклизмов — перехода из социализма к капитализму. Это касается не только экономических основ, но и нравственности целого народа. Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от многих ограничений к полной — увы, вплоть до анархической — свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных потерь. Маятник наших аскетических моральных устоев с формально провозглашенными равенством, братством, свободой, пройдя нулевую отметку, перешел в противоположную позицию вседозволенности, корысти, жестокости, безнравственности. Наверное, мы это испытание выдержим, но пока революционный поток смел наши представления о добре и зле, противопоставил нашу почти патриархальную ментальность жажде наживы, власти чистогана. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже обозначаются светлые новые ценности: права личности, права человека, который перестает быть лишь частицей целого, а начинает выступать как свободная и самодостаточная величина.
Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.
Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти — одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии. Для хорошего человека — это неограниченное пространство добра и сострадания, но не дай бог такую власть — корыстному и злому человеку!

Список литературы

1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.

2. http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология»

3. http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология»,

4. http://www.saminfo.ru «Некоторые проблемы медицинской биоэтики» Тельнова К.И., доцент СамГМУ

1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. 3

2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 5

2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении. 5

2.2. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней. 8

2.3. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике. 10

3. Современные правила этики и деонтологии. 14

Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии.

В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества». Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях.

источник

Медицина, обладающая богатым опытом помощи больному человеку, имеет определенную специфику, которая отличает ее от других видов человеческой деятельности. Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только уровнем чисто профессиональных знаний и умений медицинских работников. Специфика медицины заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного общения медперсонала с больным человеком. Поэтому моральные и нравственные качества медицинского работника имеют очень важное значение в его деятельности.

Прежде всего целесообразно вспомнить, что такое мораль и этика.

Мораль (от лат. «moralis» — нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» — нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. В каждой профессии есть свои деонтологические нормы и особенности. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon» — должное, «logos» — учение. Таким образом, деонтология — это учение о должном, а медицинская деонтологияэто совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, то есть правила поведения врачей и медицинского персонала, долг медицинских работников перед больными.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Деонтология как наука изучает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больным человеком, пациентом.

Медицинская этика рассматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение медработников с больным и его родственниками, медработников между собой, с обществом, положение и роль медицинского работника в социуме.

Таким образом, медицинские этика и деонтология изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

— медицинский работник – больной;

— медицинский работник – родственники больного;

— медицинский работник – медицинский работник;

— медицинский работник – общество.

Характеризуя далее эти аспекты, следует иметь в виду, что составляющие их положения пересекаются, так как характеризуют общечеловеческие ценности.

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например: канцерофобия — боязнь заболеть раком). Медицинскому работнику важно соблюдать в своей работе основной принцип медицины: «Прежде всего не вреди» – «Primum non nocere».

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностей психики. При общении с мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является умение добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, то допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками пациента с профессионально грамотным объяснением причин и сути возникших проблем.

1. Работа в отделении больницы или поликлиники должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение случаев, вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры, следует проводить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия, то их необходимо обсудить без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили. ». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным — они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны — не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Кроме того, у среднего и младшего медицинского персонала должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности.

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, и в случаи нужды, с готовностью помогает им словом и делом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9778 — | 7663 — или читать все.

источник

1. Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии. 3

2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. 5

2.1. Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении. 5

2.2. Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней. 8

2.3. Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике. 10

3. Современные правила этики и деонтологии. 14

Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем — взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Слово «мораль» происходит от латинского «тогьиз» и обозначает «нрав», «обычай». Мораль — одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин «этика» применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль — категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых — “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным . По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-» система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества». Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

В самых распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля — с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и другие. Нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения.

Длительный отрыв от семьи и привычной професси­ональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у них комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений услож­няется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных. Кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней постоянно приходит­ся иметь дело с соматогенными и психогенными нару­шениями. В тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своем состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболевани­ем, много неврозоподобных: на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за свое состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. У таких больных отмечаются различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто прихо­дится наблюдать у больных с гипертонической бо­лезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страда­ющих язвенной болезнью желудка и двенадцатипер­стной кишки.

Неврозоподобная симптоматика нередко маскирует клинику основного заболевания. В результате больные обращаются к специалистам различного профиля, однако облегчение от назначенного лечения наступает не всегда, что обостряет их невротическую и ипохондриче­скую настроенность.

При тяжелых декомпенсациях сердечной деятельно­сти, при циррозе печени и уремии могут развиться психотические состояния с галлюцинаторно-бредовыми переживаниями. Психотическое состояние может воз­никнуть и у соматических больных на фоне высокой температуры, обусловленной как осложнением болез­ненного процесса, так и присоединением инфекционного заболевания (чаще гриппа). В этих случаях можно наблюдать психотические состояния типа делирия, аменции и онейроида. Особого внимания заслуживает психотическое состо­яние у пожилых людей, страдающих гипертонической болезнью. На высоте подъема артериального давления у них могут возникнуть динамическое нарушение мозго­вого кровообращения, предынсультное состояние и инсульт. В клинической картине у таких больных в первую очередь отмечается нарушение ориентировки и сознания типа оглушения. Больные не ориентируются в окружающем, с трудом отвечают на поставленные вопросы, иногда у них появляются нарушения речи (стереотипные вопросы или повторение слов), развива­ется тревожно-беспокойное состояние.

Больные с соматогенными психическими нарушени­ями требуют особого внимания, так как, помимо помо­щи, обусловленной основным заболеванием, им необхо­димо проводить лечение по поводу вторичных неврозо-подобных или психотических расстройств. Следует помнить, что такие больные очень болезненно реагиру­ют даже на предложение проконсультироваться у пси­хоневролога, а некоторые считают это предложение оскорбительным. К многочисленным жалобам и прось­бам больных нужно относиться терпимо, проявлять психотерапевтический подход, который является для них одним из важнейших методов лечебного воздей­ствия. Свою психотерапевтическую тактику необходи­мо согласовать с лечащим врачом, выяснить, как лучше отвечать на различные просьбы таких больных, какие лекарства следует давать и т. д. Иногда многочислен­ные жалобы и просьбы больных остаются вне поля зрения лечащего врача, так как во время нахождения врача в больнице само его присутствие действует успокаивающе на больного, а ухудшение наступает во вторую половину дня и вечером. Ни в коем случае не надо говорить больным, что им следует полечиться у психоневролога или намекнуть им на их невротические расстройства. Это приведет к нарушению контакта с больным, обиде и жалобам с его стороны и даже усилению невротических расстройств теперь уже ятрогенного характера.

Психотические расстройства на фоне различных со­матических заболеваний чаще возникают в вечерние часы. Если возникнет подозрение о наличии их у больного, то за таким больным следует установить усиленное наблю­дение.

Особого внимания требуют больные с делириозным и онейроидным нарушением сознания, так как под вли­янием галлюцинаторно-бредовых переживаний они мо­гут совершать действия, опасные как для них, так и для окружающих. В таких случаях нужна срочная консуль­тация психиатра. Такое решение должен принимать дежурный (или лечащий) врач, явившийся на вызов медицинской сестры.

Больные с функциональными соматическими наруше­ниями невротического генеза обращают на себя внима­ние обилием различных жалоб: «грудь теснит», «колет в сердце», «резко учащается сердцебиение», «сердце работает с перебоями», «тяжесть в области желудка», «простреливающая боль в области живота», «затруднен выдох», «резь над лобком и частые мочеиспускания» и др.

В отличие от неврозоподобных соматогенно обуслов­ленных состояний при невротических расстройствах, помимо довольно часто отмечающейся личностной ре­акции в виде тревожной мнительности и эмоциональной лабильности, всегда имеются различные психогении. Они чаще бывают семейно-бытового, сексуально-личностного или производственного характера. Возник­новение их обусловлено тяжелыми для личности отри­цательными эмоциональными перегрузками. Возника­ющие невротические расстройства переносятся больны­ми не менее тяжело, чем различные соматические болезни. Больные обращаются к различным специали­стам, проходят тщательное клиническое и лабораторное обследование (ЭКГ, фонокардиография, рентгеновское и др.) в терапевтическом стационаре. При общении с такими больными врач должен быть особенно внимателен и соблюдать принципы психоте­рапии. На многочисленные жалобы он должен отве­чать, что болезненные расстройства постепенно исчез­нут при назначении соответствующего лечения. Больному необходимо разъяснить, что лекарственные средства назначаемые врачом, имеют положительное действие.

Мед. персонал должен знать, что разнообраз­ные психогении, волнение могут обострить не только имеющиеся невротические симптомы,но и скрыто прорекающие соматические патологические процессы. Необходимо всегда помнить о тесной взаимосвязи психического и соматического как единого целостного состояния организма человека в механизме развития болезненных расстройств.

Особого внимания заслуживают депрессивные нару­шения различной степени выраженности — от легкого угнетенно-подавленного настроения до выраженной депрессии. Во время этих состояний нередко возникают суицидальные мысли и попытки. При выявлении подоб­ных расстройств у больных врач должен немедленно провести с больным беседу направленную на укрепление веры больного в правильности и действенности назначенного лечения..

Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медицинского персонала исключительно велико. Все мысли и внимание хирур­гов, операционных и палатных сестер концентрируются на операционной, где происходит основная работа— хирургическая операция. В период операции практиче­ски прекращается непосредственный контакт между медицинским персоналом и больным и резко интенси­фицируется процесс слаженного взаимодействия между врачами-хирургами, анестезиологами, средним медицин­ским персоналом, обслуживающим операционную.

Если в операционной ведущая роль отводится врачам-хирургам и анестезиологам, то в предоперационный и особенно в послеоперационный период многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персона­ла. Многие хирурги совершенно справедливо утвержда­ют, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, т. е. соответствующий уход в послеоперационном периоде.

К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, послед­ствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности и др. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потли­вости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице и др. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», кото­рую охотно предоставляют больные, перенесшие опера­цию и, как правило, преувеличивающие все происшед­шее с ними.

О своем наблюдении за больным сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь посту­пивших больных, готовящихся к оперативному лече­нию. При подготовке к операции очень важно устано­вить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предсто­ящей операцией, успокоить, постараться изменить отно­шение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание, выдать свои секреты и т. д. После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными ослож­нениями могут возникнуть различные психические рас­стройства. Хирургическое вмешательство и вынужден­ный постельный режим могут вызвать различные нев­ротические расстройства. Нередко у больных на 2 — 3-й день после операции появляется недовольство, раздра­жительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние. У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредо­вых переживаний. Генез его сложный, преимуществен­но токсико-сосудистый. У больных, страдающих алко­голизмом, в послеоперационном периоде довольно ча­сто развивается алкогольный делирий.

Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Неред­ко психотические состояния развиваются в виде крат­ковременных эпизодов и легко купируются назначени­ем транквилизаторов и нейролептиков. Вопросы даль­нейшего лечения должен решать лечащий или дежур­ный врач с учетом всех обстоятельств.

Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного ново­образования. Они обеспокоены своей дальнейшей судь­бой, задают вопросы, злокачественная ли у них опу­холь, не было ли метастазов и т. д. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в даль­нейшем ничего не грозит. С такими больными необхо­димо проводить психотерапевтические беседы.

Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молоч­ной железы, ампутация конечностей и др.). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатиче­ской структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблю­даться медицинским персоналом.

При лечении больных с гинекологическими заболева­ниями возникает множество проблем интимно-сексуального, психологического, социального и этиче­ского характера, что существенно осложняет деятель­ность медицинских работников. При гинекологическом обследовании совершенно естественно проявление стыдливости у женщин, и к этому психологическому явлению нужно относиться с должным уважением. Для установления хорошего контакта с больными необходи­ма тактичность и осторожность при беседе и обследова­нии. Важно, чтобы медицинская сестра помогала врачу-гинекологу при проведении манипуляций, тем более если врач — мужчина. Это важно в социально-психологическом аспекте.

Во время менструального периода у женщин могут возникать тянущие боли в животе, в пояснице, неприят­ные ощущения в области половых органов. Генез их неясен, важная роль в их возникновении отводится вегетативно-сосудистым расстройствам. Нередко отме­чаются изменения и со стороны психики в виде повышенной раздражительности, напряженности, нервозности и даже угнетенно-подавленного настро­ения. У больных, страдающих неврозами и другими психопатологическими отклонениями, жалобы более многочисленны и разнообразны, иногда отмечается обострение основного заболевания (эпилептические пароксизмы). У девочек под влиянием длительно суще­ствующих психогений (различные конфликты семейно-бытового и личного характера) могут быть дисменореи. Тяжелые психические травмы могут вызываь у женщин аменорею. Нередко естественное наступление климакса вызывает у женщин вполне понятные психологические реакции: страх перед наступлением старости, страх потерять женственность, привлекательность и способ­ность к супружеской жизни. Однако обострение невро­тической и другой психопатологической симптоматики в период климакса отмечается преимущественно у лиц, склонных к невротическим и психопатическим реакци­ям, а также у пациентов, страдающих органическим поражением центральной нервной системы при наличии психогенных факторов. При благополучной семейной и супружеской жизни и отсутствии других психогенных факторов климакс протекает спокойно и не вызывает каких-либо психических нарушений.

Важной проблемой в гинекологии является фригид­ность. Причинами ее могут быть различные факторы: личностно-психологические особенности женщины, не­удовлетворенность семейной жизнью, неблагоприятные жилищные условия, мешающие нормальным супруже­ским отношениям, неправильная тактика мужа и т. д. Частой причиной служит боязнь забеременеть, алкого­лизм и агрессивность мужа, болезненные ощущения при половом акте и др.

Медицинские работники, достаточно хорошо знающие указанные выше особенности, могут успешно использовать эти знания при работе с больными. При этом должны соблюдаться соответствующий такт, вни­мательное и доброе отношение, располагающее к от­кровенности. Нередко медицинским сестрам женщины чаще рассказывают то, чего не говорят врачу. Полу­ченные при откровенной беседе данные способствуют более точной диагностике и выбору адекватного лечения.

Большая психотерапевтическая работа должна прово­диться с женщиной перед серьезными хирургическими операциями (ампутация матки, удаление яичника и т. д.). Необходима оценка личностных особенностей женщины, характера семейно-супружеских отношений. После этого важна беседа с больной в плане предсто­ящей операции и вселение в нее уверенности в благо­приятный исход. В послеоперационном периоде необхо­димо развеять необоснованность опасений женщины

что операция может лишить ее женской привлекатель­ности, повлиять на гармоничность супружеских отно­шений и половую жизнь. Возможность возникновения у больных психоневротических нарушений после хирурги­ческого вмешательства обязывает медицинских сестер вести длительную подготовительную работу.

Важную проблему в акушерско-гинекологической практике представляет страх перед беременностью. Следует объяснить молодым женщинам, что в насто­ящее время имеется большое число противозачаточных средств. Необходимо предупредить их, что возможное появление сосудисто-вегетативных побочных симпто­мов от приема противозачаточных таблеток (тошнота, угнетение аппетита, неприятный вкус во рту нежелательная полнота и др.) не приводит к нарушению здоровья.

Беременность и роды являются одной из актуальных психологических проблем, возникающих на жизненном пути женщины. При зачатии возникают опасения за судьбу будущего ребенка: будет ли он здоров, не смогут ли возникнуть какие-либо аномалии в его физи­ческом и психическом развитии и др. К концу беремен­ности возникает тревога, связанная с предстоящими родами (страх боли, опасения смерти от различных осложнений, боязнь возможных разрывов промежности и др.). Психические нарушения при беременности зави­сят прежде всего от свойств личности женщины, социально-бытовых условий и других факторов, о которых врач и медицинская сестра женской консульта­ции должны иметь определенное представление и про­водить соответствующую корригирующую психотера­пию.

Особенно сложные психологические переживания женщины возникают при беременности от внебрачной связи (предрассудки, проблема воспитания ребенка без отца и др.). Эти женщины требуют особого внимания работников женской консультации.

Формирование убеждения в благоприятном исходе беременности, ро­дов и дальнейшей жизни — гуманная и благородная задача врача и акушерки женской консультации и родильного дома.

Боль, которая возникает в процессе родов, всегда была одной из сложных проблем акушерства. По мнению многих исследователей, причиной ее является укоренившееся представление, что роды — это обяза­тельно сильная боль. В нашей стране в 20—30-е годы были разработаны психотерапевтические приемы по профилактике родовых болей. Психопрофилактическая подготовка к безболезненным родам строится на прин­ципах учения И. П. Павлова. Основной целью при подготовке безболезненных родов является устранение опасений беременных женщин, связанных с предсто­ящими родами. Для этого женщинам читаются лекции, проводятся курсовые, индивидуальные или групповые собеседования, демонстрируются кинофильмы о родах и т. д., показываются гимнастические упражнения по нормализации дыхания, способствующие расслаблению мышц. Кроме того, применяются различные методы психопрофилактики: аутогенная тренировка, рациональ­ная психотерапия, суггестивная гипнотерапия. Необхо­димо разъяснить женщине, что существенную помощь при родах она окажет себе сама, если будет выполнять все указания врача и акушерки.

— Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

— Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

— Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком.

— К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев
приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.
Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.
Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

— С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения — это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если
человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,
что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

— К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия — обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили . ”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

— Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным — они знают и слышат все — необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны — не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

— Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

— Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” — она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.

Россия оказалась сегодня втянутой в водоворот исторических катаклизмов — перехода из социализма к капитализму. Это касается не только экономических основ, но и нравственности целого народа. Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от многих ограничений к полной — увы, вплоть до анархической — свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных потерь. Маятник наших аскетических моральных устоев с формально провозглашенными равенством, братством, свободой, пройдя нулевую отметку, перешел в противоположную позицию вседозволенности, корысти, жестокости, безнравственности. Наверное, мы это испытание выдержим, но пока революционный поток смел наши представления о добре и зле, противопоставил нашу почти патриархальную ментальность жажде наживы, власти чистогана. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже обозначаются светлые новые ценности: права личности, права человека, который перестает быть лишь частицей целого, а начинает выступать как свободная и самодостаточная величина.
Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало.
Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, рождающиеся и базирующиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти — одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии. Для хорошего человека — это неограниченное пространство добра и сострадания, но не дай бог такую власть — корыстному и злому человеку!

источник

Название: Особенности медицинской деонтологии
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 10:44:53 07 октября 2006 Похожие работы
Просмотров: 9911 Комментариев: 9 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать
Читайте также:  Что такое физиотерапия для онкобольных